Искусство: другие виды искусства; tdris. Искусство: другие виды искусства; tdris Удмуртские узоры

Зооморфные мотивы

Охота и скотоводство с древнейших времен играли ведущую роль в жизни удмуртского народа. Оттого и зооморфные мотивы в его узорах представлены шире, чем космические и растительные мотивы.

Один из узоров, относящихся к этой группе, называется «азэн син» или «азэм син пужы». Эти названия являются метонимиями и означают выпученный или воспаленный глаз. Более поздний вариант этого узора - «кый син пужы» (узор «змеиный глаз»). Предшествовавшие ему два названия, по всей вероятности, являются результатом древней табуации. Сам орнамент фактически воспроизводит естественный узор на поверхности змеиной шкурки.

О стремлении удмуртов подмечать красивое в природе свидетельствует « ӝ акы пужы» или « ӝ акыё пужы» (узор «ронжа»). Северные удмурты крыльями ронжи вплоть до настоящего времени украшали передний угол избы. Образ ронжи часто употребляется в свадебных и лирических песнях.

Есть ряд узоров, в основу которых положены мотивы отдельных частей птичьего тела: крыльев, перьев и т. д.

Девушка в народных удмуртских песнях нередко сравнивается с улетающей птицей: «Лоб ӟ од, кошкод тылобурдопи сямен» («Встрепенешься, полетишь, словно дикой птицы птенец»). Именно такой смысл угадывается в принципе украшения девичьего свадебного платья - рубахи - узором « ӵö ж бурд пужы» - утиные крылья. Тот же узор используется па ушках «котырмач» - девичьей нарукавной вышивки. Основной рисунок «котырмач» выполняется узором «курег пыд» - куриные лапки.

Известны также узоры « ӟ азег пинь» - гусиные зубки, «юсь» - лебедь и «юсь пуз» - лебединое яйцо.

Птицы, названия которых мы перечислили, считались священными и употреблялись в качестве обрядовой пищи. Из названий этих птиц образованы многие древне удмуртские женские имена. Часть из них связана была с тотемистическими представлениями и приняла на себя функции наименований матриархальных родовых групп, узоры же, названные этими «птичьими» именами, служили своеобразными отличительными знаками, указывающими на родовую принадлежность того или другого индивида.

Такую же функцию, функцию тотемного или родового знака, наряду с чисто декоративной, выполняли, по всей вероятности, и узоры, являющиеся художественной переработкой реальных образов хищных птиц, например «душес пужы» (узор «ястреб»), так широко и ярко представленных в пермском зверином стиле. В древне удмуртской антропонимике названия хищных птиц известны как мужские имена. Отсюда можно предположить, что образы хищных птиц орнаментальными абстракциями стали намного позже, после того как в среде далеких предков удмуртов сложились и утвердились патриархальные отношения.

Среди узоров на «птичьи» мотивы немаловажный интерес имеет «у ӵ ы пужы» (узор «соловей»), К сожалению, время происхождения и бытовое назначение его выяснить покамест не удалось. Вполне возможно, что он возник позднее предыдущих.

Из узоров, являющихся стилизованными изображениями домашних животных, особый интерес представляет узор «валовало» (кони). Он связан был, видимо, с существовавшим долгое время культом коня и имеет весьма древнее происхождение. Об этом говорит сильная стилизация (геометрическая) и еще то, что узор является традиционным украшением свадебного платка - «дьыркышет». «Дьыркышет» являлся обязательной принадлежностью свадебного убора невесты. По форме он напоминает полотенце. Само полотенце символизирует дорогу. Полотенцеобразный свадебный платок с узором «вало-вало» означает, видимо, пожелание счастливого пути невесте.

Довольно широкое распространение имеет узор «такасюр» (бараньи рога). Его появление, как нам кажется, вызвано той ролью, которую играло это животное в материальной жизни и деятельности труженика-удмурта.

На первый взгляд очень странным кажется появление узора «ош кизям пужы» (мокрый след быка). Стилизация этого неэстетического факта вызвана, видимо, тем же, что и предыдущий. Кстати, бык также считался лучшим жертвенным животным.

До наших дней сохранились узоры, напоминающие насекомых, особенно тех, которых обычай не разрешал уничтожать. Суеверные удмурты так относились, например, к тараканам. Ибо, по их представлениям, уничтожение тараканов могло вызнать пожар. Нам думается, именно этот смысл вложен был в узор «торокан пужы» (таракан). Принцип стилизации его тот же, что и у узора «вало-вало». В том и в другом случаях ноги и изображаются квадратиками. Узор «торакан» обычно употребляется в вышивке.

Нами зарегистрирован также узор «карнан пужы». На русском языке его название означает «стрекоза».

К этой же группе можно отнести узор «зу пужы» (щетина). Рисунок его зигзагообразный. Этот узор считается самым простым. С него начинали учиться вышивать девочки-подростки. Им украшали они нагрудники. Но продукция эта, как правило, не имела практического применения.

Антропоморфные мотивы и отражение общественных отношений

В работах предыдущих исследователей об использовании антропоморфных мотивов в удмуртских народных узорах почти ничего не говорится. Автором этих строк зарегистрировано пять вариантов орнаментальных изображений человека. Определить время появления их в удмуртском народном декоративном искусстве весьма затруднительно. Однако подобные данные археологии известны давно. К ним относятся обнаруженные на шаньинских поселениях III-II веков до нашей эры женские глиняные статуэтки, свидетельствующие о существовании культа женщины-матери, и фигуры двух мужчин в военном снаряжении, высеченные на надгробных каменных плитах.

Один из антропоморфных узоров вышивки, который нами зафиксирован был в деревне Баграш-Бигра Малопургинского района, имеет много общего со стилизованными очеловеченными металлическими изображениями хищных птиц, восходящими по происхождению к эпохам ананышского и пьяноборского археологических культур. В современном изобразительном искусстве удмуртов подобные изображения называются «адями пужы» (узор «человек»).

В удмуртских письменных памятниках XVIII века зафиксирован термин «уар», соответствующий русскому «раб», «слуга». По преданию, такое прозвище - имя в далеком прошлом носил живший в одном из населенных пунктов нынешнего Алнашского района плененный чужеземец с черными курчавыми волосами. Его имя впоследствии стало фамильным названием Уваровых. Есть еще и другое произношение слова «уар» - «вар». Эта форма ныне сохранилась в названиях двух одноименных деревень Варавай Красногорского и Якшур-Бодьинского районов и Варали Можгинского района.

Перечисленные примеры позволяют понять забытое значение мелкого и мрачного, чаще черного цвета, узора «уар пужы». Среди крупных переливающихся всеми цветами радуги около него других узоров он является как бы подчеркнуто чуждым, но отнюдь не лишним элементом.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что в свое время «уар пужы» имел вполне определенное социальное значение: он был знаком раба. Это значение после соответствующего изменения в социальной структуре общества продолжало существование в силу инерции народной традиции и в конце концов приобрело, так сказать, чисто художественно-эстетическое значение. Точно так же, как знаменитые русские и удмуртские лапти, ставшие в наше время сувенирами.

Из этой группы узоров сравнительно легче раскрывается первичное (утилитарное) назначение узора «калмез пужы». Под термином «калмез» подразумевается существовавшее до образования удмуртской народности племенное объединение удмуртов, занимавших территорию вдоль реки Кильмезь (удмуртское название Калмез) и ее притоков.

Аналогичный русскому «крестику», этот удмуртский узор первоначально был, видимо, родовым знаком - тамгой. После образования племени стал их племенным, а впоследствии и знаком всего территориально-племенного объединения во главе с племенем калмезов. Оставивший многочисленные исторические легенды и предания этот союз мог возникнуть ввиду начавшихся территориальных споров между калмезами и древнемарийскими племенами в период присоединения Вятской земли к великому Московскому княжеству. Название «калнез пужы» сохранилось у южных удмуртов. На севере Удмуртии, где с испокон веков проживают потомки племени ватка, этот узор называется «кечат пужы» (перекрестный) или «кирос пужы» (крест). Последнее название является удмуртской формой русского термина «крест».

Мотивы предметов домашнего обихода

Один из узоров входящих в эту группу, называется «тэрег пужы». Терег - простейший вид берда. Узор является его стилизованным изображением. Он встречается только на женской нарядной одежде.

Узор «чаг возён» (светец) украшает белое холщовое верхнее женское платье, которое надевалось при свершении семейных и семейно-родовых ритуальных церемоний. Вышивается он на подоле платья и на «чаг возён кабачи»-на нагруднике. Нагрудник, украшенный этим узором, во времена первобытности, очевидно, был обязательным атрибутом хранительницы общинного очага.

На женском же нагруднике встречается узор «замоко» (замок). Его утилитарное назначение было такое же, какое имело когда-то узор «гадь котыртэм».

Узор «кырыж тыш» (стоптанные пятки) чаще встречается на одежде пожилых женщин и, насколько можно догадаться, указывает на возраст и на то положение, которое занимает владелица этой одежды в семье и обществе.


Узоры, названные по материалу вышивки и технике исполнения

Эта группа узоров - явление более поздних эпох. Названия им даны были по технике их исполнения после того, как узоры, утратив утилитарное назначение, стали выполнять чисто эстетические функции.

Один из таких узоров выполнялся золотыми нитками. Потому и он назывался «зарни пужы». Им украшали праздничную мужскую рубашку и свадебный шортдэрем (белая холщовая женская рубаха, платье).

Золотыми нитками вышивались узоры на «кабачи» (нагрудник), «йыр керттэт» (налобник), «куинь сэрего» (треугольный платок) и «дэрем шал» (подол платья). Однако в этих случаях орнамент менялся, и они не назывались «зарни пужы».

Наталья Суворова
Конспект НОД по декоративной аппликации «Украсим полотенце» с использованием ИКТ (удмуртский народный орнамент)

Конспект НОД по ОО «Художественно - эстетическое развитие»

в средней группе

Тема : Аппликация декоративная «Украсим полотенце » с использованием ИКТ

(удмуртский народный орнамент )

Цель : Формировать интерес к удмуртскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество .

Задачи :

Обучающие :

Совершенствовать умения создавать из квадратов разного размера и

цвета узорный элемент на прямоугольной заготовке;

Закрепить умение вырезать квадраты, соразмеряя их размеры.

Развивающие :

Развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к составлению элементов удмуртских орнаментов .

Интегрируемые образовательные области :

Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности :

Игровая

Познавательная

Продуктивная

Материалы к занятию :

Изделия народа Удмуртии ;

Образцы полотенец ;

Мультимедийный аппарат, ноутбук;

Презентация;

Три полоски бумаги разного цвета;

Прямоугольный, белый лист бумаги;

Кисточки для клея;

Салфетки;

Ножницы.

Формы работы : беседа, вопросы, ответы детей, показ способов работы с использованием ИКТ .

Ход занятия:

Занятие проходит в группе, которая украшена полотенцами с удмуртскими национальными узорами. Звучит удмуртская музыка . Дети входят в группу, их встречает Апай Наталля в удмуртском костюме .

Апай Наталля : Зечбуресь, пиналъёс? Здравствуйте, дети!

Дети (пиналъес) : Зечбуресь!Здравствуйте.

Апай Наталля : Доброе утро, я всем говорю,

Доброе утро, я людям дарю,

И улыбаются добрые люди

Видно слова они добрые любят.

Какие добрые, волшебные слова вы знаете?

Я думаю, мы будем чаще говорить такие слова друг другу. Сегодня мы будем

продолжать учить ушки внимательно слушать, язычок работать и верно

говорить, а мудрые головушки думать и еще много нового узнаем.

Ребята, в какой республике мы с вами живем?

Дети : В Удмуртии . (слайд2)

Апай Наталля : Люди, какой национальности проживают в Удмуртии ?

Дети : Удмурты , русские, татары, бесермяне. (показ на слайде3)

Апай Наталля : В нашей республике проживают люди разных национальностей, каждый народ носит свою национальную одежду, у каждого народа есть народные умельцы . (слайд 4)

Апай Наталля : Сегодня мы с вами посетим наш музей удмуртских народных умельцев . Красивые вещи создавали народные мастера- удмурты . Удмуртские народные мастера вышивали и ткали полотенца . Концы таких полотенец украшались орнаментами . Посмотрите, из каких элементов составлен орнамент ? (слайд 5)

Дети : Из квадратов.

Апай Наталля : Какого цвета квадраты,треугольники.

Дети : Красные, синие, черные.

Воспитатель : Элементы в орнаменте могут повторяться или чередуются друг с другом по форме или по цвету. Где расположен узор на полотенцах ? (показ полотенец из группы )

Дети : По краю полотенца .

Апай Наталля : Как расположен узор на полотенце ?

Дети : Квадраты наложены друг на друга.

Апай Наталля : На полотенцах обычно украшаются только концы . Вы хотите, поближе познакомится с народными умельцами народа Удмуртии ?

Дети : Да

Апай Наталля : Давайте все вместе попробуем украсить полотенца удмуртским народным орнаментом и отправим им посылку с сюрпризом - наши полотенца .

Апай Наталля : Давайте пройдем в нашу мастерскую (к столам) . Подготовим наши пальчики к работе, разбудим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в "замок"

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

Наши пальчики проснулись,

Потянулись, потянулись

И встряхнулись.

Апай Наталля : Молодцы, а сейчас давайте вспомним, из каких элементов состоит узор удмуртского народа ?

Дети : Из квадратов.

Апай Наталля : Что у вас лежит в тарелочках?

Дети : Полоски разного цвета .

Апай Наталля : Как из полосок получить четыре квадрата?

Дети : Надо сложить полоску на четыре части и разрезать.

Апай Наталля : Давайте возьмем полоску бумаги и сложим ее пополам, еще раз пополам и разрежем на месте сгиба и так все полоски . Какого цвета квадраты самые большие по размеру? (слайд 6)

Дети : Квадраты большие красного цвета.

Апай Наталля : Какие квадраты больше по размеру зеленые или черные?

Дети : Квадраты зеленые больше по размеру, чем черные.

Апай Наталля : Какой квадрат самый маленький?

Дети : Самый маленький черный квадрат.

Апай Наталля : Накладываем узор на полотенца в следующем порядке : на самый большой красный квадрат накладываем зеленый квадрат углами к сторонам к первой фигуры, затем наложим самый маленький черный квадрат. Где расположен узор на полотенце ? (слайд 7)

Дети : По краю полотенца .

Апай Наталля : Начинаем работать с клеем, клеить можно по-разному : два из них наклеивают по бокам нижней части силуэта, а третий – между ними выше, соприкасаясь нижними углами с двумя другими. (слайд 8)

Апай Наталля : Чья работа готова выставляем на мольберт. Итак, наши работы готовы. Ребята, чье полотенце вам больше понравилось и почему?

Дети : Мне понравилось полотенце Ани , Вани, потому что они выполняли аккуратно.

Апай Наталля : Давайте сложим свои работы в посылку. (Слайд 9 – посылка с почтальоном Печкиным)

Апай Наталля : А еще наш народ любит играть в веселые игры. Какие удмуртские народные игры вы знаете ?

Дети : «Водяной» (Ву-мурт, «Игра с платочком» (Шляпаен шудон) и др.

Апай Наталля : Давайте и мы поиграем.

Проводится игра с полотенцем .

Берется удмуртское полотенце , как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя, разворачиваясь вокруг своей оси, начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце , где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается . Выигрывает тот, у кого длин края больше.

Рефлексия :

Что нового узнали?

Какие новые слова?

Что вам было трудно при выполнении вашей работы?

Что бы хотели смастерить или сделать своими руками на следующем занятии?

Апай Наталля : Сегодня мы сделали еще несколько шагов в изучении истории родного края, культуры и традиций удмуртского народа .

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию «Полотенце и платочки» Цель: научиться рисовать полотенце и платочки Задачи: 1. Образование: o Изучить ритм o Подбирать точки разными кисточками o Гармоничные.

Добрый день,уважаемые коллеги!сегодня с детьми своей группы мы сделали групповую поделку -Лес словно терем расписной!дерево наше состояло.

Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит на лидирующие.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Цель: формирование у детей элементарных.

Удмурты — финно-угорский народ. Основным местом проживания является Удмуртская Республика и соседние регионы. Как славяне и другие народы, имеющие древнюю культуру и историю, до крещения удмурты были язычниками. Их язычество в некоторой степени отличалось от язычества центральной Руси, однако основные черты всех исконных верований схожи. После принятия христианства, язычество слилось с новой религией, образовав двоеверие, где до сих пор можно проследить стародавние верования и понятия, которые дошли до наших дней практически в неизменном виде.

Как же выглядит язычество Удмуртов? Каково их мировоззрение, какие существуют Боги, духи и как удмурты чтят своих божеств? Об этом мы и поговорим далее.

Мифологию удмуртов приравнивают к мифологии других финно-угорских народов. Для удмуртов свойственен дуалистический космогонизм, то есть вечное противостояния добра и зла, света и тьмы. Так же, как и во многих других языческих верованиях, мир делится на три составляющие: верхний, средний и нижний, или: мир Богов, мир людей и мир духов. Насчёт верховного божества возникают некоторые разногласия, но всё же большинство исследователей и сами удмурты склоняются к тому, что главным Богом их предков был Инмар . По другой версии, главным Богом считался Кылдысин . Согласно дуалистической философии, у Инмара есть противник, представитель тёмной силы — Керемет, Кереметь, Луд . Ещё одним очень почитаемым божеством считается Воршуд . Воршуд — это Бог семьи, Бог всего рода, помощник, хранитель домашнего очага.

В наше время именно Инмар считается главным Богом удмуртов. Инмар в чём-то схож со славянским . Инмар — это неперсонифицированное божество, которое зачастую не предполагает личности, а символизирует мироздание и небо. Как и Сварога (сварга — небо), имя Инмара можно перевести, как — небесное нечто. Так же Инмара сравнивают с высшим Богом других народов, который соотносится с ними и по схожести имени и по своим признакам: Ильма, Юма (прафинно-угорское божество) — Бог неба, воздуха, фин., кар. Ильмаринен, саам. Ильмарис, коми Ён и другими. Представления об этом божестве достаточно категоричны: Инмар — добрый Бог, творитель небес, земли, людей.

Кылдысин — один из высших Богов в пантеоне удмуртов. Кылдысин является божеством плодородия. Он покровительствует женщинам, роженицам, плодородию земли, растениям, животным и так далее. Важность этого бога сложно переоценить для народов, от плодородности почв, приплода скота и птицы, способности женщин рожать детей зависела сама жизнь. Исследователи предполагают, что «Кылдысин» происходит от древнего слова — кылдись — создающий, творящий, оплодотворяющий. Приставка «ин» вероятно произошла от древнего же слова — инь, которое означает самку, мать, женщину. Достоверно неизвестно, какое место занимал этот Бог в древности, но ближе к XX веку учёные зафиксировали его статус следующий после Инмара. Иногда Кылдысин осуществляет посредническую роль между Инмаром и людьми. Му-Кылчин/Кылчин-мумы считается земным двойником Кылдысина, обитает внутри земли, является покровителем земли и женского начала.

Самое большое количество сведений имеется о Воршуде (шуд вордысь). Воршуд или Воршуды — это охранитель людей, покровитель семьи, даритель счастья. Культ Воршуда также относят и к культу предков. Воршуд обитает в воршудном коробе, который имеется в каждом жилище или святилище — куале. В воршудный короб удмурты бросают различные жертвы и приношения, к примеру: серебряные монеты, беличьи шкурки, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальную посуду, кусок жертвенного хлеба, крупу, ветки деревьев и другое. В честь Воршуда устраиваются моления в самые разные дни и праздники, когда только это представляется возможным. Выглядит Воршуд по-разному, иногда это дух, который не имеет образа, иногда он изображается как гусь с серебряным клювом, бык с золотыми рогами, человекоподобный образ и другие. Воршуд имеет и множество имён. Так, например, исследователи уже успели найти около 70 имён одного и того же божества — покровителя дома, семьи и рода, среди которых, такие как: Можга, Бигра, Пурга, Какся, Боня, Вортча и т.д.

У северных удмуртов одними из высших Богов также считаются: Куазь, который является покровителем атмосферы, погоды и погодных явлений; Мудор — покровитель родовой территории; Инву — Бог небесных вод, небесной стихии, дождя.

Пантеон языческих богов удмуртов довольно обширен. Исследователи насчитывают около 40 духов и божеств, а также их строгую иерархию. Нюлэсмурт (лесной человек) Лудмурт (полевик, луговик), Вумурт, Вупуш (водяной) Толпери (дух ветра), Кыль (злой дух), Мыж (болезнь, порча), Чер (злой дух эпидемических болезней), Коркамурт (Корка кузё) — домовой, Гидкуамурт (Гид кузё, гидмурт) — усадебный человек или хлевник, Мунчомурт (Мунчо кузё) — банный человек, By мумы (мать воды), Пызеп мумы, Чупчи мумы (матери рек Пызеп и Чупчи), Вожо мумы (мать летнего и зимнего солнцестояния); Музъем мумы (мать земли), Пужмер мумы (мать инея и ветра); Ин мумы (мать неба), Шунды мумы (мать солнца), Толэзь мумы (мать луны), Гудыри мумы (мать грома) Инву мумы (мать небесной воды), Вукузё — водяной, Тэлькузё — леший, Ягпери — дух бора, Кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, а также многие другие.

У удмуртов было развито языческо-жреческое сословие . Существует оно и в сегодняшние дни. В число главных представителей входят: жрец — вӧсясь, заклинатель — утись, резник — парчась, знахарь — туно и тӧро. Тӧро — человек, который пользуется большим уважением и присутствует на всех церемониях, праздниках, обрядах, жертвоприношениях и так далее.

Главными служителями культа у удмуртов являются жрец вӧсясь и утись. Вӧсясь — человек, который молится. Обычно выбирается на 12 лет или даже пожизненно. Интересным фактом является то, что в качестве жрецов обычно выбирают рыжеволосых, как наиболее любимых богами. Обязательными атрибутами жреца являются: головной убор и берёзовые ветви, которые спускаются с плеч. Берёзе и берёзовым веткам в удмуртских верованиях уделяют особое внимание. Так, например, каждый, кто обращается к Богам, должен держать в руках или иметь на себе ветку берёзы. Утись — человек, который заклинает. У последнего имеются помощники, каждый из которых специализируется на определённом действии. Один закалывает жертвенное животное, другой следит за жертвенным костром и так далее. Заклинания, которые являются одновременно и общением с Богами, и прошением, и магическим обрядовым действом, называются — куриськоны. Кроме служителей языческой веры, существуют также Туно — могущественные колдуны, знахари, шаманы.

Жреческое сословие, кроме всего вышесказанного, делится ещё на два крупных и основополагающих рода. Одни молятся Инмару и делают это только днём, вторые жрецы молятся его антиподу Луду и делают это только ночью. Эти два рода вовсе не враждуют, не считаются белыми и чёрными, хорошими и плохими и так далее. Весь мир, по мнению язычников удмуртов, держится на обоих столпах в равной степени и не может существовать один без другого. Но всё же, представители двух жреческих родов стараются не пересекаться, а члены их родов никогда не вступают в перекрёстные браки.

Удмуртским капищем можно назвать специальный деревянный дом, который называется — Куала. Это ритуальная бревенчатая постройка с двускатной крышей. Обычно такой ритуальный дом находится во дворе у жреца или в лесу. Здесь проходят славления Богов, принесение жертв и другие мероприятия в определённые для этого дни. Кроме священных мест куала, существуют и другие святилища, например такие, куда по-традиции выбрасывают вещи умершего человека, где проводят обряд встречи весны, где приносят в жертву гуся, а также священные рощи (луд). Рощи состоят из, считающихся священными, деревьев, в число которых входят такие сорта, как: берёза, ель, сосна, рябина, ольха.

В язычестве удмуртов существуют идолы, которые изображают Богов и духов. Так исследователи находят древнейшие идолы, которые сделаны из дерева и даже из серебра.

Интересно и то, как представляли себе мир древние удмурты. Земля, согласно верованиям этого народа, держится на рогах священного подземного быка. Если бык стоит неподвижно, то в мире царит спокойствие и хорошая погода, если бык начинает двигать рогами, трясёт головой, то в мире наступают землетрясения и различные катаклизмы. Сам бык стоит на огромной рыбе, которая плавает в подземном море.

Удмуртская вера говорит о том, что не существует рая и ада (о чём говорит нам и славянская языческая вера). Есть мир людей (Явь, средний мир), мир, где живут духи или души умерших (Навь, нижний мир), а также мир, где обитают правящие Боги (Правь, верхний мир).

Язычество удмуртов, является гораздо более полным, чем язычество других народов, и подверглось уничтожению в меньшей степени. Попытки внедрения нового учения в языческие племена начались ещё в XIII веке, но первый зарегистрированный факт крестившихся произошёл только в 1557 году. Тогда Иван Грозный пожаловал привилегии 17 крестившимся удмуртским семьям. После этого всё как будто бы затихло, и язычество вновь вернулось на своё место. Новая попытка искоренить язычество была предпринята в XVIII веке. На этот раз она стала более успешной, однако такое позднее вливание нового учения позволило сохранить язычество удмуртов практически в первоначальном виде. И до сих пор в некоторых селениях проводятся языческие обряды, живут жрецы, возводятся святилища, чтятся священные рощи и приносятся жертвы семейным духам Воршудам. Такое удивительное явление в какой-то мере может пролить свет на забытые традиции и нашего собственного язычества.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покровско-Урустамакская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Научно-практическая конференция школьников

«Будущее начинается сегодня».

Исследовательская работа

по теме: «Симметрия в удмуртских орнаментах» .

Выполнила:

ученица 8 класса

Пронина Татьяна

Научный руководитель:

учитель математики

Бахтиярова М.А.

Введение

Орнамент. Искусство

Симметрия

Симметрия в удмуртских узорах

Удмуртское ткачество, костюмы

Геометрия в узорах. Цветовая гамма

Иллюстрации

Заключение

Список литературы

Введение.

В своей исследовательской работе я буду изучать удмуртское искусство, а точнее удмуртские орнаменты и традиции удмуртов.

Цель исследовательской работы: Изучить удмуртские орнаменты, и выяснить какие геометрические фигуры участвуют в их образовании.

Всегда удмуртские женщины славились непревзойденным искусством узорного ткачества и тонким художественным вкусом. Они хранили древние способы окраски пряжи, владели различной техникой ткачества – браной, закладной, многоремизной. Ткали даже на 32 ремизках, а это высшая матема-тика ткачества! Нельзя не восхищаться народным удмуртским костюмом, который справедливо считается одним из самых сложных и красочных нарядов Поволжья. Традиционным для удмуртов сначала было бело-красно-черное сочетание цветов, что впоследствии нашло отражение в государст-венных символах Удмуртской республики – флаге и гербе.

Из этого можно сделать вывод, что математика нужна всегда везде и во всем.


Орнамент. Искусство.

Орнамент – важнейший раздел прикладного искусства. Это художественное украшение, узор, характеризующийся ритмическим повторением и симметричным расположением изображаемых элементов. В мотивах орнамента отражаются самобытные, национальные черты, местные особенности, художественные традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Элементы, образующие орнамент, могут более или менее близко воспроизводить окружающую действительность – растительный и животный мир данной местности, различные предметы и т. д. Но обычно мотивы и образы реального мира подвергаются декоративному обобщению, переработке, стилизации. В течении сотен и тысяч лет вместе с историей и культурой народов складывались и развивались характерные черты национальных орнаментов, их основные комплексы, по которым можно сразу отличить орнамент одного народа от орнамента другого народа. Орнамент – один из самых древних искусств удмуртского народа. Наиболее самобытен орнамент в народном костюме. Для орнамента удмуртской вышивки характерно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего использовались: красный с черным, черный с серебром. У южных удмуртов чаще, чем у северных вышивка стала более полихромной они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовые цвета, в чем усматривается влияние соседних тюркоязычных народов. Названия орнаментальных мотивов были связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. История удмуртского орнамента уходит в далекое прошлое, ко времени происхождения самого народа.

Предки удмуртского народа украшали орнаментом глиняную посуду, бытовые вещи, оружие, наносили орнамент на металлически украшения женского костюма.

Удмуртский народный орнамент соединил в себе самобытные, присущие только удмуртскому орнаментному искусству, с элементами угорского, коми, булгарского, татарского, башкирского и русского орнаментов.



Симметрия.

Что такое симметрия? В переводе с древнегреческого языка это – соразмерность, неизменность, соответствие. Говоря о симметрии, мы часто имеем в виду пропорциональность, упорядоченность, гармоничную красоту в расположении элементов какого-то предмета. Симметрией в геометрии является способность фигур к отображению, при сохранении свойств и формы. В широком смысле фигура F обладает симметрией, если существует линейное преобразование, которое переводит эту фигуру в саму себя. В более узком смысле симметрией в математике называется зеркальное отражение относительно прямой с на плоскости или относительно плоскости с в пространстве. Преобразование пространства относительно плоскости с или прямой с считается симметричным, если при этом каждая точка М переходит в точку М" так, чтобы отрезок ММ" оказался перпендикулярен этой плоскости или прямой и делился бы ею пополам. В этом случае плоскость с называется плоскостью симметрии, прямая с – осью симметрии. Геометрические фигуры, например правильные многоугольники, могут иметь по несколько осей симметрии, а окружность и шар обладают бесконечным числом таких осей. К простейшим типам пространственной симметрии относятся:

зеркальная (порожденная отражениями);

центральная;

симметрия переноса.

Симметрия относительно оси называется осевой. Она предполагает, что если через каждую точку оси симметрии провести перпендикуляр, то на нем всегда можно найти 2 симметричные точки, расположенные на одинаковом расстоянии от оси. В правильных многоугольниках осями симметрии могут являться их диагонали или средние линии. В окружности оси симметрии - ее диаметры.

Симметрия относительно точки называется центральной. В этом случае на равном расстоянии от точки по обе ее стороны находятся другие точки, геометрические фигуры, прямые или кривые линии.

Герман Вейль высоко оценил роль симметрии в современной науке:

"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство".

Рис. 1. Плоская фигура, симметричная относительно прямой АВ; точка М преобразуется в М’ при отражении (зеркальном) относительно АВ.

Рис. 2. Звездчатый правильный многоугольник, обладающий симметрией восьмого порядка относительно своего центра.

Симметрия в удмуртских узорах.

В большинстве удмуртских узорах встречается как центральная, так и осевая симметрия. Рассмотрим на конкретных примерах:

В этих узорах присутствует центр симметрии. Также наблюдается осевая симметрия.

Итак, я привела четыре примера – это те удмуртские узоры, которые чаще всего встречаются у этого народа. Этих примеров достаточно для того, чтобы доказать, что в удмуртских узорах чаще преобладают центральная и осевая симметрия.

Удмуртское ткачество, костюмы.

Костюм:

В украшении предметов быта, орудий труда, жилища, старые традиционные мотивы, темы и приемы сохранялись без изменений вплоть до XIX в., а в украшении народного костюма в XVII в. произошел быстрый процесс замены металлических подвесок, накладок вышивкой. Постепенно явные преимущества вышивки – богатая цветовая гамма, широкие изобразительные возможности, более легких способ отделки костюма без приобретений дорогостоящих металлических украшений сделали ее с конца XVII в. основным средством украшений народного костюма. Русские исследователи XVIII – XIX вв., описывающие быт удмуртов, отмечают широкое использование вышивки в качестве украшения костюма. Современник П. С. Паллас отмечал, что удмурты «рубашки носят вышитые на воротнике и по плечам». Говорят, что наиболее старые вышивки исполнялись золотой и серебряной нитью (их носила зажиточная часть населения). Но кроме костюма, удмуртский орнамент применялся для украшения жилищ, бытовых предметов, орудий труда. Были довольно широко распространены резьба по дереву, орнаментация берестяной и деревянной посуды, художественное изготовление плетеных предметов из лыка, корней, бересты и прутьев.

Ткачество:

Наряду с вышивкой в XIX в. для украшения народного костюма широко используется художественное ткачество (ремизное, закладное, браное и на дощечках), известное удмуртам с давних времен. Наибольшее распространение получает браная техника тканья (слайд). Она позволила расширить усложнить геометрический рисунок, сделать орнамент более разнообразным, более художественным. Нередко тканый узор сочетался с вышивкой. В этом случае вышивка вносила какой-нибудь дополнительный мотив в рисунок орнаменты, обогащая общее композиционное построение. В удмуртском прикладном искусстве видное место занимает ковровое ткачество (слайд). Основа ковра обычно делалась из черных шерстяных нитей, по которой цветной, а часто и белой шерстяной нитью исполнялся геометрический или растительный орнамент. Обычно узор не покрывал всей поверхности основы, а как бы лежал на ней, это создавало объемность рисунка. Делались ковры и со сплошной застилкой основы. Они выглядели более красочными и богатыми по цвету. Такие ковры обшивались кистями. Техника изготовления ковров была аналогично браному ткачеству.

Старинным и более простым способом художественного ткачества у удмуртов было тканье на руках и на дощечках поясов и веревочек для лаптей (слайд).

В комплексе удмуртского народного орнамента особое место занимает бесермянский орнамент (слайд). В вышивке бесермян встречаются такие особенности, которых нет в вышивке ни северных, ни южных удмуртов: тонкое техническое исполнение особое подчеркивание контура орнамента, сочная расцветка.





Геометрия в узорах. Цветовая гамма.

Геометрия:

Техника вышивки этого периода имеет свои характерные особенности, резко отличающие ее от более поздних образцов. Это, прежде всего, относится к подаче орнаментного рисунка.

Рисунок орнамента представляет собой законченный комплекс из симметрично расположенных и повторяющихся геометрических фигур – треугольников, четырехугольников, ромбов, звездочек и др. Чаще всего употребляются приемы вышивки – гладь, косой стежок и стежок вприкреп. Узкие пояски ткались с поперечными и зигзагообразными полосами или с изображениями ромбов, прямоугольников, крестов. Бесермянский орнамент в основном геометрический, состоящий из ломаных линий, треугольников, зубчатых полос, прямоугольников, крестов, но в нем раньше появляются растительные мотивы. Широко пользовались удмурты и ремизным приемом узорного ткачества (слайд). Орнамент, исполненный этим техническим приемом, получается линейный. Из пересекающихся более выпуклых, чем основная поверхность, линии образуются различного размера, прямоугольники, которые своей компоновкой создают рисунок, равномерно повторяющийся и плавно переходящий из одного в другой. Ярким цветным орнаментом удмурты украшали варежки и чулки (женские и детские). На коричневом или белом фоне вязался белый или цветной узор из шести- и восьмиконечных звездочек, розеток, параллельных прямых и зигзагообразных линий.

Цветовая гамма:

Для вышивки XVIII в. характерна определенная цветовая гамма. Основным, доминирующим цветом орнамента был красный, а другие цвета – синий, голубой, черный, светло-зеленый и желтый, употреблявшиеся для создания орнаментного рисунка, лишь подчеркивали красный цвет, придавали свежесть и яркость всему узору.

Заключение.

В костюмах и различных изобретениях южных и северных удмуртов встречаются геометрические фигуры такие, как квадрат, ромб, звезды, пересекающиеся и параллельные прямые. И у тех и у других удмуртов орнаментальных мотив отличается, также отличаются сочетания цветов. Я выяснила, что в удмуртском орнаменте встречается центральная и осевая симметрии.

Современное узорное ткачество и ковроделие удмуртов развиваются в двух формах. С одной стороны, это домашнее традиционное ткачество деревни, связанное с национальным бытом. С другой стороны, это предприятия художественных промыслов, организованные в послевоенный период.

Покрывала фабрики не повторяют старые образцы, но с народными узорными тканями удмуртов их роднит принцип членения декоративной плоскости и радостный, обычно яркий, насыщенный цвет. Он взят в контрастных сочетаниях: черный с оранжевым и желтым, красный с белым и синим. Фактура покрывала очень разнообразна – сочетание гладкой плоскости с рельефной структурой переплетений. Клетки покрывал крупные, более декоративные, большую роль в композиции играет кайма с обильной бахромой. Здесь ярко ощущается связь с народным многоремизным удмуртским ткачеством. Прекрасные традиции, выработанные удмуртскими мастерицами прошлого, не должны быть забыты. Образцы узорного ткачества, отличаясь неповторимым художественным своеобразием, должны служить источником вдохновения для мастеров современного удмуртского декоративного

текстиля.

Список литературы.

1. К. Климов. «Удмуртское народное ткачество». 1979г.

2. Удмуртский республиканский краеведческий музей. «Удмуртский

народный орнамент». 1964г.

3. Князева Т. «Памятники отечества». 1980г.

4. Молчанова Е.Н.«Удмуртский народный костюм», 2001г

5. Мамонтов А.В. «Италмас»

6. «Государственные символы Удмуртской Республики» , 1994г

Юнусов Никита

в данном докладе описаны виды орнаментов, а также вы найдете описание удмуртского национального орнамента

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Балезинская школа-интернат»

Школьная практическая конференция

Доклад на тему:

Подготовил:

обучающийся 9 класса Юнусов Никита

Руководитель:

учитель математики Яковлева М.В

село Балезино - 2016

Орнамент – важнейший раздел прикладного искусства. Это художественное украшение, узор, характеризующийся ритмическим повторением и симметричным расположением изображаемых элементов. В мотивах орнамента отражаются самобытные, национальные черты, местные особенности, художественные традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Элементы, образующие орнамент, могут более или менее близко воспроизводить окружающую действительность – растительный и животный мир данной местности, различные предметы и т. д. Но обычно мотивы и образы реального мира подвергаются декоративному обобщению, переработке, стилизации.

В течение сотен и тысяч лет вместе с историей и культурой народов складывались и развивались характерные черты национальных орнаментов, их основные комплексы, по которым можно сразу отличить орнамент одного народа от орнамента другого народа. Вместе с тем племена, народности и нации жили в далеком прошлом и живут сейчас не изолированно друг от друга. Экономические и культурные контакты между народами накладывают определенный отпечаток на культуру каждого народа, обогащают ее. Заимствование культурных ценностей, в том числе орнаментных мотивов и комплексов, делается не случайно. Народ отбирает те элементы, которые больше всего отвечают его эстетическим вкусам, дополняют и расширяют его собственные национальные мотивы.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте.

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. Цель орнамента определилась - украшать. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Существуют четыре вида орнаментов:

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Геометрический орнамент.


К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

У многих этнографов сложилось убеждение, что всякий геометрический орнамент произошел путем последовательного и постепенного упрощении зооморфных, реалистических или стилизованных изображений. Что процесс обязателен и составляет одну из закономерностей развития народного орнамента.

Рассматривая удмуртский национальный костюм отчетливо прослеживается геометрический орнамент.

Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины, почти вся была домашнего производства. Можно выделить несколько вариантов – северный, южный. Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник без грудки. На северных удмуртов значительное влияние оказал русский север. Праздничная одежда северных удмуртов изготовлялась из отбеленной домотканины, украшалась вышивкой.

Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы – платки, шапочки, повязки и др. - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п.

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе. Головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки (укотуг, тятяк). Налобная повязка женщин (йыркерттэт), в отличие от девичьей, украшалась по нижнему краю бусами и монетами. Налобные повязки носились в сочетании с головным полотенцем (чалма, йыркышет), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружев.

Берестяная основа айшона обшивалась холстом или кумачом и спереди украшалась монетами, бусами, бисером. Поверх айшона надевался сюлык. Он представлял собой белый квадратный холст с вышитым или аппликативным узором.

Мужская одежда удмуртов практически не отличалась от одежды русских крестьян: это была рубаха-косоворотка, сшитая из белого холста, позже – из мелкой клетчатой домотканины, штаны (эрезь) из полосатой домотканины темных тонов, по своему покрою приближенные к фабричным брюкам. Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники.Большую роль в мужском костюме играли пояса: из сыромятной кожи с медной пряжкой, тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток.

На руках женщины носили металлические браслеты (поскес) и запястья (суйпос). Поскес и суйпос встречались двух видов: широкие, со вставленными в них цветными камнями, и узкие, сплошь украшенные насечкой из растительного орнамента. Браслеты делались также из нанизанных на нитку раковин (йырпинь) и крупных стеклянных бус (кивесь). Из шейных украшений наиболее широкое распространение получили качек и лага, бусы (чыртывесь).

Женщины-удмуртки носили чулки (чуглэс), сшитые из толстого белого или цветного холста, а также связанные из шерсти и портяных ниток. К чулкам прикреплялись завязки, при помощи которых чулки подвязывались под коленками.

К одним из древних видов удмуртского народного искусства относится орнамент. Наиболее самобытен удмуртский традиционный орнамент в народном костюме.

Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов.

Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров.
Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели своё название: крылья утки, след курицы... Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже встречаются жёлтый и зелёный цвета. В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и его устройстве, мечты о гармонии с природой.

Узорное ткачество южных удмуртов отличается значительно большей многоцветностью и разнообразием орнаментальных мотивов по сравнению с северным. Их узоры во многом схожи. Однако в южных геометрический орнамент крупнее, силуэты отдельных фигур проще в контуре, ослабевает графическая четкость. Узоры выглядят живописнее и шире. Для южных удмуртов характерны синие, желтые, красные, оранжевые цвета.