Хорь и калиныч кто больше нравится. Сочинение на тему: Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча в рассказе Хорь и Калиныч, Тургенев

В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев изображает два противоположных типа крестьян, чаще других встречающихся в жизни.

Хорь — человек умный и практичный; он умеет устроиться в жизни. Хорь понял, что чем дальше от барина, тем лучше; поэтому он выпросил себе позволение поселиться в лесу на болоте. Здесь он начал торговать «маслишком да дегтишком» и разбогател. Однако Хорь не желал откупиться от барина потому, что по его мнению, жить за барином выгоднее: «попадешь совсем в вольные люди, тогда кто без бороды живет (т.е. всякий чиновник).

Практичность Хоря видна и из того, что он не обучает своих сыновей грамоте, хотя и сознает пользу ее. Он знает, что грамотных тотчас возьмут на барский двор, и тогда его дружная семья расстроится. Как и все мужики, Хорь смотрит на женщин с презрением. «Бабы — народ глупый, — говорит он: что их трогать? Такими пустяками занимаются. Не стоит рук марать».

Хорь также не обращает внимания на чистоту и опрятность в доме. Но эти мелкие недостатки не заслоняют величавой, достойной уважения фигуры Хоря. По своему трудолюбию, хозяйственным знаниям и опытности он стоит гораздо выше своего барина. Из рассказа прямо вытекает заключение, что такого человека нельзя лишать свободы, а между тем во времена крепостного права помещик легко мог разорить его хозяйство, оскорбить, унизить и даже продать другому помещику.

Калиныч, по определению Тургенева, «идеалист-романтик». Он обладает восторженным, мечтательным характером и поэтому не любит заниматься хозяйством. Все свое внимание он обратил на изучение природы. Он умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, может выгонять червей из ран; пчелы у него не мрут, «рука легкая». У Калиныча доброе, нежное сердце. Он ко всем людям относится с любовью, за своим барином — помещиком Полутыкиным — ухаживает, как за ребенком.

«Уж ты его у меня не трогай» (т.е. не осуждай), — говорит он про своего барина другу своему Хорю. — «А что ж он тебе сапогов не сошьет?», — возражает Хорь. — «Эка, сапоги! На что мне сапоги? Я мужик», отвечает Калиныч. Но Полутыкин нисколько не ценил восторженной, бескорыстной привязанности к нему Калиныча и на вопрос автора, какого мнения он о Калиныче, Полутыкин холодно отвечал: «усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мною на охоту ходит … Какое уж тут хозяйство, посудите сами». Таким образом, Полутыкин ценил крестьян постольку, поскольку они занимались хозяйством и давали барину более дохода.

В лице Калиныча Тургенев изобразил ту сторону природы русского человека, благодаря которой в прежнее время вырабатывались типы покорных и преданных дядек и нянек. В прежнее время происхождение этих типов объясняли снисходительным отношением помещиков к крепостным, но Тургенев ясно показывает нам, что эти типы — порождение гуманной, любвеобильной природы простого народа.

В январе 1847 года в журнале «Современник» был опубликован очерк из народного быта «Хорь и Калиныч», который неожиданно для автора и некоторых членов редакции имел большой успех у читателей. В двух крестьянских характерах представил главные силы нации. Практичный Хорь и поэтичный Калиныч - крепостные, зависимые люди, но рабство не превратило их в рабов; духовно они богаче и свободнее жалких полутыкиных. Вдохновленный успехом, Тургенев пишет другие рассказы. Вслед за «Хорем и Калинычем» они печатаются в «Современнике». А в 1852 году « » впервые выходят отдельным изданием.

В этой книге Иван Сергеевич выступал как зрелый мастер народного рассказа, здесь определился своеобразный антикрепостнический пафос книги, заключавшийся в изображении сильных, мужественных и ярких народных индивидуальностей, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.
Большую роль играет тургеневский рассказчик как объединяющее начало книги. Он - охотник, а охотничья страсть, по Тургеневу, вообще свойственна русскому человеку; «дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить… по болотам да по лесам, с утра до вечера». На этой общей для барина и мужика основе и завязывается в книге Тургенева особый, открытый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа.

Повествование от лица охотника освобождает Тургенева от одностороннего, профессионального взгляда на мир. В книге сохраняется непреднамеренная простота устной речи. Авторские творческие усилия в ней остаются незаметными, возникает иллюзия, что это сама жизнь являет нам яркие народные характеры, изумительные картины природы.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

Средняя оценка: 3.9

«Хорь и Калиныч» - первый рассказ цикла «Записки охотника». И.С. Тугренев в этом рассказе дает описание нравов, быта, людей и жизненного уклада одного из провинциальных уголков России. В этом рассказе И.С. Тургенев опровергает сложившееся о крестьянах мнение о том, что они не способны к дружбе, не могут рационально вести хозяйство, не замечают красоты окружающего мира. Автор использует хорошо известный в литературе прием сопоставления. Нежная дружба связывает двух совершенно разных людей – Хоря и Калиныча.
Первый, Хорь, – крепкий хозяин, умеет поставить дело так, чтобы оно приносило радость и прибыль. У него большая семья, где царят лад и достаток. Тургенев сравнивает своего героя с Сократом, с Петром Первым, подчеркивая недюжинный ум и удивительную смекалку крестьянина: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях». Хорь – человек, чувствующий свое достоинство, рационалист. Он ближе к людям, к обществу.
Калиныч, второй персонаж, – совсем другой. Он - мечтатель, поэтическая натура, человек веселого нрава. Он ближе к природе, часто ходит с барином на охоту. Идеалист и романтик, Калиныч не любит рассуждать и всему верит слепо.
Такие разные, приятели гармонично дополняют друг друга. Между ними не бывает конфликтов, они уважают взгляды и принципы друг друга. И. С. Тургенев наблюдает их встречу: «Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал для своего друга, Хоря. Старик радушно его приветствовал». Независимость, стремление к свободе, мягкость и поэтичность Калиныча дополняют и продолжают прагматизм, рациональность и оседлость Хоря. Песня, которую они поют вместе в конце рассказа, обнажает души простых крестьян, то, что их крепко связывает друг с другом. Хорь и Калиныч – это воплощение богатства души, одаренности России, надежда на будущее.

«Хорь и Калиныч», как и весь цикл «Записки охотника» Тургенева, - гимн русскому человеку, глубокое исследование народной души. Условно в этом отзыве мы разделим очерк на композиционные и смысловые части, первая из которых играет роль экспозиции. Это размышление о «разнице между породой людей» в двух российских губерниях, Орловской и Калужской, дополненное точным описанием быта простых людей, их занятий и внешних отличий. На малом отрезке текста автору удается с помощью нескольких штрихов запечатлеть природу и ландшафт, заметив при этом, какая дичь привлекает здесь заядлого охотника.

От общего суждения Тургенев переходит к частным проявлениям «породы», но прежде перед читателем предстает русский барин - «мелкий помещик Полутыкин». Авторский интерес к нему отнюдь не случаен: этот господин вызывает искреннее расположение, но не обладает теми качествами, которые привлекают исследователя людских душ, а значит, невольно сравнивая второстепенного героя с центральными персонажами, читатель поймет главные, самые важные мысли, воплощенные в рассказе.

В помещике нет естественности и непосредственности, о чем автор не говорит прямо, зато приводит примеры, которые ясно выражают ироничное отношение к нему рассказчика.

Если господин стремится во всем к вычурности и оригинальности, то его крепостной мужик Хорь, напротив, старается быть ближе к природе. Усадьба мужика находится посреди леса, в доме «ни одна суздальская картина» не портит первозданной прелести бревенчатых стен; гостей здесь угощают простой и сытной снедью. Все сыновья Хоря - «молодые великаны» - напоминают богатырей из русских былин. О самом же хозяине лесных теремов читатель узнает сначала от Полутыкина. «Он у меня мужик умный»,- говорит помещик, и эта характеристика служит одним из ключей к образу Хоря. Природный ум, хозяйская хватка, смекалка, умение разбираться в людях - все эти черты персонажа привлекают рассказчика.

На первый взгляд кажется, что Калиныч - другой крепостной мужик Полутыкина - ничем не похож на зажиточного и благополучного Хоря. Даже внешне Калиныч отличается от своего друга. Различен быт этих людей, различаются их занятия, манера поведения. Один рационалист, прагматик, материалист, второй - восторженный романтик, идеалист. Хорь находит взаимопонимание и с барином, и с «прочими властями», живет в достатке; Калиныч, напротив, благоговеет перед господином, ходит в лаптях, довольствуется малым. Первый, как замечает автор, «ближе к обществу», тогда как другой - к природе.

Умный и проницательный Хорь по-доброму подтрунивает над своим другом, укоряя его в слепой покорности барину, в отсутствии практичности, но никогда не ставит себя выше Калиныча. Рассказчик обращает внимание и на то, что Хорь презрительно относится к женщинам, а у Калиныча прежде была жена, «которой он боялся». Этот добряк не может обидеть даже самое беззащитное существо, поэтому ему покорны пчелы и лошади, ведомы тайны лесных земляничных полян. Наверное, Хорь чувствовал, что, общаясь с ним, он и сам приближается к природному миру.

Их дружба основана на глубоком внутреннем родстве и взаимной симпатии. Они так гармонично дополняют друг друга, что возникает их неразделимая и нерушимая связь.

Наиболее проникновенный эпизод очерка - пение под балалайку. Именно здесь духовное единение двух мужиков проявляется наиболее полно и ярко. Живая и открытая душа русского человека восприимчива к музыке, незатейливые слова народной песни заставляют «разжалобиться» не только романтичного Калиныча, но и рационалиста Хоря. И читателю становится ясно: все их отличия вызваны лишь проявлением человеческой индивидуальности, а сближает их тот «русский дух», что впитали они от самой земли, от естественной среды, в которой живут. Такие разные люди - две грани национального характера, сложного, но цельного, загадочного, неповторимого и самобытного…

В композиции очерка большое значение имеет конкретный хронотоп. Для автора важно выстроить повествование таким образом, чтобы, не прерывая действия, перенести читателя в мир русской деревни, сделать миниатюрные, но очень выразительные пейзажные зарисовки.

Является одним из самых известных произведений автора, входящих в цикл его рассказов «Записки охотника». Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, именно с этого рассказа, опубликованного в 1847 году в журнале «Современник», и начался цикл. Рассказ размещался среди объявлений о продаже различных хозяйственных вещей, в разделе «Смесь», и по первым строкам вполне соответствовал практической направленности этой части журнала.

Автор сравнивал особенности развития хозяйства крестьян Орловской и Калужской губернии. Но важнее было восприятия этого быта и крестьян автором. Проявлявшийся в каждой строчке его пытливый и наблюдательный ум, симпатия к простому человеку, поведения героев, их манер, речи, привычек, взглядов на жизнь - всё воспринималось читателем тех лет как нечто новое, ценное, прогрессивное. И это вторая и главная причина, почему рассказ «Хорь и Калиныч» стал визитной карточкой всего цикла рассказов писателя. Много в этом рассказе познавательного.

Автор сообщает нам, что, по его наблюдениям, уровень жизни калужского крестьянина куда выше, чем орловского. Для примера он рассказывает историю жиздринских крестьян г-на Полутыкина - Хоря и Калиныча. Он рассматривает их как по отдельности, по мере знакомства с ними, так и в сравнении. Эти мужики давно дружны между собой, но при этом полностью различны по характеру и своим увлечениям.

Хорь - оброчный мужик, сумевший отделиться со своим хозяйством от всего остального крестьянского двора и разбогатеть. Он сознательно не желает выкупать себе свободу и исправно раз в год платит немалую сумму оброка барину. На вопрос рассказчика, почему он не откажется от такой зависимости, отвечает уклончиво. Смотрит на собеседника внимательно, иной раз отшучивается, зато сам задаёт много вопросов про житьё-бытьё барина. Рассказчик делает вывод, что перед ним человек себе на уме. Внешне Хорь мужик мощный, крутолобый, как Сократ.

Калиныч гораздо больше, чем Хорь, уделяет внимание их общему помещику Полутыкину, помогая ему на охоте в ущерб собственным хозяйским делам. И несмотря на то, что он держит в чистоте и порядке свою пасеку, на остальные дела у него остаётся совсем мало времени. Да и во внешнем облике Калиныча сказывается отсутствие личных амбиций. На ногах у него круглый год лапти, и даже в праздники он, в отличие от Хоря, не надевает сапог. В то же время именно его простота приходится по душе охотнику. Он видит в Калинче добродушного лирика, хорошо чувствующего понимающего и людей и окружающую природу.

Когда между рассказчиком и героями заходит разговор о том, кто чем живёт и что на своём веку видел, Калиныча интересуют именно те подробности в рассказе охотника, которые связаны с природой, архитектурой и нравами людей других стран. А вот Хорь интересуется чисто практическими вопросами бытового устройства жизни общества и государственного строя. Есть и другая разница. Хорь безграмотен. У него много детей, но только один из них умеет читать. Калиныч одинок и не имеет детей. Но знание грамоты помогает ему лучше понимать некоторые вещи в жизни и расширяет его кругозор.

Сюжет произведения строится вокруг общения рассказчика в основном с тремя героями рассказа - Хорем, Калинычем и г-ном Полутыкиным. Невольно сравнивая этих персонажей, приходишь к выводу, что простые крестьяне куда ближе к природе и естественным, ненадуманным вопросам бытия, чем их хозяин. Полутыкин, хоть и является, по словам автора, отличным человеком, всё же часто чудит: то начинает ухлёстывать за богатыми барышнями из округи, а потерпев неудачу, жалуется о своей «беде» всем соседям. То задаривает родителей несостоявшихся невест кислыми персиками. Везде и всюду рассказывает один и тот же совершенно не весёлый анекдот. А повара своего заставляет менять естественный вкус традиционных блюд. Словом, праздная жизнь портит его натуру.

Произведение заканчивается описанием трогательного прощания охотника со своими новыми приятелями-крестьянами. Концовка довольно лаконична. Она намечена несколькими штрихами, детализирующими образ самого обаятельного героя рассказа Калиныча. Рассказчик, глядя на небо, предвещает, что назавтра будет хорошая погода, а Калиныч, хорошо знакомый с народными приметами, возражает ему. Говорит, что утки плещутся и трава очень сильно пахнет, стало быть, ясной погоды не жди. И всё же он долго и с видимым удовольствием глядит на вечернюю зарю.

В рассказе есть доля романтизации крестьян. Но всё же произведение можно назвать реалистическим. Оно является предвестием будущих творений русских писателей о буднях, заботах и проблемах простого народа.

  • «Хорь и Калиныч», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева