Как выглядит икона почаевской божьей матери. Икона божьей матери «почаевская

Чудотворные образы наших небесных заступников представляют собой бесценное достояние православного мира. К ним идут с молитвой миллионы людей в надежде на помощь. Особое упование возлагают христиане на Пресвятую Богородицу, милости которой позволили многим верующим выстоять в сложных жизненных ситуациях. Зная, в чём помогает Почаевская икона Божией Матери, люди едут к ней сотни и тысячи километров, чтобы помолиться.

Этот образ Пресвятой Девы - один из немногих, который почитают во всём христианском мире как православные, так и католики . Дорога к нему ведёт на запад Украины в город Почаев на Тернопольщине, где расположена Свято-Успенская Почаевская лавра - один из крупнейших православных монастырских комплексов. Именно в его стенах более 400 лет пребывает и являет чудеса знаменитая икона Богородицы Почаевской.

Предание гласит, что после захвата Киева Батыем уцелевшие иноки покинули Печерскую обитель и, скрываясь от татарских преследований, подались в иные края. Двое из них остановились у подножия поросшей лесом Почаевской горы, где вырыли себе пещеру и проводили время в молитвах. Однажды один из них решил взойти на вершину горы и, достигнув её, был сражён чудесным явлением.

Перед ним в языках яркого пламени стояла на камне Пречистая Дева. Монах позвал своего собрата посмотреть на дивное видение. Ещё одним свидетелем феномена оказался находившийся поблизости пастух. Вся троица на коленях прославила Всевышнего. Когда Богоматерь исчезла, они увидели, что на камне, где она стояла, остался оттиск её правой стопы. В нём всегда находится целебная вода, уровень которой не убывает и не перехлёстывает через край. С этого места, над которым сегодня возвышается Успенский храм, и началось возведение Почаевского монастыря.

Сувенир из Константинополя

В 1559 году по пути из Константинополя в этих краях оказался греческий митрополит Неофит . По чьей-то рекомендации он остановился у владелицы окрестных земель дворянки Анны Гойской. В знак благодарности за гостеприимство Неофит одарил помещицу древней иконой Матери Божьей с Младенцем, которую взял с собою как родовую заповедную святыню в благословение на дальнюю дорогу.

Спустя какое-то время прислуга Гойской стала замечать, что от стоящей в её молельне иконы исходит какой-то необычный свет. Не отличавшаяся религиозным рвением помещица не придавала этому значения, пока подаренный образ не пришёл в её сны. Она поставила перед образом неугасимую лампаду и начала молиться о прозрении слепого от рождения брата Филиппа Козинского. И случилось первое из явленных Святым Ликом на Руси чудо - молодой человек впервые увидел мир.

Вскоре последовали ещё несколько исцелений от разных болезней членов семьи и челяди Гойских после молитвенных бдений у иконы. Анна поняла, что она обладает воистину уникальной святыней, которая должна быть доступной многим людям, и решила передать её инокам зарождающегося Почаевского монастыря. Икону перенесли туда крестным ходом в 1597 году. Кроме этого, Анна Гойская пожертвовала обители значительные денежные средства и обширные земельные угодья.

Пресвятая Богородица Почаевская в плену

После кончины Анны Гойской её волю дерзко нарушил племянник благодетельницы Андрей Фирлей - ярый противник православия. Он выкрал из монастыря чудотворный образ и держал его в плену более 20 лет. Как-то в угоду своим приятелям он решил покуражиться над святыней: одел жену в облачение православного священника, а та стала оскорблять Богородичную икону.

Небесные силы не простили эту кощунственную выходку и поразили женщину помешательством. За помощью Фирлей пришёл с повинной к игумену Почаевского монастыря преподобному Иову. Тот предложил вернуть икону в монастырь, что и было сделано. После этого болезнь отступила.

Столетие под покровом Унии

Под влиянием политических перемен в Европе Волынь, на землях которой пребывал Почаевский монастырь, в начале XVIII века попадает под управление Речи Посполитой. В 1721 году в монастыре было основано представительство греко-католического ордена монахов-василиан. Это не помешало иконе Почаевской Богоматери продолжать творить чудеса, завоёвывая благосклонность прихожан-католиков и иерархов католической церкви. В знак особого почтения к образу Папа Римский Климент XIV одарил в 1773 году запечатлённых на нём Мать Марию и младенца Иисуса золотыми коронами .

Чудодействие иконы официально засвидетельствовала католическая церковь. В 1832 году Почаевская обитель навсегда вернулась в лоно Православия. И во все времена сохраняет Богородица Почаевская значение иконы - на примере нежных чувств друг к другу Матери и Сына показать благоговейное отношение Небесного Отца ко всему человечеству.

Дивны дела Её

Начиная с 1597 года (случай с прозрением Филиппа Козинского), монастырская статистика зафиксировала сотни удивительных событий, в которых Святой Лик явил свою чудотворную силу. Самыми известными из них являются следующие случаи:

Молитвы верующих перед иконой

За прошедшие века у иконы Почаевской Божьей Матери прозвучали тысячи молитв. Те, кто тверды в своей вере в Христа, не остаются обойдёнными вниманием Царицы Небесной. Как правило, у неё просят:

  • об исцелении от тяжёлых болезней, перед которыми бессильна официальная медицина;
  • о защите жилища от лихих людей и грабителей;
  • об избавлении от зависимостей;
  • об упрочении в вере;
  • о прекращении ссор, злости и вражды;
  • о напутствии заблудших (будь то преступники или атеисты) на праведный путь.

Около 300 списков чудотворной иконы хранится сегодня на всех континентах нашей планеты, где есть храмы православной церкви. Кроме Украины и России, они находятся в Болгарии, Боснии, Сербии и других странах.

5 августа проходит празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери. Считающаяся одной из главных православных святынь, икона является чудотворной. С XVI века и по сей день через неё свершаются чудеса.

Исцеление Филиппа Козинского

Само появление иконы Богоматери в Почаевском монастыре связано с исцелением. С 1559 года лик находился в деревне Урля на западной Украине. Его подарил благочестивой дворянке Анны Гойской митрополит Неофит в благодарность за радушный приём. Икона простояла в домовой церкви Гойских 30 лет, после чего начала испускать неизъяснимый свет. Вскоре после этого чуда свершилось другое: брат Анны Гойской Филипп Козинский, который был от рождения слеп, молился перед иконой. Встав от молитвы, он прозрел.
Сочтя себя недостойной хранить чудотворную икону, Анна передала её в дар Почаевской обители.

Исцеление жены Андрея Фирлея

Когда Анна Гойская умерла, её племянник объявил о своём праве на наследство и забрал из монастыря икону, «ограбил монастырь», - пишут в православных изданиях. Был он верой лютеранин, причём ревностный. Через некоторое время после того, как он забрал икону, Андрей Фирлей решил повеселить друзей. Он организовал вечер. Его жена облачилась в ризы православного священника и принялась хулить чудотворную икону и Саму Богоматерь. Должно быть, весело было собравшимся в доме Фирлея, но недолго: богохульницу стал мучить «злой дух» и мучил несколько лет, пока муж не вернул икону в монастырь в 1644 году.

Перенесение по воздуху монаха

Во время набега на украинные земли татары захватили в плен монаха Почаевского монастыря. Томясь в неволе, он молился Деве Марии, вспоминал милый его сердцу Почаев и мечтал вернуться туда. До слёз горько жилось ему в крымском плену. И вот в праздник Успения Богородицы он снова молился, прося вернуть его в монастырь – и свершилось чудо. Не стало ни стен тюрьмы, ни тысячи километров, отделявших его от родного места. Монах, как был, в кандалах, очутился в Почаеве, где собрались толпы нарядного по случаю праздника народа. Те кандалы как доказательство чуда теперь хранятся в Почаевской лавре.

Избавление от турок

«Люта ваша богиня! – Воскликнул как-то один турок, с которым в начале XVIII века беседовал инок Гавриил из Почаевской обители. - Там погиб мой отец и много наших. Я был мал, тогда но не забуду этого бедствия». Тот турок говорил о Почаеве. А событие, которое оставило в его памяти столь глубокий след – явление Богородицы во время осады монастыря 50-тысячным татаро-турецким войском во главе с ханом Нурредином. Произошло оно в 1675 году.
Стены монастыря тогда были деревянными, каменных строений почти не было, и только чудо могло спасти иноков от неминуемой погибели. Утром 5 августа турки готовили план будущей атаки, а монахи молились Небесной Заступнице. Внезапно над обителью появилась Богородица в сопровождении вооружённых мечами ангелов. Турки испугались видения, пускали в Богоматерь стрелы, но те возвращались к ним обратно. Поддавшись панике, армия бежала. Воины в неразберихе били друг друга. Защитники монастыря пустились в погоню и довершили разгром, учинённый туркам Небесным Воинством.

Воскрешение Ивана Жабокрицкого

Почаевская икона известна не только многочисленными исцелениями и явлениями, но даже воскрешениями умерших. Одно из них произошло в 1664 году.
Иван Жабокрицкий, сын помещика из села Перевередова, тяжело болел. Врачи не смогли помочь ему, и Иван скончался. Но его бабушка не смогла смириться с потерей внука и, отправившись в Почаевский монастырь, стоя перед иконой, молила Богородицу: «Пречистая Дева в образе Почаевском, – взывала она, – сего внука моего посвящаю Тебе, только яви благодать Свою на нем; призри на слезы родителей его и соделай его живым и здоровым». Она вернулась домой, втайне надеясь застать Ивана живым, но чуда воскресения не произошло. Прошла ночь, наступил полдень следующего дня – и вдруг умерший пошевелил руками, протянул их и обратился к сидевшей рядом матери. Иван был голоден и хотел пить. Ему принесли и еду, и воду – и через некоторое время он встал, стал ходить. И был абсолютно здоров.

Исцеление Анны Акимчуковой

110 лет Почаев находился под властью униатской церкви. В 1831 году он снова стал православным и получил статус лавры. А в 1832-м здесь произошло первое после «возвращения» чудо. Пройдя 200 вёрст от Каменца-Подольского в сопровождении 70-летней бабушки, девочка Анна Акимчукова помолилась перед Почаевской иконой Божьей Матери и омыла глаза водой из другой местной святыни – Стопы Богородицы (согласно легенде, в XIII веке на этом месте двум подвижникам явилась Богородица, оставившая на камне свой след). Пришедшая девочка была слепа. После молитвы и омовения она прозрела. Увидев чудо, её бабушка приняла православие.

Много чудотворных икон Божией Матери было явлено российскому народу, но не все смогли дойти до наших дней. Трудно сказать, утеряны ли они навсегда или сокрыты до времени. Но есть такие, которые и сегодня остаются огоньком надежды на то, что Господь не оставил свой народ. Почаевская икона уже несколько столетий является таким светильником веры. Прославившись более пятисот лет назад, и сегодня она привлекает тысячи паломников.


История святого образа

В 16 в. митрополит Неофит проезжал через Почаев, где его очень тепло встретили дворяне Гойские. В память о своем визите он подарил им икону. Вскоре митрополит стал патриархом, а икона прославилась великими чудесами. Ей было суждено стать святыней целого народа.

Почаевская икона Божией Матери несколько десятков лет провела в доме благочестивых христиан, пока не случилось первое исцеление. Тогда владелица решила, что иметь такую святыню в одиночку недостойно. Образ был передан в обитель, где стал достоянием всего православного народа. Правда, это продолжалось недолго. После смерти Анны Гойской родственники решили вернуть икону себе.

Насмешки над святым образом не прошли даром - жена наследника стала бесноватой. По совету благочестивого монаха образ был отдан обратно в монастырь. Спокойная жизнь обители вновь была нарушена в 1721 г., когда она была передана католикам. Они весьма почтительно относились к образу - папа Климент даже прислал золотую ризу, украшенную коронами.

Спустя почти столетие обитель была возвращена в лоно Православной церкви. Сегодня она имеет статус лавры и относится к Московскому патриархату. Каждую субботу перед Почаевской иконой поется акафист. Делается в память о чудесном исцелении незрячей девочки.


Значение Почаевской иконы

Характерное отличие иконы - под ликами Спасителя и Богородицы находится отпечаток стопы. Это след самой Богородицы. Почему же его стали изображать на образе? Это сделано в память о посещении самой Царицы Небесной.

Почаевская лавра расположена на одноименной горе. Но когда-то она пустовала, и однажды ночью два монаха были удостоены чудесного видения. В огненном столбе стояла Богородица - голову венчала корона, в руке Дева держала скипетр. Пламя не обжигало ее - оно было подобно тому, которое видел Моисей на Синае. Когда видение прекратилось, на скале остался след. Отпечаток наполнился чистой водой.

От этого места и начали монахи застраивать гору, на которой сегодня стоит 16 храмов. Сначала здесь появилась Успенская церковь, затем над отпечатком ноги Богородицы возвели Собор. Источник вместе со стопой покрыты ковчегом и ограждены решеткой.

Именно об этом напоминает изображение отпечатка на Почаевской иконе Божией Матери.

Оригинальный образ сделан на липовой доске, как и многие иконы. Использованы масляные краски. Тонкая полоска серебра, которая была нанесена сверху, была потеряна. Ее заменили жемчужной ризой. Необычен также оклад, напоминающий звезду, лучи которой богато украшены камнями.


Где пребывает образ

Чудотворная икона помещается над царскими вратами. В храме, где хранится Почаевская икона рано утром (монахи встают еще затемно), братия монастыря служит полунощницу. Затем, с пением тропарей, чудотворная икону опускают на обычный уровень. Висит она на лентах из шелка, рядом всегда дежурит монах. Поочередно все, кто пришел на службу, подходят к иконе.

В этом же храме можно получить воду из чудесного источника, открытого Богородицей. Сам родник находится за оградкой, где теплятся неугасимые лампады. Можно приложиться к изображению стопы. Саму воду раздает послушник («стопочный»). Но не только этими святынями богата Почаевская лавра.

Обитель уже несколько столетий является оплотом православной веры на всей западной Украине. Прославленный молитвенник преподобный Иов преставился здесь, прожив более сотни лет. Теперь его святые мощи тоже хранятся здесь.

Ни первая, ни вторая мировые войны не помешали монахам нести свои послушания - обитель не закрывалась. Немецкая оккупация, хрущевские гонения - во все эти тяжелые для страны моменты молитва звучала в древних стенах, продолжались служения. Говорят, мир будет стоять до тех пор, пока будет совершаться Литургия. Поэтому монастыри являются духовным оплотом всей земли.

Российские храмы иконы Божией Матери «Почаевская» строятся в Москве, Ростове-на-Дону, действующие храмы есть и в других городах.

Смысл святого образа

Большинство икон Божией Матери укладываются в несколько основных типов. В данном случае это «елеуса» («милостивая») - хотя название не совсем точное и является одним из эпитетов, которым наградили св. Марию, оно перешло на иконографическую схему. Узнать его можно по основным чертам:

  • Младенец и Его Мать прикасаются друг к другу лицами. В этом открывается очень личное общение между ними.
  • Голова Марии склоняется к Сыну.
  • Христос обнимает Богородицу левой рукой.
  • Изображение поясное.

Почаевский извод отличается еще тем, что Богородица в правой руке держит плат, которым обвит Младенец. Также чудотворная икона известна по своему драгоценному окладу, который по размерам сопоставим с самим образом. Лики как бы окружены золотым сиянием.

Присутствуют на иконе лики святых:

  • мученик Стефан - считается, что он первым был убит за христианскую веру;
  • преподобный Авраамий - в истории было очень много подвижников с таким именем, возможно это Авраамий Ростовский, сокрушавший идолов и обративший в христианство несколько языческих племен;
  • пророк Илья - известнейший ветхозаветный пророк, покровитель десантников и летчиков, почитаемый также в исламе, иудаизме. Известен тем, что взят на небо живым;
  • мученик Мина - первый флорентийский мученик;
  • великомученица Екатерина - жила в первые века христианства, была казнена после отказа выйти замуж за римского императора, решив посвятить себя Христу;
  • св. Ирина - предана смерти вместе с двумя сестрами-христианками в 4 в.;
  • св. Параскева - одна из первомучениц, погибшая со всей семьей во время правления Нерона.

Значение композиции Почаевской иконы глубже, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, здесь показана ласковая Мать, любящий Сын. Любой человек может «примерить» на себя одну из ролей - все были детьми, даже если сами не стали родителями. Но также здесь изображаются идеальные отношения Бога и человеческой души.

О чем молятся и в чем помогает Почаевская икона

За столетия собран весьма обширный список чудес (более 500), которых Господь удостоил верующих, молившихся перед образом. В чем помогла Почаевская икона людям?

  • Самое первое известное чудо произошло в домовом храме дворянской семьи, где находился образ. Мужчина, от рождения слепой, совершал молитвы перед иконой, после чего стал видеть. После этого случая образ было решено передать в обитель.
  • Один монах был захвачен в плен татарами. Находясь в кандалах, он горько сокрушался о том, что не сможет больше увидеть стен родного монастыря. И вдруг оказался посреди празднично одетых людей - Божия Матерь перенесла его в Почаевскую лавру.
  • Среди турок сохранилось предание о явлении Богородицы во время осады Почаева. В сонме ангелов явилась она перед нападавшими, которые от страха потеряли головы и стали убивать друг друга.
  • В 1664 г. у одного помещика скончался сын. Его бабка всю ночь молилась перед Почаевской иконой, умоляя вернуть любимого внука. К утру он очнулся и попросил есть.
  • Среди современных чудес - исцеление маленького мальчика, лишившегося слуха. Это стало осложнением после болезни. Врачи говорили, что восстановление займет много времени. Бабушка принесла Юре икону, которую оставили на ночь в палате. А утром ребенка выписали - он оказался здоров.

Воспитание души

При встрече с необъяснимыми явлениями человек может растеряться, поскольку разум привык всему давать собственную трактовку. Но не все поддается объяснениям - даже ученые это признают. Собраться с мыслями в таком случае поможет молитва. У «Почаевской» иконы их звучало бесчисленное количество, многие получали чудесный отклик.

Понятие «чудо» имеет много значений, особенно в области веры. Главное чудо, которое может сотворить Бог - это исцеление человеческой души, изменение сердца. Оно становится более мягким, чувствительным к голосу совести, открытым к чужой боли. Тогда человек понимает, что он может сам творить чудеса - проявляя заботу о ближних, жертвуя чем-то ради них, становиться примером. Об этом надо неустанно просить Господа.

О чем еще молятся православные у Почаевской иконы?

  • Об исцелении от недугов тела, в том числе проблем со слухом, зрением.
  • О защите от врагов в любой ситуации.
  • О прекращении вражды.
  • Об укреплении веры, исцелении души от бесов уныния.

Молитва Почаевской иконе Божией Матери

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. Аминь.

Одним из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы является Почаевская икона Божьей Матери. Пред ней возносят молитвы не только православные верующие, но и представители иных христианских направлений. Более четырёхсот лет она хранится в Почаевской лавре — этой несокрушимой цитадели православия. В монастырских книгах остались многочисленные свидетельства чудес, явленных по молитвам перед этой иконой. Чтобы начать разговор о ней, нам придётся вернуться на шестьсот с лишним лет назад, в далёкий XIV век.

Явление Божьей Матери почаевским отшельникам

Предание доносит нам, что в 1340 году два благочестивых монаха, желая в уединении предаться молитвам и аскетическим подвигам, поселились в пещере горы — там, где сейчас находится знаменитая Почаевская лавра. Дни и ночи пребывали иноки в служении Господу, и в награду за это были удостоены Божественного откровения. Однажды на вершине горы в огненном столпе им явилась Пресвятая Богородица, стоящая на камне. Кроме монахов узреть Божью Матерь сподобился также пастух, пасший неподалёку стадо. Когда видение рассеялось, то на том месте, где стояла Пресвятая Дева, остался на камне след её стопы. Он был полон чистой и прозрачной воды.

С этих пор Почаевская гора исполнилась Божественной славы, а след, оставленный на камне, стал вечным источником чудес. Прошло шесть столетий, но не иссякает в нём чистая и свежая вода. Никогда её не становится меньше, хотя многие паломники наполняют ею свои сосуды, и никогда она не переливается через край. Она приносит исцеление страждущим и мир в окроплённые ею жилища.

Чудесный дар гостеприимной помещице

История Почаевской иконы Божией Матери начинается с того, что двести лет спустя Константинопольский митрополит Неофит, проезжая в этих местах, был приглашён посетить имение богатой помещицы Анны Гойской. Пробыв у гостеприимной хозяйки некоторое время, он продолжил свой путь, благословив её и оставив ей в память своего посещения образ Пресвятой Богородицы.

Даже на первый взгляд икона была замечательной. Очень древняя, написанная на липовой доске масляными красками в старовизантийском стиле, она была укреплена на оборотной стороне двумя дубовыми брусками. С лицевой стороны помещалось тонкое серебряное покрытие, выполненное в виде ризы, но от времени очень обветшавшее.

Пресвятая Богородица, явленная на этой иконе, держит на правой руке Предвечного Младенца, а левой рукой укрывает Ему ноги и спину платом. Богомладенец же правой рукой подаёт благословение, а левую держит на плече Матери. Богоматерь, склонившись к Нему, прижимает Свой лик к лику Младенца. Этот жест полон бесконечной материнской любви и нежности.

Почаевская икона Божьей Матери имеет одну замечательную особенность. Кроме Пресвятой Богородицы и Её Предвечного Сына на ней помещены ещё и семь изображений святых угодников. Очевидно, что эта, привезённая из Константинополя, икона когда-то принадлежала благочестивому православному семейству, члены которого носили имена святых, изображённых на ней. Так вот, все надписи на ней сделаны по-славянски. Это может говорить только об одном — икону писала рука русского мастера.

Чудеса, творимые иконой в доме Анны Гойской

Долгое время икона Почаевской Божьей Матери, фото которой можно увидеть в начале статьи, находилась в доме пани Гойской. Сама хозяйка, при всём своём радушии и гостеприимстве, особой религиозностью не отличалась. Поэтому когда служанки сообщили ей, что видели вокруг иконы чудесное сияние, отнеслась к этому скептически. Даже когда ей во сне явилась Сама Пречистая Дева, это не убедило госпожу Анну. И только после чудесного явления, бывшего не во сне, а наяву, она наконец поняла, каким сокровищем обладает.

В скором времени Почаевская икона Божьей Матери неопровержимо засвидетельствовала свою чудотворность, исцелив слепого от рождения брата хозяйки. Это произвело на неё неизгладимое впечатление, полностью изменив отношение к религии. Когда на склоне Почаевской горы была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, пани Анна внесла в неё богатые пожертвования. И с этого времени Почаевская чудотворная икона Божьей Матери находилась в ней, освещая своим сиянием её своды.

Образование монастыря и начало лютеранского периода

Постепенно количество иноков, проживавших в пещерах горы, увеличивалось, и был образован монастырь, получивший впоследствии известность как Почаевская лавра. Тихо и размеренно текла его жизнь. Обширные земли, пожертвованные Анной Гойской, приносили хороший доход, а чудотворная икона привлекала в монастырь толпы паломников, так что кружка для сбора пожертвований никогда не пустовала. Но призвал Господь в Царство Своё щедрую благодетельницу, и во владение имением вступил её наследник — Андрей Ферелей. Был он по вере лютеранин, и с первых дней возненавидел православный монастырь на Почаевской горе.

Много зла причинил он монастырским инокам, даже отобрал земли, пожертвованные панной Гойской. В довершение всего подослал своего дворецкого с шайкой головорезов ограбить святую обитель и похитить из неё чудотворный образ. Злодеи в точности исполнили приказание, разграбив монастырь. В числе прочего была похищена ими и Почаевская икона Божьей Матери.

Значение этого злодейства заключалось в том, что, по замыслу Фереля, лишившись иконы, иноки разойдутся, и ненавистный ему монастырь прекратит своё существование. Но вышло всё совсем иначе. За совершённое святотатство и за последующее глумление над иконой его нечестивая жена была поражена страшным недугом, который оставил её лишь после того как святыня была возвращена в обитель.

Воскрешение сына деревенского старосты

Из монастырской хроники тех лет явствует, что возвращение святого образа ознаменовалось многочисленными чудесами, явленными через него Пресвятой Богородицей. Среди наиболее ярких и запоминающихся можно вспомнить воскрешение в 1664 году отрока — сына деревенского старосты. Этот ребёнок скончался в результате болезни. Родители и близкие мальчика были безутешны.

И вот бабушка умершего отправилась в монастырскую церковь, где хранилась Почаевская икона Божьей Матери. О чём молятся в подобных случаях? Об упокоении души усопшего. Но старая женщина вознесла молитву к Царице Небесной о возвращении жизни своему внуку. По церковным традициям, это неслыханная дерзость, так как верующий человек обязан склониться перед тем, что свершилось по воле Божьей. Но её молитва была чудесным образом услышана — в тот же день отрок воскрес. В монастырской книге описание этого чуда сопровождается многочисленными подписями свидетелей.

Исцеление камердинера помещицы Хойнацкой

Ещё один поразительный случай произошёл в том же году в усадьбе помещицы Хойнацкой. Тяжкий недуг сразил её камердинера. День и ночь несчастный пребывал в жару, кроме того, полностью ослеп, что, разумеется, усугубило его страдания. Сердобольная помещица, желая помочь ему, послала письмо настоятелю монастыря с просьбой помолиться о здравии своего камердинера. Слуга по имени Семён Ливаница отправился в монастырь и передал послание хозяйки по назначению.

Настоятель выполнил её просьбу. Помолившись перед святым образом, он переслал ей также воды из целебной стопы Пресвятой Богородицы. Ко всеобщей радости, недуг отпустил страждущего, а после того как привезённой из обители водой омыли его очи, к нему вернулось зрение. Происшедшее свидетельствует о том, что Почаевская икона Божией Матери помогает не только тому, кто молится, непосредственно стоя перед ней, но и тому, кто далеко от неё, и за кого молятся другие.

Чудесное воскрешение крестьянина Василия Шкарпитка

Следующим, 1665 годом, датируется и ещё одно чудесное воскрешение. На этот раз умер местный крестьянин Василий Шкарпитка из села Пельчи. Как и в предыдущий раз, воскресила его молитва Почаевской иконе Божьей Матери. Однако в этом случае есть удивительная деталь — воскресший помнил то, что произошло с ним после смерти. Впоследствии он рассказывал, как двое юношей, взяв его под руки, повели в гору, на вершине которой сиял неземным светом дворец.

Его сердце исполнилось радости и готовности вступить в этот чертог, но появившиеся из него два старца, повелели ему вернуться в прежний мир, так как час его ещё не пробил. Обернувшись, крестьянин начал спускаться по склону горы, поддерживаемый всё теми же юношами. И вот в самом низу открылся перед ним ров, смердящий нечистотами, на другой стороне которого возвышалась церковь. По словам воскресшего, он должен был, миновав ров, войти и помолиться в церкви. После молитвы сознание вернулось к нему, и он ощутил себя вновь живым.

Чудесное избавление из плена

Много ещё исцелений и воскрешений совершила по молитвам к Царице Небесной Почаевская икона Божией Матери. Чудеса не иссякали и в периоды нашествий татар, которые периодически совершали свои опустошительные набеги. Один из них является воистину уникальным. Однажды, напав на обитель, татары угнали в плен молодого монаха. После долгих мытарств, проданный в рабство, он оказался на тяжёлых земляных работах. И не надеялся уже юноша обрести свободу, как вдруг однажды, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, случилось чудо.

Созерцая мысленным взором Почаевскую икону, оставшуюся в обители, он вознёс молитву Пречистой Деве. В ней, оплакивая свою судьбу, просил монах вернуть его обратно в стены родного монастыря. Долго простоял он, опустившись на колени, и сам не заметил, как уснул. Каковы же были его изумление и радость, когда, проснувшись, он увидел, что находится вновь перед вратами своей обители, а на земле возле ног лежат его цепи.

Заступничество Богородицы перед нашествием поляков

Широко известно также заступничество Пресвятой Богородицы, явленное в 1675 году, когда во время войны с поляками турки подошли к стенам монастыря и пытались штурмом взять обитель. Монахи и окрестные жители, укрывавшиеся в стенах обители, оказали врагам яростное сопротивление и сдерживали их натиск в течение нескольких дней. Однако силы были неравны. Тогда настоятель монастыря призвал всех, кто находился в крепости, встать на колени и молиться. Из храма была специально вынесена Почаевская икона Божией Матери.

В чём помогает святыня тем, кто обращается к ней с верой и надеждой? Прежде всего, в избавлении от беды. Вот и на этот раз, лишь только запели акафист, как вдруг в облаках появилась фигура самой Царицы Небесной со множеством ангелов, облачённых в ратные одежды. Вид небесного воинства поверг турок в смятение, и они бежали, бросая на ходу оружие и обозы. В память этого чуда был установлен день празднования иконы — 5 августа (н. с.). Был написан и тропарь Почаевской иконе Божией Матери.

Помощь иконы в период униатства

Невозможно перечислить всех чудес, явленных Богородицей через Её благодатный образ. С какими бы нуждами ни обращались богомольцы, о чём бы ни просили, всегда Заступница Небесная незамедлительно приходила на помощь. Среди свидетельств, занесённых в монастырские книги, есть упоминания о том, что помощь была явлена даже без слов, а по одному лишь молитвенному вздоху. И ещё очень важно, что Почаевская икона Божьей Матери помогает не только православным, но и людям любых вероисповеданий, обратившихся к ней за помощью.

Тяжёлым для лавры был период с 1721 по 1832 год. Более ста лет она находилась в руках униатов. Но, тем не менее, чудеса, совершавшиеся по молитвам перед иконой, не прекращались, и не иссякала целебная вода в Богородичной стопе на камне. Только официально зарегистрированных и записанных в монастырские книги произошло 539 различных чудес, а сколько их осталось ещё в памяти народной!

Исцеление унтер-офицерской жены

Среди таких действ хочется отметить чудесное исцеление жены унтер-офицера 52-го егерского полка Елизаветы Миропольской. Будучи в девичестве лютеранкой, перед вступлением в брак она приняла православие и стала благочестивой прихожанкой одного из храмов своего города. Через некоторое время у неё начались нестерпимые боли в левой ноге. Мучения усилились настолько, что несчастная не могла ходить, и все ночи проводила без сна.

Врачи оказались бессильны ей помочь. Наконец родные посоветовали обратиться с молитвой к чудотворному Почаевскому образу и через него просить о милосердии Пресвятую Деву. Унтер-офицерша послушалась их совета, но так как находилась в отдалении от монастыря, где хранилась святыня, и не могла приехать туда, вознесла молитву Пречистой Деве, созерцая мысленным взором её чудотворный образ. Вскоре больная получила исцеление, а благодарный муж привёз в монастырь серебряную подвеску, украсившую оклад иконы.

Современные храмы в честь чудотворной иконы

С древних времён сложилась в православии традиция сооружать и освящать храмы в честь наиболее почитаемых икон, таких как Почаевская икона Божьей Матери. С началом Перестройки ушли в прошлое тяжёлые годы богоборчества, и началось возрождение Церкви. По всей стране прошла волна восстановления старых и возведения новых храмов. Среди вновь появившихся есть построенные и в честь святого Почаевского образа.

В 2012 году в Белгороде принял первых богомольцев храм Почаевской иконы Божией Матери. Это его официальное название, так как именно в честь Почаевской святыни был освящён его основной престол. Приставной же престол в нём посвящён святому Спиридону, епископу Тримифунтскому. Это достаточно просторный и вместительный храм, рассчитанный на 450 молящихся. Высота центрального купола достигает 35 метров. Вокруг него, по углам здания, размещены ещё четыре малые башни, увенчанные куполами.

Первый раз акафист Почаевской иконе Божьей Матери прозвучал в нём в январские дни, когда по благословению епархиального Владыки в нём были совершены первое Всенощное бдение и на следующий день Божественная литургия. Жители Белгорода считают этот храм духовным символом своего города. Дело в том, что в 1943 году частями Советской Армии город был полностью освобождён от фашистов 5 августа ― именно в день праздника этой иконы. Как и в древности, помогла одолеть врагов Почаевская икона Божьей Матери. Значение этого события наполнено глубоким смыслом.

Также нельзя не вспомнить храм, построенный в честь этой святыни в Ростове-на-Дону. В июне 2012 года жители Первомайского района города обратились в Донскую митрополию с просьбой о создании храма. Не случайно одной из наиболее почитаемых ими была Почаевская икона Божьей Матери. О чем молятся ей? О самых насущных потребностях. О здоровье, о благополучии родных и близких, о заступничестве от «врагов видимых и невидимых». Слышали жители города историю этого святого образа, знали, что не оставляет он безответными молитвы верующих. Потому и просили Владыку благословить их на постройку храма в честь именно этой чудотворной иконы.

Отрадным явлением наших дней является продолжение и дальнейшее развитие традиций русского деревянного зодчества. Одним из архитекторов, посвятившим ему своё творчество, является А. Оболенский. По его проекту в 2004 году в Москве, на Митинской улице, была построена церковь Почаевской иконы Божией Матери. Необыкновенной красоты здание, похожее на сказочный терем, словно переносит нас в седую старину.

История Успенской Почаевской лавры

Часто приходится слышать вопрос: «Где в наши дни хранится та самая, привезённая из Константинополя Почаевская икона Божией Матери? Где находится эта великая святыня?». Там же, где была и шесть веков назад, - в Успенской Почаевской лавре, на западе Украины. История этой святой обители полна драматических событий. Помнит она и татарские набеги, и нашествие турецких захватчиков. Пережила она греко-католический и лютеранский периоды. Но самые тяжкие испытания послал ей Господь в XX веке.

Когда в 1939 году, после присоединения Восточной Польши, Почаев оказался на территории Советского Союза, власти начали планомерное и безжалостное уничтожение обители. Старые монахи, свидетели тех событий, вспоминали, что в первые же дни у них были отобраны все сельскохозяйственные машины и весь инвентарь. Был угнан скот и реквизирован весь запас продовольствия.

Новые власти закрыли детский приют, больницу и воскресную школу. В монастырском храме не смолкала молитва Почаевской иконе Божьей Матери об избавлении от напасти, но, видно, так было угодно Создателю. Из трёхсот монахов, составлявших братию монастыря, осталось лишь тридцать, самых старых и немощных. Остальных заставили покинуть обитель.

К этому периоду относится воссоединение епархий, находившихся в Западной Украине и Белоруссии, с Русской Православной Церковью. Правящим архиепископом и священно-архимандритом лавры был назначен митрополит Николай (Ярушевич). Даже в годы оккупации, когда эта территория была захвачена немцами, братией монастыря не прекращалось молитвенное общение с православными собратьями из России.

В период хрущёвских гонений на церковь положение монастыря значительно ухудшилось. Из опасения вызвать возмущение местного населения, и не решаясь силовыми методами закрыть обитель, власти создали монахам невыносимые условия существования. Помимо экономического утеснения, повсеместно применялась практика грубого административного вмешательства в жизнь монастыря.

Последствия Перестройки в жизни лавры

Только с наступлением Перестройки, началось активное возрождение обители. Были проведены широкомасштабные реставрационные работы, в результате которых монастырь засиял в своей первозданной красе. Снова по молитвам паломников щедро являет свои чудеса икона Почаевской Божьей Матери. Фото монастыря, прилагаемые к статье, дают представление о его настоящем облике. Всмотритесь в него.

Так же как и в былые годы, являет чудеса Почаевская икона Божией Матери. В чём помогает она? Прежде всего, в борьбе с нашими собственными грехами и пороками. Из-за них кипят вокруг Её святой иконы людские раздоры, побуждаемые мирской суетой и страстями. Неспокойная жизнь окружает лавру, и много зла творится в мире, но с ещё большей верой и упованием склоняются люди перед этим чудотворным образом.

Почаевская Успенская лавра — одна из четырех лавр Российской империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй, цивилизаций, мировоззрений. До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией, и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции, но и Болгарии, Боснии, Сербии.

Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде – киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году.

В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда – явления Пречистой в столпе огненном над скалой почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.

Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев.

Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.

Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI – XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма.

Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами – после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь.

С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами.

Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой – плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.

Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства.

Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.

И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи.

Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места.

Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской).

В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»).

Стихира Почаевской гласит:

Приидите, российстии собори,
и от всех язык, вернии, соберитеся,
на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия,
и узрим место стопы Ея,
идеже во огенном столпе древле явися,
и от источника, оттуду истекшего,
верою окропление приимем,
и чудотворней иконе Ея поклонимся,
прощения прегрешений наших просяще,
и душам нашим велия митости.

Надежда Дмитриева. Из книги «О Тебе радуется!»

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской
глас 1

Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши.