Когда нужно читать акафист. Акафист Ангелу Хранителю

Акафистом называют хвалебное песнопение в честь Божьей матери, Спасителя или других святых. Как и у множества религиозных традиций, у чтения акафиста есть свои особенности и жесткие традиции. Давайте разбираться с тем, как акафист читать.

Структура акафиста

Любой акафист состоит из 25 песен, которые располагаются в соответствии с греческим алфавитом. Тринадцать из них называются кондаками (хвалебная песнь), а двенадцать - икосами (пространная песнь), которые дают объяснение сущности праздничного события. Именно из-за этого икос никогда не читают самостоятельно, а только после чтения кондака. Все икосы заканчиваются словом «радуйся», а в завершении кодаков всегда можно услышать «аллилуйя», что означает «хвалите Бога». После чтения кондака всегда идет икос, который, как правило, разделен на две части. Последняя строчка кондака считается обращением к тому, кому посвящена песня. По традиции она повторяется три раза подряд. После акафиста всегда следует чтение молитвы.

Интересен тот факт, что акафист не является жизнеописанием святого, а лишь выражением похвалы в виде стихотворного гимна.

Правила чтения акафиста

Какой акафист читать – может выбрать сам человек. Зачастую, акафисты всегда посвящены тому, чья помощь в данный момент нужна верующему. Однако, самой большой популярностью пользуется акафист Пресвятой Богородицы, который не изменялся с далёкого 620 года. Он поётся лишь один раз в год, в субботу пятой седмицы Великого поста. Этот день принято называть «Суббота Акафиста».

Акафист в переводе с древнегреческого языка означает «неседальное пение». И, действительно, слушать или читать акафист, сидя не позволительно, исключение делается лишь для больных людей. При чтении акафиста нужно стоять лицом к иконе святого, которому посвящено песнопение. Если же такой возможности нет, то чтение акафиста позволительно стоя лицом к окну.

Кроме того, чтение акафиста относится к келейным, иными словами, домашним молитвам. Поэтому читать акафист можно и дома, без получения благословения священника на это. Перед чтением следует прочитать предназначенную молитву (утреннюю или вечернюю), а лишь потом перейти к самой песни. После того, как вы закончите акафист, следует прочитать молитву Ангелу-хранителю. Помните, что акафист – это, прежде всего, хвалебная песнь, поэтому не самое главное, как качественно вы его прочитаете, а то, что у вас будет на душе и помыслах во время этого прочтения.

Итак, надеюсь, теперь вы знаете, как правильно читать акафист. Но помните, что даже если вы и нарушите некоторые правила чтения, то это не самое страшное. Страшны лишь дурные поступки и помыслы человека.

Количество записей: 64

Спаси Вас Господи! Подскажите, можно ли при чтении Акафиста перед Иконою Царицы Небесной "Неупиваемая Чаша" называть имена не только страждущих недугом пьянства, но и болящих другими недугами людей? Благослови Вас Господи.

Александр

Да можно, Вы же молитесь Царице Небесной, а перед какой именно иконой, не так уж и важно.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, по бытующему в православном народе преданию, за больного раком следует прочитать 40 раз акафист «Скоропослушнице»- это правда?

Ксюша

Дорогая Ксения, правда, что по усердным молитвам к Пресвятой Богородице происходят чудесные исцеления больных. Но думать, что это происходит в зависимости от числа прочитанных акафистов - неправильно. Очень хорошо принять на себя такой духовный подвиг, как молитва, чтение акафиста за близкого человека. Это деятельное проявление нашей любви, и именно эта любовь открывает дорогу Божией милости. "Просите, и дастся вам", - сказал Господь. Вот и будем просить, не загадывая, сколько надо молиться. Да поможет Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! У меня сложилась очень трудная ситуация в семье с выплатой кредитов. Я постоянно хожу в церковь, молюсь, ставлю свечки. Мне посоветовали читать молитву Спиридону Тримифутскому и аАкафист, я начала читать, говорят, он помогает. Скажите, пожалуйста, надо было брать благословение у батюшки, чтобы читать акафист? Сейчас мне очень тяжело и трудно. У меня нет возможности поехать и приложиться к его мощам.

наташа

Наташа, лично я вообще противник кредитов. Я считаю, что нужно жить тем, что есть, и тогда не будет таких проблем. В жизни всегда хочется большего, но нужно учиться жить по средствам, а не в долг. На чтение акафиста благословение не требуется, молитесь, чтобы Господь помог. На будущее я бы посоветовал воздержаться от кредитов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка!У меня случилась такая беда - с августа у меня начала сильно дрожать голова, шея. Больницы не дали результата! Сейчас читаю утренние молитвы затем акафист св. ПАНТЕЛЕИМОНУ. Вечером - молитвы на сон грядущим. Благословение у священника я не взял, так как не знал, что это нужно! Читаю каждый день. Правильно ли я делаю и какие акафисты мне следует ещё читать?

Виктор

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, как правильно читать акафист святому Спиридону, сколько дней читается акафист, и нужно ли брать благословение у батюшки?

Ольга

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! После поездки к иконе "Неупиваемая Чаша" в Серпуховский монастырь я стала читать акафист этой иконе. Узнала, что читать нужно 40 дней. В молитве упоминала несколько имен страдающих недугом пьянства, в том числе и имя мужа моей подруги. Сейчас он стал еще больше пить, обстановка в семье накаленная. Что делать, продолжать читать акафист? Можно ли заочно получить благословение священника на чтение данного акафиста?

Ирина

Ирина, на чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме.

иерей Владимир Шлыков

Здраствуйте, батюшка. В интернете есть Акафист святой блаженной Ксении Петербургской в исполнении церковного хора. Как правильно его надо слушать, что перед ним надо делать? Прочитала ниже переписку: "Здравствуйте, Сергей! Если Вы совершили положенное христианину молитвенное правило на сон грядущим, то почему бы и не послушать перед сном церковный хор". Что значит "совершили положенное христианину молитвенное правило на сон грядущим"? Благодарю Вас.

Светлана

Светлана, в переписке имеются в виду «Молитвы на сон грядущим» , которые можно найти в любом православном Молитвослове . Утренние молитвы и Молитвы на сон грядущим являются обязательными для каждого христианина. Что касается церковных песнопений, то их можно слушать в благочестивой обстановке, с благоговейным вниманием. Хотя, лучше всего, конечно, прочесть Акафист св. блж. Ксении самостоятельно.

игумен Никон (Головко)

галина

Галина, если Вы собираетесь громко, во всеуслышание почитать в храме акафист, то благословение настоятеля, конечно, обязательно. Дело в том, что такое чтение – это уже не совсем частное, не лично Ваше, а, скорее, общественное богослужение, и оно может как-то не согласовываться с порядками или расписанием храма, с иными тонкостями приходской жизни.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос. Можно ли читать Акафист за единоумершего каждый день, если он умер семь месяцев назад?

иеромонах Викторин (Асеев)

татьяна, валерий

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Хотела бы почитать акафисты св. Ксении Петербургской, Петру и Февронии, Вере, Надежде Любви и их матери Софии, и "Умягчение злых сердец", в надежде, что молитвы помогут мне сохранить отношения с любимым. Но сомневаюсь, узнала, что на чтение акафистов нужно благословение! Скажите, правда это? Как Вы думаете, у меня есть шансы сохранить отношения с любимым и растопить его сердце, которое немного затуманилось и охладело ко мне? И с помощью каких молитв помочь любимому избавиться от прошлых воспоминаний, которые тяготят его душу, сердце, мысли и разум? Я вижу, как ему тяжело. Дай мне сил Боже! Простите, спаси Вас, Господи!

Наталия

Наташа, дорогая! Что же Вы акафисты превращает в любовный приворот, отдачи такой от них ждете?! А не стоит ли Вам рассказать о реальных проблемах с любимым, «про воспоминания» и т.п.? Может, лучше начать с анализа проблем? Кстати, я так понял, что у вас сожительство было, а не законный брак?

протоиерей Максим Хижий

Добрый день! У меня вопрос чуть странный. Почему акафисты заканчиваются на кондак 13, ни больше ни меньше? Просто интересно. Спасибо!

георгий

Георгий, очень неплохая статья про акафисты размещена на сайте «Православная энциклопедия» http://azbyka.ru/dictionary/01/akafist-all.shtml . Почитайте, Вы узнаете много нового, там, кстати, сказано, что количество икосов и кондаков обусловлено исторически и связано со способом музыкального исполнения акафистов в древности.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Год назад у меня умерла мама. Когда ее отпевали, в руки ей вложили иконку мученицы Татианы, хотя она - Валентина. Почему? И вопрос второй: я очень сильно влюблена в человека, который на 12 лет меня младше. Рассталась с ним по своей инициативе, потому что не вижу в нем желания строить со мной семью, а в грехе с ним жить не хочу. Правильно ли я сделала, и какой акафист надо читать, чтобы забыть этого человека и обрести спокойствие и душевное равновесие (прошло уже полгода, как мы расстались, а больно очень). Спасибо заранее.

Александра

Александра, женщинам в гроб обычно кладут икону Матери Божией. Почему сделали по-другому, мне сложно сказать. Возможно, перепутали. То, что Вы расстались с этим человеком - очень правильно. Лучше уж быть одной, чем строить свое «счастье» во грехе. Блудники Царство Небесное не наследят, помните это всегда, и Вам будет спокойней и легче на душе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Можно ли молиться и читать Акафист дома без иконы, ведь Святые и так услышат? Не могу найти икону 9-ти мученников Кизических в нашем городе. Мало кто о них знает. А так хочется их заступничества и помощи! Я долгое время не могу найти подходящую работу, а она так нужна, многим молилась, но мне кажется, что меня не слышат или я молюсь не так... Стараюсь исповедоваться, причащаться. Благодарю за ответ! Спаси Господи!

Анастасия

Анастасия, в Евангелии сказано: «просите и получите». Молиться всегда хорошо. Даже если нет такой иконы, перед которой мы хотим помолиться, то молиться, конечно, все равно нужно – святые обязательно нас услышат. Вы без всякого сомнения можете молиться этим Святым, пусть у Вас и нет их иконы. Бог в помощь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Скажите, пожалуйста, существует ли особое правило, сколько дней читать акафист?

Ксения

иеромонах Викторин (Асеев)

Дорогие батюшки! Читаю 3 акафиста: Ксеньюшке, Спиридону и Трифону. Это мои самые любимые святые. Начала сама по незнанию, без благословения. Сейчас у меня очень много проблем (очень сильно болеет дедушка, сложности на работе, решается вопрос об ипотеке и др.), вот душа и попросила, а рука сама потянулась акафистнику. Сегодня на вашем сайте прочитала, что нужно брать благословение на этом сайте. В церковь смогу пойти только в выходные - очень-очень много работы. А хочется продолжать с благословением. Благословите меня, пожалуйста, на продолжение чтения.

Ксения

Здравствуйте, Ксения! Вы что-то напутали. Благословение на чтение акафистов нужно брать не на сайте, а у батюшки в храме. Через интернет можно посоветовать что-то, но Благодать Божию можно получить только в храме. Поэтому Вы сможете благословиться, когда придете в церковь. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Я решила, что буду читать акафист Спиридону Тримифунтскому 40 дней. Прочитала 3 дня, на 4 день у меня не было возможности это сделать, я пропустила один день. Очень переживаю из-за этого. Что мне теперь делать? Можно ли продолжать, или же начинать заново?

Напечатанные курсивом пояснения не читаются.

Чтение канонов и акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила необходимо совершать, испросив благословения, после «седмипоклонного начала»:

Б оже, милостив буди мне грешному (поклон) .
Б оже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон) .
С оздавый мя, Господи, помилуй мя (поклон) .
Б ез числа согреших, Господи, прости мя (поклон) .
В ладычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон) .
А нгеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (поклон) .
С вятый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя рек ), моли Бога о мне (поклон) .

Затем:
М олитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас

(трижды, с крестным знамением и поясными поклонами) .
С
П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. С вятый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.
Г осподи, помилуй (трижды) .
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О тче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
Аминь.
Г осподи, помилуй (12 раз) .
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .
П риидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу(поклон) .
П риидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .

Псалом 50.

П омилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры

В ерую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Затем читается канон и (или) акафист.

По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу канона и акафиста. Затем:

Д остойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего.

Ч естнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Г осподи, помилуй (трижды ).

По окончании следует положить те же поклоны, что и в начале.

Каноном называется молитвенное последование в честь праздника или святого, состоящее из 9 песен, написанных по образу т.н. «пророческих песен» или «песен Священного Писания». Фактически в каноне 8 песней, т.к. вторая поется только в особых случаях (обычно в Великий пост). Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос (греч. связь ) — это первая строфа песни, задающая музыкальный тон для всех остальных (в древности все каноны пелись), а также связывающая канон по смыслу с соответствующей пророческой песнью. Однако на молебне ирмос читать не обязательно, поэтому иногда он приводится сокращенно — только начальные слова.Тропари — все последующие строфы песни. Обычно их бывает 4-5, хотя в некоторых случаях может быть и больше. Перед каждым тропарем читается припев (запев), соответствующий данному канону (обычно указан в начале канона). Если запев не указан, читаем припевы по следующему правилу:
К праздничным канонам Господу:
С лава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
К молебным канонам Господу:
М илостиве Господи, услыши молитвы раб Твоих, молящихся Тебе.
К канонам Пресвятей Богородице:
П ресвятая Богородице, спаси нас.
К канонам святым:
С вятый пророче или мучениче или святителю (имя рек), моли Бога о нас.
К предпоследнему тропарю песни запев:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу — часто сокращенно записывается Слава :
К последнему: И ныне и присно и во веки веков. Аминь —сокращенно записывается И ныне :

Акафист (греч. неседален ) состоит из 25 строф, которые по смыслу объединяются попарно в звенья, состоящие из кратких кондаков и более пространных икосов. Икос содержит до 12 приветствий – херетизмов, начинающихся со слова «радуйся» (греч. – хере ). Последняя, 25– я строфа, является молитвенным обращением к прославляемому, читается трижды.

Как правильно читать акафист? После акафиста следует чтение молитвы. Как читать акафисты — вслух или про себя, нараспев, в какой последовательности? Затем читается сам акафист, трижды тринадцатый кондак, первый икос и первый кондак. Скажите, пожалуйста, можно ли просто так каждый день или через день читать акафисты разным святым?


Акафистом называют хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери, святых или каких либо праздников (событий). Любой акафист состоит из 25 песен (в соответствии с греческим алфавитом). Именно из-за этого икос никогда не читают самостоятельно, а только после чтения кондака. Акафисты в честь праздников иногда читают на Утрени праздничного богослужения или на Молебне в самый день праздника.

Так сложился порядок чтения Параклисиса Божией Матери, где на молебне после шестой песни канона читают акафист Божией Матери (или ее иконам). Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым.

Сам же акафист имеет особую последовательность. По окончании акафиста читается молитва. Акафист Покрову Пресвятой БогородицыИкона Покрова Пресвятой Богородицы изображает событие, бывшее в конце X века в Константинополе. Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»На иконе Божия Матерь будто прислушивается к молитвам верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях.

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец»Читается на умягчение злых сердец и у миротворение враждующих. Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Целительница»Образ происходит из Грузии и получил свое название от чудесного исцеления, поданного тяжело больному при явлении ему Пресвятой Богородицы.

Чтение акафистов в течении седмицы

Акафист святому благоверному великому князю Даниилу, московскому чудотворцуНестяжанием, любовью и братолюбием он возвысил Москву, положил начало объединению Руси в единую мощную державу. Акафист святому Праведному Иоанну КронштадскомуВ детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Акафист святому чудотворцу Иоанну ВоинуСвятой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым.

Акафист Святителю НиколаюСвятитель Николай, один из самых почитаемых на Руси святых, прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Акафист святому великомученику и целителю ПантелеймонуВсю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Акафист святой Великомученице ВарвареСвятая просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился.

Акафист святым праведным Богоотцем Иоакиму и АннеЭти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон). И воскресшаго в третий день по Писанием.

При чтении акафиста или канона келейно (дома) используется обычное начало и окончание молитв. Такое же привычное начало и окончание есть в утренних молитвах. Здравствуйте, скажите, пожалуйста, по бытующему в православном народе преданию, за больного раком следует прочитать 40 раз акафист «Скоропослушнице»- это правда? Но думать, что это происходит в зависимости от числа прочитанных акафистов — неправильно.

Акафисты иконам Божией Матери

Мне посоветовали читать молитву Спиридону Тримифутскому и аАкафист, я начала читать, говорят, он помогает. Благословение у священника я не взял, так как не знал, что это нужно! Читаю каждый день. Правильно ли я делаю и какие акафисты мне следует ещё читать? Виктор, эти молитвы Вы можете читать смело и без благословения, здесь нет ничего особенного или непозволительного для христианина. Ольга, акафисты можно читать неограниченное количество дней, сколько пожелаете.

Можно ли заочно получить благословение священника на чтение данного акафиста? Ирина, на чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. В интернете есть Акафист святой блаженной Ксении Петербургской в исполнении церковного хора. Как правильно его надо слушать, что перед ним надо делать?

Ведь чтение акафиста относится к келейным, то есть домашним молитвам

Хотя, лучше всего, конечно, прочесть Акафист св. блж. Ксении самостоятельно. Галина, если Вы собираетесь громко, во всеуслышание почитать в храме акафист, то благословение настоятеля, конечно, обязательно.

Валерий, акафист можно читать в любое время суток, когда Вам захочется. Сначала читаеются предначинательные молитвы, потом сам акафист. Но сомневаюсь, узнала, что на чтение акафистов нужно благословение! Что же Вы акафисты превращает в любовный приворот, отдачи такой от них ждете?! Почему акафисты заканчиваются на кондак 13, ни больше ни меньше? Почитайте, Вы узнаете много нового, там, кстати, сказано, что количество икосов и кондаков обусловлено исторически и связано со способом музыкального исполнения акафистов в древности.

Перед чтением акафиста необходимо прочесть все предначинательные молитвы

Почему? И вопрос второй: я очень сильно влюблена в человека, который на 12 лет меня младше. Анастасия, в Евангелии сказано: «просите и получите». Вы без всякого сомнения можете молиться этим Святым, пусть у Вас и нет их иконы. Бог в помощь.

Акафист — это такое же молитвословие, и его можно читать сколько угодно и когда угодно. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать. Если в данный момент у Вас нет возможности попасть в храм, можно читать акафист, а когда будете в храме, скажите об этом батюшке и возьмите благословение.

Иногда просто так, глядя на икону святого, хочется прочитать акафист. Здравствуйте, Алла! Можно читать акафисты, если есть такое желание, но все же лучше взять на это благословение, чтобы не поступать самочинно. За усопших можно читать Псалтирь, литию для мирян, есть молитва за усопших в утреннем правиле в молитвослове. И, конечно же, главное – это молитва в храме за Литургией, поминание крещеных усопших на Проскомидии. Акафист является очень сложным песнопением, которое прославляет Христа, Пресвятую Богородицу, определенного святого или какой-либо христианский праздник.

Нет особых указаний в Уставе на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитвы. Можно ли читать акафист дома? Конечно. Что делать, продолжать читать акафист? Во все другие дни года чтение акафистов разрешено. Скажите, пожалуйста, надо было брать благословение у батюшки, чтобы читать акафист? Подскажите, как правильно читать акафист святому Спиридону, сколько дней читается акафист, и нужно ли брать благословение у батюшки?

Среди многообразия жанров церковной гимнографии есть один, который заслуживает особого внимания уже потому, что неразрывно связан с богослужениями в честь церковных праздников, столь любимых всеми, и дней памяти различных святых. Речь пойдёт об акафистах — благодарственном пении в честь угодников Божиих или событий библейской истории. Постараемся разобраться, что такое акафисты и какова их история.

Особенности данного жанра

Само это слово переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть песнопение, которое предписывается исполнять стоя. Разумеется, невозможно даже представить, чтобы в православном храме кому-то пришло в голову сидя исполнять, например, акафист Николаю Чудотворцу. Но дело в том, что название это пришло к нам из первых веков христианства, а в те далёкие годы порядок богослужений был иной. У старообрядцев этот термин звучит иначе — они говорят «акафисто».

Говоря о том, что такое акафисты в их современной форме, нельзя не подчеркнуть их главное отличие от древних кондаков — наличие «хайретизмов». Так именуются многократные повторения хвалебных эпитетов, сопровождающихся восклицанием: «радуйся!» Например, акафист Богородице в русском переводе содержит такие слова: «Радуйся, та, через которую радость воссияла; радуйся, та, через которую снято с нас древнее проклятие!» и так далее. Это существенная черта, придающая данной форме неповторимое своеобразие. Если мы рассмотрим акафист Николаю Чудотворцу, то увидим точно такую же картину.

Структурные требования

В соответствии с установившейся традицией, акафист содержит в себе двадцать пять песен, причём их расположение соответствует порядку букв греческого алфавита. Среди них тринадцать «кондаков» — кратких хвалебных славословий — и двенадцать «икосов» — длинных, пространных стихов. Каждый кондак завершается словом «Аллилуйя», что в переводе с древнееврейского означает: «Хвалите Бога». В конце каждого икоса стоит восклицание: «Радуйся!»

Акафист Николаю Чудотворцу, например, содержит в завершении каждого из кондаков фразу: «Радуйся, Николай, великий чудотворец!», а его икосы начинаясь со слова «Радуйся!» и перечисляют все благие качества души святого, а также богоугодные деяния, им свершённые. Кроме того, характерной композиционной особенностью жанра является ещё и непременное условие заканчивать каждый икос теми же словами, что стоят в конце первого кондака, а все последующие кондаки завершать восклицанием «Аллилуйя». Иллюстрацией этому правилу также может послужить акафист Николаю Чудотворцу, ну или любой другой из их огромного перечня.

Некоторые исторические сведения

В течение достаточно продолжительного времени русская православная гимнография знала лишь акафист Богородице, и только по отношению к нему употреблялся интересующий нас термин. Он был известен также под названием «Великий». Именно его форма послужила схемой для создания всех последующих произведений подобного рода. Этот акафист Божьей Матери, по мнению исследователей, был написан не позднее VI века, и его авторство приписывается святому Роману Сладкопевцу, что, впрочем, не имеет документальных подтверждений.

Можно лишь с полной уверенностью говорить о том, что время создания его занимает период между третьим и четвёртым Вселенскими соборами. Доказательством тому может служить достоверно известная дата сочинения зачина «Взбранной Воеводе…» — 626 год. Эта часть произведения носит также название «проимий», что в переводе на русский означает «капюшон», или, по-церковному, «кукулий».

Отражение реальных событий

Позднее были написаны многочисленные хвалебные гимны, такие как акафист Николаю Чудотворцу, Пресвятой Троице и многие другие, но особенность первого из них, созданного в прославление Божьей Матери, состоит в том, что его проимий (вводная часть) является позднейшим добавлением, связанным с важным историческим событием — осадой в 626 году Константинополя славянами и их союзниками аварами.

Царица Небесная чудесным образом избавила столицу Византии от смертельной опасности, в честь чего и была добавлен, к ранее созданному акафисту новая вступительная часть. Впоследствии нередко акафисты святым писались в связи с определёнными историческими событиями или яркими фактами из их земной жизни. Это являлось частью традиции написания. Иначе говоря, что такое акафисты, как не отражение реальной действительности, отделённой от нас временным интервалом?

Византийские патриархи-поэты

Написание гимнов, в основу которых была положена Богородичная схема, специалисты относят к завершению византийской эпохи. Позднейшие произведения этого жанра связывают с именами Константинопольских Патриархов Исидора Вухираса и Филофея Коккина. Написанные ими акафисты получили широкое распространение в славянских землях. Среди них один из самых известных — акафист Николаю Чудотворцу. Кроме того, в православных храмах часто звучат также написанные ими хвалебные гимны: Иоанну Предтече, архистратигу Михаилу, Кресту Господню и многие другие.

Гимнографическое творчество новейших времён

В России написание акафистов получило широкое распространение в XIX веке. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что к началу 1901 года духовное ведомство разрешило к опубликованию сто пятьдесят восемь сочинений этого жанра, и более трёхсот отвергло. В наши дни, когда после долгих десятилетий богоборчества православная церковь вновь занимает подобающее ей место в обществе, также наблюдается творческий подъём в этой области. Ежегодно из-под пера церковных авторов появляется не менее сорока новых сочинений. Этот жанр становится любим среди новообращённых членов церкви, хотя многие из них впервые узнают, что такое акафисты.

Говоря об использовании произведений этого жанра в богослужебной практике, следует отметить, что в Церковном Уставе отмечается лишь один — Великий акафист, о котором шла речь выше. Он читается в пятую Великопостную субботу. В этот день свершается праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Прочие же акафисты принято включать в молебны и иные различные богослужения. Также церковью благословляется их чтение дома во время келейных молитв.