Корнелиус вандербильт надпись на могиле. От лодочника до богатейшего человека в мире — биография Корнелиуса Вандербильта

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Мало кто знает, кто такой Корнелиус Вандербильт, но на самом деле он заслуживает большего внимания, так как считается самым богатым и гениальным предпринимателем 19 столетия.

Детство

Родился 27 мая 1794 года в Нью-Йорке в семье среднего класса, особо ни чем не отличающейся от остальных. Отец, также Корнелиус, был очень работящим человеком, и бережливым. Он работал паромщиком, в то время как мать Феба занималась домашними делами. Со временем они смогли накопить достаточно денег, чтобы купить ферму на Статен-Айленде, где, в принципе, и родился наш герой.

Когда мальчишке было 11 лет, отец позвал его к себе, так как тяжело было справляться с работой в одиночку, поэтому об обучении пришлось позабыть. За его воспитание взялась «улица», где будущий миллионер усвоил очень важный урок – нужно уметь постоять за себя, и подниматься при каждом падении. Так, познавая науку жизни и оттачивая ремесло, к 16 годам Вандербильт задумался о собственном бизнесе, чтобы заработать большие деньги, а не откладывать копейку к копейке, как родители.

Решено было продолжить род лодочников (дед Ян Ван Дер Бильт первым занялся перевозками, передав знания и опыт сыну), только на собственный транспорт необходимо было найти денег. Помогла мать, дав в долг сотню долларов, выставив условие, что он сам вспашет и засеет больше трёх гектар земли. Возможно, она надеялась, что он не справится, так как это очень большой труд для подростка, причём земля была каменистая, и необходимо было приложить массу усилий, чтобы её вспахать. Но Корни был работящим, как и отец, а ещё упрямым, поэтому в положенный срок поле было готово, а матери ничего не оставалось, как выполнить условия договора.

Бизнес

Начало

На полученные деньги будущий миллионер взял старенькую лодку-плоскодонку «Быстроходная». Внимательно изучив карту Нью-Йорка, он решил составить конкуренцию сотне других лодочников, переправляя клиентов со Статен-Айленда до Манхеттена, и наоборот. В то время не существовало точных расписаний отправления и прибытия, не было фиксированных цен и прочее. Поэтому молодой предприниматель, сделав ставки на свою железную волю и кулаки, оценивает переправу на своей «Быстроходной» в 18 центов.

К нему мгновенно «повалил» народ, который был готов переплавляться стоя или сидя друг у друга на руках, потому что экономил порядка 82 центов каждый раз. А ещё Корни не боялся переправляться в шторм, как остальные паромщики, искусно управляя плоскодонкой.

Кстати, он действительно был мастером своего дела, потому что в его биографии существует только один факт аварии. Начиная свое дело, он не справился с управлением, из-за чего столкнулся со встречной лодкой. Больше ни один корабль, ни одна шхуна, которые были в его владении, в передряги не попадали, да и отличались качеством и комфортом.

К концу первого самостоятельного рабочего года Корнелиус мало того, что отдал долг матери, так ещё и получил доход – $ 1 000. Что позволило ему нанять персонал и приобрести ещё лодок. Чтобы выжить в жестокой конкуренции, главным требованием к соискателям было умение драться, поэтому через некоторое время шхуны его хулиганов захватили воды Нью-Йорка. Немного позже герой нашей публикации решает расширить свое дело, и начинает торговать продуктами, которые перевозит с Манхеттена.

Решающей в его деятельности стала война в 1812 году, вернее контракт с правительством. Договор заключался в том, что ловкий предприниматель будет совершать поставки продуктов солдатам, которые оказались в блокаде. Это принесло немалый доход, который он вложил в покупку двух кораблей, и занялся продажами китового жира, алкоголем, устрицами и прочим товаром, поставляя его на суда, пришедшие издалека. Именно в этот период он получил прозвище «Коммандор».

Расширение

Заработав чуть больше 9-ти тысяч, он уходит из лодочного бизнеса, который стал приносить доход, который его совсем не удовлетворял. Устроился на пароход к Томасу Гиббонсу со скромной зарплатой – $1000 в год. Это решение было обоснованно и взвешенно. Наш герой решил изучить пароходное дело, чтобы заниматься в дальнейшем более серьезным занятием, чем перевозки на плоскодонках.

Освоив тонкости судоводства, он строит собственный пароход «Беллона», становясь партнёром Томаса. Борьба с конкурентами осуществляется с помощью старых методов — максимально снизив стоимость за проезд, он опять «покорил» всех клиентов. Что, конечно же, вызвало массу возмущения среди других «водных таксистов». Они обратились в полицию, но нашему гению при каждой попытке ареста удавалось скрыться.

В 1813 году он женился на Софии Джонсон, своей кузине. Вместе они переехали в Нью-Брусквик и открыли гостиницу с таверной возле реки. Теперь каждый путешественник или моряк мог отдохнуть, выспаться и плотно, вкусно поесть перед дальнейшей дорогой. Управлялась со всем сама София, и у неё это отлично выходило, по крайней мере, там всегда было много клиентов. Существует версия, что изначально она отказывалась переезжать, но супругу удалось её «убедить». Проведя 2 месяца в сумасшедшем доме, София была согласна на всё, лишь бы выйти оттуда.

Сам Командор в это время борется с Гудзоновской речной ассоциацией. Снижение стоимости за перевозки показалось ему недостаточным, и он вовсе сделал проезд бесплатным. Расходы окупались за счёт высокой цены на продукты, которые пассажиры приобретали во время поездки. Это было верхом наглости. Учитывая, что Корни был упёртым, хитрым и бесстрашным, Ассоциации не оставалось ничего другого, кроме как договориться «по-хорошему», чтобы он ушёл с маршрута и не саботировал работу других перевозчиков.


Договор обошёлся в $ 100 000, плюс $ 50 000, выплачиваемых на протяжении 10 лет. Командор изменил маршрут, постепенно «разрастаясь» кораблями. И уже в 1840 году в его владении было около 100 пароходов, что позволило ему стать самым крупным предпринимателем в Нью-Йорке.

Золотая лихорадка

В 1848 году Калифорнию охватила «золотая лихорадка». Люди массово прибывали туда в надежде заработать, и Вандербильт понял, что это его шанс. Изучив маршруты жителей разных стран, которые стремились поработать старателями, он предложил наиболее короткий и дешевый вариант. Корнелиус заключил с правительством Никарагуа сделку, которая состояла в том, что он получает право на организацию чартерного рейса.

Заплатив за это $10 тысяч, он открывает компанию Accessory Transit. Вложив ещё денег в безопасность нового маршрута (расчистка русла реки сан-Хуан, строительство дороги из щебня, чтобы была возможность добраться до порта, и сооружение доков) предприимчивый гений лично занялся перевозками на своём пароходе. За год он заработал больше миллиона долларов. А всё потому, что выбирая его судно, золотоискатели экономили минимум 2 дня и $200, поэтому спрос был большим.

Предательство партнеров

В 1853 году он впервые решил отдохнуть, и организовал строительство паровой яхты по самому высшему разряду, потратив почти полмиллиона долларов. В то время это была самая шикарная яхта. Мебель в которой была выполнена из позолоты и бархата, залы украшала мраморная отделка, а кают-компания была оформлена в стиле Людовика 15. Собрав друзей и семью (а у него, между прочим, в браке с Софией родилось 13 детей, но двое из них умерли, не дожив до среднего возраста) он отправился в Европу. Отдых оказался славным, только с плебейскими замашками. К примеру, он мог сорвать представление в Лондонской опере, арендовав зал на вечер.

Оказавшись дома после отпуска, он был крайне неприятно удивлён. Менеджеры, Морган и Гаррисон, которым он доверил управление компанией Accessory Transit, совершили переворот и захватили её. Корни проявил свой жесткий характер и в этом случае. Он написал им письмо о том, что за такой поступок не намерен судиться, потому что это долго, он их просто раздавит в ближайшие сроки.

И действительно, организовав другой маршрут, через Никарагуа, с помощью старых методов завоевав всех клиентов, буквально за год он вернул себе обратно своё детище, обанкротив предателей. А конкуренты, взяв обещание закрыть перевозки по Никарагуа, ежемесячно выплачивали отступные в размере $40 тысяч, со временем увеличив до $56 тысяч. Что было очень кстати, ведь поток золотоискателей снижался, да и интерес переместился на трансатлантические перевозки.

Уход из судоходного бизнеса


Три его судна бороздили воды Атлантического Океана, доставляя людей с Нью-Йорка до Франции. Самым мощным был пароход «Вандербильт», перевозивший в основном пассажиров среднего класса за минимальную стоимость. Будучи уверенным в своих «детищах» Корни отказывается их страховать, что позволило значительно сэкономить финансы. Но особо долго поработать в этом бизнесе не удалось, так как в 1861 году началась гражданская война, накануне которой он успел его продать за 3 млн. долларов.

Пассажирский лайнер «Вандербильт» превращается в боевой корабль, и защищает воды его страны. Существует три версии, согласно которым он отдал любимое детище на войну. Первая – о помощи попросил лично Авраам Линкольн. Вторая – он сдал его в аренду, получая неплохие дивиденды. И третья, что просто подарил (несмотря на то, что стоимость его строительства составила примерно $600 000).

Ещё в молодости, в 30-х годах он пытался освоить и наладить железнодорожный бизнес. Случилась авария, взорвался котел, и молодой предприниматель с серьезными ожогами и травмами оказался на больничной койке, проведя там 2 месяца. Это происшествие надолго лишило его желания заниматься наземным транспортом, но в 60-х годах решил вернуться к этой идее.

Скупив акции различных железнодорожных компаний, он объединил практически все сообщения возле Нью-Йорка. В его владения попала дорога всей реки Гудзон, а также Гарлемская дорога. В общем, через пять лет он «сделал» 25 миллионов долларов и стал самой мощной личностью в сфере транспортного бизнеса США.

Личность и характер

Помните, герою нашей публикации пришлось оставить школу, чтобы помогать отцу? Так вот, до конца своих дней он оставался безграмотным, не умея даже ставить подпись. Но никогда этого не стыдился, объясняя, что добился всего благодаря фокусу внимания именно на работе, а не учёбе.

Интересно, но, несмотря на свои миллионы, он жил довольно скромно, не считая отпуска в Европе. К примеру, лежа на смертном одре, он отказывался употреблять прописанное врачом шампанское, а знаете почему? Потому что оно дорогое. Не желал заниматься благотворительностью, помог однажды лишь университету, который впоследствии назвали в его честь, а также Церкви странников.

В 1869 году скончалась его супруга, но буквально через год, будучи 75-летним стариком, он женился вновь на дальней родственнице, которой было на тот момент 35 лет.
Его биография заканчивается 4 января 1877 года. Корнелиус покинул этот мир на 83 году жизни, оставив после себя серьезный скандал, так как очень странно распорядился накопленным капиталом.

Завещание

В завещании было указано, что 90 миллионов долларов из примерно 100, получает старший сын Уильям для того, чтобы развивать дальше его дело. Остальные дети получили по $100 тысяч, а вдова $500 тысяч. Хотя изначально он планировал оставить в наследство весь капитал младшему сыну Джорджу, но тот умер в 25-летнем возрасте. Средний сын был зависим от алкоголя и азартных игр, плюс ко всему страдал эпилептическими припадками, поэтому показался отцу совсем ненадежным и не достойным денег.

Остальные – девочки, не смогли бы выдерживать конкуренцию и управлять столь мощным отцовским делом. Конечно же, «обделённые» родственники были злы и подали в суд на Уильяма, опираясь на то, что Корнелиус был не в своём уме, когда составлял завещание. Дело было проиграно, и воля Крокодила (так его называли, когда он увлёкся железными дорогами) была исполнена.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Как вы могли заметить, без образования вполне возможно стать миллионером, главное – верить в себя и свои силы, а также упорно трудиться. Рекомендую также ознакомиться и с другими вдохновляющими на свершения биографиями, во по этой ссылке одна из них, .

Материал подготовила Журавина Алина.

Он родился в 18 веке. Сколотил самое большое состояние в 19 веке. Занимался речным и морским флотом, был крупнейшим железнодорожным магнатом, и до сих пор присуствует в современной жизни Нью-Йорка, каждый день напоминая о себе пассажирам, приезжающим на Гранд-Централ на 42-стрит, основанный Вандеобильтом в позопрошлом веке.

Корнелиус Вандербильт родился в фермерской семье на Стэйтен-Айленде. Отец его занимался лодочными перевозками. В 11 лет Корнелиус, бросив школу, стал помогать отцу. В 16 он начал работать сам. Для начала юный Вандербильт попросил у матери $100 и она дала ему их с условием, что он вспашет и засеет восемь акров семейной земли. Сын справился с задачей и на полученные деньги купил лодку. На ней он возил грузы и пассажиров между Стэйтен-Айлендом и Манхэттеном. Причем цену за свои услуги Корнелиус установил значительно более низкую, чем у остальных лодочников на переправе. Демпинговые цены станут его коньком на протяжении всей жизни и практически всегда будут приносить Вандербильту успех.

Прошел всего год, и Корнелиус не только вернул матери долг, но и заработал свою первую тысячу долларов. Время играло ему на руку, а он ловко ловил момент. Англо-американская война 1812 года принесла молодому предпринимателю новые возможности. Ему было всего 18, но он смог заработать авторитет в бизнес-кругах Нью-Йорка и получить правительственный контракт на поставки товаров в военные форты, расположенные недалеко от города. На заработанные деньги Корнелиус построил средних размеров шхуну и два небольших корабля. С тех пор его нарекли Командором – прозвищем, которое он с гордостью носил всю жизнь.

Через 5 лет Вандербильт женился на Софии Джонсон, а его капитал составлял $9000. Пришло время перемен… и Командор вышел из бизнеса. Несмотря на то, что Корнелиус рано бросил школу, он никогда не упускал шанса получить новые знания, особенно если это можно было сделать бесплатно. Продав свой флот, Командор нанимается капитаном небольшого корабля с зарплатой в $1000 в год к Томасу Гиббонсу. Эта работа дает ему возможность разобраться в устройстве пароходов и служит толчком для новой идеи – создание нового современного парохода. Вандербильту удается убедить Гиббонса построить паровое судно. В этом проекте они уже становятся компаньонами.

Вандербильт никогда не жалел о том, что ушел из школы в 11 лет, он любил повторять: «Если бы я продолжил учиться, у меня не осталось бы времени ни на что другое».

Корабль готов и отправляется в рейс вверх по Гудзону. И, как обычно, Корнелиус устанавливает демпинговые цены за проезд на своем пароходе, запрашивая вчетверо меньше, чем его конкуренты. А конкуренты были серьезные- легальные монополисты на рынке пароходных перевозок – Роберт Ливингстон и изобретатель колесного парохода Роберт Фултон. Демпинговые цены Вандербильта огорчили их настолько, что монополисты подали на него в суд. Однако удача опять оказалась на стороне Командора – в 1824 году Верховный Суд США признал монополию Ливингстона и Фултона на транспортные операции в водах Гудзона неконституционной.

Поселившись в Нью-Брунсвике (штат Нью-Джерси), Вандербильты приобрели таверну на берегу реки и превратили ее в место отдыха пассажиров проходящих пароходов. Заведение назвали Bellonа Hall, и оно стало любимым местом остановки путешественников. А хозяйничала в Bellonа Hall жена Вандербильта София Джонсон, которая оказалась весьма предприимчивой и талантливой бизнес-леди.

К 1829 году семья Вандербильтов имела уже $30 тыс. Командор снова решает заняться собственным бизнесом и вернуться в Нью-Йорк. На этот раз он основывает пароходную компанию и налаживает сообщение между Нью-Йорком и городом Пикскилл. За проезд на своих кораблях он устанавливает цену всего лишь 12,5 центов, благодаря чему полностью вытесняет с рынка местного пароходного короля Дэниела Дрю. Спустя три десятилетия Дрю отомстит Корнелиусу, отобрав у Вандербильта Эрийскую железную дорогу.

Но пока все удается Командору и он вступает в соревнование с Гудзоновской речной ассоциацией, перевозившей пассажиров из Нью-Йорка в город Олбани. Пароходы Вандербильта были не просто комфортабельными, они поражали своей роскошью и размерами – Корнелиус строил настоящие «плавающие дворцы». И тем не менее, политика демпинга оставалась неизменной. Ведя борьбу за первенство на Гудзоне, Вандербильт поначалу просит за билет $1 (при цене речной ассоциации – $3). Чуть позже делает проезд вообще бесплатным, но компенсирует это поднятием цен на услуги, к примеру, повысив цены на еду на борту своих судов в 2 раза. Ход неожиданный, но верный – пассажиры предпочли Вандербильта. Ассоциация была в панике. История кончилась тем, что ассоциация заплатила новоявленному конкуренту за перенос его бизнеса в другое место.

В 1840 году Вандербильту принадлежало более 100 судов, ходивших по реке Гудзон, а его капитал составлял более полумиллиона долларов.
Но деньги не дали ему пропуск в аристократическое общество Нью-Йорка. Несмотря на внушительный капитал и неизменный успех в делах, для высшего света Вандербильт так остался неотесанным мужланом. Отвергнутый нью-йоркским обществом, Вандербильт возвращается в родной Стэйтен-Айленд и строит здесь для своей семьи шикарный особняк. Через 10 лет он вновь приедет в Манхэттэн и возведет на Вашингтон-плейс, самом модном в те годы месте, четырёхэтажный городской дом.

1851 год приносит Вандербильту новые возможности. В это время толпы старателей устремляются из Нью-Йорка в Калифорнию за золотом. Большинство золотоискателей перевозило Тихоокеанское почтовое пароходство, имевшее монополию на панамском направлении. Вандербильт не мог упустить такого случая. Он открыл новый путь - через Никарагуа, что сокращало путешествие на 500 миль и экономило два дня пути. Не будучи старателем, Вандербильт получал от «золотой лихорадки» доход в 1 млн долларов в год. К середине 50-х годов он стал крупнейшим судовладельцем Америки.

В 1853 году, имея 11 миллионов в банке, Вандербильт решил отдохнуть. Он построил 80-метровую яхту «Северная звезда» стоимостью полмиллиона долларов. Это была первая частная яхта такого класса - с обитой бархатом мебелью, с десятью салонами и столовой, отделанной мрамором. Со всей семьей и в компании друзей он совершил круиз вокруг Европы. Когда яхта проходила мимо маленькой фермы на Стэйтен-Айленде, Корнелиус приказал дать военный салют в честь своей 86-летней матери. Возвратившись из путешествия, Вандербильт обнаружил, что агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять предприятие в свои руки. Взбешенный Вандербильт написал короткое письмо:

«Джентльмены, вы попытались меня надуть. Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю. –Искренне ваш, К. Вандербильт.»

Как сказал, так и сделал – создал альтернативный маршрут через Панаму и опять очень сильно снизил цены. Соперники капитулировали через год. Более того, через год все остальные компании-конкуренты, не выдержав войну цен, согласились выплачивать по 40 тысяч ежемесячно за отказ от никарагуанского маршрута.

Дом Вандербильтов на 5-авеню.

Но, несмотря на бесспорные успехи в делах и один из самых крупных в Америке капиталов, светское общество остается закрытым для Вандербильта. Причем, скорей не из-за снобизма хозяек салонов, а из-за характера самого Корнелиуса. Он не желал менять свои «матросских» привычек, думать о хороших манерах и учиться вести себя в свете. Он не устает бравировать своим плебейским происхождением, светской неотесанностью и невежеством. «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам, изобретая новые способы делать их. У меня не оставалось времени на образование и воспитание»,- откровенничал он в газетах.

Вандербильт кичился заработанным капиталом, но никогда не слыл транжирой, скорей наоборот. Однако он был эксцентричной натурой и мог запросто снять на вечер лондонский оперный театр для друзей и знакомых, отменив запланированный спектакль и заплатив неустойку.

Когда Корнелиусу исполнилось 70 лет, его жена София умерла. Через год он женился на своей кузине, Франсес Амстронг Крауфорд, которая была на 43 года моложе.

Приблизительно в это же время Вандербильт совершает еще один кардинальный поворот в своем бизнесе. Распродав накануне 70-летия принадлежавший ему флот - в ту пору крупнейший частный флот в мире, - Командор решает заняться железнодорожным бизнесом. Но на этот раз, поменяв стратегию, он скупает и совершенствует то, что было создано до него.

Американские железные дороги 19 века представляли собой множество коротких разъединенных путей, принадлежащих сотням компаний. Командор начинает скупать акции и объединять в единое целое короткие железнодорожные линии около Нью-Йорка в Нью-Йоркскую Центральную железную дорогу. Затем, приобретя контрольный пакет, присоединяет к ней Гарлемскую железную дорогу. Берет в свои руки железную дорогу вдоль реки Гудзон. По совету старшего сына Уильяма, Вандербильт расширяет железнодорожную сеть до Чикаго, покупает дорогу Лейк Шор и Мичиганскую Южную дорогу. Наконец, взяв под контроль Канадскую Южную и Мичиганскую Центральную дороги, Вандербильт становится владельцем самой большой транспортной сети США. А окончание строительства Гранд-Централа на 42-стрит в Нью-Йорке в 1871 году становится завершающим аккордом в этом грандиозном железнодорожном проекте.

Grand Central, New York, 1880.

Говорят, что всю жизнь Командор обладал огромной физической силой и кипучей внутренней энергией, твердым и непреклонным характером. Он умело справлялся с конкурентами, порой безжалостно шантажировал, подкупал и угрожал. Пожалуй, он не всегда был безупречен, но, по большому счету, вел честную и прямую игру и в результате всегда оставался в выигрыше.
Корнелиус Вандербильт умер 4 января 1877 года в своем доме на Вашингтон-плейс, оставив после себя 100 млн долларов. 95% всего состояния он завещал своему старшему сыну Уильяму Генри Вандербильту и его четырем сыновьям – своим внукам, потому что считал, что именно они способны успешно продолжить дело его жизни. Остальные 9 его детей и жена получили достаточные суммы для безбедного существования, которые, впрочем, не шли ни в какое сравнение с тем, что досталось Уильяму.

Уильям Вандербильт, заработавший репутацию бизнес-гения еще при жизни отца, успешно управлял доставшимся наследством, вдвое увеличив капитал, накопленный Корнелиусом. Но постоянные стрессы и споры из-за наследства с братьями подорвали здоровье Вандербильта-сына – Уильям пережил отца всего на восемь лет.

В дальнейшем, во главе железнодорожной империи стал внук Командора - Корнелиус Вандербильт-младший. А после его смерти в возрасте 55 лет, семейный бизнес возглавил Уильям Киссам Вандербильт, тоже внук Командора. Он стал неплохим продолжателем дела, хотя и не был настолько гениален в бизнесе, как его отец и дед.

Кроме руководства компанией он остался в истории, тем что организовал The Vanderbilt Cup, первые Американские автомобильные гонки, которые проводились ежегодно с 1904 по 1910 год.

Е го дочь – Консуэла Вандербильт, вышла замуж за Спенсора Черчилля, 9-го герцога Мальборо, брата Уильяма Черчилля.

Тем самым, она, наконец, утвердив семью Вандербильтов в высшем обществе. Хотя, нужно признать, что к этому времени, многочисленная семья Вондербиьтов уже заняла достойное место в элите не только Америки, но и Европы.

В 1954 году контроль над компанией Вандербильтов перешел к Роберту Ральфу Янгу и его компании Alleghany Corporation. Так закончилась эпоха легендарной династии Вандербильтов.

Вандербильты всегда были известны как щедрые меценаты. Корнелиус Вандербильт пожертвовал 1 млн долларов университету, носящему его имя (считается самым щедрым пожертвованием в истории Америки). Его сын Уильям основал нью-йоркскую Метрополитен Оперу. Внук Корнелиус Вандербильт-младший был акционером журнала «Vogue», принимал активное участие во многих благотворительных общественных организациях. Все представители династии Вандербильтов строили для своих семей великолепные дома. Городские дома Вандербильтов, к сожалению, не сохранились, но за пределами Нью-Йорка многие из усадеб стали музеями и открыты для посещения.

Text by Tatyana Borodina

Historical photos from internet resource

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта .

Биография

Молодость

Корнелиус Вандербильт родился 27 мая 1794 года на родовой ферме на Статен-Айленде. Он был 4-м ребёнком в семье Корнелиуса и Фебы Вандербильт (урождённой Хенд). Предки отца происходили из местечка Де Бильт в Утрехте , Нидерланды . Отец будущего миллионера был бедным фермером, и зарабатывал также как лодочник в Нью-Йоркском порту. Корнелиус Вандербильт-младший уже в 11 лет оставил школу и на собственном опыте начал изучение проливов и течений в районе Нью-Йорка . За месяц до 16-летия он объявил матери, что собирается уйти из дома и стать моряком. Мать понимала, что сыну просто нужно собственное судно, и потому сделала сыну деловое предложение: он вспашет и засеет на их ферме каменистый участок в 8 акров , после чего получит от неё взаймы 100 долларов на покупку судна. Так в 16 лет он стал владельцем небольшой баржи под названием «Быстроходная». Он перевозил пассажиров, беря с них по 18 центов. К концу года он отдал матери долг и внёс в семейный бюджет свыше тысячи долларов. Вскоре в его владении находилась уже целая флотилия из мелких судов.

Приобретение опыта

Во время англо-американской войны 1812 года , он, несмотря на блокаду англичанами нью-йоркской гавани, перевозил по морю припасы для шести американских гарнизонов, расположенных на её берегах. В 19 лет он женился на своей соседке и кузине Софии Джонсон, женщине не менее волевой и целеустремлённой, чем он сам. Когда Вандербильту исполнилось 22 года, он был владельцем уже нескольких судов и ему удалось скопить 9000 долларов.

В 1818 году Корнелиус Вандербильт продаёт свои парусники и становится капитаном парохода у Томмаса Гиббонса, плантатора из Джорджии. За 10 лет, перевозя пассажиров из Нью-Йорка по реке Раритан в Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси), он изучил все тонкости пароходного бизнеса. София тоже вносила вклад в семейный бюджет - она управляла гостиницей для пассажиров на пристани. Не довольствуясь речными маршрутами по Раритану, Вандербильт вскоре организовал пассажирские рейсы по нью-йоркскому заливу в Баттери. Но тут возникли проблемы. Нью-Йоркское Законодательное собрание отдало монополию на пароходные перевозки в регионе Роберту Фултону и Роберту Ливингстону, так что бизнес Вандербильта стал незаконным. Однако, он, снизив цены на проезд, носился на своём судне между Нью-Йорком и Нью-Джерси, преследуемый констеблями. Игра в «кошки-мышки» продолжалась до объявления Верховным Судом США нью-йоркской пароходной монополии антиконституционной. К 1829 году , стараниями Вандербильта, пароходное хозяйство Гиббонса увеличилось с одного судна до флотилии из 7 судов.

Инвестиции

Вместе с женой они накопили 30 000 долларов, которые использовал для открытия собственного дела: он проложил новый пароходный маршрут Нью-Йорк - Филадельфия и до того снизил цены за проезд, что конкуренты вскоре заплатили ему огромную сумму, лишь бы он им не мешал (Такого рода метод выбивания «отступных» из конкурентов был очень характерен для Вандербильта в ранний период карьеры).

Затем он перенёс свою деятельность на реку Гудзон , где начал ещё более жёсткую войну цен против могущественного Гудзонского речного пароходства. Вандербильт снизил цены на рейс от Нью-Йорка до Олбани сначала с трёх долларов до одного, затем до 10 центов и, наконец, сделал проезд вовсе бесплатным. В конце концов конкуренты заплатили ему 100 000 долларов и согласились платить по 5000 в год, лишь бы он в ближайшие 10 лет не появлялся на Гудзоне. Вандербильт взял деньги и перевёл свои суда на северное направление - в Бостон , Хартфорд, бухту Провидения, а также на южное - в Вашингтон , Чарлстон и Гавану . В 45 лет, за счёт «отступных», за отсутствие рейсов в Нью-Йорк и Филадельфию и благодаря доходам, которые Вандербильт получал от своего флота в сто судов в других районах, он сколотил состояние в несколько миллионов.

Отвергнутый утончённым нью-йоркским обществом, он выстроил красивый особняк на Статен-Айленде. Через 10 лет он вернулся на Манхэттэн и построил на Вашингтон-плейс четырёхэтажный городской особняк. Его пароходы везли золотоискателей от Нью-Йорка до восточного побережья Никарагуа , затем вверх по реке Сан-Хуан и через озеро Никарагуа. Таким образом, он получал от «золотой лихорадки» миллион долларов в год. В то же время, проект прокладки в Никарагуа Трансамериканского канала, соединяющего Атлантический океан с Тихим , которым К. Вандербильт занимался в течение 12 лет, успехом не увенчался.

Конец жизни

К середине 1850-ых он стал крупнейшим судовладельцем США . В 1853 году имея 11 миллионов в банке, Вандербильт решил отдохнуть. Он построил 80-метровую яхту «Северная звезда», стоимостью полмиллиона долларов. Это была первая такого класса частная яхта - с обитой бархатом мебелью, с десятью салонами и столовой, отделанной мрамором. Со всей семьёй и в компании друзей он совершил круиз вокруг Европы. Когда яхта проходила мимо маленькой фермы на Статен-Айленде, Вандербильт приказал дать военный салют в честь его 86-летней матери. Возвратившись из путешествия, Вандербильт обнаружил, что его агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять предприятие в свои руки. Взбешенный Вандербильт написал короткое письмо:

Он создал альтернативный маршрут через Панаму и очень сильно снизил цены. Соперники капитулировали через год. Более того, через год все остальные компании-конкуренты, не выдержав войну цен, согласились выплатить 40 000 долларов за отказ от никарагуанского маршрута.

КОРНЕЛИУС ВАНДЕРБИЛЬТ

Эта фамилия давно знакома советским читателям по классическому творению Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»: заокеанской соперницей Эллочки-Людоедки по нарядам была дочь американского миллиардера Вандербильта. Этот Вандербильт, из-за дочери которого Алисы так страдала Эллочка, был внуком Корнелиуса Вандербильта – знаменитого Коммодора.

Корнелиус Вандербильт тоже был миллиардером, но какому миллиардеру воздвигают памятник на вокзале, хотя и на таком прекрасном, как Гранд Централ? Между тем, это место для памятника Вандербильту вполне оправдано.

Фамилия Вандербильт когда-то писалась раздельно: Ван Дер Бильт, что говорит о голландских корнях семейства (по-голландски «из Дер Бильта).

Корнелиус Вандербильт родился 27 мая 1794 года на острове Статен Айленд (теперь это район Нью-Йорка) в фермерской семье. Отец Корнелиуса, помимо основной работы фермера, еще и подрабатывал лодочником, и сын, бросив школу в 11 лет, ему помогал.

В 16 лет Корнелиус решил начать собственное дело. Существует версия, согласно которой его мать одолжила ему сто долларов на покупку судна за обязательство вскопать и засадить их каменистый участок. Он купил маленькое двухмачтовое суденышко и стал перевозить желающих попасть из Статен Айленда в Манхэттен. По другой, более достоверной версии, это суденышко принадлежало отцу, который забирал у сына половину дохода. Так или иначе, но бизнес новоявленного бизнесмена процветал: «Корнель-Лодочник» заслужил уважение пассажиров за надежность и безотказность, соглашаясь перевозить их в самую неблагоприятную, даже штормовую погоду за очень низкую цену. Все это позволяло ему обходить конкурентов, и за год он скопил тысячу долларов – огромную по тем временам сумму.

В 1812 году началась война между Соединенными Штатами и Англией, англичане блокировали нью-йоркскую гавань, и армейские властизаключили с надежным перевозчиком Корнелиусом Вандербильтом контракт на снабжение американских прибрежных гарнизонов продуктами и другими товарами. Дополнительный доход предприимчивый бизнесмен получал, ухитряясь в условиях блокады поставлять жителям Нижнего Манхэттена продуктыс ферм, расположенных вдоль Гудзона.

В 1813 году Корнелиус женился. Его женой стала София Джонсон – его двоюродная сестра, ставшая ему верной помощницей и советчицей. За их долгую совместную жизнь у них родилось 13 детей.

Молодожены поселились в пансионате в Манхэттене. Вандербильт продолжал свой бизнес и даже расширил его, приобретя шхуну «Шарлотта». Помимо перевозок, он занялся торговлей и к 22 годам владел несколькими судами и капиталом в 9 тысяч долларов.

В 1817 году в жизни Корнелиуса происходит существенная перемена благодаря его знакомству с Томасом Гиббонсом.

Юрист и политик из Джорджии Томас Гиббонс обзавелся собственностью в Нью-Джерси и приобрел маленький пароходик, на котором занялся перевозками по реке Раритон.Затем он купил пароход побольше – «Беллона» – икапитаном на это суднопригласил Вандербильта, который принял предложение. Казалось бы, удивительное решение: уйти из собственного бизнеса в наемные работники, но Вандербильт предвидел, что парусный, а тем более гребной флот не выдержит конкуренции с пароходами, и получше ознакомиться с новой техникой было для него первостепенной задачей. Впрочем, кое-что из своего бизнеса он оставил за собой.

Десять лет капитан Вандербильт возил пассажиров и товары по Раритону. Досконально овладев пароходным бизнесом, он решил выйти на морской простор и попытался организовать пассажирские рейсы между Нью-Джерси и Нью-Йорком. Но здесь он столкнулся с непреодолимой преградой: монополией на курсирование пароходов по Гудзону и Нью-Йоркскому заливу, которую когда-то получили Роберт Фултон и Роберт Ливингстон. Оба они уже к этому времени умерли, но монополия, которой теперь владел губернаторНью-Джерси Аарон Огден, все еще действовала.

Преграда не остановила Вандербильта: он стал «пиратствовать», перевозя пассажиров по демпинговой цене за билеты,но с солидной накруткой на закуски и напитки, что позволяло ему не быть в убытке. Полиция охотилась за «летучим голландцем», Вандербильту приходилось скрываться или откупаться, и его хозяин ТомасГиббонс подал на Огдена в суд, требуя отмены монополии. Процесс «Гиббонс против Огдена» стал, по современному выражению, очень резонансным, и в 1824 году Верховный Суд США решил дело в пользу Гиббонса, признав пароходную монополию антиконституционной.

Томас Гиббонс умер в 1826 году, и Вандербильт три года продолжал работать у его сына – наследника дела отца, пока, наконец, в 1829 году не стал полностью независимым. Начал он с того, что приобрел вовладение паром между Нью-Йорком и Нью-Джерси, который раньше принадлежал Гиббонсу. Постепенно он расширял зону своей деятельности, запуская всё новые маршруты из Нью-Йорка. Так, он стал возить пассажиров из Нью-Йорка в Филадельфию, причем сухопутную часть маршрута по Нью-Джерси пассажиров везли в дилижансе. При этом он настолько снизил стоимость проезда, что конкуренты стали ему платить за уход с этого маршрута.

Такую же практику выбивания «отступного» из конкурентов Вандербильт применил, обратив свою деятельность на судоходство по Гудзону. На своем шикарном лайнере «К. Вандербильт» он стал возить пассажиров из Нью-Йорка в Олбани сначала за три доллара, потом за доллар, потом за 10 центов и, наконец, совсем бесплатно. Спасаясь от разорения, конкуренты заплатили ему сто тысяч долларов и согласились выплачивать по пять тысяч долларов ежегодно за его десятилетнее отсутствие на Гудзоне. Согласившись уйти с Гудзона, Вандербильт перебросил суда в другие районы, в частности, стал плавать в Бостон, Вашингтон, Гавану.

К середине 40-х годов Корнелиус Вандербильт был владельцем более ста судов, и к нему накрепко приклеилось прозвище «Коммодор» (звание «коммодор» в морском флоте США приблизительно соответствовало званию «капитан 1-го ранга»). В его бизнесе было занято больше людей, чем в любом другом бизнесе страны, а его капитал составлял несколько миллионов долларов.

В 1848 году в Калифорнии обнаружили золото, и «золотая лихорадка», охватившая страну, не обошла и Вандербильта. Тысячи золотоискателей ринулись с восточного побережья страны в Калифорнию, и Коммодор взялся за их перевозку. Морской маршрут вокруг мыса Горн был самый простой, но и самый длинный, поэтому большинство предпочитало добираться через Панаму, пересекая перешеек сухопутным транспортом, например, на мулах. Вандербильт организовал более короткий и удобный маршрут: на своих пароходах он вёз золотоискателей от Нью-Йорка до восточного побережья Никарагуа, затем они плыли по реке Сан-Хуан и через озеро Никарагуа, от западного берега которого до Тихого океана было всего 12 миль. И опять он применил свою излюбленную тактику выбивания конкурентов: путешествие по его маршруту было намного дешевле, чем поездка через Панаму, к тому же он лишил соперников государственных субсидий, взявшись перевозить почту бесплатно. Он было собрался построить канал, чтобы сделать путешествие полностью водным, но не смог собрать достаточно средств, да это оказалось и не актуальным: конкуренты обязались выплачивать ему ежегодно крупную сумму за его отказ от транспортного бизнеса в Калифорнию.

Однако полностью от транспортного бизнеса Вандербильт не собирался отказываться: он решил заняться трансатлантическими перевозками. И здесь он применил свою тактику борьбы с конкурентами: снизил цены на билеты, не страховал путешествие через океан, уповая на надежность своих судов. Однако бизнес шел неважно, Вандербильт едва покрывал расходы. Тогда он применил другой способ завоевать предпочтение потенциальных пассажиров: они получат отличный сервис и – самое главное – сокращенную длительность плавания. За 600 тысяч долларов он построил огромный пароход «Вандербильт» – самое крупное и самое быстроходное судно, бороздившее в то время Атлантику.

Когда в 1861 году в стране разразилась Гражданская война, и северные штаты, объединившиеся в Союз, противостояли Конфедерации отколовшихся южных штатов,Вандербильт предложил Союзному правительству включить в состав военно-морского флота страны его «Вандербильт». Сначала морской министр отказался принять такой дорогой подарок, но когда броненосец конфедератов «Вирджиния» заблокировал порты северян в акватории Хэмптон-Роудс между штатами Вирджиния и Мэриленд, президент Линкольн обратился к Вандербильту за помощью. Тот установил на носу своего корабля стальной заостренный таран, укомплектовал экипаж боевыми умелыми моряками во главе с опытным капитаном, и конфедераты, не рискнув вступить в бой с огромным «рогатым» кораблем, сняли блокаду. После этого Вандербильт занялся охотой за пиратскими кораблями южан, грабившими торговые суда северян. Конгресс США оценил помощь Коммодора, наградив его, по представлению президента Линкольна, золотой медалью – высшей в то время наградой штатских лиц.

В 1868 году умерла жена Вандербильта София. Через год 75-летний Коммодор женился на своей дальней родственнице со странным именем Франк Армстронг Крофорд (говорили, что родители, ожидая мальчика, так назвали ее до рождения). Ей было 30 лет, она была высокой, красивой, величественной женщиной, преданной конфедераткой. Она почитала своего мужа, и Вандербильт глубоко уважал ее убеждения. Вообще, у Вандербильта было много близких ему людей среди южан-конфедератов. Один из них говорил: «Чтобы выразить свое отношение к происходившему, он потратил миллион, послав корабль против южан, а теперь, когда война кончилась, он тратит деньги, чтобы показать, что северяне протягивают южанам оливковую ветвь мира». Доказательством этого служит миллион долларов, потраченный Вандербильтом на основание университета в городе Нашвилл, штат Теннеси. Университет носит его имя и является одним из наиболее престижных высших учебных заведений США.

Однажды – это случилось 8 ноября 1833 года – в Нью-Джерси произошла железнодорожная катастрофа: из-за поломки колесной оси вагон сошел с рельсов и опрокинулся. Среди пассажиров вагона оказался Вандербильт, который в результате крушения сломал ногу и поклялся, что больше никогда не воспользуется таким ненадежным транспортом. Через тридцать лет Корнелиус Вандербильт стал «железнодорожным королем».

К семидесяти годам жизни, в которой он чуть ли не с самого началазанимался перевозкой людей по воде,он почуствовал, что в судоходном бизнесе достиг потолка. И Коммодор, уже очень пожилой, но полный сил и энергии, распродал все свои суда и ринулся в новое для себя дело.

Вандербильт начал с того, что на вырученные деньги приобрел железную дорогу « New York and Harlem Railroad », проходившую по 4-й (ныне Парковой) авеню. Затем он стал владельцем железных дорог « Hudson River Railroad» и « New York Central Railroad », объединив через несколько лет обе эти дороги в одну из самых первых крупнейших корпораций Америки. Постепенно под его контролем оказались почти все железные дороги от Нью-Йорка до Чикаго: так возникла новая «империя» Вандербильта – железнодорожная.

В 1871 году по инициативе Вандербильта на 42-й улице Манхэттена было построено Гранд Централ Депо, которое служило конечным нью-йоркским узлом железных дорог «империи». В 1913 году, уже после смерти Вандербильта, на месте Гранд Централ Депо был возведен Гранд Централ Терминал, или просто Гранд Централ – по широко распространенному мнению, самая красивая железнодорожная станция в мире.

Корнелиус Вандербильт умер 4 января 1877 года в своем скромном доме наплощади Вашингтона в Нью-Йорке. Газета« New York Times » в опубликованном на следующий день некрологе писала: «Все т о, что он покупал , он покупал, чтобы сохранить, укрепить и сделать более продуктивным... Это требовало умения , терпения и таких психических качеств , которые мы называем предусмотрительностью».

Его похоронили на кладбище Моравиан на его родном острове Статен Айленд. Позже его сын Уильям построил на том же кладбище семейный мавзолей, где прах Коммодора покоится и поныне.

Скульптор Эрнст Плассман изваял статую Вандербильта еще при его жизни, и в 1869 году она была установлена на фронтоне здания товарного депо железной дороги « Hudson River Railroad» в нише бронзового барельефа, изображавшего этапы жизни Коммодора. Громоздкое пальто с барашковымиотворотами и манжетами, в которое обрядил Вандербильта скульптор, вызывало недоумение и насмешки: говорили, что магнат «похож на сибирского кучера».

В 1929 году статуя была установлена на нынешнее место у южного фасада Гранд Централ Терминала на уровне виадука Парковой авеню. Современная точка зрения на одеяние Коммодора изменилось: считается, что одежда подчеркивает практичность менеджера, ведущего свой бизнес не только за столом. Жест его левой руки предполагает, что он находится в середине какого-то действия, возможно, делает еще какую-то грандиозную покупку, доступную только ему – легендарному Вандербильту.


первонач. Ван Дер Бильт (англ. Vanderbilt; Van Der Bilt; род. 27 мая 1794 г. Порт Ричмонд, ныне Статен-Айленд, Нью-Йорк - ум. 4 января 1877 г. Нью-Йорк) - один из богатейших и успешнейших предпринимателей США XIX столетия, основатель плутократического рода Вандербильтов.

Железнодорожный магнат. Активно занимался морским транспортом, финансами, торговлей. Построил несколько важнейших железных дорог. В большинстве случаев он разрешал бизнес-конфликты цивилизованными методами, но не брезговал применять подкуп и шантаж. Пожертвовал $1 млн. основанному им Университету Вандербильта. Основатель знаменитой династии, Корнелиус Вандербильт в глазах общественности выглядел воплощением американской мечты - выходец из небогатой семьи достиг успеха исключительно своими силами. Кроме того, он вошел в историю как король демпинга.

Вандербильт был малограмотным (а если верить отдельным газетным публикациям того времени, с трудом мог поставить подпись на документах), но ум, изворотливость и склонность к анализу помогли ему взобраться на самый верх социальной лестницы. Корнелиус был легок на подъем и не боялся расстаться со старым бизнесом, чтобы начать новый, превосходно разбирался в той сфере знаний, которую сейчас называют маркетингом и продвижением. Но самый богатый человек США так и не вошел в светское общество Нью-Йорка, вел скромную жизнь и не захотел разделить огромное наследство между своими детьми.

Молодость Корнелиуса Вандербильта

Самый богатый американец XIX века Корнелиус Вандербильт родился в семье среднего достатка. Отец будущего миллионера был лодочником и держал ферму. Фамилия Вандербильт происходит от названия нидерландской деревни Де Билт, родины пращуров Корнелиуса - прапрапрадед миллионера Ян Аэртсон носил фамилию Ван дер Билт. Со временем составные части фамилии слились.

Уже в 11 лет Корнелиус бросил школу, чтобы помогать отцу. О недополученных знаниях Вандербильт ничуть не жалел: «Если бы я учился, у меня не осталось бы времени ни на что другое », - твердил магнат.

В 16 лет Корнелиус открыл первый самостоятельный бизнес. Заняв у матери $100 (при условии, что юноша самостоятельно вспашет и засеет восьмиакровое поле), Вандербильт купил лодку-плоскодонку и стал перевозить грузы и пассажиров. Основным маршрутом стал путь от острова Стейтен-Айленд до Манхэттена и обратно, клиенты - американцы, по долгу службы ежедневно ездившие в Нью-Йорк. За каждую поездку Корнелиус просил 18 центов. Вскоре он чуть не лишился своего ключевого актива - водное такси с пассажирами столкнулось с небольшой шхуной. Это было первое и последнее происшествие на водном транспорте Вандербильта - никогда больше его плавсредства не терпели бедствия.

Лодочный бизнес оказался настолько прибыльным, что спустя год Корнелиус не только вернул матери долг, но и заработал $1000. Услуги Вандербильта пользовались спросом, поскольку стоили дешевле, чем у конкурентов, а сам Корнелиус завоевал репутацию честного и трудолюбивого лодочника. Он не отказывался перевозить пассажиров даже в штормовую погоду. Побочным бизнесом Вандербильта стала торговля: в Стейтен-Айленде молодой предприниматель покупал товары, пользовавшиеся спросом в Нью-Йорке, перевозил через реку и перепродавал.

Новые возможности для расширения бизнеса будущего пароходного магната создала англо-американская война 1812 года. Заработав авторитет в тогдашних бизнес-кругах Нью-Йорка, Вандербильт сумел получить правительственный контракт на поставки товаров в форты, расположенные недалеко от города. На заработанные деньги Корнелиус построил средних размеров шхуну и два небольших корабля - с тех пор конкуренты прозвали его Командором. Вандербильт торговал устрицами, арбузами, китовым жиром, снабжал стоящие в гавани корабли пивом, сидром и провизией. К 1817 году Вандербильт накопил $9000 и решил... выйти из бизнеса.

Решение случайным не назовешь: маршрут Стейтен-Айленд - Нью-Йорк заполонили другие лодочники, доходы Вандербильта начали снижаться. Корнелиус заинтересовался пароходным бизнесом. Продав свой флот, Командор нанялся капитаном с зарплатой в $1000 в год на небольшой пароход Томаса Гиббонса. Пароходный бизнес для бизнесмена был в новинку, но Вандербильт хотел за чужой счет тщательно изучить тонкости ведения дел. Разобравшись с устройством парохода, Командор убедил Гиббонса построить паровое судно, самостоятельно разработав его проект. Корабль получил название Bellona, а Корнелиус стал партнером Гиббонса.

Из-за новой работы Вандербильта его семья (Корнелиус дважды был женат - первый раз в 19 лет, второй - в 73 года) переехала в Нью-Брунсвик (штат Нью-Джерси). Там Вандербильт приобрел таверну на берегу реки и превратил ее в место отдыха пассажиров проходящих пароходов. Заведение назвали Bellonа Hall. Таверна стала любимым местом остановки путешественников. Хозяйничала в таверне первая жена Вандербильта София Джонсон.

Корнелиус продолжал демпинговать и на Беллоне, запрашивая за проезд $1 - вчетверо меньше, чем конкуренты. Настойчивое продвижение Вандербильтом своих услуг возмутило конкурентов. Главными соперниками Корнелиуса были Роберт Ливингстон и изобретатель колесного парохода Роберт Фултон - легальные монополисты на рынке пароходных перевозок. Монопольное положение в водах Гудзона им гарантировал Нью-Йоркский законодательный совет. Между конкурентами разгорелась небольшая война. Несколько раз Вандербильта пытались арестовать по обвинению в нарушении закона, однако ему удавалось выскользнуть из рук неприятелей. Ходили слухи, что Командор оборудовал свое судно потайной каютой, чтобы прятаться от преследователей. Наконец, Фултон и Ливингстон решили подать в суд на конкурента. Однако просчитались - в 1824 году Верховный Суд США признал их монополию на транспортные операции в водах Гудзона неконституционной.

К 1829 году Вандербильт скопил $30 тыс. и решил снова уйти на вольные хлеба, занявшись собственным бизнесом. Протесты жены, не желавшей покидать обжитого Нью-Джерси, и Томаса Гиббонса, который предложил Корнелиусу жалованье вдвое большее и 50% долю в компании, ни к чему не привели. Командор перевез всю семью в Нью-Йорк. Жена Корнелиуса поначалу отказывалась от переезда. Непреклонный Вандербильт решил проблему кардинально, поместив супругу на два месяца в сумасшедший дом.

Золотое дно

Вернувшись в Нью-Йорк, предприниматель основал пароходную компанию и наладил сообщение между Нью-Йорком и городом Пикскилл, штат Нью-Йорк. За проезд Командор запрашивал лишь 12,5 центов и постепенно вытеснил с рынка местного пароходного короля Дэниела Дрю (спустя три десятилетия Дрю отомстит Корнелиусу, отобрав у Вандербильта Эрийскую железную дорогу). Бизнесмен вступил в соревнование с Гудзоновской речной ассоциацией, перевозившей пассажиров из Нью-Йорка в город Олбани. Поначалу Командор просил за билет $1 (речная ассоциация брала $3), позже и вовсе сделал проезд бесплатным. Убытки предприниматель компенсировал за счет услуг, в два раза повысив цены на еду на борту своих судов.

Ассоциация сочла целесообразным заплатить новоявленному конкуренту за перенос бизнеса в другое место. Приняв $100 тыс. и согласившись на дальнейшие выплаты размером $5 тыс. ежегодно в течение 10 лет, Командор начал доставлять пассажиров в Лонг-Айленд, Провиденс и Бостон, а также несколько городов в штате Коннектикут. Параллельно Вандербильт возобновил торговлю между прибрежными городами.

Пароходы Вандербильта мало назвать комфортными, зачастую они были роскошными. Корнелиус строил настоящие «плавающие дворцы», поражавшие своими размерами, комфортом и элегантностью. К 1840-м годам Вандербильту принадлежало более 100 судов, ходивших по реке Гудзон. Компания Вандербильта была одним из крупнейших нью-йоркских работодателей того времени.

К сорока годам Вандербильт нажил полмиллиона долларов, но неустанно искал новые возможности для обогащения. Неожиданный шанс заработать представился в 1849 году, с началом золотой лихорадки. Золотоискатели устремились в Калифорнию. Обычный маршрут будущих старателей пролегал через Панаму: путешественники прибывали в латиноамериканскую страну на лодках, ехали на мулах через Панамский перешеек (Панамский канал построили 60 лет спустя) и на пароходах добирались в Сан-Франциско. Вандербильт предложил новый маршрут. Теперь золотоискатели, прибывшие в Латинскую Америку (Никарагуа), могли плыть по реке Сан-Хуан, затем по озеру Никарагуа. Западный берег озера от Тихого океана отделяют лишь 12 миль. Таким образом, путешествие сокращалось на 600 миль, а путь к конечному пункту занимал на два дня меньше, чем обычный маршрут. Полная стоимость проезда не превышала $400 вместо традиционных $600.

В 1851 году Вандербильт основал компанию Accessory Transit, заплатив правительству Нигарагуа $10 тыс. за право организовать чартерный рейс. Корнелиус лично руководил маленьким пароходом, проверяя новый маршрут (местные жители уверяли, что река несудоходна). Компания Корнелиуса расчистила русло реки Сан-Хуан, соорудила доки на восточном и западном побережье Никарагуа и на озере Никарагуа, построила двадцатимильную щебневую дорогу к порту на западном побережье. Новое бизнес-решение принесло Командору более $1 млн за год. Развивая бизнес, Корнелиус построил флот из восьми океанских пароходов.

Месть и закон

В 1853 году, в возрасте 59 лет, Вандербильт решил впервые в жизни отправиться в отпуск. Он построил роскошную яхту на паровом ходу, назвав ее The North Star («Северная звезда»).

Кстати, яхта оказалась вторым предметом роскоши, который позволил себе Вандербильт, - первым был особняк в Стейтен-Айленде. Перед тем как вместе с семьей отчалить к берегам Европы, Командор оставил должность президента Accessory Transit, перепоручив управление компанией ее топ-менеджерам Чарльзу Моргану и Корнелиусу Гаррисону. Пока собственник плавал по волнам, управляющие выпустили новые акции компании и заполучили контроль над Accessory Transit. После возвращения Корнелиусу, вместо расширения бизнеса, пришлось около года отвоевывать компанию у новых владельцев.

Чуть позже беда нагрянула с другой стороны. После смены власти в Никарагуа новое правительство страны отобрало у Accessory Transit право на перевозки (под предлогом, что компания нарушила условия соглашения), заключив более выгодный контракт с конкурентами Вандербильта. Командор не стал судиться, поскольку «закон слишком медленно действует, чтобы покарать виновных», и пообещал разрушить бизнес конкурентов (американских дельцов во главе с Уильямом Уокером). Сказано - сделано. Вандербильт запускает новую пароходную линию по старому маршруту через Панаму. Конкурентам пришлось платить Командору $672 тыс. в год за самоликвидацию новой транспортной линии.

В 1850-х годах Корнелиус занялся трансатлантическими перевозками, организовав сообщение между Нью-Йорком и Францией. Конкуренцию ему составляли линии Кунарда и Коллинза; первую субсидировало британское правительство, вторую - американское. Получить правительственную поддержку Командору не удалось, тем не менее он начал развивать новое направление. В трансатлантических перевозках было задействовано три судна, в том числе пароход «Вандербильт» - в то время самое большое судно в акватории Атлантического океана. Длина судна достигала 335 футов (более 100 м), ширина - 46 футов, водоизмещение - 4,5 тыс. тонн. Пароход обошелся хозяину в баснословные $600 тыс.

В борьбе с Кунардом и Коллинзом Вандербильт применил свою обычную тактику: снизил плату за проезд и перевозку багажа. Если целевой аудиторией конкурентов были богатые пассажиры - путешественники и бизнесмены, то Вандербильт сделал ставку на эмигрантов и представителей среднего класса. Больше всего доходов Командору приносили пассажиры 2-го и 3-го классов, путешествовавшие по несколько человек в каюте.

Экономя на издержках, Командор все же не страховал свои суда, поскольку был уверен в исправности пароходов и квалификации команды. Но новое бизнес-направление не стало прибыльным. В начале Гражданской войны (1861 г.) Командор продал атлантическую линию за $3 млн. Пароход «Вандербильт», впрочем, бизнесмен сохранил, превратив пассажирский лайнер в военный корабль. Во время войны Корнелиус передал пароход в распоряжение правительства (несмотря на то что миллионер уверял, что сдал судно в наем, газеты расценили его действия как подарок).

Железный король

На старости лет Вандербильт радикально сменил бизнес-стратегию, забросив морские транспортные перевозки и занявшись железнодорожным бизнесом. Корнелиус пробовал свои силы в наземном транспортном бизнесе еще в 30-х годах XIX века. Но случившаяся в 1833 году железнодорожная авария (взорвался паровой котел, из-за травм Корнелиус провел два месяца в больнице) надолго отбила у Вандербильта интерес к отрасли. Правда, не навсегда. Продав пароходы, Корнелиус занялся анализом нового рынка.

Американские железные дороги того времени, формально собранные в единую сеть, на деле представляли собой лабиринт: множество коротких разъединенных дорог, принадлежащих сотням бизнесменов. Безудержная конкуренция приводила к частым банкротствам. Командор начал скупать акции и объединять в единое целое короткие железнодорожные линии около Нью-Йорка. Командор приобрел контрольный пакет Гарлемской железной дороги (Harlem Railroad) и взял в свои руки дорогу реки Гудзон, одержав вторую победу над Дэниелом Дрю, к тому времени переквалифицировавшимся в торговца акциями железнодорожных компаний. В 1865-м Вандербильт начал объединение купленных компаний, владевших небольшими ветками, в Нью-Йоркскую Центральную железную дорогу (New York Central Railroad). Спустя четыре года Командор объединил ее с Гарлемской. В отличие от большинства железнодорожных магнатов тех времен, Корнелиус не только скупал акции, но и инвестировал в расширение сети дорог.

Наконец, «заклятые друзья» Вандербильт и Дрю сошлись на Эрийской железной дороге (Erie Railroad). В 1867-м Командор попытался заполучить контроль над компанией, выкупив все акции дороги. Дэниел Дрю выбросил на рынок 100 тыс. фальшивых акций. Вандербильт не видя подвоха, скупил и их. Фальшивки по решению суда все же были приравнены к настоящим ценным бумагам, но Командор потерял, по разным оценкам, $1-2 млн и в итоге саму Эрийскую дорогу.

Неудача магната не смутила: по настоянию старшего сына Уильяма Корнелиус расширил железнодорожную сеть до Чикаго, купив дорогу Лейк-Шор (Lake Shore Railroad) и Мичиганскую Южную дорогу (Michigan Southern Railroad). Наконец, взяв под контроль Канадскую Южную (Canadian South Railroad) и Мичиганскую Центральную дороги (Michigan Central Railroad), Вандербильт стал владельцем самой большой транспортной сети США.

Осколки счастья

Несмотря на статус самого богатого человека в мире, Корнелиус Вандербильт жил довольно скромно. Когда доктора рекомендовали смертельно больному Корнелиусу пить шампанское, миллионер отказывался, ссылаясь на его дороговизну. Избегал выходец из небогатой семьи и благотворительных пожертвований, в отличие, например, от потомственного банкира Пирпонта Моргана. «Всю жизнь я был безумцем в стремлении делать деньги », - признавался Корнелиус. Спонсорскую помощь от миллионера получили лишь Центральный университет (переименованный в университет Вандербильта) и Церковь странников в Нью-Йорке.

Вандербильт не захотел делить состояние поровну между всеми наследниками (у богача было 12 взрослых детей). Согласно завещанию, основную часть богатства Командор оставил старшему сыну Уильяму. Остальные дети получили лишь по $100 тыс. - сумму, хотя и вполне достаточную для роскошного образа жизни, но ничтожную по сравнению с $90 млн. Уильяма Вандербильта. Вдове Вандербильт оставил $500 тыс. наличными, особняк в Нью-Йорке и 2 тыс. акций Нью-Йоркской Центральной дороги. Неудивительно, что обделенные наследники начали судиться с богатым братом, настаивая, что Корнелиус Вандербильт писал завещание будучи невменяемым. Однако ни одно из судебных разбирательств не увенчалось успехом - судьи неизменно подтверждали последнюю волю Командора.

Уильям Вандербильт, заработавший репутацию бизнес-гения еще при живом отце, успешно управлял доставшимся наследством, вдвое увеличив капитал, накопленный Корнелиусом. Но постоянные стрессы подорвали здоровье Вандербильта-сына: Уильям пережил отца только на восемь лет. После смерти старшего брата во главе железнодорожной империи стал внук Командора - Корнелиус Вандербильт-младший.

К сожалению, потомки Командора не обладали жесткой деловой хваткой отца и деда. Это погубило империю Вандербильтов. Бизнесу Вандербильты предпочитали занятия спортом, в особенности яхтингом, искусство, разведение породистых лошадей, в худшем случае - благотворительность. Корнелиус-младший прославился своим роскошным поместьем в Ньюпорте. Его дочь Алиса Гвен Вандербильт (та самая, с которой в романе «Двенадцать стульев» соперничала Эллочка-людоедка) стала скульптором, куратором и основательницей Музея американского искусства в Нью-Йорке. Племянница Алисы, Глория Вандербильт - знаменитый дизайнер одежды, в частности, джинсов. Сын младшего Корнелиуса Вандербильта - известный писатель, газетный издатель и кинопродюсер.

Семья постоянно уменьшала свою долю в Нью-Йоркской железной дороге - внуки и правнуки постепенно проживали нажитое Корнелиусом. В 1954 году контроль над компанией перешел к Роберту Ральфу Янгу и его Alleghany Corporation, когда-то также принадлежавшей основателю железнодорожной империи. Потомки Вандербильта с легкостью расстались с активами, за которые старый Командор цеплялся чуть ли не зубами.