Кто вышел в открытый космос. Первый выход человека в космос

Одни из величайших событий ХХ века - первый полет и выход человека в открытый космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» был совершён первый выход в открытый космос советским космонавтом Алексеем Леоновым. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в историю космонавтики. О том как происходила подготовка к первому выходу в космос, какие трудности испытал экипаж космического корабля вы узнаете в этой статье.

Подготовка к первому выходу человека в космос

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту. Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля.

Космический корабль «Восход-2»

В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».


космический корабль «Восход-2»

Скафандр

Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей - это был продукт сложнее автомобиля


Скафандр «Беркут»

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с системой жизнеобеспечения. Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг. скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели – сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал:

К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг

Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.
Беляев - выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.
В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.


Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов

Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты - наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:

Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды - на Земле такого не почувствуешь

В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние - один метр - для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды - настолько велика была физическая нагрузка.

Фото первого выхода человека в космос

1 of 7








Видео

Видео первого выхода человека в космос со вставками видеохроники

Художественный фильм «Время первых»

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос

Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»

Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.

Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос

  • Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
  • За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Опасности выхода в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая - возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) - около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.


Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля - 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI - золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.

Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад - это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек - Алексей Леонов.

18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Архипович Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос.

Эта миссия была важнейшим этапом в развитии космонавтики. За ней следила вся страна!

Алексей Архипович Леонов находился за бортом космического корабля «Восход-2», стартовавшего в 10:00 по московскому времени. Командиром корабля был Павел Иванович Беляев. Корабль был оснащен надувной шлюзовой камерой «Волга». Перед стартом она складывалась, а в космосе - надувалась.

Выход в космос начался на втором витке. А. Леонов перебрался в шлюзовую камеру и П. Беляев закрыл за ним люк. Затем воздух из камеры был стравлен. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.

Первое, что он увидел, было черное небо. Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным.

П. Беляев передал на Землю:

Внимание! Человек вышел в космическое пространство!

Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Алексея Архиповича Леонова транслировалась по всем телеканалам.

Телеграфное агентство Советского Союза сообщило:

- Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

Алексей Архипович Леонов провел вне корабля 12 минут 9 секунд. В общей сложности первый выход занял 23 минуту 41 секунду. Специально для выхода был разработан космический скафандр «Беркут». Он обеспечивал пребывание в открытом космосе в течение 30 минут.

Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся и потерял свою гибкость. Это очень мешало космонавту войти в люк для возвращения на «Восход-2». Было сделано несколько безрезультатных попыток, но в итоге все получилось. Позже было еще несколько внештатных ситуаций. Однако, несмотря на них, полет завершился благополучно.

А. Леонов именно так описывает свои впечатления от увиденного:

Я хочу вам сказать, что картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе – на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне, как раскаленный огненный диск…

Первый выход человека в космическое пространство ознаменовал новый этап в развитии космонавтики и науки в целом!

18 марта 1965 года наша страна вписала еще одну веху в освоение космоса. На орбиту Земли был выведен двухместный космический корабль «Восход-2», который имел задачу провести новый для человечества эксперимент - выход человека в открытый космос. За этим событием следила вся страна. Космонавт Алексей Леонов находился за бортом корабля «Восход-2» всего 12 минут, но эти минуты навсегда вошли в космонавтики.

Отважный советский космонавт, выбравшись из люка корабля «Восход-2», сделал шаг в историю. Он легко отделился от корабля и поплыл в сторону на длину его троса-фала, который был соединен с космическим кораблем. Перед тем как вернуться назад на корабль, космонавт снял с кронштейна киноаппарат, намотал на свою руку фал и вошел в шлюз. Специально для выхода в открытый космос специалистами НПО «Звезда» был разработан скафандр «Беркут». А сами тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Спустя некоторое время свой выход в открытый космос совершили и американцы, но произошло это уже 3 июня 1965 года, так что советский космонавт Алексей Леонов навсегда остался первым человеком, вышедшим в открытый космос.


18 марта 1965 года о первой в истории человечества космической прогулке вызвала в мире настоящее потрясение и восторг. Важно понимать, что это случилось в тот момент, когда США и СССР очень остро соперничали между собой за превосходство в области освоения космоса. Полет космического корабля «Восход-2» был расценен в тот момент как очень серьезный пропагандистский успех страны Советов, а также как удар по национальной гордости американцев.

Скафандр «Беркут»

Понятно, что для выживания человека в условиях вакуума необходима была специальная одежда, за разработку которой взялось НПО «Звезда». В первые свои полеты советские космонавты отправлялись в спасательных скафандрах СК-1, которые весили всего 30 кг. Они оснащались автономным обеспечением кислородом на случай возможной аварии, а также обладали положительной плавучестью - на тот случай, если вместо приземления космонавтов ждало бы приводнение. Однако для выхода в открытый космос и активной работы необходимы были принципиально другие «костюмы», которые обладали бы защитой от солнечной радиации и космического холода, системой терморегуляции, мощной системой жизнеобеспечения.

Специально для выхода в космос был создан скафандр «Беркут», он существенно отличался от той модели, в которой летали космонавты на «Востоках». Для увеличения его надежности в состав скафандра была введена дополнительная резервная герметичная оболочка. Верхний комбинезон был сшит из специальной металлизированной многослойной ткани - экранно-вакуумной изоляции. По сути, скафандр представлял собой термос, который состоял из нескольких слоев пластиковой пленки, покрытой алюминием. Специальная прокладка из экранно-вакуумной изоляции устанавливалась также в обувь и перчатки. Наружная одежда должна была предохранять космонавта от возможных механических повреждений герметичной части скафандра, так как шилась такая одежда из очень прочных искусственных тканей, которые не боялись низких и высоких температур. Скафандр при этом существенно потяжелел, добавила ему веса и новая система жизнеобеспечения. Данная система находилась в специальном ранце и включала в себя помимо системы вентиляции еще и два баллона с кислородом по два литра каждый. На корпусе ранца был закреплен штуцер для их заправки и окошко манометра, предназначенное для контроля за давлением. На случай возникновения нештатной ситуации в шлюзовой камере находилась резервная кислородная система, которая соединялась со скафандром с помощью шланга.

Общий вес нового скафандра приближался к 100 кг. Поэтому во время проведения земных тренировок космонавтам приходилось ездить в своеобразном «бегунке», который поддерживал жесткую часть скафандра. Однако в условиях невесомости масса скафандра не играла никакой значительной роли. Значительно больше помех создавало давление воздуха, который заполнял герметичную оболочку, делая скафандр неподатливым и жестким. Космонавтам приходилось с ощутимым усилием преодолевать сопротивление собственного облачения. Позднее космонавт Алексей Леонов вспоминал: «К примеру, чтобы сжать кисть руки в перчатке нужно было усилие в 25 кг.». Именно по этой причине во время подготовки космонавтов к полету физической форме уделялось очень большое внимание. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.

Поменялся и цвет скафандра. «Беркут», для того чтобы лучше отражать солнечные лучи, был выполнен белым, а не оранжевым. На его шлеме появился специальный светофильтр, который должен был защитить глаза космонавта от яркого солнечного света. Созданный скафандр стал настоящим чудом техники. По твердому убеждению его создателей - это был продукт сложнее автомобиля.

Космический корабль «Восход-2»

После совершения перового успешного полета в космос многоместного космического корабля «Восход-1» в СССР была поставлена следующая цель - осуществление выхода человека в открытый космос. Это событие должно было стать значимой вехой в советской лунной программе. Для подготовки к этой миссии новый корабль «Восход-2» был модифицирован по сравнению с «Восходом-1».

В корабле «Восход-1» находился экипаж из 3-х космонавтов. При этом кабина корабля была такой тесной, что они находились на борту без скафандров. В корабле «Восход-2» количество мест было уменьшено до двух. При этом на корабле появилась специальная шлюзовая камера «Волга». Во время старта данная шлюзовая камера находилась в сложенном состоянии. В таком состоянии размеры камеры составляли: диаметр - 70 см, длина - 77 см. Весила шлюзовая камера 250 кг. В космосе шлюзовая камера надувалась. Размеры камеры в надутом состоянии составляли: длина - 2,5 метра, внешний диаметр - 1,2 метра, внутренний диаметр - 1 метр. Перед сходом корабля с орбиты и приземлением шлюзовая камера отстреливалась от космического корабля.

Так как корабль «Восход-2» был предназначен для двух человек, на нем помимо Леонова должен был находиться еще один космонавт. Один человек был штурманом (он же выходил в открытый космос), второй - командиром, который осуществлял пилотирование корабля. Алексей Леонов смог добиться того, чтобы место командира на его корабле занял его друг Павел Беляев. Беляев был на 10 лет старше своего друга и встретил окончание Второй мировой войны на Дальнем Востоке в кабине истребителя, выполняя боевые вылеты против войск Японии. Это был умелый и храбрый летчик. Леонов смог добиться его назначения даже несмотря на то, что врачей очень беспокоила травма ноги, которую Павел Беляев получил, выполняя прыжок с парашютом.

Алексей Леонов

Алексей Леонов появился на свет в 1934 году в крошечном селе Листвянка, расположенном в Западной Сибири (Кемеровская область). Когда ему было 3 года, его отец был репрессирован. Леоновых заклеймили, как врагов народа, при этом власти закрыли глаза на то, что соседи разграбили их имущество. Однако Алексей всегда неохотно вспоминает эти события. Уже в детстве мальчик обнаружил в себе талант художника, но все же решил пойти другим путем. Он успешно закончил военное училище и стал летчиком-истребителем.

Вскоре после окончания училища Алексей получил предложение попробовать свои силы в конкурсе в отряд космонавтов. Леонову удалось получить место в отряде, он стал одним из двадцати его членов, среди которых был и Юрий Гагарин, совершивший в 1961 году первый полет в космос.
На тот момент еще никто не знал, как человеческий организм будет реагировать на выход в открытый космос. По этой причине всех советских космонавтов подвергали очень интенсивным тренировкам. Проводимые испытания должны были показать, насколько далеко удастся раздвинуть ментальные и физические границы возможностей человеческого организма. Позднее Алексей Леонов вспоминал: «Космонавт должен был быть физически подготовленным. Каждый день я пробегал не меньше 5 километров и проплывал 700 метров».

В одно время в центре подготовки космонавтов была запрещена игра в хоккей. Это случилось после того, как несколько человек получили травмы во время этой игры. Взамен космонавтам был предложен волейбол, баскетбол и футбол. Полеты в космос подвергали человеческий организм высоким перегрузкам. Поэтому во время тренировок кандидаты вращались в центрифугах - иногда это вело к потере сознания. Также будущих космонавтов запирали в сурдокамере или барокамере в условиях длительного одиночества. Такие эксперименты были опасны, так как в насыщенной кислородом атмосфере камеры мог возникнуть пожар.

И такой несчастный случай действительно произошел в 1961 году. Тогда во время проведения тренировки в барокамере Валентин Бондаренко случайно уронил ватку со спиртом на закрытую спираль раскаленной электроплитки. В результате огненный шар буквально поглотил его. Бондаренко умер через несколько часов в больнице от полученных страшных ожогов. После данного происшествия инженеры начали использовать во время проведения тренировок обыкновенный воздух. Так что путь в космос был не просто тернист и труден, но и таил в себе реальные опасности для жизни.

Выход в космос

Даже сам выход космос мог закончиться для Алексея Леонова трагично, но тогда все обошлось, хотя во время полета было зафиксировано достаточное количество нештатных ситуаций. Во времена СССР об этом просто умалчивали, правда всплыла на поверхность сравнительно недавно. Неприятности преследовали экипаж «Восхода-2» и во время выхода в открытый космос, и в момент приземления, но в итоге все закончилось хорошо, а Алексей Леонов здравствует и по сей день, прославленному советскому космонавту 30 мая 2014 года исполнилось 80 лет.

В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты - наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.

У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух: «Трудно даже представить себе, что это было. Только в космосе можно почувствовать величие и гигантские размеры окружающей человека среды - на Земле такого не почувствуешь». Пять раз космонавт улетал от корабля «Восход-2» и снова возвращался к нему. Все это время в его скафандре успешно поддерживалась «комнатная» температура, в то время как рабочая поверхность «Беркута» то разогревалась на солнце до +60° С, то охлаждалась в тени до -100°С.

В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды - настолько велика была физическая нагрузка.

Торжественная встреча членов экипажа космического корабля "Восход-2" - Павла Беляева (слева) и Алексея Леонова, 1965 год

Вторая неприятная ситуация произошла уже при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Во время снижения к Земле на борту возникли неполадки с отсоединяемым модулем обслуживания, что привело к вращению капсулы с космонавтами, которые испытывали при этом очень сильные перегрузки. Кувыркание прекратилось лишь тогда, когда кабель, соединяющий данный модуль полностью сгорел, и капсула с космонавтами оказалась свободной.

Вторая ошибка закралась в расчеты инженеров ЦУПа, в результате чего капсула с космонавтами приземлилась за сотни километров от расчетной точки. Космонавты оказались в глухой сибирской тайге. Лишь спустя 7 часов после посадки станция мониторинга в Западной Германии сообщила о том, что засекла закодированный сигнал, который посылали космонавты. В итоге космонавты провели ночь в лесу, дожидаясь спасателей. Выходить из тайги им пришлось на лыжах, но уже там, на «большой» земле, их встречали как настоящих героев и покорителей космоса.

Источники информации:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/598
http://www.bbc.co.uk/news/special/2014/newsspec_9531/index.html
http://www.calend.ru/event/5984
http://www.sgvavia.ru/forum/95-4980-1

Началом стремительного изучения Вселенной принято считать 12 апреля 1961 года, когда впервые в космос отправился человек и им стал Юрий Гагарин, гражданин СССР. Год за годом после его полета делались новые и новые открытия.

Открытый космос

Оказаться за пределами космического корабля в одном скафандре - рискованное занятие. Ровно 52 года назад летчик Советского Союза Алексей Леонов совершил выход в открытый космос. Несмотря на то, что Леонов пробыл в безвоздушном пространстве всего 12 минут, это был настоящий подвиг. Эти несколько минут космонавт называет абсолютной тишиной, об этом он говорил в своих первых интервью. Сегодня год выхода человека в открытый космос знает каждый школьник. В 1965 году 12 марта корабль «Восход-2» стартовал на борту с Алексеем Леоновым и командиром аппарата Павлом Беляевым, с тех пор эта дата является важной для истории России. Леонов выход в открытый космос совершил, когда ему был 31 год.

Как это было

Первая в истории прогулка человека в космосе за пределами борта корабля вызвала во всем мире настоящий восторг. Притом, что произошло это, именно когда СССР с Америкой яро соперничали за звание первых в области освоения пространства невесомости. Выход в открытый космос был расценен на тот момент как пропагандистский успех Советского Союза и серьезный удар по национальной гордости американцев.

Выход Леонова в открытый космос - это настоящий прорыв в области освоения Вселенной. На самом деле было множество опасных моментов во время полета, которые испытал на себе космонавт. Практически сразу раздуло его скафандр в результате сильного давления. Чтобы разрешить проблему летчику пришлось нарушить инструкцию и снизить давление внутри. Именно поэтому он вошел на корабль не ногами вперед, а головой. Космонавт Леонов выход в открытый космос , несмотря на все проблемы, совершил успешно и приземлился удачно.

Несмотря на технический осмотр судна и его тщательную подготовку к полету, проблемы все же возникали. Резкий перепад температур привел к тому, что в обшивке люка образовалась расщелина. Что повлекло бы за собой разгерметизацию корабля и смерть космонавтов. После того, как был совершен первый выход в открытый космос год за годом исследования проводились все активнее.

Во времена Советского Союза о произошедших внештатных ситуациях умалчивали, правду обнародовали сравнительно недавно, в том числе и выход человека в открытый космос был неидеальным. Но сегодня уже можно рассказать всю правду. В частности, что Алексей Леонов выход в открытый космос чуть не совершил без страховочного троса, и если бы ни командир корабля, который вовремя заметил это, тело Беляева по сей день, было на орбите планеты.

Что чувствовал Леонов

Выход космонавта в открытый космос - это настоящий подвиг и прорыв в науке. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком в истории человечества, который увидел планету Земля с высоты 500 км. При этом он совершенно не чувствовал движения, хотя летел со скоростью, в несколько раз превышавшей скорость реактивного самолета. Невозможно на Земле почувствовать гигантской среды, окружающей человека, такое доступно исключительно с космоса. Когда Леонов увидел Иртыш, ему поступила команда возвращаться на аборт корабля, но он не сразу смог это сделать из-за раздутого скафандра. К счастью, выход Алексея Леонова в открытый космос закончился успешно.

В марте 1965 года состоялся полет космического корабля «Восход-2». Перед экипажем в составе космонавтов П. И. Беляева и А. А. Леонова стояла непростая, но очень ответственная задача - осуществить первый в истории выход человека в открытый космос.

Непосредственное осуществление эксперимента выпало на долю и 18 марта он благополучно с ней справился. Космонавт вышел в открытый космос, удалился от корабля на 5 метров и провел за его пределами в общей сложности 12 минут и 9 секунд.

Полет «Восхода» не обошелся без внештатных ситуаций и курьезных случаев. Трудно описать, сколько душевных и физических сил пришлось затратить людям, которые готовили этот грандиозный эксперимент - выход человека в открытый космос. Интересные факты и малоизвестные детали полета и его подготовки стали основой этой статьи.

Идея

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту.

Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля. В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».

Была и другая, более серьезная проблема. Столь опасный эксперимент необходимо было сначала отработать на животных. Однако от этого отказались, посчитав, что разработка специального скафандра для животного - дело слишком хлопотное и затратное. К тому же он не дал бы ответ на самый главный вопрос: как будет вести себя человек в открытом космосе? Было принято решение проводить эксперименты сразу на людях.

Сегодня космонавты способны покидать корабль на несколько часов и проводить в открытом космосе очень сложные манипуляции. Но в 60-е годы это казалось совершенной фантастикой или даже самоубийством.

Экипаж

Изначально в группе космонавтов, готовящихся к полету, состояли Леонов, Горбатко и Хрунов. Беляев был на грани отчисления из отряда космонавтов по состоянию здоровья, и лишь по настоянию Гагарина его включили в группу подготовки к полету.

В результате сформировались два экипажа: основной - Беляев, Леонов - и дублирующий - Горбатко, Хрунов. К экипажам этой экспедиции предъявлялись особенные требования. Команда должна была работать как одно целое, а космонавты - быть совместимы друг с другом с точки зрения психологии.

Результаты тестов показали, что Беляев обладает большой выдержкой и хладнокровием, способен не потерять голову в любой ситуации, а Леонов, наоборот, порывист, импульсивен, но при этом необычайно храбр и отважен. Эти два человека, столь различные по характеру, могли прекрасно работать в паре, что являлось необходимым условием для того, чтобы осуществить первый выход человека в открытый космос.

Тренировки

Первые три месяца космонавты занимались изучением конструкции и устройств нового корабля, затем последовали длительные тренировки в условиях невесомости. Для этого требовался маневренный самолет и очень опытный пилот, который мог с уверенностью выполнять За часовой полет самолет был способен имитировать невесомость в общей сложности около 2 минут. Именно за это время космонавтам нужно было успеть отработать всю намеченную программу.

Изначально летали на спарках МИГ, но привязанные ремнями космонавты были лишены возможности двигаться. Было принято решение взять более просторный Ту-104ЛЛ. Внутри самолета был установлен макет части космического корабля со шлюзовой камерой, на этом импровизированном тренажере и проходили основные тренировки.

Неудобные скафандры

Сегодня в музее космонавтики можно увидеть тот самый скафандр, в котором Леонов осуществил выход человека в открытый космос. Фото улыбающегося космонавта в шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, но никто не мог предположить, скольких усилий стоила эта улыбка.

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг.

Все тренировки проходили уже в скафандрах, система обеспечения которых оставляла желать лучшего. Подача воздуха производилась крайне слабо, а значит, при самом малейшем движении космонавт сразу же покрывался испариной от напряжения.

Помимо этого скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели - сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Показательный спектакль

В разгар тренировок в Москву прилетел большой друг СССР Шарль де Голль, и Хрущев решил похвастаться перед ним успехами советской космонавтики. Он решил показать французу, как космонавты отрабатывают выход человека в открытый космос. Сразу стало понятно, что в реальный полет отправят именно тот экипаж, который будет участвовать в этом «представлении». По приказу Гагарина в этот ответственный момент Хрунова заменяют Беляевым. По воспоминаниям Хрунова, он не понял мотивов этой замены и надолго сохранил обиду на Гагарина за этот необъяснимый поступок.

Позже Гагарин объяснил Хрунову свою позицию, он считал, что необходимо было дать Беляеву последний шанс слетать в космос. Молодой Хрунов мог это сделать впоследствии еще неоднократно, к тому же Беляев лучше подходил Леонову с психологической точки зрения.

Неприятность перед стартом

За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Выход в космос

По поводу поведения человека в открытом космосе существовало Недоброжелатели утверждали, что космонавт, ступивший за пределы космического корабля, тут же приварится к нему, будет лишен возможности двигаться или же вовсе Очень трудно представить себе, чем еще может обернуться выход человека в открытый космос. 1965 год легко мог стать годом грандиозного провала Однако подтвердить или опровергнуть эти пессимистические теории могла только практика.

К тому же в то время еще не было разработано никаких спасательных систем. Единственное, что было сделано для космонавтов, - это разрешение в случае чего просто открыть люк и выставить из него руку.

Когда корабль вышел на заданную орбиту, Леонов начал готовиться к выходу. Все шло по плану, когда наступил час икс, космонавт мягко оттолкнулся и выплыл из шлюза в открытый космос.

Самые страшные прогнозы скептиков не сбылись, и космонавт чувствовал себя вполне прилично. Он выполнил всю предписанную программу, и пришла пора возвращаться на корабль. С этим возникли некоторые проблемы. Раздувшийся в невесомости скафандр не давал Леонову войти в шлюз. Тогда он, не советуясь ни с кем, самостоятельно понизил давление в скафандре и ринулся в шлюз головой вперед, а не наоборот, как было запланировано. Первый выход человека в открытый космос был завершен, и Алексей Леонов навсегда вписал свое имя в историю космонавтики.

ЧП на спуске

«Восход-2» имел множество недоработок, и после успешного завершения программы полета произошло ЧП. При отстреле выходного шлюза залепились датчики солнечно-звездной ориентации. Когда корабль совершал свой 16-й виток вокруг Земли, из ЦУПа поступило указание снижаться. Но корабль продолжал лететь, как ни в чем не бывало. Когда он пошел на 17-й виток, стало ясно, что система автоматической ориентации не сработала, и экипажу пришлось перейти на ручное управление. Полет, главной задачей которого был выход человека в открытый космос, мог закончиться катастрофой.

Ценой невероятных усилий Беляев и Леонов восстановили контроль над кораблем, но все же опоздали с выключением двигателей почти на минуту. В результате запланированное место посадки осталось далеко позади и спусковой аппарат приземлился в глухих пермских лесах.

Спасательная операция

Космонавты оставались в зимнем лесу долгих двое суток. Правда, один вертолет все же попытался сбросить им теплую одежду, но промахнулся, и сверток затерялся в сугробах.

Вертолет не мог приземлиться в глубокий снег среди деревьев, а у космонавтов не было необходимого оборудования ни для того, чтобы спилить деревья, ни для того, чтобы залить снег водой и сделать импровизированную ледяную посадочную площадку. В конечном итоге спасательная группа пешком добралась до замерзших космонавтов и смогла вывести их из лесной чащи.

Несмотря на все трудности подготовки и неприятные происшествия в процессе полета, Беляев и Леонов справились со своей основной задачей - осуществили выход человека в открытый космос. Дата этого события стала одной из самых знаменательных вех в истории советской космонавтики.