Особенности обществознания в современных условиях. Программа проведения вступительного испытания по предмету «биология» На экзамене по биологии поступающий в высшие учебные заведения должен показать

Дата проведения:_________

Цель :

- образовательная: - продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества ;

- развивающая: развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества; развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания

- воспитательная: воспитать чувство толерантности

Оборудование : учебник, презентация

Ход урока

Мотивационный этап

Беседа по вопросам:

Создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития? (Заслушать ответы нескольких учащихся, но не углубляться в дискуссию. Мнения учащихся будут меняться на протяжении изучения нового материала, так что при проведении рефлексии целесообразно вернуться к этому вопросу).

1. Особенности глобализации как явления современности

2. Современное информационное пространство

3. Глобальная информационная экономика

4. Социально-политическое измерение информационного общество

Что такое глобализация?

Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести? (Учащиеся отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)

(Если есть возможность, можно показать купированную запись любого фильма по географии или соответствующую запись одной из передач телеканалов «Первый», «Россия», «Культура». Если технические условия не позволяют это сделать, нужно дать слово учащимся. Они могут привести множество фактов, касающихся самых разных сторон жизни общества. Можно взять какую-нибудь одну характеристику, например, главную черту менталитета.)

Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию)

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия. (слайд 1)

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Изучая особенности глобализации, учащиеся получают возможность самостоятельно развить или скорректировать своё мнение о данном процессе, аргументировать тезис о глобализации как объективно сложившемся, но противоречивом явлении современности.

– В чем выражается асимметричность процессов глобализации? (работа с текстом учебника и составление кластера)

Единство и целостность – разнонаправленность и неравномерность развития мира

Общие черты развития государств и регионов – мозаичность, фрагментарность мира

Возможность наднационального регулирования процессов – рост конфликтности мира

Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий

Работа со схемой учебника «Информационная сфера» и ее описанием. Материал обобщает известные ученикам факты и расширяет их представления о сферах общества. (слайд 3)

Организуется обсуждение следующего проблемного вопроса: СМИ все чаще называют «четвертой властью». Приведите доводы и факты «за» и «против».)(слайд 4)

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, -важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.

Информационное общество?

В современной науке распространение получили термины «экономика знаний» и «общество знания», а так же «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» - это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентноспособность организации. (слайд 5)

Усвоить характеристики глобальной информационной экономики поможет составление плана раздела параграфа.

Вариант плана:

1 субъект глобальной экономики:

Сетевые структуры

Международные экономические и финансовые организации

2 уровни мировой экономики:

Глобальный

Региональный

Национальный

3 роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики

4 развитие информационных технологий. Их влияние на формы организации экономики

5 интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.

Может ли существовать информационное общество без государства? (важно подвести учащихся к выводу о взаимосвязи экономической, социальной и политической сфер информационного общества и о возможностях, которые открываются на этом этапе общественного развития перед социумом. (слайд 6)

В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.

Работа с документом – «Стратегия развития информационного общества в РФ» пункт 3. (если учащиеся используют компьютеры, этот документ можно найти на сайте «Российской газеты» (слайд 7-9)

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

Разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

Определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

Обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

Создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

Обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

Создает условия для равного доступа граждан к информации;

Использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

(Целесообразно организовать работу в группах: - группа 1 – цели и задачи; группа 2 – принципы; группа 3 – направления деятельности государства).

По окончанию работы заслушиваются ответы учащихся, вносятся необходимые коррективы.

Закрепление

Возвращение к вопросу об оценке глобализации и выяснение, изменилась ли оценка учащихся и почему.

Д/з § 8, выучить понятия на стр.89, документ стр. 90; написать эссе на одну из тем «Может ли существовать информационное общество без государства?», «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (слайд 10)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата проведения:_________

Тема урока: Современное общество

Цель :

Образовательная: - продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;

Развивающая: развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества; развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания

Воспитательная: воспитать чувство толерантности

Оборудование : учебник, презентация

Ход урока

Мотивационный этап

Беседа по вопросам:

Создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития? (Заслушать ответы нескольких учащихся, но не углубляться в дискуссию. Мнения учащихся будут меняться на протяжении изучения нового материала, так что при проведении рефлексии целесообразно вернуться к этому вопросу).

План изучения нового материала

1. Особенности глобализации как явления современности

2. Современное информационное пространство

3. Глобальная информационная экономика

4. Социально-политическое измерение информационного общество

1. Особенности глобализации как явления современности

Что такое глобализация?

Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести? (Учащиеся отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)

(Если есть возможность, можно показать купированную запись любого фильма по географии или соответствующую запись одной из передач телеканалов «Первый», «Россия», «Культура». Если технические условия не позволяют это сделать, нужно дать слово учащимся. Они могут привести множество фактов, касающихся самых разных сторон жизни общества. Можно взять какую-нибудь одну характеристику, например, главную черту менталитета.)

Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию)

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия. (слайд 1)

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Изучая особенности глобализации, учащиеся получают возможность самостоятельно развить или скорректировать своё мнение о данном процессе, аргументировать тезис о глобализации как объективно сложившемся, но противоречивом явлении современности.

– В чем выражается асимметричность процессов глобализации? (работа с текстом учебника и составление кластера)

Противоречия глобализации (слайд 2)

Единство и целостность – разнонаправленность и неравномерность развития мира

Общие черты развития государств и регионов – мозаичность, фрагментарность мира

Возможность наднационального регулирования процессов – рост конфликтности мира

Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий

2. Современное информационное пространство

Работа со схемой учебника «Информационная сфера» и ее описанием. Материал обобщает известные ученикам факты и расширяет их представления о сферах общества. (слайд 3)

Организуется обсуждение следующего проблемного вопроса: СМИ все чаще называют «четвертой властью». Приведите доводы и факты «за» и «против».)(слайд 4)

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, -важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.

3. Глобальная информационная экономика

Информационное общество?

В современной науке распространение получили термины «экономика знаний» и «общество знания», а так же «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» - это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентноспособность организации. (слайд 5)

Усвоить характеристики глобальной информационной экономики поможет составление плана раздела параграфа.

Вариант плана:

1 субъект глобальной экономики:

ТНК

Сетевые структуры

Международные экономические и финансовые организации

2 уровни мировой экономики:

Глобальный

Региональный

Национальный

3 роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики

4 развитие информационных технологий. Их влияние на формы организации экономики

5 интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.

4. Социально-политическое измерение информационного общество

Может ли существовать информационное общество без государства? (важно подвести учащихся к выводу о взаимосвязи экономической, социальной и политической сфер информационного общества и о возможностях, которые открываются на этом этапе общественного развития перед социумом. (слайд 6)

В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.

Работа с документом – «Стратегия развития информационного общества в РФ» пункт 3. (если учащиеся используют компьютеры, этот документ можно найти на сайте «Российской газеты» (слайд 7-9)

III. Цель, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

Разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

Определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

Обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

Создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

Обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

Создает условия для равного доступа граждан к информации;

Использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

(Целесообразно организовать работу в группах: - группа 1 – цели и задачи; группа 2 – принципы; группа 3 – направления деятельности государства).

По окончанию работы заслушиваются ответы учащихся, вносятся необходимые коррективы.

Закрепление

Возвращение к вопросу об оценке глобализации и выяснение, изменилась ли оценка учащихся и почему.

Д/з § 8, выучить понятия на стр.89, документ стр. 90; написать эссе на одну из тем «Может ли существовать информационное общество без государства?», «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (слайд 10)


ФИЛОСОФИЯ

1. "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека" (А. Пьерон)

Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.

В учебнике обществознания подчеркиваются различия между понятиями "индивид" и "личность". Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид - это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения - это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова - неповторимой личностью, индивидуальностью.

В качестве аргументов можно привести известный пример детей -"Маугли". Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий, при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п. Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.

2. "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека" (А. Пьерон)

Я считаю, что автор прав, излагая подобную зрения, ибо человек, будучи частью природного мира полноценно развиваться и жить может только в обществе подобных ему людей, так как сознание, речь формируются у человека в течение жизни, в процессе социализации, взаимодействия с другими людьми. Автор под словом человек в своей фразе понимает личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в своей жизни. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек может стать личностью. Рождаются индивидом, а личностью или Человеком с большой буквы становятся в процессе социализации.

Примером правоты автора может послужить следующее: в Ростове-на-Дону в конце 90-х обнаружили девочку по имени Наташа, которая в свои 7 лет не могла говорить, ходить на ногах, не одеваться, а все потому, что она росла в многодетной семье, где ее воспитанию не уделялось вообще никакого внимания. Ее воспитывала собака, девочка ела как собака, гавкала, рычала, кусалась, передвигалась на четвереньках, не соблюдала человеческих норм поведения. И хотя внешне она была похожа на человека, на самом деле о ней можно говорить только как об индивиде. Эту девочку забрали в приют, где ее постепенно приучали к нормам человеческой жизни, учили разговаривать, есть с помощью ложки, ухаживать за собой, вообще жить в человеческом обществе. Моя мама родилась в отдаленной от города деревне, но получила надлежащее воспитание и образование и к 30-ти годам она стала заведующей сберегательной кассы в Чебоксарах. Поэтому, станет человек личностью или нет, зависит от воспитания.

3. "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека" (А. Пьерон)

Со словами Пьерона нельзя не согласиться. Почему? Своими словами он хотел подчеркнуть, что настоящий человек - это личность. В момент рождения ребенок лишь кандидат в человека, который может стать личностью. Человек - это биосоциальное существо. В момент рождения человек обладает только своим "био", которое роднит его со всеми животными: у него такие же инстинкты, потребности. "Социо" же человека может развиться только в ходе общения с другими людьми. В результате общения с другими людьми у человека развивается его мышление, речь, сознание. В момент рождения человек - индивид, он лишь один из людей. Со временем он приобретает индивидуальные черты. Индивидуальность свойственна любому человеку. Каждый из нас не похож на другого по внешнему облику, у каждого есть свои особенные черты характера, интересы, способности.

Личностью человек может стать лишь в процессе социализации. В становлении личности велика роль воспитания, взаимодействия с другими людьми. Именно в этих процессах происходит социализация человека, т. е. усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения, принятых в обществе.

Для подтверждения слов Пьерона можно привести очень яркий пример. В средние века один король решил провести жестокий эксперимент. Он запретил разговаривать с новорожденным. Ребенка закрыли в комнате, кормили, но не общались с ним. В результате он так и не стал человеком в полном смысле: не умел разговаривать, вести себя в обществе и вскоре умер. Так и в нашей жизни есть примеры подобного. Если родители не занимаются воспитанием детей, то дети не умеют строить отношения с другими людьми. Чтобы новорожденный стал настоящим человеком необходима жизнь в обществе, взаимодействие с другими людьми.

4. "Создает человека природа, но развивает и образует его общество". (В.Г. Белинский)

Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущность.

Белинский В.Г. в своем выражении очень точно и ёмко охарактеризовал двойственную природу человека. Во-первых, человек есть порождение природы, является цепью эволюции, таким же организмом, как и всё, что нас окружает. По биологическим признакам человек ничем не отличается от животного. Во-вторых, он есть порождение общества. Этот момент более сложен. Ясно только то, что благодаря общественному развитию человек стал человеком. Человек без общества ничто, недаром в древности изгнание из общества являлось самим страшным наказанием. Очень много в современном мире примеров синдрома "маугли", когда воспитание ребенок получил от животного и поэтому ведет себя как он, а не как человек, что говорит лишь о том, что социальное в человеке не заложено генетически, а дается обществом. Так же подтверждает это и роман Даниэля Дефо "Робинзон Крузо". Без знаний, которые накопило общество, Робинзону Крузо было бы тяжело выжить. А может и невозможно. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. Именно благодаря обществу человек как существо биологическое смог стать человеком, таким, какой он есть. Тело человеку дает природа, а разум и душу - общество.

5. "Создает человека природа, но развивает и образует его общество". (В.Г. Белинский)

Каждый человек в широком смысле это "дитя природы". Согласно биологическим закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют естественное происхождение. Однако человек ничем бы не отличался от животного, если бы эти инстинкты, дарованные природой, составляли бы его глубинную первооснову и определяли все его существование.

Определяющее воздействие на складывание человека оказывает общество. Под обществом в данном случае мы понимаем обособившуюся от природы (совокупности естественных условий существования человека) часть мира. Утвердившиеся моральные нормы и правила поведения, культурные достижения, политико-правовые особенности, социально-экономические отношения - всё это разнообразные составляющие общества в целом.

Только в обществе человек приобретает личностные характеристики (то есть такие социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества).

Таким образом, на мой взгляд, В.Г. Белинский глубоко был прав, отмечая, что биологически человека создаёт природа; но сущностные характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения.

С другой стороны, представляется, что в данном высказывании В.Г. Белинского два этих понятия - "общество" и "природа" - выступают как диаметральные противоположности. Мне не представляется это правильным. Человек, общество и природа очень тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Известно, что, с одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его темп и, в конечном счете определяют ментальность народа (как совокупность общественных ценностей, установок, готовности действовать иди мыслить определенным образом). С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. В последнее время чаще всего отмечают негативное воздействие человеческого общества на экологическую обстановку.

Таким образом, завершая наш небольшой анализ, отметим, что природа и общество являются двумя основными составляющими, тесно взаимосвязанными, взаимодействующими, которые определяют особенности складывания и формирования человека как личности. Причем второй компонент (общество) в настоящее время оказывает непосредственное и наиболее сильное влияние; а воздействие природы в современном мире во многом опосредовано.

Главная > Программа

Развитие обществознания в XX веке

Идея технократизма в социальном познании. Современный «неодарвинизм». Духовные ценности и их роль в жизни общества. Проблемы сущности и существования человека в философии экзистенциализма. Сущность теории социальной стратификации. Научная разработка понятий «социальная роль» и «социальный статус». Проблема периодизации исторического развития. История сквозь призму цивилизационного подхода. Причины появления различных направлений развития марксистской мысли. Развитие радикально-революционных идей марксизма в ленинизме. Понятие ревизионизма и центризма, их историческая эволюция. Дискуссия о месте и роли марксистского учения в современном мире.

Проблемы современного обществознания

Современный этап развития общественных наук. Возрастание роли научных дискуссий. Дискуссии о социализме и его перспективах. Обсуждение вопросов нравственного совершенствования личности в условиях реформ. Дискуссии по проблемам молодежи и молодежной политики.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО

Что такое цивилизация

Соотношение понятий «формация» и «цивилизация». Признаки цивилизации. Цивилизация и культура. Общечеловеческие ценности.

Особенности древних цивилизаций

Переход от доклассового, дописьменного, догосударственного и догородского состояния общества к цивилизации. Изменение взаимодействия человека и природы. Становление гражданского общества в древности. Вклад народов мира в достижения цивилизации древности. Единство и взаимосвязи древних цивилизаций. Проблемы современного понимания древности.

Древние цивилизации Европы

Специфические особенности древнегреческой цивилизации: классическое рабство; полис как единство политической структуры и гражданского общества. Великие достижения древнегреческой культуры. Зарождение философии. Цивилизация эллинизма – своеобразный синтез восточных и античных элементов общества. Гражданские ценности Рима. Римское право. Римское красноречие.

Мир варварства

Натуральное хозяйство и его роль в жизни варвара. Противоречия между демократическими родовыми структурами и возвышением знати. Милитаризация общественной жизни. Знать и дружинная среда – источник воинской идеологии. Ценности мира варваров, их единство и противоречия. Столкновение варварского и античного обществ.

Европейская цивилизация эпохи Средневековья

Образ жизни и мышления эпохи. Сословия средневекового общества. Характеристика их ценностей. Связи сословий и непреодолимые психологические барьеры между ними. Монархия и церковь как гарант стабильности средневекового общества. Христианство как центральная ось средневековой цивилизации. Город – колыбель новой цивилизации.

Переход к индустриальной цивилизации

Предпосылки ускорения общественного прогресса в Европе. Первоначальное накопление капитала и формирование экономического суверенитета собственников. Ценности эпохи Возрождения: гуманизм, свобода личности. Слом духовного единовластия церкви в эпоху Реформа-ции. Добродетели раннего капитализма: хозяйственность, бережливость, умеренность. Зарождение и развитие парламентаризма. Значение промыш-ленного переворота и буржуазных революций в переходе к индустриальной цивилизации.

Цивилизация Востока

«Непрерывность» развития. Неразрывная связь восточной цивилизации с природой. Традиционность как определяющий момент жизни. Особенности в восприятии религии. Отсутствие свободы и демократии в европейском понимании. Различия социальной психологии Китая, Индии и Японии.

Исторический путь России

Российский путь: переломные моменты. Особенности развития России. Крестьянская община. Самодержавие. Роль бюрократии. Православие и его значение. Российская империя.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ И НАШЕ ОБЩЕСТВО

Современные цивилизации

Многообразие путей и форм общественного развития. Современный этап цивилизационного развития. Типы цивилизаций. Особенности развития «традиционного общества». Достижения и противоречия западной цивили-зации. Переход к индустриальному обществу. Целостность и взаимозависи-мость современного мира.

Глобальные проблемы современности

Происхождение глобальных проблем и их взаимосвязь. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы. Угроза экологического кризиса. Проблемы войны и мира в современных условиях. Отставание освободившихся стран от развитых государств. Пути разрешения глобальных проблем. Новое политическое мышление. Проблема терроризма.

Российское общество в современном мире

Необходимость обновления общества. Цели и задачи реформ. Преобразования в обществе и общецивилизационный процесс. Экономи-ческий и социально-политический кризис. Пути выхода из кризиса.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Экономика и ее роль в жизни современного общества

Зависимость уровня жизни от состояния экономики. Система экономических отношений. Производство. Отношения собственности. Многообразие форм собственности. Распределение, его зависимость от форм собственности. Источники доходов различных групп населения. Экономические реформы в России. Проблемы и противоречия перехода к рыночной экономике. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Занятость и безработица.

Рыночные отношения в современной экономике

Понятие рынка. Различные варианты организации экономической жизни. Роль рынка в экономической жизни. Закон стоимости. Закон спроса и предложения. Рынки товаров, труда и капитала. Конкуренция и монополия. Противоречия рыночной экономики. Рыночный механизм и государственное регулирование. Современный рынок. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Россия в системе международных экономических отношений. Предпринимательство: сущность, функции, виды. Деньги, их функции. Банки, инфляция.

Научно-технический прогресс и материальное производство

Сущность научно-технической революции (НТР). Новый этап НТР. Изменение положения человека в процессе производства. Воздействие НТР на различные сферы деятельности. Экологическая угроза. Новое качество экономического роста. Социальные последствия НТР.

Человек в системе экономических отношений

Человек в системе отношений собственности. Изменения в условиях и содержании труда. Отношение человека к труду. Распределение по труду. Возможности увеличения личного дохода. Потребности и потребление.

Экономическая реформа в нашей стране

Необходимость экономической реформы. Значение перехода к рыночной экономике. Условия перехода к рынку. Дискуссия о последствиях перехода к рынку. Необходимость создания системы социальной защиты. Обострение кризисной ситуации в экономике. Пути стабилизации экономики.

Право

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Административное право. Гражданское право. Уголовное право. Трудовое право. Признаки и виды правонарушений.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Социальная структура общества

Социальная структура общества как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и социальных институтов. Разновидности социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Причины социально-структурных изменений. Роль социальных перемещений в жизни общества. Семья в современном обществе. Социальные отношения и взаимодействия. Социальная политика. Молодежь как социальная группа. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен.

Нации и национальные отношения

Нация и ее признаки. Развитие наций и национальных отношений в современном мире. Межнациональная интеграция, ее объективные причины. Этнические кризисы, их основные причины и пути преодоления. Обеспечение прав и свобод личности – условие свободы всего народа. Действие двух тенденций в развитии наций и национальных отношений в РФ. Кризис в развитии национальных отношений и пути выхода из него.

Социальный статус и роль личности

Социальный статус личности и социальной группы. Оценка общественной значимости тех или иных социальных позиций, занимаемых людьми: авторитет, престиж. Социальная мобильность. Социальная роль человека. Социальные гарантии. Отклоняющееся поведение.

Тенденции развития социальных отношений в нашей стране

Развитие и современное состояние социальной структуры общества. Изменения социальной структуры, происходящие в настоящее время. Проблемы социальной сферы и перспективы развития социальных отношений.

СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Роль политической системы в жизни общества

Власть, ее происхождение и виды. Государство: его признаки, формы, функции. Политические отношения. Структура политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Типы политических режимов. Управление обществом. Субъекты и объекты политики. Принцип разделения властей и формы его реализации. Гражданское общество.

Правовое государство

Верховенство закона – основополагающий принцип правового государства. Равноправие граждан. Защита прав человека. Взаимная ответственность государства и личности.

Политический плюрализм

Политический монополизм и плюрализм. Принципы политического партнерства. Формы разрешения политических конфликтов в условиях правового государства. Многопартийность. Демократия в современном мире: ее формы и механизм реализации.

Политический статус личности

Многообразие политических ролей личности. Роль избирателя. Критерии оценки предвыборной программы кандидатов в депутаты. Политические лидеры и имитаторы. Политическая культура.

Реформа политической системы в нашей стране

Необходимость реформы политической системы. Обновление избирательной системы. Развитие политического плюрализма. Противоречия процесса демократизации политической системы. Политическая система РФ. Конституционный строй РФ. Федеративное устройство России. Политическая система Мордовии. Основы конституци-онного строя РМ.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Духовная культура

Понятие культуры. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Преемственность и новаторство в развитии культуры. Многообразие культур. Массовая и элитарная культура. Экранная культура. Взаимодействие культур. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России.

Наука и образование

Понятие науки. Отличие научного знания от обыденных знаний. Функции современной науки. Свобода творчества и нравственная свобода ученого. Понятие образования. Государственное регулирование системы образования. Разнообразие типов учебных заведений. Общие тенденции в развитии образования. Система наук, изучающих человека.

Мораль и искусство

Понятие религии. Культ, религиозное мировоззрение. Церковь. От-личие обыденных представлений верующих от богословия. Объединяющая и разъединяющая роль религии в современном мире. Мировые религии. Веротерпимость как одна из общечеловеческих ценностей.

Духовная жизнь современного человека

Человек – творец и носитель культуры. Общечеловеческая культура и личность. Мировоззренческие ориентиры в выборе духовных ценностей. Роль литературы, искусства в нравственном и эстетическом развитии личности. Критерии духовности человека. Бездуховность: причины и последствия, пути преодоления.

Проблемы развития духовной культуры в нашей стране

Развитие духовной культуры в условиях обновления общества. Возвращение культурного наследия в духовную жизнь Отечества. Противоречия между духовным потенциалом нашего общества и возможностями приобщения к нему людей. Освобождение литературы, искусства, гуманитарных наук от идеологического и политического диктата. Приоритет общечеловеческих духовных ценностей. Возрождение культуры – необходимое условие обновления общества. Особенности цивилизации России.

ДОРОГА К НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Социальные прогнозы будущего развития

Социальные прогнозы и их роль в общественно-политическом развитии. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Глобальные проблемы и пути их разрешения. Приоритет общечеловеческих ценностей.

Информационное общество

Понятие информации. Информационное общество. Перспективы развития общества в различных сферах, его противоречия. Роль средств массовой информации в жизни общества.

ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Задание по русскому языку предполагает многоаспектный языковой анализ небольшого текста. При этом проверяются орфографические и пунктуационные навыки и умения, владение нормами русского литературного языка, знания из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также истории языка и его территориальных и профессиональных разновидностей.

Фонетика

Фонетическая система русского языка. Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог, ударение. Безударные гласные, их правописание.

Лексика

Понятие о лексике. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Понятие об устойчивых словосочетаниях.

Словообразование

Основа слова и окончание. Окончание, суффикс, корень, приставка как значимые части слова. Чередование согласных и гласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными о – а в корнях гор- – гар-, кос- – кас-. Правописание слов с чередующимися о – а в корнях лож- – лаг-, рос- – раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Буквы з и с на конце приставок. Правописание приставок при- и пре-. Различные способы словообразования в русском языке. Сложные слова и их правописание. Сложносокращенные слова и их правописание.

Морфология и орфография

Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число. Падеж. Типы склонения. Правописание падежных окончаний существительных. Правописание важнейших суффиксов. Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая формы. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Переход прилагательных в существительные. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание важнейших суффиксов прилагательных. Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные и порядковые. Особенности склонения числительных. Правописание числительных. Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Склонение местоимений и их правописание. Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Переходные и непереходные глаголы. Виды глаголов. Первое и второе спряжения. Наклонения (изъявительное, условное, повелительное). Времена глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени). Причастия и деепричастия. Правописание глагольных форм. Наречие. Значение наречий. Правописание наречий. Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Различные части речи в роли предлогов. Правописание предлогов. Союз. Понятие о союзе, его употребление в речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Частицы. Понятие о частицах и их употребление в речи. Правописание частиц. Междометие. Значение междометий и знаки препинания при них.

Синтаксис

Простое предложение. Связь слов в предложении: согласование, управление, примыкание. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Члены предложения (подлежащее, простое и составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство) и способы их выражения. Типы предложений по составу: личные, безличные, неопределенно-личные, назывные, полные и неполные. Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах. Обособленные второстепенные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства) и знаки препинания при них. Обращения, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Сложносочиненные предложения с союзами и знаки препинания при них. Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Общее понятие об основных видах придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (соподчиненными и последовательно подчиненными). Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. Сложные предложения с сочинением и подчинением. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»

При проведении экзамена по физике основное внимание должно быть обращено на понимание экзаменующимся сущности физических явлений и законов, на умение истолковывать смысл физических величин и понятий, а также решать физические задачи по разделам программы. Экзаменующийся должен уметь пользоваться при расчетах Международной системой единиц (СИ), а в ряде случаев знать единицы основных физических величин. Экзаменующийся должен проявлять осведомленность в вопросах, связанных с историей важнейших открытий в физике и ролью отечественных и зарубежных ученых в ее развитии.

МЕХАНИКА

Кинематика

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Основы динамики

Инерция. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Взаимодействие тел. Масса. Импульс. Сила. Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Первая космическая скорость. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Коэффициент трения. Закон трения скольжения. Третий закон Ньютона. Момент силы. Условие равновесия тел.

Законы сохранения в механике

Закон сохранения импульса. Ракеты. Механическая работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Механика жидкостей и газов

Давление. Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Паскаля для жидкостей и газов. Барометры и манометры. Сообщающиеся сосуды. Принцип устройства гидравлического пресса. Архимедова сила для жидкостей и газов. Условия плавания тел на поверхности жидкости. Движение жидкости по трубам. Зависимость давления жидкости от скорости ее течения.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.

ТЕРМОДИНАМИКА

Основы молекулярно-кинетической теории

Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение. Диффузия. Масса и размер молекул. Измерение скорости молекул. Опыт Штерна. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Взаимодействие молекул. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Основы термодинамики

Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Абсолютная температурная шкала. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Теплоемкость вещества. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Изотермический, изохорный и изобарный процессы. Адиабатный процесс. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.

Идеальный газ

Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц газа. Уравнение Клапейрона – Менделеева. Универсальная газовая постоянная.

Жидкости и твердые тела

Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Кипение жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества.

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

Электростатика

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Электрическое поле точечного заряда. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Емкость плоского конденсатора. Диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Энергия электрического поля плоского конденсатора.

Постоянный электрический ток

Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников, p–n-переход.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с током. Магнитное поле. Действие магнитного поля на электрические заряды. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

XX в. ознаменован бурными событиями, которые нашли отра­жение в развитии социальной теории. С одной стороны, существенно продвинулись вперед частные социальные науки - экономически теория, правоведение, политология, социология, психология и т. С другой стороны, на философском уровне продолжалось переосмысление принципов XIX в., свято верившего в прогресс и во все­силие науки.

Недостатки цивилизации, созданной наукой и техникой, неспо­собность науки решить многие чисто человеческие проблемы при­вели к появлению в социальной философии теорий, содержащих себе сильный антинаучный элемент.

Во-первых, подвергалась сомнению универсальность научных методов и их исследовательская эффективность. Такие направления в философии, как герменевтика, экзистенциализм, прямо указывал на ограниченность естественнонаучных методов познания, их неспо­собность исследовать человеческий мир. Подобные убеждения ос­новывались на констатации своеобразия области истории и культуры,

г де действуют человеческое сознание и свободная воля. Отрицалось наличие в области социальных явлений законов, соотносимых с за­конами природы. Подобные установки реализовывались и в част­ных социальных науках. Например, в истории приобрела популяр­ность школа Анналов, теоретики которой развивали принципы нео­кантианской теории познания.

А вот крупнейший социолог XX в. Макс Вебер (1864-1920), хотя и был близок к той же неокантианской традиции, стремился сохра­нить строгость, научность социологии во всех проблемах, которыми занимался: теории социального действия, теории политики, религии, генезиса капиталистического «духа предпринимательства».

Во-вторых, подчеркивалась неоднозначность последствий тех­нического прогресса, «репрессивность» созданной наукой и техни­кой цивилизации по отношению к человеку. Такие мотивы слышны в неофрейдизме и экзистенциализме. Весьма распространенная се­годня на Западе философия постмодернизма основана на критике ограниченности научного взгляда на мир, стремлении «уравнять в правах» различные формы духовной культуры, включая религию, миф и т. д. Современные экологические проблемы дают пищу для дополнительных обвинений в адрес науки и техники, ухудшающих среду обитания человека. Подчеркивается также разрушительное влияние, оказываемое техницизмом на человеческую духовность.

Значительное количество социальных исследований связано с анализом современных политических и экономических процессов, поиском наилучших форм общественной организации в современ­ных условиях. Причем зачастую дискуссии по этим проблемам идут не только на частнонаучном, но и на философском уровне.

Критика капиталистического общества, начатая в XIX в., нашла множество как теоретических, так и «практических» последователей. Попытки радикально изменить буржуазный строй привели к возник­новению кровавых тоталитарных режимов - фашизма и коммуниз­ма. Их крушение заставило по-новому осмыслить ценности свобо­ды, демократии, частной собственности.


Анализу возможных типов социальной организации, противо­стоянию тоталитаризма и демократии в современном мире, ответ­ственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящен ряд работ Карла Поппера (1902-1994). Он проти­вопоставляет друг другу два типа обществ: «открытые» и «закры­тые». В современном мире «закрытая» социальная модель реализуется в тоталитарных обществах (коммунистическом и фашистском) «открытая» - в странах западной демократии. Будучи безусловны, сторонником «открытого» общества, но не идеализируя его, Поппер, считает, что создание, сохранение и укрепление «открытого» общества обеспечивается не исторической необходимостью, а действия ми людей, сознающих свою ответственность.

Анализ отдельных институтов и ценностей капиталистического общества проведен в работах известных экономистов Джона Гэлбрейта, Джона М. Кейнса , Фридриха Хайека, Милтона Фридмена (неоконсерватизм) .

Хайек и Фридмен не только считают рыночную экономику, существующую в современных капиталистических обществах, значительно эффективнее плановой экономики социалистического типа но и выступают за минимальное участие государства в экономической жизни, максимальную свободу рынка, частного предпринимательства.

Гэлбрейт и Кейнс, напротив, настаивают на большем контроле государства над рынком, более активном регулировании рыночных; отношений.

Особое значение в последние годы приобрели так называемые глобальные проблемы. Данный комплекс проблем затрагивает чело­вечество в целом, каждое существующее на земле общество. К ним относятся экологические проблемы, проблемы войны и мира, здра­воохранения, продовольствия, распределения ресурсов и т. д. Общественные науки призваны искать пути решения этих проблем. Сего дня мир целостен. В нем живут разные народы, но они вынужден жить вместе и взаимодействовать друг с другом. Поиск взаимоприемлемых моделей сосуществования, примирения различных социальных систем и культур также входит в задачи обществознания.

Особый комплекс вопросов связан с проблемами модернизации, превращения отсталых обществ в современные, «подтягивания» и до уровня мировых лидеров.

Проблемы будущего человечества, изменение облика мирового сообщества под воздействием новых информационных технологи изучаются в различных вариантах теорий постиндустриального об­щества (Д. Белл, О. Тоффлер,

3. Бжезинский, А. Турен).

Итак, обществознание XX в. стремится находить решения многообразного комплекса проблем, которые ставит перед ним жизнь. Сегодня социальное знание - важнейшее условие благополучного развития человечества.

Контрольные вопросы:

1. Как в XX в. относились к идее прогресса и оценивали роль науки в об­ществе?

2. Кому принадлежала теория противопоставления «открытых» и «зак­рытых» обществ и в чем ее смысл?

3. В чем отличие взглядов Хайека и Фридмена, с одной стороны, от взгля­дов Гэлбрейта и Кейнса, с другой?

4. Что такое глобальные проблемы?