Самые сложные пороги на реках. Самые опасные реки для сплавов

Для новичка-водника знание уровня сложности сплава просто обязательно. Так можно оценить риск при сплаве по реке. Зная классификацию можно предположить, какие препятствия могут ожидать вас на водоеме.

Особенности оценки рек для сплавов

Сплав по горной реке в разное время года может существенно отличаться. Даже тихая спуск может в период весеннего паводка или после ливней быть довольно опасным. Поэтому, если приехав на место, вы увидели бурлящий поток вместо ровной глади, то лучше сняться с маршрута.

Существует несколько различных методик оценки сложности прохождения рек. В нашей стране применяют международную классификацию. Согласно ей сплавы делятся на 6 типов сложности. Этого вполне достаточно, чтобы оценить .

Это самые простые реки для прохождения. Чаще всего, такие сплавы больше всего напоминают прогулку. Течение не быстрое. Камни на пути практически не встречаются. Самую большую опасность представляют отмели.

Это более быстрые спуски, но в конце лета большая часть из них становится очень простой для прохождения. Могут встречаться несложные препятствия. Изредка попадаются бочки и сливы. Они также относят к наиболее простым рекам для сплавов, но здесь уже можно получить некоторые навыки по преодолению препятствий.

Эти реки относятся к сложным. Встречаются валы, причем они зачастую беспорядочные и довольно высокие. Имеется достаточное количество бочек, могут попадаться уловы. Прохождение требует неплохих физических кондиций. Также могут потребоваться некоторые технические навыки, но в целом прохождение такого маршрута доступно, в том числе и новичку, который всего несколько раз сплавлялся по рекам.

Это более сложные реки. Прохождение порогов не всегда возможно без предварительной оценки потока. Имеются достаточно мощные бочки. Течение сильное, могут встречаться препятствия в виде камней и притопленных деревьев. В связи с этим важно умение быстро маневрировать.

Эта категория считается крайне сложной. Перед сплавом обязательно производят осмотр реки, и оценивают направление потоков. Особое внимание уделяется порогам. Некоторые из них могут представлять опасность для жизни. Встречаются практически все известные типы препятствий.

Возможность прохождения зависит от уровня воды. Встречаются все возможные виды преград, при этом они обладают сложным входом и выходом. Любая ошибка может стать смертельной. Существуют еще не покоренные реки, относящиеся к этой категории.

Любой сплав по реке довольно экстремальное занятие. Иногда на вполне спокойной реке может встречаться порог более сложный для прохождения. В таком случае категорию отмечают II4 . Это говорит о наличии на этом маршруте препятствия четвертой категории сложности. При подготовке к маршруту будьте предельно внимательны. Всем новичкам рекомендуется заранее пройти и ознакомиться с основными требованиями к инвентарю и технике безопасностию.

Международный стандарт оценки рек с точки зрения сплава по реке (рафтинга):

Категория IV: очень сложные. Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна «с наплыва». Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. «Бочки» опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельные участки реки могут представлять серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки.

Категория VI: верхний предел проходимости. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Их рискуют проходить немногие. Некоторые реки так и остались непокоренными. Сплав по таким рекам без сомнения является экстремальным видом спорта.

Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом - второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории. Для более точной характеристики иногда используется "половина" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV.

Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия:
1. Наличие препятствий
2. Возможность определить линию движения
3. Возможность определить последствия несоблюдения линии движения.

В отечественной практике принята другая классификация препятствий, несколько отличающаяся от международной. Объединяет их, пожалуй, только количество градаций.

Согласно «Единой всероссийской квалификации маршрутов», шесть отечественных категорий сложности обозначают:

1 к.с. (Л) - "Легкое" препятствие типа перекат, быстрина, невысокие валы доступно для прохождения туристам, не имеющим опыта водных походов. Не обязателен выбор линии движения и разведки.

2 к.с. (П) "Простые" препятствия типа вал, несложная шивера, порог, «прижим». Скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды, или с наплыва.

3 к.с. (СР) Препятствие "средней" трудности представляет собой порог со спокойным участком на выходе.. В русле видны отдельные камни, завалы. Линия движения определяется с наплыва.

4 к.с. (С) "Сложное" препятствие – это протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Также к нему относится каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.

5 к.с. (Т) "Трудное" препятствие требует обязательной страховки и разведки, так как линия движения неочевидна и пройти протяженные пороги данного уровня технически непросто и может быть опасно.

6 к.с. (ТТ) "Очень трудное", опасное препятствие. На таком участке водника ждут опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или даже невозможны. Проходится после тщательной разведки, со страховкой и преодолевается на пределе возможностей плавсредств.

Эта информация касается сложности потоков и их классификации, к которой приступим сразу после этого абзаца. Мы старались приспособить классификацию к европейским привычкам и мировому развитию этой областиi. Категории сложности достаточно субъективны и предназначены для того, чтобы мы могли лишь сравнить разные потоки. Специфический эффект на водника оказывает прежде всего его собственная трасса.

Большинство категорий сложности установлены для минимального (иногда оптимального) состояния воды. Всегда будьте внимательны к высокой воде. Сложность трассы при высокой воде может повыситься на 2 категории.

Но а сейчас перейдем непосредственно к самим категориям. Что же это такое и с чем это едят? Совокупность отдельных препятствий, степени опасности, уклон и расход - это все надо каким-то образом обозначить и описать, чтобы новичок вдруг не выехал на реку с водопадами. Классификации в мире развивались в разных направлениях. В Чехии мы придерживаемся альпийской системы, в которой обозначение ZW говорит о относительно спокойной воде, на бурных же реках различаются шесть категорий сложности от WW I до WW VI, с тем условием, что они применяются к характеру местных рек. В разных уголках мира сложность рек обозначаются подобным образом, однако иногда в определении сложности могут быть учтены и такие параметры, как отдаленность реки от мест цивилизации или же сложность подхода к ней (преимущественно в России и в США). К тому же, в этих странах может сравниваться несравнимое. Например, реки, которые имеют одинаковые водные эффекты трассы, но расход имеют 30 м³ и 1000 м³, могут относиться к одной категории WW II. Однако с точки зрения сплава эти реки будут разительно отличаться. Велики отличия и при оценке узких и непросматриваемых потоков. Обозначение категории отдельного участка или места не всегда указывает действительную степень их сложности. Одна степень сложности будет у порога категории WW II, длиной в 50 метров и совершенно другая у пятикилометрового бурного участка такой же сложности, но с ледяной водой и в неприступном ущелье. Категории сложности отдельных участков бурных рек при помощи знаков "+" и "-" еще делятся на более конкретные подкатегории. В случае одного или двух сложных мест на более спокойной реке, применяется обозначение!! - и обозначает категорию с данными о сложности именно этого места или же на данном кратком участке повышенная сложность может обозначаеться повышенной категорией сложности в скобках. Более подробное описание можно найти у данного километра в описательной части километража. Будьте внимательны к водным площадям, например, зеркало озера при сильном ветре может классифицироваться как категория WW II. Исходя из этих особенностей обозначений, трасса всегда должна выбираться очень продуманно, в соответствии с собственным опытом и без преувеличенной надежды на свои возможности. Большинство водников сплавляется по потокам WW II -III (IV), только самые опытные WW V и выше. Классификация сложности не была нами выдумана. Возникла она как следствие консультаций со многими местными и иностранными водниками-экспертами.

название

характер русла

требования к сплавляющимся и риски

необходимое снаряжение

пример для оптимального состояния воды

спокойно текущая

просматриваемая, скорость течения до 2 м/с, без препятствий и порогов

знание основного прохода рек и управления лодкой, риск при перевороте отсутствует, легкая самопомощь

открытая лодка с противопотопляемыми снаряжением, спасательный жилет для молодежи

небольшие пороги с регулярными волнами, просматриваемая, узкие меандровые протоки с прибрежными зарослями

знание управления лодкой в проточной воде, риск при плавании минимальный, легкая самопомощь

умеренно сложная

более видимые пороги с волнами, широкие, хорошо читаемые проходы в заблокированном русле, более узкое русло с небольшими порогами, требующими быстрой реакции, встречающиеся препятствия хорошо видны и, имея определенную подготовку, можно их легко обойти, предварительный просмотр необязателен, риск при плавании небольшой, самопомощь возможна, однако помощь друзей не будет лишней

знание управления лодкой на порожистой реке, обязательно умение пристать в улове, рекомендована хорошая тренированность и опыт

возможны открытые лодки, хорошо оборудованные средствами противопотопления, но лучше применение закрытых лодок, спасательный жилет, шлем

пороги с высокими беспорядочными волнами, слабые валы и средне заблокированная трасса, пороги в меандрах менее просматриваемые, узкие места с порогами без достаточного обзора. На реках с большим течением могут встречаться и небольшие "сливы" и "бочки", но не часто. Трудные участки можно обойти. Предварительный просмотр рекомендован при первом сплаве, а также в местах, которые характеризуются своей нестабильностью (присутствие деревьев). Вероятность травмирования при сплаве еще не достигает критического уровня, самопомощь возможна, но лучше привлечь и друзей, иначе есть перспектива долгого выплывания из воды.

знание техники и тактики сплава по бурной воде, натренированность, обязательна быстрая реакция в управлении лодкой

закрытые лодки, лучше одиночные, остальное как при сложности WW II, рекомендована защитная одежда (гидрокостюм), средства первой помощи и умение с ними обращаться.

крайне сложная

большие и ярковыраженные пороги с высокими волнами, валы, «бочки» и «сифоны», навалы воды на препятствия, сильно заблокированное корыто реки, узкие проходы со сливами и быстротоками, менее просматриваемые, но предсказуемые. Могут встречаться огромные волны и валы, которые невозможно обойти. Предварительный просмотр трассы всегда обязателен при первом сплаве, рекомендован и при последующих. Риск от среднего до высокого, возникновение сложностей при самопомощи. Помощь друзей необходима, к тому же требует определенного опыта.

Комплексное знание техники и тактики сплава на тяжелой воде, отличная натренированность и опыт. Трасса требует быстрых маневров, усложняющихся напряженностью условий сплава. Иногда требуется пристать в улове и продумать дальнейшие действия. Пороги могут быть на верхней границе риска. Знание эскимосского переворота является необходимостью.

Все как для сложности WW III, практический опыт в спасательных мероприятиях и использовании средств первой помощи, психическая устойчивость.

экстремально сложная

большие волны и валы, высокие водопадные сливы, большая скорость течения, экстремальное, непросматриваемое блокирование русла. Высокий риск для водника. Пороги следуют один за другим, уловы встречаются редко, желательно предварительно о них знать. Предварительный просмотр трассы жизненно необходим, и при том, что бывает зачастую труднодоступен. Сплав на верхней границе риска, присутствует угроза жизни, спасательные мероприятия сложны и не без проблем.

Молниеносные реакции в тяжелых условиях, сплав только в группах профессионалов, имеющих огромный опыт и практику. Обязательность знания эскимосского переворота. Стопроцентное оснащение средствами спасения и первой помощи, знание спасательных мероприятий на практике.

Оснащение как при сложности WW IV, участие в сплаве экспертной группы, высокие требования к физическому и психическому состоянию.

официальная верхняя граница сложности

многократное усиление сложности водной трассы и препятствий, сплав возможен только при определенном водном состоянии и идеальных условиях, включая специальную подготовку к мероприятию

такое же как и у сложности WW IV

такое же как и у сложности WW V

Участки на верхней или нижней границе каждой категории обозначаются знаками "+" или "-" соответственно.

И в завершение этого раздела еще раз хотим Вам напомнить - будьте бдительны в отношении актуального состояния воды, а также состояния самих сплавляющихся. Настрой водников может субъективно влиять на восприятие сложности потока. И опытный эксперт, не будучи в форме, может иметь проблемы на потоке третьей категории.

Сплав по реке всегда предполагает преодоление препятствий. Типы всех этих препятствий классифицированы и описаны, но из-за наличия множества специальных терминов часто бывает сложно понять, что же на самом деле они из себя представляют.

В этой статье простым языком описываются категории сложности водных препятствий и даётся представление о том, чего ожидать при неудачном их преодолении.

Категория 1

К таким препятствиям относятся:

  • стремнины (участки с быстрым течением);
  • небольшие валы;
  • перекаты (мелководные участки).

Препятствия первой категории могут преодолевать туристы без опыта. Если при их преодолении оказаться за бортом, до берега будет легко доплыть. Снаряжение обычно в такой ситуации не страдает, лодку же может немного поцарапать.

Категория 2

Сравнительно простые препятствия. Проходить препятствия этой категории можно без разведки – линия движения видна с воды, скорость течения и уклон небольшие.

Если вы выпали из лодки, быстрее собирайте вещи и выбирайтесь на берег. Вёсла и какие-то вещи при этом могут потеряться, искать их придётся ниже по течению. Лодка может получить повреждения от подводных камней.

Категория 3

Препятствия данной категории считаются сложными. Завалы, препятствующие движению, камни, мелководные участки с быстрым течением (шиверы) – всё это бывает трудно обойти без потерь. Если вы оказались за бортом, с некоторыми личными вещами, возможно, придётся навсегда распрощаться – их унесёт поток.

На лодке после неудачного прохождения таких препятствий можно обнаружить вмятины.

Категория 4

Линия движения не видна с воды, поэтому перед прохождением препятствия желательно проводить разведку. Для препятствий этой категории характерно наличие бочек (пенных ям с хаотичным движением воды), валов и камней, но после них следует протяжённый спокойный участок. Для преодоления препятствий 4 категории желательно использовать страховку, а ещё безопаснее будет обойти их по берегу.

Оказавшись за бортом, выбраться на сушу бывает довольно сложно, а иногда лучше вообще не пытаться этого делать. Вещи смывает течением, и даже лодка может оказаться застрявшей в центре порога.

Категория 5

Такие препятствия считаются трудными: они могут представлять собой крупные бочки и валы или трудные для прохождения шиверу или порог, при этом препятствия следуют друг за другом. Проводить разведку и использовать страховку обязательно.

При неудачном прохождении большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается, лодка будет требовать ремонта, а оказавшийся за бортом человек может получить серьёзные травмы, такие как переломы, переохлаждение или сотрясение мозга.

Категория 6

Очень сложное и опасное препятствие. Представляет собой набор препятствий, переходящих одно в другое, при этом использование страховки затруднительно или невозможно. Препятствия этой категории рискуют проходить немногие.

Рафтинг - это экстремальный сплав по горной реке на надувных плотах. Для туристов и непрофессиональных спортсменов существует шесть категорий сложности - от первой, самой простой, до шестой, самой сложной. Есть, конечно, совсем опасные маршруты, но это уже удел профессиональных рафтеров, где они развлекаются на свой страх и риск.

Рафтинг на реке Замбезе считается самым сложным коммерческим рафтингом: на нашем маршруте было четыре порога пятой категории и один шестой. На последний не пускают новичков и неподготовленных туристов, поэтому мы обошли его по суше. Впрочем, эта предосторожность все равно не застраховала нас от экстремального купания...

Перед началом с нами провели инструктаж. По выражениям лиц можно заметить, что все скептически отнеслись к советам инструктора о том, что делать в случае падения за борт. Девушка Арина, сидевшая рядом со мной, спросила: "Зачем они это рассказывают? Мы что - действительно можем перевернуться?" Я сказал, что эти советы, как противопоказания к таблеткам - теоретически могут быть, но происходят крайне редко:

После инструктажа у нас забрали все вещи и выдали по каске, веслу и спасательному жилету:

4.

Наш сплав начинался под , перед мостом, который соединяет Замбию и Зимбабве. Мы долго спускались к воде, а потом долго карабкались по вертикальной стене к плотам. Усевшись на них, мы прежде сплавали вверх по течению и посмотрели на водопад. Потом отплыли в тихое место, где наш рулевой предложил всем выпрыгнуть из плотов в воду. К такому предложению никто не оказался готовым, все отказались, и мужик спрыгнул сам, дав нам понять, что никакого сплава не будет, пока мы не искупаемся. Пришлось прыгать, что было довольно щекотливо, если учесть, что в Замбезе живут крокодилы. И хотя нам объяснили, что они обитают выше по течению, плавали мы с поджатыми ногами.

После того как все выпрыгнули из рафта, инструктор забрался на плот и начал затаскивать каждого обратно, объясняя как себя при этом вести. Мы потренировались и, настороженные столь серьезным отношением к безопасности, вышли на сплав:

5.

Вместе с нами шли четыре спасателя на каяках. Они следили за тем, чтобы никто не упал, а если такое случалось, подгребали к тонущему и возвращали на место:

6.

А падали, между прочим, часто:

В нашей группе было два рафта - на одном сидели мы, на втором компания австралийцев:

8.

Я греб на рафте в первом ряду:

9.

Может возникнуть вопрос - зачем грести, если река и так несет нас? Дело в том, что маневренность и управление рафта зависят от скорости относительно потока, поэтому на подступах к порогу необходимо грести с максимальной силой. Что мы и делаем на этом снимке:

10.

А во время прохождения порога, напротив, нужно убрать весла и спрятаться. В эти моменты кормчий кричал нам "Down!", мы пригибались и держались за веревку вокруг плота:

11.

Самое важное при этом - не потерять весло:

12.

Ну и не вылететь из рафта, разумеется:

13.

После энергичной тряски порог заканчивается, и мы благополучно идем дальше:

14.

А это пример неудачного прохождения порога, который продемонстрировали австралийцы. Девушка не крепко держалась за канат и вылетела за борт. Обратите внимание, что ее сосед, хоть и находится в рафте, погружен в воду с головой:

15.

После порога все приходили в себя и радовались:

16.

Мы исполняли "Дай пять!" на рафтинговский манер, используя вместо ладоней весла:

17.

Приближается еще один порог и все добавляют хода:

18.

Пара кадров о том, как нас ласкала водная стихия:

19.

20.

У нас была возможность обойти последний порог пятой категории, но мы, уже прошедшие три таких и заматеревшие, решили не отступать:

21.

Я первым попал под раздачу и встретил волну, которая задрала плот и перевернула его на бок:

22.

После меня рафт покинули и остальные члены экипажа:

23.

Это был очень страшный момент: ты пытаешься вынырнуть на поверхность чтобы вздохнуть, но так как "поверхность" у порога очень условна, барахтаешься и хлебаешь воду. Не спасает даже жилет:

24.

К счастью, в этом месте было достаточно глубоко, и никто не ударился о камни. Мы с рулевым забрались на плот, привязали веревку к левому борту и перевернули рафт. Все залезли обратно, напуганные и с глазами по пять копеек:

25.

Последний порог был четвертой категории, мы прошли его более-менее нормально. А лодка, которая шла за нами, перевернулась:

26.

Это был очень запоминающийся рафтинг и очень жесткий. Тем, кто будет в Замбии или Зимбабве и не боится таких приключений, я советую обязательно попробовать:

27.

Поскольку по понятным причинам взять с собой камеру было проблематично, нас снимали с суши. Я купил эти фотографии с правами, обработал (оригиналы были бледные и невыразительные).

В следующем посте читайте о прыжке на тарзанке с моста в водопад Виктория. Stay Tuned!