Средневековый сонник. Сюрреализм и фантазия по соннику

Пожалуй, сложно найти человека, равнодушного к горам. Кому-то достаточно просто любоваться живописными вершинами, а кто-то не успокоится, пока не покорит все возможные пики. А что, если подобный вид ландшафта привиделся нам во время сна? Предлагаем поискать ответ на данный вопрос в нескольких самых полных и популярных сонниках современности.

К чему снится гора: сонник Мисс Хассе

Согласно данному источнику, увиденные во сне горы сулят сновидцу обретение поддержки и получение защиты. Подниматься вверх по склону - к появлению затруднений и препятствий на вашем Снежные горные вершины олицетворяют ваши возвышенные намерения. Находиться в окружении гор - к необходимости использовать все свои таланты и способности для достижения цели. Если вам снится, что вы совершаете восхождение, но у вас закончились силы идти дальше, то вашему бизнесу в реальной жизни угрожает серьезная опасность.

Приснилась гора: сонник Здоровья

Если вам привиделась высокая горная цепь со снежными вершинами, то в реальной жизни вам необходимо стремиться к духовным, возвышенным ценностям. Скалистые пики сулят многочисленные тревоги. Огнедышащая гора или вулкан предрекает болезнь с высокой температурой. Также подобный сон может быть предупреждением об опасности получить ожог.

Интимный сонник: гора

Снежная вершина, на которую вы стремитесь подняться во сне, символизирует «подъем» и в реальной жизни. Вас ожидает бурный и страстный роман. Спуск же с горы сулит проблемы в отношениях: вполне возможно, что ваш партнер будет разочарован вами и предложит расстаться.

К чему снится гора: сонник Средневековья

По мнению составителей данного сборника толкований снов, подъем на гору сулит труды или тревоги. Спуск же предрекает сновидцу радостные события и веселье в кругу друзей и близких.

Снится гора: Исламский сонник

Взбираться на гору во сне - к возможности достичь в жизни всех поставленных целей. Спуск же или падение с возвышенности предупреждает сновидца о возможности совершения им греховных поступков. Также подобный сон может быть предвестником болезни или ухудшения социального положения.

К чему снится гора: сонник от А до Я

По мнению составителей этого источника, увиденная гора предрекает получение выгоды или пользы, для чего вам не придется затрачивать никаких усилий. Горный ландшафт сулит достижение желаемого, для чего сновидцу необходимо будет проявить изворотливость и смекалку, а также пойти на некоторый риск. Подъем на возвышенность символизирует постепенное достижение успеха путем кропотливого труда. Голый склон горы, лишенный растительности, считается недобрым знаком, предрекающим страдания и голод. Спуск с горы является символом грядущего счастья и удачи. Скалистые возвышенности рассматриваются в качестве предвестников ссор, разлада с родными и близкими и наступления полосы невезения. Сон, в котором вы стоите на краю обрыва над глубокой пропастью, с ужасом глядя вниз, сулит изменения к лучшему в реальной жизни.

М.Э. ВИТМЕР-БУТШ. СОН И СНОВИДЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА//

М. Е. WITTMER-BUTSCH. ZUR BEDEUTUNG VON SCHLAFEN UND TRAUM IM MITTELALTER// MEDIUM AEVVM QUOTIDIANUM. SONDERBAND 19. KREMS, 1990. 400 S.

(часть первая)

Монографию швейцарской исследовательницы М.Э.Витмер-Бутш можно считать, пожалуй, первым в историографии опытом воссоздания картины восприятия феноменов сна и сновидений, интерпретации их причин и того.значения, которое им придавалось в разных слоях общества в эпоху христианского Средневековья (500-1500 гг.).

Тема сна и сновидений традиционно разрабатывается психологами. Психоанализом З.Фрейда был дан первый импульс к изучению сна и сновидений как самостоятельного историко-культурного феномена. Одним из наиболее ранних исследований в этом направлении была книга П.Сентива (1930 г.), содержавшая критический разбор снов, описанных в "Золотой легенде" Якоба Ворагинского. Используя методы психоанализа, П.Сентив сделал ряд интересных предположений о происхождении некоторых мотивов средневековой агиографии.

С конца 40-х гг. начинают выходить работы о видениях и снах средневековых людей, и такого рода исследований, несомненно, больше, чем работ просто о снах. Это не удивительно: само Средневековье не различало сон религиозного содержания и "видение": амбивалентный термин "visio" переводится словами и "сон", II "видение". Сегодня литература о видениях и снах в Средние века, о значении этих феноменов в религиозной и политической жизни того времени весьма обширна. Характерно, однако, что при всем ее многообразии, отражающем литературоведческие, медицинские, теологические аспекты и аспект истории ментальностей, все еще отсутствует целостное представление о снах и сновидениях как существенном компоненте повседневной жизни средневекового общества (исключением следует считать эссе Ж.Ле Гоффа о месте и роли сновидений в культуре и массовой психологии Средневековья).

Витмер-Бутш поставила своей задачей всестороннее рассмотрение связанной со сном проблематики. Постановке проблемы, обзору историографии и источников посвящена первая глава реферируемой работы. Сон, как и болезнь, голод, смерть, относится к антропологическим константам, люди спали во все времена, но их поведение, связанное со сном, обязательно несет но себе отпечаток эпохи и позволяет нам заглянуть в их духовный мир, постигнуть то, в чем они сами вряд ли отдавали себе отчет, Это главная задача Витмер-Бутш. Несмотря на фрагментарность данных, содержащихся в источниках (автобиографические свидетельства, агиография, медицинские и медико-теологические сочинения и т.п.), ей удалось сложить их в своеобразную картину-мозаику, дающую представление о стереотипах, связанного со сном поведения, о средневековых теориях, объясняющих природу сна и сновидений, о том, как эти теории соотносились с повседневной жизнью различных слоев общества и как реалии этой повседневной жизни, в свою очередь, отражались в сновидениях.

Исследовательница ставит и ряд методологических проблем, связанных с необходимостью проработки информации, как бы лежащей на поверхности в детальных описаниях снов в житиях, биографиях, хрониках, но нуждающейся тем не менее и дешифровке. Знакомство с современными теориями сна и сновидений помогает Витмер-Бутш расшифровывать сообщения источников.

Однако, она постоянно задается вопросом, насколько современные объясняющие модели применимы к средневековою у материалу; что общего между снами средневекового человека и нашего современника; возможно ли в продуктах ночных фантазий людей столь отдаленной эпохи выделить те же структурные особенности, которые наблюдают современные психологи, прежде всего переработку дневного опыта в ночных переживаниях.

В главе 2-й "Сон в повседневной жизни" Витмер-Бутш. на материалах биографий, писем, медицинских рекомендаций, монастырских уставов, привлекая также данные археологии и иконографии, проводит нечто вроде социологического исследования поведения, связанного со сном.

Такая глубоко частная и к тому же казавшаяся современникам "само собою разумеющейся" сфера жизни, как организация сна, освещена источниками весьма слабо: где, как, на чем, с кем, как долго спали? Автор показывает, что до Х11-Х1П вв. даже в городах жилища были очень просты, люди спали в одном помещении (а в деревне и до XVI в. в домах редко бывало больше, чем одно-два помещения). В холодное время года даже в относительно состоятельных семьях люди спали все вместе в одной комнате, обогреваемой жаровней или открытым огнем (каменные печи появляются с XIII в.), а потому кровати, если они вообще имелись, были рассчитаны на то, чтобы в них помещались и родители, и дети, и их незамужние тетушки. Колыбели для младенцев вошли в обиход знати еще в эпоху Меровингов, однако в низших слоях общества они приживались крайне плохо вплоть до Позднего Средневековья, и взрослые предпочитали брать маленьких детей в свою постель.

Иногда постель делили между собой и совершение посторонние люди - паломники, бедные путешественники, рассчитывавшие на дешевый ночлег в гостиницах и на постоялых дворах. К XIV в. относятся жалобы на жадных хозяев постоялых дворов в Риме: пользуясь наплывом паломников, они умудрялись класть в одну постель не по два-три человека, как было принято, а по пять-шесть. В подобных условиях находились также старики и больные в госпиталях и приютах.

В монастырях эта сфера жизни до мелочей регламентировалась монастырскими уставами. Братия должна была спать в одном помещении; если народу было слишком много, занимали несколько спален. Кельи на одного появляются впервые у итальянских эремитов в XI в., в других орденах - позже, с XI }