Герой Профессор Мориарти. Джим Мориарти – идеальный антагонист Главное достижение мориарти в науке

$1 млн, полученного в результате ограбления банка, оказалось достаточно, чтобы раскрутить подпольное казино в Париже, а затем создать крупнейшую для своего времени криминальную сеть, опутавшую Лондон. Все эти преступные подвиги совершил человек, которого звали Адам Уорт (на фото ниже).

Современники называли его Наполеоном преступного мира, а создатель Шерлока Холмса Артур Конан Дойль срисовал с него своего профессора Мориарти.

Профессия - дезертир


В 1891 году сэр Артур Конан Дойль задумал неслыханное злодейство. Он решил избавиться от надоевшего ему Шерлока Холмса, но собирался сделать это так, чтобы гениальный сыщик погиб, совершив какой-нибудь великий подвиг. Писателю понадобился персонаж, равный Холмсу по умственным способностям, но при этом воплощающий абсолютное зло, дабы гениальный сыщик умер, успев его уничтожить. Конан Дойль услышал, что высокопоставленный офицер Скотленд-Ярда сэр Роберт Андерсон называет одного из преступников Наполеоном преступного мира. Этого преступника звали Адам Уорт. Вскоре Конан Дойль опубликовал рассказ, в котором Шерлок Холмс погибал, увлекая зловещего профессора Мориарти на дно Рейхенбахского водопада.

Адам Уорт появился на свет в 1844 году в бедной еврейской семье то ли Верт, то ли Вирц, проживавшей где-то в пределах Пруссии. Когда в 1849 году семья перебралась в США, фамилию было решено изменить на английский манер, и с тех пор семейство звалось Уорт. Отец Адама открыл небольшую швейную мастерскую в Кембридже, штат Массачусетс.

В семье было трое детей: старший Джон, средний Адам и младшая Гарриет. Прокормить их всех было непросто, поэтому каждый цент был на счету. Маленький Адам далеко не сразу понял цену денег. Однажды школьный приятель показал ему новенькую сияющую монету и предложил обменять ее на две старые затертые монеты того же достоинства. Адам с радостью согласился и пошел домой хвастаться удачной сделкой. Отец был в ярости и примерно наказал сына. Впоследствии Уорт утверждал: «После того случая я больше никому не позволял себя одурачить». Точнее было бы сказать, что в роли обманщика отныне выступал он сам.

В Кембридже располагался знаменитый Гарвардский университет, так что в городе постоянно можно было наблюдать веселых и хорошо одетых молодых людей, нередко швырявшихся деньгами. Адам Уорт смотрел на них со смесью зависти и восхищения. Многие его сверстники мечтали о деньгах и роскоши, но Уорту этого было мало. Он страстно желал быть джентльменом с изящными манерами и утонченным вкусом. Ему хотелось одеваться по последней моде, вести светскую жизнь и блистать в высшем обществе. Однако сыну портного была уготована совсем иная участь. Не желая мириться со своей долей, 14-летний Адам сбежал из дома и перебрался в соседний Бостон, где, судя по всему, вел жизнь уличного бродяги и перебивался случайными заработками и кражами. В 16 лет он переехал в Нью-Йорк и вскоре устроился работать продавцом в магазине. Это был первый и последний случай, когда Адам Уорт зарабатывал на жизнь честным трудом. 12 апреля 1861 года в США началась Гражданская война, и юный Уорт предпочел скучной работе в пыльной лавке жизнь, полную опасностей и приключений.

Поначалу армия северян набиралась из добровольцев, причем каждому завербовавшемуся полагалась денежная награда. Уорт солгал о своем возрасте, заявив вербовщикам, что ему уже исполнился 21 год, получил свои деньги и был зачислен в 34-й Нью-Йоркский полк легкой артиллерии. В полку он проявил смелость, ответственность и солдатскую смекалку, так что через несколько месяцев после зачисления уже носил капральские, а затем и сержантские нашивки. Вскоре Уорт командовал батареей.

28 августа 1862 года полк Уорта принял участие в крупном сражении при Булл-Ране. Победа досталась конфедератам, а северяне понесли тяжелые потери. Уорт попал в госпиталь с ранением, а вскоре обнаружил себя в списке погибших. Бравый сержант недолго думал, что ему предпринять: остаться честным служакой и вернуться к своим боевым товарищам или же попытаться заработать денег на своей «смерти». Уорт выбрал второе. Он снова завербовался в армию под другим именем и снова получил заветную награду. Затем он еще несколько раз повторял тот же фокус - дезертировал, а потом снова изображал добровольца и получал награду. Профессиональных дезертиров вроде него в те времена развелось довольно много. Их называли прыгунами, и при поимке их ждал трибунал. Розыском «прыгунов» занимались агенты Пинкертона, славившиеся своим профессионализмом в сыскном деле, так что ремесло Уорта было весьма опасным. В конце войны он решил окончательно дезертировать и, в очередной раз сбежав из части, вернулся в Нью-Йорк. Здесь его ждала новая жизнь, к которой он был уже вполне готов.

Нью-Йорк 1865 года был, пожалуй, самым коррумпированным и криминальным городом США. Население города составляло порядка 800 тыс. человек, из которых, по данным властей, 30 тыс. занимались воровством, а 20 тыс.- проституцией. В Нью-Йорке было около 3 тыс. питейных заведений, 2 тыс. игорных домов и бессчетное количество борделей и воровских притонов. Власть в мегаполисе была сосредоточена в руках ирландской мафии, которая по своему произволу смещала и назначала чиновников, судей и депутатов. В криминальном мире тем временем заправляли колоритные авторитеты с красноречивыми кличками Свинья Донован, Гип Кровища, Эдди Чума, Джек Сожри-их-всех и прочие подобные фигуры. Город был поделен между бандами с не менее яркими названиями: «Тараканья стража», «Сорок воров», «Скотобойцы».

Молодой Уорт чувствовал себя в этом мире как рыба в воде. Он уже прекрасно умел воровать, лгать и при случае уходить от погони. К тому же в армии его научили командовать людьми, так что он мог рассчитывать на успешную криминальную карьеру. Вскоре Уорт сколотил банду и начал организовывать небольшие кражи. Его банда действовала в основном в районе Манхэттена и со временем добилась некоторой известности в преступном мире. Удача недолго сопутствовала ему. В один прекрасный день Уорт попался с поличным при попытке украсть деньги из почтового вагона. Он был приговорен к трем годам лишения свободы, но через несколько недель бежал из тюрьмы, перебравшись через ограду и добравшись вплавь до баржи, шедшей по реке Гудзон.
Уорт понял, что если он и дальше будет работать без покровительства кого-то из криминальных королей Нью-Йорка, то вскоре снова попадется и уже так легко не отделается. Вскоре он нашел себе покровителя, способного по достоинству оценить все его таланты.

Украсть миллион


Фредерика Мандельбаум, как и Уорт, происходила из прусских евреев. Прибыв в США в 1848 году, она вместе с мужем открыла бакалейную лавку, которая в действительности была лишь прикрытием для бизнеса совсем иного рода. Настоящий доход ей давала скупка краденого. В 1866 году Мамаша Мандельбаум была одной из крупнейших скупщиц в Нью-Йорке. Эта полная 48-летняя женщина не только обеспечивала сбыт похищенных вещей, но и сама организовывала преступления, раздавая ворам заказы. Более того, Мамаша была настоящей теневой светской львицей. Она держала салон, в котором принимала сливки криминального мира. В ее роскошном особняке собирались самые искусные воры, мошенники и грабители. Здесь блистала похитительница бриллиантов Черная Лена Кляйншмидт, сюда захаживал взломщик Макс Шинбрун по прозвищу Барон, известный аристократичными манерами и невероятным апломбом, здесь же бывал Чарльз Буллард, известный как Чарли Пианино. Буллард был хорошим пианистом, хотя и пьяницей, но использовал свой музыкальный слух, подбирая коды к сейфам. Во время пышных приемов в доме Мамаши Мандельбаум Чарли Пианино садился за рояль и вдохновенно исполнял этюды Шопена. Среди посетителей салона были также коррумпированные судьи, адвокаты, политики и полицейские, так что светская жизнь била ключом.

Уорту однажды удалось попасть в число приглашенных в дом Мамаши Мандельбаум. Он произвел хорошее впечатление на хозяйку и стал работать на нее. Покровительство Мамаши давало ощутимые преимущества. Во-первых, проблема сбыта добычи была решена, во-вторых, в ее салоне можно было заводить полезные знакомства, в-третьих, Мандельбаум всегда старалась помочь своим людям, попавшим в неприятности. Она оплачивала услуги самых ловких адвокатов, раздавала взятки и даже организовывала побеги заключенных. Уорт не обманул надежд покровительницы. Он провернул несколько дерзких краж, одна из которых была особенно удачной. Однажды ему удалось похитить из офиса страховой компании облигации на сумму $20 тыс.

В 1869 году Чарли Пианино попался, и Мамаша решила вытащить его из камеры, чего бы это ни стоило. С заключенными была налажена связь, и вскоре под стенами тюрьмы Уайт-Плейнс началось строительство тоннеля. Буллард копал из своей камеры, а снаружи ему навстречу двигались Уорт и Макс Шинбрун. Побег удался, и благодарный Чарли Буллард навсегда стал верным другом Адама Уорта. Шинбрун, напротив, терпеть не мог Уорта и до конца своих дней завидовал его воровской удаче.

После истории с побегом Уорт и Буллард стали компаньонами. Изобретательность Уорта и искусство Булларда в обращении с сейфами давали прекрасный результат. Осенью 1869 года друзья решились на большое дело. Мишенью был выбран Boylston Bank в Бостоне. Компаньоны сняли здание, примыкавшее к стене банка. Здесь они открыли фальшивую контору, которая якобы торговала тонизирующими напитками. На самом деле Уорт и Буллард постепенно разбирали стену, отделявшую их от банковского хранилища. 20 ноября 1869 года работа была завершена. После закрытия банка грабители просверлили в стенке сейфа несколько отверстий и выпилили проход, достаточный для того, чтобы Уорт смог пробраться внутрь. Той ночью из хранилища Boylston Bank было похищено наличности и ценных бумаг на $1 млн.
Уорт и Буллард спешно покинули Бостон и вернулись в Нью-Йорк, но оставаться в США было для них теперь небезопасно. Ограбленные банкиры наняли агентов Пинкертона, а если эти сыщики хотели кого-нибудь найти, то рано или поздно находили. Компаньоны решили бежать из страны и вскоре уже плыли в Европу на пароходе «Индиана».

Париж всегда Париж


В начале 1870 года новоиспеченные миллионеры прибыли в Ливерпуль. Здесь Уорт назвался финансистом по имени Генри Джадсон Рэймонд, а Буллард стал нефтепромышленником Чарльзом Уэллсом. Они жили на широкую ногу, предаваясь всем возможным развлечениям. Здесь же они встретили любовь своей жизни. 17-летняя Китти Флинн работала официанткой в баре. Несмотря на свой юный возраст, она была уже довольно опытной воровкой и жаждала денег и красивой жизни. Уорт и Буллард признались ей в любви, и она ответила взаимностью им обоим. Друзья решили не ссориться из-за Китти, предоставив ей самой сделать окончательный выбор. Пока же девушка жила то с одним из них, то с другим. В итоге Китти выбрала Булларда и вышла за него замуж. Уорт не обиделся и даже сделал молодоженам роскошный свадебный подарок. Он похитил из крупного ливерпульского магазина £25 тыс. и подарил их новобрачным.

Уорт и Буллард были богаты, но они прекрасно понимали, что без разумных инвестиций деньги рано или поздно кончатся. В 1871 году они решили действовать. В ту пору Франция только что проиграла Франко-прусскую войну, а в Париже подходила к концу кровавая эпопея Парижской коммуны. Власти еще не успели расстрелять всех коммунаров, когда на улицах Парижа появилась странная троица, изъяснявшаяся по-английски. Уорт, Буллард и Китти прибыли в разоренную французскую столицу, чтобы ловить рыбку в мутной воде.
Вскоре недалеко от еще не достроенного здания Гранд-опера появился роскошный ресторан под названием American Bar. На первом и втором этажах гости могли наслаждаться изысканными кушаньями и американскими коктейлями, еще неизвестными в Европе, а на третьем этаже располагался нелегальный игорный дом. Когда в дверях заведения появлялись полицейские, игорные столы задвигались в тайники, устроенные за стенами и под полом.

Китти играла роль хозяйки, а Чарли Пианино развлекал гостей фортепьянными концертами. Адам Уорт мог похвастаться солидной внешностью и носил роскошные усы, переходящие в пышные бакенбарды, так что роль метрдотеля досталась именно ему. Он чинно расхаживал по сверкающим залам своего заведения, обменивался любезностями с гостями и заодно заводил полезные знакомства. American Bar стал весьма популярным местом среди международных преступников высшей категории. Здесь бывали голландец Чарльз Беккер по прозвищу Царапина, который так ловко подделывал документы, что сам не мог потом отличить их от подлинников, известный грабитель банков Джозеф Чепмен, мошенник Карло Сисикович, которого все считали русским, взломщик Джо Элиот по кличке Малыш и многие другие. Впоследствии все эти люди согласились работать на Уорта, но в те веселые дни в опустошенном Париже об этом еще никто из них не помышлял.

В 1873 году в American Bar явился гость, которого не ждали. Это был Уильям Пинкертон - сын самого Аллана Пинкертона, основателя знаменитого сыскного агентства. Уорт и Пинкертон сразу узнали друг друга. Американские сыщики не могли арестовывать преступников на территории Франции, но Пинкертону ничто не мешало донести на Уорта французским властям. Сыщик и вор уселись за одним столиком и мило побеседовали за бокалом лучшего французского вина. Пинкертон дал понять, что знает об Уорте все - начиная с его первого дезертирства и заканчивая ограблением банка в Бостоне. Сыщик откланялся, а Уорт понял, что в Париже становится небезопасно.

American Bar было решено закрыть, но Уорт не мог покинуть Францию, не провернув последнего дела. Накануне отъезда он обокрал торговца алмазами, имевшего неосторожность во время игры в рулетку поставить на пол чемодан с драгоценными камнями. Пока Уорт заговаривал ему зубы, Джо Элиот подменил чемодан. Стоимость украденных алмазов составила £30 тыс.

Похищение «Герцогини»


В рассказе «Последнее дело Шерлока Холмса» гениальный сыщик говорил о Мориарти: «Он - Наполеон преступного мира, Ватсон. Он - организатор половины всех злодеяний и почти всех нераскрытых преступлений в нашем городе… У него первоклассный ум. Он сидит неподвижно, словно паук в центре своей паутины, но у этой паутины тысячи нитей, и он улавливает вибрацию каждой из них. Сам он действует редко. Он только составляет план. Но его агенты многочисленны и великолепно организованы». Это описание преступного сообщества как нельзя лучше соответствует тому, что намеревался создать Уорт, перебравшись в Лондон вместе с Буллардом и Китти.

Сердце Британской империи мало походило на бандитский Нью-Йорк, и все же воров и мошенников здесь было великое множество. Уорт собирался стать для них кем-то вроде Мамаши Мандельбаум или даже чем-то большим. Вскоре он начал действовать.

Для начала Уорт купил особняк к югу от города. Здесь было все, что полагалось иметь истинному джентльмену: дорогая мебель, богатая библиотека, теннисный корт, боулинг, галерея для стрельбы по мишеням, конюшня с десятью скакунами, предназначенными для выступлений на скачках, и прочие признаки достатка и высокого социального статуса. Затем он снял квартиру в центре Лондона, откуда было удобно вести дела, и взялся за строительство своей криминальной империи.

Уорт сколотил вокруг себя банду из преступников высшего класса. В его ближний круг вошли Чарли Пианино, Царапина, Малыш, Карло Сисикович и Джозеф Чепмен. Уорт планировал кражи, аферы и ограбления, а потом поручал своим подручным найти подходящих исполнителей. Наполеон преступного мира требовал, чтобы его люди воздерживались от насилия. Уорт наставлял: «Человек с мозгами не имеет права носить оружие. Упражняйте свой мозг!» Впрочем, Уорту оружие было и не нужно, ведь его повсюду сопровождал камердинер - бывший борец по имени Барахольщик Джек. Этот громила, заслуживший свою кличку тем, что все время таскал в карманах всякую дрянь, не отличался большим умом, но зато мог поколотить кого угодно.

Шерлок Холмс говорил о Мориарти: «Гениально и непостижимо. Человек опутал своими сетями весь Лондон, и никто даже не слышал о нем. Это-то и поднимает его на недосягаемую высоту в уголовном мире». Уорт был точно так же вездесущ и неуловим, но если его литературный двойник отсиживался где-то «в центре своей паутины», то сам он посещал концерты в Альберт-холле, королевские скачки в Аскоте и наслаждался всеми радостями жизни, какие викторианский Лондон мог предложить богатому джентльмену с изысканным вкусом.

В докладе агентства Пинкертона говорилось, что Уорт «практикует все формы преступлений: изготовление фальшивых чеков, мошенничество, подлог, взлом сейфов, дорожные ограбления, ограбления банков… и все это при полной безнаказанности». Разумеется, Уильям Пинкертон поставил Скотленд-Ярд в известность о том, кем является Уорт на самом деле, но доказать его причастность к преступлениям было решительно невозможно. Инспектор Скотленд-Ярда Джон Шор поклялся изловить Уорта и посадить в тюрьму, но при этом действовал с неуклюжестью литературного Лестрейда. К тому же Уорт располагал сетью осведомителей: два детектива Скотленд-Ярда и один адвокат регулярно докладывали ему о каждом шаге незадачливого инспектора.

Пару раз Уорт был опасно близок к провалу. Сначала он попытался трудоустроить своего старшего брата Джона. Он поручил брату отправиться в Париж и обналичить фальшивый чек, изготовленный Царапиной. Адам запретил Джону заходить в банк Meyer & Company, потому что это учреждение не так давно было обмануто подобным образом. Именно в этот банк Джон Уорт и отправился, где, разумеется, был пойман с поличным. Адам истратил немало денег на адвокатов, чтобы вытащить брата из тюрьмы, а потом посадил его на пароход и отправил домой в Америку. В другой раз в беду попал почти весь актив организации Уорта. Элиот, Беккер, Чепмен и Сисикович попались с фальшивыми ценными бумагами в Турции и угодили в османскую тюрьму. Инспектор Шор уже потирал руки и намеревался добиться экстрадиции преступников, но Уорт оказался быстрее. Он раздал на взятки турецким чиновникам большую часть состояния, но выкупил своих людей.

Время от времени Уорт сам совершал кражи. Делал он это отчасти из спортивного интереса, отчасти из желания подтвердить свою репутацию искусного вора. В 1876 году он совершил настоящую кражу века. За год до того весь Лондон был взбудоражен известием о том, что на аукционе Christie`s будет продана картина кисти Гейнсборо, давно считавшаяся утерянной. Картина была написана в 1787 году и называлась «Джорджиана, герцогиня Девонширская». Сама леди Джорджиана была весьма распутной дамой, и теперь, через 70 лет после ее смерти, все газеты снова писали о ее скандальных похождениях. Предпродажная пиар-кампания была настолько мощной, что о картине не говорил только ленивый. В итоге работу Гейнсборо купил арт-дилер Уильям Эгню, уплатив за нее 10 тыс. гиней, что соответствует сегодняшним $600 тыс. Сейчас, когда картины продаются за десятки миллионов, такая сделка не кажется слишком крупной, но по тем временам сумма выглядела просто фантастической. Эгню намеревался перепродать картину клану Морганов, который находился в дальнем родстве с непутевой герцогиней, но его планам не суждено было сбыться.

В ночь на 27 мая 1876 года Уорт украл картину. В деле участвовали Барахольщик Джек и Малыш, но их работа ограничивалась стоянием на стреме. Уорт лично пробрался в комнату, где хранился шедевр, и похитил его.

Продать картину такой ценности было совершенно невозможно, и поэтому Уорт лишь перепрятывал ее из одного места в другое. Подельники устали ждать своей доли, и Барахольщик Джек даже попытался сдать Уорта полиции, но Наполеон преступного мира легко разоблачил его незатейливый план. Так Адам Уорт стал тайным владельцем шедевра Гейнсборо. Через много лет похищенная «Герцогиня» спасет его от нищеты и одинокой старости.

Рейхенбахский водопад


Криминальная карьера Уорта продолжалась. Однажды, например, он и еще двое подельников обчистили почтовый вагон, в котором находились испанские и египетские облигации на 700 тыс. франков. В другой раз Уорт решил поближе познакомиться с алмазными полями Южной Африки и отправился в Кейптаун. Здесь вор-интеллектуал решил было переквалифицироваться в разбойника и попытался ограбить дилижанс с алмазами. Буры, охранявшие повозку, едва его не пристрелили, и горе-грабитель насилу унес ноги. Уорт решил вернуться к принципам ненасилия, и на этот раз все получилось. Он узнал, что время от времени алмазы оставляют в сейфе, расположенном на почтовой станции. Уорт подружился с престарелым почтмейстером, развлекая его игрой в шахматы, и незаметно снял слепки с ключей от хранилища. Остальное было делом техники. В Европу Уорт вернулся с чемоданами, набитыми алмазами.

В 1880-е годы Уорт был вполне счастлив и доволен собой. Он был богат, его принимали в приличном обществе, а инспектор Шор по-прежнему не мог найти ни одной улики против него. Он женился на бедной девушке по имени Луиза Больян, которая родила ему сына Генри и дочь Беатрис. «Герцогиня Девонширская» больше не жгла ему руки: он нашел способ вывезти картину в США и спрятать ее там в надежном месте. Его, правда, беспокоила судьба друга. Китти ушла от Булларда и уехала в Америку, где вышла замуж за миллионера. Чарли Пианино и раньше прикладывался к бутылке, а теперь и вовсе начал спиваться. Оставлять его в деле было просто опасно. В итоге Буллард тоже уехал в США, где снова связался с Бароном.

Общую картину счастья не омрачила даже новая встреча с Уильямом Пинкертоном. Два почтенных джентльмена раскланялись и купили друг другу выпивку. Уорт и Пинкертон беседовали в баре как старые товарищи и в некотором смысле коллеги, глубоко уважающие профессионализм друг друга. Прощаясь, Уорт с чувством сказал: «Сэр, я полагаю, что инспектор Шор - беспомощный идиот. Вас же и ваших людей я глубоко уважаю. Я просто хочу, чтобы вы знали это».

Крах Наполеона наступил совершенно неожиданно. В 1892 году Барон и Чарли Пианино объявились в Бельгии. Они попытались ограбить банк, но попались и сели в тюрьму. Уорт отправился в Льеж, надеясь выкупить друга, но опоздал. Чарльз Буллард умер в камере. Эта смерть глубоко потрясла Уорта. То, что он сделал дальше, было совершенно не в его стиле. Уорт задумал украсть коробку с деньгами из движущейся почтовой кареты, причем готовился к преступлению крайне небрежно, а подельников нашел неопытных и ненадежных. Кажется, он просто пытался отомстить Бельгии за смерть Булларда. В назначенный час он вскочил в почтовую карету, но был пойман с поличным, поскольку его сообщники, завидев полицейских, просто убежали, не подав ему сигнал.
Уорт попал на скамью подсудимых. Инспектор Шор с ликованием направил в Бельгию свое досье на криминального короля Лондона, но это мало повлияло на решение суда, поскольку настоящих доказательств вины Уорта у него по-прежнему не было. Они были у Уильяма Пинкертона, но тот хранил гробовое молчание. Руку помощи протянула Китти Флинн, ставшая к тому времени очень богатой вдовой. Она помогла найти хороших адвокатов и организовать защиту.

В 1893 году Адам Уорт был осужден на семь лет по единственному доказанному эпизоду с ограблением кареты. Но худшее только начиналось. Уорт поручил позаботиться о своей семье одному из своих подручных, который просто ограбил и изнасиловал его жену. Несчастная женщина сошла с ума и была помещена в лечебницу для душевнобольных. Детей забрал в Америку его брат Джон.
Уорт был выпущен из тюрьмы в 1897 году за хорошее поведение. У него больше не было ни друзей, ни семьи. Зато у него был план. Вернувшись в Лондон, он обокрал ювелирный магазин на £4 тыс. и тут же отправился в США. Он навестил брата и детей, а потом оставил их, сказав, что в Америке у него осталось два друга. Он имел в виду Уильяма Пинкертона и «Джорджиану, герцогиню Девонширскую».
Пинкертон был немало удивлен, когда к нему на прием явился человек, которого он так долго пытался поймать. У Адама Уорта было деловое предложение. Он обещал вернуть «Джорджиану» законным владельцам при условии, что Пинкертон поможет ему получить выкуп. По сути Уорт предлагал главному сыщику США помочь ему реализовать краденое добро. Уильям Пинкертон подумал и согласился.

Уильям Эгню получил своего Гейнсборо, уплатив $25 тыс. Сумма была намного меньше, чем Уорт обычно получал за свои махинации, но он был и тому рад. Забрав детей, он уехал в полюбившийся ему Лондон, где доживал свои дни, ведя жизнь, достойную небогатого пожилого джентльмена, отошедшего от дел.

8 января 1902 года Адам Уорт скончался. Теперь вступало в силу последнее обещание, данное ему Уильямом Пинкертоном. Сын Уорта Генри был принят на работу в сыскное агентство Пинкертона и сделал там неплохую карьеру.

Давайте я вам еще напомню по теме вот что: знаете ли вы или например что из себя представлял . И конечно уже все знают, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Вот как описывает его Шерлок Холмс:

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона , завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.

Профе́ссор Мориа́рти - персонаж цикла произведений Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, антагонист главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона, завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…
- «Последнее дело Холмса»

Холмс также говорит о Мориарти как об «одном из лучших умов Европы» и «Наполеоне преступного мира». Последнюю фразу Конан Дойл позаимствовал от одного из инспекторов Скотланд-Ярда, связанного с делом Адама Ворта - международного преступника XIX века, который послужил прототипом литературного Мориарти.
В тексте «Долины ужаса» присутствует описание внешности Мориарти:

Этот человек удивительно похож на пресвитерианского проповедника, у него такое худое лицо, и седая шевелюра, и высокопарная речь. Прощаясь, он положил мне руку на плечо - прямо отец родной, благословляющий сына на встречу с жестоким, холодным миром.
- «Долина ужаса»


Там же упоминается, что профессор Мориарти имеет легальный доход 700 фунтов в год (жалованье на университетской кафедре) и что он не женат. Данные об имени и семье Мориарти противоречивы: в «Последнем деле Холмса» профессор не называется по имени, но упоминается, что у него есть брат полковник Джеймс Мориарти, после его гибели «защищавший память покойного брата». При этом в «Пустом доме» имя «Джеймс» приписано уже самому профессору; таким образом, буквально получается, что у двух братьев одинаковое имя (в четырехактной пьесе «Шерлок Холмс», написанной при участии Конан Дойла, профессор носит уже имя «Роберт»). Кроме того, в «Долине ужаса» брат-полковник не упоминается вовсе, зато появляется другой, младший брат профессора, который «служит начальником железнодорожной станции где-то на западе Англии».

Мориарти действует лишь в двух произведениях цикла, в рассказе «Последнее дело Холмса» (1893) и более поздней повести «Долина ужаса» (1914-1915); кроме того, он упоминается в пяти рассказах: «Пустой дом» (1903), «Подрядчик из Норвуда» (1903), «Пропавший регбист» (1904), «Его прощальный поклон» (1917), «Сиятельный клиент» (1924).

Персонаж был введён Конан Дойлом как способ «расправиться» с Холмсом, чтобы прекратить цикл, который сам писатель считал легковесным бульварным чтивом. Мориарти гибнет во время рукопашного поединка с Холмсом, сорвавшись с обрыва в Рейхенбахский водопад; по тексту рассказа вместе с ним гибнет и Холмс; тела обоих не найдены. Однако впоследствии Конан Дойлу из-за многочисленных протестов читателей пришлось «оживить» Холмса, объявив его кажущуюся гибель инсценировкой, которая была вызвана необходимостью скрываться, чтобы разгромить остатки организации Мориарти (см. рассказ «Пустой дом» в сборнике «Возвращение Шерлока Холмса»)

В советском сериале Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» роль Мориарти сыграл Виктор Евграфов (озвучивал Олег Даль). Среди исполнителей роли Мориарти в кино был и сэр Лоуренс Оливье (в фильме 1976 «Семипроцентный раствор»).
Также Мориарти появлялся в фильме «Шерлок Холмс» Гая Ричи, но его лицо не было показано, и в фильме «Лига выдающихся джентльменов», где его сыграл Ричард Роксберг.
В фильме «Шерлок Холмс: Игра теней» лицо профессора всё же показано, более того, он является важным персонажем фильма.
В сериале «Шерлок» 2010 года Мориарти впервые появляется таким образом, что ни зритель, ни персонажи не догадываются, кто он на самом деле. По возрасту он явно значительно моложе, чем в книжном оригинале. Шерлок так характеризует его в серии «Рейхенбахский водопад»: Это не человек, это паук. Он точно знает, где находятся слабые места у людей и когда на них нажать.
В честь персонажа назван астероид (5048) Мориарти, открытый в 1981 году.
Обе упомянутые научные работы Мориарти (о динамике астероида и о трактовке биномиальной теоремы) иногда упоминаются в научной литературе.

Профе́ссор Джеймс Мориа́рти (англ. Professor James Moriarty ) - персонаж цикла произведений Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе , антагонист главного героя, руководитель мощной преступной организации, гений криминального мира.

Вот как описывает его Шерлок Холмс:

Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделён феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился 21 год, он написал трактат о биноме Ньютона , завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, вполне вероятно, его ждало блестящее будущее. Но в его жилах течёт кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не сдерживает, но даже усиливает эту склонность и делает её ещё более опасной. Тёмные слухи поползли о нём в том университетском городке, где он преподавал, и в конце концов он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…

Источник

Напишите отзыв о статье "Профессор Джеймс Мориарти"

Ссылки

  • на IMDb

Отрывок, характеризующий Профессор Джеймс Мориарти

Я решила попробовать «растопить лёд» и как можно ласковее спросила:
– Скажите, могу ли я вам чем-то помочь?
Женщина грустно на меня посмотрела и наконец-то проговорила:
– Разве мне можно помочь? Я убила свою дочь!..
У меня мурашки поползли по коже от такого признания. Но девочку это, видимо, абсолютно не смутило и она спокойно произнесла:
– Это неправда, мама.
– А как же было на самом деле? – осторожно спросила я.
– На нас наехала страшно большая машина, а мама была за рулём. Она думает, что это её вина, что она не могла меня спасти. – Тоном маленького профессора терпеливо объяснила девочка. – И вот теперь мама не хочет жить даже здесь, а я не могу ей доказать, как сильно она мне нужна.
– И что бы ты хотела, чтобы сделала я? – спросила я её.
– Пожалуйста, не могла бы ты попросить моего папу, чтобы он перестал маму во всём обвинять? – вдруг очень грустно спросила девочка. – Я очень здесь с ней счастлива, а когда мы ходим посмотреть на папу, она потом надолго становится такой, как сейчас…
И тут я поняла, что отец видимо очень любил эту малышку и, не имея другой возможности излить куда-то свою боль, во всём случившимся обвинял её мать.
– Хотите ли вы этого также? – мягко спросила у женщины я.
Она лишь грустно кивнула и опять намертво замкнулась в своём скорбном мире, не пуская туда никого, включая и так беспокоившуюся за неё маленькую дочь.
– Папа хороший, он просто не знает, что мы ещё живём. – Тихо сказала девочка. – Пожалуйста, ты скажи ему…
Наверное, нет ничего страшнее на свете, чем чувствовать на себе такую вину, какую чувствовала она... Её звали Кристина. При жизни она была жизнерадостной и очень счастливой женщиной, которой, во время её гибели, было всего лишь двадцать шесть лет. Муж её обожал…
Её маленькую дочурку звали Вэста, и она была первым в этой счастливой семье ребёнком, которого обожали все, а отец просто не чаял в ней души…
Самого же главу семьи звали Артур, и он был таким же весёлым, жизнерадостным человеком, каким до смерти была его жена. И вот теперь никто и ничто не могло ему помочь найти хоть какой-то покой в его истерзанной болью душе. И он растил в себе ненависть к любимому человеку, своей жене, пытаясь этим оградить своё сердце от полного крушения.
– Пожалуйста, если ты пойдёшь к папе, не пугайся его… Он иногда бывает странным, но это когда он «не настоящий». – Прошептала девочка. И чувствовалось, что ей неприятно было об этом говорить.
Я не хотела спрашивать и этим ещё больше её огорчать, поэтому решила, что разберусь сама.
Я спросила у Вэсты, кто из них хочет мне показать, где они жили до своей гибели, и живёт ли там всё ещё её отец? Место, которое они назвали, меня чуть огорчило, так как это было довольно-таки далеко от моего дома, и чтобы добраться туда, требовалось немало времени. Поэтому так сразу я не могла ничего придумать и спросила моих новых знакомых, смогут ли они появиться вновь хотя бы через несколько дней? И получив утвердительный ответ, «железно» им пообещала, что обязательно встречусь за это время с их мужем и отцом.
Вэста лукаво на меня глянула и сказала:
– Если папа не захочет тебя сразу выслушать, ты скажи ему, что его «лисёнок» очень по нему скучает. Так папа называл меня только, когда мы были с ним одни, и кроме него этого не знает больше никто...
Её лукавое личико вдруг стало очень печальным, видимо вспомнив что-то очень ей дорогое, и она вправду стала чем-то похожа на маленького лисёнка…
– Хорошо, если он мне не поверит – я ему это скажу. – Пообещала я.
Фигуры, мягко мерцая, исчезли. А я всё сидела на своём стуле, напряжённо пытаясь сообразить, как же мне выиграть у моих домашних хотя бы два-три свободных часа, чтобы иметь возможность сдержать данное слово и посетить разочарованного жизнью отца...
В то время «два-три часа» вне дома было для меня довольно-таки длинным промежутком времени, за который мне стопроцентно пришлось бы отчитываться перед бабушкой или мамой. А, так как врать у меня никогда не получалось, то надо было срочно придумать какой-то реальный повод для ухода из дома на такое длительное время.
Подвести моих новых гостей я никоим образом не могла...
На следующий день была пятница, и моя бабушка, как обычно собиралась на рынок, что она делала почти каждую неделю, хотя, если честно, большой надобности в этом не было, так как очень многие фрукты и овощи росли в нашем саду, а остальными продуктами обычно были битком набиты все ближайшие продовольственные магазины. Поэтому, такой еженедельный «поход» на рынок наверняка был просто-напросто символичным – бабушка иногда любила просто «проветриться», встречаясь со своими друзьями и знакомыми, а также принести всем нам с рынка что-то «особенно вкусненькое» на выходные дни.
Я долго крутилась вокруг неё, ничего не в силах придумать, как бабушка вдруг спокойно спросила:
– Ну и что тебе не сидится, или приспичило что?..
– Мне уйти надо! – обрадовавшись неожиданной помощи, выпалила я. – Надолго.
– Для других или для себя? – прищурившись спросила бабушка.
– Для других, и мне очень надо, я слово дала!
Бабушка, как всегда, изучающе на меня посмотрела (мало кто любил этот её взгляд – казалось, что она заглядывает прямо тебе в душу) и наконец сказала:
– К обеду чтобы была дома, не позже. Этого достаточно?
Я только кивнула, чуть не подпрыгивая от радости. Не думала, что всё обойдётся так легко. Бабушка часто меня по-настоящему удивляла – казалось, она всегда знала, когда дело было серьёзно, а когда был просто каприз, и обычно, по-возможности, всегда мне помогала. Я была очень ей благодарна за её веру в меня и мои странноватые поступки. Иногда я даже была почти что уверена, что она точно знала, что я делала и куда шла… Хотя, может и вправду знала, только я никогда её об этом не спрашивала?.. 24 июня 2017, 18:56

Каждой сказке нужен старый добрый злодей.

Сэр А. Конан Дойл изобразил в профессоре Мориарти идеального злодея. Он умен, талантлив и невероятно жесток. Как ни странно, лично Мориарти появляется на страницах оригинальных рассказов о Холмсе лишь однажды, в остальных рассказах лишь изредка можно слышать упоминания о «Наполеоне преступного мира». Злодей был описан столь ярко, что впоследствии практически все авторы, решавшие написать продолжение приключений Шерлока Холмса, обращались к этому персонажу.

Непримиримые соперники: Шерлок Холмс и профессор Мориарти. Иллюстрация Сидни Пэджета

«Он происходит из хорошей семьи, получил блестящее образование и от природы наделен феноменальными математическими способностями. Когда ему исполнился двадцать один год, он написал трактат о биноме Ньютона, завоевавший ему европейскую известность. После этого он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов, и, по всей вероятности, его ожидала блестящая будущность. Но в его жилах течет кровь преступника. У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не умеряет, но даже усиливает эту склонность и делает ее еще более опасной. Темные слухи поползли о нем в том университетском городке, где он преподавал, и, в конце концов, он был вынужден оставить кафедру и перебраться в Лондон, где стал готовить молодых людей к экзамену на офицерский чин…»

А. Конан Дойл «Последнее дело Холмса»

«Этот человек удивительно похож на пресвитерианского проповедника, у него такое худое лицо, и седая шевелюра, и высокопарная речь. Прощаясь, он положил мне руку на плечо – прямо отец родной, благословляющий сына на встречу с жестоким, холодным миром. Самый блестящий ум Европы, возглавляющий к тому же все силы ада»

А. Конан Дойл «Долина ужаса»

«Проблема с дойлевским Мориарти состояла в том, что этот персонаж был слишком успешен. Практически любой суперзлодей, который появлялся после него, даже говорил почти так же, как он. Они элегантны, внешне вежливы, обходительны, любезны. Если бы мы повторили все это еще раз, то это выглядело бы как клише. Поэтому мы с Марком решили создать по‑настоящему безумного, вселяющего ужас, непредсказуемого Мориарти‑психа…»

Стивен Моффат

«Дойл был первым, он создал суперзлодея. У всех великих героев был свой Мориарти. И нужно очень постараться, чтобы негодяй получился достойным такого сильного положительного героя, или вы получите бледную копию архизлодея. В общем, смысл в том, чтобы рассказывать истории по‑другому»

Марк Гэтисс

«Плохие люди не знают о том, что они плохи. Они считают, что они правы!» (Марк Гэтисс)

Джим Мориарти получился настоящим, стопроцентным сумасшедшим, интеллект которого если не превышает, то, по крайней мере, ни в чем не уступает Шерлоку Холмсу. Впервые зритель его видит только в третьей серии первого сезона. Человек, который спонсирует серийные убийства от рук таксиста, руководит силами китайской мафии, делает из людей живые бомбы… Непобедимый и наводящий ужас на все сущее Мориарти оказывается бойфрендом сотрудницы больницы Молли Хупер. Шерлок поначалу принимает Джима за гомосексуалиста.

«Когда мы снимали пилот, мы все просто влюбились в Молли Хупер и ее безнадежную любовь к Шерлоку. И у меня появилась идея, что мы должны дать ей приз – бойфренда, которого Шерлок сразу отдедуцирует как гея! Это была шутка‑экспромт, но именно она в конечном итоге привела к тому, что мы впервые встречаем Мориарти в таком виде, как человека, которого в буквальном смысле слова вы заподозрите в последнюю очередь»

Марк Гэтисс

Джим:

– Не кончишь соваться – я тебя сожгу. Я тебе сердце выжгу.

Шерлок:

– Из проверенных источников известно, что у меня его нет.

Джим:

– Но мы оба знаем, что это не совсем так

Если честно, то поначалу никто не делал ставку на Мориарти. Моффат и Гэтисс просто хотели создать неклассического Мориарти. Он должен был быть моложе, чем все актеры, игравшие Мориарти до него, должен был быть странным, напоминающим неудачника сумасшедшим. Все. Никто не планировал делать Мориарти одним из главных персонажей сериала, но появление Эндрю Скотта изменило все.

«Проблема в том, что нам необходимо было выбрать актера на роль Мориарти исходя из образа гея Джима, но зная, что он будет нашим Мориарти. Я написал самую идиотскую, самую глупую сцену из когда‑либо кем‑то написанных, – противостояние между Шерлоком и Мориарти, исключительно для прослушивания. В ней было полно самых безумных диалогов. “Я тебе сердце выжгу!” и тому подобная чушь, только чтобы проверить, сможет ли кто‑нибудь произнести всю эту ерунду. И тут появился Эндрю, сыграл эту сцену, и он был великолепен. Я сказал Марку: “Ну что ж, мы не только берем его на роль, но нам теперь придется переписать эту сцену”. Итак, мы изменили всю концовку серии, чтобы добавить противостояние в бассейне – оно никогда не имело особого смысла, будем честны. Зачем? Зачем он это сделал? Почему сейчас? Что он вообще вытворяет? Но вы не возмущаетесь, потому что Эндрю Скотт появляется впервые, и он просто невероятен. Если вы хотите немного развлечься, посмотрите эту финальную сцену, а затем самое начало “Скандала в Белгравии”. Эти несколько минут – самая дурацкая последовательность событий, которую вы когда‑либо наблюдали в жизни. Если вы покажете кому‑нибудь две эти сцены подряд и скажете: “Вот это отличный сериал, у вас спросят: “Что? Что это за чушь? Что вы все употребляете?”»

Стивен Моффат

На пробах Эндрю неожиданно стал манипулировать с высотой голоса, делая его то пугающе высоким, то вновь снижая его до нормального состояния. Эта фишка настолько понравилась Гэтиссу, что он попросил Эндрю все свои реплики произносить именно так. Впоследствии Моффат решил добавить Мориарти ирландский акцент, ведь изначально «Мориарти» – фамилия ирландского происхождения. Впоследствии именно за ирландский акцент фанаты сериала невзлюбили Мориарти.

«С самого начала я сказал Эндрю сохранить его милый ирландский акцент для Мориарти, в конце концов, это ирландское имя, мне казалось, это будет симпатично. И, в качестве кивка в сторону оригинала, я попросил его добавить покачивание головой, отличительную черту, которую описал Конан Дойл. Получился в буквальном смысле кивок»

Стивен Моффат

«Конфиденциальности больше не существует. Она принадлежит мне». (Джим Мориарти)

С появлением Эндрю Скотта на съемочной площадке стало понятно, что Мориарти куда более сложный образ, нежели о нем думали вначале. Человек, который способен сделать все, что угодно, но который не в состоянии договориться с собственной головой. Ему скучно, и только разум Шерлока Холмса приводит его в детский восторг. Марк Гэтисс, создавая образ Джима Мориарти, вспомнил недавно прочитанную биографию Исаака Ньютона и постарался в герое Эндрю Скотта передать всю сложность великого ученого.

«Стоит сказать, что было несколько вещей, оказавших серьезное влияние на создание Мориарти. Одной из них (в равной степени она относится и к Шерлоку) стала история об Исааке Ньютоне. Он был настолько умен и настолько переполнен идеями, что каждое утро, проснувшись, он должен был сидеть некоторое время в изножье собственной кровати, держа голову в ладонях, чтобы “отладить” собственный мозг. Я решил, что это очень захватывающая идея, и мы хотели сделать с Мориарти что‑то подобное. Вторым моментом стали мои воспоминания о том, как в детстве я смотрел интервью с Питером Селлерсом, и он сказал вещь одновременно замечательную и пугающую. Он был таким хамелеоном, таким вместилищем других персонажей и их черт, что он сказал журналисту: “Мне кажется, это мой голос”. Как будто он был потерявшейся душой, которая не знает, кем она является на самом деле. И именно такого пустого человека, наполненного тьмой и ужасом, Эндрю смог воплотить, как никто другой»

Марк Гэтисс


Марк Гэтисс и Стивен Моффат при создании характера Мориарти опирались на образ Исаака Ньютона. «Он был настолько умен и настолько переполнен идеями, что каждое утро, проснувшись, он должен был сидеть некоторое время в изножье собственной кровати, держа голову в ладонях, чтобы “отладить” собственный мозг». (Марк Гэтисс)

На съемочной площадке Эндрю Скотт был полностью погружен в свою роль. Он дико переживал за судьбу Мориарти и практически ни с кем не общался. Спустя пару дней работы к нему подошел Мартин Фримен начал расспрашивать его о роли. Эндрю это так удивило, что он поначалу даже не нашел, что сказать, но уже через минуту взахлеб рассказывал о том, каким он видит своего героя. Впоследствии Мартин Фримен и Эндрю Скотт стали настоящими друзьями.

«Он противостоит щеголеватому Шерлоку, и раз уж он тщеславен, он вряд ли бы смог бы оставить этот момент без внимания. То, что Мориарти не беспокоится о том, чтобы выглядеть ужасающе, в конечном итоге ужасает больше всего. Он начинает игру против Шерлока Холмса и кажется, что ему скучно беспокоиться о ее исходе, он отпускает шуточки ему в лицо – вот что выбивает из колеи. Ему все равно. Я повторяюсь. Он играет, потому что ему скучно – жестокий ребенок без тормозов. Псих, впавший в эйфорию от съеденного сладкого»

Стивен Моффат


«Плохие люди не знают о том, что они плохи. Они считают, что они правы! И он просто веселится. Радуется всему, что может отвлечь его от муторной монотонности бытия. Если ты настолько дьявольски умен, что тебе остается? Эндрю наполнил своего героя жутким ощущением опустошенности и тоски. Будто этот мир слишком мал, слишком обычен, слишком скучен для него. И он ищет что‑нибудь, чтобы развлечься. Шерлок – единственный, кто близок ему по уровню гениальности, и поэтому он может хотя бы ненадолго порадоваться игре с ним»

Марк Гэтисс

«Все дело в уверенности в своей силе. Мориарти абсолютно уверен в том, что он может провернуть любое дело без малейших усилий. Логика – для тех, кто соблюдает осторожность. Люди, которым вообще чужда осторожность, всегда пугают больше всего. Мориарти – человек, который вынуждает Шерлока стать героем. В нашем сериале, как и в оригинале, Шерлок изначально предстает перед нами холодным, аморальным резонером, захваченным игрой ради самой игры, равнодушным к добру и злу. Необходимо, чтобы появился Мориарти, который доведет его до состояния, в котором он готов пожертвовать собой ради любви своих друзей и того, что он считает правильным»

Стивен Моффат

«Звучит как клише: “они две стороны одной медали”, но это истинная правда. Шерлок выбирает другую сторону в игре, потому что хорошим быть сложнее! Хотя в конечном итоге Шерлок осознает, что он отличается от Мориарти. Он беспокоится о людях, несмотря на то, что никогда не хотел бы быть таким, как большинство из нас»

Марк Гэтисс

Эндрю Скотт о Мориарти

Я нужен тебе, без меня ты ничто. Мы одинаковые – ты и я. Только ты скучный. Ты на стороне ангелов.

Поскольку Мориарти очень умен и дурашлив, я должен был полагаться на то дурашливое, что есть во мне. У меня было множество идей, я сотни раз перечитывал сценарий, а потом просто стал ждать и смотреть, что произойдет, что будет делать Бенедикт. Я должен был быть немного непредсказуемым, я пробовал разные приемы, которые иногда работали, а иногда приводили в замешательство. Так что иногда у нас были поводы посмеяться вместе.

«Шерлок и Мориарти во многом похожи. У них одинаковый стиль мышления. Они нуждаются друг в друге». (Эндрю Скотт)

Шерлок и Мориарти во многом похожи. У них одинаковый стиль мышления. Они нуждаются друг в друге. Мориарти и Шерлок просто пошли по разным дорогам. Один нашел себе верного друга, а у Мориарти нет ни одного человека, который бы о нем позаботился. В любви между Шерлоком и Мориарти… Присутствует нечто большее, чем ненависть. Это уважение.

Из книги Елизаветы Бута

"Шерлок. На шаг впереди зрителей"