Имена существительные во множественном числе родительного падежа. Нулевое окончание родительного падежа множественного числа
Трудные формы множественного числа имен существительных
К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)
1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?
Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!
Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание -и или -ы . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:
В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .
Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:
Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .
Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .
Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .
Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).
Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.
Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .
Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.
Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.
2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?
Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:
Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .
Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .
Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .
Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .
Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.
См.: "Русская грамматика", М., 1980.
1. Список слов с нормативным окончание -Ы (-И) в именительном падеже множественного числа:
Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. |
бухгалтер | бухгалтеры |
возраст | возрасты |
выговор | выговоры |
грифель | грифели |
диспетчер | диспетчеры |
договор | договоры |
драйвер | драйверы |
инженер | инженеры |
инструктор | инструкторы |
инспектор | инспекторы |
компрессор | компрессоры |
конструктор | конструкторы |
контейнер | контейнеры |
корректор | корректоры |
лекарь | лекари |
месяц | месяцы |
плеер | плееры |
полис | полисы |
порт | порты |
почерк | почерки |
прожектор | прожекторы |
пудель | пудели |
редактор | редакторы |
ректор | ректоры |
свитер | свитеры |
склад | склады |
слесарь | слесари |
слог | слоги |
снайпер | снайперы |
столяр | столяры |
табель | табели |
токарь | токари |
торт | торты |
трактор | тракторы |
тренер | тренеры |
флигель | флигели |
фронт | фронты |
шофёр | шофёры |
2. Список слов с нормативным окончание -А (-Я) в именительном падеже множественного числа
Им. п. ед. ч. | Им. п. мн. ч. |
адрес | адреса |
вексель | векселя |
ворох | вороха |
директор | директора |
доктор | доктора |
катер | катера |
китель | кителя |
колокол | колокола |
кузов | кузова |
купол | купола |
кучер | кучера |
окорок | окорока |
округ | округа |
ордер | ордера |
паспорт | паспорта |
повар | повара |
погреб | погреба |
профессор | профессора |
пояс | пояса |
сорт | сорта |
стог | стога |
сторож | сторожа |
тенор | тенора |
терем | терема |
тополь | тополя |
фельдшер | фельдшера |
флюгер | флюгера |
хутор | хутора |
штабель | штабеля |
штемпель | штемпеля |
якорь | якоря |
Примечание:
1) Необходимо запомнить следующие формы:
КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА (здания)
ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические)
МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях)
ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ (у пилы)
ПРОПУСКИ (пробелы) - ПРОПУСКА (документы)
ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА (награды)
ОБРАЗЫ (художественные) - ОБРАЗА (иконы)
ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета)
ХЛЕБЫ (пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки)
ДНО - ДОНЬЯ
КУРИЦА - КУРЫ
ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ
РЕБЕНОК - ДЕТИ
ПОЛЕНО - ПОЛЕНЬЯ
СУДНО - СУДА
Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.
Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:
Знает наша детвора:
В вузе есть профессор А!
Провели переговоры -
Заключили договоры.
2, Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
АБРИКОСЫ | АБРИКОСОВ |
АНАНАСЫ | АНАНАСОВ |
АПЕЛЬСИНЫ | АПЕЛЬСИНОВ |
БАКЛАЖАНЫ | БАКЛАЖАНОВ |
БАНАНЫ | БАНАНОВ |
ГРАНАТЫ | ГРАНАТОВ |
ЛИМОНЫ | ЛИМОНОВ |
МАНДАРИНЫ | МАНДАРИНОВ |
ПАТИССОНЫ | ПАТИССОНОВ |
ПОМИДОРЫ | ПОМИДОРОВ |
ТОМАТЫ | ТОМАТОВ |
2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
БАХИЛЫ (обувь) | БАХИЛ |
БОТИНКИ | БОТИНОК |
БУТСЫ | БУТС |
БРЮКИ | БРЮК |
ВАЛЕНКИ | ВАЛЕНОК |
ГЕТРЫ | ГЕТР |
КАЛЬСОНЫ | КАЛЬСОН |
КАСТАНЬЕТЫ | КАСТАНЬЕТ |
КРОССОВКИ | КРОССОВОК |
МОКАСИНЫ | МОКАСИН |
ПАНТАЛОНЫ | ПАНТАЛОН |
ПОГОНЫ | ПОГОН |
САПОГИ | САПОГ |
ТАПКИ | ТАПОК |
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ |
ЧУЛКИ | ЧУЛОК |
ШАРОВАРЫ | ШАРОВАР |
ШОРТЫ | ШОРТ |
ЭПОЛЕТЫ | ЭПОЛЕТ |
Примечание:
Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём - приём облегчённого запоминания:
НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;
ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.
Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК.
Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:
Я оставил ей в залог
Пару модненьких чулок
И уехал сразу в Псков
С ящиком цветных носкОВ .
3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа | Родительный падеж множественного числа |
АРМЯНЕ | АРМЯН |
БАШКИРЫ | БАШКИР |
БОЛГАРЫ | БОЛГАР |
БУРЯТЫ | БУРЯТ |
ГРУЗИНЫ | ГРУЗИН |
ЛЕЗГИНЫ | ЛЕЗГИН |
ОСЕТИНЫ | ОСЕТИН |
РУМЫНЫ | РУМЫН |
ТАТАРЫ | ТАТАР |
ТУРКИ | ТУРОК |
ТУРКМЕНЫ | ТУРКМЕН |
ЦЫГАНЕ | ЦЫГАН |
4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) | Родительный падеж множественного числа (-ИЙ) |
БЕГУНЬЯ | БЕГУНИЙ |
ГНЕЗДОВЬЕ | ГНЕЗДОВИЙ |
ЗАПЯСТЬЕ | ЗАПЯСТИЙ |
КУШАНЬЕ | КУШАНИЙ |
НАДГРОБЬЕ | НАДГРОБИЙ |
ОЖЕРЕЛЬЕ | ОЖЕРЕЛИЙ |
ОЛАДЬЯ | ОЛАДИЙ |
ОТРОДЬЕ | ОТРОДИЙ |
ПЕЧЕНЬЕ | ПЕЧЕНИЙ |
ПЛЯСУНЬЯ | ПЛЯСУНИЙ |
ПОБЕРЕЖЬЕ | ПОБЕРЕЖИЙ |
ПОВЕРЬЕ | ПОВЕРИЙ |
ПОДЗЕМЕЛЬЕ | ПОДЗЕМЕЛИЙ |
СИДЕНЬЕ | СИДЕНИЙ |
СОЛЕНЬЕ | СОЛЕНИЙ |
УВЕЧЬЕ | УВЕЧИЙ |
УЩЕЛЬЕ | УЩЕЛИЙ |
7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
БАРЖИ | БАРЖ |
БАСНЯ | БАСЕН |
БАШНЯ | БАШЕН |
БРЫЗГИ | БРЫЗГ |
ВАФЛЯ | ВАФЕЛЬ |
ДЕЛО | много ДЕЛ |
КОПНА | КОПЁН или КОПН |
КОЧЕРГА | КОЧЕРЁГ |
КУХНЯ | КУХОНЬ |
МАКАРОНЫ | МАКАРОН |
МАНЖЕТА | МАНЖЕТ |
НЯНЯ | НЯНЬ |
ПЕТЛЯ | ПЕТЕЛЬ |
САБЛЯ | САБЕЛЬ |
СЕРЬГА | СЕРЁГ |
СПЛЕТНЯ | СПЛЕТЕН |
ТУФЛИ | ТУФЕЛЬ |
ЦАПЛЯ | ЦАПЕЛЬ |
ШПРОТЫ | ШПРОТ |
ЯБЛОНЯ | ЯБЛОНЬ |
11. Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ:
БРОНХИ | БРОНХОВ |
ГЕОРГИНЫ | ГЕОРГИНОВ |
ДЕБАТЫ | ДЕБАТОВ |
ЗАМОРОЗКИ | ЗАМОРОЗКОВ |
КОНСЕРВЫ | КОНСЕРВОВ |
НЕРВЫ | НЕРВОВ |
Примечание:
Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных.
« Правописание
окончаний имен существительных
в форме родительного падежа
множественного числа»
Конспект урока
составила Чужинова С.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 им. А.К.Просоедова
Г. Георгиевска
Тема урока
«Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа
»
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
2.Этап актуализации знаний учащихся.(4 мин.)
Мозговая атака . Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Новому году, пойдем в магазин, на рынок, купим все необходимое. Согласны? Но вот вопрос: как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? (ответы учащихся)
А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?
3.Этап формулирования целей и темы урока. (2 мин.)
Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,
мотивировать учащихся к продуктивной деятельности
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, называют цели и задачи.
Учащиеся формулируют тему урока: « Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа » .
Учитель корректирует (если есть необходимость) формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. (На доске ведётся соответствующая запись)
Запишите тему урока в тетради.
Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.
4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.)
Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.
Знакомит учащихся с морфологическими нормами, используя презентацию, организует беседу.
Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами (распечатанную таблицу получает каждый учащийся)
Следует запомнить:
Задач, статейНо: вишен , басен, черешен, яблонь
2 скл
Ср.р., м.р.
нулевое,
ей, -ев,-ов
Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан
НО: блюдец, полотенец,
3 скл
Ей
Степей, скАтертей
НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий
Абрикосы- абрикосовАнанасы – ананасов
Апельсины – апельсинов
Баклажаны –баклажанов
Бананы-бананов
Георгины-георгинов
Гранаты-гранатов
Мандарины-мандаринов
Помидоры-помидоров
Томаты-томатов
Яблоки – яблок
Единицы измерения
Граммы – граммовКилограммы – килограммов
Километры – километров
Байты – байтов
Гектары – гектаров
Ватты – ватт
Амперы – ампер
Рентгены – рентген
Парные предметы
Джинсы – джинсовГольфы – гольфов
Клипсы – клипсов
Носки - носков
Ботинки – ботинок
Валенки – валенок
Сапоги – сапог
Чулки – чулок
Названия предметов и явлений
Браслеты – браслетовБрелоки – брелоков
Рельсы – рельсов
Торты-тортов
Джинсы – джинсов
Чипсы - чипсов
Места - мест
Окна – ок О н
Стекла – стёкол
Макароны – макарон
Сардины – сардин
Шпроты – шпрот
Шорты – шорт
Зразы – зраз
Лосины – лосин
Названия национальностей
Казахи – казаховКалмыки – калмыков
Киргизы – киргизов
Монголы – монголов
Узбеки – узбеков
Якуты – якутов
Тунгусы - тунгусов
Армяне – армян
Грузины – грузин
Лезгины – лезгин
Осетины – осетин
Татары – татар
Цыгане – цыган
Турки – турок
Буряты - бурят
Закрепление: Восстановите строки из стихотворения Б.Успенского
1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог
Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)
2) Через сотни (километры),
Не страшась (метели), (ветры),
Мчатся с юга к нам вагоны.
В них везут ребятам тонны
(Апельсины), (мандарины),
(Помидоры) и (лимоны).
Учащиеся самостоятельно записывают строки, используя таблицу. Записи в тетради.
5.Физминутка .(2 мин.) Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.
6 . Этап закрепления изученного материала .(15 мин.)
Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в группах.
Работа в группах:
1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине» (4 чел.)
2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику» (4 чел.)
3 группа: Ситуация « В магазине одежды» (4 чел.)
4 группа: Ситуация « В обувном магазине» (4 чел.)
5 группа: Ситуация « На кухне» (4 чел.)
6 группа: Ситуация « Подготовка к встрече гостей» (4 чел.)
Учитель объясняет задание: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова. Не забудьте про орфографические и пунктуационные нормы, а также про этические, то есть, обращаясь к собеседнику, следует употреблять слова «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо» и т.д.
ТЕКСТЫ:
1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине»
Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)
Здравствуйте! Упакуйте мне, пожалуйста, 2 связки бананов, 5 гранатов, 2 пачки вафель, килограмм пельменей, 1 пачку чипсов и макарон. Спасибо.
2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику»
Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, торты
Примерный текст, составленный учащимися:
К Новому году мы стали готовиться заранее. Купили в магазине несколько скатертей, полотенец, блюдец, ведь гостей может быть много. Еще купили 5 килограммов мандаринов, килограмм черешен и вишен для украшения тортов.
3 группа: Ситуация « В магазине одежды»
Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки
4 группа: Ситуация « В обувном магазине»
Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки
5 группа: Ситуация « На кухне»
Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны
6 группа: Ситуация « На даче»
Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.
Учащиеся зачитывают полученные тексты, учитель дает комментарии.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия . (2 мин.) Цели: организовать подведение итогов урока.
Ребята, понравился вам урок? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Зачем нам необходимо знать морфологические нормы, то есть нормы употребления существительных в родительном падеже множественного числа?
Известный чешский педагог Ян Амос Коменский сказал: « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Вы назовете сегодняшний день и наш урок счастливым или несчастливым?
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки в электронный журнал и дневники учащихся
Д.з. Ситуация « На даче»: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова.
Мужской род
1) Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .
Исключение : носк ов .
2) Названия национальностей подчиняются следующим правилам:
а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.
Исключение: негр ов.
б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .
Исключение: турок, бурят.
3) Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:
а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;
б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .
4) Названия единиц измерений вариативны:
а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;
б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .
Усеченные формы (ампер, грамм
5) Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .
Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.
Женский род
1) Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .
2) Некоторые существительные имеют окончание -ей : свеч ей , грабл ей , простын ей .
Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).
3) Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .
Средний род
1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.
Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )
2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .
3. Существуют также формы на -ев: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .
Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:
нулевого: сумерек ; суток ;
-ов : заморозк ов ;
Ей: будней , яслей , саней .
Имя числительное Количественные числительные Употребляя в речи составные количественные числительные, следует помнить, что 1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет; 2) по падежам изменяются все образующие числительное компоненты. Например:
Числительные 40, 90, 100 Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:
Просклоняем количественное числительное 5348, содержащее слово "сорок":
§2.3. Дробные числа При употреблении числительных, обозначающих дробные числа , существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д. (неправильно: *процентов ). Например:
Числительные полтора и полтораста :
Порядковые числительные Запомним следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа). Например:
В соответствии с этим правилом числительное, обозначающее год, изменяется следующим образом:
Собирательные числительные Как правильно сказать: двое девушек или две девушки? около трех суток или около троих суток? об обоих реках или об обеих реках? Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро можно использовать только в определенных случаях: 1) с существительными, называющими людей и не относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег ); 2) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое ); 3) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток ). Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (*трое девушек,* пятеро школьниц ), а также с названиями неодушевленных предметов (* двое столов, *трое окон ). Склонение собирательных числительных
Склонение числительных оба/обе
|
Глагол
Особенности спряжения некоторых глаголов
От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица (я): дерзить, затмить, победить, убедить, очутиться, чудить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются *я дерзю, *я очучусь и др. Ср. также в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю .
Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт.
Особенности образования повелительного наклонения некоторых глаголов.
Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX в. старославянские формы виждь, внемли стали архаизмами; просторечные варианты *не моги, *ехай, *едь, *ездий остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературной является только форма поезжай (-те).
При практическом применении именительного падежа множественного числа существительных учащиеся нередко сталкиваются с проблемой правильного написания окончаний. В статье приведены основные правила, исключения из них и примеры правописания окончаний в подобном случае.
Особенности именительного падежа множественного числа существительных
В именительном падеже множественного числа существительные не сохраняют различия по склонениям, характерного для существительных в единственном числе, и имеют окончания -ы (-и) , -а (-я) . Существительные И. п. во множественном числе имеют то же синтаксическое значение, что и в единственном числе, и отвечают на вопросы Кто? Что?
Примеры форм именительного падежа множественного числа представлены в таблице:
Правописание окончаний существительных 2 склонения
Правописание окончаний существительных множественного числа именительного падежа 2 склонения зависит от особенностей каждого отдельного слова.
- Окончание -ы (-и)
- Большинство односложных существительных (столы, супы, соки) ;
- Трехсложные и многосложные существительные с ударением посередине слова (библиотекари, договоры, аптекари) ;
- Существительные, у которых в начальной форме ударение падает на второй слог (салаты, береты, арбузы) ;
- Иноязычные существительные с основой на -ер/ёр (чаще французского происхождения) (шоферы, каскадеры) , а также существительные латинского происхождения с основой на –тор/-тер/-сор (конденсаторы, лекторы, компьютеры) .
- Окончание -а (-я)
имеют существительные И. п. множественного числа:
- Существительные среднего рода (окна, зерна, соленья) ;
- Существительные, обозначающие парные понятия (рукава, бока, берега) ;
- Большинство двусложных существительных с ударением на первый слог (города, голоса, катера) ;
- Некоторые односложные существительные (дома, леса, сорта) .
Исключения
Существительные мужского рода 2 склонения с основой на -анин/-янин образуют форму И. п. множественного числа с окончанием -е и усечением суффикса (горожане, киевляне, древляне) .Существительные среднего рода с основой на -ко (кроме облачко, облачко, войско ) имеют в форме И. п. множественного числа окончание -и (яблочки, плечики, очки) .