Имена существительные во множественном числе родительного падежа. Нулевое окончание родительного падежа множественного числа

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

    Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

    Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .

    Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .

    Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).

    Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

    Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

    Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

    Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .

    Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .

    Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: "Русская грамматика", М., 1980.

1. Список слов с нормативным окончание -Ы (-И) в именительном падеже множественного числа:

Им. п. ед. ч. Им. п. мн. ч.
бухгалтер бухгалтеры
возраст возрасты
выговор выговоры
грифель грифели
диспетчер диспетчеры
договор договоры
драйвер драйверы
инженер инженеры
инструктор инструкторы
инспектор инспекторы
компрессор компрессоры
конструктор конструкторы
контейнер контейнеры
корректор корректоры
лекарь лекари
месяц месяцы
плеер плееры
полис полисы
порт порты
почерк почерки
прожектор прожекторы
пудель пудели
редактор редакторы
ректор ректоры
свитер свитеры
склад склады
слесарь слесари
слог слоги
снайпер снайперы
столяр столяры
табель табели
токарь токари
торт торты
трактор тракторы
тренер тренеры
флигель флигели
фронт фронты
шофёр шофёры

2. Список слов с нормативным окончание -А (-Я) в именительном падеже множественного числа

Им. п. ед. ч. Им. п. мн. ч.
адрес адреса
вексель векселя
ворох вороха
директор директора
доктор доктора
катер катера
китель кителя
колокол колокола
кузов кузова
купол купола
кучер кучера
окорок окорока
округ округа
ордер ордера
паспорт паспорта
повар повара
погреб погреба
профессор профессора
пояс пояса
сорт сорта
стог стога
сторож сторожа
тенор тенора
терем терема
тополь тополя
фельдшер фельдшера
флюгер флюгера
хутор хутора
штабель штабеля
штемпель штемпеля
якорь якоря

Примечание:

1) Необходимо запомнить следующие формы:

КОРПУСЫ (туловища) - КОРПУСА (здания)

ЛАГЕРИ (политические группировки) - ЛАГЕРЯ (туристические)

МУЖИ (государственные) - МУЖЬЯ (в семьях)

ЗУБЫ (у человека, животных) - ЗУБЬЯ (у пилы)

ПРОПУСКИ (пробелы) - ПРОПУСКА (документы)

ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) - ОРДЕНА (награды)

ОБРАЗЫ (художественные) - ОБРАЗА (иконы)

ТОНЫ (звуки) - ТОНА (оттенки цвета)

ХЛЕБЫ (пищевые продукты) - ХЛЕБА (злаки)

ДНО - ДОНЬЯ

КУРИЦА - КУРЫ

ЧЕЛОВЕК - ЛЮДИ

РЕБЕНОК - ДЕТИ

ПОЛЕНО - ПОЛЕНЬЯ

СУДНО - СУДА

Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.

Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:

Знает наша детвора:

В вузе есть профессор А!

Провели переговоры -

Заключили договоры.

2, Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:

АБРИКОСЫ АБРИКОСОВ
АНАНАСЫ АНАНАСОВ
АПЕЛЬСИНЫ АПЕЛЬСИНОВ
БАКЛАЖАНЫ БАКЛАЖАНОВ
БАНАНЫ БАНАНОВ
ГРАНАТЫ ГРАНАТОВ
ЛИМОНЫ ЛИМОНОВ
МАНДАРИНЫ МАНДАРИНОВ
ПАТИССОНЫ ПАТИССОНОВ
ПОМИДОРЫ ПОМИДОРОВ
ТОМАТЫ ТОМАТОВ

2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
БАХИЛЫ (обувь) БАХИЛ
БОТИНКИ БОТИНОК
БУТСЫ БУТС
БРЮКИ БРЮК
ВАЛЕНКИ ВАЛЕНОК
ГЕТРЫ ГЕТР
КАЛЬСОНЫ КАЛЬСОН
КАСТАНЬЕТЫ КАСТАНЬЕТ
КРОССОВКИ КРОССОВОК
МОКАСИНЫ МОКАСИН
ПАНТАЛОНЫ ПАНТАЛОН
ПОГОНЫ ПОГОН
САПОГИ САПОГ
ТАПКИ ТАПОК
ТУФЛИ ТУФЕЛЬ
ЧУЛКИ ЧУЛОК
ШАРОВАРЫ ШАРОВАР
ШОРТЫ ШОРТ
ЭПОЛЕТЫ ЭПОЛЕТ

Примечание:

Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём - приём облегчённого запоминания:

НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;

ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.

Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ - пара ЧУЛОК.

Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:

Я оставил ей в залог

Пару модненьких чулок

И уехал сразу в Псков

С ящиком цветных носкОВ .

3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа
АРМЯНЕ АРМЯН
БАШКИРЫ БАШКИР
БОЛГАРЫ БОЛГАР
БУРЯТЫ БУРЯТ
ГРУЗИНЫ ГРУЗИН
ЛЕЗГИНЫ ЛЕЗГИН
ОСЕТИНЫ ОСЕТИН
РУМЫНЫ РУМЫН
ТАТАРЫ ТАТАР
ТУРКИ ТУРОК
ТУРКМЕНЫ ТУРКМЕН
ЦЫГАНЕ ЦЫГАН

4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:

5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:

6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИИ:

Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) Родительный падеж множественного числа (-ИЙ)
БЕГУНЬЯ БЕГУНИЙ
ГНЕЗДОВЬЕ ГНЕЗДОВИЙ
ЗАПЯСТЬЕ ЗАПЯСТИЙ
КУШАНЬЕ КУШАНИЙ
НАДГРОБЬЕ НАДГРОБИЙ
ОЖЕРЕЛЬЕ ОЖЕРЕЛИЙ
ОЛАДЬЯ ОЛАДИЙ
ОТРОДЬЕ ОТРОДИЙ
ПЕЧЕНЬЕ ПЕЧЕНИЙ
ПЛЯСУНЬЯ ПЛЯСУНИЙ
ПОБЕРЕЖЬЕ ПОБЕРЕЖИЙ
ПОВЕРЬЕ ПОВЕРИЙ
ПОДЗЕМЕЛЬЕ ПОДЗЕМЕЛИЙ
СИДЕНЬЕ СИДЕНИЙ
СОЛЕНЬЕ СОЛЕНИЙ
УВЕЧЬЕ УВЕЧИЙ
УЩЕЛЬЕ УЩЕЛИЙ

7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

9. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:

10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:

БАРЖИ БАРЖ
БАСНЯ БАСЕН
БАШНЯ БАШЕН
БРЫЗГИ БРЫЗГ
ВАФЛЯ ВАФЕЛЬ
ДЕЛО много ДЕЛ
КОПНА КОПЁН или КОПН
КОЧЕРГА КОЧЕРЁГ
КУХНЯ КУХОНЬ
МАКАРОНЫ МАКАРОН
МАНЖЕТА МАНЖЕТ
НЯНЯ НЯНЬ
ПЕТЛЯ ПЕТЕЛЬ
САБЛЯ САБЕЛЬ
СЕРЬГА СЕРЁГ
СПЛЕТНЯ СПЛЕТЕН
ТУФЛИ ТУФЕЛЬ
ЦАПЛЯ ЦАПЕЛЬ
ШПРОТЫ ШПРОТ
ЯБЛОНЯ ЯБЛОНЬ

11. Следующие имена существительные имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ:

БРОНХИ БРОНХОВ
ГЕОРГИНЫ ГЕОРГИНОВ
ДЕБАТЫ ДЕБАТОВ
ЗАМОРОЗКИ ЗАМОРОЗКОВ
КОНСЕРВЫ КОНСЕРВОВ
НЕРВЫ НЕРВОВ

Примечание:

Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных.

« Правописание

окончаний имен существительных

в форме родительного падежа

множественного числа»

Конспект урока

составила Чужинова С.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 им. А.К.Просоедова

Г. Георгиевска

Ставропольского края

Тема урока
«Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа »

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

2.Этап актуализации знаний учащихся.(4 мин.)

Мозговая атака . Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Новому году, пойдем в магазин, на рынок, купим все необходимое. Согласны? Но вот вопрос: как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? (ответы учащихся)

А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?

3.Этап формулирования целей и темы урока. (2 мин.)

Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока,

мотивировать учащихся к продуктивной деятельности

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, называют цели и задачи.

Учащиеся формулируют тему урока: « Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа » .

Учитель корректирует (если есть необходимость) формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. (На доске ведётся соответствующая запись)

Запишите тему урока в тетради.

Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.

4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.)

Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.

Знакомит учащихся с морфологическими нормами, используя презентацию, организует беседу.

Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами (распечатанную таблицу получает каждый учащийся)

Следует запомнить:

Задач, статей

Но: вишен , басен, черешен, яблонь

2 скл

Ср.р., м.р.

нулевое,

ей, -ев,-ов

Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан

НО: блюдец, полотенец,

3 скл

Ей

Степей, скАтертей

НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий

Растительный мир

Абрикосы- абрикосов

Ананасы – ананасов

Апельсины – апельсинов

Баклажаны –баклажанов

Бананы-бананов

Георгины-георгинов

Гранаты-гранатов

Мандарины-мандаринов

Помидоры-помидоров

Томаты-томатов

Яблоки – яблок

Единицы измерения

Граммы – граммов

Килограммы – килограммов

Километры – километров

Байты – байтов

Гектары – гектаров

Вольты- вольт

Ватты – ватт

Амперы – ампер

Рентгены – рентген

Парные предметы

Джинсы – джинсов

Гольфы – гольфов

Клипсы – клипсов

Носки - носков

Ботинки – ботинок

Валенки – валенок

Сапоги – сапог

Чулки – чулок

Названия предметов и явлений

Браслеты – браслетов

Брелоки – брелоков

Рельсы – рельсов

Торты-тортов

Джинсы – джинсов

Чипсы - чипсов

Места - мест

Окна – ок О н

Стекла – стёкол

Макароны – макарон

Сардины – сардин

Шпроты – шпрот

Шорты – шорт

Зразы – зраз

Лосины – лосин

Названия национальностей

Казахи – казахов

Калмыки – калмыков

Киргизы – киргизов

Монголы – монголов

Узбеки – узбеков

Якуты – якутов

Тунгусы - тунгусов

Армяне – армян

Грузины – грузин

Лезгины – лезгин

Осетины – осетин

Татары – татар

Цыгане – цыган

Турки – турок

Буряты - бурят

Закрепление: Восстановите строки из стихотворения Б.Успенского

1)В детской сказке Колобок по траве катиться мог

Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)

2) Через сотни (километры),

Не страшась (метели), (ветры),

Мчатся с юга к нам вагоны.

В них везут ребятам тонны

(Апельсины), (мандарины),

(Помидоры) и (лимоны).

Учащиеся самостоятельно записывают строки, используя таблицу. Записи в тетради.

5.Физминутка .(2 мин.) Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.

6 . Этап закрепления изученного материала .(15 мин.)

Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в группах.

Работа в группах:

1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине» (4 чел.)

2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику» (4 чел.)

3 группа: Ситуация « В магазине одежды» (4 чел.)

4 группа: Ситуация « В обувном магазине» (4 чел.)

5 группа: Ситуация « На кухне» (4 чел.)

6 группа: Ситуация « Подготовка к встрече гостей» (4 чел.)

Учитель объясняет задание: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова. Не забудьте про орфографические и пунктуационные нормы, а также про этические, то есть, обращаясь к собеседнику, следует употреблять слова «пожалуйста», «будьте добры», «спасибо» и т.д.

ТЕКСТЫ:

1 группа: Ситуация « В продуктовом магазине»

Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)

Здравствуйте! Упакуйте мне, пожалуйста, 2 связки бананов, 5 гранатов, 2 пачки вафель, килограмм пельменей, 1 пачку чипсов и макарон. Спасибо.

2 группа: Ситуация « Подготовка к празднику»

Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, торты

Примерный текст, составленный учащимися:

К Новому году мы стали готовиться заранее. Купили в магазине несколько скатертей, полотенец, блюдец, ведь гостей может быть много. Еще купили 5 килограммов мандаринов, килограмм черешен и вишен для украшения тортов.


3 группа: Ситуация « В магазине одежды»

Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки

4 группа: Ситуация « В обувном магазине»

Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки

5 группа: Ситуация « На кухне»

Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны

6 группа: Ситуация « На даче»

Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.

Учащиеся зачитывают полученные тексты, учитель дает комментарии.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия . (2 мин.) Цели: организовать подведение итогов урока.

Ребята, понравился вам урок? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Зачем нам необходимо знать морфологические нормы, то есть нормы употребления существительных в родительном падеже множественного числа?

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский сказал: « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Вы назовете сегодняшний день и наш урок счастливым или несчастливым?

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки в электронный журнал и дневники учащихся

Д.з. Ситуация « На даче»: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова.

Мужской род

1) Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение : носк ов .

2) Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негр ов.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .

Исключение: турок, бурят.

3) Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .

4) Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .

Усеченные формы (ампер, грамм

5) Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .

Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.

Женский род

1) Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2) Некоторые существительные имеют окончание -ей : свеч ей , грабл ей , простын ей .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3) Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )

2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .

3. Существуют также формы на -ев: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .

Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:

нулевого: сумерек ; суток ;

-ов : заморозк ов ;

Ей: будней , яслей , саней .

Имя числительное

Количественные числительные

Употребляя в речи составные количественные числительные, следует помнить, что 1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет; 2) по падежам изменяются все образующие числительное компоненты. Например:

50, 60, 70, 80

200, 300, 400

500, 600, 700, 800, 900

пят ь десят книг

тр и ст а рублей

шест ь сот человек

пят и десят и книг

тр ех сот рублей

шест и сот человек

пят и десят и книгам

тр ем ст ам рублям

шест и ст ам человекам

пят ь десят книг

тр и ст а рублей

шест ь сот человек

пят ью десят ью книгами

тре мя ст ами рублями

шест ью ст ами человеками

Предл.

о пят и десят и книгах

о тр ех ст ах рублях

о шест и ст ах человеках

Числительные 40, 90, 100

Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:

Падеж

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

сорок а студентов

девяност а дней

ст а машин

сорок а студентам

девяност а дням

ст а машинам

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

сорок а студентами

девяност а днями

ст а машинами

Предл.

о сорок а студентах

о девяност а днях

о ст а машинах

Просклоняем количественное числительное 5348, содержащее слово "сорок":

пят ь тысяч тр и ст а сорок восем ь человек

пят и тысяч тр ех с от сорок а восьм и человек

пят и тысячам тр ем ст ам сорок а восьм и человекам

пят ь тысяч тр и ст а сорок восем ь человек

пят ью тысячами тр емя ст ами сорок а восем ью человеками

Предл.

о пят и тысячах тр ех ст ах сорок а восьм и человеках

§2.3. Дробные числа

При употреблении числительных, обозначающих дробные числа , существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д. (неправильно: *процентов ). Например:

пят ь целых девят ь десят ых гектара

пят и целых девят и десят ых гектара

пяти целым девят и десят ым гектара

пят ь целых девят ь десят ых гектара

пят ью целыми девят ью десят ыми гектара

Предл.

о пят и целых девят и десят ых гектара

Числительные полтора и полтораста :

Полтора

Полтораста

полтор á литра

п ó лтора суток

полтор á ста мешков

пол ý тора литров

пол ý тора суток

пол ý тораста мешков

пол ý тора литрам

пол ý тора суткам

пол ý тораста мешкам

полтор á литра

п ó лтора суток

полтор á ста мешков

пол ý тора литрами

пол ý тора сутками

пол ý тораста мешками

Предл.

о пол ý тора литрах

о пол ý тора сутках

о пол ý тораста мешках

Порядковые числительные

Запомним следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа). Например:

тысяча двести пятидесят ый образец

тысяча двести пятьдесят седьм ой образец

тысяча двести пятидеся того образца

тысяча двести пятьдесят седь мого образца

тысяча двести пятидеся тому образцу

тысяча двести пятьдесят седь мому образцу

тысяча двести пятидесят ый образец

тысяча двести пятьдесят седьм ой образец

тысяча двести пятидесят ым образцом

тысяча двести пятьдесят седьм ым образцом

Предл.

о тысяча двести пятидесят ом образце

о тысяча двести пятьдесят седьм ом образце

В соответствии с этим правилом числительное, обозначающее год, изменяется следующим образом:

Падеж

двухтысячн ый год

две тысячи трет ий год

двухтысячн ого года

две тысячи треть его года

двухтысячн ому году

две тысячи треть ему году

двухтысячн ый год

две тысячи трет ий год

двухтысячн ым годом

две тысячи треть им годом

Предл.

о двухтысячн ом годе или: в двухтысячн ом году

о две тысячи треть ем годе или: в две тысячи треть ем году

Собирательные числительные

Как правильно сказать: двое девушек или две девушки? около трех суток или около троих суток? об обоих реках или об обеих реках?

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро можно использовать только в определенных случаях:

1) с существительными, называющими людей и не относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег );

2) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое );

3) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток ).

Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (*трое девушек,* пятеро школьниц ), а также с названиями неодушевленных предметов (* двое столов, *трое окон ).

Склонение собирательных числительных

Падеж

Двое

Трое

Четверо

Пятеро

двое студентов

трое

четверо

пятеро

двоих студентов

троих

четверых

пятерых

двоим студентам

Троим

четверым

пятерым

двоих студентов(но: двое суток – неодуш .)

троих (трое)

четверых (четверо)

пятерых (пятеро)

Твор.

двоими студентами

троими

четверыми

пятерыми

Предл.

о двоих студентах

о троих

о четверых

о пятерых

Склонение числительных оба/обе

оба мальчика

обе девочки

обо их мальчиков

обе их девочек

обо им мальчикам

обе им девочкам

обо их мальчиков (но: оба окна – неодуш .)

обе их девочек (но: обе стены – неодуш .)

Твор.

обо ими мальчиками

обе ими девочками

Предл.

об обо их мальчиках

об обе их девочках

Глагол

Особенности спряжения некоторых глаголов

От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица (я): дерзить, затмить, победить, убедить, очутиться, чудить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются *я дерзю, *я очучусь и др. Ср. также в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю .

Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт.

Особенности образования повелительного наклонения некоторых глаголов.

Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX в. старославянские формы виждь, внемли стали архаизмами; просторечные варианты *не моги, *ехай, *едь, *ездий остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературной является только форма поезжай (-те).

При практическом применении именительного падежа множественного числа существительных учащиеся нередко сталкиваются с проблемой правильного написания окончаний. В статье приведены основные правила, исключения из них и примеры правописания окончаний в подобном случае.

Особенности именительного падежа множественного числа существительных

В именительном падеже множественного числа существительные не сохраняют различия по склонениям, характерного для существительных в единственном числе, и имеют окончания -ы (-и) , -а (-я) . Существительные И. п. во множественном числе имеют то же синтаксическое значение, что и в единственном числе, и отвечают на вопросы Кто? Что?

Примеры форм именительного падежа множественного числа представлены в таблице:

Правописание окончаний существительных 2 склонения

Правописание окончаний существительных множественного числа именительного падежа 2 склонения зависит от особенностей каждого отдельного слова.

  • Окончание -ы (-и)
    • Большинство односложных существительных (столы, супы, соки) ;
    • Трехсложные и многосложные существительные с ударением посередине слова (библиотекари, договоры, аптекари) ;
    • Существительные, у которых в начальной форме ударение падает на второй слог (салаты, береты, арбузы) ;
    • Иноязычные существительные с основой на -ер/ёр (чаще французского происхождения) (шоферы, каскадеры) , а также существительные латинского происхождения с основой на –тор/-тер/-сор (конденсаторы, лекторы, компьютеры) .
  • Окончание -а (-я) имеют существительные И. п. множественного числа:
    • Существительные среднего рода (окна, зерна, соленья) ;
    • Существительные, обозначающие парные понятия (рукава, бока, берега) ;
    • Большинство двусложных существительных с ударением на первый слог (города, голоса, катера) ;
    • Некоторые односложные существительные (дома, леса, сорта) .

Исключения

Существительные мужского рода 2 склонения с основой на -анин/-янин образуют форму И. п. множественного числа с окончанием и усечением суффикса (горожане, киевляне, древляне) .Существительные среднего рода с основой на -ко (кроме облачко, облачко, войско ) имеют в форме И. п. множественного числа окончание (яблочки, плечики, очки) .