История древней греции кратко для детей. Интересные факты о Греции

История древней Греции кратко - это краткое содержание (описание, сообщение о древней цивилизации) эпохи всего большого раздела Древней Греции (а именно о население, религии, мифах древней Греции, о во йнах, о городах, о правителях и т.д., о чем вы можете прочитать чуть ниже )

  • Раздел - I - Описание о Древней Греции
  • Раздел - 2 - Природа и население древней Греции
  • Раздел - 3 - Мифы и религия древней Греции
  • Раздел - 4 - Греческие города-государства в VI веке до н.э
  • Раздел - 5 - Греко-персидские войны кратко
  • Раздел - 6 - Рабы в древней Греции
  • Раздел - 7 - Возвышение Афин в V веке до н. э
  • Раздел - 8 - Быт древних греков
  • Раздел - 9 - Античный театр древней Греции
  • Раздел - 10 - Античное искусство и наука древней Греции
  • Раздел - 11 - Держава Александра Македонского
  • Раздел - 12 - Древняя Эллада

Огромную роль в становлении человеческой цивилизации играет история Древней Греции, кратко о которой пойдет речь в этой статье. На сегодняшний день трудно встретить человека, ничего не знающего о древнегреческой культуре и истории. Именно это государство стало основоположником европейских ценностей, касающихся политики, философии, литературы и многого другого.



Если посмотреть на карту Древней Греции , то можно увидеть, что расположена она на юге Балканского полуострова. Граничила Греция с такими государствами, как Иллирия и Македония . Со временем ее территории увеличивались благодаря колонизации.

Для того, чтобы кратко рассмотреть историю Древней Греции, исследователи подразделяют ее на определенные периоды.





Про религию

Объединяющим звеном в древнегреческой культуре являлась религия. Главенствующее место занимал бог Зевс , являющийся царем всех остальных богов, а также людей. Местом обитания богов греки считали священную гору, называемую Олимп , где помимо Зевса обитали еще 11 божественных существ .

Это Гера, супруга Зевса - богиня семейного очага,

Бог Посейдон - покровитель водной стихии, морей и океанов.

У главного бога были сестры - богиня плодородия, которую звали Деметра, и Гестия , покровительствующая домашнему быту. Дочерью Зевса была Афина, воинствующая покровительница мудрости, а также ремесла.

Также, кроме Афины,войне покровительствовал бог Арес . Богиня Артемида поначалу покровительствовала земледелию, но потом стала почитаться как богиня, ответственная за беременных женщин и целомудрие. Её брат, Аполлон у древних греков выполняет роль бога солнца. Он покровительствовал медицине , образованию, искусству.

Что касается Гермеса, то изначально он считался покровителем скотоводства, но потом стал почитаться как бог вестник. Одна из дочерей Зевса - Афродита , была рождена из морской пены, чтобы стать богиней любви и красоты.

Древние греки представляли своих божественных покровителей в человеческом образе, причем им были свойственны человеческие черты поведения и характера. Богам были известны человеческие чувства, желания, и они даже имели свои пороки.

Мифология


Олимпийские игры

До наших времен сохранилась древнегреческая традиция - Олимпийские игры .

  • Эти крупнейшие спортивные состязания поначалу зародились как часть религиозного культа, во время их проведения устраивали различные церемонии поклонения богам.
  • Первый день был полностью посвящен обряду жертвоприношения также, как и в последний день игр, когда награждали победителей.
  • Традиция проведения Олимпийских игр началась как обычные местные соревнования, позже эта традиция стала общегреческой. Одним из видов спорта, придуманный древними греками, является пятиборье.

В Древней Греции этот вид спорта был изобретен с целью выявить самого сильного атлета .

Пятиборье включало в себя бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьбу.


  • Во время проведения состязаний прекращались войны.
  • Игры запретили в 394 году нашей эры, во времена римского господства. Император Феодосий I насильственным путем насаждал христианскую веру, и потому запретил Олимпийские игры, как пережиток язычества.
  • Лишь в XIX веке традиция Олимпийских игр восстановилась, и они стали самыми знаменитыми и престижными соревнованиями во всем мире.

КУЛЬТУРА

О искусстве

  • Очень важную роль в развитии общемировой культуры сыграло искусство Древней Греции.

  • Акрополь, самая защищенная часть города, всегда находился на возвышении, и служил местом, где концентрировалась местная власть - как городская, так и религиозная.
  • Для строительства храмов использовали желтый известняк и белый мрамор. Отличительной особенностью древнегреческой архитектуры являются колонны - неотъемлемая часть у любой постройки.
  • Храмы, как правило, окружал один или два ряда колонн.
  • Расцвет древнегреческой архитектуры пришелся на классический период.
  • Во времена эллинистической эпохи больше внимания стали уделять строительству не храмовых сооружений, а прогулочных площадок, амфитеатров, дворцов и зданий спортивного назначения.

Скульптура

  • Также неотъемлемой частью древнегреческого искусства является скульптура .
  • Она в ходе течения времени подвергалась некоторым изменениям.

  • Во времена классической эпохи были популярны изображения богов.
  • Они выглядели как обычные люди - физически развитые, сильные, красивые, но при этом не имели каких-либо недостатков, присущих людям. Одежду не изображали, было принято показывать обнаженное тело, всю его красоту. В эпоху эллинизма скульптурные изображения стали более пышными и преувеличенными.

Живопись


  • Существовало два способа росписи ваз - краснофигурная и чернофигурная . При чернофигурной с помощью черного лака рисовали изображения людей и животных, иглой прорисовывая детали.

Театр

  • В Древней Греции был распространен театр.
  • Он появился во время празднований, посвященных богу виноделия - Дионису.
  • С театральным искусством тесно связаны музыка и литература. Театральное искусство греков, соединившись с литературой, стало представлять собой отдельное направление культуры.

  • Самые известные из них - Софокл, Эсхилл, Эфпирид. Актерами могли быть только мужчины , играя в спектакле, они использовали маски. Театр имел большое значение в жизни людей тех времен - для этого строились специальные здания.
  • Самое большое из них могло вместить более тысячи человек - например, театр Диониса в Афинах. Показ театрализованных представлений являлся неотъемлемой частью любого празднества.

Наука

  • Древняя Греция также известна своими научными знаниями , важное место в которых занимает античная философия.
  • Древнегреческие философы занимались вопросами, касающихся происхождения человека и Вселенной.

  • Его учитель философии - знаменитый Сократ. Также древнегреческая философия подарила миру Аристотеля - знаменитейшего философа во всем мире.

Древнегреческая культура выработала идеал человека - предполагалось гармоничный союз физической и духовной красоты.

Именно на это и было нацелено образование в Древней Греции.

Внимание уделялось не только преподаванию научных знаний, но и физкультуре.

Обучали сыновей свободных граждан с семилетнего возраста. Первым этапом было обучение в низшей школе, где ребята изучали базовые предметы.

Переходя на вторую ступень, в список научных дисциплин добавлялась астрономия с философией.

Мальчики в возрасте с 12 до 16 лет занимались физическим воспитанием в гимнастических школах - палестрах.

Спарта

  • Имело свои особенности воспитание и образование детей в Спарте.
  • Каждый спартанец в возрасте от 8 до 20 лет должен был в обязательном порядке получить школьное образование.

  • В целом, спартанское воспитание было достаточно суровым, государство напрямую участвовало в формировании личности - воспитывались физические навыки.
  • Ребят учили охоте, военному делу, танцам, была физкультура. Умственному развитию особенного значения не придавали - это было личным делом каждого человека.
  • Именно в Спарте появились первые гоплиты - пешие воины.

Общественно политическая жизнь

  • Что касается общественно-политической жизни, то наивысшим органом государственной власти являлось народное собрание, получившее в Древней Греции название «экклесия».
  • В его работе могли участвовать мужчины, свободные и достигшие 20-летнего возраста.
  • Своими полномочиями экклесия охватывала не только законодательную, но также исполнительную и судебную ветви власти.

  • Также одним из властных органов был ареопаг. В эпоху родоплеменных отношений он представлял собой совет старейшин. Впоследствии функции ареопага стали ограничиваться преимущественно судебной функцией.
  • В Древней Греции имело место такое явление, как залоговый кредит.
  • В качестве залога оставляли, как правило, земельные угодия. В знак того, что земля заложена, там устанавливался долговой камень. Его убирали после погашения задолженности.
  • Если человек не успевал заплатить долг, его обращали в рабство и конфисковывали все имущество.
  • Афинский правитель Солон отменил эту практику, освободив граждан от долговых обязательств.
  • Камни были убраны, проданным в рабство должникам - возвращена свобода. В дальнейшем такое явление, как самозаклад должника, был запрещен.

Деньги

  • Древние греки использовали деньги .
  • До наших дней сохранилось большое количество разнообразных монет Древней Греции, представляющих интерес не только для историков, но и для нумизматов.
  • Тяга греков к прекрасному отразилась в их костюме, который менялся на протяжении веков.
  • Но во все времена у одежды Древней Греции была особенность - она никогда не сшивалась.
  • В качестве заключения следует отметить, что данная статья - лишь краткое описание всей истории Древней Греции.
  • История этого государства - один из самых интересных разделов всей истории древнего мира.

Еще одна версия по краткой истории древней Греции

Древняя Греция и по сей день способна вызывать большой интерес многих ученых мира. Немецкий философ, поэт внес важный вклад в изучение культуры Древней Греции.В своих заметках он писал о том, что в Греции того времени сосуществовали 2 начала: дионисийское(т.е дикое, стихийное) и аполлоновское(т.е гармоничное) . Сначала всю теорию Фридрих Ницше ни кто не воспринимал в серьез, а сам он считался изгоем в ученых кругах.

Мировые ученые видели в Древней Греции лишь аполлоновское начало. Но сегодня правота Фридрих Ницше не вызывает ни каких сомнений. Стоит начать с наиболее ранних эпох Древней Греции. Этот период носит название как крито-микенский . На острове под названием Крит и в Микенах возникли страны, которые во многом были похожи на восточные деспотии. Они по своей сути не имели ничего общего с той Древней Греции, какую мы с вами привыкли себе представлять, с ее великими городами-государствами.

Все наши знания о данной эпохе очень сильно ограничены. Долгий период времени эгейская письменность (произошла от Эгейского моря) оставалась полностью нерасшифрованной. До наших дней дошло большое количество материальных памятников данной культуры, но они в свою очередь мало что могли рассказать о том времени. Лишь в середине двадцатого столетия, исследователь из Англии, Вентрис сумел все же расшифровать это письмо. Сегодня мы с вами знаем культуру того времени немного больше.

Уже тогда многие люди почитали Зевса. Широко был распространены в Древней Греции различные культы: культ животных, культ двойной секиры, щита, культ деревьев, камней, и солнца. Главными характеристиками крито-микенского времени считаются наличие «дворцовой культуры», довольно жесткая централизация военно-политической, религиозной, а так же хозяйственной сфер жизни. В тот период формировались могучие, укрепленные дворцы-цитадели.

Дворцы эти были очень больших размеров. В них обязательно входили места для административных и культовых целей, а так же кладовые. Многочисленные здания, в которых проходила вся жизнь дворца, постоянно требовали контроля и заботы. В крито-микенский период огромное значение приобретает бюрократический персонал. Во главе этих дворцов стоял царь-жрец, основная задача которого была хранить и поддерживать священный порядок. Вблизи основывались общинные поселения. В обязанности царя входила функция верховного военачальника, который постоянно обеспечивал защиту всех своих поселений. Второй этап становления древнегреческой культуры начинается с упадка Крита и Микен. Мощнейшее землетрясение привело к гибели цивилизации на Крите.

Греция занимает особое место среди государств древнего мира. Даже спустя многие тысячелетия научные достижения выдающихся людей этого небольшого государства поражают своим величием, а её культурные ценности являются огромным вкладом в сокровищницу всей мировой культуры.

Итак, перенесёмся на юг Балканского полуострова и острова Эгейского моря, где и располагалась древняя Греция.

Какой была древняя Эллада

В те далекие времена, да и поныне греки называют свою родину Элладой. Знакомство с эллинами мы начнем с периода наивысшего расцвета их государства. А он пришелся на V-IV век до нашей эры.

Греческого государства, как такового тогда не существовало. Греки проживали в полисах - многочисленных совершенно разрозненных городах–государствах. Каждое из этих мини–государств было озабочено лишь собственным благополучием. И между собой они находились в постоянных распрях. Общим у них был лишь язык, да боги, которым поклонялись.

Жители полисов делились на две группы - граждане и рабы. Каждый гражданин обладал правом собственности на землю. Это позволяло ему не только обрабатывать землю, но и заниматься скотоводством. Занятия сельским хозяйством обеспечивали вполне приличный доход для содержания семьи.

Главным источником пополнения численности рабов была война. Они были не только лишены права собственности на землю и орудия труда, но и сами являлись бессловесными и совершенно бесправными орудиями труда.

В каждом полисе действовал принцип самообеспечения, по сути, натуральное хозяйство. Все потребности граждан вполне обеспечивались в пределах родного полиса. Это придавало его гражданам чувство уверенности и независимости.

Вскоре к гражданам, занятым в сельском хозяйстве, прибавились ремесленники, осваивающие использование . В их среде постоянно совершенствовались технологии обработки железа и бронзы, изготовления оружия и доспехов. Появились мастера по отливке статуй, маляры, художники.

Афины - колыбель демократии

Главным городом Греции, её культурным и интеллектуальным центром в то время были Афины. Именно здесь сформировались основные демократические принципы социального устройства полисов. Они состояли в следующем:

  • Все коренные граждане полисов входили в гражданский коллектив. Верховная власть принадлежала народному собранию коллектива. Он являлся совещательным и законодательным органом своей городской общины. Законы принимались простым поднятием рук присутствующих. Все решения, касающиеся жизни, быта и обороны города принимались коллективно. Каждый гражданин мог высказать свое мнение и мог быть избранным на любую должность, кроме военачальника.
  • Исполнительная власть была сосредоточена в руках избранных народным собранием должностных лиц - магистратов, входивших в совет пятисот. Этот орган решал все текущие дела и готовил материалы для рассмотрения на народном собрании.

  • Высшая судебная власть (гелиэя) следила за исполнением законов, рассматривала текущие спорные дела. Гелиэя также была выборной, её основным назначением была защита прав граждан. Информацию по этой теме вы найдете на страницах нашего сайта .
  • Все перечисленные органы власти были подотчётны гражданам своего полиса.

Постепенно совершенствующиеся нормы поведения стали основой гражданского права Афин. Подобная социальная иерархия распространилась и на другие греческие полисы. Афинская демократия, просуществовав около 250 лет, постепенно приходит в упадок.

Но почему именно в древней Греции зародились основные демократические принципы, вошедшие позднее в модели устройства других государств? Этому способствовала небольшая территория города-государства, позволявшая каждому полноправному гражданину принимать личное участие в народном собрании. К тому же их число ограничивалось наличием или отсутствием земельного участка, принадлежавшего общине. Труд рабов освобождал граждан от тяжелой повседневной работы, позволяя им использовать свободное время для участия в государственных делах.

Культурное наследие древних эллинов

Греки оставили миру не только передовые принципы устройства общества, но и подарили богатейшее культурное наследие.

Наука

Именно греческим философам мы обязаны важнейшими сведениями о мироздании, которые и поныне используются в науке. Вот некоторые имена из этой славной плеяды:

  • мы обязаны представлениями о материальном и нематериальном мире.

  • Фалесу из Милета - начальными сведениями по электростатике. Именно он начал использовать основы геометрии для чисто практических задач - определения высоты пирамид и вычисления расстояния от корабля до берега.
  • Остается лишь преклоняться перед гением Демокрита, который заложил представления об атомистической картине мира.
  • Имя великого Архимеда из Сиракуз связано с его громадными достижениями в области физики, инженерии и . Созданные им механизмы поднимали из воды затопленные суда, а открытый Архимедом закон о выталкивающей силе и поныне носит его имя. Когда опасность нависла над его родным городом, он поджёг вражескую флотилию с помощью вогнутых зеркал. Не менее значимы труды Архимеда и в области математики.

Культура

Наследие древних греков поистине бесценно и в других сферах жизни.

Обратимся к греческому языку. Отголоски этого красивого, древнего языка прослеживаются во многих языках мира. Древние греки дали миру более чем 1000 слов, вошедших в разные языки. Это не только научные и медицинские термины, но и вполне привычные слова: история, демократия, тетрадь, школа, хирургия и пр. Это язык Нового Завета и другой православной литературы. На нем слагались мифы о , о страшном Минотавре, о красавце Персее, освободившем прикованную к скале прелестную Андромеду…. Из этих мифов брались сюжеты для повествований (эпоса), а именами мифических героев назывались созвездия.

Известнейшим автором эпических поэм является Гомер. Самые известные его произведения «Илиада» и « ». Действия, описываемые в «Илиаде», происходят на поле брани. А «Одиссея» это сказочно - бытовая поэма. Оба эти произведения объединяет не только поразительная красота поэзии, но глубина образов, олицетворяющих честь, мужество и преданность.

На севере Греции располагается самый высокий горный массив - Олимп. Греки были уверены, что именно там обитают боги. И среди них верховный бог Зевс - властелин неба, грома и молнии. Именно ему древние греки приписывают . Проводились соревнования атлетов каждые четыре года. На время их подготовки и проведения прекращались всякие войны между городами, а нарушившие это перемирие, строго наказывались. В год проведения игр во все части страны направлялись гонцы с факелами в руках, они несли вести о перемирии и начале олимпиады.

Основными принципами олимпийских игр эллины считали дружбу, уважение и благородное соперничество.

Искусство

Древние эллины были веёлым, талантливым народом. Они построили первый в мире театр, создали великие произведения архитектуры и скульптуры. Сохранившиеся руины древних храмов и стадионов позволяют нам судить о великолепном искусстве древних зодчих.

Великолепный образец греческой архитектуры - храм Парфенон, находящийся в столице Греции Афинах.

Он является частью греческого Акрополя. Основным строительным материалом у греческих зодчих был белый мрамор. Его сияние на фоне голубого неба, великолепная колоннада, окружающая периметр здания производят неизгладимое впечатление и ныне, спустя 2500 лет.

Поражают и скульптурные работы древних зодчих. В работах греческих ваятелей нашли отражение культ тела и его физическая красота. Среди лучших работ древних зодчих можно назвать статую «Дискобол», автор которой великий скульптор Мирон.

Прекрасное тело юноши–атлета изображено в момент размаха перед бросанием диска.

Шедевром мировой скульптуры является и Венера Милосская, вытесанная из камня зодчим Александросом.

Достойны восхищения ювелирные изделия древних мастеров Греции.

Достижения древних греков во всех перечисленных областях действительно огромны. Почему же их вклад в развитие техники был не столь весомым, и они не совершили настоящей промышленной революции? Виной этому был рабовладельческий строй - труд рабов, которые были основной рабочей силой, был очень дешевым. И не возникала необходимость в повышении производительности труда и совершенствовании механизмов, облегчающих этот труд.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Не только профессиональные историки и студенты исторических факультетов увлекают античной Греции. Это предмет восхищения и интереса исследователей из смежных областей науки, туристов и путешественников, которые хотят знать все о Древней Греции. Это касается, как исторических событий, так и быта, культуры, философии, научных знаний, философии, мифологии.

Под Древней Грецией принято понимать период во всемирной истории, который начался в 3 тыс. до нашей эры и продолжался до середины 1 века нашей эры.

Периодизация

В зависимости от того, какие критерии ученые закладывают в деление древнегреческой истории, такой и может быть периодизация. Существует две наиболее распространенных и принятых в науке классификаций. Первая из них предполагает деление на три больших периода:

  • Доклассический, который начался в 3 в. до н.э. и продолжался до 4 в. до н.э.;
  • Классический, охватывающий 5-4 вв. до н.э.;
  • Эллинистический, датируемый второй половиной 4 в. – серединой 1 в. н.э.

Археологи же настаивают на том, что доклассический период стоит дополнительно делить на три этапа – крито-микенский, гомеровский и архаический. На Рубеже 3-2 тыс. до н.э. на острове Крит возникла первая цивилизация, которую удалось отделить от остальных периодов, благодаря различным артефактам. Культура крито-микенского периода не такая богатая, как других эпох Древней Греции, но она говорит о том, что эта цивилизация требует отдельного внимания исследователей.

Гомеровский период мало изучен историками, основные сведения о нем сохранились в произведениях Гомера. Хронологически охватывал период с 11 по 9 вв. до нашей эры.

После него следовал архаический этап, в котором стали складываться основы государственности греков, менталитет, культура, мифология. Начался период в 8 в. до н.э. и закончился на границе 5-4 вв. до н.э.

Заселение Эллады

Люди стали появляться на южных окраинах Балканского полуострова в период среднего палеолита. Следы первобытного человека были обнаружены от Македонии до Элиды. В неолите люди уже занимались земледелием, разводили скот, стали строить дома, складывался родовой строй, который в 3-2 тыс. до н.э. перерос в раннеклассовое общество.

В эгейский период происходило заселение материковой и островной Греции. В частности, на Крите развивалась минойская культура, на материковой части – элладская, а на островах – кикладская.

В бронзовом веке активно развивалась цивилизация на греческих островах. Для этого периода были характерные следующие черты и достижения:

  • Началась добыча руд, в том числе медной;
  • Люди стали применять активно серебро и свинец;
  • Оружие, украшение, орудия, вещи культа изготовлялись из металла;
  • Создавались керамические и гончарные изделия;
  • Развивалось строительство и ремесла, связанные с ним. Это позволило развивать судоходство. Строительство кораблей способствовало постепенному освоению соседних с Грецией островов. Следствием чего, древние греки установили господство над побережьем всего Эгейского моря;
  • Возникли крупные города, которые были центрами тех или иных племен. Располагались населенные на возвышенностях, что говорит о начале дифференциации общества. Появились правители, которые стремились возвышаться над другими людьми. Это спровоцировало первые межплеменные войны в Древней Греции.

В бронзовом веке центром социального и хозяйственного развития был Крит, на котором сложились несколько государств. К ним относятся Фест, Маллия, Кнос. По своему характеру – это были раннерабовладельческие государства, в которых существовала своя письменность (иероглифическая). В самом конце бронзы на Крите начался новодворцовый период, в течение которого происходило создание новых дворцов и обновление старых. Крито-микенская цивилизация было одной из самых развитых в Древней Греции, при которой значительно расширились связи с внешним миром, морское господство, укрепились города. В 1470 г. до н.э. на острове Фера случилось землетрясение, которое дошло и до Крита. Мгновенно были разрушены и города, и дворцы, и флот. Погибло и все население острова, после чего его территория стала приходить в запустение. Через сто лет Кносский дворец был восстановлен, но былого могущества это государство уже не достигло.

На материке возникли другие центры рабовладения, ставшие отдельными городами-государствами. Это были Пилос, Тиринф и Микены, которые создали ахейские племена. Они строили не только военные корабли, но и большие торговые суда, что позволило установить господство над существующими торговыми путями того времени. Изделия ахейцев продавались в такие страны Востока, как Финикия, Сирия, Египет. Встречаются изделия древних греков и в Малой Азии, и в Италии. Ахейцы придумали собственную письменность, которая в отличии от критской была не иероглифической, а слоговой.

Особенности гомеровского периода

Ахейская цивилизация пала под натиском новых племен – дорийских, которые захватили государства в средних и южных регионах. Выстояли Афины, куда переселились ахейцы из Пелопоннеса. Здесь удалось сохранить высокую культуру и развиваться дальше, а остальная часть Греции в развитии была отброшена назад.

Связано это с тем, что дорийские племена пребывали в условиях становления родового строя. Поэтому производство, города и политической системы стали быстро меняться. На первый план вышло опять родовые отношения, из-за чего в древнегреческом обществе стали распространяться орудия и оружие, сделанное из железа. Изделие из металла и железа вызвали формирование особого класса общества – ремесленников, благодаря чему в конце 9 в. до н.э. ремесло окончательно отделилось от земледелия и скотоводства. Так стал формироваться рынок, отдельные города стали специализироваться на производстве только одного вида железных изделий.

Стали складываться независимые общины, возглавляемые басилеями. Их власть поддерживала родовая знать, которая свое влияние укрепляла через земельные владения. Население, проживавшие на таких территориях, попадало в рабство. Люди попадали в зависимость от богатых по-разному:

  • В Спарте к зависимым категориям населения относились периэки, составляющие основу коренного населения государства; а также илоты – земледельцы из Мессении. Периэки обладали небольшим самоуправлением, продолжая дальше заниматься торговлей и различными ремеслами. Илоты же были государственной собственностью, были прикреплены к участкам земли спартиатов – представителей местной знати;
  • В Фессалии покоренное население называлось пенесты;
  • На Крите это были клароты.

Рабство в гомеровский период существовало и в Афинах, но рабами становились люди, не выплатившие долги.

Греция в архаический период

Увеличение количества городов и усложнение общественного строя вызвало активное развитие торговли. Жители населенных пунктов требовали постоянного сырья для работы и продуктов питания. Ситуация ухудшалась и тем, что в города становились пристанищем для крестьян, у которых отобрали землю. Увеличивалось и количество представителей знати, которой постоянно требовались рабы. Их использовали для строительства дворцов, для возделывания полей, домашней работы.

Все это создало предпосылки для начала нового этапа в истории Древней Греции – колониального. Толчком к началу созданий городов-колоний стало обострение социальной борьбы внутри греческого общества. В течение 8-6 вв. до нашей эры были выведены колонии на островах Сицилия и Эвбея, побережье Тарентского залива, Черном море, вдоль Эгейского побережья.

Наличие большого числа колоний вывело торговлю греков на новый уровень развития – международный. К последствиям создания колоний стоит отнести:

  • Рост спроса на греческие товары;
  • В метрополию постоянно поступали рабы;
  • Знать получала богатства и предметы роскоши;
  • В торговле стали использоваться монеты, позаимствованные у других народов;
  • Усилилась позиция многих землевладельцев и родовой знати;
  • Отдельные города Греции стали общими религиозными центрами.

Для архаического периода была характерна постоянная борьба между демосом и аристократией. Население городов стремилось избавиться от рабства, и это удалось сделать в ряде городов Эллады.

Сопротивление оказывала родовая знать, которую удалось смирить через установление режима тирании.

В течение 8-6 вв. до н.э. сложилась и особая форма политического, социального и экономического устройства греческого города. Это был полис – свободный населенный пункт, в котором проживали только свободные граждане. Если люди принадлежали к полису, то это обеспечивало им права, в том числе на рабов и на землю.

Полисы делились на две группы:

  • Олигархические (Спарта и Крит);
  • Демократические (Афины).

В городах-государствах одновременно существовали рабство и элементы родового строя. На юге материковой Греции продолжали развиваться земледельческие общины, которые принадлежали отдельным племенам.

Эллада в классический период развития

Пика своего развития Греция достигла в 5-4 вв. до н.э. Историки считают, что это было время расцвета экономики, культуры, политики, торговли, наук и искусств. Торгово-ремесленные полисы и дальше использовали рабов – в ремесленных мастерских, на рудниках, на полях, в хозяйстве.

Распространение получили мелкие крестьянские хозяйства и ремесла.

В классический период центром политической жизни были Афины, которые славились своими демократическими традициями. Это позволило им выиграть ряд греко-персидских войн, создать Делосский союз, чтобы бороться против персов.

В Греции никогда не существовало единства между полисами, и борьба за господство обострилась именно в классический период. Пиком противостояния стала Пелопонесская война между Спартой и Афинами, которая закончилась проигрышем последнего полиса. Поражение и потери понесли греческие города, которые поддерживали Афины. Но война вызвала возвышение Спарты и ее сторонников.

Но это была не последняя война в Элладе того периода. Еще одна разгорелась в 395-387 гг. до н.э., и получила название Коринфской. Закончилась она поражением Спарты, и попаданием части греческих полисов под власть Персии.

В середине 4 в. до н.э. в северных греческих регионах сформировалась новая политическая сила, которую возглавил город-полис Македония. Ее царь Филипп Второй постепенно захватил побережье Фракии, Фессалию, Хакидику и Фокиду. Влияние Македонии было таким сильным, что в других полисах появились партии промакедонской ориентации.

В 338-337 гг. до нашей эры Филипп Второй созвал Коринфский конгресс, на котором было официально оформлено господство Македонии на островной и материковой Грецией. Также он создал союз полисов, в которых был провозглашен олигархическим режим правления. Порядок среди населения и в органах власти поддерживался усилиями македонской армии.

Упадок Древней Греции

В конце 4 в. до нашей эры Эллада вступила в новый период развития, который в историографии называется эллинистическим. Он был связан с именем Александра Македонского, сына Филиппа Второго. Его завоевания качественно изменили все сферы жизни в Греции, сформировали множество других государств, обогатили греческую культуру. Александру Македонскому удалось создать огромную империю, которая прекратила существование сразу же после его смерти в 323 г. до нашей эры.

Эллинистический период в Греции характеризовался следующими событиями:

  • Создание постоянных союзов городов, полисов. Такие образования носили военные характер, и были направлены на то, чтобы оспорить господство Македонии, Спарты или Афин в Греции;
  • Возглавлялись полисы олигархами или царями, которые постоянно между собой воевали;
  • Македония выиграла борьбу против Афин, что положило конец знаменитой афинской демократии;
  • Македония потеряла власть над Балканами, поскольку против нее постоянно боролись Ахейский и Этолийский военные союзы;
  • Смерть Александра Македонского развязала борьбу между его приемниками, в результате чего разрушались города, гибли люди, активизировалась продажа людей в рабство, создавались новые колонии. На Греции стали нападать и пираты, особенно от этого страдали островные и прибрежные полисы;
  • В полисах обострилась социальная борьба, которая зависела от того, какая политическая сила вмешивалась во внутренние дела Греции. Это были и римляне, и персы.

В 196 г. до н.э. происходили Истмийские игры, на которых полководец Фламинин объявил, что греки имеют свободу. Это усилило популярность Рима в Греции, которая фактически стала собственностью республики. В 27 г. до н.э. Эллада стала одной из римских провинций под названием Ахайя. И так продолжалось несколько столетий, пока в 4 в. нашей эры набеги варваров нне разрушили Римскую империю, разделив ее на Западную и Восточную. На основании последней стала формироваться новая политсила на Балканском полуострове – Византийская империя.

Религия и мифология Древней Греции

Жители Эллады имели свою самобытную религию, которая связывала культуру, мифологию и искусство в единое целое. Греки считали, что главным богом является Зевс, сидящий на горе Олимп. Вместе с ним там проживали еще одиннадцать богов и богинь. Греческая религия, как и мифология, интересны тем, что своих богов элладцы представляли людьми, наделяли их человеческими чертами характера, поведения. Богам были присуще те же чувства, что и людям, пороки и желания, которые присутствовали в античном мире.

Мифология формировалась в течение нескольких веков, и отражала все проблемы, с которыми сталкивались греки в повседневной жизни. Помимо богов, греческая мифология богата на таких персонажей, как смертные герои, например, Ахиллес и Геракл, мифические существа. Это были сатиры, оры, нимфы, лесные и речные чудовища, драконы, музы, драконы и ехидны.

Искусство и наука

Огромный вклад жители Древней Эллады сделали в развитие театра, живописи, скульптуры. Искусство греков присутствует практически в каждом уголке земного шара. В первую очередь, это храмы и архитектурные стили. Возводили греки храмы в честь богов, чтобы Зевсу и его сторонникам было, где жить. Но, в отличии от римлян, или же древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Вавилонии, элладцы строили храмы не большими (относительно, если судит по размерам), размещая их в акрополе города. Это была самая защищенная часть населенного пункта. Чтобы храм было видно издали, возводили его на горе или холме. Для строительства старались применять два основных материала – известняк и белый мрамор. Каждый храм, как и любое греческое строение, обязательно имело колоны, располагавшееся в один или два ряда. В классический период искусство строить храмы достигло пика развития. В следующую эпоху – эллинистическую – стали появляться стадионы, спортивные площадки, прогулочные пространства, амфитеатры.

Одновременно со скульптурой развивалась скульптура, которая менялась в течение всего периода существования Древней Греции. Если в архаический период на скульптурах людей обязательно были одеяния, то в классическую эпоху основное внимание мастера сконцентрировали на человеческом теле. Было принято изображать физически развитых, сильных, атлетически сложенных людей, что подчеркивало внутреннюю и внешнюю красоту. В эллинизм скульптуры стали носить метафорический характер, в произведениях искусства появились преувеличения, пышность, которой раньше не было.

Отличались греки и особой техникой живописи, образцы которой практически не сохранились до сегодняшнего времени. Но рисунки можно увидеть на вазах. Применяли греки два способа росписи таких изделий, как чернофигурная и краснофигурная. Для первой было характерно использование черного лака, чтобы изобразить людей и животных. А краснофигурная подразумевала полное закрашивание черного фона, фигуры же делались красными, а черный лак помогал еще четко прорисовать детали.

В период отмечания праздника виноделия, который был посвящен богу Дионису, стал складываться греческий театр. С его возникновением стали активно развиваться музыка и литература. Часто эти направления не отделялись друг от друга, что делало и литературу, и театр органическим целым. В постановках было принято применять специальные маски, которые носили только мужчины-актеры. Женщины в спектаклях участия не принимали.

Об особой роли театра в повседневной и общественной жизни Греции говорит большое количество театров и амфитеатров. Без постановок не обходились ни празднества, ни народные гуляния. Театр отличался большим разнообразием сюжетов и тематик, жанрами. Это были и комедии, и трагедии, и сатиры, и иронические представления на злобу дня.

Научные знания греков развивались в разных областях – философии, математики, астрономии, геометрии, биологии, физике, химии, истории. Особое место среди знаний занимала философия, которая занималась изучением проблем происхождения космоса, планет, человека, поиска ответов на вопросы, связанные с бессмертием. В Элладе сформировалось несколько философских школ, яркими представителями которых были Платон, Аристотель, Сократ, Фалес, Геродот и т.д.

В школах Древней Греции преподавались литература, грамматика, математика, история, астрономия, философия. Обязательным было физическое воспитание, чтобы личность человека развивалась гармонично.

Самым знаменитым наследием греков являются Олимпийские игры, которые были созданы для того, чтобы восхвалять богов и приносить им различные почести. Сначала это были локальные соревнования, которые со временем развились до общегреческих. На соревнованиях выступали спортсмены с разных полисов Эллады, стараясь получить статус лучшего атлета. Основные состязания происходили в такой дисциплине, как пятиборье, сейчас оно также присутствует на Олимпийских играх.

История развития Греции начинается с самой глубокой древности, когда начальной временной точкой можно считать эпоху неолита. Следует отметить, что вся древнегреческая история тесно связана с морем. В 1500 г до н.э. произошло очень сильное землетрясение в районе острова Санторин, который стал причиной первого культурного упадка.

Немного позже на территорию Греции пришли ахейцы, с этого времени отмечается начало новой культурной эпохи древней Греции. Микены и ахейцы прочно утвердились на мировой арене, всем известны такие признаки этого периода, как Гомер, герои Ясон, Геракл, Тесей. Логическим завершением этой эпохи явилась Троянская война, в результате которой пошатнулась мощь микенов, на территорию государства вторглись дикие племена северных дорийцев. В данный период Греция медленно деградировала, единственным культурным всплеском стало формирование четкого истинно греческого языка, на котором стали слагать мифы.

В эпоху античной Греции был создан Пенелопейский союз, регулирующий отношения со Спартой. Эти годы характеризуются ростом и процветанием экономики, быстрыми темпами культурного развития. Предпосылками к этому стали основы спартанского воспитания, распространившие приверженность к строгости и простоте жизни. Также оказали положительное влияние законы Соломона и правление Клисфена. В 500 году до н.э. завершается период древней Греции, когда была закончена война с персами. Происходит расцвет афинского правления, что вызывает недовольство спартанцев.

В 337 году до н.э. Александр Македонский объединил страну, создал условия для успешного развития экономики, технологии, военного обучения. После смерти великого правителя Греция распадается, в эллинистический период империя разделилась на автономные государства, на смену искусству пришли предпринимательство и коммерция. Носителями греческой культуры впоследствии стали римляне, которые донесли ее до наших дней. Наблюдается тесная связь греческой и римской архитектуры.

Также весомое значение в греческом культурном развитии имело византийское влияние. В это время расцвело и возвысилось искусство, было принято много законов, защищающих женщин и детей. Но в 1453 году пала Византийская империя, стали править турецкие племена, это время можно считать черной главой во всей истории страны. Страна сопротивлялась навязанной власти, пыталась доказать право на собственное вероисповедание.

С согласия православной церкви в 1821 году произошла революция. После нее страна погрязла в гражданских войнах. Правительство сумело вернуть Греции Ионические острова и часть Эпира, в дальнейшем он полностью перешел стране, вместе с ним и Фракия с Измиром.

Государство в современном виде получило развитие после окончания войны. В это время страна вернула себе Родос и освободила всю материковую территорию государства. 1974 годом ознаменован старт нового свободного европейского периода греческой истории, так как в это время был заключен договор, закрепивший прекращение всех действий военного плана в отношении Турции из-за территориальной войны.

С 1991 года Греция была признана современным свободным государством, равноправным членом ЕЭС.

История Древней Греции одна из наиболее захватывающих, величественных и интересных. Всю историю Древней Греции принято делить на пять основных периодов: эгейский или крито-микенский (3—2 тыс. до н. э.), гомеровский (11—9 вв. до н. э.), архаический (8—4 вв. до н. э.), классический (5—4 вв. до н. э.) и эллинистический (вторая половина 4 — середина 1 в. до н. э.). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В этом случае вся история Древней Греции разбивается на три больших основных периода: доклассический, классический и эллинистический.

О заселении территории Греции человеком свидетельствуют археологические раскопки, обнаружившие палеолитические стоянки на территории от Македонии до Элиды, относящиеся к периоду среднего палеолита (около 100-го — 40-го тыс. до н. э.). К этому времени относится череп неандертальского человека, найденный на полуострове Халкидика. В период неолита (около середины 7-го тыс. до н. э.) население Греции освоило земледелие, занималось скотоводством, ведя оседлый образ жизни. В этот период родовой строй, складывавшийся ещё в эпоху среднего палеолита, достиг полного развития.

Эгейский период (3—2 тыс. до н. э.)

Именно к этому времени относиться возникновение первых раннеклассовых обществ. Историю Греции данной эпохи хронологически принято делить на ранний, средний и поздний периоды. Различия культурных традиций отдельных частей Греции позволили выделить географические варианты: культура Крита получила название минойской культуры, материковой Греции — элладской культуры, островов Эгейского моря — кикладской культуры.

Период ранней бронзы (около 28 — около 21 вв. до н. э.). Этот период отмечен особым подъёмом островной Греции. К середине 3-го тыс. на многих островах (на Сиросе, Паросе, Мелосе, Китносе, Аморгосе и др.) была развита широкая добыча серебра, свинца и меди и изготовление металлической посуды, оружия, орудий, украшений и ритуальных вещей. Одновременно наблюдался значительный прогресс в гончарном и строительном ремёслах. Мореходство во 2-й половине 3-го тыс. связало всё побережье Эгейского моря. Появились первые города: Полиохни на о. Лемнос, Агиос-Козмас в Аттике.

Укрепленное поселение с дворцом (т. н. «Дом черепиц») на вершине холма в Лерне (Арголида) отражает рост власти племенных царьков на побережье южной Г. На остальной территории материковой Г. родовой строй сохранял полную силу. Между 2200—2000 племенные войны и передвижения уничтожили ряд процветавших центров на островах и материке. Этнический состав населения в 3-м тыс. сложен: среди племён сначала преобладали пеласги, позднее их оттеснили и частью ассимилировали протогреческие племена. Среди протогреческих племён усиливались ахейцы и ионийцы.

Период средней бронзы (около 20—17 вв. до н. э.). Этот период отмечен значительным прогрессом Крита в хозяйственной и социальной жизни. Здесь возникли небольшие раннерабовладельческие государства (Кнос, Фест, Агия-Триада, Маллия). Быстро эволюционировало критское письмо: от пиктографического к иероглифическому (в 23—17 вв.). Около 18 в. была выработана новая система — т. н. слоговое письмо А. Создав большой флот, критяне подчинили себе ряд островов Эгейского моря. Широкие торговые и дипломатические связи с Египтом и государствами Передней Азии обеспечили Криту первенство в Эгейском бассейне.

Внутреннюю историю материковой Г. в 20—17 вв. характеризует сравнительно медленное развитие, способствовавшее устойчивости общинных отношений. Лишь с 17 в. началось формирование раннерабовладельческих государств Микен, Тиринфа, Пилоса и др. Открытые в Микенах погребения царских семей в больших колодцеобразных (т. н. шахтовых) могилах содержали огромное количество драгоценных вещей (оружие, украшения, золотые маски и т. д.), свидетельствуя об усилении значения власти ахейских династов уже в середине 17 — конце 16 вв.

Период поздней бронзы (около 16 — около 12 вв. до н. э.). Продолжался подъём критских государств. В так называемый новодворцовый период (около 1700—1450) перестроены и расширены дворцы Кноса и Феста, заново воздвигнут дворец в Като-Закро. Росли города, расширялись внешние связи. Морское владычество (талассократия) критян этого времени сохранялось в памяти греков много веков спустя. Около 1470 тектоническая катастрофа на о. Фера повлекла за собой губительное землетрясение на Крите. Разрушение городов и деревень, гибель населения и флота — все эти обстоятельства определили запустение острова. В Кносе дворец был восстановлен; приблизительно до 1380 здесь сохранялось небольшое государство.

Материковая Греция достигла наивысшего подъёма в 16—13 вв. Прогресс в земледелии и ремёслах повлек рост населения. Междоусобия соседей, оборонительные и военные союзы династов характерны для истории того времени. Это получило отражение в богатой легендарной традиции и в эпическом наследии ахейцев. Микенская культура ахейцев оказала влияние на соседние страны, в том числе и на Египет. Флоты царей Иолкоса, Микен, Пилоса, Фив и др. государств позволили ахейцам вести обширную заморскую торговлю ремесленными изделиями, которые иногда производились специально на вывоз. Для 15—14 вв. характерно широкое распространение ахейских изделий на Восток (в Троаду и др. районы Малой Азии, на Кипр, в финикию, Сирию, Египет) и на Запад (в Сицилию и Южную Италию). Усложнение государственной жизни ахейцев привело к развитию письменности: приспособив к своему диалекту критское письмо, ахейцы создали более совершенное, т. н. слоговое письмо.

Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.)

В гомеровский период происходило дальнейшее формирование классовых обществ. Из северных районов вторглись новые греческие племена дорийцев, занявших часть земель в Средней и Южной Греции. Только Афины смогли сохранить свою независимость, и туда бежала часть населения из побеждённых ахейских государств Пелопоннеса. Вторжение дорийских племён, живших ещё в условиях родового строя, повлекло за собой быстрый распад ахейских государств и оживление родовых отношений в греческом обществе. Основой дальнейшего развития производительных сил стало постепенное распространение железных орудий труда и вооружения. Дорийцы унаследовали от ахейцев и критян плуг, колёсные повозки, парусные суда, прессы, гончарный круг, др. орудия труда, зачатки архитектуры (особенно храмовой и крепостной).

После дорийского завоевания в Г. сложились мелкие самостоятельные общины; у власти стояли басилеи, всюду усилилась родовая знать. Во многих районах собственность рода на землю стала основой землевладения. Покорённое местное население становилось собственностью родов завоевателей, распадавшихся на большесемейные общины. Процесс порабощения местного населения протекал неодинаково. В Спарте членам общины завоевателей — спартиатам — противостояли периэки — бывшее коренное население территории Спарты, покорённое и оттеснённое к границам Лаконики; периэки сохраняли ограниченное самоуправление, занимались ремеслом и торговлей. Др. категорией зависимого населения в Спарте были илоты — покорённое спартиатами земледельческое население Мессении и др. областей; они считались собственностью государства и были прикреплены к земельным участкам спартиатов. Подобные илотам категории зависимого населения существовали в Фессалии (пенесты), на Крите (клароты) и в др. областях Г. В Афинах закабаление земледельцев происходило путём долговой зависимости и концентрации земли в руках родовой знати — евпатридов.

К 9 в. греческие племена заселяли: эолийцы — Северную Г., дорийцы — Среднюю Г. и восточной часть Пелопоннеса, ионийцы — Аттику, ахейские племена, сохранившие самостоятельность, были оттеснены в Аркадию и Ахайю. Важнейшее событие этого периода — начало колонизации греками островов и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (Иония) — ионийцами, южные — дорийцами.

Возникновение и развитие полисного строя (8—6 вв. до н. э.). Дальнейшее распространение железных орудий труда привело к выделению ремесленников. Отделение ремесла от земледелия означало переход к более широкому обмену, производству на рынок, к развитию городов.

Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)

Для городов Греции стало жизненно важным установление регулярных торговых связей и снабжение населения городов сырьём и недостающими продуктами питания. В городах скапливались обезземеленные крестьяне. Возрастала в то же время нужда в рабах. Экономической необходимостью стал вывод колоний. Он был вызван прежде всего классовой борьбой внутри греческих городов-государств и проводился с целью смягчения резких социальных противоречий. В середине 8 в. была выведена первая колония городов о. Эвбеи — Кумы (в Италии). Расцвет колонизации падает на 7—6 вв. Греческие колонии распространились по северному побережью Эгейского моря, восточному побережью Сицилии, побережью Тарентского залива в Италии и продвинулись на побережье Чёрного моря. Только Милетом было основано 75 колоний на Чёрном море.

В результате греческая торговля уже в 6 в. приобрела международный характер; ремесленные изделия греков находили широкий сбыт и на западном, и на восточных рынках. В Грецию поступали рабы; она ввозила хлеб и др. продукты питания, сырьё, предметы роскоши. Повсеместное распространение получили монеты, заимствованные греками у лидийцев в 7 в. Некоторые города превратились в общегреческие религиозные центры (Дельфы, Олимпия). Рост количества рабов в городах усиливал позиции рабовладельцев, связанных с торговлей, ремеслом и денежным хозяйством. Однако основное средство производства — земля и политическая власть по-прежнему оставались в руках родовой знати, экономическое могущество которой базировалось на семейно-родовой собственности на землю и порабощении и закабалении мелких земледельцев.

Борьба демоса против родовой аристократии и долгового рабства составляет главную особенность периода 8—6 вв. В результате упорной борьбы демос добился в некоторых городах Греции отмены долговой кабалы (например, в Афинах в результате реформ Солона 594/593 до н. э.). Однако подавить сопротивление родовой знати проведению реформ было возможно лишь с помощью насилия. Такой силой стала тирания — единоличная власть, установленная путём вооруженной борьбы и опиравшаяся на движение крестьянской бедноты и поддержку торговцев и ремесленников.

В результате реформ тиранов были ликвидированы экономические и политические привилегии родовой аристократии. В период 8—6 вв. до н. э. сформировалась особая форма социально-экономические и политические организации древнегреческие общества — полис (город-государство) как коллектив свободных граждан, противостоявших рабам и др. категориям зависимого населения (кларотам, пенестам, илотам и др.), а также чужеземцам — метекам. Принадлежность к полису обеспечивала коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов.

В зависимости от степени победы земледельцев и ремесленников над родовой знатью конституция полиса была либо олигархической (например, в Спарте, на Крите), либо демократической (например, в Афинах). К концу 6 в. до н. э. рабство широко распространилось в некоторых высоко экономически развитых полисах (Коринф, Афины), где рабы и рабовладельцы стали антагонистическими классами. В то же время в ряде др. полисов (Спарта, полисы Крита, Аргос и др.) наряду с рабством в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя. В Средней и Южной Г. существовали ещё племенные земледельческие общины, в которых сохранялось натуральное земледельческое хозяйство и племенной строй (Фокида, Этолия, Акарнания и др.).

Между полисами развернулась борьба, вызывавшаяся различными экономическими и политическими причинами. В конце 6 в. возникло первое крупное объединение городов — Пелопоннесский союз под главенством Спарты, созданный для объединения военных сил Пелопоннеса (кроме Аргоса) и для организации помощи Спарте во время восстаний илотов.

Классический период (5 — 4 вв. до н. э.)

5—4 вв. до н. э. в истории Греции — период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя. Хозяйственную систему экономически передовых торгово-ремесленных полисов в основном определял труд рабов, использовавшийся в ремесле (рабские мастерские), на рудниках, а также спорадически в сельском хозяйстве. Мелкое крестьянское хозяйство и мелкое свободное ремесло играли значительную роль. Период расцвета Греции связан с возвышением Афин в результате победы афинской демократии в греко-персидских войнах (500—449) и создания в борьбе с персами Делосского союза во главе с Афинами (или Первого Афинского морского союза) из государств, расположенных на островах Эгейского моря и его северном, восточном и западном побережьях.

Время наибольшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры падает на годы правления Перикла (443—429). Однако этот период был сравнительно кратковременным. Превращение союзников в подданных, перенос всех важнейших дел в афинский суд, ограничение свободы торговли, взыскание подати — фороса, карательные экспедиции, выведение клерухий на территории союзников вызывали стремление последних к освобождению, особенно со стороны олигархических кругов. Одновременно назревал и конфликт внешнеполитического характера: борьба Афин и Коринфа за торговые пути на З., борьба Афин и Спарты за гегемонию в Г. Все эти противоречия привели к Пелопоннесской войне (431—404), которая охватила большинство греческих полисов.

Война вскрыла всю непрочность Афинского союза и завершилась полным поражением Афин. Они лишились почти всех внешних владений, флот был передан Спарте. Начался период спартанской гегемонии в Греции.

Не только Афины, но и многие греческие города вышли из войны ослабленными. Усиление имущественных контрастов вызывало острые столкновения и вооруженную борьбу внутри полисов. В каждом городе образовались два лагеря: бедноты и богачей. Дальнейшее развитие рабства, обмена, ремесла, денежного хозяйства начало подрывать основы государственной общины (полиса), экономической базой которой было мелкое и среднее землевладение.

Скопление денег в руках богатых метеков разрушало замкнутые рамки полисной экономики. Разорение крестьян и ремесленников создало в полисах бедноту, не находившую применения в сфере экономики. Была подорвана и военная мощь полиса: народное ополчение в ряде полисов заменяли отряды наёмников, т. к. война становилась единственно возможной профессией для бедноты. Постоянные междоусобные войны полисов ещё более усиливали их тяжёлое положение.

В 395 началась развязанная Спартой Коринфская война (395—387); в войне Спарте противостояла коалиция государств (Афины, Коринф, фивы и др.). Ослабление полисов и упадок финансового хозяйства ставили в тот период все полисы в зависимость от богатой Персии, которая фактически продиктовала воюющим сторонам условия мира (царский, или Анталкидов мир): Персия восстанавливала свою власть над малоазийскими городами, в Греции запрещались союзы городов, наблюдение и контроль за греческими городами передавались Спарте, политика которой выражалась в нарушениях автономии государств, в расправе с демократами, установлении олигархических порядков.

Спарта становилась главным врагом греческой свободы и независимости. В Фивы был введён спартанский гарнизон, но фиванские демократы в 379 под руководством Пелопида и Эпаминонда изгнали спартанцев и восстановили существовавший ещё в 6 в. Беотийский союз. В 378/377 возник Второй Афинский морской союз для борьбы со Спартой, куда вошли и Фивы. В 371 в битве при Левктрах фиванцы нанесли спартанским войскам поражение, которое развеяло миф о непобедимости Спарты. После гибели фиванского полководца Эпаминонда в битве при Мантинее (362) закончился краткий период возвышения Фив, чему способствовало и враждебное отношение к Фивам Афин, напуганных их усилением. Однако попытка Афин установить во Втором Афинском морском союзе порядки, существовавшие в Первом союзе, встретила отпор союзников и привела к Союзнической войне 357—355 до н. э.,закончившейся распадом союза.

В этот период на севере Греции возникла новая сила — Македония. К 346 македонским царём Филиппом II были завоёваны сначала Фессалия, затем Фокида, Халкидика и фракийское побережье. В Афинах и других полисах Греции происходила борьба промакедонской (Исократ, Эсхин, Филократ и др.) и антимакедонской (Демосфен, Гиперид и др.) партий. Усилиями Демосфена против Македонии была создана коалиция греческих городов, потерпевшая, однако, полное поражение в битве при Херонее (338), где, по словам Ликурга, одного из руководителей антимакедонской партии, «вместе с телами павших была зарыта и свобода греков». Конгресс в Коринфе в 338—337, созванный Филиппом II, окончательно оформил подчинение Греции Македонии, на нём было объявлено о создании союза греческих государств во главе с Македонией. Во всех полисах был установлен олигархический режим, поддерживаемый македонскими гарнизонами.

Эллинистический период (конец 4 до н.э. - середина 1 вв. н.э)

Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Монархия Александра Македонского распалась сразу после его смерти (323). Долгая борьба диадохов и их преемников — эпигонов привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств (самыми крупными из них были монархии Селевкидов, Птолемеев и сама Македония).

Для Греции эллинистического периода характерно преобладание государств и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, Спарта), продолжавших оспаривать господство в Греции. В большинстве государств у власти находились олигархия или цари. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война 323/322) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. После вторичного поражения в Хремонидовой войне (267—261; названа по имени афинского полководца Хремонида) Афины были разгромлены, став всецело зависимыми от Македонской монархии.

Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом. Против неё боролись, то объединяясь друг с другом, то порознь, два новых могущественных союза — Ахейский (возродившийся около 280) и Этолийский (созданный около 320). Ахейский союз охватывал большую часть Пелопоннеса (кроме Спарты, которая вошла в союз после 192) и крупнейшие города (Сикион, Коринф, Мегара). В Этолийский союз, кроме Этолии, входили районы Средней Г. (кроме Афин), южная Фессалия и некоторые др. города. Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Греции приводила к массовому разрушению городов, продаже жителей в рабство, заселению центров новыми колонистами. Опустошали греческие города и пираты, которых использовали этоляне, продавая им в рабство жителей захваченных городов (из одной только Лаконики было продано до 50 тыс. чел.). Результатом борьбы были медленная агония городов, разорение средних слоев греческого населения, рост бедноты, волнения которой становились обычным явлением (в Коринфе, Аргосе, Милете).

После поражения, нанесённого римлянами Македонии в битве при Киноскефалах в 197 г., римляне постоянно вмешивались во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии. Летом 196 римский полководец Фламинин провозгласил на Истмийских играх «свободу» греков, вера в которую на короткий срок сделала Рим популярным в Греции. С этого времени Греция постоянно находилась под римским влиянием. Фактически Греция оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи (27 до н.э.) Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме Афин, номинально считавшихся свободным городом) и мало чем выделялась среди других восточных провинций Римской империи. С 4 в. н.э. Греция составила ядро Восточной Римской империи — Византии.