Важнейшие международные экономические организации. Крупнейшие региональные экономические объединения государств

Международные экономические организации в области внешней торговли стали развиваться в 20-м веке. В этот период производительные силы общества, общественное разделение труда выходят за рамки национальных границ растет значение международных экономических связей.

Рост международной торговли после 2-ой мировой войны (с 1950 по 1947 г. мировой внешне торговый оборот вырос в 10 раз) повлек за собой создание новых международных организаций (как при ООН так и вне ее), основное направление которых - поиск путей универсального урегулирования международных экономических отношений, и в первую очередь международной торговли, в виду их особого значения. Число международных организаций достигло к 1977 г. трех тысяч.

Международные организации - это стабильный институт многосторонних международных отношений, создаваемых в большинстве случаев по меньшей мере тремя государствами и имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные институциональные нормы, в числе которых - устав, процедура, членство, порядок принятия решений и т.д.

Среди международных экономических организаций следует различать: межгосударственные (межправительственные), членами которых являются государства; неправительственные, членами которых являются те или иные внутригосударственные организации или органы, общественные организации или частные лица.

Кроме того, международные экономические организации следует различать:

по характеру их деятельности: постоянно действующие (такие организации создаются на основе экономических договоров); временные (т.е. действующие в процессе созываемых конференций, совещаний);

по уровню компетенции: организации компетентные по общим вопросам международной торговли; организации компетентные по отдельным видам товаров.

Главной постоянно действующей межправительственной организацией является ООН (основана в 1945 г.) Согласно уставу, ООН призвана осуществлять международное сотрудничество с целью разрешения глобальных экономических проблем (ст.1) «с целью создания условий стабильности и благополучия», с целью «содействия повышению уровня жизни, экономическому развитию и прогрессу в мире».

Вопросами экономического сотрудничества занимается высший орган ООН - Генеральная Ассамблея и руководимый ею ЭКОСОС (экономический и социальный совет).

Генеральная Ассамблея ООН обычно созывается на сессию один раз в году а по мере надобности на специальные и чрезвычайные сессии, ГА организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других отраслях (ст. 13 Устава) ГА осуществляет руководящие функции по отношению к ЭКОСОС, Ее рекомендации в адрес совета имеют обязательную сипу (ст.ст. 60, 66 Устава). ЭКОСОС состоит из 54 членов, одна треть которых переизбирается ГА ежегодно, ЭКОСОС собирается на свои сессии дважды в год. ЭКОСОС призван решать конкретные задачи международного экономического сотрудничества. Согласно Уставу ООН, в функции ЭКОСОС входит проведение различного рода исследований и докладов по международным вопросам в областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам. В рамках Совета разрабатываются проекты международных соглашений и конвенций, которые в последствии предоставляются на утверждение в ГА. В функции ЭКОСОС входит также координация деятельности специализированных учреждений ООН, с которыми он заключает специальные соглашения, а также руководство региональными экономическими комиссиями.



Деятельность ЭКОСОС осуществляется через целый ряд его вспомогательных организаций, комитетов и комиссий.

Под руководством Экономического и социального Совета работают следующие региональные экономические комиссии:

Европейская экономическая комиссия (Экономическая комиссия для Европы) была создана в 1947 г. сроком на 5 лет для оказания эффективной помощи разоренным второй мировой войной Европейским странам. Затем срок деятельности этой комиссии был продлен на неопределенный срок. Высшим органом комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган Комиссии - Секретариат. Секретариат имеет отделы: планов и исследований, промышленный, транспортный, торгово-посреднический. В рамках Комиссии действует десять комитетов: по черной металлургии; по углю; по электроэнергии; по промышленности и внутреннему транспорту; по рабочей силе; по жилищному вопросу; по развитию внешней торговли и другие.

Экономическая комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), создана в 1947 г. в качества временной организации. В 1952 г. комиссия была реорганизована в постоянную. Высшим органом в Комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган - Секретариат, состоящий из отделов промышленности и торговли, транспорта и связи, социальных вопросов, исследований и планов. В составе ЭСКАТО имеются: Комитет по промышленности и естественным ресурсам, Комитет по внутреннему транспорту и связи Комитет по торговле. При участии ЭСКАТО были разработаны проекты и (координируется работа по их реализации): строительство трансазиатской железной дороги, строительство трансазиатского шоссе через 15 стран;

Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), создана в 1948 г., в 1951 г. зарегистрирована в постоянную. Ее членами являются 20 государств Латинской Америки Высшим и постоянно действующими органами Комиссии являются, соответственно, пленарные сессии и Секретариат. В составе Секретариата входят шесть отделов. При участии ЭКЛА создана Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС);

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА). Создана на XXV сессии ЭКОСОС (1958 г.) по решению ГА ООН (XII сессия 26.11.1957 г.) Функции, высшие и постоянно действующие органы аналогичны другим экономическим комиссиям. ЭКА разработала ряд проектов по строительству трансафриканской, транссахарской и восточно-африканской автомагистралей;

Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) сконцентрировала внимание на исследовательской форме деятельности, обобщая и прогнозируя тенденции и перспективы развития отдельных стран региона. В частности, исследуется практика ТНК в нефтяной промышленности региона.

Важным вспомогательным органом ГА ООН является Комиссия по международной торговле (ЮНИСТРАЛ), которая проводит работу по содействию и унификации прав международной торговли. В частности, ею разработана Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, принятая на конференции ООН в 1980 г.

Одним из наиболее значительных органов ООН, занимающихся проблемами экономического сотрудничества является ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию была учреждена в 1964 г. как орган ГА ООН. Созданная как вспомогательный орган ГА, она уже давно переросла в самостоятельную автономную организацию с многочисленными вспомогательными органами. Высшим органом ЮНКТАД являются сессии конференции (собирается раз в три-четыре года). Между сессиями конференция работает в виде Совета по торговле и развитию (собирается два раза в год). При Совете действует семь постоянных комитетов: по сырьевым товарам; по промышленным товарам; по преференциям; по невидимым статьям и финансированию, связанному с торговлей; по морским перевозкам; по передаче технологий и экономическому сотрудничеству развивающихся стран, а также четыре рабочие группы.

В резолюции ГА ООН, которой была учреждена ЮНКТАД, ее функции были сформулированы так:

1) поощрение международной торговли, особенно с точки зрения ускорения экономического развития, в частности торговли между странами, находящимися на разных уровнях развития...;

2) установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

4) рассмотрение и содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН...;

5) принятие, в случае необходимости, мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для проведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли...;

6) согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли...;

7) рассмотрение любых других вопросов в пределах компетенции:

Уже первая Конференция (ЮНКТАД-1) приняла подготовленные СССР, ПНР и ЧССР «Принципы международных торговых отношений и торговой политики». Этот документ имел чрезвычайно важное значение для разработки в рамках ЮНКТАД «Хартии экономических прав и обязанностей государств» (1974 г.)

ЮНКТАД-VI принял резолюцию об отказе от мер экономического принуждения, в которой содержалось осуждение политики и практики торговых ограничений, блокады, эмбарго и других экономических санкций.

ЮНКТАД-IV разработала и приняла международные соглашения по натуральному каучуку, какао, сахару, тропической древесине, джуту, олову. Разработано и принято Соглашение об учреждении Общего фонда сырьевых товаров.

Конференции ЮНКТАД проходили: в Женеве - в 1964 г. (ЮНКТАД-I), Нью-Дели – 1968 г. (ЮНКТАД-II), Сантьяго-де-Чили – 1973 г. (ЮНКТАД-III), Найроби – 1976 г. (ЮНКТАД-IV), Маниле – 1979 г. (ЮНКТАД-V), Белграде – 1983 г. (ЮНКТАД - VI), Женеве – 1987 г. (ЮНКТАД-VII).

Характер деятельности ЮНКТАД, ее структура, универсальность, объем компетенций природа принимаемых документов дают все основания рассматривать ее как «постоянную международную организацию».

Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве.

ЮНИДО - Организация Объединенных наций по промышленному развитию - создана в 1956 г. в целях содействия индустриализации развивающихся государств. В 1985 г. приобрела статус специализированного учреждения ООН. Высшим органом ЮНИДО является Генеральная конференция, созываемая один раз в четыре года, руководящим органом является Совет по промышленному развитию, заседания которого проводятся один раз в год. Совет состоит из 45 членов, избираемых Генеральной конференцией сроком на три года на основании принципа справедливого географического представительства, Постоянный комитет, который является вспомогательным органом Совета, собирается на свои сессии дважды в год. Секретариат - административный орган ЮНИДО находится в Вене (Австрия). Генеральный секретарь ЮНИДО по представлению Совета утверждается Генеральной конференцией сроком на четыре года. К руководящим органам относится также Комитет по программным и бюджетным вопросам. С 1981 г. функционирует информационный банк по промышленности и технологии.

Основополагающие документы организации - Лимская декларация и План действия по промышленному развитию и сотрудничеству, принятые в 1975 г., содержат важные положения, направленные на осуществление таких принципов НМЭП и международного экономического права, как утверждение суверенитета над собственными природными ресурсами и всей экономической деятельностью и т.д. На Генеральной конференции ЮНИДО в 1980 г. в Дели были разработаны и приняты Декларация и План Действий дальнейшей индустриализации в рамках международной стратегии развития ООН на третье десятилетие.

Установление равноправного международного экономического сотрудничества в области науки и техники должна содействовать Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая призвана оказывать помощь развивающимся странам в становлении национальных систем охраны промышленной собственности и авторских прав.

Кроме вышеперечисленных, можно назвать также следующие специализированные учреждения ООН: Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).

Среди валютно-кредитных учреждений ООН выделяются: Международный валютный фонд (МФБ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) , а также Международная финансовая корпорация - МФК и Международная ассоциация развития - МАР. Все эти организации - межправительственного характера, имеют статус специализированных учреждений ООН, т.е. ООН не может давать рекомендации в отношении политики и основных направлений их деятельности.

МВФ и МБРР - крупнейшие международные валютно-кредитные организации - созданы на основании соглашений, принятых Бреттон-Вудской конференцией (США) в 1944 г. На 1 января 1990 г. членами каждой организации являлось 151 государство; в настоящее время Российская Федерация также является членом этих организаций. МВФ и МБРР - специализированные учреждения ООН, они имеют соглашения об отношениях с ООН (с 1947 г.)

Цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств членов и представление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержание валютных курсов.

Главная цель МБРР - содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей.

МФК (создана в 1956 г. в качестве филиала МБРР; на 1.01.90 г. - 133 члена) занимается финансированием главным образом многонациональных проектов, в которых участвует местный и иностранный капитал, предоставляет кредиты на льготных условиях и без правительственных гарантий.

МАР (создана в 1960 г. в качестве филиала МБРР, на 1.01.95 г. - 137 членов) предоставляет беспроцентные кредиты (развивающимся странам) на более льготных чем МБРР, условиях. Срок кредитования - 40 лет для наименее развитых стран (по официальному списку ООН) и 35 лет для остальных.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) - это крупнейший межправительственный торговый договору было принято в 1948 г. как временное соглашение. Первоначально страны участницы работали над проектом Устава торговой организации (МТО), который так и остался не ратифицированным.

Комплекс правил, которые составляют в совокупности многостороннюю торговую систему, известную как ГАТТ, состоит из самого Генерального соглашения (38 статей), а также заключенных позднее ГАТТ является урегулирование международных торговых споров.

Членами ГАТТ являются 110 государств, РФ имеет статус наблюдателя.

Штаб-квартира ГАТТ находится в Женеве (Швейцария). Высший орган ГАТТ - сессии Договаривающихся сторон, проводимые на ежегодной основе.

В рамках ГАТТ было проведено 7 раундов многосторонних торговых переговоров, в ходе которых было осуществлено, последовательно ставок таможенных тарифов стран участниц, разработаны соглашения по вопросам стандартов и других нетарифных мер урегулирования внешней торговли, государственных закупок, торговле гражданской авиатехникой и текстильным товаром.

Результатом переговоров в рамках «Уругвайского раунда» ГАТТ является Генеральное соглашение по торговле и услугам – ГАТС. Крупнейшей экономической и политической организацией Европы является Европейский союз (ЕС), созданный на основе Европейских сообществ: Европейского экономического сообщества (ЕЭС); Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРААТОМ), созданных в соответствии с Парижским (1951 г. - ЕОУС) и двумя Римскими договорами (1957 г.). В 1987 г. эти договоры дополнены Единым Европейским актом, а 7 февраля 1992 г. государства-члены Европейского сообщества подписали договор о Европейском союзе (Маа договор), а 1 ноября 1993 г. он вступил в силу.

В Европейский союз входят 12 стран: ФРГ, Франция, Италия., Бельгия, Нидерланды, Люксембург (учредители), Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, (вступили в 1973-1986 гг.).

Одной из задач Договора является обеспечение эффективной работы механизмов и институтов ЕС.

В соответствии с Договором основными целями Союза считаются следующие:

содействовать экономическому и социальному прогрессу, путем создания пространства без внутренних границ...;

утвердить свой статус и назначение на международной арене;

усилить защиту прав и интересов граждан государств путем введения гражданства Союза;

развивать тесное сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел;

сохранять и в необходимых случаях пересматривать и совершенствовать систему связей и отношений.

Важнейшими особенностями процедуры сотрудничества является переход к согласованию позиций путем прохождения проекта «челноком» между комиссией. Советом, ЕП и предоставление ЕП (Европейскому парламенту) права на вето по установленному кругу вопросов (ст.189 Устава ЕЭС).

Основной исполнительный орган Совета - Комиссии ЕС. Высший орган ЕС - Европейский Совет, состоящий из глав государств и правительств стран-членов Сообщества.

Европейский парламент избирается непосредственно гражданами государств-членов ЕС на основе всеобщего и прямого голосования. Исходя из вышеописанного международные экономический организации можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Форме учредительного акта (на базе договоров; иные чем договоры международные акты (ЮНКТАД, учреждена ГА ООН); не имеющие единого формального юридического акта (ГАТТ);

2. Объему полномочий - ординарные и наднациональные (ЕС);

3. Порядку доступа - ограниченные (по мотивам регионального или иного характера) и неограниченные («открытые»).

Важным фактором, характеризующим международные экономические организации (МЭОРГ), является «характер членства», показывающий различия между МЭОРГ с единым статусом государств-членов ООН и МЭОРГ, имеющие различные категории государств-членов (ФАО, ГАТТ, ОПЕК). Ст. II Конституции ФАО различает полномочных и ассоциированных членов, последние не могут занимать никаких постов и участвовать в голосовании (ст.III).

Видовое многообразие МЭОРГ видно при анализе предмета их деятельности. По предметам компетенции различают:

1. Организации общей компетенции, занимающиеся е. том числе и экономическими вопросами (ООН, ОЕА);

2. Организации экономической интеграции (ЕС);

3. Общеэкономические организации, координирующие экономическую политику государств-членов по всем основным направлениям экономического сотрудничества;

4. Специализированные МЭОРГ:

а) организации в области торговли (ЮНКТАД); международные товарные организации (Международная организация по какао); организации стран экспортеров (ОПЕК);

б) валютно-финансовые организации (МВФ, МБРР);

в) органы в области инвестиций (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров);

г) организации в области сельскохозяйственного сотрудничества (ФАО);

д) организации в области промышленного сотрудничества (ЮНИДО);

е) организации в области транспорта и связи (Всемирный почтовый союз);

ж) прочие организации, осуществляющие деятельность экономического характера (Всемирная организация интеллектуальной собственности).

Современные МЭОРГ используют различные процедуры принятия решений:

Классификация позволяет с различных точек зрения увидеть ложную организованную систему МЭОРГ, выделить их общие и специфические свойства, обуславливающее видовое многообразие.

Вывод:

Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совместными усилиями государств через международные организации, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотрудничества. В результате международные организации являются важными субъектами международного экономического права.

Международные организации, действующие в сфере экономических отношений, словно можно разделить на две группы. К первой относятся организации, которые своим действием охватывают всю сферу экономических отношений; во вторую группу входят организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей международного экономического права (например, торговые, финансовые, инвестиционные, транспортные и иные).

Заключение

Сложность объекта регулирования международного экономического права состоит в том, что он охватывает многообразные, различающиеся по своему содержанию виды отношений, связанных с различными аспектами хозяйственных отношений. К ним относятся торговые, транспортные, таможенные, финансовые, инвестиционные и другие отношения. Каждый из них имеет свое специфическое содержание, порождающее необходимость специального правового регулирования, в результате чего сформировались подотрасли международного экономического права: международное торговое право; международное транспортное право; международное таможенное право; международное финансовое право, международное инвестиционное право, международное технологическое право.

Каждая подотрасль представляет собой систему международно-правовых норм, регулирующих межгосударственное сотрудничество в конкретной сфере экономических отношений. Все они объединяются в единую отрасль международного права – международное экономическое право – общим объектом регулирования, общими целями и принципами. Кроме того, целый ряд институтов международного экономического права являются элементами других отраслей международного права: права международных организаций, права договоров, права мирного разрешения международных споров и др.

От решения экономических проблем зависят жизненно важные интересы России. Утвержденная Указом президента «Государственная стратегия экономической безопасности РФ «обоснованно исходит из необходимости эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутреннем, так и в международном плане.


См.: Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647 - 1917). М.: Изд-во АН СССР, 1958.

Нигерийский профессор Т.Элаейес пишет, что современное международное право “берет свое начало со времени окончания Второй мировой войны, прежде всего с появлением Организации Объединенных Наций”. Об этом же писал американский профессор Дж. Кунц, индийский верховный судья Р.Патак и др.

Яковлев В.П. Социальное время. Ростов-на Дону, 1980. С. 96.

См. ст. 6 Всеобщей декларации прав человека; см. ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах; см. ст. 8 Конвенции о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей 1990 г.

Сохранение in-situ означает условия, в которых существуют генетические ресурсы в рамках экосистем и естественных мест обитания, а применительно к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки.

Сохранение ex situ означает сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания.

Василенко В.А. Основы теории международного права. Киев, 1998. С. 10.

История международного права. Баскин, Фельдман. 1995. С. 32.

История международного права. Баскин, Фельдман. 1995. С. 266.

Око всей великой России. М., 1980. С. 28.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. № 1138. М., 1970.

Там же. Вып. XXXIII. № 2480. М., 1979.

Ортолан Т. Морское международное право. СПб., 1875. С.11.

Хиггинс и Коломбос. Международное морское право. М.: Из-во иностр.лит., 1953. С. 49.

Тарханов И.Е. Свобода судоходства - одна из основных составных частей свободы открытого моря. Труды Союзморниипроект. М., 1973. С.89-93.

Хроника ООН. Июль 1995. Т.XXXII. №1. Департамент общественной информации. Нью-Йорк. С. 9.

Главной постоянно действующей межправительственной органи­зацией является Организация Объединенных Наций (основана в 1945 г.). Согласно уставу ООН призвана осуществлять междуна­родное сотрудничество с целью разрешения глобальных эконо­мических проблем (ст. 1) «с целью создания условий стабильно­сти и благополучия», с целью «содействия повышению уровня жизни, экономическому развитию и прогрессу в мире».

Вопросами экономического сотрудничества занимается выс­ший орган ООН - Генеральная Ассамблея и руководимый ею ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет).

Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному со­трудничеству в экономической, социальной и других отраслях; ГА также осуществляет руководящие функции по отношению к ЭКОСОС.

Экономический и Социальный Совет призван решать кон­кретные задачи международного экономического сотрудничества. Согласно Уставу ООН, в функции ЭКОСОС входит проведение различного рода исследований и докладов по международным вопросам в областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам.

В рамках Совета разрабатываются проекты международных соглашений и конвенций, которые в последствии предостав­ляются на утверждение в Генеральную Ассамблею. В функции ЭКОСОС входит также координация деятельности специализи­рованных учреждений ООН, с которыми он заключает специаль­ные соглашения, а также руководство региональными эконо­мическими комиссиями.

Под руководством Экономического и Социального Совета работают следующие региональные экономические комиссии.

1. Европейская экономическая комиссия (Экономическая ко­миссия для Европы) была создана в 1947 г. сроком на пять лет для оказания эффективной помощи разоренным Второй миро­вой войной европейским странам. Затем срок деятельности этой комиссии был продлен на неопределенный срок. Высшим орга­ном комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган Комиссии - Секрета­риат, который имеет отделы: планов и исследований, промыш­ленный, транспортный, торгово-посреднический. В рамках Ко­миссии действует десять комитетов: по черной металлургии; по углю; по электроэнергии; по промышленности и внутреннему транспорту; по рабочей силе; по жилищному вопросу; по разви­тию внешней торговли и др.

2. Экономическая комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) создана в 1947 г. в качества временной организации. В 1952 г. комиссия была реорганизована в постоянную. Высшим органом Комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган - Секретариат, состоящий из отделов промышленности и торговли, транспорта и связи, со­циальных вопросов, исследований и планов. В ЭСКАТО имеют­ся: Комитет по промышленности и естественным ресурсам, Ко­митет по внутреннему транспорту и связи, Комитет по торговле. При участии ЭСКАТО были разработаны проекты строительства трансазиатской железной дороги и строительства трансазиатско­го шоссе через 15 стран.



3. Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА) создана в 1948 г., в 1951 г. преобразована в постоянную комис­сию. Ее членами являются 20 государств Латинской Америки Высшим и постоянно действующими органами Комиссии явля­ются соответственно пленарные сессии и Секретариат. В составе Секретариата шесть отделов. При участии ЭКЛА создана Лати­ноамериканская экономическая система (ЛАЭС).

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) была образована на XXV сессии ЭКОСОС (1958 г.). Функции, высшие и постоянно действующие органы аналогичны другим экономическим комис­сиям. ЭКА разработала проекты по строительству трансафрикан­ской, транссахарской и восточно-африканской автомагистралей.

5. Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) сконцен­трировала внимание на исследовательской форме деятельности, обобщая и прогнозируя тенденции и перспективы развития от­дельных стран региона. В частности, исследуется практика транс­национальных корпораций в нефтяной промышленности региона.

Важным вспомогательным органом Генеральной Ассаммб-леи ООН является Комиссия по международной торговле (ЮНИСТРАЛ), которая проводит работу по содействию и уни­фикации прав международной торговли. В частности, ею разра­ботана Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, принятая на конференции ООН в 1980 г.

Одним из наиболее значительных органов ООН, занимаю­щихся проблемами экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она бы­ла учреждена в 1964 г. как вспомогательный орган ГА ООН и уже давно переросла в самостоятельную автономную. Высшим органом ЮНКТАД являются сессии конференции (собираются один раз в три-четыре года). Между сессиями конференция ра­ботает в виде Совета по торговле и развитию (собирается два раза в год). При Совете действует семь постоянных комитетов: по сырьевым товарам; по промышленным товарам; по преферен­циям; по невидимым статьям и финансированию, связанному с торговлей; по морским перевозкам; по передаче технологий и экономическому сотрудничеству развивающихся стран, а также четыре рабочие группы.

В резолюции ГА ООН, которой была учреждена ЮНКТАД, ее функции были сформулированы следующим образом:

1)поощрение международной торговли, особенно с точки зрения ускорения экономического развития, в частности торгов­ли между странами, находящимися на разных уровнях развития;

2)установление принципов и политики, касающихся между­народной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

4)рассмотрение и содействие координации деятельности дру­гих учреждений в рамках системы ООН;

5)принятие в случае необходимости мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для проведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

6)согласование политики правительств и региональных эко­номических группировок в области торговли;

7)рассмотрение любых других вопросов в пределах компе­тенции.

Характер деятельности ЮНКТАД, ее структура, универсаль­ность, объем компетенций природа принимаемых документов дают все основания рассматривать ее в качестве постоянной ме­ждународной организации. Штаб-квартира организации нахо­дится в Женеве.

Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создана в 1956 г. в целях содействия индустриализации развивающихся государств. В 1985 г. она приобрела статус специа­лизированного учреждения ООН. Высшим органом ЮНИДО яв­ляется Генеральная конференция, созываемая один раз в четыре года; руководящим органом является Совет по промышленному раз­витию, заседания которого проводятся один раз в год. Совет со­стоит из 45 членов, избираемых Генеральной конференцией сроком на три года на основании принципа справедливого гео­графического представительства. Постоянный комитет является вспомогательным органом Совета и собирается на свои сессии дважды в год. Секретариат - административный орган ЮНИДО находится в Вене (Австрия). Генеральный секретарь ЮНИДО по представлению Совета утверждается Генеральной конференцией сроком на четыре года. К руководящим органам относится так­же Комитет по программным и бюджетным вопросам. С 1981 г. функционирует информационный банк по промышленности и технологии.

Основополагающими документами организации являются Лимская декларация и План действия по промышленному раз­витию и сотрудничеству, принятые в 1975 г. ЮНИДО разраба­тывает рекомендации и программы для правительств развиваю­щихся стран по оказанию технической помощи в проектирова­нии и строительстве объектов.

Установление равноправного международного экономиче­ского сотрудничества в области науки и техники должна содей­ствовать Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая призвана оказывать помощь развивающимся странам в становлении национальных систем охраны промыш­ленной собственности и авторских прав.

Среди валютно-кредитных учреждений ООН выделяются: Международный валютный фонд (МВФ);

■ Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

■ Международная финансовая корпорация (МФК);

■ Международная ассоциация развития (MAP).

Все эти организации носят межправительственный характер и имеют статус специализированных учреждений ООН, т.е. ООН не может давать им рекомендации в отношении политики и ос­новных направлений их деятельности.

МВФ и МБРР - крупнейшие международные валютно-кредитные организации - созданы на основании соглашений, принятых Бреттон-Вудской конференцией (США) в 1944 г. Чле­нами каждой организации являются 184 государства, в том числе и Российская Федерация.

Цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств-членов и представлять им займы для урегулирования платежных балансов и поддержания валют­ных курсов.

Главная цель МБРР - содействовать реконструкции и раз­витию территорий государств-членов путем поощрения капита­ловложений для производственных целей.

МФК (создана в 1956 г. в качестве филиала МБРР и насчи­тывает 176 государств-членов) занимается финансированием главным образом многонациональных проектов, в которых уча­ствует местный и иностранный капитал, предоставляет кредиты на льготных условиях и без правительственных гарантий.

MAP (создана в 1960 г. как филиал МБРР, сейчас в нее входят более 160 государств) предоставляет беспроцентные кредиты раз­вивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Срок кредитования для наименее развитых (по списку ООН) стран составляет 40 лет, для остальных - 35 лет.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) - это крупнейший межправительственный торговый договор. Было принято в 1948 г. как временное соглашение. На протяжении всей истории (1948-1994 г.г.) его важнейшей функцией явля­лось проведение многосторонних раундов торговых переговоров. Всего таких раундов было 8. Последний, Уругвайский раунд за­вершился в апреле 1994 г. подписанием Заключительного акта, состоявшего из соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и ряда документов, которые в совокупности соста­вили систему ВТО.

Высшим органом ВТО является Конференция министров госу­дарств-участников ВТО. Ее сессии проходят не реже одного раза в два года. Между сессиями по мере необходимости созывается Генеральный Совет участников ВТО. Он выполняет функции Органа по разрешению споров и Механизма по обзору торговой

политики. Конференция министров назначает Генерального ди­ректора, который руководит Секретариатом ВТО. Все решения в рамках ВТО принимаются консенсусом. В компетенцию ВТО входят:

■ Международная торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами;

■ торговля текстилем и одеждой;

■ международная торговля услугами; ■ интеллектуальная собственность;

■ связанные с торговлей инвестиции;

■ специальные защитные, антидемпинговые и компенсаци­онные меры;

■ санитарные и фитосанитарные меры;

■ правила происхождения товаров;

■ импортное лицензирование и др.

Все многосторонние соглашения ВТО обязательны для госу­дарств-участников, остальные страны вынуждены следовать нор­мам и правилам, выработанным в ГАТТ/ВТО.

В современных международных экономических отношениях значительная роль принадлежит универсальным объединениям, формально не являющимся международными организациями. К их числу следует, прежде всего, отнести Парижский и Лон­донский клубы кредиторов.

Парижский клуб - межгосударственный механизм, создан­ный для выработки многосторонних договоренностей государст­вами-кредиторами по отношению к государствам-должникам с целью пересмотра условий погашения задолженности. Офици­ально не имеет устава, правил приема и закрепленных структур.

Российская Федерация, являясь продолжателем СССР, в Связи с членством в Клубе получила возможность перевести в практическую плоскость реализацию значительных внешних ак­тивов, многие из которых считались «безнадежными».

Лондонский клуб был создан с целью выработки договоренно­стей со странами-должниками по выплате внешнего долга и пога­шения межбанковской задолженности. Он объединяет 600 ком­мерческих банков-кредиторов ведущих стран мира. Его возглав­ляют представители «Дойче банк» (Германия).

Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы и упрощают работу на мировом рынке.

Глобализация экономики и появление новых отраслей увеличивает количество международных соглашений и особенностей сотрудничества между странами. Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы, чтобы сделать работу на мировом рынке более простой и выгодной.

Количество и состав МЭО меняется в зависимости от политической ситуации, особенностей развития глобального рынка и целей сотрудничества в организации. Например, ООН была создана для поддержания мира по окончании Второй мировой войны, однако со временем полномочия организации значительно расширились. В организационную структуру добавились десятки специализированных МЭО, работающих под эгидой ООН.

Разновидности

В зависимости от спектра решаемых задач, такие объединения государств разделяются на универсальные и специализированные.

  • Специализированные регулируют отдельные направления международной деятельности: торговлю (ВТО, ЮНКТАД), валютные отношения (МВФ, ЕБРР), экспорт сырья и материалов (ОПЕК, МССТ), сельское хозяйство (ФАО).
  • Универсальные организации — крупные объединения, которые способствуют развитию международных отношений в целом, упрощают доступ на мировой рынок. Например, ОЭСР — Организация экономического развития и сотрудничества.

В зависимости от международного правового статуса, МЭО разделяются на межгосударственные и неправительственные организации.

  • Межгосударственные оформлены договорами, заключенными между несколькими странами (или их объединениями) для решения установленного списка задач. Например, система ООН включает десятки специализированных международных организаций, которые выпускают законодательные нормы для государств-участников.
  • Неправительственные организации — объединения стран, не предполагающие заключение соглашений между властными структурами. Такой вид МЭО преследует гуманитарные цели (Комитет Красного Креста), расследует нарушения прав человека (Комитет по надзору в сфере прав человека), борется с цезурой (комитет Репортеры без границ), сохраняет культурное наследие (комитет Мемориал).

Функции

Все международные организации создаются для формирования единого мирового рынка, адаптированного к национальным законодательствам и их особенностям. Субъектами (участниками) МЭО могут быть отдельные государства или их объединения, а объектами (предметами сотрудничества) таких организаций становятся экономические отношения.

В зависимости от правового статуса и перечня решаемых задач, выделяют пять основных функций МЭО.

  • Решение задач, актуальных для всех стран мира: борьба с голодом, эпидемиями, бедностью, безработицей, обеспечение стабильного экономического развития. Такие вопросы решает ООН и ее специализированные организации, группа Всемирного банка, Евразийский экономический союз.
  • Решение экономических, правовых и социальных проблем, актуальных для данного региона. Например, Европейский банк реконструкции и развития финансирует структурные изменения в экономике стран Центральной и Восточной Европы.
  • Создание комфортных условий для ведения бизнеса в отдельном сегменте рынка. Такие организации объединяют несколько стран, выпускающих одну группу товаров для мирового рынка. Например, ОПЕК — объединение государств-экспортеров нефти, которая координирует продажи сырья, контролирует уровень цен на рынке.
  • Неформальные и полуформальные группировки, которые созданы несколькими странами для решения узких проблем. Например, Парижский клуб кредиторов — финансовый союз лидирующих экономик для урегулирования выплаты долгов отдельных государств.

Большинство МЭО образуется и развивается по мере расширения рынков, исчезновения национальных границ в торговле, создания новых отраслей производства. Например, массовое внедрение интернет-технологий привело к созданию европейского регламента по защите персональных данных (GDPR) пользователя.

Глобализация мирохозяйственных процессов мирового хозяйства, усиления взаимозависимости национальных экономик, приводит к необходимости учреждения международных организаций по контролю, координации, содействию и унификации социально-экономических вопросов, возникающих между странами и выраженных в формальных и полуформальных структурах.

Международные организации подразделяются на две категории:

1. Межправительственные организации – участниками которых являются непосредственно государства, действующие на основании соответствующих договоров и обладающие международной правосубъектностью.

2. Неправительственные организации – в их состав входят различные объединения, они не являются субъектами международного права, а имеют статус юридических лиц, однако это не мешает некоторым из них иметь специализированный статус в межправительственных организациях. Так, например Международная торговая палата (МТП) – неправительственная торговая организация имеет консультативный статус в ООН. Зарегистрировано порядка 7000 международных неправительственных организаций.

Межправительственные организации.

I. Система ООН состоит из главных и вспомогательных органов, 18 специализированных учреждений и ряда программ, советов и комиссий, которые представлены:

1. Экономическим и Социальным советом (ЭКОСОС) - является основным органом по координации экономической и социальной деятельности ООН, 54 члена. ЭКОСОС имеет региональные экономические комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Западной Азии (ЭСКЗА), Африки (ЭКА), Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Европейская Экономическая комиссия (ЕЭК). Цель их деятельности – содействие проведению согласованных действий по экономическому сотрудничеству в рамках соответствующего региона.

2. Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД) - орган Генеральной Ассамблеи ООН, торгово-экономическая организация призванная содействовать развитию международной торговли между развитыми и развивающимися странами; согласовывать политику отдельных государств и интеграционных группировок в международной торговле; разрабатывать рекомендации для развития международных экономических отношений. Членами этой организации являются 186 государств, включая Россию.

3. Программа развития ООН (ПРООН).

4. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

5. Всемирный продовольственный совет (ВПС).

6. Мировая продовольственная программа (МПП),

7. Международный торговый центр (МТЦ).

Специализированные учреждения:

1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) – основана в 1945 году. Членами этой организации являются 169 государств и Европейский союз. Цели ФАО:

Устранение проблемы голода;

Улучшение питания и качества жизни;

Совершенствование сельскохозяйственного производства;

Содействие развитию сельских районов и улучшению условий жизни сельского населения.

2. Всемирный банк. Представлен группой институтов: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – главный институт Всемирного банка. Основан в 1945 году, предоставляет кредиты в основном промышленно развитым странам. Международная ассоциация развития (МАР) – образована в 1960 году; предоставляет кредиты развивающимся странам. Международная финансовая корпорация (МФК) – дата основания 1956 год; оказывает содействие частному сектору развивающихся стран. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - образовано в 1966 году; оказывает услуги по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

4. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).

5. Международная организация труда (МОТ) – основана в 1919 году. Объединяет на равных правах правительства, предпринимателей и трудящихся. Состоит из 170 государств, включая Россию. Цели МОТ:

Обеспечения занятости;

Поощрение экономических и социальных программ;

Соблюдение основных прав человека;

Охрана жизни и здоровья трудящихся.

6. Международный валютный фонд (МВФ) – учрежден в 1944 году. Одна из ведущих финансово-кредитных организаций. Включает 182 страны, в том числе с 1992 года Россию. МВФ предоставляет кредиты, в обмен на проведения такой экономической политики, при которой страна сможет накапливать валютные резервы и погашать долги кредиторам. Базой кредитных сумм является квота уставного Фонда МВФ, которая приходится на страну – члена организации. Квота Росси составляет 2,99% (4,3 млрд. СДР).

7. Международная морская организация (ММО).

8. Международный союз электросвязи (МСЭ).

9. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – учреждена в 1970 году, с 1974 года - специализированное учреждение системы ООН. Членами этой организации являются 156 государств, включая Россию. Главная цель – содействие охране интеллектуальной собственности.

10. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) – основана в 1967 году, ее членами являются 166 государств, включая Россию. Цели деятельности ЮНИДО:

Координация промышленного развития стран в рамках системы ООН;

Индустриализация развивающихся стран, при приоритетном развитии стран Африки;

Содействие реструктуризации экономик стран с переходной экономикой.

11. Всемирная торговая организация (ВТО). Правовой основой ВТО, действующей с 1 января 1995 года является ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) в редакции 1994 г. Главная цель ВТО – дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Местопребывания – Женева (Швейцария). В настоящее время в ВТО входят 128 государств, свыше 30 стран, включая Россию и Китай, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

Автономные организации:

1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) – является самостоятельной межправительственной организацией. Входящей в систему ООН. Членство – 123 государств, включая Россию. Агентство устанавливает и обеспечивает гарантии недопущения использования атомной энергии в военных целях.

2. Всемирная туристская организация (ВТО) - специализированная организация.

II. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), создана в 1961 г. На 1 января 1999 г. состояла из 29 стран, большинство из них развитые. Местонахождения Париж (Франция). Россия сотрудничает с ОЭСР с 1994 г. после подписания Декларации о сотрудничестве и Соглашения о привилегиях и иммунитете. В мае 1996 г. Россия подала заявление о вступлении в Организацию в качестве полноправного члена.

Главные задачи:

Анализ состояния экономик стран-членов, составление дважды в год прогноза их развития на ближайшие полтора года;

Координация финансовой помощи развивающимся странам;

Подготовка материалов для крупных международных отношений.

ОЭСР принимает два вида решений: постановления, обязательные для всех стран-членов, и так называемые джентльменские, имеющие добровольный характер, но обычно соблюдаемые.

III. Всемирная таможенная организация – образована в 1952 году, объединяет 139 государств, с 1991 года в организацию входит Россия. Содержание деятельности - разработка и распространение единых таможенных правил, содействие гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства.

IV. Банк международных расчетов – (БМР) основан в 1930 году, объединяет центральные банки 33, в основном европейских государств. Основные функции – координирует деятельность центральных банков ведущих промышленно развитых стран; производит расчеты между странами-членами ЕС; выступает агентом по многим видам операций центральных банков.

V Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – В него входят 59 стран. Создан в 1991 году для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований.

Неправительственные организации

Международные неправительственные организации, объединяющие производителей определенного товара (отраслевые ассоциации), например, Международная ассоциация воздушного транспорта, Международная ассоциация деловых коммуникаций; либо представителей определенных профессий (профессиональные ассоциации), например, Международная ассоциация переводчиков, Международная общество бухгалтеров; ставят перед собой такие задачи как обмен информацией, научные исследования, содействие продвижению товаров и услуг, обучение и т.п.

Эти организации некоммерческие, для решения своих задач международные неправительственные организации проводят различные конференции, совещания и семинары.

Наиболее авторитетная в мире международная неправительственная организация - Международная торговая палата (МТП) – основана в 1919 году. Организация объединяет свыше 6 тысяч компаний, 1,5 тысячи национальных союзов предпринимателей 110 стран. Цели деятельности МТП:

Содействие развитию предпринимательства;

Принятие экономических и правовых мер в вопросах урегулирования международной торговли;

Защита системы частного предпринимательства.

В 1993 году Торгово-промышленная палата Российской Федерации принята в МТП. Организация наделена консультативным статусом в ООН

Усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной жизни, обусловливает необходимость оперативного решения при помощи институционального механизма. Таким механизмом являются международные экономические организации (МЭО).

Международные правительственные организации – это международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей.

Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности).

Выделяют следующие виды МЭО:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.

Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).

4. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).

5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.

ООН – Организация Объединенных Наций , создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

Цели ООН:

Поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;

Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;

Обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:

Предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

Взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных ограничений;

Содействие справедливой конкуренции;

Разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.

МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г.

Поддержание общей системы расчетов;

Наблюдение за состояние международной валютной системы;

Содействие стабильности обменных курсов валют;

Предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

Предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму – подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:

1. Обычные механизмы:

Политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);

Механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).

2. Специальные механизмы:

Кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно);

Финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).

3. Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).