Государство, как политическая организация общества. Органы

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!


Различные общественные силы (классы, нации, другие социальные группы и слои), выражая свои коренные интересы, объединяются в разные политические организации: партии, союзы, ассоциации, движения. Некоторые из этих организаций имеют достаточно жесткую командную структуру, они не допускают многообразия мнений и позиций и тем самым напоминают как бы рыцарский орден. Другие политические организации, наоборот, стремятся интегрировать и выразить интересы самых разных социальных групп. Каждая из этих организаций, партий ставит в качестве своей основной задачи разработку стратегических и тактических вопросов теории и практики политики, а поэтому стремится выступить с какой-либо определенной интеллектуальной и политической инициативой. Отражая в своей деятельности групповые (корпоративные) интересы и цели, каждая из этих организаций (партий) является самодеятельной, а не государственной организацией, ибо строится на принципе участия, вовлечения, добровольного членства. Все эти организации действуют на основе определенных норм и правил, установленных в обществе, с тем, чтобы, реализуя свои интересы, оказать влияние, воздействие на функционирование общественной власти, сконцентрированной в государстве. Это не случайно, ибо именно государство является основной, главной политической организацией общества, поскольку только оно обладает мощнейшими рычагами власти, способными определять и регулировать политическую жизнь общества в целом, осуществлять управление всеми процессами его развития.

Вопрос о государстве, по общему признанию, является одним из самых сложных и противоречивых. Существует много разноречий в определении его природы и сущности. Некоторые, как Гегель, считают его "земным божеством", другие, как Ф. Ницше, - "холодным чудовищем". Одни (анархисты: М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин) требуют его немедленного упразднения, другие (Гоббс, Гегель), наоборот, полагают, что государство необходимо человеку и обществу, и без него им не обойтись никогда. Столь же много разногласий в выявлении причин появления государства и оснований его существования и развития.

Пожалуй, самая древняя теория государства - органическая. Уже Аристотель исходил из того, что государство - это многоединство, составляющих его людей (граждан), которое и осуществляет себя во множестве индивидов. Поскольку индивиды не равны по природе, ибо всегда есть люди, которые являются рабами по природе, то есть теми, которые рождены, чтобы повиноваться, но есть также и те, кто рожден повелевать, постольку государство становится органически необходимым людям для упорядочения их жизни и отношений друг с другом.

Более поздний вариант органического подхода к государству нашел свое отражение в учении английского философа XIX века Г. Спенсера. Г. Спенсер определяет государство как акционерное общество для защиты своих членов. Государство призвано охранять условия деятельности людей, за установленные рамки, которых они не должны выходить. Это спенсеровское учение, точно также как и аристотелевское, исходит из индивида, его органических индивидуалистических интересов государства как необходимого инструмента реализации этих своих интересов.

Рассматривая государство как непосредственно сросшуюся с людьми территориальную организацию их жизни, последователи органической теории государства рассуждают о нем как о живом (биологическом) организме. Они уверяют, что как в любом живом организме, где клетки слиты в одно сплошное физическое тело, так и в государстве отдельные люди образуют целое, несмотря на пространственную отдаленность друг от друга. Отождествляя государство с живым организмом, они много и часто говорят о его болезнях, смерти, возрождении. Они сравнивают отдельные органы и ткани биологического организма с элементами государственной организации общества. (Например, считают, что государственные учреждения - это те же нервы биологического организма.) Следовательно, как видим, органическая теория рассматривает государство как необходимую форму организации общества, распорядительный комитет общественных дел.

Другое, широки известное учение о государстве - договорная теория. Это еще более индивидуалистическая концепция, по сравнению даже с органической теорией государства, поскольку авторы этого учения - Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо исходят из постулата свободы и равенства для всех людей. Согласно этому учению, общество, будучи агрегатом равных индивидов, не может функционировать без власти, и с этим де согласны все люди. Вот этот факт согласия (договора) всех индивидов и лежит в основе теории общественного договора, поскольку преодолеть войну всех против всех, то есть анархию, можно только с помощью договора - проведением общей воли (власти), реализуемой государством. Если бы люди, писал Т. Гоббс, были бы в состоянии руководить собою, живя по естественным законам природы, то они не нуждались бы в государстве. Однако люди не обладают этим качеством, а поэтому каждый из людей нуждается в государстве, или в установлении порядка, при котором бы обеспечивались безопасность и спокойное существование всех. Ведь вне государства, считает Т. Гоббс, каждый имеет неограниченное право на все, в государстве же права каждого ограничены.

Теоретики общественного договора не объясняли, как появилась власть государства в действительности, но они показали, что государственная власть опирается не только на силу, авторитет и волю ее представителей, но также и на волю подчиненных (их согласие и одобрение). Иначе говоря, государственная власть должна осуществлять общую волю людей в государстве. Общая воля, по Ж.-Ж. Руссо, не есть простая сумма всех индивидуальных воль (желаний). Общая воля - это единогласное решение людей при обсуждении какого-либо вопроса, когда каждый индивид решает этот вопрос с учетом общих интересов и от имени всех.

Итак, теория общественного договора объясняет природу государственной власти стремлениями каждого из индивидов обезопасить свою жизнь, создать равные условия для претворения своих интересов. Для этого-то как раз и необходимо согласие всех и каждого из людей. В этой связи утверждается, что все люди равны и общая воля всех индивидов должна быть равна воле каждого индивида. Как видно, это почти совсем не согласуется с исторической реальностью, поскольку государственная власть никогда не была, да и вряд ли когда-нибудь будет рабой всех своих подданных. Однако многие современные ученые и политики рассматривают общественный договор тем идеалом, к которому должно стремиться и идти реальное демократическое государство, чтобы учитывать и претворять индивидуальные интересы как можно большего числа своих граждан.

Индивидуализм в воззрениях на государство преодолевался Гегелем. С его точки зрения, государство - это основа и средоточие конкретных сторон народной жизни: права, искусства, нравов, религии и поэтому оно - ее форма общности . Определяющим содержанием этой формы общности является сам дух народа, ибо действительное государство одушевлено этим духом. Это значит, что государство есть такое объединение, которое обладает всеобщей силой, ибо в своем содержании и цели несет в себе общность духа. Именно в государстве индивиды предназначены вести всеобщий образ жизни. Что же касается частных особенностей деятельности людей (особенное удовлетворение потребностей и интересов, особенное поведение) то это, согласно Гегелю, сфера не государства, а гражданского общества. Как видим, Гегель разводит государство - область всеобщих интересов людей и гражданское общество - область проявления частных интересов и целей индивидов. Он считал, что, если смешивать государство с гражданским обществом и полагать назначение государства в обеспечении и защите собственности и личной свободы, то это, значит, признавать интерес единичных людей, как таковых, окончательной целью, для которой они соединены. Следствием такого признания, считал Гегель, может стать ситуация, когда каждый сугубо произвольно станет определять, быть или не быть ему членом государства. Государство, подчеркивал Гегель, - это объективный дух, а, следовательно, и сам индивидуум постольку объективен, истинен и нравствен, поскольку он есть член государства.

7 См.: Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 279-315.

Таким образом, государство, по Гегелю, представляет собой высшую ступень в развитии объективного духа, которая означает восстановление единства индивидов и групп населения, нарушенного в гражданском обществе.

К. Маркс и Ф. Энгельс в своем учении о государстве и его сущности, как и Гегель, отвергают индивидуалистический подход органической и договорной теорий. Вместе с тем, они критикуют и гегелевское представление о государстве как такой форме общности, где концентрируется единый дух народа (нации). Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, государство навязано обществу, и оно есть продукт непримиримости классовых противоречий. Государство возникает в связи с расколом общества на антагонистические классы, а поэтому, как считает марксизм, оно никакая не общая воля, а машина (аппарат) для подавления одного класса другим .

8 См.: Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33.

Раскрывая сущность государства, марксисты всегда подчеркивают, что государство - это организация экономически господствующего класса в политически господствующий класс и именно поэтому, оно - орудие диктатуры (власти) одного класса над другим, орган насилия и угнетения. Государство никогда не существует для умиротворения классов, а только для подавления одного класса другим. Кстати, заметим, что насилие в деятельности государственной власти исключить, конечно, нельзя. Об этом пишет, например, и М. Вебер, который определяет государство как такую организацию внутри общества, которая владеет монополией на законное насилие. С этим солидаризируется и современный английский исследователь Э. Геллнер, который тоже считает, что государство - это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Однако в марксизме насилию придано, пожалуй, абсолютное (самодовлеющее) значение. В.И. Ленин, например, уделил этому вопросу особое внимание в свой работе "Государство и революция", когда анализировал различные исторические типы государств. Он тщательно исследует механизм государственной власти. Наряду с публичной властью - государственной бюрократией (властью отделенной от общества), В.И. Ленин выделяет в качестве необходимого и исключительно важного звена в системе всякого государственного управления так называемые отряды вооруженных людей (карательные органы) - армию, полицию, жандармерию разведку, контрразведку и их придатки - суды, тюрьмы, исправительные лагеря и т.п. Эти карательные органы, также как и публичная власть, по В.И. Ленину, отделены от общества, стоят над обществом и всегда обеспечивают неукоснительное проведение воли господствующего класса. Сразу же скажем, что в период разработки В.И. Лениным данных вопросов (начало XX века), эти его выводы не расходились с реальным положением дел. Государство действительно выступало комитетом по управлению делами экономически господствующего класса, а поэтому вся его мощь практически всецело служила интересам и целям этого класса.

В марксистской теории государства большое внимание уделяется вопросам его развития. Марксисты в отличие от многих других школ, рассматривающих государство вечным и неизменным образованием, всегда подчеркивают его исторический характер. Они считают, что государственная машина, возникнув в связи с расколом общества на классы, в конце концов, обречена на слом в ходе социалистической революции. Ф. Энгельс в своей работе "Анти-Дюринг" серьезно доказывал, что первый акт нового пролетарского государства - закон о национализации средств производства будет вместе с тем и последним его актом в качестве государства. Теперь вместо управления людьми, писал он, будет управление вещами. Не меньший оптимизм был свойствен и В.И. Ленину. В своей программе действий после захвата власти пролетариатом, он полагал, что в новом советском государстве будет "плата всем чиновникам при выборности и сменности всех их в любое время не выше средней платы хорошего рабочего" (Апрельские тезисы 1917 г.). В это же время на партийной конференции он провозглашает, что советское государство будет новым типом государства без постоянной армии и без привилегированного чиновничества. Он цитирует Ф. Энгельса: "Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит государственную машину туда, где ей будет настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором".

Придя к власти, большевики не могли не признать, что без государства не обойтись, что необходим длительный исторический период существования диктатуры пролетариата как новой формы государственной власти. Они считали, что с установлением диктатуры пролетариата принципиально меняется сущность государства, поскольку главная функция пролетарского государства - созидательная - построение социализма в интересах абсолютного большинства людей. Именно поэтому государство диктатуры пролетариата В.И. Ленин рассматривал уже не собственно государством, а полугосударством, хотя при этом сохранялись и постоянная армия, и милиция, и служба безопасности, и привилегированное чиновничество, зарплата которого во много раз превышала оплату среднего рабочего. Однако, вместе с тем, ни В.И. Ленин, ни его последователи никогда не расставались с мыслью о том, что с исчезновением классов исчезнет и государство, которое, как обычно говорилось, отомрет за ненадобностью.

К. Поппер, оценивая в своей книге "Открытое общество и его враги" марксистскую теорию государства, подчеркнул, что идея государства, как политической надстройки над экономическим базисом, которую надо сломать, верна лишь для нерегулируемого и неограниченного законодательно капитализма, в котором жил Карл Маркс. Однако эта теория совсем не согласуется, как считает К. Поппер, с современной реальностью, когда государственная власть становится все более и более институциональной, то есть основанной на общеправовых формах действия организацией по управлению делами общества . Именно этот момент подчеркивают и многие другие современные ученые, которые рассматривают государство политической формой организации общества, регулирующей отношения людей посредством права.

9 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С 189

Такой, утвердившийся сегодня в науке, либеральный подход к пониманию государства как формы политической организации общества рассматривает его носителем и исполнителем некоей общей функции (публичной власти), которая принадлежит обществу и осуществляется с целью его поддержания. Этот подход предполагает существование не только государства - публичного пространства, где главенствует, основанное на праве, политическое единство людей, но и гражданского общества, которое политически не организовано. Это значит, что общество, выступая предпосылкой государства, обладает сложной и подвижной собственной структурой, и оно является массовым обществом. Вот как раз эти признаки (собственная структура и массовый характер) подразумеваются понятием гражданское общество. Еще Гегель, а позднее П.А. Кропоткин показали, что государство не полностью вбирало в себя общественную жизнь даже в докапиталистическом обществе. П.А. Кропоткин в этой связи писал, что почти всегда существовали общественные формы полностью или частично независимые от государства и его институтов. Следовательно, можно сказать, что и современное гражданское общество - это относительно самостоятельное, отдельное от государства образование, являющееся сферой деятельности многообразных частных интересов людей.
Гегель, разрабатывающий теорию гражданского общества, полагал, что грань, разделяющая государство и гражданское общество, условна и относительна. Он подчеркивал, что, даже обособившись от государства, гражданское общество остается его органической частью. В этой связи заметим, что тогда, когда Гегель писал об этом, гражданское общество действительно еще не отделилось достаточно основательно от государства. Рассматривая государство как дух народа, Гегель считал, что дух народа проникает (пронизывает) практически все отношения людей.

Как известно, К. Маркс использовал понятие "гражданское общество" в своих ранних работах, но потом он отказался от него, посчитав его "гегелевским хламом". Для К. Маркса и его последователей гражданское общество - это буржуазное общество. Поскольку марксисты выступали против буржуазного способа производства и ратовали за новое социалистическое общество, они резонно полагали, что это новое общество, которое всецело строится на общественной собственности, не нуждается в какой-то особой, независимой от общего интереса всего общества, сфере частных интересов и целей его отдельных членов. Ведь если признать гражданское общество - это значит согласиться с тем, что, во-первых, должна существовать свобода собственности (свобода продавать и покупать ее частными лицами), и во-вторых, должна существовать свобода прав человека (его неприкосновенности), свобода прессы, свобода совести и т.д. Понятно, что марксисты, доказывавшие, что только социализм с его общественной собственностью на средства производства представляет подлинные свободы и права человека, посчитали понятие гражданского общества излишним, а поэтому и сама идея гражданского общества была отвергнута ими.

Сегодня в научной литературе выделяются два основных подхода к рассмотрению гражданского общества: 1) гражданское общество как особая система отношений людей, противопоставленная государству в любой его форме; 2) гражданское общество как цивилизованная форма рыночного демократического устройства современного общества. Если свести эти формулы воедино, то станет понятно, что помимо государства есть и должна существовать некоторая степень независимости человека от государства (например, человек должен иметь возможность получать свой хлеб не только из рук государства), что у людей могут быть разные, далеко не всегда связанные с публичным пространством - государством, другие частные цели и интересы жизнедеятельности (например, получение индивидуального образования, особого медицинского обслуживания и т.п.). Вместе с тем эти формулы одновременно показывают, что при демократическом режиме гражданское общество должно оптимально соприкасаться и взаимодействовать с государством. Система частных интересов разных социальных общностей и индивидов гражданского общества сталкивается с необходимостью их упорядочения и гармонизации. Вполне понятно, что осуществить это может государство, которое, используя единые механизмы управления, становится арбитром в возникающих конфликтах между людьми, гарантируя непредвзятое решение их споров в обществе.

Процесс формирования отношений гражданского общества начался и в современной России. Правда, идет этот процесс очень трудно, чрезвычайно медленно и противоречиво. Люди постепенно, не без трудностей, все более отвоевывают у государства возможность самостоятельно и свободно вести личную и деловую жизнь. Ведь гражданское общество - это пространство свободы, и оно должно быть таким пространством для личной, семейной, деловой жизни каждого гражданина. Еще И. Кант считал, что активным гражданином может быть только человек, который обладает своими собственными социальными правами и гражданской самостоятельностью. Бытие человека не должно зависеть от произвола государства или кого-то и чего-то другого, оно определяется, подчинено своим собственным правам и силам, если, конечно, оно не выходит за рамки установленных в этом обществе норм и правил.

Вместе с тем, люди живут и действуют одновременно и в общем для них пространстве государства. Ведь государство - это форма политического объединения людей в рамках определенной территории (границ государства). Государство - это основанная на принципе формального равенства организация публичной власти индивидов - своих граждан. Государство и гражданское общество составляют как бы два противоположных, но равно необходимых и связанных друг с другом элемента, каждый из которых образует свой особый мир человеческих отношений. Являясь сферой свободного (экономического и иного) взаимодействия равных граждан, гражданское общество делегирует государству задачу обеспечения целостности социума через регулирование экономической, политической и культурной форм человеческого поведения. С помощью правовых и иных рычагов общественной власти государство создает условия для жизнедеятельности не только общества в целом, но и активности каждого отдельного человека. Ведь государство есть организация, целенаправленно создаваемая совместно проживающими людьми, в целях единообразного управления для решения общих дел всех граждан общества. Именно поэтому государство почти всегда имеет возможность политически (в интересах целого) регулировать экономику, социальную сферу, культуру. Конечно, кое-где это удается делать неплохо. Государство и гражданское общество мирно сосуществуют, взаимно дополняя действия друг друга, на благо людей. Но иногда это взаимодействие ведет к определенному противоборству, поскольку государство стремится сохранить, а при определенных условиях даже и усилить свою власть над обществом. Конечно, сотрудничество или противоборство во взаимодействии гражданского общества и государства - это результат целого комплекса социально-экономических и политических условий в жизни народа, страны. Однако при этом, естественно, нельзя забывать, что государственное регулирование не должно быть мелочной опекой всего и вся, ограничивающей и стесняющей активность и инициативу самих граждан.
Государство всегда брало на себя и осуществляло многообразные функции по управлению и регулированию отношениями в обществе. Продолжает оно это делать и в настоящее время, постоянно достраивая в своей "машине" (системе органов управления) недостающие ей элементы (министерства, ведомства, комитеты и т.п.).

Одна из главнейших функций государства - создание политических условий для развития общественной жизнедеятельности людей, защита конституционного строя (исполнение общих дел, охрана порядка, проведение внешней политики).

Сегодня практически во всех индустриально развитых странах в тех или иных формах имеет место регулирующее воздействие государства на экономическую жизнь общества. С помощью различных политических средств и правовых законов оно пытается регулировать отношения между предпринимателями и работниками, между отдельными предприятиями и монополиями. Государство помогает своим национальным фирмам и корпорациям проникнуть на внешний рынок, ибо именно государство устанавливает те или иные ввозные и вывозные пошлины и сборы. Так, скажем, гибкая налоговая политика, проводимая государством, позволяет не только наполнить казну, но и стимулировать технический и экономический прогресс. Государственные заказы предпринимателям позволяют обеспечить занятость населения и регулировать безработицу, а также корректировать размещение производительных сил. Все это свидетельствует, что даже при полноценных рыночных отношениях вмешательство государства в функционирование предприятий экономики нельзя исключить.

Необходимой функцией всякого государства всегда была деятельность по укреплению своей обороноспособности. Любое современное государство продолжает уделять этой деятельности самое пристальное внимание, поскольку его затраты на совершенствование армии и военно-промышленного комплекса в целом не снижаются.

Важной деятельностью современного государства становится его единая демографическая и экологическая политика, регулирование процессов развития народонаселения и охраны жизни и здоровья людей. Необходимость этой деятельности государства продиктована, прежде всего, кризисным характером сложившейся в мире экологической ситуации. В силу своей глобальности экологические и демографические проблемы могут быть решены лишь на государственном и межгосударственном уровнях. Именно поэтому эти проблемы приобретают ярко выраженный политический характер. Государство вынуждено прибегать к ряду мероприятий с целью ослабить социально-экологическую и демографическую напряженность в собственной стране. С помощью различного рода медицинских и образовательных программ, их финансирования, государство добивается соответствующего решения возникающих здесь проблем.

Оказывая свое воздействие на общество, государство стремится взять на себя и социальную функцию - заботу о своих гражданах, чтобы через оказание постоянной помощи им стать социальным государством. Конечно, государство не призвано опускаться до частного интереса отдельного человека, считает выдающийся отечественный философ И.А. Ильин, но оно призвано возводить каждый духовно верный и справедливый интерес отдельного гражданина в интерес всего государства. Понятно, что таких интересов в каждом обществе немало: старики, инвалиды, дети. Немало и разного рода ситуаций, где благотворительная помощь государства крайне необходима: пострадавшие в результате стихийных природных бедствий, фундаментальные научные исследования, перспективные образовательные, медицинские и прочие программы. Если государство заботится об этом, если оно регулярно занимается вопросами культуры, здоровья, образования своих граждан, то становится через это социальным государством. Иными словами, важнейшей задачей современного государства как общественного института является уже не только гарантия социальных прав человека и гражданина, но и их реализация.

Правда, есть и несколько иная точка зрения на вопрос о необходимости государства быть социальным. Так, И. Кант был, например, противником социального государства. По И. Канту, забота о благосостоянии граждан не должна входить в число обязанностей государства. Он полагал, что принудительная благотворительность ведет к деспотическому патернализму (всеохватной опеке) государства по отношению к человеку. Кстати, эту позицию И. Канта разделяют и очень многие видные представители современного экономического либерализма (Ф. Хайек, М. Фридман и др.). Они тоже считают, что интенсивная и систематическая забота государства о благосостоянии граждан способствует развитию иждивенчества у людей, подрывает инициативу и гасит предприимчивость граждан.

Доводы эти, конечно, резонны, а поэтому, наверное, можно сказать, что идея социального государства оправдана лишь в том случае, если она не подрывает принцип свободы гражданского общества, если помощь государства носит строго адресный характер и установлен жесткий контроль за всеми его социальными расходами. Вместе с тем, социальная защита и помощь государства людям особенно необходимы в условиях коренного реформирования общественных отношений.

Государство, все его учреждения смогут эффективно выполнять свою роль в политике, экономике, социальных отношениях, культурной жизни общества, если будут неукоснительно руководствоваться во всей свой деятельности правовыми (конституционными) нормами, законами. Государство, управленческая деятельность которого всецело исходит из приоритета права при решении любого вопроса, может считаться правовым.

Идея правового, точнее, универсального правового государства не нова. Неся в себе общедемократическое содержание, она активно использовалась в борьбе против деспотизма и фашистских диктатур. Ныне она получает новое звучание и становится гарантом воплощения в жизнь общечеловеческих ценностей.

Правовое государство определяется не столько целями, которые оно ставит перед собой, сколько способами и формами своей постоянной деятельности. Для правового государства главное значение имеет вопрос не о том, куда эта деятельность направлена, а о том, как она осуществляется, на какие средства и методы опирается государственная власть, использует ли она насилие, террор или допускает свободу и строится на уважении к личности. Дух всякого правового государства выражается известной формулой: "что не запрещено, то разрешено". Этим самым подразумевается, что сам человек, а не государство и общество, выбирает и исполняет цели и способы своей деятельности, отказываясь лишь от тех из них, что запрещены законами. В правовом государстве законы не должны ограничивать простор человеческого выбора, они не должны предписывать людям жесткую норму: действовать так, а не иначе. Ведь если закон предписывает цель и способ деятельности людям, он перестает быть абстрактной нормой и тогда он становится на службу той или иной политической целесообразности. Соответственно, право в этом случае превращается из цели в средство политики и тогда уже нет никакого смысла вообще говорить о правовом государстве. Ведь принципы правового государства торжествуют там, где имеется реальная возможность для проявления всего разнообразия инициативы и творчества человеческой деятельности, где реальность не перекраивается в угоду закону, а, напротив, сама жизнь диктует ей адекватные нормы права.

Демократическое правовое государство существует в неразрывной связи с гражданским обществом и даже можно сказать, что оно его порождение. Естественно, такое государство и все его органы управления должны беспрекословно исполнять все права избравших его граждан. Существующее в правовом государстве обязательное разделение законодательной, исполнительной и судебной власти позволяет не только проводить их последовательное исполнение, но и осуществлять контроль, чтобы эти права не нарушались. Конечно, правовое государство (неукоснительное подчинение всех закону) создается самими людьми. Ничто существенное не может происходить без участия граждан, без их ведома и одобрения. И именно люди несут ответственность как за те законы, которые есть в данном обществе, так и за то, как они исполняются в обществе. Это касается, конечно, всех граждан, но особенно тех из них, кто должен стоять на страже закона. Правовому государству должна быть абсолютно чужда чиновничья психология, при которой "ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебе в действиях облегчает". (М.Е. Салтыков-Щедрин). Законы в обществе обязаны исполнять все, и здесь нет и не может быть ни для кого каких-либо исключений.

В правовом государстве осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения каждым гражданином своего долга перед обществом. Человеческая личность со своими особыми индивидуальными потребностями и интересами всегда остается членом общества и государства. Именно поэтому каждый гражданин обязан уметь соизмерять свои интересы с интересами общества, добросовестно выполнять обязанности, нести долю ответственности за дела и судьбы государства. И именно ответственный подход каждого гражданина к своему долгу, организованность и дисциплина создают надежную базу для наиболее полного воплощения в жизнь принципов демократического правового государства и общества.

Историческая практика со всей убедительностью доказывает, что высокая гражданская ответственность, укрепление правовой общественной дисциплины, соблюдение законов общежития являются необходимыми условиями эффективного развития государства и общества, а значит и роста благосостояния людей, и все более полного удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Книга: Политология / Дзюбко

4.4. Политическая организация общества. государство - центральная организация

Общество на любом этапе своего развития выступает как совокупность взаимосвязанных организаций. Оно организуется во всех сферах жизни. Политическая система, охватывающая политическую сферу и придает ей определенной логической завершенности связей, характеризуется также системой организаций. Все политические организации функционируют автономно. Растет их дифференциация. Однако это не означает, что они существуют сами по себе. Эволюция современного развития представляет двуединый процесс: дифференциацию и взаимозависимость политических институтов и организаций. Все они в своей совокупности взаимосвязей создают политическую организацию общества.

Политическая организация общества - это совокупность взаимосвязанных и взаємовпливових государственных, партийных организаций, общественных объединений, созданные и действующие с целью формирования и функционирования системы властвования и упорядоченности политики или имеют влияние на нее.

Определяющее место в политической организации общества занимает государство как форма организации общественной жизни. Без государства нет политической организации и политической системы общества в целом. Государство и власть ее-и ось, на которой возникает, держится и функционирует политическая система. Вокруг государства формируются другие организационные структуры. Вне связи с государством они не имеют политических свойств. А потому государство является фундаментальной, базовой организационной структурой в политической организации общества и всей его политической системе.

Место государства как определяющего элемента политической организации общества определяется ее назначением в обществе. Она выступает как:

> политическая организация гражданского общества;

> носитель власти в обществе;

> представитель всего населения на данной географической территории;

> форма политического господства, что выражается в принятии властных решений, касающихся всего общества и обязательные для исполнения всем населением;

> источник всего политического в обществе, его стержневой элемент;

> выразитель общего интереса;

> инструмент реализации общей воли в обществе;

> творец общих целей в обществе;

> основной стабилизатор общественной жизни;

> главный субъект политического суверенитета.

Следовательно, государство имеет сложный механизм, а функционирование ее многогранное.

Все мы живем в государстве, ощущаем на себе ее влияние, подчиняемся ее власти, пользуемся услугами государственных органов, поэтому, казалось бы, определение государства для каждого должно быть простым делом. Однако политическая литература еще с древних времен приводит множество определений государства. И это не случайно, поскольку государство - очень сложное политическое явление и вместить в понятие такую багатоскладність слишком трудно. Многовариантность определения государства обусловлена также и тем, что, развиваясь, она приобретает новые черты и углубляет содержание своего функционирования.

Так, еще за Аристотеля общественную жизнь служил государству, а само государство рассматривалось как объединение для управления обществом. Благо государства было первобытным относительно блага индивида, человека, который «по природе своей есть существо политическое» (Аристотель).

Идеи Аристотеля о государстве привлекали Н. Макиавелли и Ж. Бодена. Н. Макиавелли рассматривал государство как воплощение сильной светской централизованной власти. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими сторонами жизнедеятельности общества. Определение правового принципа государства и важнейшей идеи - идеи государственного суверенитета - было прогрессивным явлением того времени.

Марксистско-ленинская концепция государства опиралась на классовое насилие, которое рассматривалось как сущность политических и правовых явлений. Политическая идеология классового насилия не была произведением марксової воображения. Известно, что еще с древних времен политическая мысль различает две стороны государства - организованное насилие и общее благо (то, что сейчас называют общественным, или общим, благоденствием). Абсолютизация одной из сторон подводила того или иного мыслителя к теории, согласно которой с сущностью государства является или насилие, или такой способ организации социума, который обеспечивает общее благо. На основе этого формировались или теория насилия, или учение о благе жизни.

Марксистская теория государства как органа насилия исторически понятна, поскольку учение о классовой борьбе как метатеория представлений о государстве формировалось в период становления индустриального общества. В то время социальная структура имела ярко выраженный классовый характер. Классовые антагонизмы порождали революционные выступления пролетариата, а государство олицетворяло и отстаивала интересы преимущественно экономически господствующего класса.

Однако в условиях индустриального общества марксистская «теория насилия» непригодна для анализа государственности. Это объясняется тем, что современное общество является сложной социальной структурой, где насилие все больше отходит на задний план в результате сужения социальных противоречий, а на передний выступает общесоциальная деятельность государства.

Вокруг проблемы государства и общества и сегодня в мировой политологии ведутся острые дискуссии. За анализом американских политологов Г. Бенжаміната Г. Дюваля, сложилось пять авторитетных концепций государства:

1. Государство - это «действующая» или «властная сила. Соответственно до этого она принимает решение и делает политику в обществе.

2. Государство - это воплощение определенных «организационных принципов», которые предоставляют структурной согласованности и целостности различным институтам управления. Это концепция государства как організова ного целого, структурно оформленного государственного аппарата.

3. Государство - воплощение реально существующих социальных отношений, участия в осуществлении власти в обществе со стороны различных социальных сил. Государство рассматривается как воплощение воли правящего класса.

4. Государство - это система управления в обществе. Она является воплощением законов как de jure, так и de facto. Государство - это машина, которая устраняет конфликты, регулирует социальные отношения, управляет обществом.

5. Государство является воплощением доминантной системы идей и нормативного порядка в обществе. Государство и общество по сути неразрывны.

Какие бы дискуссии в отношении гражданского общества и государства не велись, ясно одно: даже наиболее развитое и свободное гражданское общество не имеет таких механизмов саморегуляции, которые свели бы на нет роль государства. Государство - это тот институт, который вносит, упорядочивает и регулирует общественные процессы, координирует и согласовывает интересы различных социальных групп и политических сил, создает правовую основу сложной системы связей в обществе. Ограниченность возможностей саморегуляции гражданского общества вызывает необходимость государства, которое, не вмешиваясь во все его сферы, должно стать мощным рычагом выполнения властных функций. Ничего более совершенного человечество еще не создало. Именно поэтому этот рычаг должен быть гуманным (приоритет прав человека по отношению к правам государства), демократическим (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы), моральным (идеи равенства и справедливости); иметь ограниченный характер (разделение властей, создание сдержек и противовесов).

Современная общая теория государства, сложившаяся после Второй мировой войны в Западной Европе, рассматривает основы государственности в правах народов. Она связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворчих и позазаконотворчих требований определенной степени свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов признано и зафиксировано в принципах и нормах международного права.

С позиций международного права государство является правовой формой организации и функционирования политической власти. Этот подход изменяет содержание устоявшейся теории, согласно которой государство характеризовалась наличием следующих основных признаков: 1) народа (населения); 2) территория; 3) публичной государственной власти, опирающейся на материальные условия ее осуществления.

1. Субстанціональний элемент государства: наличие народа как этнической общности, что политически определяется. Любой этнос, осознающий себя как историческая на этой территории нация, имеет право создать свою суверенную или автономную организацию публичной власти. Это право признается международным правом.

2. Территориальный элемент государства: наличие страны, географической среды, с которым исторически связана нация как субъект права на политическое самоопределение. Эта территория является для нации родиной. Право на родину является первичным относительно других факторов, которые определяют границы территории, на которой происходит политическое самоопределение нации.

3. Институциональный элемент: государство является главным субъектом политической власти и политических отношений. Она есть главный ин-туціональний, организационный элемент политических взаимоотношений, наиболее организованная политическая форма общества. Государство - организация публичной политической власти, ограничена правами человека. Иначе говоря, государство есть организация, призванная обеспечить свободное совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей. Если государство не тоталитарное, она должна представлять общую волю, а не интересы и потребности отдельной социальной группы, предотвращать конфликты, а если они возникли, решать их на основе консенсуса.

Заметим, что в связи с общей теорией государства организация политической власти, которая открыто презирает, пренебрегает правами человека (например, не признает права на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, осуществляет террор против народа своей страны), не является государством в современном понимании этого понятия. Более того, общая теория государства признает право на гражданское неповиновение, вплоть до насильственного сопротивления нелегитимному режиму политической власти. Следовательно, осуществление государственной власти связано с ее легальностью и легитимностью, то есть ее юридической обоснованности, с одной стороны, и справедливостью, признанием, поддержкой со стороны населения - с другой. Острота этой проблемы в современной Украине объясняется еще и условиями формирования в некоторых сферах номенклатурно-мафиозного капитализма, неподільністю в ряде случаев коммерческих, административных, а то и криминальных структур, противодействием со стороны местной номенклатуры или центральной власти, ее некомпетентностью и другими факторами.

Политическая легализация (от лат. legalis - законный) - это установление, признание и поддержка власти законом, прежде всего конституцией, нормами, которые в зависимости от типа власти могут существенно меняться.

Легализация государственной власти может быть иллюзорной. Это происходит в случае нарушения демократических процедур принятия конституции, других актов конституционного значения, а также за несоответствия этих процедур возможностям народа осуществить учредительную власть при принятии основного закона. Если закон противоречит загальногуманним ценностям, он не соответствует праву.

Так, конституции, законы могут приниматься, изменяться, отменяться в любой способ. Например, во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки созданы в результате военных переворотов военные и революционные совета декретували отличие конституций (иногда приостанавливали их действие), а часто без каких-либо процедур провозглашали новые временные конституции. В Ираке с 1970 p., в ОАЭ - с 1971 г. сохраняют силу закона временные конституции. В Саудовской Аравии, Непале монархи собственноручно "дарили конституцию своему верному народу". В Бразилии конституция заменялась институциональными актами, в Эфиопии - прокламациями. Конституция СССР 1936 г. содержала демократические положения о правах граждан, не выполнялись, а Конституция СССР 1977 г., формально принималась демократическим способом, не отражала потребностей реальной практики.

Следовательно, легализация как провозглашение установление государственной власти требует приведения ее в реальное состояние. Это отражает такое понятие, как легитимация государственной власти.

Феномен политической легитимности власти является олицетворением культурного и человеческого измерения. Смысл этого феномена заключается в принятии власти населением, в признании ее права на управление и в согласии подчиняться ей. Процесс политической легитимации власти предполагает ее "вбудованість" в культуру, что может как принимать, так и отвергать ту или иную систему власти. Культурную, творческую, социальную функции может выполнять только легальная власть опирается на закон и действует в его пределах.

Политическая легитимация (от лат. legitimus - законный) - понятие не юридическое, а больше фактическое: это состояние, выражающее оправданность, целесообразность и другие измерения соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям граждан, социальных общностей, общества в целом.

Признание государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и установок на основе рациональной оценки, политического опыта и внутренних стимулов, с политическими представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью норм социальной справедливости, прав человека. Нелегитимная власть - это власть, опирающаяся на насилие, другие формы принуждения, в том числе психическое воздействие.

Политическая легитимация государственной власти придает ей соответствующего авторитета в обществе. Большинство населения добровольно и вполне сознательно подчиняется ей. Это делает власть стабильной и устойчивой. Однако простое арифметическое большинство не может служить основой подлинной легитимации, ведь за гитлеровского режима большинство немцев приняли политику территориальных притязаний и "очищения расы".

Решающим критерием политической легитимации власти является соответствие ее общечеловеческим ценностям.

Политическая легитимация государственной власти может предусматривать и предусматривает ее легализацию. Однако следует помнить, что легитимация иногда противоречит формальной легализации. Это происходит тогда, когда принятые законы не соответствуют нормам справедливости, загальнодемократичним ценностям большинства населения. В этом случае легитимации или нет (например, население негативно относится к установленным властью тоталитарных порядков), или в ходе революционных событий, национально-освободительных движений происходит легитимация другой, антигосударственной, повстанческой, переддержавної власти, что сложилась в освобожденных районах и впоследствии превращается в государственную власть.

Возможна также псевдолегітимація, когда под влиянием пропаганды, разжигания вражды, использование лидером личной харизмы при запрете оппозиции и свободной прессы, сокрытии правдивой информации и других действиях большинство населения поддерживает государственную власть, что удовлетворяет некоторые текущие интересы его в ущерб коренным чаяниям.

Политическая легализация и легитимация власти тесно взаимосвязаны. Начиная от Г. Вебера, различают три "чистых" типа легитимации власти. Это традиционная, харизматическая и рациональная легитимации.

1. Традиционная легитимация - это господство, основанное на традиционном авторитете, основанной на уважении к обычаям, вере в их преемственность и опирается на стереотипы сознания и поведения.

Так, традиции играют ведущую роль в укреплении монархической власти в мусульманских государствах Персидского залива - Кувейте, Саудовской Аравии, Бахрейне и др., а также в Непале, Бутане, Брунее.

2. Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере в особые качества вождя или отдельной группы лиц, в их исключительную миссию в развитии государства. Примером может быть вера в "доброго царя", в "великого вождя всех народов". Харизматичная государственная идеология связана с именами И. Сталина, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена, Хо Ши Мина и др.

3. Рациональная легитимация - господство, опирающееся на рациональную оценку, убеждение в разумности существующих порядков, законов, правил, принятых в демократических государствах. Рациональная легитимация современных условиях является основной для

создание демократического правового государства.

Очень редко бывает так, что используется только одна форма легитимации власти в государстве, чаще они действуют в комплексе. Так, в демократической Великобритании главным является способ рациональной легитимации. Однако деятельность премьер-министров В. Чер-чілля и М. Тэтчер имела элементы харизмы, а традиции играли важную роль в деятельности парламента и кабинета. В значительной степени роль Шарля де Голля, президента французского государства, связанная с его деятельностью лидера Движения Сопротивления в борьбе против фашизма во время Второй мировой войны. Власть

В. Ленина и И. Сталина в СССР была освящена идеологическими факторами. Следовательно, утверждение рациональной легитимации требует определенного времени.

Политическая легализация и политическая легитимация государственной власти связаны с понятием политического, государственного суверенитета.

Суверенитет присущ современному государству. К свойств государственного суверенитета относятся: полновластия, верховенство власти на географической территории, где расположено государство; единство и неделимость территории, или территориальная целостность; неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела другого государства; обеспечение правовой системы. Свой суверенитет государство обеспечивает всеми способами, даже силовым, если этого требуют обстоятельства.

Характерной особенностью государства является наличие инструментов силового обеспечения политики. Содержание войска и судебно-репрессивного аппарата - это то, что особенно отличает государство от других политических организаций. Ни одна политическая организация не способна объявить и вести войну. Это может сделать только государство. Насилие - метод, который присущ исключительно государству, то есть является ее монополией. Ни одна другая организация по своей природе не должна применять насилие. Формы насилия государственно узаконенные. Монополия на легитимное насилие со стороны государства имеет пределы, определенные законом.

Сила и могущество государства, как и власть ее, в современных условиях оказываются не в способности применять силу, а в заботе о членах общества, создании условий для их безопасности и самореализации. Злоупотребление властью, лишение прав и свобод является следствием неоправданной концентрации государственной власти, некомпетентности в использовании политической силы, непонимание властных прерогатив государства.

Как суверенное, независимое образование государство выполняет свои функции управления обществом.

Существенными признаками функций государства являются следующие:

1) стойка предметная деятельность государства в той или иной сфере жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется посредством соответствующих функций;

3) направленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) осуществление власти в определенных формах (чаще всего в право вых) и с помощью особых методов, присущих исключительно государственной власти.

Функции государства многоплановы, их формирование осуществляется в процессе становления, укрепления и развития государства. Очередность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед обществом. Содержание функций меняется с развитием государства и общества. Особой специфичности функции государства приобретают в период радикальных социальных изменений, переходных этапов, революционных потрясений.

Функции государства можно классифицировать по различным критериям:

> принципу разделения властей - законодательная, управленческая, судебная;

> сторонами действия государства - внутренние и внешние;

> сферами влияния государства - экономическая, социальная, культурная, духовная, правовая и т.д.;

> регулированием процессов - саморегулирование, самоорганизация, самоуправление, самодеятельность и т.п.;

> загальнополітичними подходами - обеспечение народовластия; общесоциальная деятельность;

> объему влияния - национальные, поддержание мирового порядка;

> масштабностью значение - основные и неосновные.

Основными государственными функциями управления обществом являются: управление сферами социального, экономического, духовного жизни, процессами, изменениями, развитием, что в них происходят; регулирование национальных и международных отношений; гарантирование соблюдения общеобязательных норм в обществе; обеспечение общественного порядка и национальной безопасности; миротворчество внутри страны и участие в мировом миробудівництві. Для осуществления своих функций государство поддерживает свое собственное воспроизводство, жизнедеятельность и ново-созидание.

Государство является внутренней структурой органов, которые выполняют роль главной системы, управляет делами общества и обеспечивает государственное функционирования. Речь идет именно об главную систему, поскольку свой аппарат управления имеют также партии и общественные организации. Государственный аппарат выполняет функции общенационального значения.

Система государственных органов в своей совокупности образует государственный механизм. К такой системе относятся: органы власти, органы государственного управления, суды, прокуратура, органы, обслуживающие деятельность армии, милиции, государственной безопасности. Все государственные органы наделяются властными полномочиями, олицетворенные в их компетенцию (совокупность прав и обязанностей).

Каждое государство определенным образом сложившаяся, территориально организована и имеет определенные способы властвования. К ним прежде всего относится форма государства как определенная упорядоченность организации и осуществления государственной власти. ее элементами являются: государственное правления - способ организации высшей государственной власти;

государственное устройство - разделение государства на определенные составные части и распределение власти между этими частями;

государственный режим - совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Исторически сложились две формы государственного правления, а именно: монархия и республика.

Монархия - это форма государственного правления, при которой власть полностью, частично или номинально принадлежит одному лицу (король, царь, император, шах) и передается по наследству.

Как форма правления монархия возникла в период рабовладения, а в средние века стала основной формой правления. Полного развития и изменений определяющих качеств монархия приобрела за Нового времени. Исторически известны следующие виды монархий: абсолютная (неограниченная), дуалистическая и парламентская (конституционная).

Абсолютная монархия является такой формой государственного правления, когда вся власть сосредоточена в руках монарха, который единолично решает все вопросы власти.

Дуалистическая монархия - форма государственного правления, при которой властные функции делятся между монархом и парламентом.

Парламентская монархия - система всевластия парламента, монарх выполняет лишь представительские функции.

Второй исторически известной формой государственного правления является республика.

Республика - это такая организация государственной власти, которая осуществляется выборным коллегиальным органом, который избирается на определенный срок всем населением или его частью. Различают республику президентскую и парламентскую. Есть разные подходы к оценке республиканских форм государственного правления. Преимущества парламентской формы заключаются в том, что ее рассматривают как более стабильную и системную форму правления, что предотвращает распространение авторитаризма и других форм диктатуры. Преимущества президентской республики видят в том, что она более стабильно обеспечивает функционирование свободной власти, гарантом которой является президент. Рассмотрим содержание каждой из них. Президентская республика - это такая форма правления, когда глава государства (президент) единолично или с последующим одобрением парламентом формирует состав правительства, которым руководит собственноручно.

Типичным примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Согласно Конституции США, принятой 17 сентября 1787 p., к которой с тех пор внесено 26 поправок, президент одновременно является и главой правительства, и государства. Он избирается гражданами страны на четыре года. Президент формирует правительство. Кандидатуры на ключевые должности утверждают законодательные собрания. Конгресс США состоит из двух палат: верхняя - сенат и нижняя - палата представителей. Особенностью устройства этой страны является то, что правительство формируется президентом внепарламентским путем. Президент не может распустить парламент. Правительство не несет ответственности перед ним. Президент осуществляет контроль над федеральной администрацией. Властные функции фактически делятся между президентом и Конгрессом, между палатами внутри Конгресса, между постоянными комитетами в пределах палат.

Своеобразные отношения американского президента с партией, которая выдвинула его. Он не является лидером партии в европейском понимании. Формальный глава партии, президент не является им юридически. Подразумевается, что президент США должен быть вне партий, их противоречиями, интересами, конфликтами. Однако это не означает, что президент пренебрегает партиями. Поскольку выдвижение кандидатуры на должность президента зависит от партии, то президент стремится сохранять с ее руководителями и членами добрые отношения, но в основном президент апеллирует к электорату.

Парламентская форма правления - это форма, при которой состав и политика правительства формируются исключительно парламентом, правительство подотчетно только ему, а президент влияния на парламент не имеет.

Парламентская форма правления существует в Великобритании, где исполнительная власть имеет сильные позиции. Партия, победившая на выборах в парламент, становится правящей. Она и формирует правительство. Широкими полномочиями наделяется премьер-министр. Правительство также имеет большие полномочия.

В Великобритании премьер-министр получает мандат от электората. Он сосредоточивает в своих руках функции руководства партией и кабинетом министров, несет ответственность перед парламентом. В случае вынесения вотума недоверия или при других чрезвычайных обстоятельствах премьер-министр может распустить парламент.

Типичным образцом парламентской республики является также ФРГ, где вся полнота законодательной власти принадлежит парламенту (бундестага). Президент фактически выполняет представительские функции, его права уже. Бундестаг формирует правительство, избирает его главу - канцлера. Правительство формируется из числа депутатов бундестага, представляющие партийные фракции парламентского большинства. Беспартийные специалисты очень редко входят в состав кабинетов.

Классические формы правления - парламентская республика, президентская республика, конституционная монархия - все активнее вытесняются смешанными или просто искаженными формами. Сущность последних заключается в разной степени сочетание признаков "чистого" парламентаризма, "чистой" президен-туры и "парламентской" монархии. Так или иначе ведущими формами правления в республиканском типе стали парламентско-президентская и президентско-парламентская республика, а в монархическом - конституционная и парламентская (в отличие от монархий абсолютистского, монократичного или теократического характера).

Для парламентско-президентской и президентско-парламентской формы правления характерен определенный дуализм. Он заключается в том, что руководящие исполнительные функции являются прерогативой и президента, и кабинета министров, который ответственен перед парламентом.

Примером может служить Франция. Здесь президент - ключевая фигура. Он разрабатывает политическую и экономическую стратегию развития страны. Президент опирается на сильный бюрократический аппарат. Особенностью такой формы является то, что здесь возможен конфликт между президентом как главой государства и правительством.

Любая из названных форм правления осуществляется на территории страны, которая определенным образом организована. Государственно-политическое устройство предусматривает административную организацию территории. Таким образом, формируется механизм отношений по вертикали - между центральными и местными органами государственной власти. Исторически известны такие формы территориально-административной организации: унитаризм, федерализм, конфедералізм.

Государственный строй - это административно и национально организована территория государства, а также система отношений центральных и региональных органов.

Унитарное государство является единым государственным образованием. Основные признаки унитарной формы государственного образования следующие: единая конституция, нормы которой без каких-либо изменений применяются на всей территории страны; единая система высших органов государственной власти; единая управленческая система сверху вниз, что подвластна правительству; единая правовая система; деление территории на административно-территориальные единицы, которые не имеют политической самостоятельности. Подчеркивая "единственная" в каждой черте, заметим, что степень централизации в разных странах может быть разным. Он зависит прежде всего от политического режима, господствующего в стране. Так, в последнее время во многих высокоразвитых странах (Великобритании, Франции и др.) наблюдается тенденция к децентрализации власти, повышения роли местных органов, развития самодеятельных начал в решении многих местных проблем.

Федерация - это форма государственного устройства страны, которая образовалась на основе объединения в союз государственно-политических утвопень (штатов, республик, провинций, кантонов, земель), которые имеют юридически определенный объем самостоятельности в различных сферах общественной жизни.

Основными признаками федеративной формы государственного устройства являются: территория в политико-административном отношении не является одним целым; наличие государственных образований, имеющих определенную политическую и юридическую самостоятельность и в целом составляют территорию государства; субъекты федерации наделены учредительной властью, то есть им предоставлено право принимать собственные конституции; субъекты федерации имеют право издавать законодательные акты в рамках установленной компетенции; субъект федерации имеет свою правовую и судебную систему; наличие двойного гражданства; двухпалатная структура федерального парламента.

Среди государств с федеративной формой устройства (США, ФРГ, Канада, Мексика, Россия, Бразилия, Аргентина, Австрия, Индия, Австралия и др. В таких государствах, как Россия и Индия, сочетаются территориально-политический и территориально-национальный принципы. В однонациональные странах царит территориально-политический принцип государственного устройства.

Федерации могут быть построены на договоре и на конституционной основе.

Договорная федерация - такие объединения государств, которые согласно договору делегировали ряд своих полномочий центральной федеральной власти и при желании в любой момент могут расторгнуть этот договор.

Конституционная федерация - форма объединения, при которой конституционно определяются полномочия центра и местных государственно-политических образований, осуществляется разделение власти между ними.

Конституционная федерация не предусматривает права выхода субъектов федерации из нее. В случае когда стремление к выходу реализуется силовыми методами, такие действия приводят к распаду, развалу федерации и другим негативным последствиям. Примером этого является распад СССР, Югославии, Чехословакии. В этих странах политико-территориальное деление был связан с национально-территориальным.

Федерация как форма государственного устройства всегда была предметом дискуссии по вопросам суверенитета федерации и субъектов федерации. Проблема заключается в степени, объеме делимости суверенитета. Федеративное правительство сосредотачивает в своих руках деятельность, связанную с обороной, безопасностью государства, ее внешними отношениями, финансами, организацией труда, социальной защитой населения и т.д. Местная власть наделена компетенцией на организацию местной жизни. Верховенство при распределении компетенции (прав и обязанностей) остается за федеративными конституцией и законодательством. Конституционное и иное законодательство на местах должно соответствовать федеральному.

Более сложной формой федерации является конфедерация. Конфедерация - государственно-правовое объединение, союз суверенных государств, созданный с целью координации действий для достижения некоторых определенных в данный исторический момент целей. Чаще всего это внешнеполитические, военные цели. В противовес федерации конфедерация не имеет центра, который принимает обязательные властные решения в отношении субъектов федерации. Примером конфедерации является Швейцария. Конфедерация - менее устойчивая форма государственного устройства. Конфедерации либо распадаются, либо превращаются в федерацию. Даже Швейцария, где конфедераційна форма существует с XIII в., в XX - начале XXI в. все больше тяготеет к федерации.

За любого устройства государство достигает высоких темпов своего развития там, где оптимально сочетаются и взаимодействуют принципы демократии, правового и социального содержания государства. Политичность государственной организации предопределяет в значительной мере политичность права, что олицетворяется в законе. Именно в законе закрепляется факт выбранной политики.

Современные мировые преобразования вызвали к жизни необходимость пересмотра соотношения государства и права, которое в течение десятилетий было идеологическим оправданием тоталитарного режима во многих странах мира. Так, право рассматривалось как продукт, инструмент, основное орудие государства, с помощью которого она совершала принуждение, стремясь обеспечить порядок в стране. Право в соответствии с социалистической нормативіст-ской концепции права представляло собой систему установленных и санкционированных государством норм, направленных на регулирование общественных отношений. Итак, схема подхода была такой: государство - первичная, право - вторичное, то есть право - результат созидания самого государства, его волеизъявления.

Преодоление тоталитаризма вызвало к жизни новые подходы к пониманию соотношения права и государства. Сущность их заключается в том, что право - первично, а государство - вторична. Право имеет не государственное происхождение, а социальное, поскольку связано с деятельностью людей. Источником права являются люди. Именно человек с его потребностями и интересами, образом жизни является источником и носителем права. Итак, право имеет социальное, человеческое, а не государственное происхождение. Это продукт нормальной человеческой деятельности. Поэтому если рассматривать только во взаимосвязи с государством и считать его продуктом государственной деятельности, то историческим результатом такого процесса будет огосударствление, обюрокрачивания человека как винтик большой государственной машины. В связи с таким подходом пересматривается место и роль отраслей права. Основное место отводится прежде всего частному (в том числе гражданском) праву, а другие отрасли играют вспомогательную относительно частного права роль и направлены на его обеспечение и реализацию.

Право олицетворяется в законодательстве государства.

Процесс создания правового государства связан с осознанием стремление граждан к свободе, к обузданию дер-дарства-монстра, до примата права над государством, к обеспечению прав и свобод. Немцы в понятии "правогосударственность" (это слово означает по-немецки "правовое государство") делают акцент на негативном отношении к революционных идей в отношении государства, на признании эволюционного пути развития общества, на доминировании конституционных основ "правовой государственности".

Мировая цивилизация накопила большой опыт теории и практики правового государства. По выражению бывшего французского президента Ф. Миттерана, правовое государство представляет собой освященную европейской культурой систему демократических ценностей и юридических основ. История украинского народа по этому поводу должен засвидетельствовать миру одну из своих страниц.

Созидания украинского государства прошло чрезвычайно сложный исторический путь. После распада Киевской Руси и захвата польско-литовскими феодалами Галицко-Волынского княжества процесс развития украинской государственности на долгое время было прервано. Лишь во второй половине XVII в. часть украинских земель, заселенных украинцами, было объединено в государство под управлением Богдана Хмельницкого. Для того чтобы утвердиться в сложной международной обстановке того времени, новообразованное государство заключила военно-политический союз с Россией. Впоследствии соглашение было нарушено со стороны российского царизма. Украину лишили государственной самостоятельности и превращена в "малороссийской провинции". Ликвидировав на-родоправну, демократическую казацкую республику - Запорожскую Сечь, которая была слишком резким контрастом российском абсолютизма, Екатерина II перевезла гетманскую символику в Петербург. В те времена общественно-политическая мысль в Украине вынашивала проекты независимого государства. Украинский гетман в эмиграции Пилип Орлик разработал первую в Украине демократическую конституцию "Пакты и Конституция прав и вольностей Войска Запорожского", ее текст был объявлен 5 мая 1710 г. на Торжествах по поводу избрания Пилипа Орлика гетманом. Конституция проникнута либеральным и демократическим духом, Что ставит ее в ряд самых интересных достопримечательностей европейской политической мысли того времени.

Конституция Пилипа Орлика определяла границы Украинского государства, предусматривала установление национального суверенитета, обеспечения прав человека, признание нерушимости составляющих и факторов правового общества, а именно: единства и взаимодействия законодательной (выборный Генеральный Совет), исполнительной (гетман, действия которого ограничены законом, генеральная старшина и избранные представители от каждого полка) и судебной власти, подотчетной и подконтрольной. Установлюв





Всеми учеными отмечается, что определить понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки, свойства государства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Вместе с тем, как доказала мировая наука, любое государство обладает набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Эти же признаки были определены выше.

Обобщая, их можно сформулировать определение понятия государства. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом .

Сущность государства. Соотношение общечеловеческих и классовых начал в государстве.

Раскрыть сущность государства – это значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. При рассмотрении сущность государства нужно учитывать два аспекта:

2. Чьим интересам – классовым, общечеловеческим, религиозным, национальным, служит данная организация.

Выделяют два подхода к исследованию сущности государства:

1. Классовый подход .

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства оного класса над другим, и сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле как орудие диктатуры господствующего класса. Такое положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Так, рабовладельческое государство по своей сущности было политической организацией рабовладельцев, феодальное государство – организацией феодалов и других богатых сословий, капиталистическое государство на первых этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии. Государство здесь используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо других классов не может вызывать сопротивление противоположных классов, поэтому возникает проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия и диктатуры. Говоря о социалистическом государстве на этапе диктатуры пролетариата, следует заметить, что государство должно осуществлять эту диктатуру в интересах подавляющего большинства населения. К сожалению, многие теоретические положения о социалистическом государстве так и остались теорией, так как на практике государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-номенклатурной верхушке.


2. Общесоциальный или общечеловеческий подход .

Другой подход государства заключается рассмотрении сущности государства с общечеловеческих и общесоциальных начал. Особенность рабовладельческого, феодального, капиталистического на первых этапах развития государств состоит в том, что они, прежде всего, выражали экономические интересы меньшинства рабовладельцев, феодалов, капиталистов. Однако по мере совершенствования общества экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный элемент сужается, и в силу объективных причин государство превращается в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы членов общества. Вопреки предсказаниям политологов о кризисе и «загнивании» капитализма, об империализме как кануне и преддверии социалистической революции, капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства. Капитализм как общественный строй постепенно укрепился, значительно видоизменился. Он оказался способным принять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику. Общество, которое сформировалось после Второй Мировой Войны в развитых странах Западной Европы и Азии стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от капиталистического общества времен Маркса и Энгельса и империалистического общества, которое изучал Ленин. Современное западное общество подчас более ориентировано на социализм чем страны, называющие себя социалистическими. Государственным механизм превратился из орудия, средства преимущественной реализации общих дел в инструмент достижения согласия и компромисса. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений и так далее.

Таким образом, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить как классовое начало, что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное начало, что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических государствах.

Государство, основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под Г. понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Поскольку Г. строится по территориальному принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Известны различные типы Г. - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; различные формы организации Г. -монархия, республика.

Основные признаки Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. 2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политическая власть закрепляет определённый порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма; 3) наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Выступая как территориальная организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.

Г. - основное, но не единственное политическое учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., которые в совокупности с Г. образуют политическую организацию общества. Отличие Г. от др. политических институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется на всё население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая др. общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудие).

Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными историческими рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политического господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны исторические формы Г., государственной власти и организации аппарата Г.. его сущность, природа его отношений с обществом - это политическая власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономическое и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами.

Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производственных отношений и способа производства в целом. В ходе истории Г. Приобретает самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества, исторические и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.

44.Функции государства. Понятие политической власти. Формы власти.

Государство - это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти - законодательной, судебной и исполнительной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу. Признаки: 1) Отделение публичной власти от общества, 2) Территория, ограниченная четко-определенной границей, 3) Суверенитет, 4) Право взимания налогов и сборов с населения, 5) Обязательность гражданства. Функции государства (внутренние): 1)Политическая

2) Экономическая

3) Социальная

4) Идеологическая

5) Культурно- воспитательная

6) Экологическая

7) Зашита прав граждан(По лекциям: 1Регулирование отн-й. между слоями,2 Управление общ. делами граждан прожив. на данной территории и организ. в гос-во. , функции осуществляются через задачи 1-7)

1) Защита границ

2) Интеграция в мировую экономику

3) Защита международной безопасности

Политика - представляет собой участие в делах государства, в определении направления

его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности

государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых

для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и

способов осуществления власти. Политическая власть - это тонкое искусство

государственного управления. Она представляет собой совокупность элементов,

являющихся официально признанными исполнителями политической власти (госаппарат,

полит.партии, движения, профсоюзы).Это главные элементы разветвленного механизма, с

помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

Власть - это всегда организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на

людей, независимо от их установок относительно такого влияния.

Различают монархические и республиканские формы правления. Монархия - это

государство, главой которого является монарх; здесь существует самодержавная или

ограниченная власть одного человека (царя, короля, императора), которая обычно

передается по наследству и рождение определяет кому быть правителем. Республика -

форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником

власти выступает народное большинство. Республика предполагает правовой порядок,

гласность и разделение властей.

Олигархия - форма правления, при которой государственная власть принадлежит

небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных.

Деспотия - форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный

властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к

подданным в качестве господина и хозяина.

Демократия - государственная форма, в которой верховная власть принадлежит всему

Теократия - форма государства, в котором как политическая, так и духовная власть

сосредоточены в руках духовенства (церкви).

45 Политическое и правовое сознание, их роль в жизни общ- ва.

Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную потребность в осмыслении таких новых явлении как государство и государственная власть, кот. впервые возникли с расколом общества на антологические классы. Так как общественное разделение труда ведет к возникновению классов, а значит и к резким различиям в условиях, их жизни и деятельности, то появляется необходимость поддерживать сложившуюся классовую структуру через государственную власть, кот. чаще всего, естественно выражает интересы господствующего класса. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно- экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти . В этой обусловленности непосредственными экономическими и классовыми интересами стоит специфика политического сознания. Устройство государственной власти центральная проблема политического мышления. Политическая борьба за определение устройства, задач и содержания деятельности государства исторически облеклась в самые разные по своему качеству формы-начиная от гласного обсуждения социальных проблем, от парламентских дискуссий и экономических требований, ведущих к частным реформам, и кончая насильственными государственными переворотами, социальными революциями.

(2вар)Именно политические интересы чаще всего являются стержнемвсех общественно активных объединений, и тем более, социальных столкновений. Не только социально- политическая,но и духовная жизнь общества находятся в зависимости от политических интересов.

Пока не исчезнут классы (=проблема государственной власти) все устремления человеческого духа будут вовлекаться сознательно или насильственно в политические противоречия. Правовое сознание - это та форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативно социально -экономической деятельности различных субъектов права (индивида, предприятия, трудовых коллективов, организации. Должностных лиц и т. д.) .Правовое сознание как бы промежуточное между политическим и нравственным сознанием. Если политическое сознание формируется в зависимости от объективных социально- экономических интересов. то правосознание в большей степени ориентируется на рационально -нравственные оценки.

Внутренняя близость правосознания с рационально -нравственными категориями имеет исторические причины. В бесклассовом первобытном обществе с его мифологическим мировоззрением, законы рассматривались как нравственная традиция, они « носили форму установлений, санкционированных богами» (Гегель).

Правовое сознание общества всегда есть поддержка самой идеи регламентированных отношений между личностью и государством, кот. признаются необходимыми для поддержания общества против сил анархии.кот. нужно знать и соблюдать,но нельзя считать абсолютными, то есть свободными от критической оценки. Политическое и правовое сознание существуют как на общественно - практическом,так и на теоретическом уровни.