Интерактивные обучающие программы в образовательном процессе. Развивающее программное обеспечение установленное на интерактивных столах и досках Project Touch

Редакторы электронных курсов (course authoring software) - это программы и сервисы, которые позволяют создавать электронные учебные материалы: курсы, тесты, анкеты, опросники, диалоговые тренажеры, видеолекции, обучающие игры и т.д.

По данным на 1 августа 2017 года, на мировом рынке электронного обучения 74 инструмента для разработки электронных курсов . В список не вошли инструменты, которые представлены только на региональных рынках или позволяют создавать лишь отдельные виды учебных материалов (только презентации, тесты или видео).

Чтобы помочь сделать этот выбор, мы подготовили обзор четырех редакторов, наиболее популярных у российских разработчиков электронных курсов. Среди них лидеры мирового рейтинга iSpring Suite , а также популярный в России .

Для начала, кратко ознакомимся с каждым редактором электронных курсов, а затем подробно рассмотрим каждый из них.

Сводная таблица редакторов курсов

Описание Преимущества Кому подходит
Программа на базе PowerPoint. Позволяет быстро создавать электронные курсы на основе презентаций и слайдов.

Инструмент содержит готовые модули для разнообразных учебных задач: редактор тестов, редактор видеолекций, диалоговый тренажер.

Любой, кто умеет делать презентации PowerPoint, может легко создать курс с iSpring Suite.

Получившийся курс будет хорошо проигрываться на любом устройстве.

Самая низкая стоимость лицензии (24 700 руб.)

Есть русская версия.

Тем, у кого сжатые сроки;

Тем, кто самостоятельно разрабатывает курсы;

Тем, кто хотел бы быстро перевести уже имеющиеся презентации в формат онлайн-курсов.

Тем, кому нужно быстро создать учебные материалы под мобильные устройства.

Тем, кому важно наличие оперативной техподдержки на русском языке.

Набор из девяти компонентов, три из которых предназначены непосредственно для разработки курсов и тестов: дополнение к PowerPoint (Studio 360), независимый инструмент (Storyline 360) и веб-сервис (Rise).

Приобрести набор можно только по подписке.

Нет русской версии.

Полный набор инструментов для создания любых типов учебных материалов: от лонгридов и скринкастов до совместной разработки сложных интерактивных курсов.

Есть простые инструменты для новичков и быстрой разработки несложных курсов, а также продвинутые инструменты для профессионалов.

Тем, у кого крупный отдел обучения;

Независимая программа для разработки профессиональных курсов. Интерфейс программы напоминает Adobe Photoshop.

Нет русской версии.

Позволяет создавать сложные интерактивные курсы и адаптировать их для мобильных устройств.

Богатая библиотека контента и большой набор интерактивностей.

Тем, кто разрабатывает курсы на заказ;

Тем, кому особенно важно, чтобы обучение проходило на мобильных устройствах;

Тем, кому надо обучать, как пользоваться новыми программами и веб-сервисами.

Независимая программа для разработки профессиональных курсов. Интерфейс программы напоминает PowerPoint, но при этом значительно сложнее. Содержит большой набор элементов и команд, с помощью которых можно создавать сложные профессиональные курсы с нелинейным сюжетом и геймификацией.

Содержит инструмент для для быстрого создания симуляторов программного обеспечения.

Есть русская версия.

Для продвинутых разработчиков;

Тем, кто разрабатывает курсы на заказ;

Тем, у кого есть понимание азов программирования (желательно);

Тем, кому надо обучать, как пользоваться новыми программами и веб-сервисами;

Тем, кому важно наличие техподдержки на русском языке.

Мы изучили актуальные версии каждого решения и сравнили их по следующим критериям:

  • Легкость освоения программы. Насколько просто освоить инструмент самостоятельно без дополнительного обучения?
  • Дизайн электронных курсов. Какие инструменты позволяют быстро и красиво оформить слайды, из которых состоят электронные курсы? Есть ли библиотека фотографий, фонов, персонажей, а также готовые шаблоны слайдов и примеры курсов?
  • Интерактивные элементы. Какие есть возможности для создания и добавления в электронный курс различных кнопок, слайдеров, переключателей, вкладок и т.п.? Примерами интерактивных элементов на слайде являются: электронные книги с эффектом перелистывания страниц, круговая диаграмма, в которой каждый сегмент является кнопкой и открывает слайд с дополнительной информацией.
  • Создание тестов. Какие есть инструменты для проверки полученных знаний? Какие виды тестовых вопросов можно создать с помощью редактора?
  • Мобильное обучение. Насколько удобно просматривать разработанные курсы на различных мобильных устройствах?
  • Назначение. Для каких целей и задач наиболее всего подходит данный редактор?

Помимо вышеперечисленных критериев важно помнить о том, каким образом созданные учебные электронные курсы будут предоставлены пользователям, для которых они изначально разрабатывались. Наиболее удобный и современный способ — системы дистанционного обучения (LMS). Подробный обзор наиболее популярных в России СДО вы можете найти на нашем сайте .

Чтобы электронные курсы, разработанные в разных редакторах, корректно отображались в разных системах дистанционного обучения были разработаны единые стандарты. Наиболее популярными стандартами являются AICC, SCORM 1.2 и 2004, xAPI (Tin Can) и CMI-5.

Таблица стандартов для СДО, поддерживаемых редакторами

AICC SCORM 1.2 и 2004 xAPI (Tin Can) CMI-5
iSpring Suite 8.7 Да Да Да Да
Да Да Да Нет
Да Да Да Нет
Да Да Нет Нет

1. iSpring Suite - простая программа для быстрой разработки электронных курсов

Платформа: Windows
Форма реализации: Надстройка в PowerPoint
Языки интерфейса: Русский, английский
Цена: 27 000 рублей (дополнительно требуется наличие PowerPoint)
Скидки: 40% - для государственных учебных заведений и их преподавателей
Пробная версия: 14 дней
Примеры курсов:

Набор инструментов для электронного обучения, состоящий из 4 программ, 4 веб-сервисов и одного мобильного приложения.

Программы:

  • Studio 360 - надстройка в Power Point, позволяющая быстро создавать интерактивные электронные курсы в программе с привычным интерфейсом. Включает в себя:
    • Presenter 360 - позволяет превращать слайды в интерактивные электронные курсы.
    • Quizmaker 360 - позволяет создавать тесты и опросы с уникальным дизайном, переходами и анимацией (11 типов оцениваемых вопросов, 9 типов анкетных вопросов, 6 типов вопросов произвольной формы)
    • Engage 360 - позволяет создавать 20 видов интерактивных элементов.
  • Storyline 360 - независимый полнофункциональный редактор интерактивных электронных курсов.
  • Replay 360 - программа для синхронной записи видео с экрана и с веб-камеры (как во время вебинара) и редактирования полученного видео.
  • Peek - небольшая программа для быстрой записи скринкастов.

Веб-сервисы:

  • Rise - онлайн-сервис для создания, редактирования и хранения интерактивных электронных курсов в виде веб-страниц.
  • Articulate Review - сервис для получения вопросов, замечаний, комментариев и пожеланий по электронным курсам и управления ими в одном месте.
  • Content Library - онлайн-библиотека, содержащая большое количество фотографий, иллюстраций, иконок, персонажей, а также готовых шаблонов для слайдов.
  • Articulate Live - вебинары, проводимые экспертами электронного обучения и помогающие быстрее освоить все инструменты Articulate 360. Обучение проводится на английском языке.

Мобильное приложение:

  • Preso - приложение, которое позволяет создавать обучающие видеоролики на iPad: открываете картинку или документ, добавляете к нему голосовое сопровождение, по ходу рассказа выделяете элементы на картинках с помощью курсора, рисования или масштабирования.

Непосредственное отношение к разработке электронных курсов имеют лишь три инструмента: Studio 360, Storyline 360, Rise.

Освоение программы

Все компоненты, входящие в состав Articulate 360, имеют бесплатный 30-дневный ознакомительный период.

После регистрации на сайте будет доступен для скачивания инсталлятор. С его помощью вы сможете установить нужные вам программы или открыть страницы интересующих сервисов.


Страница загрузки инсталлятора и установленный инсталлятор (справа)

Рассмотрим подробнее, как выглядят редакторы курсов Studio 360, Storyline 360, Rise и насколько просто их освоить без предварительного обучения.

Studio 360 - состоит из трех основных компонентов:


Редактор Studio 360 достаточно быстро и просто можно освоить самостоятельно. Несмотря на то, что весь интерфейс на английском языке, все настройки интуитивно понятны. Любой новичок сможет сделать простые курсы, тесты и интерактивности без дополнительного обучения.

Storyline 360 - отдельная программа, независимый редактор электронных курсов. Интерфейс программы очень похож на PowerPoint: можно создавать слайды, добавлять анимацию и переходы. Дополнительно на слайды можно добавлять медиафайлы, материалы из библиотеки контента, а также различные интерактивные кнопки, переключатели и слайдеры.

Освоить Storyline 360 несложно. Интерфейс программы интуитивно понятный, создать простую презентацию или тест не составит большого труда. Трудности могут возникнуть при создании интерактивностей и настройке слоев, триггеров, состояний, переменных и т.д.

Rise - веб-сервис, который позволяет делать электронные курсы в виде веб-страниц, которые будут гибко адаптироваться под размеры различных мобильных устройств. Процесс создания курсов в Rise достаточно прост и похож на процесс создания сайтов в таких конструкторах, как Tilda или WIX.

Дизайн электронных курсов

Редакторы курсов имеют все необходимые инструменты, чтобы добавлять на слайды и затем редактировать текст, изображения, фигуры, видеозаписи, скринкасты и пр.

В состав Articulate 360 входит Content Library. Эта библиотека контента помогает быстро найти шаблоны слайдов, изображения, персонажей или видео для создания красивых электронных курсов.

Интерактивные элементы

В программе Engage 360 доступно 20 шаблонов интерактивностей: чеклист, круговая диаграма, беседа, FAQ, глоссарий, пирамида, временная шкала и др. Подробнее о каждой интерактивности можно (много скриншотов, текст на английском языке) или просмотрев видео:

В программе Storyline 360 нет готовых шаблонов для создания интерактивных слайдов, зато есть большое количество кнопок, слайдеров и переключателей, а также гибкие настройки слоев, триггеров, состояний, переменных и т.д. Обладая определенными навыками, с их помощью можно создавать сложные интерактивные учебные курсы и обучающие игры.

Посмотреть примеры электронных курсов и интерактивностей, разработанных с помощью инструментов Articulate, а также скачать шаблоны некоторых из них можно на сайте комьюнити . Несколько видеоуроков на русском языке можно посмотреть на YouTube-канале компании SRC Мультимедиа:

Создание тестов

За создание тестов в Articulate 360 отвечает программа Quizmaker 360. С помощью этой программы можно создавать различные вопросы, редактировать их дизайн, добавлять информационные слайды, гибко настраивать условия прохождения тестов и пр.

Всего доступно 11 типов оцениваемых вопросов, 9 типов анкетных вопросов, 6 типов вопросов произвольной формы. Больше информации о том, как создавать вопросы в программе Quizmaker 360, вы можете узнать из видео:

Также создавать тесты можно в программе Storyline 360 с помощью интерактивных элементов, кнопок и имеющихся настроек. Вот пример, как сделать адаптивное обучение в Storyline:

Мобильное обучение

Учебные материалы, разработанные в Articulate 360, можно сохранять в формате HTML5. Этот формат - современный стандарт для мобильного и интернет-обучения в целом. Курсы и тесты, созданные с помощью Studio 360 и Storyline 360, будут доступны на компьютерах, планшетах и смартфонах.

Учебные курсы, созданные с помощью Rise, представляют собой веб-страницы и изначально ориентированы на мобильное обучение. Дизайн веб-страниц автоматически подстраивается под размеры различных мобильных устройств. Такими курсами также удобно делиться - достаточно просто отправить нужному человеку ссылку.

Вывод

Articulate 360 - современный мощный комбайн для разработки электронных курсов.

При использовании Articulate 360 складывается ощущение, словно ты сидишь за рулем современного автомобиля, у которого на панели приборов огромная куча разных кнопок и переключателей. Чтобы ехать, тебе достаточно руль, три педали, пара кнопок, отвечающих за фары и стеклоочистители, но помимо них у тебя есть откидывающаяся крыша, кондиционер, автомагнитола, спутниковый телефон и даже выдвигающиеся подставки под кофе.

В Articulate 360 есть большое количество инструментов, которые нужны далеко не всем разработчикам курсов. Инструмент будет полезен тем, кто на постоянной основе занимается заказной разработкой, доработкой и поддержкой сложных интерактивных курсов для крупных компаний.

Главный недостаток этого функционального решения - высокая стоимость. Например, в популярном российском интернет-магазине Syssoft.ru стоимость годовой подписки на Articulate 360 - примерно 881 евро или 62 400 рублей.

Если вы не хотите покупать весь набор, можете приобрести отдельно бессрочную лицензию на право использования Articulate Storyline 3. Её стоимость - примерно 1 233 евро или 87 330 рублей.

3. Adobe Captivate - профессиональный редактор электронных курсов

Платформа: Windows, Mac OS
Форма реализации: Desktop
Языки интерфейса: Английский, французский, немецкий, японский, испанский.
Цена: от 1099$ (зависит от реселлера)
Скидки: учебным заведениям;
Пробная версия: 30 дней
Примеры курсов:

Мощный редактор электронных курсов, который позволяет создавать как простые учебные презентации и тесты, так и сложные интерактивные курсы.

Помимо этого с помощью программы можно создавать реалистичные симуляторы программного обеспечения и гибко настраивать дизайн курсов для мобильных устройств с различными размерами экранов.

Освоение программы

Интерфейс Captivate похож на другие продукты компании Adobe, например, Photoshop. Изначально он может показаться простым и знакомым, но разобраться в деталях не так просто, придется дополнительно изучать .

Обучающих материалов по Adobe Captivate на русском языке не так много. В качестве примера можно привести Youtube-канал ProCaptivate .

Дизайн электронных курсов

На слайды можно добавлять текст, фигуры, медиа-объекты и интерактивности, как и в любом другом редакторе.

В стоимость лицензии также входит Adobe Captivate доступ к большой библиотеке контента Adobe Stock Assets и eLearning Brothers .

Еще одна важная отличительная черта Adobe Captivate - адаптивный дизайн слайдов. В программе есть возможность гибко настраивать отображение контента в зависимости от размеров экранов мобильных устройств. Подробнее об этом читайте ниже в разделе, посвященном мобильному обучению.

Интерактивные элементы

В Adobe Captivate можно создавать интерактивности с нуля с помощью настраиваемых кнопок и системных переменных. Есть набор встроенных интерактивностей (30 типов готовых виджетов). В наборе есть виджеты, с помощью которых можно создать такие известные игры как “Сто к одному”, “Кто хочет стать миллионером”, “Найди слова” и др.

Отдельно можно выделить инструмент для создания симуляторов программного обеспечения. С его помощью можно относительно быстро сделать тренажер, позволяющий научить пользоваться программой или проверить знания пользователя.

Создание тестов

В программе Adobe Captivate можно создать девять типов вопросов.

Если сравнивать с другими редакторами курсов, то это немного. Но зато в Adobe Captivate есть возможность назначать баллы за определенные действия с любыми интерактивными элементами, например, за нажатие нужной кнопки.

Программа позволяет создавать нелинейные сценарии обучения. То есть можно сделать так, чтобы следующий тест или слайд зависел от того, как пользователь ответит на вопрос, пройдет тест или на какую кнопку нажмет. Таким образом, можно настроить адаптивное обучение, которое будет интересным и полезным слушателям курсов, т.к. будет учитывать его уровень знаний, потребности и интересны.

Мобильное обучение

Пожалуй, главное преимущество Adobe Captivate над остальными редакторами - разработка электронных курсов с адаптивным дизайном.

Как это происходит? Вы создаете привычный электронный курс, а программа сама подстраивает дизайн курса под размер и ориентацию экрана мобильного устройства. Прямо в редакторе можно посмотреть, как будет выглядеть курс на iPhone 6, iPhone 7+, iPad, Google Pixel, Galaxy S6 или любом другом смартфоне или планшете.

Если вам не понравится дизайн курса, созданный автоматически, вы можете изменить его вручную. Например, для смартфонов с небольшим экраном некоторые изображения могут закрывать текст. В таком случае можно изменить размер изображения или полностью скрыть его для устройств с экранами, меньше определенного размера.

Сэкономить время на корректировку мобильных версий электронных курсов помогает инструмент Fluid Boxes. Он позволяет создавать структуру слайдов с помощью “гибких контейнеров” для контента. На начальном этапе разработки слайда эти контейнеры позволяют сформировать гибкую структуру, которая будет подстраиваться под размеры мобильного устройства, но при этом контент всегда будет оставаться внутри своего контейнера. Более наглядно этот процесс представлен в видео:

Еще одна интересная фишка в Adobe Captivate - возможность настраивать управление жестами для мобильных устройств: двойное касание экрана (double tap), длительное касание экрана (long tap), пролистывание (swipe), щипок (pinch). Управление жестами можно отключить на отдельных слайдах с наиболее важной информацией.

Программа также поддерживает геолокацию и имеет специальные переменные, с помощью которых, например, в курсах можно показывать историю того города (филиала, завода), где сейчас находится пользователь.

Вывод

Adobe Captivate - профессиональный редактор электронных курсов с богатой библиотекой контента и набором интерактивностей.

Главное преимущество Adobe Captivate - гибкие настройки для разработки электронных курсов для мобильных устройств. При определенном количестве навыков программа позволяет разрабатывать сложные интерактивные курсы, которые будет удобно просматривать не только на компьютерах, но также на планшетах и смартфонах.

Из недостатков можно отметить, что стоимость лицензии относительно высокая для российских разработчиков. Например, в интернет-магазине Syssoft.ru стоимость одной лицензии на составляет 1168 долларов или примерно 70 000 рублей.

Также Adobe Captivate не подойдет для новичков, так как работа в программе требует определенных навыков. А вот профессиональным разработчикам электронных курсов программа может стать незаменимым помощником.

4. CourseLab 3.1 - конструктор электронных курсов для разработчиков с навыками программирования

Платформа: Windows
Форма реализации: Desktop
Языки интерфейса: Русский, английский
Цена: 28 500 рублей
Скидки: Нет информации
Пробная версия: 30 дней
Примеры курсов:

Редактор электронных курсов, разработанный отечественной компанией WebSoft. Программа входит в тройку самых популярных инструментов в России.

Отличительная особенность CourseLab - гибкие настройки интерактивностей, которые позволяют опытным разработчикам электронных курсов расширять функционал редактора за счет написания дополнительных команд, функций и операций.

Освоение программы

CourseLab обладает действительно широкими возможностями для создания сложных электронных курсов. Вместе с этим у программы непростой интерфейс. Чтобы разобраться во всех настройках, потребуется немало времени. Разработчики предлагают бесплатную ознакомительную версию программы CourseLab сроком на 90 дней.

Самостоятельно изучить весь функционал программы будет сложно. Несмотря на то, что программа достаточно популярна в России, в открытых источниках не так много информации о том, как ей пользоваться. В Базе знаний на закрытом клиентском портале WebSoft есть раздел, посвященный CourseLab. Однако информация в этом разделе не обновлялась с 2015 года.

В разделе Обучение разработчики предлагают платные семинары и вебинары. Из бесплатных форм обучения доступны записи старых вебинаров и электронный курс “Основы работы в редакторе CourseLab” .

Самая подробная и актуальная информация о программе CourseLab содержится в руководстве пользователя, которое можно найти внутри самой программы в разделе Справка или скачать по ссылке ниже.

Дизайн электронных курсов

В CourseLab нет встроенной библиотеки контента и не так много шаблонов, которые позволяют быстро создавать красочные слайды для электронных курсов. Искать изображения придется самостоятельно.

Зато есть Библиотека оформления с шаблонами плееров с навигацией (мастер-слайдов).

На Обычные слайды можно добавлять текст, картинки, автофигуры и другие объекты.

Также есть возможность на одном слайде создавать несколько кадров и редактировать время их появления.

Интерактивные элементы

В CourseLab есть Библиотека объектов. Объекты представляют собой контейнеры и виджеты для добавления изображений, видео, Flash-роликов, тестов и интерактивностей и т.п.

Среди интерактивных объектов можно выделить пять видов блоков с закладками, четыре вида диаграмм, а также различные виды кнопок:

Кроме того, есть возможность каждый объект на слайде сделать интерактивным с помощью различных видов действий. Например, при наведении на картинку или по клику по ней можно настроить переход на другой слайд или запуск JavaScript-кода.

Создание тестов

В Библиотеке объектов CourseLab есть объект, который позволяет создавать тесты. С помощью этого инструмента можно быстро создавать семь типов проверочных вопросов.

Помимо этого с помощью различных кнопок и форм также можно создавать тесты и тренажеры для проверки знаний с уникальным дизайном.

Мобильное обучение

CourseLab позволяет сохранять разработанные электронные курсы в формате HTML5. Это значит, что курсы будут открываться даже в мобильных браузерах. Однако в программе нет поддержки адаптивного дизайна. То есть электронные курсы будут иметь одинаковый дизайн и размер для компьютеров, планшетов и смартфонов.

Если вы планируете разрабатывать курсы, удобные для мобильных устройств, необходимо будет изначально создавать курсы соответствующего размера.

Вывод

CourseLab - хороший российский конструктор, с помощью которого можно создавать сложные интерактивные обучающие курсы и тесты. Однако для того, чтобы делать такие курсы, потребуется дополнительное обучение. Также разработчику курсов желательно иметь навыки программирования.

Сильная сторона CourseLab - наличие гибких настроек и возможность опытным разработчикам с помощью программирования добавлять свои функции. Хорошо разбираясь в логике работы программы, с помощью различных кнопок можно создавать целые обучающие игры с нелинейным сюжетом и геймификацией.

Слабая сторона CourseLab - сложный интерфейс и отсутствие достаточного количества обучающих материалов в открытом доступе. Если вы хотите разрабатывать электронные курсы с помощью CourseLab, вам потребуется потратить немало времени на обучение или дополнительно посетить платный семинар.

Резюме

Краткие выводы и тезисы о том, чем отличается каждый редактор электронных курсов:

  • iSpring Suite - представляет собой надстройку в PowerPoint. Программу легко освоить и просто использовать. Есть русская локализация и оперативная техническая поддержка на русском языке, много бесплатных видеоуроков, обучающих статей, примеров, шаблонов, а также библиотека контента. Редактор позволяет быстро создавать электронные курсы, в том числе для мобильных устройств. Стоит дешевле всех остальных редакторов - 24 700 рублей. Из недостатков - нет возможности задавать курсам сложное поведение и добавлять Java-скрипты, а также не самая большая библиотека контента и набор интерактивностей.
  • - это набор инструментов для eLearning, состоящий из 4 программ, 4 веб-сервисов и одного мобильного приложения. Эти инструменты позволяют работать на различных платформах и создавать сложные интерактивные курсы с современным дизайном. Несмотря на то, что нет русской локализации и технической поддержки, освоить Articulate 360 несложно, так как он обладает современным интуитивно понятным интерфейсом. Также у Articulate есть большое комьюнити, где пользователи делятся своим опытом и помогают друг другу осваивать инструменты. С помощью Articulate 360 можно создавать как простые курсы в виде веб-страниц, так и сложные курсы с нелинейными сюжетами и адаптивным дизайном. Годовая подписка стоит около 60 000 рублей.
  • - профессиональный редактор электронный курсов. Представляет собой отдельную программу. Единственный может работать как на Windows, так и на macOS. Нет русской версии. Есть большой набор интерактивностей и богатая библиотека контента. Есть уникальный инструмент для настройки дизайна курсов для мобильных устройств. Для того, чтобы освоить все возможности редактора, потребуется немало времени. Но если их освоить, то можно создавать очень крутые курсы с гибкими настройками для мобильных устройств. Стоимость лицензии - около 66 500 рублей, также возможна ежемесячная подписка - около 6000 рублей.
  • - мощный конструктор для продвинутых разработчиков. Есть русская версия, но сложный интерфейс и мало обучающих видеоуроков и статей в открытом доступе. У программы сложный интерфейс и настройки, чтобы помочь в них разобраться, разработчики предлагают платные семинары и вебинары. Прямо в редакторе можно прописывать Java-скрипты и добавлять новые функции. Если разобраться со всеми возможностями программы, то можно создавать сложные интерактивные курсы с нелинейными сюжетами и геймификацией. На мобильных устройствах курсы будут воспроизводиться, но дизайн не всегда корректно отображается на их небольших экранах - нужно заранее рассчитывать для каких устройств разрабатывается учебный курс. Стоимость одной лицензии - 28 500 рублей.

На этом обзор наиболее популярных редакторов электронных курсов закончен. Надеемся, что он был вам полезен и помог познакомиться с возможностями каждой программы Если у вас есть вопросы, замечания, дополнения к статье, пожалуйста, смело оставляйте их в комментариях.

Комплект игр включает набор из 288 развивающих игр +115 мультипользовательких игр и интерактивных заданий, для обучения 3-7 -летнего ребёнка счёту и чтению, тренировки внимания, памяти и развитию логического мышления. В комплект включены все игры, имеющиеся в тематических сборниках этой серии, пазлы и раскраски, знакомящие детей с окружающим миром, интерактивные пособия по русскому языку и арифметике.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования включают и требования к информа¬ционно-методическому обеспечению образовательного процесса в дошкольном учреждении, в частности, обеспечение интер¬актив-ными дидактическими материалами, цифровыми образо¬вательными ресурсами.
Серия интерактивных обучающих программ, подготовленных на интерактивных столах Interactive project, нацелена на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определённым Федеральным госу¬дар¬ственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Интерактивные обучающие программы включают в себя как простые игры-упражнения, так и бо¬лее сложные. Это позволяет учитывать не только игровые потреб-ности детей, но и использовать программы для обучающих занятий с ребятами разного уровня развития.
Программы просты и удобны в использовании, работа с ними комфортна как для взрос¬лых, так и для малышей, не требует специальной подготовки педагогов. Вовлечь детей в познава¬тель¬ную деятельность помогают интересные задания, анимация, весёлая музыка, ясные чёткие инструкции, крупные хорошо узнаваемые изображения

Все управление заданиями сводится к простым и всем знакомым движениям пальца или стилуса по экрану, точно как на любом планшетнике или ином сенсорном устройстве.

Описание комплекта с разделяющимся экраном

«Ай да Я!»- это комплект интерактивных обучающих про-грам--м для инди-ви-дуальных и групповых занятий взрослых с детьми 5-7 лет. Прог-рам-мы имеют интуитивно понятный для детей интерфейс, адаптированный для использования на устройствах с сенсорными экранами. Комплект содержит множество игровых заданий разного уровня сложности и многочисленные версии их выполнения. Кроме игр в комплект включены тренажёры с упражнениями по русскому языку и математике для подготовки будущих первоклассников. По тематике комплект разделён на четыре блока:

Выполняя задания игр блока «Чтение», ребёнок знакомится с гласными и соглас-ными буквами, учится разделять слова на слоги, тренируется в правильной постановке ударений, совершенствует навык чтения не только отдельных слов, но и целых предложений.

Блок «Счёт» поможет познакомиться не только со счётом и сравнением коли-чест-ва объектов, но и обучит правилам арифметики: сложению и вычитанию.

Блоки «Чтение» и «Счёт» имеют по 25 игровых упражнений.

Третий блок «Игры» - развлекательный. Разнообразная тематика его 64 игровых заданий конечно увлечёт дошкольника. А сам процесс игры поможет развить у него фан-тазию, ассоциативное мышление, сообразительность, внимание и память.

Для самостоятельного рисования в комплект включён четвёртый блок «Я рисую сам!». Он состоит из поля и необходимого набора инструментов. С их помощью ребёнок сможет не только создавать различные рисунки, но и овладеет навыками пользования сложными компьютерными программами, которыми пользуются со-вре-мен-ные художники и дизайнеры.

В комплекте «Ай да Я!» предусмотрена возможность использования функции «Мультискрин». Для этого следует нажать на кнопку «Вид» (левый верхний угол экрана) и в открывшемся окне выделить устройство, нужное в данный момент поль-зо-ва-телю: «Компьютер», «Сенсорный стол», «Сенсорная доска».

При работе с группой детей (2 - 4 человека) разделить экран на части можно, нажав на одну из блеклых красных кнопок в углах экрана.

Экран можно удобно делить на части как для сенсорной доски:

так и для интерактивного стола:

Прервать игру и вернуться в меню можно в любой момент, щёлкнув по одной из красных кнопок в окне управления числом игроков. Выйти из блока игр или заданий можно, нажав на одну из красных кнопок в углах экрана.

Характеристика игр

В этом разделе представлены скриншоты блоков программы и таблицы, которые помо-гут выбрать нужные упражнения или игры в со-от-ветствии с теми задачами, которые решает педагог на определённом этапе занятий с детьми.

Блок 1. «Чтение»

В данном блоке представлены задания разного уровня сложности, пред-наз-наченные для обучения ребёнка чтению. Самые простые упражнения дадут воз-мож-ность по-зна-комить детей с буквами, звуками и алфавитом. Более сложные зада-ния на-це-лены на уже читающих детей. Некоторые упражнения можно использовать не только для обучения дошкольников, но и для развития грамотности младших школьников.

Согласные буквы

Запоминание (узнавание) букв. Прослу-шива-ние названия буквы и поиск её изображения

Выделение согласных букв

Выделение согласных букв в словах. Прослу-шива-ние названия буквы

Сборка слова из букв

Составление слова по образцу. Прослу-шива-ние их звучания

Чтение слогов

Чтение слогов. Прослу-шива-ние их звучания

Чтение слов

Позвучи!

Чтение слов. Прослу-шива-ние звучания букв, составляющих слова. Прослу-шива-ние звучания слов

Чтение двусложных слов

Слова. Чтение слов по слогам и прослу-шива-ние их звучания

Сборка слова из слогов

Разбивка на слоги

Чтение длинных двусложных слов

Слова (слоги). Чтение слов по слогам

Чтение услышанного двусложного слова

Ударение

Чтение трёхсложных слов

Слова. Чтение слов и прослу-шива-ние их звучания

Сборка трёхсложных слов

Сборка слова из слогов. Чтение слов по слогам и прослу-шива-ние их звучания

Разбивка трёхсложного слова на слоги

Слова. Разбивка и чтение слов по слогам

Ударение в трёхсложных словах

Определение ударной буквы в слове

Чтение длинных слов

Слова. Чтение слов и прослу-шива-ние их звучания

Что это?

Чтение слов. Прослу-шива-ние их звучания

Найди слово!

Нахождение и чтение слов. Прослу-шива-ние звучания букв, составляющих слова. Прослу-шива-ние звучания слов

Чтение услышанного слова

Слова. Чтение слов и прослу-шива-ние их звучания

Чтение простых предложений

Чтение предложений. Прослу-шива-ние их звучания

Ударения в словах предложения

Определение ударной буквы в словах предложения

Блок 2. «Счёт»

В данном блоке представлены задания разного уровня сложности. Самые простые упражнения помогут познакомить детей с определением количества объектов, с цифрами, с понятием «больше-меньше». Выполняя более сложные задания, малень-кие игроки изучат последовательность чисел в числовом ряду. А упражнения с реше-нием примеров помогут постичь азы арифметики не только до-школь-никам, но и будут прекрасным тренажёром для занятий младших школьников.

Счёт до 5 предметов

Счёт от 1 до 5. Запоминание чисел, соответствующих данному количеству

Сложение разнотипных объектов

Вычитание разнотипных объектов

Решение примеров с числом объектов от 1 до 5

Сравнение числа с числом объектов

Сравнение количества. Что больше (меньше) число или количество объектов?

Сравнение чисел

Сравнение количества. Пересчитывание и выбор знака >, <, =

Сложение чисел до 5

Примеры с числами от 1 до 5

Вычитание чисел до 5

Примеры с числами от 1 до 5

Знакомство с числами от 5 до 10

Числа от 5 до 10. Запоминание чисел: названия, начертание. Количество объектов, соответствующее данному числу

Определение следующего числа

Определение предыдущего числа

Запоминание последовательности чисел

Сравнение чисел и числа объектов

Сравнение количества от 1 до 10. Что больше (меньше) число или количество объектов?

Сложение чисел до 10

Примеры с числами от 1 до 10

Вычитание чисел до 10

Примеры с числами от 1 до 10

Сложение нескольких чисел

Примеры с числами более двух

Вычитание нескольких чисел

Примеры с числами более двух

Сложение и вычитание нескольких чисел

Примеры с числами более двух со сложением и вычитанием

Блок 3. « Игры »

В данном блоке представлены игры разного уровня сложности, направленные на развитие у ребёнка зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственного восприя--тия различных объектов, внимания, сообразительности и логического мышле-ния.

Название игры

Описание игры

Разноцветье

Сортировка объектов по цвету

Что куда?

Внимание и зрительное восприятие. Сортировка объектов по размеру

Что общего?

Внимание и зрительное восприятие. Сортировка объектов по назначению

Кто куда?

Внимание. Сортировка животных по группам

С какой буквы?

Внимание. Сортировка объектов по начальной букве их названий

Циферки

Внимание. Нахождение цифр согласно заданию

Буковки

Внимание. Нахождение букв согласно заданию

Что лишнее?

Внимание и зрительное восприятие. Выбор объекта по цвету

Солнечная система

Внимание, Знакомство с планетами Солнечной системы

Карта Земли

Внимание и зрительная память. Знакомство с материками Земли

Пазлы

Внимание и зрительное восприятие. Собирание картинки (без образца)

Раскраска

Зрительное восприятие. Произвольное раскрашивание картинки

Кто это?

Внимание и зрительное восприятие. Сборка животного по его контуру

Как устроен человек?

Внимание и зрительное восприятие. Знакомство с анатомией человека

Позвучи!

Зрительная и слуховая память.

Кто спрятался?

Зрительная память. Определение спрятавшегося животного - игра «мемори»

Кто не спрятался?

Зрительная память. Определение не спрятавшегося животного - игра «мемори»

Что потерялось?

Зрительная память. Нахождение потерявшегося предмета - игра «мемори»

Числа-парочки

Зрительное восприятие. Нахождение парных рисунков чисел

Что нового?

Зрительная память. Нахождение новых картинок - игра «мемори»

Где что лежало?

Зрительная память. Какой предмет где лежит - игра «мемори»

Найди пару!

Зрительное и слуховое восприятие. Нахождение парных рисунков букв

Как было?

Зрительная память. Расстановка цифр

Раскрась так же!

Зрительная память. Раскрашивание рисунков

Раскрась шарики!

Раскрашивание рисунков

Дорисуй половинку!

Зрительная память. Раскрашивание второй половинки картинки

Парочки-считалочки

Зрительное восприятие. Нахождение парных рисунков

Запомни!

Зрительная память. Расстановка предметов - игра «мемори»

Что за чем?

Зрительная память. Запоминание ряда картинок и восстановление ряда

Кого тут не было?

Зрительная память. Какого животного здесь не было - игра «мемори»

Запоминайка

Зрительная память. Расстановка фигурок - игра «мемори»

Что чьё?

Зрительная память. Что кому принадлежит - игра «мемори»

Кто остался?

Зрительная память. Кто где стоял - игра «мемори»

Угадай!

Зрительная память. Нахождение заданных изображений - игра «мемори»

Повтори мелодию!

Зрительная и слуховая память. Узнавание звуков и тех объектов, которые их издавали

Кто на чём?

Зрительная память. Кто на чём ехал - игра «мемори»

Кто это был?

Зрительная память. Слова (названия животных). Чтение и составление слов

Сколько было?

Зрительная память. Счёт. Пересчитывание и обозначение количества цифрой

Назови!

Зрительная память. Чтение географических названий и их расстановка

Что лишнее?

Внимание. Нахождение отличий

Гирлянды

Внимание, логика. Установление закономерности в таблице; расстановка картинок в таблице в соответствии с закономерностью

Формы

Зрительное восприятие. Нахождение одинаковых (по форме) геометрических фигур

Стопочка

Логика. Раскрашивание фигурок и их частей

Какой номер?

Внимание, логика. Совмещение букв с их порядковыми номерами в алфавите

Фрукты-ягодки

Зрительное восприятие, логика, внимание. Составление одинаковых картинок согласно заданию

Чего не хватает?

Зрительное восприятие, логика.

Что от чего?

Зрительно-пространственное восприятие. Нахождение кусочков фигуры подходящей формы

Переставь!

Внимание, логика.

Кому письмо?

Внимание, логика. Сортировка объектов с помощью решения арифметических примеров

Подарки

Внимание, логика. Сортировка предметов согласно заданию

Что спрятано?

Нахождение скрытых слов

Квадратики

Логика. Сортировка, определение критерия для сортировки (цвет или форма)

Пирамидка

Внимание, логика. Сортировка, определение критерия для сортировки (цвет)

Какой кубик?

Зрительно-пространственное восприятие, внимание.

Определение идентичности объектов

Я вижу правильно!

Логика. Сортировка, определение критерия для сортировки (форма)

Прятки

Внимание, логика. Совмещение букв с их номерами и составление из них слов

Закономерности

Логика. Сортировка, определение критерия для сортировки (цвет, количество, форма)

Числовой коврик

Внимание. Сложение и вычитание. Решение примеров

Отгадай буквы

Внимание, логика. Нахождение букв по их видимой части

Составь слова!

Внимание, логика. Решение арифметических примеров для нахождения нужных букв и составление из них слова

Сосчитай!

Зрительное восприятие, внимание. Нахождение и пересчитывание одинаковых (по форме) геометрических фигур

Прямоугольники

Зрительно-пространственное восприятие, внимание. Определение количества объектов

Цветочки

Внимание, логика. Арифметические вычисления для определения цены объектов

Кубики

Зрительно-пространственное восприятие. Пересчитывание и обозначение количества объектов числом

Блок 4. «Я рисую сам!»

Этот блок для тех, кто любит или хочет научиться рисовать в компьютере. Интерфейс нашей студии «Семицветик» довольно простой и маленький художник сам быстро поймёт, какую кнопку следует нажать, чтобы выполнить на своём рисунке то или иное действие. А научившись создавать свои художественные «шедевры», он сможет их показывать всем друзьям и родственникам, гордо сообщая: «Я рисую сам!»

Главное меню обучающей программы, разделы и подразделы, входящей в комплект столов.

В левой части экрана интерактивного стола выводится меню заданий. Данное меню скрывается при выборе интересующего раздела, так же легко вызывается обратно нажатием на ярлык в нижнем углу.

Ниже представленно меню рабочего стола с разделами, здесь вы можете выбирать возраст 3+ , и соответствующие возрасту задания. Каждое задание выполнено в виде понятной анимации со звуковым сопровождением.

Меню заданий для возраста 3,5+ . Разработаные для развития детей, интересные, познавательные, увлекательные.

Мею заданий для возраста 4+ . Различные вопросы, загадки, решения.

Меню заданий для возраста 4,5+ . Цифровые, логические, анимированные задачки.

Меню заданий для возраста 5+ . Пазлы, конструкторы, считалки и т.д.

Меню заданий для возраста 5,5+ . Буквенные задачки, раскраски, собиралки.

Волшебные раскраски для малышей. Различные темы, различные краски, анимированные задания.

Волшебные раскраски, различные зверята. Интересные задания с различной анимацией.

Множество пазлов, разнообразные задания с анимированными движениями собранных пазлов.

Раздел арифметика для малышей. Обучение числам, знакам, сравнениям. Сложение, вычитание, группы чисел и многое другое на выбор в данном меню программы.

Русский язык для малышей. Множество заданий, обучение буквам, слогам,составление простых слов и многое другое в дааном меню раздела.

Правила дорожного движения

Интерактивный тренажёр (Правила дорожного дви-жения для до-школь-ников) вклю-ча-ет набор из 25 игр-заданий для знакомства ребёнка с правилами дорожного дви-же-ния и основными знаками, его регулирующими.
Программа снабжена интуитивно понятным интерфейсом. Дополняющие программу плакаты позволяют наглядно объяснить или напомнить ребёнку перед занятиями рассматриваемый материал.

Стандартная или пассивная модель обучения использовалась в учебных заведениях с давних пор. Самый простор пример данной методики – лекция. И хотя такой способ преподавания был и остается одним из самых распространенных, интерактивное обучение постепенно становится все актуальнее.

Что такое интерактивное обучение?

Методики образования в дошкольных учреждениях, школах, вузах делятся на две большие группы – пассивные и активные. Пассивная модель предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ. Главные недостатки пассивного метода:

  • слабая обратная связь от учеников;
  • низкая степень персонализации – ученики воспринимаются не отдельными личностями, а группой;
  • отсутствие творческих заданий, требующих более сложной оценки.

Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным участником процесса обучения, однако взаимодействует он в основном только с учителем. Актуальны активные методы для развития самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в группе.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Интерактивные средства обучения

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

  • планшеты;
  • компьютерные тренажеры;
  • виртуальные модели;
  • плазменные панели;
  • ноутбуки и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

  • уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;
  • экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;
  • повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;
  • легкость организации групповой работы или игр, полное вовлечение аудитории;
  • установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные приемы обучения


Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. – требуют от педагога применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия зачастую используются разные методики:

  • для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;
  • во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры;
  • для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение.

Психолого-педагогические условия интерактивного обучения

Задача образовательного учреждения для успешного обучения – предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха. Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

  • готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;
  • благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;
  • поощрение инициативы;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • наличие всех необходимых средств обучения.

Классификация интерактивных методов обучения

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на 3 подгруппы:

  • дискуссионные – обсуждения, дебаты, «мозговой штурм», «кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта;
  • игровые – деловые, сюжетно-ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;
  • тренинг-методы – психотехнические игры, все виды тренингов.

Интерактивные формы и методы обучения

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, педагогу необходимо учесть соответствие метода:

  • теме, целям и задачам обучения;
  • особенностям группы, возрастным и интеллектуальным возможностям слушателей;
  • временным рамкам занятия;
  • опыту преподавателя;
  • логике учебного процесса.

Интерактивное обучение в детском саду

Интерактивные технологии и методы обучения в дошкольном учреждении используются в основном игровые. Игра для дошкольника – основной вид деятельности и через нее ребенка можно научить всему, что необходимо в его возрасте. Лучше всего для детского сада подходят сюжетно-ролевые игры, во время которых дети активно взаимодействуют и эффективно учатся, т.к. пережитые впечатления запоминаются более ярко.

Интерактивные методы обучения в школе

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически весь спектр методик. Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;
  • инсценировки;
  • игра в ассоциации и т.д.

Например, для учеников начальных классов хорошо подходит игра, смысл которой в том, чтобы научить чему-либо соседа по парте. Обучая одноклассника, ребенок учится использовать наглядные пособия и объяснять, а также сам гораздо глубже усваивает материал.

В средней и старшей школе к интерактивным методам обучения относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта (проектная деятельность, дебаты), взаимодействие с социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций). К примеру, со старшеклассниками уже вполне можно сыграть в ролевую игру «Аквариум», суть которой в том, что часть группы разыгрывает сложную ситуацию, а остальные – анализируют ее со стороны. Цель игры – совместно рассмотреть ситуацию со всех точек зрения, разработать алгоритмы ее решения и выбрать лучший.

В нынешний век применение информационных технологий осуществляется в рамках использования специально разработанных обучающих и развивающих программ, которые объединяют освоение повой информации , деятельностное ее применение и игровую мотивацию.

В п. 3.3.4. ФГОС ДО (2013) указывается, что «образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими)... (в соответствии со спецификой Программы)» . Это положение стандарта служит обоснованием необходимости применения И КТ в системе дошкольного образования.

В научно-методической литературе С. Л. Новоселовой, Г. П. Пет- ку предложена классификация компьютерных программ:

обучающие, способствующие усвоению детьми букв, развитию навыков чтения, элементарных математических представлений и т.д.;

Развивающие, способствующие познавательному развитию дошкольников и побуждающие детей к самостоятельным творческим играм;

диагностические, применяемые для выявления уровня развития математических способностей, памяти, внимания и т.д.

Важным преимуществом компьютерной игры по сравнению с обычной дидактической, по мнению С. Л. Новоселовой, Г. П. Петку, является «быстрая реакция компьютера, положительная или отрицательная, предоставление ребенку возможности самому регулировать темп выполнения заданий».

В работе А. М. Вербенец выделяется два основных направления исследований в области применения компьютерных технологий в системе дошкольного образования.

Первые - работы, в основе которых лежат идеи пропедевтической подготовки дошкольников к освоению основ информатики и использованию компьютерных технологий в более старшем возрасте (А. А. Столяр, А. В. Горячев, Н. В. Ключ, Е. В. Иванова). Согласно им, на дошкольном этапе необходимо развитие операций и умений, обеспечивающих формирование определенного «алгоритмического стиля мышления, системного подхода в решении проблем», «предваряющих предстоящее освоение основ формальной логики» (А. В. Горбачев). К этому направлению относятся разработки, выполненные под руководством А. А. Столяра, и ряд программ, таких как программа А. В. Горячева, Н. В. Ключ «Все но полочкам», Е. А. Тупичкина «Я в мире информации» .

В ряде исследований 80-х гг. XX в. акцепт делался на развитие первоначальных представлений о компьютере как средстве познания и умений взаимодействовать с ним (Е. В. Иванова), что предусматривало ознакомление с некоторыми языками программирования (простыми командами) и организацию игр и упражнений, направленных на формирование умений управлять курсивом, клавишами клавиатуры.

Второе направление включает работы, предусматривающие использование компьютерных технологий для осуществления обогащенного развития и эффективного обучения дошкольников посредством компьютерных ресурсов. Роль интерактивных программ при этом состоит в возможности индивидуализации образования, действия в новых и измененных условиях, осуществимости мгновенной реакции па действия ребенка. Такие интерактивные средства сегодня обладают практически неисчерпаемым спектром возможностей.

Индивидуализация образования, являющаяся сквозной линией ФГОС ДО, может быть успешно реализована при использовании интерактивных программ, основанных на фиксации достижений ребенка и соответствующем определении индивидуальной образовательной траектории.

Современные интерактивные обучающие программы для дошкольников, как правило, построены на игровой мотивации и способствуют взаимосвязанному развитию разных сторон личности ребенка. Среди них, например, есть программы, которые направлены на развитие и тренировку органов речи, дыхательных органов и формирование навыков владения голосом (например, интерактивная развивающая программа для индивидуальных игр взрослых с детьми «Лого игры»). Программа способна индивидуализировать образовательный маршрут. Например, она реагирует на голос ребенка, автоматически определяет параметры голоса (высоту, громкость, способ артикуляции) и в соответствии с этим определяет ход игры. Разработчики программы «Лого игры» отмечают ее незаменимость при работе со слабослышащими детьми, поскольку она визуализирует голос на экране компьютера.

Некоторые программы построены на принципе взаимосвязи слова, музыки и движения. Например, интерактивная развивающая программа для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми 5-7 лет «Лого-ритмика» предусматривает отработку двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Часть интерактивных программ создана для проведения диагностических процедур и регистрации их результатов. Такие программы способны автоматически фиксировать выполнение упражнений и заданий детьми и наглядно выводить результаты.

Многие современные интерактивные средства спроектированы на основе принципа «автодидактизма» и не требуют активного сопровождения со стороны взрослого. Большой популярностью, например, сегодня пользуются многофункциональные интерактивный стол или интерактивный пол. Оба данных варианта предусматривают возможность коллективных видов деятельности детей. Интерактивный пол устроен таким образом, что реагирует практически на любое движение ребенка, поэтому его возможности очень широки: от игры в футбол до изобразительной деятельности.

Подобным образом устроена интерактивная песочница. В соответствии с настройками пользователя может осуществляться проецирование различных изображений и эффектов на песок: текстуры воды, песка, скалы, отображение геометрических форм и др.

При покупке данных интерактивных средств следует иметь в виду, что сегодня мы не располагаем данными о широкомасштабных исследованиях, в которых бы подробно изучалось влияние их на психическое и физическое развитие ребенка-дошколышка. По своим функциям они могут быть успешно замещены традиционными педагогическими средствами.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что понимается под информационно-коммуникационными технологиями? В чем разница между информационно-коммуникационными и компьютерными технологиями?
  • 2. Какими возможностями обладают И КТ? В исследованиях каких ученых эти возможности выявлены?
  • 3. Какие противоречия и проблемы в применении ИКТ вы можете выделить?
  • 4. Какие интерактивные программы вы можете назвать?

Задачи для самостоятельной работы студентов

  • 1. На основе изучения современного рынка подготовьте электронную презентацию интерактивных обучающих программ для дошкольников.
  • 2. Анализируя психолого-педагогическую литературу, подготовьтесь к «Интеллектуальному бою», для чего займите одну из позиций: «за» или «против» применения ИКТ в системе дошкольного образования.
  • Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ М-ва образованияи науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.URL: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения:20.02.2016).
  • Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. С. 32.
  • Вербенец Л. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, направления, условия.С. 117-125.