Произношение отдельных звуков. Произношение отдельных сочетаний звуков, слов и форм слов

Среди других норм русского произношения, которые достаточно часто вызывают затруднения, можно выделить следующие.

1. Произношение местоимения что и производных от него.

Литературной нормой является произношение [ш то]. Произношение [ч о] считается диалектным и просторечным; [ч то] - характерно для речи петербуржцев, но оно также относится к внелитературным. Так же произносится большинство производных от этого местоимения - что-то, что-нибудь, чтобы .

Исключение составляет неопределённое место-имение с приставкой не- , в котором звучит [ч] , - нечто .

2. Произношение сочетания -чн- в середине слова.

Большинство слов с этим словосочетанием звучит так же, как и пишется (с согласным [ч] ): конечный, правомочный .

    Однако в ряде слов произносится [ш] на месте ч . Это так называемое старомосковское произношение. Оно было распространено в XIX и в первой половине XX века. И сейчас в речи коренных москвичей можно заметить достаточно устойчивую традицию к произношению сочетания чн как [шн] (например, часто произносят: съемоч[ш] ная группа ). Но такое произношение не является нормативным, хотя и не является такой грубой ошибкой, как произношение [ч] в местоимении что .

    В настоящее время число слов, в которых сохраняется произношение [ш] в литературном языке, стремительно сокращается. Оно остается обязательным в словах:

    конеч[ш] но, нароч[ш] но, скуч[ш] но, скуч[ш] ный, скуч[ш] новатый, пустяч[ш] ный, прачеч[ш] ная, очеч[ш] ник, очеч[ш] ный, сквореч[ш] ник, сквореч[ш] ница, сквореч[ш] ный, яич[ш] ница, девич[ш] ник.

    В ряде слов произношение [ш] является основным литературным вариантом, а произношение [ч] допустимо:

    булочная, двоечник, троечник.

    Варианты с [ш] и [ч] равноправны в словах:

    копеечный, порядочный.

    У существительного горничная , у прилагательного коричневый основным вариантом произношение является вариант с [ч] , тогда как произношение [ш] допустимо, но расценивается как устаревшее. То же самое можно сказать о словах калачный, калачник . В основном [ш] произносится в поговорке: с суконным рылом в калач[ш] ный ряд .

3. Неоправданный пропуск звуков в отдельных словах. Достаточно частотно в просторечии происходит неоправданный пропуск гласных и согласных звуков, а иногда и целых сочетаний звуков.

Обратите внимание на произношение слов, в которых достаточно регулярно неоправданно утрачивается выделенный гласный: комбине зон, проволо ка, пери петия, наё м, иши ас, фамили я.

    В просторечии достаточно часто встречается произношение существительных бюллете нь, брело к, вале т в косвенных падежах без гласных [о] и [е]. Для многих русских слов характерна беглость гласных в косвенных падежах (день - дня, молоток - молотка ). Но данные существительные иноязычные и этой закономерности не подчиняются. Надо произносить:

    нет бюллете ня, больничные бюллете ни; два брело ка, красивые брело ки, нет вале та, сбросить вале ты.

Обратите внимание также на произношение слов, в которых достаточно часто неоправданно опускаются выделенные гласные, согласные и сочетания звуков: апоп лексический, времяпре провождение, в скипятить, ког да, компост ировать, троллей бус, щиколот ка, штопо р и др.

    Как отмечалось, в разговорной речи (при неполном, не ораторском типе произношения) допускается «проглатывание» отдельных звуков, но в официальной обстановке, в ораторском типе произношения это недопустимо.

4. Неоправданная вставка гласных и согласных звуков в словах.
Не менее часто в просторечии наблюдается неоправданная вставка гласных и согласных звуков.

    Лишний согласный н могут произносить между выделенными буквами в словах:

    беспрецед ентный, инцид ент, желат ин, констат ировать, компромет ировать, пид жак;

    лишний согласный л - между выделенными буквами в слове благослове ние ;

    лишнюю гласную - в словах:

    безудержн ый, будущ ий, всеведущ ий, рубл ь, журавл ь, пригоршн я.

    Достаточно много ошибочных вставок гласных наблюдается в заимствованных, старославянских и книжных словах:

    джентл ьмен (неправильно - дженте льмен ), перс пектива (неправильно - пере спектива ).

    Достаточно часто в речи наблюдается неоправданная вставка согласного т в словах досо чка, ср ам , согласного д в слове нр ав . В просторечии очень распространена неоправданная вставка согласного к в прилагательном осл излый (покрытый слизью).

    Причиной неоправданной вставки гласного, согласного может служить неправильно понятая этимология (происхождение) слова или трудное для произношения сочетание звуков. Например, для русского языка нехарактерно большое стечение согласных - это может приводить к ошибочной вставке гласного звука. С другой стороны, для русского языка нехарактерно так называемое зияние, то есть расположение в ряд нескольких гласных звуков. Поэтому в просторечии в заимствованных словах между двумя гласными может вставляться согласный звук.

    Ср.: радив о вместо литературного - радио .

    Иногда неоправданная вставка звука связана с неправильно понятой словообразовательной структурой слова, с неверным сближением данного слова с другими словами, близкими по значению.

    Например, существительное грейпфрут часто произносят с лишним согласным к в конечном слоге, неправильно сближая его с родовым понятием фрук т . Аналогичными причинами является ошибочная вставка согласного б в глаголы ос меять (неправильно - об смеять ), ос мотреться (неправильно - об смотреться ): в данном случае приставка о- ошибочна подменена близкой по значению приставкой об- . По той же причине в просторечии часто произносится лишний согласный д в глаголе пос кользнуться (неправильно - под скользнуться ). Теми же причинами вызвано ошибочное произношение вместо существительного склянка формы - сте клянка .

    Хотелось бы подчеркнуть, что неправильное произношение основывается на неправильном понимании словообразовательной структуры слова. Не случайно это может получить отражение и на письме. В этих словах достаточно часто делают орфографические ошибки.

5. Неоправданная замена одного звука другим.
Это явление обычно наблюдается в заимствованных, книжных и устаревших словах, этимология которых говорящему неизвестна и ошибочно связывается с каким-то другим словом русского языка. Этим, например, вызвано произношение [ы] вместо [и] в греческом по происхождению слове ви сокосный . Никакого отношения к прилагательному высокий оно не имеет. Разными по значению являются и существительные: бид он для молока и бет он для строительства . Теми же причинами вызвано неправильное произношение таких заимствованных слов, как плек сиглас (в просторечии - плест иглас ), ренегат (неверно мн. ч. - ренегад ы ).

    Иногда замена и перестановка звуков может быть вызвана ассоциациями, которые говорящему кажутся не слишком «приличными».

    Ср.: ошибочное произношение слова дур шлаг как дру шлаг .

    Помимо этого просторечная замена одного звука другим может быть вызвана удобством произношения.

    Например, очень часто в речи необразованных людей допускается замена звука [м] на [н] при особом сочетании звуков: трам вай, ком плимент, ам бар, им бирь, плом бировать, сом бреро, сом нам була . Произношение тран вай или кон плимент не только недопустимо, но и свидетельствует об очень низкой культуре говорящего. Возможна и обратная замена. Так, частотной является ошибочное произношение - ком форка вместо нормативного - кон форка .

    Достаточно часто в речи наблюдается ошибочная замена твёрдого согласного на мягкий (например, произношение клизь ма вместо нормативного - клиз ма ), и наоборот, замена мягкого согласного на твёрдый (например, вместо нормативных - насущ ный, мощ ность, общ ность - произношение - насуш ный, мош ность, обш ность ).

    Так, к разряду просторечных относится произношение вводного слова значить (Значить, так было надо ) вместо нормативного - значит .

1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова - как [к]: ожегся, ожег [Λж"окс"ъ], [Λжок]. Произношение фрикативного звука ([ã ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля.

2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра - [пърΛшут], [брΛшуръ]; конца, концом, ситцем - [кΛнца], [кΛнцом], [с"и ъм]. но в слове жюри предпочтительно произношение [ж"ÿр"и].

3. На месте букв ч, щ всегда произносятся мягкие согласные (ч], (uTj или (шч]: час, чох, чур - [ч"ас], [ч"ох], [ч"ур]; роща, Щорс, щебет, щука - [ро "ъ], [ "орс], [ "еб"ьт], [ "укъ].

4. На месте буквы и после ж, ш и ц произносится звук [ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл], [цыкл].

5. На месте буквы с в аффиксах -ся - -сь произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [бΛjус"], [бΛjалс"ъ], [бΛjалъс"].

6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел, тел и т.п.) [с"ел], [п"ел], [м"ел], [д"ел], [т"ел] и т.п. (о произношении этих сочетаний в иноязычных словах см. § 83).

Произношение отдельных грамматических форм

1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужского рода имен прилагательных -ый, -ий произносится соответственно написанию: [добры ], [горды ], [пр"ежн"и ], [нижн"и ].

Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] предпочтительнее в мягком варианте: [н"иск"и ], [убог"и ], [тих"и ].

2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода -ого и -его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [тΛво], [кΛво]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого.

3. Безударные окончания прилагательных -ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръ ь - добръ ъ].

4. Окончание (безударное) прилагательных -ую - -юю произносится в соответствии с написанием: теплую, летнюю - [т"оплу у], [л"ет"н"у у].

5. Окончания -ые, -ие в именительном падеже мн. ч. прилагательных, местоимений, причастий произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син"ии].

6. На месте безударного окончания 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спряжения -aт - -ят произносится [ът]: дышат, ходят - [дышът], [ход"ът].

7. Формы глаголов на -кивать, -гивать, -хивать произносятся с мягкими [к], [г], [х]: [вскак"ивъл], [вздраг"ивъл], [рΛзмах"ивьл].

Особенности произношения иноязычных слов

Многие слова иноязычного происхождения прочно усвоены русским литературным языком, вошли в общенародный язык и произносятся в соответствии с существующими орфоэпическими нормами. Менее значительная часть иноязычных слов, относящихся к различным областям науки и техники, культуры и искусства, к области политики (также иноязычные собственные имена), при произношении отступает от общепринятых норм. Кроме того, в ряде случаев наблюдается двоякое произношение иноязычных слов (ср.: с[о]нет - с[а]нет, б[о]ле-ро - б[а]леро и др.). Произносительные варианты с [о] в таких случаях характеризуют произношение как нарочито книжное. Такое произношение не отвечает принятым в литературном языке нормам.

Отступления от норм при произношении иноязычных слов охватывают ограниченный слой лексики и сводятся в основном к следующему:

1. В безударных слогах (предударных и заударных) в иноязычных словах на месте буквы о произносится звук [о]: [о]тель, б[о]а, п[о]эт, к[о]ммюнике, м[о]дерат[о], ради[о], ха[о]с, кака[ï], п[o] этесса; в собственных именах: Б[о]длер, В[о]льтер, З[о]ля, Т[о]рез, Ж[о]рес и др.

2. Перед е в иноязычных словах произносятся твердо преимущественно зубные согласные [т], [д], [з], [с], и [н], [р]: отель, ателье, партер, метрополитен, интервью; модель, декольте, кодекс; шоссе, безе, морзе; кашне, пенсне; Сорренто; Торез, Жорес, также Флобер, Шопен.

3. В безударных слогах иноязычных слов с твердым согласным перед [е] на месте буквы е произносится гласный [э]: ат[э]лье, ат[э]изм, мод[э]льер и т.п. На месте буквы е после и в следующих иноязычных словах произносится [э]: ди[э]та, пи[э]тизм, пи[э]тет, ди[э]з.

4. На месте буквы э в начале слова и после гласных произносится [э]: [э]ко, [э]пос, по[э]т, по[э]тесса, по[э]тический.

ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

Русская графика

Понятие о графике

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Современное письмо на различных этапах развития имело различные формы и виды и по-разному соотносилось со звуковым языком.

Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, т.е. письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком. Пережитком пиктографии в быту являются, например, сохранившиеся кое-где вывески торговых и ремесленных заведений в форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать, например, вывеску-рисунок «Сапог» по-разному: «Сапожник», «Здесь живет сапожник», «Починка обуви» и т.д.

На следующем этапе развития письма - в идеографии - рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак - иероглиф. При таком письме начертания передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а значения слов (ср.: дорожные знаки как идеограммы: зигзаг - «поворот», крест - «перекресток», восклицательный знак - «осторожно!» и т.п.).

Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков - букв.

Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями - буквами, называется звуковым или речевым.

Русское письмо - звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, математические знаки (+, - , ×, : , Δ и т.п.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами, кавычки, прописные буквы после точки и в именах собственных, вопросительный знак.

Письменная форма современного русского литературного языка не просто передает звуковую сторону языка посредством букв, а связывается при этой передаче с понятием правильности, норм литературного языка. Иначе говоря, письменная форма речи обусловлена как графической системой языка, так и орфографической.

Графика представляет инвентарь, которым пользуются при письме (буквы алфавита, условные обозначения: стрелки, отточия, скобки и т.п. знаки препинания). Орфография регулирует средства графики при письменной передаче речи.

Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.

Графика русского языка и графика латинского языка различны, хотя имеют значительное число букв, внешне сходных. Внешне сходные буквы в русской и латинской графике обозначают различные звуки. Поэтому слова, написанные по-русски, читаются по-латыни по-иному: русские слова репа, сироп, роса могут быть прочитаны по-латыни как пена, купон, пока.

Состав русского алфавита

Полный перечень букв, употребляемых в письменной речи и расположенных в общепринятом порядке, называется алфавитом. Последовательность расположения букв в алфавите совершенно условна, но практически оправдана при пользовании алфавитными списками, словарями.

В современном русском алфавите 33 буквы, причем каждая из них имеет две разновидности - прописную и строчную; кроме того, буквы имеют некоторые различия в печатном и рукописном виде.

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?

Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями -

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки.

Н.В. Новотворцева

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь - губы, вторая - зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами) . Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это - нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка.


А еще надо научиться правильно дышать. Упражнение на дыхание «мячик-ямка».

Итог занятия

Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.) Чем произносим звуки? (Ртом.)

Тема «Знакомство со словом»

САД. ЛЕС. ЗВУКОВЫЕ ЗАМКИ

Материал. Предметные картинки (обитатели леса, фрукты, цветы); сюжетные картинки «Сад», «Лес»; Звуковые замки красного, синего и зеленого цвета; кружочки - символы звуков; кукла.

Ход занятия

Оргмомент

Дети, сейчас мы поиграем.

Проводится игра «Лягушки» на развитие речевого слуха. Встаньте в круг. Скажем вместе:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали. «Ква-ква-ква!»

Дети изображают прыгающих лягушек.

Оля, встань в круг, закрой глаза и узнай, кто подает голосок.

Один из детей произносит. «Ква-ква-ква». Девочка называет имя ребенка.

Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.

2. Закрепление понятия «звук»

Выставляется несколько панно: Звуковые замки - красного, синего и зеленого цветов. В окошках замков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела такие кра-


сивые замки. Какого они цвета? Этот замок... (красный). Этот... (зеленый). А этот... (синий). В окошках замков Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к Красному замку, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а», Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к Синему замку. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б». В Зеленом замке песенки звучали нежнее: «Л-л"-л", м"-м"-м"». Я вместе с Машенькой нажимаю на кружочки, и звучат разные песенки: «О-о-о, у-у-у, а-а-а». Споем их вместе. Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки.) Этими кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие - языком (р-р-р), некоторые звуки поются (а-а-а, у-у-у).

3. Ознакомление с понятием «слово» Волшебница пригласила Машеньку в свой сад.

Выставляется картинка «Сад».

Что увидела Машенька в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.) Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз -

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы увидели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Что вы увидели в лесу? (Ели, грибы, ягоды.) Вы сказали много... (слов). Машенька спрашивает: почему звучат слова? (Потому, что в них есть звуки.) Слова состоят из звуков.

Произношение слов с утрированным выделением каждого звука.

Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы - громко и быстро: Мммааал"л"л"ииин-на, л"л"л"ииссаа. (Малина, лиса.)

Выставляется картинка «Мак», а под ней - три кружочка.


Послушайте, как «оживают» кружочки, они превращаются в звуки м, а, к. Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук м, перед собой - звук а, вправо - звук к. Опять «соберем» их - м, а, к. Получилось слово... (мак). Все слова состоят из звуков.

Физминутка

Дети, сейчас мы поиграем. Я назову слово - название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами.

Называются слова зайка, волк, лиса, медведь.

А сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

Сильный ветер - качаются деревья. Наклоны туловища.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят

Осиновый «А-а-а». Рябиновый «И-и-и».

Березовый- «О-о-о». Дубовый «У-у-у».

5. Дифференциация понятий «звук - слово»

Присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: «А-о-у-и». Машенька спрашивает: что вы сейчас произносили, слова или звуки? (Звуки.) А сейчас скажите по два слова. Я «положу» ваши слова в этот красивый сундучок.

Дети называют слова, логопед кладет полосочки в сундучок.

6. Усвоение понятий «живой - неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»

Выставляется кукла.

Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она - неживая. Она - кукла.) Нина, кто ты? (Девочка.) Миша, кто ты? (Мальчик.) Все вы... (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки - все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных Это - живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?

Ответы детей.


У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это - неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

Выставляются картинки с изображением живых и неживых предметов. Дети задают вопросы «Кто это?», «Что это?»

Среди других норм русского произношения, которые достаточно часто вызывают затруднения, можно выделить следующие.

1. Произношение местоимения что и производных от него.

Литературной нормой является произношение [ш то]. Произношение [ч о] считается диалектным и просторечным; [ч то] – характерно для речи петербуржцев, но оно также относится к внелитературным. Так же произносится большинство производных от этого местоимения – что-то, что-нибудь, чтобы .

Исключение составляет неопределённое место­имение с приставкой не- , в котором звучит [ч] , –нечто .

2. Произношение сочетания -чн- в середине слова.

Большинство слов с этим словосочетанием звучит так же, как и пишется (с согласным [ч] ):конечный, правомочный .

  • Однако в ряде слов произносится [ш] на месте ч . Это так называемое старомосковское произношение. Оно было распространено в XIX и в первой половине XX века. И сейчас в речи коренных москвичей можно заметить достаточно устойчивую традицию к произношению сочетания чн как [шн] (например, часто произносят: съемоч[ш] ная группа ). Но такое произношение не является нормативным, хотя и не является такой грубой ошибкой, как произношение [ч] в местоимении что .
  • В настоящее время число слов, в которых сохраняется произношение [ш] в литературном языке, стремительно сокращается. Оно остается обязательным в словах:

конеч[ш] но, нароч[ш] но, скуч[ш] но, скуч[ш] ный, скуч[ш] новатый, пустяч[ш] ный, прачеч[ш] ная, очеч[ш] ник, очеч[ш] ный, сквореч[ш] ник, сквореч[ш] ница, сквореч[ш] ный, яич[ш] ница, девич[ш] ник.

  • В ряде слов произношение [ш] является основным литературным вариантом, а произношение [ч] допустимо:

булочная, двоечник, троечник.

  • Варианты с [ш] и [ч] равноправны в словах:

копеечный, порядочный.

  • У существительного горничная , у прилагательного коричневый основным вариантом произношение является вариант с [ч] , тогда как произношение[ш] допустимо, но расценивается как устаревшее. То же самое можно сказать о словах калачный, калачник . В основном [ш] произносится в поговорке: с суконным рылом в калач[ш] ный ряд .

3. Неоправданный пропуск звуков в отдельных словах. Достаточно частотно в просторечии происходит неоправданный пропуск гласных и согласных звуков, а иногда и целых сочетаний звуков.



Обратите внимание на произношение слов, в которых достаточно регулярно неоправданно утрачивается выделенный гласный: комбине зон, проволо ка, пери петия, наё м, иши ас, фамили я.

  • В просторечии достаточно часто встречается произношение существительных бюллете нь, брело к, вале т в косвенных падежах без гласных [о] и [е]. Для многих русских слов характерна беглость гласных в косвенных падежах (день – дня, молоток – молотка ). Но данные существительные иноязычные и этой закономерности не подчиняются. Надо произносить:

нет бюллете ня, больничные бюллете ни; два брело ка, красивые брело ки, нет вале та, сбросить вале ты.

Обратите внимание также на произношение слов, в которых достаточно часто неоправданно опускаются выделенные гласные, согласные и сочетания звуков: апоп лексический, времяпре провождение, в скипятить, ког да, компост ировать, троллей бус, щиколот ка, штопо р и др.

  • Как отмечалось, в разговорной речи (при неполном, не ораторском типе произношения) допускается «проглатывание» отдельных звуков, но в официальной обстановке, в ораторском типе произношения это недопустимо.

4. Неоправданная вставка гласных и согласных звуков в словах.
Не менее часто в просторечии наблюдается неоправданная вставка гласных и согласных звуков.

  • Лишний согласный н могут произносить между выделенными буквами в словах:

беспрецед ентный, инцид ент, желат ин, констат ировать, компромет ировать, пид жак;

  • лишний согласный л – между выделенными буквами в слове благослове ние ;
  • лишнюю гласную – в словах:

безудержн ый, будущ ий, всеведущ ий, рубл ь, журавл ь, пригоршн я.

  • Достаточно много ошибочных вставок гласных наблюдается в заимствованных, старославянских и книжных словах:

джентл ьмен (неправильно – дженте льмен ), перс пектива (неправильно – пере спектива ).

  • Достаточно часто в речи наблюдается неоправданная вставка согласного т в словах досо чка, ср ам , согласного д в слове нр ав . В просторечии очень распространена неоправданная вставка согласного к в прилагательном осл излый (покрытый слизью).
  • Причиной неоправданной вставки гласного, согласного может служить неправильно понятая этимология (происхождение) слова или трудное для произношения сочетание звуков. Например, для русского языка нехарактерно большое стечение согласных – это может приводить к ошибочной вставке гласного звука. С другой стороны, для русского языка нехарактерно так называемое зияние, то есть расположение в ряд нескольких гласных звуков. Поэтому в просторечии в заимствованных словах между двумя гласными может вставляться согласный звук.

Ср.: радив о вместо литературного – радио .

  • Иногда неоправданная вставка звука связана с неправильно понятой словообразовательной структурой слова, с неверным сближением данного слова с другими словами, близкими по значению.

Например, существительное грейпфрут часто произносят с лишним согласным к в конечном слоге, неправильно сближая его с родовым понятием фрук т . Аналогичными причинами является ошибочная вставка согласного б в глаголы ос меять (неправильно –об смеять ), ос мотреться (неправильно – об смотреться ): в данном случае приставка о- ошибочна подменена близкой по значению приставкой об- . По той же причине в просторечии часто произносится лишний согласный д в глаголе пос кользнуться (неправильно –под скользнуться ). Теми же причинами вызвано ошибочное произношение вместо существительного склянка формы – сте клянка .

  • Хотелось бы подчеркнуть, что неправильное произношение основывается на неправильном понимании словообразовательной структуры слова. Не случайно это может получить отражение и на письме. В этих словах достаточно часто делают орфографические ошибки.

5. Неоправданная замена одного звука другим.
Это явление обычно наблюдается в заимствованных, книжных и устаревших словах, этимология которых говорящему неизвестна и ошибочно связывается с каким-то другим словом русского языка. Этим, например, вызвано произношение [ы] вместо [и] в греческом по происхождению словеви сокосный . Никакого отношения к прилагательному высокий оно не имеет. Разными по значению являются и существительные: бид он для молока ибет он для строительства . Теми же причинами вызвано неправильное произношение таких заимствованных слов, как плек сиглас (в просторечии –плест иглас ), ренегат (неверно мн. ч. – ренегад ы ).

  • Иногда замена и перестановка звуков может быть вызвана ассоциациями, которые говорящему кажутся не слишком «приличными».

Ср.: ошибочное произношение слова дур шлаг как дру шлаг .

  • Помимо этого просторечная замена одного звука другим может быть вызвана удобством произношения.

Например, очень часто в речи необразованных людей допускается замена звука [м] на [н] при особом сочетании звуков: трам вай, ком плимент, ам бар, им бирь, плом бировать, сом бреро, сом нам була . Произношение тран вай или кон плимент не только недопустимо, но и свидетельствует об очень низкой культуре говорящего. Возможна и обратная замена. Так, частотной является ошибочное произношение – ком форка вместо нормативного – кон форка .

  • Достаточно часто в речи наблюдается ошибочная замена твёрдого согласного на мягкий (например, произношение клизь ма вместо нормативного –клиз ма ), и наоборот, замена мягкого согласного на твёрдый (например, вместо нормативных – насущ ный, мощ ность, общ ность – произношение –насуш ный, мош ность, обш ность ).

Так, к разряду просторечных относится произношение вводного слова значить (Значить, так было надо ) вместо нормативного –значит .

Раздел 2. Морфологические нормы
2.1. Общие замечания

Как и в области произношения, в морфологии и синтаксисе есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка.

Например, в древнерусском языке изначально было десять типов и подтипов склонения, причём тип склонения определялся конечным звуком основы и значением слова.

В современном русском языке – три склонения (в зависимости от рода существительного и окончания слова). Первое склонение – это в основном существительные женского рода на ; второе – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода на и , третье склонение – существительные женского рода с нулевым окончанием . С точки зрения распределения существительных по склонениям в зависимости от родовой принадлежности третье склонение оказывается «лишним». Именно поэтому в речи достаточно часто существительные третьего склонения меняют род и начинают склоняться как существительные второго склонения (я мыша поймал ). С другой стороны, существительные мужского рода с основой на мягкую согласную могут изменять род и склоняться в речи как существительные третьего склонения (я купил новую шампунь ).

Подобными причинами обусловлены колебания в формах именительного падежа множественного числа у существительных мужского рода второго склонения. В современном русском языке фиксируется несколько окончаний, которые восходят к разным древнерусским формам.

Исконное окончание сохранилось лишь в нескольких словах с твёрдой основой:

чёрт – черти, сосед – соседи.

Окончание исконно было окончанием двойственного числа. Сейчас оно сохранилось в словах, обозначающих парные понятия, но воспринимается как окончание множественного числа:

рукава, берега, глаза.

Формы типа братья, друзья, листья восходят к формам собирательных существительных женского рода.

Ср.: сохранившийся в современном русском языке старославянский вариант одной из таких форм: монашеская братия .

Обратите внимание на то, что формы на -ья сохраняют собирательный оттенок значения (ср.: листы – листья; зубы – зубья ).

Наконец, окончание у существительных на -анин исконное, так как эти существительные уже в древнерусском языке относились к разряду разносклоняемых и во множественном числе имели особые окончания:

крестьянин – крестьяне, христианин – христиане.

Можно привести немало подобных примеров и по другим формам и другим частям речи.

Так, в просторечии очень частотно отсутствие чередования согласных в формах настоящего и простого будущего времени (вода тек ёт вместо нормативного вода теч ёт ; она пек ёт хлеб вместо нормативного она печ ёт хлеб ). Это связано с общей тенденцией к так называемому выравниванию основы. Уже в древнерусский период язык стремился сделать основу одинаковой во всех формах одного слова.

Достаточно последовательно прошёл этот процесс в именах существительных. И вместо исконных форм – о пастус е, молодые пастус и – мы употребляем сейчас формы – о пастух е, молодые пастух и . В глаголе этот процесс идёт значительно медленнее. В одних формах чередование согласных утрачено (мы говорим пек и хлеб вместо исконного древнерусского – пьц и хлеб ), в других – чередование согласных сохранилось в литературном языке (я пек у хлеб; она печ ёт хлеб ), но может утрачиваться в диалектах и просторечии (она пек ёт хлеб ).

Можно выделить и другие причины, которые влияют на появление целой системы вариантов в морфологии. Наибольшие трудности обычно вызывает распределение некоторых существительных по роду, образование форм множественного числа существительных, образование ряда форм глаголов. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Род имён существительных

1. Определение рода склоняемых существительных обычно не вызывает затруднений, если это существительное называет лицо:

мама – женский род, папа – мужской род.

  • Распределение неодушевлённых существительных и существительных, обозначающих животных, уже не может опираться на значение слова и является традиционным:

потолок – мужской род, стена – женский род, окно средний род, крот – мужской род, мышь – женский род.

  • Характерно, что именно неодушевлённые существительные достаточно часто с течением времени меняют род.

Например, к существительным женского рода ранее относились существительные новая ботинка, высокая ботфорта, серебряная браслета, южная санатория, военная госпиталь, стальная рельса, Петровская табель о рангах, высокая тополь, интересная фильма. Сейчас это существительные мужского рода: новый ботинок, высокий ботфорт, серебряный браслет, южный санаторий, военный госпиталь, стальной рельс, школьный табель, высокий тополь, интересный фильм.

  • Обратный процесс наблюдается у существительных: белоснежная манжета, небольшая мансарда, любимая такса, старинная цитадель . Ранее они относились к словам мужского рода, тогда как теперь – к существительным женского рода. Существительноеэполета – женского рода, но и в настоящее время допустимым, хотя и устаревшим вариантом остается форма мужского рода – эполет .
  • Подобные колебания наблюдаются и сейчас. К равноправным в литературном языке относятся родовые варианты: банкнот и банкнота , вольер ивольера , пушистый выхухоль и пушистая выхухоль , георгин и георгина , заусенец и заусеница , оладушек и оладушка , испанский и испанская падеспань (бальный танец), пилястр и пилястра , спазм и спазма , старинный и старинная псалтырь (книга псалмов), чинар и чинара .
  • Как основная и дополнительная, обычно устаревающая, противопоставлены формы:

гренoк и грeнка , жираф и жирафа , клавиша и клавиш.

  • Интересна история существительного зал . Сейчас единственным литературным вариантом является форма мужского рода – зал . Однако в текстах можно обнаружить старые формы зала и зало :

Зала ресторации превратилась в залу благородного собрания (Лермонтов).

  • От литературных вариантов родовых форм следует отличать литературные (нормативные) формы и просторечные формы, ошибочные с точки зрения норм современного русского литературного языка. Особенно много ошибок фиксируется среди существительных, которые редко используются в форме единственного числа, например, среди наименований парных предметов:

тапочки, туфли, сандалеты и т.д.

Обратите внимание на родовую принадлежность следующих парных существительных: женская босоножка, резиновый бот, старый ботинок, футбольная бутса, тёплый валенок, спортивная гетра, удобная кроссовка, кожаный мокасин, офицерский погон, стальной рельс (!), лёгкая сандалета, детская сандалия, домашняя тапка (не рекомендуется – тапок !), домашняя тапочка (!), туфля (неправильно – туфель !),лакированная штиблета.

  • Кроме того, достаточно часто в речи фиксируются ошибки при употреблении рода у следующих существительных:

прозрачный гипюр, плотный занавес, старинный канделябр, существенный корректив, красивое монисто, жёсткое мочало (!), вкусная оладья (!), вкусное повидло (!), железнодорожная плацкарта, красный помидор (неправильно – помидора! ), белая простыня, моя фамилия (очень грубая ошибка – фамилие! ), страшное чучело, длинное щупальце.

  • Немало таких ошибок и среди слов с нулевым окончанием с основой на мягкую согласную или шипящую.

Обратите особое внимание на род следующих существительных: удобная антресоль, тяжёлая бандероль, тёмная вуаль, старинная виолончель, тяжёлая гантель, геометрическая диагональ, жёлтая канифоль, вкусный картофель (!), белый кафель, тонкий миткаль (неотделанный ситец), наступил на любимую мозоль (!), экзотический овощ, новый отель, чёрный рояль, косая сажень, острый скальпель, кровельный толь, шоколадный трюфель, прозрачный тюль (!), вкусная фасоль, белый ферзь, тёплая фланель, новый шампунь (!) .

2. Род несклоняемых нарицательных существительных определяется по следующим критериям:

  • большинство неодушевлённых несклоняемых существительных относится к среднему роду независимо от значения и конечной согласной (!):

Лишь у нескольких существительных род мотивирован значением родового понятия или старыми формами:

пятая авеню (улица), вкусная кольраби (капуста), молотый кофе (старые формы: кофий, кофей мотивированы родовым понятием – «напиток»; форма чёрное кофе допустима, но всё же нежелательна даже в неофициальной обстановке!), вкусная салями (колбаса),очередной пенальти (штрафной удар), знойный сирокко (африканский ветер);

  • род существительных, называющих лиц, зависит от реального пола обозначаемого лица:

английский денди, настоящая леди;

  • существительные, называющие лицо по профессии, относятся к мужскому роду, хотя могут называть и лиц женского пола:

военный атташе, опытный конферансье, старый маэстро (подобное явление наблюдается и среди склоняемых существительных: опытный доцент Орлова, молодой врач Новикова );

  • названия животных и птиц обычно относятся к мужскому роду:

африканский зебу, маленький колибри, весёлый шимпанзе.

Но при указании на самку эти существительные употребляются в специальном контексте:

шимпанзе кормила детёныша.

Лишь у нескольких слов род определяется значением родового понятия:

вкусная иваси (сельдь), африканская цеце (муха).

3. Род несклоняемых имён собственных определяется по роду нарицательного существительного, выступающего в роли родового понятия:

солнечный Сочи (город), живописный Капри (остров), либеральная «Ньюс кроникл» (газета).

4. Род сложносокращённых слов (аббревиатур) обычно определяется по роду главного слова в полном наименовании:

ООН приняла резолюцию (Организация Объединенных Наций); РФ была представлена на форуме специальной делегацией (Российская Федерация); РИА сообщило (Российское информационное агентство).

  • Если слово сокращено до первых звуков и склоняется, то его род определяется не по главному слову, а на общих основаниях – по конечному звуку основы и окончанию:

поступить в технический вуз (ср.: высшее учебное заведение).

  • Иногда такой же принцип действует и среди несклоняемых сложносокращённых слов:

ТАСС уполномочен заявить (Телеграфное агентство Советского Союза).

5. Род сложносоставных слов типа бабочка-адмирал, диван-кровать, кафе-ресторан, закусочная-автомат обычно определяется по слову, которое выражает более общее понятие:

красивая бабочка-адмирал, новая закусочная-автомат.

  • Если понятия равноценны, то род определяется по первому из них:

удобное кресло-кровать, новое кафе-ресторан.

  • Если первая часть сложносоставного слова утратила изменение, то род определяется по второй, изменяемой части:

удобная плащ-палатка, в удобной плащ-палатке; новая вакуум-лампа, о новой вакуум-лампе; интересная роман-газета, в интересной роман-газете.

Обратите внимание на то, что слова типа кафе-ресторан не подчиняются этому правилу, поскольку в них первая часть (кафе ) изначально не имеет склонения! Существительное диван-кровать в косвенных падежах допускает как склонение первой части (на диване-кровати ), так и её употребление в форме именительного падежа (на диван-кровати ). Но род в данном случае всё равно определяется по первому слову (на удобном диван-кровати ).

Для каждого вида нарушений существуют специальные термины. Если происходит дефект произношения, то речь идет о сигматизме, ротацизме и т.д.; при заменах звука к названию дефекта добавляется приставка «пара-».

1. Сигматизм свистящих - недостатки произношения [с-с"], [з-з"], [ц] (см. рис. 1, 2). Далее пояснения.

При произнесении звука [с] губы растянуты в улыбку, передние зубы видны. Кончик языка упирается в передние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые края языка прилегают к коренным зубам, между кончиком языка и передними верхними зубами образуется круглая щель. По средней линии языка образуется желобок, по которому проходит сильная струя выдыхаемого воздуха, образуя свистящий шум. Чем уже щель, тем звук выше. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость, г
олосовые складки не производят голос.

При произнесении [с"] губы растягиваются больше и напрягаются. Переднесредняя часть спинки языка поднимается выше, немного перемещается вперед, и шум становится еще выше.

При произнесении [ц] губы принимают позицию следующего гласного. Звук начинается со смычного элемента (как при [т]). Кончик языка опущен, касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка поднята к альвеолам или верхним зубам, образуя с ними смычку. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Заканчивается звук щелевым звуком, как при [с], который звучит кратко. Выдыхаемая струя сильная и холодная. Артикуляция звука [ц] показана на рис. 2.

Существует несколько видов сигматизма свистящих.

Межзубный сигматизм - самый распространенный вид сигматизма. Язык просунут между зубами, отсутствует характерный свист, вместо круглой щели наблюдается плоская щель. Этот же дефект распространяется на [з] и [ц].

Губно-зубной сигматизм. Кроме языка в образовании щели участвует нижняя губа; звук становится похожим на [ф].

Боковой сигматизм характеризуется тем, что боковые края языка не прилегают к коренным зубам и выдыхаемая воздушная струя проходит не по середине языка, а по бокам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с альвеолами, и слышится шум вместо [с]. Дефект распространяется на [з], [ц] и парные мягкие

Призубный парасигматизм. Вместо щели язык образует смычку; слышится звук типа [т] или [д]. Звук [ц] теряет один из элементов ([т] или [с]).

Шипящий парасигматизм - язык принимает положение как при произнесении [ш] или укороченного [щ].

Приемы постановки свистящих звуков

Коррекционная работа проводится в зависимости от того, какой вид нарушения присутствует у ребенка.

При губно-зубном сигматизме ребенку показывают правильную артикуляцию перед зеркалом и отводят нижнюю губу от зубов.

При межзубном сигматизме ребенка просят произнести слог «са» со сжатыми зубами.

При боковом сигматизме проводится специальная подготовительная работа по активизации мышц языка.

При постановке свистящих звуков используются такие упражнения артикуляционной гимнастики, как «Улыбка», «Почистим нижние зубки», «Желобок» и др. Отрабатывается умение ребенка сильно выдувать воздух через рот и контролировать выдох с помощью ладони» ваты или полоски бумаги. Струя воздуха должна быть холодной и сильной. Можно использовать логопедические зонды или палочки. Нужно попросить ребенка улыбнуться, языком упереться в нижние зубы. Вдоль языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю его часть. Сомкнуть зубы и с силой подуть. Закреплять произнесение звука [с] можно сначала с палочкой, а затем без нее.

Звук [ц] можно поставить по подражанию при условии хорошего произнесения [т] и [с].При опущенном кончике языка ребенка просят произнести [т]с сильным выдохом. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам. Обычно [ц] ставится в обратной позиции, и закрепление начинается с обратных слогов.

При постановке звонких парных дополнительно включается голос.

2
. Сигматизм шипящих - нарушение произношения [ш], [ж], [ч], [щ]. На рис. 3, 4 показана артикуляция этих звуков.

При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед и округлены, между зубами имеется расстояние 4-5 мм. Кончик языка поднят к альвеолам, боковые края прижимаются к коренным зубам, средняя часть спинки языка прогибается, нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость. Воздух теплый, проходящий посередине языка. Звук [ж] имеет такую же артикуляцию, но с добавлением голоса. Существует несколько видов с
игматизма шипящих.

«Щечное» произношение [ж], и [ш]. Артикуляция происходит без участия языка, зубы сильно сближены или сжаты, уголки рта прижимаются к зубам. Образуется «тупой» шум. При произнесении [ж] к нему добавляется голос. При этом виде нарушения обычно раздуваются щеки.

«Нижнее» произношение [ж] и [ш]. шипящие приобретают мягкий оттенок, как при [щ].

Заднеязычное произношение [ж] и [ш]. При этом щель образуется сближением твердого нёба с задней частью спинки языка. Происходит шум, напоминающий шум при звуках [х] или [г].

Иногда могут наблюдаться случаи замены шипящих звуков другими, например, свистящими.

Приемы постановки звуков [ш] и [ж]. Вначале ставится [ш], а затем - [ж].

Используются упражнения для губ: «Бублик» - округлить губы, как бы произнося [о]. Упражнения для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус» и др.

Звук [ш] можно поставить от звука [с]. Ребенка просят произнести несколько раз слог «са». В это время логопед плавно с помощью зонда, шпателя или ложки поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема шум меняется и приобретает характер, соответствующий [ш]. Логопед фиксирует внимание ребенка на этой позе. Позже ребенок пытается самостоятельно принять правильную артикуляторную позицию.

Если у ребенка не нарушено произношение звука [р], то от него можно тоже поставить звук [ш]. Ребенка просят произнести слог «ра». В момент его произнесения логопед шпателем прикасается к нижней части языка и тормозит его вибрацию. Если ребенок говорит шепотом, то слышится «ша», при громком произнесении слышится «жа». Звук [ж] может быть поставлен от звука [ш] с включением голоса или от [з], как [ш] от [с].

Недостатки произношения звука [щ].

Артикуляция этого звука похожа на артикуляцию звука [ш]: губы расположены так же, кончик языка поднят вверх, но чуть ниже, чем при [ш]. Передняя часть спинки языка прогибается, а средняя его часть поднимается к твердому нёбу. Задняя часть опущена и продвинута вперед. Нёбная занавеска поднята. Выдыхаемый воздух проходит посередине языка в образующуюся щель. Струя воздуха длительная и теплая.

Звук щ можно поставить от сохранного звука [ш] по подражанию.

Другой способ постановки - от звука [с"]. Ребенка просят произнести несколько раз слог «си» или «ся» с протяжным свистящим. С помощью шпателя язык несколько отодвигается назад до получения нужного звука.

Если звук [ч"] произносится правильно, то от него легко поставить [щ]. Ребенок удлиненно произносит звук [ч"], в результате получается [щ]. Этот звук сразу нужно вводить в слоги, а затем в слова.

Недостатки произношения звука [ч].

Артикуляция звука [ч"]: губы выдвинуты вперед и округлены, зубы сближены или сомкнуты, кончик языка опущен и касается нижних зубов. Звук начинается со смычного элемента и заканчивается взрывным элементом, который звучит кратко. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, звук глухой и мягкий.

Недостатки произношения обычно такие же, как и у других шипящих. Иногда вместо звука [ч"] произносится мягкий аффрикат [ц"], [т"] или [ш"].

Звук [ч"] ставится от [т"]. Ребенка просят произнести несколько раз слог «ат"», и в это время логопед с помощью зонда или шпателя несколько отодвигает назад кончик языка. Звук [ч"] легче ставить в обратных слогах.

3
. Недостатки произношения звуков [л] и [л"] -ламбдацизм и параламбдацизм. Артикуляцию этих звуков см. на рис. 5.

При артикуляции звука [л] губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка поднят и может соприкасаться с альвеолами. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Струя воздуха слабая, теплая. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Переднесредняя часть спинки языка опущена, а корневая его часть поднята и оттягивается назад, образуя ложкообразную вдавленность.

При артикуляции мягкого [л"] губы несколько оттягиваются в стороны, а переднесредняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и продвигается вперед, задняя часть спинки языка значительно продвинута вперед и опущена.

Среди нарушений произнесения [л] встречается искажение звука: произносится двугубный сонорный звук, напоминающий краткий [у] или английский [w].

Гораздо чаще встречаются случаи параламбдацизма, когда [л] заменяется кратким [ы] или [л"] и [j].

При постановке звука [л] используют упражнения «Болтушка», «Чашечка».

Ребенку предлагается произнести сочетание «ыа» с кратким произнесением [ы]. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, его просят снова произнести эти звуки, но при этом язык должен быть зажат между зубами. Тогда четко слышится сочетание «ла».

Случается, что уже умея произносить звук правильно, ребенок продолжает слышать свой прежний звук. Поэтому необходимо привлекать его слуховое внимание к тому звуку, который получается при постановке.

4
. Недостатки произношения р и [р"] -ротацизм и параротацизм. Артикуляция показана на рис. 6.

При произнесении [р] губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят и вибрирует у альвеол при твердом [р] или у верхних резцов при мягком [р"]. Корневая часть языка опущена, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, струя воздуха сильная и проходит посередине.

Ротацизм бывает нескольких видов:

♦ [р] не произносится совсем;

♦ велярный [р] - происходит вибрация не кончика языка, а нёбной занавески, к которой приближен корень языка;

♦ увулярный [р] - происходит вибрация маленького язычка;

♦ боковой ротацизм - вибрирует один из боковых краев языка, в результате чего слышится сочетание звуков «рль»;

♦ кучерский [р] - вибрируют сомкнутые губы, и получается «прр»;

♦ одноударный [р] - вместо вибрации происходит однократный удар кончика языка об альвеолы, и образуется кажущийся звук [р], похожий на звук [д];

♦ щечный [р] - вибрируют одна или обе щеки вследствие того, что щель для выдыхаемой струи образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами.

Существует несколько видов параротацизма:

♦ [р] заменяется звуком [в], произносимым без вибрации, губами;

♦ [р] заменяется звуком [д];

♦ [р] заменяется звуком [ы];

♦ [р] заменяется звуками [л], [г] или [й].

При постановке звука [р] используются упражнения «Грибок», «Лошадки», «Кучер» и др.

Обычно звук [р] ставится механическим способом с помощью логопедического зонда. Ребенка просят поднять язык к альвеолам, боковые края должны быть прижаты к коренным зубам. Многократно произносить «тдд», «ддд» в быстром темпе.

Когда ребенок хорошо усвоит произнесение этих сочетаний, его просят сильно подуть на язык, и в этот момент должна возникнуть вибрация.

Другой способ постановки этого звука - произнесение «тж» с удлиненным вторым элементом. Когда ребенок произносит эти звуки, логопед вводит зонд с шариком на конце под язык, прикасаясь к нижней поверхности, и быстрыми движениями водит зонд вправо-влево.

Эффективным оказывается прием постановки звука [р] от сочетания «ззз-а». Ребенок перемещает язык наверх, продолжая произносить это сочетание звуков. В этот момент логопед с помощью зонда производит колебания языка вправо-влево, достигая вибрации языка. Звук [р"] ставится аналогично от слога «зи».

5. Недостатки произношения звуков к, г, х, [к"], [г"], [х"] - каппацизм, гаммацизм, хитизм. Артикуляция этих звуков показана на рис. 7, 8.

При произнесении звука [к] губы принимают положение следующего гласного, расстояние между зубами около 5 мм. Кончик языка опущен и отдален от нижних зубов, задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между небом и языком взрывается, и по образовавшемуся проходу идет воздух, образуя характерный шум.

При артикуляции звука [х] задняя часть спинки языка смыкается с нёбом не полностью: по средней его части образуется щель, через которую выходит воздух, производя шум.

При произнесении мягких пар этих звуков язык продвигается немного вперед, к средней части твердого нёба.

При каппацизме вместо звука [к] слышится гортанный щелчок, при гаммацизме к нему прибавляется голос. При хитизме слышится слабый гортанный шум.

Паракаппацизм включает в себя такие замены, как замена [к] на [т] или на [х].


Постановка звука [к] может производиться путем подражания или механическим способом. При механическом воздействии ребенка просят произносить слог «та» многократно. В это время логопед с помощью шпателя продвигает язык ребенка назад, нажимая на переднюю часть языка. Сначала слог «та» трансформируется в слог «тя», затем в слог «кя», а затем слышится слог «ка».

При исправлении паракаппацизма нужно обращать внимание ребенка на различие звуков, т.е. на их дифференциацию, наряду с постановкой звука [к].

Недостатки произношения звуков [г] и [х] в общем аналогичны описанным разновидностям каппацизма и паракаппацизма.

Приемы исправления и постановки этих звуков такие же, как при постановке звука [к]. Звук [г] ставят от слогов «да - дя - гя - га»; звук [х] от слогов «са - ся - хя - ха».

Затем следуют упражнения на закрепление, автоматизацию и дифференциацию звуков, если наблюдались замены звуков.

6. Недостатки произношения звука ([й]) Обычно ребенок заменяет этот звук на мягкий [л"].

При произнесении звука [й"] губы растянуты, но меньше, чем при [и]. Кончик языка лежит у нижних зубов, средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому нёбу, а задняя часть продвинута вперед. Края языка упираются в верхние боковые зубы. Голосовые складки колеблются и создают голос, выдыхаемая струя воздуха слабая.

Исправить звук можно двумя способами. При первом способе звук можно поставить от гласного [и]. Ребенка просят произнести сочетания гласных «аи», «аиа», «ои», «ио», усиливая выдох в момент произнесения [и]. Постепенно ребенка просят произнести [и] более кратко, достигая нужного звука [й].

Другим способом постановки звука [и] является постановка его от мягкого [з"] с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог «зя», а в это время логопед шпателем или зондом отодвигает язык назад до получения нужного звука.

Дисграфия - специфическое нарушение процессов письма. Детям с дисграфией присущи нарушения зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, расстройства психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

Принято выделять несколько видов дисграфии.

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. При ней ребенок как произносит слова, так их и пишет. Она проявляется в заменах, пропусках букв, аналогичных пропускам звуков в устной речи. Встречается при дизартрии, ринолалии.

2. Акустическая дисграфия - дисграфия, возникающая в результате нарушений при дифференциации фонем. Ребенок заменяет буквы, близкие по звучанию. Чаще всего заменяются свистящие - шипящие, звонкие - глухие, аффрикаты и их компоненты. Иногда дети неправильно обозначают мягкость на письме, в результате нарушения дифференциации твердых и мягких согласных.

Наиболее ярко проявляется этот вид дисграфии при сенсорной алалии, когда могут смешиваться буквы, далекие по артикуляции и акустически.

3. Дисграфия в результате нарушения языкового анализа и синтеза. Проявляется в искажениях структуры слов и предложений. Из-за нарушений фонематического анализа особенно страдает звукобуквенная структура слова. Могут наблюдаться следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных; перестановки букв или их добавления; пропуски, перестановки и добавления слогов. Нарушения на уровне предложений проявляются в слитном написании слов, особенно слов с предлогами, раздельном написании слов, например, отделении корня от приставки.

4. Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Ребенок нарушает последовательность предложений, которые не соответствуют последовательности событий. В предложениях нарушается морфологическая структура слова, заменяются приставки, суффиксы, падежные окончания, предлоги и число существительных. Кроме того, ребенок испытывает трудности в конструировании сложных предложений.

5. Оптическая дисграфия. Она проявляется в результате недоразвития зрительного гнозиса, анализа, синтеза и пространственных представлений. При письме буквы искажаются и заменяются. Чаще всего взаимозаменяются сходные по написанию буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но по-разному располагаются при письме («в» и «у»); буквы, имеющие одинаковые элементы, но отличающиеся какими-то дополнительными элементами («л» и «м»). Наблюдается зеркальное написание букв; пропуски элементов, особенно при соединении букв, которые могут содержать одинаковые, лишние элементы или неправильно расположенные элементы.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой.

7. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Дислексия возникает в результате несформированности высших психических функций и проявляется в ошибках стойкого характера. Причины, вызывающие дислексию, могут быть органического и функционального характера. Чаще всего дислексия проявляется при речевых и нервно-психических расстройствах. У детей с дислексией наблюдаются трудности в пространственных ориентировках, в определении правой и левой стороны, верха и низа. При психологическом аспекте изучения дислексии она рассматривается как нарушение операций процесса чтения, а именно, зрительного восприятия и различения букв, выбора фонемы, слияния звуков в слоги, синтеза слогов в слово, а слов в предложения.

Выделяют несколько видов дислексии.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитием фонематической системы языка. Выделяют следующие функции фонематической системы: смыслоразличительная функция, когда изменение одной фонемы или одного признака может привести к изменению смысла; слухопроизносительная дифференциация фонем - одна фонема отличается от другой артикуляционно и акустически; фонематический анализ или разложение слова на фонемы. Фонематическая дислексия подразделяется на две формы. Первая связана с недоразвитием фонематического восприятия, проявляющимся в трудностях усвоения букв и замене букв, которые сходны по артикуляции и акустически («к-г», «ш-с» и др.). Вторая форма нарушений чтения связана с нарушением фонематического анализа. При этом наблюдаются нарушения звукослоговой структуры и побуквенное чтение. Ребенок может пропускать буквы при стечении согласных, вставлять лишние гласные между согласными, переставлять буквы и слоги в словах.

Семантическая дислексия проявляется в том, что ребенок не понимает смысла прочитанного при сохранном прочтении текста. Эти трудности возникают у ребенка в результате нарушения звукослогового синтеза и нечетких представлений о синтаксических связях в предложении. В процессе чтения ребенок разделяет слова на слоги и в результате не понимает смысла прочитанного. Дети не способны соединить в единое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания смысла. Дети с таким нарушением не могут слитно произнести слово, которое произносится отдельно по звукам с короткими паузами между ними (в, о, д, а); воспроизвести слово, разделенное голосом на слоги (ма-ши-на по-е-ха-ла). В процессе чтения слова воспринимаются вне связи с остальными членами предложения.

Аграмматическая дислексия возникает в результате недоразвития грамматического строя речи, синтаксических, морфологических обобщений. При этом виде дислексии наблюдаются изменения падежных окончаний и числа существительных, существительные неправильно согласуются в роде, числе и падеже с прилагательными; неверно употребляются родовые окончания местоимений; изменяются формы глагола.

Мнестическая дислексия проявляется в том, что ребенку трудно усвоить буквы и трудно дифференцировать их. Она обусловлена нарушенным процессом установления связи между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Детям трудно воспроизвести цепочку из 4-5 звуков или слов. Даже если они и воспроизводят их, то имеются пропуски звуков, их замены, нарушение последовательности звуков.

Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и смешения букв, которые графически похожи. Этот вид дислексии аналогичен оптической дисграфии по своим проявлениям, но здесь буквы не прописные, а печатные. Дети смешивают [л] и [д], которые отличаются друг от друга дополнительными элементами; смешивают [н] и [п], отличающиеся друг от друга тем, что одинаковые элементы этих букв по-разному расположены в пространстве. Это происходит потому, что у ребенка недоразвито оптико-пространственное восприятие, нарушен зрительный гнозис, анализ и синтез, нет дифференцированности представлений о сходных формах.

Могут наблюдаться и неречевые проявления: при срисовывании сложных предметов ребенок пропускает, искажает некоторые детали рисунка. Детям трудно сконструировать букву из ее элементов, дополнить один или несколько элементов и сделать другую букву, т.к. все эти операции требуют определенного анализа и синтеза. При литеральной оптической дислексии нарушения проявляются при изолированном узнавании букв, а при вербальной оптической дислексии нарушения проявляются при чтении.

Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В ее основе лежат трудности в тактильной дифференциации букв азбуки Брайля. При чтении происходит смешение букв, имеющих одинаковое количество точек или точек, которые расположены зеркально; точек, расположенных ниже или выше, или тех, которые отличаются одной точкой.

При обследовании детей учитываются состояние зрения, слуха, нервной системы, познавательной деятельности. Обследование производится комплексно, с привлечением различных специалистов.

Виды нарушений при дисграфии и дислексии во многом сходны, поэтому методики коррекционной работы имеют много общего и рассматриваются вместе.

Во-первых, происходит работа по развитию фонематического восприятия, которое особенно нарушено при фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений распознавания фонем. Работа проводится в два этапа. На первом этапе происходит уточнение произносительного и слухового образа звуков, которые смешиваются. Работа проводится с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы: звук выделяется в слогах, определяется его место в слове, его место по отношению к другим звукам, происходит выделение его из текста и предложения. На втором этапе проводится сопоставление звуков, которые смешивались на слух и по произношению. Дифференциация происходит так же, как на первом этапе, но речевой материал должен содержать не изолированный звук, а смешиваемые звуки. В процессе работы каждый отрабатываемый звук соотносится с определенной буквой и проводятся письменные упражнения, которые способствуют дифференциации звуков. Прежде чем начинать работу по устранению артикуляторно-акустической дисграфии, проводится исправление звукопроизношения.

При исправлении фонематической дислексии и дисграфии из-за нарушения языкового анализа проводится развитие языкового анализа и синтеза. Для этого предлагаются следующие виды упражнений: придумать предложение по сюжетной картинке и посчитать, сколько в нем слов. Называется число, и ребенок должен составить предложение с таким количеством слов. Затем предлагается увеличить или уменьшить количество слов в предложении. Составить схему предложения, указать место в предложении названного слова и т.д.

Работу по развитию анализа и синтеза в слогах нужно начинать с неречевых приемов: попросить ребенка отстучать или отхлопать количество слогов в слове. Постепенно ребенка учат выделять гласные в словах и объясняют ему, что в слове столько слогов, сколько гласных. Предварительно ребенок должен уметь отличать гласные от согласных. Для этого используются различные приемы и методы. Начинается работа с односложных слов, постепенно усложняясь.

Для закрепления проводятся разнообразные упражнения. Например:

♦ логопед называет слово, ребенок должен поднять цифру, соответствующую числу слогов в слове;

♦ назвать первые слоги в названиях предметов, изображенных на предложенных картинках, записать их. Прочитать слово или предложение, которое получилось;

♦ узнать слог, который пропущен, с помощью картинки;

♦ выделить из текста слова с определенным количеством слогов.

При формировании фонематического анализа и синтеза необходимо сначала использовать только гласные звуки, а затем постепенно вводить к ним согласные. Первоначально эта работа ведется с помощью вспомогательных средств - фишек и графических схем. Ребенок учится выделять звуки и заполнять графические схемы с помощью фишек.

На следующем этапе фонематический анализ производится на речевом материале, ребенок определяет количество звуков в словах, называет первый и последующие звуки в словах.

На третьем этапе ребенок уже не проговаривает слоги, а все действия производит в умственном плане, т.е. работа идет на уровне представлений.

Здесь применяется принцип усложнения: от легкого к сложному. Широко используются письменные работы: вставить букву в слово; выписать слова с определенным количеством слогов; преобразовать слова, добавляя звук, переставляя звук, изменяя звук; составить графические схемы предложений.

На начальных этапах работы происходит проговаривание, которое постепенно редуцируется. Вся последующая работа происходит в умственном плане, по представлению.

При устранении аграмматической дисграфии и дислексии ставится задача сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о структуре предложения.

Начинается работа по уточнению структуры предложений. Вначале берутся простые двусоставные предложения, состоящие из существительного и глагола третьего лица настоящего времени (Мальчик идет). Затем предложения дополняются прямым дополнением (Мама моет раму. Дочка пишет письмо папе). Полезно добавлять в предложения слова, обозначающие признак предмета.

При построении предложения необходимо опираться на графические схемы. Сначала вместо предложения ребенок составляет графическую схему, а затем пишет ее под предложением.

Дополнительно используются такие виды заданий, как ответ на вопрос, составление предложений устно и письменно.

Формируется функция словоизменения, т.е. ребенку объясняется изменение существительных по падежам, числам, родам; согласование существительных с прилагательными и глаголами и т.д. Это предполагает письменную и устную форму работы.

Такая же работа проводится и при устранении семантической дислексии, которая обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. Семантическая дислексия проявляется в неточном понимании прочитанных предложений. Если семантическая дислексия проявляется на уровне слова при слоговом чтении, то нужно развивать звукослоговой синтез. Можно использовать такие упражнения:

♦ назвать слово, произнесенное отдельно по звукам;

♦ назвать слово, произнесенное по слогам слитно;

♦ составить слово из слогов, данных в беспорядке.

В это же время нужно проводить упражнения на понимание прочитанного: прочитать слово и найти картинку к нему; выбрать из текста предложение, соответствующее картинке; прочитать предложения и уметь ответить по ним на вопросы.

При устранении оптической дисграфии и дислексии работа проходит в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо развитие зрительного восприятия, узнавание формы, величины, цвета. Сначала работа основывается на различных изображениях контура предмета, а затем постепенно осуществляется переход к узнаванию букв (например, найти букву в ряду других, соотнести печатную и письменную букву, добавить или убрать элементы букв и др.).

Уточняются и развиваются представления детей о величине, форме и цвете. Для выполнения этих заданий нужно иметь геометрические фигуры разного цвета и формы. Задания выбираются для уточнения какого-либо из признаков.

При этой форме дислексии и дисграфии необходимо развивать зрительную память. Для этого используют игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» и другие, требующие развития памяти.

Необходимой считается и работа по формированию пространственных представлений и обозначению в речи этих отношений. Сначала ребенка учат ориентироваться в собственном теле, а затем и в окружающем пространстве.

Для развития ориентирования в окружающем пространстве ребенок вначале определяет место предметов относительно себя, затем - относительно предметов, находящихся сбоку, затем происходит определение пространственных отношений между 2-3 предметами или их изображениями. Потом логопед предлагает ребенку инструкцию по размещению предмета в пространстве. Ребенок должен выполнить эту инструкцию, а затем сказать, как расположены предметы относительно друг друга и относительно него.

Постепенно осуществляется переход к пространственному расположению букв и цифр. Примерные задания:

♦ нарисовать кружок, ниже - точку, а слева - квадрат;

♦ написать буквы справа или слева от черты и др.

Одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа букв и изображений, разложению букв на отдельные элементы, определению сходств и различий между буквами и их элементами.

При устранении оптической дислексии и дисграфии большое место занимает работа над дифференциацией оптических образов букв, которые смешиваются. Для лучшего запоминания образов эти буквы соотносят с изображением каких-либо предметов или животных (например: О - бублик, Ж - жук, Ф - филин). Используются приемы конструирования букв из их элементов, различные загадки о буквах.

Сначала дети учатся различать буквы изолированно, затем - в слогах, словах, в предложениях и текстах.

Эти виды работ привлекают как можно больше различных анализаторов.

8. Заикание - нарушение темпоритмической организации речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Выделяют предрасполагающие и производящие причины, приводящие к заиканию. Предрасполагающими причинами могут быть:

♦ невропатическая отягощенность родителей;

♦ невропатические особенности заикающегося ребенка;

♦ конституциональная предрасположенность ребенка;

♦ наследственная отягощенность плюс неблагоприятные воздействия окружающей среды, к которым относятся физическая ослабленность детей, ускоренное развитие речи, недостаточность положительных эмоций и развития моторики, чувства ритма;

♦ поражение головного мозга во внутриутробном развитии или в постнатальном периоде развития вследствие инфекционных заболеваний.

Группу производящих причин составляют многочисленные анатомо-физиологические причины: травмы, сотрясения мозга, органические нарушения мозга, последствия детских болезней, болезни носа, глотки и гортани и др.; психические и социальные причины: одномоментная или кратковременная травма, чаще всего испуг или страх, неправильное воспитание в семье как длительная психическая травма, острая психическая травма, неправильное формирование речи в детстве, избыточные речевые перегрузки, несоответствие возраста предъявляемым требованиям, полиглоссия (одновременное овладение несколькими языками), подражание заикающимся, переучивание леворукости.

Выделяют две группы симптомов при заикании. К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения нервной системы, речевой и общей моторики. К психологическим симптомам относятся речевые запинки и различные нарушения экспрессивной речи; ребенок фиксирует внимание на своем дефекте, могут развиваться логофобия, различные речевые уловки.

Основной симптом заикания - речевые судороги. Они бывают тоническими - короткое толчкообразное или длительное сокращение мышц - тонус (п-палец); клоническими - ритмическое повторение одних и тех же судорожных движений мышц - клонус (па-па-палец). В зависимости от того, в каком месте преобладают судороги, они могут быть дыхательными, голосовыми и артикуляционными.

При заикании отмечаются три формы нарушения дыхания: судорожный выдох, судорожный вдох, судорожный вдох и выдох, иногда с разрывом слова.

Судороги в речевом аппарате также различны, они могут быть смыкательными, размыкательными, вокальными. В артикуляционном аппарате судороги могут быть губные, язычные, судороги мягкого нёба.

Для заикания характерны нарушения общей и речевой моторики, проявляющиеся в разнообразных тиках, насильственных движениях и речевых уловках.

При заикании детей на основании степени фиксации на своем дефекте можно разделить на 3 группы.

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают дискомфорта от сознания своего дефекта или совсем не замечают его. Они не стеснительны, не обидчивы и не пытаются исправить свою речь.

2. Умеренная степень болезненной фиксации. Дети старшего возраста осознают свой дефект, стесняются, скрывают его, избегают общения.

3. Выраженная степень болезненной фиксации. У детей, чаще всего подростков, возникают постоянные переживания по поводу дефекта, возникает чувство неполноценности. У них наблюдается страх общения и уход в болезненное состояние.

Различают три степени заикания: легкая, когда заикание происходит лишь в возбужденном состоянии или при попытке быстро высказаться, преодолевается быстро; средняя, при которой в спокойной и привычной обстановке заикаются мало и говорят легко, а при эмоциональных ситуациях проявляется сильное заикание; тяжелая степень, когда заикаются постоянно, в течение всей речи.

Заикание может быть постоянным; волнообразным, т.е. то усиливаться, то ослабевать, но не исчезать до конца, и рецидивирующим - может исчезнуть, а потом снова проявиться.

Обследование детей осуществляется комплексно, совместно с психологом, невропатологом, при необходимости привлекают специалистов разного медицинского профиля.

Лечение также проходит комплексно и включает в себя медикаментозное лечение, физиотерапию и психотерапевтическое воздействие.

Медикаментозное лечение имеет своей целью нормализовать деятельность нервной системы, устранить судороги и провести оздоровление организма в целом.

Психотерапевтическое воздействие осуществляется прямо и косвенно. Прямое воздействие подразумевает воздействие словом в виде разъяснения, убеждения и обучения. Косвенное воздействие - это воздействие через коллектив, окружающий мир, природу, режим и др. Все виды психотерапии направлены на то, чтобы искоренить у заикающихся страх речи и ситуации, чувство неполноценности и фиксации на своем дефекте.

Логопедическая работа составляет педагогическую часть комплексного подхода и включает в себя систему разнообразных логопедических занятий, работу с воспитателями и родителями. Эта работа также может проходить с прямым и косвенным воздействием. Прямое воздействие осуществляется во время логопедических занятий, индивидуальных или групповых. Косвенное воздействие предполагает систему логопедизации всех режимных моментов в жизни ребенка и отношения к нему его окружения. Особое значение придается в этой работе речевому режиму ребенка.

Логопедические занятия проводятся последовательно, поэтапно, с учетом степени и вида заикания, личностных и психологических особенностей ребенка, опираются на активность и сознательность ребенка. Используются различные методы обучения, в том числе наглядные и технические средства.

Важным разделом этой работы является использование логопедической ритмики, представляющей собой комплекс музыкально-двигательных упражнений для логопедической коррекции.

При организации всех видов работ важно учитывать возраст ребенка и знать, что у дошкольников основное место занимают игровые и воспитательные занятия, в меньшей степени - медикаментозное лечение; у подростков и взрослых, наоборот, медицинскому воздействию и психотерапии придается большее значение, а педагогическим приемам - меньшее.

На логопедических занятиях используются технические и наглядные средства обучения. К наглядным относятся учебники, настольные игры, диафильмы, пластинки и т.д. К специальным техническим средствам относятся приборы, помогающие в работе с заикающимися детьми: например, корректофон Деражне, аппарат «Эхо», магнитофоны.

Аппарат Деражне работает на эффекте заглушения. Шумы разной силы подаются через специальные трубочки, заканчивающиеся оливами сразу в слуховой проход, и заглушают собственную речь. Это облегчает проведение различных слуховых упражнений, т.к. отключается слуховой контроль. Постепенно сила заглушения уменьшается, и дети учатся говорить без прибора.

Этот вид коррекции показан не всем, т.к. некоторые болезненно реагируют на посторонние шумы.

В логопедической работе широко используются магнитофонные записи. Сначала заикающийся прослушивает образцы правильной речи на магнитофоне, затем происходит запись его собственной речи. После этого ребенок вместе с логопедом прослушивает запись и анализирует ее. Иногда прослушиваются выступления артистов, и ребенок подражает им в своем выступлении. Занятия с магнитофоном обычно проводят в тех случаях, когда у ребенка существует фиксация на своем дефекте и осознание своей неправильной речи.

Все методики логопедической работы с заикающимися подразделяются в зависимости от возраста: работа с дошкольниками, работа со школьниками, подростками и взрослыми.