Требования к оснащению образовательного процесса. Государственного стандарта общего образования физика

ФГОС на этапе начального образования ориентирован на личностные качества ребенка и их реализацию. Процесс обучения и воспитания в школе должен быть направлен на становление личности и развитие врожденных способностей каждого учащегося. Учебный кабинет начальной школы по ФГОС, это не просто помещение с мебелью и средствами обучения.

Это среда для социальной адаптации, духовного развития детей, вступающих в школьную жизнь. В классе должны создаваться условия для сохранения здоровья ребенка, хорошего усвоения учебного материала, стремления к познанию нового. Материальными средствами для достижения поставленных задач является оснащение кабинета:

· функциональным безопасным оборудованием

· современными средствами обучения

· печатной продукцией

· игровым материалом

· аппаратурой

Требования к кабинету начальной школы по ФГОС

Кабинеты 1 – 4 классов рекомендуется размещать в обособленных учебных секциях. Если в школе работают группы продленного дня, площадь на одного ребенка составляет 4 кв.м, при ее отсутствии – 2,5 кв.м. Общая площадь класса устанавливается в размере не менее 50 – 60 кв.м.

Естественная освещенность присутствует обязательна. Нормативный уровень искусственной освещенности достигается лампами накаливания мощностью 150 лк или люминесцентными лампами в 300 лк. Соотношение остекленной поверхности окон к площади пола в норме составляет 1:4. Стены окрашиваются в спокойные светлые тона, окна и потолок – в белый.

Комфортный тепловой режим поддерживается на уровне 18 – 21 градусов. Для естественной вентиляции класса окна оборудуются фрамугами и форточками. Перед началом уроков и на каждой перемене кабинет проветривается. При наличии центрального водоснабжения начальные классы обеспечиваются питьевыми фонтанчиками.

Ориентация окон с учетом 4 –х климатических зон:

Паспорт кабинета начальной школы по ФГОС

В паспорте начальных классов на момент создания анализируется санитарно-гигиеническое состояние кабинета, оснащенность мебелью, техническими средствами обучения, литературой, наглядными пособиями. Полученные данные позволяют в дальнейшем привести класс в состояние, отвечающее требованиям ФГОС по всем направлениям.

Документ разрабатывается ответственным за класс педагогом под контролем завуча, утверждается директором школы. Действует в течение 5 лет, затем оформляется заново. В паспорте указывается площадь класса, число посадочных мест, схема расстановки мебели. Из других разделов включается:

· информация по технике безопасности

· план эвакуации

· правила поведения

· занятость кабинета

· ведомость описи имущества

· учебно-методическое оснащение по разделам

· техническое оснащение

· перспективный план развития

Оформление кабинета начальной школы по ФГОС

Оформление классных комнат должно способствовать решению воспитательных, образовательных задач. Поставленная цель достигается совместной работой педагога, учащихся и родителей. Особое внимание уделяется общему фону класса. Правильно подобранный цвет стен способствует созданию спокойной комфортной обстановки. Положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, снимает нервное напряжение и излишнюю возбудимость.

Для оформления стен подходят матовые покрытия спокойных светлых оттенков. На однотонном фоне эффектно смотрятся, привлекают внимание детей яркие красочные стенды. Их тематика, приемы оформления зависят от фантазии и творческих задумок педагога. Цвета, рекомендуемые для стен, панелей кабинетов начальных классов по ФГОС.

· голубой

· оранжевый

· зеленый

· бежевый

· бирюзовый

Оборудование кабинета начальной школы по ФГОС

Каждый учащийся начального класса имеет свое рабочее место. Это может быть парта, стол со стулом, конторка. Наиболее эргономичным видом мебели является школьная парта. Согласно ГОСТ ее рабочая поверхность должна регулироваться и менять угол наклона от 7 до 17 градусов плюс перекрывать передний край сиденья на несколько сантиметров.

Величина перекрытия определяется номером парты и зависит от роста учащегося. Для парты №1 равна 4 см; №2 – 5-6 см; №3 и 4 – 7-8 см. В начальных классах разрешается наряду со столами и партами использовать конторки. Время пребывания в положении стоя не должно превышать 7 – 10 минут. Конторки размещают у задней или внутренней стены класса.

Парты в кабинете начальной школы по ФГОС имеют разную высоту и расставляются по номерам с учетом роста и здоровья детей. Возле классной доски оборудуется рабочее место учителя и демонстрационный стол. Для хранения наглядных и игровых пособий, учебного материала в классе устанавливают шкафы, тумбы.

Номера, маркировка столов и парт с учетом роста детей

Оснащение кабинета начальной школы в соответствии с ФГОС

Минимальный перечень средств обучения подразделяется на 3 части – общую, аппаратную, для внеурочной работы.

В общий раздел входит большой объем книгопечатной продукции (библиотечный фонд). В него включаются программы начального образования, пособия по предметам, справочники для детей и учителя, тематические тетради, учебники, географические карты т.д. В эту часть также входят видео и звуковые пособия по различным предметам, игры, всевозможные игрушки, технические средства обучения.

Аппаратную часть кабинета начальной школы по ФГОС составляют стационарные и переносные средства обучения. В данную группу входит персональный компьютер с монитором ЖК, проекторы. Современным средством обучения является интерактивная доска, связанная с компьютером или документ-камерой, графическим планшетом.

Внеурочная деятельность класса в соответствии с требованиями ФГОС строится по нескольким направлениям. Для внеурочной работы используется дополнительное игровое оборудование по теме занятий.

· аудиозаписи для уроков физкультуры, русского языка и литературы. окружающего мира

· тематические видеофильмы

· слайды (диапозитивы)

Кабинет по ФГОС – отображение достижений в учебе, творчестве, воспитании.

С 1 сентября 2010 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, а с 2012 года на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), по мере готовности, переходит и основное общее образование. ФГОС предусматривают техническое оснащение образовательных учреждений средствам информационно–коммуникационных технологий и обеспечение открытого доступа всех участников образовательного процесса к информационным базам, справочникам, мультимедийным материалам и Интернет-ресурсам .

В соответствии с требованиями к условиям реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (НОО) приказом Министерства образования и науки Мурманской области был утвержден перечень минимально необходимых средств обучения на базе цифровых технологий для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Руководствуясь приказом Министерства образования и науки Мурманской области начальные классы МБОУ СОШ №5, г. Апатиты, реализующие ФГОС НОО, получили все необходимое техническое оборудование. На сегодняшний день в каждом кабинете школы установлен персональный компьютер для учителя, подключенный к локальной сети и имеющий выход в Интернет.

В каждом кабинете начальной школы установлены многофункциональные устройства для печати, сканирования и копирования. Это устройство решает вопрос загромождения рабочего стола учителя. Гораздо удобнее иметь в одном устройстве хороший принтер, сканер и копировальный аппарат, чем каждое из устройств в отдельности.

Все классы начальной школы, реализующая ФГОС, оснащены интерактивными досками. Использование интерактивной доски на уроках обусловлено соответствующим уровнем восприятия, к которому привыкло нынешнее поколение школьников. Это позволяет учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий.

Цифровой фотоаппарат и видеокамера сразу нашли свое применение на уроках и во внеурочной деятельности, стали незаменимыми помощниками для записи различных методических и внеклассных мероприятий, в оформлении портфолио, в поисковой и исследовательской работе.

Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому так интересен. Интерес привлекает внимание, воздействует на ум, развивает творческий потенциал и подлинный интерес к окружающему миру. Цифровой микроскоп позволяет рассматривать различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. Использование цифрового микроскопа при проведении школьных исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников.

Графический планшет, являясь одним средств ввода информации в компьютер, мало чем отличается от обычных ручки и бумаги, с разницей в том, что изображаемое появляется не непосредственно из-под грифеля карандаша, а на экране компьютера. Это, помимо развития умения ориентироваться на листе бумаги, развивает и пространственное восприятие школьника. На графическом планшете можно писать, с его помощью можно играть в дидактические игры, переведенные в электронный вид, создавать и тут же решать различные задачи, рисовать графические диктанты, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к деятельности учащихся во время занятия.

В дополнение к рекомендуемому перечню в каждый класс начальной школы приобретена документ-камера – это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых объектов, в том числе и трехмерных на большой экран. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора.

Документ-камера обеспечивает высокую степень готовности педагога к уроку и рациональное использование времени урока за счет возможности мобильного предъявления учебного материала и быстрого решения непредвиденных вопросов. Документ-камера позволяет повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности за счет ее продуманной организации и поддержания интереса обучающихся к учению разнообразными способами предъявления учебного материала, занятостью обучающихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока. Педагог вовлечен в совместную с обучающимися деятельность за счет передачи им части своих полномочий с помощью документ камеры.

Систему голосования MimioVote школа приобрела осенью 2012 года. В настоящее время оно нашло широкое применение не только в начальной школе, но и стало популярным и востребованным у учителей-предметников средней и старшей ступеней обучения. MimioVote позволяет проводить быстрые опросы учеников во время урока, чтобы узнать, кто из них усвоил материал, а кому требуется помощь, получать результаты в режиме реального времени и избавиться от необходимости проверки тестов вручную, оценивать учеников быстрым, гибким и простым способом, анализировать динамику успеваемости учеников на основе диаграмм.

На примере своей школы мы заметили, что появление новой техники в кабинете побуждает педагога к пересмотру традиционных форм проведения уроков. Изменяются и формы общения учителя и обучающегося, обучение превращается в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения. Использование интерактивных устройств дает возможность учителю варьировать задания, изменять ход урока в зависимости от особенностей восприятия детьми учебного материала, предоставляет учащимся большую свободу для творческого выполнения заданий . При этом процесс освоения новых возможностей программного обеспечения и технологии работы с аппаратными новинками, несомненно, внесет вклад в развитии ИКТ – компетентности педагога. А это, в свою очередь, открывает перед педагогом и учащимися новые горизонты в изучении предмета и, конечно же, стимулирует учителя двигаться дальше в освоение новой техники.

Литература

  1. Зайцева, С.А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов [Текст] С.А. Зайцева // Высшее образование сегодня – 2011. –№4. – С. 42–44.
  2. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области №2555 от 06.12.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/pr2555-12.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938

Правовая база, нормативные акты

Министерство образования и науки РФ утвердило Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897, назначение которого – систематизация и стандартизация учебных процессов и обеспечение их высокого качества в школах. Документ составлен на основе перечней специализированных требований, среди которых:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 4 октября 2010 года №986 о минимальном техническом оснащении учебных процессов в ученических классах;
  • САНПИН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 (актуализированная на сегодняшний день версия) о санитарно-эпидемиологических требованиях к учебным помещениям и организации процесса обучения.

Для начальных школ ФГОС определён приказом того же Министерства России от 6 октября 2009 г. № 373. Последняя редакция от 22 сентября 2011 г. № 2357.

Основной документ, на который сегодня опираются учебные заведения при комплектовании – Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 .

Учебные организации в праве вносить изменения и уточнять заданные нормы и правила, придерживаясь установленного регламента, не менее 1 раза в 10 лет.

Общие требования

В первую очередь оборудование школьных кабинетов должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям САНПИН. Оно должно быть изготовлено из экологически безопасных материалов, поддающихся незатруднительной уборке, быть пожаробезопасным, отвечающим нормативам охраны труда.

Мебель должна быть сертифицирована на основании таможенного регламента ТР ТС 025/2012 и допущена для использования в школьных классах. Испытательное оборудование для исследовательской деятельности должно соответствовать ГОСТ 8.568 «Аттестация испытательного оборудования». Техника для интерактивного обучения для школ не сертифицируется, но обязательно сопровождается технической документацией качества от производителя.

Компания Комплектант при подборе оснащения школ и детских садов проверяет товары на соответствие всем существующим на сегодняшний день нормам.

Место преподавателя

Для учителя в кабинете предусмотрены:

  • Рабочее место (стол и стул/кресло). Теперь это не просто стандартная мебель: столы могут быть оснащены дополнительными полками, ящиками, иметь различную конфигурацию. Обычный стул сегодня заменяют ортопедические удобные кресла в разном исполнении.
  • Технические средства передачи информации – интерактивный программно-аппаратный комплекс.
  • Мебель для хранения обучающих материалов (шкафы, стеллажи) с необходимым количеством секций и полок, в любой конфигурации и габаритах.
  • Устройства экспозиции.
  • Для каждого специализированного класса в зависимости от дисциплины – наглядные пособия, приспособления и инструменты.
  • Доска для письма мелом с антибликовым покрытием по тёмному фону. Пожалуй, это единственный предмет, которого не коснулись изменения.

В кабинете разрешается установка интерактивных досок с условием их гигиеничности и безопасности. Экраны таких должны быть равномерно освещены и видны в любого ученического места без образования бликов. Об этом можно узнать из технического описания устройства, кроме того производители нередко указывают о допуске техники к использованию в учебных классах.

Места учеников

Места для учеников – это парты. Они должны соответствовать росту учащихся и быть правильно установленными в кабинетном пространстве. Классические парты на сегодняшний день целесообразно заменять на специализированную мебель повышенного удобства, учитывающую анатомию детей, например, растущие парты, параметры которых подгоняются под каждого ученика. В столешнице могут быть предусмотрены дополнительные ящики, регуляция наклона рабочей поверхности и т. д.

Стулья с колёсиками, с возможностью поворота и регулирования высоты, откидной спинкой, мягкой обивкой – для современных школьников есть возможность обеспечить комфортное сидение в течение дня.

Если в одном классе предусмотрены парты разных размеров, меньшие по размеру располагают ближе к доске и далее по габаритам. При этом необходимо соблюдать размеры проходов и учитывать удобство выполнения детьми заданий, проведения исследовательских, лабораторных и других видов работ. Эти требования прописаны в САНПИН .

При планировке кабинета нельзя забывать о требованиях техники безопасности, в том числе пожарной.

Техническое оснащение

ФГОС определяет комплекс аппаратуры, которая рекомендуется для установки в каждом ученическом классе общеобразовательной школы для усовершенствования образовательного процесса:

  • Плейеры мультимедиа и магнитофоны (на выбор, это могут быть комплексные устройства);
  • Телевизор;
  • Интерактивные доски;
  • Экран для проектора (проецирование изображений на стену не допускается);
  • Компьютеры или планшеты для коворкинга.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 для каждого специализированного кабинета могут быть выбраны разные наборы интерактивного и научного оборудования.

Применяйте современные решения

Как выглядят большинство классов в школах? Это привычные пастельные цвета стен и преимущественно светлая мебель в скучной расцветке «Бук Бавария». А ведь обстановка напрямую влияет на интерес детей к науке и получению знаний. Комплектант предлагает необычные, яркие решения для комплектования школьных классов.

Ученические парты и столы, а также мебель, могут быть изготовлены в ярком, приятном глазу цветовом оттенке из надёжного МДФ. Теперь дизайн помещения можно моделировать, а не отталкиваться от стандартов.

Парты классические для двух человек или одиночные, растущие – для производителей мебели нет ничего невозможного. То же касается шкафов и стеллажей: нужны закрытые места для хранения? Они могут быть оснащены глухими или стеклянными дверцами, это могут быть полки разного размера и цвета. Сочетайте их с интересным оттенком стен и кабинет заиграет красками, станет уникальным и посещаемым детьми с удовольствием.

Поиском интересных и необычных решений занимаются наши специалисты, готовые помочь в комплектовании школьных классов по всей стране.

Комплексное планирование кабинетов под ключ