Д игра какая. Дидактические игры

1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели:

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

2. Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

· Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...».

4. Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

7. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка.... (узкая).

8. Дидактическая игра «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

10. Дидактическая игра «Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

11. Дидактическая игра «У кого кто»

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

14. Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

· Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

· Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

· Что может делать ветер?

16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

17. Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

19. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

21. Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Ход игры : Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд - изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры : Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

24. Дидактическая игра «А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры : Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

· Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой.

Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

26. Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок )

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры : Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

28. Дидактическая игра «Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Ход игры : Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет - молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

29. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

Ход игры : Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

30. Дидактическая игра «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры :

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель . Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают - это ….. И т. д.

31. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

32. Дидактическая игра «Брать - не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры : Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде/саду?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,
слуховое внимание.

Ход игры : Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

· Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

· Вишню (да), крыжовник (да), картофель (нет) и т.д.

34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры : Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

36. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры : Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Детей в течение года знакомят с профессиями: повар, дворник, почтальон, строитель, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда.

37. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

38. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель:

Ход игры

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

(желтые )

узкая )

Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

39. Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу ).

· Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу )

· Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу )

40. Дидактическая игра «Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Ход игры : Воспитатель: Кто отгадает загадку?

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. Тень

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.

41. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые )

Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая )

42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»

Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

43. Дидактическая игра «Какой предмет»

Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.

Ход игры : Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

· Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

· Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.

· Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.

· Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

· Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др. ).

44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры : Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

· Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

  • Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель) ; суп из овощей (овощной суп ); пюре из картофеля (картофельное пюре ).

46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко ), пушка (мушка, сушка, кукушка ), зайчик (мальчик, пальчик ) и т. д.

47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры : Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет,

Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры : Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио , …

Горький - перец, лекарство , .. и т. д.

49. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

Ход игры : Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

50. Дидактическая игра «Кто что слышит?»

Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

Ход игры : На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного падежа существительных во множественном числе.

Дидактический материал: демонстрационные предметные картинки с изображением предметов в единственном числе и раздаточные предметные картинки с изображением предметов во множественном числе: флажок - флажки, кукла - куклы, мишка - мишки, машинка - машинки, глаз - глаза, ухо - уши, рука - руки, нога - ноги, книга - книги, окно - окна, дверь - двери, курица - куры, утка - утки, гусь - гуси, ботинок - ботинки, дом - дома, стол - столы, стул - стулья, костер - костры, перо -перья, поезд - поезда, дерево - деревья, куст - кусты, цветок - цветы, комар - комары, пчела - пчелы, воробей - воробьи, кресло - кресла.

Первая половина картинок предназначена для детей 3-4 лет. Остальные картинки - для детей 4-5 лет.

Игровые правила : образовать форму множественного числа названного существительного (или родительного падежа существительного во множественном числе).

Игровые действия: поиск нужной картинки, элемент поиска и находки слова в нужной форме.

Ход игры

Взрослый раздает детям картинки с изображением предметов во множественном числе. Показывает предметную картинку с изображением предмета в единственном числе и говорит: «У меня кукла. А у вас?» Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает: «А у меня куклы» или «А у меня много кукол». И т.д.

Игра «Какой, какая, какое?»

Цель: учить детей слушать партнера, дополнять его высказывания; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Дидактический материал: ; фишки.

Игровые правила: уже сказанное не повторять.

Игровые действия: провести соревнование, кто больше: подбирать к слову как можно больше определений.

Ход игры

Взрослый предлагает поиграть со словами: «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, яблоки. (Демонстрируется картинка.) Какие они?

Дети подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, взрослый подсказывает слова, которые не назвали дети. Например:

Яблоки … (круглые, румяные, сочные, душистые, спелые, большие, наливные).

Ежик … (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый).

Взрослый задает наводящие вопросы («Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело покрыто иголками?», «Что он делает со съестными припасами?», «Боится ли он лисы?», «Он быстро бегает?», «У него большие ушки?» И т.д.).

В конце игры взрослый объединяет вместе все фишки, хвалит детей: «Вот сколько разных слов вы назвали».

Когда дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между ними соревнование «Кто назовет больше слов?».

Игра «Мишка-музыкант»

Цель: учить соотносить наименования музыкальных инструментов и музыкальных специальностей.

Дидактический материал: карточки с изображением музыкантов с музыкальными инструментами: заяц-барабанщик, мишка-горнист, лиса-гитаристка, заяц-скрипач, ежик-баянист, лев-аккордеонист, кукла-пианистка, волк-балалаечник; медвежонок (игрушка).

Игровые правила: образование слов - названий музыкальных специальностей.

Игровые действия: отгадывание музыкальной специальности медвежонка и персонажей открыток (карточек) , воображаемая игра на музыкальных инструментах.

Ход игры

В гости к детям приходит медвежонок, приносит открытки (карточки).

Медвежонок: Я принес вам открытки. На них изображены разные музыканты. Я тоже музыкант. (Выставляет открытки перед детьми). Отыщите, кто здесь горнист (Ответы детей.) Правильно, я горнист. А как вы догадались, что горнист - это я? (Потому что на открытке медвежонок держит в руках горн.) А кто здесь гитарист? Как вы догадались? И т.д.

Взрослый: Сейчас, ребята, мы загадаем вам загадки. Догадайтесь, кто на чем играет. (Изображает игру на пианино.) На чем я играю? Значит, я пиа…(-нист). А сейчас на чем я играю? (Изображает игру на скрипке.) Значит, я кто? (Скрипач.) Пианино нужно пианисту, скрипка - скрипачу. А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? (Балалаечник.) А на гармошке? На аккордеоне? На баяне? И т.д.

В процессе игры возникает словотворчество. Дети называют разные варианты, пока не назовут слово правильно. Поэтому нежелательно заранее читать написанные на обратной стороне карточек слова. Гораздо полезнее побуждать детей к экспериментированию со словами, подбодряя их улыбкой, взглядом. При необходимости взрослый подсказывает начало слова или все слово.

Медвежонок предлагает детям изобразить игру на музыкальном инструменте и «отгадывает», кого изображают дети, время от времени «ошибаясь» и давая возможность ребенку исправить его ошибку.

По предложению взрослого ребенок составляет с помощью карточек «оркестр», придумывает, перед кем он выступает, что исполняет, что было потом.

Игра «Киоск открыток»

Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей.

Дидактический материал: карточки с изображением спортсменов: хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, наездники, лучники, фехтовальщики, конькобежцы, лыжники, гимнастки; медвежонок (игрушка).

Игровые правила: образование слов - названий спортивных специальностей.

Игровые действия: поздравления медвежонка; отгадывание спортсменов по характерным движениям.

Ход игры

Взрослый сообщает, что у медвежонка Миши день рождения. Дети могут его поздравить и сделать ему подарки.

Дети по очереди выбирают открытки, называют изображенных спортсменов и что они делают. Например: «Это футболисты, они играют в футбол». После этого «делается покупка», ребенок поздравляет медвежонка, дарит ему открытку.

После того как все открытки куплены и подарены медвежонку, взрослый с медвежонком загадывают загадки, изображая движения спортсменов. Дети отгадывают.

По-прежнему взрослый сначала дает детям возможность перебрать разные варианты слов. Так, пловца дошкольники могут назвать плавщиком, плывуном, плавильщиком и т.п. Если никто не назовет слово правильно, взрослый подсказывает или называет его.

Затем дети могут «организовать соревнования» между спортсменами, рассказывая об их достижениях.

Игра «Чего не хватает Вове для прогулки?»

Цель:

Дидактический материал: варежки, носки, пальто, шубы, шапки, сапожки.

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: назвать предметы одежды; запомнить картинки; назвать недостающие предметы по памяти.

Игровые действия: запомнить картинки, назвать, чего не хватает.

Ход игры

Взрослый рассказывает детям коротенькую историю про двух мальчиков.

Мальчиков звали Миша и Вова. Толя аккуратный, у него зимняя одежда аккуратно сложена в своем шкафчике. Какая зимняя одежда лежала у Миши в шкафчике?

Дети называют предметы одежды. По ходу называния взрослый выкладывает перед ними картинки. Если дети чего-то не назвали, то показывается картинка-подсказка, и дети ее называют.

Толя быстро собрался на прогулку. Надел шапку, сапожки… (Сперва перечисляются предметы и по мере называния картинки убираются.) А у Вовы никак не получается собраться, потому что он был неаккуратен и разбросал всю одежду. Нашел он только шапку. Чего еще не хватает Вове, чтобы пойти на прогулку?

Дети называют по памяти самостоятельно. Взрослый выкладывает соответствующие картинки. Если дети ошибаются, то взрослый ненавязчиво поправляет их: не хватает носков и т.п. Обращает внимание на «упрямое» слово «пальто», которое не изменяется: «Нужно говорить не хватает пальто».

Игра «Чего не стало?»

Цель: воспитывать у детей умение ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами, поддерживать короткий диалог; упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.

Дидактический материал: большая плотная карта с прорезями для пяти картинок; 8 тематических наборов предметных картинок на «ножках», которые можно вставить в прорези (первые пять-шесть наборов предназначены для детей 3-4 лет, остальные - для детей 4-5 лет и старше):

  • Яблоки, груши, бананы, апельсины, лимоны, вишни, черешни, сливы.
  • Незабудки, гвоздики, ромашки, ландыши, розы, колокольчики, нарциссы, тюльпаны.
  • Краски, карандаши, ножницы, тетради, кисточки, ручки, ластики, линейки.
  • Носки, гольфы, сапожки, тапочки, шубы, шапки, туфли, варежки.
  • Кошки, волки, львы, медведи, лисы, собаки, зайцы, тигры.
  • Куры, гуси, утки, индюки, лебеди, вороны, воробьи, ласточки.
  • Змеи, черепахи, лягушки, ящерицы, цыплята, гусята, индюшата, утята.
  • Волчата, львята, тигрята, бельчата, зайчата, поросята, котята, ягнята.

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: запомнить картинки; закрыть глаза; партнеру спрятать некоторые из картинок; игроку открыть глаза и сказать, чего не стало. Поменяться ролями с партнером.

Игровые действия: запомнить картинки, зажмурить глаза, назвать, чего не стало.

Ход игры

Взрослый (сам или от имени какого-либо занимательного персонажа, например, Петрушки, куклы Маши) показывает детям по одной предметной картинке из набора и предлагает назвать, что нарисовано. Каждую названную картинку взрослый вставляет в прорезь карты (всего четыре-пять картинок).

Полезно задать ребенку вопрос, как все это назвать одним словом (фрукты, цветы, принадлежности (или предметы) для рисования, овощи, еда (лакомства), одежда, обувь и т.д.). Взрослый предлагает детям хорошо запомнить картинки, затем закрыть глаза. В это время убирает одну из картинок. Ребенок открывает глаза и отвечает на вопрос «Чего не стало?», (Бананов, яблок и т.д.)

С одним набором картинок игра проводится несколько раз, при этом выбираются разные сочетания картинок из набора.

В дальнейшем можно не просто убирать одну картинку, а заменять ее другой, например, не стало бананов, а появились вишни.

Аналогичным образом постепенно обыгрываются все наборы картинок. Если в игре участвует более одного ребенка, взрослый предлагает им поиграть самим: «Теперь играйте сами. Петя прячет, а Сережа (остальные дети) отгадывает (отгадывают). Теперь Сережа прячет, а остальные отгадывают. Так по очереди играйте дальше».

Игра «Запомни и нарисуй»

Цель: воспитывать у детей умение свободно общаться в процессе выполнения совместного рисунка; учить согласовывать прилагательные с существительными (бананы желтые, ландыши белые, гвоздики красные и т.д.).

Дидактический материал: тематические наборы картинок «Фрукты», «Цветы» и др. (см. материал к игре «Чего не стало?»).

Игровые действия: рассмотреть картинки, постараться запомнить как можно больше предметов. Нарисовать их вместе с товарищем.

Ход игры

Взрослый демонстрирует по одной картинке из тематического набора. Дети называют изображенное. Если дети затрудняются, взрослый подсказывает. Картинки выкладываются перед детьми в ряд. Взрослый спрашивает, как назвать все изображенное одним словом (фрукты, одежда и т.п.). Предлагает еще раз назвать картинки, запомнить их. (По мере называния переворачивает картинки изображением вниз.)

Затем взрослый раздает детям листы бумаги и фломастеры и предлагает нарисовать все фрукты, цветы и т.д., которые они запомнили.

В процессе рисования дети переговариваются, комментируют свои действия и действия партнера, обращаются друг к другу с вопросами. Взрослый также может участвовать в разговоре, задавая вопросы типа «Какого цвета лимон?», «Бывают ли желтые помидоры?», «Что бывает фиолетовым?» и т.п.

После окончания работы взрослый вместе с детьми рассматривает рисунки, исправляет ошибки.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей группировать предметы по существенным признакам; приучать объяснять свое решение.

Дидактический материал: тематические наборы картинок (см. материал к играм «Чего не стало?», «А что у вас?»).

Игровые действия: рассмотреть картинки, найти и исключить лишнюю, т.е. не входящую в тематическую группу; объяснить свое действие.

Ход игры

Взрослый выкладывает перед ребенком четыре картинки, три из которых входят в одну тематическую группу, а четвертая - в другую (например, яблоки, груши, розы, сливы).

Предлагает назвать картинки, спрашивает: «Что здесь лишнее?» Ребенок исключает из ряда рисунок с изображением роз, объясняя, почему это лишнее (яблоки, груши, сливы - фрукты, а розы - цветы).

Игра усложняется, когда перед ребенком выкладываются изображения близких по существенным признакам предметов (ботинки, туфли, тапочки, носки - лишние носки, так как это не обувь и т.п.).

Игра «Упрямые слова»

Цель: формировать умение у детей правильно употреблять в речи неизменяемые слова.

Дидактический материал: предметные картинки: пальто, пианино, радио, кино, чашка с кофе; наборы сюжетных картинок:

1. Мама пришивает пуговицы к пальто. Девочка дома надевает пальто. На вешалке в гардеробе висит несколько детских пальто. Девочка стоит рядом. Девочка снимает пальто, собирается вешать его на вешалку.

2. У стены стоит пианино, на пианино - ваза. Кот выглядывает из-за пианино. Девочка играет на пианино. Собачка на задних лапках пытается достать до клавиш пианино.

3. Папа покупает в магазине радиоприемник. На полке стоит радио. Бабушка слушает радио. Дети танцуют под музыку по радио.

4. Разные звери идут в кино (изображен кинотеатр с надписью «Кино».). В кинозале звери смотрят кино. Звери выходят из кино. Волк и заяц снимаются в кино.

5. В магазине продается кофе (банки с растворимым и пакеты с молотым кофе, кофе в зернах). Мама несет к столу в кофейнике кофе. Дети за столом пьют кофе с молоком (на столе молочник ). Мама предлагает папе чашку кофе.

С детьми 4-5 лет проводится игра с картинками «пальто» и «пианино», картинки «радио», «кино», «кофе» предлагаются детям пяти лет. Разумеется, это разделение условное, прежде всего необходимо ориентироваться на то, с какими предметами ребенок чаще встречается в повседневной жизни, при употреблении каких слов допускает ошибки.

Игровые правила: закончить предложение, составленное по картинке.

Игровые действия: «упрямое слово» в качестве игрового элемента.

Ход игры

Взрослый показывает детям предметную картинку, просит назвать, что на ней нарисовано (например, пальто) . Говорит, что слово «пальто» очень упрямое. Оно не хочет изменяться. Затем показывает детям поочередно сюжетные картинки из набора 1 , предлагает закончить предложение: «Девочка надевает… (пальто) ». «Девочка, снимает… (пальто) ». «На вешалке висят детские … (пальто) ». Можно сказать «На вешалке много детских … (пальто) ». «Оторвались пуговицы у … (пальто) ». «Мама пришивает пуговицы к … (пальто) ». Каждую картинку взрослый поочередно складывает в стопку.

По этим же картинкам можно задать детям вопросы типа: «Какие карманы у пальто?», «Какой воротник у этого пальто?», «Рукава у этого пальто с манжетами или без?» И т.п.

Приводим примерные предложения, которые взрослый предлагает детям закончить, к остальным наборам картинок.

Набор 2. «У стены стоит.,. (пианино) ». «Ваза стоит на … (пианино) ». «Девочка играет на … (пианино) ». «Кот спрятался за … (пианино) ». «Кот выглядывает из-за … (пианино) ». «Собачка решила поиграть на … (пианино) ». «Собачка хочет дотянуться до клавиш … (пианино) ».

Набор 3. Взрослый может начать с загадки:

Далеко от нас Москва, Но слышны ее слова. Только что наладили В нашем доме … (радио) , «Папа купил в магазине … (радио) ». Взрослый уточняет: «Можно сказать радиоприемник». Далее: «Папа поставил на полку … (радиоприемник) ». «Передают новости по … (радио) ». «Ба-(бушка слушает … (радио) ». «Сейчас передают музыку по … (радио) ». «Дети танцуют под музыку по … (радио) ». «Скучно жить без … (радио) ».

Набор 4. «Звери идут в … (кино) ». «Волк идет … (в кино) ». «Лиса … (идет в кино) ». «Все звери сидят в кинотеатре и смотрят … (кино) ». «После окончания звери идут из … (кино) ». «Снимается фильм «Ну, погоди!». Волк и заяц снимаются в … (кино) ».

Набор 5. «В магазине продается разный … (кофе) ». «Продается растворимый … (кофе) ». «А вот на витрине пакеты с молотым … (кофе) ». «Мама сварила вкусный … (кофе) ». «У нее в кофейнике много … (кофе) ». «Дети пьют … (кофе) », Взрослый предлагает посмотреть, что стоит на столе. (Молочник с молоком.) «Значит, какой кофе пьют дети?» (Дети пьют кофе с молоком.) «Папа тоже хочет выпить чашку … (кофе) ». «Мама налила папе черный … (кофе) ».

Каждый из наборов картинок ребенок по предложению взрослого раскладывает в том или ином порядке и составляет по ним рассказ, придумывая, «что было потом».

Логопед объясняет согласование существительных с при­лагательными:

Моя мама... (какая?) добрая, ласковая, красивая...

Моя бабушка... (какая?) старенькая, добрая, любимая, заботливая...

Моя сестра... (какая?) веселая, добрая, умная, красивая...

4. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большая?» Логопед проводит беседу по содержанию рассказа. Дети

отвечают на вопросы:

Что делала Маша, чтобы стать взрослой?

Когда папа заметил, что Маша стала большая?

Физкультминутка

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

«Цветы» Наши красные цветы Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши красные цветы Закрывают лепестки. Головой качают, Тихо засыпают.

Заучивание наизусть стихотворения

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она. -

Кто она? Отвечу я: -

Это мамочка моя!

Логопед проводит беседу по содержанию. Дети за логопедом повторяют строчки из стихотворения. Проводится повторное чтение стихотворения. Затем дети самостоятельно читают его. 6. Работа в тетради

У каждого ребенка на листе нарисована ваза. С помощью тра­фаретов они дорисовывают и раскрашивают «цветы для мамы».

Занятие 55. Звук [ц]

Цели: научить выделять звук [ц] в речи, определять его место в слове (в начале, в середине, в конце); закреплять навык прове­дения звукослогового анализа слова (на примере слова птица); научить правильному согласованию притяжательных местоиме­ний мой, моя с существительными; развивать зрительный гнозис.

Организационный момент

Игра с мячом «Один много» (машина - машины, самолет - самолеты, велосипед - ...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

Звук [ц] (Ц"Ц-ц - спит малыш) - согласный, глухой. При произношении звука [ц] губы «улыбаются», голосок «спит».

«Слушай внимательно».

Дети поднимают руку, услышав звук [ц]: ц-м^н-ц-д-к-ц... и слогов: да-цы-но-цу-ка-по-цо...

«Чистоговорки». Дети повторяют: цаца - вот идет овца цо-цо - на пальце кольцо цу-цу - потеряли пуговицу цы-цы - ели огурцы

«Не ошибись».

Логопед выставляет на доску полоски с изображением ме­ста звука в слове:

Дети называют по картинкам слова, определяют, где нахо­дится звук [ц] в слове, и расставляют картинки под полоска­ми: цапля, огурец, пуговица, цветы, перец, курица, цыпленок...

Звуковой анализ слова птица.

Дети определяют количество слогов, называют последова тельно звуки слова птица и цветными кружками выклады­вают схему слова.



«Доскажи предложение».

Дети добавляют слово со звуком [ц]:

На болоте живет... цапля.

Клоун выступает в... цирке.

Курица зовет своих... цыплят.

В вазу поставили красивые... цветы.

4. Физкультминутка

«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 15).

Сложи картинку»

Логопед предлагает детям сложить разрезные картинки и назвать, что это (машина, самолет, велосипед...). Дети долж­ны усвоить обобщающее слово «транспорт».

Дидактическая игра «Назови части».

Дети описывают свои картинки. (Это грузовик. У него есть кабина, кузов, колеса, мотор....)

Дидактическая игра «Чье это?».

Дети подбирают притяжательные местоимения к словам. (Это мой велосипед. Это моя машина.)

Занятие 56. Звуки [с], [ц]

Цели: уметь дифференцировать звуки [с], [ц]; усвоить по­нятие «слова-антонимы; развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

Игра с мячом «Едет, летит, плывет» (едет - машина, летит - самолет, плывет - корабль...).

2. Артикуляционная гимнастика

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику:

Звук [с] - согласный, глухой, твердый; звук [ц] - согласный, глухой, твердый.

«Слушай внимательно».

Услышав звук [с], дети показывают «течет водичка», а услы­шав звук [ц], показывают «тихо спит малыш»: м, ц. н,с, д, щ к, с...

Дети повторяют слогоряд: са-ца-це

цу-сы-со су-цыса

Дидактическая игра «Разложи картинки».

Если в названии картинки есть звук [с], дети кладут ее к изображению крана, если звук [ц], то к изображению малыша. Санки, цапля, огурец, лиса, посуда, пуговица, мотоцикл, автобус...

«Закончи слово».

Дети должны добавить -са или -ца; ов-.., ко-.., пугови.., ли-.., колба-.., кури-.., лукови-..; -сы или -цы: о-.., во л о-.., огур-.., ов-.., рель-.., у-.., ножни-.., зай-.., ве-.., но-.., молод-.. .

« Кто внимательный? ».

Логопед читает стихотворение, а дети на звук [с] показы­вают «водичку», на звук [ц] - «тишину»:



Цапля вышла на охоту.

Лягушатам мой совет: -

Кто не спрячется в болоте,

Цапнет цапля на обед.

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

Дом – одноэтажный, трехэтажный … многоэтажный.

Дидактическая игра «Измени слово»

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

Цель:

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.

Кровать сделана из железа, … .

Диван сделан из кожи, … .

Стул сделан из пластмассы, … .

Тема «Профессии»

Дидактическая игра «Назови, какой»

Цель: упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей иен существительных.

Почтальон принес письмо (кому?) – маме, сестре … .

Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку … .

Чего не стало в почтовом ящике? Газеты, журнала … .

Дидактическая игра «Кем ты будешь?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов будущего времени.

Я буду строителем, построю дом.

Я буду … .

Дидактическая игра «Ответь на вопрос»

Цель: упражнять в употреблении предлога в.

Куда пойдет мама, если нужен врач?

Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?

Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?

Тема «Посуда, продукты питания»

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Цель: расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования и правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.



Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.

Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц , подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.

Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончиках едет волшебная частичка ниц . Надо купленные продукты положить в вагончики и отгадать, какое новое слово получится (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, перечница).

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: развивать речевое внимание. Закреплять умение употреблять предлоги для обозначения пространственного расположения предметов.

Материал: набор посуды (чашка, блюдце, ложка) по количеству детей.

Педагог дает инструкции. Дети их выполняют.

Поставьте чашку на / под блюдце; между ложкой и блюдцем; слева от ложки и т. д.

Затем педагог совершает манипуляции с посудой, а дети комментируют, куда и что он кладет.

Тема «Зима»

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .

Мороз – морозный, морозить, замораживать … .

Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Цель:

Солнце (какое?) - …

Лед (какой?) - …

Мороз (какой?) - … .

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Снежный – ком, …

Снежная - …

Снежные – заносы, …

Снежное – поле, … .

Тема «Что из чего сделано»

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: мяч.

Гвоздь из железа. Железный гвоздь.

Доска из дерева. Деревянная доска.

Ножницы из металла. Металлические ножницы.

Сапоги из резины. Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.

Горшок из глины. Глиняный горшок.

Стакан из стекла. Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

Тема «Дорожная безопасность. Транспорт»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

Машина (какая?) - …

Самолет (какой?) - … .

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

Дидактическая игра «Скажи по - другому»

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

Тема «Новый год»

Картотека дидактических игр для средней группы

1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

2. Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

  • Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

4. Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

  1. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка.... (узкая).

  1. Дидактическая игра «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

10. Дидактическая игра «Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

11. Дидактическая игра «У кого кто»

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

14. Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

  • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
  • Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

Широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

17. Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

19. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

21. Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Ход игры : Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд - изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры : Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

24. Дидактическая игра «А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры : Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

  • Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой.

Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

26. Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок )

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений,расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры : Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

28. Дидактическая игра «Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Ход игры : Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет - молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

29. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

Ход игры : Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

30. Дидактическая игра «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры :

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель . Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают - это ….. И т. д.

31. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

32. Дидактическая игра «Брать - не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры : Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,
слуховое внимание.

Ход игры : Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

  • Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры : Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

  1. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры : Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты - лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках - люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.

37. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

38. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель:

Ход игры

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

(желтые )

узкая )

Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

39. Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу ).

  • Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу )
  • Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу )

40. Дидактическая игра «Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Ход игры : Воспитатель: Кто отгадает загадку?

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. Тень

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.

41. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые )

Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая )

Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»

Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

43. Дидактическая игра «Какой предмет»

Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.

Ход игры : Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

  • Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

  • Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.
  • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
  • Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

  • Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др. )

44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры : Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

  • Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.
  • Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель) ; суп из овощей (овощной суп ); пюре из картофеля (картофельное пюре ).

46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко ), пушка (мушка, сушка, кукушка ), зайчик (мальчик, пальчик ) и т. д.

47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры : Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет,

Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры : Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио , …

Горький - перец, лекарство , .. и т. д.

49. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

Ход игры : Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

50. Дидактическая игра «Кто что слышит?»

Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

Ход игры : На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др.