Дидактические игры по автоматизации звуков. Игры на автоматизацию звуков в словах картотека по развитию речи на тему

Игры на автоматизацию звуков

Говорящие руки.

Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш., а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки.

Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним.

Ромашка.

В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.

Раз – шажок, два – шажок.

Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

Телеграмма.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто – то из детей не правильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.

Добавляй слог.

Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – СА, колба – СА, ко – сы, но – сы.

Кнопочки.

Перед ребенком «пианино», ребенок, нажимая на клавиши, называет заданный слог. Начисляется штрафное очко, за неправильно произнесенный слог.

Зима и весна.

Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.

К нам зима приш…ла,

Снег и вьюгу принес…ла.

Все, что Ал…ла разбросал…ла,

Вьюга снегом занес…ла!

Весна приш…ла,

Ал…ла сразу все наш…ла.

На лужайку вышла Ал…ла,

Видит там лежит ю…ла.

Использование следующих игровых приемов поможет эффективно провести этап автоматизации звуков в словах.

Построй домик.

Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежат кубики, на них наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок выбирает кубики, называя картинку, и строит дом., За не правильно выбранный кубик начисляется штрафное очко.

Солнышко.

Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове.

Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.

По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем». Игры очень эффективно проводить во время прогулки.

Слова вокруг нас.

Дети подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова, которые ребенок правильно произнес.

Четвертый лишний.

Ребенку предлагаются слова: рысь, ворона, жираф, ракета. Ребенок, убирает одно из слов, объясняя почему . Ракета – не живая, ворона – птица, корова – домашнее животное. Остается жираф и рысь, найти общие признаки и различие.

Куча мала.

Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу. На голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони. Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.

Лото.

Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.

Рыбаки.

Перед ребенком раскладываются картинки с определенным звуком, и дополнительные картинки с другими звуками. Ребенок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.

Когда ребенок достигает уровня автоматизации звука во фразовой речи. Можно предложить следующие игры.

Составление предложений с помощью фланелеграфа.

Дети отбирают себе персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка) и предметные картинки с определенным звуком. Ребенок берет своего героя, подводит к картинке и составляет предложение, включая героя и картинку. Ребенок может включить сразу несколько героев. Выигрывает тот, кто составит самое длинное предложение.

Клей и пила.

На столе лежат12 картинок, 6 из которых наполовину накрыты листочками так, чтобы были видны наиболее узнаваемые части предметов. Две команды по 2 игрока в каждой. По очереди бросают игральный кубик. Пила – делит картинки пополам, проговаривая «Была лампа, а получилась полулампа. А клей – наоборот, ремонтирует предметы – игрок убирает белые полоски с картинок: Была полулодка, а получилась лодка. Если все картинки будут закрыты, выигрывает пила и наоборот.

Ну и ослик.

На столе разложены картинки, изображающие различные предметы, названия которых содержат звук л: лопата, вилка, галстук, ласты, кукла – это торговая лавка. Первый игрок шагает указательным и средним пальцами, проговаривая стишок: Глупый осел в лавку пошел за мылом. Участники закрывают глаза. А игрок, изображающий ослика, в это время берет со стола любую картинку, кроме мыла, и продолжает: В лавку сходил, мыло забыл. Что купил ослик? Дети открывают глаза, и угадывают, чего не стало в лавке. Игрок первым обнаруживший, становится осликом.

Соседи.

Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определенным звуком. Ребенок должен без ошибок назвать всех соседей. Жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук л, берется слово «около» и картинки выкладываются в ряд.

Путаница.

Перед детьми разложены предметные картинки, а взрослый, показывает эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Затем дети подбирают к соответствующей серии подходящие предметные картинки, составляют предложения по своей картине и доказывают, почему она подходит. Если уровень речевого развития позволяет, дети составляют рассказ.

Артисты.

Детям раздается по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Педагог описывает или показывает картинку. Каждый ребенок определяет, подходит ему или нет, если подходит, составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребенок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учетом автоматизированного звука.

Загадка.

Перед детьми лежат перевернутые картинки, в названии которых есть автоматизированный звук. Дети по очереди берут картинку и описывают, остальные, догадываются, о чем идет речь.

Приведенные выше игры можно дополнить любым речевым материалом, в зависимости от того, какую цель преследует педагог. Автоматизация или дифференциация поставленного звука. Также можно провести конкурс чистоговорок, скороговорок, стихов.

Проводя такие игры, включая их во все режимные моменты, мы поможем детям быстрее автоматизировать звук.

Научим играть, а ведь играя, ребенок не ставит целью научиться правильно, произносить, ему важно выиграть, для этого он приложит все свое старание. Процесс автоматизации станет интересным, занимательным и менее болезненным, для ранимой психики наших детей.


Что же такое автоматизация звука?

Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. (Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д:Феникс,2008.-445 с.) Другими словами поставленный звук еще очень хрупкий и без подкрепления ребенок может быстро его «потерять».

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его четко изолированно при многократном повторении. Не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

Слог -слово -предложение -связная речь

Часто дети теряют интерес к индивидуальным занятиям, на которых автоматизируется поставленный им звук. Одной из причин потери интереса является достаточно продолжительный этап автоматизации звука. На своих занятиях я предлагаю детям различные игры, которые способствуют не только закреплению поставленного звука, а также развивают внимание и память.

Вашему вниманию предлагаю несколько игр для автоматизации звуков Ш, Ч, Щ, Л, Р.

Игра «Зёрнышки для петушка»

Ход игры: Петушку достанется зернышко в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой есть звук Ш.

Игра «Угости мышонка сыром»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Ребёнку предлагается угостить проголодавшегося мышонка сыром. Если ребёнок называет картинки и четко произносит звук Ш-мышонок получит угощение, если нет, то останется

голодным.

Игра «Колобок»

Цель: закрепить правильное произношение звука Л в словах.

Ход игры: Если ребёнок называет картинку и нечетко произносит звук Л-колобка съест лиса. Если правильно называет картинку и чётко произносит звук Л-колобок «убежит» от лисы.

Игра «Угости медведя мёдом»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ч в словах.

Ход игры: Ребёнку предлагается медведя бочонком мёда. Если ребёнок называет картинки и чётко произносит звук Ч – медведь получит угощение, если нет, то останется голодным.

Игра «Угощения для белочки»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Ребёнку необходимо четко назвать картинки со звуком Ш, тем самым угостить белочку шишками и грибами.

Игра «Грузовик с подарками»

Цель: закрепить правильное произношение звука Р в словах.

Ход игры: Ребёнку объясняется, что он сейчас будет грузчиком. А грузить он будет подарки. Чтобы погрузить все подарки, надо чётко назвать все картинки со звуком Р.

В моей копилке есть аналогичные игры и для автоматизации свистящих звуков. Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации звуков увлекательным. Ребенок с интересом будет выполнять задания а, следовательно, повысится эффективность работы.

прислала

Наталья Ившина

учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1

Коррекция звуковой культуры речи у детей представляет собой одну из важных задач учителя-логопеда как в дошкольных учреждениях, так и в школьных. Цель этапа автоматизации звука – научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Использование дидактических игр с целью коррекции нарушений звуков у детей позволяет всесторонне развивать ребят, но не всегда является условием активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. К сожалению, у большинства воспитанников отмечается соматическая ослабленность, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, эмоциональная неустойчивость. Нарушения артикуляционной моторики к тому же обычно сочетаются с недостаточным развитием общей и тонкой моторики пальцев рук: движения неточные, неловкие, слабо координированные.

На своих занятиях я стараюсь соединять логопедические задания и дидактические игры с движениями, что приводит к повышению активности детей, развитию двигательной сферы. Почему это происходит? Двигательная активность усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность. В головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов, расположенных по всему организму. Физические упражнения увеличивают поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, это помогает ему гармонично развиваться. Сочетание логопедических заданий и дидактических игр с двигательной нагрузкой позволяет логопеду повысить тонус и работоспособность детей, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу логопатов, снять напряжение, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы в целом.

Приведу примеры игровых заданий с движениями по автоматизации звука [Л], которые я использую в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

1. “Звуковые дорожки”. Для автоматизации изолированного звука или в слогах.

Как белке попасть в дупло, волку в логово, а лягушке – на болото? Как лосихе помочь найти своего лосенка, а слонихе – слоненка? Как Золушке попасть на бал? Используем наглядный материал. А также изготавливаем “кочки”. Это могут быть цветные геометрические фигуры, обведенный след ноги ребенка; можно выложить произвольной формы условные кочки из веревочек. Ребенок перемещается по выложенным на полу кочкам и произносит “Л-Л-Л-Л” или “ЛА – ЛА – ЛА”, “ЛО – ЛО – ЛО”, “ЛА – ЛЫ – ЛЭ – ЛУ” и т. п.

2. Игры - “ходилки”. Для автоматизации звука [Л] в словах и фразах. Разложить на полу картинки (игрушки). Варианты заданий:

  1. Ребенок наступает рядом с картинкой и правильно ее называет. Двигаться можно по-разному, в разном темпе, через картинку, выбирая только заданные картинки (только живое или неживое, только продукты или одежда и т.п.), но произносить слова нужно четко.
  2. Ребенок, наступая на картинку, называет слово во фразе: “Я встал на лодку”, “Я встала на лыжи” и т.п.
  3. Назови и посчитай. Картинки повторяются (до пяти-шести). Ребенок подходит к одинаковым изображениям и считает их: “Один осел, два осла, три осла”.
  4. Подойди и назови. Логопед говорит о местонахождении картинки: “Эта картинка слева от ласточки (справа от Луны, под лопатой, между столом и стулом и т.п.)”.
  5. Угадай по описанию и подойди к картинке (игрушке): съедобный, горький (лук); металлическая, столовая, чайная (ложка); электрический прибор (лампа); водный транспорт (лодка); тонкая, острая, металлическая (игла, булавка); деревянный, глубокий, с водой (колодец); рогатое дикое животное (лось); домашнее животное (лошадь); бывает на небе только ночью (луна); надевают на спину лошади (седло) и т. п.
    Назови предмет правильно. Назови его ласково.
  6. Игры “Желтый – голубой”, “Алый – белый”. Соответствующие цветам игры заготовки-кочки (можно вырезать из картона) располагаются в хаотичном порядке на полу. Логопед называет слово, ребенок подходит (подпрыгивает, скачет на одной ноге, подходит приставным шагом, подбегает и т. п.) к цветной “кочке” и согласовывает слово-существительное с прилагательным: “Желтое солнце, голубой колокольчик”.

Лексический материал: халат, блузка, платье, колготки, плащ, галстук, колпак, футболка, лампа, луковица, яблоко, пастила, мармелад, ландыш, флоксы, фиалка, пенал, полка, заколка, скакалка, одеяло, закладка, пластилин, флаг.

3. Игра “Сделай как я”. Логопед выполняет (или имитирует) определенное действие (например, топает), после выполнения сообщает: “Я топала”, ребенок повторяет действие и говорит “И я топал (-а)”.

Лексический материал: (я) стояла, ходила, сидела, хлопала, топала, искала, махала, кивала, видела, ела, жевала, пила, спала, думала, копала, упала, гладила, подняла, солила, читала, плыла, лепила, слушала, села.

4. Игра “Около”. Логопед выкладывает картинки на полу в ряд, где по горизонтали 6–8 картинок и по вертикали 6–8 картинок. Ребенок и логопед (или двое – трое детей) по очереди произвольно выбирают две картинки, про которые можно сказать так: “Около лодки – весло” и одну из названных картинок переворачивают. Перевернутая картинка в игре уже не участвует. Игра заканчивается, когда нельзя будет применить фразу “Около…”. Побеждает тот, кто сделал последний ход.

Детям нравится называть героев сказок и мультфильмов: Алладин, Балу, Белоснежка, Волк, Колобок, Колыван, Лунтик, Лосяш, Малыш, Соловей-разбойник, Карлсон, Халк, Черепаха Тортила, Шалтай-Болтай, Золушка, Русалочка. Подобные картинки можно найти на интернет-ресурсах.

5. Игра “Вагончики”. Сказочные герои со звуком [Л] хотят отправиться в путешествие. Поезд уже ждет пассажиров. Но надо правильно их разместить по вагонам: в том из них, где одно окно, будут ехать пассажиры, в названии которых один слог. Аналогично: два окна – два слога, три окна – три слога, четыре окна – четыре слога.

6. Игра “Какая картинка лишняя?” Ребенок называет все картинки в ряду, определяет “лишнюю”, обосновывает свой выбор. Можно передвигаться прыжками, а около “лишней” картинки не останавливаться, перепрыгнуть ее. Также можно предложить собрать “лишние” картинки и придумать к ним слова по смыслу со звуком [Л]. Например, мочалка – мыло, лупа – молоток, клоп – пчела, полка – стул.

Лексический материал: 1) плащ, платье, халат, калоши; 2) половник, лупа, ложка, вилка; 3) белка, волк, лось, лама; 4) клоп, акула, лосось, плотва; 5) колокольчик, лотос, яблоко, ландыш; 6) лопата, полка, пила, молоток; 7) мармелад, мел, шоколад, пастила; 8) лодка, полочка, стол, стул; 9) салфетница, салатница, солонка, салат; 10) футболка, пилотка, блузка, колготки; 11) велосипед, теплоход, самосвал, лодка.

7. Игра “Подарки”. Лосяш и Белка рады подаркам. Лосяшу нравятся предметы, которые начинаются на звук его имени [Л], а Белке – где звук [Л] в середине слова. Раздай подарки нашим героям. Будь внимателен! Сначала четко и правильно назови картинку, а потом подумай, кому ты ее отдашь. Как ты думаешь, что будут делать наши герои со своими подарками? Расскажи.

Примерный перечень картинок: баклажан, шоколад, булочка, колбаса, колокольчик, желудь, лавка, лампа, ландыш, лодка, лук, лыжи, лукошко, молоко, мыло, флаг.

8. “Что с чем дружит?” Выложить картинки, которые можно объединить обобщающим словом или как-то иначе по смыслу. Школьнику можно предложить карточки со словами. Ребенок ищет пару, называет слова, объясняет свой выбор: “Шило дружит с пилой, это инструменты”.

Лексический материал: шило и пила, кукла и юла, салат и колбаса, ложка и вилка, лошадь и седло, лодка и велосипед, платье и плащ, стол и стул, лук и свекла, ландыш и лотос, голубь и дятел, ласточка и соловей, лампа и лампочка, пастила и шоколад, волк и белка, акула и лосось, ласты и водолаз, блокнот и фломастер, мыло и мочалка.

9. Игра “Повтори, не ошибись”. Текст чистоговорки или считалки сопровождается движениями головы, рук, ног, туловища. Ребенок повторяет слова и движения за логопедом. Движения каждый раз меняются. Выполняется в разном темпе в зависимости от произносительных возможностей ребенка. Образец:

Слова Движения
Раз – колол полено Коля.
Два – вязала блузку Оля.
Три – Нил яблони сажал.
На четыре – он устал.
Пять – ходил на лыжах Толя
Шесть – зашила платье Поля.
Семь – на полке были булки.
Восемь – золото в шкатулке.
Девять – лужа на Луне.
Десять – снилось это мне.
Правая рука на пояс.
Левая рука в сторону.
Правая рука на правое плечо.
Левая рука на левое плечо.
Круговые вращения локтями.
Правая рука вверх.
Левая рука вверх.
Хлопок в ладоши над головой.

Подпрыгнуть на месте на двух ногах.
Слова Движения
Раз – лакал кот молоко.
Два – олени далеко.
Три – лапшу положим в плошки.
На четыре – взяли ложки.
Пять – стекло Олег разбил.
Шесть – бульон в котле остыл.
Семь – булавок в лавке мало.
Восемь – стелем одеяло.
Девять – хлопнула хлопушка.
Десять – квакнула лягушка.
Топнуть левой ногой.
Руки вытянуть перед собой.
Круговое движение руками перед собой.
Хлопок в ладоши под согнутой в колене правой ногой.
Наклон туловища вниз, достать ладонями до пола.
Руки в стороны.
Топнуть правой ногой.
Наклоны туловища влево и вправо.
Два хлопка в ладоши перед собой.
Присесть и встать.

10. Задание “Расскажи стихотворение и покажи движения”.

11. Игра “Расскажи сказку”. По мотивам русской народной сказки “Репка”, только герои другие. Например: посадил Лосяш лук. А помогали ему слон, антилопа, лама, лошадь, козел, волк, белка. Не только закрепляем произношение звука [Л], но и развиваем лексико-грамматический строй речи, связную речь, память.

12. Игры с перекидыванием или перекатыванием мяча.

Варианты игр:

А) “Отвечай-ка”. Ребенок ловит мяч и, бросая его логопеду, отвечает на вопрос полным ответом.

Лексический материал насыщен звуком [Л]: Что Мила приготовила из клубники? Что Слава испачкал смолой? Что клоун делал под куполом? Кто слушал пение соловья? Где Алла покупала халву и пастилу? Кто испугался голодного волка? Кто долбил ствол сосны? У кого теплое дупло? Почему стул упал на пол? Кто мыл куклу мылом? Водолаз ныряет мелко или глубоко? Куда прячется волк? Где хранятся молоко и масло? Кто ловко вдел нитку в иголку? У кого есть хобот? Что дает человеку корова? Чем Клава моет руки?

Б) Исправь ошибку Незнайки (или “Небылицы”).

Лексический материал: Халат надел маму. На белке сидела елка. Лось лает на собаку. У лужи был дом. Стол поставили на лампу. Мяч ловко ловит Милу. У голубого платья есть кукла. Вилкой едят суп. Океан плыл по кашалоту. Алфавит учил Милу. На гладиолусах появилась клумба. Ёлка ходила около лося. Оладьи съели Милу. Белое небо плыло по голубому облаку. Салат торчал из ложки. Голуби вылетели в голубятню. Фиалка села на пчелку. Колодец подошёл к Павлу. На лукошке стоял полный стол. Около голубей сидела лужа. Посёлок осветил молодую луну. Лошадь скакала на всаднике. Хозяин лаял на Полкана. Подсолнух полил Клаву. Слон нарисовал художника. Ёлка выросла под ландышем.

Литература.

  1. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  2. Логопед у вас дома / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей.: пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская. – М.: ГНОМ, 2014.
  4. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – М. : ГНОМ, 2011.
  5. Сборник логопедических упражнений / Я.Л. Юдина, И.С. Захарова. – М. : ВАКО, 2011.
  6. Двигательные способности человека / Романенко В.А. – Донецк: УК Центр, 1999.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах


Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание материала: Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах разработаны для детей с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков в словах.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, логическое мышление.
Автоматизировать поставленные звуки в словах.

Основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи.
Для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе большое значение имеет работа по развитию фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Развитие фонематического восприятия и автоматизация звуков проводятся в игровой форме, используя наглядный материал.
Предлагаемые дидактические игры изготавливаются из цветного картона, предметных картинок и ламинируются скотчем. На контурные изображения предметов наклеиваются предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук. Для развития фонематического восприятия ребенку предлагаются несколько картинок с другими звуками.
Каждая дидактическая игра помещается в файл А4, контурные изображения предметов – в файл А5. Файлы надеваются на стальные стержни папки-регистратора (папка-сегрегатор). Папка с играми занимает мало места на полке, компактна и удобна в использовании.

«Красивые рыбки в море»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р]: рак, ракета, роза, помидор, самовар, кефир, смородина, барабан, пирамидка, морковь.
Ход игры:

Это, что за чудеса,
Лёгких нет у малыша,
Вместо ручек плавники,
В серебристой чешуе.
Он в воде живёт всю жизнь,
Дышит жабрами, молчит. (Леонов В.А).
(Рыба)
- Выбери рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р].
- Назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками.
- Я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

«Заполни аквариум рыбками»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звуков [р], [р‘] в словах.
Оборудование: картинка с изображением аквариума, контурные изображения рыб с картинками, в названии которых есть звуки [р]: радуга, рама, шар, комар, самовар, парта, корова, помидоры, [р‘]: репа, редиска, рябина, букварь, фонарик, огурец, грибы, сухари.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Рыбки в аквариуме
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток.
(Аквариум)
- Выбери рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р] ([р‘]).
- Правильно назови картинку и опусти рыбку в аквариум.
- Назови те картинки, про которые можно сказать мой, моя, мои.

«Помоги зайцу собрать морковку»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звуков [з], [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением зайца и грядок, контурные изображения морковок с картинками, в названии которых есть звуки [з]: звезда, забор, кукуруза, грузовик, гнездо, коза, [р]: рак, мухомор, барабан, груша, забор, кукуруза, грузовик, ворона.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Корешок в земле сидит,
Хохолок над ним торчит,
Коль подцепишь ловко,
Вытащишь … (Леонов В.А.)
(Морковку)
- Помоги зайцу собрать морковку с картинками, в названии которых есть звук [з] ([р]).
- Правильно назови картинку и отдай зайцу.
- Запомни картинки на морковках у зайца. Назови эти картинки по памяти.

«Подари воздушные шары»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков [ш], [р] в словах.
Оборудование: контурные изображения шаров с картинками, в названии которых есть звуки [ш]: шарф, шкаф, шуба, малыш, ландыш, картошка, пушка, чашка, ромашка, лягушка, лошадка, [р]: радуга, ручка, топор, сыр, корова, ворота, сорока, баран, арбуз, куртка, вертолет.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)
- Выбери шары с картинками, в названии которых есть звук [ш] ([р]).
- Назови картинки, выделяя звук, и подари шары другу.
- Назови слова, обозначающие живые предметы, а затем - неживые предметы.

«Собери пирамидку»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автоматизация звука [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением игрушек, контурные изображения колец пирамидки с картинками, в названии которых есть звук [р]: рыба, карандаш, морковь, ведро, мухомор, помидор.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Деревянный Человечек
Носит платье из колечек.
Любят взрослые и дети
Надевать колечки эти.
(Пирамидка)
- Собери пирамидку из колец с изображением предметов, в названии которых есть звук [р].
- Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: ведро – ведерко.

«Собери клубнику»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование: картинка с изображением кустиков клубники, контурные изображения клубники с картинками, в названии которых есть звук [л]: лошадь, лопата, дятел, стул, акула, молоко, белка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Сидят цветочки на кусточке,
А ягоды под листочками,
Усы зелёные растут,
У ягод красных сладкий вкус! (Леонов В.А.)
(Клубника)
- Сорви клубнику с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- Правильно назови картинки и собери в корзинку.
- Котенок приготовит варенье из клубники какое? (Клубничное)
Сок из клубники какой? (Клубничный)
Пирог из клубники какой? (Клубничный)
Повидло из клубники какое? (Клубничное)
Конфеты из клубники какие? (Клубничные)

«Посади елочки»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звука [л] в словах,.
Оборудование: зеленый картон, контурные изображения елок с картинками, в названии которых есть звук [л]: лампа, ложка, ласточка, дятел, пенал, белка, булавка, клубок, метла.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Угадать её не сложно.
Только будьте осторожны! -
Вся она в иголках!
Но не ёжик - ... !
(Ёлка)
- Выбери елки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- Правильно назови картинки и посади елочки.
- Посчитай по образцу: одна лампа, две лампы,…
- Посчитай в обратном порядке: пять пеналов, четыре пенала,…

«Помоги спрятать рыбок»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование: голубой картон, контурное изображение акулы, рыб с картинками, в названии которых есть звук [л]: лук, лось, луна, стол, стул, пила, мыло, кукла, пила, волк.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
В море, не касаясь дна,
Рыба плавает одна.
Остальным всем страх внушая,
Злая, сильная, большая!
(Акула)
- Спрячь от акулы рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- По выложенной звуковой схеме цветными фишками, подбери слово, которое подходит.

«Помоги дельфину найти друзей»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [л‘] в словах.
Оборудование: голубой картон, контурное изображение дельфина, рыб с картинками, в названии которых есть звук [л‘]: лист, лебедь, лев, лиса, соль, медаль, сосулька, пальма, коляска.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
С плавниками, но не рыбка.
Считать его рыбкой –
Большая ошибка.
(Дельфин)
- Найди для дельфина друзей-рыбок с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘].
- Назови картинки, выделяя звук [л‘].
- Найди слова, в которых звук [л‘] находится в начале (в середине, в конце).

«Веселый лягушонок»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [л‘] в словах.
Оборудование: картинка с изображением пруда, контурные изображения листьев водяной лилии с картинками, в названии которых есть звук [л‘]: лист, лиса, лебедь, павлин, тюлень, клевер, цыпленок, тюльпан; плоскостное изображение или игрушка лягушки.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же... !
(Лягушка)
- Выбери листья с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘].
- Лягушонок прыгает по листьям. Назови картинки, выделяя звук [л‘].
- Назови предметы, которым можно подобрать слова-действия:
плавает…(лебедь, тюлень)
зеленеет…(лист)
бежит…(лиса)
цветет…(тюльпан, клевер)
пищит…(цыпленок)

«Корабли в море»


Вариант 1.
Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звуков [л], [л‘], [р], [р‘] в словах.
Оборудование: голубой картон с наклеенными волнообразными полосками для вкладывания кораблей, контурные изображения кораблей с картинками, в названии которых есть звуки [л]: луна, лампа, стол, пенал, пила, акула, игла, яблоко, [л‘]: лиса, лист, лягушка, лев, ель, соль, цыплята, коляска, [р]: рак, ракета, карандаш, корова, ворона, морковь, огурцы, шар, забор, мухомор, [р‘]: репа, ремень, рябина, букварь, курица, перец.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
По морям и океанам,
По делам плывут они,
Побывали в многих странах,
Это чудо …
(Корабли)
- Выбери корабли с картинками, в названии которых есть звук [л] ([л‘], [р], [р‘]).
- Корабли плывут в море. Назови картинку, выделяя звук.
- Я уберу корабль, а ты посмотри и скажи, чего не стало.

Вариант 2.
Цель игры: дифференциация звуков [л] - [р], [л‘] - [р‘] в словах, развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурные изображения кораблей с картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку правильно назвать картинки, изображенные на кораблях. На верхнюю и нижнюю полоску поместить корабли с дифференцируемыми звуками.

«Разноцветные бабочки на поляне»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звука [ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением полянки, контурные изображения бабочек с картинками, в названии которых есть звук [ч]: чашка, чайка, чайник, мяч, сачок, тумбочка, кисточка, ручка, ласточка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Целый день она порхает,
И цветочки опыляет,
В модном платье пёстром,
Как она зовётся? (Леонов В.А.)
(Бабочка)
- Выбери бабочек с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч].
- Прослушай 3 слова и повтори их без ошибки: чайник, мяч, сачок; чайка, ручка, ласточка и т.д.

«Помоги солнцу выйти из-за туч»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [ч] в словах, образование слов во множественном числе.
Оборудование: картинка с изображением солнца, контурные изображения туч с картинками, в названии которых есть звук [ч]: черепаха, чашка, мяч, удочка, тачка, бабочка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Летит, хоть и бескрыла,
Солнышко закрыла,
Как его не видно стало,
Она слезами зарыдала.
(Туча) .
- Помоги солнцу выйти из-за туч. Выбери тучки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч].
- Отчетливо произноси звук [ч] в словах и убирай тучку.
- Измени названия картинок по образцу: чашка – чашки.

«Посади цветы для Дюймовочки»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звуков [ц], [ч] в словах.
Оборудование: зеленый картон, контурные изображения цветов с картинками, в названии которых есть звуки [ц]: цепь, цыпленок, цапля, перец, огурец, синица, солнце, яйцо, [ч]: чеснок, часы, туча, булочка, сверчок, ласточка, черепаха, мяч; плоскостное изображение Дюймовочки.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Они пахучи и милы,
Из них плетут венки,
На праздники дарят,
Как их называют? (Леонов В.А.)
(Цветы)
- Помоги Дюймовочке посадить цветы. Выбери цветы с изображением предметов, в названии которых есть звук [ц] ([ч]).
- Правильно назови картинку и посади цветок.
- Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове.

«Тучка с дождиком»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звуков [л‘], [ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением тучи, контурные изображения дождевых капель с картинками, в названии которых есть звуки [л‘]: лимон, лиса, лев, малина, альбом, пальто, клевер, клетка, плита, ель, шаль, [ч]: чашка, черепаха, качели, удочка, почка, бабочка, мяч, печь.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Жила она в туче,
А туча - плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт.
(Капля воды)
- Небо закрыли тучи, и стал капать дождь. Выбери капли с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘] ([ч]) и четко произноси слова.
- Где находится звук [л‘] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце?

«Соня и Шура на прогулке»

Овладение ребенком правильным произношением звука на логопедических занятиях – сложный и трудоёмкий процесс, занимающий от нескольких недель до нескольких месяцев. Автоматизация (закрепление звука в речи) требует усидчивости, сосредоточенности, концентрации внимания ребенка на занятиях, а от логопеда и родителей – настойчивости, изобретательности в плане подачи речевого материала для поддержания устойчивого интереса малыша к выполняемой им работе.

Ниже для родителей и логопедов на примере звука [Л] мы предлагаем 10 ВАРИАНТОВ ИГР для автоматизации [Л] в словах в начальной позиции, способствующих не только закреплению самого звука, но и развитию грамматического строя речи и фонематического слуха. Аналогичные игры могут быть использованы для автоматизации любых других звуков в разных позициях.

  1. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Ребенка просят повторить слово — название большого предмета и образовать его уменьшительно-ласкательную форму.

Ложка — ложечка, лук – лучок, лапа – лапка, лужа – лужица и т.д.

  1. «ИЗМЕНИ ЧИСЛО»

Взрослый произносит слово, обозначающее один предмет (слово в единственном числе), а малыш называет слово, обозначающее множество таких предметов (слово во множественном числе).

Лоб –лбы, локоть – локти, лопата – лопаты и т.д. НО: лук – много лука , слова лыжи, луна не изменяются.

  1. «АССОЦИАЦИИ»

В игре нужно заменить названное слово синонимичным или близким по значению словом со звуком [Л] в начале. Объяснить разницу в значении парных слов.

Рука – ладонь, вермишель – лапша, совок – лопата, конь –лошадь, корзинка – лукошко, месяц – луна, скамейка – лавка, вход – лаз, крушить – ломать, гавкать – лаять.

  1. «ПОСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

Взрослый: — Посчитай лужи (лукошки, лучи и т.д.) до пяти.

Ученик: — Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж. Одно лукошко, два лукошка, три лукошка, четыре лукошка, пять лукошек. Один луч, два луча, три луча, четыре луча, пять лучей.

  1. «ОПРЕДЕЛИ КАТЕГОРИЮ»

Ребенок должен повторить предложенное слово и назвать группу, к которой относится предмет.

Лавка – мебель, лодка – водный транспорт, ласточка – птица, Лада – имя девочки и т.д.

  1. «У КОГО БОЛЬШЕ?»

Взрослый: — У меня один лось, а у тебя много …

Малыш: — А у меня много лосей.

Одна лампа – много ламп, одни лыжи – много лыж, одно лукошко – много лукошек. НО: луна всегда одна.

  1. «ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ?

Игра для слов-глаголов. Нужно изменить по лицам предложенные глаголы.

Ломать, ловить, лазить, лаять.

Я ломаю, ты ломаешь, он ломает, мы ломаем, вы ломаете, они ломают.

Я ловлю, ты ловишь, он ловит, мы ловим, вы ловите, они ловят.

  1. «КТО (ЧТО) ТАКИМ БЫВАЕТ?»

Игра для слов-прилагательных. Необходимо подобрать предметы, обладающие названным признаком (желательно существительные разного рода).

Кто (что) бывает ловким? Ловкий человек, ловкие руки, ловкое тело, ловкая гимнастка.

Кто (что) бывает лучшим? Лучший друг, лучшие оценки, лучшая мама, лучшее время.

Кто (что) бывает лыжным? –Трасса, палки, спорт.

Кто (что) бывает лунным? – Свет, сияние, дорожка.

Ломкий (волосы, прутик), ласковый (взгляд, животное, прикосновения), лысый (мужчина, люди, голова), лучистый (солнце, улыбка), луговой (цветы, клевер, трава), луковый (вкус, головка, горе), лосиный (голова, рога), лодочный (причал, станция, вёсла), лошадиный (топот, грива, копыта, седло).

  1. «ДОБАВЬ СЛОГ»

Игра для детей старше 5 лет. Ребенку дают один из четырёх слогов ЛА (ЛЫ, ЛО, ЛУ), который будет являться началом слова. К нему поочередно нужно добавлять предложенные взрослым конечные слоги и называть получившиеся слова.

ЛА – ма, -па, -вка, -ска, -йка, -мпа, -пша, -зить, -ять.

ЛО – дка, -жка, -кон, -си, -коть, -шадь, -мик, -мать.

ЛУ – чи, -жа, -па, -на, -ша, -га, -пить, -чше.

ЛЫ – жи, -сый, -ко, -жник.

  1. «ЗАМЕНИ ЗВУК»

Игра для детей старше 5 лет. Необходимо заменить первый звук в слове на

звук [Л]. Назвать новое слово, которое получилось.

Мак –лак, сук –лук, ком –лом, нуга –луга, папа-лапа, Павка –лавка, ножка – ложка, маска – ласка, кокон – локон, бадья – ладья, таять – лаять.

Интерес у детей к выше перечисленным играм будет значительно больше, если взрослый для закрепления материала по звукопроизношению предложит ребенку не просто слова, а картинки с изображением названных слов-предметов.