Ютуб презентация игры для речевого развития детей. Речевые игры по дороге домой



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Познакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.

Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, магнитофон с записью речи детей , бумага, ручки, цветные карандаши.

Ход собрания

Логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Вы, возможно, еще не все знакомы между собой. Я вам предлагаю познакомиться. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: “Я, Елена Александровна, мама Иванова Вани”.

Мы познакомились. Теперь, уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).

После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо! А сейчас все вместе расскажем о чувствах, испытываемых к своим детям. (Ответы родителей по заданию).

Дети – это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных – 20. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в детском саду была радостной, насыщенной и интересной? На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим.

Наша группа называется речевой или логопедической.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин “логопедия” образован от греческих слов “логос” (речь, слово), “пейдео” (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает “воспитание речи”. Специалист, занимающийся коррекцией речи (или “воспитанием речи”), называется логопедом. В нашей группе, помимо воспитателей с детьми занимается логопед.

Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение ОНР. ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

А именно, работа с детьми проводиться по следующим направлениям:

Формирование правильного звукопроизношения;

Развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);

Совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

Совершенствование грамматического строя речи;

Обогащение, активизация словарного запаса речи;

Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей.

Сейчас немного расскажу о занятиях. Подгрупповые занятия делятся на:

Занятия по формированию лексико-грамматического строя;

Занятия по формированию связной речи;

Занятия по подготовке к обучению грамоте.

Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.

Для закрепления материала дома вам будут даваться тетради. Здесь также вся тетрадь построена по тематическому принципу. Как работать с тетрадями остановимся дальше.

На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы. Наши дети сейчас не умеют рассказывать, не умеют пересказывать. Мы будем учиться.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы будем знакомиться со звуками и буквами, звуко-буквеным анализом слов, анализом предложений.

Для закрепления материала мы будем заниматься по тетрадям.

На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого нам будет нужно завести общие тетради. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.

Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например можно сдуть кусочек ваты с ладошки.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.

Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах. Словах, фразах и предложениях.

Все, что я вам рассказала касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите пожалуйста в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?

Коррекция звукопроизношения;

Формирование грамотной, выразительной речи;

Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

Усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

Индивидуальный подход к ребенку;

Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

В статье родителям первоклассников рассказывается о том, что включает в себя понятие речевая готовность к школе , какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой, как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.

Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.

Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.

Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.

Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Гарипова Земфира Айратовна,
учитель-логопед МАОУ ОСШ №3,
город Белоярский ХМАО

Литература:

1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. — М., 2002.
2. Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод.разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко – М., 1990.
3. Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. - М., 1982.
4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М., 1985.
5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.- М., 1983 г.
6. Кузнецова, В.Г. Основы специальной психологии / В.Г. Кузнецова. — М., 2002.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ ОНР

Успех коррекционного обучения во многом оп ределяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча логопеда с родителями проводится в конце сентяб ря. На этом собрании логопед освещает в доступ ной форме следующие вопросы:

    Необходимость специального направленного
    обучения детей в условиях логопедической груп пы.

    Анализ результатов психолого-педагогиче ского обследования детей.

    Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.

    Информация о содержании логопедических и воспитательских занятий в первый период обуче ния.

На этом собрании полезно предоставить роди телям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первич ном обследовании.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднознач но: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что все «само исправится к школе» и лишь под давле нием специалистов они привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретает первая бе седа логопеда, когда он должен в доступной и убе дительной форме рассказать и показать (исполь зуя образцы письменных работ учащихся с дис графией) негативное влияние недостаточно сфор мированной речи на процесс овладения детьми грамотой. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление рече вой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым логопед обосновы вает необходимость открытия и существования до школьных логопедических групп.

Далее он рассказывает об особенностях речево го развития каждого ребенка, подчеркивая силь ные и слабые стороны, обращая внимание родите лей на возможные осложнения в процессе коррек ционного обучения.

Большое внимание уделяется освещению во просов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду. Раскрывая задачи и содержание логопеди ческих занятий, логопед знакомит (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходи мыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо логопед отме чает роль родителей в комплексе психолого-пе дагогических мероприятий:

а) единство требований к ребенку;

б) контроль за выполнением заданий;

в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр,
дидактического материала;

г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (от крытые занятия, праздники, родительские собра ния, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).

Таким образом, логопед создает установку для сознательного включения родителей в коррекци онный процесс.

На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекцион ной работы с ребенком, подчеркивает его трудно сти и успехи, подсказывает, на что необходимо об ратить внимание дома. У каждого ребенка имеет ся своя тетрадь, где фиксируется содержание ло гопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образ цы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, за пись стихотворений, рассказов и т.д.). Тетрадь все гда должна быть аккуратной и хорошо оформлен ной. Это также один из моментов педагогического воздействия.

Рекомендуется провести цикл бесед для роди телей по тематике, связанной с особенностями вос питания и обучения детей.

Примерные темы бесед:

1. Речевые нарушения и причины их возникно вения .

    Психологические особенности детей с системными нарушениями речи .

    Краткие советы родителям , имеющим детей с ОНР 1- го уровня . Воспитание и обучение ребен ка с общим недоразвитием речи .

    Учите детей наблюдать .

    Что делать , если у ребенка плохая память ?

    Как развивать слуховое восприятие у детей .

    Подвижные игры в системе коррекционной
    работы .

    Игра - лучший помощник в занятиях с деть ми дома .

    Нужно ли родителям спешить с обучением
    детей чтению ?

    Как учить запоминать стихотворения ?

    Как и что читать детям с общим недоразви тием речи ?

    Игровые упражнения , развивающие мелкую моторику ребенка .

    Труд - важнейшее средство в коррекцион но - воспитательной работе с детьми дома .

14. Мы учим детей рассказывать.


Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда и воспитателя. Они проводятся систематически 1 раз в 2-3 месяца. Ро дители получают возможность следить за успеха ми детей, видеть их трудности в общении с товари щами, наблюдать за проведением режимных мо ментов, организацией игровой деятельности и т.д. В середине учебного года проводится 2-е роди тельское собрание. На нем подводятся итоги рабо ты за 1-ое полугодие. Кратко освещается динами ка речевого продвижения каждого ребенка, опре деляются задачи и содержание занятий в после дующий период обучения, требования к речи де тей. Оценивается роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. В это время логопед уже может дать прогноз конечного итога логопе дической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего пребывания ребенка в дет ском саду или школе.

3-е родительское собрание планируется в кон це года. На нем подводятся итоги всей коррекци онной работы. Дается анализ повторного обследо вания речи детей, рекомендации к их дальнейше му обучению (в детском саду, в школе). Органи зуется торжественный выпуск детей, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои ус пехи.

Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической группе.

Родительское собрание № 1 .
Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Время проведения : I период обучения, октябрь.
План проведения :








Содержание.



В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:


- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);





- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.





Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:




- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.


Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:





- все задания выполняются до конца.


5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

- коррекция звукопроизношения;





- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.


6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».


Родительское собрание № 2.
Тема : «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
Время проведения : II период обучения, февраль.
План:
1. Структура логопедической работы:




- индивидуальная работа с детьми.



Содержание.
1. Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 4 дня в неделю логопедические фронтальные занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно. График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.
Что представляют фронтальные занятия, вы могли увидеть на открытом занятии по развитию связной речи в ноябре. Во втором периоде (декабрь–март) проводятся следующие виды фронтальных занятий:
Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:




- по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.



Игра с родителями.

- А, У, К, Т, М, П, К;- ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;
- ДОМ, ТОМ, КОМ.

Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.
Игра с родителями.

Пальчиковая игра «Семья»:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!


Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Например, на занятиях по теме «Дикие живо...


Родительское собрание № 1.
Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Время проведения: I период обучения, октябрь.
План проведения:
1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
2. Особенности логопедической работы:
- содержание логопедической работы;
- формы логопедической работы.
3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей старшей логопедической группы.
4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
5. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.
6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
Содержание.
1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений,
-движений органов речи (губ, щек, языка) ;
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?
Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.
4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?
Это: - коррекция звукопроизношения;
- формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.
На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.
Родительское собрание № 2.
Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
Время проведения: II период обучения, февраль.
План:
1. Структура логопедической работы:
- лексико-грамматические занятия;
- занятия по развитию связной речи;
- занятия по звукопроизношению;
- индивидуальная работа с детьми.
2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.
3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
4. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.
Содержание.
1. Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 4 дня в неделю логопедические подгрупповые занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно. График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.
Что представляют подгрупповые занятия, вы могли увидеть на открытом занятии по развитию связной речи в ноябре. Во втором периоде (декабрь–март) проводятся следующие виды подгрупповых занятий:
Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:
- по расширению и активизации словаря детей;
- по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
- по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
- по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.
Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).
На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.
Игра с родителями.
«Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).
«Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:
- А, У, К, Т, М, П, К;
- ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;
- ДОМ, ТОМ, КОМ.
Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).
Развитие мелкой моторики рук происходит на подгрупповых занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.
Игра с родителями.
Пальчиковая игра «Семья»:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
Начиная с мизинца, загибаем пальцы по - одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками.
Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Например, на занятиях по теме «Дикие животные наших лесов», можно провести такую динамическую паузу:
Мы как зайчики поскачем,
Как лисята побежим,
И как рысь на мягких лапах,
И как лось большой рогатый.
Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.
Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:
- проверка, отработка домашних заданий;
-закрепление материалов фронтальных занятий;
- развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
- артикуляционные упражнения;
- коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.
Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке: С – З – Л – Ш – Ж – Р.
2. Работа в домашних тетрадях.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
3. В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь. Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?
4. Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.
Родительское собрание № 3.
Тема: «Результаты логопедической работы за 2007/2008 учебный год».
Время проведения: III период обучения, май.
План:
1. Итоги работы за год.
2. Задания на лето.
3. Индивидуальные беседы с родителями.
Содержание.
1. На конец учебного года в группе 12 детей, из них 1 ребенка выпускаются в массовый сад с исправленной речью. Результаты работы по коррекции звукопроизношения следующие.
Ротацизм (нарушение произношения звука «Р»): было 10, исправлено 5, в стадии автоматизации 3; Ламбдацизм (нарушение произношения звука «Л»): было 8, исправлено5, в стадии автоматизации 4;
Сигматизм свистящих (нарушение произношения звуков «С, З»): было 8, исправлено 5, в стадии автоматизации 3;
Сигматизм шипящих (нарушение произношения звуков «Ш, Ж»): было 12, исправлено 6, в стадии автоматизации 2.
В течение года плановая работа проводилась на, подгрупповых, индивидуальных занятиях по звукопроизношению, по развитию связной речи, по развитию лексико-грамматической стороны речи. Закрепление полученных на занятиях знаний происходило при выполнении домашних заданий.
К концу учебного года дети научились основам звукобуквенного анализа (выделению звука в начале, середине, конце слов), научились чтению слогов и простых слов. Усовершенствовалась связная речь детей: они научились определять последовательность событий в рассказе, составлять рассказ с опорой на план, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос. В следующем году эти умения будут совершенствоваться. На занятиях дети упражнялись в правильном употреблении грамматических форм речи (словесные игры «Чего не стало?», «1, 2, 5», «Один – много», «Назови ласково» и др.). На каждом занятии проводились игры на развитие мелкой моторики рук и речедвигательные упражнения. В процессе логопедической работы проводились упражнения на развитие правильного дыхания и темпо – ритмической стороны речи.
В целом наблюдаются позитивные изменения в речевом развитии детей, в развитии психических процессов. Так, исчез речевой негативизм в поведении детей. Дети не боятся речевых ошибок, охотно идут на речевой контакт, активно участвуют в занятиях.
2. Летом рекомендуется продолжать развитие речи в домашних условиях.
Это:
- Чтение сказок, рассказов, стихотворений детских писателей А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, С.Я. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, Дж. Родари, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм и др.
- Развитие мелкой моторики рук, т.е. выстригание ножницами, работа с пластилином, рисование в «раскрасках», работа со специальными прописями для детей 5-6 лет
- Звукопроизношение закрепляется в работе по тетрадям, кроме того, родители осуществляют контроль автоматизированных звуков в обычной речи ребенка.
3. Индивидуальные беседы с родителями. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.

Материалы родительского собрания

"Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?"

Цель: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста

План проведения:

    Вступительное слово.

    Причины задержки речевого развития.

    Проблемы речевого развития дошкольников.

    Речевая азбука для родителей и дошкольников (советы логопеда).

    Педагогическая шкатулка.

1. Из толкового словаря: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека -использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

2. Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.

Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.

Многие родители считают, что у их малыша созданы все необходимые условия для развития, но почему же, какие-то проблемы все-таки возникают.Понятно одно - "какие-то" проблемы с речью- задержка речевого развития.

В идеале к двум годам у ребенка уже приличный словарный запас (от 100 до 300 слов), он активно строит предложения из двух-четырех слов,употребляет различные части речи. Иногда речь отсутствует вообще, либо словарный запас очень мал.

Для внимательных родителей диагноз "задержка речевого развития" ставят малышам до трех лет.Кроме очевидных социальных причин такой задержки (с детьми просто никто не общается столько, сколько это необходимо для полноценного развития), причины могут быть и соматические.Ребенок может какое-то время отставать в речевом развитии, если у матери было неблагоприятное течение беременности или родов (например,гипоксия или асфиксия плода, стремительные или затяжные роды). Если в первые годы жизни малыш часто болел, имел сниженный иммунитет или хронические заболевания, значительно отстает от сверстников по весу, росту или показателям моторного развития - тоже попадает в группу риска по ЗРР. Черепно-мозговые травмы и серьезные интоксикации также влияют на развитие речи.

3. Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

К сожалению, задержка речевого развития иногда является залогом речевых проблем и в более старшем возрасте, но даже в этом случае раннее начало занятий с ребенком, если и не решит все его проблемы, то, как минимум смягчит проявление речевых недостатков в будущем.

ОНР - общее недоразвитие речи.

Это совсем не диагноз, а скорее логопедическое заключение.Недоразвитие речи может быть у любого ребенка. В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи - фонетики, грамматики,лексики: нарушена слоговая структура слов(ребенок переставляет слоги "коломо" вместо"молоко", "титики" вместо "часики"),неправильно произносятся звуки (не один-два, а пять, десять, двенадцать). ОНР бывает трех уровней.

1 уровень речевого развития

характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы.Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1-2 сильно искаженных предложения.

Основной контингент дошкольников в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития.

На 2 уровне речевого развития

общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Наиболее распространен у детей 5-6 летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ,рассказы по серии картин и др.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи,переход от диалогической формы речи к контекстной.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу недоразвития речи ,ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Так же от развития речи зависит и развитие познавательных процессов ребенка: память, мышление, внимание,воображение.

Фонетико-фонематическое недоразвитие -нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети,страдающие недоразвитием фонематического слуха,являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Чем же мы взрослые можем помочь детям, имеющим различные речевые нарушения?

4. Советы логопеда.

Артикуляционная гимнастика

- это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот,поднимать вверх язык, делать его широким и узким,удерживать в правильном положении.

Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком

. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как "детские",так и "взрослые" слова (Это машина - би-би. А вот собака - ав-ав! ). Контролируйте речь малыша,не позволяйте говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите.Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает,нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие красивой речи:правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика

важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать "жестовую" речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

"Золотая серединка" - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме.Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.

Иллюстрации в детских книгах

,соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где?кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Леворукость

- это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

Мелкая моторика

- так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа "Сорока,сорока", затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение

. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен.Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Режим дня

очень важен для маленького ребенка,особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению,что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна

, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое(готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения.Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Умственное развитие

неотделимо от речевого,поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь,восприятие.

Фольклор

- лучший речевой материал,накопленный народом веками. Потешки, поговорки,скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова -после 2 лет, фраза - после 3. Можно говорить об ОНР,когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения(особенно заикание!).

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели,родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения - заикание,алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению речевых нарушений у детей,тем эффективнее будут результаты!

5. Педагогическая шкатулка.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей!

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Определение звучания игрушек. Возьмите 3 - 5звучащих по - разному игрушек (колокольчик,дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки:), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них.Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание.

    Определение голосов членов семьи, птиц, животных.

    Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь:)

    Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф:)

    На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.

    Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.

    Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок.

Дыхательные и голосовые упражнения

    Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку:.

    Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места

    Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой

    Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку.

    Надувать мыльные пузыри

Артикуляционные упражнения

- для лица: надуть щеки, сделать лицо веселое,удивленное:

- для губ: выпячивание губ трубочкой, щелконье плотно сжатыми губами

- для языка: показать широкий и узкий язык,облизывание верхней и нижней губы, движение языком вправо и влево, пощелкивание языком("лошадка")

Развитие правильного звукоподражания

Звуковое подражание: укачиваю ребенка (а-а-а),гудит паровоз (у-у-у), плач ребенка (уа-уа-уа), крик в лесу (ау-ау)

Подражание голосам птиц, животных (мяу, му, ква,пи-пи, га-га)

Подражание звукам транспорта (би-би, тук-тук,тик-так)

Упражнения на развитие мелкой моторики

Перебирание крупы, гороха, фасоли, выбирая мусор, испорченные зерна.

Разложить пуговицы по величине, цвету, форме:

Разобрать монеты по величине.

Надевать и снимать перчатки, рукавички.

Нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки,ягоды рябины.

Работа с пластилином, карандашами, кистью.Конструирование.

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

"Отгадай название сказки"

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка: Заюшкина: Конек: Гадкий: Мороз:Царевна: Гуси: Мальчик: Красная: Крошечка:Дюй: Цветик:
Аленький: Золотой: Бременские: Доктор:

"Что лишнее?"

Один из игроков называет несколько слов,которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка"Лиса и заяц").
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка"Репка").
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси - лебеди(сказка "Гуси - лебеди").
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья -царевна (сказка "По - щучьему веленью").
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто("Сказка о рыбаке и рыбке").

Веселое азбуковедение.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас,знания о языке.

Игра с мячом "Скажи наоборот".

Зима - лето, Жара - холод, Правда - ложь, Богач- бедняк, Горький - сладкий, Полезный -вредный:

"Волшебная палочка феи Словарины"

Для игры необходима "волшебная" палочка.Один конец палочки уменьшает, а другой -увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки,которой дотронулись до ребенка.
Дом - домик - домище, Мост - мостик - мостище,Дождь - дождик - дождище, Кот - котик - котище:
Желаем приятного досуга!

Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОУ, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.

Задачи:

  • Дать представление о таких речевых нарушениях, как «Дислалия» и «Легкая степень дизартрии»;
  • Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
  • Познакомить с играми на развитие эмоциональной сферы, положительной самооценки детей дошкольного возраста;
  • Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.

Оборудование:

  • выступление учителя-логопеда ();
  • анкеты для родителей ();
  • бумага, клей, салфетки разноцветные, шаблоны фруктов, цветные карандаши;
  • клубок, разрезные предметные картинки;
  • комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики ();
  • памятка для родителей ().
  • План мероприятия:

    1. Заполнение анкет родителями.
    2. Игра «Клубок».
    3. Выступление учителя-логопеда «Понятие „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»;
    4. «Творческая минутка с детьми» (развитие сенсомоторных умений);
    5. Элемент логоритмики «Электричка»;
    6. «Веселый зоопарк» (станции);
    7. Игра «Покричи как животное»
    8. Составь образ животного;
    9. Рефлексия, подведение итогов.

    Организационный момент:

    • Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.
    • свободное общение родителей и детей друг с другом.
    • индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.

    Ход встречи:

    1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей и детей. Предлагает «познакомиться»:
    Игра «Клубок»
    Цель: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.
    Оборудование: мягкая и симпатичная игрушка.
    Ход игры : взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его малыш. Логопед отдает одному из малышей игрушку со словами: «Здравствуйте, я - Мишка-Топтыжка. Я очень - очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все ребята знакомятся с мишкой).

    2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений: легкая форма дизартрии и дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления).
    В это время воспитатель организует занятие с детьми, где дети совместно со взрослым могут изготовить поделки или выполнить творческую работу «Дары осени»
    Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев.
    По готовому шаблону ребята вырезают яблоко или грушу, подбирают по цвету салфетки. Затем отрывают салфетки, сжимают их и приклеивают на основу фрукта.

    3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.
    Элемент логоритмики
    Цель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания.
    Описание. Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом. Учитель-логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.

    Мы едем в электричке:
    «Ура, ура, ура!»
    Стучат, стучат колеса:
    «Та-та! Та-та! Та-та!»
    Мелькают мимо сосны,
    И ели, и дома.
    Стучат, стучат колеса
    «Да-да! Да-да! Да-да!»
    А в зоопарке лисы
    И слоник, и верблюд.
    Приедем в зоопарк мы,
    Как весело же тут!

    Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка.

    4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.

    1 стол - «Познакомимся со слоненком»
    На этой станции представлен:

  • основной комплекс артикуляционной гимнастики.
  • Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.

    Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедическая лягушка».

  • дыхательные упражнения
  • Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.

    Оборудование:

    «Листочки» . Ребенок берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.

    «Кораблики» . Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)

  • работа с картинками на дифференциацию групп звуков: с-ш
  • Задания:
    Выбери картинки с определенным звуком;
    Составь предложение с этими картинками;

    В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)

  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук детей.
  • Игры:
    «Шумящие коробочки» - это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Малыш закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.

    «Отбивание ритма» - взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.

    2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста

    «Я в лучах солнца»
    Ребенок и взрослый рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества ребёнка». Ребёнок озвучивает все свои лучики, взрослый помогает ему, записывая эти качества.
    По окончанию «путешествия» взрослые с детьми рассаживаются по своим местам.
    Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием.
    Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.

    Задание: команде (родитель + ребенок) выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».

    В заключение педагогической гостиной воспитатель проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.

    Приложения:

    Список используемой литературы

    1. Визель Т.Г. Как вернуть речь? - М., 2001.
    2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: 2003.
    3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
    4. Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007.
    5. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
    6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.
    7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М.,1971.
    8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » - СПб., 2009

    Родительское собрание логопеда

    1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

    Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

    2. В группе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

    Формирование правильного звукопроизношения;

    Развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

    Совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

    Совершенствование грамматического строя речи;

    Обогащение, активизация словарного запаса речи;

    Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

    Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

    Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

    Индивидуальный подход к ребенку;

    Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

    Вся перечисленная работа проводится в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

    3. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

    Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

    Не ругать ребенка за неправильную речь;

    Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

    Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

    Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

    Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

    Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

    Тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

    Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

    Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

    Задания должны быть прочитаны ребенку;

    Все задания выполняются до конца.

    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

    Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

    4. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика», развитие речевого дыхания.

    Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

    На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность. Несколько упражнений на развитие речевого дыхания.

    5. Логопедическая работа с детьми проводится 2 дня в неделю (грамота и развитие речи). Остальное время уделяется индивидуальной работе с детьми.

    Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

    По расширению и активизации словаря детей;

    По отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);

    По выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;

    По обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

    Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.

    На занятиях по звукопроизношению дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).

    На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.

    Игра с родителями.

    «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).

    «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:

    А, У, К, Т, М, П, К;

    ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;

    ДОМ, ТОМ, КОМ.

    Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

    Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.

    Игра с родителями.

    Мы во двор пошли гулять

    Раз, два, ти, четыре, (Загибают пальцы по одному)

    Пять,

    Мы во двор пошли («Идут» по столу указательным

    Гулять. и средним пальцами)

    Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)

    Птичек крошками («Крошат хлебушек» всеми пальчиками)

    Кормили,

    С горки мы потом (Ведут указательным пальцем правой руки

    Катались, ладони левой руки)

    А еще в снегу (Кладут ладошки на стол то одной,

    Валялись. то другой стороной)

    В садик все в снегу

    Пришли (Отряхивают ладошки)

    Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой,

    Руки под щеку)

    Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Например, на занятиях по теме «Дикие животные наших лесов», можно провести такую динамическую паузу:

    Мы как зайчики поскачем,

    Как лисята побежим,

    И как рысь на мягких лапах,

    И как лось большой рогатый.

    Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.

    Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

    Проверка, отработка домашних заданий;

    Закрепление материалов фронтальных занятий;

    Развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;

    Артикуляционные упражнения;

    Коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

    Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке: С – З – Л – Ш – Ж – Р.

    6. Работа в домашних тетрадях.

    Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

    Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

    7. Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.

    Да, знание ошибок полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой можно ее исправить в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. В некоторых случаях вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его необходимо повторить правильно 3 (5) раз. Хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его. Наконец, замечания стараться делать на фоне общего одобрения. Если же без порицаний не обойтись, то нужно попробовать выразить их в виде недовольства «действием», а не ребенком в целом.

    Можно предложить родителям вспомнить себя детьми. Как долго у них самих не получалось написать букву, чисто подмести пол, забить гвоздь? Теперь эти дела кажутся им простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться. Можно привести пример с годовалым малышом, который учится ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-либо делать.

    Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное, некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что мало эффективен. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка. Можно заставить его механически заучивать задания, но такая «наука» осядет в голове мертвым грузом. В какой-то момент может быть нужно пойти на риск и дать ребенку получить отрицательный опыт в виде порицания педагога, подсмеивания друзей и т.д.

    В общении с ребенком необходимо избегать слов нет, нельзя, императивных советов, готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь - постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его. При этом постараться использовать местоимения я, мне, вместо ты. Например, «Я рада, что у тебя получается!», а не «Какая ты молодец!» Наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое. Поэтому нужно иметь запас «удовольствий», традиций, больших и маленьких праздников.

    Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли», сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас. И чтобы эти занятия были успешными необходимо:

    1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.

    2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы: 10-15 минут - для детей младшей группы;

    15-20 минут - для детей средней группы;

    20-30 минут - для детей старшей группы.

    3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что будем сначала делать - учить скороговорку или составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.

    4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».

    5. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.

    6. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, стараться реагировать адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом «фотографирования» и т.д.). Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой.

    7. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.

    8. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.

    Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

    Необходимо, чтобы они усвоили следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

    Самое главное, что должны понять родители, - без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.