Занятие в логопедической группе перелетные птицы осенью. Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Перелетные птицы»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Конспект логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Провожаем перелетных птиц».

Программное содержание

Цель: развитие связной речи, грамматического строя.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Активизация словарного запаса на тему «Перелетные птицы»;

Образование множественного числа существительных;

Образование сложных прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

Совершенствование артикуляционной и мелкой моторик;

Развитие речевого дыхания;

Развитие фонематического слуха и внимания;

Совершенствование памяти и логического мышления;

Совершенствование навыка аналитико-синтетической деятельности;

Активизация счетных навыков.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание интереса к окружающей среде и бережного отношения к ней;

Воспитание доброжелательности, чувства взаимопомощи и взаимоуважения.

Оборудование: индивидуальные зеркала, игрушка - Незнайка, демонстрационный материал на тему «Перелетные птицы», птички 10 штук, счетные палочки, мячик.

Ход ООД.

Организационный момент + обоснование темы

Л. (Логопед): Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие - к нам пришел гость кто же это?

Д. (Дети): Незнайка!

Л.: Правильно! К нам пришел Незнайка! И он предлагает вам внимательно послушать стихотворение и ответить о чем оно:

Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится Целый день сегодня все летят, летят… Видно тоже в Африку улететь хотят.

Д.: Стихотворение об осени и перелетных птицах.

Л.: Правильно! И сегодня вместе с Незнайкой поговорим о перелетных птицах.

2. Артикуляционная гимнастика

Л.: Покажем нашему гостю как мы правильно и красиво делаем гимнастику для язычка!

(дети выполняют артикуляционные упражнения: Часики, Качели, Улыбка Трубочка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки, Лошадка, Грибок).

3. Демонстрация наглядного материала «Перелетные птицы»

Л.: Ребята, напомните, о чем будем говорить сегодня?

Д.: О перелетных птицах.

Л.: Незнайка очень любит фотографировать и сегодня он принес с собой свои фотографии. Посмотрите внимательно и назовите кто или что на них изображено.

(на доску по очереди вывешиваются фото птиц, дети называют)

Л.: А теперь посмотрите на доску и скажите, кто это на фотографиях одним словом?

Д.: Перелетные птицы!

4. Игра «Один - много»

Л. : Незнайка совсем не умеет играть в игру «Один - много», научим его?

Д. : Да!

Л. : Я буду называть птицу и кидаю мяч, кто поймал возвращает его и называет его во множественном числе. Например: одна кукушка, а много это кукушки

Журавль - журавли

скворец - скворцы

соловей - соловьи

жаворонок - жаворонки

лебедь - лебеди

грач - грачи

утка - утки

ласточка - ласточки

аист - аисты

гусь - гуси

5. Дыхательная гимнастика «Ворона»

Л.: Прилетела ворона. Расстроилась она, что птицы улетают на юг и стала прощаться с ними - каркать. Давайте вместе с ней и Незнайкой попрощаемся с птицами: глубоко носом вдыхаем и на выдохе протяжно, жалобно произносим «кааар», при этом поворачиваем голову то влево, то вправо.

6. Игра «Сколько птичек улетело»

(на доску вывешивается 10 птичек)

Л.: Посмотрите, к нам прилетели птички. Посчитайте сколько их?

Д. : 10!

Л. : А теперь закройте глаза

(в это время несколько птиц исчезает с доски)

Л.: Откройте глаза. Что-то изменилось?

Д.: Птиц стало меньше!

Л.: Сколько птиц улетело?

(упражнение проводится несколько раз, убавляя разное количество птиц)

7. Пальчиковая разминка «Клювики»

Л.: Давайте вместе с Незнайкой сделаем разминку для пальчиков. Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук - двумя указательными, средними, безымянными мизинцами. На каждую строчку берем по одной палочке:

Клювов длиннее Не видывал я, Чем клювы у аиста И журавля.

8. Игра «Какой? Какая?»

Л.: Ребята, наш гость познакомил вас с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв?

Аист какой? - длинноклювый

У аиста красный клюв - красноклювый

У грача черные глаза - черноглазый

У лебедя длинная шея - длинношеий

У журавля широкие крылья - ширококрылый

У цапли длинные ноги - длинноногая

У утки короткие лапы - коротколапая.

9. Стихотворение - небылица

Л.: Незнайка сочинил стихотворение о перелетных птицах, давайте послушаем его:

На кормушке во дворе

Много птичек в январе:

Стриж, снегирь и воробей,

Журавли и соловей.

Л.: Все ли правильно в стихотворении?

10. Подведение итогов

Л.: Наше маленькое путешествие подошло к концу. Вспомним, кто к нам приходил в гости? Какие птицы покинули свой дом? Почему их называют «перелетные»? когда и почему они улетают?

Какие упражнения выполняли вместе с Незнайкой?

Прощаемся с Незнайкой!

Использованная литература:

Пособие О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно».

Тема занятия в старшей логопедической группе детского сада: "Перелетные птицы. Употребление предлогов В-НА в предложном и винительном падежах".
Цель: развивать лексико-грамматические средства речи.
Речевые задачи:
1.Расширять и активизировать словарь по данной теме.
2.Вырабатывать умение использовать в речи существительные в предложном и винительном падежах с предлогами В-НА.
3. Строить короткое высказывание по предметной картинке.
Познавательные задачи:
1. Закреплять представления детей по изученной теме «Зимующие птицы».
2.Формировать представления детей по теме «Перелётные птицы».

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по изученным темам, музыкальная запись птичьих голосов, фланелеграф, силуэты птицы, ветки, скворечника, крыши дома.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Логопед предлагает детям приготовиться внимательно послушать и сказать, что они услышали.
(Включается запись птичьих голосов. Дети говорят, что это поют птицы).
2. Повторение пройденного материала:
Логопед показывает детям предметные картинки с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица) и просит назвать каждую, затем вспомнить, как можно назвать их одним словом. Повторяется толкование слова «зимующие», выученное на прошлых занятиях.
Логопед предлагает изобразить звуки, издаваемые этими птицами (кар-кар, чив-чив, синь-синь), а затем просит рассказать по каждой картинке по образцу: это ворона, она каркает; это воробей, он чирикает; это синица, она синькает.
3.Знакомство с темой «Перелетные птицы».
Логопед предлагает проверить, кто помнит, с чего началось занятие. (Дети слушали пение птиц). Кому понравилось слушать пение птиц? Кто хочет увидеть этих птиц и узнать их названия?
Логопед предъявляет поочередно предметные картинки с изображением соловья, жаворонка, скворца, называя их и рассказывая о каждой:
Это скворец. Он прилетает к нам ранней весной, когда снег еще не растаял. Люди радуются прилёту скворцов и готовят для них специальные домики-скворечники.
Это соловей. Он прилетает в наши края в конце весны, когда на деревьях ужу начали распускаться листочки.
Это жаворонок. Его можно увидеть в наших краях в начале лета, когда становится совсем тепло и деревья покрыты зелеными листьями.
(Каждый рассказ логопед сопровождает показом сюжетной картинки с временами года).
Озвучивается вывод: птицы, пение которых мы сегодня слушали, живут у нас только в теплое время года, а на зиму перелетают в теплые края, поэтому соловей, жаворонок, скворец – перелётные птицы.
Физминутка
«Воробышек, чирикни!» Воробышки (все дети) встают в ряд, водящий стоит к ним спиной на расстоянии 4-5 шагов и говорит: воробышек, чирикни. Один из детей по указанию логопеда «чирикает», водящий угадывает воробышка. Тот становится водящим.
4. Работа с лексико-грамматическим материалом в контексте изучаемой темы.
Логопед говорит, что сейчас мы будем встречать перелетных птиц. Они будут прилетать и садиться на разные предметы: это ветка, это крыша, это скворечник, это гнездо, это дерево.
-Вот прилетел соловей (жаворонок, скворец). На что сел соловей (жаворонок, скворец)? (логопед перемещает фигурку птицы так, чтобы дети отвечали: на ветку, на крышу, на дерево)
-Вот прилетел скворец. В чем поселится скворец? (в скворечнике)
-Вот прилетел жаворонок. В чем поселится жаворонок? (в гнезде)
Логопед предлагает представить, что в группу прилетела птичка.
-На что она может сесть? (дети называют окружающие предметы, используя предлог НА и помещают фигурку птицы на названный предмет).
-Если ей у нас понравится, в чём поселится птичка? (дети называют окружающие предметы, используя предлог В и помещают фигурку птицы внутрь названного предмета).
Логопед контролирует правильность употребления форм слов в винительном и предложном падежах с предлогами В-НА и адекватность предложенных вариантов. Если ответ ребенка ошибочен по смыслу или грамматически, логопед предлагает детям подумать, как надо сказать правильно.
5. Подведение итогов.
Логопед просит детей вспомнить, как называются птицы, о которых сегодня говорили, как назвать их одним словом, почему.
Выясняется, что понравилось на занятии.
Отмечаются успехи детей.

Конспект итогового логопедического занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели:

— закрепить представление о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, части тела, умение обобщать;

— продолжать расширять и активизировать словарь по теме (перелетные птицы, грач, грачиха, скворец, скворчиха, кукушка, лебедь, журавль, журавлиха, ласточка, жук, гусеница;

— пассивный словарь: проворный, примостилась, касаточка;

— продолжать совершенствовать грамматический строй речи(образование существительных с суффиксами -ат, -ят);

Образование множественного числа существительных в именительном падеже;

Коррекционно — развивающие цели:

— продолжать развивать речевую активность, связную и диалогическую речь; слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление, артикуляционную и общую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

— продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : предметные картинки перелетных птиц, магнитофон, мольберт, указка, волшебная палочка.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений, рассказов о перелетных птицах,

— разучивание пальчиковой игры « Ласточка»;

— загадывание загадок;

— рассматривание картинок;

(дети сидят полукругом)

— Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди! (Включается запись со звуками леса, пением птиц).

— Ну, что чудо произошло? — Да!

— Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?

— Это птицы!

Если снег повсюду тает, День становится длинней.

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит. Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (весна).

— Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, улетавшие на зиму в теплые края. А какие птицы прилетели? Вы их узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.

Черный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг.

На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его…

(скворец).

По поднебесью веревка протянулась.

(Журавль).

Не ворона, не синица,- Как зовется эта птица? Примостилась на суку, Раздалось в лесу «ку-ку».

(Кукушка).

— Молодцы! (выставляю на наборное полотно птиц).

— А как, этих птиц можно назвать одним словом?

— Каких еще перелетных птиц вы знаете?

— Почему они называются перелетными?

— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Чем мы угостим?». Я буду называть птицу, а вы должны сказать, чем они питаются.

— Грача — червяком, журавля — рыбой, скворца — жуком, ласточку — комаром, кукушку — гусеницей.

— Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы!

А теперь встали возле своих стульчиков, поиграем с нашими пальчиками. (Проводится пальчиковая гимнастика «Ласточка»).

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну — красну.

— Поиграем еще в одну игру, это игра называется «Назови сколько птенцов?»

Я вам показываю картинку, где нарисована взрослая птица и ее птенцы, а вы должны сказать, как эта птица называется и сколько с ней птенцов.

— У кукушки один кукушонок.

— У скворчихи два скворчонка.

— У грачихи три грачонка.

— У журавлихи четыре журавленка.

— У лебедя пять лебедят.

— Молодцы! Следующая игра называется « Чего не хватает?» Вы должны отгадать чего не хватает у птицы.

— У птицы не хватает клюва и т.д.

— Молодцы ребята! Вы мне сегодня очень понравились. А что вам сегодня запомнилось больше всего?

— О чем мы сегодня с вами говорили?

— Почему они называются перелетными птицами?

— Молодцы! Вы знаете птенцов перелетных птиц, живущих в наших лесах, знаете, как называются взрослые птицы и ее птенчики, чем они питаются, можете определить из каких частей состоят птицы.

(Раздается стук. Сюрпризный момент — появляется скворец).

— Кто же это к нам в гости пришел, вы узнали его?

— Да, я скворец. Я пролетал мимо вашего детского сада и услышал, что вы так много знаете о нас перелетных птицах и мне это очень понравилось. Я за хорошие ваши познания хочу вручить вам подарки эти раскраски, в которых изображены птицы. Я вижу, вы любите природу и будете заботиться о нас.

Учитель-логопед

МАДОУ №12

г. Учалы, респ. Башкортостан

Загирова Альбина Шавкатовна

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

6. Игра «Назови детеныша»

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

У скворца-… (скворчата)

У грача-… (грачата)

У журавля-… (журавлята)

У кукушки-… (кукушата)

У аиста-… (аистята)

У лебедя-… (лебедята).

7. Упражнение «Назови признак»

Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

8. Упражнение «Назови какой»

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

9. Игра «Слова-действия»

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.