Законы бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе

Вопросы охраны окружающей среды и бережного отношения к природе волнуют человечество давно, а в наше время приобретают все большую популярность. Все мы хотим дышать свежим воздухом, жить в чистом городе, питаться натуральными продуктами. Почему - то нам кажется, что все эти блага нам должно предоставить наше государство и правительство, но никак не мы сами. А ведь если разобраться, то это человек, существо разумное, давным-давно вторгся в сообщество животного и растительного мира на Земле, пытался и пытается заставить природу жить по его законам. Он покоряет Космос, вторгается в подводный мир Вселенной и даже пытался повернуть вспять сибирские реки Сыр - Дарью и Амур - Дарью, чуть не погубив при этом Аральское море. Все эти деяния мы называем умными словами «технический прогресс». Люди долго пытались жить по постыдному лозунгу социализма: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Долго брали, не давая ничего в замен. А когда опомнились - целую науку создали «Экология», но погубить получается все быстро и легко, а восстановить и воссоздать целой жизни мало.

Мне думается, что в душе каждого человека живет память о днях, проведенных в лесу, в поле, у реки. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у человека возникает ощущение связи со всем живущим на Земле.

Родилась я и выросла в Украине, в чудесном полеском краю, где золотистые нивы пшеницы и ржи, с вплетенными в них васильками, и бескрайние поля льна с голубыми цветами, навсегда остались в моем сердце. В трудные минуты своей жизни я всегда мысленно возвращаюсь туда, на мою малую родину, где было так много света и тепла, где мне было спокойно и хорошо. Но, увы, четверть века я живу в суровом сибирском краю, в городе Сургуте, где зима длится 8 месяцев и трескучие морозы проверяют на прочность и выносливость не только людей, но и саму природу. Край наш очень богатый и щедрый. Мы добываем нефть и газ, реки наши полны благородных рыб, тайга щедра на пушнину, грибы и ягоды. И опять у нас, людей, преобладает только потребительское отношение к окружающей действительности, а вопросы бережного отношения к природе уходят на второй план. Я, как воспитатель с тридцатилетним стажем, давно поняла, что воспитание и формирование правильного отношения к родной природе должно начинаться с раннего детства. Научить детей воспринимать окружающий мир, научить их понимать природу, облагородить их чувства, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать ей в борьбе с варварским отношением к ней - стало целью моей работы с детьми, целью моей жизни. Почему я стала воспитывать у детей бережное отношение к живому? Во-первых - не могу по-другому, во-вторых - мне не безразлично в каком мире будут жить мои дети и внуки, в-третьих - очень хочется проследить развитие детей в экологическом плане от малыша до взрослого. Усвоят ли дети знания о природе, будут ли они ее друзьями и защитниками, поверят ли в самоценность всего живого на Земле - вот те задачи, над которыми мы вместе, родители и воспитатели, должны задуматься и решать их в тесном содружестве. Учу детей, что любить надо все, что создано на Земле и относиться ко всему бережно. И деревьям, и цветам очень больно, когда их ломают и топчут. Детям на прогулке достаточно поднять с земли и отпустить «на небко» божью коровку к своим деткам - и вот оно уже доброе дело, сделанное руками ребенка, для природы. Или после дождя спасти дождевого червяка, чтобы его не растоптали, и опустить в лужу, чтобы он не умер от жары - тоже своего рода подвиг, не дать малышам с соседнего участка вырвать, только что распустившиеся первые одуванчики после долгой зимы - все это добрые дела моих воспитанников, которые заносятся в книгу добрых дел Природы. А сколько радости и восхищения у детей вызывает работа на цветочной клумбе. Мы вместе сажаем цветы, ухаживаем за ними, любуемся и радуемся их красотой, пытаемся запомнить название каждого цветка. А чтобы это легко давалось детям, я рассказываю им мудрые легенды, которые составлял народ много веков назад. Так, первые наши северные цветы после долгой зимы - это одуванчики. По легенде - это дети Солнца, они были посланы им на Землю, чтобы светить как маленькие солнышка. Но приходит время, они превращаются в белые пушинки и возвращаются опять на небо. А сколько интересного можно рассказать детям о полевой ромашке. Девушка Мария полюбила парня Романа. За любовь свою он подарил ей букет прекрасных белых цветов, собранных у бога сна, и за это навсегда остался в царстве сновидений. В память о нем цветы эти назвали ромашками. А кто из нас не восхищался красотой и разнообразием анютиных глазок? А названы они в честь девочки Анюты, которая очень любила цветы и вырастила их с маленького цветочного зернышка, принесенного ей ласточками с теплых краев. Услышав эти легенды, дети никогда уже не будут равнодушными и безразличными к красоте, не смогут сорвать или растоптать цветок, и уж точно, не будут сами и не позволят родителям собирать большие охапки цветов в лесу, в поле и на клумбах города.

Отдельно хочется поговорить о «братьях наших меньших», о тех, за кого мы в ответе. Притчу эту мне рассказала моя мама в моем далеком детстве: «Спустился как-то Бог на Землю, чтобы посмотреть как живут люди без него. Переоделся в одежду старца и постучался в первый попавшийся дом, и попросил хлеба и воды. Дверь открыла богатая женщина, с ребенком на руках, она не только не пустила его на порог, но даже не выслушала его просьбу. Рассерчал Бог на людей и решил наслать на них голод. Вышел в поле и стал уничтожать хлеб. А в те времена колосья хлеба росли от самой земли, Бог стал срывать зерна со стеблей, и вдруг увидел возле себя кошку и собаку. Они плакали и просили Бога, чтобы он пожалел их, не уничтожал весь хлеб, а оставил им хоть немного, ведь не виноваты они, что люди стали такими жадными и жестокими. Сжалился Бог над ними и оставил им верхушки колосков, которые растут сейчас на наших полях. С тех пор, мы, люди, едим кошачий и собачий хлеб, вымоленный ими у Бога». Эта притча, но какая мудрая и поучительная. А что же мы люди? Да, мы любим кошек и собак, мы даже позволяем им жить в наших квартирах, пока … нам с ними комфортно. Но только возникают какие-то проблемы, мы без жалости и зазрения совести выбрасываем их на улицу. И совсем не болит душа у нас, что они существа живые, что верою и правдою служили нам. Вы вглядитесь в глаза брошенных животных, там всегда один вопрос: «За что?». И лают они на нас, и кусают нас - и все нам по делом - заслужили! Ведь если бы мы, Человеки, несли ответственность за свои деяния - не было бы на Земли ни одной брошенной собаки и кошки, не нужно было бы создавать фонды по защите бездомных животных, и доказывать властям города, что они тоже имеют право жить.

И опять на эту проблему я хочу посмотреть глазами моих детей. Утром Тимофей пришел в детский сад и рассказал, что у него теперь есть собака. Дети расспрашивали какой она породы, как зовут, где купили. На что мальчик отвечал: «Породы у нее нет, она дворняжка, ее никак не зовут. Мы с папой ее нашли, когда гуляли на улице и решили помочь. Мы построили ей домик возле теплотрассы. Ей теперь там тепло и уютно. Мы будем о ней заботиться. Она теперь - моя собака.»

Вы бы видели глаза этого ребенка. С какой гордостью и достоинством рассказывал этот маленький человечек о своих добрых делах. Сколько сострадания и сочувствия было в его словах, нам, взрослым, можно было у него поучиться. А еще Тимофей попросил разрешения, чтобы отходы, которые будут оставаться у нас после обеда, забирать и кормить ими свою собаку. И дети ему помогали собирать, слушали интересные новости и рассказы о ней. А к весне, в благодарность за это, она родила четверых щенков. Наблюдая за всем этим, я была уверенна, что никогда у этого ребенка не поднимется рука обидеть ни собаку, ни котенка, ни раздавить паука или муравья, потому что он понял, что все это - живое на Земле и имеет право жить. Мы можем много говорить о толерантности среди взрослых, но учиться состраданию нам нужно у наших детей. Ведь дети чистосердечнее и честнее нас, а порой даже мудрее. От нас,взрослых, зависит в каком мире будут жить они, какую планету мы оставим в наследство им, нашим детям. Если они будут заблуждаться по отношению к природе, будут черствы и жестоки, то это только наша вина, наша боль и наше горе. Очень хочется, чтобы они и природа жили счастливо и мирно, в согласии на нашей Земле. Ведь там, где плохо нам, плохо и нашим соседям по планете. И, спасая их, мы спасаемся сами.

  • Уносите весь свой мусор с собой!
  • Не уродуйте природу надписями и ленточками!
  • Не рубите живые деревья!
  • Место, где вы были, должно выглядеть точно так, как выглядело до вас!

До выезда на природу

Чтобы избежать проблем, связанных с утилизацией мусора, позаботьтесь об этом ещё дома:

  • Распаковываем всё новенькое снаряжение, выкидываем обёртки и этикетки, инструкцию по применению внимательно читаем и оставляем дома. Не спешите смеяться, я постоянно нахожу на стоянках мусор такого рода!
  • Очень важно подготовить провизию – основной источник мусора на природе. Ни в коем случае не берём стекло, переливаем содержимое из стеклянных тар в пластик. Так как во-первых, вам же будет легче всё это нести, а во-вторых, стекло на природе фактически невозможно утилизировать - только нести с собой назад. Постарайтесь избавиться от любой лишней упаковки, даже если вы не намерены разбрасывать мусор, какая-нибудь этикетка или пластиковая коробка всё равно улетит от ветра, закатится под куст, и вы этого не заметите.
  • Не берите одноразовую посуду! Мало того что она разлетается по всей окрестности от любого ветерка, так она ещё и непрактична: есть из неё неудобно, а вилки и ложки ломаются даже от самого нежного шашлыка. Купите в туристическом магазине дешёвые алюминиевые тарелки: они лёгкие, довольно-таки прочные и на них можно подогревать пищу. Продвинутые туристы могут приобрести навороченные складные тарелки, ложки и даже кастрюли, благо этого добра сейчас навалом!
  • Берите больше пакетов для мусора. Они помогут избежать неудобств со сбором мусора, и всегда могут пригодиться в качестве защиты ваших вещей от влаги и загрязнений.

Приготовление пищи на природе

Друзья, на дворе двадцать первый век, пора уже начать пользоваться техническим прогрессом и применять для приготовления пищи на природе газовые горелки вместо первобытного костра!

Применение горелок не только сохраняет лес и природу, но и облегчит, и повысит комфорт ваших выездов.

Плюсы использования горелок вместо костра:

  • Тратим меньше времени на приготовление.
  • Тратим меньше сил на приготовление: нам не надо искать и рубить дрова, разжигать и поддерживать костёр.
  • Мы не зависим от погоды: даже в самый сильный ливень, в промокшем насквозь лесу, достаточно небольшого укрытия чтобы приготовить вкусный обед.
  • Не нужно отмывать котлы от сажи и придумывать как нести их во время похода. Сажа от костра отмывается очень тяжело и, если не положить котелок в плотный мешок, то он перепачкает всё ваше снаряжение.
  • Меньше веса несем на себе при небольшой длительности выезда. Вы скажите, что нужно нести горелку и топливо, но даже самая тяжёлая складная горелка будет легче, чем самый лёгкий хороший топор.
  • Автономность. Вы не привязаны к местам с наличием дров, а значит, можете ставить палатку в любом месте и строить маршрут так, как вам удобно, а не как диктует флора местности. К тому же в заповедниках и на трекинговых маршрутах часто запрещено разводить костры, а вот горелкой пользоваться можно везде.
  • Запах костра не пропитает всю вашу одежду и снаряжение. Это важно если после похода вы не можете сразу сменить всю одежду, например, при дальних поездках. Так уж получается, что таксисты, соседи по плацкарту или купе, администраторы гостиниц и другие люди, которых вы встретите после похода, будут с недовольством фыркать на вас, почуяв этот самый аромат жжёного дерева.

Конечно, у костра есть один весомый аргумент: костёр - это романтика похода, похрустывание дров, танец языков пламени и аромат, пропитывающий походную еду. Поэтому никто не говорит, что его совсем не стоит разводить, просто надо делать это аккуратно и только там, где уже есть костровища, впрочем, давайте поговорим подробнее.

Костры на природе

Если всё же есть необходимость разведения костра, то мы придерживаемся нескольких правил :

  • Разводим костёр на прежнем костровище. Не стоит плодить такие места, их и так достаточно. Если в костровище много мусора, то сделайте доброе дело - сожгите его до того как разместитесь на стоянке или соберите в пакет и сделайте это перед выходом. Если случилась экстренная остановка и приходится развести костёр в новом месте, то постарайтесь снять верхний слой почвы вместе с травой, а по уходу заложите кусок дёрна обратно. Это не только даст шанс вырасти траве на этом месте заново, но и убережёт от того, что кто-то вновь остановится здесь.
  • Собираем дрова правильно. Как ни странно, но лучше всего для разведения костра и приготовления на нём пищи подходят мелкие опавшие естественным путём ветки – хворост и «топляк» (сухие деревяшки, которые легко можно найти на берегах водоёмов). И те и другие при горении выделяют очень много тепла, запросто разжигаются, и их легко собирать. Гораздо проще уйти дальше в лес и принести охапку хвороста, чем валить сушняк поблизости, который ещё надо будет напилить и нарубить. Кроме того, настоящий «сушняк» найти не так-то просто: дерево, кажущееся сухим, может быть полностью влажным внутри, наличие даже одного зелёного листа на стволе, говорит о том, что дерево погибло не так давно и валить его не стоит. Если вы уверены в том, что дерево сухое, рубите его максимально близко к земле, - подумайте о том, чтобы никто не напоролся на оставшийся пенёк. Влажное же дерево доставит вам немало хлопот, поэтому повторюсь: куда проще и эффективнее принести несколько охапок хвороста, пусть даже издалека, чем мучиться с сырыми толстыми дровами. И пожалуйста, не сдирайте бересту для розжига с живых деревьев, береста собранная с гнилого валежника, горит также хорошо как со свежего дерева!
  • Тушим костёр после себя! Вы наверняка встречали таблички, предостерегающие вас от неосторожного обращения с огнём? И не зря. Непотушенные костры очень часто становятся причиной страшных лесных пожаров! И не только костры, одна незатушенная сигарета, может сжечь целый регион! Да что там сигарета, кусок стекла лежащего в сухой траве может начать разрушительный пожар. И это уже касается не только защиты природы: такие пожары могут уничтожить целые деревни и небольшие города, помните об этом и следите за тем, что вы оставляете после себя на природе.

Что делать с мусором в походе

Если бы мы жили в идеальном мире, то абсолютно весь мусор мы вывозили с собой в город, там сортировано выбрасывали, а специальные заводы перерабатывали бы его и использовали повторно. Но вернёмся в реальность, наши города пока не готовы к этому и весь мусор лежит на свалках. Безусловно, инициативные группы, работающие над этой проблемой, уже есть, и мы их полностью поддерживаем, однако, пока поговорим о том, как мы можем минимизировать вред, наносимый туристами окружающей среде.

  • Сжигаем то, что можно сжечь. Если бумагу можно жечь не задумываясь, то по поводу пластика есть разногласия. Дело в том, что при горении пластика выделяются вредные вещества. Это большая и спорная тема, о которой можно почитать в интернете (), но суть в том, что пока нет единственно верного решения. Если есть возможность, вывозите пластик с собой, в других случаях всё-таки лучше его сжечь, чем оставить лежать на десятки, ато и сотни лет. Только не надо жечь старые покрышки, дырявые резиновые лодки и огромные куски полиэтилена; не можете ничего с ними сделать - оставьте тем, кто сможет или дотащите до ближайших признаков цивилизации (лесная изба, ж/д станция и т. д.).
  • Консервные банки тоже лучше увезти, но если это проблематично, то, по крайней мере, тщательно обожгите их в костре. Таким образом, вы сожжёте верхний слой, защищающий жестяную банку от коррозии. После обжига, банку нужно спрессовать и закопать, либо положить под большой камень, где его никто не увидит. Обожжённая консервная банка разлагается в течение одного-двух сезонов.
  • Мы с Анютой стараемся подбирать мусор, лежащий вдоль тропы, в длительных походах сжигая его на стоянках, а в коротких - унося в цивилизацию. Чего и вам советуем, плюс к карме гарантирован, к тому же значительно увеличиваются шансы хорошей погоды, - проверено!

Мытьё посуды, туалет и прочая гигиена в походе

Туалет на природе - щекотливая тема, но тут нет ничего страшного, достаточно запомнить несколько правил:

  • Если есть организованный туалет, то пользуйтесь им. Понимаю, иногда они выглядят словно кошмарный сон, но такие туалеты ставят в местах, где вся округа начинает превращаться в кошмар. Будьте благоразумны, пусть гадко будет только в этих туалетах, а не по всей округе! К тому же, не всё так страшно: на платных стоянках за этим стараются следить, а если нет, то вы имеете полное право потребовать убраться тех, кто собирает с вас деньги.
  • Если туалета нет, ваша задача сделать так, чтобы никто не увидел и не попался в ваши ловушки. Способов много, достаточно проявить немного изобретательности: например, представьте себя Архимедом и, найдя точку опоры, сдвиньте большой камень с помощью рычага, а после своей тайной операции верните его на место, так, чтобы все бумажки тоже остались под камнем. Или можно срезать слой дёрна с помощью острой ветки, а затем заложить его обратно. Думаю, вы и сами сможете придумать интересный манёвр, представьте себя Беаром Грилсом наедине с природой, используете подручные средства, и никто не узнает о ваших приключениях. Кроме того, существует специальный инструмент для маскировки грязного дела -
  • Туалетная бумага хоть и не так быстро, но всё же разлагается, а вот некоторые средства гигиены, могут пролежать целую вечность. Это касается девушек и влюблённых пар, все и так прекрасно понимают о чём я, и именно потому, что все всё знают, вы не должны стесняться подойти к костру, где сидят ваши товарищи и сжечь то, что не гниёт. В крайнем случае заверните свой мусор в салфетку, попросите всех отвернуться, выбросьте в костёр и положите сверху дровишки. Куда зазорнее загрязнять лес, чем оказаться в слегка неловкой ситуации у костра!

Мыть посуду на природе тоже стоит с заботой о природе. Старайтесь не использовать моющие средства, тяжёлые загрязнения можно отмывать с помощью песка, мха, травы и других подручных средств. Некоторые туристы для мытья посуды используют обыкновенный горчичный порошок. Но если вы все же не можете обойтись без химии, купите в туристическом магазине специальное экологичное (eco-friendly) средство.

В продаже также бывают экологичные шампуни для волос, мыло для рук и средства для стирки одежды. Всё это, безусловно, работает хуже, чем злые химикаты, но зато не загрязняет водоёмы, из которых вы же пьёте воду!

Анюта давно придумала способ не мыть посуду в водоёмах: она всегда берёт с собой бумажные салфетки, после трапезы ими очень легко протирать тарелки и приборы, к тому же жир салфетками убирается лучше, чем при полоскании в воде. А использованную бумажку тут же можно сжечь.

В заключение

Я думаю, общий принцип бережного отношения к природе со стороны туристов вам и так хорошо понятен. Главное, оставить природу в том виде, в котором она существовала без нас. Для чего всё это надо – вопрос риторический, мы же не задаёмся вопросом зачем нужно здоровье человеку. Так вот забота об экологии – это забота о здоровье планеты, если мы дадим ей заболеть, то заболеем и мы с вами.

Напоследок, народная мудрость: если вы думаете, что ваши желания исполнятся после того, как в красивом месте вы оставите свой мусор (будь то завязанная лента, оставленный ботинок, шапка, кусок палатки и т. д.), то вы сильно ошибаетесь, - природа только разгневается на вас. Есть истинная примета: унесите с собой часть чужого мусора со священного места и все ваши желания будут исполнены. Примета работает, нами проверено неоднократно!

Путешествуйте друзья и любите природу, ведь она вас по-настоящему любит!

Приложение 1.

Классный час по экологии на тему:

«Бережное отношение людей к природе»

Цель: Формировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развивать позитивное эмоционально – ценностное отношение к природному окружению.

Задачи: -формировать знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней;

Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию;

Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Оборудование: ИКТ, дидактический материал, цветные карандаши, раскраски о природе, презентация, раздаточный материал, клей, бумага, магнитная доска и магниты.

Ход занятия.

    Психологический настрой. (слайд №3)

Чудес не бывает! Чудес не бывает!

Но в форточки утро как лебедь влетает!

И белым крылом разгоняет туманы!

И небо из белого стало румяным!

2.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сели все правильно. Угадайте, о чем пойдет речь у нас на занятии!

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (Природа)

3.К нам на занятие сегодня в гости пришел… А кто это вы узнаете отгадав загадку:

Летом ходит без дороги (слайд № 4)
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь).

Сегодня к нам на занятие пришел мишка. Он просит нас объяснить ему- что такое природа и как ее надо беречь? Расскажем ему?

Послушай мишка стихотворение.

Мы любим лес в любое время года, (слайд № 5, 6)
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ученик2.
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Ученик3.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Ученик 4.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

Ребята все, что нас окружает-называется природой.

    Игровой момент: «Голодный медведь » (слайд № 7)

Цель : развивает внимание, сосредоточенность на выполнении задания, произвольность; закрепляет знания о пищевых связях между животными и растениями на примере медведя; расширяет кругозор о видовом разнообразии растений и животных.

Так, например, животные и растения связаны между собой через питание. Одни питаются другими, а следовательно, не могут существовать друг без друга. Давайте посмотрим, чем питается такой могучий зверь, как медведь.

Весной, голодный после спячки, он ест разных животных: косуль, рыбу и даже муравьев, а летом и осенью любит полакомиться желудями, разными корнеплодами и другими растениями».

Выбирается «медведь» и разводящий. Остальные игроки придумывают себе названия животных и растений из того, что ест медведь. «Медведь» это не слышит. Когда роли определены, все, кроме медведя, приседают и делают вид, что спят.

В это время к разводящему подходит «медведь» и говорит «Стук, стук!» Разводящий просыпается и спрашивает:

Кто здесь?

Медведь.

Зачем пришел?

Есть хочу.

Что именно?

Медведь называет, чем он хочет полакомиться, например, «желудями».

Если требуемая пища имеется, разводящий говорит: «Есть такая пища, бери ее!»

Игрок с названием требуемой еды убегает, а «медведь» его ловит. Пойманный игрок становится «медведем». Непойманный игрок остается в прежней роли, изменив название.

Примечание :

    Игрок должен убегать в заранее оговоренное место, например, в круг или за черту.

    Пойманным считается тот игрок, до которого «медведь» дотронулся рукой, пока тот не добежал до установленного места.

    Творческая работа. Из предложенных деталей ребенок собирает аппликацию «Природа»

    Природа бывает «живая» и «неживая» .(Показываю все на аппликации.)

(слайд № 8)

Что относится к живой природе? (Всё, что растёт, дышит, питается, размножается: человек, растения, животные.)

Что относится к неживой природе? (Воздух, вода, земля, камни, природные явления.)

5.Давайте поиграем: Я называю слово, а вы показываете картинку и говорите: к «живой» природе это относится или к «неживой». (Гроза, дождь, снег, дерево, животное, насекомое, солнце, раба)

6. Пальчиковая гимнастика: «Дождь»- постучали пальчиками по столу -как дождь. (слайд №9)

7. Артикуляционная гимнастика: Скороговорка «У ежа – ежата, у ужа- ужата» (слайд № 10, 11)

8. Изучение нового материала. Каждый знает, как должна выглядеть убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддерживания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты- экологи. «Экос» по-гречески значит «дом», «логос»- «ученье, наука». Экология– это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины ХХ века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа, новая экологическая беда.

Проблемный вопрос:

Что же надо делать, чтобы беды не случилось? (Ответы детей) (слайд № 12)

Чтобы не случилась беда, природу надо беречь.

9.Физминутка «Рыбки» (слайд № 13)

Рыбки плавали, плескались в чистой, тепленькой воде.

То сойдутся, разойдутся- то зароются в песке.

Послушайте стихотворенье. Правильно ли ведут себя ребята, отдыхая на природе? (слайд № 14)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там -пустые банки,

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку пошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костер, бумагу жгли-

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли,конечно,мимо…

Эй, ребята! - крикнул Дима -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли-

Веселились как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки-

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

А как бы вы поступили, ребята?

Правила поведения на природе.

Нельзя рвать цветы, разорять гнезда птиц, топтать грибы, шуметь в лесу.

Исчезающие виды животных, птиц и растений занесены в Красную книгу! (слайд № 15)

На доске аппликация «Природа», прикрепляем к ней груды мусора – сравниваем,

«чистую» природу и «грязную». Как лучше?

Ученица:Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

10.Итог занятия. Расскажите, мишке, что такое природа и как ее надо беречь! (слайд 16)

10. Релаксация.

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю. Берегите!...

Молодцы! (слайд № 17)

Данный урок проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов. Технология педагогической мастерской соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе работы с обучающимися во внеклассной работе. Она представляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя на внеклассном занятии. Обучающиеся, используя творческие виды деятельности, продолжают работу по формированию ценностного отношения к природе, окружающей среде, деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3-А классе по окружающему миру

на тему «Бережное отношение к природе»

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ№57

Приморского района Санкт-Петербурга

Урок-мастерская «Бережное отношение к природе»

Цель:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологического сознания);

Воспитание деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о правилах поведения в природе;

Учить делать правильный моральный выбор;

Формировать умение организовывать совместную творческую деятельность обучающихся;

Выявлять и создавать условия для индивидуальной творческой активности каждого ребёнка.

Развивающие:

Создать условия для развития экологической, патриотической, этической культуры обучающихся;

Развивать умение работать в группе;

Воспитательные:

- экологическое сознание;

- патриотизм (любовь к Родине, к своей малой родине);

Гражданственность (закон и порядок, служение Отечеству);

Социальная солидарность (милосердие)

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:

Установка на осознанное правильное поведение в природе;

Осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и своей малой родине, выражающееся в интересе к ее природе и желании участвовать в общих делах и событиях;

Установка социальную солидарность (милосердие), на безопасный и здоровый образ жизни (безопасное поведение на природе и в общественных местах); знание правил здорового образа жизни;

Метапредметные:

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, оценивать результат своей работы по различным критериям, различать способ и результат своих действий, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, планировать свои действия.

Познавательные:

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, применять модель для обобщения информации

Коммуникативные:

составлять текст-инструкцию, оставлять небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, работать с информацией, взаимодействовать с окружающими

Предметные:

Представление о природе, о растительном и животном мире,

Знание правил поведения в природе;

Освоение средств и способов упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных;

Опыт применения этих средств и способов для решения несложных практических задач (составление памятки поведения в природе, плаката «Берегите природу!»;

Предъявление результатов своей работы ученикам и взрослым

Информационные ресурсы к занятию:

Мультимедийный проектор, презентация, видеоролик («Раненая птица»), цветок милосердия, ватман.

Аннотация

Данный урок проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов. Технология педагогической мастерской соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе работы с обучающимися во внеклассной работе. Она представляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя на внеклассном занятии. Обучающиеся, используя творческие виды деятельности, продолжают работу по формированию ценностного отношения к природе, окружающей среде, деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Конспект урока

1. Самоопределение деятельности. Постановка целей и задач занятия.

Послушайте строки из стихотворения Фёдора Тютчева

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

О чём стихотворение? (О лесе.)

Как вы думаете, о чём будем говорить? (О лесе.)

О лесе, о природе, о правилах поведения в природе, об экологии. В нашей стране 2017 год объявлен годом экологии.

Что такое лес, природа вы знаете. А что такое экология? (слайд 2)

2. Первичное восприятие и осознание материала.

(слайд 3) (Экология – наука о взаимодействии человека с окружающей средой. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» - дом и «логос» - наука. Наука о доме, но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе. Наука, которая учит нас бережно относиться к природе. Будем на занятии говорить о бережном отношении к природе. (слайд 4)

Приглашаю вас совершить прогулку в лес, полюбуемся природой, растительным и животным миром леса. (слайд 5)

Хорошо в лесу! Вдыхаем чистый воздух. Слышим пение птиц.

(слайды 6-10) Сколько разных деревьев, кустарников, цветов, грибов и ягод растёт в лесу. Порхают бабочки, жужжат, стрекочут, ползают разные насекомые. Можно даже увидеть белку, ежа, зайца или лису. В чащи леса обитают лоси, кабаны, медведи и другие животные. Какое настроение от увиденного?

3. Осознание материала.

Продолжим прогулку. (слайд 11)

А теперь приятно в лесу? (Нет.)

Что чувствуете? Грязно, неприятно, некрасиво. От грязи и мусора в водоёме погибают его обитатели. В такой воде нельзя купаться, тем более пить её, от этого можно тяжело заболеть. Нельзя мусорить в лесу и загрязнять водоём.

Костёр в лесу разводить нельзя, особенно в жаркую погоду, от него лесу может вспыхнуть пожар, в котором погибнут растения и животные.

Рубить, ломать деревья нельзя. Они погибают.(Рассказ о функциях деревьев)

Нельзя рвать цветы, особенно в огромных количествах. Если каждый будет рвать, то может и не останется цветов. В вазе они простоят недолго или вы их просто выбросите. Любуйтесь цветами, когда они растут в природе.

Берегите животных. Не разоряйте муравейники. Муравьи – санитары леса. Уничтожают много вредных гусениц, которые губят деревья.

Не разоряйте гнёзда, не трогайте яйца птиц и птенцов. Птица может не вернуться к гнезду, погибнут птенцы. А ведь птицы съедают много насекомых, которые наносят вред растениям.

Что вы видите? Кто её ранил?

Не убивайте лягушек, ящериц, ужей, зверей и птиц, не причиняйте им боли.

Ребята, берегите природу. Только от нас, от людей, зависит, какой она будет. Любите, жалейте, охраняйте всё живое, будьте добрыми и милосердными.

Берегите своих домашних питомцев. Не выбрасывайте их на улицу как ненужную вещь. Помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Они зависят от человека, только мы с вами можем о них позаботиться. И достойны уважения люди, которые спасают бездомных животных.

4. Физкультминутка.

Встаньте. Представьте, что вы деревья, покачайтесь, пошевелите пальцами как листвой. Светит солнце, дует лёгкий ветерок. Как хорошо! Хочется представлять, что-то плохое, что может произойти с деревом? (Нет.) Тогда пусть долго живёт дерево, приносит пользу природе и украшает окружающий мир.

5. Закрепление и осознание нового материала.

В прошлом веке люди впервые всерьёз стали говорить об экологии, беспокоиться о сохранении природы. Был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В 1966 году этим союзом была издана Красная книга природы. (слайд 14)

Красная книга - это список редких животных и растений на Земле, список тех видов, которые находятся под угрозой исчезновения.Она называется так потому, что красный цвет означает сигнал опасности, тревоги. Он заставляет людей задуматься, как сохранить природу.

(слайд 15) В нашей стране созданы заповедники, их около 100. Заповедник – охраняемая территория, на которой под охраной находится вся природа (земля, вода, недра, растительный и животный мир). Люди в заповедниках сохраняют, разводят редкие виды животных и растений. Туда можно прийти только на экскурсию.

Также создаются заказники, национальные парки. В них тоже охраняемая территория, но посещаемая всеми желающими. Здесь запрещается мусорить, охотится, разводить костры. За правилами поведения в природе следят специальные патрульные бригады.

Но и весь лес находится под защитой специальных организаций – лесничеств. Лес может посещать любой желающий, но это не строго охраняемая территория, как в заповедниках, заказниках и национальные парки, но культурный, воспитанный человек сам должен знать и соблюдать правила поведения в природе.

Давайте создадим памятку «Правила поведения в природе».

(слайд 16)

6. Закрепление материала.

Работа в группах. Каждая группа составляет свою памятку. Командующий каждой группы читает по очереди по одному правилу, а остальные группы проверяют наличие этого правила в их списке, если его нет, то дописывают в список.

Вы знаете правила поведения в природе, хочется надеяться, что вы их будете соблюдать.

Я подготовила правила поведения в природе в стихах, каждому их подарю. Их можно выучить, а сейчас прочитаем.

1. Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если все: и я, и ты,-

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

Так пускай растут цветы!

3. Разорять муравейник - не труд,

Муравьи лес берегут.

Запомни, и млад, стар,

Муравей - лесной санитар.

Будь бережлив и зорок.

Мал муравей, да дорог.

4. Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица!

Она в гнезде спокойнее всегда,

Когда над рощей буря злится.

5. Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Из рогатки не стрелять.

Ты пришёл не убивать!

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Хорошо запомнили правила поведения в природе? Давайте проверим.

Игра «Исправь». (слайд 17)

Майским днём

Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой.

Правильно дети вели себя? Добавьте в памятку правила, о которых не говорили.

Мы с вами городские жители. Как в городе соблюдать правила поведения в природе?

Много в мире цветов, но есть особый – маргаритка. С этим цветком связана интересная история. Рассказывают, что Пресвятая Богородица, мать Иисуса Христа, зимой хотела порадовать своего сына цветами, а живых не было. Тогда она стала шить цветы из жёлтого шёлка. Пресвятая Богородица не раз колола себе пальцы иглой, и капли крови её окрасили цветы в розовый и красный цвет. Иисусу Христу цветы очень понравились, он хранил их всю зиму как драгоценность, а весной посадил в землю. Цветы ожили, пустили корни и разрослись по всему свету. Они растут и цветут в каждой стране. А назвали этот цветок, цветком милосердия, цветком добрых дел, в честь доброго дела, которое сделала Пресвятая Богородица своему сыну Иисусу Христу. Его ещё называют цветком «Пресвятой Богородицы».

У вас на партах лежат маргаритки. Подумайте, какое доброе дело вы могли сделать для нашей природы и запишите его на цветке. Прочитайте. Поднимите маргаритки. Какой получился чудесный сад добрых дел. (слайд 19)

Прикрепите цветы на ватман. Мы создадим плакат «Берегите природы!». Что ещё добавить? (Памятку поведения в природе в стихах.) Дорисуйте деревья, птиц, насекомых, животных и напишите «Берегите природу!»

Молодцы! (слайд 20)

7. Рефлексия. (слайд 21)

Закончите предложения:

1. Я согласен с тем, что…

2. Я понял, что…

3. Я знаю, что нужно делать, чтобы….

5. Я буду…

Список литературы

1. Аголарова П. И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

2. Алексахина Е. М., Долгачева В. С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - N1.

4. Ананьева С. Г., Шахмотова С. А. Экологический КВН. // Начальная школа. – 2007. - №2.

5. Анашина А. В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. – 2006. - N8.

6. Асадулина С. Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.

7. Бабакова Т. А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.

8. Базулина И. В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. - N12.

9. Барышева Ю. А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. – 1998. - N6.

10. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа. -2003. - №5.

11. Бобылева Л. А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. – 2001. - №6.

12. Богданец Т. П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. // Начальная школа. – 2007. - N12.

13. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.

14. Булатникова Т. Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №12.

15. Васильева Л. В. По лесной тропинке. // Начальная школа. – 2007. - №7.

16. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Баласс, 1999.

19. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский.

Худож. В.В.Николаев. Под общ. ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ». 1997.

20. Внеклассные мероприятия: 3 класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,

Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.

21. Песня «Раненая птица. Просьба.» Серёжа Парамонов. А.Пахмутова-Р.Рождественский.


Сегодня — тысячи, завтра - миллионы!

Открытое письмо в редакцию журнала «Вокруг света»

В Астраханской области родилось новое молодежное движение - «За ленинские отношение к природе». В основе его лежат идеи Владимира Ильича Ленина о воспитании нового, коммунистического отношения человека к природе.

Наше время, когда развитие техники позволяет человеку изменять облик больших территорий, а прогресс естественных наук открывает перспективы использования новых, ранее неизвестных сил природы, заставляет особенно бережно относиться к богатствам, которые дает человеку земля. Сейчас уже нельзя только эксплуатировать природу - необходимо помогать ей, заботиться о ней.

Мы все представляем коммунизм как эпоху всеобщего изобилия, как время сочетания могучей промышленности и процветающего сельского хозяйства с прекрасной и щедрой природой. Поэтому восстановление и расширение воспроизводства природных ресурсов необходимо рассматривать как одну из важнейших экономических проблем.

За короткий срок движение астраханской молодежи достигло заметного успеха. Это объясняется тем, что оно было тесно связано с решением народнохозяйственных задач.

Движение «За ленинское отношение к природе» должно стать всесоюзным. Еще прекраснее, еще богаче будет наша Родина, если вся молодежь примет активное участие в большой работе по озеленению городов и сел, сохранению лесов, очистке рек и озер, увеличению плодородия почв.

В канун девяностолетней годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина ученые-естественники, члены Московского общества испытателей природы, призывают молодежь нашей страны последовать примеру своих астраханских товарищей и включиться в движение «За ленинское отношение к природе». Нет сомнения в том, что почин астраханских комсомольцев будет подхвачен миллионами!

Сукачев В.Н., академик;
Варсанофьева В.А., член-корреспондент
Академии педагогических наук;
Зенкевич Л.А., член-корреспондент Академии наук СССР;
Яншин А.Л., академик;
Эфрон К.М., ученый секретарь Московского общества испытателей природы;
Гиллер А.Г., ученый секретарь секции охраны природы

Ленин.
Самое дорогое для нас имя.
С каждым годом все ярче открывается всему миру многогранный ленинский гений, все полнее проявляются сила ленинской революционной мысли, его мудрая прозорливость. На всех континентах люди всех рас и наций с чувством глубокого уважения произносят: Ленин.

Время способно сделать многое. Оно неузнаваемо меняет лик нашей планеты. Но никогда не исчезнет из людских сердец чувство благодарности основателю первого в мире социалистического государства, показавшего человечеству путь к светлому будущему.

«У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая революция, - чтобы создать действительно могучую и обильную Русь». Так писал Ленин в 1918 году.

Мечты Ленина осуществились. Народ, руководимый Коммунистической партией, создал могучее государство рабочих и крестьян.

Мы движемся по указанному великим Лениным пути вперед - к коммунизму. Идеи Ленина, как и прежде, ведут нас к желанной цели. Они живут в делах Коммунистической партии, которую народ с гордостью называет ленинской.

Нет такого участка созидательной работы советских людей, где не отразились бы указания Владимира Ильича о построении нового общества. Выдающимися успехами электрификации, славными победами тружеников сельского хозяйства, подвигом вторжения в космос, как и многими другими свершениями, мы обязаны Ильичу.

Вот почему то, что связано с деятельностью Владимира Ильича, его заветами, то, что является - на каждом этапе нашего строительства - наиболее совершенным выражением коммунистических идей, носит имя великого вождя. В стройках, которыми отметили советские люди свои первые шаги к социализму, и в тех великолепных по замыслу и выполнению технических сооружениях, которые как бы открывают дверь в коммунистическое завтра, в светлых и нарядных улицах наших городов и в названиях коллективных хозяйств, созданных по разработанному Ильичем кооперативному плану, запечатлено дорогое для каждого имя: Ленин.

С именем Ленина связано и замечательное движение бригад коммунистического труда.

Имя вождя носит и славный комсомол - верный помощник партии. Молодые строители коммунизма стремятся жить и работать так, как учил Ленин.

Задачи, поставленные перед страной великим семилетним планом, требуют исключительного внимания к вопросам правильного использования природных ресурсов. Вовлечение богатств природы в орбиту народного хозяйства должно покоиться на всесторонней продуманной научной основе. Для осуществления этого требования особенно важно обратиться к ленинским принципам рационального использования природы, тщательно претворять в жизнь указания Владимира Ильича, развивая их применительно к нуждам сегодняшнего дня.

Классики марксизма всегда связывали построение коммунизма с научной организацией использования природных ресурсов. В.И. Ленин, создавая Советское государство, сразу же уделил этому огромное внимание. Летом 1918 года был организован подчиненный Главнауке Государственный комитет по охране природы. В его обязанности входило контролировать соблюдение общегосударственных интересов всеми организациями и лицами, действующими в природе. При личном участии Владимира Ильича разрабатывалась система законов о рациональном использовании природных ресурсов, была заложена сеть государственных заповедников, специальных научных учреждений, предназначенных только для выполнения задач, связанных с общими вопросами изучения и использования природы. Они занимались, в частности, исследованием взаимосвязей, существующих в природе, а также изучением методов охраны природы и разработкой зональной системы заповедников.

Насколько большое внимание В. И. Ленин уделял этим проблемам, видно и из того, что даже в исключительно тяжелом для страны 1919 году он указывал представителю Астраханского губисполкома Н.Н. Подъяпольскому на необходимость неотложного создания заповедника в дельте Волги. Владимир Ильич говорил, что выполнение таких задач имеет большое значение для республики.

В условиях топливного голода В.И. Ленин считал недопустимым разрешение затруднений за счет непродуманного увеличения рубки леса, он подчеркивал безусловную необходимость правильного лесопользования, причем обращал первоочередное внимание на сохранение и восстановление леса. При этом он указывал, что леса, как природное богатство, представляют общенародный фонд, который должен использоваться лишь в интересах государства в целом и не подлежит распределению ни между отдельными ведомствами, ни между административно-территориальными единицами. В мае 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, в котором обязанность заботиться о лесах возлагалась на органы советской власти и на общественность.

Узнав, что хищнический лов в низовьях Дона угрожает начавшемуся восстановлению запасов рыбы, В.И. Ленин написал в РКИ гневное письмо, в котором отмечал, что простое отстранение виновного от должности - мера в таких случаях совершенно недостаточная, и потребовал его строгого наказания.

Поддерживая инициативу ученых, 14 мая 1920 года В.И. Ленин подписал декрет о создании на Южном Урале Ильменского минералогического заповедника - одного из богатейших по разнообразию полезных ископаемых уголков земли. А спустя некоторое время, в 1921 году, Владимиром Ипьичем был подписан декрет об охране памятников природы. Этими двумя ленинскими декретами были заложены основы системы государственных заповедников и сформулированы важнейшие принципы охраны природы в научных и народнохозяйственных целях.

Особенное внимание В.И. Ленин уделял постоянной заботе об обеспечении научно правильного и комплексного подхода к природе и ее ресурсам.

Дальнейшее развитие нашей страны не только целиком подтвердило правильность ленинских принципов плановой организации использования природы, но и поставило перед Советским государством задачу еще более широкого их осуществления.

Чем дальше мы идем по пути строительства коммунизма, тем больше возникает новых важных вопросов природопользования. Старые формы пользования природой отмирают, рождаются новые. Этот процесс затрагивает земледелие, животноводство, лесное и охотничье хозяйство и т. д., а также соответствующие отрасли науки. Среди многих других задач, поставленных развитием нашей экономики, следует выделить, как одну из важнейших, задачу по определению наиболее правильных в местных условиях направлений и систем использования осваиваемых вновь земель.

Например, в одних климатических условиях участки, наиболее плодородные для земледелия, будут худшими для лесоводства, и, наоборот, в других условиях этой противоположности нет. Земли, непригодные для зерновых культур, часто бывают лучшими для некоторых форм плодоводства. Другие условия наилучшим образом обеспечивают получение не растительной продукции, а мяса, молока и пушнины. В иных случаях наиболее целесообразно использовать земли для промышленности или для научных изысканий (заповедники). Иногда рентабельно комплексное использование угодий для многих отраслей хозяйства, иногда - только для одной.

Правильное использование угодий определяют не только свойствами самих угодий, но и экономической обстановкой. Например, вырубка леса в верховьях рек иногда может показаться очень разумной: с точки зрения чисто местных интересов, но может вызвать нарушение водного режима в отстоящих на тысячи километров: низовьях. Большое значение приобрела сейчас проблема сохранения некоторых видов растений и животных. Как бы ни казались бесполезными или даже вредными в данный момент какие-либо животные или растения, они могут понадобиться нам в будущем. Вредный сорняк пырей послужил для выведения пшенично-пырейных гибридов. Змеиный яд, яд жалящих насекомых, жир суслика исцеляют ряд болезней. Многие сотни видов животных и растений находятся сейчас под угрозой полного исчезновения и должны быть сохранены и изучены в заповедниках с точки зрения нужд промышленности, сельского» хозяйства, медицины.

Наряду с этим борьба с животными - вредителями сельского хозяйства и разносчиками заболеваний поглощает во многих районах страны огромные средства. Зачастую эти средства можно сберечь и, кроме того, получить дополнительный хозяйственный выигрыш. Снизить численность вредных животных настолько, что они уже не смогут практически приносить вреда, во многих случаях можно путем организации согласованного и правильного использования земель, лесов, принадлежащих разным организациям и ведомствам.

Для выполнения всех этих больших задач надо начать широкую кампанию по распространению практических знаний по природоведению среди населения и прежде всего усилить внимание к этим вопросам в системе народного образования.

К охране природы нужно подходить с ленинских позиций, всегда помня о том глубоком понимании ее задач, которое было присуще В.И. Ленину. Владимир Ильич требовал рационального использования природы и сохранения неприкосновенности отдельных участков природы в научно-исследовательских и хозяйственных целях. В то же время он предлагал вести работу так, чтобы воздействовать на культурное развитие эксплуатируемой природы и техническое развитие социалистического хозяйства. Охрана природы в этом смысле должна рассматриваться как часть нашего коммунистического строительства.

Ф.Н. Петров, профессор, член КПСС с 1896 года