Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Рабочая программа по преодолению нарушений звукопроизношения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению нарушений звукопроизношения (ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма) у обучающихся на 2015-2016 учебный год

Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе программы Каше Г. А., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. (Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.)

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

В настоящее время у некоторых первоклассников общеобразовательных школ к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая сторона речи. Несформированность данного компонента речи является препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Цель программы . Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной нарушением звукопроизношения обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы :

    формирование сильной, направленной воздушной струи;

    развитие мышц артикуляционного аппарата;

    постановка звуков, не правильно произносимых ребёнком;

    автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, скороговорках, связной речи;

    дифференциация смешиваемых звуков.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

    активизация речевой деятельности учащихся;

    развитие коммуникативных навыков;

    формирование просодической стороны речи;

    активизация внимания, памяти, мышления;

    развитие мелкой пальцевой моторики;

    развитие языковой интуиции;

    индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы . Программа состоит из двух этапов коррекционно-развивающей работы: подготовительного и основного.

Сроки реализации программного материала . Программа по по преодолению нарушений звукопроизношения (ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма) у обучающихся рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений.

Календарно-тематический план по преодолению нарушений звукопроизношения (ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма) у обучающихся на 2015-2016 учебный год

(60 часов в год)

Тема занятий

Кол-во часов

Подготовительный этап (15 часов)

Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Загнать мяч в ворота».

Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Сдуть снежинку».

Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Бабочки».

Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Шторм в стакане».

Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Надуть шарик».

Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Фокус».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Блинчик».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Иголочка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Конфетка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Почистим зубки».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Вкусное варенье».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Чашечка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Лошадка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Грибок».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Барабанщики».

Основной этап (45 часов)

Постановка звука «л» по подражанию.

Автоматизации изолированного произношения звука «л».

Автоматизация звука «л» в открытых слогах.

Автоматизация звука «л» в закрытых слогах.

Автоматизация звука «л» в слогах типа «ала», «оло» и т.д.

Автоматизация звука «л» в начале слова.

Автоматизация звука «л» в середине слова.

Автоматизация звука «л» в конце слова.

Автоматизация звука «л» в словах со стечением согласных.

Автоматизация звук «л» в словах с несколькими звуками «л».

Автоматизация звука «л» в чистоговорках. Постановка звука «р».

Автоматизация звука «л» в словосочетаниях, звука «р» в изолированном произношении.

Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в открытых слогах.

Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в закрытых слогах.

Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в слогах типа «ара», «оро» и т.д.

Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в начале слова.

Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в середине слова.

Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в конце слова.

Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах со стечением согласных.

Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах с несколькими звуками «р».

Автоматизация звука «р» в чистоговорках. Постановка звука «р’».

Автоматизация звука «р» в словосочетаниях, звука «р’» в открытых слогах.

Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в закрытых слогах.

Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в начале слова.

Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в середине слова.

Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в конце слова.

Автоматизация звука «р» в скороговорках, звука «р’» в словах со стечением согласных.

Автоматизация звука «р» в скороговорках, звука «р’» в чистоговорках.

Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в предложениях.

Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в стихотворениях.

Автоматизация звука «р’» в тексте.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д. в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в рядах слов в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словосочетаниях в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в предложениях в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в тексте в письменной речи.

    Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. –2-е изд. – М.; Просвещение. – 1979.

    Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.

    Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998.

    Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – м.; 1989.

    Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002.

    Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.; 1968.

    Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208.

    Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь.: Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96с.

    Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.; 1994.

    Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. – СПб.;1997.

    Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80с.

    Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.; 1981.

    Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983.

Пояснительная записка

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространённым является нарушение звукопроизношения. Такой дефект принято называть «дислалией». При дислалии звуки искажаются, пропускаются или заменяются другими звуками.

Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва.

Для коррекции звукопроизношения у детей разработана специальная рабочая программа. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.

Р.М. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмов при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от «простого к сложному»; поэтапного формирования умственного действия; опора на сохранные психические функции. Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.

Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.

Рабочая коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:

· Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.

· Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР, 1991г.

Для создания программы проанализированы:

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. (Гном и Д, 2000 г.)

Программа рассчитана на …. часа в год (4 час в неделю).

Цель программы:

Построение комплексной системы коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы в школе, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей обучающихся. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Целью нашего воздействия является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях школьного логопункта.

Программа способствует решению ряда задач:

Устранение речевых дефектов;

Организация содружественной медико-педагогической работы специалистов

Параллельно с реализацией основных задач логопедом так же решаются следующие задачи:

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя и речи;

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

Обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по русскому языку и чтению;

Нормализация мышечного тонуса в речевой мускулатуре, голосообразования и дыхания, выработка подвижности речевого аппарата.

2.Основное содержание программы

Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с логопатами. Программа рассчитана на 34 часа. Количество занятий для каждого ребенка будет зависеть от возраста, работоспособности и структуры дефекта. По времени проведения и общим задачам он делится на этапы:

I этап - Подготовительный.

Цель этапа: Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов.

II этап - Формирование произносительных умений и навыков.

1. Постановка звуков

Цель этапа: Добиться правильного звучания изолированного звука.

Три способа постановки звука:

1. По подражанию:

Внимание ребёнка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Используются тактильно - вибрационные ощущения (ладонью), проверяем толчкообразную струю воздуха. На этом этапе используются звукоподражания.

2. Постановка звука с механической помощью:

Он используется, когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового, тактильно - вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. При этом способе также часто пользуются опорными звуками.

3. Смешанный способ:

Используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука. Собственно сама постановка звука - это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.

2. Автоматизация звука:

Цель этапа: Добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

В каждом периоде все занятия по коррекции звукопроизношения распределены по степени нарастающей сложности:

Упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов, широко используется декламация.

Упражнения в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

Закрепление приобретенных навыков в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

III этап - Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Цель этапа: формирование и развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.

1. Дифференциация звуков:

Цель этапа: Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

IV этап - Развитие связной выразительной речи.

Цель этапа: введение правильно произносимых звуков в спонтанную речь.

Форма итогового контроля:

Контроль над звукопроизношением осуществляется на речевом материале каждого этапа логопедического занятия.

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:

Чистая, правильная речь,

Со значительным улучшением,

С незначительным улучшением,

Без улучшения.

3.Требование к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

Термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;

Знать все части артикуляционного аппарата и их функции.

Умения и навыки учащихся к концу учебного года

Членение речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги.

Различение звуков на слух и в собственном произношении, установление следовательности в словах.

Анализ слов по звуковому составу и составление их из букв и слогов.

Плавное чтение по слогам и коротких текстов, ответы на вопросы по содержании прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Написание строчных и прописных букв.

Списывание с классной доски и букваря прочитанных и разобранных слов и предложений

Запись без искажения под диктовку слов, написание которых совпадает с произношение

предложений из таких слов.

Обучающиеся должны уметь:

- слушать инструкцию логопеда и последовательно её выполнять;

- правильно выполнять артикуляционные упражнений перед зеркалом (сопряжённо, отражённо, самостоятельно);

Выполнять простейшие приёмы самомассажа;

Вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

Замечать ошибки в произношении;

Добиваться правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, тексте;

Задавать вопросы, пользоваться в речи распространённым предложением;

Определять место ударения в слове;

Вычленять слова из предложений;

Составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;

Свободно артикулировать, правильно произносить звук и исправлять в речи свои ошибки и ошибки своих товарищей;

Различать звуки в слогах, словах, предложениях, тексте;

Определять сходство и различие дифференцируемых звуков;

Уметь дать характеристику звукам;

Владеть навыком пересказа;

Уметь организовать учебную работу,

Проявлять наблюдательность к языковым явлениям,

Производить самоконтроль, контрольные действия.

4. Оценка достижения ожидаемых результатов освоения учебной программы.

Контрольное обследование детей, посещавших логопедические занятия, в конце года для определения уровня речевого развития после коррекции звукопроизношения.

5.Тематическое планирование

6. Литература

1. Т.В. Будённая «Логопедическая гимнастика», СПб, «Детство-Пресс» 2001г.,

2. Л.С. Волкова «Логопедия», М, «Просвещение» 1995г.,

3. Р.А. Залмаева «Сам себе логопед», СПб, «XXI век» 1997 г.,

4. Г.А. Каше « Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985г.,

5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», М., Гном-ПРЕСС 1998г.,

6. А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребёнок», М., «Просвещение» 1989 г.,

7. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Т.В. Чиркина «Основы логопедии», М., «Просвещение», 1989г.,

8. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения», М., «Просвещение», 1989г

(Данилов Алексей - нарушено произношение звуков Ц,Ш,Л,Ж,Р,Р*,Ч,Щ)

№ п/п

Тема занятия

Развитие неречевых процессов

Дата проведения

По плану

По факту

Развитие мелкой моторики.

Развитие ручной моторики.

Развитие внимания.

Формирование воздушной струи. Дыхательные упражнения.

Развитие ручной моторики.

Развитие слухового внимания и памяти.

Развитие фонематического слуха.

(дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Комплекс упражнений для постановки звука Ц.

Упражнения:

· «Улыбка»,

· «Заборчик»,

· «Лопатка»,

· «Желобок»,

· «Щеточка»,

· «Футбол»,

· «Фокус».

Постановка звука Ц.

Развитие моторики.

Формирование внимания и памяти.

Автоматизация звука Ц в обратных и прямых слогах.

· Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «с»

· Выделение хорошо произносимого согласного звука в середине слова.

· Определение наличия звука «с» в слогах на слух.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука Ц в слогах со стечением согласных.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука Ц в словах.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука Ц в словах и предложениях.

Автоматизация звука Ц в предложениях.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.

Дифференциация звуков С - Ц.

Дифференцировать на слух звук в слогах, словах. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

Постановка звука Ш

Комплекс упражнений для постановки звука Ш.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах.

Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в обратных слогах и словах.

Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных и словах.

Автоматизация в спонтанной речи.

Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Комплекс упражнений для постановки звука Л.

Упражнения:

· «Улыбка»,

· «Лопатка»,

· «Накажем язык»,

· «Самолет».

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Постановка звука Л.

Развитие моторики.

Развитие внимания и памяти.

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Обогащение словарного запаса

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Обогащение словарного запаса

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Дифференциация звуков Л - Л*.

Автоматизация в спонтанной речи.

Дифференцировать звуки в словах, определять их место в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Закрепление понятий твердости и мягкости согласных звуков.

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Комплекс упражнений для постановки звука Ж.

Упражнения:

· «Вкусное варенье»,

· «Чашечка»,

· «Грибок»,

· «Погреем руки».

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Подготовительные артикуляционные упражнения. Постановка звука Ж

Развитие моторики.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Автоматизация звука Ж в прямых слогах и словах

Развитие мелкой моторики.

Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, мышления.

Автоматизация звука Ж в слогах со стечением согласных и словах.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким звуком стоит звук «ж».

Формирование внимания и памяти.

Автоматизация звука Ж в предложениях и текстах.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Формирование внимания и памяти.

Дифференциация звуков Ж - Ш,Ж - З

Формирование внимания и памяти.

Автоматизация звуков в спонтанной речи.

Совершенствование фонематического восприятия.

Обогащение словарного запаса.

Развитие мыслительных операций.

Развитие связной выразительной речи.

Обогащение словарного запаса.

Развитие мыслительных операций.

Календарно-тематическое планирование.

(Веретенников Данил - нарушено произношение звуков С, З, С*, Ш)

№ п/п

Тема занятия

Развитие неречевых процессов

Дата проведения

По плану

По факту

Развитие моторики.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, мелкой моторики, развитие зрительно-пространственных представлений.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Развитие ручной моторики.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Развитие ручной моторики.

Формирование внимания и памяти.

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Разучивание комплекса упражнений для постановки звука С.

Упражнения:

· «Улыбка»,

· «Заборчик»,

· «Лопатка»,

· «Желобок»,

· «Щеточка»,

· «Футбол»,

· «Фокус».

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Постановка звука С.

Развитие моторики.

Формирование внимания и памяти.

Постановка звука С.

Развитие моторики.

Формирование внимания и памяти.

Автоматизация звука С слогах и словах.

· Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «С»в начале и конце слова, развитие навыков звукобуквенного анализа слов.

· Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука С в предложениях и спонтанной речи.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.

Постановка звука З.

Разучивание комплекса упражнений для постановки звука.

Развитие моторики.

Развитие памяти и внимания.

Постановка звука З.

Развитие моторики.

Развитие внимания и памяти.

Автоматизация звука З слогах и словах.

Обогащение словаря.

Формирование понятия «место звука в слове».

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Автоматизация звука З в предложениях и спонтанной речи.

Обогащение словаря.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Дифференциация звуков С - З

Дифференциация понятий «звонкость, глухость согласных звуков». Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов в предложении.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Постановка мягкого звука С*

Развитие моторики.

Развитие памяти

Автоматизация звука С* в прямых слогах.

Обогащение словаря.

Формирование понятия «место звука в слове».

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Обогащение словаря.

Формирование понятия «место звука в слове».

Развитие мыслительных операций.

Автоматизация звука С* в обратных слогах.

Обогащение словаря.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука С* в словах.

Обогащение словаря.

Формирование понятия «место звука в слове».

Развитие произвольного внимания, памяти,.

Автоматизация звука С* в слогах со стечением согласных.

Обогащение словаря.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука С* в словах

Обогащение словаря.

Формирование понятия «место звука в слове».

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука С* в словосочетаниях и предложениях.

Обогащение словарного запаса.

Развитие связной речи.

Развитие мыслительных операций.

Дифференциация звуков З* - С*.

Дифференциация понятий «звонкость, глухость согласных звуков». Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов в предложении.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Дифференциация звуков С - С*.

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов и предложений.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация в спонтанной речи.

Развитие связной речи.

Развитие памяти

Упражнения:

· «Трубочка»,

· «Вкусное варенье»,

· «Чашечка»,

· «Грибок»,

· «Погреем руки».

Подготовительные упражнения для постановки шипящих.

Развитие памяти.

Постановка звука Ш.

Развитие моторики.

Развитие памяти и внимания.

Автоматизация звука Ш слогах и словах.

Обогащение словаря.

Развитие памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в предложениях и спонтанной речи.

Развитие связной речи.

Развитие произвольного внимания.

Дифференциация звуков С - Ш

Дифференциация понятий «звонкость, глухость согласных звуков». Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов в предложении.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Календарно-тематическое планирование.

(Идрисова Ильвина - нарушено произношение звуков Р, Р*)

№ п/п

Тема занятия

Развитие неречевых процессов

Дата проведения

По плану

По факту

Формирование точных движений органов артикуляции.

Развитие моторики.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, мелкой моторики, развитие зрительно-пространственных представлений.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Формирование направленной воздушной струи. Развитие мелкой моторики.

Развитие ручной моторики.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Разучивание комплекса упражнений для постановки звука Р.

Упражнения:

· «Болтушка»,

· «Маляр»,

· «Индюк».

· «Лошадка»,

· «Барабанщик»,

· «Гармошка»,

· «Пулемет».

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Выработка вибрации языка. Постановка звука Р.

Развитие моторики.

Календарно-тематическое плнирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения позволит учителю логопеду построить работу как учителю со стажем, так и молодому специалисту. В планировании отображены основные этапы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Индивидуально-подгрупповой работы

По коррекции звукопроизношения

на 2015-2016 учебный год

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

  1. Подготовительный

Задачи – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе, а именно:

Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

Формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

В процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

Укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

II. Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи:

Устранение дефектного звукопроизношения;

Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1.Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С,З, Ц, Сь,Зь

шипящий Ш

сонор Л

шипящий Ж

соноры Р, Рь

шипящие Ч,Щ

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения:

Для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щепотка», «Футбол», «Фокус»

Для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

Для Р, РЬ: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

Для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) С, З, Ш, Ж, Сь, Зь, Ль автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ,Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация звуков в слогах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в слогах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в группы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5.Дифференциация звуков:

С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Рь, Р-Ль, Р- Й, Ль-Л;

6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения;

нормализация просодической стороны речи;

обучение рассказыванию.

п\п

Этапы в содержание работы по коррекции фонетических нарушений речи

Обогащение лексико-грамматической системой речи (в практическом плане)

Кол-во

часов

Примечание

Свистящие звуки

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания свистящих звуков

Постановка звука С

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «С» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак.

Обогащение словарного запаса словами со звуком С произносится на каждом занятии.

Автоматизация звука С;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука С в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сумка, пе-сок, столы.

Тема: «Посуда», «Сад», Словообразование: уменьшительные суффиксы существительных. Развитие связной речи.

Постановка звука Сь и автоматизация его (аналогично звуку С).

Учить слышать звук Сь среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.

Повелительная форма глагола, изменение существительных по падежам.

Дифференциация звуков С-Сь

Дифференциация на слух звуки С и Сь (твердость, мягкость).Деление слов на слоги.

Животные и их детеныши.

Постановка звука З и автоматизация его

Формирование понятия звонкости и глухости звуков. Учить слышать звук З среди

других звуков, слогов, в словах. Дальнейшее закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Ударение.

Образование множественного числа существительных. Закрепление навыков построения предложения.

Постановка звука Зь и автоматизация его

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Учить слышать звук Зь среди других звуков слогов. В словах. Закрепление понятия твердости и мягкости звука. Ударение.

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Антонимы.

Дифференциация звуков

З и Зь

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Закрепление способов обозначения мягкости согласных на письме.

Дифференциация звуков

С и З

Дифференциация понятий, звонкость и глухость согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов в предложении. Ударение.

Слова паронимы. Предлоги.

Дифференциация звуков

С и Зь

Закрепление понятий твердости и мягкости согласных

Словообразование: сложные слова. Звуков, их звонкости и глухости.

Постановка звука Ц и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом слоге;

Учить слышать звук Ц среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Единственное и множественное число глаголов. Спряжение глаголов.

Дифференциация звуков

Ц-Ть

Дифференцировать эти звуки в словах, определять из место в слове. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа.

Определение рода существительных

Дифференциация звуков

С-Ц

Дифференцировать на слух эти звуки в словах, слогах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Словообразование существительных от существительных

Шипящие звуки

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау.

Постановка звука Ш

Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове. Учить слышать среди других звуков, слогов звук Ш в начале и конце слова. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа: он, ум, му, но. Формирование понятия места в слове.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ш будет проводиться на каждом занятии.

Автоматизация звука Ш

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение на слух наличия звука Ш в середине слова. Определение места его в словах. Развитие навыков звуко-буквенного

Анализа слов типа: мак, сан-ки, пуш-ка, ме-шок, шкаф, шка-фы. Определение последовательности звука в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

Образование множественного числа существительных. Согласование количественных числительных с существительными. Спряжение глаголов. Развитие связной речи.

Постановка звука Ж и автоматизация его

Дать понятие звонкости звука. Определение наличия звука Ж в словах, место его в них

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ж

Автоматизация правильной артикуляции звука Ж и его автоматизация (аналогично звуку Ш).

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким звуком звук Ж.

Р.П. существительных. Спряжение глагола. Обобщающие понятия. Дательный падеж существительных. Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Ш-Ж

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференциация понятий звонкости и глухости звуков..

Развитие связной речи

Дифференциация звуков

С-Ш

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференцировать понятия свистящие и шипящие звуки. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Развитие связной речи

Дифференциация звуков

З-Ж

Дифференцировать эти звуки на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятие звонкий, глухой свистящий и шипящий звуки.

Развитие связной речи

Постановка звука Ч и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Ч среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ч. Обобщения. Словообразование (уменьшительные суффиксы существительных)

Дифференциация звуков С-Ч

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

Дифференциация звуков Ч-Ц

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

Постановка звука Щ и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Щ среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Щ, определениями, обощениями, словами, обозначающими профессии. Определение рода существительных. Развитие связной речи

Дифференциация звуков Ч-Щ

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах. Ударение.

Словообразование: уменьшительный суффикс существительных. Развитие связной речи

Дифференциация звуков Ш-Щ

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

Дифференциация звуков

Ц-Ч-Щ

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах

Развитие связной речи

Дифференциация звуков

Щ-С

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах

Развитие связной речи

Звук Л

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау.

Постановка звука Л

Автоматизация звука Л;

а) в прямом слоге в начале слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука Л в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сум-ка, пе-сок, сто-лы.

Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Ударение.

Образование множественного числа существительных.

Образование новых слов путем наращивания слогов. Развитие связной речи.

Постановка звука Ль

Учить слышать звук Ль среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.

Обобщение. Словообразование: прилагательных от существительных. Множественное число существительных. Р.п. существительных.

Автоматизация звука Ль;

а) в прямом слоге в начале слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах.

Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Л-Ль

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости этих звуков.

Слова-паронимы. Согласование в роде существительных с глаголами прошедшего времени. Антонимы. Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Л-В

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Слова-паронимы. Развитие связной речи.

Звук Р

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау.

Постановка звука Р

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «Л» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом занятии.

Автоматизация звука Р;

а) в прямом слоге в начале слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах: ма-ки, ра-ка, ру-кав, кран, кра-ны.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р. Словообразование уменьшительных суффиксов сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ных. Согласование прилагательных с ущ-ми. Родственные слова. Образование 1-го лица ед.числа глаголов. Одушевленные. Неодушевленные предметы. Темы: «Птицы», «Животные». Уточнение конкретно-пространственных значений предметов. Распространение предложений. Тема: «Профессии» антонимы. Словообразование:глагольные приставки. Развитие связной речи.

Постановка звука Рь и автоматизация его (аналогично звуку Р).

Учить слышать этот звук среди других звуков.слогов, в словах. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.закрепление навыков звуко-буквенного анализа. ударение

Тема: «Овощи», «Кто, где живет?». Согласование сущ-ых с прилагательными. Винительный и Родительный падежи сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ых. Определение рода сущ-ых. Многозначность слов.

Дифференциация звуков

Р-Рь

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятий тв. и мягкости звуков.

Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Р-Л

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Ласкательный суффиксы сущ-ых. Антонимы. Образование глаголов прошедшего времени, повелительной формы. Образование сложных прилагательных. Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Рь-Ль

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Антонимы


Приложения.

Литература.

Тема 6. Недостатки произношения звонких и глухих согласных звуков.

Цель работы. Ознакомиться с формами нарушения произношения звонких и глухих согласных звуков; овладеть основными навыками выявления у детей недостатков произношения звонких и глухих согласных звуков; научиться планировать и проводить работу по формированию правильного произношения звонких и глухих согласных звуков.

Теоретическая часть. Отметить возрастные особенности появления в речи ребенка звонких и глухих согласных звуков. Представить лингвистическую характеристику дефектов озвончения.

Практическая часть. Раскрыть общие требования к работе по исправлению дефектов озвончения. Изучить состояние звукопроизношения одного ребенка, имеющего дефекты озвончения (указать форму проявления и группу нарушенных звуков). В выводах по диагностике описать использованные диагностические методики и дефекты озвончения у ребенка. Разработать индивидуальный план коррекции звукопроизношения этого ребенка и представить его в таблице.

Таблица 1.

Индивидуальный план коррекции звукопроизношения

(фамилия, имя, возраст)

Методы и приемы

Ответственные

Приложения. Речевой материал, необходимый для преодоления дефектов смягчения в речи (слоги, слова, речевые зарядки, фразы, рассказы, стихи, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки).

Литература.

    Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Сост. В.П. Балабанова и др. – СПб., 2001.

    Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. – СПб., 2004.

    Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998.

    Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2003.

    Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: практический курс. – М., 2003.

    Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

    Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов-на-Дону, 2003.

    Хватцев М.Е. Логопедическая работа с дошкольниками. – СПб., 1996.

Светлана Мамедова
Планирование коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Одной из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением , является речевое развитие детей и преодоление фонетико-фонематического недоразвития через целенаправленную логопедическую работу по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Работу по коррекции звукопроизношения начинаем с обследования. Для этого используем традиционные в логопедии методики (Лалаевой Р. И., Архиповой Е. Ф.) . Обследование позволяет выявить особенности артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического слуха каждого ребенка.

Данное обследование позволяет не только выявить особенности речевого развития каждого ребенка , но и сгруппировать детей для дальнейшей работы , а также, в соответствии с принципом личностно-ориентированного подхода, разработать индивидуальное направление коррекционного воздействия .

Дидактические игры являются одной из основных и эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста , так как игра является ведущей деятельностью этого возраста , при этом в ней зарождаются элементы учебной деятельности. Кроме того, речевые игры способствуют созданию психологической готовности детей к речевому общению ; необходимости многократного повторения ими речевого материала; тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи. Поэтому дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений оказывается дополнительная логопедическая помощь.

Разработанная нами схема обследования позволяет выявить особенности артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического слуха каждого ребенка. Содержание коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН строится с учетом уровня развития фонематического восприятия, артикуляционной моторики и звукопроизношения каждого ребенка , его личностных и психологических особенностей, а также с учетом целей и задач коррекционной программы и перспективного плана логопедической работы .

Дидактические игры для коррекции произношения шипящих звуков .

1.«Веселый язычок» . Цель : развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков . Ход : ребенку предлагается послушать сказку о веселом язычке и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков .

2.«Путешествие Буратино» . Цель : подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков . Ход : воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел в лес. Чтобы он добрался до леса, ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке» , собрать «грибы» и т. д.). Ребенок выполняет точные артикуляционные движения.

3. «Мыльные пузыри» . Цель : развивать плавный звуков . Ход : детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.

4. «Фокус» . Цель : развивать плавный , длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков . Ход : на кончик носа ребенка кладется кусочек ватки, ребенок его сдувает, положив широкий кончик языка на нижнюю губу.

5. «Оркестр» . Цель : развивать длительный , плавный выдох. Ход : по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки) .

6. «Светофор» . Цель : выделять звук в ряду других звуков , на фоне слова.

Ход : детям раздаются квадратики синего цвета. Если в произносимом ряду звуков звук , то поднимают синий квадратик, если другие звуки , то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.

7. «Вратари» . Цель : выделять звук в ряду других звуков , на фоне слова. Ход : логопед произносит различные звуки , если в произносимом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук , то «ловят» его, хлопая в ладоши. Аналогично проводится игра со словами.

8. «Где звук . Цель : учить определять место звука в слове . Ход : детям раздаются «домики» с тремя окошками. Фишку, которая обозначает шипящий звук , ребенок кладет в первое окошко, если звук первый в слове , в третье окошко, если звук последний в слове , во второе окошко, если звук находится в середине слова.

9. «Слова» . Цель : упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах . Ход : дети становятся в круг. Один ребенок передает мяч другому, называя любое слово. Другой ребенок берет мяч, передает его следующему и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова и т. д. Кто ошибается - выходит из игры.

10. «Кузовок» . Цель : тренировать детей в определении места заданного звука в слове . Оборудование : набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами звукового состава слов . Ход : логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов , наклеенными на коробках. Можно проводить игру в форме соревнования двух команд детей .

11. «Помоги ежику перейти через болото» . Цель : упражнять детей в слуховом различении изолированного звука в ряду других звуков . Оборудование : игрушечный ежик, кубики. Ход : Логопед просит детей помочь ежику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат заданный звук . Далее логопед произносит изолированные звуки , при правильно сделанных хлопках ежик переходит с одной "кочки" (кубика) на другую. Если дети делают ошибки, ежик возвращается на предыдущий кубик.

12. «Вставь нужную букву» . Цель : тренировать детей в выполнении операций по звуко -буквенному анализу слов. Ход : Логопед показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Дети отгадывают, каких букв не хватает в каждом из слов.

13. «Придумай слово» . Цель : тренировать детей в выборе слов с заданным звуком . Ход : Логопед показывает детям «волшебную палочку» . Сообщает, что если дети назовут слова с указанным звуком , то она замигает.

14. «Перебеги дорогу» . Цель : развитие слухового внимания , фонематического восприятия. Ход. Дети встают в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т. п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова «подушка» ) дети должны перебежать "дорогу" (ковер) . Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.

15. «Тишина» . Цель звука Ш . Ход : водящий стоит у одной стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети тихо подходят к водящему; при громком движении водящий подносит указательный палец к губам и произносит :ш-ш-ш. Тот, кто издал шум, должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, становится водящим.

16. «Лес шумит» . Цель : формировать правильное произношение звука Ш . Ход : воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев : ш-ш-ш. Воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, и пошуметь листочками так, как будто на них дует ветер.

17. «Мухи в паутине» . Цель : формировать правильное произношение звука Ж .

Ход : дети образуют круг и опускают руки – это паутина. Другие дети - мухи. Они жужжат : ж-ж-ж, вбегают в круг и выбегают из круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину, поднимают руки. Те «мухи» , которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры.

18. «Поезд» . Цель : формировать правильное произношение звука Ч . Ход : дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит «паровоз» . Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч . Дав поезду немного проехать, ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход; на красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.

19. «Воробушки» . Цель : формировать правильное произношение звука Ч . Ход : дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова логопеда : «Солнышко встало, воробушки проснулись» , - дети открывают глаза и громко повторяют : чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этого дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «ночь пришла» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.

20. «Договори словечко» . Цель : формировать правильное произношение звука Ч . Ход : воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи, цирка, скрипа…., и т. д.) .

21.«Дворники» . Цель : формировать правильное произношение звука Щ . Ход : воспитатель напоминает детям, что осенью, когда с деревьев опадает много листьев, дворники ее сметают в большие кучи : щ-щ-щ. Воспитатель предлагает детям представить, что они дворники, и «подмести» двор.

22. «Поймай рыбку» . Цель : автоматизация шипящих звуков в словах . Оборудование : металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом. Ход : дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове . За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

23. «Помоги Маше» . Цель : автоматизация звука Ш в словах . Ход : воспитатель говорит : «Маша шла-шла и игрушки нашла» . Ребенок помогает собрать Маше игрушки, называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т. д.) .

24. «Одень куклу на прогулку» . Цель : автоматизация звука Ш в словах . Ход : бумажной кукле нужно подобрать предметы одежды по сезону : летнюю или зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т. д.) .

25. «Назови ласково» . Цель : автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах. Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т. д.).

26. «Назови детеныша » . Цель : автоматизация звуков Ж , Ч в словах. Ход : воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет его детеныша (верблюд - верблюжонок, медведь - медвежонок, еж - ежонок, заяц - зайчонок, белка - бельчонок и т. д.).

27. «Маленький – большой» . Цель : автоматизация звука Ч в словах . Ход : воспитатель бросает мяч и произносит фразу, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени :

у кошки – усы, а у тигра - ….

у птички – глаза, у дракона - ….

у гномика – дом, а у великана ….

28. «Беговые дорожки» . Цель : закрепить правильное произношение шипящих звуков . Оборудование : на картоне оформляются дорожки со стартом и финишем . На них наклеиваются картинки на разные звуки . Ход : Дети (двое) ведут пальцем по дорожке и проговаривают слова. Логопед задает темп : «Кто быстрее?»