Артикуляционный уклад звука щ. Комплекс упражнений вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков ш

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты (С – глухой звук).

О постановке звука С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ЗЬ – звонкий звук).

Артикуляция звука Ц

Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков . Дефекты произношения свистящих звуков называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

Комплекс упражнений

для выработки артикуляционных укладов

звуков [ ш ], [ ж ], [ ч ], [ щ ].

Уклад органов артикуляции.

При произнесении [ш ] губы округлены и слегка вытянуты вперед перед последующим гласным [а ] округление минимально, перед [ы ] ([и ]) округления может и не быть. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или образует с ними щель. Средняя часть спинки опущена (углубление посередине образует как бы дно "чашечки"). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Воздушная струя теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

При образовании [ж ] та же артикуляция. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее, а щель между кончиком языка и твердым небом меньше, чем при образовании [ш ].

При произнесении [щ ] губы округлены и слегка выдвинуты вперед, широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении [ш ]). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому нёбу. Струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым небом и между кончиком языка и передними зубами.

При произнесении [ч ] губы округлены и вытянуты, кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки прижата к верхним резцам.

    "Пирожок".

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимается вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10.

    "Лопатка", "Блинчик", "Лепешка".

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    "Качели".

Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним с внутренней стороны.

    "Маляр".

Цель: вырабатывать движение языка вверх.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно).

    "Грибок".

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

    "Гармошка".

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

    "Вкусное варенье".

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался.

    "Чашечка", "Ковшик".

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу.

    "Фокус".

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу.

    "Заборчик".

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

    Упражнение в произнесении [ т" ] – [ щ ].

Перед постановкой [ч ] полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков [т" ] и [щ ]. это способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения [ч ]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ .

    "Горка".

Цель: вырабатывать подъем передне-средней части спинки языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается.

Александра Назарук
Правильный уклад органов артикуляции

Уклад органов артикуляции . Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос,голосовые складки колеблются, производя голос.

Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно, как при гласном и, кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Уклад органов артикуляции . При л губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение) . Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос. Артикуляция мягкого л" отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным) . Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена

Звуки С,З.

При произнесении звука с губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния в 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель – тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый» (звук произносится с «пришепетыванием» ). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос. При произнесении мягкого с" губы растягиваются больше, чем при с, и напрягаются. Переднесредняя часть спинки поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол , вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции з и з" в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает.

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами. – 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция : он начинается со смычного элемента (как при ш, при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с, который звучит очень кратко. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная.

При произнесении звука ш губы вытянуты вперед и округлены (перёд а – округление минимально, перед ы (и) округления может и не быть). Расстояние между зубами больше, чем при свистящих – 4–5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а задняя–поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели : между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка й твердым небом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение.

При образовании звонкого ж та же артикуляция , что и при образовании звука ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым Нёбом меньше, чем при образовании ш.

При произнесении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1–2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию : он начинается со смычного элемента (как при звуке т) . Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу . Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ, который звучит кратко. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой.

Звук щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий, для которого характерен следующий уклад органов артикуляции : губы, как и при ш, вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при ш) . Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть – приподнимается к твердому нёбу, задняя часть – опущена и продвинута вперед; нёбная занавеска поднята, голосовые складки разомкнуты. Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит через две щели : между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при ш.

При произнесении звука к губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Место смычки языка с нёбом меняется при разных фонетических условиях : при ка оно оказывается на границе твердого и мягкого нёба, при сочетании с лабиализованными гласными о и у смычка оказывается ниже (с мягким нёбом) . Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции г добавляется участие голосовых складок, ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с к .

При артикуляции звука х в отличие от к задняя часть спинки языка неполностью смыкается с нёбом : по средней линии языка создается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких к’, г", х" язык подвигается вперед и производит смычку с нёбом (а для х" – щель) . Средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу. Передняя часть (как и при твердых к, г, х) опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы.

Уклад органов артикуляции. Для произнесения звука л необ­ходима достаточно сложная работа различных частей артикуля­ционного аппарата: губы нейтральны и принимают положение в; зависимости от следующего гласного; расстояние между верхни­ми и нижними резцами - 2-4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение); передняя и средняя части спинки языка опускаются, корневая его часть приподнимается и оттяги­вается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность; боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая; мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки колеблются, производя голос.

Артикуляция мягкого л" отличается от артикуляции твердого л тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Передне-сред­няя часть спинки языка поднимается по направлению ктвер­дому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спин­ки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.

Выработке необходимых движений языка способствуют сле­дующие упражнения.

    «Наказать непослушный язычок».

    «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

    «Качели-1».

Цель:

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачи­вать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    «Качели-1».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и ниж­няя челюсть были неподвижны.

    «Качели-2».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за ниж­ние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не дви­галась.

    «Вкусное варенье».

    «Пощелкать кончиком языка».

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Сле­дить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

    «Беззвучно пощелкать кончиком языка».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Сле­дить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и по­движность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед­ ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

10. «Горка», «Киска сердится».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упира­ется в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались непо­движными.

11. Упражнения в произнесении звука к (г).

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опушен и оттянут назад. Медленно произносить звук к, стараясь задержать вы­ гнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;

б) То же, но произносить звук г.

12. «Катушка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

13. «Пароход».

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно про­износить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хо­рошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя че­люсть были неподвижны.

1. Сигматизмы шипящих звуков

Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция

Для выявления основного (базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их (см. рис. на заднем форзаце).

Все звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые ,

за исключением ч , который является смычно-щелевым , т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Артикуляция звука ж ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы.

Если звук ш произносится правильно, то:

Добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;

Добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч .

Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш . Чтобы ознакомиться с основными нарушениями шипящих звуков и способами их исправления, обратимся к таблице 2 «Нарушения звука ш и их исправления».

Нарушения звука ш и их исправления

I. Правильная артикуляция звука ш

Межзубный .

Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны.

Кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель;

Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель;

Средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика);

Задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика);

Боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха.

Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком.

Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата.

Подготовительный этап . При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются:

Умение слегка выдвигать вперед округленные губы;

Подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами;

Длительная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка звука . Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш.

Боковой.

Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут.

Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево.

Кончик языка:

а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов;

б) опущен за нижние резцы;

Передняя часть спинки языка:

а) образует смычку с альвеолами;

б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена;

Средняя часть спинки языка:

а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку;

б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена;

Задняя часть спинки языка:

а) поднята;

б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена;

Боковые края:

а) опущены;

б) опущен левый (правый) край языка.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя:

а) выходит по обоим краям языка;

б) идет вбок вправо (влево)

Нарушения звучания: хлюпающий звук.

Предраспологающие факторы:

Боковой открытый прикус;

Слабость мышц одной половины языка.

Подготовительный этап . Проводятся упражнения для:

Укрепления боковых краев языка;

Равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх;

Выработки воздушной струи, идущей посередине языка;

Отрабатываются звуки т и с .

Постановка звука . Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

Автоматизация звука .

Дифференциация звуков

Носовой.

Зубы: разомкнуты.

Кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта;

Передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом;

Средняя часть спинки языка оттянута назад;

Задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом;

Боковые края опущены.

Мягкое нёбо опущено.

Воздушная струя идет через носовую полость.

Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Подготовительный этап . Вырабатываются умения:

Удерживать широкий распластанный язык на верхней губе;

Направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа);

Различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении;

Отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука . Ребенку предлагается:

При открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш.

- если нет звука р , то ставят звук ш от звука с с механической помощью.

Автоматизация звука

Дифференциация звуков . При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой.

2. Парасигматизмы.

2.1.Губно-зубной .

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены.

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов;

Передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад;

Средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад;

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя более узкая и холодная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка - «фапка», машина - «мафина», душ«дуф»).

Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для:

Отработки движений нижней губы вниз-вверх,

Подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука . Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф.

2.2. Призубный.

Губы: занимают нейтральное положение.

Зубы: незначительно разомкнуты.

Кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами;

Передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами;

Средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка становится более выпуклой;

Боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя толчкообразная.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка - «тапка», машина - «матина», душ - «дут»).

Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Вырабатываются умения:

Сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы,

Различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная).

Проводятся упражнения для выработки:

Длительной, направленной воздушной струи;

Положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами,

Отрабатывается звук с.

Постановка звука . Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука . Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков . При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т.

2.3. Шипящий.

Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов.

Кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;

Передняя часть спинки языка напряженна;

Средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется;

Задняя часть спинки языка приподнята;

Боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.

Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина - «маш’ина», душ - «душ’»).

Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения:

Поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами;

Чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ.

2.4.Свистящий.

Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке.

Зубы: сближены на 1-2 мм.

Кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

Передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

Средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок;

Задняя часть спинки языка незначительна поднята;

Боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.

Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»).

Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап.

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая).

Отрабатывают движения:

Широкого языка вверх, к передней части твердого нёба;

Добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы;

Чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.

Исправление звуков ш, ж, ч, щ при различных видах нарушений

Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

Звук ш

Подготовительный этап. Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя, пя, пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, воспитатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Постановка звука . После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, воспитатель предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем, воспитателя он начинает выполнять требуемые движения (сближать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произносить звук ш.

Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка объекты, в названиях которых звук ш находится

В начале слова: шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шапка, шов, шкаф, шлем, шлюпка, шляпа, шпалы, шпагат, штанга, штык;

В середине: мышонок, машина, галоши, кошелек, каша, уши, мешок, пушок, кувшин, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катушка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, клюшка, пушка;

В конце: душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, камыш, голыш, клавиш. Ребенок называет эти слова.

После автоматизации звука ш в словах воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения и под его диктовку записывает ему в тетрадь, например: Шалуны шумели и шалили. Шапка да шубка — вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.

Звук ж

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Воспитатель прикладывает тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых связок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

Для автоматизации звука ж в словах воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится

В начале: жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, жук, желток, жемчуг, желе, жетон,

В середине: пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник.

Слова, заканчивающиеся на ж, не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как ш.

С отработанными словами придумываются предложения и записываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

Звук ч

Звук ч можно поставить от звука т: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Воспитатель показывает на себе, где находится язык и насколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-ть-ть. В результате получится звук ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори»). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, ч — прыгнул, еще раз ч — прыгнул»).

Если по подражанию звук ч поставить не удается, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения звукосочетания тш сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится

В конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, пугач, тягач, мяч, сыч;

В середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, кочан, мальчик, пончик, печенье, качели;

И лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.

Вместе с ребенком воспитатель придумывает и записывает предложения со словами на ч. Например: У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с печеньем.

Звук щ

Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания щ ребенку нужно показать, что если мы, произнося звук ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук щ.

Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

Для автоматизации звука щ в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится:

В начале слова: щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы;

В середине: вещи, клещи, Кащей, ящик, хищник, площадь, овощи, голенище, удилище;

В конце: лещ, клещ, плющ, плащ.

По просьбе воспитателя ребенок придумывает предложения с усвоенными словами. Например: Товарищи вытащили щуку и леща. Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.

(Дополнительный материал для автоматизации звука щ см. на с. 218.)

Вопросы.

Почему звук ш является базовым в группе шипящих звуков?

Какие виды сигматизма шипящих звуков вы знаете?

Какие виды парасигаатизма шипящих звуков вы знаете?

Чем отличается работа на подготовительном этапе при сигматизмах шипящих звуков от этой же работы при парасигматизмах шипящих звуков?

Каким этапом и почему заканчивается работа при сигматизмах и парасигматизмах шипящих звуков? Дайте конкретные примеры.

Каков основной способ постановки звука ш?

Каковы особенности проявления межзубного произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления бокового произношения звука ш и его исправления?

Каковы особенности проявления носового произношения звука ш и его исправления?

Как проводится автоматизация поставленного звука? Дайте примеры на шипящие звуки.

В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?