Структура индивидуального занятия по логопедии. Подготовительный этап логопедических занятий

Алла Мальгина
Структура логопедического занятия по постановке звука

Тема: Звук …

Цель: постановка звука…

Задачи:

Развитие мышц артикуляционного аппарата;

Развитие фонематического слуха;

Автоматизация звука изолированно.

Оборудование: зеркало индивидуальное, коллективное; профиль артикуляции, схематические изображения артикуляционных укладов; материал для развития воздушной струи; зонды, шпатели, спирт, ватные диски; дидактический материал: слоговые таблицы, дорожки, картинки, игрушки.

Этапы занятия:

1. Организационный момен т. Необходимо создать положительный эмоциональный настрой (улыбка, приветствие и т. п.).

2. Объявление тем ы. Может быть прямое («Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук) или через выделение звука из речевого материала («Догадайся, какой звук будем сегодня учиться говорить – Соня, санки, самокат?»).

3. Артикуляционная гимнастика. Отрабатываются артикуляционные упражнения, которые необходимы для изучаемого звука. Например, для звука Ш –это «Рупор», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Индюшата» и т. д.

4. Постановка звука. Начинается с наиболее простых способов: по подражанию; от артикуляционной гимнастики; от опорного звука. При необходимости применяется механическая помощь (палец ребёнка, логопедические зонды, ложечка) или комбинированный способ.

5. Анализ артикуляции звука (в том случае, если звук получился). Логопед вместе с ребёнком анализирует положение губ, языка., расстояние между зубами, работа голосового аппарата, характер выдыхаемой воздушной струи. Анализ сопровождается рассмотрением профиля артикуляции, артикуляции логопеда, самого ребёнка перед зеркалом. Демонстрируются схемы, ручная модель звука.

6. Развитие фонематического слуха. В том случае, если у ребёнка было искажение звука, то ему предлагается распознать ошибку в предлагаемом речевом материале. Замеченную ошибку ребёнок объясняет и анализирует. Ребёнок, который заменял данный звук или смешивал с каким-либо, учится слышать его среди других. Сначала в тексте, где логопед утрированно произносит данный звук; затем предлагаются слова с этим звуком и слова, где его нет; далее слоги с данным звуком и без него и в чистом виде звук среди других звуков. Но на этапе постановки звука в речевом материале не должно быть аппозиционных звуков.

7. Автоматизация звука в чистом виде (изолированно). Лучше проводить через звукоподражание («Как шипит змея?», «Как шуршит травка? и т. п.).

8. Оценка работы ребёнка. Всегда должна быть положительной («Ты молодец!», «Ты старался!» и т. п.).

9. Домашнее задание. Нельзя давать речевой материал, т. к. звук ещё не отработан. Задаётся артикуляционная гимнастика.

Публикации по теме:

Тема занятия: Постановка звука [с]. Подготовительный этап. Цель занятия: подготовить органы артикуляции к произнесению звука [с]. Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепить правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [л]» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Постановка звука (Л)» Крамаренко Елена Григорьевна, учитель – логопед, ДОУ №7 «Рябинушка».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука «С». ТЕМА: ЗВУК «С». ЦЕЛЬ: постановка звука «С». ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Сформировать.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в словах» Цель: Закреплять правильное произношение звука С в словах. Образовательные задачи: закрепление у детей правильного произношения звука.

Структура и содержание

(по постановке звуков)

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных логопедических занятиях с детьми .

При их подготовке и проведении логопед должен:

1. сформулировать тему и цель занятия;

2. определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

3. постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

4. разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;

5. учитывать зону ближайшего развития ребенка;

6. осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

7. кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

8. использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

9. уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает . Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи – сложный двигательный навык.

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать. В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи – губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений:точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков. Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев – более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса. Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую ситуацию. В других случаях в качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту, способу артикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка (например, сохранными звуками, опорными для постановки звука [ш] могут служить звуки [с], [т], [р]). В более сложных случаях требуется механическая помощь.

На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:

1. развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

2. формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

3. развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

4. совершенствование лексико-грамматических конструкций;

5. развитие неречевых психических процессов;

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.

На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, следует стремиться к тому, чтобы занятие было не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тренировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками. Если структура занятия на этапе автоматизации определяется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Формы и организация

Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий.

Рассмотрим формы занятий, точнее, формы их организации и проведения.

Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Приведу несколько вариантов.

К нам пришел гость:

1. он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;

2. гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или
произносить правильно звук и просит его научить;

3. гость принес с собой разные задания для ребенка и просит их выполнить.

В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.

Идем в гости

В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.)

Мы пришли в гости:

1. удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;

2. поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.

Посылка

Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

Письмо

Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал.

План

Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»).

Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»)

Ребенку предлагается рисованная карта (можно использо­вать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки из киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

Поле чудес

Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

Стройплощадка

Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). При этом чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти частей в зависимости от возраста ребенка).

Проявляющаяся картинка

Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

Цирк

Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

Веселая школа

В одном случае ребенок попадает в необычную школу (например, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.

Занятие — сказка

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Конечно, это далеко не полный список форм индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Каждый логопед может продолжить его своими наработками и идеями.

В статье представлены несколько вариантов структуры логопедических занятий при различных речевых патологиях.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма ( , дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

1. Оргмомент.

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

8. Итог занятия.

Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва

Структура логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения

п/п

Этапы занятия

Примерное содержание

Примечания

1

Организационный момент

- введение в тему занятия

Активизация детей, эмоциональный настрой на предстоящее занятие, игровые задания или упражнения, подводящие к основной теме занятия

1мин

- целеполагание

Сформулированный самим логопедом, или вместе с детьми, предвосхищаемый результат занятия, то есть то, что должно быть усвоено к концу занятия

1/2мин

- постановка задач

Определение этапов и направлений работы для достижения поставленной цели.

1/2 мин

2

Основная часть

Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики

Статичные и динамичные упражнения, направленные на развитие кинестетических ощущений, общей артикуляционной моторики, или формирующие определённую артикуляционную позу; способствующие формированию сильной целенаправленной воздушной струи

3-5 мин

Уточнение артикуляции звука

Рассматривание схемы артикуляционного уклада; собственной артикуляции с опорой на зрительный и кинестетический анализаторы; моделирование артикуляции

1 -2 мин

Работа над звуком

(-постановка звука;

- автоматизация звука;

-дифференциация звука)

Специально подобранные речевые упражнения и задания, способствующие автоматизации изолированного звука, сочетания звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, речи в соответствии с общими рекомендациями

3 – 5 мин

Развитие моторных навыков

Упражнения, способствующие развитию общемоторных навыков, координации речи с движением

2- 3 мин

Развитие когнитивных функций

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию функций внимания, памяти, мышления, связанные с общей тематикой занятия, включающие произношение изучаемых звуков

2 – 3 мин

3

Итог занятия. Рефлексия

Подведение итогов занятия, оценка достижения цели, выполнения задач

1 – 2 мин

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

п/п

Этапы занятия

Примерное содержание

Примечания

I

Организационный момент

Активизация детей, эмоциональный настрой на предстоящее занятие.

1мин

II

Основная часть

Последовательность, содержание и место структурных компонентов подбираются на усмотрение логопеда и соответствуют цели и задачам конкретного логопедического занятия

2.1 Введение в тему занятия.

Формирование и развитие фонематических представлений

Актуализация и повторение имеющихся знаний, усвоенных на предыдущих занятиях. При знакомстве с новой темой желательно, чтобы логопед с использованием дедуктивного метода по возможности «подвёл» детей к существованию и целесообразности нового языкового явления. Загадки, игры, упражнения по развитию речевых или когнитивных функций, подводящие к основной теме занятия. Выделение изучаемых на занятии звуков из слов, стихотворений, загадок и др. Объяснение темы занятия должно осуществляться только одним путём и в виде одного задания. Все остальные задания должны быть направлены на закрепление.

1/2мин

2.2 Целеполагание, постановка задач

Постановка основной цели занятия: сформулированный самим логопедом, или вместе с детьми, предвосхищаемый результат занятия, то есть то, что должно быть усвоено к концу занятия. Цель занятия предполагает отработку конкретного умения на данном конкретном занятии. При формулировании цели должны обозначаться только направления коррекционной работы. Недопустимо включение в цель видов работ, которые могут быть использованы для её реализации.

Постановка конкретных задач для данного занятия.

1/2 мин

2.3 Работа со звуком (ами)

- Уточнение артикуляции, характеристика звуков

Уточнение правильных артикуляционных укладов губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков.

Сравнительный анализ чётких дифференциальных признаков изучаемых звуков. Необходимо актуализировать только те характеристик, которые являются отличительными для данной оппозиции. Все остальные приводить не следует, как несущественные в данном случае, отвлекающие внимание учащихся. (Например, для звуков [ш] - [ж] основным является различие - звонкий - глухой) Основная опора делается на слуховую дифференциацию оппозиционных звуков (если это не коррекция оптической дисграфии)

-Дифференциация изолированных звуков. Соотнесение звука с буквой.

На первых занятиях по каждой паре гласных и согласных звуков дифференциация их звучания должна отрабатываться на большом количестве однотипного в фонетическом плане материала

При дифференциации артикуляторно- и акустически сходных звуков объём лексического материала подбирается таким образом, чтобы не превышать порог утомляемости детей, сохранять возможность концентрации внимания только на содержании задания. Знакомство с буквой, обозначающей звук. (Закрепление зрительного образа буквы требуется только на занятиях по коррекции оптической дисграфии. При этом необходимо по возможности сопоставлять эти образы со знакомыми детям объектами).

-Дифференциация в слогах

Выделение звуков на фоне слога. Дети учатся выделять звуки из слогов на слух и в произношении, различать слоги с заданными звуком и без них. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.

Обозначение слогов цветовыми символами. Графическое обозначение слогов и звуков в этих слогах.Широко используется прием повторений серий слогов с различающимися звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры - открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Развитие и закрепление навыков слогового анализа и синтеза.

В процессе работы по дифференциации оптически сходных букв нет необходимости проводить слуховую дифференциацию соответствующих звуков, т.к. практически все буквы, смешиваемые на основании их оптического сходства, обозначают звуки, верно дифференцируемые в устной речи.

- Дифференциация в словах

Работа со словом. Лексико-грамматические задания (освоение словоизменения и словообразования). Словотворчество детей. Сложные виды языкового анализа и синтеза.

Уточнение лексического значения слов.

Решение ребусов, загадок, шарад.

Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).

Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

При дифференциации оппозиционных звуков на первых двух-трёх занятиях нельзя использовать слова с двумя пропущенными буквами. (Например: дифференциация А – Я: пол.нк., порос.т. и др.) Такие слова целесообразнее предлагать на уровне предложений и текстов.

Для дифференциации звуков, находящихся в конце слова, нельзя брать слова, в которых этот звук фонетически оглушается.

- Дифференциация в словосочетаниях, предложениях

Развитие умения находить слово с заданным звуком в составе предложения.

Практическое усвоение предложений разных типов. Самостоятельное придумывание предложений. Анализ слов с изучаемым звуком, входящих в предложения.

На этом этапе обязательно следует добиваться полных ответов от детей

- Дифференциация в связной речи

Повторение чистоговорок со звуками. Сочинение чистоговорок со звуками. Заучивание наизусть загадок и стихотворений. Развитие связной речи. Развитие внимания и воображения. Пересказ коротких текстов. Сочинение сказок и придумывание рассказов. Чтение текстов с дифференцируемыми звуками.

2.4 Развитие моторных навыков. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Допускается проведение не более одной физкультминутки. Содержание её должно жёстко соответствовать изучаемой теме занятия, и следующий вид работы нужно снова предварять соответствующей актуализацией. Упражнения для развития общей и мелкой моторики также должны быть связаны с темой занятия и органично вписываться в его структуру и содержание. Возможно выкладывание букв из различных подручных материалов, запись букв, слогов, слов на крупе. Обведение фигур по точкам, штриховка и т.д. Проговаривание чистоговорок с дифференцируемыми звуками с одновременным проведением самомассажа, с использованием орехов, массажных щёток и др.

2.5 Развитие когнитивных функций

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию функций внимания, памяти, мышления, связанные с общей тематикой занятия, включающие произношение дифференцируемых звуков

III .

Итог занятия. Рефлексия

Подведение итогов занятия, оценка достижения цели, выполнения задач.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал… было интересно…

было трудно… я выполнял задания…

я понял, что… теперь я могу…

я почувствовал, что… я приобрел…

я научился… у меня получилось …

я смог… я попробую…

меня удивило… урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

В работе логопеда мы часто показываем занятия: открытое или повседневное. Многие логопеды сталкиваются с вопросом «Какова структура коррекционно-логопедического занятия?»

I. Структура открытого логопедического занятия

Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:

    сказочных сюжетов;

    элементов фольклора;

    воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

    литературных персонажей;

    известных и придуманных игр;

    элементов сюжетно-дидактической игры;

    сюжетных и пейзажных картин;

    специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;

    настольно-печатных игр;

    сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.

Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физминутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звука в связной речи.

9. Итог занятия.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.

1. Организационный. Егоцель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основнаязадача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы В » начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.

Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ » . Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:

    уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

    показывается «профиль» звука на рисунке;

    уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

    находится образное сравнение звука (звук [Р ] – рычание тигра);

    определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основнойзадачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующиезадачи:

    развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    уточнение и расширение лексического запаса;

    развитие слухового внимания и зрительной памяти;

    овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

    снять усталость и напряжение;

    внести эмоциональный заряд;

    совершенствовать общую моторику;

    выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.

Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

    установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

    актуализация накопленного словаря;

    формирование связности и четкости высказываний;

    работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

    анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.

Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующиезадачи :

    развитие воображения и творческой фантазии;

    развитие словотворчества;

    развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.

9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!

Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.