Занятие по логопедии звук ч. Конспект логопедического занятия "Звуки "

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

| ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т", щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т . То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т ; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т .

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть - оч, вместо уть - уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

Разделы: Начальная школа

Цель занятия:

  1. закрепить навыки четкого произношения звука;
  2. учить выделять звук в слогах, словах, предложениях, фразах;
  3. развивать фонематические процессы;
  4. учить слоговому анализу, подбору слов к схемам;
  5. наблюдать за правописанием звукосочетаний ЧА и ЧУ;
  6. упражнять в подборе антонимов;
  7. учить работе с деформированным предложением;
  8. наблюдать за многозначностью слова;
  9. развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышления.
Дыхательная гимнастика:
  • упражнение по формированию правильного речевого дыхания;
  • 4х - тактное дыхание (с задержкой до 10, до 15);
  • Пение четверостишья «Наша Таня громко плачет».
Организационный момент
Я произнесу цепочку слов, а вы назовите лишнее.
Сахар, конфеты, чайник, печенье.
Пчёлы, ромашка, василек, тюльпан.
Печка, тарелка, ваза, поднос.
Шляпа, панама, перчатки, фуражка.
Введение в тему
Назовите звук в названии картинки, который стоит на месте, отмеченном цифрой.
Слайд 1
Можете воспользоваться звуковыми линейками.
Кто догадался, какой звук будет сегодня главным на занятии?Уточнение артикуляции звука, характеристика звука

Слайд 2
Губы – «хоботочком»
Зубы – сближены
Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба
Ощутим, голосовые связки работают или нет? Не работают, разомкнуты.
Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком
Дать характеристику звука.
Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда. Развитие фонематического восприятия
Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука [Ч] в словах.
Туча , ученик , столик, кричит , бабочка , соловей, чемпион, учить, чум.
ЧУМ - переносное жилище народов Севера России. Конический остов из шестов покрывался оленьими шкурами или корой.
Слайд 3
Проверим вашу память. Вспомните, какие слова со звуком [Ч] я диктовала?Соотнесение звука с буквой
Какой буквой на письме мы обозначаем звук[Ч] ?
На что похожа буква Ч? Заглавная буква Ч похожа на заглавную букву У. Чем отличается? Наклонная линия у буквы Ч внизу с закруглением вправо, а у буквы У – влево.
А верхняя часть строчной буквы ч похожа на чайку.
Повторяем написание заглавной буквы Ч. Ставим ручку чуть ниже верхней границы рабочей строки. Пишу короткую линию вверху и внизу с закруглением, веду руку вверх и присоединяю длинную наклонную линию внизу с закруглением.
Повторяем написание строчной буквы ч. Ставим ручку чуть ниже середины рабочей строки, веду линию вверх, делаю петелечку, веревочка провисает, и присоединяем короткую наклонную линию внизу с закруглением.

Запишите заглавную букву Ч столько раз, сколько звуков в названии второй картинки.
Запишите строчную букву ч столько раз, сколько звуков в названии третьей картинки.

Выделение звука на фоне слога
Слайд 4
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

2. Я диктую слова, а вы записывайте только 1 слоги.
ЧУДО, ЧАСЫ.
А сейчас – только 2 слоги.
ТУЧА, ХОЧУ.
Прочитаем. Какие слоги записали? Ещё раз повторим, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА пиши с гласной А, ЧУ пиши с гласной У).

Работа на уровне слова
1. Игра «Лото». В конвертах игровое поле с картинками и фишки с точками, которые определяют местоположение звука [Ч] в слове - отгадке: в начале, в середине, в конце. Я прочитаю загадки, у кого-то на игровом поле имеется картинка, название которой является отгадкой. Необходимо нужной фишкой закрыть картинку. Выиграет тот, кто раньше других закроет фишками всё игровое поле.
Слайд 5
  • Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.
  • В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу.
  • Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.
  • Хвост во дворе, нос в конуре,
  • Кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.
  • Сестра моя сова – умная голова. СЫЧ.
  • У солнышка их много-много.
  • Согреют поле, луг, дорогу. ЛУЧИ.
  • Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.
  • Ног нет, а хожу,
  • Рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.
  • Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.
  • Висит груша, нельзя скушать. ЛАМПОЧКА.
  • Горячий, с лимонным ароматом,
  • С вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.
  • Белая птица над морем кружится. ЧАЙКА.
  • Ударишь – не плачут, подбросишь – поскачут. МЯЧИ.

2. Назовите свои картинки – отгадки. Есть ли среди названий картинок слово, которое подходит к данной схеме? Запишите это слово в тетрадь. Следующая схема, запишите второе слово в тетрадь рядом с первым. И последняя схема, после этого слова поставьте точку. Прочитайте слова, которые записали.

Какое первое слово записала Аня? КЛЮЧ.
Скажите, что такое ключ?
(на доске картинки дверного ключа, скрипичного ключа и родника)
Ключ – специальный инструмент, необходимый для того, чтобы открыть какой – либо замок.
А что изображено на второй картинке?
Это необычный ключ. Он называется скрипичный и открывает нотную строку.
Что изображено на третьей картинке?
И этот родник тоже называется ключом.
Много разных есть ключей: ключ - родник среди камней.
Ключ скрипичный, завитой и обычный ключ дверной.
Вот сколько значений имеет слово ключ. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.

Динамическая пауза
Игра с перекидывание мяча. «Наоборот».
Напоминаю правила игры. Возвращая мне мяч, назовите слово противоположное по смыслу.

День – НОЧЬ,
Утро – ВЕЧЕР,
Говорить – МОЛЧАТЬ,
Включать – ВЫКЛЮЧАТЬ,
Белый – ЧЕРНЫЙ,
Грязный – ЧИСТЫЙ,
Редко – ЧАСТО,
Заканчивать – НАЧИНАТЬ.

Работа на уровне предложения
У вас на партах карточки со словами. Из этих слов необходимо составить правильные предложения. Прочитайте свои предложения.
Слайд 6.
собирала лесу Анечка в ягоды.
интересную Катя сочинила сказку.
купила чудесную книгу Мама.
весёлую Дети частушку спели.
Найдите в своем предложении слово с буквой Ч
Из найденных слов составьте новое предложение.
Анечка сочинила чу десную ча стушку.
Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.

Работа с текстом
Прочитаем текст. Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 7
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ .
Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше.
Показ видеоролика о жизни черепах. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии?
Какой звук сегодня был главным на занятии? Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук? Докажите.
Вы молодцы, отлично работали на занятии и у меня для вас сюрприз.

Показываю Кокоса – красноухую черепаху из живого уголка.

Фотография на память с гостями.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме:

Звук и буква [Ч] .

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели:

уточнить артикуляцию звука [Ч] .

Закреплять правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах, предложениях.

Закреплять понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», предложение.

Упражнять в выделении звука [Ч] в конце и начале, середине слов.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Уточнить, активизировать словарь по теме «Времена года». Совершенствовать грамматический строй речи (образование мн. числа имен существительных).

Упражнять детей в умении работать с таблицами.

Упражнять в умении составлять предложения.

Формировать диафрагмальный тип дыхания.

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фонематические процессы, восприятие, воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные цели:

воспитывать активность, инициативность, отзывчивость, умение работать в паре, сообща.

Ход занятия:

1 . Артикуляционная и дыхательная гимнастика .

а ) « Заборчик »

Верхняя челюсть стоит на нижней , губы в улыбке .

б ) « Киска сердится »

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка , кончик языка при этом прижимается к нижним зубам .

в ) « Почистим зубы »

Улыбнуться , показать зубы , приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » нижние передние зубы , делая сначала движения языком из стороны в сторону , потом снизу вверх .

г ) « Заморозим подбородок »

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку , выполнять молча и на одном выдохе .
( Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал .)

    Работа над развитием фонематического слуха.

а). Правильное и чёткое повторение чистоговорки:

Чо –чо – чо, чо –чо – чо - У меня болит плечо.

Чу - чу - чу, чу – чу – чу - Раз болит, пойди к врачу.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу - Нет, к врачу я не хочу.

Ча – ча – ча, ча – ча – ча - Буду плакать у врача.

Чи – чи – чи, чи – чи – чи - Помогают нам врачи.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу - Ну, тогда пойду к врачу.

Врачи бывают не только у людей, но и у часов. Кто знает, как называется часовой врач?

б) разучивание скороговорки. (Слайд №2).

Часовщик который час чинит часики для нас.

3. Знакомство со звуком [ ч "]

    Логопед читает стихотворение (Слайд № 3).

Стали выше небеса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь...

Дети заканчивают стихотворение все вместе, добавляют слово (весной)

Дети вспоминают признаки весны (тает снег, прилетают птицы, дети строят скворечники).

Какая птица прилетает к нам самая первая вы узнаете, если угадаете загадку.

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»,

Червякам враг.

(Слайд № 4). (грач)

Какой последний звук в слове грач? «Ч»

Произнесём звук [ Ч " ]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [ Ч " ] ? (губы выпячены впе­ ред, раскрыты). В каком положении верхние и нижние зубы ? ( При звуке [ Ч "] ?)
Как работает язык ? Где он находится ? ( При звуке [ Ч " ]?) . Кончик языка может находиться у нижних зубов. Приложите ладони тыльной стороной к горлышку . Оно дрожит или нет ? Почему ? ( Горлышко спит ).
Если поднести ладони ко рту и произносить звук [ Ч " ], мы ощущаем холод или тепло ? (тепло).

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звук [Ч " ] согласный, глухой, всегда мягкий.

    Работа с картинками.

Развитие фонематического слуха.

а) - Посмотрите на картинке и назовите четвёртый лишний предмет. Очки, бабочка, крючки, обруч. (Слайд № 5).

б) – Посмотрите на доску. Внимательно слушайте, как я называю предметы (слайд № 6). Хлопните в ладоши 1 раз, если звук [Ч " ] находится в начале слова; хлопните в ладоши 2 раза, если звук [Ч " ] находится в конце слова;

поднимите руку вверх, если звук [Ч " ] находится в середине слова.

Звуко-буквенный анализ слов.

Бочка, чайник, черепаха, часы, очки, ключ, качели, калач, тапочки, мяч.

На доске схема слов. Подберите слова к данной схеме. (Слайд № 7). (Калач, мяч, очки).

4. Игра на развитие памяти. (Слайд №8).

На экране изображены разные предметы, внимательно посмотрите и запомните их.

Закройте, глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, вы слышите шум прибоя, крик чаек, тёплое солнышко ласкает ваши руки, ноги, лицо. Дышится легко, ровно, глубоко. Ваше тело не напряжено и расслаблено. Дышится легко, ровно, глубоко.

А, сейчас, вы откроете глазки. Потянитесь руками вверх и продолжим наше занятие.

Вспомните, название каких предметов начиналось со звука [ Ч "] . Назовите эти предметы.

5. Знакомство с буквой Ч.

Звук [Ч " ] обозначается буквой Ч. Сейчас я покажу, как простую вертикальную палочку можно превратить в букву Ч. Для этого с левой стороны вверху добавлю вот такой элемент. Вы видите букву Ч. На что похожа эта буква? (кузнечика….)

- На доске написаны варианты написания буквы Ч (Слайд № 9). Назовите номера правильно написанной буквы Ч.

Какой буквой обозначается звук [Ч " ]?

Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенной из наждачной бумаги буквой).

А, сейчас, мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке

6. Зачеркни букву Ч в тексте.

Кто живёт в часах?

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок на чердаке, а в старом чемодане мыши.

Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего кроме колёсиков и винтиков там нет. Кто же тогда там живёт? Чудеса!

(Г. Юдин)

7. Чтение слоговых таблиц . (Слайд № 10).

АЧ - ОЧ – УЧ – ИЧ - ЕЧ - ЯЧ - ЮЧ

ЧКА –ЧКО – ЧКУ – ЧКИ ЧТА – ЧТО – ЧТУ – ЧТЫ ЧНА –ЧНО – ЧНУ – ЧНЫ

АЧК –ОЧК – УЧК – ИЧК АЧТ – ОЧТ – УЧТ – ЫЧТ АЧН – ОЧН – УЧН – ЫЧН

КЧА – КЧО – КЧУ – КЧИ ТЧА – ТЧО – ТЧУ – ТЧИ НЧА – НЧО – НЧУ – НЧИ

АКЧ – ОКЧ – УКЧ – ИКЧ АТЧ – ОТЧ – УТЧ – ИТЧ АНЧ – ОНЧ – УНЧ – ИНЧ

8. Лексико – грамматические упражнения:

К нам в гости пришёл Гномик, он любит всё маленькое. Помогите Гному назвать правильно предметы. (Слайд № 11).

а) образование слов с уменьшительно – ласкательным значением:

- Гномик очень рад. Гномик очень любит животных, но не умеет образовывать слова, а вы умеете. Давайте поможем Гномику правильно ответить на вопросы.

б) образование притяжательных существительных (слайд № 12, 13, 14, 15), (Чей хвост, чья шубка, чьё ухо?):

Заяц, заячий, заячья, заячье, заячьи;

Белка, беличий, беличья, беличье, беличьи;

Волк, волчий, волчья, волчье, волчьи;

Кошка, кошачий, кошачья, кошачье, кошачьи.

9. Упражнение «чайник» (развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи с движением.

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, (Дети стоят, изогнув одну руку, на носик

чайника)

Я вам напоказ выставляю живот. Другую держат на поясе. Животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают обеими ногами.

Эй, люди, я с вами почайпить хочу. Делают призывные движения правой рукой.

10. Работа в тетради.

На парте у вас элементы прописной заглавной и строчной буквы Ч. Соберите буквуЧ.

Сколько элементов у строчной буквы «ч»? У заглавной буквы «Ч»? (2)

Откройте тетради и напишите строчку буквы «Ч» заглавной и строчку буквы «ч» строчной.

«Слова наоборот». (Слайд № 16)

Запишите в тетради слова, состоящие из одного слога. (чай, ткач).

Работа в парах . Восстановите деформированные слова. Составьте с ними предложения.

КА – ВЕЧ – О ЧЕ – КА – ЛИ ДА - ЗА - ЧА

БА – КА – БОЧ ДЕ – КА – ВОЧ ХА – ПУ – ЧЕ

12. Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком вы познакомились? Дайте характеристику данному звуку. Какой буквой он обозначается?

Нарисуйте на смайликах ваше настроение. Какое у вас настроение? Грустное, весёлое, спокойное.


Цели:

Образовательные

1. Знакомство со звуком и буквой Ч.

2. Звуко-слоговой анализ и синтез слов и предложений.

3. Определение позиции звука в слове.

4. Деление слов на слоги.

5. Активизация словаря и развитие связной речи.

Коррекционные:

1. Уточнение артикуляции звука Ч.

2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

3. Коррекция моторных функций средствами релаксации.

4. Выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Закрепление мелодико-интонационных и просадических компонентов, творческих фантазий и воображения на образце речи логопеда.

Воспитательные:

1. Воспитание активности, творческого начала, нравственно-эстетических чувств.

Наглядность:

1. Иллюстрации сказочных героев.

2. Корзина с игрушками: чайник, мяч, удочка, перчатка, черепаха, спички, пчела, сундучок.

3. Картинки для выделения слогов: Чиполино, часы, ключ, бочка, чай, полочка, девочка, черепаха.

4. Сундучок.

5. Схемы для определения места звуков в слове.

6. Мнемотаблица.

7. Сенсорное панно.

8. Кассы букв и слогов.

9. Индивидуальный раздаточный материал.

10. Алфавит.

11. Индивидуальные сенсорные панно, нитки, липучки.

12. Лодочки.

Ход занятия.

I. Организационный момент. (В холле развешаны картинки с героями сказок.)

Логопед проводит игру "Угадай героя сказки”.

Беседа логопеда о русском народном фольклоре и его значении.

Сравнительная характеристика р.н. сказок и сказок народов мира.

II. Основная часть. (В зале)

1. Музыкальная попевка "В гости к бабушке"

Лады, лады, ладушки.

Едем в гости к бабушке

К нашей милой бабушке,

Бабушке-Забавушке.

Едут к ней ребятушки Милые внучатушки

Вот идёт петушок,

Гордо поднял гребешок Красная бородка,

Важная походка

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается

Уточка голубушка

По двору идёт.

Уточкавразвалочку Деточек ведёт

Вот весёлые ребятки,

Розовые поросятки.

У них носик пятачком,

Хвостики торчат крючком.

Лады, лады, ладушки.

Куда едем? К бабушке!

Логопед: "Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали,

Мы немножко отдохнём

И занятие начнём. (Дети садятся на ковёр). Логопед :" Вы не догадались с каким звуком и буквой мы познакомимся сегодня на занятии? Ведь не даром мы встретили с вами на пути Чипполино, Курочку Рябу, Мальчика Спальчика, Хаврошечку...

Дети: "Со звуком и буквой Ч".

Логопед: "Я обещала вам необычное занятие и потому сегодня с нами будет одна из героинь р.н.с. Но чтобы она появилась, давайте скажем волшебные слова."

Дети хором: "Раз, два, три

Чудо, чудо к нам приди"

2. Появляется Лиса.

Лиса : "Говорят, я рыжая,

Говорят, бесстыжая,

Ем цыплят, говорят,

Ем утят, говорят,

Да ведь это петухи,

Наболтали чепухи."

Лиса здоровается с детьми: "А вот и я, узнали вы меня?" (Ответ детей)

Лиса: "Не знаете ли вы, а как в народе меня ещё зовут?"

Дети: "Лисичка- сестричка, лиса- Патрикеевна, лиса- краса."

Лиса: "А почему меня так называют?"

(Ответы детей)

Лиса: "А хотите вы быть такими же красивыми, как я?"

3. Массаж "Лиса"

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

(Движения выполняются соответственно тексту)

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала-Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)

А потом ладошкой Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица- Лиса!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо- влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)

До чего же хороша!

Педагог (использует игрушку "лиса" и "заяц").

За Лисой, тропой тенистой,

Скачет Зайка- прыг да скок.

Он для ягоды душистой Приготовил кузовок.

(Мишка и Зайку угостил малиной. А Заяц позвал своих друзей-зайчат отведать ягод и поиграть).

4. Лиса: "Ч-Ч-Ч-Ч" (Изолированное произношение звука)

Лиса: "Слышу звук, да не пойму где. Никак у Маланьи чай кипит. Какой звук я произнесла?"

Работа со звуком:

1. Артикуляционный уклад;

2. Характеристика звука;

3. Нахождение звука в ряде других звуков, слогов, слов. Игра "Найди звук"

4. Упражнение на расслабление и закрепление мышц "Корзинка"

5. (На ковре) Дети отгадывают загадки и определяют позиции звука в словах отгадках. Игра: "Определи место звука в слове"

Упражнение на ориентацию в пространстве “Найди сундучок"

6. Работа с мнемотаблицей на закрепление употребление предлогов в речи

Лиса и дети произносят волшебные слова: "Сундучок, сундучок приоткрой нам свой бочок."

7. Игра"Телеграф". Дети определяют количество слогов в слове.

8. Музыкальныйхоровод на проговаривание звука " Ч" в речи.

Чу - чу - чу - хоровод я закручу.

Ча - ча - ча - рубим мы дрова сплеча.

Чи - чи - чи - по коленкам постучи.

Ач - ач - ач - мы попрыгаем как мяч.

Лиса убегает.

III. Выход Маланьи.

Маланья: Что за топот, что за шум.

Расшумелась детвора,

Голова болит с утра

Я вас с утра ждала,

Печь растопила, тесто завела,

Калачи испекла, да и на стол уже почти накрыла.

Да, устала я с утра,

Отдохнуть поди пора.

Маланья предлагает детям поиграть.

Музыкальная игра: "У Маланьи." (Игра на развитие темпа, ритма "Эхо".

У Маланьи у старушки Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На Маланью всё глядели,

И все делали вот так...

Маланья уходит.

IV. Дети проходят за столы.

Работу с буквой проводит логопед

1. Игра- упражнение "Найди букву".

2. Игра- упражнение: "На что похожа буква?"

3. Работа со стихотворением "Цифра 4". (В. Степанов.)

Ч - вы правильно решили - Пишут так же, как 4.

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя

4. Работа с индивидуальными сенсорными панно: выкладывание буквы из ниток и липучек.

5. Рисование буквы пальчиком на ладони, в воздухе и на плече товарища.

6. Пальчиковая игра "Детский сад".

На большом диване в ряд,

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполино,

И котёнок, и слонёнок,

1 , 2, 3, 4, 5.

7. Работа с кассой: нахождение буквы, выкладывание цепочки (слог, слово).

8. Звуковой анализ и синтез полученного слова.

9. Игра упражнение "Придумай предложение"

V. Физ. минутка. Игра на координацию речи с движением "Окно"

Что за странное явление?

Появилась вдруг стена- Очень прочная она.

Это дверь или окно?

Нам проверить суждено...

Это всё таки окно,

Только грязное оно!

Ну, друзья, помоем стёкла- Станет в комнате светло.

VI. Логопед: Пока мы с вами играли, читали, анализировали, мы совсем забыли про старый,

картонный сундучок, а он нам хочет что- то сказать. Фонограмма с речью сундучка).

Выход Маланьи. Монолог Маланьи о дальнейшей судьбе сундучка (Фонограмма речи сундучка). Диалог Маланьи с детьми о счастье.

VII . Итог занятия.

Логопед: "Вам понравилось путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Почему?"

Маланья: "Я тоже хочу преподнести вам от себя маленькую частичку счастья. Я вас, дети, и наших гостей приглашаю на чай с печеньем, калачами и пирогами"

Логопед: "А на следующем занятии, мы продолжим наше путешествие в страну звуков и букв"