О духовном воскресении. Лазарь четверодневный

Всех вас, дорогие братья и сестры, с Лазаревой субботой! Сегодня мы чествуем святого Лазаря Четверодневного. Но больше, конечно, чествуем то событие, которое связано непосредственно с ним, о котором мы читаем в евангелии от Иоанна (Ин. 11, 1–45), где говорится, что практически накануне Своих Крестных Страданий Спаситель, придя в Вифанию, воскресил мертвеца, уже четыре дня находившегося во гробе.

Событие очень просто излагается евангелистом Иоанном. И в нём мы получаем откровение о том, что для Господа нашего Иисуса Христа не составляет совершенно никакой сложности воскресить мертвеца. Более того, Священное Писание оговаривает, что Господь, находясь с учениками далеко от Вифании, специально выжидает время, для того чтобы умер Лазарь Четверодневный, пока ещё болеющий. И только после того, как он умирает, после того, как его погребают, Господь идёт со своими учениками в Вифанию, практически уже во Иерусалим, для того чтобы Лазаря воскресить.

Слова Христа: «Друг наш Лазарь успе» (см.: Ин. 11, 11), — свидетельствуют о том, что для Бога так же легко воскресить мёртвого, как разбудить спящего. И ученики даже не понимают: когда они слышат, что Господь им сказал: «Друг наш Лазарь уснул», — они радуются и говорят: «Хорошо, если заснул, значит, к выздоровлению» (см.: Ин. 11, 12). И только после того, как Спаситель осознал, что ученики не понимают того, что Лазарь умер, Он им уже открыто говорит: «Друг наш Лазарь умер» (см.: Ин. 11, 14).

Ученики Христовы несмотря на всё их пристрастное отношение к тому Царству Мессии, о котором они мечтали, прекрасно понимают, что Христу во Иерусалиме и в Вифании уже угрожает преждевременная опасность. И Фома, апостол, говорит: «Хорошо, пойдём и мы с Ним и вместе там умрём» (см.: Ин. 11, 16).

Это, конечно, свидетельствует о том, что не всё так плоско понимали апостолы. Они уже осознали, что Христу надлежит войти во Иерусалим, для того чтобы умереть. И в этом смысле чудо воскрешения Лазаря очень внятно каждому из нас отвечает на вопрос, как ответило апостолам, зачем ещё Христос это чудо совершает. В тропаре этому празднику мы с вами читаем: «Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». То есть в данном случае это воскрешение Лазаря свидетельствовало о необычайной, необыкновенной силе Иисуса Христа, силе как Бога. О том, что, если Он имеет возможность без труда воскресить мертвеца четверодневного, такого мертвеца, о котором его родная сестра засвидетельствовала, что он четверодневен и уже смердит, то, значит, у Бога найдутся силы и способности воскресить Самого Себя, - как это ни странно, даже ни безумно будет звучать.

Действительно, совершается величайшее чудо. Чудо, которое вряд ли когда-то кто-то сможет повторить, потому что труп уже начал разлагаться. Это значит, что все физиологические процессы, которые протекали в человеке, были окончательно нарушены, атрофированы; они уже исчезли. Тлеть начал человек. Какая должна быть Божественная струя благодати, которая вошла в этого мертвеца, если он не просто воскрес, пришёл в себя и остался лежащим на одре, допустим, — нет! — а когда в открытую пещеру с отвалённым камнем Божественная сила вынесла этого мертвеца, связанного порукам и по ногам! Выйти ему как обычному человеку было нельзя, потому что обвязка была настолько сильной и настолько пропитанной бальзамическими смолистыми веществами, что развязаться человеку с завязанными руками не представлялось возможности. В данном случае всё это свидетельствовало о необычайной силе Воскрешавшего этого мертвеца.

И для каждого из нас это тоже уверение в том, что некогда Господь Своею Божественною силою найдёт возможность, не посоветовавшись с нашим разумом или с разумом учёных, биологов и химиков, которые говорят об остановке каких-то там биологических процессов, сможет воскресить каждого из нас и поставить перед Собой. И Божественная сила в независимости от того, где, как, когда мы будем находиться, вновь воссоздаст естество, соединит его с духом и с душой и поставит перед Господом.

О том, почему Господь совершает это чудо воскрешения, говорит ещё один очень интересный факт. В этом евангелии, как говорят библеисты, содержится самый короткий стих, т. е. самое короткое пронумерованное предложение, которое имеется во всём Новом Завете. Это два слова: Прослезися Иисус (Ин. 11, 35). То есть Богочеловек на гробе Лазаря заплакал.

«Почему?» — спрашивают многие исследователи, толкователи. Сказать о том, что Ему стало жалко Лазаря в силу того, что смерть пожала его как свой плод? Наверное, нельзя так говорить. Апостол Павел уже на заре христианства, обращаясь к верующим, говорил такие слова: Братие, не хощу вас неведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования (1 Сол. 4, 13 ; см. также «Последование отпевания мирян »). Тогда мы должны признать, что Христос как никто другой – как Имеющий упование – не мог об этом скорбеть. Почему же Он заплакал? Конечно, по любви.

Писание говорит о том, что Он любил Лазаря, Он любил Марфу и Марию. По-человечески Он был привязан к ним, а они были привязаны к Нему. И Господь плакал по той причине, что Он очень чётко осознавал, что человечество настолько опутано узами, паутиной вечной смерти, что разорвать эту паутину, эти узы человечеству не представляется возможности самостоятельно.Своих собственных сил не хватит! И то, как погибает человек не от смерти физической, а именно от вечной смерти – вот что ужасало Христа!

Сам факт боговоплощения свидетельствует нам как раз о том, что по любви, по милосердию к человеку, к человеческому роду приходит Христос, для того чтобы избавить его от уз вечной смерти. Но как удивительно поступает Христос! Ведь Он не только человек, Он ещё и Бог. Он мог бы благословением – с неба! – над всем человечеством избавить всех от вечных страданий и мук. Или Он, не только Всемогущий, но и Вездесущий, понимая, что страдает не только иудейский народ от вечной смерти; есть, может быть, и гораздо более худшие очаги, где существует человечество (ведь, это всё-таки был богоизбранный народ), мог бы прийти и воплотиться где-то в другом народе. Или, по крайней мере, воплотившись (гипотетически ведь мы это допускаем), Он мог бы поступить так: проповедовать иудеям, потом пойти к язычникам и научить их, как нужно поступать и что нужно делать. Но нет, Господь так не делает! Он подвизается в малоизвестном народе в то время для вселенной, для Римской империи. В никому неизвестном народе.

Он проливает Свою Пречистую Кровь, и, конечно, мы можем уверенно говорить, что в тот момент мало кто во вселенной узнал об этом событии. Это значит, что Богочеловек, имеет и имел величайшую веру в то, что дело Его не погибнет и не пропадёт. «Конечно, как и может быть, по-другому?» — скажем мы. Но за этим открывается другой очень важный момент. Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, очень верит в нас. Он верит в то, что мы примем Его слово, что мы сердцем откликнемся на Его подвиг, совершённый ради каждого из нас, и пойдём по тому пути, который предписал Он для нас и для нашего спасения. То есть оказывается так, что, если не всякий человек верит в Бога и хочет верить в Него, то Бог, напротив, верит в каждого человека и надеется - и поэтому Он совершает то, что совершил.

И в сегодняшний день, когда мы лицезреем, когда мы переживаем это как духовную реальность; когда, наверное, ликует сердце каждого верующего человека от осознания того, что совершено, о чём свидетельствуется в этом чуде, мы, конечно, благодарим Господа за то, что Он и каждому из нас даёт возможность приобщиться к тем важнейшим, главнейшим - духовным - переживаниям.

«Общее воскресение, прежде Своея страсти уверяя…» Он уверяет сегодня, Он уверил многих из нас в том, что это будет, что никуда мы не денемся, и Господь Своею силою, Своим всемогуществом и любовью в независимости от того, когда мы умрём, через сколько будет всеобщее воскресение, [воздвигнет нас от смерти], мы будем поставлены на этот суд. А это значит, что есть, за что подвизаться; есть, о чём думать; есть, как спасаться.

Желаем всем нам, чтобы эти светлые мгновения, которые дарит нам сегодняшнее богослужение, когда мы чествуем Лазаря Четверодневного, говорим о воскрешении его нашим Господом, как можно глубже проходили в наши умы и сердца, просветляя их и вдохновляя нас на истинное, неленостное, и, самое главное, на нелицемерное исполнение заповедей Божиих. Аминь.

Проповедь произнесена в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще

в субботу 6-й седмицы, ва́ий.
(Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Весь Иерусалим пришел в движение, изумление, радость от того, что произошло с Праведным Лазарем. Четвертый день он был во гробе, уже начал смердить, разлагаться и, будучи набальзамированным, смог выйти из пещеры, в которую был положен. И мы со страхом наблюдали, как Господь совершал это воскрешение: «Лазарь, гряди вон».

Слову Владыки ничто не может быть непокорно. И даже мертвые из гробов исходят, и даже нечистое житие Господь может убелить. Всё Ему подвластно. Но не подвластно Ему, по Его же собственной воле, по Его же желанию, не подвластным Ему остается только человеческое произволение, только наше с вами желание, направление нашей воли остается Ему не подвластным.

И мы удивляемся, как люди, которые видели это воскрешение, явное чудо, которое больше сравнить не с чем, как они могли еще составлять какие-то советы против Владыки, Властелина мира. Что же могло произойти в их душах, в их сердцах такое, что они не покорились Богу? Иногда даже кажется, что это какое-то гипертрофированное повествование, что на самом деле такого быть не может. Если люди увидят чудо, они же спасутся, они же обратятся к Богу.

Но, дорогие мои, мы на своем опыте, собственном, можем удостовериться, что это далеко не так. Чудеса в нашей жизни – их было безчисленное количество, только бы вспомнить, так память короткая. И таких происшествий было немало.

Из Евангельской истории мы помним, как человек, который сорок лет лежал у купели Силоамской, ожидая исцеления. Помните, там первый кто влазил в возмущение воды, исцелялся от любой болезни, которой был одержим. Этот человек лежал сорок лет. Господь его исцелил за одно мгновение. Так вот, этот человек пошел и рассказал иудеям, Кто его исцелил, (это произошло в субботу), и Кто повелел ему взять одр и идти. По Преданию церковному человек, который ударил Христа во дворе первосвященника железной какой-то перчаткой, кастетом, этот человек был тот самый исцеленный расслабленный. Как такое может быть?

В начале 2000 годов прошла такая заметка, целая история о том, как родители, священник и матушка, взяли в свою семью приемного ребенка из детского дома, его воспитали, дали ему образование, подняли его «на ноги». И этот батюшка строил храм, там не было иконостаса, и один благодетель дал ему какую-то крупную сумму денег на иконостас. И можете себе представить, прознав об этом уже выросший этот человек, подошел к отцу и говорит: «Давай деньги сюда». «Какие деньги? Они у меня на счете, я их по безналичному расчету перевел, они в банке, у меня их нет». И этот молодой человек связал его, начал колотить, бить, иголки под ногти засовывать: «Давай деньги». Тот говорит: «Ну нет их. Что ты, сыночек, со мной такое делаешь». «Давай всё, я знаю». В конце концов, он его убил. И не получил он никаких этих денег, в отличие от Иуды, Иуда тоже ничего не получил в конце концов. Получил этот человек только срок.

Таких примеров немало, только они, может быть, не такие яркие, как повествует Евангелие или в нашей истории происходят. Такие примеры – они в меньшем масштабе совершаются. И мы с вами облагодетельствованы Богом. Ведь человек расслабленный-то, он не просто стал ходить, его же взяли в армию, за его донос ему дали место в охране не какого-нибудь там человека, например священника, его взяли в армию. И вот такая удивительная неблагодарность. Она бывает у тех людей, которые, понимаем, жестокие, жестокосердные.

И, знаете, Господь дает нам возможность умягчить наши сердца через способность плакать. Сам Он плакал, когда увидел иудеев плачущих, когда увидел Марфу и Марию, в таком страшном горе находящихся. И по-человечески это очень всё понятно для нас.

Евангельское повествование очень трогательное. Господь дает нам возможность самим поплакать. Ведь Лазарь умер, потому что по закону, который Богом был дан прежде Творения мира, наказание за грех – смерть.

И мы оплакиваем, в конце концов, и свою греховность. А те из нас, которые не умеют плакать, не могут выразить свои чувства и скорби, они оказываются в очень плачевном состоянии. Человек, который не может выплакать свое горе перед Богом, перед людьми, этот человек не вполне полноценный даже, человек, который не может плакать – это робот. И критики христианства первых веков, они обвиняли христианство в женственности, что христианство делает цивилизацию, устраивает ее с «женским лицом». Марфа и Мария поплакали над Лазарем, плакали иудеи, плакал и Христос. И когда человек не имеет возможности выразить свои чувства, он очень-очень страдает.

Вот мы с вами заботимся о наших подопечных. Некоторые из них, могут выразиться как-то, некоторые не могут. И те, кто лишен такой возможности, как в какой-то капсуле находятся. И по дневникам аутистов, которые потихонечку начали возвращаться к жизни, смогли выражать свой опыт и вспоминать, по этим дневникам мы видим, как они страдают. Самое главное страдание человека, заключенного как будто в какие-то кандалы в тюрьме, то, что он не может как-то обратиться к окружающим людям, и его выражение внутреннего состояния – оно неадекватное, и люди его не понимают. Когда мы плачем, нам становится легче. Господь дал нам это облегчение. Потому что тот факт, что из глаз льются слезы, свидетельствует о нашей слабости, о нашей неспособности что-либо сделать. Остается только плакать. Человек, когда плачет, он узнает меру своим силам, человек видит себя в таком состоянии, безпомощном, но ничего не остается делать, как обратиться к Богу. Даже если он сознательно к Богу не обращается в этот момент, всё равно облегчение происходит из-за смирения.

И представьте себе, как тяжело было Христу, что Он заплакал, «возмутился духом» и «крепляшася», как сказано в Евангелии, то есть, сдерживая в Себе эти рыдания, подошел к гробу. Как Христос относится к нашим беззакониям, которые ведут нас в гроб? Но, ничего не делает, не предпринимает для того, чтобы превратить нас в роботов. Он оставляет выбор за нами. И только нам решать, быть ли нам со Христом, с этими отроками, которые «знамени победы», то есть, пальмовые ветви с восклицаниями приносили Христу, либо остаться более или менее жесткими, знаете, такими рациональными, сатана очень хитрый, конечно, он виноват в том, что иудеи распяли Христа, но если бы они не склонились к этому через неприязнь, не склонились бы к этому через зависть, то сатана ничего бы не смог с ними сделать.

Так же и в нашей с вами судьбе. Господь много показал нам чудес, но мы остаемся такими, какие мы есть, неисправленными. Проскальзывает у нас порой и гордость, проскальзывает у нас тщеславие: вот я молодец, что-то у меня там получилось, и сатана постепенно берет над нами власть.

Дорогие мои, давайте бодрствовать. Мы радуемся о том, что Христос воскресил Лазаря. Так же и этот расслабленный радовался, прыгал до потолка, наверно, когда понял, что он сорок лет лежал, и что даже в армию его берут. А что было потом? Порадовался, а плоды этой радости все обернулись против него.

Дорогие мои, давайте постараемся в эти последние дни, пост 40-дневный наш уже закончился, и мы с вами должны уже с плодами этого поста прийти в Страстную седмицу, войти в нее. И оглядываясь на себя, на эти плоды, не можем не ужаснуться, конечно. И правильно делаем. Потому что «гордым Бог противится, смиренным дает благодать», дает благодать не распинать Его грехами. Аминь.

Спаси, Господи!

ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА СУРОЖСКОГО АНТОНИЯ
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ.
/>
Проповедь в Субботу перед Страстной 23 апреля 1967 года
Мы стоим на грани страстных дней, и на этой грани, в образе Лазаря и его воскресения, встает перед нами большая, радующая нас надежда: Господь крепче смерти, Господь победил ее – не только в том прямом смысле, в котором эта победа явлена телесным воскрешением Лазаря, но еще и в другом, который, может быть, еще непосредственнее относится к нам изо дня в день.

Бог создавал человека другом Себе; эта дружба, которая существует между нами и Им, еще углублена, сделана еще более тесной в Крещении нашем. Каждый из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь; и в каждом из нас когда-то этот друг Божий жил: жил дружбой с Богом, жил надеждой, что эта дружба будет углубляться, расти, светлеть. Иногда это бывало в очень ранние дни нашего детства; иногда позже, в юношеские годы: в каждом из нас жил этот друг Христов.

А потом, в течение жизни, как цветок завядает, как истощается в нас жизнь, надежда, радость, чистота, – истощилась сила этого друга Господня. И часто-часто мы чувствуем, что в нас, словно во гробе, где-то лежит – нельзя сказать “покоится”, а именно лежит, страшной смертью пораженный, – четверодневный друг Господень, тот, который умер, к гробу которого сестры боятся подойти, потому что он уже разлагается телом...

И над этим другом как часто сетует наша душа, как часто сетуют и Марфа и Мария: та сторона нашей души, которая по своему призванию, по своим силам и возможностям способна молчать у ног Господних, слушая каждое Его слово, делаясь живой и трепетной от каждого животворящего слова Господня, и та сторона нашей души, подобная Марфе, которая способна была бы в правде и чистоте, с вдохновением творить в жизни дела Божии, которая могла бы быть не встревоженной служанкой, не мятущейся Марфой, какой мы часто бываем по образу растерявшейся Марфы евангельской, а трудолюбивой, творческой, живой Марфой, способной превращать своими руками, своей любовью, своей заботой все самое обыкновенное вокруг нас в Царство Божие, в явление любви человеческой и любви Божией. Итак, эти две силы в нас, бесплодные, зашедшие в нас в тупик Марфа и Мария, сила созерцания и сила творчества, сетуют над тем, что умер друг Господень Лазарь.

И минутами близко-близко к нам подходит Господь, и мы готовы, как Марфа, воскликнуть: Господи, зачем Тебя не было здесь в момент, когда решалась борьба между жизнью и смертью, в момент, когда Лазарь еще был жив – только поражен насмерть, и мог бы быть удержан в этой жизни! Если бы Ты был здесь, он не умер бы... – И слышим Его слово: Веришь ли ты, что он воскреснет? – И мы тоже, как Марфа, готовы сказать: Да, Господи, – в последний день...

Но когда говорила Марфа, она сказала это с такой надеждой: Я всегда веровала, что Ты – Господь, и я верую, что Лазарь воскреснет в последний день!.. А мы говорим это печально, грустно: Да, в последний денъ воскреснет, когда уже, как говорит Великий канон, кончится жизни торжество, когда уже будет поздно на земле творить, когда будет поздно жить верой и надеждой и ликованием нарастающей любви...

Но Господь и нам говорит, как ей; говорит нашей безнадежности, как сказал ее совершенной надежде: Я – воскресение и жизнь! И если кто в Меня верует, если бы и мертв был – воскреснет...

И тут хочется вспомнить еще другое: Марфа не знала, что за три дня до этого Христос Своим ученикам говорил, что насмерть болен Его друг, не знала, что Он дал ему умереть, чтобы он воскрес, но уже богатый таким опытом, такой победой Божией, что уже ничто не могло его поколебать...

Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. В каждом из нас он лежит – умерший, побежденный, окруженный нашим сетованием, часто безнадежным. А сегодняшнее Евангелие, на самой грани страстных дней, нам говорит: Не бойтесь! Я – воскрешение и жизнь! Тот друг Господень, который в вас жил, который в вас есть, который кажется безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть – и поистине воскреснет!

И вот войдем в страстные дни с этой надеждой, с уверенностью, что мы идем к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности к победе Господней. Войдем в страстные дни с трепетом о том, как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, войдем уже теперь с надеждой, со светом и с радостью грядущего воскресения.
Аминь.

/>/>

Архимандрит Закхей (Вуд)

Проповедь в Лазареву субботу
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Возлюбленные братья и сестры!

Только что мы слышали чтение из Евангелия от Иоанна Богослова, рассказывающее нам весьма важное событие из жизни Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, именно – восстание Лазаря из мёртвых. Событие это в сознании Церкви настолько важное, что воспоминание о нём совершается накануне самого празднования Входа Господа нашего во Иерусалим, или, как он именуется в народе, Вербного воскресенья, за чем следует воспоминание Его великих и спасительных Страстей, смерти и тридневного Воскресения. В действительности Церковь даже провозглашает, что этот праздник воскрешения Лазаря подтверждает Воскресение Господа. В тропаре праздника поётся: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже».

Нам следует понимать, что это событие имело также «земное» значение, ибо, как говорится в Евангелии от Иоанна, именно после воскрешения Лазаря иудеи уверовали в Иисуса и по этой причине не подчинялись приказаниям своих руководителей, которые всё более и более обуревались завистью и беспокойством из-за Иисуса Назарянина. Мы видим, что с возрастанием числа Его последователей, также росла численность и Его супостатов. Первосвященник и фарисеи также относились к врагам Иисуса, завидовали Его популярности и волновались о том, что она может привлечь внимание римлян, которые, под предлогом борьбы с Мессией, могли бы разрушить святые места Иерусалима и подвергнуть гонениям весь еврейский народ. Первосвященник Каиафа даже заявил: «Лучше одному человеку умереть за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:50). Эти очень важные слова, сказанные с точки зрения политика, приобрели совершенно иное значение после воскресения Христова. Христос умер для того, чтобы жил весь род человеческий.

Как мы слышали из Евангелия, Иисусу было сказано Марфой и Марией, что друг Его Лазарь смертельно болен. Две эти сестры пришли к Иисусу и просили Его прийти исцелить их брата Лазаря. Иисус был близок с этой семьёй и потому Его медлительность в исполнении их желания показалась ученикам странной. Когда же наконец Иисус прибыл в Вифанию к дому Лазаря, который уже четыре дня как умер, сёстры, обращавшиеся к Нему с просьбами, теперь казались обиженными. Марфа, по приветствии Иисуса, произносит: «Если бы Ты был здесь, брат мой не умер бы». Такого рода обвинения могут иногда исходить из уст и нас, грешных. Мы склонны ожидать от Господа всего, что желаем, но самое главное, просим, чтобы это было нам дано немедленно. Мы наивно полагаем, что всё, что мы просим, лишь по тому, что мы просим это, будет даровано нам милостивым Господом Иисусом Христом. Марфа и Мария считали себя друзьями Иисуса. Так же и мы считаем себя в своем роде «друзьями» Господа или, по крайней мере, Его учениками. Нам известно, что нас узнают как учеников, если мы будем «иметь любовь между собою». И, будучи друзьями и учениками, надеемся, что Иисус исполнит всякое наше прошение, как думали Марфа и Мария в сегодняшнем евангельском чтении. Нам нужно осознать подобно Марфе и Марии, которые просто ждали исцеления для своего брата, что Иисус всегда дает больше, чем ожидает верующий. Это и случилось с Лазарем, это же происходит и с нами. Мы просим чего-то, ожидаем, что это будет дано сразу же по нашему желанию, и потом, может быть, обижаемся, когда оно не посылается, и лишь позже понимаем, что Господь по Своей любви и милосердию к роду человеческому даёт нам нечто лучшее, нечто более здравое для нашей духовной жизни, нечто высшее, чем наш ограниченный разум мог бы представить на первом месте. Мы склонны просто просить исцеления, а Господь подаёт воскресение!

Это евангельское чтение ясно показывает две природы во Христе – и Бога и человека. Богочеловек, по человечеству Своему плачет от любви зря Своего друга мёртвым во гробе. Тот же Богочеловек зовёт потом: «Лазарь, гряди вон!» и воскрешает его от смертного одра. На примере воскрешения Лазаря мы можем увидеть очень человеческую сторону Господа нашего Иисуса Христа. Мы видим, как Он любил Лазаря, как Он плачет вместе с Марией и теми, кто был с ней, как Он обеспокоен и глубоко тронут. Всё это - человеческие переживания, которые Богочеловек Иисус Христос испытывал к Своим друзьям. Те же переживания могут быть перенесены также на божественные принципы, когда мы видим, что воскресший Господь любит всех и каждого из нас, и как он беспокоится и плачет о нас, погрязших во грехах. Но важно, что эти человеческие чувства Богочеловека Иисуса Христа уравновешиваются тем фактом, что Он Тот же Богочеловек, Который имеет власть над живыми и мёртвыми и Который превзошёл законы естества и воскресил Своего друга Лазаря из мёртвых. Бог всяческих, всеведущий, в смирении «спрашивает, где Лазарь был положен». Это кажущееся противоречие будет продолжаться через всю историю страданий Господних. Эти противоречия раскрываются в прекрасных поэтичных словах Богослужения Страстной седмицы. Мы услышим: «Кресту предается Зиждитель всех», «По ланите заушается Избавитель мира, и от Своих раб поругается», и даже «Повесивший землю на водах вознесен на древо» (стихиры на Господи воззвах Великого Пятка). Эти истины отзвуком отражаются в том, что мы слышим сегодня - Тот же Богочеловек, Который оплакивает Своего друга Лазаря, воскрешает его из мёртвых. Чуден Бог наш, братия и сестры, воистину чуден!

Пусть же это празднование воскрешения Лазаря принесёт нам надежду. Пусть укрепит перед тем, что нас ожидает с этого вечера, с торжественного входа Господа нашего в Иерусалим, и почти одновременного Его предательства, преследования и смерти. Будем помнить сегодняшний праздник в течение Страстной недели, зная, что даже во времена самой глубокой и мрачной печали Христос есть Жизнь. И, что важнее всего, Он полагает эту жизнь за всех и каждого из нас. Сегодняшнее Евангелие делится с нами вечной истиной о том, что Иисус ясно подтвердил, сказав: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин. 11:25-26).

Будем же всегда помнить эти слова, чтобы иметь жизнь во Христе, и иметь с избытком.

Аминь!


Дата создания: 11.05.2007 11:44:00

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Проповедь в Лазареву субботу

СЛОВО
в Лазареву субботу

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл ecu Лазаря, Христе Боже.

Из тропаря воскрешению Лазаря

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Смерть и радость - какое непонятное для земного ума соседство! Смерть представляется нам пугалом, страшилищем, грозящим нам и похищающим наших близких. Мы привыкли оплакивать родных умерших, предаваться горю над их могилами. Но вот что говорит Спаситель о смерти друга Своего, которого Он любил бесконечной Своей любовью: Лазарь умер; и радуюсь за вас... дабы вы уверовали (Ин. 11,14-5).

Праведный Лазарь, несомненно, был человеком высокой души и чистого сердца. Как могло быть иначе, если он стал другом Господним? Дом Лазаря, расположенный в селении Вифания, был одним из немногих пристанищ, в стенах которых Сын Человеческий находил радость и отдых, столь редкий в земных Его скитаниях. Этот дом дышал гостеприимством и радушием, согревался мягким теплом семейного очага. Лазарь жил вместе с двумя своими сестрами, и обе они также были милы сердцу Иисуса Христа. Первая, заботливая Марфа, всеми силами старалась угодить, создать уют навещавшему их Божественному Гостю. Вторая, кроткая Мария, избрала благую часть (Лк. 10, 42) - ловила каждое слово, исходившее из уст Спасителя, всей душою раскрывалась навстречу Учению Божественной любви. Самого же Лазаря, упоминая о нем Иисусу Христу, называли просто: тот, кого Ты любишь (Ин. 11,3).

И вот, этот добрый и щедрый дом посетила беда. Лазарь тяжело заболел. Недуг был так жесток, что можно было опасаться за жизнь больного - но ни он, ни сестры не боялись: ведь они имели такого Друга, с Которым ничего не страшно. Чудеса исцелений, совершавшиеся Божественным Спасителем, стали уже казаться им чем-то обычным и будничным. Достаточно было прибегнуть к Его помощи, и Лазарь выздоровеет. В такой уверенности Марфа послала гонца сообщить Иисусу Христу: Господи! вот, кого Ты любишь, болен (Ин. 11, 3), - без всяких просьб, не сомневаясь, что Спаситель исцелит друга Своего. И эту уверенность семьи Лазаря еще более утвердил данный Господом ответ:эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий (Ин. 11,4).

Однако Лазарю становилось все хуже и хуже, а благодатная помощь не приходила. И вот тело больного содрогнулось в последний раз и начало леденеть. Сестры не хотели, не могли этому верить - но жестокая очевидность свидетельствовала: сердце не бьется, уста не дышат - любимый брат их умер. Тихое жилище Лазаря огласилось рыданиями. К великой скорби Марфы и Марии примешивалась буравившая их души мысль: «Почему Иисус Христос, исцелявший чужих и случайных встречных, допустил, чтобы умер друг Его?

А Спаситель, обычно спешивший на зов всех, кто нуждался в Его помощи, на этот раз медлил, на два дня задержался. Он с учениками вдали от Вифании, где умирал Лазарь. И в миг, когда друг Божий испустил последний вздох, Господь сказал Апостолам: Лазарь, друг наш, уснул (Ин. 11, 11).

Ученики обрадовались. Они тоже очень любили доброго Лазаря и, рассудив поземному, решили - сон больного часто предшествует выздоровлению. Господи! если уснул, то выздоровеет (Ин. II, 12), - поделились они с Учителем этой своей приятной мыслью. Но ответ Спасителя, превышавший земное разумение, ошеломил их. Лазарь умер, - сказал Сын Божий, - и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему (Ин. 11, 14-15).

Услышав это, Апостолы растерялись, не зная, что делать: скорбеть ли об умершем друге или радоваться какой-то непонятной радости, возвещенной Иисусом Христом. А один из них, любящий, но маловерный Фома, в порыве горя воскликнул: пойдем и мы умрем с ним (Ин. 11, 16). Спаситель ничего не ответил, Он повернулся и молча пошел по дороге, ведущей в Вифанию.

Ученики, обуреваемые смутными чувствами, брели вслед за Господом. Так шли они четыре дня. А в Вифании тем временем был совершен скорбный обряд похорон, и сестра Лазаря, терзаясь острой болью утраты, уже не ждала никаких чудес. Когда Иисус Христос ступил, наконец, на порог дома умершего Своего друга, Марфа обратилась к Нему с тихим упреком: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11,21).

Воскреснет брат твой (Ин. 11, 23), - ответствовал Господь. Убитой горем женщине эти слова показались обычными для верующего утешением, обещанием загробной встречи с любимым братом, смягчавшим ее теперешнюю скорбь. Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день (Ин. 11, 24), - отвечала Марфа. Она называла Сына Человеческого Господом, но ее веры еще недоставало, чтобы понять: Всемогущий Господь способен с легкостью вернуть ее умершего брата к земной жизни.

Марфа знала, что Иисус Христос - величайший Исцелитель, но земным своим рассудком еще не поняла, что перед ней -Всемогущий, Который может и не ждать Судного дня для совершения воскресения мертвых. И Сын Божий, взламывая ее маловерие, прямо сказал ей об этом: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?(Ин. 11, 25-26).

Воскресение мертвых? Это было невиданно, неслыханно, непостижимо. «Кто мертв, тот не встанет», - об этом говорила вся земная жизнь, весь материальный мир, это был «непреложный закон природы». Но в словах Учителя звучала сила, отбрасывающая любые «законы природы», - и сердце Марфы ответило обетованию Спасителя вспышкой радостной надежды, веры в невероятное чудо. Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир (Ин. 11, 27), - исповедала Марфа, и горе отступило от нее.

Словно на крыльях непостижимой надежды, Марфа поспешила к сестре с вестью о приходе Спасителя. Впрочем, она еще не решилась поведать Марии о близящемся чуде из чудес, и та вышла навстречу Господу еще в слезах длящейся скорби.

Тем временем Иисус Христос направлялся к гробнице, где положили тело Его друга Лазаря. Множество народа приходило в те дни почтить память Лазаря - он был известен своей добротой, славился благочестивой жизнью. Многие проливали искренние горькие слезы над могилой своего друга и благодетеля. Явились сюда и некоторые фарисеи. Для этих кончина Лазаря была поводом покрасоваться: утирая сухие глаза, любуясь собственным красноречием, они распространялись о заслугах покойного, «предводительствовали» на поминках. Но таких, кто лицемерил даже рядом со смертью, все же немного оказалось у гроба праведника - скорбь большинства была непритворна.

К этой толпе горюющих и сетующих приблизился Спаситель. Он увидел печальные лица, услышал рыдания, к Нему бросилась, обливаясь слезами, кроткая и любящая Мария... При виде общего горя Иисус Христос прослезился. Он знал, что через несколько мгновений Лазарь выйдет к ним живой и невредимый. Но Любвеобильный Спаситель всем сердцем сострадал и временному горю этих добрых людей, и смертному ужасу, который пришлось испытать праведному Лазарю перед кончиной. Да, Сын Божий послал друга Своего Лазаря на этот подвиг - чтобы прославилось Всемогущество Божие. Но Всевидящий Спаситель и Сам выстрадал вместе с другом Своим его смертную боль и смертельную муку.

Дань человеческому горю отдал Господь Пресветлыми Своими слезами у гроба праведного Лазаря. Наступил миг явления силы Божией. Отнимите камень (Ин. 11, 39), - повелел Господь. Услышав это, фарисеи возроптали: «Кощунство! неуважение к праху!» - но остальные не посмели ослушаться Чудотворца из Назарета и начали снимать тяжелый камень с гробовой пещеры. Дохнуло жутким запахом тления, запахом смерти. Тут Марфа вновь поддалась лукавому сомнению: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). И вновь Сын Божий смирил ее неверие: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? (Ин. 11,40).

И над растерянной недоумевающей толпой скорбящих грянула исполненная неземного величия молитва Сына Божия: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11,41-42).

Эта молитва прозвучала еще до совершения чуда воскрешения. Божественный Сын заранее благодарил Небесного Отца, зная, что по слову Его легко и просто воскреснет мертвец, - ибо где предел Всемогуществу Творца, единым словом воззвавшего к бытию все мироздание? И так, простыми обыденными словами повелел Сын Божий: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43).

Неописуемый ужас охватил народ, когда Лазарь вышел из гробницы, обвитый погребальными пеленами. Люди шарахались в разные стороны, уступая дорогу воскресшему мертвецу, - многим казалось, что они видят призрак. Но нет: это был живой человек, живой Лазарь, - с таким же добрым и светлым лицом, с которого в тот миг понемногу сходило выражение страдания. Постепенно люди начали приходить в себя от страха - подходили к Лазарю, трогали его, заговаривали с ним, слышали его смущенные ответы - и, наконец, убедились в свершении невероятного чуда. Тогда вместо скорби наступило ликование, взоры всех обратились к Спасителю, и, многие из... видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин. 11, 45).

Чудо воскрешения Лазаря совершилось, когда мир еще не был искуплен Пречистой Кровью Спасителя, еще лежал во тьме ветхозаветного «субботства». Но в субботу воскрешения Лазаря уже содрогнулось мрачное царство сатаны, начинавшее терять своих пленников, предчувствовавшее свое поражение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ад, возвратив из преисподней умершего, начал вопить: "кто это голосом Своим вызывает мертвецов из гроба, как бы спящих? Кто это преступает древнее повеление о смерти? Кто это так легко отнимает у меня мою добычу?" Вижу, что из рук моих ускользает держава господства моего над земнородными». Да, приближался конец власти диавола над родом человеческим - со дня воскрешения Лазаря оставалось уже недолго до Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Воскрешая умершего, Спаситель с непреложностью показал людям Свою Божественность, готовя их к восприятию чуда Своего Воскресения. Увы! человеческое маловерие, приземленность земного рассудка противились даже славнейшим чудесам Господним. Даже избранные Апостолы не сумели понять, что Иисус Христос, воскресивший друга Своего, в силах воскресить и Самого Себя. Их слабодушное отступничество терзало Спасителя в страшный Крестный час, и потребовалась полнота благости Святого Духа, чтобы превратить слабых маловерных учеников в мужественных неколебимых благовестников.

Но в день воскрешения Лазаря сомневающихся еще не было. Ликующая толпа приветствовала Спасителя и воскрешенного Им праведника, и лишь несколько человек чуждались радости, вынашивая черные замыслы. Даже это чудо не заставило фарисеев поклониться Сыну Божию, но лишь умножило их завистливую злобу. Неужели эти лицемеры, узнав, что Спаситель воскрешает мертвых, не поняли, что противятся не обычному человеку, а Самому Богу? И однако в кулуарах синедриона слышалось шипение злоумышленников: что нам делать? Этот Человек много чудес творит (Ин. 11, 47). И не только на Самого Спасителя посягали эти безумцы, но замышляли убийство и воскресшего Лазаря, «опасного свидетеля» чудес Сына Божия. Иисус Христос уберег вернувшегося к жизни друга Своего от их коварства, одного Себя отдал Он на растерзание людской злобе.

Праведный Лазарь был воздвигнут из гроба чудом Спасителя лишь для временной жизни, он должен был пройти свой земной путь и - вновь умереть. Однако, попуская первую довременную кончину друга Своего, Сын Божий этим оказывал ему великое благодеяние. Церковное предание знает примеры тому, как ревностны становились в делах благочестия те, кто возвращался к земной жизни из-за смертного порога. Такие люди въяве видели ужасы преисподней, зрели блаженное Царство Света - и воспоминание об ином мире делало их нечувствительными к соблазнам мира сего, неустанными в служении Господу Милующему. Смерть и воскрешение даровали Лазарю эту духовную крепость - будучи праведен и до первой своей кончины, все долгие годы оставшегося ему земного срока святой Лазарь совершал подвиги благочестия, стяжая все большую славу в Горнем Царствии.

Тридцать лет прожил друг Господень, праведный Лазарь, после своего воскрешения. Он был епископом Китайским (Кипрским), просветителем, добрым пастырем многочисленной христианской общины. Нетленные мощи святителя Лазаря были обретены в Китии в мраморном ковчеге с надписью: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

А та гробовая пещера в Вифании, у которой Сын Божий молился о воскрешении Лазаря, стала храмом. Гробница, обитель скорби и безнадежности, по мановению Победителя смерти превратилась в святыню, дарующую упование блаженной вечности. В воскрешении праведного Лазаря предзнаменуется общее воскресение всех сынов и дочерей рода человеческого, когда праведные друзья Божии возликуют в Царстве Света, дарованном Спасителем.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Как некогда стоял Господь у гробницы умершего Лазаря, так и ныне стоит Он у камней, которыми завалены наши умирающие во грехах души. Запах тления, исходящий от разлагающегося мертвого тела, кажется нам нестерпимым, но куда ужаснее зловоние, исходящее от смердящей грехами души. Но Пречистый Спаситель в смиренной благости Своей терпит этот смрад. Лазарь, иди вон! (Ин. 11, 43), - воззвал Сын Божий, и праведный умерший немедленно повиновался. Да услышим же и мы, наконец, призыв Всемилостивого Господа, хотящего вывести нас из мрака к свету, - воспрянем же из духовной смерти, в которую погружают нас наши нечистота, нераскаянность, нерадение. Так, покинув зловонную пещеру страстей и похотей, покаянными слезам развязав на себе гробовые пелены грехов, сможем мы вслед за праведным Лазарем присоединиться к великой семье друзей Божиих.

Не сама смерть страшна - грозен тот урочный неминуемый час, когда все мы воскреснем, дабы предстать пред Судом Всевидящего Господа. Благо тому, кто в этой жизни сумеет обрести воскрешение духовное, чтобы сказать с Апостолом: для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп. 1,21). Аминь.

Во времена Христа в маленьком селении Вифания близ Иерусалима жили две сестры – Марфа и Мария, и с ними брат, Лазарь. Мы знаем, что Господь неоднократно посещал их дом, и сестры однажды чуть не поссорились, потому что пока Мария внимала словам Учителя, Марфа вынуждена была одна хлопотать по хозяйству. Одним словом, обычная человеческая семья… Но однажды Лазарь, брат Марфы и Марии, заболел и умер. Казалось бы, смерть человека – тоже дело обычное, но в Евангелии привычный ход вещей внезапно нарушается: спустя четыре дня Господь приходит в Вифанию, идет ко гробу Лазаря, и… воскрешает его. Зачем? Неужели только потому, что Лазарь – друг, а все остальные для Христа – “просто люди”, и можно повременить с их воскрешением? Неужели у Христа могут быть “любимчики”, разве не всех Бог любит одинаково?

Каждый из нас не только может быть любимчиком Бога, но, мало того, является им. Господь знает каждого из нас по имени (Ин. 10 , 3), и вряд ли можно говорить, что у Бога существуют какие-то особо близкие друзья, те же Марфа, Мария и Лазарь, а все остальные – “просто люди”, “толпа”. Сам Христос всегда хочет быть Другом каждому из нас; но вот мы желаем этой дружбы отнюдь не всегда. Часто близость ко Христу нами понимается как некая дисциплинарно-обрядовая функция: вычитал положенное количество молитв – значит, близок ко Христу, а не вычитал – значит, не близок. Церковь говорит нам, что каждый из нас может и должен стараться “стяжать друга Господа”, как поется в одном из церковных песнопений. И если бы Христос был для нас мерой всех вещей, и мы бы воспринимали Его не только как Творца, Судию, Вершителя наших судеб, но и как именно Друга, может быть, мы были бы более живыми и настоящими христианами.

В святоотеческих толкованиях Евангелия можно встретить метафорическое понимание образа Марфы как присущей человеку деятельности и образа Марии как созерцательности. Но тогда Лазарь – это дружба, сердечная расположенность к Богу, и хорошо бы, если бы к нашей кипучей деятельности и глубокой созерцательности прибавлялось бы еще хоть немного стремления стать другом Христу.

Событие, произошедшее две тысячи лет назад в Вифании, оказалось настолько важным, что в самом конце Великого Поста, в последнюю субботу перед Страстной Седмицей Церковь вспоминает воскрешение Христом праведного Лазаря. И не зря в нашем календаре Лазарева суббота стоит в тесной связи с праздником Входа Господня в Иерусалим и Страстной Седмицей. Господь силен воскресить любого умершего, но тогда, воскресив Лазаря, Он вызвал к Себе еще большую ненависть фарисеев, и именно после этого чуда они окончательно решили убить Его. Христос спас друга от временной смерти ценой собственной смерти на Кресте. Да, Лазарь умер позже второй раз, как умрем и все мы, но он послужил делу и нашего спасения: ведь Христос Своим словом воскресил его к жизни временной, чтобы чуть позже – через Крестную смерть – воскресить всех нас уже навсегда к жизни вечной . Аминь.