Игры на развитие слогового анализа. Дидактические игры на формирование навыка языкового анализа и синтеза

Игры на развитие слогового анализа и синтеза

логопед – дефектолог

Кирсанова Наталья Станиславовна

Аудитория: учащиеся 1 класса, имеющие нарушения речи (ФФН, ОНР)

Цель игры: развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений)

№1. Игра «Морской бой»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.

Описание игры: детям предлагается игровое поле, на котором изображены клеточки, с написанными в них слогами. Логопед называет место на поле, а дети отыскивают его и записывают написанный в клетке слог. Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют, чтобы слова получились.

№2. Игра «Гостинцы от Незнайки»

Цель: развитие навыка слогового анализа и синтеза слов у учащихся начальных классов, совершенствование навыка чтения и психологической базы речи, расширение словарного запаса.

Описание: Незнайка шел к нам в гости с разными гостинцами – вкусностями, но по дороге ему повстречался «слогоед» и отгрыз по одному слогу в словах. Определите, какой слог пропущен в слове, назовите его, а потом назовите слово целиком и подсчитайте количество слогов в слове.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. К сожалению, не всегда дети с речевыми нарушениями, занимаются в речевой группе детского сада или на логопедическом пункте (по разным причинам). В школе этим детям гораздо труднее, чем сверстникам, у которых речевое развитие проходило без патологии. Конечно, при логопедическом обследовании в начале учебного года, выявляется ряд проблем, которые в дальнейшем могут привести к ошибкам при письме и чтении. Одна из самых разнообразных и многочисленных по типам группа ошибок - это ошибки на уровне слога. Многие первоклассники с трудом проговаривают слова со сложной слоговой структурой, допускают при этом разнообразные ошибки. Чтобы избежать ряда трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения письму и чтению, в профилактическую работу с учащимися первых классов, всегда включаю упражнения, задания и игры по развитию слогового анализа и синтеза слов. Эти игры достаточно просты, не требуют специальной подготовки, (используемый при этом наглядный материал есть у каждого логопеда) и эффективны. Они позволяют добиться внимания к звучащему слову, его звуко-слоговому составу, формирую речевые навыки, развивают мыслительные процессы.

Логопед предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов:

  • 1 вагон - слова, состоящие из одного слога,
  • 2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,
  • 3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.
  • Прятки
    Логопед демонстрирует детям картинки (называет слова), затем убирает наборное полотно с картинками, предлагает вспомнить и назвать слова с определённым количеством слог
    Цветок

    Логопед предлагает составить слова из слогов, которые напечатаны на лепестках цветка.
    В саду распустился красивый цветок
    Он красный и синий имел лепесток,
    На каждом из них был написан слог,

    Чтобы слово составить каждый смог.
    ЗА-, МОК-, РО-,ТА-, ВА-. (замок, ваза, роза, вата и др.)

    Калейдоскоп слов

    Игра проводится в форме соревнования между командами или детьми. Логопед демонстрирует на листе картинки с разным количеством слогов. (от 1 до 4-х), после этого команды по очереди бросают кубик, где точками(от 1 до 4-х) обозначены количество слогов, дети называют слова с таким количеством слогов. Каждое правильно названное слово отмечается фишкой. Выигрывает команда, набравшая больше фишек.

    Найди слог

    Логопед предлагает детям найти потерявшийся слог. Детям, не обладающим навыками чтения, слова проговариваются.

    Пример:
    Ма…на, иг…ка, те..визор, ка…даш, пира…да, во…та.

    Потерялся слог куда-то.
    Изменилось слово - ждёт.
    Может, слог найдут ребята,
    Кто же слово нам спасёт?

    Снежинки

    Детям предлагается составить слово из «снежинок».

    С неба падают снежинки,
    Не спеша, они летят.
    Ты поймай снежинку в руки,
    Составь слово для ребят.
    Ро-за, иг-ра, зи-ма, иг-ла, ла-па и др.

    Заколдованные слова

    На доске или на карточках написаны «заколдованные»слова, нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно (без лишнего слога).Дошкольникам можно демонстрировать картинки, проговаривая слова.

    Сапохар, васуренье, балиранки, пиророжок, сухарири и др.

    Найди слово

    Логопед предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с определённым количеством слогов.

    Урожай собрать пора,
    Не зевайте, детвора,

    Слово верно называйте
    И картинки выбирайте!

    Каждый участник игры должен выбрать картинка с определённым количеством слогов (1, 2, 3). Картинки можно предложить по теме овощи и др.
    Пр.: лук, чеснок, морковь, картофель, свёкла, редис, помидор, капуста, баклажан, тыква, кабачок, огурец.

    Тематический марафон

    Логопед предлагает детям назвать слова с определённым количеством слогов по заданной теме:
    «посуда», «одежда», «игрушки», «транспорт», «дом» и т. д.. При трудностях можно выставить картинки по теме. Пример: «Игрушки»: 1слог-гном, мяч; 2 слога- кукла, домик; 3слога- коляска,машина;4 слога- пирамида, велосипед.

    Ласковое слово

    Нужно изменить слово так, чтобы в каждом стало 2 слога.
    Пример: дом-домик, гном-гномик.
    Сад, лист, куст, мак, дождь, мост и др.

    Логопед выставляет картинки (карточки со словами) с разным количеством слогов. Учащиеся по очереди бросают кубик, называют число и выбирают слово, состоящее из такого же количества слогов.

    Найди пару

    Каждый учащиеся чётко по слогам называет своё имя. Затем расходятся. По сигналу, каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьём имени столько же слогов.

    Пирамида

    На наборном полотне помещают ряд картинок. Детям предлагается построить пирамиду, где в первом ряду будут слова, состоящие из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех, в четвертом - из четырех.
    Слова: вата, дом, снегири, буратино, кот, муха, машина.

    Дети выстраиваются шеренгой, им предлагается вспомнить или придумать слова с разным количеством слогов. На 1 шаг нужно назвать слово, состоящее из одного слога, на второй - из двух и т. д.

    Закончи слово

    Логопед просит закончить начатое им слово. Можно разделить детей на 2 команды и проводить игру в виде соревнования.

    ра - ма
    - кета
    - бота
    - дуга
    - дость и т.д.
    Помоги слову

    Придумай начало слова. Логопед говорит окончание слова. Ребенок
    добавляет первый слог и называет слово:

    Рево,
    ... - ляна,
    ... -ха,
    ... - жама,
    ...- дочка,
    ...- ка,

    Мидор,
    ... - лина,

    Поймай мяч

    Логопед подбрасывает мяч с детьми, называя первую часть имени ребенка, а ребенок - заканчивает. Ко-ля; Пе-;Ле-; Ка-.

    Угадай имя

    Логопед говорит детям, что задумано имя, которое состоит из 2-х или 3-х, 4-х слогов. Дети должны угадать, какое имя задумано.

    Предлагается детям произнести свое имя по частям:

  • а) прошагать его;
  • б) протопать одной ногой.
  • в) прохлопать.
  • Найди игрушку

    Логопед выставляет карточки - схемы слов (1,2,3 слога). Детям предлагается в группе выбрать игрушки, название которых содержит такое количество слогов.

    Угадай-ка

    На наборном полотне выставляются картинки - отгадки. Логопед предлагает загадку и показывает схему слова - отгадки. Ребенок должен среди предложенных картинок выбрать отгадку, поставить рядом со схемой и назвать слоги.

    Загадки:
    Из трубы вьется, а в руки не дается.
    / дым/
    Когда мной умываются, то слезы появляются.
    /мы-ло/
    Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья.
    Мы за обедом - под столом, а ночью - под кроватью.

    /са-по - ги/
    Маленький, удаленький
    Сквозь землю прошел,
    Красную шапочку нашел.
    /гриб/

    Придумай имя

    Логопед предлагает картинки с изображением детей. Нужно придумать имена, состоящие из определенного количества слогов (2, 3). Схемы слов замещают на доске.

    Материал ориентирован на логопедов, педагогов учителей и родителей. В статье затронута проблема преобладающего вида дисграфии у школьников — и упомянута актуальность работы над слоговым синтезом и анализом. В публикации представлены примеры упражнений и заданий для профилактики и коррекции пропусков на письме и ошибок слоговой структуры слов.

    Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.

    К концу дошкольного возраста активно развивается аналитико-синтетическая функция речи ребенка, словесно-логического мышление, происходит формирование образно-схематических представлений. В начальной школе уже совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, классификация.

    Развитие языкового синтеза как и анализа актуально в концепции современного логопедического уроке в школе. Одним из преобладающих видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Искажение структуры предложения и слова проявляется на письме у многих детей, принятых в речевые классы.

    Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при шёпотном или внутреннем проговаривании, воспринимаются оттенками согласных звуков.

    Слоговой синтез: этапы работы.

    На первом этапе работы целесообразно заняться слоговым анализом. При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Выделению гласных способствует деление на слоги.

    В качестве предварительной работы можно предложить подключить двигательный (кинестетический) компонент.

    Логопед предлагает ладонью, придерживая нижнюю челюсть, прочувствовать и сосчитать количество открытий рта на гласных (т. к их произнесение сопровождается большим опусканием челюсти).

    Следующий способ — прохлопать или простучать слово по слогам (можно сопровождать произнесение каждого слога касанием руки колен).

    Этими способами ученики определяют количество слогов; могут соотнести и поднять соответствующую цифру.

    Языковые представления на уровне слога отрабатываются в упражнениях, где предлагается разложить картинки в два-три ряда в зависимости от числа слогов в их названии; придумать и назвать предметы и понятия, состоящие из заданного количества слогов.

    Развития слогового синтеза на уровне слов способствует зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.

    Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.

    1. «Половинки».

    Найди части слов, соедини слоги и запиши:

    2. «Морской бой».

    По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.

    Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1

    3. «Абракадабра».

    В каждом слове переставь местами слоги так, чтобы получились предложения. Запиши.

    ришПли ныесиль зырозы. чкиПти летеули в ётлыеп ракя. Ревьяде лиряпоте чтипо всю твулист.

    4. «Собери слово».

    Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.

    та, во, ро — …
    ты, бе, ге -…
    ве, ка, шал — …
    лод, хо -…
    ту, ар, тро -…
    ша,та,мы -…
    мо, гра, та — …
    би, рать,за -…
    пи,кра,ва -…
    чик, бор,за -…
    до,про,во,вод -…
    лен,дарь,ка -…

    5. Найди слог, вставь недостающие слоги.

    Са__ги
    ко __ со
    до__га
    ма__на

    6. «Сложи слова».

    Сделай из двух слов одно (дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки

    7. «Примеры».

    Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.

    Пропо-про+это-о
    Сок-к+ночи-но+ня+ет
    Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се

    8. «Слоговой зигзаг».

    Прочти по стрелкам предложение.

    9. Сложи по заданным слогам.

    Сложи 1-ые слоги:

    Дорога машина
    Богатый лопата топить
    Листик товары падчерица
    Клевать ночевать выйди
    Думать ботинок выйду

    Сложи 2-е слоги:

    еда свеча
    намочил горе
    попона огород удача
    догонял получил глубина
    узоры кололи пустой

    Сложи 3-и слоги:

    петухи этажи седина
    талия непогода парады
    брусника саранча лечили

    2 слог 1 слог 3 слог
    Гроза платок намекать

    2слог 3слог 3слог
    напугать березы подарили

    Игры на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов .

    1. «Назови по порядку!» Назвать в заданном слове все звуки по порядку.

    2. «Чем похожи слова?» Мак, рак, так, сок, лук - в конце слов звук К; сани, сом, сук - в начале слов звук С; козы, розы, возы - всередине слов звук З.

    3. «Послушай и посчитай!»

    Произносить слова из одного-двух-трех слогов, дети их считают.

    4. «Назови и раздели!».Дети называют картинку по слогам и определяют их количество:

    а) при назывании слова подставляют руку под подбородок;

    б) сложенными ладонями рук на каждый слог делают движения из стороны в сторону;

    в) загибают пальчики на руке;

    г)откладывают на каждый слог палочки.

    5. «Отстучи правильно». Ребенок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.

    6. «Слушай внимательно». Ребенок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.

    7. «Кто придумает конец, тот и будет молодец!». Дается первый слог, дети заканчивают слово по-разному: РА - рама, радость, работа...

    8. «Найди и закончи». Предлагают пять картинок, называют первый слог одного из слов, а ребенок заканчивает. Например, ЗА-бор,СА-ни, ЛУ-на.

    9. «Добавь начало». Взрослый произносит последний слог названия одной из предложенной картинки, а дети называют начало слова или все слово: СЫ - часы, БА - рыба, НО - окно.

    10. «Придумай сам!»:

    а) дети называют любые слова с заданным количеством слогов;

    б) ребята называют предметы, окружающие их в группе, дома.

    11.«Добавим звуки!»

    Что получится, если к началу слова РОТ добавить К? (крот)

    Чем различаются слова РОТ - КРОТ по смыслу? (рот - часть тела, крот - животное).

    Чем различаются слова по звуковому составу? (в слове КРОТ - 4 звука, в слове РОТ - 3).

    12. «Звук потерялся!». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: зот - зонт, тиг - тигр, бат - брат....Ребенок добавляет пропущенный звук.

    13. «Самое длинное слово». Среди 5-6 картинок надо найти ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.

    14. «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например, К,С, О. Нужно составить из них слово (СОК).

    15. «Что получится?»

    Что получится, если в слове «сок» С заменить на Б?; затем - на Т...; если звук О заменить на А?...

    16. «Что заменим?»

    Что нужно заменить, чтобы вместо слова СОК получилось слово СУК?

    Слова для работы по данному заданию:

    Сеня - Соня - Толя - Коля - Поля - воля;

    игла - игра - икра; кара - фара - фарс - барс; кисть - кость - гость;

    лук - жук - сук - сок - кот - тот - пот - пол - кол - вол; кабина - калина - малина - Марина;

    кошка - мошка - мышка - мишка - миска - маска - марка;

    сам - сом - сор - сук - суд - сад - рад - род - кот - кит.

    17.«Меняем на одном месте».

    Звук заменяется только в одной из заданных позиций:

    бак - бык - бук - бок, лук - тук - сук - жук - бук

    гора - кора - пора - нора, гол - кол - пол - мол - дол

    дом - том - сом - ком - лом, день - тень - пень - лень

    18. «Найди ошибку!»

    Жучка будку не доела: неохота, надоело. (булку)

    Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)

    На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам)

    Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

    Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)

    Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

    «Там ползет зеленый лук с длинными усами!» (жук)

    У вратаря большой улов - влетели в сетку пять волов. (голов)

    Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это! (билета)

    Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку)

    Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)

    На поляне весной вырос зуб молодой! (дуб)

    На виду у детворы крысу красят маляры! (крышу)

    Посмотрите-ка, ребята, раки выросли на грядке! (маки)

    19. «Найди слово в слове». Укол - кол, экраны - краны - раны, дудочки - удочки - дочки - очки, дубок - дуб, драма - рама, кров - ров, крапива - ива, клен - лен, муха - уха, плуг - луг).

    20. «Отними слог». Фасоль - соль, камыш - мышь, майка - май, чайка - чай, часто - час, радуга - дуга, каток - ток, выход - ход, вызов - зов, ищи - щи).

    21. «Добавь звук!» Лев - хлев, луг - плуг, лень - олень, мех - смех, оса - коса, ухо - сухо, ура - Шура, стол - столб, пар - парк, пол - полк, пена - пенал).

    22. « Добавь слог!» Дуга - радуга, под-нос, пи-рожок, ре-мешок, по-жар, гри-бочки, стре-коза, ка-ток, хо-бот, пе-сок, лис-точки, ка-чай, чай-ка, му-сор, ма-шина.

    23. «Волшебная цепочка». Конечный звук первого слова становится началом второго: кот - туфли - иголка - апельсин...

    24. «Начни со слога!» Последний слог становится первым в следующем слове: насос - соска - каша - шары - рыба - бабушка...

    25.«Переставь слоги». Сосна - насос, кабан - банка, камыш - мышка...

    26. «Лесенка». Дается звук, с ним придумываются слова, каждое из которых на один звук больше предыдущего: М - МА - мак - Маша - марка - машина.

    27. «Путаница». Составляем слово из разрозненных слогов: БАШ, РУ, КА - рубашка.

    28. «Что ты знаешь о звуке?» Умение охарактеризовать начальный звук в слове. Например, в начале слова СОМ звук С - согласный, твердый, глухой.


    Игры и игровые упражнения на развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза

    Выступление на МО учителей начальных классов

    Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным речевым развитием этот этап не представляет особых трудностей. Для первоклассников же с речевыми недостатками – это сложное испытание, которое им порой не по силам без специальной коррекционной помощи. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ и соревновательных моментов.

    Достаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – профилактика нарушений письма и чтения, которые могут проявляться заменами, перестановками пропусками букв и слогов.

    На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукослогового анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность учащихся (внимание, память, мыслительные операции, навыки самоконтроля, зрительно-моторные координации), а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей. Дидактические игры и игровые упражнения объединяю общей лексической темой занятия (комплексно-игровой метод), использую с системе, что необходимо для закрепления полученных навыков у детей с речевыми проблемами.


    Следует отметить, что представленные мною игровые приёмы, наглядный дидактический материал могут с успехом использоваться учителями начальных классов на уроках чтения и письма в качестве средств формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

    I. Игры и игровые упражнения, способствующие формированию навыков

    Звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогового и целыми словами.

    1. Цель игры «Слова – матрешки» -

    расширение поля зрительного

    восприятия, развитие внимания,

    формирование навыка чтения,

    активизация и обогащение словаря.

    и найти другие слова, которые

    «прячутся» в них. Простой вариант –

    с картинками-подсказками, более

    сложный – без них. Следующий этап –

    найти слова в сплошном наборе букв,

    Можно предложить учащимся

    определить, являются ли слова-

    матрёшки родственными в каждом

    случае и почему. Например, метель,

    снег ирь, фиолето вый.

    2. Вставка букв в слова известный вид заданий, позволяющий решать целый ряд

    коррекционно-развивающих задач:

    ü формирование навыка чтения

    ü развитие звукового анализа

    ü формирование понятия о смыслораз-

    личительной роли буквы (сто л – сту л -

    вставляя разные буквы, получаем разные

    Задания на вставку букв я предлагаю

    детям, группируя слова по темам,

    что, с одной стороны является

    подсказкой, а с другой способствует

    употреблению в активной речи слов-

    обобщений. Дидактический материал

    помещаю в файлы для многократного

    использования. Вставка букв через

    файл фломастером помогает

    ребёнку избежать страха сделать

    ошибку: её в любой момент можно

    исправить и повторить игру.

    Варианты этого вида заданий могут быть следующими:

    ¨ Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись: Л__ПА, Л__ПА, Л__ПА.

    ¨ Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: __ОДА, __ОДА, __ОДА.

    ¨ Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р) – крот, стол(в) – ствол.

    ¨ Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: лис т (лифт), к орона (ворона), город (горох) и др.

    ¨ Найти в предложении слова, различающиеся одной буквой: «Ваня не скрыл, что вскрыл письмо», «Осы не любят росы». Подчеркнуть эту букву.

    Руг д_озд _венит _стреча _троительство

    д_уг др_зд з_енит вс_реча ст_оительство

    др_г дро_д звен_т вст_еча строит_льство

    дру_ дроз_ звени_ встр_ча строительс_во

    ¨ Найти ошибку в слове (место пропуска буквы не обозначено): помидр, красый, пгода. Записать без ошибки. В случае затруднения либо называется пропущенная буква, либо произносится слово.

    ¨ Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст, грз, грд, брбн.

    ¨ Найти ошибки (пропуски букв) в словосочетании, предложении, тексте. В случае затруднения необходимо указать число ошибок или ограничить поле восприятия, указав предложение (строчку) с ошибкой. Поиск ошибок в предложениях и текстах способствует формированию навыков самоконтроля на любом занятии. Задание усложняется путем увеличения числа ошибок и добавления их новых видов.


    3. Алфавит" href="/text/category/alfavit/" rel="bookmark">алфавита . Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. По

    сигналу дети начинают «печатать»: первая «буква» в слове хлопает в ладоши, затем

    вторая и т. д. Когда все слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

    6. Изографы – многофункциональные игровые пособия, направленные на

    формирование целостности зрительного восприятие, звукобуквенного анализа

    и синтеза, обобщённого образа буквы. Изографы представляют собой предметы,

    изображения которых состоят из видоизменённых букв, расположенных в

    пространстве особым образом. Дети должны узнать этот предмет, назвать его,

    правильно определить звуковой состав слова – названия и найти все буквы этого

    написания словарных слов и как сюрпризный момент урока, повышающий

    активность учащихся и способствующий поддержанию их внимания.

    7. Составление слов и предложений

    по первым зву кам слов-названий

    картинок часто использую как

    организационный момент начала

    занятия или его этапа (узнать тему,

    Такие задания включают в себя

    операции звукобуквенного анализа,

    синтеза, а также развивают слуховую

    II . Игры и игровые упражнения, способствующие формированию навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения.

    1. Работа по слоговым таблицам (варианты представлены в приложении) способствует формированию навыка слогового чтения, развивает зрительную память, расширяет поле зрительного восприятия. Ребёнок учится читать слог целиком, составлять слова из слогов по схемам. Такую работу я провожу в игровой форме: дети делятся на команды и соревнуются в составлении слов на время.

    2. Составление слов из слогов с использованием занимательного дидактического

    материала позволяет отрабатывать навык многократно, поддерживая

    внимание и интерес учащихся.

    В данном варианте игры учащимся

    Предлагается найти и соединить

    Рыбок так, чтобы получились

    слова. Дополнительные задания:

    v Сколько рыбок плывут влево? Сколько вправо?

    v Каких рыбок можно поменять местами? (чай-ка, ка-чай).

    3. Подбор слов на заданный слог

    (или с данным слогом) - задание на

    активизицию словаря и развитие навыка

    слогового анализа. Очень нравится детям

    в форме соревнования (кто больше?)

    Более сложный вариант задания:

    придумать слово на данный слог, в

    котором уже определено число слогов.

    Например, за… (2) – замок, забор;

    ку… (3) - кукушка, курица, купался.

    4. Цель игры «Путаница» - составление слова из слогов, предъявляемых на слух. Для

    этого необходимо удержать в памяти слоги, поменяв их местами, например,

    ки, ру (руки), вы, сли (сливы), неть, чер (чернеть). Игру можно проводить

    с перекидыванием мяча.

    Другой вариант игры требует удержания в памяти уже большего числа слогов и

    элементарных навыков слогового анализа. Инструкция : послушайте стихи, выделяя

    последний слог последнего слова каждой строчки (будет сделана пауза); если вы

    соедините все слоги, получится ответ на вопрос:

    Эй, держи, хватай! В лесу ловят рыжую лису.

    Шум и гам. Народу тьма. Громче всех кричит Фома.

    Он без куртки, без пальто. Вместо шапки решето.

    Из оврага, где ольха, слышны крики петуха.

    Изловить лису неплохо, да мешает …(суматоха).

    5. В последнее время появилось много готовых дидактических игр на формирование

    навыка слогового анализа и синтеза, которые я использую на занятиях. Это серия

    q «Слоговое домино» - дидактическая игра на составление слов из слогов, рассчитанная на разный уровень подготовленности учащихся. Игра представляет собой несколько комплектов карточек, разрезанных так, что на каждой карточке находится последний слог одного слова и начальный другого. Правильно разложив карточки по принципу домино, получаем цепочку слов. Облегчённый вариант: кроме слогов на карточках присутствуют картинки, так же, как и слова разрезанные пополам. Усложнённый вариант: без картинок, слова составляются только правильным подбором слогов.

    q «Слоговые кубики» - кубики, на гранях которых половинки картинок и слоги, из которых складываются названия картинок. При правильном составлении слов получаются цельные изображения предметов, которые подобраны по тематическим группам (животные, овощи и фрукты, игрушки, мебель, инструменты, посуда)

    q «Слоговое лото» – дидактическая игра, включающая 3 варианта

    1) Составление трёхсложных слов по первым слогам слов-названий картинок

    2) Составление трёхсложных слов по последним слогам слов-названий картинок

    3) Составление трёхсложных слов по средним слогам слов-названий картинок

    Задача игроков: правильно закрыть картинки на индивидуальных карточках соответствующими слогами на маленьких карточках и прочитать полученные слова.

    Игра носит познавательный характер, расширяет представления детей об окружающем мире, обогащает словарь.

    q «Составление предложений» игра, основанная на принципах предыдущей: из начальных или последних слогов слов составляются слова и прочитываются предложения.

    Таким образом, используя игровой метод для формирования навыков звукослогового анализа и синтеза, можно предупредить специфические ошибки письма и чтения младших школьников, развить их познавательные способности, создать положительную мотивацию учения, что является залогом успешного освоения программного материала и позволяет ребёнку ярко и интересно прожить каждый урок.