Обследование слоговой структуры. Логомаг

Обследование слоговой структуры слова

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова. (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)

При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

Опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

Перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

Вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)

- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

классификация А.К. Марковой,

которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двухсложные слова с закрытым слогом.

5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6. Двухсложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова из открытых слогов.

Обследование слоговой структуры

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом неправильное произношение звуков не ограничивается недостатками звуков. Часто встречается и нарушение слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить ребенком слова различной слоговой сложности. Предлагаются ребенку для называния предметные картинки; затем называются логопедом слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребенку. Особенно отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава. Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, какие слоговые структуры у ребенка сформированы, а какие – нет. Составляется протокол обследования.

Протокол обследования слоговой структуры слова

Вид слоговой структуры слога

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель

Речевая реакция на акустический раздражитель

Примечания

Односложные слова с закрытым слогом

мак, дом, сыр

Двусложные слова из 2-х прямых открытых слогов

рука, роза, лапа

Двусложные слова с одним закрытым слогом

сахар, диван, забор

Двусложные слова со стечением согласных в середине слова

кукла, марка, утка, арбуз, карман

Односложные слова со стечением согласных в начале слова

стол, стул, шкаф

Односложные слова со стечением согласных в конце слова

волк, тигр

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова

трава, брови, книга

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова

клумба, клубника, гнездо

Двусложные слова со стечением согласных в конце слова

корабль, бинокль

Трехсложные слова из 3-х открытых слогов

панама, канава, малина

Трехсложные слова с последним закрытым слогом

кошелек, пулемет, телефон

Трехсложные слова со стечением согласных

конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист

Четырехсложные слова с открытыми слогами

паутина, черепаха

Многосложные слова из сходных звуков

клубок, колобок, корзина, картина

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагается для повторения следующие предложения:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем и др.

ВЫВОДЫ : отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращения слогов – молоток – «моток»; упрощение слогов, опускание звуков – стул – «туль»; уподобление слогов – табуретка – «татулетка»; добавление звуков, слогов – комната – «комонамата», стол – «сытол»; перестановка звуков и слогов – дерево – «деверо»).

Практические наблюдения показывают, что перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений.

Методика обследования

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок.
Для обследования детей 3 лет предлагаются 1, 2 и 3 – сложные слова. Детям более старшего возраста предлагают различные типы слов, в том числе со стечением согласных и гласных в разных позиция слова. В случае выявления нарушений ребенка просят: повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка); из разных гласных, но одинаковых согласных (па-по-пы); из одинаковых гласных и согласных, но с разным ударением. А также ребенка просят отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов: Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Детям школьного возраста предлагается чтение слов сложной слоговой структуры, чтение скороговорок; списывание сложных слов и предложений, запись сложных слов и предложений под диктовку.

Нарушения слоговой структуры слова

Пропуски звуков в слогах часто обусловлены структурой слога, при стечениях согласных одна из них чаще опускается. В сложных по слоговой структуре словах часто отмечаются замены, пропуски и перестановки звуков, более выражена аппроксимация, причем чем длиннее слово, тем больше вероятности появления в нем фонематических нарушений [Ковшиков В.А., 2001].

Вид нарушения слоговой структуры

Нарушение количества слогов

1. Сокращение (пропуск) слога:

«моток» = «молоток», «вадос» = «водолаз».

2. Опускание слогообразующей гласной:

«пинино» = «пианино»,

«прасоник» = «поросёнок».

3. Увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных:

«команата» = «комната», «дупело» = «дупло».

Нарушение последовательности слогов в слове

1. Перестановка слогов:

«деворе» = «дерево», «чимхистка» = «химчистка».

2. Перестановка звуков соседних слогов:

«гебемот» = «бегемот».

Искажение структуры отдельного слога

1. Сокращение стечений согласных:

«тул» = «стул».

2. Вставки согласных в слог:

«лимонт» = «лимон».

3. Уподобление слогов:

«кококосы» = «абрикосы», «мимидор» = «помидор».

4. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение)

«били…били…билитекарь» = «библиотекарь», «вввво…вововодичка» = «водичка».

5. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

«нананасы» = «ананасы».

6. Контаминации (смешение слов):

«в холодильнице» = «в хлебнице и холодильнике», «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией:

    Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

    Инертное застревание на каком - либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикани Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»)

    Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

    Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

Первый год обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно делятся на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.

Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков.

Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

У детей - олигофренов с ДЦП неправильное произношение слов не ограничивается недостатками звуков. Часто встречаются и нарушения слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение ребенка произносить слова р.азличной сложности слоговой структуры. Предлагается ребенку для называния предметные картинки; затем логопедом называются слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнять ребенку. Особо отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава.

Важно отметить:

а) состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных

звуков или неусвоенных

б) какие слоговые структуры у ребенка сформированы, какие - нет.

Составляется протокол обследования.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Вид слоговой структуры слова Оптический раздражитель (ОР) (картинка) Речевая реакция на ОР Речевая реакция на акустический раздражитель Примечание
Односложные слова с закрытым слогом мак дом сыр
Двусложные слова из 2-х прямых открытых слогов рука роза лапа
Двусложные слова с одним закрытым слогом сахар диван забор
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова кукла марка утка арбуз карман
Односложные слова со стечение согласных в начале слова стол стул шкаф
Односложные слова со стечением согласных в конце слова волк тигр
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова трава брови книга
Двусложные слова со стечением согласных в середине и начале слова клумба клубника гнездо
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова корабль бинокль
Трехсложные слова из трех открытых слогов панама канава малина
3-сложные слова с последним закрытым слогом кошелек пулемет телефон
3- сложные слова со стечением согласных конфеты памятник винтовка термометр тракторист
4-сложные слова с открытыми слогами паутина черепаха
Многосложные слова из сходных звуков клубок-колобок корзина - картина

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагается повторить следующие предложения:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем. и др

ВЫВОДЫ: отмечается характер искажения слоговой структуры:

а) сокращение слогов (молоток - “моток”)

б) упрощение слогов, опускание звуков (стул - “туль”)

в) уподобления слогов (табуретка - “ татуетка”)

г) добавление слогов (комната - “ комонамата”стол - “сытол”)

д) перестановка слогов и звуков (дерево - “деверо”)

Практические наблюдения показывают, что перестановка является

дифференцированным признаком сенсорных нарушений.

УII ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Содержание задания Ответы ребенка Примечание
1 Опознание фонем: а) подними руку, если услышишь звук О среди других гласных б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных А,У, Ы, О, У, А, О,Ы, И П,Н,М,К,Т,Р
2 Различение фонем близких по способу и мету образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие б) шипящих и свистящих в) соноров п-б, д-т,к-г,ж-ш,з-с,в-ф с,з,ш,щ,ж,ч р,л,м,н
3 Повторить за логопедом слоговой ряд а) со звонкими и глухими звуками б) с шипящими и свистящими в) с сонорами да-та,та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, жа-ша, жа-ша-жа, ша-жа-ша, са-за, са-за-са, за-са-за са-ша-са,ша- са-ша, ша-ча-ша, ча-ша-ча, за-жа-за, жа-за-жа, ра-ла-ра, ла-ра-ла,
4 Выделение исследуемого звука среди слов лужа,рука,до-рога, жук,
5 Придумай слова со звуком З
6 Определи, есть ли звук Ш в названии картинок колесо, ящик, сумка, шапка, машина, лыжи, цапля, звезда, чайник
7 Назови эти картинки, скажи, чем отличаются названия бочка- почка, коза - коса, дом - дым
8 Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце) чайник, ручка, мяч,
9 Разложи картинки в два ряда: в первый со звуком С во второй со звуком Ш сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш,

ВЫВОДЫ: Фонематический слух в норме; недоразвит.

УIII ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА

Содержание задания Используемый речевой и наглядный материал Ответы ребенка Примечание
1 Определить количество звуков в словах ус, дом, роза, баран, ромашка
2 Выделить последовательно каждый звук в словах мак, зонт, крыша, танкист, самолет,
3 Назвать первый ударный гласный звук Оля, Юра, Аня, уши, Яша,
4 Определить последний согласный звук в словах ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол
5 Выделить согласный звук из начала слов сок, шуба, магазин, щука, чай
6 Назвать ударный гласный звук в конце слова ведро, грибы, рука, чулки
7 Определить третий звук в слове и придумать слова, где бы этот звук стоял в начале(середине, конце) сосна
8 Придумать слова, состоящие из 3, 4, 5 звуков
9 Назвать слова с одним слогом, с 2, 3, 4 слогами.
10 Определить число гласных и согласных в названных словах
11 Назвать 2, 3, 5 звук в этих словах
12 Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются одним звуком мак, бак, бык, рак, дом, стул, стол, лук, сук, машина, корзина
13 Сказать, в чем отличие этих слов Оля - Коля, крыша - крыса,
14 Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово сук (сок) ,стол (стул) , марки (рамки), ложа (жа-ло), сосна (насос)
15 Закончить слова Баран -- , пету -, само---,
16 Объяснить смысл предложений На грядке лук. За рекой зеленый луг.

ВЫВОДЫ: Навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно.

Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала.

В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала бывает недостаточно. Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка нет совсем или он только начал говорить.

Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и синдроме Дауна, задержка речевого развития, ) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность.

Логопедами Е.С. Большаковой, Т. А.Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов, мною подобран лексический материал по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.

Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли в речи окружающих и на неречевых звуках.

Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение.

Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен.

При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий:

«начало», «середина», «конец»;

«перед», «за», «после», «между»;

«последний», «первый».

Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи долго не могут понять и запомнить эти понятия, а без их усвоения невозможно приступить к слов.

Когда достаточно успешно ребенок умеет вычленять ритмические доли в речи взрослых, необходимо приступить к следующему этапу – коррекционному. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Начинается работа с уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками.

Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками. Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции ритмико-слоговой структуры слова. Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушены большое количество звуков.

Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е. фонетическое оформление речи не является главным. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа (по А.К.Марковой), работа по коррекции звукопроизношения становится желательной и полезной.

В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Предложения.

Мою руки.
Веду Галю.
Машу Коле.
Несу мыло.
Даю маме.
Вижу рыбу.
Беру вещи.
Несу вату.
Хочу дыню.
Еду к морю.
Бегу к маме.
Лиса в лесу.
Ежи в норе.
Часы в доме.
Жарю рыбу.
Лиса в яме.
Нога в луже.
Рыба в воде.
Щука в реке.
Сомы в тазу.
Маки в вазе.

Составить предложения:

Пью кофе, воду, соки.
Ем кашу, мясо.
Несу рыбу, вещи, ноты.
Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо.
Ношу шубу, боты, бусы.
Чищу зубы, полы, шубу, сани.
Даю кашу маме, козе, Тане, папе.
Даю маме вазу.
Несу Кате вещи.
Мама Милу в ванне мыла.

Чистоговорки:

Са-са -са на носу оса.
Ло-ло-ло еду я в село
Ка-ка-ка у меня рука
Га-га-га у меня нога
Ва-ва-ва, на суку сидит сова
Ва-ва-ва, вот вода.
Гуси.гуси Га-Га-Га
У Бобы были бобы

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

ОНА ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

ОНИ летали, читали, бегали, носили,

Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.

Хорошо, весело.

Предложения.

Машина гудела.
Ворона летала.
Бараны бодали.
Собаку ругали.
Полено рубили.
Корову доили.
Канаву вырыли.
Марина бегала.
Наташа купила бананы.
Я сажаю розы,
Я рисую козу/ машину, корову, ворону/.
Мы носили овощи /бумагу, сапоги/.
Я купаю собаку.
Я читаю газету.
Я катаю колесо.
Я кидаю монету

Упражнение «Что из чего?»

Дом из соломы.
Газета из бумаги.
Лопата из железа.
Ракета из металла.
Ворота из дерева.
Сыр из молока.
Мяч из резины.

Мету, мету, не вымету.
Несу. Несу, не вынесу.

Чей предмет?

Мамина монета.
Папина машина.
Катина панама.
Мишина газета.
Васина бумага.
Тетина бусина.
Валины сапоги.

Добавить слог:

КА
мака..
ата..
соба..
соро..
ДА
пома..
побе..
пого..
шара..
ДЫ
похо..
наря..
пара..
ТА
пала..
ребя..
каю..
защи..
рабо..
забо..
газе..
высо..
боло..
лопа..
воро..
охо..
копы..
раке..
галле..
ГА
бума..
вата..
теле..
доро..
раду..
кура..
белу..
НА
коро..
воро..
ВА
заба..
ана..
оро..
МА
пижа..
пана..
ША
копу..
кало..
поро..
афи..

Чистоговорки:

Воду, воду, воду, воду лили, наливали.
Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.
Ко, ко, ко, не ходите далеко.
Наша река широка, как Ока
Му, му, му, молока кому?

Муха-горюха села на ухо.
Уха была неплоха, хороша была уха!

Катя упала в канаву.
Около кола колокола.
Дарики-дарики,
Летели комарики

Один – много

Лошадь – лошади
Лебедь –
Завод –
Лопата –
Халат –
Салат –
Дорога –
Жираф –
Чудо –
Котёнок –
лисёнок –
утёнок –
ежонок –
ужонок –

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

Предложения:

Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/.

Упражнение «Так бывает?»

У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.
У рыбы руки?– Нет у рыбы рук.
У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.
У кота зубы? – Да, у кота зубы.
У кита ноги? – Нет у кита ног.
У деда сани? – Есть у деда сани.
У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.
У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.
У дома ухо? – Нет у дома уха.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

Вадим, Тимур, Данил, Семен…

Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал

Добавляем слог:

Был – за…был
Бил – за…был
Пел – за…пел
Дул – по…дул
Мёл – вы…мел
Пил – вы…пил
Нес – вы…нес
Шел – у…шел
Дал – по…дал

Назови ласково:

Пень – пенек
День – денек
Тень – тенек
Дом – домик
Кот – котик
Сад – садик
Нос – носик
Шар – шарик

Лес – лесок
Мёд – медок
Лёд – ледок
Дым – дымок
Час – часок
Воз – возок

Чистоговорки:

Гу – гу – гу
Гудит гудок
Ды-ды-ды
Идет дымок
Зу-зу-зу
Едет возок

Тук, тук, тук
Тук, тук, тук.
Это кто был тут?
Это бык — бычок.
Это кот - коток.
Это рак – рачок.

Мяу, мяу кот пищит
У него живот болит

Лю – ли, лю – ли, лю – ли
Полетели гули.

За-за-за Вот идет коза
Зу-зу-зу Вижу я козу.
Са-са-са Вот летит оса
Сы-сы-сы Нет осы
Жи-жи-жи Вот бегут ежи
Щу-щу-щу Я тебя ищу.
Да-да-да Вот у нас вода

Би, би, би – Гудит машина.
Не поеду без бен-зина.

Ахи, ахи, ахи – ОХ!
Маша сеяла горох!

Вот гудит паровоз,
Он вагоны повез
Чох, чох – чох!
Чу – чу – чу!
Далеко я качу!

Жу – жу — жу. На лужок хожу.
Жу – жу – жу. На жуков гляжу.

Гуси, гуси
Га – га – га
Пить хотите?
Да – да – да.
Гуси гуси, вот вода!
Так бегите вы сюда!

Укусила кису муха
И болит у кисы ухо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Чей предмет?

Мамина сумка.
Папина полка.
Надина булка.
Петина майка.
Васин замок.
Танин мячик.
Любин чулок.
Катин бидон.
Дашин талон.
Дядин топор.
Васин забор.

Предложения:

Жираф ходит.
Камень лежит.
Козел бежит.
Ветер дует.
Сахар лежит.
Захар рубит щепки.
Толик машет рукой.
Иван хочет воды.
Заяц бежит.
У Пети болит бок.
У Коли болит нос.
У Симы болит рука.
Дима несет воду.
Петя лечит Люду.
Катя лепит пенек.

Что буду делать?

Пилю – буду пилить.
Варю –
Дарю –
Жарю –
Хожу –
Ношу –
Чиню –
Бужу –
Ношу –
Верю –
Думаю –
Пишу –
Делаю –
Читаю –
Нюхаю –
Копаю –

Я веду – и мы ведем
Я пою – и мы поем
Я несу — и мы несем
Я беру – и мы берем
Я иду – и мы идем
я сижу – и мы сидим

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

Чистоговорки:

Ву-ву-ву, я вам букву назову.
Су-су-су, я вам тыкву несу.
Су-су-су, киске миску несу.

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.

В гости к Вове,
В гости к Вале,
В гости к Васе,
В гости к Ване.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

Чистоговорки:

На окошке – кошка, под окошком клумба.

Бы, бы, бы, идет дым из трубы.
Вы, вы, вы, у Вовы сливы.
Ил-ил-ил, я вам санки купил

В коробке – гвозди,
в корзине – грозди,
в кузове – грузы,
в лукошке – грузди.

Ан, ан, ан, папа чинит кран.
Уп, уп, уп, мама варит суп.
Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

Наш Полкан попал в капкан.

Клава купила какао.
Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!
Прохор и Пахом ехали верхом.

У Кати колпак.

Если бы да кабы, во рту выросли грибы.
Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!»

Я бегу, бегу, бегу
Я на месте не стою.

Мы бежим, бежим,
Мы на месте не стоим

Я по улице иду
И флажок в руке несу.

Мы по улице идем
И флажок в руке несем.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
Чистоговорки:

Воз-воз-воз, воду возит паровоз.

Говорит великан великану:
Головой я до неба достану!
Великану в ответ великан:
Выпить весь я могу океан!

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

Назови ласково:

Оля – Олечка
Коля – Коленька,
Таня – Танечка
Миша – Мишенька
Вася – Васенька
Петя – Петенька
Света – Светочка
Нина – Ниночка
Ветка – веточка
Сетка – сеточка
Лента – ленточка
Лодка – лодочка

Кот – котенок
Утка – утенок
Лиса – лисенок
Лось – лосенок
Волк – волчонок
Еж – ежонок
Уж – ужонок
Белка – бельчонок

Чистоговорки:

Где мед, там и мухи.
Была бы охота, закипит работа.

Лапкой Полкан палку толкал.

Покатил Костя в Кострому в гости.

У Фани фуфайка у Феди туфли.

У Вани свекла,
у Вали брюква,
у Васи тыква,
у Вовы клюква.

Свёкла у Фёклы
Сохла и мокла,
Мокла и сохла,
Пока не засохла.

Метил в ворону, попал в корову.

Дарья дарит Дине дыни.

Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.
Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол!
Ду -ду -ду, растут яблони в саду.

Спит спокойно сытый сом,
Сладко смотрит сотый сон.

«Кукушка»

У леса на опушке, высоко на суку
С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку!
Внизу бежит речушка по желтому песку,
Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

«Считалка»

В небе паровоз летает,
В море плавает вагон,
Волк по воздуху шагает,
Кто не верит – выйди вон!

Чистоговорки:

Бегемот разинул рот,
булки просит бегемот.

Охотник поехал на охоту.

Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
Попугай! Попугай! Попугай!

Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,
У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.

Что рисуют дети?

Стас рисует глобус,
А Света – автобус.
Стас рисует квас,
А Света – ананас.
Стас рисует маску,
А Света – колбаску.
Стас рисует сыр,
А Света – сувенир.
Стас рисует нос,
А Света – пылесос.
Стас рисует сок,
А Света – поясок.
(Смирнова Л.Н.)

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

Предложения и чистоговорки:
Кошка с котенком, а курочка с цыпленком.
Кораблем управляет капитан.
На клумбе цветут красные маки.
В конюшне стоят кони.
Катя и Коля слепили снежный ком.
У Кондрата куртка коротковата.
Няня нянчит Надю с Ниной.
У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки.

Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
А козе – капустки кочанчик хрусткий.

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто –фту – фты
и т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

Чистоговорки:

Тетя Катя ткет ткань.
Та, та, та, хвост пушистый у кота.
Наш гость купил трость.
Ткач ткет ткани на платье Тане.

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Лед да лед,
Лед да лед.
А пингвин по льду идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед.
А пингвин не упадет.

Сидит сокол в гнезде.
А около – соколята этого сокола.
Соколята, смирно сидите,
Со скалы вниз не соскользните.

14. Четырехсложные слова из открытых слогов:

пианино, ежевика, кукуруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.

Чистоговорки и стихи:

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка!
Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!
Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим!
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
Водовоз вез воду из водопровода.
Белые бараны били в барабаны.
Надо на ножки надевать босоножки.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

За уши зайца несут к барабану.

Заяц ворчит:

Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки
Нет подготовки,
Не вижу морковки. (В. Берестов)

Марфина Ольга Владимировна,
учитель-логопед ГБУ «Областной реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»,
г. Астрахань

Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. дом, дым, мак, кот, бык, кит.

Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова - бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.

Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов - утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва - знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.

Задание 5. Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;

б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, те­лефон, бегемот, барабан.

Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, авто­мат;

пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, ска­калка.

Задание 7. Произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков - Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, ве­лосипед;

б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, вос­питательница.

Комплекс Б

Задания на отраженное (при необходимости - за­медленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера ис­кажений в данном варианте употребления слов, вы­яснения влияния эталона произнесения лексиче­ской единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

Задание 1 - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.

Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;

б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, ка­бан, салат.

Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.

Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале и сере­дине слова - клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;

в) слова с несколькими стечениями согласных звуков - конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.

Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;

б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.

Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;

б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнай­ка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.

Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков - водолазы, че­моданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пиа­нино;

б) слова со стечениями согласных звуков - выключа­тель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсо­вод, велосипедист.

Комплекс В

Задания на выявление особенностей многократно­го отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».

Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воро­бей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.

Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон.

Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».

Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.

Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплек­сов.

Комплекс Г

Задания на выявление особенностей состояния сло­гового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.

Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».

Речевой и картинный материал:

а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый... (лимон); Катина... (панама); плывет... (пароход); колючий... (кактус); отважный... (солдат); длинноносый... (Буратино)»;

б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили... (Бима); мы полетим на... (самолете); я положу письмо в... (кон­верт); я хочу быть... (космонавтом); я мечтаю о... (вело­сипеде)».

При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).

Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.

Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.

Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».

Речевой и картинный материал:

а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;

б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.

Комплекс Д

Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.

Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.

Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.

Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.

Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».

Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.

Уровень сложности слоговой структуры слова, доступ­ный для произнесения;

Количество и характер искажений;

Состояние ритмического рисунка слов при воспроизве­дении (скандирование, наличие ударений);

Темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);

Наличие/отсутствие определенного типа искажений;

Стратегия анализа структуры лексической единицы;

Контроль правильности при произнесении слова.

Типы слов (по А.К. Марковой)

1 класс - двусложные слова из двух открытых слогов:

лыжи - ваза -бусы -

пила -рама -коза -

собака - береза -

корова - ворона -

курица - сапоги -

3 класс - односложные слова

сыр - лук -

мак - кот -

мяч - рак -

4 класс - двусложные слова с одним закрытым слогом:

петух - пенал -

лимон - щенок -

шалаш - забор -

5 класс - двусложные слова со стечением согласных в середине слова:

кукла - туфли -

шишка - чашка -

лодка - бочка -

арбуз - чайник -

обруч - поднос -

альбом - медведь -

барабан - колобок -

самолет - помидор -

телефон - колодец -

яблоко - конфеты -

шахматы - рубашка -

колбаса - бутылка -

карандаш - виноград -

цыпленок - автобус -

кузнечик - сапожник -

матрешка - пустышка -

избушка - морковка -

игрушка - расческа -

11 класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова:

флаг -слон -

хлеб -тигр -

гриб -лист -

12 класс - двухсложные слова с двумя стечениями согласных:

звезда - спички -

гнезда - блюдце -

свекла - трактор -

кукуруза - пуговица -

черепаха - Буратино -

ящерица - рукавица -

Кроме слов, входящих в состав 13 классов оценивается произношение и более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр», «аквалангист», «путешественник» и т.п.

Данные изучения слоговой структуры детей со стертой дизартрией показали, что им наиболее доступны слова 1-4 классов слоговой структуры. В норме этот тип слов слоговой структуры формируется к трем годам.

Изолированное произношение слов 5-8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесения. Включение этих слов во фразу ухудшает показатели звукослоговой структуры. Ошибочное воспроизведение слов 9-13 классов наблюдается как при изолированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом. Включение же их во фразу обнаруживает многообразие нарушений: пропуски, перестановки и др. Многие дети отказываются от задания и говорят: «Я не могу», т.е. заранее оценивают свои возможности.

Слова же повышенной сложности (за пределами 13 классов) многие дети со стертой дизартрией либо отказываются называть, повторять за логопедом, либо так искажают звукослоговую структуру, что слово становится полностью искаженным. Логопед визуально отмечает трудности в артикуляционной моторике: кинестетические диспраксии, когда ребенок подбирает нужную артикуляцию, или кинетические диспраксии, когда он не может переключиться на следующую артикуляцию. Кроме того, отмечаются синкинезии, замедленные и напряженные движения органов артикуляции. Большинство детей со стертой дизартрией не могут произносить слова сложной слоговой структуры в предложении, хотя значение этих слов уточняется, проводится определенная работа по семантизации, не только из-за трудностей речедвижений, но в ряде случаев и из-за снижения слуховой памяти на последовательный линейный ряд. Так, практически все дети не справились с заданием повторить предложение:

На сковороде жарятся котлеты.

Весело журчат весенние ручьи.

Учительница учит учеников.

Интересными наблюдениями можно считать выявляющиеся у детей со стертой дизартрией наряду с трудностями воспроизведения слов сложной слоговой структуры и нарушение общеритмических способностей. Дети не могут повторить простой ритмический рисунок: похлопать в ладоши 1, 2, 3 раза, выполнить серию хлопков «1, 2» пауза «1, 2» и т.д. Не могут отхлопать аналогичный ритмический рисунок с разной силой, т.е. сделать акцент согласно образцу, который демонстрирует логопед (1 раз сильно стукнуть, 2 раза тихо).

Нарушения, выявленные при исследовании ритмических способностей детей со стертой дизартрией, коррелируют с их моторной недостаточностью в общей, тонкой, ручной и артикуляционной сфере. Особенность некоторых детей со стертой дизартрией - правильное воспроизведение контура слов первых четырех классов (по Марковой), но выраженный нарушением звуконаполняемости. Правильно повторяя вслед за логопедом три сложных слова, дети нередко искажают их в спонтанной речи, сокращая количество слогов. При правильном воспроизведении контура этих слов отмечаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; перестановки и замена звуков, слогов, уподобление слогов, сокращение при стечении согласных в слове. Наибольшее количество перечисленных ошибок приходится на проговаривание слов 10-13 классов и повышенной слоговой сложности. Малочастотные слова часто редуцируются. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Дети часто искажают слоговую структуру редко употребляемых, но знакомых слов, даже состоящих из правильно произносимых звуков.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией значительно отличается от возрастной нормы. Анализ результатов исследования позволяет определить низкий уровень сформированности ведущих компонентов, значимых для формирования слоговой структуры слова: уровень овладения звукопроизношением, показатели сформированности фонематических процессов, состояние артикуляционной моторики. Высокая степень взаимозависимости определена между состоянием артикуляционной моторики и звукопроизношением, сформированностью слоговой структуры слова и фонематическим слухом.

Изучая нарушения звукопроизношения в зависимости от типов, слогов, О.Ю. Федосова установила, что нарушение звуков нестабильно. Так, произношение свистящих значительно ухудшается в закрытых слогах и при стечении согласных, а шипящих - лишь при стечении согласных. Сонорные резко искажаются в слогах со стечением согласных. Эта особенность должна быть учтена при планировании коррекционной работы в разделе автоматизации звуков. Следует уделять наибольшее внимание при автоматизации свистящих, закреплению их в закрытых слогах и при стечении. При коррекции сонорных звуков наибольшее внимание следует уделять отработке звуков в слоговых упражнениях со стечением согласных. При автоматизации шипящих звуков в разной степени тренируют произнесение поставленного звука в открытом, закрытом, интервокальном положении и чуть больше внимания уделяют слогам со стечением согласных. Усложнение слоговой структуры влечет ухудшение звукопроизношения. Это касается всех фонетических групп. ^

Обследование слоговой структуры слов
у детей со стертой дизартрией

Серия заданий направлена на выявление характера нарушений слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения слов разной слоговой структуры: односложные, двусложные, со стечением и т.д., последовательно обследуются слова 13 классов по Марковой. Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов). Детям предлагается назвать предметные картинки, повторить слова отраженно за логопедом, ответить на вопросы.

Кроме того, предлагают повторить ряды слогов, состоящие:

Из разных гласных и согласных, например, «ка - ту - бо»;

Из разных согласных, но одинаковых гласных, например, «ка - га - да»;

Из разных гласных, но одинаковых согласных, например, «та - то - ту»;

Из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (акцентированные) па - па - па, да - да - да, па - па - па.

В исследование включено отраженное повторение предложений со словами сложной слоговой структуры.

Цель исследования:

1. Выявить те частотные классы слов, слоговая структура которых сохранна в речи ребенка.

2. Выявить те классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребенка.

3. Определить тип нарушения слоговой структуры слова.

Виды нарушения слоговой структуры слова - см. п. 5.2.

По характеру нарушения слоговой структуры можно определить уровень ОНР.

1. Исследование сформированности слоговой структуры слов 1-3 классов (по Марковой)

1 класс - двусложные слова из открытых слогов:

вода

муха зубы

2 класс - трехсложные слова из открытых слогов:

собака

ягоды

молоко

3 класс - односложные слова:

мяч

дом нос



1 класс:

Критерии оценки:

4 балла - четко воспроизводит слоговую структуру всех слов.

2 балла - произносит замедленно, по слогам, некоторые слова искажает.

1 балл - большинство слов искажает, искажает звуконаполняемость слов.

0 баллов - искажение слоговой структуры слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.

2. Исследование сформированности слоговой структуры слов 4-6 класса (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

4 класс - двусложные слова с закрытым слогом:

веник

утюг

паук

5 класс - двусложные слова со стечением в середине слова:

банка

юбка письмо

6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

чайник

поднос компот

2) Инструкция: «Назови картинки».

4 класс: 5 класс: 6 класс:

лимон мышка фартук

топор кошка альбом

пенал вилка тетрадь

Критерии оценки:

3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.

2 балла - произносит скандированно, со второй попытки.

1 балл - большинство слов воспроизводит, искажая слоговую структуру.

0 баллов - некоторые слова отказывается повторить и назвать картинки, остальные искажает по структуре и звуконаполняемости.

3. Исследование сформированности слоговой структуры слов 7-9 класса (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

7 класс - трехсложные слова с закрытым слогом:

колобок

помидор

ананас

8 класс - трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко

шахматы

ананас

9 класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

автобус

кузнечик

осьминог

2) Инструкция: «Назови картинки».


7 класс:

памятник

цыпленок

карандаш

Критерии оценки:

4 балла - верно повторяет слова и называет картинки.

3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но с запинками.

2 балла - слоговая структура воспроизводится в замедленном темпе.

1 балл - искажается слоговая структура большинства слов.

0 баллов - отказывается повторить некоторые слова и назвать отдельные картинки.

Воспроизведенная слоговая структура других слов искажена.

4. Исследование сформированности слоговой структуры слов 10-13 классов (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных:

матрешка

избушка

игрушка

11 класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце:

слова:

флаг

хлеб

волк

12 класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных:

звезда

штанга

гнездо

13 класс - четырехсложные слова из открытых слогов:

пианино

ежевика

кукуруза

2) Инструкция: «Назови картинки.


10 класс:

кисточка

черепаха

лампочка

гусеница

корзинка

пирамида


Критерии оценки:

4 балла - слоговая структура всех слов 10-13 классов воспроизводится верно.

3 балла - слоговая структура воспроизводится, но звуконаполняемость нарушается.

2 балла - слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отраженно.

1 балл - искажается слоговая структура по всем классам слов и нарушается звуконаполняемость.

0 баллов - отказ от выполнения задания.

5. Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

Примечание 1. Предварительно выясняется понимание значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (показ картинки, пояснение через контекст и др.) Если слово отсутствует в пассивном словаре, то это слово снимают из лексического материала обследования.

Примечание 2. Слова, сложные по семантике, подчеркнуты.

скворечник

простокваша

лекарство

троллейбус

телевизор

транспорт

строительство

парикмахерская

2) Инструкция: «Назови картинки».

танкист

сковорода

космонавт

аквалангист

термометр

кинотеатр

милиционер

аквариум

Критерии оценки:

4 балла - слоговая структура всех слов воспроизводится верно.

3 балла - замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слова нарушается.

2 балла - искажает слоговую структуру при назывании картин.

1 балл - искажается слоговая структура более половины всех слов.

0 баллов - грубо искажает слоговую структуру слова как отраженно, так и при самостоятельном назывании по картине. Отказ от выполнения задания.

6. Исследование возможности повторения ряда слогов

1) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных гласных и согласных звуков.

ПА - ТУ - КО

ТА - ПУ - БО

ДА - ТУ - ПО

2) Инструкция: «Повтори за логопедом».

Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных согласных, но одинаковых гласных звуков.

КА - ГА - ДА

ПО - КО - КО

БУ - ПУ - ГУ

3) Инструкция: «Повтори за логопедом».

Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных гласных, но одинаковых согласных звуков.

ПА - ПО - ПУ

БО - БУ - БА

КУ - КА - КО

4) Инструкция: «Повтори за логопедом».

Примечание: предлагают одинаковые слоги, но произносимые с разной силой голоса (т.е. под ударением). ТА - ТА - ТА

ТА - ТА - ТА

ТА - ТА - ТА

Критерии оценки:

4 балла - правильно повторяет все ряды слогов во всех четырех пробах.

3 балла - затруднение только в четвертой пробе на акцентированные слоги.

2 балла - затруднения в 1, 2, 4 пробах.

1 балл - не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но выполняет 1, 2, 3 пробу из двух слогов.

0 баллов - не справляется со всеми пробами. Отказ от выполнения задания.

Примечание: трудности воспроизведения ряда из трех слогов могут быть связаны с недостатками слуховой памяти на линейный ряд. В этом случае предлагается сократить слоговые ряды до двух слогов в ряду.

7. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур

1) Инструкция: «Послушай как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! - удар - пауза).

Примечание: ритмический рисунок можно отхлопывать рукой по столу, молоточком по металлофону, по барабану, палочкой, погремушкой, хлопать в ладоши, ударять в бубен и т.п.

! - !

!! - !!

! - !!

!! - !

! - ! - !!

!! - !! - !

2) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».

Примечание: предварительно предъявляются карточки с разным количеством точек.

3) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».

Отхлопывание ритмического рисунка с разной силой: ! - тихо, ! - громко.

Примечание: лучше проводить исследование воспроизведения ритмических акцентированных структур, используя бубен, металлофон, барабан.

! - !

! - ! - !

! - ! -!

! - !

! - ! - ! - !

Критерии оценки:

4 балла - точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления.

3 балла - правильное воспроизведение после второго предъявления.

2 балла - появление ошибок после второго предъявления.

1 балл - ошибочное воспроизведение после третьего предъявления;

0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.

8. Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами

1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»


слова 1 класса

слова 2 класса

Маша лето

молоко ракета

Мыши мыло

машина газета

Мука лапа

лопата котята

Критерии оценки:

4 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов).

3 балла - сопряженно не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (слогов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное отхлопывание логопеда.

2 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов) слов не производит.

1 балл - отхлопывает без учета ритмической структуры слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов. Количество слогов не определяется.

0 баллов - не включается в сопряженную деятельность. Отказ от выполнения.

2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».


слова 1 класса

слова 2 класса

сапоги -


Критерии оценки:

4 балла - ритмическую структуру слов воспроизводит правильно.

3 балла - воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно с произнесением.

2 балла - воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса.

1 балл - количество ударов не соответствует количеству слогов.

0 баллов - не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.

9. Исследование возможности произнесения предложений со словами сложной слоговой структуры

Инструкция: «Повтори за логопедом предложения».

Слова, сложные по семантике, поясняются, уточняются. Если слова отсутствуют в пассивном словаре ребенка, то предложения, включающие эти слова, исключаются из материала обследования. Слова, сложные по семантике, в тексте подчеркнуты.

# Экскурсовод проводит экскурсию.

# Водопроводчик чинит водопровод.

# Регулировщик регулирует движение транспорта.

# В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

# Строители работают на строительстве высотного дома.

# Волосы подстригают в парикмахерской.

# Весело журчат весенние ручьи.

# На сковороде жарятся котлеты.

Критерии оценки:

4 балла - слоговая структура слов в предложении воспроизводится правильно.

3 балла - замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слоговой структуры слов.

2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 предложениях после двукратного повторения.

1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 предложениях после двух- трехкратного повторения.

0 баллов - во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов. Отказ от ответов.

10. Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы

Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы».

Слова, сложные по семантике, уточняются, поясняются.

Что жарят на сковороде? (котлеты)

Кто чинит водопровод? (водопроводчик)

Кто проводит экскурсию? (экскурсовод)

Кто регулирует движение транспорта? (регулировщик)

Кто подстригает волосы? (парикмахер)

Как называют водный дом для рыб? (аквариум)

Кто учит учеников? (учительница)

Критерии оценки1:

4 балла - правильное воспроизведение слоговой структуры слов.

3 балла - замедленное, скандированное воспроизведение слоговой структуры слов.

2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 ответах.

1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 ответах. Допускает ошибки даже после двух- трехкратного повторения.

0 баллов - во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов, либо не отвечает. Отказывается от ответа: «Я так сказать не могу».

В результате исследования слоговой структуры ребенка со стертой дизартрией можно составить профиль развития слоговой структуры ребенка.

Профиль развития слоговой структуры слов ребенка со стертой дизартрией

График № 5

Параметры обследования:

1) слоговая структура слов 1-3 классов;2

2) слоговая структура слов 4-6 классов;

3) слоговая структура слов 7-9 классов;

4) слоговая структура слов 10-13 классов;

5) слоговая структура слов повышенной слоговой сложности;

6) повторение разного типа слоговых рядов;

7) воспроизведение ритмических структур;

8) воспроизведение ритмического рисунка слов;

9) воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры;

10) воспроизведение слоговой структуры слов при ответах на вопросы.

На графике № 4 видно, что у ребенка затруднения в пробах 4, 5, 6, 9, полная несостоятельность определена в пробах 7, 8. Это говорит о серьезных трудностях в моторной сфере, плохой переключаемости движений. Кроме констатации наличия нарушений слоговой структуры, анализируется качественная сторона. Отмечают, какие классы слов наиболее искажаются, а какие относительно сформированы. Далее отмечают, при каких условиях заметно ухудшается звуконаполняемость. В итоге определяют вид поломок в слоговой структуре.

Если опускается слог («сипед» - велосипед) или редуцируется гласный звук («платенце» - полотенце), то это элизии (усечение).

Если повторяет слоги («бабабушка»), то это персеверации.

Если уподобляет слог другому («пепенье» - печенье), то это антиципация.

Если добавляет слогообразующую гласную в месте стечения согласных («тырава» - трава), то это итерация.

Если слоги в слове меняются местами («ракатан» - таракан), то это перестановка слогов.

Если склеиваются слоги из двух слов («трашет» - трактор пашет), то это контаминация.

Такой анализ результатов обследования поможет определить приоритетные направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Так, в нашем примере (график № 4) видно самое слабое звено, связанное с ритмизацией движения и их переключаемостью. Эти данные помогут выбрать оптимальный набор коррекционных мероприятий.


Выводы


1. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других».

2. Гвоздев считает, что в передаче ребенком звукового состава слова прежде всего следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, т.к. с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков. Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком.

3. Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.

4. А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности, предлагает четыре параметра слоговой структуры: ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов и модель самого слога.

5. Процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических и моторных возможностей ребенка.

6. Недостаточность фонематического слуха у детей со стертой дизартрией тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка.

7. Е.Н. Винарская отмечает, что у детей по-разному даже в норме формируется слоговая структура. Одни дети раньше усваивают ритмическую структуру слова, у других сначала появляются слова-корни.

8. Маркова выделяет тринадцать классов слов разной слоговой структуры.

9. У детей с преобладающей кинестетической чувствительностью раньше усваивается ритмическая структура слова; у детей с ведущей слуховой чувствительностью раньше формируются слоговые контрасты.

10. Характер слоговой структуры слова влияет на звуконаполняемость слова и на особенности звукопро-изношения. Чем сложнее слоговые структуры слов, тем многочисленнее и значительнее виды искажения звуков.

11. Нарушения речевой структуры слов у детей со стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и общеритмическими нарушениями.

12. У детей со стертой дизартрией определена высокая степень взаимозависимости между состоянием артикуляционной моторики, звукопроизношением, сформированностью слоговой структуры и фонематическим слухом.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов): “моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица):

- опускание слогообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации:

- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);

- перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).

Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

- вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.