Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ТНР (ОНР). Тема: Животные жарких стран
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему :«Животные жарких стран » в подготовительной к школе группе .
Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран .
Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран ;
Продолжать учить высказывать собственные суждения;
Развивать интерес к представителям живой природы ;
Расширять словарь воспитанников;
Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
1. Организационный момент.
Воспитатель: - К нам сегодня очень рано
Постучалась обезьяна.
И с порога закричала:
«Вот, примите! Вам посылка»
Мы посылочку раскрыли
И ужасно удивились!
Посылка к нам из Африки дошла
Приезжайте в Африку, Африку скорей!
И сфотографируйте наших всех зверей!
Воспитатель: Да, здесь фотоаппарат (достает из посылки фотоаппарат) . Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? (Да) . У нас есть фотоаппарат и которых мы животных встретим , сфотографируем. А ответственной мы назначим Камелию, она и будет фотографировать животных .
2. Основная часть. Воспитатель: -Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка.
Отгадайте мои загадки о животных , которые там живут.
Воспитатель:
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
Да. Это лев. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
Лев он хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится. Когда он идет на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордопредупреждает: рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.
Воспитатель:
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
Воспитатель:- Да. Это слон. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: -Слон – могучее, очень сильное животное . Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом?
Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.
Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
Воспитатель:
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
Да. Это бегемот. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: -Бегемот – огромное и тяжелое животное . Больше времени он проводит в воде. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Особенно большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает и быстро бегает по суше.
Воспитатель: - Травояден, ростом с метр.
Ты в саванне меня встретишь.
Вместо носа рог иль два –
Еле держит голова.
Чёрным быть могу иль белым.
Плаваю в воде умело.
Коль увидишь на дороге…
Враз узнаешь … носорога.
Да. Это носорог. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: -Тело носорога покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. У него очень слабое зрение. Питается носорог, преимущественно, растительной пищей и предпочитают траву. На равнинах, где в больших количествах произрастает трава, они предпочитают поедать мелкие кустарники, выдергивая их с корнем.
Воспитатель:
Вот живой подъёмный кран ,
Обитатель жарких стран .
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)
Да. Это жираф. Что вы о нём знаете?
Ответы детей.
Рассказ воспитателя после ответов детей:
Жираф – самое высокое из всех животных . Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, как и верблюд может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.
Воспитатель: А каких еще животных Африки мы не назвали?
(Дети перечисляют : обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки . А теперь давайте отдохнем.
Предлагаю Вам изобразить движениями жителей Африки:
В Африке жирафы делают вот так! Руки тянуться вверх, на носочках.
Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк» . Руки согнуты в локтях и двигаются вверх - вниз.
А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп» . Хлопают в ладоши.
А слонята топают «топ-топ-топ» . Топают ногами.
И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп» . Хлопают в ладоши.
Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг» . Прыжки на месте. Руки на поясе.
И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг» . Приседания.
А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку. Прыжки на месте. Руки на поясе.
А сейчас я проверю, как вы знаете названия детёнышей животных жарких стран . Я называю взрослое животное , а вы – детёныша:
Например: У бегемота -… бегемотик
У льва – … львёнок
У слона – … слонёнок
У верблюда – … верблюжонок
У обезъяны - … обезъянка
У жирафа – … жирафёнок.
Игра «Кого много?»
А теперь я называю взрослое животное одно , а вы называете детёнышей,когда их много.
Например: У черепахи много - черепашат.
У льва много – … львят
У слона много – … слонят
У верблюда много – … верблюжат
У обезъяны много - … обезъянок
У бегемота много -… бегемотиков
У жирафа много – … жирафят.
Игра «Это кто такой большой» .
Я буду называть животное ,а вы добавляйте к его названию частицу ищ.
Например:
страус – страусище ,
1 лев – львище
2 слон –слонище
3 жираф – жирафище
4 зебра –зебрище
5 крокодил –крокодилище
6 носорог –носорогище
7 бегемот –бегемотище
8 верблюд –верблюдище
Воспитатель: Ребята, вы наверное любите бегать и прыгать? Давайте, со мной сделаем зарядку.
Что нужно для зарядки?
Врозь носки и вместе пятки.
Начинаем с пустяка:
Тянемся до потолка.
Не беда, что не достали-
Распрямились. Выше стали!
И стоим не «Руки в брюки» -
Перед грудью ставим руки.
Чтоб за лень нас не ругали,
Повторим рывки руками.
Эй, не горбиться, ребята!
До конца своди лопатки.
Стой! Опора есть для ног?
Руку вверх, другую в бок.
С упражнением знакомы?
Называется наклоны.
Влево-вправо повторяем,
Гнем себя и выпрямляем.
А теперь наклон вперед.
Руки в стороны. И вот.
Кажется, что вертиться
Ветряная мельница.
Встали. Выдохнули: «Ох,»
Вдох и выдох. Снова вдох.
Отдышались и все вместе
Мы попрыгаем на месте.
Тело силой зарядили-
про улыбку не забыли.
Воспитатель: -Ребята, сейчас я каждому раздам сигнальные карточки: красного и зеленого цвета и буду говорить следующие предложения, если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную, а я посмотрю какие вы были внимательные. Итак, начали:
Мы сегодня путешествовали по Австралии ?
Лев никого не боится?
У слона длинная шея?
Жираф может долго обходится без воды?
Тело носорога покрыто пятнистой кожей?
Африка – это царство холода?
На охоту ходят только львицы?
Слон самое маленькое животное на земле ?
Вы хотите еще раз побывать в Африке?
Мы обязательно повторим такое путешествие, нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте произнесем заклинание.
Я себя кручу, кручу,
Попасть обратно я хочу (дети делают вращение вокруг себя ) .
3. Рефлексия.
Воспитатель: - А сейчас мы все вместе посмотрим, каких животных сфотографировала Камелия. (дети рассматривают фотографии) . Кому какое животное больше всех понравилось и почему? (ответы детей) . Спасибо всем за внимание.
МБДОУ «Детский сад № 127 «Малышка», г.Чебоксары
Яковлева О.Н. Конспект по образовательной области "Познание" в подготовительной к школе группе на тему: "Животные жарких и холодных стран" // Совушка. 2015. N1..2015.n1.00008.html (дата обращения: 22.10.2019).
Интеграция с другими областями: социализация, коммуникация, физическая культура, безопасность.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Образовательные:
- углублять представления детей о диких животных жарких и холодных стран.
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
Развивающие:
- развивать умение анализировать загадки, внимание, логическое мышление.
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
- активизировать словарь: мерзлота, пустыня,
- ввести в активный словарь: Арктика, Северный полюс, Африка, континент.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Коррекционно-развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.
Материал:
- демонстрационные картины: "Пустыня", "Арктика", "Животные холодных и жарких стран".
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- рассматривание картин, иллюстраций,
- заучивание стихотворений.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки и, пусть они, глядя на нас, мысленно совершат с нами путешествие.
- А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, собрав картинки (дети собирают картинки
). Ребята, назовите, кто изображен на ваших картинках, и где они обитают? (ответы детей
).
- Предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие в холодные и жаркие страны, где узнаем много интересного о жизни животных.
- Дети, скажите, на чем можно отправиться в путешествие?(ответы детей).
- Я вам предлагаю совершить волшебное путешествие на воздушном шаре. Готовы? (слайд №2)
Мы летим, летим, летим,
Всю планету облетим.
Чтобы нам умнее стать,
Надо нам о многом знать!
(звучит спокойная музыка
, на экране изображение Арктики).
(слайд №3)
- Как вы думаете, где мы оказались? (ответы детей)
- Верно, а как вы это определили? (ответы детей.)
- Правильно! Это Арктика, посмотрите, она находится на северном полюсе (показ воспитателем местонахождения Арктики на глобусе).
Арктика обозначена на глобусе белым цветом, как вы думаете, почему? (ответы детей
). В Арктике солнце высоко не поднимается, его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла, поэтому лед не тает даже летом, и здесь всегда холодно. Поэтому Арктику прозвали царством льда и снега.
- Ребята, я вижу животное? Как вы думаете, кто это? (показываю схему моржа
(слайд №4, 5)
. Морж- крупное морское животное. Клыки являются орудием защиты. От сильного холода спасает толстая кожа, которая достигает до 4 сантиметров. Зрение неважное, но отличное обаяние.
- Белый медведь (слайд №6, 7)
, (дети отгадывают и рассказывают о животных).
- Белые медведи любят плавать в холодной в воде. А как вы думаете, почему их шерсть не покрывается льдом, когда они вылезают из воды? (предположения детей
). Давайте проверим, проведем опыт: в ёмкость с водой опустите правую руку и тут же выньте её.
Что вы заметили? (рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды)
. Тряхните рукой, вода осталась на руке? (ответы детей).
Вытрите руку, чтобы она снова стала сухой.
- А теперь, я предлагаю протереть левую руку жиром, снова опустить в воду и вытащить.
- Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
- Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
- Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
- Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).
Что-то мне холодно стало, я предлагаю вам согреться.
(Звучит музыка «Где-то на белом свете…», дети двигаются под музыку).
А теперь я предлагаю продолжить путешествие (слайд №8)
Мы летим, летим, летим
Всю планету облетим.
Чтобы нам умнее стать,
Надо нам о многом знать!
(звучит спокойная музыка
, на экране Африка)
(слайд №9)
- Что-то мне стало жарко, а вам? Дети, как вы думаете, куда мы теперь прилетели? (ответы детей).
- Правильно, это жаркий континент Земли - Африка. А кто из вас может его показать на глобусе?
(Показ Африки ребенком на глобусе)
- Правильно! В Африке летом и зимой очень жарко. Дети, а вы знаете, какие животные живут на этом континенте? (ответы детей)
Африка, Африка - волшебный континент,
На всей большой планете земли прекрасней нет:
Львы и обезьяны, зебры и слоны,
Верблюды, бегемоты - жители страны.
- Что-то никого не видно. Я предлагаю взять бинокли и посмотреть, где же звери?
-Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите вниз, посмотрите наверх. Что за чудеса? Перед нами высокое животное с большим горбом на спине:
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (слайд №10)
- Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему им не жарко в пустыне? (Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей)
. Песок очень горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? (копытами).
Какие они у верблюда? (На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку).
- Они должны быть широкими, чтобы “корабль пустыни” не проваливался в песок. Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
- Я предлагаю вам отгадать загадки(слайд №11-13).
- А какие животные еще живут в Африке? (ответы детей.)
. Молодцы, вы назвали много животных.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад.
- Вам понравилось путешествие? Что интересного для вас было сегодня?
Елена Скатькова
Конспект занятия в подготовительной группе «Животные жарких стран»
ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН
Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран , отражая собственные впечатления в художественной деятельности.
Задачи :
*образовательная :
Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран ;
Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Продолжать учить высказывать собственные суждения;
Продолжать формировать навыки простейшего моделирования, украшения и дополнения образа характерными деталями, используя совмещённую изобразительную технику (аппликация и рисование) ;
Закреплять умение строить общую композицию.
* развивающая :
Развивать интерес к представителям живой природы ;
Расширять активный понятийный словарь воспитанников;
Развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;
Поощрять оригинальность образов воображения;
Создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества;
Развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;
*воспитательная :
Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
Поощрять аккуратность в работе, уважение к труду своих товарищей.
Оборудование и материалы :
1) Глобус;
2) Презентация с изображением животных , обитающих в теплых странах ;
3) Детали животных в количестве более , чем присутствует детей на занятии , фломастеры, клеёнки, салфетки, кисти клеевые, клей на каждого ребёнка, овалы светло жёлтого и голубого тона, общий фон.
4) Дидактическая игра - презентация «Угадай, кто?» , настольная дидактическая игра «Кто где живет?» и т. д. ;
5) Запись песни «Африка» , игровой музыкальный массаж – упражнение «У жирафов…» .
Материал остаётся в уголках для дальнейшей самостоятельной деятельности.
Предварительная работа
Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран » , иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания );
Беседы о животных разных стран , обитателях Африки;
Загадывание загадок о животных , чтение стихотворений;
Рассматривание картин «Животные зоопарка » , «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;
Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Дети заходят в зал, здороваются с присутствующими, педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на столе. Это глобус – модель Земли.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что это?
Дети отвечают.
Воспитатель : Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?
«Самый теплый материк живописен и велик .
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».
Дети : Африка.
Воспитатель : Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент . Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?
Воспитатель : Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной :
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу!
(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)
Воспитатель : Вот мы и в Африке. Каких животных вы хотите там увидеть? Чтобы ответить на мой вопрос, вы должны посмотреть на условные знаки и ответить полным предложением с соответствующей интонацией.
Дети отвечают : «Я хочу увидеть…» (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)
Воспитатель : Ну, хорошо. Я надеюсь, что ваши желания исполнятся. Давайте присядем и посмотрим на экран.
Воспитатель показывает презентацию «Животные жарких стран » . Дети по очереди называют животных Африки .
Воспитатель : А сейчас я загадаю вам загадку :
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
(показ иллюстрации животном )
Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой сухой травы) .
Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?
(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится.)
А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет) .
На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры) .
Какую пользу приносят хищники?
(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам) размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного уничтожения, а также уничтожают больных животных ).
Воспитатель : Следующая загадка :
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (зебра)
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
Зебра - это черная лошадка в белую полоску или белая лошадка в черную полоску?
Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются.
(По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно).
Воспитатель : Послушайте о ком следующая загадка?
Такой длинной шеи
Не видывал люд :
Всех выше на свете
Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд» , но это жираф)
Вот живой подъёмный кран ,
Обитатель жарких стран .
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина высоты приходится на шею.
Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья) .
Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы , косули.
Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)
Воспитатель : О ком же следующая загадка?
Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
Какое самое большое животное в Африке ? СЛОН
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное , льву с ним не справится).
Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)
Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
Воспитатель : Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
Только в Африке найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
Станет очень неуклюжим. (бегемот)
(показ иллюстрации , беседа на уточнение знаний о животном )
У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами) .
Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
Воспитатель : А каких еще животных Африки мы не назвали?
(Дети перечисляют : обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)
Воспитатель : Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки . А теперь давайте отдохнем.
(проводится игровой массаж на развитие общей моторики – упражнение «У жирафов…» )
Дети встают в круг. Воспитатель включает музыкальное сопровождение.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя) .
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
Воспитатель : Раз вы так хорошо знаете животных жарких стран , я предлагаю вам игру «Угадай, кто?»
(на экране демонстрируется игра-презентация, в которой дети по частям тела должны угадать животное )
Воспитатель : В Африке всегда очень жарко . А чего хочется больше всего, когда стоит жара? Что делают животные , когда хотят пить? (идут к водопою)
Что такое водопой? (У водопоя собираются все животные саванны : напиться, искупаться)
Воспитатель : Ребята, кто может прийти к водопою? (Жираф, зебра, лев) . А кто живёт в воде почти всё время? (черепаха, бегемот) .
Воспитатель : На прошлом занятии мы выполнили панно с изображением природы Африки. Что мы изобразили?
(Дети : «Солнце, пальмы, водоём, траву» )
Кого нет на нашей работе? (животных ) Давайте их изобразим. Каждый из вас может выбрать детали того животного , которого вы создадите (соберёте, наклеите, а потом украсите фломастерами) . Когда ваши животные будут готовы , вы поместите их в той части природы, которая ему будет наиболее удобна. Если нет вопросов, то можно приступать к выбору и работе над созданием образов животных .
(Дети выбирают подносы с деталями животных , рассаживаются за столы, на которых стоят клей, кисти, лежат фломастеры, клеёнки, салфетки.)
Воспитатель : Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику) .
В жарких странах
(Лёгкими, скользящими, движениями всех пальцев проводить по столу) .
Носороги
(Руки поставить на согнутые растопыренные пальцы) .
Просто ходят по дороге.
(Руками производить передвижения вперед)
Мокнут в речке бегемоты.
(Перевернуть руки ладонями вверх, сжимать и разжимать пальцы) .
Львы выходят на охоту.
(Раскрывать пальцы веером) .
Крокодилы,
(Раскрывать соединенные у запястий руки) .
Обезьяны,
(Руки приставить к голове, показать «уши» ).
Зебры – жители саванны.
(Пальцы обеих рук переплести между собой, выполнить «скачущие»
движения по столу вперед).
И тропические птицы
(Большие пальцы обеих рук переплести между собой
взмахивать ладонями, как крыльями).
Есть чему тут подивиться.
(Ладони обеих рук, лежащие на столе переворачивать вверх – вниз) .
Перед тем как дети приступят к наклеиванию животного можно повторить от имени ребёнка порядок действий :
1. выложить изображение;
2. по очереди (лучше начиная с туловища) намазать на клеёнке клеем детали и приклеить на место;
3. затем, когда всё животное будет наклеено , примакнуть салфеткой (иначе детали можно смахнуть и изображение придётся выкладывать снова) ;
4. украшаем изображение фломастерами (глаза, рожки, пятнышки, полоски и т. д.)
5. Каждый ребёнок, выполнивший работу, наклеивает её на общий фон.
По необходимости воспитатель оказывает помощь детям.
Воспитатель : (когда вся работа готова) Ребята, расскажите каждый в нескольких словах о том животном , которое он создал сегодня.
(Каждый ребёнок говорит по одному предложению, составляя общий рассказ)
Воспитатель : Наше путешествие подходит к концу
Волшебный глобус я кручу,
Попасть обратно я хочу!
(музыка, дети поворачиваются вокруг своей оси)
Воспитатель : Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке) . Что вам запомнилось?
На память о нашем путешествии я дарю вам игру. Она тоже о животных Африки , играть в неё вы сможете самостоятельно в группе .
Лэпбук для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме "Животные жарких стран"
Кабеткина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 192», г. Ярославль.Описание материала: представляю вашему вниманию развивающее дидактическое пособие, являющееся вспомогательным элементом в изучении мира дикой природы и предназначенное для детей дошкольного возраста. Этот материал будет полезен воспитателям общеразвивающих и логопедических групп, родителям, учителям-логопедам.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе изучения темы «Животные жарких стран».
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей по данной теме;
- развивать грамматический строй и связную речь детей;
- укреплять мелкую моторику;
- повысить уровень экологических знаний.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский
Современных детей, а тем более, детей с системными нарушениями речи, трудно чем-то удивить, привлечь их внимание, и поэтому нужно придумывать какие-то способы, для того, чтобы педагогический процесс воспитания и обучения детей был продуктивный. Один из наиболее эффективных способов является лэпбук. Для взрослых он удобен тем, что в одном месте собрано большое количество необходимого материала, а для детей интересен разнообразными кармашками, вставками, играми.
Данное пособие было создано для изучения лексической темы по диким животным из жарких стран с детьми логопедической группы, имеющими общее недоразвитие речи.
Вариантов изготовления лэпбуков множество. В да ном случае это картонная основа из-под упаковки журнала о дикой природе, на которой с одной стороны располагаются конверты с играми и игровое поле, с другой – большая сюжетная картина с изображением животных. Рассмотрим все подробнее.
На лицевой стороне располагается схема для составления рассказа о животном, рядом в конвертике можно выбрать любое животное. Ребенок называет животное, где оно живет, его части тела, какого размера зверь и чем питается. Данный вид задания используется для развития связной речи детей, умения составлять описательные рассказы о животных.
Под схемой слева на этой же стороне находятся конверты с различными играми, которые направлены на закрепление правильного употребления грамматических категорий (совершенствование навыка словообразования и словоизменения) и зрительного восприятия.
Первая игра «Собери картинку, назови семью».
Требуется собрать картинку, разрезанную на несколько частей в вертикальном, горизонтальном и диагональном направлении. После этого нужно назвать каждого члена семейства. В данном задании представлено четыре варианта разрезных картинок.
Вторая игра «Один - много».
Это задание тренирует ребенка правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Третья игра «Найди тень» учит зрительно анализировать силуэты и находить соответствующее силуэту изображение.
Так же, данные картинки можно использовать для развития и других психических процессов.
Например, можно поиграть в игру «Кто пропал?» или «Кто появился?» Выложить несколько картинок с изображением животных, количество зависит от того, сколько лет ребенку. Затем просим ребенка закрыть глаза, в это время убираем одну картинку или несколько. Ребенок открывает глаза и называет кто пропал. Аналогично проводится игра «Кто появился?» Можно использовать еще один вариант игры, которая называется «Что изменилось?» Ребенку требуется закрыть глаза, а в это время взрослый меняет местами некоторые картинки. Ребенок должен вспомнить первоначальное расположение картинок.
Справа от конвертов с играми имеется игровое поле, изготовленное из фетра, на котором располагаются изображения животных на липучке.
Данный вид деятельности способствует укреплению мелкой моторики и развивает фантазию детей. Здесь можно придумать какой-то сюжет или разыграть театральные сценки.
На задней стороне пособия мы видим интересную сюжетную картину. На ней изображены семейства носорогов, бегемотов, тигров, обезьян, жирафов, леопардов, косуль, крокодилов, львов, слонов, зебр, панд.
В целом, данный лэпбук отражает все необходимые материалы для изучения темы о животных жарких стран. На мой взгляд, подобные дидактические пособия являются неотъемлемым элементом в коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.
Гульнара Чилимова
Открытое познавательное занятие «Животные жарких стран»
Открытое познавательное занятие .
Тема : «Животные жарких стран »
Группа : старшая
Цель : расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста о животных жарких стран .
Задачи :
Образовательные :
Уточнять и систематизировать представления детей о жизни животных жарких стран и их детенышей .
Закреплять представления детей о внешнем виде, местах обитания, повадках этих животных .
Устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями обитания.
Закреплять умение изменять слова в зависимости от числа и рода имён существительных
Развивающие :
Развивать мыслительную и речевую деятельность, любознательность, наблюдательность, внимание.
Воспитательные :
Формировать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать навыки сотрудничества.
Воспитывать заботливое отношение к животным .
Оборудование и материалы :
1) Презентация с изображением животных , обитающих в теплых странах ;
2) Дидактическая игра - презентация «Угадай, кто?»
Предварительная работа :
Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран » , иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания );
Беседы о животных разных стран , обитателях Африки;
Загадывание загадок о животных , чтение стихотворений;
Рассматривание картин «Животные зоопарка » , «Львы» и т. д., составление по ним рассказов;
Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Ход ООД:
Собрались все дети в круг
Сколько радости вокруг
Мы все за руки возьмемся и
И друг другу улыбнемся
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать.
Воспитатель : Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Для того чтоб отправиться в путешествие закрывайте глаза. А я скажу волшебные слова :
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу.
Открывайте глаза .
На мультимидийной доске картины : тропики, саванна, пустыня.
Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в Африке. А что вы знаете про Африку? (рассказ ребенка)
Ребенок : Африка - большая страна , там есть тропики, саванны, пустыни. В Африке живёт очень много разнообразных и интересных животных , которых вы не встретите в нашей стране .
Воспитатель : Африка – это удивительный край, и каждый может стать там волшебником. Хотите, покажу вам фокус?
Перед детьми выставляются 3 банки с чистой водой.
Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканское небо. Скажите какое небо? (ответы детей) . Раз, два, три.
Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканский песок. Скажите какой? (ответы детей) . Раз, два, три.
Ты, водица белая, ты вода студеная, стань как африканские джунгли. Скажите какие? (ответы детей) . Раз, два, три.
Вот видите, как много интересного мы знаем про Африку. А сейчас я хочу проверить как хорошо вы знаете животных , которые живут в Африке.
Послушайте пожалуйста загадку.
Он огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом–носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких
И на острове Цейлон.
Отвечайте это? (ответ детей : слон)
Воспитатель : Да. Это слон. Что вы можете рассказать про слона?
Рассказ ребенка : слон – могучее, очень сильное животное . Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом? Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.
Молодец, а вот и следующая загадка.
В жаркой Африке гуляет ,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках (ответ детей : жираф)
Кто хочет рассказать про жирафа?
Рассказ ребенка : жираф – самое высокое из всех животных . Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.
Устали, давайте немножко отдохнем. Физминутка
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя) .
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски) .
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах , коленях и носках.
(Показывают части тела) .
Поглядите, что за диво
Мои лапы хвост и грива.
Как оскалюсь зарычу!
Очень грозен – не шучу!
«Царь зверей» - твердит молва.
Вы во мне узнали …
Воспитатель : это? (ответ детей : лев) Что вы можете рассказать про льва?
Рассказ ребенка : у льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. Когда он идет на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордо предупреждает : рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.
Давайте продолжим наше увлекательное занятие и узнаем , кто же еще живет в жарких странах
В жарких странах он живёт ,
Гордо по пескам идёт.
На спине горбы имеет,
Ест колючки – не худеет.
Он других не просит блюд
Потому что он (ответ детей)
Воспитатель : Что вы о нём знаете?
Рассказ ребенка : верблюды имеют один или два горба – в которых накапливается жир. Этот жир помогает животному обходиться без воды и пищи длительное время, что помогает ему при переходах в пустыне. В пустыне верблюд питается верблюжьей колючкой или травой, если найдёт. Горбы служат так же своеобразной «крышей» , защищающей спину верблюда от палящего солнца.
А сейчас я предлагаю немножко поиграть. Но не просто поиграть, а проверить знаете ли вы детенышей африканских животных .
Игры с мячом «Взрослые и детёныши» .
Например : У львицы – … львёнок
У тигрицы - … тигренок
У слонихи – … слонёнок
У верблюда – … верблюжонок
Молодцы! Вы правильно назвали детенышей африканских животных . А сейчас я хочу проверить всех ли животных , которые живут в Африке вы знаете. Дидактическая игра «Собери животных »
Ребята, вы слышите кто – то стучится. Кто же это может быть…
Ой, ребята, кто же это. (ответы детей)
Обезьянка : Здравствуйте ребята, я услышала, что вы очень много знаете про Африку и ее обитателей. А что вы знаете обо мне? (рассказ ребенка)
Рассказ ребенка : внешне обезьяны похожи на человека, они могут вставать и ходить на ногах, сидеть как человек. Они очень умные, могут даже рисовать. Обезьяны одинаково ловко пользуются как руками, так и ногами. Очень помогает им прыгать с ветки на ветку длинный хвост, который бывает не у всех обезьян.
За то что вы про меня так хорошо рассказали, я хочу угостить вас бананами.
В : ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте произнесем вместе волшебные слова :
Волшебный глобус я кручу,
Попасть домой скорей хочу.
Воспитатель : Вам понравилось путешествие?А что вам запомнилось больше всего? Скажите, а что вы интересного и нового узнали сегодня для себя, о чём бы рассказали своим родителям?
Большое спасибо за занятие !