Заполненные речевые карты для школьников. Логопедическое обследование дошкольников

Данная презентация сопровождает выступление психолога на собрание родителей первоклассников по адаптации учеников к школе. Родителей информируют о том, что такое адаптация, о ее факторах, причинах дезадаптации, способах предупреждения и преодоления дезадаптации, как необходимо вести себя дома, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в новой социальной роли.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Адаптация первоклассников

Адаптация – приспособление организма К новым условиям. От адаптации зависит Успешность овладения учебной деятельностью, Комфортность пребывания в школе, здоровье Ребенка, его отношение к школе и учению.

Адаптация позволяет оптимально «в писаться» в школьную среду: - Согласование своих «хочу» и «надо» - Умение выполнять задание самостоятельно - Умение следовать школьным правилам - Умение налаживать и поддерживать д ружеские связи с детьми - Понимание того обстоятельства, что учеба в ш коле – это их «работа», что ученик – э то социально значимая р оль.

Причины дезадаптации Стили воспитания ребенка в семье Несформированность внутренней позиции школьника Отсутствие мотивации или ее слабое развитие Слабая подготовка к школе Усталость, переутомление Слишком высокая тревожность Коммуникативные особенности

Как поддержать и развить в нутреннюю позицию школьника Формирование положительного отношения к школе. Не обижаться, не упрекать ребенка в том, что он больше ценит мнение учителя, чем родительское. Не формируйте у ребенка сверхзавышенных ожиданий о себе как об ученике.

Как поддержать и развить ш кольную мотивацию Поддерживать ученика; говорить с ним о важности обучения. Создание общей атмосферы в семье, которая настраивает ученика на положительные эмоции по отношению к учебе в школе. Очень действен прием, когда родитель сравнивает успехи ученика не с успехами других, а с его прежними результатами. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

Способы преодоления тревожности: Не сравнивайте ребенка с окружающими. Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»

Вредные советы для родителей

Выбросите все игрушки. Пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободного времени. Загрузите его до отказа кружками и секциями.

Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно что ребенок утратит прежние интересы, желания и вкус к жизни вообще. Ни в коем случае не хвалите ребенка! Ведь самооценка – это такая ерунда! Главное, чтобы не загордился!

Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, даже со слезами на глазах. И уж конечно, почаще ставьте ему в пример других, более у спешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе.

Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем! Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез.

Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее! И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием! Одевайте ребенка в школу тоже сами – сэкономьте время сборов. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!

Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Задания лучше делать сразу, пока в памяти свежо! Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.

И уж, конечно, пора бросать вредную привычку читать ребенку сказки перед сном. Он уже сам умеет читать.

Не рекомендуемые фразы для общения: -Я тысячу раз говорил тебе, что… -Сколько раз надо повторять… -О чём ты только думаешь… -Неужели тебе трудно запомнить, что… -Ты становишься… -Ты такой же как,… -Отстань, некогда мне… -Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Рекомендуемые фразы для общения: -Ты у меня умный, красивый (и т.д.). -Как хорошо, что у меня есть ты. -Ты у меня молодец. -Я тебя очень люблю. -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому. -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Как прожить хотя бы один день Без нервотрепки и обид Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали». 2. Не торопите, умение рассчитать время -ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет. 3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: « смотри не балуйся», « веди себя хорошо». Пожелайте ему удачи. У него впереди трудный день.

7 . Во время выполнения заданий не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но, уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. 8 . В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты с делаешь, то...». 9. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

10. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утом - ления, трудности учебы. 11. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п

«Веселая и успешная школьная жизнь» – миссия ВЫПОЛНИМА!


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель: определить, как происходит адаптация первоклассников в школе. Задачи: - выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период; - определить направления дальнейшей работы с учащимися первых классов

3 слайд

Описание слайда:

Возрастные особенности первоклассников. Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни. Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.

4 слайд

Описание слайда:

Особенности современного первоклассника: У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот! У современных детей более слабое здоровье. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

5 слайд

Описание слайда:

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников. В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура. Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Для детей характерна высокая утомляемость

6 слайд

Описание слайда:

Когда уместна тревога? Обычно Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Радуется, когда не надо делать домашнее задание. Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. Опасно Полное отсутствие интереса к учёбе, Делает уроки только «из-под палки» Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов. Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

7 слайд

Описание слайда:

Уровни адаптации: Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях; Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению; Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе; Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).

8 слайд

Описание слайда:

Показатели адаптационных затруднений: Недостаточная реализация личностного потенциала; Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика; Трудности в общении; Острое переживание неудач; Неадекватная самооценка; Несамостоятельность, поиск причин во вне.

9 слайд

Описание слайда:

Этапы адаптации по А.Л.Вегнер 1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

10 слайд

Описание слайда:

2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

11 слайд

Описание слайда:

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

12 слайд

Описание слайда:

Факторы школьной дезадаптации: школьный: Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи, проявление неуважения к ученику. семейный: Неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребёнка или наоборот, гиперопёка. микросоциальный: Негативное влияние окружения, лёгкость добывания денег, доступность алкоголя. макросоциальный: Деформация общественных и нравственных идеалов, обстановка и пропаганда насилия и вседозволенности. соматический: Тяжёлые хронические и физические заболевания, уродства, нарушение двигательной сферы, слуха, зрения, речи. психический: Различные проявления психических нарушений, акцентуаций и патологий личности, патологическое протекание возрастных кризов, задержки психического развития.

13 слайд

Описание слайда:

Причины дезатаптации 1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя). 2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь. 3. Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

14 слайд

Описание слайда:

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе Соблюдение режима Ребёнку необходима моральная и эмоциональная поддержка (поменьше ругать, побольше не просто хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает) Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с достижением других. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим; отмечать его, пусть даже самые маленькие успехи. Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Ребёнку необходимо показать, что его любят не за хорошую учёбу, а любят, ценят, принимают вообще просто как собственное дитя.

15 слайд

Описание слайда:

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое, Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, А ты- не для того, чтобы соответствовать моим. Ты есть ты, а я есть я. Если нам случится найти друг друга- это прекрасно, Если нет, этому нельзя помочь. Э.Н. Гусинский

(для детей с ОНР занимающихся в условиях логопункта на два года обучения,
выделенный шрифт - второй год обучения)


1. Фамилия, имя. Возраст

2. Домашний адрес.

_________________________________________________________________________________

3. Дата зачисления.

4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


5. Анамнез. Речевое развитие ребенка (особенности речевого развития).

Гуление _________________________________________________________________________

Лепет __________________________________________________________________________

Первые слова ____________________________________________________________________

Фразовая речь ___________________________________________________________________

6. Слух.

8. Интеллект.

9. Общее звучание речи.

10. Обследование артикуляционного аппарата.

Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия).

Строение неба (норм., высокое, низкое, ___________________________________________)

Состояние подъязычной уздечки (норм., короткая, длинная,

приращен.,_____________________________________________________________________)

Губы(норм., толстые, узкие, малоподвижные, _______________________________________)

Подвижность языка (подвиж., малоподвиж., ________________________________________)

11. Состояние общей моторики.

Координированность движений - ___________________________________________________

Мелкая моторика - ______________________________________________________________

Предпочитает работать правой / левой рукой.

12. Звукопроизношение.

С____________Сь____________З____________Зь__________Ц__________

Ш____________Ж____________Щ____________Ч___________

Л_____________Ль____________Р____________Рь___________

К_____________Г_____________Х____________Йот____________

Т_____________Д_____________Н____________ ______________

______________ ______________ _____________ ______________

13. Фонематический слух.

14. Произношение слов сложного слогового состава

Повторить: Аптекарь приготовил лекарство.

Экскурсовод проводит экскурсию.

15. Анализ звукового состава слова.

а) выделение первого звука в слове.

б) выделение последнего звука в слове.

в) определение последовательности звуков в слове.



б) уровень обобщений:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки
блюдце, сковорода, ложка, тарелка
помидор, репа, морковь, капуста
яблоко, персик, груша, лимон
корова, собака, волк, еж

воробей, утка, голубь, индюк
автобус, электричка, троллейбус, самолет
деревья, кустарники, цветы, трава
хлеб, колбаса, сыр, печенье
пчела, муха, муравей, жук

Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:
лиса (какая?)-
платье (какое?)-

б) подбор антонимов:

Глагольный словарь:
а) что делают?

б) образование уменьшительно - ласкательной формы:

в) согласование прилагательных с существительными:

г) образование прилагательных от существительных:

д) образование притяжательных прилагательных:

е) согласование существительных с числительными:
(один стол, два стола, пять столов)

ж) употребление предлогов:

В НА ПОД НАД С
ИЗ ЧЕРЕЗ ИЗ-ПОД ИЗ-ЗА

18. Связная речь. Пересказ. «Купание медвежат»
Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и морковка».

19. Чтение:
Буквы - знает, не знает.
Читает - по буквам, по слогам, словами.

_________________________________________________________________________________

20. Логопедическое заключение:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Уважаемые логопеды, Вы можете скопировать страницу в Microsoft Office Word и поправить поля страницы!

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.

Фамилия, имя ребенка_______


Сведения о родителях:

Общий анамнез:

Характер беременности:

_^ Как протекали роды

^

Стоит ___________

Первые зубы________________

^ Речевой анамнез:

^ Обследование логопеда

(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания , неустойчивость, отвлекаемость)

2.Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек__________________________________

3.Зрительное внимание ребёнка, наблюдательность:

а) подбор парных картинок или предметов_______________________________

б) подбор предметов к изображению____________________________________

в) подбор парных кружков или картинок, одинаковых по цвету_______________________________________________________________

г) узнавание цвета по названию_________________________________________

4.Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем:

а) счёт и счётные операции в пределах 5-10______________________________

б) дифференциация предметов по форме:

«почтовый ящик»____________________________________________________

геометрическое лото__________________________________________________

в) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, матрешек)___________________________________________________________

г) ориентировка во времени:

серия сюжетных картинок (2-4) для установления причинно-следственных связей______________________________________________________________

узнавание и называние времен года_____________________________________

д) ориентировка в пространстве:

умение составить фигурки из палочек по подражанию_____________________

умение составить из 3-4 частей целую картинку___________________________

знание предлогов: в, на, под, над (около, с, из, со, от..)_____________________

е) умение обобщать:

подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель.________________________________________

« лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)_______________________________________

6.Состояние речевой моторики

7.Состояние общей моторики ________________________________________

8.Понимание речи:

А) выполнение простых поручений______________________________________

Б) понимание распространенных предложений____________________________

В) понимание соотношений между членами предложения_____________

Г) понимание короткого рассказа__________________________________

9. Самостоятельная речь:

А) звукопроизношение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) воспроизведение слоговой структуры слов

____________________________________________________________________

В) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой__________________________________________________

г) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам_________________________________________________________

10.Состояние грамматического строя

Словоизменение (род, число, падеж):____________________________________

Словообразование:___________________________________________________

11.Состояние словаря ________________________________________________

____________________________________________________________________12.Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха:

а) дифференциация смешиваемых в произношении звуков______________________________________________________________

б) определение наличия звука в слове___________________________________

13.Состояние общих речевых навыков __________________________________

____________________________________________________________________14.Заключение врачей:

15.Логопедическое заключение ________________________________________

Ф.И.ребенка______________________________________________________

Возраст__________________________________________________________

Кол-во занятий в неделю___________________________________________

Продолжительность занятия________________________________________



Направления работы

Содержание занятий


Направления работы

Содержание занятий

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______
^ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАИКАНИИ.

Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________

____________________________________________________________________

^ Сведения о родителях:

Мать____________________________________________________________

Отец____________________________________________________________

Общий анамнез:

Ребенок от _____беременности.

Характер беременности:

____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)

Вес и рост ребёнка при рождении________________

Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________

^ Раннее психомоторное развитие:

Держит голову с _____________ сидит __________

Стоит ___________

Первые зубы________________

Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________

^ Речевой анамнез:

Гуление_______ лепет__________

Первые слова_______________ первая фраза_______________

Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________

Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________

С какого возраста нарушения речи________________

Речевая среда_______________________________________________________

Занимался ли с логопедом____________________________________________

^ Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Особенности личности ребёнка: спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив или смел, дружен ли с детьми в коллективе, добрый или жадный, стремление к лидерству. __________________________________________________________

___________________________________________________________________

2.Устойчивость внимания, сосредоточенность, память._________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно)____________________________________________________________

4.Строение органов речевого аппарата:

Язык_______________________________________________________________

Губы_______________________________________________________________

Зубы_______________________________________________________________

Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой)____________________________________________________________
5.Состояние речевой моторики _______________________________________

______________
6.Состояние общей моторики ________________________________________

___________________________________________________________________
7.Темп речи (медленный, быстрый)___________________________ _______

___________________________________________________________
8.В каких видах речи выражено заикание:

Шепотная речь:

А) сопряженная_____________________________________________________

Б) отраженная______________________________________________________

В) ответы на вопросы________________________________________________

Г) чтение___________________________________________________________

д) пересказ__________________________________________________________

Е) стихотворная речь__________________________________________________

ж) спонтанная речь___________________________________________________

9.Дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи_____________________

___________________________________________________________________
10. Локализация и тип судорог (клонический, тонический, смешанные)

а) судороги дыхательного аппарата_____________________________________

в) артикуляционные судороги языка, губ_________________________________

11.Трудные звуки, слоги___ ____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
12.Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)_______________

___________________________________________________________________

_________________________________________________ __________________
13.Наличие эмболофразий______________________________ ______________
14. Состояние голоса (глухой,крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся, нормальный)________________________________________

___________________________________________________________________
15.Заключение врачей: _______________________________________________

___________________________________________________________________
16.Логопедическое заключение ________________________________________

___________________________________________________________________
17.Рекомендации ____________________________________________________

___________________________________________________________________
Учитель-логопед
РЕЧЕВАЯ КАРТА №______

^ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________

____________________________________________________________________

^ Сведения о родителях:

Мать____________________________________________________________

Отец____________________________________________________________

Общий анамнез:

Ребенок от _____беременности.

Характер беременности:

____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)

Вес и рост ребёнка при рождении________________

Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________

^ Раннее психомоторное развитие:

Держит голову с _____________ сидит __________

Стоит ___________

Первые зубы________________

Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________

^ Речевой анамнез:

Гуление_______ лепет__________

Первые слова_______________ первая фраза_______________

Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________

Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________

С какого возраста нарушения речи________________

Речевая среда_______________________________________________________

Занимался ли с логопедом____________________________________________
^ Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Наблюдение за поведением и игрой (контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Исследование слухового восприятия:

Узнавание и различение контрастного звучания 2-х игрушек____________
3.Исследование зрительного восприятия:

А) узнавание и различие большого-маленького____________________________

Б) восприятие и различение основных цветов_____________________________

В) восприятие и различение геометрических фигур________________________
4.Исследование восприятия пространственных представлений:

А) складывание предметных картинок из 2-х частей________________________

Б) выкладывание из 3-х счетных палочек по образцу_______________________

В) постройки из трёх кубиков___________________________________________

Г) ориентировка в пространстве (верх-низ)_______________________________
5.Строение органов речевого аппарата:

Губы тонкие, толстые, частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы_________________________________

Зубы редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов___________________________________________________

Прикус нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный_____________________________________________

Твердое небо высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная, неполная, субмукозная_______________________________________________________

Мягкое нёбо отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка______

Наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки_______________________________________________
Язык массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка____________________________________________

Подъязычная связка короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области_______________________________________________
6.Состояние общей моторики:

А) пройти, пробежать между линиями___________________________________

Б) переложит мягкую игрушку из одной руки в другую____________________

В) похлопать в ладоши и потопать одновременно_________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости_____________________
7.Состояние ручной моторики:

А) сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой________________________________________________

Б) по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой_____________________________________________________________

В) умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии. кружки)__________________________________________________________

Г) складывание игрушек в ведерко и поочередное их вынимание____________

Д) умение лепить шарики, лепешки, палочки___________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению__________
8.Состояние мимической мускулатуры:

А) надуть щеки «толстячок»____________________________________________

Б) показать, как ешь лимон «кисло»_____________________________________

В) показать, как ешь мороженое «сладко»________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.

9. Состояние артикуляционной моторики:

А) «Улыбка»________________________________________________________

Б) «Хоботок»________________________________________________________

В) «Лопата»_________________________________________________________

Г) «Жало»___________________________________________________________

Д) «Качели»_________________________________________________________

Е) «Маятник»________________________________________________________

Ж) «Лошадка»_______________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.

10.Исследование импрессивной речи:

А) понимание существительных_________________________________________

Б) понимание обобщающих слов________________________________________

В) понимание действий________________________________________________

Г) пассивный словарь (выполнение поручений по словесной инструкции)

________________________________________________________

Д) понимание грамматических форм словоизменения______________________

Е) понимание текста знакомой сказки___________________________________
11.Исследование экспрессивной речи:

Характер речи однословная, фразовая, связная.

Состояние лексики__________________________________________________

__________________________________________________________________
Грамматический строй экспрессивной речи:

А) употребление сущ. в именительном падеже ед. и мн. числа_______________

Б) употребление сущ. в винительном падеже ед. числа без предлога_________

В) согласование прилагательных с сущ. ед. числа муж. и .рода_____________

Г) употребление предложно-падежных конструкций_______________________

Д) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами_________

Е) употребление глаголов в форме ед. и мн. числа в изъявительном наклонении

____________________________________________________________________

Ж) употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам.
12.Исследование фонетической стороны речи:

Состояние имитационных способностей_________________________________

Звукослоговая структура слов__________________________________________

Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха_____________________________________________________
Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос
Модуляция голоса____________________________________________________
Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;
Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация____________________________

Способность к употреблению основных видов интонации повествовательной/ вопросительной/восклицательной.

13.Исследование фонематических функций

Дифференциация звуков на слух________________________________________

Фонематический анализ_______________________________________________
14.Заключение врачей: _______________________________________________

___________________________________________________________________
15.Логопедическое заключение ________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
16.Рекомендации ____________________________________________________

____________________________________________________________________
Учитель-логопед

РЕЧЕВАЯ КАРТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1. Фамилия, имя ___

2. Дата рождения ______________________________ Школа_____________ Класс ___________

3. Адрес ____________________________________________________ _____________________

4. Сведения о родителях: Мать_______

Отец______________________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопункт______________________________________________________

4. Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку____________________________

5. Заключение психиатра __________________________________________________________

6. Заключение окулиста ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

7.Состояние общей моторики_________________________________________________________

8.Состояние мелкой моторики________________________________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата:

    губы: _______________________________________________________________________

    зубы: _______________________________________________________________________

    твёрдое нёбо: ________________________________________________________________

    мягкое нёбо: ________________________________________________________________

    прикус: ___________________________________________________________________

    язык: _____________________________________________________________________

Серия №-1 – Исследование звукопроизношения. (Максимально - 100 баллов).

1. Исследование состояния звукопроизношения. (Максимально - 50 баллов).

Инструкция: повторяй за мной предложения.

    Собака ест мясо._________________________________________________________________

    Сима и Сеня весело смеялись._____________________________________________________

    У Зои заболели зубы._____________________________________________________________

    У Зины зимой зябнет нос._________________________________________________________

    Курица с цыплятами около колодца.________________________________________________

    У Маши новая шуба и шапка._____________________________________________________

    Жук жужжит.___________________________________________________________________

    Щёткой чищу я щенка.___________________________________________________________

    Девочки и мальчики скачут как мячики.___________________________________________

    Лампа упала со стола.____________________________________________________________

    Лида и Лена гуляли на улице.______________________________________________________

    У Раи на руке рана.______________________________________________________________

    Рита с Риммой варят рис._________________________________________________________

    Яша ел сладкие яблоки. Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки. Юра играет в хоккей клюшкой. ______________________________________________________________________

    Катя кладёт кубики в пакет._______________________________________________________

    Гена купил книги в магазине.______________________________________________________

    Тихон покупает духи для мамы.____________________________________________________

    Дина будет доктором.____________________________________________________________

    У кота пушистый хвостик.________________________________________________________

    Нарушения других звуков

Оценка результатов: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы; 2 балла – нестойкое употребление звука; 1,5 балла – неправильное воспроизведение предложения при сохранном изолированном звуке; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы.

2. Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. (Максимально – 50 баллов)

Инструкция: повтори.

    [с - ш] У Саши шесть стёклышек.__________________________________________________

    [з - ж] У Зои жёлтый зонт.________________________________________________________

    [ш - ж] У кошки лежат ложки в лукошке.____________________________________________

    [с - з] Соня отдала Зое зайку и сачок._______________________________________________

    [сь - ч] У Сонечки семечки._______________________________________________________

    [ть - ч] Надо чинить выключатель._________________________________________________

    [ ч - щ] Часовщик чинит часы._____________________________________________________

    [ч - ц] Чайка отличается от цапли.__________________________________________________

    [ч - ш] Чебурашка пьёт из чашки.__________________________________________________

    [с - ц] Лисица сцапала курицу._____________________________________________________

    [щ -сь] У щуки усищи.____________________________________________________________

    [л - р] Клава рвала спелые груши.__________________________________________________

    [д – т, дь - ть] Дети гостили в деревне. Там собака Линда сторожила дом.________________

    [к - х] Катя на кухне. ____________________________________________________________

    [в - ф] Фарфоровая ваза стоит в столовой на буфете.__________________________________

    [к - г] У Кати Гагариной короткие косы._____________________________________________

    [ц - ть] Тиме в окошко светит солнце._______________________________________________

    [ш - щ] У Миши Щукина хорошие товарищи.________________________________________

    [б - п] Борин папа купил машину Победу.___________________________________________

    Нарушения других звуков

Оценка результатов: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы.

Серия №2 – Исследование фонематического слуха. (Максимально – 100 баллов).

1. Исследование возможности воспроизведения слогов. (Максимально – 20 баллов).

Инструкция: послушай и повтори за мной слоги.

А: са – ша – са _____________ Б: за – за – жа – за__________________

ца – са - ца______________ ча – ча – ща – ча_________________

ба – па – па______________ ка – га – га – ка__________________

тя – ча – тя______________ па – пя – па – пя_________________

ра – ла – ра______________ ря – ля – ря – ря_________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 1 балл –самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

(Максимально - 20 баллов)

Инструкция: послушай и повтори за мной слова

    день – тень____________________________________

    мишка – миска_________________________________

    бочка – почка__________________________________

    кот – год – ход_________________________________

    том – дом – ком___________________________________

Оценка результатов: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможностей воспроизведения предложений. (Максимально - 20 баллов)

4. Исследование фонематических представлений. (Максимально - 20 баллов).

Инструкция: назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с].

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Исследование возможности фонематического анализа. (Максимально – 20 баллов)

Инструкция: назови в словах все звуки по порядку.

    Мак, утка, кит, кошка, капуста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка результатов: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия №3 – Исследование слоговой структуры. (Максимально – 100 баллов)

1. Исследование возможности называния картинок. (Максимально – 25 баллов)

Инструкция: назови картинки.

    Дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист, скатерть.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка результатов: 5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование возможности воспроизведения слов. (Максимально – 35 баллов)

Инструкция: повтори за мной слова.

    Строительство, серпантин, часовщик, репетиция, сквозняк, дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист, скатерть.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка результатов: 3,5 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможности воспроизведения предложений. (Максимально – 20 баллов)

Инструкция: послушай и повтори за мной предложения.

    Мама расчёсывает волосы перед зеркалом.__________________________________________

    Регулировщик регулирует движение._______________________________________________

    Водопроводчик чинит водопровод._________________________________________________

    Чистильщик чистит обувь.________________________________________________________

Оценка результатов: 5 баллов – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование навыка слогового анализа. (Максимально – 20 баллов).

А. Инструкция: подели слова на слоги.

    Кит, вишня, виноград, смородина.__________________________________________________

Б. Инструкция: подбери слова, состоящие из 1-го слога.__________________________________

__________________________________________________________________________________

В. Инструкция: подбери слова, состоящие из 2-х слогов.__________________________________

__________________________________________________________________________________

Г. Инструкция: подбери слова, состоящие из 3-х слогов.__________________________________

__________________________________________________________________________________

5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия №4 – Исследование состояния словаря. (Максимально – 100 баллов)

1. Исследование состояния номинативного словаря (Максимально 50 баллов):

А. Предмет и его части:

Инструкция: назови предмет и части, из которых он состоит.

    чайник ________________________________________________________________________

    кукла__________________________________________________________________________

    машина________________________________________________________________________

    сапог__________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 1,5 балла –выполнение пробы с ошибками; 1 балл – название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребёнка, 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Объяснение лексического значения слов.

Инструкция: объясни, что такое?

    огород _________________________________________________________________________

    подоконник_____________________________________________________________________

    клумба ________________________________________________________________________

    поезд __________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2,5 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

В. Обобщающие понятия:

Инструкция: послушай и назови одним словом.

    яблоко, груша, банан_____________________________________________________________

    олень, волк, барсук______________________________________________________________

    берёза, дуб, осина________________________________________________________________

    ручка, ластик, тетрадь____________________________________________________________

    самолёт, такси, автобус___________________________________________________________

Инструкция: назови предметы, относящиеся к:

    мебели_________________________________________________________________________

    инструментам___________________________________________________________________

    насекомым_____________________________________________________________________

    обуви__________________________________________________________________________

    грибам_________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Г. Подбор слов-предметов к словам- признакам:

Инструкция: про что могу сказать?

    Увлекательное__________________________________________________________________

    Хорошее_______________________________________________________________________

    Морозный______________________________________________________________________

    Звонкая________________________________________________________________________

    Холодное_______________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование предикативного словаря (Максимально – 20 баллов)

    утка ___________________________________________________________________________

    петух__________________________________________________________________________

    гусь ___________________________________________________________________________

    лошадь ________________________________________________________________________

    ворона ________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Инструкция: скажи, кто как передвигается?

    Лошадь________________________________________________________________________

    Ворона_________________________________________________________________________

    Рыба___________________________________________________________________________

    Человек________________________________________________________________________

    Черепаха_______________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование словаря признаков: (Максимально 10 баллов)

Инструкция: подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5 – 6 слов)

    осень (какая?)___________________________________________________________________

    друзья (какие?)__________________________________________________________________

    вечер (какой?) __________________________________________________________________

    ведро (какое?) __________________________________________________________________

Оценка результатов: 2,5 балла - подбор не менее 5-и слов-признаков; 1,5 балла – подбор не менее 3-х слов-признаков; 0,5 балла – подбор 1-го, 2-х слов-признаков; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование словаря антонимов. (Максимально – 10 баллов)

Инструкция: скажи наоборот.

    день, весна, мороз_______________________________________________________________

    большой, низкий, широкий_______________________________________________________

    сесть, говорить, ссориться________________________________________________________

    расстегивать, входить, наливать___________________________________________________

    темно, далеко, быстро____________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1 балл – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

5. Исследование словаря синонимов: (Максимально – 10 баллов)

Инструкция: как сказать по-другому?

    лётчик_________________________________________________________________________

    шофёр_________________________________________________________________________

    врач ___________________________________________________________________________

    печальный _____________________________________________________________________

Оценка результатов: 2,5 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1,5 балла – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 1 балл – выполнение с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия №5. Исследование грамматического строя речи. (Максимально–100 баллов)

1.Исследование навыков словообразования: (Максимально – 50 баллов)

А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Инструкция: назови ласково.

    книга__________________________________________________________________________

    воробей ________________________________________________________________________

    стул___________________________________________________________________________

    ковер __________________________________________________________________________

    хлеб ___________________________________________________________________________

    гриб___________________________________________________________________________

    топор__________________________________________________________________________

    белка__________________________________________________________________________

    скамейка_______________________________________________________________________

Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Образование названий детёнышей:

    у лисы _________________________________________________________________________

    у козы _________________________________________________________________________

    у утки _________________________________________________________________________

    у собаки________________________________________________________________________

    у свиньи _______________________________________________________________________

В. Образование глаголов префиксальным способом :

Инструкция: рассмотри картинки и назови действия

    наливает____________________________________________________________________

    переливает_____________________________________________________________________

    выливает_______________________________________________________________________

    подошёл_______________________________________________________________________

    вышел_________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Г. Образование относительных прилагательных :

    скамейка из дерева_______________________________________________________________

    тетрадь из бумаги________________________________________________________________

    сумка из кожи __________________________________________________________________

    шуба из меха ___________________________________________________________________

    сок из моркови _________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Д. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: у собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы - …

    у лошади_______________________________________________________________________

    у медведя_______________________________________________________________________

    у льва__________________________________________________________________________

    у тигра_________________________________________________________________________

    у овцы_________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2.Исследование навыков словоизменения (Максимально – 50 баллов)

А: образование существительных множественного числа:

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

    одно ухо, а много – это ___________________________________________________________

    утёнок _________________________________________________________________________

    стул ___________________________________________________________________________

    ведро__________________________________________________________________________

    книга __________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б.предложно - падежные формы :

Инструкция: ответь на вопросы по картинкам.

    Куда идут девочки? Где лежит лекарство?___________________________________________

    Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство?__________________________________

    Где висит одежда? Где лежит торт?_________________________________________________

    Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт?_______________________________________

    Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?___________________________________________

    Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?_____________________________________

    Где сидит ёжик? Где находится крючок?____________________________________________

    Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок?_______________________________________

    Где летает змей? Где сияет радуга?_________________________________________________

    Где находится волк? Где стоит заяц?________________________________________________

Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с 1 ошибкой; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

В.падежные конструкции

Инструкция: ответь на вопросы.

    Кого ты видел в зоопарке?________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

    Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?___________________________________

__________________________________________________________________________________

    К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?______________________________

__________________________________________________________________________________

    Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?__________________________

__________________________________________________________________________________

    На чем катаются дети?___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Г.Согласование прилагательных с существительными:

Инструкция: договори слово.

    портрет краси…_________________________________________________________________

    стаканчик бумаж…______________________________________________________________

    улыбка приветли…______________________________________________________________

    дни тёпл…_____________________________________________________________________

    окно гряз…_____________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Д.Согласование существительных с числительными:

Инструкция: посчитай по два и по пять.

    Дом___________________________________________________________________________

    Окно__________________________________________________________________________

    Ведро__________________________________________________________________________

    Дерево_________________________________________________________________________

    Кукла__________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Серия № 6 - Исследование связной речи. (Максимально 100 баллов)

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Максимально 50 баллов)

Инструкция: посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и постарайся составить рассказ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка проводится по трём критериям:

А Критерий смысловой целостност и: 20 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён; 0 баллов – отсутствие описания ситуации.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания : 20 – баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 2,5 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

2.Пересказ прослушанного рассказа (максимально 50 баллов)

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать по памяти.

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка проводится по тем же трём критериям, что и для рассказа по серии картинок:

А Критерий смысловой целостности: 20 баллов –пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 – баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён, либо допускается дополнение посторонней информации; 0 баллов –невыполнение.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания : 20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл –пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – пересказ недоступен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания : 10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 5 баллов – пересказ с минимальной помощью (1 –2 вопроса) или после повторного прочтения; 2,5 балла –составление пересказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    Обследование письма.

а) дисграфические ошибки

Оптические

Акустические

Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Аграмматические

Списывание

Диктант

Изложение

б) орфографические ошибки ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Обследование чтения.

а) Техника чтения: побуквенное, послоговое, беглое _______________________________________________________________________________

медленное, быстрое, плавное, угадывающее _______________________________________________________________________________

монотонное, выразительное _______________________________________________________________________________

б) Дислексические ошибки _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ (точный, неточный) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Понимание прочитанного (поверхностное, полное) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение логопеда: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты мониторинга школьников.

Ф.И. ______________________________ дата проведения мониторинга

1.Звукопроизношение

Max = 100

2.Фонематический слух Max = 100

3.Слоговая структура слова Max = 100

звукопроизношение

Max = 50

диф-ция

Max = 50

воспроизведение

Max = 60

представления

Max = 20

анализ

Max = 20

называние

картинок

Max = 25

воспроизведение

слов

Max = 35

воспроизведение

предложений

Max = 20

анализ

Max = 20

А.

Б.

4.Словарь

Max = 100

5.Грамматический строй

Max = 100

6.Связная речь

Max = 100

предметы

Max = 50

действия

Max = 20

признаки

Мах = 10

антонимы

Мах = 10

синонимы

Мах =10

словообразование

Мах = 50

словоизменение

Мах = 30

согласование

Мах = 20

рассказ

Мах = 50

пересказ

Мах = 50

А.

Б.

В.

Г.

Д.

А.

Б.

В.

А.

Б.

дата проведения мониторинга _______________

1.Звукопроизношение

Max = 100

2.Фонематический слух

Max = 100

3.Слоговая структура слов Max = 100

звукопроизношение

Max = 50

диф-ция

Max = 50

воспроизведение

Max = 60

представления

Max = 20

анализ

Max = 20

называние

картинок

Max = 25

воспроизведение

слов

Max = 35

воспроизведение

Предложений

Max = 20

анализ

Max = 20

1.

2.

1

2

3

А.

Б.

4.Словарь

Max = 100

5.Грамматический строй

Max = 100

6.Связная речь

Max = 100

предметы

Max = 50

действия

Max =20

признаки

Мах =10

антонимы

Мах = 10

синонимы

Мах =10

словообразование

Мах = 50

словоизменение

Мах = 30

согласование

Мах = 20

рассказ

Мах = 50

пересказ

Мах = 50

А

Б

В

Г

А.

Б.

В.

Г.

Д.

А.

Б.

В.

А.

Б.