Речевые карты для дошкольников старшей группы. Речевые карты

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте

Цель: - Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

Ход занятия

1. Организационный момент
Дети поздоровались, сели

2. Развитие фонематического слуха:
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

3. Логопед проговаривает слоги, а дети по - очереди повторяют:
СА - СА - ЦА
ЦА - СА - СА
СУ - ЦУ - ЦУ
ЦЫ - ЦЫ - СЫ
СО - СО - ЦО

4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)

5. Игра: «Наведи порядок в словах»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.



6. Игра: «Внимание»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность (свет, цвет)

Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)

Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)

8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по - очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва - …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце

Физ. минутка (Движение с речью)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц - двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дата проведения:

Возрастная группа: старшая, 5-6 лет.

Форма проведения, количество обучающихся : подгрупповое занятие, 8 чел.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III ур.

Оборудование:

  • для детей: предметные картинки, в названии которых звуки [С], [Ц] (серия “Говорим правильно” Каше); подносы с частями звуковых домиков; кольца цепочки, листы бумаги, карандаши.
  • для учителя-логопеда: мультмедийная доска, презентация, ноутбук, кубики Н.Зайцева с буквами С, Ц.

Приоритетная область: познавательно-речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное, физическое, художественно-эстетическое.

Цель: Дифференциация звуков [С], [Ц] в слогах, словах и фразе. Развитие грамматически правильной речи.

Коррекционно-образовательные:

  1. Добиться усвоения слухо - произносительной дифференциации звуков [С] - [Ц];
  2. Обеспечить применение на практике умения давать характеристику звуков;
  3. Вызвать желание осуществлять самоконтроль за поставленными звуками.

Коррекционно-развивающие:

  1. Обеспечить развитие фонематического восприятия.
  2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализа, синтеза), внимания, памяти.

Воспитательные:

  1. Подвести к выводу, что дружба помогает преодолеть трудности.
  2. Порадоваться вместе с детьми результатами выполненной работы.
  3. Способствовать взаимодействию детей друг с другом.

Планируемые результаты: позитивно-эммоциональный настрой на предстоящую работу, активизация речевой деятельности, поисковая активность, активизация аналитико-синтетической деятельности: выполнение задания “портрет цыпленка”.

Методы: перцептивный (словесной передачи слухового и зрительного восприятия материала, наглядно-практический); логический (дедуктивный).

Приемы: создание игровой ситуации, объяснение, вопросы, показ способов действий.

1) Приветствие друг друга.

Собрались все дети в круг. (Говорит учитель-логопед)
Вы - друзья и я ваш друг! (Показывает на детей и себя)
Дружно за руки возьмёмся (Берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся. (Улыбаются друг другу)
С добрым утром, глазки! (Выполняют гимнастику для глаз: глаза вверх, вниз, вправо, влево)
С добрым утром, ушки! (Массаж мочек ушей)
С добрым утром, ручки! (Хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки! (Топаем)

2). Создание проблемной ситуации.

Отгадайте загадку: “Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки”. Кто это? (Цыпленок). Почему вы так решили? (обращаю внимание, чтобы дети отвечали полным предложением)

Психогимнастика

Изобразите цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки. Сначала высунул головку. Потом - правое крылышко, затем – левое и громко запищал (дыхательная гимнастика: на выдохе произносят пи-пи-пи с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной).

2. Актуализация знаний

1). “Мыслительная гимнастика” Слайд 2.

Кто появился из яйца? (на слайде цыпленок). Как назовем цыпленка? (Ц ып) Какой первый звук в этом слове? Как называются части домика цыпленка? (С корлупки) Какой первый звук в этом слове?

2). Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия

Что мы с вами будем делать на занятии? (ответы детей)

Мы будем сравнивать звуки [С], [Ц], значит о чем мы будем говорить? (Чем они похожи и чем отличаются).

3. Открытие детьми нового знания. Слайд 3.

Цыпленок “Цып” жил в скорлупке. Давайте мы построим домики для звука [С], [Ц] (У детей подносы с частями звуковых домиков). Если дети затрудняются, то оказываю помощь вопросами: какой фундамент построим для домика звука [С]? Почему? Звук [С] согласный. Почему? Потому что воздушная струя выходит толкаясь. Какого цвета стены у домика звука [С]? Почему? (он твердый). Какая крыша: с колокольчиком или без? Аналогично строим домики для звука [Ц].

Чем похожи звуки? Чем отличаются? (произношением)

Проверьте, правильно ли вы построили домики?

(Дети проверяют по слайду)

1). Автоматизация и дифференциация звуков [С, Ц] в слогах. Слайды 4,5,6,7.

Цып только родился, ему все было незнакомо, интересно и он всему удивляется. Увидел (слайд 4) курицу и говорит: са-са-ца! Яйцо: оц-оц-цо?; (слайд 5) собаку со-цо-со?; цветок – цы-цы-сы!; (слайд 6) овцу – ца-цо-су; гусеницу: са-су- ца? (слайд 7) осу: су-цу-су?; солнце: ос-ос-це!

2). Дидактическая игра: “Закончи слово нужным слогом. Слайд 8.

Помогите Цыпу запомнить новые слова, добавляя слог СА или ЦА.

Ли...(са), кури...(ца), колба...(са), рукави...(ца), о...(са), гусени...(ца), ко...(са), мельни...(ца).

3). Физминутка “Цыпленок”

Озорной цыпленок жил, (имитируем озорного цыпленка)
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
А потом пошел гулять,
Червячка себе искать. (Имитируем поиск)

4. Самостоятельное применение знаний на практике.

1). Упражнение “Составь предложение” Слайды 9,10,11,12.

(Слайд 9) курица – яйцо, яйцо – цыпленок, (слайд 10) цыпленок – гусеница, гусеница – цветок, (слайд 11) бабочка – цветок, бабочка – цыпленок, (слайд 12) цыпленок – курица, курица – зернышки.

2). “Составим рассказ” Слайд 13.

Рассмотрите внимательно картину. Какое время года нарисовано на картине? Почему вы так считаете? Кто нарисован? Что делают дети? Сколько цыплят у курицы? (считаем цепочкой, четко проговаривая окончания). Как вы думаете, цыплята только вылупились или уже подросли? Почему вы так думаете? Как можно назвать наш рассказ?

У вас есть кольца от нашей цепочки. Что надо сделать, чтобы цепочка стала целой и длинной? (составить рассказ, собрать цепочку). А для того чтобы рассказ был красивым надо слушать своих товарищей и не забывать про предложения, которые мы уже составляли.

(Дети составляют рассказ цепочкой - друг за другом, присоединяя кольца).

3). “Фотографы” Слайд 14.

Цыпленок Цыпа хочет, чтобы у вас на память о нем осталась фотография и предлагает устроить фотосессию: возьмите карандаши, бумагу, внимательно смотрите на слайд и приступайте к фотосессии.

5. Рефлексия.

Что для вас на занятии было нового? Какое задание вам было интересно выполнять? Какую игру хотелось бы повторить?

Литература:

  1. Т.А.Ткаченко Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. ГНОМиД, М., 2004

Тема: Дифференциация С-Ц

Цель:

формирование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.

Задачи:

Обучающая:

Учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц;

Закрепить правильное произношение звуков с-ц,

Развивающая:

Совершенствовать фонематические процессы, навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

Развивать внимание, память.

Уточнить и активизировать словарь.

Воспитывающая:

Воспитывать умение слышать ударное слово в рифмовке;

упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.

План урока:

1. Орг.момент:

Психологический настрой

2.Сообщение темы занятия.

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Работа с профилями звуков.

5. Дифференциация с-ц в слогах. Развитие фонематических процессов.

6.Чистоговорка

8.Устный диктант слов.

Физминутка

13.Расширение словаря.

15. Итог.

16. Рефлексия

Оборудование:

карточки для индивидуальной работы «Найди звук», карточки для индивидуальной работы «Характеристика звука», индивидуальное наборное полотно, демонстрационное наборное полотно, таблица «Характеристика звука», карточки для рисования букв, индивидуальные карточки с буквами «С», «Ц», индивидуальные зеркала, тетради, ручки, простые карандаши.

Ход урока:

1. Орг момент:

Психологический настрой

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли учиться, узнавать много нового.

вы хотите все учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться

Отгадайте загадку:

На шесте дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его… Как? (Скворец)

Развитие временных представлений:

В какое время года прилетает скворец?

А сейчас, какое время года?

Назовите зимние месяцы по порядку?

Назовите самый короткий месяц зимы?

Назовите второй месяц зимы?

2. Сообщение темы занятия:

С какого звука начинается слово «скворец» ? – С

На какой звук заканчивается? – Ц

Сегодня мы будем сравнивать звуки [ с ] - [ ц ] и буквы которые их обозначают.

Запишите сегодняшнее число и тему занятия:

Звуки и буквы: С – Ц

3. Артикуляционная гимнастика.

Скворец поет красивые весенние песни, поднимает людям настроение.

Хотите спеть как скворец?

Давайте проведем артикуляционную гимнастику.

Работа с зеркалами:

Улыбка -Трубочка.

Непослушный язычок

Блинчик - Иголочка

Чистим зубки

4.Работа с профилями звуков.

Работа по иллюстрациям профилей

Отработка постановки органов артикуляции при произнесении звуков с-ц с индивидуальным зеркалом.

Звук С

кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….

А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С.

Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается?

Слышите свист?

Поэтому он называется «свистящим».

Звук простой.

Уточним и произношение звука Ц.

Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С.

Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С.

Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.

Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.

Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно.

Звук взрывной, сложный.

Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.

5. Дифференциация с-ц в слогах. Развитие фонематических процессов

Скворца называют пересмешником. Он может повторять услышанные звуки.

Услышит какой - нибудь звук и может повторить его.

Давайте попробуем поиграть в такую игру

Я буду называть слоги, а вы попробуйте повторить их.

(Повторять слоги с разной интонацией стоя)

ца – са

цо – со

цу – су

цы – сы

са-са-ца

ца-ца-са

цо-со-цо

6.Чистоговорка

А теперь повторим песенку:

су - су - су - из колодца воду я несу;

цы - цы - цы - поспели огурцы;

са - са - са - у девицы коса;

цо - цо - цо - у Светы кольцо.

7.Рисование букв С-Ц ниткой на бумаге.

- нарисуйте буквы:

Первый вариант – букву, у которой долгое произношение, какая буква? - С

Второй вариант – букву, которую мы произносим быстро, какая буква? – Ц.

8.Устный диктант слов. Ребята, поднимите карточку с буквой –С или Ц, если в слове содержится соответствующий звук. (Цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион, умница, скромник.)

9.Работа с предметными картинками:

Посмотрите на карточки,

Назовите предметы,

Разделите их по звукам, в названиях которой вы ее слышите.

10.Пальчиковая гимнастика «Дорожка»

Представим, что наши пальчики – птицы, побежали по дорожке.

11. Работа в тетрадях «Графический диктант».

Скворцы оставляют на снегу, земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий,

Давайте мы зарисуем этот узор.

Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

Звук С мы отметим длинной чертой, так произносится долго, протяжно

Звук ц – короткой чертой, так произносится быстро, отрывисто.

Например:

свет:

Цвет:

Слова: птица, самолет, яйцо, сок, блюдце, колесо, кольцо.

(у доски работает ученик)

Проверка выполнения.

Назовите слова, какие вы записали?

Физминутка

Стая птиц летит на юг

Небо синее вокруг

Чтоб скорее прилетать

Надо крыльями махать.

Птички начали спускаться

На поляне все садятся

Предстоит им долгий путь

Птичкам надо отдохнуть.

И опять пора в дорогу

Пролететь им надо много

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

12. Дифференциация ц-с в словах.

Скворец перелётная птица.

А каких ещё перелётных птиц вы знаете?

(аист, ласточка, соловей, цапля)

Посмотрите на данные слова. (аи.т, кури.а, ла.точка, .оловей, .апля)

Назовите птиц, вставляя пропущенную букву.

Скажите, какая птица не подходит к остальным? Почему? (курица)

Повторите названия тех птиц, в которых есть звук С

Повторите названия тех птиц, в которых есть звук Ц

Запишите названия птиц, вставив пропущенные буквы:

Аи_т, ла_точка, _оловей, _апля.

13.Расширение словаря.

Как вы думаете, что делают птицы? Ответы детей

Птицы вьют гнёзда.

Откладывают яйца.

Высиживают их.

Выводят птенцов.

14.Формирование лексико-грамматического строя речи

Работа с деформированным предложением.

Я сейчас скажу предложение, а вы поправьте меня.

Птица лететь скворечник.

-составьте предложение из данных слов:

Птица, скворечник, летит, из. (Птица летит из скворечника.)

Птица, в, летит, скворечник. (Птица летит в скворечник.)

-запишите предложения по памяти.

15. Итог.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Дайте характеристику этим звукам.

16. Рефлексия

- какое задание вам понравилось выполнять?

Какое задание вы запомнили?

Какое задание вам показалось трудным?

Поднимите руку, кто считает, что у него все получилось?

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Калтасинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида

Конспект открытого логопедического занятия

Тема: Дифференциация звуков С-Ц

Провела: учитель-логопед

Вострецова Т.Г.

Калтасы

декабрь 2014 год

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  • Уточнить артикуляцию звуков [С] – [Ц].
  • Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
  • Уточнять и обогащать словарь детей, упражнять в подборе родственных слов.
  • Упражнять детей в умении работать с таблицами.
  • Упражнять в умении составлять предложения.
  • Развивать речевой слух, психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: соговые таблицы (демонстрационные), зеркала (индивидуальные), грамматические карточки, предметные картинки, карточки со слогами, карточки со схемой слова (начало, середина, конец слова), карточки с буквами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт одно слово со звуком [С] и одно слово со звуком [Ц].

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

а) «Заборчик»

Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

б) «Киска сердится»

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

в) «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

г) «Заморозим подбородок»

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)

3. Уточнение артикуляции звуков.

– Произнесём звук [С]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [С]? (При звуке [Ц]?)
– В каком положении верхние и нижние зубы? (При звуке Ц?)
– Как работает язык? Где он находится? (При звуке [Ц]?)
– Приложите ладони тыльной стороной к горлышку. Оно дрожит или нет? Почему?
– Если поднести ладони ко рту и произносить звук [С], мы ощущаем холод или тепло? (При звуке [Ц]?)

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звуки [С] и [Ц] согласные, глухие.

4. Игра «Повторяй за мной» (воспроизведение слоговых рядов)

Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.

АС-АС-АЦ УЦ-УЦ-УС УС-УС-УЦ
ЦИ-ЦИ-СИ СУ-СУ-ЦУ СО-ЦО-ЦО
АЦ-АЦ-АС СЕ-ЦЕ-СЕ ЦА-ЦА-СА

ЦА-ЦА-ЦА – Нигде нет продавца.
СА-СА-СА – В лесу бегает лиса.
СО-СО-СО – У Вовы колесо.
ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.

5. «Прочитай слово»

Детям предлагаются две таблицы. Дети читают, составляют слова и по очереди называют их.

(ЦА – пуговица, цари, курица, овца, умница, птица, хлебница, царапина; СА – самолёт, полоса, сало, крыса, лиса, коса, самокат, роса)

6. Игра «Отгадай загадку»

Детям раздаются карточки со схемой слова и карточки с буквами [С], [Ц].

– Я загадаю загадки, а вы их отгадайте. В словах-отгадках выделите звуки [С] и [Ц] и покажите место их расположения в слове с помощью предложенных вам карточек и букв.

1) Согнута в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Кос а.)

2) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту-у». (Пылес ос .)

3) Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурц ы.)

4) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (С ос улька.)

5) На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (С кворец .)

6) Все следы находит точно,
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос –
Это друг наш верный… (пёс .)

7) Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Ц ыплёнок.)

8) Белая бочка, нет в ней
Ни сучочка. (Яйц о.)

7. Физминутка

Раз – подняться, подтянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Грамматические карточки

Детям раздаются карточки, на которых написаны однокоренные слова двух групп (свет, цвет). Логопед показывает первую карточку-корень. Дети должны по очереди выкладывать карточки с однокоренными словами, называя слово и объясняя его значение. Когда заканчиваются карточки на этот корень, берётся второе слово-корень. Игра продолжается до последней карточки. Тот, у кого останется карточка, считается проигравшим.

СВЕТ – освещать, светлый, световой, засветить, освещение, свеча, рассветает, просвещать.
ЦВЕТ – цветущий, цветник, расцветать, цветочный, цветной, отцветать, цветок, цветастый.

9. Игра «Добавь нужный слог»

Детям предлагаются две таблицы. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

(Лицо , колесо , яйцо , просо , кольцо ; се ло, це на, це лый, се ребро, се рый, се но, це пи)

В конце работы проводится проверка. Дети по цепочке читают записанные ими слова и по ходу чтения показывают карточку с нужным слогом (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

10. Пальчиковая гимнастика «Игра на музыкальных инструментах»

Дети, сидя за партами, напевают мотив знакомой песни с помощью слогов (например, са-са-са-са…). При этом пальцами имитируют игру на музыкальных инструментах (фортепиано, дудочка, барабан, гармошка и другие).

11. Игра «Составь предложение»

Каждому ребёнку даются две карточки с картинками. Они составляют по ним одно предложение, называют его и записывают в тетрадях.

Картинки:

ОСЫ – ЦВЕТЫ ЯЙЦО – ПТЕНЦЫ
СУМКА – ОГУРЦЫ СОВА – ЦАПЛЯ
КУРИЦА – ЦЫПЛЁНОК КОЛЬЦО – БУСЫ

12. Итог

– О каких звуках мы говорили на занятии?
– Что вы можете сказать о них?
– Что вам больше всего понравилось?

Цапля в цирке выступала.

Трёх цыплят дрессировала.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка!

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу!

Пьют водицу из корытца

Три овцы, птенец и птица.

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ц].

Отец вырыл колодец. Там он поит овец. Маленький братец заглянул в колодец. Отец прогнал брата: «Иди к маме! Колодец глубокий».

Мы ходили в цирк. Там мы видели борцов, канатоходцев, дрессированную медведицу. В цирке пела известная певица, выступали танцоры. Мама купила нам леденцов. Цирк нам понравился.

(иллюстрация 9)

По болотцу важно ходит цапля. У цапли длинные ноги и куцый хвост. Цапля цокает длинным клювом, смотрится в водицу, как в зеркальце. Хочется цапле поймать ящерицу.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ц]

Произносить слоги, различая звуки [С]-[Ц].

Произносить предложения, различая звуки [С ], [Ц].

Гусеницы питаются листвой. Сахарница стоит на столе. У Алисы длинные ресницы. Солнце спряталось за свинцовую тучу. Лисица притаилась под сосной. На ясене скворцы клюют гусениц. У овец куцые хвосты. В саду цветёт акация. Сеня пас овец.