Формы и методы логопедического воздействия. Общедидактические и специальные принципы, лежащие в основе логопедического воздействия

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения, и задачи коррекционно-воспитательного характера. В корригирующем обучении детей-логопатов, и в частности в коррекции звукопроизношения у них, большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности и наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода .

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения .

При устранении любых речевых нарушений приходится обязательно учитывать совокупность этиологических факторов, обуславливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Так, при постановке звуков «Р», «Рь», если у ребенка укорочена подъязычная связка, то в этом случае логопедическое воздействие сочетается с хирургическим вмешательством (подрезается подъязычная связка). Нарушение звукопроизношения (дислалия, дизартрия) может быть вызвано недостаточным вниманием окружающих к речи ребенка, т.е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направляется на развитие речевой моторики, фонематического восприятия, а также на нормализацию речевых контактов ребенка с социальным окружением. В таких случаях иногда требуется и психотерапевтическое, медицинское воздействие.

При устранении дислалии основным является воздействие на ведущие нарушение – несформированность слуховой дифференциации или „недоразвитие артикуляторной моторики.

Целью логопедической работы в этом случае будет не просто стимулирование и активизация речевого процесса, а формирование нормальных речевых механизмов.

При нарушении звукопроизношения дизартрического происхождения, ведущим является расстройство фонетической стороны речи из-за частичных параличей и парезов мышц речевого аппарата. Но как при дизартрическом происхождении нарушения звукопроизношения, так и при дислалическом происхождении, часто отмечается нарушение не только фонетической стороны речи, но и лексического запаса, а также грамматического строя речи, поэтому логопедическое воздействие направляется не только на коррекцию нарушений фонетической стороны, но и на развитие речи в целом.

Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие очень важно при устранении всех сложных речевых нарушений.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Так, работа по устранению сложных нарушений звукопроизношения проводится по следующим этапам:

  • подготовка артикуляционного аппарата и постановка дефектного звука (сочетание артикуляционной и пальчиковых гимнастик);
  • постановка, автоматизация, дифференциация звуков (при необходимости).

Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа , с учетом закономерностей и последовательности различных форм и функций речи. Так, в случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, «Р», «Ль», последовательно в работе определяется последовательностью их появления в онтогенезе («Ль», свистящие, шипящие, «Р», «Рь»).

При формировании высших психических функций (в том числе и речи), в процессе онтогенеза принимают участие различные афферентации и анализаторы.
Так, процесс звукоразличения в раннем онтогенезе осуществляется с участием слуховой, зрительной, кинестетической афферентации. Позднее, в процессе звукоразличения ведущей становится акустическая афферентация.

При устранении речевых нарушений, и в частности, дефектного звуко-произношения, ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, на этапе постановки звука преимущественно используются практические и наглядные методы, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ.

К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование . Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданий и действий. Так в результате систематического выполнения артикуляционных уп-ражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе автоматизации добиваемся правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, текстах, связанной речи.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские и творческие.

Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. Так, на первом этапе коррекции звукопроизношения выполнение артикуляторных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопеда, а в дальнейшем они только называются.

В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях на новом речевом материале.
В работе над звукопроизношением используются и речевые упражнения, например повторение слов с поставленным звуком.

Игровые упражнения - физминутки (действия со стихами, имитация походки зверей и т.п.) - вызывают эмоционально положительный настрой детей, снимают у них напряжение.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, игра «Магазин», «На лесной опушке», «Поле чудес».

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование. Эффективность моделирования зависит от следующих условий:

  • модель должна отражать основные свойства объекта;
  • быть доступной для восприятия ребенка данного возраста;
  • должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило графическое моделирование при формировании звукового анализа и синтеза, когда используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова, что обязательно входит в систему работы над звукопроизношением.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, прослушивание магнитофонных записей, пластинок и т.д.
Наглядные средства эффективны, когда они отвечают следующим тре-бованиям:
- хорошо видны всем (на фронтальных занятиях);
- подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- соответствуют задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
- сопровождаются точной и конкретной речью.

При коррекции звукопроизношения мы в качестве наглядных пособий используем набор картинок из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей» Н.И.Соколенко (Москва, Просвещение, 1998), из «Дидактического материала по исправлению речи у детей дошкольного возраста» Г.А. Каше (Москва, Просвещение, 1999) и Т.Б.Филичевой, а также - из разрезного иллюстрированного материала по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста «Играем и учимся» Т.С.Третьяковой (Москва, Просвещение. 1997).

Для автоматизации поставленных звуков (свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты) в связной речи используем иллюстрированный материал с методическими указаниями (для детей с ОНР), разработанный логопедом Т.А.Ткаченко (Москва, Владос, 2008, 2009).

Выборочно используем многочисленный иллюстративно-дидактический материал, разработанный современными авторами. Почему выборочно? Потому что большинство современных авторов в своем иллюстрированном материале почти не соблюдают принцип работы на сохранных звуках у детей с
ФФН.

Следует заметить, что в работе по коррекции звукопроизношения у детей с ФФН 5-6 лет мы используем игровые и наглядные методы с включением
словесных (показ образа, пояснения, объяснения, педагогическая оценка).

Возвращаясь к методу моделирования, хочу остановиться на опыте работы логопеда ДОУ № 1237 г.Москвы Н.Смирновой, на ее эффективном экспресс-методе - модели фонетико-фонематической компенсации . Ее суть заключается в избавлении от старых дефектных стереотипов и форми-ровании правильных речевых рефлексов в более скоростном, чем обычно, режиме.

Модель предполагает следующие компоненты:

  1. Максимальное насыщение речевого упражнения изучаемым звуком при отсутствии смешиваемых звуков.
  2. Обеспечение доминантного характера данного звука.
  3. Разнообразие речевых технологий (чистоговорки, скороговорки, игры, упражнения, считалки, потешки и т.д.)
  4. Использование ритма: рифмованный речевой материал способствует более продуктивной автоматизации звуков.
  5. Занимательно-игровой характер речевых упражнений, повы-шающий мотивацию детей.
  6. Развитие речевой сноровки и активизации компонентов речевой деятельности.

Н. Смирнова предлагает примерный комплекс речевой гимнастики как экспресс-метод автоматизации звука «Ш» (комплекс рассчитан на 4 -8 недель, материал используется по частям).

  • Двукратное или трехкратное называние предметных картинок (звук «Ш» утрируется и произносится более длительно, чем другие звуки).
  • Повторение «слов-друзей» тройками: петушок -ремешок -гребешок, шина - машина - кувшин, подушка - лягушка - кукушка, ладошка - лепешка - мошка.
    (У автора много слов со звуком «Р», а он далеко не всегда ставится раньше звука «Ш». Я постаралась заменить эти слова.)
  • Повторение чистоговорок:
    Ша-ша-ша - шапка, шахматы, лапша
    Ши-ши-ши - шина, шило, камыши
    Шу-шу-шу - Маша кушает лапшу
    Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши
    Ше-ше-ше - шепчет Миша в шалаше
  • Выполнение упражнения «Мы учим звук «Ш»». На игровом поле картинки в три или пять рядов соответственно рифмованной миниатюре:
    Ша-ша-ша, ши-ши-ши,
    Кошечка, ковш, шалаш, малыши,
    Шляпа, машина, дедушка, книжки,
    Нож:, петушок, шишки, штанишки,
    Шапка, лошадка, шоколадка, чашка,
  • Выполнение упражнения «Что у кого»:
    Крылышки у мошки,ушки у кошки.
    Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.
    Кошка у Луши, мышка у Танюши.
    Уши у мишки, ушки у малышки,
  • Выполнение упражнения «В шкафу»
    У Маши в шкафу кошка,
    А у Паши матрешка.
    У Миши в шкафу пушка,
    А у Маши катушка

    Исходя из целей и задач логопедического воздействия, выделяются три этапа:

I. Подготовительный . Его цель - включить ребенка в целенаправленный, логопедический процесс по коррекции звукопроизношения, развить у него произвольное внимание, намять, мнительные операции" (особенно сравнения и вывода).

Специальными логопедическими задачами становятся : умение узнавать и различать фонемы и формирование речедвигательных умений и навыков (достигаемых артикуляционной гимнастикой).

Проведение артикуляционных упражнений по подготовке к постановке любого звука заключает в себе ряд требований :
- выработать умение принимать определенную позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую;
- система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статистические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений;
- необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, чтобы они взаимно приспосабливались друг к другу (явление коартикуляции);
- занятия должны проводиться кратковременно, но многократно;
- по мере овладения движением, необходимым для реализации звука, можно переходить к отработке движений для других звуков.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков . Его цель - сформировать у ребенка первоначальное умение правильного произношения звука на специально подобранном речевом материале.

Остановимся подробнее на использовании речевого материала при автоматизации звуков «Р, РЬ» (см. приложение I - XII). Эти звуки зачастую с трудом ставятся, а затем с трудом автоматизируются. В приложении речевой материал расположен в последовательности, определенной практикой, но надо заметить, что каждый ребенок - индивидуальность, надо пробовать, что легче будет произноситься ребенком в виду этого варьировать использование данного речевого материала. Так, после появления звука «Р» в словах на «дра-» ребенок никак не может выделить отдельно звук «Р». Иногда это становится возможным в сочетаниях с заднеязычными («кра-», «гра-»), иногда в сочетании с губным «Б» («бра-», «брр-»). В литературе есть утверждение, что «Р» в конце слова легко усваивается, а практика показывает, что это трудно детям, то же и с мягким вариантом «Р» - «Рь».

При подборе речевого материала важно соблюдать принцип: подбирать слова простые по фонетическому составу (постепенно усложняя его), и не содержащие нарушенные и смешиваемые звуки.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков . Цель этого этапа - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления поставленных звуков речи во всех ситуациях общения. Используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Для выработки у ребенка речевого самоконтроля важно комплексное воздействие на него: логопед - воспитатели - родители.

Сложные случаи проявлений нарушения звукопроизношения у детей с ФФН требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности звуков, а также представления о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Л.С. Логопедия. М.: Просвещение. 1999
2. Правдина Л.В. Логопедия. М.: Просвещение. 1999
3. Смирнова Н. «Шура шел, шел, шел». Дошкольное воспитание.
№4, 2006
4. Шиганина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков. Логопед. № 5, 2005
5. Шепилова Е.А. Формирование самоконтроля произношения у младших школьников с нарушенным слуховым восприятием. Логопед № 1,2005

Северное окружное управление образования Департамента образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №2099
Учитель - логопед: Садова И. В.:

Главная > Пояснительная записка

Методы и приемы логопедического воздействия.

1.Подражательноисполнительские;

руктив-ные;

3.Творческие

Использование методов и приемов в работе по формированию лексики

и грамматической структуры речи.

Расширение объема словаря

Формирование функции словообразования

Развитие связной речи

Формирование словоизменения

Формирование синтаксической стороны речи


Наглядные методы :

Использование макета «Логопедическая деревня», пособия «Сказочные фрегаты»

Словесные методы:

Рассказ, беседа, объяснение,

Уточнение и распространение высказывания;

Игры-драмматизации.

Практические методы:

Творческие упражнения;

Знаковые схемы;

Логосказки.

Наглядные методы:

Показ образца задания и способа выполнения;

Использование макета «Логопедическая деревня»;

Магнитофонные записи;

Знаково-символическое моделирование.

Словесные методы.

Прием словотворчества;

Словесные игры.

Практические методы:

Подражательно-исполнительские и творческие упражнения;

Модели приставок.

Наглядные методы:

Магнитофонные записи;

Рассматривание картин;

Использование песочницы;

Макет «Логопеди-ческая деревня»;

Схемы описательного характера.

Словесные методы:

Рассказ;

Пересказ;

Игры-драмматизации;

Логосказки.

Практические методы:

Подражательно-исполнительные и ролевые игры;

Вопросно-ответные игры.

Наглядные методы:

Использование песочницы;

Модели по работе с предлогами;

Макет «Логопедическая деревня»;

Магнитофонные записи.

Словесные методы:

Пересказ;

Показ образца выполнения.

Практические методы:

Речевые, подражательно-исполнительские и игровые упражнения;

Логосказки.

Наглядные методы:

Использование пособий «Логопе-дическая деревня»; песочница, сказочные фрегаты;

Рассматривание картин и рисунков;

Показ образца задания и способа выполнения.

Словесные методы:

Прием составления письма;

Уточнение и распространение высказывания.

Практические методы:

Моделирование;

Графические схемы;

Речевые и творчес-кие упражнения;

Использование песочницы.

2) Ожидаемые результаты коррекционной работы.

В целом. Дети проявляют интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия, активны на занятиях, самостоятельно рассуждают, классифицируют, делают обобщения и выводы. Адекватно реагируют на оценку своей деятельности, имеют прочные знания об окружающем мире, используют полученные навыки в практической деятельности. Сформированность лексических представлений. Дети имеют богатый словарный запас. Безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Свободно говорят на темы, выходящие за пределы видимой ситуации. Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают частные и общие связи между ними. Сформированность грамматического строя речи. В результате коррекционной работы к концу года у детей заметно снизилась интенсивность словотворчества, развилось критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, развит речевой самоконтроль. В этот период дети достаточно точно понимают значения слов, выражаемых приставками и суффиксами, различают морфологические элементы слов, выражающие значение числа и рода. Дети в достаточной степени понимают логико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Сформированность связной речи. Дети способны составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение. Детские описания включают называние объекта, его детали и качества. При повествовательном рассказе просматривается четкая структура текста, а также дети способны разбивать текст на составные части. К концу года дети свободно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми, активно общаются на познавательные темы.

Критерии определения уровня лексико-грамматических представлений

детей 7-го года жизни (подготовительная группа).

Низкий уровень речи

Грамматическая структура речи

Развитие речи

Ребенок различает и называет большое число животных и растений, но плохо дифференцирует животных по среде обитания и не знает многих слов, обозначающих части тела животных, части одежды, мебели, посуды. Возможности использования предметного словаря, словаря действий и признаков ограничены. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение. Учебная активность неустойчива, связана с яркими, привлекающими внимание событиями.

Ребенок пользуется только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: смешение падежных форм; употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица;

употребление числа и рода глаголов при изменении существительных по числам не точны; отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными; частые пропуски предлогов; союзы и частицы употребляются редко.

Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах; при рассказах требуется помощь взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании повторяет рассказы других детей, не пользуется речью – доказательством.

Средний уровень речи.

Грамматическая структура речи

Развитие речи

Ребенок различает большое количество объектов, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Не достаточно владеет общими понятиями и общими связями.

У ребенка редки ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Ошибается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Наблюдаются незначительные трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения

В рассказе ребенок употребляет простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции,

допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослого и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но сам недостаточно активен в нем

Высокий уровень речи.

Грамматическая структура речи

Развитие речи

Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок достаточно точно понимает значения слов, выражаемых приставками и суффиксами, различает морфологические элементы слов, выражающие значение числа и рода. В достаточной степени понимает логико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, способен составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение. Его описания включают называние объекта, его детали и качества. При повествовательном рассказе просматривается четкая структура текста, а также ребенок способен разбивать текст на составные части.

Так же ребенок свободно вступает в диалог со сверстниками и взрослыми, активно общается на познавательные темы.

3) Мониторинг, система обратной связи, отслеживания результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля, методы оценки знаний, умений, навыков.

В моей работе формой текущего, промежуточного, итогового контроля речевого развития детей является диагностика. При проведении диагностики я опиралась на материалы обследования, изложенные в практических пособиях Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» и Кирьяновой Р. А. «Комплексная диагностика дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (материалы специалиста дошкольного учреждения), а так же я руководствовалась такими пособиями как: «Логопедическое обследование ребенка» Большаковой С. Е., «Дидактический материал по обследованию речи детей» Бессоновой Т. Б., Грибовой О.Е., « Альбом для логопеда» Иншаковой О.Б., «Методические рекомендации к логопедической диагностике и коррекции» Смирновой И. А. Одним из методов проведения диагностики на выявление уровня лексико-грамматических представлений у детей с ОНР считаю схему логопедического обследования, которая состоит из следующих пунктов:

1. Исследование словарного состава языка.

Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:

солнышко какое? - теплое, яркое..

какие овощи растут на грядке? - огурцы...

подбор синонимов, антонимов, родственных слов;

Отметить:

Соответствие словаря возрастной корме;

Наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;

Точность употребления слов.

2. Обследование грамматического строя речи.

а) Состояние функций словоизменения:

Преобразование единственного числа существительных во множествен-ное в именительном падеже;

Образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;

Согласование с числительными (2 и 5).

б) состояние функции словообразования:

- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Образование прилагательных (относительных, качественных, притяжа-тельных);

Образование названий детенышей животных;

Образование глаголов с помощью приставок.

3. Состояние связной речи.

а) Воспроизведение знакомой сказки:

- по памяти;

- по серии картинок.

Сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок».

б) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Отметить:

Логическую последовательность в изложении событий;

Характер аграмматизма;

Особенности словаря.

4. Обработка полученной информации, заполнение диагностических карт.

Диагностика детей с ОНР не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений, навыков. Для ребенка старшего дошкольного возраста в первую очередь важно не то, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, а то, каким способом эти знания были ребенком освоены. Таким образом, определенный набор знаний, которым обладает ребенок, далеко не всегда указывает на его реальные результаты. Поэтому при подборе методов и диагностического материала мною учитывались психологические особенностей детей и структура речевого дефекта.

Перечень методов и диагностического материала для обследования лексико-грамматического строя речи.

1 . Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

2 . Картинки с изображением действий:

мальчик рисует;

девочка поливает цветы;

мама моет посуду;

бабушка вяжет носки;

мальчик играет с мячом;

девочка прыгает через скакалку и т. д.

3. Картинки с изображением разного количества предметов:

стол - столы; шапка - шапки; ведро - ведра.

Игра «Один - много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительное множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары; дом - дома; ведро - вёдра и т. д.

Логопед показывает картинку и называет: шар.

А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом, предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

Игра «Лови и называй».

Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч; будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов. Эта игра напоминает нам правила игры «Один - много». Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок
возвращает мяч называя слово «дома». Нужно научить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

4. Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Игра «Большой - маленький».

Цель: Выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Логопед предлагает рёбенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? - показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы под кругом.

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик..

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч;

елочка, шарик, мячик.

5. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина).

Ленточки - длинная, короткая.

Забор высокий, низкий.

Веревка - толстая, тонкая.

6. Картинки с изображением двух и пяти предметов.

Игра «Назови, сколько».

Картинки перевернуты. Ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Ход: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.

Это... (ребенок наугад называет любой предмет). Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

Перед тобой 4 карточки, но у меня есть еще и пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Логопед: Сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки... продолжай.

Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти

кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.
Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.
Образец: 5 мячей, 5 елочек.

Игра «Четыре времени года» Цель: уточнить знания детьми характерных признаков каждого времени года, их последовательность. Краткое содержание: Назови сколько всего времен года. В первой клеточке таблицы нарисуй, что бывает только зимой (весной, осенью и летом). (для игры нужен лист бумаги, разлинованный на 4 клеточки – 4 времени года). Игра «Слушай и рисуй» Цель: уточнить знания детей лексических тем. Краткое содержание: Логопед: Я назову слово, а ты рисуй только один предмет, подходящий к этому слову. Слово «Игрушки». Что ты нарисуешь? (для игры нужен лист бумаги, разлинованный на 8 клеточек – 8 лексических тем).

Игра «Найди лишний»

Цель: уточнить умение детей сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы, выделять из группы однородных предметов лишний.

Логопед: Сегодня Незнайка для тебя нарисовал предметы. Назови, что он нарисовал? Как сказать одним словом, что нарисовал Незнайка? Почему я не могу сказать, что Незнайка нарисовал овощи и фрукты? Найди лишний предмет. Назови и заштрихуй его.

Материал для исследования состояния связной речи


1. Картинки с действием.

2 . Сюжетные картинки.

З. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) .
4. Серии картинок по сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

При проведении обследования детей я опиралась не только на специальный диагностический материал, но и на свои наблюдения за ребенком в режимных моментах, игровой деятельности, присутствовала на занятиях воспитателей моей группы для отслеживания динамики речевого развития ребенка. Из этого следует, что использование вариативных заданий и игр, разнообразных методов обследования позволяет в более точной степени выявить у детей уровень сформированности лексико-грамматических представлений, что в свою очередь способствует точному выбору методов и технологий коррекционной работы. 4) Результаты работы. В подготовительной группе была проведена диагностика в сентябре (вводная), в январе (промежуточная) и в мае (итоговая). С 1 по 15 сентября проводилась вводная диагностика, которая показала, что у 60 % детей подготовительной группы в значительной степени нарушен грамматический строй речи, что выражается в трудностях изменения по падежам существительных (рисую карандашем, нет ухов, копают лопатом ), в образовании множественного числа существительных (дерево – дерев, лист – листов) , в отсутствии предлогов или неверном их употреблении (белка сидит в дуплом ). При обследовании словарного запаса было выявлено, что дети затрудняются в подборе антонимов (высокий – маленький, длинный – маленький, смелый – слабый ), не знают названий частей тела (локоть – ноготь ), путают обобщающие понятия (овощи и фрукты, дикие и домашние животные ). Так же отмечается недостаточная развернутость высказывания и затруднения в пересказе текста по картинке. На основе данных вводной диагностики были скомплектованы три подгруппы речевого развития: Группа № 1 – с пограничным уровнем между средним и высоким уровнем; Группа № 2 – со средним уровнем; Группа № 3 – с низким уровнем. С каждой подгруппой планировалась коррекционная работа, определялась повременная нагрузка в день, неделю, на каждого ребенка группы. С 1 по 20 января проводилась промежуточная диагностика, данные которой показали значительную динамику речевого развития каждого ребенка. По итогам обследования грамматического строя речи 30% детей перешли с низкого уровня на средний, а высокий уровень повысился на 20%. Обследование словарного запаса так же показало динамику роста: 5% детей перешли с низкого уровня на средний, а высокий уровень повысился на 25% . При пополнении словарного запаса процент роста не велик. Я объясняю это тем, что дети с общим недоразвитием речи с большим трудом усваивают глагольные формы и словарь признаков, что обусловлено темпом формирования словаря у этих детей в целом. Обследование связной речи показало, что 35 % детей перешло со среднего уровня на высокий и 45% детей перешли с низкого уровня на средний. Эти данные показывают значительный рост речевого развития. По итогам промежуточной диагностики были вновь скомплектованы подгруппы, но их состав поменялся. Данные обследования позволили перевести детей из групп низкого уровня речевого развития в более сильную подгруппу. С 15 по 30 мая проводилась итоговая диагностика, которая показала высокие результаты по всем трем показателям. Около 80 % детей имеют высокий уровень речевого развития и 20% детей показали средний уровень речевого развития. Это дети, которые на начало учебного года имели низкий уровень речевого развития, а также дети с низкой работоспособностью и повышенной утомляемостью. Результаты обследования позволили мне прогнозировать особенности развития ребенка и подбирать оптимальное содержание обучения и воспитания, средства и приемы адекватного коррекционного воздействия. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволила определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального речевого развития. С данными диагностики я ознакомила педагогов и родителей подготовительной логопедической группы, что позволило им: - следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года, - получать полную информацию об особенностях развития каждого ребенка, - своевременно выявлять нарушения речи различного характера, - успешно преодолевать выявленные недостатки речи и овладевать базовыми знаниями и умениями для школьного обучения, - правильно строить с ребенком педагогическое общение. Таким образом, система работы по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием разнообразных игр, методов и приемов, системы планирования, контакту с педагогами и родителями способствовала тому, что наблюдается положительная динамика в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи, о чем свидетельствует диаграмма.

Данные обследования грамматического стоя речи детей подготовительной логопедической группы.


Вводная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Данные обследования словарного запаса детей подготовительной логопедической группы.

Вводная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

О - высокий уровень; О - средний уровень; О – низкий уровень

Данные обследования связной речи детей подготовительной логопедической группы.

Вводная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

О - высокий уровень; О - средний уровень; О – низкий уровень.

Список используемой литературы.

    Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М: 2005.

    Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. – 2-е изд., - М: 2005.

    Баряева Л.В., Лебедева И.Н. Логопедическая работа по развитию связной речи в процессе обучения рассказыванию по картине. // Логопед в детском саду. – 2006 – №2 – с.4-13

    Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: 2004.

    Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. – СПб.: 2002.

    Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М: 2001

    Веселовская Л.В. Обучение рассказу дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду.- 2005 - №4 – с.13-14

    Волина В.В. Учимся играя. М:1994

    Гончарова В. А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР. // Логопед в детском саду. – 2005 - №1 – с.9-15

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: 1998

    Капышева Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана. // Логопедия. – 2004 - №2 – с.58-60

    Кирьянова Р.А. Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. // Логопед в детском саду. – 2005 - №1 – с.16-20

    Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб.: 2002

    Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: 2001

    Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Изд. 5-е.- Ростов н/Д: 2006

    Ромусик М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. – 2006 - №1 – с.39-42

    Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи (пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей). Москва: 2005.

    Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990 – №10 – с.16-21

    Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками.- М: 2003

    Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М: 2005

    Тумина Л.Е. Путешествие в волшебный мир сказки. // Логопедия. – 2004 - №1 – с.72-76

    Устилец А.В. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи. // Логопед в детском саду. – 2004 - №2 – с.52-60

    Программа

    СБОРНИК документов по воспитанию федерального уровня является результатом проведенной работы по накоплению, систематизации базовых документов по воспитанию за период 1 -2005 гг.

  1. Пояснительная записка к докладу главы администрации городского округа саранск сушкова владимира федоровича

    Пояснительная записка

    о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2009 год и их планируемых значениях на 3-летний период

  2. Итоги рассмотрения проекта решения Оренбургского городского Совета «О бюджете города Оренбурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

    Документ

    2.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики, предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития города Оренбурга, среднесрочный финансовый план…… .

  3. План работы Центра развития системы дополнительного образования детей и молодежи Московской области

    Документ

    Упорядочить формы внутреннего контроля, рассмотреть и дать оценку отдельным направлениям деятельности структурных подразделений на совещаниях при директоре Центра;

Принципы логопедической работы - это те общие ис­ходные положения, которые определяют деятельность лого­педа и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педаго­гический процесс, в котором реализуются задачи корриги­рующего обучения и коррекционно-воспитательной работы, направления и содержание которой определяются зависимо­стью речевых нарушений от особенностей других сторон пси­хической деятельности ребенка.

Система логопедической работы по устранению различ­ных форм нарушений речи носит дифференцированный ха­рактер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В процессе коррекции речи следует иметь в виду общие и специфические закономерности развития детей с ограни­ченными возможностями. В логопедической работе по кор­рекции нарушений речи у различных категорий детей с от­клонениями в развитии (умственно отсталых, с задержкой психического развития, с церебральными параличами, с сенсорными нарушениями и др.) есть своя специфика, обусловленная особенностями их сенсомоторного и пси­хического развития (уровень развития речи, познаватель­ной деятельности, особенности сенсорной сферы и мото­рики ребенка).

Логопедическое воздействие представляет собой целе­направленный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из этапов характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последователь­но формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.



Основными формами логопедического воздействия яв­ляются: воспитание, обучение, коррекция, компенса-


ция, адаптация, реабилитация. В дошкольной логопе­дии преимущественно используются воспитание, обуче­ние и коррекция.

Огромное значение для осуществления полноценного ло­гопедического воздействия имеет уровень педагогической квалификации логопеда и воспитателя. Работая со слож­ной категорией детей, педагог должен обладать профессио­нальными знаниями в области логопедии и коррекционной педагогики, хорошо знать психологические особенности де­тей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чув­ствовать гражданскую ответственность за успех их обуче­ния, воспитания и подготовки к жизни и труду.

Принципы анализа речевых нарушений (развития, систем­ного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимо­связи речи с другими сторонами психического развития ре­бенка) помогают установить закономерную взаимосвязь между различными речевыми и неречевыми процессами: нарушени­ями слухового восприятия и отклонениями в речедвигатель-ной сфере, между дефектами произносительной деятельности и фонемообразованием, между активной и пассивной речью; раскрывают системное взаимодействие и взаимообусловлен­ность нарушенных компонентов речи в процессе патологичес­кого развития устной и письменной речи детей.

В процессе организации корригирующего обучения боль­шое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, система­тичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается и на специаль­ные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, диффе­ренцированного подхода, поэтапности, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхо­да, использования обходного пути, формирования рече­вых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учиты­вать совокупность этиологических факторов, обусловлива-

ющих их возникновение, (внешние, внутренние, биологи­ческие и социально-психологические факторы).

Так, при дислалии неправильный прикус предраспола­гает к искажению артикуляции звуков, недоразвитию ар­тикуляционной моторики. В этом случае логопедическое воздействие сочетается с ортодонтическим вмешательством по нормализации прикуса. Дислалия может быть вызвана и недостаточным вниманием окружающих к речи ребенка, т.е. социальным фактором. В этом случае логопедическая работа направлена на нормализацию речевых контактов ре­бенка с социальным окружением, на развитие речевой мо­торики, фонематического восприятия.

Содержание логопедического воздействия зависит от ме­ханизма речевого нарушения. При одинаковой симптомати­ке нарушений речи возможны различные механизмы. Напри­мер, замены звуков при дислалии могут быть обусловлены неточностью слухового различения, неразличением звуков на слух или заменой этих звуков вследствие недоразвития тонких артикуляторных движений. При устранении дис­лалии основным является воздействие на ведущее наруше­ние - несформированность слуховой дифференциации или недоразвитие артикуляционной моторики.

Принцип системного подхода предполагает необходи­мость учета структуры дефекта, определения ведущего нару­шения, соотношения первичного и вторичного. Сложность структурно-функциональной организации речевой системы может вызвать расстройство речевой деятельности в целом даже при нарушении ее отдельных звеньев, что определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устра­нении речевых расстройств.

Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это опре­деляет необходимость комплексного (медико-психолого-пе­дагогического) воздействия, т. е. воздействия на весь синд­ром в целом. Особо значимо комплексное воздействие при устранении дизартрии, заикания, алалии, афазии.

Логопедическое воздействие строится на основе онтоге­нетического принципа с учетом закономерностей и после-


________________

довательности формирования различных форм и функций речи, от простых к сложным, от конкретных к более абст­рактным, от ситуативной речи к контекстной и т.д.

Большое значение в реализации логопедической работы имеет коррекция и воспитание личности в целом, где учи­тываются особенности формирования личности у детей с различными нарушениями речи, а также возрастные осо­бенности. Логопедическое воздействие на ребенка с речевы­ми нарушениями связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

Особенно важен учет личностных особенностей при кор­рекции расстройств речи, связанных с органическими пора­жениями центральной нервной системы (алалия, афазия, дизартрия и др.). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования лично­сти как первичного характера, обусловленного органическим поражением мозга, так и характера вторичных наслоений.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом веду­щей деятельности. У дошкольников она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится сред­ством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвое­ния языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопе­дической работы моделируются различные ситуации речево­го общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тес­ная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, се­мьи. Логопед информирует педагогов, родителей о харак­тере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается зак­репления правильных речевых навыков не только в логопе­дическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

Логопедическое воздействие осуществляется различны­ми методами. Метод обучения в педагогике рассматрива­ется как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и уме-


Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

ний, на формирование умственных способностей, воспита­ние чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные ме­тоды: практические, наглядные и словесные. Выбор и ис­пользование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекци­онно-логопедического воздействия, этапом работы, возра­стными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической рабо­ты эффективность овладения правильными речевыми на­выками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов. Например, при устра­нении заикания в дошкольном возрасте эффективность ло­гопедической работы достигается практическими и наглядными методами. В школьном возрасте преимуще­ственно используются словесные методы, сочетающиеся с наглядными.

К практическим методам логопедического воздействия относятся: упражнения, игры и моделирование.

Упражнение - это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных за­даний. В логопедической работе они эффективны при уст­ранении артикуляторных и голосовых расстройств.

Упражнения подразделяются на подражательно-исполни­тельские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; разви­вающие общую, ручную моторику); конструктивные (кон­струирование букв из элементов, реконструирование букв); творческие, предполагающие использование усвоенных спо­собов в новых условиях, на новом речевом материале.

В логопедической работе используются широко речевые упражнения (повторение слов с поставленным звуком и др.), игровые упражнения (имитация действия, повадок живот­ных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоци­онально-положительный настрой.

При выполнении упражнений необходимо соблюдение следующих условий:

Осознание ребенком цели упражнения;

Систематичность, которая реализуется в многократном повторении;


Принципы и методы логопедического воздействия ______________

Постепенное усложнение условий с учетом этапа коррек­ции возрастных и индивидуально-психологических осо­бенностей ребенка;

Осознанное выполнение практических и речевых дей­ствий;

Самостоятельное выполнение, особенно на заключитель­ном этапе коррекции;

Дифференцированный подход к анализу и оценке вы­полнения.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами кор­рекции, распределяет роли, организует деятельность детей.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их эле­ментами (графические схемы структуры предложения, сло­гового и звукового состава слова).

Наглядные методы - это формы усвоения знаний, уме­ний и навыков в зависимости от применяемых при обуче­нии наглядных пособий и технических средств обучения. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, демонстрация диа- и кинофиль­мов, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения задания, способа действия, которые в ряде слу­чаев выступают в качестве самостоятельных методов.

Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артику­ляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны соответствовать следующим требованиям: быть хорошо видны всем детям; подбираться с учетом возрастных и индивидуально-психологических осо­бенностей ребенка; отвечать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождаться точной и конк­ретной речью.

Пособия могут использоваться с различными целями: для коррекции нарушений сенсорной сферы; для развития

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии


Принципы и методы логопедического воздействия

фонематического восприятия; развития звукового анализа и синтеза; для закрепления правильного произношения зву­ка; для развития лексико-грамматического строя речи; со­вершенствования связной речи.

Использование словесных методов определяется возра­стными особенностями детей, структурой и характером ре­чевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, бе­седа, чтение.

Рассказ - это форма обучения, при которой словесное изложение носит описательный характер. Рассказ предпо­лагает воздействие на мышление ребенка, воображение, чув­ства, побуждает к речевому общению, обмену впечатления­ми. Используется также пересказ сказок, литературных произведений.

Беседа в зависимости от дидактических задач может быть предварительной и итоговой, обобщающей. Исполь­зование беседы в логопедической работе должно соответ­ствовать следующим условиям:

Опираться на достаточный объем представлений, уро­вень речевых умений и навыков, находиться в «зоне бли­жайшего развития» ребенка;

Учитывать особенности мышления ребенка;

Вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

Необходимо активизировать мыслительную деятельность детей разнообразными приемами;

Характер проведения беседы должен соответствовать це­лям и задачам коррекционной работы.

В процессе логопедического воздействия используются также разнообразные словесные приемы: пояснение, объяс­нение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.

Педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения способствует повышению эф-


фективности процесса коррекции, стимулирует и активизи­рует деятельность ребенка, помогает формированию само­контроля и самооценки. При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-пси­хологические особенности.

Логопедическое воздействие осуществляется в следую­щих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, инди­видуальное занятие, урок.

Основными задачами логопедического воздействия явля­ются развитие речи, коррекция и профилактика ее наруше­ний. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций: моторики, особенно речевой моторики, познавательной деятельности, внимания, памяти, формирование личности ребенка с одновременной регуляци­ей или коррекцией социальных отношений, воздействие на социальное окружение.

Эффективность логопедического воздействия обуслов­лена следующими факторами:

Уровнем развития логопедии как науки;

Связью теории и практики;

Характером дефекта и степенью выраженности его сим­птоматики;

Возрастом человека, состоянием его здоровья;

Психическими особенностями человека, его активнос­тью в процессе логопедической коррекции;

Сроками начала и продолжительностью логопедической работы;

Реализацией основных принципов коррекционно-лого­педической работы;

Мастерством и личностными качествами логопеда (11).

Таким образом, профессионализм логопеда, выбор им адекватных средств и методов логопедического воздействия с учетом структуры и характера нарушения речи, возраст­ных и индивидуальных особенностей ребенка с речевой па­тологией определяют перспективу процесса устранения ре­чевых нарушений.

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии


Принципы и методы логопедического воздействия

Вопросы и задания для самоконтроля _____________

1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте зна­чение логопедии.

2. Что является предметом логопедии?

3. Каковы цель и задачи логопедии?

4. Чем отличаются истинно речевые нарушения от времен­ных недостатков речи?

5. Раскройте методологические основы логопедии.

6. Охарактеризуйте принципы и методы логопедии.

7. С какими науками связана логопедия?

8. Обоснуйте необходимость знания закономерностей рече­вого развития детей.

9. Каковы особенности подготовительного этапа к овладе­нию детьми речью?

10. Определите особенности становления активной речи у детей в преддошкольный период.

11. Каковы особенности развития речи детей в дошкольном возрасте?

12. Охарактеризуйте особенности развития речи детей на эта­пе школьного обучения.

13. Какие гиперсензитивные фазы речевого развития отме­чаются в дошкольном возрасте?

14. Сравните понятия «речь» и «язык».

15. Кратко охарактеризуйте механизмы речи.

16. Опишите строение центрального отдела речевого аппа­рата.

17. Определите строение и функции периферического рече­вого аппарата.

18. Каковы особенности строения и функционирования ре­чевого аппарата детей?

19. Какую роль играют слух и зрение в развитии речи де­тей?

20. Раскройте понятие этиологии.

21. Какие причины речевых нарушений выделял М.Е. Хват-

22. Дайте характеристику экзогенно-органических факторов как причин речевых нарушений.


23. Раскройте роль наследственных факторов в возникнове­нии речевых расстройств.

24. Каковы функциональные причины возникновения на­рушений речи у детей?

25. Какие социально-бытовые условия могут привести к на­рушениям в формировании речи у детей?

26. Какие критерии положены в основание существующих классификаций речевых нарушений?

27. Охарактеризуйте виды нарушений речи, выделяемые в клинико-педагогической классификации.

28. Дайте сопоставительный анализ нескольких нарушений речи.

29. Дайте краткую характеристику видам речевых наруше­ний, выделяемым в рамках психолого-педагогической классификации.

30. Какие виды речевых нарушений, выделяемых в клини­ко-педагогической классификации, можно отнести к Группе фонетического недоразвития речи, фонетико-фо-нематического недоразвития речи, общего недоразви­тия речи?

31. Какими признаками характеризуется логопедическое воздействие как педагогический процесс?

32. Раскройте содержание специальных принципов логопе­дической работы.

33. Охарактеризуйте особенности использования в логопеди­ческой работе практических методов обучения.

34. Сравните особенности использования в логопедической работе наглядных и словесных методов обучения.

Литература __________________________________

1. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 2000.

2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

3. Белякова Л.И., Дьякова ЕЛ. Основные механизмы устной речи // Заикание. - М., 1998. - С. 7-49.

4. Власенко ИТ. Особенности словесного мышления взрос­лых и детей с нарушениями речи. - М., 1990.


Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

5. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. - М., 1968.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

7. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пу-занова. - М., 1996.

8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2000.

12. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей. - М., 1975.

13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.

14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизноше­нию / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2000.

15. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.

16. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969.

17. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы ло­гопедии. - М., 1989.

18. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1997. - 1-2 ч.


Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...

Методы логопедии и принципы логопедического воздействия. Принципы анализа речевых нарушений.

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы:

Этиопатогенетический принцип . (При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение.Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы).

Принцип системного подхода. ( Предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов)

Принцип учёта структуры речевого нарушения . (Расстройства речи в большинстве случаев представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами)

Принцип комплексности . (Поскольку большинство нарушений представляет собой совокупность речевых и неречевых симптомов, следовательно необходимо комплексное (психолого-медико-педагогическое) воздействие оно очень важно при устранении всех сложных речевых расстройств, но особо значимым оно является при устранении дизартрии, заикания, алалии и афазии.)

Принцип дифференцированного подхода.( Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей)

В процессе логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.

Принцип поэтапности. ( Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

Принцип развития.( Во время логопедического воздействия нельзя забывать о развитии личности)

Онтогенетический принцип .(Логопедическое воздействие строится с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи)

Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется и в онтогенезе, от простых к сложным, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых) единиц.

Принцип учёта личностных особенностей . (Большое место в логопедической работе занимает коррекция и воспитание личности в целом, учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности.)

Особое значение имеет учет личностных особенностей при коррекции расстройства речевой деятельности, связанных с нарушением головного мозга (алалия, афазия, заикание, дизартрия). В этом случае в симптоматике нарушения отмечаются выраженные особенности формирования личности, которые носят как первичный характер, обусловленный органическим поражением мозга, так и характер вторичных наслоений.

Воздействие на ребенка с речевым нарушением связывается с нормализацией социальных контактов с окружающими людьми.

Принцип деятельностного подхода. ( Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности.У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.)

В школьном возрасте ведущей деятельности является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.

Принцип использования обходного пути.( В процессе преодоления алалии, афазии большое значение имеет создание новых функциональных систем на базе сохранных звеньев.)

В логопедической работе при нарушении слуховой дифференциации осуществляется опора на сохранные звенья.

Принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения. ( Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

Методы логопедического воздействия

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные . Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

I Практические методы (упражнения игры и моделирование ).

А) Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.

1. Подражательно-исполнительские методы . Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).

2. Конструирование. Используется при устранении оптическойдисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.

3. Упражнения творческого характера . Ииспользование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

Осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;

Систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разнообразного речевого и дидактического материала и различных ситуации речевого общения);

Постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка; осознанное выполнение практических и речевых действий;

Самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах коррекции упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.);

Дифференцированный анализ и оценка выполнения.

Б) Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

В) Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий:

Модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;

Быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

Должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

II Наглядные методы - формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

А) Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Наглядные средства должны:

Быть хорошо видны всем;

Подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

Соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;

Сопровождаться точной и конкретной речью;

Словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели:

Коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.),

Развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук),

Развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков),

Закрепление правильного произношения звука,

Развитие лексического запаса слов,

Развитие грамматического строя,

Развитие связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Б) Воспроизведение магнитофонных записей, записей на пластинках сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Магнитофонные записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.

В) Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

III Словесные методы определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.

В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими.

А) Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

Б)Предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.

В) Итоговые , обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:

Опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;

Соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;

Активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

Вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;

Характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

Задачи беседы:

Развитие познавательной деятельности,

Закрепление правильного произношения,

Уточнения грамматической структуры предложений,

Закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

IV Словесные приемы : показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

А) Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при постановке звука наряду с показом логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает внимание на положение языка, губ, сопровождает показ пояснениями.

Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.

Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения:

Фронтальное,

Подгрупповое,

Индивидуальное занятие,

Урок.

Наталья Попова

Актуальность.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт.

Слайд № 4

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Слайд № 5

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно :

развиваю : языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике ;

Артикуляционную, мелкую и общую моторику;

ВПФ (речь, воображение, мышление, память) ;

Активность, самостоятельность, творчество;

Мимические, пантомимические навыки;

Невербальный навык общения;

Формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

Снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

Слайд № 6

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы :

Креативная игротерапия (пескотерпия) ;

Камешки Марблс;

Вокалотерапия;

Сказкотерапия;

Куклотерапия;

логопедический массаж ;

Ритмодекламацию;

Кинезиотерапию;

Су – джок терапию;

Информационную технологию обучения.

Слайд № 7

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах , которые применяю в своей практике .

Слайд № 8

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Это зеркало,

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

Упражненья повторять!

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Слайд № 9

Вокалотерапия.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

Потешка «Жук» (Е. Железнова) .

Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

Жу – жу – жу.

- Я летаю и жужжу :

«Жу – жу – жу» .

Слайд № 10

Ритмодекламация.

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали … Мы устали …

Слайд № 11

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн .

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая) .

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет) .

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки) .

5. Слово – ассоциация. (Волшебство) .

«Зима» .

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

Слайд № 12

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные :

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике .

Рассказ «Снегири» .

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их : кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири : на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Слайд № 13

Моя практика не ограничивается только работой с детьми. Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Слайд № 14

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах, методических объединениях , круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики .

Слайд № 15

Инновационные методы и приемы , которые я применяю в своей работе эффективны, так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!