Межведомственное взаимодействие учреждений социальной сферы в решении проблем сиротства на территории протасова татьяна николаевна. Основные принципы организации межведомственного взаимодействия Что такое межведомственные связи социального работника

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Пензенской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 и статьей 22 (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:

(преамбула в ред. )

1. Утвердить прилагаемый Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти Пензенской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан

(п. 1 в ред. )

3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социальной политики.

Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ

Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти Пензенской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан

Утвержден
постановлением
Правительства Пензенской области
от 22 декабря 2014 г. N 898-пП

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент разработан в целях реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями) и регулирует отношения между органами государственной власти Пензенской области, возникающие при осуществлении межведомственного взаимодействия в связи с реализацией полномочий Пензенской области в сфере социального обслуживания.

(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2018 N 171-пП)

2. Органы государственной власти Пензенской области, осуществляющие межведомственное взаимодействие

2.1. Межведомственное взаимодействие осуществляют следующие исполнительные органы государственной власти Пензенской области (далее - органы государственной власти):

2.1.1. Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

2.1.2. Министерство здравоохранения Пензенской области.

2.1.3. Министерство образования Пензенской области.

2.1.4. Министерство физической культуры и спорта Пензенской области.

2.1.5. Министерство культуры и туризма Пензенской области.

(п. 2.1 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2018 N 171-пП)

2.2. Органы государственной власти участвуют в межведомственном взаимодействии самостоятельно, а также через свои подведомственные организации.

3. Виды деятельности, осуществляемые органами государственной власти в рамках межведомственного взаимодействия

3.1. Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет следующие виды деятельности:

а) выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и определение необходимых им форм социального обслуживания исходя из потребностей граждан, состояния их здоровья, возможности самообслуживания и конкретной жизненной ситуации;

б) организация обследования социально-бытовых условий проживания граждан, оказание помощи в получении документов, необходимых для зачисления на социальное обслуживание на дому;

в) выдача бланков заключений и справок гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, для дальнейшего заполнения в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области (далее - медицинские организации Пензенской области);

г) осуществление совместно с медицинскими организациями Пензенской области закрепления заведующих отделениями социального обслуживания на дому за участковыми врачами-терапевтами в целях оказания содействия в предоставлении медицинской помощи гражданам;

д) оказание гражданам социальных услуг, в том числе содействие в обеспечении граждан (по заключению врачей) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

е) организация совместно с работниками медицинских организаций Пензенской области занятий по санитарно-гигиеническому образованию работников организаций социального обслуживания Пензенской области;

ж) обеспечение методическими материалами (буклетами) медицинские организации Пензенской области, информирующие граждан об услугах, оказываемых организациями социального обслуживания Пензенской области.

3.1.1. Выявление инвалидов, нуждающихся в реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, оказание содействия в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в том числе разъяснение инвалидам по вопросам обращения в центры занятости населения в целях поиска работы, трудоустройства, обучения (переобучения).

3.1.2. Осуществление мероприятия социальной реабилитации инвалидов, в том числе:

а) информирование инвалидов о порядке обеспечения техническими средствами реабилитации, содействие инвалидам в получении заключения врачебной комиссии медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области, подтверждающего нуждаемость инвалида в техническом средстве реабилитации и малообеспеченных граждан в протезно-ортопедических изделиях;

б) разработка предложений по получению инвалидами (детьми-инвалидами) курса реабилитационных услуг в государственных реабилитационных организациях, подведомственных Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области;

в) организация проведения круглых столов, дней открытых дверей, работы школы (школы-лектория) для детей-инвалидов и их родителей, информационно-методических семинаров с участием специалистов Министерства здравоохранения Пензенской области.

3.1.3. Информирование населения о ситуации на рынке труда.

3.1.4. Трудоустройство на постоянные и временные места работы пенсионеров и инвалидов.

3.1.5. Содействие в занятости активных граждан пожилого возраста и инвалидов.

3.1.6. Осуществление мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве.

3.2. Министерство здравоохранения Пензенской области в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет следующие виды деятельности:

а) оказание организационно-методической помощи руководителям организаций социального обслуживания Пензенской области по взаимодействию заведующих отделениями социального обслуживания на дому с участковыми врачами-терапевтами в целях оказания содействия в предоставлении медицинской помощи гражданам;

б) проведение обследования граждан, направляемых из организаций социального обслуживания граждан Пензенской области в медицинские организации Пензенской области с целью определения наличия или отсутствия медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию, в соответствии со Стандартами медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, а в случаях их отсутствия - в соответствии с иными нормативными документами федерального уровня, регламентирующими оказание медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях;

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.04.2017 N 184-пП)

в) обеспечение стационарного медицинского обследования выявленных детей в возрасте от 3 лет (включительно) до 18 лет, направляемых в специализированные организации для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в случае отсутствия родителей, законных представителей, лиц, их заменяющих, невозможности установления их местонахождения или иных обстоятельств, препятствующих извещению этих лиц, или незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам;

г) участие в санитарно-гигиеническом просвещении работников организаций социального обслуживания Пензенской области;

д) обеспечение получения несовершеннолетними, проходящими социальную реабилитацию в специализированных организациях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинской помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

е) подготовка заключений врачебных комиссий с участием врачей-психиатров в отношении лиц, признанных недееспособными, помещаемых в организации социального обслуживания Пензенской области;

ж) проведение диспансеризации граждан, проживающих в организациях социального обслуживания Пензенской области;

з) предоставление инвалиду направления на медико-социальную экспертизу при выявлении необходимости изменения группы инвалидности;

и) предоставление выписки из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (форма N 027/у, утвержденная приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030) и заключения врачебной комиссии об отсутствии (наличии) медицинских противопоказаний для получения реабилитационных услуг;

к) участие в проведении круглых столов, дней открытых дверей, в работе школ (школ-лекториев) для детей-инвалидов и их родителей, клубов для инвалидов, организованных Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

3.3. Министерство образования Пензенской области в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет следующие виды деятельности:

а) предоставляет информацию, необходимую для оказания социальных услуг, а также запрашивает и предоставляет информацию, необходимую для осуществления социального сопровождения;

б) информирует получателей социальных услуг, в том числе родителей, опекунов, попечителей, иных законных представителей несовершеннолетних детей, о видах помощи, оказываемой Министерством образования Пензенской области, его структурными подразделениями, а также подведомственными организациями;

в) организует деятельность по информированию Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о гражданах, нуждающихся в социальном обслуживании, при выявлении таких граждан;

г) организует и участвует в семинарах, совещаниях, иных совместных мероприятиях по вопросам осуществления межведомственного взаимодействия;

д) реализует в пределах своей компетенции государственные программы Пензенской области в сфере социального обслуживания;

е) участвует в формировании и развитии волонтерского движения в Пензенской области.

3.4. Министерство физической культуры и спорта Пензенской области, Министерство культуры и туризма Пензенской области оказывают содействие организациям социального обслуживания Пензенской области в организации отдыха, досуга и занятости граждан.

(п. 3.4 в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 23.03.2018 N 171-пП)

4. Порядок и формы межведомственного взаимодействия

4.1. Межведомственное взаимодействие осуществляется в следующих формах:

4.1.1. обмен информацией, используемой при предоставлении социальных услуг и осуществлении социального сопровождения, в том числе в электронной форме;

4.1.2. осуществление совместных действий (мероприятий) в рамках реализации индивидуальной программы получателя социальных услуг.

4.2. В целях осуществления согласованных действий, оказания помощи по вопросам, возникающим в процессе межведомственного взаимодействия, планирования совместной деятельности и обмена опытом создаются межведомственные рабочие группы, комиссии, координационные советы, межведомственные совещательные органы. Органы государственной власти определяют и направляют для участия в работе координационных и совещательных органов своих представителей.

4.3. Соглашениями о взаимодействии, заключенными между органами государственной власти, указанными в разделе 2 настоящего Регламента, определяются порядок и организационно-технические условия межведомственного взаимодействия органов государственной власти.

5. Требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме

6. Механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению

6.1. Механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению определяется на основании соглашений о взаимодействии, указанных в разделе 4 настоящего Регламента.

6.2. Порядок привлечения организаций к осуществлению социального сопровождения:

6.2.1. Организации, подведомственные органам государственной власти, предоставляющие помощь, не относящуюся к социальным услугам, привлекаются к осуществлению социального сопровождения на основании соглашений о взаимодействии, заключенных между Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области и органами государственной власти.

6.2.2. Иные организации, предоставляющие помощь, не относящуюся к социальным услугам, привлекаются к осуществлению социального сопровождения на основании соглашений (договоров) о взаимодействии (сотрудничестве), гражданско-правовых договоров, заключенных указанными организациями с организациями социального обслуживания граждан.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.04.2017 N 184-пП)

7. Порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия

7.1. Государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с порядком организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области.

7.2. Оценка результатов межведомственного взаимодействия осуществляется по следующим критериям:

Соблюдение срока и порядка подготовки межведомственного запроса;

Соблюдение сроков подготовки и направления ответа на межведомственный запрос органов государственной власти;

Наличие необходимой информации для предоставления социального сопровождения в ответе на межведомственный запрос.

7.3. Порядок проведения оценки результатов межведомственного взаимодействия между органами государственной власти, указанными в разделе 2 настоящего Регламента, определяется Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.

По совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, разработанные в соответствии с пунктом 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 декабря 2016 г. № 14.

Приложение
к Минобрнауки России
от 23.08.2017 № ТС-702/07

Методические рекомендации
по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

I. Общие положения

Методические рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с пунктом 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 декабря 2016 г. № 14.

Настоящие Методические рекомендации адресованы органам и учреждениям, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), и призваны способствовать повышению эффективности работы по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и(или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Межведомственное взаимодействие-совместные согласованные действия (решения) субъектов (участников) межведомственного взаимодействия по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;

Информационное межведомственное взаимодействие - обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;

Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия - органы и учреждения системы профилактики, иные органы и организации, участвующие в пределах их компетенции в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Порядок (регламент) межведомственного взаимодействия - документ, определяющий перечень субъектов (участников), осуществляющих межведомственное взаимодействие, виды деятельности, осуществляемой в рамках межведомственного взаимодействия, порядок и формы межведомственного взаимодействия, требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме, порядок осуществления контроля и оценки результатов межведомственного взаимодействия.

II. Принципы межведомственного взаимодействия

Межведомственное взаимодействие должно быть основано на принципах:

Законности;

Разграничения компетенции между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;

Исключения дублирования процедур сбора и обработки информации о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;

Индивидуального подхода в организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

Обеспечения конфиденциальности полученной в процессе межведомственного взаимодействия информации.

Кроме того, применяемые подходы к методологии отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы рекомендуется осуществлять на основе принципа презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав. В соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации воспитание ребенка для родителей является неотъемлемой составляющей частью осуществления родительских прав, поэтому органам и учреждениям системы профилактики при выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, рекомендуется в первую очередь признавать и уважать права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка.

Таким образом, принцип презумпции добросовестности родителей подразумевает под собой добросовестность действий родителей в отношении их детей до тех пор, пока соответствующими органами и учреждениями системы профилактики (например, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органом опеки и попечительства или другим уполномоченным органом) не будут зафиксированы и установлены обратные факты, свидетельствующие о недобросовестном поведении родителей в отношении их детей.

III. Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия

Организацию и координацию межведомственного взаимодействия на территории субъекта Российской Федерации осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющая деятельность на территории субъекта Российской Федерации (далее - комиссия субъекта Российской Федерации).

Организацию и координацию межведомственного взаимодействия на территории муниципального образования (городского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородских территорий городов федерального значения) осуществляет территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная органом местного самоуправления (далее - территориальная [муниципальная] комиссия).

Субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия являются:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Органы управления социальной защитой населения;

Органы, осуществляющие управление в сфере образования;

Органы опеки и попечительства;

Органы по делам молодежи;

Органы управления здравоохранением;

Органы службы занятости;

Органы внутренних дел;

Учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Создаваемые в указанных органах учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, другие органы, учреждения и организации могут участвовать в межведомственном взаимодействии в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и(или) законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также постановлениями комиссий субъектов Российской Федерации и(или) территориальных (муниципальных) комиссий.

Комиссиям субъектов Российской Федерации и территориальным (муниципальным) комиссиям при организации и координации межведомственного взаимодействия с учетом индивидуального подхода к работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, рекомендуется использовать весь потенциал субъектов (участников) межведомственного взаимодействия.

Председатели комиссий субъектов Российской Федерации, председатели территориальных (муниципальных) комиссий несут персональную ответственность за организацию работы соответствующих комиссий по координации вопросов межведомственного взаимодействия.

IV. Формы межведомственного взаимодействия

Межведомственное взаимодействие может быть организовано в следующих формах.

1. Межведомственный анализ и межведомственное прогнозирование используются в целях сбора сведений (информации), необходимых для выявления проблем в организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Межведомственный анализ направлен на совместные аналитические разработки субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, где на основе полученных результатов может строиться дальнейшее прогнозирование результативности профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Совмещение потоков информации, организуемых различными субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия, позволяет предвидеть появление новых проблем в семье, являющейся объектом межведомственного взаимодействия (например, возможные конфликты между несовершеннолетним и его родителями [иными законными представителями]).

Представляется необходимым совокупность полученных данных анализировать органом осуществляющим организацию и координацию межведомственного взаимодействия (комиссией субъекта Российской Федерации, территориальной [муниципальной] комиссией) с точки зрения прогноза вариантов развития событий, что предопределяет расстановку и тактику использования различных профессиональных сил.

2. Проведение заседаний комиссии субъекта Российской Федерации, территориальных (муниципальных) комиссий, а также созданных ими совещательных органов (в случае создания таковых): рабочих групп, советов, штабов, консилиумов и иных органов.

3. Совместная разработка руководящих указаний, правил, порядков, регламентов, обязательных для выполнения субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия при их совместной работе, установление которых до начала совместной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, влияет на конечный результат взаимодействия.

4. Согласование документов, необходимых как для организационных аспектов реализации межведомственного взаимодействия, так и для осуществления самой совместной профессиональной деятельности.

5. Проведение совместных комплексных целевых мероприятий, проверок, проектов, операций и т.д.

Данная форма может иметь две разновидности.

Во-первых, это комплекс мероприятий, рассчитанных на длительный срок с последовательным накоплением информации, профессионального опыта по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и поэтапным введением сил и средств различных субъектов (участников) межведомственного взаимодействия (реализация межведомственных программ социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении).

Во-вторых, это краткосрочные, единичные совместные действия субъектов (участников) межведомственного взаимодействия (например, обследование жилищно-бытовых условий, в которых проживает семья).

При реализации данной формы орган, осуществляющий организацию и координацию межведомственного взаимодействия (комиссия субъекта Российской Федерации, территориальная [муниципальная] комиссия) по согласованию с иными субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия может определить круг участников мероприятия, обладающих профессиональными навыками, необходимыми для выполнения поставленных задач.

6. Выработка единой стратегии совместного взаимодействия (например, в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

Результаты совместной выработки стратегии могут быть реализованы в предложениях при подготовке различных организационно-тактических мероприятий, комплексных операций, совместных планов работы, ведомственных актов (приказов, постановлений) или локальных решений.

7. Рабочие встречи руководителей либо иных представителей субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, которые организуются для повышения оперативности взаимного информирования, реагирования на возникшую проблему (например, борьбу с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями не совершеннолетних).

На таких встречах достигаются договоренности о координации действий и обмене информацией, готовятся планы совместных мероприятий.

8. Информационное межведомственное взаимодействие, которое реализуется посредством информационного обмена между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием современных технологий (например, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», локальных межведомственных сетей, баз данных и иных).

Данная форма позволяет проводить сетевые консультации, вебинары, селекторные совещания, телеконференции.

При организации межведомственного взаимодействия одновременно могут применяться различные формы межведомственного взаимодействия.

V. Информационное межведомственное взаимодействие

Информационное межведомственное взаимодействие осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Условия обмена информацией, требования к ее содержанию и формам представления, в том числе в электронном виде, рекомендуется закрепить в порядке (регламенте) межведомственного взаимодействия, который может иметь статус нормативного правового акта либо утверждаться постановлением комиссии субъекта Российской Федерации и(или) территориальной (муниципальной) комиссии.

При разработке требований к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронном виде, целесообразно предусмотреть:

Создание (определение) оператора системы межведомственного взаимодействия, который будет осуществлять обеспечение ее функционирования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации;

Возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационных систем, подключенных к системе межведомственного взаимодействия. Доступ участников межведомственного взаимодействия к электронным сервисам для осуществления межведомственного взаимодействия рекомендуется предоставлять для получения информации, содержание и объем которой необходимы в целях реализации полномочий, возложенных на субъектов (участников) межведомственного взаимодействия;

Защиту передаваемых документов и(или) информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанных документов и (или) информации в систему межведомственного взаимодействия;

Хранение документов и(или) информации, содержащейся в электронных сервисах информационных систем субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, подключенных к системе межведомственного взаимодействия и мониторинга работоспособности электронных сервисов;

Условия организации межведомственного взаимодействия;

Форму представления межведомственного запроса и ответа на данный запрос;

Ответственность за несвоевременное предоставление документов и(или) информации в рамках межведомственного взаимодействия.

Обзор документа

Представлены Методические рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Указаны формы взаимодействия, участники. Регулируются вопросы обмена информацией.

Реализация всех направлений деятельности системы ранней помощи возможна только при развитии механизмов межведомственного взаимодействия и социального партнерства .

Межведомственное взаимодействие обеспечивает необходимые общие условия для устойчивого функционирования системы ранней помощи как социальной системы: комплексность, качество, своевременность и вариативность услуг .

Разработанная модель межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих услуги в области ранней помощи, с организациями здравоохранения, социальной защиты населения, образования, негосударственными (немуниципальными) организациями является частью базовой регионально-муниципальной модели ранней помощи и опирается на следующие принципы:

  • Принцип государственно-общественного подхода в модели взаимодействия и социального партнерства службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм оказания ранней помощи) с различными организациями и ведомствами, предполагающий кооперацию усилий всех участников процесса взаимодействия и партнерства, включая родителей, специалистов различного профиля, государственные и общественные организации на основе сочетания как централизованного управления, так и поддержки творческой инициативы на местах.
  • Принцип самоорганизации, определяющий нелинейный характер становления и развития модели партнерства и взаимодействия службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм) с различными организациями и ведомствами, отсутствие запретов на возможные пути ее становления и функционирования, сочетающиеся с собственными тенденциями развития модели в регионе.
  • Принцип опережающей инновационной стратегии управления моделью, построенный на нелинейных взаимодействиях.
  • Принцип непрерывности и преемственности, обеспечивающий необходимую степень участия организаций и их специалистов на различных этапах социальной поддержки семьи ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Позволяет реализовать преемственные связи между организациями образования, здравоохранения и социальной защиты населения как на этапе выявления и направления нуждающихся детей и их семей в систему ранней помощи, так и на этапе оказания ранней помощи и перехода в систему дошкольного образования.
  • Принцип иерархичности означает, что система партнерства и взаимодействия должна функционировать на различных уровнях, соподчиненных, как минимум, в организационном и методическом отношениях: на региональном, муниципальном, на уровне отдельной организации. Соблюдение данного принципа обеспечивает эффективное управление системой.
  • Принцип открытости партнерства и взаимодействия службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) с различными учреждениями и ведомствами, предполагающий обмен опытом между субъектами взаимодействия как внутри, так и вне модели.
  • Принцип мобильности, позволяющий организовать и обеспечить необходимыми ресурсами социальную поддержку семей в кратчайшие сроки и максимально приближенно к месту жительства семьи.

Регионально-муниципальная система взаимодействия и партнерства организаций, оказывающих услуги в области ранней помощи, с организациями здравоохранения, социальной защиты населения, негосударственными и неправительственными организациями является значимой частью модели ранней помощи в регионе и ее территориях.

Характеристики вертикальной структуры системы взаимодействия и социального партнерства организаций, оказывающих услуги в области ранней помощи, с другими ведомствами и организациями

Характеристиками вертикальной структуры системы являются три уровня разграничения полномочий (Рисунок 1).

Рисунок 1. Вертикальная структура модели взаимодействия и социального партнерства

Первый уровень – уровень региона – представлен межведомственным координационным советом, включающим представителей заинтересованных ведомств, а также представителей неправительственных негосударственных организаций. Такой совет может осуществлять свою деятельность под началом губернатора региона или заместителя губернатора. Это управляющая и координирующая структура, реализующая принцип общественно-государственного управления. Первый уровень включает региональные органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, экономическим развитием региона и иные заинтересованные ведомства (министерства образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, экономического развития региона и иные заинтересованные ведомства).

Ресурсное и методическое обеспечение деятельности по социальному партнерству может быть возложено на один из региональных центров ведущего ведомства (например, Министерства образования и науки региона), осуществляющих медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, в структуре которого имеется отдел ранней помощи. Сопровождение негосударственных немуниципальных служб/отделов ранней помощи (консультационных центров, лекотек, центров игровой поддержки, центров семейной поддержки и иных структур) может осуществлять региональный бизнес-инкубатор (или общественная организация, работающая с семьями детей-инвалидов, в регионе).

Функции: управление и координация деятельности субъектов партнерства на уровне региона; организационное, информационное, кадровое, программно-методическое и иное ресурсное обеспечение функционирования системы социального партнерства, включая нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов социального партнерства; мониторинг эффективности взаимодействия и социального партнерства.

Кадровое обеспечение (уровень переподготовки и/или повышения квалификации специалистов психолого-педагогического профиля) может быть возложено на региональные институты развития образования и/или иные центры дополнительного профессионального образования региона.

Второй уровень – уровень муниципалитета. Этот уровень представлен муниципальным органом управления образованием, различными практическими учреждениями образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения, а также неправительственными негосударственными организациями, расположенными на территории данного муниципалитета. На этом уровне при муниципалитете может быть организован «Совет партнеров», осуществляющий управление и координацию деятельности входящих в систему организаций.

Функции: осуществление и поддержка партнерства и межведомственного взаимодействия по различным направлениям сотрудничества на основе созданной муниципальной программы или проекта.

Третий уровень – уровень конкретной организации (службы/отдела ранней помощи, лекотеки, консультационного центра и др.), участвующей в процессе взаимодействия и партнерства. У всех работников службы/отдела ранней помощи имеется много иных, связанных с выполнением своих профессиональных обязанностей, функций. Однако выбор развития службы/отдела ранней помощи за счет системы партнерства и взаимодействия диктует необходимость привлечения сотрудников к проектированию, реализации и управлению социальным партнерством. Для этого создается рабочая группа «социального партнерства», назначается руководитель группы, ее координатор, определяются их функциональные обязанности, связанные с изучением потребностей социальных заказчиков, формулированием социального заказа, проектированием программы или инновационного проекта службы/отдела ранней помощи, прогнозированием результатов социального партнерства и взаимодействия, контроля и мониторинга; обеспечения качества партнерства и взаимодействия, обеспечения информационно-просветительского сопровождения и т.п.

Функции: организация, координация и поддержка социального партнерства по различным направлениям на основе проекта, созданного, совместно с организациями - партнерами, проекта.

Характеристика горизонтальной структуры системы взаимодействия и социального партнерства

Характеристики горизонтальной структуры системы социального партнерства ориентированы на выявление важных, критических областей и этапов деятельности, на конкретизацию этих видов или этапов деятельности и выделение в системе частей, отвечающих за их реализацию.

В горизонтальной структуре развитой системы социального партнерства службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм оказания ранней помощи) с организациями здравоохранения, социальной защиты населения и образования, а также с неправительственными негосударственными учреждениями выделено пять подсистем с их связями и функциями.

Это служба/отдел (консультационный центр) ранней помощи, организации региональной и муниципальной системы образования, системы здравоохранения и социальной защиты населения, неправительственные негосударственные организации региона и муниципалитета.

Центральное положение в системе занимает служба/отдел ранней помощи (консультационный центр).

Специфической задачей службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) является инициирование взаимодействия, выстраивание связей кооперации и координации с организациями здравоохранения, социальной защиты, учреждениями образования и неправительственными негосударственными организациями для обеспечения своевременного выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для организации дополнительного медицинского обследования и/или обеспечения квалифицированной профильной медицинской помощью, для обеспечения своевременного входа семьи с ребенком в систему ранней помощи; для удовлетворения реальных потребностей особой семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ первых трех лет жизни, а также для определения оптимальных путей дальнейшего дошкольного и школьного образования или получения услуг в сфере дополнительного образования.

Вторая подсистема представлена организациями системы образования, комплексом их образовательных ресурсов и услуг.

В качестве компонентов системы образования, важных для социального партнерства, выделим следующие организации: региональный орган управления образованием; региональный институт развития образования, психолого-педагогические и медико-социальные центры образования, ресурсные центры, методические кабинеты, относящиеся к окружной (межмуниципальной) системе образования, и образовательные организации муниципальной принадлежности, включая психолого-педагогические и медико-социальные центры и дошкольные образовательные организации, в составе которых функционируют лекотеки, службы/отделы ранней помощи, консультационные центры, консультативные кабинеты и др., а также досуговые центры образования.

Общая цель системы образования по отношению к детям с ОВЗ: создание адекватных условий для реализации прав ребенка с ОВЗ в сфере образования. Основные ресурсы системы – это комплекс образовательных ресурсов и услуг.

Специфическая цель специалистов и учреждений образования, составляющих подсистему социального партнерства, кооперация деятельности образовательных организаций и службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) для обеспечения своевременного входа семьи ребенка с ОВЗ в систему ранней помощи; для обеспечения процессов, реализуемых в службе/отделе ранней помощи (консультационном центре) – диагностического, профилактического, коррекционного, общеобразовательного и др.; для организации выхода семьи ребенка с ОВЗ из службы ранней помощи и перехода в систему дошкольного образования.

Третья подсистема – это организации системы здравоохранения.

Система здравоохранения представлена региональным органом управления здравоохранением, региональными медицинскими организациями и медицинскими организациями муниципальной подчиненности, включая роддома, перинатальные центры, детские больницы, специализированные медицинские центры, медико-генетические консультации, сурдологопедические центры и/или кабинеты, поликлиники, фельдшерские пункты, молочные кухни и др., а также организации МСЭК (медико-социальной экспертизы).

Основные ресурсы системы – это комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных ресурсов и медицинских услуг.

Основные функции и задачи окружной системы здравоохранения, важные для системы социального партнерства со службой/отделом ранней помощи:

  • медико-генетическое консультирование;
  • раннее выявление различных нарушений в развитии новорожденных детей, младенцев, детей раннего, дошкольного и школьного возрастов;
  • массовые скрининговые обследования детей для выявления факторов риска и заболеваний, которые могут обусловить различные отклонения в развитии детей;
  • динамическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей;
  • углубленная комплексная диагностика развития и здоровья детей с применением клинических и параклинических методов;
  • проведение профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
  • проведение медико-социальной экспертизы;
  • разъяснительная и санитарно-просветительская работа с родителями и т.д.

Специфической (инновационной) целью организаций здравоохранения, входящих в систему социального партнерства, является кооперация их деятельности со службой/отделом ранней помощи для обеспечения своевременного входа семей с детьми с ОВЗ в систему ранней помощи региона, муниципалитета за счет раннего выявления нуждающихся; доступности системы ранней помощи для родителей и специалистов благодаря информированию и созданию условий в учреждениях здравоохранения; осуществления всех действий в течение ограниченного промежутка времени для обеспечения быстрого доступа семей с детьми с ОВЗ к имеющимся ресурсам в системе ранней помощи; информированности потребителей – повышения способности семьи ориентироваться в системе служб и получать доступ к ресурсам и услугам региона и муниципалитета на уровне учреждений здравоохранения. Другой специфической целью является кооперация деятельности организаций здравоохранения и службы/отдела ранней помощи для обеспечения диагностического процесса, реализуемого службой/отделом.

Четвертая подсистема – это организации системы социальной защиты населения.

Система социальной защиты населения представлена региональным органом управления, социальными организациями межмуниципальной и/или муниципальной подчиненности, включая социальные центры и центры занятости населения.

Основные ресурсы системы – это комплекс социальных ресурсов и услуг.

Основные функции и задачи системы социальной защиты населения, важные для системы социального партнерства со службой ранней помощи:

  • предоставление в установленном законодательством порядке социальной помощи детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной помощи семьям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной помощи организациям, оказывающим специальные медицинские, образовательные и социальные услуги.

Специфическая цель специалистов и организаций социальной защиты населения, составляющих подсистему социального партнерства, кооперация деятельности со службой/отделом ранней помощи для обеспечения своевременного входа семьи ребенка с ОВЗ в систему ранней помощи; для обеспечения процессов, реализуемых службой/отделом ранней помощи – профилактического, коррекционного, общеобразовательного и др.; осуществление перехода детей, получающих услуги в области ранней помощи в организации образования, для получения дошкольного и школьного образования.

Пятая подсистема – это система неправительственных негосударственных организаций.

Система неправительственных негосударственных организаций может быть представлена различными организациями инвалидов, родительскими ассоциациями, фондами поддержки семей с особым ребенком, социально-ориентированными НКО, индивидуальными предпринимателями и др. На уровне региона и/или города их интересы могут представлять региональные и/или территориальные бизнес-инкубаторы; родительские неправительственные организации, общественные организации и др. Основные ресурсы – это комплекс социальных, юридических, материальных, финансовых и иных ресурсов.

Специфическая цель специалистов и неправительственных организаций, составляющих подсистему социального партнерства, обеспечение вариативных и/или дополнительных услуг в области ранней помощи семье ребенка с ОВЗ; обеспечение перехода семьи ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью в систему дошкольного и общего образования.

Содержательные характеристики системы взаимодействия и социального партнерства

  1. Создание, обеспечение и развитие комплекса условий для осуществления взаимодействия службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) с различными организациями и ведомствами:
  • правовая обоснованность партнерства, правила взаимодействия и взаимного контроля; разделение функций, ролей, действий и операций с организациями-партнерами;
  • создание, поддержка функционирования и дальнейшее развитие единого информационного поля, освещающего процесс взаимодействия и социального партнерства;
  • социально-психологические условия, способствующие превращению отдельных индивидов или группы индивидов в успешного субъекта (взаимодействия и партнера) совместной деятельности;
  • наличие совместного проекта или общего плана как способа организации совместной деятельности;
  • деятельность по поддержке и развитию социального партнерства.
  • Совместная информационно-просветительская деятельность, включающая обмен информацией и данными, размещение информации об организации-партнере, в том числе на сайте учреждения; распространение информационных материалов; проведение совместных просветительских мероприятий и акций; совместная деятельность по информированию и просвещению родителей, как на базе службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм), так и на базе учреждений-партнеров и т.д.
  • Совместная деятельность по различным проблемам психологического, психолого-педагогического, социального и медицинского консультирования семей детей с ОВЗ.
  • Совместная деятельность по выявлению нуждающихся детей и их семей в услугах службы/отдела ранней помощи (консультационного центра), направление детей и их семей в службу/отдел ранней помощи (консультационный центр и иные формы ранней помощи).
  • Совместная деятельность по поддержке семьи и ребенка раннего и дошкольного возраста с ОВЗ при переходе из службы/отдела ранней помощи (консультационного центра) в дошкольное учреждение.
  • Совместная деятельность по сопровождению семьи и ребенка с ОВЗ в дошкольной организации.
  • Совместные проекты по поддержке определенных групп детей-инвалидов, детей групп биологического и /или социального риска, а также их родителей или лиц их замещающих.
  • Совместные проекты по реализации индивидуального плана реабилитации ребенка-инвалида.
  • Совместные проекты по предоставлению юридической помощи и поддержке семей детей-инвалидов раннего возраста.
  • Совместные проекты по организации групп социальной поддержки семей детей-инвалидов.
  • Совместная научно-методическая работа.
  • Профессиональная поддержка специалистов различных учреждений и ведомств, участвующих во взаимодействии и социальном партнерстве.
  • Совместная деятельность по изменению отношения социума к семье ребенка с ОВЗ.
  • Рисунок 2. Внутренние процессы в системе взаимодействия и социального партнерства


    Основное «ядро» системы взаимодействия и социального партнерства

    Основное «ядро» системы взаимодействия и социального партнерства складывается на уровне службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм оказания ранней помощи).

    Рисунок 3. Ядро модели взаимодействия и социального партнерства


    Главный, узловой момент, вокруг которого формируется взаимодействие и социальное партнерство – это сама социальная проблема: сопровождение семьи ребенка с ОВЗ в системе ранней помощи. Социальная проблема задает основные ценности, смыслы и цели взаимодействия и социального партнерства для всех его субъектов. Однако выявление, осмысление и осознание социальной проблемы недостаточно для возникновения совместно-распределенной деятельности, необходимо пересечение интересов субъектов предполагаемого взаимодействия и социального партнерства, а именно:

    • значимость сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в системе ранней помощи для каждого из потенциальных партнеров;
    • установление интересов каждого из потенциальных партнеров;
    • совместное формулирование целей и задач совместно-распределенной деятельности;
    • осознание своей роли, возможностей и ресурсов по решению социальной проблемы;
    • осознание потенциальными партнерами, что объединение их сил и средств дает значительный эффект при решении социальной проблемы;
    • осознание необходимости выработки правил взаимодействия и взаимного контроля.

    Осознание важности социальной проблемы, а также актуализация потребности во взаимодействии и социальном партнерстве в сочетании с явным пересечением интересов потенциальных партнеров может привести к формулированию стратегии развития взаимодействия и партнерства на уровне службы/отдела ранней помощи (консультативного центра), созданию плана или проекта его развития.

    Таким образом, осознание важности социальной проблемы диктует необходимость привлечения сотрудников к проектированию, реализации и управлению процессом взаимодействия и партнерства. Для этого создается группа «социального партнерства», назначается руководитель группы, ее координатор, определяются их функциональные обязанности, связанные с изучением потребностей социальных заказчиков, формулированием социального заказа, проектированием программы или инновационного проекта службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм), прогнозированием результатов взаимодействия и партнерства, контроля и мониторинга; обеспечения качества взаимодействия и партнерства, обеспечения информационно-просветительского сопровождения и т.п.

    В рамках внедрения проекта по взаимодействию и партнерству на уровне службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм) у специалистов формируется готовность к проявлению компетентности в этой области; они овладевают знанием содержания компетентности; у них появляется опыт проявления компетентности в разнообразных ситуациях, что формирует отношение к ее содержанию и объекту приложения, эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности.

    Совместная деятельность в ходе реализации задач проекта развивает общность специалистов разного профиля внутри службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм) и способствует развитию коллективного субъекта взаимодействия и партнерства «семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ и специалистов различных профессиональных групп».

    Таким образом, «ядро» системы социального партнерства складывается на уровне службы/отдела ранней помощи (консультационного центра иных форм).

    Минимальная по качественным и количественным характеристикам, но при этом полноценная структура, названная исходной базовой структурой системы взаимодействия и партнерства, формируется в ходе выстраивания отношений службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм) и ее специалистов с другими организациями и другими профессионалами. Организации-партнеры, участвующие в совместной деятельности, могут быть представлены отдельными организациями систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения и неправительственными негосударственными организациями. Например, минимальная по характеристикам структура может быть представлена службой/отделом ранней помощи (консультационным центром и иными формами), ее взаимодействием с детской поликлиникой, расположенной в данном муниципалитете; взаимодействием с дошкольной образовательной организацией; муниципальным социальным центром, а также процессом управления этой минимальной структурой.

    В роли посредника между службой/отделом ранней помощи (консультационным центром и иными формами) и любой другой организацией и группами их специалистов выступает общность профессионалов службы/отдела ранней помощи (консультационного центра иных форм), которая выполняет две функции: инициацию и вовлечение специалистов других организаций в совместно распределенную деятельность по взаимодействию и партнерству, а также передачу средств, технологий, методик, необходимых для осуществления этой деятельности. В такой посреднической деятельности сложившаяся общность профессионалов службы/отдела ранней помощи (консультационного центра и иных форм), берет на себя задачу по раскрытию значимости социальной проблемы для группы потенциальных партнеров из других организаций; стимулирует и поддерживает их внимание к проблеме; проясняет взаимные интересы партнеров; участвует в совместном формулировании целей и задач деятельности; помогает осознать свои роли, возможности и ресурсы; помогает осмыслить опыт формирования первых междисциплинарных профессиональных компетенций и т.п. Таким образом, формирующаяся минимальная исходная система взаимодействия и партнерства, так же как и развитая система, обладает комплексом философских характеристик - ценностями и смыслами социального партнерства; целями; задачами; принципами; стратегией и моделями развития; структурными характеристиками и их связями; содержательными и динамическими характеристиками; в ней так же представлен результат жизнедеятельности системы.

    Ожидаемыми результатами функционирования модели партнерства и межведомственного взаимодействия являются:

    • создание и обеспечение комплекса условий, важных для осуществления взаимодействия службы/отдела ранней помощи и других учреждений;
    • повышение качества взаимодействия службы/отдела ранней помощи и других учреждений - партнеров в создании необходимых социальных ресурсов для поддержки семьи проблемного ребенка;
    • обеспечение доступности социальных ресурсов региона, муниципалитета и организации для осуществления поддержки семьи ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ;
    • внедрение системы информационного сопровождения системы социального партнерства;
    • повышение способности органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественности, семьи ребенка с ОВЗ и профессионалов к достижению общественно значимых результатов.
  • Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2003. – № 4. – С. 7 – 11.
  • Разенкова, Ю.А. Об идеологических противоречиях в отечественной практике ранней помощи / Ю.А.Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 4. – С.3-8.
  • Разенкова Ю.А., Славин С.С. Базовые модели ранней помощи в региональном образовательном пространстве / Ю.А. Разенкова, С.С. Славин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 2. – С. 3-12.
  • Управление качеством образования: практико–ориентированная монография и методическое пособие. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России. – 2006. – 448 с.
  • Для выполнения главной задачи электронного взаимодействия государственных органов и населения - повышения качества и сокращения сроков предоставления государственных услуг - потребовался переход на качественно новый уровень межведомственного взаимодействия. С этой целью была создана система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Ключевым правовым актом для модернизации системы предоставления государственных услуг является Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. 210-ФЗ, им установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти. Такая мера могла бы стать возможной только благодаря созданию СМЭВ. Исключением из этого перечня считаются документы личного хранения.

    Нормативная правовая база была подготовлена довольно оперативно: уже в 2011 году существовало положение о СМЭВ, технические требования к взаимодействию информационных систем в рамках СМЭВ (они означают, что все ведомства будут использовать единый формат взаимодействия), регламенты взаимодействия участников СМЭВ и оператора системы. СМЭВ оказалась зафиксированной в правовом поле как система, на основе которой необходимо реализовывать межведомственное электронное взаимодействие при оказании государственных услуг.

    Что же такое СМЭВ? Определение данного термина представлено в Постановление Правительства Российской Федерации № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» и звучит оно так, система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций .

    Проще говоря, СМЭВ - информационная система, обеспечивающая гарантированную доставку межведомственных запросов в адрес информационной системы поставщика и ответов на межведомственные запросы в адрес информационной системы потребителя.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 697, определим основные задачи и функции СМЭВ (рис. 1).

    Необходимо отметить, что при реализации задач межведомственного документооборота в рамках оказания госуслуг так или иначе необходимо решать задачи взаимодействия с различными информационными ресурсами. Решение этой задачи требует реализовать функции взаимодействия, обнаружения ресурсов, поддержания списка доступных ресурсов, разработку стандартов взаимодействия и т.п., что, в конечном итоге, приведет либо к созданию
    отдельной подсистемы межведомственного взаимодействия, либо к взаимодействию систем по принципу «точка - точка». Последний вариант приводит к неконтролируемому росту затрат на внедрение новых регламентов оказания госуслуг и огромной избыточности реализуемых функций .

    Рис. 1. Функции и задачи СМЭВ

    Система, которая позволила бы ведомствам обмениваться юридически значимыми данными в электронной форме, в едином формате, должна была лечь в основу электронного правительства. Бегать между чиновниками должен был не человек, а мегабайты информации.

    До создания СМЭВ существовали определенные проблемы межведомственного взаимодействия. Еще несколько лет назад единую систему межведомственного электронного взаимодействия невозможно было даже представить. Обмен данными между госорганами проходил бессистемно и хаотично. Каждое ведомство работало по своим правилам, использовало собственные требования к технологиям, уровню защиты данных.

    История обмена сведениями не хранилась - в случае необходимости, узнать кто, когда и кому передавал данные, было практически невозможно. У каких-то ведомств вообще не доходили руки до создания собственных информационных систем и получить от них данные в электронной форме было нельзя. Разумеется, отсутствовала единая система контроля и мониторинга, централизованная системы гарантированной доставки сообщений. Роль системы межведомственного взаимодействия играл гражданин - именно он обивал пороги ведомств, собирая нужные ему справки, чтобы в итоге отнести их в тот госорган, в котором хочет получить государственную услугу.

    Речь идет о создании информационного ресурса, общего для нескольких государственных служб или ведомств, чьи сферы интересов пересекаются. Скажем, ресурс, содержащий информацию о гражданском состоянии лиц: обычно гражданин может представлять сведения о бракосочетании, разводе, рождении ребенка или смерти близких в несколько государственных органов на протяжении определенного ограниченного срока, а в дальнейшем в разнообразнейших ситуациях снова подавать каждый раз одни и те же данные в разных анкетах (для купли - продажи недвижимости, получения наследства, оформления субсидий или налоговых льгот и т.п.). При функционировании же СМЭВ один раз указанные данные заносятся в архивы всех нужных органов автоматически, а при повторном обращении гражданина к любому из государственных органов он освобождается от необходимости повторно сообщать те же самые данные.

    Эти факторы приводили к упомянутой бюрократической волоките и путанице. От заявителя требовали предоставить массу документов и справок, причём многие из них - по нескольку раз. В результате граждане тратили массу времени (а многие - и денег) на копирование одних и тех же бумаг.

    К основным проблемам межведомственного взаимодействия относятся:

    Хаотический характер обмена сведениями, который организуется каждым из ведомств по своим собственным правилам;

    Отсутствие хранения истории предоставления услуг и обмена сведениями;

    Избыточные затраты на защиту каналов связи «всех со всеми»;

    Отсутствие единой системы мониторинга производительности и доступности информационных систем.

    В 2011 году к СМЭВ подключились все федеральные органы, которым необходимо обмениваться информацией для предоставления госуслуг в электронном виде .

    Система обеспечивает регламентированную гарантированную передачу сообщений между подключенными к ней информационными системами органов власти и организаций, оказывающих госуслуги, а также между компонентами инфраструктуры электронного правительства.

    В процессе информационного взаимодействия информационной системы поставщика с информационной системой потребителя СМЭВ фиксирует в электронной форме сведения о фактах отправки, получения и содержимом межведомственных запросов и межведомственных ответов между поставщиками и потребителями.

    Достоверность предоставляемой информации обеспечивается каждым из поставщиков информации в рамках его зоны ответственности. При этом инфраструктура электронного правительства должна обеспечивать прием запросов, безошибочную маршрутизацию и неискаженную передачу информации между потребителями и участниками.

    Перечисленные выше сведения хранятся в СМЭВ в течение 3 лет с момента их фиксации. По истечении указанного срока сведения удаляются .

    На рис. 2 показан технологический процесс организации информационного обмена через СМЭВ в рамках процесса заказа услуг и межведомственного электронного взаимодействия с применением электронных подписей.

    Рис. 2. Технологическая схема функционирования СМЭВ

    В основе СМЭВ лежит технология электронных сервисов - программных средств, обеспечивающих запрос и получение структурированной информации и электронных документов из информационных систем участников. Эта технология позволяет объединить в единую «коммуникационную» сеть практические любые информационные системы независимо от времени их создания, их программной платформы и структуры информационных баз данных .

    Направление информационных потоков в рамках межведомственного взаимодействия представлено на рис. 3.

    Как видно на рис. 3 потребителем и получателем данных выступают абсолютно все органы власти федерального, регионального или муниципального значения.

    Доступ потребителей к электронным сервисам СМЭВ осуществляться:

    С использованием механизмов аутентификации участников, в том числе с использованием электронной цифровой подписи;

    С помощью обмена потребителей информации и СМЭВ, поставщиков информации и СМЭВ электронными сообщениями установленного формата и структуры.

    СМЭВ является полностью защищенной средой - она обеспечивает безопасность передаваемой информации от точки подключения отправителя сообщения до точки подключения его получателя. Система базируется на основе защищённой криптографическими средствами сети передачи данных .

    В связи с переходом взаимодействия граждан с госорганами и госорганов между собой с бумажного на электронное, крайне актуальным стал вопрос развития механизма электронной подписи. Документы, передаваемые через СМЭВ, должны обладать той же юридической значимостью, что и бумажные, подписанные собственноручной подписью. Кроме того, необходимо было сделать так, чтобы электронной подписью могли пользоваться граждане при подаче заявлений на предоставление госуслуг через интернет.

    Законодательство об электронных цифровых подписях, существовавшее на тот момент, было несовершенным и не учитывало возможности использования электронной подписи при предоставлении госуслуг. В 2011 г. нормативная база, регулирующая использование электронной подписи, была кардинально изменена - электронная подпись стала эффективным механизмом электронного правительства .

    6 апреля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон № 63-З от 06.04.2011 г. «Об электронной подписи» . Закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий. В соответствии с 63-ФЗ, электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

    Принципами, на основе которых должна создаваться СМЭВ, являются :

    Обеспечение технологической возможности информационного взаимодействия существующих и вновь создаваемых государственных информационных систем, муниципальных информационных систем и иных информационных систем, предназначенных для выполнения государственных задач;

    Обеспечение технологической независимости структуры СМЭВ и регламента ее работы от проводимых технических, административных, организационных и иных изменений в информационных системах, подключенных к СМЭВ;

    Применение единых технологий, форматов, протоколов межведомственного информационного взаимодействия, унифицированных программно-технических средств; правомерное использование программного обеспечения, использование сертифицированных программно-технических средств и средств связи;

    Обеспечение защиты информации путем принятия организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

    Минимизация финансовых и временных издержек при передаче и получении информации;

    Однократный ввод и многократное использование информации в информационных системах, подключенных к СМЭВ;

    Обеспечение функционирования в реальном режиме времени; соблюдение прав граждан при автоматизированной обработке информации, содержащей персональные данные.

    СМЭВ должна предусматривать возможность осуществления мониторинга межведомственного информационного взаимодействия со стороны уполномоченных государственных органов .

    С 1 июля 2012 года межведомственный режим распространился на региональный и муниципальный уровень. Именно на региональном уровне предоставляются самые массовые услуги, количество заявителей по некоторым из которых стало превышать 5 млн. человек. Это такие услуги, как пособие по уходу за ребенком, получение субсидий на оплату ЖКУ, пособие на оплату общественного транспорта и другие.

    Такой масштабный проект по синхронизации работы ведомств потребовал от Минэкономразвития России разработки и внедрения методик, которые позволяют описать и стандартизировать взаимодействие по обмену информацией между органами власти.

    По направлению межведомственного взаимодействия были достигнуты заметные показатели:

    367 федеральных государственных услуг переведены на межведомственное взаимодействие;

    766 документов ведомства должны получать самостоятельно, по межведомственным каналам, не требуя их с заявителей;

    264 документа были признаны избыточными, и ведомства отказались от их использования.

    Важно отметить, что с момента вступления Федерального закона № 210-ФЗ в силу уже направлено около 11 миллионов межведомственных запросов - столько раз гражданам не пришлось тратить время на очереди за справками в госучреждениях .

    Таким образом, межведомственное взаимодействие считается основным способом получения значительной части документов, необходимых для предоставления государственных услуг. Соответственно, к порядку межведомственного взаимодействия предъявляются специальные требования. В частности, направление межведомственного запроса
    и представление документов и информации допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг.

    Но создание СМЭВ не только повышает эффективность работы. Описанный межведомственный подход позволяет предотвратить распространенный вид мошенничества, когда человек несколько раз получает одну и ту же льготу, обращаясь за ней в разные инстанции. В то же время, разным государственным учреждениям все чаще нужен общий доступ к информации об одних и тех же организациях, и персонах или доступ к данным по одному и тому же вопросу. Так, например, медицинские учреждения могут оперативно предоставлять информацию местным органам власти (отделам социального обеспечения), что поможет более качественно удовлетворять потребности населения. В ситуациях, когда возникает риск для безопасности граждан, информация может предоставляться милиции и другим правоохранительным органам. При этом применение в таких трансакциях СМЭВ, кроме экономии средств, предупреждает несанкционированный доступ к персональным данным со стороны отдельных граждан, организаций, бизнесов и т.п.

    Система межведомственного электронного взаимодействия так же необходима информационного взаимодействия между органами исполнительной власти за счет повышения надежности, скорости и безопасности, для обеспечения регламентированного доступа граждан и представителей организаций к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также автоматизации обмена данными между отдельными государственными, муниципальными и иными информационными системами.

    Региональный этап развития СМЭВ будет еще более значимым для граждан, поскольку именно на региональном и муниципальном уровнях хранятся документы и информация, необходимые для самых распространенных услуг .

    На концептуальном уровне, СМЭВ, выступая в роли интеграционной шины и/или интеграционного брокера, не отвергает концепции автоматизации деловых процессов (для государственных органов, работающих преимущественно с документом - создания систем документооборота), а является дополнительной к ней. Система электронного документооборота реализует сквозной процесс предоставления государственной услуги, система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает участие в этом процессе ранее несвязанных ресурсов, предоставляя транспортную и логическую среду для обмена стандартизованными сообщениями между системой документооборота (системой исполнения деловых процессов) и внешними информационными ресурсами. При этом за счет выбора в качестве транспорта системы обмена сообщениями, базирующейся на открытых стандартах, к СМЭВ могут быть подключены как вновь создаваемые информационные системы, так и существующие, созданные на различных программно-аппаратных платформах .

    При предоставлении услуг в электронном виде особое значение имеет технологическое обеспечение информационного обмена между федеральными органами государственной власти (ФОИВ), региональными органами исполнительной власти (РОИВ) и органами местного самоуправления (ОМСУ), что с успехом выполняет система межведомственного электронного взаимодействия.

    Отправными точками в правовом переходе на межведомственное электронное взаимодействие стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

    На уровне субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие постановления. Так, в Республике Мордовия было утверждено распоряжение Правительства РМ от 6 июня 2011 г. № 337-р, в котором говорится о реализации плана мероприятий по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных услуг .

    На основе типового плана, разработанного Министерством экономики Республики Мордовия, в муниципальных районах разработаны соответствующие планы перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг, в котором были сформированы перечни первоочередных муниципальных услуг, в отношении которых планируется проведение работ по организации межведомственного взаимодействия, разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия (по каждой государственной, определены перечни и состав сведений (документов), находящихся в распоряжении государственных органов исполнительной власти Республики Мордовия, необходимых для предоставления государственных услуг, так же определены способы межведомственного и межуровневого взаимодействия, необходимые изменения в соответствующие нормативно-правовые акты и т.д. .

    Распоряжением Правительства РМ от 27 июня 2011 г. № 384-р, был определен исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, ответственный за организацию «межведа» - Министерство информатизации и связи Республики Мордовия .

    Перечень государственных услуг с элементами межведомственного и межуровневого взаимодействия, предоставляемых Аппаратом Правительства Республики Мордовия, исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, был определен в распоряжение Правительства Республики Мордовия от 8 августа 2011 г. № 507-р .

    Анализ перечня услуг с элементами межведомственного и межуровневого взаимодействия показал, что всего в нем 101 услуга. Оказывают эти услуги 18 ведомств ответственных за предоставление услуг. Данные по ответственным ведомствам и количеству оказываемых ими услуг приведены в табл. 2.

    Таблица 2

    Данные по ответственным ведомствам и услугам

    Ответственное ведомство Республики Мордовия
    по предоставлению услуг с элементами межведомственного
    и межуровневого взаимодействия

    Количество
    услуг, шт.

    Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия

    Министерство здравоохранения Республики Мордовия

    Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия

    Министерство образования Республики Мордовия

    Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

    Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия

    Министерство спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия

    Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия

    Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия

    Министерство экономики Республики Мордовия

    Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия

    Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия

    Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи

    Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту

    Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия

    Республиканская служба записи актов гражданского состояния Республики Мордовия

    Государственная инспекция Республики Мордовия по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники

    Министерство культуры Республики Мордовия

    Как видно из табл. 2, самое большое количество услуг с элементами межведомственного и межуровневого взаимодействия у Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия (29), на втором месте Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (19). По одной услуге у Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия, Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, Республиканской службы записи актов гражданского состояния Республики Мордовия.

    Указанный перечень служит основой для организации работы по проектированию межведомственного взаимодействия, составления технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ), которая содержит описание порядка предоставления государственной (муниципальной) услуги, сведений о составе документов, необходимых для предоставления государственной (муниципальной) услуги, сведений о поставщиках и потребителях данных, формах и содержании межведомственного взаимодействия в рамках предоставления государственной (муниципальной) услуги.

    На 31 декабря 2013 г. были утверждены ТКМВ по 100 государственным услугам и 42 по муниципальным услугам (39 типовых и 2 уникальные). Инвентаризация и внесение изменений в ТКМВ осуществляется постоянно по мере внесения изменений в законодательство регулирующее предоставление соответствующих государственных и муниципальных услуг, а также по мере внесения изменений в составы запросов, размещенные в информационной системе «Реестр сведений» (http://reestr.210fz.ru/).

    Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2011 г. № 807-Р в целях устранения препятствий для перехода на межведомственное взаимодействие утвержден план внесения изменений в нормативные правовые акты, который включает 50 нормативных правовых актов (изменения внесены во все запланированные НПА) .

    В Республике Мордовия, на основании Распоряжения Правительства Республики Мордовия от 14.03.2011 г. № 135-р, ответственность по созданию и обеспечению функционирования инфраструктуры региональной информационной системы межведомственного электронного взаимодействия возложена на уполномоченную организацию - ГАУ РМ «Госинформ» .

    Учредителем ГАУ РМ «Госинформ» является Министерство информатизации и связи Республики Мордовия. Целью деятельности Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Госинформ» является содействие реализации государственной политики в области информатизации Республики Мордовии, проводимой Правительством Республики Мордовия.

    Основные направления деятельности ГАУ РМ «Госинформ»:

    Содействие органам государственной власти в выполнении функций эксперта при утверждении технических требований и технических заданий при реализации мероприятий Республиканской целевой программы «Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2015 года» и иных государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и информационных ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития Республики Мордовия;

    Осуществление функций оператора электронного правительства Республики Мордовия в соответствии с Постановлением правительства Республики Мордовия № 218 от 24 мая 2010 г.

    Сотрудниками ГАУ РМ «Госинформ» вместе с Министерством информатизации и связи РМ и Министерством экономики РМ была проведена работа по созданию региональной СМЭВ (РСМЭВ) и подключению ее к федеральной СМЭВ. Подключены и обеспечены паролями доступа 20 исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, 23 органа местного самоуправления, 18 действующих МФЦ. В целях защиты персональных данных организованы защищенные каналы связи между ГАУ РМ «Госинформ» и участниками межведомственного взаимодействия.

    Рабочей группой сектора организации межведомственного электронного взаимодействия ГАУ РМ «Госинформ» проведен анализ государственных и муниципальных услуг Республики Мордовия, где было выявлено, что из 349 государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления в Республике Мордовия, 128 услуг имеют элементы межведомственного и межуровневого взаимодействия (в т. ч. 87 государственных услуг и 41 муниципальная, из которых 39 типовых).

    Основные показатели, характеризующие систему межведомственного электронного взаимодействия показаны на рис. 4.

    В ходе анализа ТКМВ в 128 услугах были выявлены 184 электронных сервиса. Данные по разработанным сервисам приведены в табл. 3.

    Разработанные и протестированные электронные сервисы в количестве 7 штук, они входят в состав 13 социально значимых государственных и муниципальных услуг. Таким образом, 47 электронных сервисов находятся в разной степени готовности.

    Рис. 4. Основные показатели, характеризующие СМЭВ Республики Мордовия

    Данные электронные сервисы направлены в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для регистрации в тестовой среде РСМЭВ, также на данный момент 1 из разработанных и протестированных электронных сервисов зарегистрирован в тестовой среде СМЭВ.

    Согласно статистике, представленной ОАО «Ростелеком», количество запросов по каналам СМЭВ в Республике Мордовия в 2013 году составило более 6 млн. (количество запросов, направленных в 2012 году, составило 420 982). Это говорит о том, что СМЭВ в Республике Мордовия развивается стремительно .

    Информационной системой обеспечивающей межведомственное взаимодействие в Республике Мордовия является информационная система «Система исполнения услуг и межведомственного взаимодействия»
    (ИС СИУМВВ). Она обеспечивает выполнение следующих функций (рис. 5).

    Таблица 3

    Данные по электронным сервисам в Республике Мордовия

    Рис. 5. Основные функции ИС СИУМВВ

    Разработчиком ИС СИУМВВ является ЗАО «КСК Технологии» (г. Москва), она является лидером во внедрении портальных проектов в России, активно участвует в создании «Электронного правительства», является основным разработчиком региональных порталов и реестров государственных и муниципальных услуг, и платформа КСК СИУМВВ (Система исполнения услуг и межведомственного взаимодействия) в настоящее время является лидирующей системой в своем классе.

    Сотрудниками ГАУ РМ «Госинформ» в 2012-2013 гг. проводились работы по составлению план-графика по функциональному тестированию р-сведений в тестовом и продуктивном контуре РСМЭВ совместно с федеральными органами исполнительной власти сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости. Была выполнена работа по функциональному тестированию электронных сервисов, согласно план-графика по функциональному тестированию р-сведений в тестовом и продуктивном контуре РСМЭВ, зарегистрированных в тестовом контуре СМЭВ с федеральными органами исполнительной власти.

    Нужно отметить, что по тестированию электронных сервисов республика была среди лидеров на всех этапах этой работы. Тестирование так называемых Ф-сведений, по которым поставщиком запрашиваемой информации является федеральный орган исполнительной власти (или его территориальный орган в республике), а потребителем - республиканский орган власти или местного самоуправления, было завершено еще в апреле 2013 г. И с этого момента абсолютное большинство таких запросов осуществлялось в электронном виде без непосредственного межличностного взаимодействия человека с конкретным чиновником. По тестированию электронных сервисов, где поставщиком информации является республика, а потребителем - федеральные органы власти, Мордовия вошла в число 13 пилотных регионов и завершила тестирование на 3 месте среди 83 субъектов Российской Федерации (по срокам). Это позволяет полностью в электронном виде осуществлять межведомственное взаимодействие в рамках развития информационного общества в Республике Мордовия.

    Так же проводилась работа по доработке 56 электронных сервисов, необходимых для предоставления сведений Федеральным органам исполнительной власти Республики Мордовия согласно распоряжению Правительства РФ № 1123-р от 28.06.2012 г., до обновленной версии Методических рекомендаций по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии (версия 2.5.6) электронных сервисов в РСМЭВ .

    Основные проблемы при разработке электронных сервисов, с которыми сталкиваются сотрудники ГАУ РМ «Госинформ» при реализации проектов, связанных с переводом государственных и муниципальных услуг в электронный вид и организации межведомственного электронного взаимодействия, представлены в табл. 4.

    Таблица 4

    Выявленные проблемы и пути решения в СМЭВ

    Проблема

    Отсутствие опубликованной документации к электронным сервисам, разработанным федеральными органами исполнительной власти и ее неактуальность (руководства пользователей, контрольных примеров на электронные сервисы), размещенной на технологическом портале СМЭВ и в информационной системе «Реестр сведений» (reestr.210fz.ru) (Пример: Федеральное казначейство, Сведения о госпошлине, SID0003194; УФСИН, Запрос сведений о нахождении гражданина в местах лишения свобод, SID0003444)

    Разработать ФОИВам электронные сервисы и соответствующую актуальную документацию к ним

    Длительная регистрация электронных сервисов, как в тестовом, так и продуктивном контуре СМЭВ;

    нарушается регламент получения доступа к сервисам оператором ЕСМЭВа Минкомсвязью России в части требований направлений дополнительных заявок непосредственно в Федеральные ведомства (в соответствии с «Регламентом взаимодействия Участников информационного взаимодействия (версия 2.0)» регистрация электронного сервиса в тестовом режиме СМЭВ производится в течение 5 рабочих дней, регистрация в продуктивном режиме СМЭВ производится в течение 9 рабочих дней. При этом электронные сервисы проверяются не комплексно, а до первой найденной ошибки, что заставляет начинать процедуру регистрации электронного сервиса заново)

    Привести в соответствие требованиям Минкомсвязи РФ регламент получения доступа к электронным сервисам

    В утвержденных ФОИВами форматах электронных сервисов указан неполный состав реквизитов параметров запросов

    Определить орган (организацию), который будет собирать информацию и формировать консолидированный ответ

    Ограниченность финансовых ресурсов, в том числе местных бюджетов, которые могут быть направлены на финансирование мероприятий указанных проектов

    Необходимо дофинансирование

    Высокая стоимость услуг единого оператора электронного правительства ОАО «Ростелеком» в части предоставления исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия и органам местного самоуправления доступа к сегменту РСМЭВ, размещенному на федеральном уровне

    Уменьшение стоимости

    Сотрудниками ГАУ РМ «Госинформ» проводилось исследование общественного мнения по осведомленности о системе межведомственного взаимодействия и ее работе. В ходе исследования в Республике Мордовия, было выявлено, что осведомленность местных респондентов составляет 52 % (табл. 5).

    Таблица 5

    Осведомленность заявителей о системе межведомственного взаимодействия, в % от опрошенных

    С 1 июля 2012 года вступили в силу нормы 210-ФЗ, запрещающие органам власти при приеме документов на получение государственных (муниципальных) услуг требовать с заявителей документы, имеющиеся в других органах власти и получаемые в рамках системы межведомственного взаимодействия. О существовании таких правил на момент опроса были осведомлены 52 % заявителей (табл. 6).

    Таблица 6

    Соблюдение требований межведомственного взаимодействия,
    в % от опрошенных, осведомленных о запрете

    Среди опрошенных 81 % заявили, что органы власти, к которым они обращались за услугами, соблюдали эти нормативы, не требуя излишних документов. Таким образом, за прошедший год осведомленность заявителей о системе межведомственного взаимодействия увеличилась (прежде всего, за счет тех, кто «что-то слышал»). Также увеличился и показатель использования этой системы органами власти.

    Использование СМЭВ в качестве единственного средства предоставления информационных ресурсов для системы исполнения бизнес-процессов позволяет обеспечить независимость информационных ресурсов органов государственной власти и систему исполнения деловых процессов. Процесс создания системы межведомственного взаимодействия оказал влияние не только на технологическую сторону оказания услуг, но и позволил заметно оптимизировать внутренние процедуры, сформировать новые компетенции у участвовавших в работе сотрудников ведомств, устранить противоречия в требованиях органов власти при оказании услуг.

    Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»