Детские общественные объединения: особенности создания, история и интересные факты. Детские общественные организации и объединения Государственные права объединений

Публикации

Детские общественные организации: инвариант и вариативность

Издание: Нар. образование.– 2007.– №7.– С. 207–214

Сущность детских общественных организаций

Сущность детских общественных организаций целесообразно рассматривать в четырех плоскостях: возрастной, социально-педагогической, общественной, организованной.

Возрастные особенности общественных организаций подростков связаны с принадлежностью к одному поколению и возрасту.Они определяются атрибутами повседневности, общими ориентациями, настроениями и ожиданиями. Различие между миром взрослых и миром детей определяется разницей в степени социальной зрелости, отличием в уровне полноправного участия в системе социальных отношений. Пространство проявления особенности детского мира – культура, право и социальное взаимодействие. Культура взрослых – господствующая, а детская (подростковая) является субкультурой. В правовом плане – взрослые – дееспособны, а дети – не дееспособны, поэтом детские общественные организации представляют собой объединения дискриминируемые в правовом плане группы населения. В социальном смысле взрослый человек ориентирован в своей деятельности на продуктивность, рационализм, а для ребенка прежде всего важен процесс, эмоциональное состояние.

Социально-педагогическая составляющая в детско-подростковых общественных организациях существенно ограничена в правовом аспекте. Правовой статус вожатого может быть не выше, чем у подростков – участников сообщества. Характерной чертой детских общественных организаций является их автономность по отношению к государственной системе образования.

В общественном аспекте детские общественные организации самодеятельны, сами вольны изменять свой состав, идеологию, формы и метод работы, являются примером некоммерческих организаций. Они потенциально могут становиться социальным партнером органов государственной власти и бизнеса. В современных условиях детско-подростковые общественные организации вынуждены заниматься «файндрайзингом» – поиском материальных средств для осуществления социальных проектов. Спонсорами могут быть органы государственной власти, местного самоуправления, коммерческие структуры.

В организационном плане детско-подростковое общественное объединение обладает чертами любой социальной организации. Существенным является наличие корпоративных ценностей и символики, которые регламентируют поведение участников группы.

Характерные черты детских общественных организаций

В качестве первой характерной черты детских общественных организаций следует рассматривать добровольность вхождения в них учащихся. Она связана с потребностью в общении, в новом социальном статусе, в самореализации и самоутверждении, стремление принести пользу обществу. Детская общественная организация предлагает ему писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение подростков и взрослых.

Вторая характерная черта – назначение детских общественных организаций, которое можно рассматривать как цель, которую ставят перед собой дети и как воспитательные задачи, которые решает взрослое сообщество. Эти задачи – составляющие духовно-ценностной ориентации на: самоорганизацию добровольной совместной деятельности, преобразование окружающей действительности, самосовершенствование, осуществление в социальном взаимодействии нравственных ценностей.

Третья характерная черта – опосредованность воспитания через коллективную деятельность, систему делового взаимодействия, корпоративную культуру.

Четвертая характерная черта связана со спецификой субъектов воспитания в детских общественных организациях. С одной стороны субъектом выступает вся организация, с другой – существенную роль играет взрослый, участник детской общественной организации. Процесс организации деятельности в сообществе становится объектом совместного творчества подростков и взрослых. Деятельность вожатых целесообразно ориентировать на коучинг, что означает: консультирование подростков, использование технологии развития способностей, отказ взрослого от экспертной позиции, создание условий для принятия подростком решений.

Вариативность форм детских общественных организаций

Формы детских организаций (объединений), встречающихся наиболее часто:

«общество любителей» (группа собравшихся для реализации сходных интересов); «отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная романтической игрой); «добровольцы (группа, ориентированная на служение обществу); «коммуна» (объединение для решения актуальных задач по месту жительства, работы или учебы).

Ключевым словом для понимания ядра деятельности «общества любителей»

является хобби, увлечение. Общественная организация становится условием для успешных занятий своим любимым делом. Деловые отношения в обществе носят либеральный характер, отличаются высокой степенью свободы и независимости.

Вторая распространенная форма детских общественных организаций «группа добровольцев». Добровольцами, или волонтерами, называют лиц, добровольно оказывающим помощь нуждающимся. Главная задача таких объединений – глубоко внутренняя, личностная. За счет сплоченности и чувства ответственности ее членов она достигает весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. Главное в этой группе – ее «дух». «Миссионеры» ценят порядочность, надежность. Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров.

Данную форму отражает общественная детская организация «Лига юных журналистов». Представители Лиги участвуют в фестивалях и конкурсах кино-теле-видопрограмм, конкурсах детского и юношеского радо, прессы, информационных форумах. Примером также такой формы объединений может служить Общероссийская организация «Детские и молодежные инициативы» (ДИМСИ). В основе идеологии организации – добровольческое служение молодежи в гражданском обществе.

К третьей форме организации можно отнести деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и Межрегиональной детско-юношеской организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация витязей». В таких объединениях для значительного числа подростков приход в отряд – это испытание себя, самоутверждение и самореализация. Ведущим способом бытия отряда является инициация – специфическая форма продвижения в социальном статусе. Участники объединения включены в такие сферы жизнедеятельности, как игра, спорт, познание. Отсюда и специфические формы организации взаимодействия: линейка, вахта памяти, марш-бросок.

Анализ программных документов многочисленных скаутских организаций позволяет отнести их также к третьей форме.

Для четвертой формы детско-подростковой общественной организации «коммуна», характерен способ совместного решения актуальных проблем в обустройстве окружающей жизни. Основополагающий элемент жизнедеятельности коммуны – социальное проектирование. В организации преобладает демократический стиль межличностных отношений, взрослые выполняют роль консультантов или руководителей отдельных проектов.

В чистом виде формы детских общественных организаций встречаются редко, но в каждой из них можно обнаружить доминанты, характерные для той или иной формы, объединения.

Основные понятия

Общее дело начинается с обсуждения, диалога. При этом чаще всего непонимание друг друга связано с тем, что употребление понятий сторонами неоднозначно.

Пусть ключевые понятия станут ориентиром для участников фестиваля «Берега детства» и, надеемся, в последующей деятельности организаторов детских общественных объединений.

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ – совокупность состояний жизнедеятельности общественных формирований, обеспечивающих вхождение, адаптацию и интеграцию личности в социальную среду (И.А.Валгаева, В.В.Ковров, М.Е.Кульпединова, Д.Н.Лебедев, Е.Л.Рутковская).

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – формирование детей, объединившееся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых (А.В.Волохов).

СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», учрежденный 1 октября 1990 года делегатами Х Всесоюзного слета пионеров, объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.

СПО-ФДО – правопреемник Всесоюзной пионерской организации – является некоммерческим негосударственным общественным объединением, независимым от каких-либо партий и политических движений, и действует на основе законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательствами иностранных государств, где имеются члены СПО-ФДО, и Уставом СПО-ФДО.

Являясь частью международного детского движения, СПО-ФДО участвует в работе различных международных и общероссийских общественных объединений и некоммерческих организаций.

СПО-ФДО стремится создать благоприятные условия для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей.

СПО-ФДО помогает детям ориентироваться в условиях экономических реформ, жить в обществе на демократических основах; сочетать добро и справедливость, милосердие и гуманность с уважением к каждому члену организации.

Девиз СПО-ФДО: «За Родину, Добро и Справедливость!» (В.Н.Кочергин)

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СПО-ФДО (НПЦ СПО-ФДО) - структурное подразделение Аппарата управления Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), призванное:

  • формировать основы содержания деятельности СПО-ФДО;
  • стимулировать создание новых детских и подростковых объединений как базы развития СПО-ФДО;
  • инициировать и отрабатывать элементы механизма государственной молодежной политики;
  • определять перспективы развития СПО-ФДО;
  • разрабатывать приоритетные направления и новые модели деятельности СПО-ФДО;
  • проводить научные исследования и мероприятия; выполнять заказы и создавать научно-методическое обеспечение деятельности организаций – субъектов СПО-ФДО;
  • организовывать подготовку и переподготовку организаторов детского движения; устанавливать контакты с общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации, укреплять и расширять эти связи.

На базе созданной в НПЦ СПО-ФДО Концепции социализации ребенка в деятельности детских организаций были разработаны программы «Детский орден милосердия», «Школа демократической культуры», «Хочу делать свое дело», «Игра – дело серьезное», «Древо жизни», «Мир красотой спасется», «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни», «Сотрудничество», «Алые паруса», «Свой голос», «Каникулы», «Лидер», «Познай себя», «Я и мы», «Экология и дети», «Дети есть дети», «Рост», «Золотая игла», «Аленка» и другие.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ представляет собой объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина (Т.А.Лубова).

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое на основе Устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся (А.В.Волохов).

ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – это те однородные задачи, которые определяют содержание деятельности детских организаций, раскрывают и развивают цель, реализуемую участниками объединения.

Социально-педагогические функции детских организаций – это функции, регулирующие социальные отношения детей и способствующие созданию условий для их социального благополучия.

К социально-педагогическим функциям относятся:

  • функция социальной защиты;
  • функция формирования социальной грамотности;
  • функция коррекции социального поведения и социальных связей;
  • функция профилактики асоциального поведения;
  • функция социальной реабилитации (Е.Е.Чепурных).

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Принцип (лат.principium основа, начало) – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутренне убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки. (Словарь иностранных слов. – М., Рус.язык, 1985, с.400).

Принципы социализации личности в детском общественном объединении:

  • включенность детей в различные виды социальной практики на основе осознанного выбора средств и способов удовлетворения социальных, предпрофессиональных, личностных склонностей, приобщение детей и подростков к богатству человеческого опыта с его использованием в конкретных социальных условиях;
  • реализация интересов личности и общества, их сочетание, взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение;
  • освоение демократических форм личного гражданского участия в общественных делах на основе конституционных норм и законов;
  • формирование системы открытых для молодежи социальных и культурных ценностей, сопровождающееся воспитанием потребности в выборе ценностных приоритетов для себя, своей социальной группы.

Стержень совокупности принципов - обеспечение социальной защищенности детей и подростков как граждан, субъектов социального творчества, носителей и проводников многообразия человеческих ценностей (А.В.Волохов).

САМОУПРАВЛЕНИЕ – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами (Советский энциклопедический словарь. Гл.ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд., М., 1988).

Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения целей. Составляют это определение следующие ключевые слова:

  • развитие самостоятельности – поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирование готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности групп;
  • принятие и реализация управленческих решений – признак развивающегося самоуправления, вовлеченности детей в управление делами коллектива;
  • групповые цели наполняют самоуправление реальным содержанием, способствуют объединению детей на основе совместных интересов (М.И.Рожков).

СИМВОЛИКА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ - совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к какому-либо объединению, организации, значимому событию. (Н.И.Волкова).

ПРОГРАММЫ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ – Документы, отражающие последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.

В новейшей истории детского движения СССР и России мощный программный бум был связан с решениями IX Всесоюзного слета пионеров (1987 г.), отменившего единую пионерскую программу – Всесоюзный марш юных ленинцев.

В ноябре 1988 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «Программы в пионерской организации: назначение, научно-методические основы разработки и внедрения», на которой были представлены программы практиков из различных регионов страны – Челябинска, Харькова, г.Красноармейска Донецкой области и др. Журнал «Вожатый» опубликовал ряд программ, ориентированных на личностный рост ребенка в пионерской организации: «Помни! Узнай! Научись! Участвуй! «Действуй!» (автор: доктор педагогических наук А.П.Шпона), «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» (автор доктор педагогических наук М.Г.Казакина), «Компас» (авторский коллектив – Г.Иващенко, Е.Титова, Е.Бойко и др.).

В 1991 году Научно-практическим центром СПО-ФДО на основе вариативно-программного подхода к деятельности детских объединений (автор –А.В.Волохов) создан первый пакет программ, таких как «Детский Орден милосердия», «Школа юных парламентариев» (Школа демократической культуры), «Каникулы», «Свой голос», «Дети есть дети», «Древо жизни», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Игра – дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Алые паруса». В разработке этого пакета программ приняли участие 57 ученых и практиков из 15 регионов страны.

Стратегия вариативно-программного подхода ориентировала руководителей детских общественных объединений на поддержку различных региональных программ, гибкость в отношении к перспективам их развития, на учет социально-экономических, политических изменений окружающей среды, на предоставление каждому ребенку реальной возможности попробовать себя в различных социальных ролях (журналист, парламентарий, патронажная сестра, лидер) и сделать выбор вида деятельности в соответствии со своими потребностями и опытом.

Многие из программ стали основой либо для создания профильных детских объединений, либо для разработки разнообразных территориальных профильных программ самых различных коллективов, объединений, организаций.

В деятельности многих детских организаций (как отечественных, так и зарубежных) существует иной подход к программам. Так, у скаутов они носят прагматический характер и имеют целью получение конкретного результата – навыка, качества. В деятельности детской образовательной организации «4-Н» (США, Канада) программы разрабатываются специалистами университетов на уровне штата в зависимости от результатов социологического исследования интересов и потребностей детей и подростков, которое проводится раз в пять лет. Базовые программы обеспечиваются мощнейшим методическим оснащением. Ребенок считается участником программы (М.Р.Мирошкина).

Фришман Ирина Игоревна, доктор пед. наук, зам. директора ИППД РАО, директор НПЦ СПО - ФДО, профессор.

90-е годы ХХ века стали точкой отсчета качественных преобразований в детском движении на всех уровнях взаимодействия государства и общества в контексте реализации основных положений Конвенции о правах ребенка: правовом, экономическом, содержательно-деятельностном, психолого-педагогическом, организационном. Эти же тенденции характерны и для мирового детского движения. Оно стало рассматриваться как движение в интересах детей.

Современное детское движение необходимо рассматривать как социальное явление, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, испытывающее на себе влияние социально-политических условий общества. Детские общественные организации и объединения являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания. В отличающихся гуманистическим характером и ориентацией на общечеловеческие ценности целях детских общественных организаций и объединений заложена высокая нравственная составляющая. Особенности организационного строения детских организаций связаны с реализацией следующих содержательных положений:

Уважение к личности, ее правам;

Развитие стремления к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации;

Формирование у детей и подростков опыта межличностного взаимодействия, способности к социальному творчеству;

Повышение уровня гражданской социальной ответственности в коллективных формах деятельности.


Потенциал детских общественных объединений представляет собой объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат, как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина.

Каждый вступивший в детскую общественную организацию является субъектом собственного развития в специфических условиях, связанных с национальной, культурно-этнографической, социальной средой. Забота и внимание к проблемам позитивного социального становления формирующейся личности, неуклонного роста лидерского и творческого потенциала ребенка, возможность самостоятельного выбора той или иной формы объединения позволяют сохранять многообразие организационных форм детской инициативы.

В начале третьего тысячелетия реально обозначилась проблема организационно-научного характера, связанная с изменением отношений к сущности взаимодействия государства и детских общественных объединений. Суть этих отношений можно представить следующим образом. Государство заинтересовано в активности и социальной лояльности подрастающего поколения, ребенку же необходимо пространство для самореализации. Следовательно, детские общественные объединения нужны государству и представляют собой поле самореализации детей самых различных социальных, этнографических, половозрастных групп населения. В идеале государство должно создать условия для существования самых различных детских общественных организаций, объединений и не вмешиваться в их внутренние дела.

Для создания детского общественного объединения необходимо изучить ряд нормативно-правовых актов:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

ФЗ «Об общественных объединениях»;

ФЗ «О государст­венной поддержке молодежных и дет­ских общественных объединений»;

ФЗ «Об образовании»;

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Астраханской области ";

Постановление Правительства Астраханской области «О Положении о проведении конкурса проектов (программ) молодежных и детских объединений на получение государственной поддержки в форме субсидий, предоставляемых из бюджета Астраханской области».

О ключевых понятиях.

В связи с кардинальными изменениями, произошедшими в детской среде за последние годы и повлекшими еще большие изменения в уникальном социальном институте – детской организации, все острее встает проблема использования понятийного аппарата.

Ряд ученых в разное время предложили трактование понятий «детское объединение», «детская организация». Они представлены в сравнительной таблице ниже.

«ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»

«ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интресы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов. Общественным считается такое объединение, которое:

Создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

Осуществляет социально-творческую деятельность;

Не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – это добровольное детское формирование (70% или 100% детей), в которое объединились подростки самостоятельно или вместе со взрослыми для осуществления приоритетно общественно-значимой и организаторской деятельности, конституирующей их как субъектов социального действия.

ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ в системе детского движения – сообщества, содружества детей, базовые, первичные образования, в которых основные участникик – дети, ребенок – субъект жизнедеятельности группы, взрослый – активный ее участник, признанный детьми: Лидер – Вожатый – Личность. В основе детское объединения – инициативы, самодеятельность детей, дружеское общение. Структура детского объединения – демократичная, без жесткого «подчинения», иерархии. Это подлинная детская организация их жизнедеятельности на основе общественных интересов детей (потребностей микрорайона, школы, учреждения дополнительного образования детей, семьи, общества, страны, региона), позволяющая ребенку раскрыть, проявить, а часто – открыть свои индивидуальные интересы (детские объединения в школах, учреждениях дополнительного образования создаются на основе личных интересов детей, которые могут перерасти в «общественные».)

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка.

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – это объединение детей (детей и взрослых), характеризующееся социальной направленностью своей деятельности, определенной степенью развития самодеятельных начал, подверженное в той или иной форме и мере целенаправленному педагогическому влиянию (в широком смысле этого понятия).

Детское общественное объединение объективно решает следующие важнейшие задачи: включение детей в социальную жизнь, в социальную практику общества на посильном для них уровне, адаптацию детей к социальной среде, удовлетворение их потребностей, интересов и запросов (в том числе тех, которые слабо удовлетворяются школой и т. п.), а также защиту прав, достоинства и интересов, в том числе и от негативных влияний окружающей детей социальной среды.

Детские общественные объединения могут иметь, а могут и не иметь государственный или иной официальный статус, но обязательно должны пользоваться значительной самостоятельностью в своей жизнедеятельности.

Детские общественные объединения характеризуются разновидностью символики, атрибутики и ритуалов, наличием (в том числе в процессе формирования) своих традиций.

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – конкретная институциональная форма социально-педагогической системы, обеспечивающая активное включение личности в социальные отношения, воспроизводство и развитие системы социальных связей в процессе ее участия в деятельности, направленной на решение социально-значимых задач.

ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе , выраженную структуру и фиксированное членство.

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – это детское общественное объединение, имеющее жесткую структуру, фиксированное членство, четко определенные нормы жизнедеятельности, права и обязанности членов общности, символы и ритуалы, разработанные совместно детьми и взрослыми, документы для внешнего (органов юстиции) и внутреннего (членов объединения) пользования.

ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – особая форма детского движения (могут быть общественные организации для детей, создаваемые взрослыми структурами).

Это структура в социально-политическом устройстве государства, выражающая интересы детей, их участие в общем деле, средство проведения в среду детей политики государства, экономики, культуры ценностей.

Это многоступенчатая, иерархическая, «закрытая» (относительно), упорядоченная структура, четко обозначающая свои цели, задачи, права, обязанности своих членов, позицию взрослых, роль, место детских объединений (разного возраста, направленности), действующая на основе самодеятельности, самоуправления в сочетании с руководством взрослых.

Это, как правило, узаконенная, признанная государством форма детского движения, деятельность, которая не противоречит конституции, законодательству государства, пользуется поддержкой государственных структур.

По названиям, направленности основной деятельности, степени развития, оформления опыта детские организации сегодня представлены как республиканские, региональные (областные, городские), межрегиональные в формах «союзов», «ассоциаций», «движений», «клубов», «агентств», по направленности деятельности – пионерская, скаутская, профильные, религиозные детские организации.

ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – особая социально-педагогическая группа детей и взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющая четкую организационную структуру , способствующая личностной организации ребенка.

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – добровольное, сознательное, самодеятельное объединение детей для удовлетворения своих потребностей, ориентированное на идеалы демократического общества.

Детские общественные организации имеют четко выраженную структуру, фиксированное членство, регулирующие деятельность участников, нормы и правила.

Детскими признаются подростковые, юношеские организации, движения, союзы, общества, иные общества граждан, а также объединения (ассоциации, федерации) детских организаций, которые в своем составе насчитывают не более 30% взрослых, не менее 70% детей.

Детская общественная организация – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, которое построено на принципах самодеятельности и организационной самостоятельности, имеет своей задачей содействие естественному стремлению детей к самореализации и самоорганизации на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов членов организации, защиту их прав и потребностей, а также социальное становление подрастающего поколения.

ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – самостоятельное, самодеятельное объединение, имеющее своей целью воспроизводство в подрастающем поколении личностных качеств, системы взглядов, отношений и взаимодействий с окружающим миром, присущих определенной категории взрослого населения и реализующее свою цель в совместной деятельности детей и взрослых через определенную систему отношений, структуру, финансовый механизм, определенные в уставе, имеющее особые внешние отличия (символы, ритуалы, церемонии, атрибуты).

Представляется логичным завершить сравнительную таблицу определениями, имеющими силу закона, ибо они сформулированы в Федеральном законе «Об общественных объединениях», принятом Государственной Думой 14 апреля 1995 года и вступившем в силу 19 мая 1995 года:


«…Статья 5. Понятие общественного объединения.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения…

…Статья 8. Общественная организация.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом…»

Таким образом, из данных определений становится понятно, что понятие «общественное объединение» более широкое, нежели понятие «общественная организация».

Согласно ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. При этом общественные объединения, созданные в любой из перечисленных форм, могут как регистрироваться в порядке, предусмотренном данным Законом, и приобретать права юридического лица, так и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ст. 3, 8 – 12).

Конечно, в Законе речь не идет о детских общественных объединениях и организациях, так как не учитываются их специфические особенности, но вместе с тем, юридическая регистрация этих детских формирований происходит только в соответствии с соответствующими статьями ФЗ «Об общественных объединениях». Именно поэтому, понятия «общественное объединение» и «общественная организация» нами признаются как инвариантные.

Разработки ученых, представленные в сравнительной таблице, характеризуют очевидную попытку авторов внести в определения все, чем занимаются или могут заниматься детские общественные объединения и организации, обозначением обязательных различий, управленческого механизма, организационного строения и пр. Эта задача невыполнима, потому что детская общественная организация и детское общественное объединение – живой, гибкий, мобильный, постоянно меняющийся механизм.

На наш взгляд, в настоящее время (период возрождения, активного создания, становления и выживания детских организаций) возможен наиболее приемлемый путь - дать определение этих понятий именно для данного исторического периода развития страны и детских формирований.

Детские организации и объединения значительно отличаются от взрослых по ведущему признаку – участию взрослых в деятельности детского формирования. Многолетний мировой опыт возникновения и развития различных детских организаций показывает, что для их зарождения было необходимо волеизъявление не только и не столько будущих членов организации, сколько определенной части взрослого населения данной страны (конкретного класса, прослойки, партии, молодежной организации…) Роль взрослых и может определяюще влиять на содержание деятельности детей.

В связи с этим доктор педагогических наук, профессор предлагает следующее толкование понятий:

Детское общественное объединение – формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей и саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых.

Детская общественная организация – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое на основе Устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся.

Данный подход не разъединяет, а объединяет эти понятия и детей, входящих в организации и объединения. Более того, совершенно очевидно, что формально созданы условия взаимодействия, взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимозависимости, так как на начальном этапе детская общественная организация может быть во многом организована как детское общественное объединение. В свою очередь, на более высоком этапе развития (сформированы органы детского самоуправления, определились лидеры, коллективное планирование и т. д.) детское общественное объединение может перерасти в детскую общественную организацию. По сути, в нашей практике это так и происходило, что позволяет говорить о закономерности и обусловленности процесса, способствующего созданию всесторонних возможностей эффективной самореализации ребенка.

Цель детской общественной организации можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой - как сугубо социализирующую цель, которую решают взрослые.

Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей в организацию возможно лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов, возможность самореализации. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности, делала их более «взрослыми».

Известный психолог сделал образное и точное замечание: то, что мы расцениваем как слабость воли, у детей и подростков чаще всего является слабостью цели. Ребята не добиваются чего-то, не преодолевают себя и обстоятельства не потому, что не могут этого сделать, а потому, что не видят, зачем это надо делать, не имеют соответствующих жизненно-важных целей.

Здесь объяснение многих неудач организации и один из важнейших путей ее обновления.

Второй аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется самореализация ребенка. Результатом этого является желание и готовность членов детской организации к выполнению социальных функций в обществе.

Проблема целеполагания в деятельности детской общественной организации очень важна. Понимание взаимосвязи идеала и конкретизации цели деятельности должно быть диалектично : постепенное воплощение идеала, приближение к нему, учитывая конкретные исторические этапы общественного развития.

К сожалению, при определении цели детской организации долгое время пытались трансформировать идеальную модель - гармонически развитую личность - в реальную воспитательную цель, которая являлась недостижимой. Цель любой деятельности - не только направление, но и возможность достичь практического результата. Это своего рода проект действия, определяющий характер и упорядоченность различных актов и операций как идеальное предвосхищение результата деятельности.

Рассматривая с этих позиций цель деятельности, можно выделить ее главные составляющие, соответствующие основным социальным функциям человека в жизни и, следовательно, создающие возможности его самореализации. Речь идет о формировании у членов детских организаций готовности (по):

▪ к цивилизованным экономическим отношениям;

▪ к политическим отношениям на основе норм демократической культуры;

▪ к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

Каждая из составляющих реализуется в тесной связи с другими.

Цель детской общественной организации можно сформулировать как создание условий для социального становления и самореализации ребенка, что самими детьми формулируется как перспектива интересной жизни.

Понимание цели позволяет по-новому обозначить задачи организации, способствующие социализации и самореализации ребенка:

▪ формирование социальных умений в экономической, политической и духовной сферах;

▪ формирование мотивов социальной деятельности;

▪ создание условий для самореализации детей, раскрытия их творческих потенциалов;

▪ стимулирование самопознания и самовоспитания членов детской организации.

Итогом реализации вышеназванной цели и задач является сформированность у членов организации готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе.

Как показала многолетняя практика, на этапе возрождения детского движения в стране наиболее эффективный путь обновления содержания работы детских организаций – это путь разработки и реализации программ деятельности – вариативно –программный подход.

Вариативно-программный подход – это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для социализации личности. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.

Отличие общественного объединения

от других образований.

Работая на практике и взаимодействуя с представительствами АРОО АДМОО, мы столкнулись с такой проблемой: на базе средних общеобразовательных учреждений действуют детские общественные объединения, которые входят в наш состав, но подчас не все объединения соответствуют тем нормам закона, которые закреплены в документах различных уровней. Очень часто в средних общеобразовательных учреждениях понятие «общественное объединение» идентифицируется с понятием «школьное ученическое самоуправление». Некоторые педагоги дополнительного образования задаются вопросом: «А каким образом я могу создать общественное объединение на базе своего творческого объединения? С чего начать?» Возникают и другие вопросы. В первую очередь необходимо обратить внимание на отличительные признаки данных понятий, которые обобщены в нижеследующей таблице:

Критерии

Общественное объединение

Ученическое самоуправление

Образовательное (творческое) объединение

Определение

Детское объединение - это объединение, в которое входят граждане до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Система участия обучающихся в управлении ОУ, а также решении значимых для них проблем, развитии самостоятельности, принятии и реализации управленческих решений; наличие групповых целей деятельности.

(Рожков "Ученическое самоуправление" 2001).

Форма организации и способ педагогической организации деятельности детей, содержание образовательной программы . Форма: клуб, студия, секция, ансамбль, команда, театр, хор, творческое объединение.

Цель создания

Цели разные, направленные на удовлетворение интересов.

Включение учащихся в управление школой, развитие лидерских навыков

Образовательная

Нормативная база

Закон РФ "Об общественных объединениях в РФ".

Закон РФ "Об образовании" ст.35 п.2, ст.50 п.4.

Закон РФ "Об образовании", Типовое положение.

Статус, документы

Не является либо является юридическим лицом (общественная организация). Действует на основании Устава.

Не является юридическим лицом. Действует на основании Положения об органах самоуправления.

Не является юридическим лицом. Действует на основании Устава учреждения, Положения об образовательных структурах учреждения.

Значение для общества

Социализация личности. Демократизация общества. Развитие социально-активных личностей.

Личностное становление школьников – лидеров.

Повышение образовательного потенциала общества.

Наличие взрослого

Педагогически востребовано в детском объединении, в молодежном объединении понятие «взрослый» может отсутствовать вообще.

Педагогически востребовано, особенно на этапе создания и становления самоуправления.

Обязательно.

Статус взрослого

Член объединения;

Член выборного органа;

Руководитель объединения.

Полномочия закрепляются в Уставе объединения. Миссия взрослого определяется целью объединения. Педагогическую миссию определяет сам.

Состав: не менее 2/3 (70%) участников-детей до 18 лет, либо до 100% детей (молодежные объединения).

Взрослый - не может быть членом. Руководителем выбирается обучающийся. Взрослый может входить в состав Совета с правом голоса. Статус взрослого может быть закреплен в Положении о самоуправлении. Состав: учащиеся 5-11 классов.

Миссия взрослого – образовательная. Статус - руководитель объединения. Возраст более 18 лет + образование. Полномочия закрепляются в должностной инструкции .

Способ создания

По инициативе граждан.

В любом месте.

Предусматривается в Уставе образовательного учреждения. Возможность создания закреплена в Законе "Об образовании".

В структуре ОУ. Решением руководителя, закрепляется приказом, в соответствии с нормативными требованиями.

Программа

Принимается на общем собрании. Содержание ее направлено на членов объединения и на окружающих.

Деятельность осуществляется на основе планов, согласованных с планом воспитательной работы ОУ. Планы направлены на защиту интересов учащихся, с учетом потребностей ОУ.

Образовательная программа и план утверждаются администрацией или на методическом совете.

Участники (состав и возраст)

С 8 лет. Есть лидеры, актив, участники. Бывают члены и участники. Общее количество от 12 человек и больше, неограниченно.

Участник самоуправления + члены организации Самоуправления. Все участвуют, есть представительные формы: референдум, опрос.

Постоянный состав отмечается в журнале. Обучающиеся или воспитанники.

Принципы управления

Самоуправление, равноправие, гласность.

Законность, равноправие, гласность. Разделение полномочий и сотрудничества. Выборность. Реальность прав и обязанностей. Ответственность всех. Представительство в центральных органах. Руководитель-ученик.

Единоначалие. Самоуправление в отдельных вопросах. Руководителем является взрослый по приказу. Смена управления через администрацию.

Принципы управления

Самоуправление;

Добровольность;

Равноправие;

Законность;

Гласность;

Выборность руководящих органов.

Смена руководителя производится путем перевыборов.

Законность;

Равноправие;

Гласность;

Выборность руководящих органов;

Разделение полномочий органов самоуправления, каждого члена коллектива;

Представительства первичных коллективов, их тесной связи с центральными органами самоуправления.

Смена руководителя происходит только путем перевыборов.

Законность;

Обязательность (добровольность);

Разделение прав и обязанностей.

Смена руководителя производится согласно приказа.

Важные моменты в деятельности

общественного объединения .

Опыт показывает, что в деятельности практически любого нормально функционирующего общественного объединения можно выделить несколько важных моментов:

Ø Команда

Ø Деятельность

Ø Организационная культура

Ø Ресурсное обеспечение деятельности объединения

Ø PR объединения

Ø Установление контактов с другими организациями

Ø Работа с потенциальными членами объединения

Команда.

Создавая объединение, необходимо помнить, что долго на личном энтузиазме не продержишься. Бессмысленный героизм одиноких лидеров - руководителей – следствие невнимания к структуре организации, к тому, как все построено, и кто за что должен отвечать. Во-первых, следует иметь в виду, что организация создана не для удовлетворения только лишь нужд своих членов. Члены объединения также должны работать для нее. Во-вторых, объединение должно иметь работающий актив, правление, каждый член которого несет персональную ответственность за определенную часть работы. На наш взгляд, в таком правлении должно быть как минимум 7 человек:

2. Заместитель руководителя, ответственный за работу по программам деятельности.

3. Привлечение ресурсов в объединение.

4. Ответственный за формирование положительного общественного мнения об объединении и ее деятельности.

5. Ответственный за формирование и развитие организационной культуры.

6. Ответственный за взаимодействие объединения с организациями.

7. Ответственный за работу с потенциальными членами объединения.

Естественно, все члены правления должны быть единой командой.

Деятельность.

Главная цель первичного объединения – создание условий для всестороннего развития ребенка , молодого человека в различных сферах общественной жизни. Реализация данной цели, как правило, происходит посредством включения членов организации в реальную социально-значимую деятельность. Деятельность – это то, чем живет объединение, что приносит ей призвание и авторитет , в процессе чего и по поводу чего общаются члены объединения, чем они дорожат и гордятся. Главное, чтобы она носила социально-значимый характер и создавала условия для включения членов объединения в реальные социально-значимые отношения, способствуя оптимизации процесса их социализации.

1. Формирование и пропаганда среди детей и молодежи идей здорового образа жизни, профилактика употребления наркотических средств, алкоголя, профилактика негативной агрессии молодых людей.

2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, организация фестивалей, конкурсов, концертов, интеллектуальных игр и игр КВН.

3. Исследование истории своего края, организация краеведческих экспедиций, изучение национальной и отечественной культуры, истории России , формирование у молодых россиян патриотических чувств, любви к своей Родине.

4. Защита прав детей и молодежи, отстаивание интересов молодых людей перед государством и обществом.

6. Укрепление физического здоровья детей, культивирование занятий спортом, организация спортивных соревнований и праздников, проведение военно-спортивных игр и лагерей.

7. Экологическое просвещение населения, пропаганда экологических знаний и соответствующего им образа жизни, проведение экологического мониторинга и организация экологических акций, природоохранная деятельность, разработка и реализация творческих экологических проектов.

Фришман самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород, 2007.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 01.01.01г. № 82 ФЗ //Собрание законодательства РФ от 01.01.2001. № 21.- Последние изменения в закон были внесены 23.07.2008г.

Волохов и работаем по понятиям // Теория. Опыт. Методика. – Н. Новгород, изд-во технологии», 2006.

Хочу быть лидером! Выпуск 4. – Н. Новгород: изд-во технологии», 2006.

Изначально заложенная вариативность программ детских и молодежных общественных организаций предопределяет возможность и стимулирует разработку каждым объединением собственных планов, отвечающих запросам и способностям конкретных детей, условиям объединения и социальной среды, в которой действует эти организации.

Позитивные изменения в структуре детского движения и содержании деятельности объединений (организаций) обусловили значительное расширение возможностей выбора воспитательных стратегий, и это важное условие формирования демократического общества, обеспечивающего свою целостность благодаря разнообразию и вариативности подходов, форм и способов деятельности. Однако возникшая свобода выбора ребенком, подростком подходящей для себя организации сегодня проявляется главным образом как свобода не выбирать ни одну из них. По данным социологических исследований, лишь немногим более 17% детей соответствующего возраста являются членами детских и молодежных общественных объединений (организаций). Фактически охват детей различными формами самоорганизации упал до критически низкой отметки, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с молодежью.

В свое время комсомол и пионерская организация успешно вели работу, связанную с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, организацией досуга по месту жительства, помогали противопожарной, пограничной службам и т.п. В результате перестройки эти направления почти исчезли из поля зрения новых объединений и организаций, став объектом дополнительных забот государственных органов и затрат из госбюджетных средств. Заметим, что современные подростки по-прежнему испытывают естественную тягу к разнообразным видам внеурочной деятельности в кругу сверстников и более 60% 11-15-летних ребят выражают желание быть членами детских объединений. Есть немало и других фактов, свидетельствующих о незаменимости детского и молодежного движения как особого института социализации.

Анализ современной практики позволяет классифицировать детские объединения по следующим критериям.

С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения:

1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);

2) социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации);

3) связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.);

4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);

5) культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);

6) борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристические).

Решающую роль в молодежном и детском общественном объединении играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, вожатого). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех, что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в этом отношении фактически предоставлена почти полная свобода. При этом резко снижается роль профессиональных педагогов, конкурентами (или союзниками) им становятся служители церкви, представители финансово-монопольных и частных структур.

Зарегистрированные общественные объединения детей и молодежи в РФ распределяются по чрезвычайно широкому спектру уставных целей и задач, статусу (международные, национальные, межрегиональные, муниципальные и др.), профилю деятельности, организационно-правовой форме. Многообразие социальных инициатив детей и молодежи, их направленность на конкретные практические проблемы людей демонстрируют позитивную прагматичность и социальный оптимизм подрастающих поколений современной России.

Значительное место среди молодежных и детских объединений занимают малые, временно действующие группы, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. Это самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самостоятельности.

Некоторые детские общественные объединения перерастают в организации менее демократичные, в структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» представлена многочисленными объединениями досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, в которых ребята выступают преимущественно в качестве активных участников. Здесь царит дух сотрудничества детей и взрослых, проявляется увлеченность общим делом, все основано на взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини воспитательные системы.

По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:

а) относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры;

б) существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них зарегистрированы как «детские») или взрослых неполитических движений (например, экологического).

Исторически «сложилась взаимосвязь детского движения и внешкольных учреждений. В нашей стране эти две уникальные системы воспитания зародились практически одновременно. На базе детских самодеятельных объединений были созданы первые государственные внешкольные учреждения (в 2003 г. они отметили свое 85-летие) . В свою очередь, внешкольные учреждения являются центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой, «кузницей кадров» организаторов, руководителей детского. движения. Что объединяет эти формы государственного и общественного воспитания? Во-первых, специфическая сфера их деятельности - «досуговое пространство» детей, его педагогически разумное наполнение в интересах личностного развития. Во-вторых, цели, содержание, форма деятельности ребенку предлагаются (и вовсе не обязательны); ему предоставляется возможности выбора, «проб и ошибок», смены занятий, проявления своего «Я» в различных ролях, условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми.

Возникновение неформальных, чаще протестных, организаций связано с неприятием молодежью социальных и духовных ценностей. В 90-е гг. XX в. появились своеобразные объединения детей и подростков, предпочитающих уйти от обыденной жизни в созданную силой своего воображения новую реальность. Пример такого современного объединения - движение «толкинистов», распространившиеся во многих странах мира. Оно образовано поклонниками творчества английского писателя Д. Толкиена, в произведениях которого существует специфический фантазийный мир со своей идеологией, философией, населенный хоббитами, эльфами и другими сказочными существами. В крупных городах мира и в России появились группы скинхедов -фашиствующие подростковые банды, объединяющихся на основе ксенофобии, расизма, национализма и шовинизма. В подростковой среде скинхеды воспринимаются как современные борцы за социальную справедливость и как идейные герои, их количество растет. К относительно новым можно отнести антиглобалистские, а также виртуально-компьютерные молодежные объединения.

Следует отметить, что в современном детском движении упрочилась база правового регулирования сферы деятельности детских общественных объединений, которые впервые в истории России получили правовой статус. Федеральные законы «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) определили основные понятия молодежного и детского общественного объединения и примерные направления их деятельности. При этом выделена и закреплена законодательно новая защитная функция; установлены гарантии создания детских объединений на базе образовательных учреждений; предусмотрены основные направления государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, Определены меры ответственности органов исполнительной власти и руководителей объединений за исполнение принятых законов.

На нормативно-правовом уровне закрепляется приоритет молодежных и детских объединений в государственной поддержке проектов и программ, направленных на развитие и воспитание детей и молодежи. По состоянию на начало 2002 г. в систему государственной поддержки включались 48 организаций, в том числе 32 молодежных и 16 детских; 20 организаций были общероссийскими, 26 - межрегиональными и 2 - международными. Произведенные изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов расширили возможности молодежных и детских объединений по представлению своих проектов и программ. В целом за последние 4 года проведения конкурса рассмотрено 350 проектов и программ, из них 120 рекомендовано на предоставление государственной поддержки на сумму около 4 млрд. рублей.

Принципы партнерства, договорного характера отношений, активного участия молодежных и общественных объединений в реализации государственных программ и мероприятий включены в концептуальные основы деятельности государственных органов. Данная позиция на нормативном уровне представлена в ряде федеральных законов, но ее реализация остается пока не всегда эффективной.

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 329.78; 37

Дмитриенко Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Кокшетауский государственный университет им. Ш. Валиханова, Казахстан

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Статья посвящена проблеме поиска новых методологических ресурсов развития детского движения как социально-педагогической системы. В статье представлена логика социально-педагогической рефлексии, основные категории и сущность воспитательного потенциала детской общественной организации.

Ключевые слова: общественные отношения, социальная система, общественные организации, социальные процессы, детское движение, детские общественные организации, социальный / воспитательный потенциал.

Системность (система) как универсальное свойство материи, обеспечивающее упорядоченность ее движения, целостность и гармонию бытия, привлекает внимание философов самых различных школ, начиная с античности (Платон, Аристотель, Евклид и т.д.) и до наших дней.

Не вдаваясь в глубокие теоретические размышления о сущности системы как универсальной формы и организационного способа материального бытия, отметим ее наиболее общие характерные признаки:

Устойчивая совокупность ее составляющих элементов, находящихся в определенных связях, взаимоотношениях не только между собой, но и с внешним миром, образующих некое целостное организационное единство;

Полифункциональное разноуровневое существование;

Диалектическая противоречивость развития;

Динамичность, автономность бытия и др.

Поскольку понятие «система» имеет весьма широкую сферу применения и соотносится с характеристикой любых материальных объектов, то его толкование предполагает обязательную конкретизацию: о каком типе систем идет в данном случае речь.

Использование принципов конкретизации и ти-пологизации позволит нам определиться с принципами научного изучения и моделирования детских организаций как особенных системных образований.

Любая детская общественная организация является, прежде всего, социальной системой, которой свойственны:

Смысловая целесообразность или ценностная значимость с общественной и личной индексацией;

Целостность как принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, равно как зависимость каждого элемента системы (личности, группы и пр.), свойства (общения, предметной деятельности, поведения и т.д.), их внутренних и внешних отношений от занимаемого ими места, статуса, функций, обус-

ловленных спецификой данного единого (целостного) социального организма;

Структурность или упорядоченность, обеспечивающая:

а) возможность логического познания и моделирования системы путем последовательного раскрытия и определения присущих ей связей, отношений, зависимостей;

б) функциональное состояние не столько отдельных ее компонентов (элементов), сколько жизнеспособность, тенденции развития системы в целом. Иными словами, структурная специфика социальной системы, как и любой другой, детерминирует ее потенциальные возможности и особенности актуализации;

Иерархичность: каждый компонент системы достаточно автономен и может функционировать, а также изучаться как достаточно самостоятельная социальная система (личность, микрогруппа, группа) в структуре некой общей системной целостности. В свою очередь, исследуемая общественная система является также одним из многих автономных социальных субъектов (компонентов) более сложной материальной системы. Таким образом, каждый элемент системы, обладая своими уникальными свойствами, отражает, несет в себе и свойства родственной ему социальной системы, а также свойства других социальных систем в зависимости от степени их социокультурной сопричастности к его жизнеобеспечению;

Полифункциональная взаимозависимость социальной системы и среды: системные свойства любого социального организма образуются и проявляются не произвольно, а детерминируются логикой, особенностями взаимоотношений со средой обитания, в которых социальная система является не пассивным объектом, а инициативным социальным субъектом, оказывающим существенное влияние на окружающую действительность, изменяя и преобразуя ее в соответствии с возникающими актуальными внутренними (субъективными) и внешними (объективными) потребностями и аналогичными реальными возможностями;

© Дмитриенко Е.А., 2014

Организационная пластичность и динамичность, обеспечивающие жизнеспособность данной социальной системы, ее развитие как весьма сложного полиструктурного, многофункционального целостного социального субъекта. Все естественные и вынужденные изменения системного образования конкретного социального организма требуют неукоснительного соблюдения принципа необходимости и достаточности;

Социальность - ведущая качественная характеристика всей системы и каждого ее компонента, каждого отдельного и всех ее свойств, проявляющаяся в степени разумной целесообразности всего многообразия жизненных явлений, актов, потенций данной системы;

Саморегуляция и соуправление процессов своего жизнеобеспечения и жизнеспособности, сосуществования с другими компонентами общественного организма и материального мира: создание специальных регуляторов бытия (уставов, программ, норм, законов, принципов, стимулов, атрибутов, стандартов и т.д. с учетом общепринятых нормативов, традиций и т.п.).

Существование социальной системы как целостного, сложноорганизованного, структурно-упорядоченного, динамичного, полифункционального, саморазвивающегося общественного организма, бытие которого характеризуется относительным постоянством, устойчивостью и консерватизмом, предрасположено, тем не менее, к разрушению, к распаду, угасанию, исчезновению, если:

а) утрачивается ее смысловая значимость, как на личностно-индивидуальном, так и на общественно-государственном уровнях;

б) нарушаются ее основные связи, взаимоотношения, системы внутренней и внешней коммуникаций, зависимостей, саморегуляция и соуправление;

в) сущностно изменяются, искажаются общие и частные функции и свойства, рождающие несоответствие целей и результатов деятельности, отрыв от реальностей бытия, актуальных проблем, внутренний и внешний дискомфорт социальной системы;

г) наблюдаются явления застоя, нет естественного, действительно необходимого развития, новизны, отсутствуют ближние и дальние реальные перспективы.

Важнейшим компонентом любой социальной системы является ее социальный потенциал как «интегральный показатель нереализованных возможностей прогрессивных изменений социальной действительности» . Вполне очевидно, что социальный потенциал можно условно обозначить понятием «проектная мощность» социальной системы.

Социальный потенциал общественных систем интегрируется на многоуровневой системной основе. Ее главными векторами (параметрами) являются личностные и общественные социальные отно-

шения, образующие некую относительную системную целостность при сохранении своей автономности. Таким образом, социальный потенциал можно охарактеризовать как оптимальное многообразие социальных возможностей проявления, утверждения, функционирования и развития, то есть реального существования данной общественной системы, обеспечивающей в той или иной степени социальное благополучие как своих собственных членов, так и средового окружения, партнеров, объектов взаимоотношений. Именно социальное благополучие всех и каждого социальных субъектов, объектов находящихся в жизненной сфере данной системы или имеющих к ней отношение, является основным критерием ее социального потенциала, социальной ценности.

Как системное сущностное образование социальный потенциал представляет собой интегрированные возможности своих системообразующих компонентов. Прежде всего, собственно человеческие возможности своих членов, особенно организаторов, актива.

В понятие «социальный потенциал» входят не только существующие в настоящее время возможности и источники развития общественной системы, но и их предпосылки, наиболее часто заявляющие о себе в форме различных инициатив социальных субъектов - носителей данной системной сущности.

В отличие от творческого потенциала личности социальный потенциал общественной системы может прогнозироваться, планироваться, моделироваться. Его актуализация обеспечивается не только путем личностно-индивидуальной самореализации и самоуправления, но и условиями внешнего благоприятствования, соответствующим уровнем внешнего управления и соуправления, согласованностью внешних и внутренних управленческих отношений.

Общественные образования, обладающие всеми вышеназванными свойствами социальных систем, особенно выраженным социальным потенциалом, принято считать общественными организациями.

В переводе с позднелатинского «организация» -сообщаю стройный вид, устраиваю». С общенаучной точки зрения «общественная организация» -специальное объединение людей, совместно реализующих целевую программу и действующих на основе определенных правил и процедур, обеспечивающих интеграцию процессов и дел, направленных на образование и совершенствование взаимоотношений, связей между различными социальными субъектами для достижения социально значимых целей и благонамеренных перспектив .

Таким образом, при исследовании возможностей использования социального потенциала детских сообществ в педагогических, воспитательных целях необходимо изучать особенности именно дет-

Детская общественная организация как социально-педагогическая система

ских общественных организаций, предполагающих непременное заинтересованное участие в своих делах специальных организаторов - специалистов, а также широкого круга заинтересованных лиц: друзей, родителей, педагогов, представителей общественности, государства. Мы имеем в виду, прежде всего формальные детские организации, имеющие официальный правовой статус.

Нередки случаи, когда инициатива создания детского общественного объединения исходит из внутренних, собственно детских потребностей и организационных возможностей. В результате появляются так называемые неформальные организации, которые, по существу, являются группами, группировками, клубами, но не общественными организациями, так как не обладают даже элементарными свойствами целостных социальных систем, прежде всего, открытостью для внешних коммуникаций и соуправления.

Создание общественных организаций требует серьёзной работы по моделированию так называемого матричного уровня социального потенциала -его воспитательной системы (воспитательного потенциала), гармонично вписывающейся в реальные социальные процессы.

Социальный процесс есть ни что иное как динамичная совокупность устойчивых актов взаимоотношений людей, выражающих определенную тенденцию изменения или сохранения общественного положения (социального статуса) или образа жизни больших социальных групп, условий воспроизводства и развития каждого конкретного человека как личности, а также влияющих на социальное самочувствие, благополучие всех включенных в данный процесс социальных субъектов. В отличие от отдельных событий и явлений социальный процесс характеризуется протяженностью во времени, логической последовательностью, пространственными параметрами. Ему свойственны такие характерологические признаки:

Многократность повторения типичных социальных явлений, их массовое проявление с доминированием наиболее общих характерологических свойств. Именно этим объясняется ценностная значимость системы специальных общественных поручений, церемониалов, ритуалов, определенных дел, акций и пр., присутствующих, как правило, во всех детских организациях, зарекомендовавших себя на мировом уровне;

Явно выраженный общественный характер диалектического развития, направленный на стабилизацию, укрепление, совершенствование и обогащение социальных отношений, систематизацию общественных формирований. В жизнедеятельности детских организаций это проявляется и на уровне целей общественного движения детей, и в направленности их дел и поступков, осуществляемых, как правило, под девизом: «делай каждый день

доброе дело!» Вся же система деятельности организации имеет ярко выраженную общественно полезную направленность;

Свобода социального выбора участников социального процесса, обусловленная мерой их личной ответственности, определяющая степень их самодеятельности, самостоятельности, автономности и уровень социального статуса в сложившейся системе общественных взаимоотношений;

Закономерность развития, обеспечивающая устойчивость, диалектическую стабильность, управляемость социального процесса.

По классификации немецкого социолога Л. фон Визе социальные процессы могут быть: а) ассоциативные (объединяющие), б) диссоциативные (разъединяющие). Каждый процесс состоит из ряда подпроцессов. При этом основным критерием классификации является характер влияния процесса на системную целостность социальных организмов, их субъектность, на качество социальных взаимоотношений.

По характеру направленности социальные процессы, к которым относится детское общественное движение, подразделяются на следующие виды: а) процессы воспроизводства социальных отношений, явлений, б) процессы развития социальной сущности различных общественных форм материального бытия. Иными словами, социальные процессы всегда имеют как внешнюю, так и внутреннюю направленность (преобразующую и преобразовательную). Таким образом, развитие социального потенциала детской организации осуществляется одновременно в сфере надличностных общественных отношений (а), а также в личностно-ин-дивидуальных сферах общественного бытия членов организации, существенным образом влияя на внутренний мир детей, их социальные ценности, социальный выбор (б). Если первые (а) направлены на создание и поддержку существующих нормативных общественных отношений, сохранение их формы, институциональности системы, то вторые (б) предполагают сущностные, качественные изменения.

Социальные процессы, обеспечивающие жизнеспособность детских общественных организаций, детерминированную достаточно развитым, энергоемким воспитательным потенциалом и благоприятными средовыми условиями существования, должны быть:

Во-первых, ассоциативными, то есть реально способствующими общественному объединению детей на основе ценностно значимых для них жизненных перспектив;

Во-вторых, воспроизводными, моделирующими социальные отношения традиционного стиля, направленные на воссоздание, воспроизводство человеческих ценностей, богатств культуры, социального опыта;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

В-третьих, развивающимися и развивающими, наделенными на перспективные тенденции развития общества, на так называемое светлое будущее, то есть на дальнюю перспективу с учетом актуальных запросов и возможностей ближних перспектив (А.С. Макаренко), на оптимальное социальное развитие каждого ребенка - члена организации, независимо от его происхождения, социального статуса, одаренности, национальности, вероисповедания и т.д.;

В-четвертых, социетальными, способными к саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию.

Основными показателями результативности, эффективности вышеназванных социально-образовательных процессов следует считать уровень проявления их качественных свойств, универсальными показателями которых являются: социальная комфортность детей и взрослых - членов данной организации, степень реального удовлетворения их актуальных социальных потребностей, а также направленность, содержание и стиль взаимоотношений всех участников данного социального движения, социальный статус, популярность детской организации среди детей и взрослых.

Являясь неотъемлемой частью детства, особенно в наиболее критические периоды подросткового и юношеского социального самоопределения, детские сообщества оказывают огромное влияние на личностное становление, общественное признание ребенка, на его актуальную ситуацию развития, формирование собственного образа жизни. Их можно рассматривать как «зеркало», отражающее уровень, тенденции общественного бытия детей в соответствующем социуме, специфику развития детской субкультуры.

По отношению к детству, к ребенку детские общественные организации выполняют следующие социально значимые функции:

Общественной адаптации и социальной пропедевтики;

Личностно-индивидуальной экспертизы человеческих ценностей, усваеваемых детьми на самых различных социальных уровнях: в семье, в учебно-воспитательных учреждениях, в социуме и пр.;

Тренировочной коммуникации (экспериментального коммуникативного моделирования, выбора нетрадиционных форм, нормативов общения, взаимоотношений и пр.);

Индивидуально-личностной актуализации в условиях комфортного общественного образа жизни (самоопределение, самореализация, самоусовершенствование, самооценка);

Социального коррегирования (самовоспитание, самосовершенствование, самообразование);

Комплексной диагностики и прогноза (многомерное изучение актуального состояния общественного бытия детей, социального развития конкрет-

ного ребенка, детской группы, общности, явлений детской субкультуры с учетом объективных и субъективных данных);

Психолого-педагогической компенсации воспитательных взаимоотношений, имеющих место, развивающихся в семье, школе и в других институциональных учебно-воспитательных системах.

Ценностная значимость детских общественных организаций для подростка определяется соотношением личностно-индивидуальной потребности проявления различных социальных инициатив и возможностей реального социального выбора путей, способов их действительного осуществления в определенном диапазоне общественного бытия. При достаточно благоприятных условиях (возможностях) ребенок добровольно, осознанно принимает на себя ту или иную меру ответственности не только за свои дела и поступки, но и за все содеянное его организацией, то есть за свое личное и общественное бытие. Именно в детских сообществах -самодеятельных организациях наиболее эффективно происходит формирование механизмов социальной саморегуляции взаимоотношений ребенка с окружающим миром, действие которых детерминировано соотношением свободы индивидуального социального выбора и меры его ответственности, регулируемых данными и принятыми нормами общественных отношений. Качественная результативность общественной жизнедеятельности детей в рамках конкретной самодеятельной организации или любого другого неформального объединения зависит от их потенциальных возможностей, которые могут быть как конструктивными - просоци-альными, так и деструктивными - асоциальными или антисоциальными, криминогенными. Нас же интересуют культурологические возможности детских организаций и, соответственно, перспективы моделирования воспитательного потенциала детских социально-педагогических систем, а также условия его оптимальной актуализации и материализации.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. - М.: Педагогика. - 1984.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Писаренко И.Я. Социологическая методология как система: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Минск, 1996 - 69 с.

4. Социологическийсловарь / отв. ред.: Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Изд-во «Норма», 2008. - 608 с.

5. Тесленко А.Н. Воспитательный потенциал столичного социума: опыт социального партнерства // Регион. - 2007. - № 1. - С. 21-30.

6. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.