В 1445 году иоганн гутенберг изобрел. Смотреть что такое "Гутенберг, Иоганн" в других словарях

Немец Иоганн Гутенберг, биография которого описана в этой статье, оказал колоссальное влияние на весь окружающий мир. Его изобретение по-настоящему перевернуло ход истории.

Предки Иоганна Гутенберга

Поскольку родился и жил в пятнадцатом веке, сведений о нем сохранилось очень мало. В те далекие времена лишь видные политические и церковные деятели удостаивались быть занесенными в документальные источники. Однако Иоганну повезло. Современниками был оценен его труд, информация о нем встречается в разных исторических описаниях того времени.

Доподлинно известно, что Иоганн Гутенберг родился в зажиточной семье Фриле Генсфлейша и Эльзы Вирих. Это произошло около 1400 года.

Его родители заключили брак в 1386 году. Мать происходила из семьи сукноторговцев, поэтому их союз считался неравным. В городе испокон веков шла борьба между патрициями (высшие слои бюргерства, семья отца) и цехами (ремесленники, семья матери). Когда противостояние в Майнце обострялось, семье приходилось уезжать, дабы не подвергать опасности детей.

В Майнце у семейства было имение, названное по фамилии отца Генсфлейш, и подворье Гутенбергхоф.

Возможно, изобретатель имел рыцарское звание, хотя происхождение его матери и его собственная деятельность этому противоречили. Однако существует ордонанс, подписанный французским королем Карлом Седьмым, в котором значится имя Гутенберга.

Детство и юность

Краткая биография Иоганна не содержится ни в одном из старинных источников. Восстановить ее можно исключительно по обрывочным данным. Именно поэтому достоверной информации о первых годах его жизни просто не существует.

Записей о его крещении не сохранилось. Однако некоторые исследователи полагают, что день его рождения - 24 июня 1400 года (день Также нет точных сведений о месте его рождения. Это может быть как Майнц, так и Страсбург.

Иоганн был младшим ребенком в семье. Старшего сына звали Фриле, были также две девочки - Эльза и Патце.

После окончания школы молодой человек обучался ремесленному делу, решив пойти по стопам предков со стороны матери. Известно, что он достиг высочайшего мастерства и получил звание мастера, поскольку впоследствии занимался обучением подмастерьев.

Жизнь в Страсбурге

Иоганн Гутенберг с 1434 года жил в Страсбурге. Он занимался ювелирным делом, шлифовал драгоценные камни и производил зеркала. Именно там в его голове зародилась идея создания станка, который будет печатать книги. В 1438 году он даже создал организацию под таинственным названием "Предприятие с искусством". Прикрытием служило изготовление зеркал. Это товарищество было организовано совместно с его учеником Андреасом Дритценом.

Примерно в это время Гутенберг с командой стояли на пороге гениального открытия, но смерть компаньона отсрочила выход в свет его изобретения.

Изобретение книгопечатания

Точкой отсчета современного книгопечатания считается 1440 год, хотя нет отпечатанных документов, книг и источников того времени. Существуют только косвенные доказательства, согласно которым некий Вальдфогель начиная с 1444 года продавал тайну "искусственного письма". Считается, что это был сам Иоанн Гутенберг. Таким образом он старался раздобыть средства на дальнейшее развитие своего станка. Пока он представлял собой лишь выпуклые буквы, созданные из металла и вырезанные в своем зеркальном отражении. Чтобы на бумаге появилась надпись, необходимо было использовать специальную краску и пресс.

В 1448 году немец возвращается в Майнц, где заключает сделку с ростовщиком И. Фустом, который выплачивал ему ежегодно восемьсот гульденов. Прибыль от типографии должна была делиться в процентном соотношении. Но в конце концов эта договоренность стала работать против Гутенберга. Он перестал получать обещанные деньги для технического обеспечения, но прибылью по-прежнему делился.

Несмотря на все неурядицы, станок Иоганна Гутенберга к 1456 году обрел несколько различных шрифтов (в общей сложности пять). Тогда же была отпечатана первая грамматика Элия Доната, несколько официальных документов и, наконец, две Библии, ставшие историческими памятниками для книгопечатания.

42-строчная Библия Гутенберга, напечатанная не позже 1455 года, считается главным трудом Иоганна. Она дошла до наших дней и хранится в музее Майнца.

Для этой книги изобретатель создал специальный шрифт, разновидность Он получился довольно похож на рукописный и за счет множества лигатур и сокращений, которые было принято применять у писцов.

Поскольку существовавшие краски не годились для книгопечатания, Гутенбергу пришлось создавать свои собственные. За счет добавления меди, свинца и серы текст в книге получился иссиня-черным, с необычным блеском, для рубрикации была использована красная краска. Чтобы совместить два цвета, приходилось пропускать одну страницу дважды через станок.

Книга вышла тиражом в 180 экземпляров, но до наших дней дошло немного. Самое большое количество находится в Германии (двенадцать штук). В России был один экземпляр первопечатной Библии, однако после революции советское правительство продало ее на аукционе в Лондоне.

В пятнадцатом веке эта Библия продавалась за 30 флоринов (3 грамма золота в одной монете). Сегодня одна страница из книги оценивается в 80 тысяч долларов. Всего в Библии 1272 страницы.

Судебные тяжбы

Иоганн Гутенберг дважды призывался к судебной ответственности. Впервые это случилось в 1439 году, после смерти его друга и компаньона А. Дритцена. Его дети утверждали, что станок на самом деле является изобретением их отца.

Гутенберг без труда выиграл дело. А благодаря его материалам исследователи узнали, на какой стадии готовности было изобретение. В документах значились такие слова, как "тиснение", "печатание", "пресс", "эта работа". Это явно свидетельствовало о готовности станка.

Доподлинно известно, что процесс остановился из-за отсутствия некоторых деталей, оставшихся у Андреаса. Иоганну пришлось восстанавливать их самостоятельно.

Второй суд состоялся в 1455 году, когда на изобретателя подал иск И. Фуст за неуплату процентов. Суд постановил, что типография и все ее составляющие переходят к истцу. Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание в 1440 году, и спустя пятнадцать лет ему нужно было начинать все с нуля.

Последние годы

С трудом пережив последствия суда, Гутенберг решил не опускать руки. Он пришел в компанию к К. Гумери и выпустил в 1460 году сочинение Иоганна Бальба, а также латинскую грамматику со словарем.

В 1465 году он пошел на службу к курфюрсту Адольфу.

В возрасте 68 лет книгопечатник скончался. Он был похоронен в Майнце, но в настоящее время местонахождение его могилы неизвестно.

Распространение книгопечатания

То, чем прославился Иоганн Гутенберг, привлекало многих. Легких денег хотелось всем. Поэтому появилось много людей, выдававших себя за изобретателей книгопечатания в Европе.

Имя Гутенберга зафиксировал в одном из своих документов Петер Шеффер, его подмастерье. После разрушения первой типографии ее работники разъехались по всей Европе, внедряя новые технологии в других странах. Их учителем значился Иоганн Гутенберг. Книгопечатание быстро распространилось в Венгрии (А. Хесс), Италии (Свейхнейм), Испании. Как ни странно, ни один из учеников Гутенберга не поехал во Францию. Парижане самостоятельно приглашали немецких печатников на работу в свою страну.

Окончательную точку в истории создания книгопечатания поставил в своей работе Антоний Ван дер Линд в 1878 году.

Гутенберговедение

Личность европейского первопечатника всегда была популярной. Исследователи многих стран не упускали возможности написать какую-либо работу о его биографии или деятельности. Еще при его жизни начались споры об авторстве изобретения и месте (Майнц или Страсбург).

Некоторые знатоки называли Гутенберга подмастерьем Фуста и Шеффера. И несмотря на то что сам Шеффер называл Иоганна изобретателем книгопечатания, слухи эти не утихали долгое время.

Современные исследователи называют основной проблемой то, что в первых печатных книгах не стоит колофон, то есть отметка об авторстве. Сделав это, Гутенберг смог бы избежать множества проблем и не позволил бы прозябать своему наследию.

О личности изобретателя известно немного еще и потому, что не существует его личной переписки, достоверного изображения. Количество документальных свидетельств недостаточное.

Иоганн Гутенберг изобрел уникальные шрифты, благодаря которым и удалось установить и подтвердить его наследие.

В России интерес к изучению жизни первопечатника появился лишь в середине двадцатого века. Тогда отмечалось пятисотлетие изобретения книгопечатания. Первым исследователем стал Владимир Люблинский, представитель научного сообщества Ленинграда.

Всего в мире написано и издано более 3000 научных трудов (в их число входит и краткая биография Гутенберга).

Память

К сожалению, не сохранилось прижизненных портретов Иоганна. Первая гравюра, датируемая 1584 годом, была написана в Париже по описанию внешности изобретателя.

Майнц считается не только родным городом Иоганна, но и местом изобретения Поэтому там есть памятник Гутенбергу, его музей (открыт в 1901 году).

Его именем назван астероид и кратер на Луне.

Рис. 3.14. "Корабль дураков" С. Бранта. Титульный лист Рис. 5.15. "Библия бедных" А. Пфистера, 1462 г. Рис. 3.21. Евангелист Лука. Из "Апостола", 1564 г. Рис. 3.22. Первый лист "Апостола", 1564 г. Рис. 3.23. Начало послесловия из "Апостола", 1564 г.

Из сказанного выше ясно, что к середине XV в. в Европе были известны основные процессы, которые легли в основу величайшего изобретения, сделанного И. Гутенбергом. Издавна применялись следующие печатные процессы: бескрасочное тиснение, печатание на тканях, печать с ксилографических форм. Иногда использовались и наборные формы, например, для тиснения на переплетных крышках орнаментов, набранных с помощью отдельных небольших штампов. Стали употребляться также процессы гравирования на металле, отливные процессы. Считается, что в основу конструкции печатного пресса была положена конструкция отжимных прессов, производивших отжим винограда для вина, и нашедших тогда широкое применение. В быту использовались цветные металлы, например, из легкоплавкого олова делали различную посуду. Олово вошло в состав сплава для типографских литер. В г. Майнце было хорошо развито ювелирное дело, с которым тесно связана чеканка монет - процесс, во многом аналогичный изготовлению шрифтов. Гениальность Гутенберга состояла в том, что он объединил уже известные технологии, оборудование и использовал все это для размножения текстовой информации.

Возникла и объективная необходимость изобретения книгопечатания. В Германии были созданы бумажные мельницы, следовательно, появился дешевый материал для печати. В XV в. рукописная книга на бумаге стала более привычной, доступной достаточно широким кругам обеспеченного населения. Она перестала считаться дорогостоящей редкостью. В домах профессоров, ученых, писателей появились небольшие частные библиотеки. Повысились требования к качеству книг, и на первое место вышел вопрос об унификации текстов, основной причиной искажения которых явилась ручная переписка. Часто переписчики искажали тексты, внося в них свои изменения. Бороться с этим можно было только с помощью книгопечатания. Только при книгопечатании нормой становился текст, размноженный в виде сотен и тысяч совершенно одинаковых экземпляров.

С каждым годом возрастал спрос на учебную литературу, и ручная переписка не могла удовлетворить его. Школы и университеты нуждались в большом количестве книг, учебных пособий, имевших единообразное содержание; дать такое единообразие могло только механическое воспроизведение текстов. Не удивительно, что после изобретения книгопечатания наряду с религиозной литературой значительное место среди печатных книг занимали Донаты - учебные пособия по классической латинской грамматике, ведь латынь в те времена была языком науки.

Иоганн Гутенберг родился в городе Майнце. Точная дата его рождения не известна, т.к. не сохранилось соответствующих записей в церковных книгах. Некоторые документы позволяют сделать вывод, что это событие произошло между 1394 и 1399 гг. Его семья принадлежала к патрициям, поэтому отец имел право возглавлять группу из четырех счетоводов, следивших за чеканкой монет в Майнце. Не известно, какое образование получил И. Гутенберг, но не вызывает сомнений тот факт, что изобретатель был образованнейшим человеком своего времени. Для печатания книг мало было обладать суммой технических приемов. Типограф должен был отличаться высокой культурой, потому что в те времена он был и издателем, и редактором, и корректором. Почти все издания Гутенберга напечатаны на латыни. Очевидно, что он должен был в совершенстве владеть этим языком средневековой науки и богословия. Читать и писать Гутенберг обучился в школе при монастыре или церковном братстве. Здесь же он получил начальные знания латыни. Но этих знаний, конечно, было недостаточно для того, чтоб выбрать для печатания своего основного издания удовлетворительный рукописный экземпляр латинской Библии, унифицировать правописание, устранить грамматические, стилистические и текстологические ошибки, т.е. осуществить редактирование. Первопечатник должен был иметь университетское образование. Полагают, что в 1419-1420 гг. он учился в Эрфуртском университете.

Кроме университетских знаний, будущий изобретатель должен был овладеть и определенными техническими навыками. Например, чтобы изготовить типографский шрифт, нужно уметь гравировать по металлу, знать основы литейного дела. Полагают, что познакомиться с приемами обработки металла Гутенберг мог на монетном дворе, где работал его отец. Несмотря на то, что первопечатник был сыном патриция, он вполне мог стать учеником ремесленника и изучить то или иное ремесло. Технические навыки проявились в 1430 г., когда Гутенберг жил в Страсбурге и изготовлял там зеркала, и уже начал работать над своим изобретением.

Первые книги, напечатанные Гуттенбергом, к сожалению, не датированы. Поэтому точный год изобретения можно установить лишь по косвенным данным. Большинство ученых считает датой изобретения книгопечатания 1440 год. Во всем мире принято каждые сто лет торжественно отмечать юбилей книгопечатания. Первый раз его отмечали в 1540 г.

Изобретение Гутенберга позволило размножать только текстовую информацию. Иллюстраций в его книгах не было, хотя он и задумывался над тем, как их воспроизводить. В чем же заключалось изобретение Гутенберга? Можно выделить следующие три его составные части:

  • буквоотливной процесс - изготовление одних и тех же литер в достаточно большом количестве;
  • наборный процесс - изготовление текстовой печатной формы, составленной из отдельных заранее отлитых литер;
  • печатный процесс - получение множества идентичных оттисков посредством передачи краски под давлением с печатной формы на бумагу или другой материал.

Рассмотрим более подробно каждую из этих частей изобретения.

Буквоотливной процесс. Для изготовления литер Гутенберг использовал литейный процесс, состоящий в следующем (рис. 3.1 ). Из стального бруска изготовлялся пуансон. Для этого в верхней части бруска гравировалось рельефное зеркальное изображение литеры, (рис. 3.1а). Затем пуансон вдавливали в медную пластинку, на которой получалась матрица - углубленное прямое изображение литеры (рис. 3.1b). Для изготовления матриц была выбрана медь, т.к. она, с одной стороны, легко поддавалась штамповке, а, с другой, не размягчалась, когда при отливке в матрицу заливался расплавленный металл. С помощью такой матрицы, вставленной в специально сконструированный Гутенбергом инструмент - ручную словолитную форму - можно было отлить сколько угодно одинаковых литер. Словолитная форма представляла собой достаточно простой инструмент, состоящий из двух половинок. На рис. 3.2 показана словолитная форма в разрезе. Когда форма закрыта, внутри нее образуется полое пространство в виде небольшого прямоугольника 2 с коническим расширением для заливки металла (литником) сверху 3. Снизу находилась матрица 1. Сама форма была металлическая, но ее помещали в деревянный футляр для того, чтобы словолитчик мог держать ее при отливке в руках. В литник вливали металл. Когда металл застывал, форму открывали, из нее можно было вынуть литеру - металлический брусок с рельефным изображением буквы - очком (рис. 3.1с). На рис. 3.3 показаны основные элементы литеры: цифрой 1 обозначено очко. Верхний и нижний участки площадки 2, на которой расположено очко, назывались заплечиками. На ножке литеры 3 находилась сигнатура 4, которая была предназначена для того, чтобы наборщик правильно устанавливал литеры. Цифрой 5 обозначен размер шрифта - кегль (или кегель), который впоследствии измерялся в типографских пунктах, но в первое время существования набора такой единицы измерения еще не существовало, и каждый типограф отливал шрифты своих размеров. Окончательная отделка состояла в том, что с литеры срезали конический нарост 1, образованный отливным отверстием (рис 3.4 а ). Для отливки литер, по-видимому, использовался типографский сплав (гарт), состоявший из свинца, сурьмы и олова, который применялся для изготовления различных видов текстовых форм на протяжении всего периода, пока существовал металлический набор (свыше 540 лет). Однако некоторые ученые считают, что Гутенберг отливал свои литеры из олова, несмотря на то, что этот металл значительно дороже, чем типографский сплав. На рис. 3.5 «Словолитец» (по гравюре на дереве И. Аммана) изображен ремесленник, занятый отливкой литер. В левой руке он держит отливную форму, а в правой - ложку, которой заливает в форму расплавленный металл.

Наборный процесс. Текст набирался из отдельных литер. После каждого слова для образования межсловного просвета помещался специальный пробельный материал - шпация. Шпация представляла собой металлический брусок меньшей высоты, чем литера и не имевший очка. До нас не дошло наборного инструментария, который применялся Гутенбергом. Тем не менее, можно предположить, что, как и в более поздние времена, шрифт хранился в шрифтовых кассах - плоских ящиках с отделениями, каждое для литер одного вида. На рис. 3.6 показано оборудование и инструментарий для набора. На переднем плане - реал - стол для хранения наборных касс. На верхней наклонной крышке реала стоит шрифтовая касса.

Набор текста осуществлялся в верстатку (рис. 3.7 а ). Так назывался небольшой ящичек с двумя неподвижными стенками и одной подвижной. Подвижная стенка позволяла набирать строки различной длины. В верстатку набирали несколько строк, которые затем выставляли на гранку. Так называлась большая доска с тремя неподвижными стенками, на которой можно было формировать полосы будущего издания (рис. 3.8 ). Наборная линейка (рис. 3.7b) позволяла правильно устанавливать длину строки набора, а также выставлять набор в гранку. Рис. 3.9 иллюстрирует процесс набора текста в верстатку и выставление строк в гранку. Во времена Гутенберга и верстатку, и гранку делали из дерева. Готовые полосы прочно связывались, чтобы набор не рассыпался.

Преимущества наборной формы. Преимуществом формы, набранной из отдельных литер, стала возможность повторного использования наборного материала. После того, как тираж отпечатан, форму можно разобрать, а шрифт использовать в дальнейшем. Другим преимуществом такой формы является простота выполнения корректуры. Ошибочно набранные буквы можно заменить правильными, не набирая заново всей полосы. Наконец, сам наборный процесс производился опытным наборщиком быстрее, чем ручная переписка.

Печатный процесс. Хотя, как мы знаем, печатный процесс был известен давно, впервые он был механизирован с помощью печатного станка, сконструированного И. Гутенбергом. На рис. 3.10 приведен общий вид этого станка, реконструированного по дошедшим до нас фрагментам, а схема на рис. 3.11 иллюстрирует принцип его работы Наборная форма, закрепленная в специальной раме, помещалась на гладкую поверхность печатного станка - талер 6. Талер размещался между двух массивных столбов 1. В перекладине 2 между столбами ходил винт 3, на конце которого была закреплена гладкая доска - пиан 5. Для того чтобы опустить доску, нужно было повернуть специальную рукоятку 4. Опускаясь, пиан плотно прижимал бумажный лист к покрытой краской печатной форме. Когда рукоятку отводили в обратную сторону, пиан поднимался, и можно было вынуть готовый оттиск, нанести на форму краску, положить бумагу и повторить печатный процесс. Для получения оттиска высокого качества нужно было обеспечить равномерное распределение давления (натиска) по поверхности печатной формы. Однако отливавшиеся в те времена литеры не имели строго одинаковой высоты, кроме того, в прессе не обеспечивалось строгой параллельности пиана и талера. Для создания равномерного натиска Гутенберг размещал между нажимной плитой и бумагой декель - мягкий материал, ткань или пергамент. Покрывать форму краской, накладывать на нее бумагу и декель, когда она находилась под нажимной плитой, было неудобно. Поэтому Гутенберг устанавливал форму не прямо на стол, а на подвижную каретку. Наконец, печатный станок был обеспечен специальным устройством, которое облегчало точное наложение бумажного листа на печатную форму.

Печатная краска. Одной из составных частей изобретения книгопечатания был состав печатной краски. Гутенберг делал печатную краску из смеси олифы и сажи. Сажа является черным пигментом. Пигменты - это нерастворимые порошки. Они распределены в связующем - олифе и придают краске цвет. И в наши дни сажа используется в печатных красках в качестве пигмента. Исследования, проведенные в конце 80-х гг. прошлого века, показали, что для улучшения печатных свойств краски - повышения вязкости - Гутенберг добавлял в нее оксиды некоторых металлов. На печатную форму краска наносилась вручную с помощью кожаной подушки с рукояткой - мацы.

Первые печатные книги. В 1457 г. в Майнце вышла в свет роскошная крупноформатная Псалтырь, первая в мире книга, в которой названы имена типографов. Это - Иоганн Фуст и Петер Шеффер - ученики Гутенберга, но имя их учителя там не упоминается. Вместе с тем имеются более ранние издания, в которых, не упоминаются имена типографов, но все-таки, по косвенным признакам ученые установили, что они отпечатаны И. Гутенбергом. Это, например, 42-строчная Библия; некоторые исследователи считают ее вообще самым первым печатным произведением. По косвенным признакам ее датируют 1455 г. На рис. 3.12 изображена полоса из экземпляра 42-строчной Библии, найденного в Бургосе (Испания). Имеющийся на ней многокрасочный орнамент выполнен от руки. Известны также две печатные индульгенции, отпечатанные И. Гуттенбергом, относящиеся к середине XV в. Считают, что около 1444 г. была отпечатана «Сивиллина книга», а в 1445-1448 гг. вышли первые Донаты и календари. Так, до нас дошел «Астрономический календарь», отпечатанный в конце 1447 г., «Турецкий календарь», отпечатанный а 1454 г. В 1458-1460 гг. отпечатана 36-строчная Библия, а в 1460 г. - «Католикон». В 1461-1462 гг. Гутенберг печатает индульгенции для монастыря Нойхаузен.

Древние печатные книги отличались от современных и по конструкции, и по формату. В первых печатных книгах, как и в древних рукописных, не было титульного листа, да и на переплете не печаталось названия. Рукописные книги не нуждались в рекламе, так как они обычно изготовлялись на заказ. А вот для успешной продажи печатных книг, выходивших сотнями и тысячами экземпляров, необходимо было привлечь покупателей. Поэтому около 1500 г. в книгах появился титульный лист - на первой странице книги крупным шрифтом стали печатать ее название. В старину эти названия были очень подробными для того, чтобы покупатель мог понять, о чем эта книга, и кто ее написал. Такое название могло занимать до десяти строк.

Распространение книгопечатания. Еще при жизни Гутенберга печатный станок стали использовать во многих странах Европы. В 1461 г. появляются типографии в немецких городах Бамберге и Страсбурге. Через четыре года ученики Гутенберга начинают печатать книги в Италии. В 1468 г. книгопечатание используется в Швейцарии, в 1469 г. - в Голландии, в 1470 г. - во Франции, в 1473 г. - в Венгрии, в 1474г. - в Испании, в 1476 г. - в Польше, в 1478 г. - в Чехии, в 1490 г. - в Турции. В конце XV в. вышла первая книга на славянском языке, это случилось в 1491 г. в Кракове.

В течение 50 лет в разных странах было создано более 1000 типографий, которые выпустили общим тиражом около 10 миллионов экземпляров печатных книг. До нас дошла лишь их малая часть, примерно одна сотая. Такие книги являются великими памятниками культуры. Историки их называют инкунабулами. Латинское слово «cunabulum» означает «колыбель», a «incunabula» - «в колыбели». Это - книги колыбельного периода развития книгопечатания.

Совершенствование рисунка шрифтов. В оформлении издания важную роль играет рисунок шрифта - гарнитура. Уже в первые годы существования наборной формы этот рисунок совершенствовался. С каждым годом расширялся ассортимент шрифтов. Первые немецкие типографы использовали для набора остроугольные готические шрифты, начертание которых повторяло рукописные буквы. Затем в начале XVI в. был создан шрифт, называвшийся фрактурой, литеры которого были украшены причудливыми завитками. В Италии появился округлый хорошо читаемый шрифт антиква. Впервые он был применен в 1465 г., затем вплоть до XVI в. его совершенствовали художники, работавшие в области оформления книги. Этот шрифт был вновь возрожден в Италии в 1939 г. В 1501 г. также в Италии был создан шрифт с наклонным начертанием знаков - курсив. По-английски курсив так и называется Italic, т.е. «итальянский». В настоящее время понятие «курсив» относится к начертанию шрифта, и шрифты многих гарнитур имеют такое начертание.

Уже в 1486 г. типограф Эрхард Ратдольт, внесший большой вклад в развитие книгопечатания, выпустил первый в истории полиграфии каталог шрифтов. Это была листовка с текстами, напечатанными различными шрифтами. Всего было использовано четырнадцать шрифтов - десять готических, три латинских и один греческий.

Начиная с XVI в., неоднократно предпринимались попытки использовать при создании рисунка шрифта математические законы. Подобные построения приведены, например, на рис. 3.13 . Они описываются в книгах Альбрехта Дюрера, Жоффруа Тори, а также ученика Леонардо да Винчи Луки Паччоли и др. Некоторые шрифты, созданное в XVI в., используются и в настоящее время, немного переработанные и уже в компьютерном варианте. К таким шрифтам относятся, например, Garamond, Antique.

Гравюра на дереве. В изданиях Гутенберга иллюстрации, буквицы и орнаменты нарисованы, а не напечатаны, поэтому во всех экземплярах одного и того же тиража они разные. Впервые иллюстрировали книгу с помощью гравюр на дереве в 1461 г. в типографии Альбрехта Пфистера, ученика Иоганна Гутенберга. Сочетать в одной форме металлический набор и гравюру на дереве было крайне сложно, т.к. эти формы имели различную высоту. Вот почему первые такие гравюры были цельностраничные и печатались отдельно от текста, как например, титульный лист книги С. Бранта «Корабль дураков» (рис. 3.14 ). В дальнейшем небольшие по размеру иллюстрации стали впечатывать в страницы, на которых заранее был напечатан текст. Наконец, в 1462 г, А. Пфистер сумел напечатать текст и иллюстрации одновременно. Для этого он сделал текстовую и иллюстрационную формы, как принято говорить в полиграфической технологии, одного роста (то есть одинаковой высоты). С этих пор иллюстрации заняли свое место на страницах книг, а при изготовлении печатных форм стали применять новую операцию - иллюстрационную верстку, при выполнении которой в одной печатной форме объединялись набор и гравюра на дереве. На рис. 3.15 приведена страница из «Библии бедных», напечатанной А. Пфистером в 1462 г. со сверстанной полосы.

В XV-XVI в. Пфистер и другие мастера гравировали на досках продольного распила; этот вид ксилографии получил название продольная или обрезная. Обрезной гравюру называли потому, что для образования рельефа штрихи обрезались специальным инструментом с двух сторон, и за счет этого образовались углубленные пробелы. На качество изображений, выгравированных на продольных досках, влияло расположение штрихов, ведь древесина по-разному сопротивлялась режущему инструменту в зависимости от того, как выполнялся рез - вдоль или поперек волокон. На протяжении трех столетий техника ксилографии оставалась прежней, но ее изобразительные возможности совершенствовались. Наиболее полно использовали возможности обрезной гравюры такие выдающиеся мастера, как Альбрехт Дюрер (1471-1428), Ганс Гольбейн (1497-1543), Лукас Кранах (1472-1553) и другие.

Гравюра на металле. Одновременно с ксилографией в XV-XVI вв. развивалась углубленная гравюра на металле. Чаще всего для этого применяли медь. Такую гравюру можно считать первой формой глубокой печати, но, в отличие от современных форм, все ее печатающие элементы имели одинаковую глубину. Краску на форму наносили вручную, тщательно удаляя ее с пробельных участков. Для печатания гравюр на меди требовалось более высокое давление, поэтому был создан специальный металлографический станок, изготовлявшийся полностью из дерева (рис. 3.16 ). Схема на рис. 3.17 поясняет принцип получения оттиска на таком станке. Гравюра 4, покрытая краской, и бумажный лист 3 пропускались между двумя валиками, верхний из которых 1 приводился во вращение вручную с помощью рукоятки. Бумага предварительно увлажнялась, а форма перед нанесением краски подогревалась.

Первым использовал такую гравюру в книгопечатании англичанин Кэкстон. Иллюстрации, отпечатанные с углубленных гравюр на меди, он приклеивал к страницам, содержащим текст. В дальнейшем гравюры стали впечатывать в страницы с текстом. Таким образом, печать осуществлялась в два прогона. Сначала печатали текст на станке Гутенберга, а затем на свободные места впечатывали углубленную гравюру на металлографическом станке. Принцип изготовления резцовой гравюры иллюстрируется рис. 3.18 . Сначала тонкий слой сажи 1 наносится на отполированную медную пластинку 2. На саже процарапывали до меди рисунок для гравирования, который был хорошо виден на черной поверхности (рис. 3.18b). Затем с помощью резцов с четырехгранным сечением вырезали углубленные печатающие элементы (рис. 3.18с). Изготовление гравюры с помощью резца требовало больших физических усилий. Поэтому позже (в XVI в.) появился способ, названный офорт. Он состоял в следующем. На поверхность медной доски 3 наносили кислотостойкий лак 2, на который осаждали слой копоти 1 (рис. 3.19 а ). Рисунок процарапывали иглой так, чтобы обнажился металл (рис. 3.19b). Доску обрабатывали концентрированной азотной кислотой (по-французски eau forte, отсюда и название офорт). Из рис. 3.19с видно, что по форме печатающие элементы офорта отличаются от печатающих элементов резцовой гравюры. Они округлые и, по-видимому, воспринимают несколько больше краски, что и объясняет высокие изобразительные возможности офорта. В случае необходимости вытравленные печатающие элементы офорта дополнительно углубляли с помощью ручного гравирования. С середины XVI в. углубленная гравюра начинает использоваться в книгопечатании Достаточно широко и применяется свыше 250 лет.

Цветная ксилография. К концу XV в. относятся и попытки использования цветной ксилографии. До этого рисунки в некоторых книгах раскрашивали вручную. В 1485 г. Эрхард Ратдольт напечатал учебник астрономии «Сфера мира», где впервые в истории полиграфии была использована четырехкрасочная печать. Для каждой краски использовали свою ксилографическую форму. При печатании старались обеспечить на оттисках совмещение цветных изображений, полученных с каждой из форм. Итальянский мастер Уго да Карпи изобрел способ многокрасочной ксилографии, который он назвал кьяроскуро, т.е. светотень. Способ имитировал рисунок кистью, при этом использовали 3-4 доски, которые передавали различные тона. Технику кьяроскуро успешно применяли и развивали и другие мастера, жившие в XVI в.

Многокрасочная печать с углубленной гравюры появилась значительно позже. Это связано с чисто техническими трудностями.

Первые русские печатные книги. Известны русские печатные книги, на которых не указано ни даты и места печати, ни фамилии печатника. Исследование этих изданий позволило предположить, что они созданы в пятидесятые годы XVI в. Ученые, анализируя шрифты изданий» их бумагу, сохранившиеся на полях читательские записи, сделали вывод о том, что напечатаны они в Москве. Всего известно семь таких изданий. Старейшее из них - Евангелие 1553 г., лист из которого приведен на рис. 3.20 . Некоторые ученые полагают, что типография, напечатавшая эти произведения, имела частно-государственный характер и располагалась в доме священника Сильвестра в Москве. Большинство этих книг отпечатано в две краски: красная использовалась для заголовков и некоторых других элементов, остальное печаталось черной краской. Так как в те времена отсутствовала типографская система мер, очень сложно было совмещать на одном оттиске изображения, полученные с двух разных форм, поэтому в первых изданиях используется «однопроходная» печать в две краски. Сначала черная краска наносилась на всю форму, потом она стиралась с отдельных элементов, на которые кистью наносилась красная краска. Таким образом, за один прогон получался двухкрасочный оттиск. В более поздних изданиях применена двухпрогонная печать с одной формы. В этом случае литеры, которые следовало печатать красным, делали более высокими по сравнению с остальными. Можно предположить, что, либо под них подкладывали специальные подставки, либо их отливали большего роста. Набивали эти литеры красной краской и получали оттиск. Отпечатав весь тираж красным, «красные» литеры заменяли пробельным материалом, и печатали черным. При набивке красной краской она попадала и на соседние «черные» литеры. Поэтому на черных отпечатках наблюдаются следы красной краски. Кроме того, поскольку «красные» литеры имели больший рост, на обратной стороне листа на соответствующих участках виден увеличенный рельеф. По этим характерным признакам узнают двухпрогонную печать с одной формы. Интересной особенностью печатных изданий является также то, что рисунок шрифта и характер его расположения имитируют рукописный текст.

Первопечатник Иван Федоров. Первая русская типография была создана Иваном Федоровым в Москве в 1563 г. по повелению царя Ивана Грозного. По преданию Иван Федоров родился в селе под Калугой. Дата его рождения установлена ориентировочно, и ее относят к 1533 г. Наиболее вероятно, что он происходил из духовного сословия. Возможно, он был сыном кремлевского протопопа Федора Бармина. Нет сведений о том, где учился Иван Федоров, но несомненно, что учителя у него были хорошие. Они помогли ему овладеть латынью и греческим, приобрести отличные знания в области богословия. В матрикульных книгах Краковского университета обнаружена запись о том, что там обучался Иван, сын Федора Москвитина. Многие ученые считают, что эта запись свидетельствует об университетском образовании Ивана Федорова. Конечно, Иван Федоров должен был где-то овладеть и техническими навыками, обучиться мастерству книгопечатания. Возможно, это произошло в той типографии, о которой сказано выше. К моменту выхода первой русской печатной книги - «Апостол» Иван Федоров был уже в течение нескольких лет младшим церковнослужителем - дьяконом.

В 1564 г. вышла в свет первая русская точно датированная книга, на которой указаны имена печатников - Иван Федоров и Петр Мстиславец. Книга отличалась хорошим полиграфическим исполнением. Она была отпечатана в две краски - красную и черную, при этом использовалась печать в два прогона с одной и той же формы, как рассказано выше. Следует заметить, что некоторые более поздние издания Федорова выполнены в технике, широко применявшейся на Западе - печать в два прогона с двух печатных форм, каждая для своей краски. Книга была иллюстрирована продольной гравюрой на Дереве (рис. 3.21 ). На рис. 3.22 показан первый лист «Апостола». Видно, что издание украшено заставками, имеет затейливые буквицы. О деятельности Ивана Федорова и Петра Мстиславца известно из послесловий, составленных Федоровым к его книгам. На рис. 3.23 показано начало послесловия к «Апостолу», из которого и следует, что типография была создана по повелению Ивана Грозного. Вторым изданием Федорова был «Часовник». Эта книга предназначалась для обучения грамоте. Ее Федоров издавал два раза, но до нас дошло всего пять экземпляров, находящихся в книгохранилищах разных стран.

Вскоре после издания «Часовника» Федоров и Мстиславец были обвинены в ереси, и им пришлось покинуть Москву, захватив с собой

часть оборудования типографии. Сначала Федоров работал в литовском городе Заблудове, затем переехал на Украину и основал там первую украинскую типографию в городе Львове. Здесь в 1574 г. была выпущена первая украинская печатная книга «Апостол». Тогда же была выпущена русская «Азбука» с упражнениями для чтения и письма, примерами склонения и спряжения. Семьдесят восемь страниц этого издания отличались высоким качеством полиграфического исполнения. Это был первый в России учебник, предназначенный для обучения детей грамоте. Книга показывает, что Федоров был и талантливым педагогом, создавшим оригинальное пособие для первоначального обучения. В «Азбуке» напечатан федоровский алфавит, содержащий 46 букв (рис. 3.24 ). Титульный лист в книге отсутствует, поэтому точное ее название не известно. Единственный экземпляр «Азбуки» находится в США в библиотеке Гарвардского университета. Дальнейшая жизнь Федорова проходила в г. Остроге, где была напечатана «Острожская Библия».

За свою жизнь Иван Федоров с помощниками выпустил в свет 13 отдельных изданий. Три издания вышли в Москве, два в Литве, остальные на Украине.

Умер Иван Федоров в 1583 г. во Львове. На могильной плите, к сожалению, не сохранившейся, была высечена надпись: «Друкарю книг перед тем невиданных». В 1909 г. в Москве открыт памятник книгопечатнику Ивану Федорову, построенный на общественные средства, собранные в основном среди типографских рабочих.

К. Н. Беркова

Иоганн Гутенберг в молодости занимался шлифовкой зеркал и драгоценных камней. Из-за междоусобиц, вспыхнувших в Майнце между бюргерами и дворянами, Гутенбергу пришлось бежать в Страсбург. Здесь прежнюю работу найти было трудно, Гутенберг для заработка занялся ксилографией.
Ксилография – резьба по дереву – была первой, довольно малоуспешной попыткой размножения рукописей.

Иоганн Гутенберг

На деревянной доске рисовали картинку или буквы и затем острыми ножичками вырезывали все ненужные части. Полученный выпуклый рисунок смазывался краской (смесь сажи с растительным маслом). Сверху накладывали влажный лист бумаги и притискивали его к доске деревянным или кожаным валиком. На бумаге получался оттиск рисунка или текста. Готовый лист снимали и сушили. Затем доску опять намазывали краской и делали новые оттиски, пока не изнашивалась доска.
Таким образом изготовлялись сперва игральные карты и изображения святых с пояснительным текстом. Позже перешли к тиснению небольших книг.
Ксилография была, конечно, большим достижением по сравнению с перепиской рукописей. Но этот способ тиснения имел много существенных недостатков. Доска-оригинал после печатания нескольких листов уже никуда не годилась, ее приходилось выбрасывать. Оттиски получались только на одной стороне листа. А главное, вся масса времени и труда затрачивалась на печатание одного единственного текста.
Гутенберг живо ощущал все неудобства ксилографического производства. Неужели нельзя найти более выгодный, более продуктивный способ печатания? Как сберечь труд и удешевить книгу?
Надо придумать такой способ, чтобы раз вырезанные буквы-литеры могли служить для набора любого нового текста. Как это сделать? Эта мысль сверлила мозг Гутенберга. Идя на работу, он упорно думал об одном. По ночам он вскакивал с постели и шагал по комнате, сдвинув брови, сосредоточенно размышляя...
В один из таких моментов в его уме молнией сверкнула догадка: почему бы не разрезать доску на подвижные литеры?
Загородный монастырь в Страсбурге, на берегу тихой речки Ила. Гутенберг один в своей душной келье, вдали от городского шума. Жаркий летний день. С реки веет прохладой. Из трапезной (столовой) несется аппетитный запах жирной монастырской ухи, слышится звон стаканов. Но Гутенберг ничего не замечает. Он весь поглощен своей работой.
Перед ним на столе маленькие деревянные плитки одинаковой величины – ровно столько, сколько букв в азбуке. На каждой плитке он вырезывает выпуклую букву и сбоку просверливает дырочку. Затем ставит все плитки рядом и продергивает нитку через дырочки, чтобы буквы не рассыпались. Задыхаясь от волнения, он покрывает буквы краской, накладывает на них лист бумаги и прижимает его сверху. Сняв бумагу, он видит, что на ней отпечаталась вся азбука.
О, чудесная минута! Прочь возня с досками, с резчиками, с переписчиками! Теперь можно сразу вырезать подвижные буквы всего алфавита и печатать сколько угодно. Уже не придется из-за ничтожной ошибки перепечатывать весь текст. Достаточно вынуть неправильно поставленную букву и вместо нее вставить другую.
Книгопечатание появилось в Европе. Остается широко пустить в ход новое открытие и щедрой рукой рассыпать деревянный шрифт по бумажному полю.
Но... сразу же встретилось большое препятствие. Дело в том, что дерево оказалось неподходящим материалом для литер. От краски и воды оно разбухало, высыхало, буквы получались неровные. Из дерева нельзя было вырезать мелкий шрифт, необходимый для печатания больших книг. Каждую деревянную букву приходилось вырезать от руки. Все эти неудобства натолкнули изобретателя на мысль изготовлять металлический шрифт.
Это было крупнейшее событие.

Печатный станок Гутенберга

Другим нововведением был печатный станок. Станок Гутенберга, конечно, не походил на современные усовершенствованные типографские машины. Это был простой деревянный винтовой пресс. Но для своего времени он представлял гениальное изобретение. Печатный станок, ускоряя во много раз процесс печатания, разрешал задачу массового производства книги. Гутенберг уже изготовлял сотни печатных листов в день.
Первыми изданиями, вышедшими из-под печатного станка Гутенберга в городе Страсбурге, были богослужебная книга (1445) и астрономический календарь (1448). Обе книги были отпечатаны металлическими подвижными литерами.
Но первые же печатные опыты Гутенберга истощили его скудные средства. Печатание книг оказалось очень дорогим предприятием. Изготовление металлического шрифта, бумага, краски, наем помещения, расплата с рабочими – все это стоило больших денег. А где их взять?
Не находя средств в Страсбурге, Гутенберг решает переселиться в родной город Майнц. Здесь есть богатые бюргеры, они помогут. Взять хоть бы его тезку, известного в городе богача Иоганна Фуста...

Гутенберг за работой (со старинной гравюры)

Изобретатель скрепя сердце отправляется к Фусту и посвящает его в свое открытие. С низким поклоном он просит ссудить его деньгами на типографию. Но почтенный бюргер неохотно идет навстречу.
– Уважаемый господин Фуст, вы сделаете выгодное дело. Ваши деньги вернутся к вам с лихвой.
– Э, сын мой, это еще бабушка надвое сказала! Лучше синицу в руки, чем журавля в небе. Сколько вам нужно денег?
– На первый случай тысячу гульденов господин Фуст.
– Вы с ума сошли, Гутенберг! Откуда я возьму такую сумму?
– Уважаемый господин Фуст, вы получите шесть процентов с вашего капитала.
– И, кроме того, прибыль пополам, Гутенберг. Иначе я вам не компаньон!
Прижатый к стене, изобретатель вынужден был согласиться на все условия. Фуст дал восемьсот гульденов на оборудование типографии и обещал триста гульденов ежегодно на ведение дела.
Гутенберг приступил к печатанию обширного издания – Библии. Начатое в 1450 году, оно было закончено в 1455 году. До нас дошло около сорока экземпляров Гутенберговой Библии. Имеются эти издания и в Российской государственной библиотеке в Москве и в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Библия Гутенберга (в музее Майнца)

Первая Библия печаталась в течение пяти лет, а в наше время Библию можно напечатать и переплести в один день.
Книгопечатание отнимало заработок у бесчисленных монахов-переписчиков. Новое искусство подрывало не только «духовную», но и материальную мощь церкви. И церковь прибегла к своему излюбленному приему: она объявила печатание книг делом рук дьявола. Есть сведения, что первые экземпляры печатной Библии были сожжены в Кёльне как порождение сатаны.
Над головой Гутенберга постоянно висел меч, готовый поразить его. Он работал под угрозой церковных преследований, судебных процессов, полного разорения. Вся жизнь гениального изобретателя – непрерывная цепь трудов, лишений, борьбы. Он постоянно вынужден искать богатых компаньонов и брать взаймы крупные суммы на печатание книг. Его дважды привлекают к суду за долги, отнимают у него типографские принадлежности и даже напечатанные книги.
Бесчестные компаньоны, Фуст и зять его Шеффер, не только разоряют Гутенберга, но и оспаривают у него честь великого изобретения. Они стараются утаить от потомства самое имя изобретателя. В предисловии к одной из книг Шеффер глухо говорит, что «искусство книгопечатания изобрели два Иоганна» (Иоганн Фуст и Иоганн Гутенберг).
Гутенберг умер в 1463 году. Умер он в нищете и безвестности. Последующим поколениям с трудом удалось распутать клубок его жизни и установить его великие заслуги перед человечеством.

Глава I. Иоганн Гутенберг

Происхождение Гутенберга. – Гениальная идея – применить для печатания подвижные литеры. – Сотрудники Гутенберга. – Фуст дал необходимый капитал для осуществления изобретения. – Шеффер улучшил технику типографского искусства. – Первая книга, отпечатанная Гутенбергом. – «Латинская грамматика» Э. Доната, 1451 год. – Индульгенции 1453 года. – Гутенбергова сорокадвухстрочная Библия. – Неудачи Гутенберга. – Католикон 1460 года. – Смерть Гутенберга. – Памятники Гутенбергу. – Последствия изобретения книгопечатания

Иоганн Гутенберг

Иоганн Генсфлейш Гутенберг родился в городе Майнце в 1396 году. Отец и мать его считались в числе патрициев, которые целые столетия держали в своих руках управление городом. Мать звали Елизаветой, она была последнею в роде Гутенбергов. Чтобы не дать исчезнуть роду своих отцов, своему младшему сыну Иоганну она дала фамилию Гутенберг. Иоганн действительно сделал эту фамилию известною всему цивилизованному миру. Пока существует хоть один типографский станок, имя Гутенберга не изгладится из памяти человечества. Оно записано на страницах истории.

О детстве Гутенберга, его жизни у родителей ничего не известно. Но как сын старой семьи патрициев он, конечно, учился в школе и знал все, чему учили в те времена.

Город Майнц управлялся самими жителями. В нем правили то старинные роды (патриции), то горожане (бюргеры), то есть купцы и ремесленники. Между патрициями и бюргерами беспрестанно бывали ссоры, которые переходили в схватки и побоища, нередко заканчивавшиеся всеобщим погромом – разрушением домов и грабежом имущества. В начале XV века злоупотребления патрициев вызвали общее против них озлобление цехов, которые наконец вытеснили местную аристократию из города и захватили власть в свои руки.

Иоганну Гутенбергу минуло 20 лет, когда в городе возникло столкновение между патрициями и горожанами. Причиной ссоры было то, кому первому иметь честь встретить проезжавшего через их город короля. Патриции опередили горожан. Горожане обиделись и, проводив короля, напали на патрициев. Произошла схватка. Горожане набросились на дома аристократии и стали их разорять и грабить имущество. Патриции не были подготовлены к защите. Горожане победили их. Аристократия принуждена была эмигрировать из своего родного города.

В числе изгнанников был и Иоганн Гутенберг. Семья поселилась в городе Страсбурге и долго не возвращалась оттуда, несмотря на то, что в 1430 году была объявлена амнистия всем бежавшим во время волнений на чужбину.

Но нет худа без добра. Изгнание в некотором отношении послужило Гутенбергу на пользу. Оно развило в нем самостоятельность. Гутенберг провел свою молодость в крайней бедности, представлявшейся еще ощутительнее после того достатка и даже роскоши, которыми прежде пользовались его родители. Патриции в то время сильно гнушались ремеслами и относились к подобным занятиям с презрением. Бедность побуждала Гутенберга обеспечить свое существование каким-нибудь ремеслом или каким-нибудь открытием. Он познакомился со страсбургскими ювелирами и вошел с ними в компанию; этим делом издавна занимались его предки, и он полагал найти себе хороший заработок в секрете нового способа шлифовки драгоценных камней. Эта компания трудилась над изготовлением зеркал, которые тогда ценились очень высоко.

Свой талант к изобретениям Гутенберг обнаружил не ранее 1435 года.

В это время его разыскивал некий Андрей Дрицен, явившийся к нему с просьбой познакомить его с некоторыми из тех искусств, которыми занимался Гутенберг. Из архивных сведений узнаем, что в 1435 году Иоганн Гутенберг заключил с вышеупомянутым Дриценом контракт, касавшийся тайного искусства, задуманного Гутенбергом. Но что это было за тайное искусство – неизвестно.

При фабрикации зеркал главное внимание компании было обращено на тисненые металлические рамы. Что компаньоны занимались вообще металлическими работами, видно из тех закупок, которые они делали. В распоряжении компании находился какой-то станок.

Так как распродажа зеркал замедлилась ввиду того, что большая ярмарка в Ахене с 1438 года была перенесена на 1440 год, то товарищество Гутенберга воспользовалось этим временем, чтобы сосредоточиться на изучении способа печатания рукописей.

Согласно указаниям одной кельнской хроники, первые опыты Гутенберга по изобретению книгопечатания относятся к 1440 году – в городе Страсбурге.

Собственно задача Гутенберга состояла лишь в том, чтобы разрезать голландские доски на отдельные буквы… Из этой идеи возникло и само книгопечатание.

Гутенберг придумал вырезать на деревянных столбиках литеры (изображение буквы) и соединять их в типографский набор. В этом его заслуга.

Несмотря на всю свою кажущуюся простоту, эта гениальная идея повела к великим результатам. Анализ человеческой речи показывает, что наша речь состоит из слов, слова из слогов, слоги – из звуков. В письменности для каждого звука придуман особый знак, буква. Для книгопечатания великий изобретатель принял ту же самую систему, какая практиковалась и в письме, то есть для каждой отдельной буквы сделал соответствующую подвижную литеру. Благодаря этому из подвижных литер можно было получать бесчисленное множество перестановок, то есть ставить их в каком угодно порядке и, смотря по требованию, получать какую угодно комбинацию. Из деревянных букв можно было составлять слова, из слов – предложения и т. д. – набирать целые страницы, затем разбирать для составления новых страниц и т. п. В Страсбурге Гутенберг жил в одном загородном монастыре, на реке Иле. Здесь была его рабочая комната. Кругом тишина. Никто не мешал Гутенбергу предаваться своей заветной идее.

По словам Гете, гений созревает в тиши кабинета, а характер образуется в шуме света…

Гутенберг – один в своей комнате. У него уже нарезаны из дерева маленькие деревянные плитки, или столбики, столько, сколько было букв в азбуке; все плитки одинаковой величины. На каждой плитке он вырезал в обратном виде выпуклую, рельефную букву, начиная с буквы А, потом все столбики поставил рядом, один возле другого – так, чтобы буквы приходились наверху и шли бы в одну линию, а сбоку в каждом столбике провертел насквозь по дырочке. В эти дырочки продернул он нитку и ниткой плотно прижал одну плитку к другой: нитка не давала им распадаться.

Тогда Гутенберг, едва сдерживая волнение, покрывает все буквы краской, накладывает на них лист бумаги и осторожно прижимает его сверху; потом снимает бумагу и видит, к великой своей радости, что на бумаге отпечаталась вся азбука… Чудесное мгновение… совершилось новое изобретение на пользу человечества. Теперь Гутенберг достиг того, о чем так долго мечтал: тайна печатания книг была у него в руках! Уходят с тех пор в небытие голландские доски, резчики, переписчики книг… Теперь надо только нарезать подвижных букв – и печатай ими какую угодно книгу… Теперь можно легко исправить и ошибку, если она сделана при наборе: стоит только вынуть неверную букву и вместо нее поставить какую следует.

Книгопечатание изобретено, тайное искусство для размножения книг найдено! Надо приступить к осуществлению его, идею применить на практике. После успеха наступило маленькое разочарование.

Величайшие открытия и изобретения сделаны не «сильными мира сего», не богачами, не аристократами, а преимущественно бедняками, которые в поте лица своего снискивают себе пропитание. В то время, когда аристократия капитала сибаритствует в сем мире печали и слез, простые люди работают, трудятся. Но в конце концов гениальным труженикам приходится гнуть спину перед богатыми людьми. Для осуществления идеи на практике нужны материальные средства. То же самое было и с Гутенбергом. Напечатать азбуку легко. Но напечатать книгу много труднее. Деревянные буквы как для резьбы, так и для печатания были неудобны: они легко ломались, трескались, стирались от употребления да и выходили грубыми и некрасивыми. Чтобы сделать их прочными и изящными, надо было изготавливать их из другого, более удобного материала. А из какого? Чтобы решить это, надо было пробовать резать их из того или другого материала, бросать неудавшиеся буквы, готовить новые и т. п., – все это стоило больших денег. А у Гутенберга их не было. С целью добыть их он предлагал некоторым богатым людям войти с ним в товарищество. Многие слушали мечтателя, но не спешили вступать с ним в компанию. Вот если бы речь шла о зеркалах… тогда совсем другое дело. Не имея в Страсбурге кредита, видя недоверие друзей к своему тайному искусству, страдая от недостатка средств для осуществления заветной идеи, Гутенберг в 1445 году возвратился в родной город Майнц в надежде добыть от родственников необходимые деньги для задуманного предприятия. Здесь он поселился у Арнольда Гельтхуса, своего дальнего родственника.

Вплоть до 1450 года, то есть в продолжение пяти лет, о пребывании Гутенберга в Майнце ничего не известно.

В упомянутом году судьба послала ему весьма ценную помощь в лице одного богатого гражданина Ивана Фуста, или Фауста, как его называют. В 1450 году, 22 августа, Гутенберг заключил с ним договор, в силу которого Фауст ссудил ему 800 гульденов под 6 процентов. При этом было условлено, что если между договаривавшимися произойдет несогласие, то Гутенберг обязан возвратить Фаусту взятые в долг деньги. Было также условлено, что Фауст будет давать Гутенбергу по 300 гульденов ежегодно на наем квартиры, на расплату с рабочими, на пергамент, бумагу, краски и другие потребности. Отсюда видно, что договор имел чисто финансовый характер. Идея, орудия и труд принадлежали Гутенбергу, а капитал – Фаусту.

Таким образом, дело устроилось. Гутенберг стал теперь без помехи работать над усовершенствованием книгопечатания. Он открыл секрет отливки металлических букв, то есть придумал ту смесь металлов, из которой удобнее отливать буквы.

Прежде чем достигнуть каких-нибудь существенных результатов, Гутенберг увидел, что ему не хватит занятых денег. Он снова прибегнул к займу. В декабре 1452 года Фауст опять ссудил Гутенберга 800 гульденами, заручившись на этот раз солидным обеспечением. Фаусту заложено было все: и станок, и материалы для печатания. При этом выгоды книгопечатания делились пополам.

Станок Гутенберга

Первою книгою, отпечатанною изобретенным тайным искусством, считается «Латинская грамматика» Элия Доната. Несколько листов ее дошли до наших дней и хранятся в Национальной библиотеке в Париже.

12 августа 1451 года римский папа Николай V объявил отпущение грехов всем, кто пожертвует деньги на войну с турками. Продажу индульгенций в Германии взял на себя живший в Майнце Павлиний Цапп. Вначале дело шло туго. Благочестивые христиане не особенно раскошеливались, предпочитая жить лучше во грехах, чем платить за них деньги.

Но вот в 1453 году Константинополь был взят турками. Это событие навело ужас на всю Европу. Папа стал проповедовать крестовый поход против нечестивых мусульман. Продажа индульгенций во отпущение грехов нашла для себя благоприятную почву.

Для изготовления квитанции на будущее блаженство весьма кстати оказалось приспособить изобретение Гутенберга. До нас дошло 23 экземпляра подобных индульгенций. На заготовленных бланках оставлено было место, чтобы вписать имя получателя, и время…

Таким образом, видно, что величайшее изобретение на первых порах было применено, между прочим, к напечатанию величайшей человеческой глупости…

Изобретение книгопечатания – и папские индульгенции: свет – и тьма! Здесь мы видим две исторические крайности…

«Грамматика» Доната и папские индульгенции для Гутенберга были не чем иным, как пробою печати, подготовкой к главнейшему предприятию его жизни – печатанию Библии. В массе публики редко кому известно о подготовительных работах Гутенберга, а что он изобрел книгопечатание и напечатал Библию, известно всякому. В 1450 году он приступил к своему капитальному труду, который навеки останется памятником типографского искусства.

Печатание первой Библии продолжалось в течение пяти лет, тогда как в наше время в Англии был такой случай, что всю Библию набрали, отпечатали и переплели в один день. Так робки оказались первые шаги книгопечатания!..

Известно, что 24 августа 1455 года работа над знаменитой книгой была закончена. Это – двухтомный фолиант, в первом томе имеющий 324 листа, во втором – 317 листов, всего 641 лист в два столбца. Каждая страница содержит в себе 42 строки, отчего она и называется сорокадвухстрочной Библией, или Гутенберговой. Печатные заглавные буквы отсутствуют; для них оставлены пробелы, чтобы искусный каллиграф нарисовал их от руки. Нумерация страниц также отсутствует. Эта любопытная книга сохранилась только в 16 экземплярах: 7– на пергаменте и 9 – на бумаге. По странной игре случая, в Майнце не осталось ни одного экземпляра. Почти все они находятся в Англии и Франции. В настоящее время цена их возросла до баснословных размеров. Например, в декабре 1884 года в Лондоне происходила продажа знаменитой библиотеки Систа, где в числе других редкостей находилась первая Библия. Эта Библия была продана с аукциона за 3900 фунтов стерлингов, что на наши деньги составит около 39 тысяч рублей!..

Псалтырь 1457 года

Шрифт 42-строчной Библии

Колофон «Католикона» 1460 года

Еще печатание первой Библии не было окончено, как к Гутенбергу и Фаусту присоединился новый товарищ – Петр Шеффер. В нем Гутенберг нашел для себя весьма деятельного и полезного сотрудника.

Шеффер родился в Гернсгейме и вначале посвятил себя юриспруденции; потом жил в Париже, где приобрел славу хорошего раскрашивателя и рисовальщика заглавных букв. Поступив в типографию Гутенберга, Шеффер как искусный рисовальщик улучшил шрифт, сделав его красивее, изящнее. Он усовершенствовал способ отливки букв: стал изготовлять пунсоны из более твердого металла (сталь), что дало ему возможность вгонять последние в медные матрицы. Ему же приписывают усовершенствование сплава для отливки литер, приготовлявшихся из свинца и сурьмы.

Фауст породнился с Шеффером, выдав за него замуж свою дочь Христину.

Вложив свой капитал в усовершенствование тайного искусства, Фауст с нетерпением ожидал от него барышей, то есть половину дохода, как значилось по договору. Однако действительность не оправдала ожиданий. Дело было новое, невиданное до тех пор. Книгопечатание требовалось пропагандировать. Мало кто знал, что появились новые книги, отпечатанные новым способом.

К тому же и самая техника тиснения не выработалась еще окончательно. Гутенбергу со своими сотрудниками приходилось самому отыскивать новые приемы.

Идти по проторенной дорожке гораздо легче, чем прокладывать новые пути. Надо было подождать некоторое время, чтобы новое изобретение принесло барыши. Но Фауст, придерживаясь пословицы, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, боялся за свой капитал. Вероятно, денежные счеты были причиною ссоры между первыми типографами в Майнце. Для Гутенберга настали черные дни.

Наш дедушка Крылов в одной из своих басен недаром сказал:

А где до прибыли коснется.

Не только там гусям, и людям достается.

Товарищество рухнуло. Дело дошло до того, что Фауст подал в суд иск на Гутенберга. Он требовал возвращения капитала в размере 1800 гульденов золотом и кроме того 10 процентов, да еще сложных, за все время пользования капиталом, то есть всего 2026 гульденов золотом.

Тяжело пришлось Гутенбергу, тем более что процесс затеян был перед самым выходом книги в свет. Суд ввиду несостоятельности ответчика обязал Гутенберга возвратить весь материал и инструменты Фаусту, а самую типографию оставил за ним.

Устранив Гутенберга, Фауст и Шеффер продолжали печатание книг. Первая книга, напечатанная ими, была псалтырь. Спустя два года по напечатании этой книги они выпустили в свет сочинение епископа Дюранда «Rationale».

Фаусту удалось бы, может быть, лишить Гутенберга в глазах потомства заслуженного им бессмертия и присвоить себе славу изобретения книгопечатания, если бы молодой Шеффер не сделал следующей надписи на одной книге, напечатанной в Майнце в 1505 году и посвященной императору Максимилиану: «В 1450 году в Майнце изобретено талантливым Гутенбергом удивительное типографское искусство, которое впоследствии было улучшено и распространено в потомстве трудами Фауста и Шеффера».

Работа на руднике. Из книги Кальбе «Bergb?chlein». Аугсбург, ок. 1505 г.

Между тем Гутенберг не унывал. Сколько надо было иметь любви к делу, чтобы перенести все невзгоды, выпавшие на его долю! Какой надо было иметь твердый характер!

Другой на его месте после таких неприятностей, после судебной волокиты бросил бы свое тайное искусство, ничего не добившись. Но Гутенберг поступал как раз наоборот: чем больше у него было препятствий, тем настойчивее он работал, чтобы достигнуть цели.

Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат.

Свет не без добрых людей. Да к тому же типографское дело уже обещало очевидные выгоды и не казалось пустою мечтою; вследствие этого новый денежный компаньон нашелся скоро. Это был Конрад Гумери, по одним сведениям – медик, по другим – юрист. Гутенберг снова принялся за работу. Он изготовил совершенно новые литеры и, напечатав ими две маленькие брошюрки, в 1460 году выпустил новый гигантский труд, состоящий из 373 страниц in folio, каждая в два столбца. Это – сочинение Иоанна де Януа под названием «Catholicon», латинская грамматика с этимологическим словарем.

Боясь преследования кредиторов, Гутенберг не мог назваться собственником своей новой типографии, не мог выставлять своего имени на печатаемых книгах… Судьба зло подшутила над Гутенбергом: тот, кто изобрел книгопечатание, должен был отречься от своей деятельности, от печатания книг. Гутенберг видел, как другие присвоили плоды его многолетних трудов. А он принужден отказаться от своего детища: «страха ради иудейска», боялся выставить свое имя на печатаемых книгах…

В первое время искусство книгопечатания хранилось в величайшей тайне. Фауст заставил своих рабочих клясться на Евангелии, что они не разболтают о новом производстве книг. Мало того, он запирал рабочих в мастерских, устроенных в темных подвалах. Он продавал печатные книги в Париже и вскоре разбогател. Замечательно, что появление во Франции первой печатной Библии повело за собою преследование и процессы о волшебстве. Монахи не хотели верить, чтобы можно было без участия сатаны из одной рукописи извлечь столько экземпляров. Фауст, привезший Библию в Париж, был заключен в тюрьму. Монахи, может быть, и сожгли бы его, если бы он, к своему счастию, не умер в тюрьме в 1465 году. После его смерти типография перешла в руки Шеффера, который погиб при взятии Майнца штурмом неприятельскими войсками под предводительством Адольфа Нассаусского.

Наборщики, или, как их тогда называли, «дети Гутенберга», захватив в собою шрифт, разбежались во все стороны и везде распространяли свое искусство.

Типография Гутенберга была пощажена.

По заключении мира, 18 января 1465 года, курфюрст Адольф Нассаусский принял на вечную службу к себе Гутенберга «как своего любезного и верного слугу, оказавшего ему многие услуги».

Гутенберг назначен был пожизненным камергером курфюрста. В этой должности он получал ежегодно придворную одежду дворянина, 20 четвериков муки и две бочки вина. От очередного дежурства при дворце он был освобожден. Счастье улыбнулось Гутенбергу, хотя и на закате дней. С этой минуты великий изобретатель не страдал от материального недостатка и мог спокойно продолжать свое любимое дело. Он был счастлив, что увидел наконец полный успех книгопечатания. Но жизнь человеческая коротка. В конце января 1468 года Гутенберга не стало. Великий труженик почил от дел своих. Он похоронен в Майнце, на кладбище доминиканского монастыря. К стыду современников, могила его неизвестна…

Запись о смерти Иоганна Гутенберга. «MCDLXVIII uff sant blasius tag starp der ersam mainster Henne Ginssfleiss dem got gnade», что означает «В 1468 г. в день святого Власия умер почтенный мастер Хенне Гинсфляйс милостью божией»

Вообще говоря, великие события и великие исторические деятели редко оцениваются современниками.

Чтобы хорошо рассмотреть колоссальную фигуру, надо стать от нее на почтительном расстоянии. Точно так же великие открытия и изобретения никогда не дают сразу всех своих плодов. Гуляя в лесу, вы заметили, что на земле валяется простой желудь. Пройдет целое столетие, пока из него вырастет и разовьется могучий дуб. Современники Гутенберга не могли предвидеть, что изобретение книгопечатания составит собою эру, с которой начнется новая история.

Благодарные потомки поставили Гутенбергу памятник, и не один, а несколько: в городах Майнце, Страсбурге и Франкфурте-на-Майне. Уже четыре раза, четыре столетия – в 1540, 1640, 1740 и 1840 годах – праздновалась память Гутенберга.

Памятник во Франкфурте-на-Майне поставлен Гутенбергу в четырехсотлетний его юбилей, именно в 1840 году. Гутенберг со своими сотрудниками, Фаустом и Шеффером, изображен во весь рост, в левой руке у него – отлитая для печатания литера. В медальонах, – в подножии памятника, – портреты знаменитых лучших типографов до нашего века включительно и гербы четырех городов, где прежде всего процвело книгопечатание: Страсбурга, Майнца, Франкфурта и Венеции. Четыре аллегорические фигуры женщин изображают богословие, естествознание, искусство и промышленность.

По углам монумента бьет вода – изо ртов четырех животных, между которыми бык знаменует Европу, слон – Азию, лев – Африку и лама – Америку.

Последствия изобретения книгопечатания неисчислимы. Рукописные книги сменились печатными. Цены на книги тотчас же понизились на четыре пятых против прежней их рыночной стоимости. Первые типографщики, трудившиеся около печатных станков, были пионерами цивилизации – все они сослужили великую службу образованности и приобрели право на вечную признательность за услуги, оказанные ими просвещению человечества. Дешевые книги, отпечатанные, как тогда выражались, manu stannea (оловянною рукою), породили массу читателей. С изобретением книгопечатания автор мог распространять свои идеи и говорить с образованным классом совершенно свободно, не стесняясь временем и местом. Печатная книга спасает автора от забвения, потому что она печатается в нескольких сотнях и тысячах экземпляров, тогда как рукопись, как бы она ни была ценна по своим внутренним качествам, легко может затеряться. Конечно, в сравнении с вечностью, все – ничто, но рукопись скорее может погрузиться в Лету, чем книга. Духовенство в первое же время поняло, что книгопечатание благоприятно для распространения вероучения, а французский король Людовик XII в своем указе 1513 года поспешил заявить, что это скорее Божеское, чем человеческое изобретение. Теперь всякий мог завести типографию. Никто не обязывал содержателя ее печатать одни только духовные книги. Благодаря типографскому станку стали быстро распространяться классические сочинения древних греков и римлян.

Типографский станок 1520 года.

Печатный стан на издательской марке Иоста Бадия Асцензия

Печатный стан. Гравюра из книги В. Цога, 1507 г.

В век изобретения книгопечатания европейская наука не двигалась вперед, она как бы окаменела, застыла; в ней царили схоластики, сделавшиеся впоследствии неистощимым предметом для сатиры. Над схоластиками смеялся еще Петрарка; он считал средневековую науку ниже здравого смысла простых гребцов и земледельцев. Схоластики уступили свое место так называемым гуманистам, которые пересадили на европейскую почву идеи античного мира.

Возрождение классицизма вело к Реформации, но следует помнить, что успехи самого возрождения классицизма обусловливались изобретением книгопечатания. Это изобретение по всей справедливости отделяет старый мир от нового. Книгопечатание открывало для человечества неизведанные горизонты. Казалось, не было границ полету освобождавшегося человеческого духа.

То было истинное возрождение человечества к новой жизни.

До изобретения книгопечатания приобретение знаний возможно было с профессорских кафедр; духовенство поучало нравственности с церковных кафедр. Сведения переходили из уст в уста, а не с глазу на глаз. Книгопечатание породило читающий класс. Устные беседы заменились чтением. Метод приобретения знания чтением имеет большое преимущество перед устными беседами. Хотя печать нема, однако она часто дышит могущественным красноречием, заставляющим сердце трепетать или вызывающим румянец стыда.

Есть еще одно важное условие, дающее чтению большой перевес над устными беседами, над слушанием.

Какая громадная разница в том, сами ли мы совершаем какое-нибудь дело, или кто-нибудь делает его для нас! В первом случае интерес несравненно больше, исследование точнее, знакомство с предметом полнее. Слушать есть пассивное состояние ума, читать – активное. И последнее несравненно благороднее и благотворнее по своим результатам.

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ТИЛЛИ ИОГАНН ЦЕРКЛАС ФОН 1559-1632 Германский полководец. Фельдмаршал Священной Римской империи.Иоганн Тилли родился в испанских Нидерландах, в родовом замке. Учился в Германии в школе иезуитов, которые сделали из него религиозного фанатика. Военную службу начал в 15 лет Косцинский Кирилл Владимирович

Глава шестая «ИОГАНН, РЕГЕНТ И ГЕРЦОГ» Часто видя бык свои золотые роги, Поднимает к небесам безрассудно ноги, И не зная на небо никакой дороги, Хочет счастья, чтоб его поверстали в боги. Эпиграмма на свержение Бирона неизвестного автора «Безмятежный переход престола»В

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ И ДРУГИЕ

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

Гете Иоганн Вольфганг (род. в 1749 г. - ум. в 1832 г.)Немецкий поэт, прозаик и драматург. Слыл любимцем и баловнем женщин.В ряду немецких гениев Иоганн Вольфганг Гете возносится на недосягаемую высоту. Его жизнь настолько многообразна, насыщена великими событиями, что ее с

Из книги Из СМЕРШа в ГРУ. «Император спецслужб» автора Вдовин Александр Иванович

КАЛЬВИН ЖАН (ИОГАНН) (род. в 1509 г. – ум. в 1564 г.) Деятель Реформации, основоположник кальвинизма. С 1541 г. фактический диктатор Женевы, ставшей центром Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.Движение Реформации, начавшееся во втором десятилетии XVI в.,

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

В эфире - Луиза и Иоганн Об одном из талантливых операторов радиоразведки в годы войны, накануне 60-летия разгрома немцев на Курской дуге, рассказал в прессе ветеран ГРУ, полковник в отставке И. Л. Бурнусов. Речь шла об Александре Алексеевиче Зиничеве, ставшем со временем

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Иоганн Себастьян Бах Типичный случай Среди несгораемых партитур классической музыки бесспорными лидерами во всем, что касается огнеупорности, жаропрочности и других добродетелей такого рода, уже давно признаны партитуры, подписанные именем Иоганна Себастьяна Баха.

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

Эрцгерцог Австрийский Иоганн (1782–1859) Подобно другим Габсбургам, которых привечали российские императоры, удостаивая высшими наградами и жалуя высшими военными чинами, эрцгерцог Иоганн-Баптист-Иосиф-Фабиан-Себастьян на русской службе никогда не состоял.Четвертый сын

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Гутенберг Гензфляйш Иоганн (род. между 1394–1399 гг. или в 1406 г. – ум. в 1468 г.) Великий немецкий изобретатель, разработавший технические основы книгопечатания (изобрел печать с наборных литер, инструмент для отливки литер, типографский сплав, сконструировал печатный станок

Из книги Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т. I. автора Полевой Борис

Иоганн Вольфганг Гёте Бальные туфли Я могу пообещать быть искренним, но не беспристрастным. Гете Иога?нн Во?льфганг фон Гёте (1749–1832) – немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.В книге «Христиана и Гёте: история отношений» Сигрид Дамм

Из книги автора

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ 31 МАРТА 1685 - 28 ИЮЛЯ 1750АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ОВЕННАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: БАРОККОЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ВАРИАЦИИ ГОЛЬДБЕРГА» (1741)ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В ФИЛЬМЕ «МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ». КОГДА ДОКТОР ГАННИБАЛ ЛЕКТОР СОВЕРШАЕТ ДВА

Из книги автора

Иоганн Мяэ - Георгиевский кавалер Август Порк ведет нас в привокзальный район, во двор небольшого домика, почти по соседству с кварталом, где сейчас окружена последняя в этом районе группировка противника. За домиком блиндаж. Спустились по узенькому ходку вниз, в

Иоганн Гутенберг Иоганн Гутенберг Гутенберг Иоганн (. 1399 1468) немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине XV в. впервые напечатал в городе Майнц 42 строчную Библию (). Выпустил т.н. Майнцскую псалтырь,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Гутенберг, Иоганн - Иоганн Гутенберг ГУТЕНБЕРГ (Gutenberg) Иоганн (около 1399 1468), немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине 15 в. впервые напечатал в Майнце 42 строчную Библию (признана шедевром ранней печати). Выпустил так… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (около 1399 1468 гг.) немецкий типограф, изобретатель европейского способа книгопечатания. В середине 15 в. впервые напечатал в городе Майнц 42 строчную Библию (она признана шедевром ранней печати). Выпустил т.н. Майнцскую псалтырь, учебники,… … Исторический словарь

Гутенберг Иоганн - (Gutenberg, Johann) (ок. 1398 1468), нем. мастер первопечатник, изобретатель европ. способа книгопечатания. В 1438 г. заключил соглашение с тремя партнерами в целях развития методов книгопечатания. В 1450 г. получил деньги от купца из Майнца… … Всемирная история

- (Gutenberg, Johann) ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (между 1397 и 1400 1468), немецкий ремесленник, которого принято считать изобретателем книгопечатания с помощью набора из подвижных отлитых из металлического сплава литер, а также печатного пресса и… … Энциклопедия Кольера

- [между 1394 1399 (или в 1406) 1468], немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42 строчную Библию первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати. * * * ГУТЕНБЕРГ… … Энциклопедический словарь

Гутенберг (Gutenberg) Иоганн [р. между 1394≈99 (или в 1406) ≈ умер 3.2.1468], немецкий изобретатель, создавший европейский способ книгопечатания, первый типограф Европы. ═ Способ Г. (печатный набор) позволил получать произвольное число идентичных … Большая советская энциклопедия

Запрос «Гуттенберг» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иоганн Гутенберг Johannes Gutenberg Дата рождения: между 1397 и 1400 … Википедия

- [между 1394—99 (или в 1406) — 1468], немецкий изобретатель книгопечатания. В середине XV в. в Майнце напечатал так называемую 42 строчную Библию — первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати … Большой Энциклопедический словарь

- (наст. фам. Генсфлейш; р.1394/99 или 1406 – ум. 1468) – нем. изобретатель книгопечатания в Европе. Выбрал фам. матери, т. к. фам. отца, Генсфлейш, была неблагозвучной и означала – гусиное мясо. В сер. ХV в. в Майнце напечатал так наз. 42 строчную … Энциклопедический словарь псевдонимов

Книги

  • Иоганн Гутенберг. Личность в истории (подарочное издание) , Альберт Капр. Стильное подарочное издание. Книга украшена золотым тиснением и ляссе. Исследование известного немецкого типографа и историка книги Альберта Капра - одна из наиболее авторитетных книг о…
  • Иоганн Гутенберг. Личность в истории , Капр Альберт. Исследование известного немецкого типографа и историка книги Альберта Капра - одна из наиболее авторитетных книг о знаменитом деятеле немецкой культуры Иоганне Гутенберге. Автор книги,…