Понятие предмет регулирования система международного права. Предмет регулирования международного права

1. Понятие, предмет регулирования, функции, принципы и источники международного права.

2. Субъекты международного права. Правопреемство в международном праве.

1. Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

Международное право регулирует и отношения немежгосу­дарственного характера - т.е. отношения, в которых государ­ство является лишь одним из участников либо вообще не уча­ствует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охра­нительную.

Стабилизирующая функция состоит в том, что междуна­родно-правовые нормы призваны организовывать мировое сооб­щество, устанавливать определенный международный правопо­рядок и стабилизировать его.

Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников междуна­родных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении меж­дународных обязательств субъекты международных правоотно­шений вправе применить меры ответственности и санкции, пре­дусмотренные международным правом.

Основные принципы международного права:

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу, все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что все государства юридически равны и должны уважать правосубъектность других участников международных отношений. Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях, организациях и международных договорах. Принцип суверенного равенства означает, что территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, а государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права.

2. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств.

Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются международным правом законными.

3. Согласно принципу мирного разрешения международных споров, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами.

4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

5. Принцип территориальной целостности государств предполагает, что государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории, таким образом, не признаются законными.

6. В соответствии с принципом нерушимости границ государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

7. Одним из фундаментальных принципов международного права является принцип уважения прав человека, которые рассматриваются как составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимым для дружественных отношений и сотрудничества.

8. Принцип права на самоопределение народов и наций означает, что все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение. Однако государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

9. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

Нормы международного права - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.

В сфере международных отношений отсутствуют специаль­ные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Нормы международного права зафиксированы в виде опре­деленных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления меж­дународно-правовой нормы.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

2. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права. Важнейшим признаком субъекта меж­дународного права является его право совершать самостоятель­ные международные действия, включая создание согласованных международно-правовых норм.

Международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права - государства и борющиеся нации - в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями меж­дународно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (госу­дарственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет воз­можность самостоятельного участия в международных отно­шениях.

Юридическим источником правосубъектности для несуве­ренных субъектов международного права служат их учредитель­ные документы. Такими документами для международных орга­низаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора.

Государства являются основными субъектами международного права. Международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъект­ность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Международные межправительственные организации не об­ладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суве­ренными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетен­цией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден поскольку больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства.

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юри­дически значимого события, факта или поведения субъекта меж­дународного права. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и в международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права. Дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто - это признание официальное, но не­полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить поч­ву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Се­годня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре - признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международ­ного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном при­знании и установлении дипломатических отношений.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств, субъектами право­преемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопре­емник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или раз­деление государств, передача части территории другому госу­дарству.

Понятие предмета международного права

Определение 1

Предмет международного права представляет самбой совокупность норм международно-правового характера, которые самостоятельно регулируют различные отрасли права, в том числе в сфере международных отношений и внутригосударственных отношений.

Говоря о роли международного права в современном мире, нельзя не отметить, что она постоянно растет. Это происходит в связи с тем, что ряд проблем и процессов постоянно повторяется, а государство не в силах разрешить, урегулировать их с помощью внутригосударственного права на территории одного государства.

Замечание 1

При этом область международного права выступает в качестве одной из наиболее сложных отраслей права, далеко не всегда освещенных в юридической теории. В данной сфере имеется множество проблем и противоречий, а также пробелов, которые требуют регулирования либо путем принятия новых нормативных актов, либо путем проработки международно-правовых принципов. Некоторые проблемы в данной сфере получают весьма неоднозначную трактовку, что связано, прежде всего, с тем фактором, что международное право имеет тесную связь с международной политикой. Такая позиция только осложняет ситуацию в данной сфере.

Отдельные особенности данной отрасли права проявляются в сфере действия международных норм права, которая регулирует широкий круг правоотношений, в том числе и между государствами, выступающими в качестве субъектов международного права. Определенные особенности имеют обычаи международного права, особенности отношений субъектов, источники, а также специфика правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Международное право очень сильно отличается от внутригосударственного права, что, прежде всего, обусловлено спецификой предмета международного права. Оно направлено на урегулирование отношений между несколькими суверенными государствами, то есть между двумя и более государствами.

Таким образом, под предметом международного права понимается специфика правового регулирования отрасли, то есть совокупность международных отношений, которые складываются между различными субъектами международного права, например, государствами, организациями, народами и так далее.

Предмет международного права является очень широким понятием, так как сфера международно-правовых отношений очень широко охватывает различные сферы, например, следующие:

  • политическая;
  • экономическая;
  • правовая;
  • культурная и т.д.

Из этого мы можем сделать вывод, что взаимодействие между государствами осуществляется в самых различных сферах, и не только касающихся экономического и политического развития государств, но и культурного, экологического, а также иных сфер.

Метод международного права

Под методом международного права понимают особый способ воздействия данной отрасли права на предмет их регулирования. Так же, как и в других отраслях права, здесь применяются два основных метода регулирования:

  • диспозитивный;
  • императивный.

Первый метод означает на специфику такого правового регулирования, при котором любые требования носят рекомендательный характер, то есть правовое регулирование основывается на правосознание субъектов права. При императивном методе применяются властные полномочия субъектов права, например, международных организаций, при котором субъекты права обязаны исполнять все требования, которые выдвигаются в отношениях них. Соответственно, у любых субъектов права имеются права и обязанности, то есть они обладают правоспособностью, дееспособностью, также имеется деликтоспособность, то есть способность отвечать за совершенные правонарушения.

Специфика методов международного права

Несмотря на наличие различных методик правового регулирования международное право выступает в качестве самостоятельной и цельной правовой системы. В то же время, основываясь на нормах Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры выступают лишь в качестве составной части правовой системы России, при этом, обладая приоритетом по отношению к национальному законодательству, международные нормы не обладает приоритетом по отношению к нормам Конституции. Однако даже такое положение порождает значительные дискуссии в сфере международного права.

Освоение методов международного права позволяет выполнить различные задачи, стоящие на сегодняшний день перед мировым сообществом. А именно:

  • обеспечить равенство всех субъектов международного права, в особенности государств;
  • урегулирование конфликтов любым мирными способами, с целью недопущения создания военной ситуации;
  • разрешение глобальных проблем, которые стоят сегодня перед человечеством, в том числе в экологической сфере, в политической сфере, в экономической сфере и так далее.

Замечание 2

Также необходимо учитывать необходимость защиты прав и свобод человека и гражданина на территории всех государств. Если выявляется нарушение государством прав и свобод человека и гражданина, несмотря на то, что нарушение происходит внутри государства, оно должно нести ответственность за содеянное, а нарушенные права и свободы должны быть в обязательном порядке восстановлены.

Использование императивного и диспозитивного методов позволяет также сформировать нормативно-правовые документы в данной сфере, которые носили бы как обязательный, так и рекомендательный характер. Говоря о сфере международного права, необходимо отметить, что основные документы здесь носят рекомендательный характер. Международные документы приобретают обязательный характер, если они подписаны государствами, а также ратифицированы в установленной форме. Тогда за их нарушение следуют санкции.

Реализация санкций производится соответствующими уполномоченными органами, которые должны обеспечивать исполняемость международных документов и нередко закрепляются в них самих. Основная методика разрешения всех конфликтов – это мирное их разрешение. Однако в случае массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, геноцида, угроза применения оружия массового поражения могут быть применены военные силы.

  • 6. Роль актов международных конференций и международных организаций в мп регулировании.
  • 8. Субъекты мп: понятие и виды. Международная правосубъектность фл.
  • Классификация в зависимости от статуса
  • В зависимости от участия в создании норм международного права
  • Международная правосубъектность индивидов
  • 9. Государство – как субъект международного права
  • Аномальные субъекты - Ватикан и Мальтийский Орден.
  • 10. Участие субъекта рф в международных отношениях.
  • 11. Признание государств и правительств.
  • Акты регулирующие правопреемство:
  • Объекты правопреемства:
  • 13.Правопреемство в отношении международных договоров.
  • 14. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
  • 15. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср.
  • 16) Ответственность в мп: основание, виды.
  • 17) Международные судебные органы: общая характеристика.
  • 18) Международное право в деятельности российских судов.
  • 20) Международный договор: понятие, структура, виды.
  • 21) Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
  • 22) Согласие на обязательность мд. Ратификация мд. Депозитарий и его функции.
  • 23) Ратификация международных договоров рф: основания, процедура.
  • 24) Оговорки к мд.
  • 25) Вступление в силу мд.
  • 26) Регистрация и опубликование мд.
  • 27) Недействительность мд.
  • 28) Прекращение действия мд.
  • 29) Обсе (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
  • 30) Оон: история, устав, цели, принципы, членство.
  • 31) Генеральная Ассамблея оон.
  • 32) Совет безопасности оон.
  • 33) Операции оон по поддержанию мира.
  • 34) Международный суд оон.
  • 35) Содружество независимых государств.
  • 36) Совет Европы.
  • 37) Европейский Союз.
  • 39) Система органов внешних сношений.
  • 40) Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 41) Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 42) Привилегии и иммунитеты диппредставительств и консульских учреждений.
  • 43) Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских дл.
  • 44) Понятие территории в мп. Классификация территорий по правовому режиму.
  • 45) Государственная территория: понятие, состав, правовой режим.
  • 46) Государственная граница: понятие, виды, прохождение, порядок установления.
  • 47) Режим границ. Пограничный режим.
  • 48) Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
  • 49) Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
  • 50) Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.
  • 51) Континентальный шельф: понятие, правовой режим.
  • 52) Открытое море: понятие, правовой режим.
  • 53) Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие, правовой режим.
  • 54) Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 55) Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб, причинённый ко.
  • 56) Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией в международном воздушном пространстве.
  • 58) Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование ограничений п. И с. Ч.
  • 59) Международные механизмы обеспечения и защиты п. И с. Ч: общая характеристика. Международные органы по защите п. И с. Ч.
  • 60) Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений.
  • 61) Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в еспч.
  • 62) Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иг: мп регулирование.
  • 64) Преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления).
  • 65) Преступления международного характера.
  • 66) Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Интерпол.
  • 68) Правовая помощь по уголовным делам: общая характеристика.
  • 79-80) Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в действие и передача осужденных для отбывания наказания.
  • 71) Система коллективной безопасности.
  • 82) Применение силы по современному международному праву: правовые основания и порядок.
  • 83) Разоружение и меры укрепления доверия.
  • 84) Вооруженные конфликты: понятие, виды.
  • 74) Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
  • 75) Защита жертв войны.
  • 76) Окончание войны и её правовые последствия.
  • 1.Международное прав: понятие и предмет регулирования. Система международного права.

    Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

    Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

    Между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

    Между государствами и международными межправительственными организациями;

    Между государствами и государствоподобными образованиями;

    Между международными межправительственными организациями.

    2. Применение международного права в сфере внутригосударственных

    отношений.

    3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

    Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП, рассчитанные на неоднократное применение.

    У международно-правовых норм есть свои особенности:

      В предмете регулирования. Регулирует межгосударственные отношения и иные.

      В порядке её создания. Норма создается не в результате повелевания, а в результате согласования интересов.

      По форме закрепления. Выделяют:

      1. Нормы, закрепленные в договоре

        Обычные нормы

    В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

    В процессе создания норм – 2 стадии:

    1.достижение соглашения относительно содержания правила поведения

    2.выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

    Классификация норм международного права:

      По юридической силе

      • Императивные

        Диспозитивные

      По сфере действия

      • Универсальные нормы (не ограничены не территориально, ни числом участников)

        Локальные нормы (ограниченные; например, устав СНГ)

        • Региональные

          Нерегиональные

      По числу участников

      • Многосторонние нормы

        Двусторонние нормы

      По методу регулирования

      • Обязывающие нормы

        Запрещающие нормы

        Управомочивающие нормы

      По форме закрепления

      • Документально-закрепленные нормы

        Обычные нормы

    4. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие.

    Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

    Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

    В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

      Принцип неприменения силы и угрозы силой

    Впервые этот принцип был закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ОНН, впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

      Принцип разрешения международных споров мирными средствами

    Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН. Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года. Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

      Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

    Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в декларации о принципах международного права 1970 года. Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

      Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

    В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства.

      Принцип равноправия и самоопределения народов

    Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

      Принцип суверенного равенства государств

    Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

      Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

    Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, Сог1ласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

      Принцип нерушимости государственных границ

    Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. А далее в декларациях ООН 1970 о принципах и СБСЕ 1975 года.

      Принцип тер11риториальной целостности государств

    Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

      Принцип уважения прав человека и основных свобод

    Обозначен в преамбуле Устава ОНН и в различных декларациях. Являются внутренним делом государства.

    "

    Многочисленные определения МП можно разделить на две группы:

    1. Определения, в которых в качестве отличительной особенности международного права указывается на способ образования его норм. Например: «Международное право - это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права».

    2. Определения, характеризующие рассматриваемую отрасль права по предмету регулирования. Например: «Международное право в его юридическом (нормативном) аспекте – это, прежде всего, совокупность юридических норм, которые регулируют межгосударственные (в широком плане - международные) отношения».

    Существуют различные варианты определений такого рода: к объектам регулирования, кроме отношений государств, некоторые ученые относят отношения международных организаций; наций (народов), борющихся за свое освобождение; «других субъектов международного права», причем имеются к виду правообразующие субъекты.

    Иногда в качестве отличительной черты международного права указывается и способ образования норм международного права, и предмет его регулирования. «Международное право - система принципов и норм, находящих применение в отношениях между всеми государствами независимо от их социального строя».

    Отношения, регулируемые международным правом - это отношения между государствами - двусторонние и многосторонние; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.

    Специфика международных, межгосударственных отношений заключается в том, что они по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Можно выделить три категории дел (вопросов), которые характеризуют предмет международного регулирования:

    Дела, которые по своей сути являются межгосударственными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства, не могут решаться односторонними актами государства, так как затрагивают общие интересы. Это международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим открытого моря, космического пространства.

    Дела, хотя и не связанные с общечеловеческими интересами, но разрешимые только совместными усилиями двух или нескольких государств на основе учета взаимных интересов. Это установление и режим государственной границы, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда.

    Дела, урегулирование которых относится к внутренней компетенции каждого государства, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств. Это обеспечение и защита прав и свобод человека, оказание помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

    Своеобразие международного права в сравнении с внутригосударственным:

    Во-первых, по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только «в том числе», отдавая приоритет внут­ренним отношениям в данном обществе.

    Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государственно-подобные образования и т.д.).

    В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.

    В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются «сверху вниз», то международно-правовые нормы – «горизонтально».

    В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного госу­дарства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

    В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и, прежде всего, его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

    Международное право: понятие и предмет регулирования. Система международного права

    По лекции: Международное право – система договорных и обычных международно-правововых норм, выражающих согласованную волю государств и других субъектов международного права и направленных на регулирование международных правоотношений.

    Особенности международного права:

    1. Предмет международно -правового регулирования – международные правоотношения:

    Отношения между государствами

    Отношения участием других публично правовых субъектов (международные организации, нации, борющиеся на независимость, государствоподобные образования)

    Отношения с участием частноправовых субъектов (физических и юридических лиц)

    Так же предметом является некоторые внутригосударственные отношения

    2. Субъекты международного права: государства, международные межправительственные организации, нации, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

    3. Источники: международный договор, международный обычай, акты международных судов, акты международных организаций, конференций, доктрина.

    4. Способ образования норм и функционирования международного права – согласование между государствами.

    5. Отсутствие центрального аппарата принуждения

    Система международного права

    Системообразующие элементы международного права:

    · Основные принципы международного права (устав ООН, Декларация о принципах международного права, Хельсинский акт)

    · Общие принципы права

    · Общесистемный институт: институт международной ответственности, правопреемства, международная правосубъектность

    · Отрасли международного права

    Критерии деление международного права на отрасли:

    Предмет регулирования

    Отраслевые принципы

    · Метод – согласование воли государства


    Принципы международного права: понятие, акты, их закрепляющие и конкретизирующие

    Из Википедии: Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

    Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке «поправить» общественную практику с помощью нарушения принципов.

    Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

    В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

    · Принцип неприменения силы и угрозы силой;

    · Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

    · Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

    · Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

    · Принцип равноправия и самоопределения народов;

    · Принцип суверенного равенства государств;

    · Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

    · Принцип нерушимости государственных границ;

    · Принцип территориальной целостности государств;

    · Принцип уважения прав человека и основных свобод.


    Источники международного права: понятие и виды. Толкование статьи 38 Статута Международного Суда ООН

    По лекции : Источники МП:

    1. Международный договор

    2. Международный обычай

    3. Акты международных организаций, конвенций

    4. Акты международных судов

    Ст.38 международного статута ООН – суд ООН при рассмотрении дел придерживается международного права. В данной статье перечислены источники , которыми руководствуется суд ООН: международные конвенции, обычай, общие принципы права, для установления содержания норм МП могут приниматься судебные решения и доктрины.

    Международный договор

    Определение в ст.2 ВК - это международное соглашение, заключенное между государствами (это в ВК, а также существуют договоры заключенные международными организациями) письменной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документов, а также независимо от его конкретного наименования.

    Классификация международных договоров

    1. По числу участников

    1) Двусторонние

    2) Многосторонние

    Универсальные

    Региональные

    1) закрытые – участвуют ограниченное число государств

    2) открытое – участвуют любое государство

    3.по названиям

    1) договор

    2) соглашение

    4) конвенция

    7) протокол и т.д.

    Международный обычай

    Обычай

    Обычай проходит две стадии:

    1. формируется всеобщим правилом поведения

    2. становится обязательным

    структура обычая:

    1. межгосударственная практика:

    Повторяемой;

    Длительной.

    обыкновениями

    2. Субъективный элемент opinion uris

    1. Официальное заявление государства

    2. Практика международных организация

    3. Практика международных судов

    4. Практика национальных судов

    5. Односторонние акты государства

    6. Национальное законодательство

    7. Международные договоры

    8. Проекты договоров и т.д.

    Сравнение обычая и договора

    Акты международный организаций, как источник мп

    1. Некоторые международные организации принимают акты нормативного характера (юридически не обязательны). Примеры: акты организации по бюджету организации, о приеме организаций в члены организации

    2. Акты международных организаций в области технического регулирования. Пример: акты (ИКАЛ)??, акты ВОЗ, акты ИМО, акты МОТ

    3. Некоторые акты содержат индивидуальные предписания, порождающие юридические обязательства (резолюция Совбеза ООН).

    4. Международные организации вправе заключать международный договор.

    5. Участвуют в формировании международного обычая.


    Международный обычай

    Обычай – это доказательство всеобщей практики, принятый в качестве правовой формы.

    Международный обычай формируется в результате сформировавшейся практики между государствами, которая в дальнейшем признается ими юридически обязательной (пример, свобода открытого моря, неприкосновенность космического пространства).

    Обычай проходит две стадии:

    3. формируется всеобщим правилом поведения

    4. становится обязательным

    структура обычая:

    3. межгосударственная практика:

    Она должна быть всеобщей (должно следовать правилу большинство государств), но не абсолютно универсальной;

    Устойчивой, последовательной, но не однообразной;

    Повторяемой;

    Длительной.

    Правила, сформировавшиеся на практике именуются обыкновениями (постоянное оказание экономической помощи)

    4. Субъективный элемент opinion uris – это признание государствами, сформировавшегося на практике правила поведения в качестве юридически обязательного.

    Источники (средства) установления содержания международного обычая

    9. Официальное заявление государства

    10. Практика международных организация

    11. Практика международных судов

    12. Практика национальных судов

    13. Односторонние акты государства

    14. Национальное законодательство

    15. Международные договоры

    16. Проекты договоров и т.д.

    Сравнение обычая и договора

    Договор и обычай имеют одинаковую юридическую силу.

    МНОГОСТРОННИЕ ДОГОВОРЫ.

    Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником. НО новое независимое государство путем уведомления о правопреемстве может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе (а также не вступивший в силу на момент правопреемства, но заключенный под условием ратификации, принятия) в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

    Если из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то новое государство в таком договоре участвовать не может.

    Если из договора следует, что участие в этом договоре любого другого государства требует согласия всех его участников , новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии такого согласия.

    ДВУСТРОННИЕ ДОГОВОРЫ.

    Двусторонний договор считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если:

    Они явственно договорились об этом

    ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОСУДАРСТВ

    В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находящийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства. Исключение: если из договора явно следует, что применение этого договора в отношении государства-преемника не совместимо с объектом и целями этого договора.

    Континуитет России.

    Под континуитетом помается продолжение Россией осуществления предусмотренных в договорах прав и обязанностей бывшего СССР.

    Его главное выражение:

    1. продолжение членства РФ в ООН, в СБ. Государства СНГ, за исключением Украины и Республики Беларусь, самостоятельно должны были вступать в ООН, становиться участниками договоров о правах человека, о разоружении и иных международно-правовых документов.

    2. ответственность РФ, как ядерной державы. (Казахстан, Украина, Беларусь – получили на тот момент статус не ядерных держав и были вынуждены присоединиться к договору о не распространении ядерного оружия).

    3. Выполнение РФ обязательств СССР по договорам с США об уменьшении ядерной

    опасности.

    4. так же это получило продолжение в международных договорах с Францией, Италией,

    Бельгией, Испанией, Чехией.

    Данный вид отношений не противоречит понятию правопреемственности, а просто является одним из видов. И это так же не означат, что были ущемлены права других государств, которых находились на территории бывшего СССР.


    17. Реализация МП: понятие, формы, содержание.

    Реализация - это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин "имплементация" (англ. "implementation" - осуществление, проведение в жизнь).

    Можно выделить следующие формы реализации.

    Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.

    Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, гласит: "Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...".

    Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: "Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море".

    Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

    Процесс реализации международного права в целом, т. е. с учетом тех особенностей, которые присущи реализации отдельных договоров (иных международно-правовых актов) и норм, включает два вида деятельности:

    1) непосредственную фактическую деятельность (соответствующую требованиям норм) по достижению социально значимого результата (например, перемещение ракет, пусковых установок, оборудования из районов развертывания и их ликвидация в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъекты достигают

    определенного состояния, приобретения, сохранения или уничтожения предмета;

    2) правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно представляет собой деятельность определенных органов с целью создания правовой базы для осуществления фактической деятельности, соответствующей нормам международного права, в том числе в тех случаях, когда в этой деятельности необходимо "навести порядок", т. е. если обнаружится нарушение (несоответствие деятельности нормам или отказ от такой деятельности) либо угроза нарушения. Правовое и организационное обеспечение включает в себя правотворчество, контрольную и правоприменительную (правоохранительную) деятельность и ее результатом является правовой акт - нормативный или иной (например, в ст. 24 Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. говорится, что "Российская Федерация и Французская Республика будут заключать по мере надобности отдельные соглашения и договоренности в целях реализации положений настоящего Договора").


    Согласие

    В праве издавна существует принцип, согласно которому согласие исключает противоправность деяния (volenti non fit injuria). Этот общий принцип права, естественно, присущ и международному праву.

    Самооборона

    Самооборона как обстоятельство, исключающее противоправность деяния, является общим принципом права, присущим и международному праву. Его правильное понимание состоит в следующем - силу дозволено отражать силой, но пусть это делается умеренно, для самообороны, чтобы предотвратить ущерб, а не для мести.

    Контрмеры

    В соответствии с международным правом нарушение обязательства одним субъектом оправдывает принятие потерпевшим субъектом контрмер, которые не должны представлять собой уг­розу силой или ее применение. Контрмеры - это действия, которые были бы противоправными, если бы не осуществлялись в ответ на правонарушение в целях обеспечения прекращения противоправного деяния и получения возмещение ущерба.

    К контрмерам относят обычно реторсии, репрессалии.

    Форс-мажор

    В отношениях, регулируемых как внутренним, так и между­народным правом, имеют место ситуации, события, порождаемые непреодолимой силой - форс-мажором (лат.- vis major).

    Это побудило различные отрасли внутреннего права установить нормы, определяющие права и обязанности субъектов права в случае таких событий. Quod alias non fuit licitum n?cessitas licitum facit - необходимость делает законным то, что было бы незакон­ным при иных условиях. Этот общий принцип права имеет силу и для международного права. В международном праве под форс-мажором понимается ситуация, при которой субъект вынужден действовать вопреки международному обязательству в результа­те действия непреодолимой силы или не поддающегося контро­лю непредвиденного события. Бедствие

    Анализ международной практики свидетельствует, что случаи бедствия, в основном, связаны с воздушными и морскими судами, которые проникают на территорию иностранного госу­дарства из-за плохих погодных условий, технической неисправ­ности и т.п. Состояние бедствия как обстоятельство, оправдывающее поведение, которое в ином случае было бы противо­правным, предусмотрено рядом конвенций.

    Состояние необходимости

    Состояние необходимости как обстоятельство, исключающее противоправность, является общим принципом права. N?­cessitas vincit legem - необходимость преобладает над правом. И еще: право не требует невозможного - lex non cogit ad impossi-bilitia. Различие между форс-мажором и необходимостью видит­ся, прежде всего, в том, что непреодолимая сила создает усло­вия, в которых соответствующее поведение является не только необходимым, но и непреднамеренным. В случае состояния не­обходимости выбор поведения всегда является преднамеренным. Недопустим выход за пределы того, что было абсолютно необходимым, - bonum necessarium extra terminus necesitatis non est bonum.

    Виды.

    Договоры могут классифицироваться по кругу участников:

    Двусторонние

    Многосторонние:

    Универсальные (общие, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты МП);

    Договоры с ограниченным числом участников.

    Договоры также могут быть:

    Закрытыми (к ним, как правило, относятся двусторонние договоры. Участие в таких договорах третьих лиц предполагает согласие их участников);

    Открытыми (может участвовать любое гос-во, и такое участие не зависит от согласия сторон договора).

    В зависимости от органа гос. власти:

    Межгосударственные (от имени государства);

    Межправительственные (от имени Правительства);

    Межведомственные (в пределах своих полномочий).

    От нормативного содержания:

    Правообразующие (многократное применение);

    Договоры – сделки (рассчитаны на разовое применение)

    По объекту регулирования:

    Политические: о союзе, ненападении, нейтралитете, сотрудничестве, дружбе, мире и др.

    Экономические: об экономической помощи, поставках, строительстве, кредитах, платежах, расчетах и др.

    По специальным вопросам: о научном и культурном сотрудничестве, здравоохранении, правовой помощи и др.

    Военные: ограничение вооружений и вооруженных сил, размещений войск за границей, поставки военной техники и др.

    По форме: письменные и устные, «джентльменские соглашения»

    По сроку действия:

    бессрочные, определенно-срочные и неопределенно-срочные.

    По названию: договор, конвенция, пакт, соглашение, устав, протокол.


    Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.

    Полномочия. Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы - полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством. Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по

    заключению договора без специальных полномочий.

    В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы дипломатических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организациях.

    Если заключается международный договор с участием международной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту организацию.

    Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.

    Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и соответственно проекта договора. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников.

    Иногда для подготовки договора по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне.

    Принятие текста договора . Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. изменению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности- подлинный, действительный, верный). Оно может быть предварительным и окончательным.

    Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.

    Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется актом - резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации).

    Парафирование - это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или договоров с небольшим числом участников (например, были парафированы Договор между СССР и ФРГ о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, некоторые соглашения стран СНГ и др.). Парафированный договор подлежит окончательному принятию.

    Подписание ad referendum - условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.

    Форма окончательного принятия текста договора - подписание . Оно порождает определенные юридические последствия: а) дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; б) обязывает подписавшее государство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.


    Основания.

    Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" включает в этот перечень следующие виды договоров Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения

    международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают

    юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

    Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15). В перечень договоров, подлежащих ратификации, внесены дополнения: ратификации подлежат международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г.) и международные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных ценностей, равно как и любые другие международные договоры РФ, касающиеся ее культурного достояния (ст. 23 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г.).

    Процедура.

    Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона.

    Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования. Один из примеров: Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях" принят Государственной Думой РФ 12 сентября 1997 г., одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г., опубликован в "Российской газете" 8 октября 1997г.


    Устав ООН. История.

    Основные положения Устава были выработаны на конференции представителей СССР, США и Великобритании, а так же Китая, состоявшейся в августе 1944 года. Здесь были определены название Организации, структура ее устава, цели и принципы, вопросы правового положения органов. Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций с Сан–Франциско (апрель – июнь 1945 года) с участием представителей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и Китай выступали как приглашающие державы.

    Торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 года, Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной процедурой. Ратификационные грамоты сдавались на хранение Правительству США, выполняющему функции депозитария. Предусматривалось, что Устав вступит в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот СССР, США, Великобританией, Китаем и Францией, то есть тех государств, которые получили постоянное членство в ООН, и большинством государств, подписавших Устав.

    Устав ООН. Содержание, изменение, пересмотр .

    Устав ООН состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 11 статей. Неотъемлемой частью его является Статут Международного Суда. Устав закрепляет цели, принципы ООН, регламентирует вопросы членства, структуру ООН, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН. Есть в Уставе главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и региональному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.
    Поправки, то есть изменение отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН 2/3голосов членов и вступают в силу после ратификации 2/3 членов.
    Пересмотр . Требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается с согласия 2/3 членов Генеральной Ассамблеи ООН. Решение принимает Генеральная конференция 2/3, поправки вступают при их ратификации 2/3 членов Организации.

    Цели и принципы ООН.

    Цели:
    1. Поддерживать международный мир и безопасность, принимать коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, подавление актов агрессии или других нарушений мира, улаживать и разрешать международные споров и ситуация, которые могут привести к нарушению мира.
    2. Развивать дружественные отношения между нациями и совместно принимать меры для укрепления всеобщего мира.

    3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

    4. Быть центром для согласования действий нации в достижении этих общих целей.
    Принципы:
    1. Суверенное равенство всех членов Организации

    2. Добросовестное выполнение принятых на себя обязательств.

    3. Разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность.

    4. Воздержание от угрозы силой.

    5. Оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех принимаемых ею в соответствии с Уставом действиях.
    6. Обеспечение того, чтобы государства не члены ООН действовали в соответствии в принципами Устава.
    7. Невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
    Членство в ООН . Членами ООН являются суверенные государства. По процедуре оформления членства различаются первоначальные и вновь принятые члены.

    Первоначальные – те, которые принимали участие в учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 году, подписали и ратифицировали Устав ООН.

    Прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могу и желают эти обязательства выполнять.

    Процедура:
    1. Государство подает заявление Генеральному секретарю ООН.

    2.Прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Первоначально заявление рассматривается учрежденным при Совете Безопасности комитетом по приему новых членов, которая делает доклад с выводами. Рекомендация Совбеза считается действительной, если за нее проголосовали не менее 9 членов Совета, включая всех постоянных членов. На сессии Генеральной Ассамблеи решение о приеме выносится большинством в 2 /3 присутствующих и участвующий в голосовании членов Ассамблеи.


    Генеральная ассамблея ООН.

    Генеральная Ассамблея ООН состоит из всех членов ООН. Каждое государство имеет не ее сессиях делегацию в количестве не более пяти представителей и пяти заместителей представителей; при этом делегация имеет один голос.

    Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций имеет следующие функции и полномочия :

    · рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в области разоружения, и делать соответствующие рекомендации;

    · обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;

    · обсуждать любые вопросы в пределах Устава или относящиеся к функциям любого органа Организации Объединенных Наций и, за теми же исключениями, делать рекомендации по этим вопросам;

    · организовывать исследования и делать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области; развития и кодификации международного права; содействия осуществлению прав человека и основных свобод и международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях, а также в области культуры, образования и здравоохранения;

    · получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов Организации Объединенных Наций;

    · рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;

    · избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов Организации Объединенных Наций и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

    Вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи подразделяются на следующие категории: комитеты,комиссии, правления, советы, группы, рабочие группы и проч.