Календарь. Буддийские праздники и особенные дни по лунному календарю


Ацагат – маленькое, но исторически уникальное место. Нарын – Ацагат расположен в центральной части Республики Бурятия в правобережье реки Уда в 50 км от Улан-Удэ.

Ацагат окружен с трех сторон священными горами: с запада заслоняет священная гора Тамхита, расстелившая свой подол навстречу солнцу, своеобразие которой в том, что она высится посреди степи и обрывается крутым склоном у реки Уда.

Рассказывают, что хозяин горы, старик, радуется, когда люди приезжают жить в Ацагат, но не любит, когда они уезжают из Ацагата. По преданию, он всячески помогает приезжим, и приезжие люди богатеют, живя в достатке. Название горы произошло, по одной версии, согласно легенде. В стародавние времена скончался хан у бурят и стал вопрос об избрании нового монарха. Предсказательница предрекла, что ханом будет тот, кто соберет камни с горы. Один молодой человек начал собирать камни и оставил кисет с табаком. Люди не нашли на горе ни одного камешка, а обнаружили лишь кисет. С той поры дали название гора Тамхита (тамхита, значит табак). По другой, версии гора получила название из-за трубки забытой Чингисханом на ней во время своего похода.


С восточной стороны гора Бади Дэлгэр (щедрое богатство). На ее склонах ацагатцы выращивают хлеба, пасут стада, заготавливают лес. На севере высится священная гора Сагаан хада (богатая гора). На склоне этой горы есть удивительные камни с отпечатками ног детей и животных, а это означает, что местность благоприятна для рождения детей и разведения скота.

На северо-западе священная гора – Ундэр Байса, ее называют повелителем ветров. Хозяйкой Ундэр-Байса считается змея, способная разгонять бурю и непогоду. Ламы при молебне обращаются к этой горе с молитвой о хорошей погоде.

На юге протекает многоводная река Уда, берущая начало в Еравне и впадающая в одну из самых крупных рек Бурятии Селенгу.

Древнемонгольское слово Асагад переводится, как «каменистая местность». Об образовании села ходит много легенд. Вот одна из них. Э то было давно, в 1500-х годах. Когда племя Гучид из 11-ти хоринских родов жили на берегах озера Байкал. В одно прекрасное утро верблюдица родила верблюжонка необычной красной масти, и это было очень плохой приметой для племени. Вскоре произошел страшный случай: горный орел унес малыша себе на корм. Эти две серьезные причины заставили народ племени оставить обжитые места и искать другие, более удачливые.

Долго шел караван кочевников в поисках лучшей земли, придирчиво выбирали старейшины место для постоянного проживания. Когда однажды развязалась без причины подпруга седла у главы рода – это было воспринято, как знак свыше и глава племени приказал остановиться именно в данной местности.

Земля оказалась богата обилием разнообразных сочных трав, несмотря на каменистую почву, климат суровый, но сухой, благоприятный для разведения скота, вода в речке чиста и прозрачна, населена множеством рыб, густой лес отличался большим количеством лесных даров и дикими животными.

В глубокой древности наши предки руководствовались благопожеланием: «Чтоб дом твой был поставлен на каменистой местности, чтоб стада твои паслись там, где много волков». Это означало, что именно на каменистой местности растут разнообразные сочные травы, климат сухой и вода прозрачная, что касается второй строки, то известно, что дикие звери вылавливают из стада самых хилых и больных животных, т.е. сама природа делает естественный отбор, и выживают самые здоровые и полноценные особи.


С той поры, следуя древнему благопожеланию, обосновались в этой местности племя Гучит из 11-ти хоринских родов, любовно назвав свое кочевье - Асагад.

Почему село назвали Асагад? Старики предполагают, что от слова «Аса» (как виллы, парный, развилистый, ветвистый) потому что наши предки раньше жили в местностях: Нарын - Ацагат, Хара - Ацагат, Хухата - Ацагат. С приходом Советской власти их объединили в одно село и назвали Ацагат.

И сейчас жители Ацагата известны благополучной и размеренной жизнью, благодарно почитают традиции предков, выбравших эту благодатную и благоприятную землю.

Климат Ацагата резко – континентальный, он полезен для здоровья из-за обилия солнечного света, сухости воздуха и малой облачности. По количеству солнечных дней Ацагат превосходит многие южные районы.

В Забайкалье я находил все,– писал Антон Павлович Чехов, – проезжая эти места. «В Забайкалье великолепно! Это смесь Швейцарии, Дона, Финляндии». Могучие заросли таежных великанов – кедров, трубный рев оленей, маралов и красавцев изюбря, оглушающих тайгу. Шумно рокочут на перекатах студеные горные реки, неся свои хрустально-прозрачные воды к славному морю – священному Байкалу.

животные тибетского календаря

буддийский используется с небольшими различиями в странах южного буддизма - Таиланде , Лаосе , Камбодже , Мьянме и на Шри-Ланке ; а также в странах северного буддизма: в Тибете до аннексии Китаем , Непале , Бутане , отдельных штатах и регионах Индии (Сикким , Ладак), в Японии и др.

Буддийский календарь еще называют лунным, поскольку он основан на фазах луны.

Начало летоисчисления буддийского календаря в южном буддизме ведется с года осуществления Буддой Шакьямуни Паринирваны и опережает григорианское летоисчисление на 543 года.

Таким образом, 2016 год соответствует 2559 году по буддийскому календарю.

Тибетский календарь

животные тибетского календаря

История буддийского календаря в Тибете восходит к 1027 году, когда появился тибетский перевод Калачакра-тантры , ставшей очень известной и получившей распространение во всех буддийских традициях Тибета. Именно из этой системы берут начало астрологические представления буддистов Тибета, Монголии и России , а также популярный лунный календарь 60-летних циклов летосчисления, каждый из которых подразделяется на пять 12-летних малых циклов. 1027 год Огненного Кролика - время, когда в Тибете был введен астрологический календарь на основе китайского лунного календаря, поскольку он также строился на 60-летних циклах. В соответствии с новым календарем были рассчитаны все предыдущие события.

Тибетский календарь делится на основные циклы по шестьдесят лет. Эти шестидесятилетние циклы в свою очередь делятся на пять меньших двенадцатилетних циклов, каждый год которых определяется названием животного, птицы или рептилии. Двенадцать лет также последовательно связаны с различными Элементами. Таких Элементов пять, со сменяющимися мужскими и женскими аттрибутами.

Шестнадцатый цикл закончился в 1986 году годом Огненного Тигра. Таким образом, мы живем в семнадцатом цикле, и 2004 год был годом Деревянной Обезьяны. Тибетский год основан на двенадцати лунных месяцах и длится 360 дней. Чтобы не было расхождения с солнечным годом (365,25 дней) каждые три года добавляют "быстро растущий" месяц. Существуют разумные вычисления, того, какой месяц будет "быстро растущим". И этот определенный месяц просто повторяется. В 1997 году пятый месяц года Огненного Быка повторялся.

В зависимости от точного сдвига, пять или шесть дней из тибетского года исключаются, если сдвиг происходит позже, и это делают дважды, если сдвиг происходит раньше. Для того чтобы перевести дату Западного календаря на тибетский календарь или наоборот, используют наиболее точный календарь "тибетский календарь традиции Цурпху", разработанный Третьим Кармапой Ранджунгом Дордже.

Из-за быстрорастущего месяца день нового года (Лосар) тибетского календаря передвигается между февралём и мартом. Месяц начинается в новолуние и 15 день соответствует полнолунию.

В центре рисунка - астрологическая диаграмма, которую начертал Манджушри на нижнем панцире черепахи. Во внутреннем центральном круге тибетские цифры от одного до девяти, расположенные в форме "волшебного квадрата", известного как "девять мева", число "пять" находится в середине, а остальные восемь цифр располагаются вокруг так, что их сумма составляет пятнадцать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Во втором круге восемь лотосовых лепестков, в каждом из которых содержится одна из восьми возможных комбинаций или фигур, образованных линиями инь и ян, которые создают восемь триграмм, использующихся в китайских предсказаниях.

Тайский календарь

Официальное летоисчисление в Таиланде ведется по буддийскому календарю, хотя, для иностранцев сделано исключение, и год указывается в соответствии с григорианским календарем. Начало первого месяца нового лунного года приходится на первый день убывающей луны в декабре месяце. Таким образом, порядковые номера месяцев лунного календаря смещены на 1 месяц назад по отношению к солнечному календарю. Месяцы лунного календаря не имеют названий, они лишь нумеруются по порядку. Первые два месяца лунного календаря нумеруются по-китайски, остальные - по-тайски:

  • 1-й месяц лунного года, เดือนอ้าย, дыан ай, соответствует декабрю
  • 2-й месяц лунного года, เดือนยี่, дыан йи, соответствует январю
  • 3-й месяц лунного года, เดือนสาม, дыан сам, соответствует февралю
  • и т. д.

Все основные знаменательные даты в тайской культуре привязаны именно к лунному календарю. Так, ключевые буддийские праздники приходятся на полнолуние, ขึ้น ๑๕ ค่ำ, 15-й (он же последний) день возрастающей луны, имеющее ещё ряд названий в тайском языке: สว่างสุกใส เืดือนเพ็ญ วันเพ็ญ พระจันทร์เต็มดวง. На полнолуние приходятся праздники Висакха Буча, Макха Буча, Асалаха Буча, Кхау Пханса, Ок Пханса, Лойкратхонг и другие. Ключевыми лунными днями считаются также 8-й день убывающей луны (แรม ๘ ค่ำ), новолуние (แรม ๑๕ ค่ำ) и 8-й день возрастающей луны (ขึ้น ๘ ค่ำ). Полнолуние и новолуние также считаются большими светлейшими праздниками (วันพระใหญ่), а восьмые дни возрастающей и убывающей луны - малыми светлейшими праздниками (วันพระเล็ก). Наравне с лунным календарем в Таиланде распространен обычный солнечный календарь (григорианский), สุริยคติ, суриякхати, где месяцы имеют свои названия, а не пронумерованы. Любой тайский печатный календарь будет содержать оба этих исчисления, как месяцев, так и года, а дни полнолуния, новолуния и восьмых дней убывающей и растущей луны будут отмечены маленькими фигурками Будды.

1-е января как официальный день перехода в новый год был установлен указом Его Величества Рамы VIII Анантха Махидона 24 декабря 1940 года (2483-й год по буддийскому календарю).

Литература

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Несмотря на большое количество направлений буддизма, основные религиозные даты в нем связаны с важными событиями жизни Сиддхартхи Гаутамы (Будды), а потому едины практически для всех буддийских традиций. Эта статья расскажет об основных буддийских праздниках и знаковых для верующих датах.

Учение Гаутамы Будды – одна из крупнейших мировых религий, которая существенно отличается от более привычного для нас христианства или ислама. Основные буддийские праздники имеют свои особенности, так как проходят они в атмосфере аскезы, особенно строгого соблюдения обетов, традиций.

Религиозные традиции буддизма

Согласно религиозному учению Будды (Дхамма, Дхарма) в дни праздников любые воздействия на карму усугубляются многократно, поэтому в эти торжественные периоды особенно важно вести праведный образ жизни, не совершать поступков, которые могут негативно отразиться на карме. Приверженцы Дхармы верят в мистическую сущность всего происходящего на Земле. Своими праведными поступками они делают все возможное, чтобы улучшить карму не только свою, но и всего человечества.

Буддисты пользуются лунным календарем, а потому праздники в нем скользящие – каждый год они приходятся на разные даты. К наиболее важным торжествам относятся:

  • Весак – День рождения, Просветления и смерти Будды;
  • Асалха – день первой проповеди Будды;
  • Асола Перахара – праздник зуба Будды;
  • Саагалган – буддийский Новый год;
  • Праздник слонов – день памяти об одной из важнейших проповедей Гаутамы;
  • Бун-Катхин – день одаривания монахов.

На заметку. Далеко не все памятные дни носят характер культа. Какие-то праздники посвящены достаточно обыденным событиям, являются скорее мирскими – направленными на то, чтобы привлечь интерес к учению Гаутамы, сделать людей добрее, справедливее.

Весак или День рождения Будды

Это одна из наиболее знаковых дат для любого буддиста. Согласно легенде, Будда родился, достиг просветления и умер в один день (но в разные годы) – во время майского полнолуния. По григорианскому календарю праздник приходится на конец мая – начало июня. Кстати, само слово «Весак» означает название месяца (второго по древнеиндийской календарной традиции), когда произошли все эти события.

Традиционно празднование продолжается целую неделю. В храмах устраивают праздничные молебны с песнопениями и зажиганием сотен свечей. Буддисты всего мира усиленно молятся, рассказывают о жизни и учении своего гуру, зажигают бумажные фонарики, медитируют. Присоединиться к прославлению учителя и молитвам могут все желающие. Приветствуются групповые медитации, подношения монастырям, доказывающие приверженность ценностям буддизма.

Асала или День Дхаммы

В буддийской традиции этот день вполне можно сравнить с христианской пасхой – настолько значим и важен он для каждого приверженца учения Гаутамы Будды. Именно в этот день, приходящий на первое полнолуние древнеиндийского восьмого месяца (июль), великий гуру впервые выступил с проповедью перед своими пятью учениками, поведав о Дхамме – учении, позволяющем достичь Просветления.

По традиции каждый верующий буддист должен провести этот день также – за медитациями и попытками достичь состояния сатори (пробуждение от сна неведения, позволяющее постичь истинную природу мира).

Асола Перахара

Это больше мирской праздник, отмечаемый в честь интересного события – находке чудом оставшегося целым после сожжения Будды его зуба. Он долгое время хранился в индийском храме, но потом был перевезен на Шри-Ланку, чтобы уберечь реликвию от захватчиков и недоброжелателей. Там зуб находится и по сей день.

Асола Перахара особенно популярно именно на Шри-Ланке. Отмечают праздник целых две недели, провозя ларец с реликвией на спинах слонов по крупным городам и религиозным центрам острова.

Сагаалган – Новый год

Одно из немногих буддийских торжеств, которое отмечается различными течениями в разное время. Кстати, этот день посвящен не столько самому Будде, сколько богине Шридеви – повелительнице времени и хранительнице тайн жизни и смерти.

Традиции празднования примерно одинаковые во всех буддийских традициях. Монахи и приверженцы культа Дхаммы в эту ночь не спят, а усердно молятся и поют мантры. Считается, что это позволит привлечь удачу в будущем году. Эту ночь буддисты обычно проводят в кругу семьи, а в качестве праздничных блюд традиционно используют молочные продукты.


Праздник слонов

Этот мирской праздник посвящен одной из самых важных и знаковых притч буддизма о диких слонах, которых ставят в одну упряжку с дрессированными, чтобы обучить. Так и люди должны следовать за Просветленными, чтобы самим приблизиться к гуру и познать учение Дхамму. В этот день приняты традиционные шествия и обряды – медитация, молитвы, песнопения, зажигание лампад и бумажных фонариков.

Бун-Катхин

Еще один мирской праздник, в который принято приглашать в гости монахов, кормить их и одаривать одеждами. Цель такого обычая – сделать весь мир и людей, которые еще не пришли к Дхамме, более терпимыми и добрыми. Особенность традиций в том, что одеяние, подготовленное для подарка, должно быть сшито своими руками, что придает ему особую значимость и символизм.

Другие торжественные даты

Список буддийских праздничных дат гораздо обширнее. Некоторые торжества отмечаются лишь отдельными направлениями религии, некоторые являются более общими. Среди других знаковых дат следует упомянуть:

  • Лхабаб Дуйсэн – нисхождение Будды в земной мир для финального перевоплощения, празднуемое в октябре – ноябре;
  • День рождения Далай-ламы – событие, отмечаемое по европейскому календарю ежегодно 6 июля;
  • Зула Хурал – день памяти основателя тибетской школы буддизма Богдо Цзонхавы.


Заключение

Эти, а также другие вышеперечисленные главные праздники имеют особенное значение не только для верующих, но и для мирян, проживающих в традиционно буддийских регионах. Поэтому они почти всегда сопровождаются красивыми шествиями, совместными молитвами, проповедями учения Гаутамы.

Уважаемые читатели, если статья показалась вам интересной, поделитесь ею в социальных сетях.

    Необходимо соблюдать спокойствие и доброжелательность на территории храмового комплекса.

    При входе в дацан женщины по обычаю должны пропускать мужчин вперед.

    Прежде, чем зайти в храм или поклониться ступе, святому лику, принято обходить трижды вокруг места поклонения по ходу солнца. Такой круг называется гороо.

    Если буддийский комплекс является мужским монастырем, то есть дополнительные правила. К примеру, женщинам запрещается приходить в брюках, в женские дни; следует прикрывать обнаженное тело, чтобы не искушать монахов. Нельзя находиться женщинам на территории монастыря после захода солнца.

    На входе в храм нужно снять головной убор, солнечные очки, снять сумку с плеча, заранее выплюнуть жевательную резинку.

    Мобильный телефон необходимо отключить.

    Нужно всегда быть лицом к алтарю, это выражает почтение. Для того, чтобы отойти от алтаря, нужно сделать три шага назад и только потом можно повернуться спиной.

    Неправильно указывать пальцем на лики божеств.

    Во время молебнов нельзя скрещивать руки, ноги. Сидя на молебне нельзя вытягивать ноги в сторону алтаря или священнослужителя.

    Внутри храмов обычно запрещена фотосъемка, однако на прилежащей территории такого запрета нет.

    Нельзя посещать монастырь после приема алкоголя, нельзя курить и сквернословить на территории монастыря, в святом месте.

    Нельзя оставлять мусор в священных местах.

    Нельзя поднимать монеты, которые лежат на земле или на барабанах и ступах. Это пожертвования прихожан и принадлежат они монахам и хуваракам монастыря, т.к. за счет эти пожертвования обеспечивается жизнедеятельность всего комплекса.

Допустимые практики

    В дацанах можно окроплять себя аршаном

    Возжигать светильники в специально предназначенных для этого местах

    Делать подношения

Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. По сей день Иволгинский дацан является официальным центром Буддизма России.

Arrow down Arrow up

Тибетская система астрономии и астрологии чрезвычайно сложна. Чтобы изучить и освоить её, на астрологическом отделении Тибетского института медицины и астрологии в Дхарамсале (Индия) требуется пять лет. Студенты учатся вычислять всё вручную традиционным способом, они пишут пером по деревянной доске, покрытой сажей. Нет составленных полных эфемерид, в которых можно искать готовые цифры. Одна из главных составляющих обучения – математика, применяемая во всех вычислениях.

Система Калачакры, подобно индуистским традициям, предоставляет формулы для определения «пяти планет и пяти входящих в календарь показателей». Пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Их положение, а также положение Солнца, Луны и лунных узлов рассчитаны для тибетских эфемерид в соответствии с определённой математической моделью, как и в древнегреческой системе. Этим система Калачакры отличается от китайской астрономии, в которой положения и движение небесных тел устанавливают, главным образом наблюдая за небом. Применяемая иногда китайская математика в основном алгебраическая.

Определяя и описывая движение планет, древние греки преимущественно использовали геометрию, а именно различные геометрические пропорции. Индуистская система разработала синусоиду, то есть применяла тригонометрические, а не только геометрические методы. Вычисления в тибетской системе, с другой стороны, не содержат ни геометрических пропорций, ни тригонометрических функций – только арифметику.

Календарь и альманах составляют с помощью расчёта пяти календарных характеристик: лунных дней недели, дня лунного месяца, созвездия луны, периода сочетания и периода действия. Первые две используются для гармонизации лунного и солнечного календарей.

И в тибетской, и в индуистской системах представлены три типа дней. Зодиакальный день – время, за которое Солнце проходит один из 360-ти градусов Зодиака. Солнечный день – период от рассвета до рассвета. Дни лунной даты, сопоставленные с фазами Луны, – это время, за которое Луна проходит одну тридцатую часть расстояния между положениями новой луны в соседних знаках Зодиака. Начало дней лунной даты получают математическим методом, похожим на используемый для определения положения Солнца и планет. Их считают, применяя цикл семи лунных дней недели, названных в соответствии с названиями дней недели, которые, как было замечено выше, совпадают с названиями семи планет. Чтобы согласовать лунный и солнечный календари, лунные дни недели необходимо привести в соответствие с солнечными. Это сложно.

Во-первых, новолуние не происходит каждый месяц точно в одно и то же время. Поэтому Луна может начать проходить одно из этих небольших расстояний, длиной в одну тринадцатую часть цикла, в любое время солнечного дня. Период прохождения одной тридцатой части цикла называют в соответствии с названием дня недели. Таким образом, день недели может начинаться в разное время солнечного дня.

Более того, Луне необходимо разное время для прохождения каждого из этих небольших тридцати расстояний, так как её скорость меняется в зависимости от её положения и положения Солнца в Зодиаке. Поэтому число лунных дней недели, прошедших между началами двух последовательных солнечных дней, непостоянно, так как длительность лунного дня недели также изменяется.

Дни лунного месяца, составляющие вторую календарную характеристику, нумеруют от единицы до тридцати; они длятся от рассвета до рассвета, как и солнечные дни. Проблема в том, чтобы определить, какой лунный день назначить каждому дню недели. Решение не столь очевидно, так как начало и длительность лунных дней недели – которые определяют дни недели, поскольку называются воскресеньем, понедельником и так далее, – не совпадают.

Правило в том, что день недели определяется по лунному дню недели, который попадает на начало лунного дня. Например, лунный день недели, скажем понедельник, может начинаться в полдень второго дня месяца и заканчиваться в полдень третьего. Поскольку на момент начала третьего лунного дня – принято считать, что день начинается в 5 часов утра, – лунный день недели по-прежнему понедельник, то и третий день месяца – понедельник.

День недели не может быть удвоен или пропущен. Сразу за воскресеньем должен следовать понедельник, а не ещё одно воскресенье или среда. Тем не менее, иногда две последовательные даты начинаются на протяжении одного и того же лунного дня недели. Например, лунный понедельник может начаться за пять минут до начала третьего дня, а следующий день, вторник – через пять минут после начала четвёртого дня. То есть оба, третий и четвертый дни, – понедельники! Но двух понедельников подряд быть не может. Одна из этих дат должна быть пропущена. Поэтому в тибетском календаре некоторые дни месяца отсутствуют.

И наоборот, иногда начало двух лунных дней недели происходит до начала следующего дня. Например, если лунный понедельник начался спустя пять минут после начала третьего дня и закончился за пять минут до начала четвёртого дня, тогда, по первому правилу, третий день должен быть воскресеньем, а четвёртый – вторником, то есть понедельника не будет. Но, поскольку за воскресеньем не может следовать вторник, их должен разделять понедельник, то одну из этих дат следует удвоить, чтобы добавить понедельник. Поэтому иногда в тибетском месяце есть два восьмых или два двадцать пятых числа.

Чтобы ещё больше согласовать лунный календарь с солнечным, время от времени необходимо добавлять тринадцатый месяц – удвоенный, или високосный. Правила, когда дни месяца следует удваивать или пропускать и когда следует добавлять дополнительный месяц, отличаются в разных тибетских астрологических традициях. Именно в этом их главное отличие. Для различных индуистских календарей тоже характерно удвоение и пропуск дат. Кроме того, и в них, и в классическом китайском календаре есть удвоенные месяцы. Однако правила отличаются от принятых в тибетских системах.

Третья календарная характеристика – это лунное созвездие. Эта характеристика не имеет отношения к действительному положению Луны на момент начала лунной даты, рассчитанному методом пяти планет, но скорее к её следующему связанному созвездию . Для любой лунной даты это положение Луны в созвездии на начало лунного дня недели, который пришёлся на момент начала этой даты и в соответствии с которым этой дате был присвоен день недели.

Четвертая и пятая характеристики – это периоды сочетаний и действий. Есть двадцать семь периодов сочетаний. Каждый из них – это период, на протяжении которого общее перемещение Солнца и Луны равно одной двадцать седьмой части Зодиака. То есть для любого момента времени мы получаем период сочетания, добавляя уточнённое положение Солнца по отношению к положению следующего связанного с Луной созвездия. Таким образом, эти периоды начинаются в разное время. У каждого из них есть собственное название и толкование; некоторые из них менее благоприятны, чем другие.

И наконец, есть одиннадцать периодов действий, которые получаются делением тридцати лунных дат несимметричным методом. Нет необходимости описывать здесь это подробно. У каждого из одиннадцати периодов действий есть название, и точно так же одни менее, а другие более благоприятны для разных видов деятельности.

Особые даты тибетского календаря Arrow down Arrow up

Тибетские календарь и альманах играют важную роль в жизни тибетцев. Одно из наиболее важных применений – определение дат различных буддийских церемоний подношений, или цогов (tsog ). Десятое число как прибывающей, так и убывающей луны, другими словами, десятое и двадцать пятое число каждого лунного месяца – день, когда совершают ритуальные подношения медитативным образам будд Чакрасамваре, иногда именуемому Херукой, и Ваджрайогини, а также Гуру Ринпоче Падмасамбхаве, основателю традиции ньингма. Из этих дней двадцать пятый день одиннадцатого тибетского месяца – самый важный день Чакрасамвары, а десятый двенадцатого месяца – Ваджрайогини. Восьмые дни каждого тибетского месяца – особые дни для подношений Таре. Эти ритуалы совершают только на прибывающей фазе Луны.

Если, к примеру, в тибетском месяце два десятых дня, церемонию подношения выполняют в первый. Если в месяце десятый день пропущен, церемонию проводят в девятый. Это правило распространяется на все религиозные практики, которые проводят в особые благоприятные дни тибетского календаря.

В каждой традиции тибетского буддизма и в каждом монастыре разных традиций расписание ритуалов, проводимых в течение года, определяется в соответствии с тибетским календарем. Летний ретрит обычно проходит с шестнадцатого числа шестого тибетского месяца по тридцатое седьмого месяца. Этот период известен как ранний летний ретрит. Тантрические монастыри Лхасы Гьюто и Гьюме проводят поздний летний ретрит с шестнадцатого числа седьмого тибетского месяца по тридцатое восьмого месяца. Кроме того, в традиции гелуг двадцать девятое число каждого лунного месяца – особый день медитативного образа Ваджрабхайравы, также известного как Ямантака, на которого особо полагаются как на защитника от препятствий. Поэтому считается, что медитативные ретриты для интенсивной практики лучше всего начинать в этот день любого тибетского месяца.

Буддийским праздником Весак отмечают не только паринирвану, или уход, Будды Шакьямуни, но также дату его рождения и просветления. Слово «Весак», или иногда «Уосак», произошло от палийского названия – распространённого в странах, где практикуют тхераваду, – санскритского месяца вайшакха, второго месяца Калачакры и четвёртого месяца тибетского календаря. Этот праздник отмечают в полнолуние, то есть в пятнадцатый день месяца. Поскольку календарь тхеравады отличается от тибетского и заимствован у одной из индуистских систем, Весак по этому календарю отмечается на месяц раньше, чем по тибетскому.

Празднуют и два других события из жизни Будды Шакьямуни. После того как Будда явил просветление под деревом бодхи в Бодхгае, его первым учеником была его мать, которая умерла при родах и переродилась на Небесах Тридцати Трёх Богов или, согласно некоторым источникам, на Небесах Тушиты. Будда отправился туда, чтобы учить её. Возвращение Будды в этот мир отмечают в праздник Нисхождения из божественного мира в четвёртый день шестого тибетского месяца. Затем Будда отправился в Сарнатх и в Оленьем парке учил своих первых учеников-людей. Это событие отмечают в праздник Поворотов колёса учений в двадцать второй день девятого тибетского месяца.

В каждой из тибетских линий передачи также есть собственные особые дни. Так, в традиции гелуг праздник Пятых Подношений Гандена (Ганден нгамчо), который отмечают в двадцать пятый день десятого тибетского месяца, посвящён уходу Цонкапы. Монлам, Большой молитвенный фестиваль в Лхасе, отмечают с третьего по двадцать четвёртый день первого тибетского месяца. В последний день праздника по традиции происходит церемония выбрасывания ритуального пирога, проводимая государственным оракулом Нечунга, во время которой символически устраняются все препятствия в новом году. На следующий день после этой церемонии, в двадцать пятый день первого месяца, празднуют фестиваль Приглашения Майтреи. В этот день процессия обходит вокруг Лхасы, везя изображение Майтреи, грядущего будды, в богато украшенной повозке.

Также по особым датам просят совета оракулов. Тибетское правительство традиционно советуется с государственным оракулом Нечунга в десятый день первого месяца. В Тибете настоятели монастыря Дрепунг регулярно советуются с оракулом Нечунга во второй день каждого тибетского месяца.

В тибетских календарях регулярно приводят три типа неблагоприятных дат. «Плохие дни» отмечают буквой «ща», и они длятся от рассвета до рассвета. «Чёрные дни» отмечают буквой «нья», они распространяются только на дневное время. И те и другие приходятся на определённые дни каждого года, по одному дню на каждый месяц Калачакры. Третий тип неблагоприятных дней, которые отмечают буквой «я», продолжается и днём и ночью. Он известен как «дни Янь Куон», по имени китайского божества. Как правило, в каждом году тринадцать таких дней, и они приходятся на определённые даты месяцев обширного китайского стиля жёлтой системы вычислений. Более того, в соответствии с унаследованной из Китая системы вычисления стихий, каждый год содержит два «чёрных», или неблагоприятных, месяца, и время от времени случается «чёрный» год.

Ещё один тип дат тибетского календаря отмечают буквой «са», – даты проходящей дважды в месяц церемонии соджонг – ритуала очищения и восстановления обетов для монахов и монахинь. Первая церемония в году проходит в пятнадцатый солнечный день после нового года. Тибетские месяцы начинаются на прибывающей фазе Луны. Второй соджонг происходит каждый месяц в конце фазы убывающей Луны, через четырнадцать лунных дней после первой церемонии. Если попадаются удвоенные числа, при расчёте обе даты считаются за одну. Если какое-либо число месяца пропущено, при расчёте добавляется дополнительное число, чтобы получить четырнадцать. Первый соджонг каждого месяца, в конце прибывающей фазы Луны, проходит через пятнадцать солнечных дней после предыдущей церемонии, без учёта удвоенных или пропущенных чисел.

Следует обратить внимание на то, что половина месяца, когда Луна прибывает, в целом считается более благоприятной, чем половина месяца убывающей Луны. Поэтому большинство тибетцев начинают созидательные, положительные практики в первую половину лунного месяца, чтобы результат усиливался и развивался подобно растущей Луне.

Благоприятные и неблагоприятные дни Arrow down Arrow up

Кроме того, одни дни считаются благоприятными, а другие неблагоприятными для той или иной деятельности. Например, девятый, девятнадцатый и двадцать девятый дни лунного месяца благоприятны для начала путешествия, а так называемые даты «водного фильтра» – второй, восьмой, четырнадцатый, двадцатый и двадцать шестой дни – неблагоприятны для путешествий. Поэтому, если тибетцы не могут отправиться в путешествие в благоприятный день, они зачастую берут часть своего багажа и переносят его вдоль дороги к другому дому в благоприятный день, то есть символически начинают путешествие в благоприятный день. Если же кто-нибудь умирает в девятый, девятнадцатый, двадцать девятый день или в день, когда луна находится в девятом созвездии, или в воскресенье, и особенно в день, когда все эти три события совпали, это считается очень неблагоприятным для тех, кто остался жив.

Самый неблагоприятный день в году – это «день девяти плохих примет». Он начинается в полдень шестого дня одиннадцатого тибетского месяца и длится до полудня седьмого дня. В это время большинство тибетцев стараются не совершать особых религиозных или других положительных практик, а вместо этого устраивают пикники, отдыхают и играют. История этой традиции: во времена Будды один человек пытался в этот день сделать много положительных дел, но с ним случились девять неприятностей. Будда посоветовал в будущем не пытаться делать в этот день года много хорошего.

Следующие за этим днём двадцать четыре часа, с полудня седьмого дня одиннадцатого месяца до полудня восьмого дня, – «день десяти хороших примет». В этот день во времена Будды с тем же человеком произошли десять замечательных событий, когда он продолжил созидательные дела. Таким образом, этот период считается очень подходящим для положительных планов, но по большей части тибетцы также проводят это время в пикниках и играх.

В альманахе приведены два других заслуживающих внимания периода года. Первый называется «восход звезды Риши». Этот период начинается в определённый рассчитываемый момент восьмого тибетского месяца и длится семь дней. На его протяжении свет от звезды Риши попадает на камень в короне некой мистической статуи, и из него струится нектар, поэтому горячие источники в это время наиболее действенны, и эти семь дней – так называемые банные дни, когда тибетцы отправляются к горячим источникам для лечения.

Другой период зовётся «днями ядовитой свиньи». Он также длится семь дней и начинается в другой рассчитываемый момент пятого тибетского месяца. На протяжении этих дней из-за загрязнённых дождей вода становится ядовитой. Какие бы лекарственные травы ни были собраны в эти дни – все будут ядовитыми. Кроме того, горячие источники будут очень вредны, и потому их избегают.

Хотя, согласно унаследованной из Китая системе вычисления стихий, на протяжении нашей жизни есть множество периодов препятствий, наиболее важный по мнению тибетцев – «год препятствия возраста». Это годы, которыми правит животное нашего года рождения. Например, если мы родились в год крысы, каждый последующий год крысы будет годом препятствия. То есть этот период случается каждые двенадцать лет. Согласно тибетскому способу вычисления возраста, как было описано выше, в первый из этих лет наш возраст равен одному году, во второй – тринадцать и так далее.

Распространённое использование астрологии тибетцами Arrow down Arrow up

Хорарная астрология, проверка благоприятности того или иного часа дня, – главная астрологическая характеристика, получаемая из тибетского альманаха. Эта характеристика также играет существенную роль в тибетской жизни. Она основана на первых двух календарных характеристиках: лунных днях недели и лунном созвездии.

Каждое из двадцати восьми лунных созвездий и каждый из семи лунных дней недели, как и все небесные тела, связаны с одной из четырёх стихий. Это четыре из пяти индийских стихий: земля, вода, огонь и ветер. Для определённой даты сопоставляют стихию следующего связанного лунного созвездия со стихией лунного дня недели. У каждого из возможных десяти сочетаний есть толкование, на основе которого принимают решение о том, подходит это время для определённого действия или нет.

Это система десяти малых соответствий. Например, если нам необходимо по окончании медитативного ретрита совершить церемонию подношения огня, то наиболее благоприятно выбрать час из периода двойного огня (огонь-огонь), что усилит огонь, а не из периода вода-огонь, который потушит пламя.

Чаще всего тибетцы советуются с астрологами по поводу гороскопов новорождённых, а также о бракосочетании и смерти. Чтобы составить гороскоп, объединяют аспекты как белых, так и чёрных систем вычислений. Особенно тибетские родители интересуются предполагаемой продолжительностью жизни своих детей. Если ожидается короткая жизнь и множество препятствий, совершают религиозные церемонии, рекомендованные гороскопом, а также изготовляют статуи и изображения.

Перед бракосочетанием проверяют совместимость пары, как было уже сказано выше, сравнивая различные аспекты камня и триграммы жениха и невесты. Суббота – день процветания. Поэтому в вычислениях для бракосочетания суббота считается лучшим днём недели для переезда невесты в семью жениха. Семья пары сообщает астрологу о предполагаемой неделе бракосочетания. Затем при помощи системы десяти малых соответствий выбирают наиболее благоприятный на этой неделе день и время свадьбы. Если получается, что благоприятный день – суббота, то всегда лучше отложить свадьбу до субботы. Если суббота неблагоприятный день, тогда выбирается следующий, наиболее близкий благоприятный день, хотя невесте всё же советуют переехать в дом жениха в предшествующую субботу.

Почти каждый тибетец будет советоваться с астрологом в случае смерти близкого человека. В зависимости от времени смерти при помощи унаследованной из Китая системы стихий вычисляют время и направление, в котором следует выносить умершего из помещения, чтобы совершить погребение или кремацию. Точное время кремации или погребения не вычисляют; в вычислениях также не используются благоприятные и неблагоприятные дни, определяемые при помощи десяти малых соответствий. Но определяют тип церемоний, которые необходимо провести для умершего, особенно если смерть была связана с вредоносными духами.

Тибетцы также обращаются к астрологу за советом по поводу благоприятных дней для переезда в новый дом, открытия нового магазина и делового путешествия. Последнее в Тибете связано с днём и временем, подходящим для отправления каравана, а в Индии чаще всего таким образом рассчитывают, когда оставить дом и отправиться продавать готовые свитера и одежду на улицах различных отдалённых индийских городов. Это наиболее распространённый источник средств к существованию тибетцев в изгнании.

Кроме того, всегда стараются выбрать благоприятные дни, когда возводят на престол молодого воплощённого ламу, когда он позже совершает официальные подношения своему монастырю перед началом обучения, когда семья отправляет ребёнка поступать в женский или мужской монастырь и когда новый геше, закончив религиозное образование и сдав экзамены, совершает официальные подношения своему монастырю. Также по тибетской традиции первый раз младенцу стригут волосы примерно через год после рождения. Это должно быть сделано в благоприятный день: считается, что в противном случае у младенца появятся гнойники или раны.

Тибетские врачи консультируются с медицинскими астрологами по поводу лучших дней недели для специального лечения пациента, например для моксатерапии (прижигания) или акупунктуры золотой иглой. Для этого, в соответствии с натальным животным пациента, выбирают его дни жизненной силы и духа жизни, а смертельных дней избегают.

Подношение церемонии долгой жизни ламе совершают рано утром в день его жизненной силы или духа жизни. Его Святейшество Далай-лама XIV родился в год земляной свиньи. Поскольку день его духа жизни – среда, многие ламы начинают давать дискурсы (khrid , устные наставления) в этот день недели, так как он считается благоприятным. Когда необходимо провести ритуальные церемонии, чтобы помочь больному, также выбирают его или её дни жизненной силы или духа жизни.

И ещё один повод, по которому тибетцы часто советуются с астрологами, – будет ли в этом году успешным их дело. Астролог составляет прогноз по схеме из системы «возникающей из гласных». Вопрос должен быть задан официально, в вычислениях принимают в расчёт количество слов в вопросе и число людей в комнате на тот момент, когда был задан вопрос.

Буддийский подход к астрологии Arrow down Arrow up

На толкование того или иного периода, как в целом, так и для определённого человека, могут влиять множество переменных, поэтому что-то в толковании всегда будет не так. Не все факторы одинаково важны. В каждом случае рассматриваются только некоторые переменные, и некоторые из них отменяют другие. Таким образом, если путешествие можно начать девятого, девятнадцатого или двадцать девятого, а уполномочивающее посвящение Калачакры может быть дано в полнолуние, то неблагоприятность других факторов не столь важна.

Цель этой системы не в том, чтобы парализовать людей предрассудками. Наоборот, она предлагает что-то похожее на прогноз погоды. Если мы знаем, что какой-нибудь день может быть не столь благоприятен, мы можем применить особые защитные средства, выполнив церемонии, поступая по-доброму, осторожно и так далее, чтобы преодолеть проблемы или избежать их. Это похоже на то, как мы берём с собой зонтик, если слышим, что может пойти дождь.

Буддизм не рассматривает астрологию с точки зрения влияния небесных тел – независимых сущностей, совершенно несвязанных с умственным потоком каждой личности, – а скорее как отражение последствий нашего прошлого импульсивного поведения, или кармы. Гороскоп, таким образом, почти что карта, позволяющая читать аспекты нашей кармы. Одним из всеобъемлющих результатов наших импульсивных действий в прошлых жизнях будет отражение нашей кармической ситуации в астрономической и астрологической конфигурации нашего рождения. Поэтому астрологические и астрономические сведения способны дать некоторое представление о последствиях, которые могут возникнуть из-за наших предыдущих импульсивных поступков, если мы не обратимся к защитным средствам, чтобы изменить ситуацию. Таким образом, это помогает нам узнать, как справляться с любым затруднением. Кроме того, альманах указывает на всеобъемлющие результаты, совместно вызванные действиями большого количества людей, которые будут переживаться также совместно.

В буддийском мировоззрении нет ничего фаталистического. Текущая ситуация возникла из причин и условий. Если мы внимательно «прочитаем» ситуацию, мы можем поступать так, чтобы создать другие причины и условия для её улучшения уже в этой жизни, на пользу себе и другим. Это не означает, что нам нужно совершить подношения или принести жертвы различным божествам небесных тел, чтобы задобрить их и предотвратить вред, но скорее изменить своё собственное состояние ума и поведение.

Когда для продления жизни человеку советуют изготовить статую или изображение определённого медитативного образа будды, многим может казаться, что это делается для того, чтобы заполучить расположение медитативного образа. Это малограмотное заблуждение. Наиболее действенно само состояние ума, возникшее при этом. Если это страх или эгоизм, эффект будет минимальным. Чтобы продлить нашу жизнь и улучшить здоровье и материальное благополучие, гораздо более действенны особые медитативные практики, которые совершаются с мотивацией быть в состоянии приносить пользу другим.