Метательное оружие: сюрикен, метательный нож, сякен, гибкое копье шиньбяо. Сюрикэн: смертоносная звезда японских ниндзя Видео сюрикен квадратной формы


В Японии ручное метательное — копья, дротики, топорики и т.д. — большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются .

Приемы метания сюрикэнов

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Hэгиси-рю и др., используются самые различные . Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо ) и бросок без оборота (тTку-дахо ). При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель , заточенный с обоих концов.

Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Однако Hава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.

Способы ношения сюрикэнов

Изготовление сякэнов

Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.

Hава Юмио подробно описывает процесс изготовления дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму дзюдзи-сюрикэна с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам лезвия. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес звездочки до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.

Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн , то сначала делали крестообразный сюрикэн , а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих стороны, иначе точность бросков была бы крайне низкой.

Особую сложность в изготовлении «звездочек» представляла закалка лезвий. Всем «лучикам» нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение «звездочки». Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только самые кончики «лучиков» «звездочки», чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.

Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную «звездочку», ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.

Отверстие в центре «звездочки» обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.

Удивительно, но среди огромного разнообразия японского холодного оружия наибольшую (можно сказать, мировую) известность получили два его вида: традиционный меч катана и метательные звезды сюрикэны. И если популярность катаны не вызывает особых вопросов, то громкая слава «летающих звездочек» кажется немного неадекватной. Сюрикэны получили свою известность благодаря огромному количеству голливудских фильмов, рассказывающих западному обывателю о непобедимых японских воинах-шпионах ниндзя, без промаха бросающих «звезды» в своих противников.

На самом же деле, все не так однозначно: сюрикэн никогда не был исключительно оружием ниндзя. Кроме того, в средневековой Японии существовало огромное количество различных видов этого оружия, иногда весьма непохожих на те, что были растиражированы кинематографом.

Сюрикэн – это довольно обширная группа (известны десятки разновидностей) холодного метательного оружия, которое предназначено в первую очередь для скрытого ношения. Причем его можно не только метать в противника, но и с большим успехом использовать в ближнем бою, нанося противнику колющие или режущие удары. Недаром, что само название «сюрикэн» переводится с японского, как «лезвие, скрытое в руке». В Японии владение сюрикэнами развилось в отдельное воинское искусство – сюрикэн-дзюцу, оно изучалось (и изучается) в крупнейших школах единоборств. Хотя, надо отметить, что в арсенале японского воина это метательное оружие всегда было второстепенным, своеобразным дополнением к мечу или копью.

Ниндзя действительно часто использовали сюрикэны, но не меньшей популярностью это оружие пользовалось и у самураев.

Сюрикэны можно разделить на два вида:

  • сякэны;
  • бо-сюрикэны.

Хорошо всем известные «звездочки» относятся к сякэнам – к обширной группе метательного оружия, в которую входят плоские металлические диски различной формы с острой режущей кромкой.

В Европе практически не существовало аналогов японскому сюрикэну. Исключением может быть разве что так называемый немецкий метательный крест, который еще называли метательной секирой. Он был в обиходе весьма длительное время, с XII-XVII столетие. Несмотря на это, данное оружие практически неизвестно широкой публике, более того, о нем не упоминается ни в одном художественном произведении. Считается, что это оружие было «неблагородным», то есть, его не использовали рыцари, поэтому после окончания Средних веков оно было основательно забыто.

Сюрикэны нынче стали модной игрушкой в США и Европе, их легко можно купить в любом оружейном магазине. Не представляет труда сделать это оружие самостоятельно, в интернете достаточно материалов по этой теме. Однако не следует забывать, что сюрикэн – это довольно опасное оружие и относиться к нему следует соответственно. По российскому законодательству, если длина луча «звезды ниндзя» превосходит 8 мм, то сюрикэн уже считается холодным оружием и у его владельца могут быть серьезные проблемы. В некоторых странах продажа сюрикэнов вообще запрещена законом.

История

В Японии, в отличие, например, от средневековой Европы или античного мира, метательное оружие не было очень распространено. В средневековых трактах описано, как воины поражали противников, метая в них самые разнообразные предметы: стрелы для лука или короткие мечи вакидазаси.

В древнейшем японском письменном трактате «Кодзики» описывается, как правильно бросать камни в неприятеля, в другихстаринных источниках можно найти наставления о метании стрел. Первое упоминание о сюрикэне встречается в «Военной повести замка Осака». Один из героев данного произведения, воитель Тадамаса, позже стал основоположником искусства метания сюрикэнов – сюрикэн-дзюцу.

В ранние периоды японской истории наиболее популярными метательными снарядами были обычные камни. В противника их бросали просто руками или используя традиционную японскую пращу исихаджики. Причем речь идет не только об индивидуальных поединках. В старинных хрониках можно часто встретить описание использования камней в довольно значительных битвах. В японских армиях существовали специальные отряды камнеметчиков, а использование этого простейшего метательного снаряда называлось «индзи-ути», что означает «камнемётный бой». Воины, использующие камни для поражения противника, именовались «передовыми камнеметчиками» (мукаи цубутэ-но моно). По всей видимости, они шли впереди войска и обстреливали вражескую пехоту (как пращники у римлян).

Позже – примерно с XIII столетия – простые камни стали дополняться специальными металлическими метательными снарядами, которые назывались индзи-яри, а по своей форме напоминали наконечник копья. Вероятно, что баллистические и пробивные характеристики нового оружия были значительно выше, чем у обычных булыжников. Примерно в XVI столетии появился еще один тип японского метательного оружия – цубутэ, которое представляло собой заточенные металлические пластины квадратной или многоугольной формы.

Цубутэ было весьма популярным оружием, упоминается о нем и в так называемых трактатах ниндзя. Убить с его помощью было тяжело, особенно одоспешенного противника, но нанести рану, попав в незащищенный участок тела или просто отвлечь противника – запросто.

Существует предположение, что именно индзи-яри стали предшественниками бо-сюрикэнов, а от пластинок цубуте«произошли» звезды-сякэны. Такое предположение подтверждает даже сам перевод слова «сюрикэн» - «лезвие, скрытое в руке». Вероятно, что первые сюрикэны, скорее, напоминали удлиненное лезвие, чем многоугольную заточенную звезду.

Есть и другая версия происхождения сюрикэнов. Согласно ей, это оружие произошло от обычных бытовых предметов, которые додумались использовать для защиты или нападения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что многие виды сюрикэнов сохранили в названиях имена своих «прародителей»: куги-гата (в форме гвоздя), ари-гата (в форме иглы), танго-гата (в форме ножа).

Так или иначе, но уже к середине Эпохи Эдо сюрикэн-дзюцу – или метание сюрикэнов – стало довольно популярным и развитым боевым искусством. Где и как оно зародилось до сих пор остается загадкой для историков.

Популярность сюрикэнов в Средневековой Японии объяснить несложно, ибо это оружие было сравнительно простым, очень дешевым и при этом довольно эффективным. Кроме того, сюрикэны прекрасно подходили для скрытного ношения (не зря же их так полюбили ниндзя-синоби), поэтому с помощью сюрикэна всегда можно было неприятно «удивить» противника. Для изготовления этого оружия подходила сталь среднего качества, да и квалификация кузнеца могла быть не самой высокой. Кроме того, сюрикэны можно применять и в ближнем бою, когда других вариантов уже не оставалось.

Иногда на поверхность сюрикэнов наносились различные знаки, обычно они носили мистический характер и предназначались для более эффективного использования этого оружия.

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Следует отметить, что бо-сюрикэны были более популярны у самураев, а звездочками-сякэнами действительно больше пользовались ниндзя.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

В полете сякэну придавали вращательное движение, что улучшало точность и дальность броска. Кстати, по своим боевым характеристикам сякэны превосходили бо-сюрикэны, дальность полета звездочек достигала пятнадцати метров.

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.

Сюрикэн (яп. 手裏剣дословный перевод:лезвие, скрытое в руке») — японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Внешний вид сюрикэнов отражает интерес японцев к мистицизму. то различные знаки наносились и на поверхность самого оружия, так как и мастера, которые изготавливали оружие, и те, кто им пользовался, верили в то, что таким образом можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы

Ниндзя известные мастера метания сюрикенов, или как их ещё называют, «звёздочек». Метать их намного проще, чем ножи, но без отработки правильной техники и тут не обойтись. Многие в детстве делали сюрикены из металлических пластин или граммофонных пластинок, так что они знают, какой непредсказуемой может быть траектория полёта плоского метательного предмета.


Поэтому сюрикены должны быть компактного размера и достаточно тяжёлыми, чтобы лететь прямо и не отклоняться от своей цели. В Японии существовало огромное количество техник бросков сюрикенов. Каждая школа боевых искусств свято хранила свои секреты и делилась ими только за большие деньги.


Причём у японцев любые приёмы в средневековые времена показывались только один раз. Мастер брал деньги, показывал приём и уходил довольный. А запомнил ты его или нет - это уже твои личные проблемы. Только могущественный японский дайме мог позволить себя нанять постоянного учителя. Сейчас мы расскажем вам основные моменты метания «звёздочек» и «боевых стрелок», сякенов и бо-сюрикенов, если по-научному.

Особенности техники метания сюрикенов

Все бо-сюрикены метаются за счёт оборотной или безоборотной техники. Безоборотная использовалась на коротких дистанциях до 3-5 метров, оборотная - до 10 метров. При этом нужно давать себе отчёт, что бо-сюрикен достаточно лёгкий, и его поражающие способности зависят напрямую от расстояния. Более тяжёлые модели будут лететь дальше и наоборот.

Техника метания бо-сюриков выглядит так:


  • Сначала оружие нужно положить на ладонь и зажать между указательным и большим пальцем. При этом тупой конец должен упереться в основание ладони;
  • Потом нужно тщательно прицелиться в противника;
  • При броске рука должна остановиться чуть выше той точки, в которую вы прицелились, а вы как бы следуете вперёд за метательным снарядом, когда он срывается с ладони.

Для оборотной техники часто затачивали два конца бо-сюрикена, но метали его так же, как и тот, что был с одним заточенным концом. Не знаю, как там древние японцы, а у нас во дворе всегда метали куски заточенной арматуры своим методом. Для этого метательный снаряд просто брался между большим и указательным пальцем, и мощным движением посылался в цель. Летел он очень хорошо, и втыкался в дерево даже не заточенный.

Для того чтобы увеличить шансы попадания арматуры в цель, я соединял два куска крест-накрест, скрепляя их проволокой. Чтобы они не разваливались, приходилось напильником выбирать пазы посередине. Тогда процент втыкания возрастал до 95 %!Сякены или «звёздочки» метались тоже разными методами. На короткой дистанции их бросали прямо, с лезвиями направленными в землю. Тогда бросок получался быстрым и мощным. Только с меткостью на дальних дистанциях в этом случае было слабовато. Другой способ метания сякенов - это когда он бросается плашмя. Кисть в момент броска должна закрутить боевую «звёздочку», чтобы полёт был более эффективным. Сюрикен в этом случае как бы опирается плоскостью на воздух и летит значительно дальше. Правда, поражающая способность оружия будет значительно меньше. Но так как сюрикены затачивались очень тщательно, и бросались чаще всего в лицо, то и этого хватало, чтобы заставить противника отказаться от преследования или нападения.

В японских наставлениях по сюрикен-дзюцу можно найти информацию, что опытный воин должен метнуть пять метательных ножей или звёзд за время стандартного цикла вдоха/выдоха. Согласно другому старинному источнику, пять ножей должны были метаться за 10-15 секунд.

Из своей скромной практики занятий ниндзюцу я замечу, что метать сякены-звёзды гораздо проще и быстрее. Берётся стопка «звёздочек», кладётся на левую ладонь, а правая рука их метает. При должной сноровке «скорострельность» весьма впечатляет. Получивший серию звёзд противник точно уже не захочет нападать. Кстати, в фильмах можно часто увидеть, как сякены втыкаются прямо в лоб противника. Это ничего общего с реальностью не имеет. Лобную кость пробьёт не каждый нож, а про «звёздочки» и говорить нечего. Но, несмотря на это, их всё же часто метали в лоб, чтобы нанести кровоточащие раны. Объясняется это очень просто - кровь будет заливать глаза, перекрывая противнику обзор. Вообще, метая сюрикены в лицо, старались попасть противнику в глаз.

Ниндзя и боевые «звёздочки»


Сякены были вспомогательным и отвлекающим оружием ниндзя. Главным оружием был, конечно, меч. Но, иногда, самураи использовали кусарикаму, хотя звёзды действительно пользовались популярностью именно у средневековых японских шпионов. Вот только применять любое оружие ниндзя вовсе не стремились. Их главной задачей была разведка и шпионаж, часто убийство определённого человека. В любом случае, шпиону было выгоднее отравить жертву, чем устраивать кровавую мясорубку, что обязательно привлекло бы внимание воинов.

Современные школы ниндзя говорят о том, что настоящий воин-тень должен метать сякены из любого положения, неважно, стоит он или бежит по пересечённой местности. Кроме метания, сюрикены использовались для ближнего боя, в качестве колюще-режущих приспособлений, с их помощью прорезали стены в традиционных японских домах, подковыривали гвозди или делали отверстия для наблюдения. Сюрикены часто прятались в складках на одежде ниндзя, особенно популярным считался способ их ношения за отворотами рукавов. Как любое боевое искусство, метание сюрикенов требует концентрации и терпения.


Метательное оружие сопровождает человека с древнейших времен. Первый камень, брошенный в мамонта, положил начало эволюции самых невероятных летающих предметов, необходимых для выживания. О них мы сегодня и поговорим. Ножи и , и специальные метательные пластины: образцы метательного оружия, дошедшие до нас из глубины веков, отличаются формой, весом, материалом из которого они изготовлены, дальностью действия, но объединяет их одно - без тренированной руки, это всего лишь кусок металла.

Мастера единоборств, говорят, что в умелых руках может стать оружием. Конечно, человек издревле , используя их на охоте, но если рассматривать предметы, именно, как оружие: , сякен, топор, нож и т.д., то здесь необходимо потратить определенное время на то, чтобы научиться им владеть, научиться правильно его метать, подготовить свое . Существует много видов метательного оружия, но сегодня мы с вами рассмотрим только четыре из них.

Сюрикен

Сюрикен (бо-сюрикен) - большой кованый штырь с заточенным концом. Это секретное оружие ниндзя. Дословный перевод с японского - клинок, скрытый в руке. Сюрикен - оружие скрытого ношения в виде стального штыря для стремительной атаки на коротких дистанциях. Длина бо-сюрикена варьируется от 12 до 21 сантиметра, а вес, от 35 до 150 грамм. Сюрикен, сам по себе может использоваться не только, как метательное оружие, но и, как оружие рукопашного боя. С сюрикенами устраивались ловушки.

Существует две основные , зависящие от хвата. При первом хвате сюрикен берется острым концом вверх. Это безоборотное метание. При втором хвате кончик сюрикена поворачивается вниз - метание вполоборота.

Если просто потренироваться в метании сюрикена человеку, который этим никогда не занимался, то у него начинает на следующий день болеть не только рука, но и все тело. Потому что здесь используется биодинамика всего тела, начиная от ног, вкручивание бедер, торс, пресс, грудная клетка и руки, то есть, практически используется полностью работа всего тела.

Задача бойца при метании сюрикена, превратить свое тело в катапульту. Энергия броска зарождается в еле заметном движении ног. Мастер подает тело вперед, придавая бедрам, импульс вращения и только на финальной стадии в этот механизм включается рука. То есть, практически рука - это завершающая стадия. Практически мы .

Сюрикен наиболее эффективен, при безоборотном метании. То есть он не вращается в вертикальной плоскости. Практически все зависит от расстояния до цели и угла атаки.

При любом броске, необходимо мгновенно определить расстояние до цели, определить положение цели в пространстве, понять свое собственное положение в пространстве, и только учтя все эти факторы, совершить бросок. Реальная дистанция поражения цели сюрикеном, варьируется где-то от двух до четырех метров.

В японских боевых искуствах сюрикен несет отвлекающую функцию. То есть, например, с левой руки идет бросок сюрикена, с правой руки .

Сякен

Следующий образец метательного оружия - это сякен, или, иначе - метательная звездочка ниндзя. Это плоское метательное оружие с количество лучей от четырех до восьми, действительно похожее на звезду. Диаметр сякена колеблется от пяти до десяти сантиметров, а вес может доходить до 300 граммов. Будьте внимательны, формально, применение сякенов, как и бо-сюрикенов, закон об оружии запрещает, но, только, если речь идет о боевых , а не о спортивных. Но как их отличить - закон разъяснения не дает. Хотя в этом случае отсутствие четких критериев, дает вольную трактовку закона об оружии. Эксперт может признать сякен холодным оружием, а может и не признать. И все же, пользоваться подобным метательным оружием вне стен спортивных секций - не рекомендуется.

Вопреки распространенному мнению, ниндзя не старались наносить большой вред, а старались минимизировать его, и, по возможности, вообще избежать столкновения. Соответственно, сякен был тоже отвлекающим , чтобы разорвать дистанцию и скрыться. В средневековой Японии, одежда была достаточно свободная. И один из вариантов использования этой одежды было защита от сюрикенов и сякенов, так как свободно висящая ткань - это достаточно серьезная преграда для сякена, перекрывающая траекторию его полета.

Техника метания сякена может быть различной. Подготовленный боец способен бросить метательную звезду из любого положения и попасть в цель. При этом не нужно контролировать, какой стороной это метательное оружие войдет в цель, и заморачиваться на тему количества оборотов. В полете звездочка крутится вокруг своей оси. Это вращение вызывает явление, схожее с действием гироскопических сил на волчок. Пока юла вертится - она не падает. Чем сильнее импульс вращения, которое передает сякену рука бойца, тем стабильнее полет метательной звезды.

Для отвлечения внимания можно метать любые подручные средства, например металлические деньги, и эффект при этом будет примерно тот же.

Шиньбяо - гибкое копье, или дротик на веревочке

Это тяжелый кованый клинок, который прикреплен к длинной веревке. Этим оружием можно наносить удары на манер , раскрутив веревку, и ударив кованым клинком плашмя, а можно раскрутить и пустить вперед, чтобы он летел острием, и в случае поражения мишени, выдергивался назад за веревку, и ты снова остаешься при своем оружии.

Шиньбяо - это один из видов, так называемого, веревочного копья. Длина исторических образцов этого оружия достигала 20 сантиметров, а масса доходила до 300 граммов. Это довольно серьезный вид оружия, и, как и любое гибкое оружие, он крайне сложен в освоении и требует много времени на это.

В отличие от сякенов и сюрикенов, действие которых наиболее эффективно на дистанции пять метров, дальнобойность и скорость шиньбяо, значительно выше. Техника его использования очень зрелищная и интересная. Позволяет метнуть его в одну сторону, выдернуть, и сразу же, ничего больше не делая, метнуть его в другую сторону.

Метательный нож

Только по форме напоминает нож классический. Как правило - это толстый, тяжелый снаряд, вес которого может доходить до 500 граммов. В отличие от обычного ножа, у спортивного снаряда нет режущей кромки, поэтому спортсмен может свободно брать его за клинок, не опасаясь порезаться.

В России к ножам, с которыми тренируются спортсмены, предъявляют особые требования. У ножа должна быть односторонняя заточка, ширина клинка не более 6 сантиметров и отсутствие упора (гарды). Частично это обуславливает закон, частично - правила международных соревнований.

Человек придает ему линейную и угловую скорость. Оба этих параметра должны быть полностью подконтрольны спортсмену. Линейная скорость - это скорость, с которой нож движется к мишени. Угловая - скорость вращения ножа вокруг своей оси.

Чем ближе мы стоим к мишени, тем ближе мы берем нож хватом за к кончику. Нож, соответственно, совершает большее число оборотов. Чем дальше отходишь от мишени, тем выше перехватываешь нож за клинок. На больших дистанциях нож берется под самую рукоятку. При этом нож крутиться медленнее. Хороший, тяжелый нож из кованой стали, имеет большую скорость и пробивную способность при броске. При этом даже если попадает в более твердую цель, чем обычная мишень, например, металлический лист, он не тупится.

Загадочная страна Япония дала миру множество интересных и полезных вещей – отличные автомобили, бытовую технику, роботов (которые в ближайшем будущем станут на одну ступень с человеком). Культура Японии многообразна, и в этом ее привлекательность – она не похожа на традиции и обычаи других стран (справедливости ради заметим, что в принципе все страны различны между собой – это и является уникальным).

Многие постоянно ездят в страну Восходящего солнца, знакомятся с ней, проникаются любовью и уважением к тысячелетним традициям. В отличие от западных стран, до нас дошли в большинстве своем обычаи Японии почти в первозданном виде. Особое внимание приковано к оружию – традиционному, непохожему ни на одно в мире. Безусловно, самым знаменитым является меч катана – в наши дни предмет коллекционирования (а когда-то меч самураев). Но Япония придумала и другие типы вооружений-не менее страшные и смертельные, требующие ловкости, точности. К таким относится сюрикен. Расскажем подробнее, что это за вид.

Рука, бросающая лезвие

Данный вид оружия был частью экипировки ниндзя – японских наемников, обладавших отличными навыками борьбы, почти сверхъестественной реакцией, скоростью. В японском языке слово «сюрикен» состоит из нескольких – сю (рука), ри (выпустить, отпустить), кен (лезвие, острие). Таким образом, данное слово можно перевести, как рука, бросающая лезвие.

Действительно, сюрикен требовал превосходных навыков и удивительной точности и меткости. В наши дни этим словом обозначают все метательное оружие небольших размеров, которые можно скрыть в одежде.

Разделяют два типа сюрикенов – сякен (те самые знаменитые звезды) и бо-сюрикен (метательные стрелы). Внешний вид различный, но похожий друг на друга – звезды, иглы, ножи и так далее. Читатель может поинтересоваться – а почему именно в такой «звездной» форме делали это оружие? Ответ довольно прост – японцы (и ниндзя особенно) верили в мистику. Некоторые знаки наносились на одежду (как кресты на плащи тамплиеров), на оружие. Чего проще было сделать само оружие в виде знаков? Таким образом, воины верили, что на их стороне могущественные силы, которые помогут им в бою.

История происхождения

Проследить историю происхождения уникального метательного оружия ниндзя очень трудно (ведь согласитесь, ниндзя не рассказывают никому о своих секретах). К тому же, метание сюрикенов, как вид боевого искусства, был тайным – ему обучались лишь избранные. Тем не менее, есть некоторые факты о создании тех или иных видов сюрикена, которые изготавливались для определенных семей ниндзя.

Существовали различные формы, размеры – 4-угольные, 8-угольные, были даже в форме треугольника. Первые упоминания о сюрикенах относятся к 16 веку – именно тогда в японских трактатах впервые упоминается некий метательный снаряд, сделанный из металла, с заточенными острыми краями. До этого периода японцы в бою бросали камни (причем довольно метко), затем наступил черед маленьких копий (размером с наконечник). Но именно сюрикену досталась вся слава метательного японского оружия.


Сразу отметим, что сразу убить с помощью этого оружия, конечно, трудно – размеры не позволяют (не идет речь о повреждении жизненно важных органов, например, применении сюрикена на горло противника). Однако, нанести существенные и болезненные травмы не составляло большого труда. Воины ночи – ниндзя – чаще всего неожиданно ранили противника стальной «звездой».

Можно было рассечь что-либо или колоть в ближнем бою (тут смерть наступит наверняка – от множества мелких и точных ран). В мирное время сюрикены использовались в быту – например, при лазании по деревьям.

Слава сюрикена

Но не только в этом заключался успех использования сюрикена. Ведь в талантливых руках любое оружие будет смертельным. В чем же заключалась слава сюрикена? В технике метания. Даже здесь были свои правила, которым воины неукоснительно следовали. Например, бо сюрикен кидали с полуоборотом и без него – этой технике будущие ниндзя учились долго, по деталям отрабатывая каждое движение.

Еще труднее обстояло дело с метанием сякена – тут нужно было учитывать форму оружия. Здесь необходима подкрутка, которая обеспечивает более четкое и точное движение и меткое попадание в цель.

Ее можно добиться, держа сюрикен за края по направлению движения кисти. Последний тип оружия бросали один за другим на высокой скорости. Всего у воина могло быть до 30 метательных пластин, которые он пускал в ход.

К сожалению, с появлением огнестрельного оружия в Японии (а вместе с ней и сюрикен) перестали пользоваться повсеместно. После начала многие мастера боевых искусств ушли на фронт. Не всем повезло вернуться с поля боя. Некому стало обучать тонкостям метания сюрикена.

Казалось бы, эти традиции были обречены на вымирание. Но интерес Запада к японской культуре и традициям снова возродил интерес народа к метательному оружию.

Повсеместно начали появляться новые школы боевых искусств, где молодые люди имеют возможность прикоснуться к тайне сюрикена. И конечно, не в последнюю очередь, сюрикен получил второе «рождение» благодаря кинофильмам о ниндзя – непобедимых воинах ночи, выпускающих свои смертельные «звезды».