Образ богородицы почаевская. Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Почаевская”

В чем сила и духовное значение Почаевской иконы Божьей Матери? В чем помогает данная икона, и как правильно ей молиться? Описание и фото иконы, храма Почаевской иконы Божьей Матери, а также молитву и акафист вы найдете в данной статье!

Икона Божьей Матери «Почаевская» — одна из самых почитаемых святынь хрстиан. Образ известен во многих славянских странах. С просьбами к Богородице обращаются не только православные, но католики.

Почаевский образ уже более полувека является светильником христианской веры. Она исцеляет, воскрешает и укрепляет в вере тысячи паломников, которые прибегают с просьбами о помощи к ней.

Подлинный образ находится в Почаевской Лавре примерно 400 лет .

История святого образа

В 16 веке через Почаев проезжал митрополит Неофит. Дворяне Гойские встретили его гостеприимно, за что он подарил им икону. Со временем образ прославился многочисленными чудесами, и стала настоящей святыней для людей.

Почаевская икона Богородицы несколько десятилетий находилась в доме благочестивых христиан, пока не произошло первое чудесное исцеление. Тогда хозяйка решила, что прятать от людей святыню неправильно и передала ее в Почаевскую обитель. Однако когда Анна Гойская умерла, родственники задумали вернуть образ себе. Этот поступок не остался безнаказанным – жена наследника стала душевно больной. Преподобный Иов Почаевский посоветовал вернуть образ обители, что они и исполнили. Вскоре женщина выздоровела.

Целый век Почаевский монастырь оберегала Богородица, пока в 1675 году не началась война. Монастырь плотно окружили турки и забросали его стрелами. В какой-то момент на небе появилась Богородица, окруженная ангелами, рядом стоял Преподобный Иов. Стрелы, пущенные турками, начали возвращаться обратно, поразив врага его же оружием. Турки с позором бежали.

В 1721 году обладателями Святого образа стали католики-униаты. Под их покровом икона была коронована, над головами Христа и Девы Марии появились золотые короны.

Чудотворная святыня была возвращена в Почаев в 1831 году .

Чудотворный образ

Лик Пресвятой Богородицы написан в византийском стиле масляными красками на доске из липы. Вначале святыня была покрыта тонкой серебряной пластиной. После того, как ее утратили, пластину заменили ризой, усыпанной мелкими жемчужинами.

На образе изображена Богородица, держащая на правой руке Младенца. Спину и ноги Христа прикрывает плат, левая рука его покоится на плече Матери, а правой Младенец благословляет. Голова Царицы небесной склонилась к Младенцу, тем самым показывая безграничную любовь.

На образе также присутствуют следующие лики святых:

  • преподобный Араамий – православие знает много подвижников с этим именем, считают, что это Авраамий Ростовский, который сокрушал идолов и обратил много язычников в христианство;
  • мученик Стефан – существует мнение, что он первый принял мученическую смерть за христианскую веру;
  • пророк Илья – ветхозаветный пророк, является покровителем десантников и летчиков. Почитают его не только в христианстве, но и в других вероисповеданиях. Известен тем, что вознесся на небо до его смерти;
  • мученик Мина – первый флорентийский мученик;
  • св. Параскева – приняла мученическую смерть во времена правления Нерона вместе с семьей;
  • великомученица Екатерина – девушка отказалась выйти замуж за римского императора, так как она решила посвятить свою жизнь Христу, за что и была казнена;
  • св. Ирина – вместе с двумя сестрами приняла смерть за Христа.

На месте, где сейчас стоит Лавра, жили два монаха. Один из них помолившись, поднялся на вершину горы и узрел стоящую на камне объятую пламенем Богородицу. Свидетелями чуда стали также второй инок и обычный пастух. Они втроем поднялись на гору и стали прославлять Всевышнего и Царицу Небесную.

Когда ведение исчезло, на камне, где стояла Царица Небесная, остался отпечаток Ее стопы, который и сейчас находится там. Он всегда наполнен водой. Самое удивительное, что несмотря на то, что паломники постоянно черпают эту воду, она появляется вновь.

На этом месте стали строить монастырь, который на сегодняшний день включает в себя 16 храмов. Вначале возвели Успенскую церковь, затем построили собор над отпечатком стопы Богородицы. Отпечаток вместе с источником покрыт ковчегом и огражден решеткой.

Почаевскую икону Богородицы можно отличить по отпечатку стопы, которая расположена в нижней части образа .

Где находится образ

Чудотворная икона находится над царскими вратами. В храме, где находится образ, иноки служит полунощницу, после чего святой образ опускают на обычный уровень с пением тропарей. Икона висит на шелковых лентах, а рядом с ней постоянно дежурит инок. Все, кто посетил службу, по очереди подходят к образу.

В храме можно получить воду из святого источника, которую раздает послушник.

Почаевская Лавра – оплот православной веры на всей западной Украине. Здесь же хранятся святые мощи преподобного Иова, который жил в Лавре более ста лет. Обитель не закрывалась ни в первую, ни во вторую мировые войны .

С какими просьбами обращаются к чудотворному образу

Чудотворная икона помогает направить на истинный путь и укрепить веру. К образу обращаются с просьбами о:


  • здоровье своих родных, исцелении физических и психологических заболеваний;
  • даровании мира и покоя в семье и доме, избавлении от ссор, проблем и ненависти;
  • защите жилища от плохих людей и воров;
  • освобождении от тюрьмы и плена;
  • избавлении от нечистых помыслов и вразумлении грешников.

Крайне важно не забывать благодарить Богородицу за Ее защиту и помощь .

Чудеса, произошедшие по молитвам перед святым образом

Первое чудо исцеления произошло еще в то время, когда образ находился в доме дворянки Гойской. Это было прозрение мужчины слепого от рождения.

Граф Потоцкий, сердясь на своего кучера за недолжное выполнение своих обязанностей, решил застрелить его. Слуга недосмотрел, и лошади понеслись галопом так, что коляска перевернулась. Бедный кучер начал горячо молиться, глядя на Почаевскую гору. И произошло чудо, ни одна пуля не коснулась его. Граф Потоцкий был настолько этим чудом поражен, что пожертвовал обители деньги, на которые был построен Свято-Успенский собор.

У помещика умер сын. Бабушка, сорбя, горячо молилась за внука пред святым образом всю ночь. Следующим же утром ребенок открыл глаза и попросил еды.

Перенеся серьезную инфекцию, мальчик Юра стал глухим. Доктора назначили продолжительное лечение. Мальчик всю ночь держал возле себя Почаевскую икону, которую подарила ему бабушка. На утро он был совершенно здоров.

Анна Якимчукова, которая была от рождения слепой, омыла свои глаза водой, набранной из чудотворной стопы, и тут же прозрела.

Перед образом также молятся об освобождении из плена.

  • Во время войны инок был пленен турками. Монах денно и нощно молил Богородицу об освобождении. Помощь пришла быстро. Чудесным образом, монах оказался среди нарядных людей на подворье Почаевской Лавры.
  • Чудотворный лик освобождает от нападок темных сил. В доме, где есть святая икона, между членами семьи нет вражды, злости и ссор .

Как правильно молиться

Единственное и главное правило – молитва должна быть искренней и идти от всего сердца. Только в этом случае можно получить помощь от Почаевской Божией Матери, которая отзывается на просьбы всех, кто обращается к ней с сильной верой и чистыми помыслами .

Молитвы перед Почаевской иконой Божьей Матери

Молитва первая

О, Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избран­ная, и всеми роды небесными и зем­ными ублажаемая!

Воззри милостивно на предстоящий пред святою иконою Твоею и усердно к Тебе моля­щийся народ сей, и сотвори предстательством и заступленном Твоим у Сына Твоего и Бога нашего,

да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасе­ние души и во здравие телу.

Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся, юже от лет древних возлюбила еси, избравши ее в достоя­ние себе, и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источни­ка, в следе стопы Твоея, нам открытаго,

и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия, якоже древле сохра­нила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славит­ся в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое преславное успение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице наша Преблагая, Владычи­це Преблагословенная, Надеждо на­ша Богородице!

К Тебе умиленно ны­не притекаем, и сокрушенною душею и смиренным сердцем молим Тя, Все­петая, пред Пречистым Твоим обра­зом:

помяни щедроты Твоя древния, яже от Тебе зде бывшия, и якоже иногда явилася еси на скале Почаевстей, в столпе огненнем,

от камене цельбоносную воду источающи, сице и ныне предстани нам, Мати многомощная, и теплотою Богоматерния любве Твоея согрей сердца наша окамененная, слезы любве и покаяния нераскаяннаго от очей наших исторгающи.

Ты бо едина еси Заступница наша Богодарованная:

Тя убо молим, избави от всех бед, от всякия напасти, болезни и скорби, рабы Твоя, предстательством великаго о нас ходатая и молитвенника Твоего,

всеблаженнаго отца нашего Иова, угодника Тво­его Почаевскаго, егоже молитве яве внимала еси на воздусе иногда, егда всеславным и страшным явлением Твоим избавила еси обитель Твою от нашествия и обложения агарянскаго.

Призри благосердием, Всепетая, призрением милостиваго Твоего заступления и на все царство и страну нашу, и на вся люди Твоя излей богатыя Твоя милости:

разсеянные со­бери, неверныя же и иноверныя, во странах наших, на путь истинный настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати и со­причти их Святей Твоей Православней и Кафоличестей Церкви;

в семей­ствах наших мир утверди, старость поддержи, юныя настави, младенцы воспитай, сирыя и вдовицы заступи, плененныя свободи, болящия уврачуй,

на судищи и в темницах, и в заточениих, и в горьких работах сущих помяни, ограждающи ны выну, посещающи и утешающи токами чудес и знамений многоразличных, яже при­сно изливаеши всем от святыя иконы Твоея цельбоносныя.

Даруй, Всебла­гая, земли плодородие, воздуха благорастворение и вся, яже на пользу нашу дары благовременныя и благопотребныя, молитвами избранных угодников Твоих, благодатный Твой лик на святей иконе Твоей окружа­ющих:

Илии богоглаголиваго, святаго архидиакона Стефана первостра-дальнаго, преподобнаго Авраамия всеблаженнаго, и богомужнаго Мины мученика многоименитаго, и с ними купно святых и праведных жен:

Па­раскевы прехвальныя, Ирины преблаженныя и святыя Екатерины велико­мученицы многострадальныя, и всех святых.

Егда же приспеет наше от жития сего отшествие и к вечности переселение, сице предстани нам, Преблагословенная, якоже иногда благопоспешила еси обители Твоей во спа­сение во время брани Збаражской,

и Твоим теплым ходатайством даруй нам христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдно, мирну и Святых Таин причастну;

да якоже в сей жизни, сице и в будущем веце сподобимся вси, молитвами Тво­ими, безконечныя небесныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Тво­его, Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Емуже подобает вся­кая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, Пресвятая Дево, Владычице Бо­городице!

Благодарю Тя от всего сердца моего, яко сподобила мя еси грешнаго и недостойнаго раба Твоего предстати зде и покланятися на святей горе Твоей.

О, коликих благ удостоихся тако многогрешный аз милосерди­ем Твоим.

Вижду, Пречистая, и ужасаюся, и истаевает дух мой, зря воочию многоцелебный сей источник благодати Твоея,

егоже издревле во следе святыя стопы Твоея неизреченно явила еси, и всеблагоговейно покланяемся на месте, идеже стоясте Девичестии нозе Твои, молю Тя, благосло­венная Надеждо и Спасение душ и телес наших:

омый мя цельбоносною водою Твоею от всякия скверны плоти и духа, утоли благодатными струями Твоими вся страсти моя сердечныя,

уврачуй каплями от приснотекущaгo источника Твоего вся недуги моя телесныя, да, Тобою наставляемый, врачуемый и избавляемый, воспеваю Тебе всеусердно:

Радуйся, источниче радости непрестаемыя, радуйся, точе доброты неизреченныя.

Радуйся, вож­делений нечистых потопление, радуй­ся, скверн всяких измовение.

Радуйся, струе световиднейшая во здравие верным от горы приосененныя чащи благодать исцелений подавающая, радуйся, росо небесная, свыше токи премуд­рости жаждущим истиннаго познания ниспосылающая.

Радуйся, похвало Почаевская, спаси ны, молящияся Тебе, Надеждо наша и утешение. Аминь.

Молитва четвертая

К Тебе, о Богомати, молитвен­но притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная гюминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих.

Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам.

Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправле­ние наше попущающу.

Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сер­дец к Тебе взывают сице:

грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте соде­янная нами отпустит нам,

да за премногия неисполненная обе­щания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению наше­му пособствующия, от душ наших не отъимет.

Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим.

Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду ут­верди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти.

Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестер­пимых.

Даруй мир и благоустро­ение жительству христианскому предстательством Твоим, Влады­чице, утверди православную веру в стране нашей, во всем в мире.

Церковь Апостольскую и Собор­ную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непо­колебимы сохрани, всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси.

Еще же и ересию прельщенных братии наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко ис­тинней вере и покаянию приве­ди, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся Твое предстательство исповедят.

Сподоби убо нас, Пречи­стая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Тво­им заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти,

якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и про­роки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие про­славляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Свято­му Духу во веки веков. Аминь.

Описание иконы Божьей Матери «ПОЧАЕВСКАЯ»

История этой чудотворной иконы Богоматери неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина). На горе, где ныне расположена Успенская Почаевская лавра, в 1340 году поселились два инока. Однажды один из них после молитвы пошёл к вершине горы и вдруг увидел Богородицу, стоящую на камне, словно объятую пламенем. Он позвал другого инока, который был также удостоен созерцать чудесное явление. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Увидев необычный свет на горе, он поднялся на неё и вместе с иноками стал прославлять Бога и Его Пречистую Матерь.

После того, как явление исчезло, на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Её правой стопы. Отпечаток этот сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, которую чудесным образом источает камень. Вода в стопе не оскудевает, несмотря на то, что многочисленные паломники постоянно наполняют ею свои сосуды для исцеления от недугов.

Сама же Почаевская икона Божьей Матери появилась в обители следующим образом. В 1559 году митрополит Неофит из Константинополя, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил ей привезённую из Константинополя икону Богородицы. Вскоре стали замечать, что от Почаевской иконы Богородицы исходит сияние. Когда в 1597 году перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала образ инокам, поселившимся на Почаевской горе.

Через некоторое время на скале была выстроена церковь в честь Успения Божией Матери, ставшая частью монастырского комплекса. За свою историю Почаевский монастырь претерпел немало бедствий: притеснялся лютеранами, подвергался нападению турок, попадал в руки униатов, но благодаря заступничеству Божией Матери все невзгоды были преодолены.

На списках чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы часто изображают камень с отпечатком стопы Божией Матери.

_____________________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Почаевская»

Молитва первая перед Почаевской иконой Божьей Матери

О, Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избран­ная, и всеми роды небесными и зем­ными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящий пред святою иконою Твоею и усердно к Тебе моля­щийся народ сей, и сотвори предстательством и заступленном Твоим у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасе­ние души и во здравие телу. Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся, юже от лет древних возлюбила еси, избравши ее в достоя­ние себе, и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источни­ка, в следе стопы Твоея, нам открытаго, и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия, якоже древле сохра­нила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славит­ся в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое преславное успение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед Почаевской иконой Божьей Матери

Царице наша Преблагая, Владычи­це Преблагословенная, Надеждо на­ша Богородице! К Тебе умиленно ны­не притекаем, и сокрушенною душею и смиренным сердцем молим Тя, Все­петая, пред Пречистым Твоим обра­зом: помяни щедроты Твоя древния, яже от Тебе зде бывшия, и якоже иногда явилася еси на скале Почаевстей, в столпе огненнем, от камене цельбоносную воду источающи, сице и ныне предстани нам, Мати многомощная, и теплотою Богоматерния любве Твоея согрей сердца наша окамененная, слезы любве и покаяния нераскаяннаго от очей наших исторгающи. Ты бо едина еси Заступница наша Богодарованная: Тя убо молим, избави от всех бед, от всякия напасти, болезни и скорби, рабы Твоя, предстательством великаго о нас ходатая и молитвенника Твоего, всеблаженнаго отца нашего Иова, угодника Тво­его Почаевскаго, егоже молитве яве внимала еси на воздусе иногда, егда всеславным и страшным явлением Твоим избавила еси обитель Твою от нашествия и обложения агарянскаго. Призри благосердием, Всепетая, призрением милостиваго Твоего заступления и на все царство и страну нашу, и на вся люди Твоя излей богатыя Твоя милости: разсеянные со­бери, неверныя же и иноверныя, во странах наших, на путь истинный настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати и со­причти их Святей Твоей Православней и Кафоличестей Церкви; в семей­ствах наших мир утверди, старость поддержи, юныя настави, младенцы воспитай, сирыя и вдовицы заступи, плененныя свободи, болящия уврачуй, на судищи и в темницах, и в заточениих, и в горьких работах сущих помяни, ограждающи ны выну, посещающи и утешающи токами чудес и знамений многоразличных, яже при­сно изливаеши всем от святыя иконы Твоея цельбоносныя. Даруй, Всебла­гая, земли плодородие, воздуха благорастворение и вся, яже на пользу нашу дары благовременныя и благопотребныя, молитвами избранных угодников Твоих, благодатный Твой лик на святей иконе Твоей окружа­ющих: Илии богоглаголиваго, святаго архидиакона Стефана первостра-дальнаго, преподобнаго Авраамия всеблаженнаго, и богомужнаго Мины мученика многоименитаго, и с ними купно святых и праведных жен: Па­раскевы прехвальныя, Ирины преблаженныя и святыя Екатерины велико­мученицы многострадальныя, и всех святых. Егда же приспеет наше от жития сего отшествие и к вечности переселение, сице предстани нам, Преблагословенная, якоже иногда благопоспешила еси обители Твоей во спа­сение во время брани Збаражской, и Твоим теплым ходатайством даруй нам христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдно, мирну и Святых Таин причастну; да якоже в сей жизни, сице и в будущем веце сподобимся вси, молитвами Тво­ими, безконечныя небесныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Тво­его, Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Емуже подобает вся­кая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва третья перед Почаевской иконой Божьей Матери

О, Пресвятая Дево, Владычице Бо­городице! Благодарю Тя от всего сердца моего, яко сподобила мя еси грешнаго и недостойнаго раба Твоего предстати зде и покланятися на святей горе Твоей. О, коликих благ удостоихся тако многогрешный аз милосерди­ем Твоим. Вижду, Пречистая, и ужасаюся, и истаевает дух мой, зря воочию многоцелебный сей источник благодати Твоея, егоже издревле во следе святыя стопы Твоея неизреченно явила еси, и всеблагоговейно покланяемся на месте, идеже стоясте Девичестии нозе Твои, молю Тя, благосло­венная Надеждо и Спасение душ и телес наших: омый мя цельбоносною водою Твоею от всякия скверны плоти и духа, утоли благодатными струями Твоими вся страсти моя сердечныя, уврачуй каплями от приснотекущaгo источника Твоего вся недуги моя телесныя, да, Тобою наставляемый, врачуемый и избавляемый, воспеваю Тебе всеусердно: Радуйся, источниче радости непрестаемыя, радуйся, точе доброты неизреченныя. Радуйся, вож­делений нечистых потопление, радуй­ся, скверн всяких измовение. Радуйся, струе световиднейшая во здравие верным от горы приосененныя чащи благодать исцелений подавающая, радуйся, росо небесная, свыше токи премуд­рости жаждущим истиннаго познания ниспосылающая. Радуйся, похвало Почаевская, спаси ны, молящияся Тебе, Надеждо наша и утешение. Аминь.

Молитва четвертая перед Почаевской иконой Божьей Матери

К Тебе, о Богомати, молитвен­но притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная гюминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправле­ние наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сер­дец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте соде­янная нами отпустит нам, да за премногия неисполненная обе­щания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению наше­му пособствующия, от душ наших не отъимет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду ут­верди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестер­пимых. Даруй мир и благоустро­ение жительству христианскому предстательством Твоим, Влады­чице, утверди православную веру в стране нашей, во всем в мире. Церковь Апостольскую и Собор­ную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непо­колебимы сохрани, всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братии наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко ис­тинней вере и покаянию приве­ди, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пречи­стая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Тво­им заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и про­роки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие про­славляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Свято­му Духу во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Почаевская»

Тропарь, глас 5

Пред святою Твоею иконою, Влады­чице, молящиися исцелений сподобля­ются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отража­ют. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети, и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасе­нии душ наших.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних на горе Почаевстей просла­вила еси.

________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице, перед Ея иконой, именуемой «Почаевская»

Кондак 1

Взбранной Воеводе родов хри­стианских и страны нашея извес­тней Избавительнице хвалебныя песни принесем, вернии, на свя­тей горе Ея собравшеся; Ты же, яко имущая милосердие неизре­ченное, О Владычице Богородице, моления нашего пред чудотвор­ным Твоим образом возносимаго не отвержи, да в умилении сер­дец зовем Ти: Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утеше­ние.

Икос 1

Архангел Гавриил первее ра­дуйся тебе приношаше, Владычи­це, егда зачатие Сына Божия благовествоваше, по преславнем же Успении Твоем вся Небесныя силы туюжде хвалу на Небеси Тебе непрестанно приносят; како убо мы, грешнии, своя гласы с гласы Безплотных совокупити дерзнем? Обаче милосердие Твое ко всем кающимся поминающе, устне наша со страхом и любовию отверзаем, глаголюще сице: Радуйся, милости бездно; Радуйся, любве неистощимое море. Радуйся, рода христианскаго Благая Предстательнице; Радуйся, обители Почаевския стено нерушимая. Радуйся, православныя люди на гору Почаевскую узами любве привлекающая; Радуйся, всякую печаль от душ их отгоняющая. Радуйся, Еяже чудотворный образ, яко звезда, от горы Почаевския нас путеводствует; Радуйся, Ейже возносимыя мо­литвы страстныя прилоги вскоре отражают. Радуйся, явлением Своим на горе сей люди утешившая; Радуйся, след стопы Твоея на ней нам оставившая. Радуйся, верных присное де­рзновение; Радуйся, сумнящихся доброе утверждение. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утеше­ние.

Кондак 2

Видевше пустынницы почаевстии и простец Иоанн босый Пресвятую Богородицу на скале во огненном столпе явльшуюся, след стопы Ея налобызаху и водою, зде камени истекшею, окропляяся, вопияху Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый о яв­лении Твоем, Владычице, ищуще, в сицевом уповании утверждает­ся, яко первее от агарян, послежде от еретиков оплот Пра­вославия на горе Почаевстей утвердити благоволила еси, сего ради в Твой святый храм приходяще, теплою верою сердца наша исполняем, глаголющи: Радуйся, истинныя веры утвер­ждение; Радуйся, зловерия явное обли­чение. Радуйся, древле в Неопалимей Купине Синайстей известившаяся; Радуйся, христианом в столпе огненном зде явившаяся. Радуйся, яко в пещи горящей, росою спасении, Авраамстии отроцы Тя предвозвестиша; Радуйся, яко водою от следа стопы Твоея исцелении благо­дать Твою проповедаша. Радуйся, землю нашу, древле от агарян разоренную, явлением Твоим тогда утешившая; Радуйся, и ныне многими знаменьми молящияся зде ободряю­щая. Радуйся, кающихся скорое услышание; Радуйся, подвизающимся по­мощь и прибежище. Радуйся, и неведущих вразум­ление; Радуйся, и малодушных укреп­ление. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утеше­ние.

Кондак 3

Силу сугубыя благодати явила еси, Владычице, на горе Почаевстей, егда место явления Твоего по триех стех летех чудотворною иконою Своею обогатила еси, юже рукою святителя Неофита Еллина, из Москвы грядущаго, первее боярине Анне даровала еси, потом же от нея во обитель Почаевскую прияла еси, радую­щимся людем и поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи в дому своем икону Твою, Владычице, бояриня Анна, и исцеление от нея слепорож­денному брату своему Филиппу бывшее уведевши, абие духом ревности о славе Твоей возгоре и обитель из камене во имя Пречестнаго Успения Твоего пу­стынником почаевским устрояет, в ней же чудотворному образу Твоему поклоняющися взывает сице: Радуйся, сокровище богатное в Твоей святей иконе нам препо­давшая; Радуйся, святителя рукою да­рованным образом Твоим землю нашу освятившая. Радуйся, души наша от земнаго богатства отвращающая; Радуйся, Славу Божию пети нас научающая. Радуйся, яко чудеса Твоя зряще, к Небеси сердцы своими восхищаемся; Радуйся, яко во обители Твоей, аки в преддверии рая обретаемся. Радуйся, православныя люди иконою Твоею утешившая; Радуйся, от всех стран молящияся люди во обитель Почаевскую призывающая. Радуйся, еюже вера умножается; Радуйся, еюже уныние отгонится. Радуйся, иноков почаевских присное Радование; Радуйся, мирских людей непо­стыдное Упование. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утеше­ние.

Кондак 4

Буря еретическаго неистовства на святую обитель Твою устре-мившися, Владычице, святую икону Твою рукою злых иконо­борцев пленивши и на злохуление тех подвигши, вскоре гневом Божиим удержана бысть, егда невидимая сила безстудне пиршествующия хульники, аки Артаксеркса и Ирода, сляче и в недуг вверже, над святынею Твоею ругавшихся и не уведевших пети: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша иноцы почаевстии и вси православнии людие, яко святая икона Твоя по седминадесятих летех еретическаго пленения во святую обитель от посрамлен­ных хулителей возвращается, абие на сретение ея изыдоша и плач свой на радость преложше, вопияху Тебе: Радуйся, христианом прибе­жище; Радуйся, еретиков обличение. Радуйся, обитель Почаевскую иконы Твоея до конца не лишив­шая; Радуйся, злохуление иконобор­цев посрамившая. Радуйся, яко в бедах не унывати и нас научаеши; Радуйся, яко Правосудию Божию веровати нам повелеваеши. Радуйся, Еюже Православие во стране нашей утвердися; Радуйся, Еюже и вся вселен­ная воплощенную истину прияти сподобися. Радуйся, долготерпение Божие подражающая; Радуйся, в терпении люди Твоя утверждающая. Радуйся, яко смиреннии Тобою утешение приемлют; Радуйся, яко горделивии То­бою смиряются. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утешение.

Кондак 5

Боготечная звезда ищущим спасения явилася еси, Владычи­це, к Солнцу Правды сих приво­дящая, якоже бо в земнем житии Твоем о людех Предстательница к Сыну Твоему в Кане Галилейстей показалася еси, тако и по преславном Твоем на Небеса отшествии, моления о верных от конец земли приносимая к Сыну Твоему возносиши и зде, на горе Почаевстей, исцеления многораз­личная от Него людем подаеши, вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша людие, на гору Почаевскую, якоже в древняя, тако и в последняя лета притекающии, множества исцелений, Тобою по­даваемая, в желании спасения души своя утверждаху и о гресех своих покаяние теплое приношаху, вопиюще Тебе: Радуйся, слепых прозрение и хромых исцеление; Радуйся, бесных от демонов избавление. Радуйся, плененнаго инока во обитель Твою на воздусе чудесне возвратившая; Радуйся, младенца Симеона предумерша по молитве старицы воскресившая. Радуйся, яко в сих знамениих сила древних чудес Твоих людем паки явися; Радуйся, яко исцеления от святыя иконы Твоея и в послед­няя дни не оскудеша. Радуйся, во всем мире источ­ник исцелений от святых икон Твоих подающая; Радуйся, паче сих духовными дарованьми молящияся обогаща­ющая. Радуйся, Еюже православнии роди хвалятся; Радуйся, к Еяже помощи и маловернии притекают. Радуйся, земнородных упова­ние; Радуйся, Небесных чинов радование. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утеше­ние.

Кондак 6

Проповедницы славы Пречистыя Девы явишася агаряне на обитель Почаевскую нашедшии и видения Пречистыя Богородицы с преподобным Иовом первее не уразумевшии; егда бо стрелы, от них пущаемыя, паки на ня устремишася, абие силу Владычицы проразумевше и покаяние о бе­зумии своем принесше, верою возопиша: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия видение Твое, Влады­чице, на горе Почаевстей, егда братия обители, зело от агарян осаждаема, с велиим воплем мо­ление пред святою Твоею ико­ною и пред ракою преподобнаго Иова возношаше, егда же братия агаряны, видением сим смятенныя и бежащия, виде, абие с веселием воспе Тебе сице: Радуйся, Избавительнице наша и спасение; Радуйся, рода христианскаго присное вспоможение. Радуйся, нечестивыя враги от Твоея святыни отгнавшая; Радуйся, в покаяние их приво­дящая. Радуйся, Еяже и невидимии спасения нашего врази трепещут; Радуйся, Ейже Святии Ангели и преставльшиися праведницы на Небеси поклоняются. Радуйся, преподобнаго Иова в молитву с Собою приемшая; Радуйся, агаряны ко Святому Крещению видением Своим при­ведшая. Радуйся, яко Тобою вернии страх смертный в конец отложиша; Радуйся, яко Тебе ради нецыи от агарян богобоязненнии иноцы зде явишася. Радуйся, истины присное изъ­явление; Радуйся, заблуждающимся до­брое вразумление. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утеше­ние.

Кондак 7

Хотящи желание Вечнаго Живота возгрети в сердцах христи­анских, Пресвятая Богородица болящия чудесы Своими исцеляет, бесы изгоняет, плененныя свобождает, мертвыя воскрешает, да мы вси, силу Божию уразумевше, земная возненавидим и о душах своих попечение прило­жим, непрестанно вопиюще Бо­гу: Аллилуиа.

Икос 7

Новыя и тягчайшия беды претерпе обитель Почаевская, егда вкупе со всею страною от Пра­вославия лестию отторженная во обладание еретиков вдадеся, обаче прошедшим стом и десятим летом паки православным христианом вдана бысть, в нюже православнии иноцы, пришедше и святыя мощи преподобнаго Иова из-под спуда изъемше, к чудотворному образу Владычицы припадаху, глаголюще: Радуйся, Православия защит­нице; Радуйся, еретиков обличитель­нице. Радуйся, обитель Твою до конца не оставившая; Радуйся, страху Божию нас научающая. Радуйся, яко предстательством Твоим страна Волынская паки ко Православию возвратися; Радуйся, яко от лет древних мнозии еретицы Твоим вразум­лением исправишася. Радуйся, во святую Лавру Твою верных на молитву паки призывающая; Радуйся, и неверныя зде поклонятися православней святыне научающая. Радуйся, Юже праведницы и праведнии непрестанно воспева­ют; Радуйся, в Нейже и падшии в покаянии притекают. Радуйся, отступников к вере возвращение; Радуйся, прельщаемых к свету истины возведение. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утеше­ние.

Кондак 8

Странное чудо зрим о Тебе, Богомати, елико бо телеснии недузи святыя Твоея иконы целова­нием и воды почаевския кропле­нием исцеляются, тако и душевныя страсти видением святыни Твоея отъемлются, вера утверждается и умиления сердца наша исполняются, поющих Богу: Ал­лилуиа.

Икос 8

Весь аз недостойный грехами исполнился, мирскому рассеянию вдався и о души своей вознерадев, обаче на святую икону Твою, Владычице, взирая, и про­свещение от нея безчисленным людем, зде приходящим, видя, паки на путь спасения устремляюся и в радости сердца воспеваю Ти сице: Радуйся, чистоты сокровище; Радуйся, милостей бездно. Радуйся, к Сыну Твоему о вер­ных моления выну приносящая; Радуйся, моления грешных не отвергающая. Радуйся, яко Тобою мнози от­чаяния греховнаго избегоша; Радуйся, яко призывающии имя Твое от падения страннаго возсташа. Радуйся, Еюже иконоборная ересь во вселенней посрамися; Радуйся, Еюже истинная вера Волынской стране возвратися. Радуйся, к подвигу целомуд­рия души возводящая; Радуйся, обидящим прощати научающая. Радуйся сердец наших умиле­ние; Радуйся, душ наших упование. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утешение.

Кондак 9

Всякия отступства и еретиче­ская блуждания покаявшемуся народу земли Волынския отпу­стила еси, Владычице, и паки источник исце-лений от чудотворныя Твоея иконы от следа стопы Твоея на горе Почаевстей в православной Лавре Твоей людем открыла еси, токмо аще покаяние о гресех своих прине­сут Богу и о Твоей помощи не сумнящеся, возопиют ему: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия славы Твоея явишася, Владычице, слепии и хромии ис­целение от Твоея иконы, право­славным людем возвращенныя, приявшии, яко и еретической жене некоей болящей, Тя в по­мощь призвати и по исцелении истинную веру исповедати и облобызати, нам же вопити Тебе сице: Радуйся, Царя Небеснаго умоление: Радуйся, земных присное предстательство. Радуйся, от лютерских заблуж­дений жену некую недуга исце­лением отвратившая; Радуйся, вся люди во истине Православия уверившая. Радуйся, яко Тебе ради православнии людие столькраты прель­щения агарянская победиша; Радуйся, яко Тебе ради и совращеннии от латын паки право­славную веру облобызаша. Радуйся, к Нейже вси живу­щии молитвенно очи воздвизают; Радуйся, Юже и молящиися о упокоении умерших в помощь призывают. Радуйся, и от житейских нужд притекающия к Тебе изъемлющая; Радуйся, паче сих всякия нужды претерпевающим крепость дарствующая. Радуйся, христолюбивому во­инству во бранех вспоможение; Радуйся, на демоны воинству­ющим благое наставление. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утеше­ние.

Кондак 10

Спасти хотяше, Пречистая Богородица, препростую некую ста­рицу во ослеплении латынстем бывшую и внуку малую имущую, Православием убо просвещен­ную, но телесными очесы сле-потствующу, темже сима обема благое желание влагает, еже на горе Почаевстей чудотворному Ея образу поклонитися, идеже абие слепую отроковицу чудесне исцеляет и старицу православ­ную веру исповедати научает, вопиющую Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена нерушимая истинныя веры явилася еси, Владычице, зане якоже нечестивии еретицы от прославления Тебе, яко Истинныя Богородицы, со упорст­вом отвергошася, тако и православнии в вере Твоей тверди пребыша, и от молитв непре­станно Тебе приносимых николиже отвратитися восхощут, и сих ради еретических глагол во утеса своя приимати не дерзнут, но сердцем благодарным восхваляти Тя не престанут, глаголюще: Радуйся, Христианом отрадо и утешение; Радуйся, ангельским чином славо и поклонение. Радуйся, от льстивых глагол еретических нас отвращающая; Радуйся, памятованием мило­стей Твоих умы наша к Богу возносящая. Радуйся, святыя апостолы ко Успению Твоему на облацех воз­душных призвавшая; Радуйся, и грешныя люди в той день на гору Почаевскую в тысящах и тмах на всяко лето собирающая. Радуйся, Еяже ради христиане трудность пути, аки сладкое упо­коение, подъемлют; Радуйся, Еяже ради и ленивии подражати им тщатся. Радуйся, иноком сладость мир­скую забыти благодатию Твоею пособствующая; Радуйся, вспять озирающияся сновиденьми грозными устраша­ющая. Радуйся, Церкве Христовы лучшая диадимо; Радуйся, страны нашея щите неодолимый. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утеше­ние.

Кондак 11

Пение благодарное о Твоих, Владычице, благодеяниях во всем мире от христиан возносимое, аки фимиам к Небеси непрестанно восходящий помышляюще и наша убогая хваления не отвратити Тебе просим, еще же и благодать покаяния даровати Тебе молим, со упованием поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Свет живота временнаго и Вечныя Жизни упование явилася еси, Владычице, человеку некое­му в Бессарабии умрети имуще­му, но внезапу, по вкушении воды от святыни Почаевския, здраву бывшему, еже сродницы его видевше, со страхом и уми­лением Тебе воззваша: Радуйся, болящих исцеление; Радуйся, скорбящих слышание. Радуйся, Тобою бо смерть пришедшая отгнася; Радуйся, Тобою бо вера не-сумненная нам даровася. Радуйся, яко предвещание Гавриила пред очию нашею сбывается; Радуйся, яко от всех родов, по глаголу Твоему, ныне и присно ублажаешися. Радуйся, гору Почаевскую, яко место пребывания Твоего освя­тившая; Радуйся, аки вторый Назарет тую явившая. Радуйся, яже никогоже упова­ния отвратившая; Радуйся, всех молитвы тепле приемлющая. Радуйся, здравие нам подавающая; Радуйся, ко спасению нас воз­водящая. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утешение.

Кондак 12

Благодать исцелений и умиле­ния молитвеннаго от Твоея, Вла­дычице, иконы источаемая, да не вотще душам нашим будет, аще бо грех ради во окамененное бесчувствие впадохом; обаче, яко имущая власть мертвыя воскрешати, и наше пробуди душевное омертвение, и помыслом лучшим сердца наша озари, да греховную прелесть возненавидевше, воспо­ем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса во обите­ли Почаевстей явленная, молим Тя, Владычице, лица Твоего от страны нашея не отврати, но и всем приходящим на святую гору Твою и милости от Тебе ищу­щим во благое прошение испол­ни, да вси воспоют Ти сице: Радуйся, всеправеднаго Бога умилостивление; Радуйся, христиан ко Христу дерзновение. Радуйся, торжество веры в Лавре Твоей являющая; Радуйся, сердца человеков любовию распаляющая. Радуйся, яко древним чудесем подобное зде видети людие сподобишася; Радуйся, яко гора сия, аки вторый Синай, в странах христи­анских прославися. Радуйся, Бога на земли явльшагося во чреве Твоем понес­шая; Радуйся, человеки молитвою Твоею к Богу возносящая. Радуйся, икону Твою, яко про­поведницу спасения во обители Твоей оставившая; Радуйся, след стопы Твоея, целебною водою исполняемый, чудесы прославившая. Радуйся, с Небесных высот на рабы Твоя призирающая; Радуйся, на благия деяния верныя наставляющая. Радуйся, Похвало Почаевская и всего мира Надеждо и Утеше­ние.

Кондак 13

О всепетая Мати Христа Бога, вся роды христианским любовию Себе всыновившая достойныя похвалы воспети Тебе недоумеем мы, грешнии, обаче любовию Твоею побеждаемии и к Твоему чудотворному образу очи своя возносяше, молим Тя: в борении и нуждах наших не остави чад Твоих, заступлению Твоему тепле верующих и Сыну Твоему вопи­ющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

Икона Божьей Матери непосредственно связана с Почаевской Лаврой. Стоит сразу сказать об очень интересном факте – образ является представителем как католиков, так и православных христиан. Каждый год верующие отмечают празднование этой иконы, а происходит это 23 июля.

Прежде чем разобраться, о чем молятся Почаевской иконе Божьей Матери, узнаем, как выглядит образ. Написан лик масляными красками в строгом византийском стиле. В качестве основы используется обычная липовая доска, которая подбита внизу перекладинами из дуба, что предотвращает ее сгибание. Согласно существующей информации изначально была сверху покрыта тонкой серебристой пластиной, но со временем она потерялась. Украшение было заменено ризой из мелких жемчужин.

На иконе изображена Богоматерь с Богомладенцем на правой руке. В другой руке у нее находится плат, который прикрывает ноги и спину Христа. Младенец свою левую руку держит на плече у матери, а правой – благословляет. Божья Матерь склонила свою голову к Сыну, что символизирует ее безграничную любовь. Есть также две надписи в виде монограммы: Матерь Божья и Иисус Христос. На переднем плане изображена вершина горы с отпечатком ноги Богородицы.

История иконы Почаевской Божьей Матери

В 1340 году на горе, где сейчас расположен храм поселились два инока. Один из них молился на вершине и вдруг увидел Деву Марию, которая стояла на камне и пылала в огне. Он позвал своего друга, и он также увидел явление Богородицы. Был у этой картины и третий свидетель – пастух. После того как образ пропал на камне остался отпечаток правой стопы Богородицы, который до сих пор существует и что самое интересное в этом углублении всегда есть вода, являющаяся целебной.

Почаевская икона Божьей Матери «Неопалимая купина» появилась в 1559 году, когда митрополит Неофит проезжал через Волынь. Там он посетил одну дворянку, которой оставил в подарок икону Богородицы. Через некоторое время люди заметили, что от образа исходит странное сияние. В 1597 году икона впервые проявила свои чудодейственные силы, когда исцелила брата дворянки. После этого она передала образ инкам, которые жили на Почаевской горе. Через такое-то время там была построена церковь, которая перенесла огромное количество бедствий, а все благодаря заступничеству Девы Марии.

В чем помогает Почаевская Икона Божьей Матери?

Этот образ входит в перечень наиболее почитаемых народных святынь. Чаще всего молятся перед ним, чтобы избавиться от различных заболеваний, а также помогает он вразумить грешников. Есть также свидетельства, что он проявлял свою силу в ситуациях, когда человек попадал в плен и молил о поддержке.

Чтобы понять, какое значение имеет Почаевская икона , достаточно перечислить некоторые чудеса, свершившиеся благодаря силе образа. На сегодняшний день существует огромное количество свидетельств, к примеру, одно из значимых исцелений произошло в 1664 году. В одной семье у ребенка возникли проблемы со зрением, и левый глаз покрыло бельмо. Родители привезли его в монастырь и попросили омыть лицо ребенка водой из стопы Божьей Матери. На следующий день свершилось чудо – мальчик прекрасно все видел. Вскоре произошла трагедия, и ребенок умер, бабка все это время молилась перед Почаевской иконой, и вскоре он ожил и был абсолютно здоровым.

Существует не одно подтверждение воскрешающей силы иконы, а еще она спасла многих от различных смертельных болезней. Священники говорят о том, что обращаться в молитве к иконе нужно только с чистой душой и сердцем. Все данные перед образом обещания должны быть реализованы, поскольку можно накликать на себя беду.

Почаевская Успенская лавра - одна из четырех лавр Российской империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй, цивилизаций, мировоззрений. До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией, и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции, но и Болгарии, Боснии, Сербии.

Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде - киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году.

В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда - явления Пречистой в столпе огненном над скалой почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.

Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев.

Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.

Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI - XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма.

Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами - после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь.

С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами.

Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой - плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.

Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства.

Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.

И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи.

Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места.

Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской).

В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»). Стихира Почаевской гласит:

Приидите, российстии собори,
и от всех язык, вернии, соберитеся,
на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия,
и узрим место стопы Ея,
идеже во огенном столпе древле явися,
и от источника, оттуду истекшего,
верою окропление приимем,
и чудотворней иконе Ея поклонимся,
прощения прегрешений наших просяще,
и душам нашим велия митости.

Тропарь, глас 5:

Перед святою Твоею иконою, Владычице,
молящииися исцелений сподобляются,
веры истинныя познание приемлют
и агарянская нашествия отражают.
Темже и нам, к Тебе припадающим,
грехов оставление испроси,
помыслы благочестия сердца наша просвети
и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Почитание икон - одно из отличий православной веры от других направлений христианства. Существует множество святых образов, имеющих особое значение для русского народа.

Мнение богослова

Профессор богословия Алексей Ильич Осипов в своих лекциях неоднократно касался вопроса поклонения иконам. Он говорит, что нужно разделять понятия поклонения иконе как некоему магическому предмету, который сам по себе наделён определённой силой, и как образу конкретного святого. В последнем случае молитва обращена именно к святому, который был известен своей праведной жизнью и может стать для молящегося небесным покровителем. В конечном счете только Господь ведает судьбами людей, поэтому все просьбы и мольбы должны быть обращены именно к Нему.

Осипов также упоминает о существовании разных видов поклонения: первый - поклонение Богу - религиозное поклонение, по сути, означающее веру. И второй вид - поклонение в значении преклонения, почитания. Так можно поклоняться, например, человеку, чьи качества высоко ценятся. То же самое происходит и с поклонением иконам и мощам святых.

О молитве перед иконами

Ещё Алексей Ильич говорит о том, что молитва перед любой иконой, приносящаяся без веры в Бога, без смирения и благоговения, не имеет никакой силы. Стоит вспомнить молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду: «… Да, будет Твоя воля, а не моя». Этому примеру и должны следовать христиане, обращаясь с молитвенными просьбами ко Всевышнему.

Не следует забывать и о том, что христианство направлено прежде всего на излечение духовных недугов человека, коими являются грехи. «Дай мне душу твою, сыне», - так говорил Христос. Поэтому о духовных благах и об исцелении духовных недугов нужно молиться в первую очередь. И если уж человек и взывает к Небесному Отцу с какой-то земной, материальной просьбой, то просить он должен со смирением, ведь только Господу ведомо, что для данного человека является злом, а что благом.

Если говорить о чудотворности икон, то нужно понимать, что не сама икона является чудодейственной. Чудеса совершаются Богом, который всегда слышит молитвы, обращённые к Нему с верой, покаянием и смирением. Иконы же могут только способствовать должному настрою человека на молитву.

Явление Богородицы

Один из особо почитаемых иконописных образов в Православии находится в украинском городе Почаеве, над монастырского храма. Помимо оригинала существует также несколько копий Почаевской иконы. Молитву Господу перед этими иконами можно принести в церквях Москвы, Санкт-Петербурга и Тобольской области.

Об обретении этого образа существует следующее предание. В четырнадцатом веке вблизи горы, на которой теперь стоит монастырь, жили два монаха. Однажды один из них после молитвы увидел Пресвятую Богородицу, которая явилась стоящей на горе в сполохах пламени. Этот монах кликнул другого, чтобы тот пришёл и тоже увидел чудо. На зов пришёл также местный пастух. Камень, на котором стояла Дева Мария, навечно запечатлел отпечаток Её правой ноги. Все трое взошли на гору и возблагодарили Бога за явленное им чудо в совместной молитве.

Почаевская икона Божьей Матери. Обретение святыни

Во второй половине шестнадцатого века Неофит был с визитом в России. Проезжая через Волынские земли, он навестил и небольшой город Почаев, который входил во владения дворянки Анны Гойской. Владыка некоторое время прогостил в ее имении.

В благодарность за радушный приём митрополит Константинопольский преподнес в дар хозяйке имения икону Почаевской Божьей Матери. Молитвы об исцелении своего слепого брата стали регулярно приноситься дворянкой перед святым образом.

Благодаря истинной вере, которую проявила Анна в своих молитвах, преисполненных смирения и покаяния, господь внял её просьбе, и свершилось чудо - слепой прозрел.

Прислуга Анны, исполняя свои обязанности по хозяйству, не раз замечала ореол свечения возле Сама же владелица имения стали видеть сны, в которых ей являлась Божья Матерь. Всё это Гойская восприняла как знак свыше и передала монахам Почаевскую икону Божией Матери. Молитвы перед ней стали возноситься ими в пещере той горы, где они жили, и где за несколько веков до этого Богородица явилась их предшественникам. Туда святой образ был перенесён специально собранным торжественным крестным ходом.

Монастырь

В скором времени на той горе воздвигли монастырь, сделать это удалось благодаря пожертвованиям на строительство, которые делала Анна Гойская. Почти век спустя чудотворный образ был увезён из монашеской общины потомком Гойской. Этот нечестивый дворянин в течение двух десятков лет хранил икону в своём поместье. Но после того как его жена стала бесноватой, тот обратился за помощью к настоятелю Почаевского монастыря Иову, который был известен в народе своей прозорливостью и праведной жизнью и после смерти был прославлен церковью в лике святых. Тот дал дворянину совет немедленно возвратить святыню на своё законное место, что он, в свою очередь, и сделал.

В конце семнадцатого столетия произошла война с Турцией, во время которой многочисленные татарские отряды, воевавшие на турецкой стороне, проходя через Почаев, осадили монастырь. Стены монастыря, не предназначенные для противостояния мощным осадным орудиям, не могли сдержать атаки неприятеля. Враги, окружившие это место со всех сторон, подходили всё ближе.

Небесная заступница

Призвал всю монашескую братию преклонить колени перед Почаевской иконой Божией Матери в молитве о помиловании. Через некоторое время, когда татары устроили военный совет, на котором решалась участь обители, над храмами монастыря возникла сама Божья Матерь в окружении войска ангелов с обнажёнными мечами. Подле Богородицы стоял святой Иов, моля её заступиться за судьбу осаждённых иноков. При виде этого грандиозного зрелища в стане татар возникла паника. Они открыли стрельбу из луков по небесным заступникам монашеской обители.

Но стрелы, пущенные ими, возвращались в их же сторону, нанося войску ощутимые потери. Скоро смятение достигло такого небывалого уровня, что воины стали размахивать своими мечами, стараясь защититься от стрел. Часто удары попадали в их соратников. Войско было деморализовано и в ужасе отступило. Монахи двинулись им вслед, настигли врага, и многих татар пленили. Некоторые из этих пленников впоследствии приняли христианство, так как были свидетелями силы Господней.

Почаевская икона, молитва перед которой оказалась спасительной, находится ныне в стенах этого монастыря, в Успенском соборе.

Благодатная молитва

До отражения осады стен Лавры татарским войском чудеса, происходившие благодаря Молитве перед иконой Почаевской Божьей Матери, документально не фиксировались. Но слава о том, что икона способствует благодатной молитве, распространяясь из уст в уста, облетела всю Россию. К иконе стали собираться тысячи паломников, большинство из которых приносили молитву Божьей Матери об исцелении телесных болезней.

С Почаевской иконой связано множество чудес, многие из которых вписаны в специальные монастырские книги. Одна из первых записей повествует об излечении больного мальчика. У отрока появилось на одном из глаз бельмо. Опечаленные родители пришли с ребёнком в храм, умыли его водой из следа Богородицы и стали молиться перед Почаевской иконой. Просьба их была услышана, и сын излечился уже через день. Вскоре его постигла ещё одна страшная болезнь, от которой ребёнок скончался. Бабушка мальчика, бывшая глубоко верующей женщиной, не впала в уныние, а пришла в церковь и обратилась к Богу с просьбой о помощи. И господь явил ещё одно чудо. Её внук воскрес.

Чудеса веры

С тех далёких времён в Успенский собор ежедневно приходят многие верующие, надеющиеся получить исцеление от недугов как телесных, так и духовных, о чем и молятся Божьей Матери, с Почаевской иконы взирающей на них.

В новой истории известен случай исцеления монахини Варвары, которая страдала параличом нижних конечностей и передвигалась только на костылях. Благодаря Почаевской иконе Божьей Матери молитва о здравии этой инокини была настолько искренней, что Господь излечил страждущую. Костыли, оказавшиеся ей ненужными, теперь стоят под иконой, напоминая прихожанам о силе праведной молитвы и о безграничности любви Небесного отца к своим детям.

Одно из древних преданий повествует о некоем монахе, который во время войны с турками попал в неприятельский плен. Этот монах принадлежал к братии Почаевского монастыря. Он отличался кротостью и прилежностью своего служения Господу. Монах сожалел о том, что не может совершить перед Почаевской иконой молитву. По Божей Милости однажды он был перенесён в родной монастырь.

Почаевская икона Божьей Матери. О чем молятся?

Описанные случаи показывают, что чудотворный образ способствует укреплению веры и силы духа. В письменных источниках в основном упоминается об исцелении молящихся от видимых проблем, телесных болезней. Но немало людей обращается к Богу с просьбами избавления от духовных недугов: зависти, гордыни, уныния. Многие святые отцы говорят о том, что как раз такие молитвы являются наиболее угодными Господу. Но случаи таких исцелений описываются крайне редко из-за сложности, а иногда и невозможности описания этих сугубо личных пороков. Поэтому в преданиях церкви о чудесных избавлениях от материальных бед принято видеть и другое, символическое значение. Например, когда легенда повествует, что молитва Божьей Матери у Почаевской иконы от тюрьмы и плена сохранила либо способствовала освобождению, то это следует понимать, что такая молитва способна уберечь и от духовной неволи - освободить человека из плена его греховных страстей.

Случай с исцелением слепого брата Анны Гойской может быть рассмотрен в качестве символа духовного прозрения, осмысления своей греховности и необходимости совершенствования, которое может произойти только при обращении человека к вере. А любая вера, любая религия, прежде всего, призывает человека к молитве. Религия без молитвы не имеет никакого значения и сводится только к бессмысленному исполнению ритуалов.

Следуя этой же логике, страницы летописи монастыря, рассказывающие об отражении татарского войска при содействии Божьей Матери, могут трактоваться как подтверждение того, что Господь готов избавить людей от любых врагов, в том числе и невидимых, то есть грехов.

В чем помогает молитва Почаевской иконе Божией Матери?

Отвечая на этот вопрос, следует напомнить, что молиться следует не самой иконе, а Божьей Матери, которая на этой иконе изображена и может выступать в качестве ходатая перед Богом за молящихся людей. Сама же икона не имеет никакой божественной силы, но может способствовать правильному настрою на молитву. Об этом не раз говорил Алексей Осипов, профессор богословия, который, в свою очередь, ссылается на множество изречений святых отцов, касающихся данной темы. Поэтому это мнение является не его субъективным видением данного вопроса, оно основывается на согласном учении святых отцов.

Художественная характеристика иконы

Данный образец иконописного искусства представляет собой икону так называемого типа Умиление. Это поясное изображение Божьей Матери, одной рукой держащей младенца Спасителя, а другой - покрывало, которым накрыты ноги и спина Иисуса. Одной рукой Христос держится за плечо своей Матери, а другой производит жест благословения.

На иконе можно увидеть надписи, сделанные на греческом языке. По бокам расположены небольшие иконы нескольких святых. Лик Пречистой Девы написан по дереву маслом в манере, характерной для Византийской иконописной школы. Вначале изображение было покрыто серебряным окладом, но он был утерян. Теперь икону обрамляет звезда из жемчуга мелкого калибра, которая была подарена монастырю российским императором Александром Вторым в знак его благодарности за гостеприимство монахов, которое они проявили во время его паломничества в Лавру в середине девятнадцатого века.

Происхождение иконы

Авторство данной иконы не установлено. Большинство экспертов сходится во мнении, что этот образ является семейной иконой. Не исключено, что изначально она принадлежала роду самого греческого патриарха Неофита.

Как известно, у некоторых народов существовал обычай избирать для семейства небесного покровителя. День почитания этого святого становился семейным праздником, а икона с его изображением пользовалась особым уважением. Существовали также которые дарились новорожденным. Они получили такое название из-за соответствия размеров изображения росту новорожденного младенца. Некоторые исследователи склонны считать, что икона Почаевской Божьей Матери написана русскими иконописцами.

Праздник и ежедневное почитание

Пятого августа Православная церковь отмечает праздник Почаевской иконы. О чем молятся в этот день? Данный праздник утверждён в память о чудесном отражении татарского войска силами Пресвятой богородицы и святого Иова, первого настоятеля монастыря. Кроме этого ежедневно после утренней службы, которая начинается ровно в пять часов утра и проводится при свете одних лампад, икона, находящаяся в третьем ряду иконостаса, на специальных креплениях спускается до уровня человеческого роста. В это время церковный хор поёт песнопение «Непроходимая Врата».

Возле иконы по традиции должен стоять иеромонах, который именуется киотным монахом. Он первым подходит к иконе, для того чтобы приложиться к ней. За ним к образу прикладываются все монахи монастыря, а после них наступает очередь мирян, присутствующих на богослужении. К святыне можно приложиться и по субботам, в эти дни, перед тем как опустить икону, монахи читают соборный акафист. Образ спускают на лентах для всеобщего поклонения и по воскресным и праздничным дням, после того как отслужена Поздняя божественная литургия.

В заключение

Поклониться святому образу каждый день стекается большое количество жителей города Почаева. Успенский собор также принимает огромное число паломников. Все они приходят к иконе, чтобы помолиться и попросить у Пречистой Девы помощи перед Почаевской иконой. О чём просят обычно у Небесной Заступницы?

Чаще всего мольбы касаются физического здоровья, поскольку, как уже говорилось, по церковному преданию, этот образ благоприятствует особому настрою именно на такую молитву.

Также считается, что перед иконой хорошо молиться за людей, находящихся в местах заключения, или просить защиты от несправедливого наказания. Но даже если человек совершил преступление и уверен в неизбежности кары за своё деяние, то и в этом случае ему никогда не поздно преклонить колени в покаянной молитве и этим самым последовать примеру правого разбойника из Евангелия.

Нужно только помнить, что для молитвы важен определённый настрой, а также она должна кроме просьбы непременно содержать в себе и слова благодарности небесным покровителям. Что касается текстов молитвы перед Почаевским образом, то существует около пяти молитв, каждая из которых содержит различные просьбы. Также можно читать акафист Почаевской иконе. В основе его содержания лежат события военного конфликта с Турцией, когда монастырь выдержал осаду неприятельской армии.