Речевая защита. Учимся управлять агрессией

Безусловно, интернет оказывает огромное влияние на все сферы нашей жизни, которое бывает как положительным, так и отрицательным. Правильно используя ресурсы интернета можно расширить свой кругозор, многому научиться и вывести свой уровень интеллекта на новый уровень. Но в тоже время интернет отнимает массу нашего свободного времени, а социальные сети затягивают нас в свою паутину подобно пауку. Далее вы найдёте порядка 30 вещей, которые были убиты интернетом, начиная от продуктов и бизнес-моделей и заканчивая жизненным опытом и привычками.

Вежливый спор

Анонимность интернет-пользователей, как оказалось, страшная вещь. Благодяря ей градус спора на форумах, в чатах и комментариях не опускается ниже той отметки, где люди могут допускать, что человека, не согласного с тобой, можно оставить в живых.

Прослушивание музыкального альбома от начала до конца

Зачем слушать занудные 11 песен на пластинке только ради того, чтобы добраться до идущего 12-м хита. Можно сразу скачать хит!

Репутация и политическое будущее

Если политик имел неосторожность ляпнуть глупость, у него нет шансов это скрыть. Сара Пейлин, например, сказала несколько неосторожных фраз и поставила на своей карьере крест.

Пунктуальность

Приходить на встречу вовремя? Зачем, ведь всегда можно отправить сообщение, что задерживаешься.

Волнующий опыт первой покупки журнала для взрослых

Теперь, чтобы приобщиться к тайнам взрослой жизни, подросткам уже нет нужды робеть перед киоском. С одной стороны, хорошо, а с другой - и вспомнить нечего.

Телефонные справочники

Вам нужно узнать, как позвонить в паспортный стол? «Яндекс» и «Гугл» давно похоронили толстые книги с быстро устаревающими номерами.

Миф о разумности котов

Гордые животные стали мишенью: в Интернете куча картинок с унижающими их достоинство подписями.

Часы

Теперь часы нужны только любителям похвастаться своим благосостоянием. Остальные узнают время с помощью компьютера, мобильника и еще ста устройств с таймером.

Музыкальные магазины

Отдать 1000 рублей за новый альбом любимой группы или бесплатно скачать его у интернет-пиратов? Выбор вроде бы очевиден, да?

Бумажные письма

Еще чуть-чуть, и электронная почта окончательно добьет традиционную даже в самых отдаленных уголках России. Почтальоны окончательно превратятся в разносчиков пенсии.

Хорошая память

Запоминать даты и очередность президентов и царей с появлением «Википедии» перестало быть однозначным достоинством. Минута за компьютером, и вы знаете о Бородинском сражении даже больше, чем его участники.

Свободное время

Свободное время стало синонимом времени, проведенного в Интернете. Ну а куда его еще тратить? В окно смотреть?

Фотоальбомы и слайды

Facebook и «ВКонтакте» давно заменили семейные альбомы. Так фотки из Египта и друзьям показывать удобнее, и места в доме они не занимают.

Совместный просмотр телепередач

Времена, когда во время показа очередной серии «Места встречи изменить нельзя» пустели улицы, уже не вернутся. Сейчас в Интернете можно любую телепрограмму посмотреть в любое время.

Энциклопедии

Похоронены рядом с телефонными справочниками.

Запоздалые новости о футбольных матчах

Онлайн-трансляции вовсю спорят с телевидением: не только счет, но и ход матча можно узнать в любой момент.

Слухи

«Словно мухи тут и там» слухи больше не ходят по домам. Для них созданы специальные сайты, где слухи собирают, множат, а иногда и опровергают.

Уважение к врачам и другим профессионалам

К врачам на прием люди, конечно, еще ходят, но перед этим обычно хорошенько прошерстят онлайн-консультации, медицинские форумы и архивы сайтов о здоровье. И в больницу являются уже с собственным диагнозом и скептицизмом по поводу квалификации доктора.

Загадочные иностранные языки

Текст на непонятном языке уже никого не пугает. Онлайн-переводчики хоть и выдают еще не вполне пушкинский текст, но смысл перетолмачивают вполне отчетливо.

Тайна частной жизни

Репутация Чака Норриса

Список шуток про Чака Норриса разбух уже за тысячу пунктов. Понятно, что ничего подобного с ним не происходило, но как в это поверить всерьез.

Игры с карандашом и бумагой

Морской бой, крестики-нолики, виселица и прочие милые развлечения на скучных школьных уроках тоже перекочевали в Интернет и телефон. Хочешь - с компьютером бейся, хочешь - с живым человеком на другом краю света.

Традиционные СМИ

Интернет-версия сегодня есть у любой уважающей себя газеты. А у очень хорошей газеты на сайте можно найти массу всего интересного, что в бумажную версию просто не поместилось.

Концентрация

Можно ли дописать до конца текст, ни разу не слазив на новостной сайт и не проверив почту? В том-то и проблема, работать в Интернете и не отвлекаться - это надо иметь волю легендарного Овода.

Географические знания

С помощью системы GPS, распространенной повсеместно - от автомобилей до смартфонов, позволяющей узнать путь от А до Б, знание географии теперь не является ценным навыком.

Неоткрытые таланты

«Приехал из глубинки, долго обивал пороги, через десять лет его заметили, но было уже поздно». Сегодня путь гения наверх гораздо короче. Достаточно выложить свою песню на Youtube, и назавтра ты знаменит. Пример Петра Налича подтверждает это на сто процентов.

Волнение перед встречей выпускников

Какой смысл готовиться к встрече выпускников да и вообще идти туда, если всех, кого хотел, ты уже нашел в «Одноклассниках», много раз выпил с одними и пару раз воскресил эмоции школьной любви с другими.

Пасьянс «Косынка»

Да, раньше от нечего делать приходилось раскладывать эти глупые карты. Теперь о них кто-нибудь вспоминает, если только отключен Интернет, ведь в Сети игр куда больше.

Толпы у букмекеров во время крупных состязаний

Чтобы сделать ставку на матч «Челси» - «Арсенал», никуда идти уже не надо. Три клика на специальном сайте - и останется ли твоя квартира в твоей собственности, теперь зависит от исхода матча.

Ваши завтрак, обед и ужин

Есть свой бутерброд намного интереснее, просматривая сайт с анекдотами, не так ли?

«Учимся спорить»

Урок риторики в 7 классе

Выполнила

Матвеева Ольга Ивановна

учитель риторики

МБОУ гимназии №5

г. Морозовска Ростовской области

Цели:

  1. Повторить уже известные детям правила речевого этикета.
  2. Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.
  3. Учить дискутировать.

Спор – не ссора,

бойся ложного задора!

(Пословица)

В споре побеждает не тот,

кто горячится,

а тот, кто думает.

(Народная мудрость)

Ход урока

  1. 1. Вступительное слово учителя .

Сегодня мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.

Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).

Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?

Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).

О том, что существуют этикетные правила ведения спора, по-видимому, не знали ребята из рассказа С. Иванова «Спор про вежливость». Давайте посмотрим сценку

«СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ».

После полдника у нас был разговор про вежливость.

- Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!

- Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

- Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!

- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!

- Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.

Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.

Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.

О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).

Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?

Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?

Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?

«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».

Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи.

Прочитайте обороты речи, записанные на слайде. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:

Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

Но самая главная причина речевой неудачи ребят заключается в том, что они, как сказали бы раньше, - СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ.

Ведь очевидно, что вежливый человек всегда уступит место в автобусе тем, кому это нужно больше.

3. Знакомство с правилами ведения спора.

Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся с секретами талантливого спора.

Известный философ Сократ ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный.

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.

4. Упражнения в ведении диалога.

Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. (2, 4)

Осенью часто идёт дождь.

Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.

В морях вода имеет соленый вкус.

Это обидное слово – кличка..

Почему вы не выбрали 1и 3 предложение? (они не имеют основания для спора).

Обоснуйте свой выбор. Сделайте это грамотно, используя обороты «мне кажется»,

«по моему мнению».

Например, вы можете начать так: «Мне кажется, что это положение не имеет основания для обсуждения, потому что в нём высказываются бесспорные истины. Подумайте сами, ведь никто не будет спорить, что…»

Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями.

1) Запишите выбранный ПРЕДМЕТ СПОРА. Определите ваше отношение к предмету спора.

2) В течение 5 минут запишите ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, которые вы могли бы привести, отстаивая своё мнение. Используйте выражения: «во-первых, потому что…», «во-вторых, потому что…» и т.д.

3) Спор не всегда строится как безобидное обсуждение проблемы. В ситуации спора нередко возникают «острые углы»: противники высказывают разные мнения на один и тот же предмет спора. В этом случае важно не «сердито» оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать своего оппонента и отметить то, в чем ты можешь с ним согласиться, а в чем нет. ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО.

Дети пробуют свои силы в ведении диалога-спора.

5. Решение проблемы «Как не допустить ссоры».

Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).

6. Итог урока.

Какие правила речевого этикета вы сегодня узнали?

Тема: Учимся спорить и доказывать.
Цели:

Повторить уже известные детям правила речевого этикета.

Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.

Учить дискутировать.

Оформление:
Спор - не ссора,
бойся ложного задора!
(Пословица)

В споре побеждает не тот,
кто горячится,
а тот, кто думает.
(Народная мудрость)

Ход занятия.

Вступительное слово учителя .
На этом занятии мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.
- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).
-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?
-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора - состояние взаимной вражды, перебранка).

Задание: Прочитайте тексты. В каком из них собеседники ведут спор, а в каком - происходит ссора? Почему ты так решил?

Проходящий мальчик задевает плечом другого.

Не цепляйся!

Кто цепляется?

Ты цепляешься!

Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!

Я цепляюсь?

Да знаешь… Знаешь ты кто? - толкает его.

Да та сам… - и тоже толкает.

Стоящая рядом девочка громко говорит:

Наталия Борисовна, а мальчики дерутся!

Учитель. Ребята, может ли предложение быть одновременно восклицательным и вопросительным?

Коля. Я думаю, что нет. И вот почему. Вопросительное предложение употребляется, когда мы спрашиваем, чтобы получить ответ. А восклицательное - когда хотим выразить какие-то чувства: радость, удивление, восхищение, страх.

Таня. Твоё суждение интересное, но я не согласна. Ведь мы можем спрашивать и радоваться, спрашивать и бояться. Вот в сказке Козлята Волка спрашивают с большим страхом: «Кто там?!». Значит, твоё утверждение, Коля, не является правильным, и предложение может быть восклицательным и вопросительным одновременно.

Определите вид спора. Можно ли назвать данный спор публичным? Если да, то какой форме организации публичного спора он соответствует? Обоснуй свой ответ.

Вывод:
Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение. Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника,

употребляют специальные слова и обороты речи.

Задание: Какие речевые обороты не следует употреблять в дискуссии? Как возразить, чтобы не оскорбить и не обидеть собеседника? Рассмотрите левый столбик и сформулируйте противоположные по значению речевые клише для правого столбика. Помните о том, что выражения несогласия должны быть вежливыми.

Речевые обороты согласия и несогласия.

Согласие Несогласие

Правильно

Это само собой разумеется

Это нельзя отрицать

Я согласен с…

Могу согласиться

Я уверен, что это так

Я разделяю ваше мнение

Придерживаюсь того же мнения

Не возражаю против этого

3. Знакомство с правилами ведения спора.
Давайте познакомимся с секретами талантливого спора.

Известный философ Сократ - один из основателей Школы риторической
грамоты - ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог - уважительный и доказательный.

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.
4. Упражнение в ведении дискуссии.

Примите участие в дискуссии на тему «Человек - друг или враг природы?», используя на каждом этапе речевые обороты, допустимые в дискуссии.

Для этого класс делится на 4 группы, каждая получает индивидуальное задание - готовит текст высказывания для одной из частей дискуссии (вступление, заключение, позиция «человек-друг», позиция «человек-враг»). Далее происходит коллективное обсуждение в рамках учебной дискуссии.

5. Итог занятия.

Для чего необходимо знать речевые обороты ведения дискуссии? Как помогают

они сформулировать свою мысль?

Как проходила работа твоей группы по подготовке дискуссии? Насколько

участники были активны в процессе обсуждения, вежливы, внимательны друг

Было ли тебе интересно участвовать в дискуссии? Почему?

6. Домашнее задание .
- Сочините небольшой диалог - спор любых персонажей. Спор должен

быть вежливым. Запишите диалог в тетрадь, правильно оформив.

Лазутина Лариса Ивановна учитель высшей категории

Урок русского языка (развитие речи с элементами этической грамматики)

Тема . Азбука вежливости: учимся отстаивать свое мнение в споре.

Цель. Учить детей обосновывать, доказывать свою точку зрения, в споре подтверждать ее примерами, избегать конфликтных ситуаций, думать о том, что чувствует твой оппонент.

Ход урока.

1. Организация класса.

У нас гости. Мы рады гостям. Светит солнышко.Улыбается. И что? У нас хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.

Сядут за парты тихо девочки, ….мальчики.

2. Введение в тему урока.

Не буду раскрывать секрет заранее,

А предложу вам сразу же задание.

Расскажите друг другу, что делают дети на картинках. Одно условие-

Нельзя произносить слова.(дети пробуют)

Какая проблема у вас возникла? Без слов невозможно.

Значит сегодня на уроке……(продолжите) развивать речь. Урок развития речи.

Еще задание - необычный вопрос.

Как вы думаете, может ли человек съесть 1 кг мороженого?(обсуждение)

Так может или нет? Может, но нужно ли?

Что мы сейчас делали? (спорили)

Как вы думаете, что такое спор?(ответы)

Где можно уточнить лексическое значение этого слова?(в словаре)

В каком? (толковом)

Согласно толковому словарю -

Спор – это словесное обсуждение какого – либо вопроса, в котором каждый отстаивает точку зрения.

Зачем люди спорят? (чтобы доказать свою точку зрения.

Какая тема урока?

Сколько человек обычно принимает участие?(2 и более)

А вы часто спорите? (ответы) Вспомните, как заканчиваются ваши споры?

(ответы Единое мнение, ссора)

3. Знакомство с правилами ведения спора.

А как вы думаете чем спор отличается от ссоры? Обратимся снова к словарю. Ссора- состояние взаимной вражды, размолвка, перебранка. Что поможет нам достойно закончить спор? ЗНАНИЕ ПРАВИЛ!

Мы разобрались, чем отличается спор от ссоры.

Сегодня на уроке мы будем учиться отстаивать свое мнение так, чтобы спор не превращался в ссору.

А что для этого надо? (Правила культурного общения во время спора)

А прежде очень знакомая ситуация. Знакомство с рассказом С. Иванова «Спор про вежливость» Чтение по ролям (дети сами распределяют роли)

Подумайте, понимают ребята, что такое вежливость? (Ответы)

Почему вы так считаете?(Грубо разговаривали, кричали)

Умеют ли эти ребята спорить? На что больше похож их разговор- на спор или ссору? Какие правила речевого этикета забыли ребята? (обсуждение)

Говорят, что в споре рождается истина. В таком споре может родиться истина?

Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?

Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.

Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи.

Прочитайте обороты речи. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время споров.

«Я думаю, что ты прав…Ты говоришь чепуху….Мне кажется ты ошибаешься….Ты что с приветом?....Ну что ты мелешь?...Давай подумаем вместе…

Вспомните рассказ Леонида Андреева « Петька на даче».А для этого Ч.2 Упр.18. Прочитайте задание. Обсудите ответы с соседом.

Прочитайте, как ответили Таня Перова и Маша… СТР. 49

Цитата- строчки из текста.

Стр 50, 51

ВСТАВКА ФИЛОСОФ СОКРАТ

4. Упражнения в ведении диалога.

Почему люди спорят? (по одному вопросу разные мнения). Это хорошо или плохо? (хорошо, когда у человека есть собственное мнение). А раз у человека есть собственное мнение, то с каких слов он должен начинать свою речь во время спора, обсуждения?

Я думаю…

Мне кажется…

По-моему…

А сейчас попробуйте ответить на вопрос, используя эти слова.

Надо ли утром завтракать? (ответы)

Достаточно ли этого для спора? Чего не хватает? (доказательства)

Думали вы до сегодняшнего урока о культуре спора?

А сейчас попробуйте в парах доказать друг другу, когда полезнее чистить зубы: утром или вечером? (обсуждение)

Пришли ли вы к общему мнению?

Вывод. СПОРИТЬ МОЖНО БЕЗ КОНЦА.

А как культурно закончить спор? (ответы)

Закончить спор могут следующие фразы.

« С вами было интересно говорить, но я останусь при своем мнении»

«Вы привели много убедительных примеров, я подумаю…»

« Вы так убедительно доказывали свое мнение, что я с вами соглашусь…»

Так мы можем закончить спор.

И урок.

5.Итог урока

К какому выводу пришел каждый из вас?

Что дома расскажите родителям?

6.Дом. задание

Сочинить небольшой диалог – спор любых персонажей. Спор должен быть вежливым.

Сергей Иванов. «Спор про вежливость»
После полдника у нас был разговор про вежливость:

– Вот, например, если я сижу в автобусе, а входит старушка – я ей сразу место уступлю!

– Это каждый дурак знает! А еще надо сказать: «Садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

– Ты что, с приветом? Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны, садитесь, пожалуйста!» Понятно? А так она и не захочет садиться на твое дурацкое место!

– Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса!

– Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья… Сам скачет, а на других сваливает.

Спорили, спорили, и без конца по разговору «пробегали» то осел, то козел, то ворона, то баран.
Вопросы и задания

1. О чем поспорили ребята? Как они разговаривали между собой? Докажите (примерами из текста), что их речь была невежливой, грубой.

2. Как вы понимаете смысл следующих выражений: «распускать язык», «перегнуть палку», «затыкать рот»? Какое отношение имеют эти выражения к героям рассказа?

3. Можно ли назвать разговор ребят ссорой? Почему?

4. Нарисуйте иллюстрацию к этому короткому рассказу. Как вы отразите на рисунке, что «спор про вежливость» на самом деле был обидным разговором, ссорой?

5. «Исправьте» речь ребят, исключив из него грубые слова и заменив их на вежливые высказывания. Прочитайте (послушайте) и инсценируйте получившийся диалог.

6. Закончите фразы.

Говорить вежливо – это значит…

Вежливый человек никогда не должен…

Вежливость – это не только…, но и…

Грубый человек не сможет…

7. Подберите слова, близкие по значению (синонимы) к слову «вежливость». Составьте предложения с этими словами.

8. Составьте и оформите памятку «Правила спора».
К заданию 4. Атмосферу обидного общения, ссоры можно передать на рисунке с помощью изображения жестов (размахивают руками, грозят кулаками и т. п.) и выражений лиц ребят (злятся, раздражаются, зло смеются друг над другом).

К заданию 5. Цели выполнения этого задания – научить детей употреблять в речи эвфемизмы и этикетные формы выражения несогласия (см. ч. II).

Возможные варианты эвфемистических замен в данном тексте: «Это каждый дурак знает» = это всем известно, а еще надо не забыть…; я об этом знаю и хочу также напомнить…; согласен с тобой, но надо добавить…; «Ты что, с приветом?» = Да, но неужели ты забыл…; Но разве ты не помнишь…; «говорить свои длинные ослиные речи» = эта фраза звучит слишком длинно; правильно, но очень много слов и т. п.

Возможные способы выражения несогласия: Извини, но я не могу согласиться с тобой; Прости, пожалуйста, но я думаю по-другому (у меня другое мнение об этом); Боюсь, это не совсем точно; Необходимо все-таки уточнить…; Позволь возразить тебе…

К заданию 6. Пример выполнения задания: Грубый человек никогда не сможет… добиться своей цели… считаться по-настоящему добрым… иметь много друзей…. заслужить уважение и т. д.

К заданию 7. Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый; учтивый – почтительно-вежливый; корректный – 1) вежливый и тактичный, учтивый, 2) правильный, точный; предупредительный – всегда готовый оказать услугу (в одном из знач.), внимательный, любезный; обходительный – вежливый и приветливый; любезный – обходительный, предупредительный, учтивый; галантный – изысканно-вежливый, любезный; воспитанный – отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо себя вести; культурный – находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему (в одном из знач.).

К заданию 8. Вариант памятки.

1. Слушай внимательно собеседника, не перебивай его.

2. Будь вежлив, не превращай спор в ссору.

3. Ищи то, с чем можно согласиться в речи собеседника.

4. Приводи убедительные доказательства.

5. Следи за своими жестами, выражением лица, тоном речи.