Роль пейзажа в раскрытии психологического состояния героя. Роль пейзажа в литературных произведениях (из опыта работы)

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).

Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.

Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

"Слово о полку Игореве" - это, безусловно, одно из самых значимых произведений во всей древнерусской литературе. Образ природы в художественной системе поэмы играет очень важную роль. В этой статье мы подробно о нем поговорим.

Двойная функция природы

Природа в "Слове о полку Игореве" характеризуется тем, что она выполняет двойную функцию. Она, с одной стороны, живет своей собственной жизнью. Создатель поэмы описывает пейзаж, который окружает героев. С другой стороны, она является средством выражения авторских мыслей, его отношения к происходящему.

Природа - живое существо

Читая описание природы в "Слове о полку Игореве", мы понимаем, что автор поэтически воспринимает окружающий мир. Он относится к ней как к живому существу. Автор наделяет природу качествами, которые свойственны человеку. В его изображении она реагирует на события, воспринимает окружающий мир. В "Слове о полку Игореве" природа - это отдельный герой. Поскольку ее образ является своеобразным средством, с помощью которого автор выражает свои мысли, она является как бы сторонницей и союзницей русских войск. Мы видим, как природа "переживает" за народ. Когда Игорь потерпел поражение, она скорбит вместе с этим героем. Автор пишет, что древо преклонилось к земле, что трава поникла.

Союз человека и природы

В интересующем нас произведении стираются границы между человеком и природой. Люди часто сравниваются со зверями и вороном, соколом, туром. Трудно назвать произведение, где изменения в природе и события в жизни людей были бы настолько тесно переплетены между собой. И это единство усиливает драматизм, значительность происходящего. Союз человека и природы, с великой силой развернутый в произведении, - это поэтический союз. Для автора природа - неисчерпаемый источник поэтических средств и своего рода музыкальное сопровождение, которое придает действию сильное поэтическое звучание.

Описание второй битвы

Описание второй битвы в произведении "Слово о полку Игореве" - отрывок, в котором представлено развернутое изображение природы. Автор отмечает, что появились "кровавыя зори", что с моря идут "чръныя тучи", в которых "трепещут синии млънии". Он заключает: "Быти грому великому!" Читая "Слово о полку Игореве" (отрывок, посвященный второй битве), мы чувствуем эмоциональное напряжение автора. Мы понимаем, что поражения не избежать. Такая точка зрения на происходящие события - результат политических взглядов создателя поэмы. А они заключались в том, что русские войска могут победить половцев, только объединившись. Нельзя действовать в одиночку.

Природа - высшая сила

Следует отметить и то, что природа в "Слове о полку Игореве" выступает своего рода высшей силой, способной предсказывать события, а также управлять ими. К примеру, перед тем, как Игорь отправился в поход, она предупредила русские войска об опасности, грозящей им. Автор пишет: "Солнце ему тьмою путь заступаше".

Как природа участвует в происходящем

Не только для отражения событий и предупреждения об опасности используется природа в "Слове о полку Игореве". Она является в произведении и активным участником происходящего. С просьбой о помощи к природе обращается Ярославна. В ней она видит свою помощницу и защитницу. Ярославна просит "светлое и тресветлое" Солнце, Днепр и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена. Княгиня, обращаясь к ним, пытается развеять скорбь, найти душевное успокоение. Плач Ярославны - это своего рода заклинание, обращенное к силам природы. Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему "милому ладе".

И природа в "Слове о полку Игореве" отзывается на эту просьбу. Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег. Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая под сенью деревьев. С помощью природы князь благополучно совершает побег. Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни. Таким образом, русская природа в "Слове о полку Игореве" помогает князю.

Донец, несмотря на поражение войск князя, оправдывает и прославляет этого героя. Когда он возвращается из плена, автор отмечает, что "солнце светится на небесе".

Символика цвета

Символика цвета играет важную роль в описании природы. Она помогает нам раскрыть ее смысловое значение. Цвета, преобладающие в изображении того или иного пейзажа, имеют определенную психологическую нагрузку. Для эпохи Средневековья в целом характерно восприятие цвета в качестве символа. В иконописи это проявилось очень ярко, однако и в литературе нашло свое отражение. Черный цвет, например, используется для изображения трагических событий. Он символизирует мрак, является проявлением сил зла. Синий - это небесный цвет. В произведениях он олицетворяет собой высшие силы.

Синие тучи и черные молнии говорят нам о том, что грядет мрак. Они свидетельствуют о безвыходности положения Синий при этом выступает своего рода знаком свыше. Страдания, кровь символизирует красный цвет. Именно поэтому автор использует его при описании природы во время сражения и после него. Зеленый символизирует успокоение, а серебристый - радость и свет. Поэтому автор использует их, изображая побег князя Игоря.

Выражение мыслей автора

Описание природы в "Слове о полку Игореве" помогает автору поэтично и ярко выразить свои политические взгляды, свои мысли. Когда Игорь решает своевольно отправиться в поход, отрицательную оценку такому решению дает природа. Она как будто переходит на сторону врага. Во время побега Игоря, который спешит "принести повинную голову" киевскому князю Святославу, природа ему помогает. Она радостно приветствует его, когда ему удается добраться до Киева.

Одним из лучших произведений древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве". Образ представленный в нем, свидетельствует о большом художественном мастерстве и таланте автора. Картина живо изображенная им, - свидетельство того, что произведение было создано ее очевидцем, возможно, даже участником похода Игоря.

Функции пейзажа

Пример из художественного произведения

Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении)

"Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев . Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. (А. С. Пушкин "Станционный смотритель")

Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания)

"Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожжали звезды ; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")

Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования)

"Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов , которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

Символическая (выступает в роли образа-символа)

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух... И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. (А. А. Блок "Незнакомка")

Художественное пространство и время (хронотоп) - пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.

Основные признаки простраства в литературном произведении:

1. Не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности.

2. Воспринимается читателем ассоциативно.

Основные признаки времени в литературном произведении:

1. Большая конкретность, непосредственная достоверность.

2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени.

3. Представления о движении и неподвижности.

5. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.

Образы художественного времени

Краткая характеристика

Пример

1. Биографическое

Детство, юность, зрелость, старость

"Детство", "Отрочество", "Юность" Л.Н. Толстого

2. Историческое

Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества

"Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Что делать" Н.Г. Чернышевского

3. Космическое

Представление о вечности и вселенской истории

"Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова

4. Календарное

Смена времен года, будней и праздников

Русские народные сказки

5. Суточное

День и ночь, утро и вечер

"Мещанин во дворянстве" Ж.Б. Мольера

Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

Функции детали

Краткая характеристика

Пример из худ. произведения

Выделительная

С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных

"И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр . Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре")

Психологическая

Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа

"...Видали вы когда нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека"

Фактографическая

Деталь характеризует данный факт действительности

"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет")

Натуралистическая

Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление

"Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неествественное , что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала")

Символическая

Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни

"Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")

Импрессионическая

Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение

Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолнвы, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны, Под тобою - глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая, В бездне воздуха и света. (К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")

Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.

Название системы стихосложения

Краткая характеристика

Пример

Силлабическая

Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма

С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили! (В. К. Тредиаковский)

Силлабо-тоническая

Система стихосложения, в основне которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках

"Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья, в пляске круговой" (М. Ю. Лермонтов)

Тоническая

Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно

Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица - моя. Дома - мои. (В. В. Маяковский

Название

Краткая характеристика

Пример

Хорей

Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в

Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)

Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения

В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (А. С. Пушкин)

Дактиль

Трехложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения

Кто бы ни звал - не хочу На суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)

Амфибрахий

Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)

Анапест

Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения

Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой срени, Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)

Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - д актиль , значит ударение на первый слог, АМ - ам фибрахий на второй слог, четвертая буква А - а напест , значит ударение на третий.

Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.

Особенности строфики поэтического текста

Строфа (греч. strophe - круг, оборт) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.

Разделы: Литература

Цель: открыть учащимся красоту русского пейзажа в живописи и литературе.

  • Углубить понятия “пейзаж и его функции в литературном произведении”.
  • Развивать у учащихся литературно – творческие способности письменной и устной речи.

Ход урока.

Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

“Литературный энциклопедический словарь” определяет пейзаж как “описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира”. Хотя чаще всего мы называем пейзажем картину природы, но может быть и урбанистический (городской) пейзаж. (Ф.Достоевский – Петербург). Природа - исходная форма существования материального мира. Все, созданное человеком – только небольшая часть в море первозданного. Однако связь человека определяется культурой, и самое чувство пейзажности возникло достаточно поздно. Элементы изобразительного пейзажа обнаружены в псковских рукописях в 12 веке: бой дружины на фоне деревьев, рисунок, изображающий лежащего человека под деревом, справа растут травы и колосья. В русских фресках 14 века усиливается роль растительных миров.

Творчество Андрея Рублева.

В “Троице” Рублева нет пейзажа, но полно выражено чувство родной природы: васильковый, светло – голубой, синий и зеленый цвета делают колорит иконы созвучным русской природе впору перехода от весны к лету.

Появление пейзажа.

Пейзаж как таковой появился в европейской живописи эпохи Ренессанса. В России рождение пейзажа совпало петровской эпохой (конец 17 - начало 18 в.в.).

Особенность пейзажа (в отличие от жанра натюрморта) состоит в том, что акцент переносится с части на целое, важно ощущение полноты и единства мира, в который вписан человек.

Природа имеет два важнейших аспекта:

  • природа – вечна, постоянна (по сравнению с политическими режимами, историческими событиями), это образ Вечности, наглядно существующий для нас;
  • природа национально специфична (ландшафт, климат, растительный мир), это образ родины, родного “ уголка земли”. В истории развития пейзажа и в живописи, и в литературе прослеживается диалектика национального и общечеловеческого образов природы. Эволюция пейзажа соответствует логике смены художественных систем.

Так пейзаж в произведениях эпохи классицизма – перспективно – панорамный, симметричный, стройной композиции.

Представители романтизма любили экзотический пейзаж: грозный Кавказ, холодная Сибирь, цветущая Украина.

Впервые у Пушкина появляется реалистический пейзаж, конкретный, узнаваемый. Глава 5 “Евгения Онегина” - зимний пейзаж, увиденный из окна. Это низкая природа”; для картины не характерен цвет, скорее свет и графичность, автор описывает не формы, а процесс (жизнь) природы и людей:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе
На третью ночь. Проснувшись рано
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре…
Русская природа в живописи.

Впервые русская природа в живописи появилась в картинах А.Васнецова:

овины, луговые речки, копны сена, елочки, березки. Картины “На пашне”, “Весна” 1820 – е годы. Молодая крестьянка в розовом сарафане и в белой рубахе легко идет по вспаханному полю, держа под уздцы двух лошадей, впряженных в борону. В правом углу картины, у края поля, играет ребенок. Прямая полоса низкого горизонта нарушается тонкими деревцами. Значительную часть полотна занимает бледно – голубое небо с легкими облачками. Это пейзаж достаточно условен и идеализирован, но художник поэтизирует красоту родной природы.

19 век: две тенденции в развитии русского пейзажа.

1. Пейзаж, проникнутый гражданской скорбью (Некрасов “Перед дождем”; Репин “Под конвоем. По грязной дороге”).

2. Пейзаж, воплощающий красоту родной земли. (Некрасов “ Зеленый шум”. Картины Шишкина).

Общая направленность - усиление психологизации. Первоначально пейзаж оттеняет душевное состояние человека. Затем художники научились раскрывать состояние, душу самой природы. Например, в картине Перова “Проводы покойника”.

Холод природы, печальные краски зимних сумерек отвечают настроению осиротевшей семьи. Минорный колорит (оттенки серого и желтого – коричневого) создают ощущение тоски. Мотив сумерек позволил, не выписывая подробно пейзажных деталей, сосредоточить все внимание на крестьянских детях. Линии создают скорбный ритм картины: согнутая линия спины вдовы варьерируется в линии спины лошади, в форму саней, в контуре одетого в тулуп мальчика, в крае гроба.

Картина В.Васнецова “Аленушка”. Аленушка одинокая, всеми обиженная сирота показана сидящей на сером “горючем” камне в окружении родной природы – на опушке леса. Скромный и простой пейзаж с пожелтевшими березками и осинками, трепещущими под ветром, выражает (наряду с позой и глазами героини) душевное состояние безысходной печали.

А.Саврасов “Грачи прилетели”

В картине автор не просто “перечисляет” характерные признаки пейзажа (березы, ветхий забор, домики, старинная церковь). Он раскрывает “душу” природы – само течение ее жизни, свойственное ей внутренне движение, переходное состояние между двумя временами года. На первом плане – растаявший снег, вдали – чернеющие проталины, грачи, по – весеннему облачное небо с чистыми голубыми просветами. Общий колорит Катины построен на сопоставлении холодных оттенков голубовато – серого снега с теплыми коричневато – серыми тонами проступающей земли.

Ранние стихи И.Бунина. (Вспомним по аналогии).

Природа И.Бунина.

Природа изображена очень конкретно, “здесь” и “теперь”, через окно балконной двери (проем “сквозной формы” или “кулисы” способствуют углублению пространства: комната – сад – небо – весь мир). Точно указано время года - февраль, неповторимость и переходность момента (оттепель слякоть). Просты и конкретны детали (сад, снег, кусты, лужи). Звуковые и (снегири звенят) и цветовые подробности (небо голубеет, отблеск голубой, снег прозрачно – белый). Вместе с тем сиюминутное, конкретное в пейзаже соотносится с бытием природы, ее неостановимым круговоротом. Этому способствует подвижность картины: легкие светлые тона, передача игры света и цвета, “эффект растянутости мгновения”. Критик А.Степун писал: “Бунинские описания совсем не картины, не декорация для глаз; и воспринимаются они не только глазами, но проливаются в легкие; его весну чувствуешь по зубу, как клейкую почку”.

Пейзажи И.Левитана.

Глубоким психологизмом проникнуты пейзажи Левитана. Картина “Над вечным покоем” о бессмертии и силе, могуществе природы, озера, великолепии неба. Застывшая вечность, может быть, умиротворенность. В основе картины ассиметричность (несоответствие в расположении частей). Глубокий смысл заключается в противопоставлении вечных сил природы и кратковременности человеческой жизни.

Родство живописного и литературного пейзажей.

Тесное родство живописного и литературного пейзажей позволяет при анализе словесного искусства учитывать некоторые приемы, характерных для искусства изобразительного. Но языком живописи литературовед может пользоваться только по аналогии, буквального тождества тут нет. Литература создает мир не непосредственно – зримый, а воображаемый, читатель из слов – знаков должен мысленно воссоздать картину, рисуемую писателем.

Анализ пейзажа.

Композиция пейзажа, т.е. соотношение предметов и пространства (пустое или заполненное, гармонически – уравновешенное или “сдвинутое” к центру или в сторону; текстовый объем описания природы (“формат” картины): развернутое, подробное или лаконическая зарисовка – это может создавать ощущение эпической масштабности или камерной интимности.

Пространственный ритм, который в картине реализуется через повторение предметов, линий, цветовых тонов. Ритм может быть плавным или нервно – напряженным, может строиться на контрасте тяжелого и легкого, грубого и изящного, больших и малых форм.

Перспектива как способ изображения пространства. Чаще используется прямая перспектива (когда удаленные предметы кажутся меньше, чем расположенные вблизи, а параллельные линии словно сходятся у горизонта в одну точку).

Пространство может быть глубоким или плоским (“крупный план”), вытянутым ввысь, к небу или низким, “сдавленным”. Пространство может передаваться через изображения тумана, дыма, плывущих облаков, через падающий дождь или снег, через цвет или даже через звук и запах (у Бунина: “ Помню большой, весь золотой, подсохший сад, помню кленовый аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег”.

Рисунок и линии, которые передают конструкцию предмета и его пространства; могут быть прямые или ломаные, плавные или закрученные. Характер рисунка и контуров способствует ощущению величавости или фантастичности, обобщенности или детализации, четкости или размытости картины.

Цвет как один из главных средств выразительности и колорит (соотношение цветов в картине). Цвета делятся на теплые (золотой, оранжевый, красный) и холодные (синий, фиолетовый, зеленый). Теплые цвета считаются активными, радостными; холодные – спокойные, печальные, умиротворенные. Важно учитывать сочетание цветов (гармоничное или контрастное, или кричаще – дисгармоничное).

Две основные системы колорита – локальный и тональный. Локальный - цвет предмета воспринимается как его неизменная характеристика (река – синяя, солнце – красное, трава – зеленая: так рисуют дети); цвет прекрасно передает форму предмета.

Тональный – цвет передает его тон – степень светлоты, обусловлен освещением: передает впечатление от предмета, его объективное восприятие здесь и теперь. Порой цвет приобретает символическое значение, например, в живописи и литературе символизма.

Словесный пейзаж отличается от живописного.

Главное отличие заключается в том, что образ природы в литературном произведении может не столь отчетливо реализоваться зрительно. Характеристика художественного времени обязательно должна присутствовать в анализе: длительность или мгновенность, статика или динамика, последовательность, связность или разобщенность (состояний, событий).

Лирическая проза И.Бунина.

Через пейзаж

Писатель выражал неостановимость и вечность жизни природы. Рассказ “Сосны”.

“Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительное свежее небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под голубым небом”.

Время природы не дробиться на части, на отдельные моменты. Запечатлен миг, который включает в себя прошлое и будущее состояние: “Солнце еще за лесом…на вершинах уже играет золотистый солнечный свет”. (Эффект “растянутости” мгновения). Состояние природы от ночи ко дню, от зимы к весне – афанасьевские морозы, поэтому в пейзаже намечена градация от холодного синего к теплому золотистому цвету. Пространство слито со временем, приобрело его изменчивость. Воздушную перспективу подчеркивает мотив окна, а также сосны, сквозь которые видна просека. Более светлый передний план, задний более темный. Пространство развертывается вдаль и вверх, дом и двор вписаны в безграничный простор леса и неба. Царственный покой леса, подобный храму (“сосны, как хоругви”), действительно, стволы сосен похожи на колоны в храме, сосновый запах напоминает запах ладана, формы сосен подобны, и свече, и хоругви. Лирический повествователь, созерцающий природу. Ощущающий ее внутренний ритм, слышит, как “шум сосен сдержанно и неумолимо говорил и говорит о какой – то вечной и величавой жизни”.

Основные функции пейзажа.

Образ природы в литературном произведении определяется не только принципами творческого метода писателя (классицизм, романтизм, символизм и т.д.) и не только приемами живописи. Пейзаж – компонент в структуре произведения, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в составе целого произведения. Основные функции:

Характеристика места и времени сюжетного действия, психологическая функция.

Например. Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…” Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает проблематику. Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной России.

Психологическая функция пейзажа состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа). Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя. Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении.

  • Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.
  • Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).
  • В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.
  • Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.
  • Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.
  • Выявить отношение психологизма и изобразительности.
  • Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

Мастерство писателя в изображении природы: выразительные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.) и ритмико – интонационный рисунок (плавный, замедленный или, наоборот, сжатый, напряженный). Особенности синтаксического строя текста.

Соотнести характер и функции пейзажа с общей концепцией произведения, авторским мироощущением, с представлением писателя о гармонии или дисгармонии социального, вечного и исторически – конкретного, общечеловеческого и индивидуально- неповторимого, земного и небесного.

Роль и функции художественного пейзажа природы в литературном произведении весьма важные. Пейзаж может быть необходим для географического обозначения места действия; для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т. п.; для динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных явлений природы и т. д. Пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Обращение к природе выводит писателя на рассуждения философского плана, которые, с одной стороны, характеризуют особенности авторского мировосприятия, с другой - характер героев произведения.

Пейзажные компоненты обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов необходимо в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т. д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом .

Пейзаж может также применяться в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т. д.; в качестве художественного средства в постановке социально значимых проблем; для воссоздания социальной жизни людей .

Пейзаж в произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обстановки, жизненной ситуации, разрядки напряженного повествования, постановки социально значимых проблем, передачи читателям определенного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажных описаний во многом зависят от стоящих перед писателем целей и задач.

Пейзаж, в зависимости от функционального предназначения, может иметь разнообразные формы проявления в художественных текстах. В литературоведении достаточно известны пейзажные описания, пейзажные образы, пейзажи-предварения, пейзажные штрихи, психологические и эпические пейзажные параллели. Дополнением к устоявшейся терминологической схеме могут быть пейзажные детали, так часто рассматриваемые в связи с творчеством А. П. Чехова; пунктирные пейзажные линии, пейзажные мазки. В связи с ролью пейзажа в художественном мире произведения исследователи предлагают функциональную классификацию пейзажных описаний. Выделяются следующие функции картин природы: обозначение места действия, создание определённой атмосферы, раскрытие характера героя. В соответствии с этими функциями можно говорить о пейзаже-фоне, об эмоциональном пейзаже и пейзаже психологическом .

В целом же пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого анализа психологического состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно- композиционную роль, то есть помогать раскрытию идеи произведения .

Пейзаж является одним из средств сюжетно-композиционного построения. С этой точки зрения пейзаж может представлять собой статическое или динамическое описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия. Динамическое описание включено в событие и не приостанавливает действие (например, пейзаж даётся через призму восприятия героя при его передвижении). Пейзаж представляет в тексте и эмоционально-оценочное содержание. В художественном описании природы признаки описываемого предмета имеют обычно авторскую оценку в форме олицетворений, эпитетов, метафор, сравнений. Пейзажу отводится особая роль в формировании эмоционально-оценочного уровня стиля художественного произведения .

Можно обозначить некоторые принципы классификации композиционно-речевой формы «описание» (портрет, пейзаж, интерьер), выработанные в современной лингвистике. Описания классифицируются по функциям при передаче текстовой информации. Предполагается выделять такие функции:

  • - моделирующая, или координирующая функция (вводит три основные координаты условного мира: время, пространство, субъект);
  • - сигнализирующая функция (свидетельствует о переходе от одной композиционно-речевой формы к другой);
  • - эстетически настраивающая функция (привлекает внимание читателя к сообщаемой информации);
  • - символическая функция (превращает описание в знак-символ объекта описания) .

Суммируя все вышеприведенные мнения, можно констатировать, что в основном различают три основные функции пейзажа:

  • 1) природа может выступать в качестве объективного отражения действительности и одновременно служит фоном повествования;
  • 2) пейзаж играет роль специфического средства в раскрытии характера действующих лиц;
  • 3) природа может изображаться главным героем литературного произведения.

Роль пейзажа заключается:

  • 1) в выражении авторского отношения к природе;
  • 2) в изображении характерных черт местности, области, страны (создании местного колорита);
  • 3) в использовании его как дополнительного средства для более выразительного отражения характера действующих лиц путем контраста; путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа;
  • 4) в символическом значении;
  • 5) в понимании природы как главного героя художественного произведения.

Сравнивая эти два последних определения функций и роли пейзажа в литературе, можно сделать вывод, что во втором определении роль пейзажа определена более подробно, выявлены не только основные, но и вспомогательные функции описания природы. Особое внимание здесь уделено принципу психологического параллелизма, который был распространен во всех направлениях литературы. Этот принцип основан на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы. Прием олицетворения в данном случае является основным .

В истории пейзажа действуют две тенденции, обосновывающие его разную трактовку: 1) пейзаж - мир вообще, вне человека; 2) пейзаж -выражение внутреннего мира человека через изображение природы.