Удачные модели AIRFIX.

Мина противопехотная фугасная нажимного действия. Предназначена для выведения из строя личного состава противника. Поражение человеку наносится за счет разрушения нижней части ноги (стопы) при взрыве заряда мины в момент наступания ногой на нажимную крышку мины. Обычно при взрыве мины отрывается полностью стопа ноги, которой солдат противника наступил на мину, и, в зависимости от расстояния, второй ноги от места взрыва, она также может быть значительно повреждена или не получить повреждения вовсе. Кроме того, ударная волна достаточно большого заряда ВВ лишает человека сознания, высокая температура взрывных газов может причинить значительные ожоги нижним конечностям. Смерть может наступить от болевого шока, потери крови при несвоевременном оказании первой помощи.

Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, вручную или раскладываться средствами механизации (прицепные минные раскладчики ПМР-1, ПМР-2, но во всех случаях перевод мины в боевое положение осуществляется вручную.

Срок боевой работы мины ограничивается сроком службы деревяного корпуса. При его разрушении от гниения нажимная крышка может не выдавить боевую чеку из взрывателя и взрыва не произойдет. Самоликвидатором мина не оснащается. Элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости не имеет, однако очень высокая чувствительность взрывателя серии МУВ делает обезвреживание мины крайне опасным. Кроме того под мину может устанавливаться мина-сюрприз, которая делает извлечение или обезвреживание мины невозможным.

Мина состоит из деревяного корпуса, тротиловой 200гр. тротиловой шашки, взрывателя серии МУВ с "Т"-образной чекой, запала МД-2 (МД-5М)

Тактико-технические характеристики мины

Тип мины………………………………….......противопехотная фугасная нажимного действия.
Корпус……………………………………........дерево.
Масса корпуса (без ВВ)………………………290г.
Масса взрывчатого вещества (тротил)…..….200 гр.
Длина……………………………....……...…..20 см.
Ширина…………………………....……...…..9 см.
Высота корпуса………………………….........5 см.
Размеры датчика цели (нажимная крышка)....20х9см..
Чувствительность…………………………...6 - 28 кг.
Температурный диапазон применения…..-60 --+60 град.

Степень безопасности установки мины зависит от типа взрывателя серии МУВ . Например, при использовании взрывателей МУВ-2, МУВ-3 с момента выдергивания предохранительной чеки до момента постановки взрывателя на боевой взвод в зависимости от температуры окружающей среды проходит от 3 мин. (при +40град.) до 59 часов (при -40 град.).

Мины упаковываются в ящики по 100 шт. (масса брутто 63 кг.) не окончательно снаряженными (корпус и шашка).

Более старый вариант мины под индексом ПМД-6 отличается от ПМД-6М тем, что на нижней стороне крышки не было пластинчатой пружины (на рисунке обозначена цифрой 5), увеличвающей усилие срабатывания с 1-17 кг до 6 - 28кг.

В настоящее время мина ПМД-6М не производится, в табелях снабжения войск не числится, однако все ее комплектующие кроме деревяного корпуса числятся в табелях как минно-подрывное имущество и широко применяются в иных минах, подрывном деле. А производство деревяных корпусов можно организовать в считанные дни или даже часы непосредственно в инженерно-саперном батальоне.. Поэтому с вооружения армии эта мина не снята.

Источники

1.Инженерные боеприпасы. Руководство по материальной части и применению. Книга первая. Военное издательство МО СССР. Москва. 1976г.
2. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.

---***---

От автора. Мина на удивление проста. В торцевой стороне крышки сделана прорезь, отчетливо видная на рисунке. При закрывании крышки ее края опираются на Т-образную боевую чеку взрывателя МУВ. Когда солдат противника наступит на мину, то опирающиеся на боевую чеку края крышки выдавят чеку вниз и произойдет взрыв.

Ее предшественица мина ПМД-6 не имела пружинки. Боевая чека взрывателя МУВ выскакивает очень легко, настолько легко, что установка мины ПМД-6 была опасна для самого сапера. Приходилось перед опусканием на место крышки ложить на корпус гвоздь с привязанной к нему веревкой и с безопасного расстояния выдергивать его, крышка ложилась на место и мина приходила в боевое положение. Нередки были случаи, когда весной под грузом подтаивающего снега крышка выдавливала боевую чеку и мины рвались вообще самопроизвольно.

Эту мину (ПМД-6М) так и не сняли с вооружения потому, что эти мины можно в массовом масштабе производить, не имея вообще никакой промышленной базы, прямо в войсках.

Однако минные поля из этих мин разминированию не поддаются вообще. Нельзя сказать, что это опасно. Идти разминировать такое поле просто самоубийство.

Модели вертолёта Ми-2

Евгений Борисов

Появление в продаже модели от АМОДЕЛ, позволило нашим моделистам без проблем получить "двойку" в свою коллекцию. Когда, по обычной практике наших фирм, весь первый выпуск шел в дальнее зарубежье, я приобрел в МКСМ то ли бракованный, то ли "левый" экземпляр. Он был в простом полиэтиленовом пакете, прикрепленном степлером к верхней части картонной коробки с рисунком в чёрном обрамлении. Декалями набор не комплектовался, а инструкция была простой, уменьшенной до формата А5, копией инструкции фирмы AEROTEAM.

Другая модель, которая попалась мне на глаза чуть позже, была также, по своему, уникальна. Пластик и инструкция от AEROTEAM, декали от АМОДЕЛ, а на коробке логотип AIREX PROMODEL. Вот такой вот бутерброд! Не мудрено, что на коробке надпись "лимитированная серия". Об этой модели более подробно.

На литнике светло-серого пластика 50 деталей и 11 прозрачных деталей на другом литнике. Внутренняя расшивка тонкая. Заклепки очень маленькие и аккуратные. Поверхность фюзеляжа гладкая, без раковин и царапин. Так что, на мой взгляд, модель наиболее пригодна для сборки гражданских версий Ми-2 с глянцевым или полуматовым лакокрасочным покрытием.

Да и вооружение в комплект все равно не входит. Не могу сказать, что это правило, но один из моих зарубежных знакомых, приобрел модель АМОДЕЛ без вооружения. То есть, просто его не было на литниках. А в инструкции детали вооружения были перечеркнуты.

Тем не менее, украинская модель выгодно отличается количеством деталей. Я насчитал 132, включая прозрачные. Можно собрать модель практически любой модификации. Расшивка внутренняя, без заклепок. Качество литья немного хуже, но не настолько, чтобы говорить о низком качестве. И все-таки, главное достоинство этой модели - ее универсальность - все версии в одной коробке. И не только в виде окраски и декали, а, именно, в пластике.

В качестве справочного материала при сборке и покраске моделей Ми-2, я рекомендую использовать журнал ZLINEK, добрая половина которого посвящена "двойке". В нем Вы найдете чертежи, схемы окраски и множество качественных черно-белых и цветных фотографий.

МОДЕЛЬ

Удачные модели AIRFIX

Евгений Борисов

Есть такие близнецы из семейства AIRFIX-HELLER: SA 341 и SA 342M Gazelle. Их отличия только в том, что у французской модели есть вооружение и верхнее стекло сделано вместе с прицельным комплексом...

Сейчас речь пойдет о SA 341 Gazelle [#01059]. 36 деталей серого пластика, 6 деталей остекления и декаль размером 80х55 мм, позволят Вам собрать одну из двух версий: SA 341B AH.Mk.1 (построено 212 единиц) или SA 341D HT.Mk.3 (построено 29 единиц). Оба вертолета используются в качестве учебно-тренировочных.

Совмещение половинок фюзеляжа хорошее - шпаклевать шов не придется. Расшивка наружная, проработанная качественно и без излишеств. Остекление тонкое и прозрачное, с проработанными рамами. К верхнему и носовому стеклу никаких претензий нет. А вот боковые стекла по размеру и толщине меньше проемов. И с проемами, и со стеклами придется дополнительно поработать. У фенестрона очень толстые лопасти, но после их обработки, можно добиться вращения винта от легкого дуновения. И самое главное: постарайтесь, как можно больше (в разумных пределах), утяжелить носовую часть. Иначе, модель будет заваливаться на хвост. Мне пришлось удалить уже приклеенную пластмассовую приборную панель и заменить ее свинцовой. В принципе, этого было достаточно. Других, подходящих для этого мест, просто нет. Модель Gazelle нельзя назвать такой уж удачной, скорее безальтернативной. Начало серии "AIRFIX. Без альтернативы." читайте в следующем номере.

МОДЕЛЬ

Не так страшен MATCHBOX, как его…

Евгений Борисов

Окончание. Начало в выпусках и

Еще одна модель, которая на сегодняшний день может представлять интерес для коллекционеров и моделистов это AH-1G HueyCobra [#40009]. Самая первая серийная модификация боевого вертолета Bell-209. Было построено 1127 единиц. Плюс два вертолета AH-1G Snake, которые использовались подразделением "Cobra Air Interception Team" Таможенной Службы США. Вместо носового вооружения на нем был установлен мощный поисковый прожектор типа "Nightsun".

Прессформа модели весьма почтенного возраста: "MATCHBOX" LESNEY PROD.P.L.C. © 1973. Два литника модели отлиты из пластика двух цветов: темно- и светло-коричневого. На них находятся всего 42 детали. Стекло было вложено отдельно. Декаль очень скудная (2 пары бортовых номеров, 2 пары надписей, полоски для фюзеляжа и лопастей винтов) и жесткая. Лично я надписи использовал (положил на лак), а полоски нанес краской - с клеем у декали тоже проблемы. Расшивка комбинированная: в передней части очень глубокая внутренняя, а на хвостовой балке - еле заметная, наружная. Деталировка отсутствует, но изготовить подушки сидений, ремни, приборную панель оператора и антенну не представляет никакого труда. На втулке несущего винта обозначены шарниры, но они соединены с комлем лопасти толстым (~0,8 мм) плоским литником. После удаления которого, втулка приобретает более изящный вид. Стекло асимметричное (с левого борта оно более выпуклое), но достаточно толстое для шлифовки. Как и положено, у собранной модели остаются подвижными винты и носовой пулемет. Основная рекомендация при сборке, о которой нет упоминания в инструкции, это груз в носовой части. Хвост у модели довольно тяжелый и, поэтому, 3-5 граммов свинца под полом кабины будут не лишними.

Заканчивая разговор о моделях фирмы MATCHBOX, следует отметить, что остальные семь моделей вертолетов в масштабе 1:72, имеют, на сегодняшний день, аналоги более высокого качества, производимые другими фирмами.

HELIBORNE thanks to: Pawel Okulski.


Сергей Шумилин/ Харьков

Сразу же признаюсь, что о копиях Ми-2 в масштабе 1:144, который приобретает все большую популярность, мне неизвестно, хотя вполне допускаю, что и они существуют. В мире достаточно фанатиков-моделистов и модельных микрофирмочек, которые то ли в Новой Зеландии, то ли на бескрайних просторах Соединенных Штатов по «гаражной технологии» (когда все производственное оборудование помещается в собственном гараже) льют из эпоксидки и «белого металла» совершенно невообразимые раритеты.

Об относительно крупных моделях можно сказать, что когда-то. лет 30 тому назад, была такая детская игрушка «Вертолет Ми-2» производства московской фабрики «Кругозор», выполненная в масштабе примерно 1:50. Детали этой «копии« отливались из пластика белого цвета, имелся прозрачный фонарь кабины, и в собранном состоянии модель даже напоминала Ми-2, ну а что еще требовать от набора для детского творчества (как писалось на коробке)? Для отчаянных поклонников сорок восьмого масштаба можно добавить, что модель эта уже давным-давно не выпускается f добыть ее практически невозможно, да и не стоит она затраченных усилий - проще выстрогать вертолет заново.

В масштабе 1:72 модели Ми-2 выпускаются следующими фирмами: украинской A-model, чешской Ariex Pro Model/Aero и польской Intech. В том же порядке они появлялись и на модельном рынке,

Ми-2 от A-model был первой ласточкой. Эта модель поступила в продажу в 1ЭЭ7 г. и была одним из первых изделий этой тогда еще мало кому известной компании. По утверждениям аксакалов моделизма, «мастер» для этой копии разрабатывался в Одессе, которая в тот период часто радовала нас модельными новинками (можно припомнить хотя бы Су-25 от «Факела»), а киевская A-modei подключилась к проекту уже на более позднем этапе.

Как известно, модели A-model производятся по технологии sort run, все недостатки которой - облей, «подплывшие» детали и т,п, - не нужно подробно объяснять. Поскольку к настоящему моменту пресс-формы модели уже довольно пожилые, то ко всем изначальным «прелестям» добавился еще и износ. Набор позволяет построить модель в нескольких вариантах: мирные Ми-2Т и «гаишник», а также боевые Ми-2УРП, УРН и УРП-Г. Соответственно, количество деталей набора довольно велико - 134 шт. Для оформления модели предлагается 8 вариантов декали: немецкой и чешской полиции, советской ГАИ, чешского авиаотряда «скорой помощи» и т.д. К сожалению, не обошлось без ошибок. Например, номер государственной регистрации варианта «ГАИ» - шестизначный и начинается с числа 24, хотя должен быть пятизначным и начинаться с 14, 15, 20 или 23, а цифрами 24 начинались номера Ми-8.

Что касается крупных деталей набора, например, половинок фюзеляжа, то изначально они были довольно аккуратными, с тонкой внутренней расшивкой, без недоливов и усадок. К сожалениюг этого нельзя сказать о более мелких деталях. Большинство моделистов, махнув на них рукой, изготавливают мелочи (хвостовую опору› ПВД, подкосы, антенны и т.п.) самостоятельно. Это проще, чем доводить слишком грубые штатные отливки. Стекла, которых на Ми-2 довольно много, в модели неровные, с какими-то вкраплениями и, мягко говоря, непрозрачные. На литниках имеются две втулки, а в инструкции по сборке обозначена только одна (очевидно, на вторую предлагается не обращать внимания). Но., если к указанной в инструкции втулке приклеить лопасти, опять же согласно инструкции и в соответствии с посадочными местами, то вращение ротора получится противоположным натуральному. Не обозначенная в инструкции втулка не имеет этой ошибки, однако она чересчур упрощена. Из интерьера имеется приборная доска, два кресла пилотов и пассажирское сиденье в салоне, плюс фигурка пилота. Зато изобилует подвесное вооружение: здесь и четыре блока НАР - два УБ-16-57У и два УБ-16-57УВ, и четыре ПТУР 9М14М «Малютка», и пушка НС-23КМ, и даже парочка 100-кг авиабомб (которых вертолет сроду не носил).

Сравнение модели с чертежами из «АиВ», №6104 и фотографиями дает следующее. Несколько замечаний можно высказать относительно обводов, бросается в глаза неверный профиль носа (он слишком круто опускается вниз от лобового стекла), не верны углы установки хвостовой и концевой балок и форма левой двери пилота. Но самая большая проблема связана с линейными размерами фюзеляжа. На модели он слишком «раздут»: в длину и высоту - примерно на 3 мм, а в ширину - на все 4 мм, соответственно увеличился и диаметр основания хвостовой балки - на 3 мм. Подвесные топливные баки длиннее на 2 мм, хотя их диаметр соответствует действительности. Размеры остальных узлов модели -лопастей, колес и т.д. гораздо лучше соответствуют чертежам.

В общем, модель сложна в сборке {как и всякий sort run), с существенными неточностями, но укомплектована богатой дека лью и наиболее доступна на украинском рынке, Правда, существует вероятность г что A-model обновит формы Ми-2, выполнив модель на более современном уровне.

Следующая модель - это Ми-2 от Ariex Pro Model. Ее детали, отлитые из светло-серого пластика, поместились на одной литниковой рамке и выглядят довольно аккуратно, Расшивка модели внутренняя, тонкая, к ней добавлены заклепочные швы. Судя по некоторым признакам, эта модель делалась с оглядкой, а возможно и просто на основе А-моdel. Так, обводы и размеры фюзеляжа обеих моделей полностью совпадают (соответственно, и здесь он переразмерен). Удивительно, что при таком подходе лопасти, которые у A-model соответствуют чертежам, здесь удлинены на 8 мм. Интерьер представлен только пилотской кабиной, в которой устанавливаются два кресла, две ручки управления и приборная доска. Из внешней подвески имеются только два топливных бака (также длиннее на 2 мм). Очень примитивно выполнена втулка несущего винта, которая аналогична второй (не указанной в инструкции) втулке от A-model. В общем, это тот же киевский Ми-2, с теми же ошибками, меньшим количеством деталей, но гораздо более аккуратно отлитый. К этому можно добавить, что данная модель выпускалась, как было указано на коробке, «лимитированной серией» и не получила большого распространения.

Наиболее свежей и, несомненно, наиболее удачной моделью Ми-2 является продукт польской фирмы Intech. Вообще-то в ката-лоне фирмы значится несколько моделей Ми-2 (например. Mi-2URL, Mi-2T), но их наборы отличаются только упаковкой и декалью, а пластик один и тот же. Модель фирмы Intech отлита из белого пластика и собирается из 105 деталей. Они размещены на двух литых рамках (плюс одна рамка с прозрачными элементами остекления - 13 шт.), Примерно третью часть одной рамки занимают детали вооружения (в «мирных* моделях они не используются), это четыре «Малютки», два блока НАР и пушка НС-23, имеется также два подвесных топливных бака. Литье аккуратное, без облоя и утяжин, хорошо пролиты даже самые тонкие детали - подкосы, стойки и т.д. Удачно получилось и остекление - его детали ровные и прозрачные. Расшивка модели - внутренняя, довольно подробная, хотя и широковатая. Несколько б едковато выглядит интерьер - кроме полика, есть только приборная доска, два пилотских кресла и ручка управления, остальной салон совершенно пуст, что, к сожалению, хорошо видно через окна. Этот Ми-2 почти идеально укладывается в чертежи, у него гораздо лучше, чем у модели A-model, передана форма носовой части, правда, внушает некоторые сомнения линия сопряжения м ото гондолы с фюзеляжем, на ней наблюдается какой-то странный излом на уровне втулки несущего винта, тогда как, судя по фотографиям, эта линия прямая. Упаковка модели Mi-2URN комплектуется двумя вариантами декали: польских и литовских ВВС. Упаковка Mi-2T снабжена декалью со знаками санитарной авиации.

Итак, если у вас имеется желание собрать Ми-2 в семьдесят втором масштабе и избежать при этом утомительной работы с напильником и шпаклевкой, то на сегодняшний день наилучшим выбором является модель польской фирмы tntech. Она более точна, проста в сборке и, хотя менее доступна, чем Ми-2 A-model, но вполне сопоставима с ней по цене - у нас «поляк» стоит около 30 грн. Кстати, в Москве за него пришлось бы выложить в 2,5 раза больше.