Белый Кремль. История вопроса

Еще в детском саду дети слышат о белокаменной Москве. Это название - традиционный эпитет столицы. Но потом дети становятся старше и на уроках истории узнают, что такое название город получил из-за своей главной крепости - Кремля. И у них появляются закономерные вопросы о том, откуда взялся такой странный дальтонизм? Кремль же красный, а не белый!

На деле никакой ошибки нет. Просто красивый эпитет появился очень давно, когда Кремль был действительно светлым.

Что такое Кремль?

Этим словом в средневековой Руси называли центральную крепость города, последний и главный оплот обороны. На его территории обычно находился главный (или единственный) городской храм, проживал правитель города (князь или воевода).

В случае же нападения (а они в те времена случались очень часто) за стенами Кремля скрывалось не только население незащищенного или защищенного слабо городского посада, но и крестьяне ближайших деревень. Крепкие стены давали надежду отбить атаку или дождаться помощи, выдерживая осаду.

Не первый

Очень долго фортификационные сооружения из камня на Руси не сооружали. Строили из дерева - это было быстрее и проще. Поэтому белокаменный Кремль в Москве не был действительно первым - до него имелась деревянная крепость. Имеются летописные свидетельства о строительстве в городе деревянной крепости основателем Москвы князем Юрием Долгоруким (кстати, любителем повоевать). Датируется этот факт 9 годами позже первого упоминания Москвы в письменном источнике.

Позже деревянный Кремль неоднократно восстанавливался и перестраивался. Причина понятна - деревянные стены неплохо защищали от непосредственного нападения врагов, но были бессильны против огня. А Русь как раз вступила в неспокойные времена - началось все с княжеских усобиц, а потом пришли татары. Последний раз деревянную крепость перестраивал знаменитый Иван Калита. Он строил ее из дуба и значительно увеличил площадь. Но все равно не помогло.

Всехсвятский пожар

Не потребовалось даже татарского нападения - Кремль Ивана Калиты был уничтожен бытовым пожаром. Это был страшный бич деревянных средневековых городов - при любом возгорании они могли выгореть полностью. На этот раз первой загорелась церковь Всех Святых (отсюда и название пожара). Случилось это в 1365 году.

В это время в Москве княжил молодой Дмитрий Иванович (тогда еще не Донской). Он стремился проводить независимую политику, но понимал, что с «голой» столицей это будет безнадежное дело. Поэтому он поспешил начать строительство новой крепости и при том позаботился, чтобы она похуже горела.

Белый камень

Русь и до того знала каменное строительство. Но во многих регионах оно, строго говоря, было не каменным, а кирпичным - употреблялась глиняная плинфа. Но во Владимиро-Суздальском княжестве еще до нашествия монголов возникла традиция строительства из известняка. За светлый цвет его называли «белым камнем». С ним нужно было уметь работать, но в принципе известняк легко поддавался обработке. Из него можно было вырезать блоки нужного размера.

Месторождение известняка недалеко от Москвы имелось в селе Мячково, в 30 км от столицы. Этот сорт теперь так и называют - мячковский известняк. Историк и писатель И. Е. Забелин предполагал, что именно этот камень должны были использовать строители Кремля Дмитрия Ивановича.

Большой проблемой была доставка камня, а князь не желал начинать строительство, пока весь нужный материал не будет под рукой. Перевозки осуществлялись по Москве-реке, частично по воде, но большей частью - зимой по льду.

Невиданный Кремль

Постройка белокаменного Кремля в Москве велась два года (1367-68 гг.). Он часто упоминается в источниках, но наши современники не знают точно, как он выглядел. Нет сколько-нибудь точных изображений, и приходится полагаться на описания и данные археологических исследований.

Площадь Кремля при князе Дмитрие приближалась к нынешней - он приказал сооружать новые стены на приличном удалении от старых. Стены теоретически были толщиной до 3 м и имели многочисленные бойницы, закрывавшиеся при нападении деревянными щитами для лучшей защиты воинов. Значительная часть стен вытянулась вдоль Москвы-реки и Неглинной (они служили дополнительной защитой). Там же, где такой защиты не хватало, был выкопан ров (его следы обнаружены археологами). Через Неглинную перекинули каменный мост - первый в Москве (ныне там стоит Троицкий мост).

Историк М. И. Тихомиров полагает, что первоначально стены были хоть и толстыми, но довольно низкими. Их надстраивали постепенно. Это была обычная практика в средневековых городах и замках. Есть версия, что изначально не весь Кремль был каменным - менее опасные с точки зрения возможного штурма оставались деревянными. Со временем было ликвидировано и это упущение.

Белокаменный Кремль в Москве (год начала строительства - 1367) простоял 150 лет. Князь Иван III известный тем, что положил конец монгольскому игу, задумал соорудить новую крепость. Белые стены понемногу разбирались, вместо них строились другие. Материалом на этот раз служит красный кирпич. Так появился Кремль современного вида.

Некоторые известковые блоки были оставлены в новой стене в качестве бутовки. Их позже обнаружили ученые и убедились таким образом, что первый каменный Кремль в Москве действительно был белым.

Чудеса Белокаменной

Стремясь к объединению и усилению Руси, Дмитрий Иванович стремился сделать Кремль не только крепостью, но и своеобразным центром притяжения, что символизировал бы русское величие. Поэтому князь построил не только стены, но и каменные церкви в кремлевских монастырях. В результате Москва стала одним из самых «каменных» русских городов, а сам Кремль - самой мощной европейской крепостью.

Наследники Дмитрия стремились продолжить его начинание и увеличить число кремлевских чудес. Так, на рубеже XIV-XV веков в Кремле появились первые на Руси башенные часы. Белый камень стали применять не только для строительства, но и для украшения. В середине XV века русский скульптор выполнил из известняка два барельефа. Один из них изображал герб Москвы (с Георгием Победоносцем), второй - святого Дмитрия Солунского (небесного покровителя Дмитрия Ивановича). Их закрепили на Фроловской (сегодня - Спасская) башне: первый в 1446 году снаружи над воротами, второй - в 1466 году так же, но с внутренней стороны.

Приключения крепости

Несмотря на свою относительно недолгую жизнь, первый белокаменный Кремль в Москве успел неплохо послужить Родине. Едва было закончено его строительство, как в 1368 году под стенами Москвы появилось войско великого князя литовского Ольгерда. Литовцы убрались несолоно хлебавши - крепость устояла. В 1370 году Ольгерд повторил попытку - с тем же результатом.

Но белому Кремлю неожиданно «вылезло боком» именно то событие, что прославило его строителя в веках. В 1380 году Дмитрий Иванович повел войско объединенных русских княжеств против Золотой Орды, и на Куликовом поле возле Дона впервые нанес врагу сокрушительное поражение. За эту победу князь удостоился почетного прозвища Донской. Но вот разозленные монголы еще вовсе не были разгромлены. В 1382 году хан Тохтамыш, сменивший побежденного Дмитрием темника Мамая, воспользовавшись отсутствием Дмитрия, напал на Москву. Город пал и был сожжен начисто.

Тут-то и проявилась предусмотрительность Дмитрия - белокаменный Кремль в Москве (дата завершения постройки - 1368 г.) устоял! Его пришлось лишь ремонтировать, но не строить заново.

Сила традиции

Хотя князь Иван применил для строительства другой материал, он явно испытывал уважение к крепости, выстроенной его знаменитым дедом. Кремль оставался белым до конца XIX века! Хотя его неоднократно достраивали и восстанавливали. В том числе после «смутного времени» и Отечественной войны 1812 года стены упорно продолжали белить!

Вот почему эпитет «белокаменная» так прочно привязался к Москве - он формировался далеко не 150 лет, а гораздо дольше! В белый цвет стены красили прежде всего для проявления почтения к Дмитрию Донскому, а потом и в силу привычки.

Можно заметить, что собор Василия Блаженного, что в непосредственной близости от Кремля - в основном красный. Можно догадаться, что это составляло броский контраст. Кроме того, в архитектуре Руси была традиция - храмы строить именно из плинфы, а она по цвету напоминает современный красный кирпич. Белить русские церкви стали много позже. И далеко не везде (посетив Софийский собор в Киеве, можно убедиться, что и его стены изначально не были белыми - на стенах строений специально оставлены незакрашенными фрагменты кладки). Благодаря этому, церкви разительно отличались от светских построек (дома тогда были деревянными или напоминали украинские мазанки). Во Владимиро-Суздальском княжестве строили белые церкви (например, Покрова на Нерли), но это не было непреложным правилом.

Творения мастеров

Хотя первого Кремля никто из деятелей нового времени не видел, он вызывал у них интерес. Некоторые пытались «придумать» Кремль Дмитрия Донского и изобразить на полотне результаты своих размышлений. Наиболее интересный вариант принадлежит художнику А. Васнецову. Часто рисовали и описывали и беленый Кремль более поздних эпох. Можно подозревать, что не все свидетели при этом знали, что раньше крепость была другой - действительно белой.

Назад к белому

Ныне красные стены Кремля подкрашивают для эффектности красной краской так же, как раньше белили. Но в последние годы все чаще звучат предложения перекрасить Кремль снова в белый цвет. Дескать, так больше будет соответствовать историческому духу Москвы.

Кроме того, что не мешает подумать, сколько для этого потребуется краски и во что обойдутся работы, нужно помнить еще о двух вещах. Во-первых, нынешний Кремль не рожден белокаменным. Перекраска не восстановит настоящую крепость Дмитрия Донского. А во-вторых, Кремль и Красная площадь - памятник мирового значения и находится под охраной ЮНЕСКО.

Московский Кремль 1800 - проект воссоздания сооружения крепости Москвы начала 19 века. В реализации использованы изображения художников, запечатлевших архитектуру Кремля того времени. С исторической точки зрения зафиксированный образ Кремля наиболее близок к 1805 году. Именно тогда живописец Фёдор Алексеев по поручению Павла I выполнил множество зарисовок старой Москвы.

Белый Кремль - шикарная визуализация старого Кремля и Красной площади. Давайте посмотрим подробнее …

1. Кремль, «живой» и постоянно меняющийся, к началу 19 века утрачивает множество строений предыдущей эпохи.

2. В проекте не учтены сооружения полуразрушенные и те, демонтаж которых проходил в это время. Подписи - на самих фотографиях.

П. Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год

67 лет назад Сталин приказал перекрасить Московский Кремль в красный цвет. Мы собрали картинки и фотографии с изображением московского Кремля разных эпох.

Вернее, красно-кирпичным Кремль был изначально – итальянцы, построившие в 1485–1495 годах новую крепость для Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте старых белокаменных укреплений, возвели стены и башни из обычного кирпича – как, например, замок Миланский замок Кастелло Сфорцеско.

Белым же Кремль стал только в XVIII веке, когда крепостные стены по тогдашней моде побелили (как и стены всех остальных российских кремлей — в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.).

Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 год.

Белый Кремль предстал и перед армией Наполеона в 1812 году, и через несколько лет, уже отмытый от копоти согревшей Москвы, он снова слепил путешественников белоснежными стенами и шатрами. Знаменитый французский драматург Жак-Франсуа Ансело, побывавший в Москве в 1826 году, так описывал Кремль в своих мемуарах «Six mois en Russie»: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

12. Если у кого есть специальные анаглифные очки, что ниже - стерео анаглифические изображения Белого Кремля:

С. М. Шухвостов. Вид на Красную площадь. 1855 (?) год

Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.

Белая Спасская башня Кремля, 1883 год

Белая Никольская башня, 1883 год

Москва и Москва-река. Фото Мюррея Хоу (США), 1909 год

На фото Мюррея Хоу: облезлые стены и башни, покрытые «благородной городской патиной». 1909 год

Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной»: его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено - с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал.

Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля

Москва, 1934- 35 год (?)

Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля – для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез — маскировка спутала фашистским летчикам все карты.

«Замаскированная» Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.

«Замаскированный» Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год

При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800- летия Москвы. Тогда в сталинской голове и возникла мысль сделать Кремль красным: Красный флаг на красном кремле на Красной площади

источники

http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/174/

http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/belyj-kreml-v-moskve-698210/

https://www.istpravda.ru/pictures/226/

http://mos-kreml.ru/stroj.html

Давайте еще вспомним вот такое обсуждение: вспомните еще и посмотрите на Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.

Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>

Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.

Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.

Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.


1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.


1797, Жерар Делабарт.


1819, художник Максим Воробьёв.

В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».


1830-е, художник Раух.


1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.


1850, Йозеф Андреас Вейс.


1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.


1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.


Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.


Фотография 1860 года.


Фотография 1866 года.


1866-67 год.


1879 год, художник Пётр Верещагин.


1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.


1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.


1884 год, стена вдоль Александровского сада. Побелка сильно осыпалась, подновили только зубцы.


1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.


1909 год, облезные стены с остатками побелки.


Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.


1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.

С.Виноградов. Московский Кремль 1910-е гг.


1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.


1914, Константин Коровин.


Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.


Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.

А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.

Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля - для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез – маскировка спутала фашистским летчикам все карты.


"Замаскированная" Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.


"Замаскированный" Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год

При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году - к празднованию 800- летия Москвы. Тогда в сталинской голове и возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади - что б все звучало в унисон и идеологически верно.

Это указание товарища Сталина кремлевские работники выполняют и по сей день.

Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.


И ещё две цветные фотографии 1950-х годов. Где-то подкрасили, где-то оставили облезлые стены. Не было тотальной перекраски в красный цвет.


1950-е. Эти две фотографии взяты отсюда:

Спасская башня

Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.


1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.


1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.


А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.


1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.


Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.


Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.


Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.


Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.


1870-е. Башня красная.


1880-е годы. Красная краска облезает, кое-где видны вновь выкрашенные места, заплатки. После 1856 года Спасскую башню больше никогда не белили.

Никольская башня


1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.


1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.


1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.


1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.


1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.


Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля

Троицкая башня


1860-е годы. Башня белая.


На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.


И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.

Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.

Стены Кремля сегодня


фото: Илья Варламов

На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.


Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова

Все старые фотографии, если не указано иное, взяты с сайта

Над публикацией работал Александр Иванов.

А вот так выглядел бы Кремль сейчас, если бы его по-прежнему белили

На самом деле, иллюстраций белого Кремля много больше, чем было в изначальном посте – я кое-что добавил, и это далеко не все.

25 ноября 1339 года Иван Калита возвел дубовые стены московской крепости. Именно в этот период Кремль стал политическим центром феодального государства, резиденцией великих князей и митрополитов.

Сегодня Московский кремль является одним из самых ярких культурных достояний столицы России. "РГ" собрала пять малоизвестных и любопытных фактов о нем.

1. Московский кремль является самой крупной крепостью на всей территории России, а также самой крупной действующей крепостью Европы на сегодняшний день.

В мировой истории были сооружения и больше, но только он сохранился достаточно хорошо и до сих пор выполняет свои функции.

Общая протяженность стен Кремля - 2235 метров, они образуют неправильный треугольник. Вдоль них расположено 20 башен, из которых самая высокая -Троицкая, вместе со звездой она имеет высоту 80 м.

2. Секрет абсолютно точного времени кремлевских курантов сейчас кроется под землей: куранты соединены кабелем с контрольными часами Московского астрономического института имени Штернберга.

В середине 19 века на Спасской башне были установлены куранты, исполняющие "Марш Преображенского Полка" Дмитрия Бортнянского. Эта мелодия звучала до 1917 года. В 1920 году на курантах была подобрана музыка Интернационала.

При Ельцине куранты исполняли Глинку, а теперь играют Александрова - гимн Российской Федерации.

3. Во время Великой Отечественной войны, а, точнее, в 1941 году, Кремль стали маскировать: все старинные здания стилизовали под обычные дома, закрасили зеленые крыши, нанесли темную краску на позолоченные купола, сняли кресты, зачехлили звезды на башнях. На кремлевских стенах нарисовали окна и двери, а зубцы покрыли фанерой, сымитировав крыши домов.

Интересно, что во время Великой Отечественной войны Кремль практически не пострадал, несмотря на массивные бомбардировки, обрушивавшиеся на Москву в 1941 и 1942 годах. Сокровища Оружейной палаты власти эвакуировали, а в случае сдачи столицы немецким войскам был предусмотрен план минирования основных зданий комплекса.

4. В 1935 году Кремль лишился своих двуглавых орлов, на их место было решено установить советские символы. В 1937 году на Спасской, Боровицкой, Никольской, Троицкой и Водовзводной башнях были установлены светящиеся рубиновые звезды.

Кремлевские звезды выдерживают максимальное давление ураганного ветра, каждая примерно до 1200 кг. Вес же каждой звезды достигает одной тонны. Во время ветреных дней звезды вращаются, меняя свое положение таким образом, чтобы они были обращены к ветру своей боковой стороной.

5. Почти до конца XIX века Москва была "белокаменной". Следуя сложившейся традиции, кремлевские красно-кирпичные стены белили почти четыре века. При этом беспокоились не только о памяти белокаменного Кремля Дмитрия Донского, но и о сохранности кирпича. Это можно подтвердить многочисленными описаниями и изображениями.

Сегодня стены Кремля регулярно подкрашиваются, чтобы красно-кирпичный цвет был всегда насыщенным.

С егодня в Кремле находится резиденция Президента России. Кроме того, ансамбль Московского Кремля включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и на его территории располагается Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. Общее количество башен – 20.

«Красный» Кремль пришел на смену «Белому » Кремлю Дмитрия Донского. Его строительство (период правления Великого князя Ивана III) было обусловлено событиями, происходившими в Московии и на мировой арене. В частности: 1420-1440 годы – распад Золотой Орды на более мелкие образования (улусы и ханства); 1425-1453 – Междоусобная война на Руси за великое княжение; 1453 год – падение Константинополя (захват его турками) и прекращение существования Византийской империи; 1478 год – подчинение Новгорода Москвой и окончательное воссоединение русских земель вокруг Москвы; 1480 год – стояние на реке Угре и конец ордынского ига. Все эти события влияли на социальные процессы Московии.

В 1472 году Иван III женился на бывшей византийской принцессе Софье Палеолог , что, в той или иной степени, способствовало появлению в Московском государстве зарубежных мастеров (в основном греческих и итальянских). Многие из них прибыли на Русь в ее свите.В дальнейшем прибывшие мастера (Пьетро Антонио Солари, Антон Фрязин, Марко Фрязин, Алевиз Фрязин) будут руководить постройками нового Кремля, при этом используя совместно и итальянские и русские техники градостроительства.

Надо сказать, что упомянутые Фрязины не были родственниками. Настоящее имя Антона Фрязина – Антонио Джиларди, Марко Фрязина на самом деле звали Марко Руффо, а Алевиза Фрязина - Алоизио да Милано. «Фрязин» - это устоявшееся на Руси прозвище выходцев из южной Европы, главным образом итальянцев. Ведь само слово «фрязин» - это искаженное слово «фряг» - итальянец.

Строительство нового Кремля длилось не один год. Оно происходило пошагово и не предполагало сиюминутный снос белых стен кирпичными. Такая постепенная замена стен была начата в 1485 году. Новые стены стали возводить, не разбирая старых и не изменяя их направления, а лишь несколько отступая от них наружу. Только в северо-восточной части, начиная от Спасской башни, стена была спрямлена, и тем самым территория крепости увеличилась.

Первой была сооружена Тайницкая башня . Согласно Новгородской летописи «29 мая была заложена на Москве-реке стрельница у Шишковых ворот, а под нее выведен тайник; строил же ее Антон Фрязин... ”. Через два года мастер Марко Фрязин заложил угловую Беклемишевскую башню, а в 1488 году Антон Фрязин начал строить другую угловую башню со стороны реки Москвы - Свиблову (в 1633 г. ее переименовали в Водовзводную).

К 1490 г. возвели Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные башни и стены между ними. Новые укрепления защитили в первую очередь южную сторону Кремля. Все, кто въезжал в Москву, видели их неприступность, и у них невольно зарождалась мысль о силе и мощи Московского государства. В начале 1490 года в Москву из Милана прибыл архитектор Пьетро Антонио Солари, и ему сразу же поручили строить башню с проездными воротами на месте старой Боровицкой и стену от этой башни до угловой Свибловой.

... на Москве-реке была заложена стрельница у Шишковых ворот, а под нее выведен тайник

Вдоль западной стены Кремля протекала речка Неглинка, в устье имевшая топкие болотистые берега. От Боровицкой башни она резко поворачивала на юго-запад, уходя довольно далеко от стен. В 1510 г. было решено спрямить ее русло, приблизив его к стене. Был вырыт канал, начинавшийся близ Боровицкой башни с выходом его в Москву-реку у Свибловой. Этот участок крепости в военном отношении оказывался еще более труднодоступным. К Боровицкой башне через Неглинку был переброшен подъемный мост. Подъемный механизм моста помещался во втором этаже башни. Крутой высокий берег Неглинки составлял естественный и надежный рубеж обороны, поэтому после возведения Боровицкой башни строительство крепости было перенесено на ее северо-восточную сторону.

В том же 1490 г. была построена проездная Константино-Еленинская башня с отводной стрельницей и каменным мостом через ров. В ХV веке к ней подводила улица, которая пересекала Китай-город и называлась Великой. На территории Кремля от этой башни также была проложена улица, пересекавшая Кремлевский подол и ведущая к Боровицким воротам.

До 1493 года Солари выстроил проездные башни: Фроловскую (в дальнейшем Спасскую), Никольскую и угловую Собакину (Арсенальную) башни. В 1495 были построены последняя крупная воротная Троицкая башня и глухие: Арсенальная, Комендантская и Оружейная. Комендантская башня изначально называлась Колымажной - по находящемуся рядом колымажному двору. Всеми работами руководил Алевиз Фрязин.

Высота кремлевских стен, не считая зубцов, колеблется от 5 до 19 м, а толщина от 3,5 до 6,5 м. У подошвы стен с внутренней стороны сделаны широкие перекрытые арками амбразуры для обстрела врага из тяжелых артиллерийских орудий. С земли на стены можно подняться только через Спасскую, Набатную, Константино-Еленинскую,