Эхо войны. Великая отечественная война

Во время ремонта дороги под немецким Ростоком обнаружили останки советской «тридцатьчетверки». Местные власти хотят сделать из танка памятник, а останки погибших солдат захоронят на военном кладбище. До сих пор над их безымянной могилой не было даже креста. В 1945 году до конца войны танкистам оставалась одна неделя и 228 километров.

Ковш экскаватора вынимает тонны грунта. Земля, кирпичи, ржавые трубы - все, что осталось от старого моста на Мюллендамм, взорванного 1 мая 1945 года, когда по нему, прорываясь в центр Ростока, шла головная советская «тридцатьчетверка».

Житель города Герхард Хольц был свидетелем этих событий: «Я как раз собирался перейти через мост, но по нему уже ехал танк, и он взорвался на моих глазах примерно в 400 метрах от нас. Я помню, что части танка лежали тут внизу. Их, наверное, засыпало землей или они просто погрузились в болото.

Возможно, это единственный танк в истории всех войн, подорванный морской миной. Местная полиция и фольксштурм использовали их для уничтожения переправ. На башню натолкнулись в прошлом ноябре при ремонте дороге. Она лежала в перевернутом положении, заполненная землей и с полным боекомплектом, по которому более 60 лет ездили машины.

Начальник службы по обезвреживанию боеприпасов Роберт Молитор рассказал: „Башня весит восемь тонн, и ее не так просто было убрать. Той техники, которой мы располагаем сегодня, в то время не существовало, так что, наверное, просто решили присыпать все землей. Мы не знаем, есть ли здесь еще части танка. Ведь в те времена сборщики металлолома собирали все, что могли унести“.

Впрочем, геолокатор показал скопление металла в 30 метрах от места обнаружения башни. Возможно, это обломки корпуса: двигатель, ходовая часть и отделение для водителя и пулеметчика, которое стало их братской могилой, что вероятно. Ведь в башне нашли лишь останки командира, наводчика и заряжающего. Они не безымянны: гвардии лейтенант Кривенцов, сержанты Лепеев, Мартыненко, Гусев. Три месяца назад Римме Килиной в село Куеды Пермского края позвонили из военкомата и сказали, что найден танк, в котором погиб ее отец, старший сержант Василий Клещев. Теперь она чаще смотрит на фотографии человека, которого вживую никогда не видела.

На них пришли похоронки, их наградили посмертно, но над их могилой не было ни звезды, ни креста. Теперь это исправят. Представитель Союза по уходу за воинскими захоронениями Карстен Рихтер пояснил: „На данный момент все согласны с тем, что останки погибших должны быть захоронены на военном кладбище на Пушкинплатц. Это крупнейшее воинское захоронение в Ростоке, и мы считаем, что эти пятеро танкистов должны покоиться рядом со своими товарищами“.

1 мая 1945года. Один день до падения Берлина, неделя до победы. Они стали жертвами бессмысленного сопротивления, но сколько смысла в их жертве. Особенно для Герхарда Хольца, который не успел выйти на заминированный мост.

Формально и башня, и все, что еще будет найдено, принадлежит России, но и в Германии интересуются русским танком. Местные власти хотят видеть его у себя в качестве памятника. То есть, через 67 лет у советской „тридцатьчетверки“ все-таки есть шанс дойти до центра Ростока, что, несомненно, и было последней волей ее экипажа.

Сбитый английский "Бристоль Блинхем" возле Мальты.




Деревня Малахово Новосокольнического района поисковики поднимали затонувший в 1942 году танк Т-34. Танк принимал участие в Великолукской наступательной операции и затонул 13 декабря 1942 года во время боевых действий.
Экипаж эвакуировлся. Танк находился вверх гусеницами на глубине 6 метров в заболоченной части озера, примерно в 300 метрах от дороги Москва-Рига.









Маево Великолукского уезда
со слов присутствующий самолет ЯК (модификация неясна)
синхронный 12,7-мм пулемёт УБС









При рытье котлована для будущего Главного вокзала Вены ковш экскаватора звонко звякнул о железо. Под ковшом оказалась интересная находка - радиоуправляемый танк Borgward IV выпуска 1944 года. Были вызваны военные инженеры, которые откопали танк и отвезли на армейском тягаче в Военно-исторический музей на Ландштрассе для последующей реставрации и помещения в экспозицию.




Зоркие жители села Красносельского в Динском районе Краснодарского края разглядели на дне реки Кочеты самый настоящий танк.




Со дна американского озера Мичиган подняли военный истребитель времен Второй мировой - раритетный F6F Hellcat, который пролежал в воде почти 65 лет. Идея провести операцию по подъему самолета принадлежала Хантеру Броули - внуку того самого летчика, который в 1945 году пилотировал этот истребитель.






Возле берегов Болгарии советскую подводную лодку времен Великой Отечественной войны.Причиной гибели этой подводной лодки, скорее всего, стал взрыв мины - по левому борту субмарины аквалангисты обнаружили серьезную пробоину. По мнению специалистов, лежащая на грунте лодка является, скорее всего, той самой подлодкой Л-24, которая затонула в 1942 году. Все ее 57 членов экипажа тогда погибли.




В Новосокольническом районе из болота подняли танк-огнемет
В извлеченном танке было найдено 100 неиспользованных снарядов, автомат ППШ с боекомплектом.






Молодёжная общественная организация «Киевский Клуб «Красная Звезда» совместно с концерном «Київпідземшляхбуд» организовали и провели в Черкасской области подъем танка Т-34-76.
Со слов местных жителей, было известно только то, что в январе 1944 года танк Т-34 в боях с прорывающимися в Корсунь-Шевченковский «котел» частями Вермахта, случайно вышел на лед и под собственным весом провалился под него, а попытки его вытащить тогда ни к чему не привели.














Лейтенанта Гаврилова и его Ил-2 нашли в болоте через 68 лет после гибели.











В Псковской области поисковики подняли из болота танк.




Под Петербургом со дна Невы подняли танк.В Кировском районе Ленинградской области.










Башня советского танка времен Великой Отечественной войны
Украина.В Изюмском районе нашли танк времен Великой Отечественной войны село Долгенькое.







Черное озеро Огнеметный танк ОТ-34-76
1941 год. Танковые учения в Новокосино. Два уникальных огнеметных танка Т-34 сбились с курса, провалились под лед и затонули в пруду.






Подъем Т-34/76 в Эстонии
Использование трофейных тридцатьчетвёрок стали после начала наступления Красной армии по всему фронту, когда потери панцердивизий стали ощутимо расти. Помимо советских танков на вооружении вермахта стояли трофейные французкие,американские, английские, чешские, польские и союзные финские и итальянские танки.











2010 .Поисковиками Объединения «Миус Фронт» совместно со специалистами Донского военно-Исторического музея и аквалангистами Ассоциации Профессиональных Водолазов России со дна реки Миус,с глубины шесть метров, был поднят один из шести найденных танков Т34/76.
Во время поднятия танка со дна реки внутри машины был обнаружен полный боекомплект 76-миллиметровых снарядов. Боеприпасы извлекались чрезвычайно аккуратно.
танк входил в 25-й танковый полк, в котором воевала знаменитая колонна «Донской казак», или же в 4-й гвардейский Кубанский корпус»
Остается добавить, что боевая машина была уничтожена в конце июля 1943-го года при неудачном штурме немецкой обороны на реке Миус.










Республика Беларусь
За 11 лет группа энтузиастов под названием «Эхо войн» отыскала более 20 боевых машин и орудий Второй мировой.















Эту историю рассказал известный кладоискатель-профессионал Владимир Порываев. Она абсолютно достоверна и может послужить предостережением как людям неопытным, так и чересчур жадным, как грабителям, так и романтикам.

ДРУЗЬЯ ПО НЕСЧАСТЬЮ

Около двух лет назад я занимался сбором практического материала по одной из военных операций Белорусского фронта на западе России. Работал один, одичал, можно сказать, живя в лесу в палатке, питаясь зачастую подножным кормом, полностью оторвавшись от привычных городских условий. Там же понял, что по природе своей я вовсе не одиночка: я поневоле постоянно оглядывался, ища человеческого общества.

Однажды мне повезло приметить лагерь двоих «черных копателей». Некоторое время мы приглядывались друг к другу.

Они ходили в свои места копать, я же занимался сбором материала в своих. Наконец познакомились и объединили наши стоянки. Это удобно, поскольку всегда можно оставить кого-то приглядеть за вещами, приготовить еду.

Ребята оказались замечательные: общительные, надежные, немало повидавшие на своем веку, немудрено, что обмен байками у ночного костерка затягивался у нас порой и до утра.

Проходили дни — очень разные: иногда везло мне, иногда — им, но ничего особо выдающегося не попадалось никому! Зато мы подружились настолько, что решили объединить усилия, чтобы разведывать и разгадывать тайны земли Русской вместе, а трофеи делить по-братски на троих.

НЕМЕЦКИЙ БЛИНДАЖ

И вот в один пасмурный вечер, когда ветер яростно рвал и гнал тяжелые, готовые пролиться дождем тучи, случилась серьезная находка. Весь день я охранял лагерь, наготовил еды, проверил амуницию. А когда ребята вернулись, они были очень возбужденными. Я спросил, что произошло.

Перебивая друг друга, чуть ли не ссорясь, они взахлеб рассказывали мне о том, как нашли разрушенный блиндаж с останками высокопоставленного немецкого офицера. На брезент легли дорогостоящие ордена, медали, причудливо изукрашенное именное оружие, несколько таинственных вещиц — пара медальонов, похожих на семейные реликвии, и странный талисман.

— Теперь взгляни на это! — не скрывая гордости, один вытащил из-за пазухи клинок в полусгнивших ножнах, но изготовленный изящно, и с лезвием, полностью исписанным рунами.

Другой бросил раздраженно:

— Конечно, первая стоящая находка за всю экспедицию, а он сразу же хватает нож и требует его как свою долю!

— Но я же отказываюсь от всего остального! — возразил первый. — Возьму только этот клинок.

Честно скажу, мне клинок сразу не понравился, да еще этот раздор между ребятами вспыхнул из-за него. Осматривая драгоценное оружие, я отметил поразительную для лезвия, столько времени проведшего в земле, остроту. В какой-то момент показалось, что оно само норовит впиться в ладонь...

Клинок был ужасающе холодным! Понятно: металл, извлеченный из земли... Но этот холод ножа — я мог поклясться! — был особенным: не холод небытия, а скорее холод зла. Впрочем, надо было мирить ребят, и я отмахнулся от нехороших мыслей:

— Странная вещица... Да еще эти руны — кто знает, что в них зашифровано? Лучше всего поскорее сдать клинок, получить деньги и забыть всю эту историю! Вообще, все эти могильные находки — неприятное дело...

Но парень, казалось, влюбился в клинок. Он просил, требовал и угрожал. Второй сдался и признал его владельцем находки. Наутро мне надо было уезжать. Мы обменялись телефонами, договорились непременно вместе выбраться в следующую экспедицию.

На прощание я еще раз напомнил ребятам, чтобы обязательно совершили перезахоронение по всем правилам и сообщили местной администрации. К несчастью, они об этом позабыли — также, как и о нашей договоренности копать вместе.

СТРАННАЯ СМЕРТЬ

Уже через месяц владелец клинка отправился в одиночную экспедицию, нарушив все мыслимые и немыслимые правила копателя, а для одиночки четкое им следование напрямую обеспечивает возможность выжить. Кроме того, он еще и выпивал и, забыв об осторожности, бахвалился перед местными жителями своими находками.

И вот однажды стал разжигать костер, не проверив предварительно место: под кострищем оказался заряд...

Если это и было убийство, то недоказуемое: взрыв искажает картину места преступления, да и вообще — мало ли кто по лесу ходит, и все при оружии, к тому же немало невзорвавшихся боеприпасов хранит в себе земля!

СЕДОВЛАСЫЙ СТАРИК

Надо сказать, что законы наследования находок у кладоискателей исполняются даже строже, чем в обычной жизни. Поэтому клинок перешел ко второму, тем более что я и не горел желанием его заиметь. И тот тут же запил — совершенно беспричинно, как виделось со стороны. Однажды парень поздней ночью позвонил мне и долго в каком-то полубреду жаловался: дескать, каждую ночь является ему грозный седовласый старец и требует: «Верни то, что мне принадлежит!»

Признаюсь, я растерялся. Посоветовал ему поскорее продать проклятый клинок и обратиться к психиатру. Но он, как видно, уже подвинулся умом — самую мысль о возможности расстаться с оружием врага не мог принять! Через пару недель я узнал, что он пьяным выпал с собственного балкона. Может, вышел покурить и голова закружилась, а может, призрак надоумил его свести счеты с жизнью...

ЦЕПЬ ЗЛОКЛЮЧЕНИЙ

Теперь уже по праву наследования клинок достался мне. Я держал в руках оружие врага, и липкая паутина ужаса постепенно сковывала волю. Я не знал, что с ним делать, и просто принес домой. В течение недели после того, как он очутился у меня дома, у нас умерли все домашние животные — не одно, не два, а все!

Немецкий кинжал с нацистскими символами. Тематическое изображение.

Тогда я отнес клинок, с тайной надеждой на покупателей, в один из торговых комплексов Москвы, в котором занимаюсь продажей военного антиквариата. Почему-то коллекционеры даже не замечали клинок, хотя лежал он на самом видном месте, во всяком случае, за месяц никто им даже не поинтересовался. Одновременно жена моя попала в больницу.

Да и мне становилось все хуже: то есть никаких определенных признаков того или иного заболевания, а просто день ото дня слабею, теряю волю и интерес к жизни. Наконец, во время съемок репортажа об экспедиции, которая обнаружила останки немецкого офицера, как раз когда я рассказывал историю клинка, мне становится так плохо...

Немеющими губами произношу: «Один накрылся, второй накрылся, по-видимому, я — следующий... Ребята, остановите съемку, я сейчас упаду!» Но они воодушевились и продолжали усиленно снимать, рассчитывая, видимо, на колоссальный успех телерепортажа, если последний соприкоснувшийся с клинком человек погибнет прямо в прямом эфире. В общем, кое-как продержавшись до конца эфирного времени, я попросил телевизионщиков довезти меня до дома.

Померил температуру — почти сорок два! Но вместо больницы, собрав последние силы, отвез клинок на свою вторую работу — в одну процветающую известную фирму. Буквально на следующий же день два соучредителя начинают ссориться, в конце концов дело доходит до того, что фирма просто закрывается.

Снова беру проклятый клинок и зарываю его около магазина под большим раскидистым деревом. Думаю, уф-ф, наконец-то избавился! Вы не поверите, но с того момента жизнь стала налаживаться. Да только весной это роскошное дерево не распускается — голым стоит, без единого листочка!..

Мы с женой подумали и решили, что избавление от оружия врага через убийство живого — большой грех, поэтому я не побоялся выкопать клинок, и тут, видимо, Господь сжалился: один из случайных знакомых стал у меня его выпрашивать.

Пришлось подарить. Однако парень был не промах и, как я понял, почувствовав на себе силы зла, таящиеся в клинке, скоро от него избавился, подарив приятелю. Передача оружия врага продолжалась без конца. Последнее, что я о нем слышал: клинок был подарен одному из небольших областных музеев, который вскоре после события сгорел...

Ровно за три недели до сороковой годовщины Октября по Кировскому району Курска разнеслась весть: у железнодорожного переезда, близ ворот гипсового завода, кто-то заложил мину и снаряд. Об этом заговорили все сразу, будто новость передавалась не из уст в уста, а откуда-то сверху обрушилась на район.

Вездесущие и всезнающие мальчишки авторитетно утверждали, что найден не один, а десять снарядов, и даже не десять, а пятьдесят три. Перебивая друг друга, они рассказывали, как в сторону завода одна за другой пронеслись зеленые машины военного коменданта Бугаева и полковника Диасамидзе, как вслед за ними промелькнули «Победы» секретаря райкома партии, председателя райисполкома, председателя горсовета.

На дорогах близ завода появились усиленные наряды милиции и комендантский патруль. Всякое движение через переезд было запрещено. К вечеру запретная зона расширилась: уже не разрешали ходить и ездить по одной из прилегающих к заводу улиц.

Руководители района видели, что надо успокоить население, но сделать этого не могли: нависшая опасность далеко превосходила даже фантазию мальчишек.

…В кабинете директора гипсового завода собралось человек пятнадцать. Здесь были партийные и советские работники, военный комендант города подполковник Бугаев, директора нескольких предприятий, прилегающих к заводу. На их тревожные вопросы полковник Диасамидзе отвечал: пока его люди не разведают, что и как спрятано под землей, ничего сказать нельзя. Дав указание о первейших мерах предосторожности, он попросил всех оставить кабинет, который был расположен в двадцати метрах от опасного места.

Остались только полковник, военный комендант и еще два военных специалиста. Они обсудили создавшееся положение, вызвали капитана Горелика, старшего лейтенанта Поротикова и лейтенанта Иващенко. Разведка началась.

Вскоре вырисовался сильно вытянутый эллипс размером в шестьдесят квадратных метров. Мина - это всегда тайна. Как обезвредить мину, знает лишь тот, кто ее ставил. Те, кто снимает, должны раньше разгадать, как она уложена.

Опасаться надо не только заминированного снаряда. Самое страшное то, что его окружает. К нему может быть протянута замаскированная проволочка. Чтобы обезвредить снаряд, надо перерезать ее. Но случается, что именно от этого он и взлетает на воздух. Никто не знает, сколько существует способов минирования. Сколько минеров, столько способов. Впрочем, куда больше. Каждый минер может придумать десятки способов закладки мин и снарядов.

Чтобы обезвредить мину, надо провести исследовательскую работу. Но это работа не в тиши научного кабинета или лаборатории, где главное достигается экспериментами. Здесь эксперименты недопустимы - они смертельны.

Миллиметр за миллиметром офицеры и трое солдат сняли саперными ножами верхний слой грунта на площади в шестьдесят квадратных метров. Пересыпанные землей, точно тюленьи спины из воды, показались десятки снарядов. Определили и глубину их залегания. Теперь картина стала ясной.

В декабре сорок второго года фашистский листок «Курские известия», выходивший в оккупированном городе, напечатал статью «Напрасная тревога», в которой оповестил, что «большевизм окончательно разбит и никогда советская власть в Курск не вернется». Крикливый и самоуверенный тон статьи выдавал подлинную тревогу гитлеровцев перед мощным наступлением Советской Армии. После потери Воронежа и Касторного гитлеровское командование намеревалось закрепиться в Курске. Сюда были стянуты крупные силы, подвезено огромное количество боеприпасов. Советские войска разгромили четвертую танковую, восемьдесят вторую пехотную и добили остатки еще четырех дивизий, пришедших из-под Воронежа. Участь Курска была решена. Перед гитлеровцами встал вопрос: что делать со складами боеприпасов, где находилось более миллиона снарядов и пятнадцать тысяч авиационных бомб? Вывезти их уже было поздно. Но и взорвать такое количество боеприпасов в короткий срок не представлялось возможным. Гитлеровцы решили подготовить грандиозной силы взрыв в таком месте, чтобы после их ухода он неминуемо вызвал новую серию взрывов там, где сосредоточены были снаряды. К работе приступили пиротехники, электрики, минеры. Глубокую яму заполнили снарядами, минами.

Восьмого февраля 1943 года Советская Армия освободила Курск. Специальные команды подсчитали трофеи и вывезли куда положено миллион снарядов и пятнадцать тысяч бомб. Но то, что сделали немецкие специалисты, осталось тайной.

С тех пор прошло почти пятнадцать лет. В районе, где намечался взрыв, выросли новые предприятия, десятки корпусов рабочего поселка, сотни домиков индивидуальных застройщиков.

А глубоко под землей так и остались скрытые от глаз боеприпасы, тая в себе огромную разруши-тельную силу. Остались и механизмы, сделанные пиротехниками, электриками, минерами.

Восемьдесят четыре кубометра снарядов и мин словно выгрузили в яму из самосвала. Но так могло показаться только в первую минуту. Бронебойные, фугасные, осколочные, кумулятивные, бетонобойные снаряды и мины были уложены опытной рукой, чтобы никто больше не мог к ним прикоснуться.

Существует инструкция, как хранить снаряды, чтобы они не взорвались. В ней много пунктов. И, словно глядя в инструкцию, их укладывали здесь, делая прямо противоположное тому, что указано в каждом параграфе. 203-миллиметрового калибра глыбы лежали и стояли в самых опасных положениях. Их взрыватели обложены минами. Рядом кумулятивные снаряды, и снова тяжелые болванки. Все это не ровным штабелем, а как пирамида, выложенная из спичек: возьмешь одну - посыплются все. Но это не спички. Фугас двести третьего калибра весит 122 килограмма. Его длина - без малого метр. Как подступиться к такой глыбе? Если стать плотно друг к другу, троим хватит места, чтобы уцепиться за снаряд. На каждого человека придется больше двух с половиной пудов.

Но можно ли поднимать снаряд? Какая гарантия, что снизу к нему не припаяна проволочка? А то, что пирамида заминирована, сомнений ни у кого не вызывало. Что, например, делать с кумулятивным снарядом, или, как его еще называют, бронепрожигающим? Он не дает осколков. Он прожигает броню сильной струей газа. Его тоненькая оболочка почти разложилась. Теперь он может взорваться от «ничего»: если его пригреет солнечными лучами, если легонько толкнуть… Глубокий след оставили на снарядах пятнадцать лет их подземной жизни. Металл изъеден, точно поражен страшной оспой, предохранительные колпачки проржавели и развалились. Проникшая внутрь влага вызвала химическую реакцию. Желтые, белые, зеленые следы окисления расползлись по ржавой стали. Как и на чем держится вся эта смертельная масса, трудно понять.

Время совершило свое дело - снаряды стали неприкасаемы. Оно не задело только взрывчатки. В ней та же страшная разрушительная сила, что и пятнадцать лет назад.

С неумолимой очевидностью и железной логикой само по себе пришло решение: взорвать склад на месте.

И снова собрались партийные и советские работники, директора предприятий, представители железной дороги. Молча выслушали они результаты разведки.

Тщательная проверка установила ряд признаков чрезвычайной опасности для транспортировки, - говорил военный инженер. - Согласно действующим наставлениям наличие любого из них, хотя бы одного, категорически запрещает нам передвигать боеприпасы и обязывает взорвать их на месте. Зона поражения при взрыве, - закончил он, - около трех километров в диаметре.

Общий вздох, как стон, вырвался из груди людей. Ошеломленные, они еще молчали, когда им было предложено подготовить план эвакуации оборудования и готовой продукции на предприятиях, расположенных в первой, наиболее опасной зоне.

Мне готовиться нечего, - тяжело поднялся с места директор гипсового завода. - Предприятие будет снесено почти полностью, вместе со строящимся цехом сборного железобетона. А готовой продукции у нас нет. Колхозы трех областей забирают сборные хозяйственные здания, которые мы делаем, как только они выходят из цехов. Вот… судите сами… - И, беспомощно разведя руками, он сел.

В период с 1945 года до наших дней, по всей земле находят части той самой кровавой войны, войны за человеческие идеалы. Дачники находят в своих огородах неразорвавшиеся снаряды, гранаты и мины. Поисковые отряды, дайверы, рыбаки и простые грибники находят танки и самолёты. Давайте вспомним то,что было найдено и поднято.

Самолет P-39Q-15 «Аэрокобра», серийный номер 44-2911 был обнаружен на дне озера Март-Явр (Мурманская область) в 2004 году. Истребитель был замечен рыбаком, который сообщил, что увидел сквозь воду, на илистом дне, очертания хвоста самолета. Когда самолет был поднят со дна озера, оказалось, что обе двери кокпита были заблокированы, хотя обычно, при жесткой посадке одна или обе отбрасывались, чтобы дать выход пилоту. Предположительно пилот мог погибнуть сразу от сильнейшего удара самолета о дно или от затопления кабины.

Найденные останки были захоронены со всеми почестями на Алее Славы в Мурманске.

Крыльевые 12,7-мм пулеметы на самолете были демонтированы. Фюзеляжное вооружение и 37-мм мотор-пушка Colt-Browning M4 никаким доработкам не подвергались.

Так же внутри кабины были обнаружены запасы амуниции и тушенки. В отдельном кейсе были найдены, сильно размытые водой, летная книжка и другие документы.

Самолет был построен в 1939 году и прежде чем попасть на Восточный фронт, участвовал в битве за Францию и в битве за Британию. 04 апреля 1942 года немецкий ас-истребитель Вольф Дитрих Вильке, пилотирующий этот самолет, был сбит и вынужден был совершить посадку на замёрзшее озеро. Вильке избежал гибели. Самолёт остался почти невредимым после почти идеальной аварийной посадки до самого погружения на дно озера. Там он оставался нетронутым в течение более чем шести десятилетий, до тех пор, пока, наконец, не был поднят в 2003 году. Бесчисленные пулевые отверстия расположенные на крыльях самолета и на горизонтальных стабилизаторах, стали одной из главных причин аварии самолет, но одна большая пробоина в месте крепления правого крыла, возможно, и стала тем, что погубило истребитель.

«Брюстер F2A Буффало» — «BW-372». Самолет был найден в озере Большое Калиярви на 15-метровой глубине во впадине посредине озера. Подводная среда идеально способствовала сохранению машины. Пролежавший 56 лет на дне озера истребитель полностью погрузился в ил, это затормозило процесс коррозии, но стало препятствием при подъёме, усложнив отрыв от дна. Его пилот, финский истребитель-ас Лаури Пекури был сбит 25 июня 1942 г. во время боя с летчиками 609 ИАП в воздушном бою над советским аэродромом Сегежа в районе Мурманска. Пекури уже сбил два российских самолёта, прежде чем он был вынужден посадить свой. Пилот покинул пострадавший «Брюстер» и добрался до своих позиций.

F6F Hellcat потерпел крушение утром пятого января в последний год войны. Сидевший за штурвалом пилот Вальтер Элькок, во время тренировочного полета, не справился с управлением, и вместе с самолетом упал в ледяную воду Мичигана, однако сумел выплыть.

Единственный бомбардировщик «Dornier Do-17», дошедший до наших дней, подняли со дна Ла-Манша. Самолет был сбит во время Битвы за Британию в 1940 году. Это один из полутора тысяч, поостренных Германией, и единственный, из уцелевших на сегодня. «Дорнье» Do-17 выделялся среди современных ему бомбардировщиков своей высокой скоростью. Он изначально конструировался как быстрый разведывательный самолет, но в середине 1930-х годов был перепроектирован в бомбардировщик. Самолет пытался атаковать аэродромы в Эссексе. Удалось восстановить позывные поднятого самолета – 5K-AR. Самолет с этими позывными был сбит 26 августа 1940 года. Пилот и ещё один член экипажа, были взяты в плен и отправлены в лагерь для военнопленных. Два других члена экипажа погибли,

Советский штурмовик Ил-2 нашли рыбаки. Самолет лежал относительно неглубоко. Судя по всему, самолет был сильно поврежден во время боя, под воду он ушел, разломившись на куски. К счастью, мародеры до самолета не добрались — свидетельство этому сохранившиеся останки летчика: в кабину никто не проникал.

Хорошо сохранилась передняя часть и крыло. Бортовой номер самолета не удалось найти, однако сохранились номера двигателя и винта. По этим номерам постараются установить имя пилота.

Бомбардировщик B25 поднятый со дна озера Murray в Южной Каролине.

Этот Р-40 “Киттихоук” в 1942 году упал в трех сотнях километров от цивилизации, в пекле пустыни. Сержант Деннис Коппинг забрал из упавшего самолета то немногое, что могло ему пригодиться, и ушел в пустыню. С того дня о сержанте не известно ничего. Семьдесят лет спустя самолет был найден почти нетронутым. Уцелели даже пулеметы и боеприпасы к ним, и большинство приборов в кабине. Уцелели таблички с паспортными данными машины, и это дает возможность историкам восстановить историю ее службы.

«Фокке-Вульф Fw-190» «Yellow-16» Разработанный немецким авиационным инженером Куртом Танком, «Фокке-Вульф Fw-190 «Würger» («Душитель»)» был одним из самых успешных истребителей Второй мировой войны. Принятый на вооружение в августе 1941 года, он был популярен среди пилотов, на нём летали и некоторые из самых отборных асов-истребителей люфтваффе. В годы войны этих самолётов было произведено более 20000 штук. Сохранилось всего 23 самолёта в полной комплектации, и все они находятся в разных коллекциях по всему миру. Этот замечательно сохранившийся после крушения Fw-190 был извлечён из холодных вод у берегов норвежского острова Сотра к западу от города Берген.

В Мурманской области у посёлка Сафоново-1 со дна озера Кривое поднят штурмовик Ил-2 из состава 46-го ШАП ВВС Северного флота. Самолёт был обнаружен в декабре 2011 года посреди озера на глубине 17-20 метров. 25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, Ил-2 не дотянул до своего аэродрома около трёх километров и произвел вынужденную посадку на замерзшее озеро Кривое. Командир младший лейтенант Валентин Скопинцев и воздушный стрелок краснофлотец Владимир Гумённый выбрались из самолёта. Через некоторое время лёд проломился, и штурмовик ушёл под воду, чтобы вновь появиться на поверхности через 68 лет.

Озеро Кривое вообще оказалось богатым на найденные самолеты. Со дна озера также был поднят самолёт Як-1 из состава 20-го ИАП ВВС Северного флота. 28 августа 1943 года истребитель во время облёта совершил вынужденную посадку на гладь озера и затонул. Пилотировал младший лейтенант Демидов. На сегодняшний день в мире существует только один Як-1 из более чем 8000 построенных машин. Это истребитель Як-1Б Героя Советского Союза Бориса Ерёмина, который был передан на родину лётчика, в краеведческий музей города Саратова. Таким образом, поднятый истребитель Як-1 будет вторым в мире в наши дни.

В жаркое утро понедельника 19 июля 1943 года фельдфебель Пауль Рац сев в кабину своего Фокке-Вульф Fw190A-5/U3 WNr.1227, «Белая А» из состава 4./JG 54, вылетел с аэродрома Сиверская. Вылет производила пара машин штаффеля, до линии фронта было примерно около 15-ти минут лёта, пересекая линию фронта на реке Двина, пара двинулась дальше на восток. В районе Войбокало самолеты атаковали советский бронепоезд. При атаке машина была повреждена огнем ПВО, одним из попаданий был пробит бак и ранен пилот. Летчик до последнего тянул к базе, но потеряв много крови, пошел на вынужденную посадку. Самолет приземлился в прогалину посреди леса, после посадки летчик умер.

Музей авиации в Кракове провел операцию по подъему со дна Балтийского моря обломков американского бомбардировщика Дуглас А-20, затонувшего во время Второй мировой войны. Для музея этот экспонат является настоящим кладом, так как в мире осталось всего 12 таких самолетов.

Истребитель Hawker Hurricane IIB «Trop», Z5252, бортовой «белый 01″ из состава второго гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного. Пилот лейтенант П.П. Марков. 02 июня 1942 совершил вынужденную посадку после боя на озеро к западу от Мурманска. В 2004 поднят со дна озера.

Этот истребитель И-153 «Чайка» был потерян под Выборгом в последний день Зимней войны.

B-24D «Liberator» лежит на острове Атка на Алеутских островах Аляски, где совершил аварийную посадку 09 декабря 1942 года. Этот самолёт — один из восьми уцелевших «Освободителей» в исполнении «D» . Он совершал вылет с целью проведения метеоразведки, когда ненастная погода не позволила ему совершить посадку ни на одном из близлежащих аэродромов.

«Юнкерс Ju-88». Шпицберген. Ранние версии самолёта немецких Люфтваффе «Юнкерс Ju-88», которые поступили на вооружение в 1939 году, перенесли множество технических доработок в процессе их развития. Но как только они были устранены, двухмоторный Ju-88 стал одним из самых универсальных боевых самолетов Второй мировой войны, выступая в различных ролях от торпедного бомбардировщика и до тяжёлого истребителя-разведчика.

Со дна Черного моря подняли самолет ИЛ-2. Предположительно, сбит он был в 1943 году, когда шли жестокие бои за Новороссийск. Сейчас историческая находка доставлена в Геленджик.

Немецкий самолет Ju 52 был поднят со дна моря сотрудниками греческого музея ВВС 15 июня 2013г. Во время осады острова Лерос в 1943 году самолет был подбит зениткой у берегов острова. С тех пор он был на дне Эгейского моря в течение более 60 лет, когда местные водолазы с помощью музея войны греческих ВВС обнаружили его снова.

Немецкие военные подняли со дна Балтийского моря остатки нацистского бомбардировщика JU 87 Stuka. На данный момент в мире существует только два оригинальных экземпляра этого военного самолета, которые представлены в музеях Лондона и Чикаго. Ju- 87 «Stuka» на дне Балтийского моря был обнаружен в 1990-х годах. Однако работы по поднятию самолета стартовали много позже. По данным экспертов, самолет сохранился в хорошем состоянии, несмотря на то что пролежал на дне моря около 70 лет.

70-летний самолет затерялся в непроходимых лесных дебрях где-то на границе Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Поисковый отряд из Новгорода случайно обнаружил его на пятачке суши в окружении болот. Каким-то чудом самолет полностью уцелел, но ни его история, ни модель, ни судьба летчика пока не выяснены. По некоторым признакам, это ЯК-1. Машина полностью заросла мхом, и поисковики ее пока не трогают, опасаясь повредить раритет. Известно то, что самолет не был сбит, у него просто отказал двигатель.

Curtiss-Wright P-40E бортовой «белый 51″ из состава 20-го гвардейского истребительного авиаполка. Пилот младший лейтенант А.В. Пшенев. Сбит 1 июня 1942. Лётчик совешил посадку на озеро. Найден в 1997 на дне Код Озера к западу от Мурманска.

Двухмоторный дальний бомбардировщик – ДБ-3, впоследствии названный Ил-4, использовали в качестве дальнего разведчика, торпедоносца, минного заградителя, средства десантирования людей и грузов. Последние боевые вылеты Ил-4 выполнил на Дальнем Востоке в период войны с Японией. Был найден поисковиками в болотах Кольского полуострова.

Мессершмитт Bf109 G-2/R6 В “Желтый 3”

Немецкий истребитель Мессершмитт Bf109 G-2. который совершил вынужденную посадку в море недалеко от Нерей Норвегия 24 марта 1943. Был поднят в 2010 году с глубины 67 метров.

Хенкель He-115, поднятый со дна в Норвегии.

Полузатонувший «Flying Fortress» № 41-2446 пролежал в болоте Агаимбо Австралия с 1942 года, где его капитан Фредерик Фред Итон-младший совершил вынужденную посадку после того, как его самолёт был повреждён вражескими истребителями над Рабаулом в Восточной Новой Британии. Несмотря на несколько пуль, разбитый плексиглас и изогнутые винты, B-17E почти не подвергся коррозии и через 70 лет после того, как врезался в землю.

Этот «Дуглас SBD «Dauntless» («Неустрашимый»)», ветеран битвы за Мидуэй, был поднят из вод озера Мичиган в 1994 году. В июне 1942 года во время налёта на японские авианосцы к западу от атолла Мидуэй, «Неустрашимый» был пронизан 219 пулями и был одним из восьми самолётов, вернувшихся на базу из 16 вылетевших. Самолёт вернулся в США для ремонта, где и потерпел крушение во время учебного полёта к авианосцу «Сэйбл.

Наполовину закопанный на заброшенном военном аэродроме в тени могучего вулкана Маунт Паган, скелетный остов истребителя «Мицубиси A6M5 Зеро» является останками одного из двух японских самолетов, потерпевших крушение на западной стороне острова Паган, входящего в группу Марианских островов.

К большому сожалению большинство самолетов, найденные на территории России давно проданы за рубеж, где были восстановлены и поставлены на крыло. Очень обидно, что мы, пусть даже за большие деньги отдали в чужие руки ценные экспонаты той Великой войны. Но пусть даже так, чем бы они сгинули в темных водах озер и болот навсегда.