Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтийское и иных ВКЛ —. Великое княжество литовское и русское

Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам - с Полоцкой летописью после Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов , которые "уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества - оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно"

Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ.
Насколько вероятно приглашение (мирное - никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников

[ "Самогиты носят плохую одежду и притом в огромном большинстве случаев пепельного цвета. Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах; посредине в них поддерживается огонь, у которого сидит отец семейства и видит скот и всю свою домашнюю утварь. Ибо у них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами. Более знатные употребляют также рога буйволов в качестве кубков. ...Землю взрывают они не железом, а деревом... Собираясь пахать, они обычно несут с собою очень много поленьев, которыми роют землю"
С.Герберштейн, "Записки о Московии" , XVI век, о современных ему жмудинах. (В XIII веке было еще печальнее) ]

И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые

  • представляют мощное государственное образование
  • ближе по культуре
  • ближе по языку
  • династически родственны
  • живут в городах, знают письменность и подобие законов

И это при том, что в то время в Полоцке была "свободность Полоцкая або Венеция" - неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.

  • Дипломатический успех Западной Европы в борьбе с Империей в XVI-XVII веках.
  • Другая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу о святом причащении.
  • Душеполезная повесть об одном послушнике, подучившем Святаго Духа молитвами отца своего духовнаго. 2. О действиях Святаго Духа и созерцании таин Его.
  • Заселение Англии бриттами – троянцами и их потомками в XIII-XIV веках новой эры
  • ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ЖИЗНИ АНГЛИИ В XII-XV ВЕКАХ
  • ИЗМЕНЕНИЯ В СЛОВАРНОМ СОСТАВЕ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЖИЗНИ В АНГЛИИ В XVI-XX ВЕКАХ
  • В бассейне Немана, Вислы и Западного Буга балтийские, литовские племена создали к

    середине XIII в. свое раннефеодальное государство. В течение XIII–XIV вв. основная терри-

    тория бывшего Киевского государства вошла в состав нового государственного образования.

    Заполняя вакуум, созданный распадом Руси, литовцы не встретили большого сопротивле-

    ния и легко установили контроль над западными и юго-западными областями Руси. Вели-

    кий князь Литовский не вмешивался во внутреннюю жизнь завоеванных княжеств и не стес-

    нял местных институтов и традиций. Мелкие князья стали его вассалами, платили ему дань

    и служили ему во время войны, оставаясь фактически полными хозяевами своих земель,

    обладающими значительными феодальными иммунитетами. У великого князя было меньше

    земли, чем у князей и их дружинников, вместе взятых. Это неблагоприятное распределение

    богатства заставляло его внимательно прислушиваться к пожеланиям Рады (Совета), соста-

    вленной из его виднейших вассалов. Если позволительна такая аналогия, в Новгороде князь

    напоминал выборного президента. Великий князь Литовской Руси, как нередко называли

    это государство, был похож на конституционного монарха.

    Русский язык (точнее, древнерусские диалекты, в которых уже проступили некоторые

    черты будущего белорусского диалектного единства) и культура играли здесь большую роль,

    что отразилось даже в позднейшем названии – Великое княжество Литовское, русское и

    жемонтское (жемайты вошли в Литовское государство к началу XV в.).

    Под влиянием польских феодалов в условиях возрастающей угрозы со стороны немец-

    ких крестоносцев и внутренних феодальных распрей литовские князья пошли в 1385 г. на

    союз (унию) с Польшей. Уния была личной: литовский князь Ягайло женился на польской

    королеве Ядвиге и стал польским королем, взяв имя Владислав. По месту заключения в

    местечке Крево она получила название Кревской. Ее следствием стало крещение литов-

    цев-язычников в католическую веру. Литовский великокняжеский престол занял двоюрод-

    ный брат Ягайло Витовт. В 1413 г. была заключена новая польско-литовская уния, предо-

    ставившая католической церкви ряд преимуществ, что оттолкнуло от Литвы православное

    духовенство. Возникли предпосылки для перехода земель, населенных православными, из-

    под власти Литвы под власть Москвы. В начале 90-х гг. XIV в. отношения Москвы и Литвы

    улучшились благодаря династическому браку: Василий I Дмитриевич женился на дочери

    Витовта Софье. Оба княжества совместно выступали против Орды, но с переменным успе-

    хом. В 1399 г. литовско-русское войско под началом Витовта потерпело тяжелое поражение

    от татар в битве на р. Ворскле. Как уже говорилось, в 1410 г. на землях, входящих ныне в

    состав Польского государства, произошла Грюнвальдская битва. Польские, литовские вой-

    ска и смоленские полки нанесли решительное поражение Тевтонскому ордену. Орден поте-

    рял роль серьезной военно-политической силы в Прибалтике.

    Но литовская и польская народности продолжали существовать в значительной мере

    обособленно. Восточнославянское население, несмотря на межэтнические контакты, осо-

    бенно с литовцами, также сохраняло языковую и культурную самобытность. Возможно, в

    качестве нового государственного образования Польша и Литва могли бы поглотить боль-

    шую часть русского населения и устранить необходимость создания отдельного русского

    государства на землях бывшей Киевской Руси, но русское население здесь противостояло

    окатоличиванию, держась православной традиции.

    Задачу нового объединения восточных славян в едином государственном образовании

    пришлось решать самой бедной и отсталой первоначально области Руси, расположенной на

    северо-востоке у слияния Волги и Оки.


    | | | | | | | | | | | | | | 15 | | | | | | | | | | | | | | | |

    Великое княжество Литовское - восточноевропейское государство, существовавшее с первой половины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, России, Польши (Подляшье), Латвии (1561-1569) и Эстонии (1561-1569).

    С 1385 года находилось с Польшей в личной унии, известной как Кревская уния, а с 1569 года - в сеймовой Люблинской унии. В XIV-XVI веках Великое княжество Литовское - соперник Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе.

    Хронология основных событий истории (до образования Речи Посполитой):
    IX-XII века - развитие феодальных отношений и формирование сословий на территории Литвы, образование государства
    Начало XIII века - усиление агрессии немецких крестоносцев
    1236 год - литовцы одерживают победу над рыцарями-меченосцами при Шяуляе
    1260 год - победа литовцев над тевтонами при Дурбе
    1263 год - объединение основных литовских земель под властью Миндовга
    XIV век - значительное расширение территории княжества за счет новых земель
    1316-1341 годы - княжение Гедимина
    1362 год - Ольгерд разбивает татар в битве при Синих водах (левый приток Южного Буга) и занимает Подолье и Киев
    1345-1377 годы - княжение Ольгерда
    1345-1382 годы - княжение Кейстута
    1385 год - великий князь Ягайло
    (1377-1392) заключает Кревскую унию с Польшей
    1387 год - принятие Литвой католичества
    1392 год - в результате междоусобной борьбы великим князем в Литве становится Витовт, выступивший против политики Ягайло 1410 год - объединенные литовско-русские и польские войска наголову разбивают рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве
    1413 год - Городельская уния, в соответствии с которой на литовских дворян-католиков распространяются права польской шляхты
    1447 год - первый Привилей - свод законов. Вместе с Судебником
    1468 года он стал первым опытом кодификации права в княжестве
    1492 год - «Привилей великого князя Александра». Первая хартия шляхетских вольностей
    Конец XV века - образование общешляхетского сейма. Рост прав и привилегий панов
    1529, 1566, 1588 годы - выход трех редакций Литовского статута - «устав и ухвал», земских и областных «привилеев», закрепивших права шляхты
    1487-1537 годы - проходившие с перерывами войны с Русью на фоне усиления княжества Московского. Литва утратила Смоленск, захваченный Витовтом в 1404-м. По перемирию 1503 года Русь вернула себе 70 волостей и 19 городов, в том числе Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и другие русские земли
    1558-1583 годы - война России с Ливонским орденом, а также со Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за Прибалтику и выход к Балтийскому морю, в которой Литве сопутствовали неудачи
    1569 год - подписание Люблинской унии и объединение Литвы в одно государство с Польшей - Речь Посполитую

    Карта Великого Княжества Литовского, где отображены территориальные изменениявв различные исторические периоды:

    Вот отрывок из статьи Игоря Курукина "Великая Литва или «альтернативная» Русь?", опубликованной в журнале "Вокруг Света" в N1 за 2007 год:

    В середине XIII века князь Миндовг (Миндаугас) железной рукой объединил хаотические племенные союзы. Причем, стремясь побороть тевтонов, он то принимал от Римского Папы королевскую корону (Миндовг остался в истории первым и единственным литовским королем), то разворачивался на восток и искал поддержки против крестоносцев у Александра Невского. В результате страна не узнала татарского ига и быстро расширила свою территорию за счет ослабевших западнорусских княжеств (земель нынешней Белоруссии).

    Столетие спустя у Гедимина и Ольгерда уже была держава, вобравшая в себя Полоцк, Витебск, Минск, Гродно, Брест, Туров, Волынь, Брянск и Чернигов. В 1358 году Ольгердовы послы даже заявили немцам: «Вся Русь должна принадлежать Литве». В подкрепление этих слов и опережая московитов, литовский князь выступил против «самой» Золотой орды: в 1362-м разгромил татар при Синих Водах и закрепил за Литвой древний Киев почти на 200 лет.

    По неслучайному совпадению в то же самое время «собирать» земли мало-помалу стали и московские князья - потомки Ивана Калиты. Так к середине XIV века сложились два центра, претендовавшие на объединение древнерусского «наследства»: Москва и основанный в 1323 году Вильно. Конфликта было не избежать, тем более что в союзе с Литвой выступали главные тактические соперники Москвы - тверские князья, стремились «под руку» Запада и новгородские бояре.

    Тогда, в 1368-1372 годах, Ольгерд в союзе с Тверью совершил три похода на Москву, но силы соперников оказались примерно равны, и дело кончилось договором, разделившим «сферы влияния». Ну, а раз не удалось уничтожить друг друга, пришлось сближаться: некоторые из детей язычника Ольгерда приняли православие. Вот тут-то Дмитрий и предложил еще не определившемуся Ягайло династический союз, которому не суждено было состояться. И не только не стало по слову княжьему: стало - наоборот. Как известно, Дмитрий не смог противостоять Тохтамышу, и в 1382 году татары пустили Москву «на поток и разграбление». Она вновь сделалась ордынской данницей. Союз с несостоявшимся тестем перестал привлекать литовского государя, а вот сближение с Польшей давало ему не только шанс на королевский венец, но и реальную помощь в борьбе с главным противником - Тевтонским орденом.

    И Ягайло все-таки женился - но не на московской княжне, а на польской королеве Ядвиге. Крестился по католическому обряду. Стал польским королем под христианским именем Владислав. Вместо союза с восточными братьями случилась Кревская уния 1385 года с западными. С того самого времени литовская история прочно переплелась с польской: потомки Ягайло (Ягеллоны) процарствовали в обеих державах три века - с XIV по XVI. Но все же то были два разных государства, сохранявших каждое свое политическое устройство, систему права, валюту и армию. Что до Владислава-Ягайло, то большую часть своего царствования он провел в новых владениях. Старыми же правил его двоюродный брат Витовт и правил ярко. В естественном союзе с поляками он разгромил германцев при Грюнвальде (1410 год), присоединил Смоленскую землю (1404 год) и русские княжества в верховьях Оки. Могущественный литовец мог даже сажать своих ставленников на ордынский престол. Огромный «откуп» платили ему Псков и Новгород, а Московский князь Василий I Дмитриевич, как будто вывернув наизнанку планы отца, женился на Витовтовой дочери и стал называть тестя «отцом», то есть, в системе тогдашних феодальных представлений, признал себя его вассалом. На вершине величия и славы Витовту не хватало только королевской короны, о чем он и заявил на съезде монархов Центральной и Восточной Европы в 1429 году в Луцке в присутствии императора Священной Римской империи Сигизмунда I, польского короля Ягайло, тверского и рязанского князей, молдавского господаря, посольств Дании, Византии и Папы Римского. Осенью 1430 года на коронацию в Вильно собрались Московский князь Василий II, митрополит Фотий, тверской, рязанский, одоевский и мазовецкий князья, молдавский господарь, ливонский магистр, послы византийского императора. Но поляки отказались пропустить посольство, которое везло Витовту королевские регалии из Рима (в литовской «Хронике Быховца» даже сказано, что корону отняли у послов и разрубили на части). В результате Витовт вынужден был отложить коронацию, а в октябре того же года внезапно заболел и умер. Не исключено, что литовского великого князя отравили, поскольку за несколько дней до своей смерти он отлично себя чувствовал и даже выезжал на охоту. При Витовте земли Великого княжества Литовского протянулись от Балтийского моря до Черного, а восточная его граница прошла под Вязьмой и Калугой…

    В тех случаях, когда в состав Литвы входили высокоразвитые территории, великие князья сохраняли их автономию, руководствуясь принципом: «Старины не рушаем, новины не вводим». Так, лояльные владетели из древа Рюриковичей (князья Друцкие, Воротынские, Одоевские) долгое время сохраняли свои владения полностью. Такие земли получали грамоты-«привилеи». Их жители могли, например, требовать смены наместника, а государь обязывался не совершать в отношении них определенных действий: не «вступать» в права православной церкви, не переселять местных бояр, не раздавать феодов выходцам из других мест, не «посуживать» принятых местными судами решений. До XVI века на славянских землях Великого княжества действовали правовые нормы, восходившие к «Русской Правде» - древнейшему своду законов, данному еще Ярославом Мудрым.

    Полиэтнический состав державы тогда отражался даже в ее названии - «Великое княжество Литовское и Русское», да и официальным языком княжества считался русский... но - не московский язык (скорее, старобелорусский или староукраинский - большой разницы между ними до начала XVII века не прослеживается). На нем составлялись законы и акты государственной канцелярии. Источники XV-XVI столетий свидетельствуют: восточные славяне в границах Польши и Литвы считали себя «русским» народом, «русскими» или «русинами», при этом, повторимся, никак не отождествляя себя с «московитами».

    В северо-восточной же части Руси, то есть в той, которая, в конце концов, и сохранилась на карте под этим названием, процесс «собирания земель» шел дольше и труднее, но и степень унификации некогда самостоятельных княжеств под тяжелой дланью кремлевских владык была неизмеримо выше. В бурном XVI столетии в Москве укрепилось «вольное самодержавство» (термин Ивана Грозного), исчезли остатки новгородских и псковских вольностей, собственные «уделы» аристократических семейств и полусамостоятельные пограничные княжества. Все более или менее знатные подданные несли пожизненную службу государю, а попытки отстоять ими свои права расценивались как измена. Литва же в XIV-XVI веках была, скорее, федерацией земель и княжеств под властью великих князей - потомков Гедимина. Иными были и взаимоотношения власти и подданных - сказался образец социального устройства и государственных порядков Польши. «Чужие» для польской знати Ягеллоны нуждались в ее поддержке и вынуждены были даровать все новые привилегии, распространяя их и на литовских подданных. К тому же потомки Ягайло вели активную внешнюю политику, и за это тоже надо было платить отправлявшемуся в походы рыцарству.

    После Люблинской унии, согласно которой в 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посолитую, польская шляхта мощным потоком хлынула на богатые и мало еще заселенные тогда земли Украины. Там как грибы росли латифундии - Замойских, Жолкевских, Калиновских, Конецпольских, Потоцких, Вишневецких. С их появлением уходила в прошлое былая веротерпимость: вслед за магнатами шло католическое духовенство, и в 1596 году родилась известная Брестская уния - союз православной и католической церквей на территории Речи Посполитой. Основой союза было признание православными католических догматов и верховной власти папы, при сохранении православной церковью обрядов и богослужения на славянских языках.

    Уния, как и следовало ожидать, не разрешила религиозных противоречий: столкновения между теми, кто остался верен православию, и униатами были ожесточенными (скажем, во время витебского мятежа 1623 года был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич). Власти закрывали православные церкви, а отказывавшихся присоединиться к унии священников изгоняли из приходов. Такой национально-религиозный гнет привел в итоге к восстанию Богдана Хмельницкого и фактическому отпадению Украины от Речи. Но с другой стороны, привилегии шляхты, блеск ее образованности и культуры привлекали православных дворян: в XVI-XVII веках украинская и белорусская знать зачастую отрекалась от веры отцов и переходила в католичество, вместе с новой верой перенимая новый язык и культуру. В XVII веке из употребления в официальном письме выходят русский язык и кириллица, и в начале Нового времени, когда в Европе шло становление национальных государств, украинская и белорусская национальные элиты полонизируются.
    Вольница или неволя?

    …И случилось неизбежное: в XVII веке «златая вольность» шляхты обернулась параличом государственной власти. Знаменитый принцип liberum veto - требование единогласия при принятии законов в сейме - привел к тому, что буквально ни одна из «конституций» (постановлений) съезда не могла вступить в силу. Сорвать собрание мог любой подкупленный каким-нибудь иностранным дипломатом или просто подвыпивший «посол». Например, в 1652-м некий Владислав Сицинский потребовал закрыть сейм, и тот безропотно разошелся! Позже подобным образом бесславно завершились 53 заседания высшего собрания (около 40%!) Речи Посполитой.

    А на деле, в экономике и большой политике тотальное равенство «панов-братьев» привело просто к всевластию тех, у кого были деньги и влияние, - магнатов-«кролевят», покупавших себе высшие государственные должности, но неподконтрольных королю. Владения таких семей, как уже упомянутые литовские Радзивиллы, с десятками городов и сотнями сел были сравнимы размерами с современными европейскими государствами, вроде Бельгии. «Кролевята» содержали частные армии, по численности и оснащению превосходившие войска короны. А на другом полюсе находилась масса того самого гордого, но бедного дворянства - «Шляхтич на загроде (крохотном участке земли. - Ред.) равен воеводе!» - которое своей заносчивостью уже давно внушило к себе ненависть низших классов, а от «покровителей» просто вынуждено было терпеть всякое. Единственной привилегией такого шляхтича могло оставаться лишь смехотворное требование, чтобы хозяин-магнат порол его только на персидском ковре. Требование это - то ли в знак уважения к древним свободам, то ли в насмешку над ними - соблюдалось.

    Во всяком случае, панская вольность превратилась в пародию на самое себя. Все были словно убеждены, что основой демократии и свободы является полное бессилие государства. Никто не желал усиления короля. В середине XVII века его армия насчитывала не более 20 тысяч солдат, а созданный Владиславом IV флот пришлось продать из-за отсутствия средств в казне. Объединившиеся Великое княжество Литовское и Польша не смогли «переварить» огромные земли, слившиеся в общем политическом пространстве. Большинство соседних государств давно превратились в централизованные монархии, а шляхетская республика с ее анархической вольницей без действенной центральной власти, финансовой системы и регулярной армии оказалась неконкурентоспособной. Все это, как медленно действующий яд, отравляло Речь Посполитую.
    ---

    Вопрос 13.

    Важную роль в Российской истории сыграло Великое княжество Литовское(ВкЛ). Литовские племена в Прибалтике – жейматы (жмудь), аукштайты, ятвяги и т.д. – позже, чем восточные славяне, перешли к классовому обществу. Литовское государство создалось только в 13 веке. Его основателем стал Миндовг, который впервые упоминается в русских летописях в 1219г. Миндовг объединил под своей властью литовские земли в кровавой борьбе с остальными князьями. Миндовг поддерживал союз с Александром Невским и с Галицким князем Даниилом Романовичем, за которго выдал замуж свою дочь. Литовцы в это время были ещё язычниками, за право христианизации Литвы соперничали православие(Русь) и католицизм(Польша и Тевтонский орден). Миндовг было принял католичество в 1251г, но это было лишь его ловким политическим маневром. Через несколько лет он вернулся к язычеству и продолжил успешную борьбу против Тевтонского ордена за независимость Литвы. В 1263г Миндовг погиб в результате заговора враждебных ему князей. В Литве начались междоусобия. Отдельным князьям (Тройден, Войшелк) удавалось лишь временно укрепить княжескую власть. Их преемник Витень (1293-1315гг) в союзе с Галицкими князьями одерживал победы над Тевтонским орденом. Расцвет ВкЛ наступил при брате Витеня – Гедимине (1316-1341гг). С самого начала в состав ВкЛ входили не только литовские, но и русские земли. Уже Миндовгу была подчинена Чёрная Русь – земли в бассейне Немана вокруг Гродно. При его наследниках количество русских земель, подвластных великим князьям литовским, значительно возросло. Особенно большие территории Руси оказались в ВкЛ при Гедимине. В его руках были Минск, Туров, Витебск, Пинск. В Полоцкой земле сидели на княжении литовские князья. Влияние Гедимина распространялось также на Киевскую, Галицкую и Волынскую земли. При преемниках Гедимина – Ольгерде, Кейстуте, Витовте – ещё больше русских и будущих белорусских и украинских земель входит в ВкЛ. Этнографическая Литва составляла около одной десятой части этого обширного государства. Способы присоединения этих земель были различны. Имел место и прямой захват, но нередко русские князья признавали добровольно власть литовских князей, а местное боярство призывало их, заключая с ними соглашения – «ряды». Причиной этому были неблагоприятные внешнеполитические условия. С одной стороны, русским землям угрожала агрессия немецких рыцарских орденов, с другой – ордынское иго. Феодальная раздробленность и княжеские междоусобия в северо-восточной Руси делали ей бессильной помочь западным и юго-западным частям страны. Поэтому русские феодалы искали у ВкЛ защиты от внешней угрозы, тем более что Литовские князья не были вассалами Орды, и тем самым ордынское Иго не распространялось на его территорию. Русские земли в составе ВкЛ, более многочисленные, чем литовские, и стоявшие на более высокой ступени развития, оказали существенное влияние на характер социальных отношений и культуру этого государства. Феодальная знать ВкЛ, за исключением князей, состояла в основном не из литовцев, а из русских. Это объяснялось в том числе и тем, что в Литве долго сохранялось подчинённое непосредственно великому князю свободное крестьянство, а местный феодальный класс был численно крайне невелик. Поэтому русские князья и бояре в ВкЛ участвовали в решении политических вопросов, в дипломатических переговорах.