Где живут рыбки. Откуда родом аквариумные рыбки? Речная рыба без костей

МБОУ Новоназимовская СОШ № 4

Тема урока: «Кто такие рыбы? Где живут рыбы?»

Урок окружающего мира 1 класс.

Провела и подготовила учитель начальных классов Юркова Т. В.

Цель:

Способствовать формированию представления о разнообразии животного мира.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с отличительными признаками рыб, с особенностями их строения и поведения.

    Развивать у детей познавательную активность, умение сравнивать и обобщать, точно выражать свои мысли.

    Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир» (1 класс) (авт. А. А. Плешаков); рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков); компьютер, мультимедийный проектор, диск с записью шума волн, видеозапись «Звуки моря», изображения батискафа, морского дна, иллюстрации морских жителей, плакат с девизом; шаблоны рыбок; цветные карандаши; рисунки с изображением рыб.

Ход урока:

І. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

ІІ. Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда – то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в воде.

Слайды 2 – 5

Просмотр видеоклипа «Звуки моря».

Слайд 6

Учитель. А о чём мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете, если разгадаете загадку:

В воде они живут,

Нет клюва,

А они «клюют».

(Рыбы. )

Слайд 7

О ком на сегодняшнем уроке у нас пойдёт речь? Какова тема урока?

Дети. Кто такие рыбы.

Учитель. Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию на подводном спускаемом аппарате – батискафе – для наблюдения за рыбами, изучения их строения и определения отличительных признаков.

ІІІ. Изучение нового материала

    Создание проблемной ситуации

Учитель. Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» Как вы его понимаете?

Дети отвечают.

Учитель. Итак, начинаем погружение.

Слайд 8

- Посмотрите, как много обитателей глубин нам встретилось! Ребята, а все ли это рыбы?

Слайд 9

Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте познакомимся со строением и отличительными признаками рыб.

Слайд 10

    Открытие нового (моделирование). Работа в группах.

Учитель. Ребята, вам необходимо из частей собрать рыбу и назвать все её части.

Каждая группа собирает свою рыбку: 1 - я группа – морскую; 2 – я группа – речную; 3 – я группа – аквариумную.

Дети выполняют задание.

Скажите, из каких частей состоит тело рыбы? Кто сможет ещё раз показать части, из которых состоит тело рыбы, и назвать их?

Дети отвечают.

    Беседа.

Учитель. Ребята, а что вам известно о глазах рыбы? У многих рыб хорошее зрение, но их глаза не имеют век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза. Для чего рыбе нужны жабры?

Дети. Чтобы дышать.

Учитель. Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду наружу.

Чем покрыто тело рыбы?

Дети. Чешуёй.

Учитель . Для чего рыбе нужны плавники и хвост?

Дети. Чтобы плавать.

Учитель . Хвост ей нужен для поворотов при движении, плавники – для сохранения равновесия.

Итак, скажите, каковы же отличительные признаки рыб?

Дети отвечают.

На каких рисунках изображены не рыбы?

Слайд 11.

Где могут жить рыбы?

Дети. В реке, море, аквариуме.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, на какие группы можно разделить рыбок по месту их обитания? Как называются рыбы, живущие в море?

Дети. Морские.

Учитель. Приведите примеры.

Дети отвечают.

Вы сказали, что рыбы могут жить в реке, в озере, в пруду. Таких рыб мы называем «пресноводные», или «речные». Приведите примеры.

Дети отвечают.

Где живут рыбы?

Дети. В аквариуме.

Учитель. Как называют таких рыб?

Дети. Аквариумные.

Учитель. Приведите примеры.

Слайды 12 – 16.

ІV. Физкультминутка

Рыбки плавали в реке.

В тёплой чистенькой воде:

То сойдутся, разойдутся,

То в песочек загребутся.

Дети имитируют движения рыб.

V. Первичное закрепление материала

1. Работа по учебнику.

Учитель. Рассмотрите иллюстрации в учебнике с. 22 – 23. Правы мы были или нет? Теперь мы запомним, какие рыбы морские, а какие речные?

2. Игра «Смотри, не зевай».

Показываю детям рисунки с изображением различных животных, в том числе и рыб, и предлагаю хлопнуть в ладоши, если на картинке они увидят рыбу.

3.Практическая работа

(изготовление коллективного панн в технике коллажа).

Учитель. А теперь, ребята, я предлагаю вам создать своё подводное царство. На партах у вас лежат шаблоны рыбок. Каждый из вас сейчас вспомнит то, о чём мы говорили, и создаст свою рыбку – раскрасит шаблон и поместит её на наше морское дно.

Дети выполняют работу.

Учитель. Вот, ребята, какое красивое подводное царство у вас получилось! Давайте вспомним, под каким девизом мы с вами сегодня работаем.

Дети. «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги».

    Охрана водоёмов.

Сценка «Экологические проблемы водоёмов».

Фиолетовая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красная. А ты почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз! Банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой – еле – еле выбралась из – под мусора.

Красная рыбка. Ой, смотрите, а это кто?

Чёрная рыбка. Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы. Чёрной плёнкой покрыло воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.

Красная рыбка. Что нам делать?

Чёрная рыбка. А может, ребята, нам помогут?

Учитель. Скажите, а какие опасности могут подстерегать водных жителей?

Обращаю внимание детей на изображения сточных вод заводов, разлива нефти, мусора.

Слайды 18 – 20

Знаете ли вы?

Слайд 21

* 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды.

*Завод за 1 минуту выбрасывает 25 литров отходов.

*100 граммов нефти покрывает плёнкой 50 м² поверхности воды (примерный размер нашей классной комнаты).

Учитель. Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов было уютно в их домах?

Дети отвечают.

Я надеюсь, что все вы будете помнить и соблюдать эти правила.

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди – взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!

VІ. Рефлексия

Что вам на уроке понравилось? За что вы можете себя похвалить? За что вы можете похвалить своего товарища?

Поднимите руку, кто узнал для себя много нового и интересного.

Дети поднимают руки.

VІІ. Подведение итогов урока

Учитель . Вспомните, чему мы хотели научиться7

Дети. Отличать рыбу от других животных по их признакам.

Учитель. Давайте вспомним, как отличить рыб от других животных? Урок окончен.

Представляем список наиболее распространенных пресноводных (речных) рыб. Названия с фото и описанием по каждой речной рыбе: ее внешний вид, вкусовые качества рыбы, места обитания, методы лова, время и способ нереста.

Судак, как и окунь, предпочитает лишь чистую воду, насыщенную кислородом и способствующую нормальной жизнедеятельности рыбы. Это чистая рыба без каких-либо составляющих. Прирост судака может составлять до 35 см. Его максимальный вес может достигать до 20-ти кг. Мясо судака светлое, без лишнего жира и очень вкусное, и приятное. В нем достаточно много минералов, таких как фосфор, хлор, хлор, сера, калий, фтор, кобальт, йод, а также много витамина Р. Если судить по составу, то мясо судака очень полезное.

Берш, как и судак, считается родственником окуня. Может вырастать в длину до 45 см, при весе 1,4 кг. Он встречается в реках, которые впадают в Черное и Каспийское море. В его рацион питания входит некрупная рыбка, вроде пескаря. Мясо практически такое же, как и у судака, хотя чуть помягче.

Окунь предпочитает водоемы с чистой водой. Это могут быть реки, пруды, озера, водохранилища и т.д. Окунь является самым часто встречающимся хищником, но его никогда не найдешь там, где вода мутная и грязная. Для ловли окуня применяют довольно-таки тонкие снасти. Его ловля очень интересна и занимательная.

Ерш имеет своеобразный внешний вид с наличием очень колючих плавников, что защищает его от хищников. Ерш так же любит чистую воду, но в зависимости от среды обитания может менять свой оттенок. Вырастает в длину не больше 18 см и набирает вес до 400 граммов. Его длина и вес напрямую зависят от кормовой базы в пруду. Его ареал обитания распространяется практически на все европейские страны. Водится он в реках, озерах, прудах и даже морях. Нерест осуществляется на протяжении 2-х дней и больше. Ерш всегда предпочитает находиться на глубине, так как не любит солнечного света.

Эта рыба из семейства окуневых, но ее мало кто знает, так как она не водится в такой местности. Отличается удлиненным веретенообразным телом и наличием головы с выдающимся вперед рылом. Рыба не большая, не более одного фута длиной. Водится главным образом в реке Дунай и прилегающих к ней притоках. В ее рацион питания входят различные червячки, моллюски и маленькие рыбки. Нерестится рыбка чоп в апреле месяце икрой ярко желтого оттенка.

Это пресноводная рыба, которая встречается практически во всех водоемах земного шара, но только в тех, в которых имеется чистая, насыщенная кислородом вода. При снижении концентрации кислорода в воде, щука погибает. Вырастает щука в длину до полутора метров, при весе в 3,5 кг. Тело и голова щуки характеризуется удлиненной формой. Не зря ее называют подводной торпедой. Нерест щуки происходит при прогреве воды от 3-х до 6-ти градусов. Это хищная рыба и питается рыбами других видов, таких как плотва и т.д. Мясо щуки считается диетическим, поскольку содержит очень мало жира. К тому же, в мясе щуки достаточно много белка, который легко усваивается организмом человека. Щука способна прожить до 25 лет. Ее мясо можно тушить, жарить, варить, запекать, фаршировать и т.д.

Обитает эта рыба в прудах, озерах, реках, водохранилищах. Ее цвет во многом определяется составом воды, которая имеется в данном водоеме. По внешнему виду очень схожа с красноперкой. В рацион питания плотвы входят различные водоросли, личинки различных насекомых, а также мальки рыб.

С приходом зимы, плотва уходит на зимовальные ямы. Нерестится позже щуки, где-то под конец весны. Перед началом нереста покрывается большими пупырышками. Икра этой рыбы достаточно мелкая, прозрачная, с зеленым оттенком.

Лещ является малозаметной рыбой, но его мясо характеризуется отличными вкусовыми показателями. Его можно встретить там, где имеется тихая вода или слабое течение. Живет лещ не больше 20-ти лет, но растет очень медленно. Например, 10-ти летний экземпляр может набрать вес не больше 3-х или 4-х килограммов.

Лещ обладает темно-серебристым оттенком. Средняя продолжительность жизни составляет от 7 до 8 лет. За этот период он вырастает в длину до 41 см и имеет средний вес около 800 г. Нерестится лещ весной.

Это малоподвижный вид рыбы с голубовато-серым окрасом. Живет густера примерно 15 лет и врастает в длину до 35 см, при весе 1,2 кг. Густера, как и лещ, растет довольно медленно. Предпочитают водоемы со стоячей водой или небыстрым течением. Весной и осенью густера собирается в многочисленные стаи (густые стаи), отсюда она и получила свое название. Питается густера мелкими насекомыми и их личинками, а также моллюсками. Нерест приходится на конец весны или начало лета, когда температура воды поднимется до отметки +15ºС-+17ºС. Длится период нереста от 1 до 1,5 месяца. Мясо густеры считается не вкусным, тем более, что в нем много костей.

Эта рыба отличается темно-желто-золотистым оттенком. Может прожить до 30-ти лет, но уже в 7-8 лет ее рост прекращается. За это время сазан успевает вырасти до 1 метра в длину и набрать вес в 3 кг. Сазан считается пресноводной рыбой, но он водится и в Каспийском море. В его рацион питания входят молодые побеги камыша, а также икра отнерестившихся рыб. С приходом осени его рацион расширяется и в него начинают входить различные насекомые и беспозвоночные.

Эта рыба относится к семейству карповых и способна прожить около ста лет. Может употреблять в пищу недоваренный картофель, хлебный мякиш или жмых. Отличительной особенностью карповых является наличие усов. Карп считается прожорливой и ненасытной рыбой. Обитает карп в реках, прудах, озерах, водохранилищах, где имеется илистое дно. Карп любит пропускать податливый ил через свой рот, в поисках различных жучков и червячков.

Нерестится карп лишь тогда, когда вода начинает прогреваться до температуры +18ºС-+20ºС. Может набрать вес до 9-ти кг. В Китае является продовольственной рыбой, а в Японии – декоративной пищей.

Очень сильная рыба. Ее ловом занимаются многие опытные рыболовы, применяя для этого мощные и надежные снасти.

Карась является самой распространенной рыбой. Он водится практически во всех водоемах, не зависимо от качества воды и концентрации в ней кислорода. Карась способен жить в водоемах, где другая рыба немедленно погибнет. Относится он к семейству карповых, а по внешнему виду схожа с сазаном, но не имеет усов. Зимой, если в воде становится очень мало кислорода, карась впадает в спячку и находится в таком состоянии до самой весны. Нерестится карась при температуре около 14-ти градусов.

Линь предпочитает водоемы с густой растительностью и покрытые густой ряской. Линь хорошо ловится с августа месяца, до наступления настоящих холодов. Мясо линя отличается прекрасными вкусовыми характеристиками. Не зря линя называют царской рыбой. Кроме того, что линя можно жарить, запекать, тушить, из него получается невероятная уха.

Голавль считается пресноводной рыбой и водится исключительно в реках с быстрым течением. Является представителем семейства карповых. Вырастает до 80-ти см в длину и может весить при этом до 8-ми кг. Считается полужирной рыбой, так как его рацион составляют мальки рыб, различные насекомые, небольшие лягушата. Предпочитает находиться под нависшими над водой деревьями и растениями, поскольку из них очень часто падает в воду различная живность. Метает икру при температурах от +12ºС до +17ºС.

Ареал его обитания включает практически все реки и водоемы европейских государств. Предпочитает держаться на глубине, при наличии медленного течения. Зимой проявляет такую же активность, как и летом, так как в спячку не впадает. Считается достаточно выносливой рыбой. Может иметь длину от 35 до 63 см, при весе от 2-х до 2,8 кг.

Может прожить до 20 лет. Рацион питания составляет как растительная, так и животная пища. Нерест язя происходит в весенний период, при температуре воды от 2-х до 13-ти градусов.

Так же является представителем семейства карповых видов рыб и имеет темно-синевато-серую окраску. Вырастает в длину до 120 см и может достигать веса в 12 кг. Встречается в Черном и Каспийском море. Выбирает участки с быстрым течением и избегает застоявшейся воды.

Встречается чехонь с серебристой, сероватой и желтой окраской. Может набирать вес до 2-х кг, при длине до 60 см. способна прожить около 9-ти лет.

Чехонь очень быстро растет и набирает вес. Водится в реках, озерах, водохранилищах и морях, таких как Балтийское море. В молодом возрасте питается зоо- и фитопланктоном, а с приходом осени переходит на питание насекомыми.

Красноперку и плотву легко спутать, но красноперка имеет более привлекательный внешний вид. На протяжении 19-ти лет жизни способна набрать вес в 2,4 кг, при длине в 51 см. Водится, большей частью, в реках, которые впадают в Каспийское, Азовское, Черное и Аральское моря.

Основой рациона красноперки является пища растительного и животного происхождения, но больше всего любит поедать икру моллюсков. Достаточно полезная рыба с набором минералов, таких как фосфор, хром, а также витамина Р, белков и жиров.

У подуста длинное тело и выбирает он участки с быстрым течением. Вырастает в длину до 40 см и имеет при этом вес до 1,6 кг. Живет подуст около 10-ти лет. Питается он со дна водоема, собирая микроскопические водоросли. Распространена эта рыба по всей Европе. Нерестится при температуре воды 6-8 градусов.

Уклейка – это вездесущая рыба, известна практически любому человеку, который хоть один раз рыбачил с удочкой на водоеме. Относится уклейка к семейству карповых видов рыб. Может вырастать до небольших размеров в длину (12-15 см) при весе около 100 граммов. Водится в реках, впадающих в Черное, Балтийское и Азовское моря, а также в крупных водоемах с чистой, не застоявшейся водой.

Это рыба, такая же как уклейка, но немного меньших размеров и веса. При длине в 10 см она может весить всего 2 грамма. Способна прожить до 6-ти лет. Питается водорослями и зоопланктоном, при этом, растет очень медленно.

Так же относят к семейству карповых видов рыб, и он имеет веретенообразную форму тела. Вырастает в длину до 15-22 см. Ведется в водоемах, где присутствует течение и имеется чистая вода. Питается пескарь личинками насекомых и мелкими беспозвоночными. Нерестится весной, как и большинство рыб.

Данный вид рыбы так же принадлежит к семейству карповых. Кормится практически пищей растительного происхождения. Может вырастать в длину до 1 м 20 см и весить при этом до 32 кг. Отличается высокими темпами роста. Распространен белый амур по всему миру.

Рацион толстолобика состоит из микроскопических частиц растительного происхождения. Является крупным представителем семейства карповых. Это теплолюбивая рыба. Толстолобик располагает зубами, которые способны перемалывать растительность. Он легко поддается акклиматизации. Толстолобика выращивают искусственно.

Из-за того, что он быстро растет, он представляет интерес для промышленного разведения. Может набирать за короткое время до 8-ми кг веса. Большей частью он распространен в Средней Азии и в Китае. Нерестится весной, любит акватории, где наблюдается интенсивное течение.

Это очень крупный представитель пресноводных водоемов, способный вырастать в длину до 3 метров и весить при этом до 400 кг. Сом имеет коричневый оттенок, но не имеет чешуи. Населяет практически все водоемы Европы и России, где имеются соответствующие условия: чистая вода, наличие водной растительности и подходящая глубина.

Это небольшой представитель семейства сомовых, который предпочитает небольшие водоемы (каналы) с теплой водой. В наше время был завезен с Америки, где его там достаточно много и его ловом занимается большинство рыболовов.

Его нерест происходит в условиях, когда температура воды достигает отметки в +28ºС. Поэтому, его можно встретить лишь в южных регионах.

Это рыба из семейства речковых угрей и предпочитает пресноводные водоемы. Это хищник, на вид похожий на змею, который водится в Балтийском, Черном, Азовском и Баренцевом морях. Предпочитает находиться на участках с глинистым дном. Рацион его питания составляют мелкие животные, раки, червячки, личинки, улитки и т.д. Способен вырастать в длину до 47 см и набирать вес до 8 кг.

Это теплолюбивая рыба, которая водится в водоемах, находящихся в больших климатических зонах. Его внешний вид напоминает змею. Очень сильная рыба, которую не так просто поймать.

Он является представителем трескообразных и по внешнему виду похож на сома, но до размеров сома он не дорастает. Это холодолюбивая рыба, которая ведет активный образ жизни в зимнее время. Его нерест так же приходится на зимние месяцы. Охотится в основном ночью, при этом ведет придонный образ жизни. Налим относится к промышленным видам рыб.

Это небольшая рыба с длинным телом, покрытой очень мелкой чешуей. Его легко можно спутать с угрем или змеей, если ни разу в жизни не приходилось его видеть. Вырастает в длину до 30 см, а то и больше, если способствуют условия роста. Водится в небольших реках или прудах, где имеется илистое дно. Предпочитает находиться ближе ко дну, а на поверхности его можно заметить во время дождя или грозы.

Голец относится к семейству лососевых видов рыб. Из-за того, что рыба не имеет чешуи она и получила свое название. Вырастает до небольших размеров. Его мясо под действием невысоких температур не уменьшается в объемах. Характеризуется наличием жирных кислот, таких как омега-3, способных противостоять воспалительным процессам.

Обитает в реках и питается различными видами рыб. Распространена в реках Украины. Предпочитает не глубоководные участки. Может вырастать в длину до 25 см. Размножается икрой, при температуре воды в пределах +8ºС. После нереста может прожить не больше 2-+х лет.

Продолжительность жизни этой рыбы считается около 27 лет. Вырастает в длину до 1 м 25 см, набирая вес до 16 кг. Ее отличает темно-серо-коричневая окраска. В зимний период практически не питается и уходит на глубину. Имеет ценное промысловое значение.

Эта рыба обитает только в бассейне руки Дунай и больше нигде не распространена. Относится к семейству лососевых видов рыб и является уникальным представителем рыбной фауны Украины. Лосось дунайский занесен в Красную книгу Украины и ловить его запрещено. Может прожить до 20 лет, питается, в основном, мелкой рыбкой.

Так же относится к семейству лососевых и предпочитает реки с бурным течением и холодной водой. Вырастает в длину от 25 до 55 см, набирая при этом вес от 0,2 до 2 кг. В рацион питания форели входят небольшие рачки и личинки насекомых.

Является представителем семейства евдошковых, достигает размеров около 10-ти см, набирая при этом вес в 300 граммов. Встречается она в бассейнах рек Дунай и Днестр. При первой же опасности зарывается в ил. Нерест происходит в марте или апреле. Любит питаться мальком и мелкими беспозвоночными.

Данная рыба вылавливается в промышленных масштабах на Едвере, Урале. Нерестится при температурах не выше +10ºС. Это хищный вид рыбы, который полюбляет реки с быстрым течением.

Это пресноводная разновидность рыбы, которая относится к семейству карповых. Вырастает до 60 см в длину и набирает до 5 кг веса. Имеет рыба темную окраску и распространена в Каспийском, Черном и Азовском морях.

Речная рыба без костей

Практически отсутствуют кости:

  • В морском языке.
  • В рыбах семейства осетровых, принадлежащих к отряду хордовых.

Несмотря на то, что вода имеет определенную плотность, тело рыбы идеально приспособлено для передвижения в подобных условиях. И это касается не только речной, но и морской рыбы.

Как правило, ее тело имеет продолговатую, похожую на торпеду форму тела. В крайнем случае, ее тело имеет веретенообразную форму, что способствует беспрепятственному перемещению в воде. К таким рыбам относятся лососи, подусты, голавли, жерехи, чехони, сельдь и т.д. В неподвижной воде большинство рыб имеют плоское сплюснутое с двух сторон, тело. К подобным рыбам следует отнести карася, леща, красноперку, плотву и т.д.

Среди множества видов речных рыб имеются как мирные рыбы, так и настоящие хищники. Они отличаются наличием острых зубов и широкой пасти, что позволяет без особого труда заглатывать рыбу и другую живность. К подобным рыбам можно отнести щуку, налима, сома, судака, окуня и прочие. Такой хищник, как щука во время атаки способна развивать огромную начальную скорость. Другими словами, она буквально мгновенно заглатывает свою жертву. Такие хищники, как окунь, всегда охотятся стаями. Судак ведет придонный образ жизни и начинает охоту только в ночное время. Это свидетельствует о его уникальности, а точнее о его уникальном зрении. Он способен разглядеть свою жертву в абсолютной темноте.

Но существуют и маленькие хищники, которые не отличаются большим размером пасти. Хотя, такой хищник, как жерех, не имеет огромной пасти, такой как у сома, например, и он питается лишь мальком рыб.

Многие рыбы, в зависимости от условий обитания, могут иметь различный оттенок. Кроме этого, в различных водоемах может быть различная кормовая база, что может существенно влиять на размеры рыбы.

Первую золотую рыбку вывели тысячу лет назад в Китае. Ее прародителем стал серебряный , селекция которого в дальнейшем привела к появлению целого ряда форм у золотых рыбок. Эти красивые и экзотичные были завезены в Португалию в 1611 году, а в 17 веке их привезли и на территорию России.

На сегодняшний день золотые рыбки удерживают лидерские позиции в категории наиболее популярных аквариумных питомцев.

Внешний покров тела рыбы образован защитной чешуей, под которой находится слой дермы. Под дермой, в свою очередь, расположен слой жира и мышц – именно в этих слоях находятся пигменты, которые придают этим рыбкам такие яркие цвета. Желтые и красновато-оранжевые пигменты (липохромы) содержатся в верхних слоях, тогда как черный пигмент (меланин) может располагаться как под чешуей, так и в более глубоких слоях. Если разные слои содержат одновременно и липохромы, и меланин, то рыбка будет окрашена в медные или шоколадные оттенки. При полном отсутствии этих пигментов рыбка будет иметь серебристый цвет.

Где и как золотые рыбки обитают в природных условиях

Поскольку золотые рыбки были выведены искусственно, в дикой среде обитания встретить их невозможно. Такая рыбка, выпущенная в природный водоем, даст потомство, которое быстро переродится в своего родоначальника – обыкновенного серебряного .

Традиционно золотых рыбок разводят в аквариумах или прудах – на теплом воздухе самцы охотятся на самок, которые икру, оплодотворяемую самцами. Для того чтобы икринки выжили в пруду, его нужно засадить большим количеством прудовых растений-оксигенаторов – болотником, камышом, водяным , роголистником или фонтиналисом.

Если рыбки нерестятся в пруду, нужно накрыть его сеткой, поскольку они часто выпрыгивают из воды и могут стать легкой добычей для птиц или кошек.

Если золотые рыбки будут разводиться , нужно отделить их на период нереста от мальков, которые в противном случае будут съедены более крупными особями. За один раз самка золотой рыбки мечет 500 крошечных икринок, которые приклеиваются к листьям растений и другим предметам. Если разбухшая от воды икринка не будет оплодотворена сразу, она погибнет.

Мальки, вылупившиеся в пруду, не требуют дополнительной подкормки, тогда как аквариумное потомство необходимо кормить специальным кормом сразу после того, как они начнут нормально плавать.

Пресноводными называются рыбы, проводящие всю или основную часть жизни в озерах, прудах, реках. Их физиологические особенности отличаются от морских обитателей из-за уровня солености водоемов:

  • жабры диффузируют растворенный в воде газ,
  • почки быстро выводят разбавленную мочу,
  • чешуя снижает уровень выведения воды через кожу.

К пресноводным относятся карп, голавль, карась, берш, елец и т.д. Это ценный продукт для приготовления обычных и диетических блюд, поскольку быстро усваивается человеческим организмом. Употребление речной рыбы особенно показано при заболеваниях пищеварительной системы. Ее мясо богато фосфором, калием, витаминами и аминокислотами. Однако ввиду сильной загрязненности пресных водоемов речная рыба может содержать и вредные для организма вещества, поэтому в сыром виде ее лучше не употреблять.

Питание и размножение

Рацион многих мирных пресноводных зависит от времени года – весной они поглощают личинки насекомых, в летний период – водоросли, а с наступлением холодов – мелких ракообразных и моллюсков. Однако охотно поедают и червей, и тесто, и кукурузу, предоставленных рыболовами. Хищник питается мелкой рыбешкой или моллюсками.

Большая часть пресноводной рыбы нерестится с наступлением тепла — с весны до лета, однако, например, самка налима откладывает икру в январе. Для нереста выбирает мелководье, поросшее водорослями, поймы рек, каменистое или песчаное дно.

«Где живёт рыбка»

План – конспект по познавательному развитию в средней группе

Цель:

Закрепление имеющихся представлений об аквариуме, дать новую информацию о его обитателях, вызвать желание заботиться о них. Активизация речи, развитие познавательной деятельности детей.

Предварительная работа:

Дети вспоминают, как был в прошлом году создан и заселён групповой аквариум, как они ухаживали за его обитателями, наблюдение за рыбками в уголке природы, заучивание стихотворения.

Словарная работа:

Плавники, жаберные крышки, жабры, Золотая рыбка, конверт.

Материалы:

Аквариум, Золотая рыбка, таз с водой, пластмассовые игрушки, деревянный брусок, магнит, кусочки бумаги, изображения рыбок, конверт с загадкой.

Ход занятия:

Мы сегодня отправляемся в гости к рыбкам. В царстве рыб всегда тишина, рыбки не любят большого шума и резких движений. Давайте потренируемся. «Тише»

Дети то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише».

Выразительные движения:

шея вытянута вперёд;

указательный палец приставлен к сжатым губам;

поднимаются брови.

Проходят к живому уголку.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

Ребята, о чём загадка?

А кто живёт в аквариуме? (ответы детей)

Стук в дверь.

Интересно кто же это к нам пришёл? (Воспитатель выходит за дверь и заносит новый аквариум с Золотой рыбкой и конверт).

Давайте спросим, кто же это? Молчит. А вы знаете кто это? (ответы детей).

Рыбка, а ты где живёшь? Опять молчит. Ребята, где живёт рыбка?

А почему же она молчит?

Посмотрите, здесь конверт, откроем? Что же здесь лежит? (предположения детей).

(в конверте открытка с изображением рыбки)

Ребята, мы сказали, что рыбка не умеет говорить, и поэтому она прислала
нам письмо, в котором рассказала о себе.

«Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

Ребята, что же это за крылья? (плавники).

Я, рыбка не простая, я рыбка золотая, приплыла к вам в гости и если мне понравится, останусь у вас».

Как называется наша гостья? (Золотая рыбка)

Давайте полюбуемся и рассмотрим нашу гостью. Дети рассматривают рыбку и отвечают на вопросы.

Какие части тела есть у рыбки?

Что помогает рыбке плавать?

Чем покрыто тело рыбки?

А кто знает, чем рыбки дышат? (рассмотреть жаберные крышки на туловище

рыбьей).

Ребята, а похожа ли золотая рыбка на жителей нашего аквариума?

Игра «Золотая рыбка».

Пока мы играли, у меня возник вопросы:

Почему рыбка не тонет?

А почему она не всплывает на поверхность, а плавает под водой? (поощряются любые ответы детей).

Дидактическая игра «Тонет или не тонет»

Дети в тазик с водой опускают разные предметы: деревянный брусок, пластмассовые игрушки, магнит, ложка и т.п.

Как вы думаете, ребята, понравилось рыбке у нас или нет?

Что же можно сделать, чтобы ей очень захотелось остаться у нас? Может быть, расскажем ей стихотворение «Рыбка»? (по желанию детей).

Стихотворение «Рыбка».

Моя рыбка всё время молчит:

Не поёт, не рычит, не урчит.

Не пойму, почему? Вот беда,

Может, в рот ей попала вода?

Давайте, аквариум с золотой рыбкой поставим в наш уголок природы, в одном аквариуме рыбкам будет тесно, она будет соседкой нашим рыбкам.

Рыбка приготовила нам сюрприз.

Детям на память раздаются изображения рыбок.