Самосовершенствование личности. В чем же заключается парадокс перфекционизма с точки зрения саморазвития? лучших книг для саморазвития

В современной психолого-педагогической литературе эта целевая модель совершенного работника, специалиста, достигшего вершин или акте, как говорили древние греки, изображается в виде перечня характерных черт, без наличия которых сегодня нельзя представить эффективного работника.

Среди характеристик такого идеального профессионала, мастера своего дела наиболее часто указывается следующая совокупность качеств, которые могут быть подразделены на два блока: личностных и профессиональных качеств.

Личностные качества, присущие людям, достигшим вершин профессионального мастерства, которые отличают их от людей, находящихся на более низком уровне развития:

1. энергичность, означающая, что идеальный работник отличается высокой активностью, трудоспособностью, неутомимостью: он полон желания добиться успеха как в своей профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Это качество может характеризовать как эффективного рядового работника, так и руководителя.

Но одного этого качества недостаточно, особенно для руководителя. постоянно имеющего дело с людьми, побуждающего их к качественному труду Моторина Л. Философия человека. - М.: Приор, 2011. - С. 93..

2. коммуникабельность, т.е. желание, готовность вести за собой других, умение брать на себя ответственность за других, а не только за себя. Для руководителя это качество является не просто одним из многих, а главным его признаком, определяющим эффективность всей его деятельности;

3. твердость воли - еще одно необходимое качество эффективного работника, под которым понимается умение проявить твердость и последовательность не только в собственном деле, но и способность внушить уверенность сомневающимся, без чего невозможно убедить людей в правильности избранных целей и добиться результата;

4. честность, порядочность, нравственные качества; это означает, что образцовый работник, какой бы пост он ни занимал, должен отличаться единством слова и дела; без этого качества невозможно обеспечить доверие людей, возможность сотрудничества с ними. В Своде из 10 заповедей, предложенных в наши дни Русской православной церковью как для начальников, так и для рядовых тружеников, предлагаются следующие нравственные нормы:

присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе:

в конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты Моторина Л. Философия человека. - М.: Приор, 2011. - С. 95..

5. незаурядный уровень интеллекта. Он должен уметь собирать, анализировать большие объемы информации и использовать ее как для решения проблем своей организации, так и для личного самосовершенствования.

Конечно, перечисленные качества в значительной степени предопределены у каждого человека на биологическом, генном уровне, но они все же могут в той или иной степени корректироваться, развиваться, усиливаться в течение жизни человека, его трудом, волей, стремлением к самосовершенствованию.

Но кроме перечисленных личностных качеств, эффективный работник должен обладать еще и некоторой совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков. Если личностные качества образцового работника универсальны, более или менее сходны у работников всех категорий, то профессиональные признаки специфичны у представителей каждой профессии, каждой специальности. Общее между этими двумя блоками качеств состоит лишь в том, что они в одинаковой степени нуждаются в постоянном совершенствовании и развитии.

Общее же направление такого развития для каждой профессии устанавливается государственными стандартами специального образования, которые устанавливают перечень специальных знаний и умений, по каждой специальности. Конечно, у физика, биолога, инженера, менеджера этот перечень оказывается неодинаковым.

Но в равной степени профессионалом высокою класса можно стать лишь при условии овладения обоими этими блоками качеств: личностным и специальным Моторина Л. Философия человека. - М.: Приор, 2011. - С. 96..

В связи с выделением качеств образцового специалиста, образцового работника следует в заключение рассмотрения этого вопроса сделать одно существенное замечание: наличие всего комплекса личностных и профессиональных качеств у работника создает возможность. но отнюдь еще не гарантирует ему обязательного успеха в его деятельности. Многое в практической деятельности зависит от умения использовать свои способности применительно к конкретной производственной или жизненной ситуации. Учет особенностей конкретной ситуации является важнейшим требованием к современному эффективному специалисту.

Определив, таким образом, двуединую цель самосовершенствования, учитывая условия успешного применения своих способностей, не менее важно правильно выбрать пути, способы, методы, достижения поставленной цели.

Самопознание - это оценка человеком самого себя, это осознание своих интересов, мотивов поведения. Трудность этой задачи связана с тем, что она предполагает попытку посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, попытку соединить субъект и объект наблюдения. Поэтому результаты самоанализа всегда оказываются не вполне точными.

Тем не менее, как известно из истории философии, великий Сократ считал самопознание основой всей человеческой нравственности и мудрости.

Однако задача эта оказывается настолько сложной, что она, пожалуй, сравнима лишь с той, с которой столкнулся барон Мюнхгаузен, попав вместе с конем в глубокое болото. Правда, как известно из его повествований, он, схватив себя за волосы, сумел-таки вытащить из болота, не только себя, но и коня Гаранина О.Д. Философия человека. - М.: Science Press, 2011. - С. 102..

Нам же в результате самонаблюдения нужно извлечь из глубин психики скрытые в ней качества, причем гак. чтобы итоги нашей работы вызывали несколько большее доверие, чем описание подвигов знаменитого немецкого барона.

Что же нужно делать, чтобы получить более или менее объективные результаты анализа своих собственных физических и психических качеств?

Специалисты-психологи считают, что для этого нужно использовать следующие рекомендуемые наукой приемы:

1. первый из них - по возможности беспристрастно оценить накопленный профессиональный и жизненный опыт. Такая оценка так или иначе даст ответ на вопрос и о наших сильных качествах, например, таких как активность, честность, готовность к риску, общительность, стремление к повышению своего социального статуса и т.п., а также о наших слабостях, таких как недостаточная энергичность, нежелание рисковать, боязнь нового и т.п. Чем богаче ваш жизненный опыт, разнообразнее трудовая деятельность, тем больше материала будет в вашем распоряжении, чтобы дать самому себе правдивую, а не приукрашенную самооценку. По мнению И.В. Гете, «человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир».

Однако с помощью только этого приема трудно добиться полной объективности результатов самоанализа. Поэтому психологи рекомендуют и другие методы самопознания, в том числе:

2. тестирование, тренинги, деловые игры. С помощью этих приемов, которые получают все большее распространение в качестве методов обучения, контроля и самопознания, можно добиться более объективных результатов. Эти средства сегодня широко применяются для определения психофизических характеристик. знаний, опыта, умений испытуемого. Так, широко известны тесты, включающие несколько сотен вопросов и на их основе определяющие уровень интеллекта (например, широко известный тест уровня интеллекта английского психолога Ганса Айзенка и др.);

3. поэтому важен также и учет мнений других людей о наших сильных и слабых сторонах, особенно мнений тех, кто знает нас много лет: родственников, друзей, товарищей по работе:

4. и наконец, результаты самопознания будут наиболее надежными. если они будут постоянно проверяться, дополняться, уточняться, корректироваться в ходе повседневной трудовой, познавательной, общественной деятельности человека. «Как можно познать самого себя? -- спрашивал Гете и отвечал: -- Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг, и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено» Гаранина О.Д. Философия человека. - М.: Science Press, 2011. - С. 103..

Конечно, для того чтобы серьезно заняться этой нелегкой работой. нужно хорошо осознать ее значимость.

Необходимо помнить, что установка на высокую ценность самопознания является одной из центральных не только в западной, начиная с Сократа, но и в русской культурной традиции.

Уместно также напомнить, что одна из главных идей христианства, которая особенно отчетливо звучит в православии, состоит в убеждении, что «царство Божие находится внутри нас».

Смысл всей работы человека по самопознанию русские мыслители издавна видели в том, чтобы найти наилучшее соответствие между теми способностями, талантами, которыми обладает каждый человек, и теми реальными условиями их развития, совершенствования, которые даны ему судьбой, условиями его реальной жизни. Работа эта весьма напряженная, многотрудная, порой даже трагическая. Но в поиске и реализации такой гармонии между личными способностями и реальными возможностями, согласно традиции русского самосознания, состоит высший смысл человеческой жизни.

На основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина наших отрицательных и положительных качеств, таг итог самопознания, который и может быть положен в основу плана самосовершенствования Гаранина О.Д. Философия человека. - М.: Science Press, 2011. - С. 105..

Четкое планирование - еще одна важная предпосылка успешного самосовершенствования. Если при традиционных формах образования задачу планирования выполняла главным образом школа, то в условиях самообразования планирование становится собственной задачей обучающегося.

Планирование представляет собой своеобразный проект размещения процессов труда, учебы, других форм деятельности во времени на более или менее продолжительный период: от одного дня и до всей жизни человека.

Основной целью планирования является обеспечение рационального использования личного времени. Установлено, что увеличение времени, затрачиваемого на сам процесс планирования, приводит в итоге к значительной экономии времени в целом.

Как показывает опыт, альтернативой планированию может быть только беспорядок, неразбериха и хаос, как в общественной, так и в личной жизни.

Планирование включает в себя ряд этапов:

Работа по составлению плана - вид работы, который так или иначе присутствует в любой человеческой деятельности, в том числе и в деятельности по самосовершенствованию; это целый набор действий и операций, среди которых особое значение имеют такие, как исследование затрат времени на отдельные виды планируемых дел, консультации с людьми, имеющими значительный опыт планирования, разработка самого плана.

Планирование личного труда, обучения представляет собой целую систему, включающую в себя ряд подсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их средне- и краткосрочные планы.

Планирование начинается с составления долгосрочного плана, который может охватывать несколько лет и даже всю вашу жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного года до одного месяца, планируются, как правило, мероприятия, проводимые регулярно в каждом году или в каждом месяце, краткосрочные планы - это планы на сегодня-завтра, охватывающие время от одного дня и до недели. Все эти виды личных планов, конечно, должны соответствовать друг другу.

Обязательный компонент этой системы - контроль, проверка результатов, сопоставление «план-факт». Причем делать это нужно по истечении каждого планового периода.

Успех работы по реализации принятого плана, как установлено исследованиями, во многом зависит от умения классифицировать намеченные задачи по степени их важности, т.е. от умения учитывать, что не все дела, которые у вас есть, одинаково важны, так же как не все ветви яблони приносят одинаковые плоды; принцип планирования, требующий выстраивания всех дел но степени их важности. иногда называют принципом АВС. этими буквами обозначают те три важнейших дела, которые сегодня нужно выполнить в первую очередь, отодвинув на второй план все остальные.

Необходимо также ежедневно планировать свой рабочий день, каждое утро определяя перечень задач и действий. Причем этот список должен быть реалистичным, посильным и не включать в себя более пяти-семи дел. Начинать его выполнение следует всегда с дел категории АВС.

Важно постоянно помнить, что главная цель планирования - конкретный результат. Поэтому должен вестись постоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам, так и по качеству.

Научившись планировать, человек сможет изменить к лучшему не только свою карьеру, но и свою жизнь, достигнуть высшего уровня самосовершенствования.

Однако и работа по самопознанию, и планирование деятельности по самосовершенствованию будут поставлены под угрозу, если одновременно с этим вы не будете уделять должное внимание своему здоровью, его психофизическому регулированию.

предмет и задачи психологии

основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражение объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач: 1) изучать качественные (структурные) особенности психических процессов и явлений, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение; 2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (причинная зависимость) психики, объективными условиями жизни и деятельности людей; 3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития; 4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализацией процесса труда в различных видах деятельности людей.

Предметом психологии являются: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов реального мира. Психика разнообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. всё то, что составляет субъективный внутренний мир, который проявляется в поступках, действиях, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание – это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек, с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями.

Поведение – это внешнее проявление психической деятельности, поступки и деятельность человека.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Методы исследования в современной психологии

1. наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие и осмысление, проявление индивидуальных и групповых особенностей психики. Наблюдение как метод включает следующие процедуры: а) определение целей и задач; б) выбор объекта, предмета и ситуаций; в) определение вида наблюдения (включенное и невключённое);г) выбор способа регистраций данных; д) обработка и интерпретация полученных данных

2. беседа – это непосредственное общение исследователя с испытуемыми в целях изучения их психич. особенностей.

Беседа как научный метод включает процедуры: а) определение целей и задач; б) продумывание вопросов; в) выбор способа регистрации данных; г) определение ситуаций для беседы; д) проведение беседы; е) анализ результатов.

3. тест – в переводе на русский «задача». Метод «тест» построен на оценке стандартизированного задания. Тесты широко используются в процессе обучения, в проведении профессионального отбора. С помощью теста можно определить способности, темперамент, мышление, воображение.

4. анкетирование – это опрос по заранее разработанному и оформленному в виде анкеты вопроснику. С помощью анкетирования изучаются общественное мнение по какому-либо вопросу, традиции, настроение, круг интересов. Разработка анкеты включает ряд этапов: а) определение цели и задач; б) формирование вопросов; в) составление 1-го варианта анкеты; г) пилотаж анкеты; д) использование анкеты.

Правила формулировки вопросов анкеты: а) чёткость и ясность; б) лаконичность; в) конкретность; г) отсутствие спец. терминов; д) уравновешенность вариантов «за» и «против»; е) исключение внушающих моментов в содержании вопроса.

5. эксперимент – это намеренное создание ситуаций, требующих тех или иных свойств индивидуальной или групповой психики Эксперимент может проводиться в лабораторных и естественных условиях. Он может быть констатирующим или формирующим. В ходе эксперимента могут быть использованы тренажеры, различные приспособления, позволяющие получить необходимую информацию.

6. биографический метод – это способ изучения психики человека на основе анализа жизненного пути человека. С помощью этого метода можно получить информацию об особенности мотивации, характера, мышления.

Отечественная психологическая мысль в XX веке.

Значительный вклад в развитие психологии XX в. Внесли наши учёные Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н. Леонтьев (1903-1979), А. Р. Лурия (1902-1977) и П. Я. Гальперин (1902-1988). Л. С. Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свёрнутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребёнка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Восприятие

Восприятие – это психически активный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений во всей совокупности признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия: 1) простое и сложное; 2) восприятие пространства; 3) восприятие времени; 4) восприятие движения; 5) преднамеренное и непреднамеренное;

Особенности восприятия: 1)апперцепция – это свойство означает зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний, интересов; 2) константность – это свойство означает способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, размеру, цвету; 3) иллюзии – обманчивое восприятие.

Некоторое способы активизации восприятия: а) вовлечение в процесс восприятия нескольких анализаторных систем; б) активизация мотивов в создание установки по восприятию; в) обучение человека правилам и нормам восприятия;

г) приобретение опыта восприятия предметов и явлений.

78% знаний мы приобретаем через зрение. 13% через слух, и 3% через обоняние, вкус, осязание. В памяти мы сохраняем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 70% что увидено и услышано одновременно. Спустя 3 часа мы забываем 30% услышанного и 28% увиденного, а через 3 дня 90% информации забываем.

Ощущение.

Ощущение – это активный процесс отражения в сознании человека отдельных признаков и свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Виды ощущений: слуховые, вкусовые, зрительные, осязательные, обонятельные, болевые, органические, двигательные, вибрационные, температурные.

Свойства ощущений: 1) качество; 2) сила; 3) длительность; 4) взаимодействие; 5) адаптация; 6) последовательные образы; 7) контраст

Представление.

Представления – это образы, ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений.

Классификация представлений: 1. по ведущему органу бывают: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, температурные; 2. по степени новизны бывают: представления воображения и представления памяти;

3. по степени обобщения бывают единичные и общие; 4. по содержанию бывают: физические, географические, политические, технические, педагогические.

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях.

Виды внимания : непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на раздражение;

произвольное – сознательное сосредоточение на получении определённой информации, требующее волевых усилий;

послепроизвольное – основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность. В результате возникновения послепроизвольного внимания снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Свойства внимания : устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте; переключение – намеренно осознанный перенос внимания с одного объекты на другой; распределение – возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности; объём – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.

Память

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. Виды памяти : 1) по длительности бывает : кратковременная (представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд); оперативная (вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности); долговременная (способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока).

2) по особенности запоминания бывает: двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словестно-логическая.

Потеря памяти называется амнезией, которая может представлять собой кратковременную или длительную потерю различных видов памяти. Выделяют различные виды амнезии: ретроградную, антероградную и прогрессивную.

При ретроградной амнезии страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания на те события, которые имели место в далёком прошлом.

При антероградной амнезии сохраняется и кратковременная, и долговременная память, но страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Прогрессивная амнезия проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до её полной потери.

Память теснейшим образом связана не только с физическим состоянием человека, но и его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Мышление

Мышление – это процесс опосредованного отражения человеком связей и отношений предметов и явлений. Показателями творческого мышления являются: объективная сложность решаемых задач, новизна применяемых способов решения задач, оригинальность использованных средств, высокое качество продуктов деятельности.

Формы мышления : понятие (форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов) и умозаключение (форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод).

Методы мышления: индукция (логический вывод в процессе мышления от частного к общему) и дедукция (логический вывод в процессе мышления от общего к частному).

Виды мышления : практическое, теоретическое, наглядное действие, образное, творческое, стереотипное, ограниченное.

Мыслительные операции

1. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению.

2 . Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

3. Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Воображение

Воображение – это процесс создания человеком новых образов и их функционирования.

Виды воображения : произвольное, непроизвольное, техническое, воссоздающее, творческое.

Некоторые приёмы воображения: 1) комбинирование признаков; 2) при уменьшении и увеличении признаков или свойств предметов; 3) типизация.

Некоторые способы развития воображения : 1) решение типичных и нетипичных задач; 2) использование традиционных и нетрадиционных способов их решения; 3) употребление новых средств деятельности; 4) актуализация мотивации творчества; 5) приобретение опыта творческой деятельности; 6) подкрепление процессов и продуктов творческой деятельности.

Речь: её функции и виды.

Речь – это процесс индивидуального использования языка для общения с другими людьми в интересах совместной деятельности. Язык – это система знаков, необходимых для человеческого мышления и общения.

Виды речи: внутренняя, внешняя, устная, письменная, геологическая, монологическая.

Функции речи: обозначения, сообщения, выражения, воздействия.

Виды общения: светское, деловое, интимно-личное. Пути развития речи: тренинг, овладение и расширение словарного запаса, самоконтроль и самооценка.

Эмоционально-чувственная сфера личности

Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.

Классификация эмоций и чувств: 1) по влиянию на деятельность человека бывают стенические и астенические (тормозящие деятельность); 2) по сложности и содержанию бывают высшие сложные и низкие простые; 3) по форме протекания бывают настроение, аффекты, страсть.

Высшие чувства: патриотические, нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Высшие проявления эмоций и чувств : в мимике, в пантомимике (в движении), в речи.

Высшие чувства человека развиваются в процессе совместной деятельности с другими людьми.

Воля и её характеристика.

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизировать силы на преодоление трудностей.

Волевые качества человека : 1) целеустремлённость (способность человека осуществлять свои жизненные цели);

2) самообладание (умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах); 3) самостоятельность (проявляется в способности совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умений и навыков); 4) смелость (проявляется в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в стремлении отстаивать свою жизненную позицию); 5) дисциплинированность (означает осознанное подчинение своего поведения определённым нормам и требованиям).

Развитие воли, волевые действия.

Развитие воли : самопознание и самооценка волевых качеств, постановка перед собой соответствующих целей и задач, овладение средствами и способами их реализации, осуществление деятельности самовоспитания, оценка результатов, накопление волевого действия.

Виды волевых действий : длительные и кратковременные, совершенные по собственной инициативе, совершенные по заданию других, простые и сложные. Простые волевые действия включают в себя два звена: постановку цели и её исполнение. Структура сложного волевого действия включает три звена: осознание и постановку цели, планирование действий по достижению цели, исполнение действий.

Психические образования: знания, навыки, умения.

Психические образования это знания, навыки, умения, приобретённые человеком в процессе жизнедеятельности.

Знания – это совокупность усвоенных сведений, понятий о предметах и явлениях действительности.

Навык – это приобретённые способности осуществлять сравнительно несложные действия с высокими количественными и качественными показателями и бессущественного контроля сознания почти полностью и автоматически.

Умения – это комплексные психические образования, формирующиеся для выполнения сложных действий, способность человека применять усвоенные знания и навыки в новых условиях.

Классификация умений: интеллектуальные, практические, технические.

Человек как индивид, личность, индивидуальность.

Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности, отличное от других существ. Это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (самоконтроль, логика, мышление).

Индивид – это отдельный человек, носитель индивидуально-своеобразных, физических, психических и социальных черт единицы общества.

Индивидуальность – это особенное и непохожее на других личность, в полноте её духовных и физических свойств. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера, темперамента, способности. Индивидуальность содержит в себе лишь те индивидуальные черты, такое их сочетание, которое отличает их от других людей.

Темперамент и его характеристика

Темперамент – это врождённые, биологически обусловленные динамические характеристики протекания психических процессов и поведения человека. В зависимости от соотношения свойств нервной системы академик Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) безудержный – сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя типу темперамента холерика; 2) живой – сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту сангвиника; 3) инертный – сильный, малоподвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту флегматика; 4) «слабый» - слабый, малоподвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту меланхолика.

Пути влияния на темперамент : формирование волевых и эмоциональных качеств характера, умение владеть собой; целесообразное комплектование рабочих групп на основе психологической совместимости; в общении учитывать особенности реакций, лиц с различным типом темперамента и адекватно реагировать на них.

Характер

Характер – это свойство личности, определяющее систему её отношений к окружающим условиям, к деятельности, к другим людям.

Виды характера: 1) по силе: сильные и слабые; 2) по устойчивости: устойчивые и неустойчивые; 3) по отношению к соц. Явлениям: убеждённые и беспринципные; 4) по отношению к деятельности: трудолюбивый и бездеятельный; 5) по отношению к людям: общительный и замкнутый; 6) по отношению к себе: эгоист и альтруист.

Сила характера заключается в интенсивности проявления той или иной черты свойства характера. Устойчивость характера человека состоит в постоянстве проявления его свойств и качеств. Развитие характера : 1. самооценка черт характера; 2. определение целей и задач развития характера; 3. овладение способами и решениями; 4. планирование и определение действий; 5. тренинг.

Способности: виды и характеристика.

Способности – это психическое свойство, которое дает возможность человеку успешно овладевать и эффективно осуществлять деятельность.

Виды способности: 1) общие – возможности развития психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности; 2) специальные – это возможности к развитию отдельных психических процессов и свойств личности для конкретного вида деятельности; 3) частные – это возможности отдельных органов и психических процессов человека к качественному развитию.

Уровни развития способностей: одарённость, талант, гениальность.

Показатели способностей: лёгкость овладения деятельностью, быстрота овладения действиями, высокий результат деятельности, безошибочность действий, постепенное повышение продуктивности деятельности, уравновешенность деятельностью.

Развитие способностей: психодиагностика и профессиональный психологический отбор; вовлечение человека в деятельность; побуждение к самостоятельному поиску способов решения задач; подкрепление процесса и продукта деятельности человека; содействие человеку в развитии тех качеств, от которых зависит проявление его способностей.

Понятие общения. Основные стороны общения

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

интерактивная сторона общения – Это взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т. е. Совокупность связей и взаимовлияний людей.

перцептивная сторона общения – Это восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.

Малые группы.

Малая группа – это общность людей, объединённых совместной деятельностью, которая регулярно и непосредственно взаимодействует друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определённую систему ценностей и норм.

Признаки малой группы : наличие конкретного взаимодействия, относительная длительность пребывания, определённость социальных ролей, наличие эмоциональной связи, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей и мотивов.

Типы малых групп: 1) трудовые, боевые, учебные, творческие; 2) контактные и дисконтактные; 3) диффузные ассоциации, корпорации, коллективы; 4) постоянные и временные.

Предмет и задачи педагогики.

Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании (См. закон «Об образовании»). Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика» (антропос-человек). Каждая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Забегая несколько вперед, отметим, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Задачи педагогики : 1) научное обоснование, развитие систем образования с содержанием учений и воспитаний; 2) исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса; 3) выявление закономерностей и формулирование принципов процесса воспитания и обучения людей; 4) разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления; 5) разработка содержания методики самообразования и самовоспитания людей; 6) исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства; 7) разработка методических проблем педагогики, методом его исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Социализация – это неизбежно переживаемый каждым человеком разносторонний и многоэтапный процесс изменения и равития своих физических и психических качеств под воздействием окружающей социальной среды.

Образование – это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определённой системы знаний, навыков и умений, а, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.

Обучение – это двуединый процесс преподавания и учения, имеющий совей задачей планомерную и систематическую передачу и усвоение знаний в тесной связи с формированием умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитание – вид образовательной деятельности, опирающийся на процесс обучения и имеющий своей задачей превращение накопленных знаний в умения и навыки в целях развития необходимых качеств человека.

Методы обучения

Система основных методов обучения: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ или демонстрация, метод упражнения (игра), самостоятельная работа.

Принципы и методы воспитания

Принципы воспитания – это основные руководящие положения, соблюдение которых необходимо воспитателю для эффективного влияния воспитателя на воспитуемого.

Система принципов : 1) индивидуальный и дифференцируемый подход к воспитанию; 2) воспитание в группе и через коллектив; 3) воспитание в процессе деятельности; 4) сочетание высокой требовательности к воспитанникам и уважением их личного достоинства и заботы о них; 5) опора на положительное в личности и в группе; 6) единство, согласованность, преемственность воспитания.

Методы воспитания – это способы воздействия на воспитуемого.

Система методов воспитания: убеждение, поощрение, пример, принуждение, упражнение.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообучение и самовоспитание, на укрепление своих положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Этот процесс представляет собой осознанное управление личностным ростом, изучение новых знаний и навыков, моделирование поведения, которое должно прослеживаться во всех сферах жизни. Это неотъемлемый атрибут каждого прожитого дня в стремлении стать лучше.

Способы развития личности

ПОД ТЕРМИНОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОНИМАЕТСЯ НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ.

Данный процесс включает в себя познание мира, улучшение приобретенных качеств и навыков, которые соответствуют жизненным целям. Психологи утверждают, что базой для саморазвития выступает функция адаптивности нервной деятельности человека под условия, в которых развивается каждый конкретный индивидуум. Поскольку мотивы и способности к самооценке у всех из нас разнятся, то и цели саморазвития также могут быть разными: духовные интересы и убеждения, материальные блага, профессиональное совершенствование и пр.

Практически все книги саморазвития и самосовершенствования систематизируют такие условия для начала работы над собой:

  • проведение самоанализа и самонаблюдения, чтобы сравнить себя с окружающими и выявить «слабые» места;
  • постановка цели саморазвития;
  • выработка программы для совершенствования своей личности;
  • проявление воли и силы характера.

Пути самосовершенствования

Рассматривая конкретные направления саморазвития личности, можно определить несколько основных путей данного процесса:

1. Совершенствование нравственности

Данный процесс несколько схож с теми методиками, которые преподают педагоги – закладывание норм такта, вежливости, понятий хорошего и плохого. Несомненно, все эти знания остаются актуальными в течение жизни. Однако чем старше становится человек, тем в более серьезные ситуации ему приходится попадать. Моральные ценности и ориентиры перестают делиться на «черное» и «белое», поэтому нередко приходится заниматься психоанализом и быть максимально объективным, находить верное решение.

2. Развитие ума – еще одно направление самосовершенствования индивидуума

Изучение новых навыков и знаний не просто делают из нас эрудированных специалистов, но и весьма интересных собеседников в любом месте, в любое время. К тому же это прекрасное подспорье в пожилом возрасте, ведь тренированный ум не утрачивает свою остроту и концентрацию.

3. Эстетическое самосовершенствование

Данный процесс предполагает изучение высших ценностей общества и искусства. Походы в арт-галереи, музеи, выставки, театры формируют личное мнение и вкус. Не стоит думать, что если вы не родились в семье пейзажистов и не являетесь знатоком искусства, то вы никогда не сможете оценить музыкальные шедевры или художественные полотна.

4. Развитие физической формы

Этот способ саморазвития и самосовершенствования личности подразумевает поддержания тела в тонусе и гармонии с эмоциями. Помимо медицинской пользы для организма, физические тренировки позволяют ощущать себя более уверенно и любить себя.

5. Профессиональное саморазвитие

В условиях стремительного роста технических возможностей, адаптации общества под новые идеи и ценности, необходимо сохранять конкурентоспособность на рынке труда. Грамотный, креативный и уверенный в себе специалист – на вес золота. Поэтому целью такого самосовершенствования является развитие качеств и навыков, полезных для профессиональной деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели основные способы саморазвития личности, которые помогут вам обрести свою цель в жизни и становиться лучше с каждым прожитым днем.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Если Вас интересует стоимость оформления генеральной доверенности , то на сайте notbe.ru Вы сможете найти всю необходимую Вам информацию.

Я часто задаюсь вопросом, почему одни люди не останавливаются на достигнутом и постоянно находятся процессе самосовершенствования, а другие плывут по течению и надеются на волю случая?

Самосовершенствование и профессиональное развитие

Саморазвитие человека — это процесс целенаправленных, планомерных осознанных действий над собой, включающий самосовершенствование своих знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность повысить результативность в профессиональной деятельности. Саморазвитие можно разложить на несколько составляющих:

  • Личностное развитие;
  • Интеллектуальное развитие;
  • Профессиональное развитие;
  • Физическое развитие.

Если вспоминают о профессиональном развитии, то только в том случае, когда уровень мастерства человека не чуток изменился, а повысился на порядок.

Профессиональное саморазвитие не является массовым явлением, потому что не у каждого есть необходимые качества, которые нужны для постоянной и упорной работы надо собой. Саморазвитием могут похвастаться только те личности, которые обладают рядом качеств:

  • Понимание основ саморазвития;
  • Мотивация на решение профессиональных задач и на достижение высоких результатов;
  • Способность к саморазвитию.

На эффективность саморазвития влияют и внешние факторы:

  • Создание социально-психологических условий в рамках корпоративной культуры компании;
  • Наличия условий для развития;
  • Доступ к информации и степени подготовленности для работы с ней.

Как видим, необходимым условием для саморазвития является наличие:

  1. Внутренней мотивации;
  2. Способности к саморазвитию.

Хочется отметить, что не существует саморазвития без желания выполнять свои задачи более результативно и качественно. Поэтому лакмусовой бумажкой человека желающего заняться саморазвитием будет его отношение к своей работе.

Определить уровень на профессиональное саморазвитие можно следующим образом. Если доминирующими факторами на саморазвитие являются внутренние мотивы, то этот человек будет нацелен на саморазвитие, если же внутренние мотивы отсутствуют, то можно смело утверждать, что мотивация на саморазвитие у человека отсутствует.

Нельзя мотивы и внутреннюю мотивацию высосать из пальца — это процесс продолжительный и довольно сложный. Наличие у человека данного вида мотивации позволит ему самостоятельно добиться успеха в процессе преобразований.

Развитие человека происходит благодаря различным видам его деятельности и общению с другими людьми. Но более быстро это происходит тогда, когда профессиональная деятельность дополняется планомерным саморазвитием. Конечно, точно так же, как обстоит дело и с мотивацией саморазвитие присутствует не у всех, однако способность к саморазвитию можно создать и развить довольно быстро.

Умения необходимые для саморазвития:
  • Замечать недостатки и удерживающие самоограничения;
  • Анализ собственной работы;
  • Конструктивная критика своей деятельности.

Если игнорировать саморазвитие, то придется пройти путь естественного созревания, что не может служить гарантией эффективного результата. Если у человека присутствует мотивация и способности к саморазвитию, то это говорит о том, что человек уже созрел и не нуждается во внешнем присмотре за своим профессиональным ростом. Он самостоятельно способен прикладывать усилия с целью реализации внутреннего потенциала и достигать соответствующих результатов.

Грамотный человек, исходя из поставленных задач, умеет правильно расставлять приоритеты и выбирать правильный путь развития. Задачи могут быть как реальными, так и нереальными. Представим, что человек находится на пятой ступени карьерной лестницы. Логичным для него будет планирования перейти на шестую или при сверхусилиях сразу на седьмую. Если же человек, находящийся на пятой ступени планирует сразу перейти на десятую, то это говорит о неправильных действиях. Такой человек не понимает своих возможностей. Неправильная оценка имеющихся качеств приведет к стрессу, а не к успеху и профессионализму.

Существует три вида профессионально развития:

    Формирование навыков и умений, которых у человека нет в наличии. Без посторонней помощи справиться с этой задачей будет практически невозможно.

  1. Развивать и совершенствовать имеющиеся в наличии положительные умения и качества. Эту задачу можно решить самостоятельными усилиями.
  2. Устранение самоограничений и недостатков, которые негативно сказываются на производительности и эффективности. Тут также понадобится помощь сторонних специалистов.

Надо отметить, что работать сразу по трем направлениям не получится, так как это трудоемкий и психически сложный процесс.

Необходимые условия для самосовершенствования:

Большинство людей думают, что для самосовершенствования не нужны специальные условия. Это ошибка! Нужны специальные условия и некоторые ресурсы. К наиболее важным условиям можно отнести культурные и личностные группы условий.

  1. Организационная культура может стимулировать и помогать человеку в самосовершенствовании, а может и быть препоной. К первому можно отнести культуру, ориентированную на созидание и творчество, а ко второму — бюрократический аппарат.
  2. Руководство может быть примером новатора, а может быть и острожного консерватора. От этого будет зависеть, какая будет атмосфера в коллективе. Если руководитель заинтересован в привлечении персонала к обсуждению производственных проблем, поддерживает инициативных и всем своим видом показывает, что хочет привлечь персонал к решению поставленных задач, не против конструктивной критики и не боится рисковать, то тогда создается хорошая возможность для саморазвития.
Для саморазвития каждый человек должен обладать такими ресурсами:
  1. Свободное время для саморазвития;
  2. Доступ к информации;
  3. Наличие производственных условий. К таким условиям можно отнести обучающие программы, тренинги, семинары и различные обучающие мероприятия.

Создание необходимых условий и ресурсов, которые нужны для саморазвития, по определению требуют финансовых вложений. Если не стараться сэкономить каждую копейку, а вкладывать в саморазвитие, то это будет наиболее эффективная инвестиция.

Страница 24 из 29

Сущность и содержание самовоспитания

Самовоспитание ? осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицатель-ных личностных качеств.

В пословицах и поговорках разных стран мира нередко высказывается мысль о том, что человека в себе ты воспитываешь прежде всего сам. Народная педагогика стремится дать детям идеал героя, которому следует подражать, старается побудить их вырабатывать у себя положительные качества.

Прогрессивные педагогические деятели прошлого призывали бережно относиться к ребенку, уделяли много внимания его внутреннему миру. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.И. Герцен,
Н.Г. Чернышевский, говоря о формировании человека, подчеркивали «важность самовоспитания и самосовершенствования». История развития педагогической науки свидетельствует о том, как усиливалось внимание ученых к внутреннему миру ребенка, без знания которого не может быть полноценного и эффективного воспитания. Воспитание невозможно и без участия в нем самого ребенка.

Сегодня не только в педагогической литературе, но и в самых разнообразных общественно-политических изданиях, в периодической печати все чаще стали встречаться слова: самостоя-тельность, творческая самодеятельность, самообразование, самовоспитание, самодисциплина граждан, самосознание, самовыражение, самоконтроль, самокритичность и т.д. И дело вовсе не в том, что в русском языке огромное количество слов, начинающихся с корня «сам», а в том, что самовоспитанию и самосовершенствованию долгое время не уделяли должного внимания.

Другой объективной предпосылкой саморазвития является биологическая природа человека, его генотип, программа его созревания. Недаром И.П. Павлов назвал человека великолепной, совершенной, саморегулирующейся системой. Современная наука полностью подтвердила это определение.

Чем же все это объяснить?

Внутренний мир ребенка? результат взаимодействия его психики с окружающим миром, поэтому изменение этого внутреннего мира порождается двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики. Вот почему воспитание только в том случае может влиять на развитие ребенка, когда оно соответствует потребностям его развития, опирается на его внутренний мир. Нельзя забывать, что уровень достигнутого развития сам становится ведущим фактором последующего развития ребенка.

Поэтому воспитание есть процесс научно организованного педагогического воздействия на психику ребенка с целью формирования качеств, необходимых обществу и самой личности, процесс побуждения к самосовершенствованию, процесс управления саморазвитием. Если образно выразить суть педагогического воздействия, то можно сказать так: судьба всякого воспитательного влияния зависит не столько от потенциалов станции назначения (т.е. от силы общественного мнения детского коллектива, влияния семьи и т.д.), сколько от потенциалов станции отправления (т.е. от уровня развития ребенка, его отношения к воспитательным явлениям, от того, что и как он воспринимает, перерабатывает и т.д.) Вот почему со всей остротой встает вопрос о сущности развития ребенка, о механизмах изменения его внутреннего мира, о возможностях воспитания и самовоспитания, об их взаимодействии.

Саморазвитие в психике ребенка обнаруживается в разнообразных явлениях, к которым можно отнести: рост и созревание, саморегуляцию организма и психики, доминанту, динамический стереотип, внутренние противоречия в психическом развитии и т.д.

Первоначально саморазвитие определяется действием наследственности и первичных материальных потребностей. В дальнейшем источниками саморазвития становятся противоречия внутреннего мира ребенка, порожденные взаимодействием наследственности и достигнутым уровнем развития психики, потребностями и возможностями их удовлетворения, желаниями, стремлениями и действительными силами, реальными способностями ребенка. Постепенно сфера биологических, физиологических противоречий все более перемещается в духовную жизнь ребенка, действие наследственности в развитии замещается достигнутым уровнем развития психики.

Развитие ? это стихийный и осознанный, управляемый и самоуправляемый процесс, в результате которого совершенствуются силы и способности человека, обеспечивающие ему высокую активность в окружающем мире.

Воспитание ? это процесс внешнего управления развитием личности, в том числе, создания условий для саморазвития наследственных данных, это побуждение к самовоспитанию и управление им.

Ребенок активно участвует в своем собственном развитии. Но формы этого участия различны. Существуют различные формы саморазвития и самосовершенствования личности: ориентация на личность, ориентация на коллектив, слепое подражание (копирование), осознанное подражание (следование примеру), бессознательное приспособление, осознанное приспособление (выполнение требований, режим, следование традициям, упражнения, тренировки) и самовоспитание. Как назвать все эти формы саморазвития и самосовершенствования личности, поскольку все они в жизни ребенка существуют во взаимосвязи, во взаимодействии, проявляются на разных уровнях в различных сочетаниях? Термин «самосовершенствование» означает осознанное саморазвитие, а между тем, в это понятие следует включить и бессознательное саморазвитие. Поэтому мы условно называем приспособление, подражание, самовоспитание и т.д. участием личности в собственном развитии.

Между различными формами саморазвития и самосовершенствования личности не существует строгих границ. Ориентация на взрослого может перерасти в приспособление или подражание, а последние при определенных условиях переходят в самовоспитание. Переход от одной формы самосовершенствования к другой зависит, в первую очередь, от тех общих компонентов, которые есть и в приспособлении, и в подражании, и в самовоспитании, и в ориентации на личность или коллектив.

Первым общим компонентом, который существует во всех видах самосовершенствования, но на разных уровнях, является ориентировочная деятельность. Ориентировочная деятельность является господствующей при ориентации на взрослого и коллектив, она в значительной мере определяет характер подражания, приспособления. Диалектика развития ориентировочной деятельности в различных формах саморазвития и самосовершенствования ребенка обусловлена возрастанием воли и сознания в регулировании поведения. Если у новорожденных ориентировочная деятельность сводилась к проявлению безусловных рефлексов, то уже к году важное место занимают условные рефлексы. Чем старше возраст, тем важнее в ориентировочной деятельности функции сознания и приобретенных привычек, навыков поведения.

Вторым общим компонентом, который проявляется во всех формах саморазвития и самосовершенствования личности, является самоуправление поведением. Ребенок проходит путь от существа с некоординированными, стихийными движениями до личности со своей волей, направленностью, программой жизни. На этом пути множество этапов: овладение элементарными движениями, период «Я сам», последовательное становление самостоятельности во всех новых видах деятельности, формирование самообладания, самодисциплины, самоуправление поведением с помощью воли, развитие целеустремленности, как синтеза воли и убеждений. Самовоспитание по своему существу, есть волевой процесс. Самовоспитание требует определенной самостоятельности, активизирующих сторон воли (активности, настойчивости, самоприказа) и сдерживающих сторон воли (выдержки, самообладания, самодисциплины, самозакрепощения, самоотказа). Все это крайне важно для самоуправления поведением, поскольку важно то усиливать действия, то их сдерживать, то управлять своими силами и способностями, то регулировать их.

Третьим общим компонентом всех форм саморазвития и самосовершенствования личности является проявление потребности в развитии. Биологической основой этой потребности является созревание, а психологической? достигнутый уровень развития психики.

Программа созревания, заложенная в наследственности, побуждает ребенка к движению, к действию, к применению своих сил и развитию своих способностей. Постепенно созревание превращается в потребность развития не только в биологическом, но и психическом плане.

В процессе воспитания и своей деятельности в окружающем мире ребенок удовлетворяет потребность в развитии вначале стихийно, неосознанно. Но всякое проявление жизни у человека в конце концов приобретает социальный и осознанный характер. И тогда саморазвитие, как объективное явление, превращается в развитие личности, как процесс, управляемый другими людьми и самой личностью. Вот почему движущими силами самовоспитания являются одновременно и объективные, и субъективные факторы.

На базе потребности в развитии формируется потребность в самосовершенствовании. Отсюда и возникают цели самовоспитания, мотивы работы над собой, стремление избавиться от недостатков, следовать хорошему примеру и т.д. Как видим, переход от природных, объективных факторов самовоспитания к субъективным сложен, длителен, но реален.

Точно так же изменяется характер саморегуляции при связях организма и среды. Известно, что наличие определенной среды? главное условие развития организма. Взаимодействие среды и организма порождает динамический стереотип, т.е. устойчивую, хотя и постоянно изменяющуюся систему внутренней саморегуляции. Вначале ребенок автоматически регулирует обмен веществ в организме с помощью наследственных безусловных рефлексов. Затем, по мере расширения связей с окружающей средой, саморегуляция чисто физиологическая перерастает в саморегуляцию психическую. И на этом уровне уже недостаточно одной только биологической саморегуляции.

Одной внутренней саморегуляции на всех уровнях (биологическом и психическом) недостаточно для благоприятного положения в социальной среде; возникает, с одной стороны, необходимость в дополнительной рефляции жизнедеятельности человека извне (требования общества и коллектива к личности, влияние воспитания и т.д.), а с другой? изменение самой социальной среды в масштабе общества объединенными усилиями людей (саморегуляция общества). Общественная и индивидуальная саморегуляция неразделимы.

Человек не только изменяется под воздействием внешних условий, он сам эти условия изменяет. Поэтому саморегуляция? это не только изменение внутреннего мира в соответствии с изменениями внешнего мира. Это также изменение самого объективного мира усилиями развивающейся личности. Изменение себя и обстоятельств в едином процессе? вот сущность марксистской концепции развития личности.

Таким образом, здесь объективные факторы саморазвития постепенно переходят в субъективные, подконтрольные воле и сознанию человека.

Попытаемся определить основные термины, с которыми имеет дело теория самовоспитания.

Саморазвитие ? это объективный процесс становления личности под влиянием программы созревания, биологического развития и независимых от личности факторов внешнего мира? среды биологической и социальной.

Развитие - это процесс, включающий саморазвитие, и, кроме того, это изменение физическое, психическое и социальное, совершающееся под воздействием воспитания и самовоспитания.

Цели самовоспитания ? это те внутренние устремления личности, которые побуждают ее постоянно совершенствовать свои силы и способности.

Когда цели жизни, отражающие стремления воспитанника в самовоспитании, соединяются с волей, формируется движущая сила самовоспитания? целеустремленность. Соединение идеала с целеустремленностью и дает общественную направленность личности? главный внутренний источник мотивов поведения, мотивов самовоспитания.

Мотивы самовоспитания - осознанные причины, интересы, стремления, установки, потребности, которые заставляют личность работать над собой. Цель и есть главный мотив самовоспитания. Неслучайно наличие целеустремленности отмечается всеми учеными как решающее условие успешного самовоспитания.

После того, как человек начал работать над собой, вступают в действие стимулы самовоспитания. Они бывают внешними (требования общества, коллектива, педагога, условия соревнования, характер деятельности, профессии и т.д.) и внутренними (требовательность к себе, самокритичность, желание утвердиться в собственных глазах и др.). Стимулы и мотивы связаны между собой, часто переходят друг в друга.

Центр управления самовоспитанием? это самосознание. Идеал? высшее и сложнейшее образование самосознания, которое объединяет представление о целях жизни, прекрасном и других людях и себе, критерии нравственного поведения, жизненный опыт и связь своего «Я» с жизнью других людей. При самовоспитании идеал является сжатой программой и главным внутренним стимулом самосовершенствования, он управляет всей деятельностью самосознания, корректируя проявление самокритичности, требовательности к себе, самоанализа и т.д.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности