Избирательное право англии в 20 веке. Развитие политической системы Великобритании в XIX в

Государственный строй Великобритании в XX в. изменялся как в результате некоторых реформ конституционного характера, так и главным образом путем модификации прежних конвенций неписаной конституции.

Для Великобритании характерна, как известно, большая, чем в других странах, стабильность политических институтов и учреждений, являющаяся результатом не только консенсуса ведущих политических сил, но и предпочтения эволюционного пути развития резким «историческим поворотам», более гибких изменений во взаимоотношениях государственных органов. Британская политическая элита сумела также сохранить и использовать в своих интересах учреждения феодального происхождения - монархию и палату лордов.

Изменения, внесенные непосредственно в конституционное законодательство Великобритании, имели в большинстве случаев демократический характер. Среди них следует выделить очередную серию реформ избирательного права, а также реформу парламента.

Избирательная реформа 1918 г. впервые предоставила право голоса женщинам, но участвовать в выборах могли лишь женщины не моложе 30 лет, если они или их мужья имели ежегодный доход в 5 ф. ст. Реформа 1928 г. распространила право участвовать в выборах на все женское и мужское население старше 21 года, впервые установив в Великобритании всеобщее избирательное право. После второй мировой войны процесс демократизации избирательного права получил логическое завершение. В 1948 г. Акт о народном представительстве ликвидировал «двойной вотум», а в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.

В конце XIX -начале XX в. английский парламент превратился в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин. Организационная структура и партийная дисциплина, выработанные главными партиями применительно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутатов каждой партии своему лидеру. За поддержанием партийной дисциплины и обеспечением нужного правительству исхода голосования следили так называемые парламентские «кнуты».

Умалению роли парламента способствовало также ограничение свободы прений. В 1882 г., после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва принятия чрезвычайных законов, палата общин приняла Билль о правилах прекращения прений. Это нововведение дало возможность правительству в любое время ставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. Таким образом, правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему «кнутов» и правила прекращения прений, определяло направления работы палаты общин и подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа.

В этом плане достаточно легко объяснима реформа парламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабинетом палаты общин в ущерб неизбираемой верхней палате. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило отклонение верхней палатой правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей. Кроме того, в первые послевоенные годы был отменен Закон о стачках 1927 г., существенно ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социальных служб.

Внутренние, глубинные изменения в государственном строе и политической системе Великобритании в XX в. затронули в первую очередь взаимоотношения высших исполнительных и законодательных органов. Усиление роли кабинета министров сопровождалось относительным Падением роли парламента в области законодательства и контроля за деятельностью правительства. Прежде всего, в руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. В предшествующий период акты органов исполнительной власти, издаваемые с разрешения парламента (делегированное законодательство), касались лишь второстепенных вопросов. Теперь же парламент делегировал исполнительным органам право издавать акты и по таким вопросам, которые ранее составляли исключительную прерогативу палаты общин.

Более того, со времен первой мировой войны кабинет министров Великобритании получил в свое распоряжение и чрезвычайные полномочия. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях, который предоставил правительству право издавать от имени короля указ о чрезвычайном положении. Такой указ мог быть издан в случае, если имелась «непосредственная угроза со стороны лица или группы лиц» снабжению общества средствами жизнеобеспечения (продовольствие, транспорт, энергия и т. п.), и предусматривал возможность применения чрезвычайных мер для поддержания «нормальной жизни общества», обеспечения страны важными ресурсами и предметами первой необходимости. Парламент должен был одобрить указ о введении чрезвычайных полномочий в семидневный срок, не рассматривая конкретные способы их осуществления правительством. Закон 1920 г. был направлен главным образом против забастовок. В 1964 г. его редакция изменилась и теперь он предусматривает предоставление правительству исключительных полномочий в любых чрезвычайных условиях.

В период между двумя мировыми войнами британский кабинет окончательно стал центральным звеном британской политической системы. Актом о министрах короны 1937 г., определившим размеры жалованья высшим должностным лицам государства, впервые было законодательно (хотя и косвенно) признано существование премьер-министра и его оппонента - лидера оппозиции. Лидер оппозиции наряду с премьер-министром и другими министрами стал получать жалованье из государственной казны.

После второй мировой войны верховенство кабинета в британской государственной машине стало еще более очевидным. В связи с усилением власти премьер-министра система «правления кабинета» трансформировалась в систему «правления премьер-министра», так как премьер-министр без консультаций с кабинетом стал осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства, определять порядок работы кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и пр. Свертывание коллективных форм в работе правительства привело к неофициальному образованию так называемого внутреннего кабинета, в заседаниях которого участвует лишь 4-5 наиболее доверенных главе правительства министров, а также к появлению разветвленной системы комитетов. В период правления консервативной партии и лидерства в ней М. Тэтчер была отмечена дальнейшая централизация государственной власти, ее концентрация в руках премьер-министра, установление «президенциалистского» стиля руководства партией и государством.

В результате отмеченных выше изменений в политической системе Великобритании в XX в. основные принципы конституционализма XVIII-XIX вв., и прежде всего «верховенство парламента», были постепенно лишены реального содержания. То же произошло и с другим принципом британской конституции - парламентской ответственностью правительства. Поражение правительства в результате вотума недоверия в палате общин стало крайне редким явлением. В XX в. это произошло лишь дважды - в 1924 г. и 1979 г. «Партийное правление» кабинета, опора на связанное партийной дисциплиной парламентское большинство членов собственной партии позволяют сделать его власть устойчивой, обеспечить одобрение парламентом его решений.

Корона по-прежнему считается символом стабильности «старой, доброй Англии» и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конституции пределы власти короля четко не обозначены и определяются установившимися политическими обычаями. Хотя за британским монархом формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра, длительная политическая практика свела эти прерогативы к «праву давать советы, праву одобрять и праву предостерегать».

Что касается палаты лордов, то, по мнению некоторых исследователей, средневековые принципы ее формирования (около 1200 наследственных и жалованных пэров) только повышают в современных условиях функциональную роль этого учреждения, поскольку оно менее зависимо от партийной дисциплины и политической конъюнктуры.

Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано более 5 новых министерств (в том числе труда, авиации, транспорта и т. д.), а к середине 60-х гг. общее число министерств и центральных ведомств превысило 100.

Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс.

Жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депутатов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе. Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа - палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы. Хотя избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30-60-х гг. XIX в. Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность. Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

Еще по теме 27. Избирательные реформы в Англии в XIX в.:

  1. §2. Судебная реформа XIX в. Создание адвокатуры нового типа
  2. § 6. Изменения в политической системе в конце XIX - начале XX в.

Развитие избирательного права на протяжении XX в. было отмечено демократизацией и установлением всеобщего избирательного права. Согласно Акту о парламенте 1911г. срок полномочий Палаты общин был сокращен до 5 лет, и выборы стали проходить чаще. (Однако обстоятельства времени не всегда этому благоприятствовали: так, парламент 1910 г. 5 раз продлевал свои полномочия, парламент 1935 г. также 5 раз возобновлял полномочия депутатов.) Согласно новому избирательному закону 1918 г. избирательные права предоставлялись практически всем мужчинам (старше 21 года, с соответствующим цензом оседлости или владения каким-либо коммерческим строением) и частично женщинам (старше 30 лет и владеющим недвижимостью с доходом в 5 фунтов в год). Только в 1928 г. избирательное право мужчин и женщин было уравнено: к выборам допускались все поданные Короны (при условиях оседлости в 3 мес., владения недвижимостью или предприятием, либо окончания университета; из прежних ограничений отпала оговорка о получении пособия по бедности как условии недопущения к выборам). Наконец, в 1945 г. основания ограничений избирательных прав были еще раз сокращены и упрощены. По-прежнему лишаются избирательных прав несовершеннолетние, пэры, шерифы-уполномоченные по выборам, душевнобольные, осужденные и не отбывшие наказания, а также осужденные за избирательные преступления. Ограничения пассивного избирательного права более подробны и включают также лиц, получающих пенсии от короны, банкротов и некоторых др. В 1969 г. избирательный возраст был установлен в 18 лет (для пассивного права – 21 год).

Изменения параллельно коснулись и избирательной системы , изживания последних остатков корпоративного представительства и введению территориального равенства. Закон 1918 г. одновременно с расширением избирательного права уравнял системы выборов в городах и в графствах, число округов с двумя депутатскими местами сократилось до 12 (с 1885 г. таким оставались лондонское Сити, университеты и 23 крохотных городка). В 1948 г. двойные округа были полностью уничтожены, исчезли и прочие архаизмы избирательной системы. От избирательного округа (с зарегистрированным числом избирателей в 70 тыс.) выдвигается 1 депутат, определяемый на основании относительного большинства поданных голосов. Однако реально на выборах конца XX в. сохранились округа и по 18 тыс., и по 125 тыс. избирателей. Порядок регистрации был введен в 1944 г. С 1985 г. получили право участвовать в выборах и британцы, проживающие за границей. Перераспределение округов производится специальными 4 комиссиями раз в 5-7 лет на основании законов 1944 и, последнего по времени, 1983 гг.



Взаимоотношения парламента и правительства характеризовались постепенным сокращением влияния парламента на министров в текущей деятельности. За весь век лишь дважды. (1924 и 1979 гг.) и при специфических обстоятельствах парламент выносил вотум недоверия кабинету. Парламент практически ограничил свою деятельность только законодательством. Причем и здесь влияние правительства было определяющим: из ежегодно вносимых 60-70 законопроектов от правительства одобрялось до 90%, тогда как из 90-100 частных биллей депутатов – не более 15%. На основании Закона о борьбе с терроризмом 1974 г. в практику вошло требование «спешности» обсуждения правительственного проекта – т.е. практически без прений. Более частым стало «закрытие прений» по тому или иному вопросу (хотя давнее правило «гильотины» применялось редко).



В 1967 г. появился новый конституционный институт, важный для взаимоотношений парламента и правительства – парламентского уполномоченного по делам администрации, или омбудсмена *. Он назначался правительством по согласованию с парламентом (который мог его отстранить) и занимался проверкой деятельности министерств в отношении соблюдения гражданских прав (ведомство омбудсмена не могло распространять свой контроль ни на полицию, ни на органы самоуправления, ни на промышленные предприятия). Институт уполномоченного несколько восполнил сокращение собственной парламентской контролирующей деятельности и сделал более непосредственной связь парламента как целостного органа с избирателями.

* Институт омбудсмена («жалобщика») возник в 1713 г. в Швеции. Это был особый объездчик, принимавший частные жалобы и являвшийся в органы администрации для проверок по ним, предупреждая за 1 день. Получил распространение в XX в. в Дании, Норвегии, Новой Зеландии.

Согласно Акту о реформе 1832 г., принято­му по инициативе вигов, более 50 "гнилых местечек" с насе­лением менее 2 тыс. жителей были лишены представитель­ства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населе­нием менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам - двух депута­тов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сель­скими округами. Были введены новые цензы для избирате­лей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы - с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижи­мым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бед­ных и проживание не менее 6 месяцев в данном избира­тельном округе. Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа - палаты общин. Важ­нейшим политическим итогом реформы стало также полу­чение вигами стабильного большинства в парламенте. В ком­промисс с аристократией была вовлечена новая фракция - магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени ис­тория английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осущест­влении ее программы. Хотя избирательный корпус увели­чился почти вдвое, правом голоса после реформы пользова­лось менее 5% всего населения. Борьба за более демократи­ческую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30-60-х гг. XIX в. Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределе­нием депутатских мест предусмотрела дальнейшее расшире­ние избирательного корпуса, необходимое в новых услови­ях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных пар­тий. Виги окончательно стали партией промышленной бур­жуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выра­жали интересы преимущественно землевладельческой ари­стократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли пар­тийные организации вне парламента "для содействия реги­страции". Была централизована предвыборная деятельность. Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., кото­рые составили третью по счету в XIX в. избирательную ре­форму. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приоб­рели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, кото­рые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в ок­руге 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся "двойной вотум" - право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.



61. Возникновение и особенности американского гос-ва. В рамках британская колонейская империя разделилась на 2 вида колоний:

колонии завоеванные , в которых преобладало туземное население (Индия).

Переселенческие, в которых преобладало «белое» население. К середине ХVIII века в Северной Америке существовало 13 колоний Англии, которые находились под управлением Великобритании и, соответственно, их жители были подданными Английского короля. Одни колонии управлялись на основе королевских хартий – народные. В них существовали органы самоуправления. Другие назывались «коронными» – управлялись назначенными королем губернаторами.

Собственнические - принадлежали частным лицам. С самого начала образования этих колоний стало проявляться отличие севера и юга. В северных и центральных колониях, в основном, селились представители буржуазии и крестьянства, что предопределили принципы фермер.путь колоний, тогда как в южных селились аристократы – плантационный путь развития. При наличии свободных земель не хватало рабочих рук. Выход был найден в начале в «белом», а затем черном рабстве.В отношении своих колоний Великобритания проводила политику превращения их в источники дешевого сырья и рынка сбыта своих товаров. Такой статус колоний сдерживал развитие капитализма, поэтому начавшаяся в конце 18 века война за независимость была своеобразной буржуазной революцией. Объективной причиной этой войны были следующие злоупотребления королевской власти:В сфере сельского хозяйства. Метрополия вводила ограничение на пути освоения свободных земель.В сфере промышленности. Метрополия сдерживала развитие обрабатываемой промышленности, в колонии был введен запрет на металлообработку.В сфере торговли. Метрополия запрещала колониям напрямую торговать с другими странами и иметь свой торговый флот.В сфере управления колониями. Чиновники стали допускать административный произвол.В 1774 г. представители колоний собрались на первый континентальный Конгресс. Конгресс потребовал от короля устранить все злоупотребления, в ответ на это король послал войска, так и началась война за независимость.Для оправдания войны в 1776 г. собрался второй Конгресс, который и принял Декларацию независимости. В начале этой Декларации указана цель ее принятия – объяснить всем странам причины войны с Великобританией. Автором был Т.Джефферсон. Он положил в основу Декларации 2 концепции: теория естественных прав и договорная теория происхождения государства. Условно в ней выделил 4 части:провозглашение естественных прав.Для обеспечения этих прав «согласие управляемых утверждается правительством, если правительство нарушает естественные права, то у народа появляется право разорвать политическую связь с правительством и сформировать новое».В третьей части перечисляемые корон. Власти, т.е. доказательства.Вывод: колонии объявляются независимыми государствами.Т.Джефферсон предлагал закрепить в Декларации пункт о запрете рабства, но представители юга не допустили этого.Необходимость ведения общей войны предопределяло создание союза штатов. В 1781 г. были приняты статьи Конфедерации. В этом акте провозглашается создание вечного союза США. В этом акте все штаты сохраняют статус независимости государств и союз носил военный и внешне политический характер. Решение общих органов: конгресс и комитета штатов носили лишь рекомендательный характер и реализовывались лишь в том случае, если они утверждались в самих штатах. В конгрессе заседали от 2 до 7 представителей от каждого штата, но при голосовании штат имел 1 голос.Т.о. США по этому акту не представлял собой единое союзное государство, а были лишь конфедерацией.В 1783 г. война завершилась победой штатов, подписанием Мирного Версальского договора.

Главное противоречие в развитии парламентской монархии в Англии после "Славной революции" состояло в противоречии между быстро растущим экономическим могуществом промышленной буржуазии и установившимся режимом парламентской олигархии, отражавшим интересы земельной аристократии. Достигнутый в ходе "Славной революции" компромисс между правящим классом земельных магнатов и торгово-финансовой буржуазией в части гарантий интересов последней не соблюдался. Режим парламентской олигархии перестал отвечать потребностям новых классов, вышедших на историческую арену в ходе промышленного переворота 60–80-х гг. XVIII в. Промышленный переворот означал переход от мануфактуры к системе машин – фабрике. Господство фабрики, появление новых станков, активное использование водяной и паровой энергии значительно подняли производительность общественного труда. Это оказало влияние на все стороны жизни английского общества и сделало Англию первой промышленной страной мира. Промышленный переворот изменил социальную структуру английского общества. Основными классами индустриального общества в городах стали промышленная буржуазия и пролетариат, а в сельской местностикрупные капиталистические фермеры, арендовавшие земли у лендлордов-аристократов, и батраки.

К началу XIX в. Англия из сельской страны превратилась в урбанизированную. Быстро росло население городов за счет бежавших из деревень крестьян, которые уже не могли прокормить свои семьи из-за малоземелья. Города стали средоточием буржуазии, но не финансово-торговой, как прежде, а промышленной. Хотя именно промышленная буржуазия и фермеры-арендаторы были лишены возможности определять политический курс, участвовать в управлении государством. Реальная политическая власть была сосредоточена в руках английской аристократии. Промышленная и сельская буржуазия стремилась к перераспределению властных ресурсов в свою пользу в соответствии с возросшим экономическим могуществом. Ее главная задача состояла в установлении политического контроля над нижней палатой парламента – Палатой общин. Однако установлению полновластия буржуазии в нижней палате мешала архаическая избирательная система, сохранившаяся еще со Средневековья, позволявшая земельной аристократии проводить в палату общин своих представителей. Только реформа избирательной системы позволила бы буржуазии расширить свое политическое представительство в парламенте.

Избирательная реформа 1832 г. и ее политические последствия. Политическое представительство земельных магнатов в палате общин позволяло контролировать избирательную систему, которая сложилась в период существования средневекового парламента. Избирательные округа были неравными, депутатский корпус формировали не промышленные города, а мелкие деревни и города, имевшие избирательные преимущества. Из 658 депутатов Палаты общин 467 выбирали мелкие города и деревеньки – "гнилые местечки ". Это были деревни или селения, где проживало несколько сотен человек. В свое время они получили избирательные привилегии и пользовались ими. Очень часто такие местечки принадлежали какому-либо лорду, и выборы фактически превращались в назначение лордом депутата. Арендаторы земли лендлордов голосовали по их указаниям. Местечки такого рода получили меткое название "карманных". По мнению французского историка Шарля Сеньобоса (1854–1942), в соответствии с такой системой голосования считалось, что из 658 депутатов 424 были заранее назначены. В среднем на одно такое местечко по подсчетам русского государствоведа Александра Градовского (1841–1889) приходилось 12 избирателей, посылавших в парламент по два депутата. В то же время интересы 500-тысячного Лондона (XVIII в.) представляли в Палате общин четыре депутата. Избирательный корпус, т.е. число граждан, обладавших правом голосовать, был узким, замкнутым. Из 14 млн человек, проживавших в Англии и Уэльсе в начале XIX в., активным избирательным правом (т.е. правом избирать) пользовались 300 тыс. человек, и лишь 15 тыс. избирателей выбирало большую часть депутатов парламента.

Следовательно, буржуазия, пролетариат, сельские арендаторы и батраки были лишены возможности представлять свои интересы в парламенте. Буржуазии удалось привлечь на свою сторону широкие народные массы. Движение за реформу развернулось по всей стране и охватило миллионные массы населения. Виги, более тесно связанные с буржуазией, чем тори, были вынуждены согласиться с необходимостью проведения избирательной реформы. Проект избирательной реформы вносился в парламент главой правительства вигов Греем и трижды отклонялся палатой лордов. После этого Грей подал в отставку, а по стране прокатились манифестации рабочих и буржуазии в поддержку проекта вигов. Обострению политической борьбы способствовала Июльская революция (1830 г.) во Франции. Англия стояла на пороге новой революции. В этих условиях правительство тори было вынуждено пойти на уступки.

Билль о реформе был утвержден в июле 1832 г. под названием "Акт об улучшении народного представительства в Англии и Уэльсе". Была изменена избирательная география, т.е. осуществлена новая нарезка избирательных округов, учитывающая последствия промышленного переворота. 56 "гнилых" местечек и все местечки, в которых проживало менее 2 тыс. человек, лишились представительства в парламенте. 30 городов с населением от 2 до 4 тыс. человек теперь могли посылать в парламент по одному представителю вместо двух. В итоге в парламенте освободилось 143 места, которые были распределены следующим образом: 62 места предоставили графствам, 63 – городам и 18 – Шотландии и Ирландии.

Одновременно с перераспределением избирательных округов вводился новый избирательный ценз. Старый избирательный ценз, введенный в Средние века и составлявший 40 шиллингов – сумму, необходимую на содержание и экипировку рыцаря, был отменен. Право голоса на парламентских выборах получили те жители графств и городов, которые владели имуществом, приносившим в год 10 ф. ст. дохода. В городах это были собственник дома и наниматель дома, чей доход достигал 10 ф. ст. в год (т.е. равнялся доходу арендатора средней руки). В сельской местности это были собственники, долгосрочные арендаторы с доходом в 10 ф. ст. и краткосрочные арендаторы с доходом в 50 ф. ст. В результате проведенной реформы количество избирателей увеличилось незначительно: в графствах оно поднялось с 247 до 376 тыс., а в городах – со 188 до 256 тыс. человек. Избирательная реформа 1832 г. означала политическую победу буржуазии над земельной аристократией.

Политические последствия изменения избирательной системы в Англии состояли в следующем. Во-первых, в результате реформы 1832 г. изменилось соотношение сил между палатой лордов и палатой общин в пользу последней. Она теперь получила право называться "представительницей интересов всей страны". Во-вторых, реформа лишила возможности лордов и короля с помощью "карманных" и "гнилых" местечек влиять на состав палаты общин. В-третьих, после проведения избирательной реформы 1832 г. в Англии окончательно установился принцип ответственного правительства, остающегося у власти до тех пор, пока ему оказывают доверие и поддержку большинство палаты общин. Государственный аппарат и местное управление были приспособлены к новым условиям работы. В-четвертых, произошел процесс институционализации политических партий в их современном понимании и складывания классической двухпартийной системы Англии. Однако ни многочисленный промышленный пролетариат, ни мелкая буржуазия, ни сельские батраки не получили избирательных прав в результате реформы 1832 г. и не могли влиять на политику правительства.

Избирательная реформа 1867 г. Избирательная реформа 1867 г. стала следствием объективного совпадения требований, с одной стороны, промышленного пролетариата Англии, который связывал улучшение своих жизненных условий с введением всеобщего избирательного права, а с другой – либеральной буржуазии, выступавшей за дальнейшую демократизацию политического строя и нуждавшейся в новом союзнике в лице рабочей аристократии. Свою цель рабочие надеялись осуществить путем организации демонстраций, митингов, подачей петиций парламенту с требованием всеобщего избирательного права. Эти петиции получили название "Народных хартий" (от англ. – чартер). Отсюда чартисты – это сторонники хартии.

Созданная в 1836 г. в Лондоне Ассоциация рабочих выработала и внесла в парламент в 1838 г. первую петицию о Народной хартии. Под ней стояли подписи 1280 тыс. англичан, и она содержала 6 требований: 1) всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе не менее 6 месяцев; 2) отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента; 3) равное представительство и уравнение избирательных округов; 4) ежегодные выборы в парламент; 5) вознаграждение труда депутатов; 6) тайное голосование. Но парламент отказался признать эту хартию. Митинги протеста были жестоко подавлены полицией. В мае 1842 г. чартисты подали вторую петицию, которую на этот раз подписали 3315 тыс. человек, т.е. более половины взрослого населения Англии того времени. По и эта петиция была отклонена. Правительственные репрессии против чартистского движения были усилены. Третью петицию с подписями 5 млн человек внесли в парламент 10 апреля 1848 г. Однако она также была отвергнута парламентом. Массовые репрессии уничтожили чартистское движение. Но правящие круги Англии понимали невозможность своими силами справиться с растущим рабочим движением. Они искали себе союзника и нашли его в лице рабочей аристократии – слое квалифицированных, высокооплачиваемых рабочих. Подкупая ее более высокой заработной платой, предоставляя некоторые политические права, буржуазия использовала ее в борьбе с революционным пролетариатом Англии. Этой же цели служила избирательная реформа 1867 г., в результате которой не только промышленная и торговая буржуазия, но и рабочая аристократия получили право голоса на выборах в парламент.

Билль об избирательной реформе был предложен вигами, но принят Кабинетом консерваторов во главе с Б. Дизраэли. Избирательная реформа 1867 г. предусматривала: 1) новое перераспределение мест в парламенте и 2) изменение избирательного ценза. Изменения в избирательной географии были минимальны. Они коснулись 11 "гнилых" местечек, которые были лишены представительства в парламенте, а 35 местечек сохранили право выбора лишь одного депутата. В итоге были перераспределены 53 мандата: 30 депутатских мандатов было отдано графствам, а 23 – крупнейшим городам. Однако по-прежнему крупные города имели 34 мандата из 560. Более радикально был расширен избирательный корпус, который увеличился на 1 млн человек. Он включал в себя большое число мелкой и средней буржуазии, рабочей аристократии, всех тех, кто уплачивал налог. Это было принципиальное новшество в избирательном законодательстве. В графствах имущественный ценз был снижен с 10 до 5 ф. ст. годового дохода. Право голоса было предоставлено также лицам, платившим подоходный налог в размере 12 ф. ст. независимо от вида имущества. Избирательное право в городах получили лица, которые в течение 12 месяцев в качестве собственников или арендаторов занимали жилой дом или часть его в виде отдельной квартиры, безотносительно стоимости квартиры, уплатившие налог в пользу бедных, а также лица, арендующие в течение 12 месяцев немеблированную квартиру за плату в 10 ф. ст. Занимать отдельную квартиру могли только представители рабочей аристократии.

Существенными недостатками избирательной реформы 1867 г. являлись: 1) сохранение неравномерного распределения избирательных округов; 2) лишение избирательных прав основной массы рабочего класса (две трети взрослого мужского населения) и отсутствие права голоса у женщин; 3) сохранение процедуры открытого голосования (вплоть до 1872 г.).

Избирательная реформа 1884–1885 гг. Третья избирательная реформа была призвана: 1) устранить диспропорции между различным числом избирателей и числом мандатов в разных округах; 2) ликвидировать плюральный вотум, т.е. возможность одному избирателю голосовать несколько раз в местах нахождения их недвижимости; 3) предоставить право голоса "новым" избирателям за счет устранения пестроты избирательных цензов.

В декабре 1884 г. вступил в силу закон об избирательной реформе. Число избирателей в Англии увеличилось на 2 млн и достигло 5 млн человек. Основное значение нового избирательного закона состояло в том, что он предоставил право голоса в графствах лицам, арендующим немеблированные квартиры за плату в 10 ф. ст. в год. Имущественный ценз в городах был отменен. Избирательные права были ограничены набором цензов: цензом оседлости, пола, обязательным включением в избирательные списки. Не получили избирательных прав женщины, мужчины моложе 21 года и лица, которым в течение 12 месяцев была оказана помощь от прихода. От участия в выборах отстранялись лица, не прожившие в округе определенного законом срока – шесть месяцев. Обязательным условием обладания активным избирательным правом было включение в избирательные списки. В Англии порядок регистрации избирателей был очень сложным. Он регулировался 117 актами, изданными прежде. Особые затруднения создавались для лиц, арендующих квартиры: они должны были регистрироваться каждый год, поэтому часто не заботились о внесении их в избирательные списки. В результате избирательным правом в Англии перед Первой мировой войной пользовался лишь каждый шестой.

Закон 1885 г. установил новый принцип представительства, радикально изменивший избирательную географию. Прежде депутаты в парламент избирались от графства или города как особых юридических учреждений. Теперь вводилась универсальная единица для городов и сельской местности – избирательный округ. Избирательный округ с населением от 15 до 50 тыс. человек избирая одного депутата. Если в округе насчитываюсь более 50 тыс., но менее 65 тыс. человек, то округ получат право посылать в парламент двух депутатов. Округ с населением более 65 тыс. человек избирал в парламент трех депутатов. Вводилась мажоритарная система относительного большинства: победителем из трех кандидатов в избирательном округе признавался тот, кто набрал больше голосов, чем остальные соискатели. Наконец, был установлен срок легислатуры парламента", депутат избиратся на семь лет.

Несмотря на всю ограниченность избирательных реформ XIX в., к политической жизни страны были приобщены миллионные массы избирателей: пять шестых взрослого мужского населения Англии получили право голоса.