Как расшифровывается гдр и фрг. Образование Германской Демократической Республики (ГДР)

Вторая мировая война (1939-1945 гг.), с которой нацистское государство связывало достижение всеевропейского господства и устранение противостояния с СССР , окончилась для Германии полным военным и политическим поражением. После военной капитуляции (8 мая 1945 г.) прежнее германское государство и номинально, и практически прекратило свое существование. Власть в стране и все функции управления перешли к военной администрации оккупировавших Германию держав.

В продолжение переходного периода (1945-1949 гг.) восстановление германской государственности было осложнено, во-первых, разрушительными последствиями войны, во-вторых, нарастанием противоречий между прежними союзниками по вопросам о будущем государственно-политическом устройстве Европы, в том числе Германии. Это привело в итоге к расколу Германии и к установлению на десятилетия особого оккупационного режима, подразумевавшего ограниченный суверенитет вновь образованных германских государств.

Принципы послевоенного устройства Германии были определены решениями Крымской и, главное. Потсдамской конференциями государств-союзников (СССР, США и Великобритании). Они были поддержаны Францией и рядом других стран, находившихся в состоянии войны с Германией. Согласно этим решениям, в Германии должно было быть полностью разрушено тоталитарное государство: запрещалась НСДАП и все связанные с нею организации, большинство карательных учреждений райха (включая СА, СС и службы СД) были объявлены преступными, распускалась армия, отменялись расовые законы и акты политического значения. В стране должны были последовательно проводиться денацификация, демилитаризация и демократизация. Дальнейшее решение «германского вопроса», включая подготовку мирного договора , отдавалось в руки Совета министров иностранных дел государств-союзников.

5 июня 1945 г. государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управления. Страна подразделялась на 4 оккупационные зоны, которые отдавалась под администрацию Великобритании (наибольшая по территории зона), США, СССР и Франции; совместному управлению подлежала столица – Берлин. Для решения общих вопросов образовался союзный Контрольный совет из главнокомандующих четырех оккупационных армий, решения в котором принимались бы по принципу единогласия. В каждой зоне создавалось собственное управление по типу военного губернаторства. На губернаторов возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, осуществления политики денацификации и демилитаризации, а также преследования нацистских преступников, возвращения ранее насильственно перемещенных лиц и военнопленных всех национальностей.

После установления военной администрации во всех зонах была разрешена деятельность политических партий демократического направления. Новые партии должны были сыграть основную роль в восстановлении государственных структур и в политической организации населения (хотя и в разных целях с позиций СССР и западных держав). В восточной зоне оккупации (СССР) доминирующей политической силой стали возродившиеся Социал-демократическая и Коммунистическая партии. Под давлением советской администрации и под руководством лидеров, находившихся в годы войны в СССР, они слились в Социалистическую единую партию Германии (апрель 1946 г.), поставившую целью установление в стране социалистического государства в духе революционного марксизма и при полном социальном переустройстве страны по советскому образцу. В оккупационных зонах западных держав во главе политических процессов стала вновь образовавшаяся партия – Христианско-демократический союз (июнь 1945 г.); в Баварии аналогичным по направленности объединением стал Христианско-социальный союз (январь 1946 г.). Эти партии стояли на платформе демократического республиканизма, создания общества социального рыночного хозяйства, основанного на частной собственности . Одновременно возродилась в западных зонах и Социал-демократическая партия Германии (июнь 1946 г.).

Расхождения политических курсов партий восточной и западной зон, очевидно вело к гражданскому противостоянию в стране. В условиях резкого расхождения военно-политических целей СССР и США в Европе, их позиций по поводу судьбы Германии (США предполагали политическое дробление страны на несколько самостоятельных земель, СССР – создание единого государства «народной демократии ») такое противостояние вылилось бы в новую мировую войну. Поэтому ситуация предопределила государственный раздел Германии, создание на территории бывшего райха (в границах 1937 г.; согласно основополагающим решениям союзнических конференций все «новоприобретения» отторгались от страны, кроме того, Силезия и Восточная Пруссия отошли к Польше и СССР) двух новых государств.

Образование ФРГ и ГДР

В течение 1945 – 1948 гг. западные зоны консолидировались. В них были проведены реформы административного устройства. В 1945 г. было восстановлено деление на исторические земли, под контролем военных властей возрождены местные представительные органы – ландтаги и земельные правительства . Объединение английской и американской зон оккупации (в т. н. Бизонию ) в декабре 1946 г. подвело к формированию объединенного органа власти и управления. Таким стал Экономический совет (май 1947 г.), избиравшийся ландтагами и полномочный принимать общие финансово-экономические решения. В связи с распространением американского «плана Маршалла» (предусматривавшего финансово-экономическую помощь разоренной Европе) на Германию эти решения приобрели для западных зон все более объединяющее значение. (И одновременно проведение «плана Маршалла» способствовало отъединению восточной зоны, поскольку правительство СССР отвергло его). В Бизоний оформился Совет земель – своего рода вторая правительственная палата, а также Верховный суд; по сути, функции центральной администрации выполнял Административный совет, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель.

Дальнейшие расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послевоенного устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон. В феврале-марте и в апреле-июне 1948 г. на Лондонских конференциях 6 стран-союзников (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) было принято политическое решение о создании особого Западногерманского государства. В 1948 г. к Бизоний была присоединена французская зона оккупации (образовалась т.н. «Тризония»). В июня 1948 г. в западногерманских землях была проведена собственная денежная реформа. 1 июля 1948 г . военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства (согласно особой инструкции в адрес группы по подготовке конституции , начавшей работу в августе 1948 г., западное государство должно было стать федеральным). В мае 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной западногерманской конституции. На очередной сессии Совета министров иностранных дел государств-победителей (май-июнь 1949 г.) раскол стал как бы официально признанным.

Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство , основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.

Конституция ГДР 1949 г. установила основные принципы организации государства: народовластие, политическое доминирование СЕПГ, сочетание законодательных и правительственных полномочий органов демократического представительства. Согласно Конституции за гражданами ГДР признавались демократические свободы (слова, печати, собраний, союзов), оговаривалось равноправие по признакам пола или национальности, за национальными меньшинствами сохранялось право на использование своего языка. Государство брало на себя охрану брака и семьи. Конституция закрепляла и права на собственность, однако оговаривалось, что содержание собственнических прав всецело определяется ее общественным предназначением: «Собственность обязывает» (ст. 22-24). Допускалось принудительное отчуждение собственности в общественных интересах.

Конституция признала формальный политический плюрализм в виде существования нескольких партий. Главенствующей политической силой стала Социалистическая единая партия Германии (1946), продолжившая традиции КПГ; она была и самой массовой общественно-политической организацией (свыше 2 млн. членов). Наряду с нею образовались и партии демократического направления, но несколько специального социального состава: Крестьянская Демократическая партия (1948), объединившая сторонников социалистической кооперации в деревне, Национально-демократическая партия (1948), представлявшая интересы ремесленников и «единоличников», Либерально-демократическая партия (1945) и Христианско-демократический союз (1945), которые главным образом объединили демократическую интеллигенцию. Все эти партии были относительно немногочисленными (не свыше 100 тыс. членов) и участвовали в политическом процессе только под главенством СЕПГ в составе т. н. Национального фронта; места в государственных органах по результатам выборов распределялись на основе установленной партийной квоты (при более чем двойном преимуществе СЕПП.

Верховным органом государственной власти в ГДР была Народная палата . Она избиралась населением (с 21 года) в составе 400 депутатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Депутатские места распределялись по квоте между партиями (117 мест – СЕПГ, по 52 – другим, остальные прочим общественным организациям – на основании закона 1958 г.). Особенностью было то, что избирались также и заместители депутатов, которые занимали их места, если те переходили на другую работу. Народной Палате принадлежали права законодательства, контроль за деятельностью правительства, вотирование бюджета.

Кроме Народной палаты, первоначально была сформирована и Палата земель – на основе пропорционального представительства 5 земель, образовавших ГДР. Однако в 1952 г. поземельное территориальное деление было уничтожено, образовались новые области (14) и округа (217). Поэтому в декабре 1958 г. Палата земель была упразднена, и парламент стал однопалатным.

Народная палата стояла во главе системы народных представительств областей, округов. Формально будучи провозглашены органами государственной власти на местах, местные представительства были полномочны только обеспечивать общественный порядок, культурно-просветительную деятельность на своей территории, т. е. были обычными органами самоуправления, при том что вышестоящие органы сохраняли права отмены решений нижестоящих.

Главой государства был президент . Он избирался на совместном заседании Народной палаты и Палаты земель (первым президентом ГДР был избран в 1949 г. старейший коммунист В. Пик). Президенту принадлежали важные государственные полномочия: опубликования законов, членство в правительстве, международное представительство, право помилования . С кончиной В. Пика в 1960 г. пост президента был упразднен. Роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету, который образовывался Народной палатой на 4 года. Государственному совету поручался также надзор за местными органами власти, он образовывал Национальный совет обороны – особый военно-политический институт, полномочия которого при определенных условиях превышали полномочия любого органа власти, кроме Центрального комитета СЕПГ.

Народная палата также образовывала правительство – Совет министров (в составе председателя, заместителей, министров и др.).Правительство также считалось коалиционным (по партиям), но важные посты вручались только представителям СЕПГ.

В 1968 г. в ГДР была принята новая конституция. Разработана она была по решению VII съезда СЕПГ (1967). В основание новой, по сути, редакции основного закона была положена концепция о «демократии победившего социализма», выдвинутая еще на VI съезде СЕПГ (1963). Общенародный плебисцит 6 апреля 1968 г. утвердил Конституцию (подавляющим большинством в 92% от имеющих право голоса). Позднее, в 1974 г. в Конституцию были внесены дополнительные поправки идеологического значения.

Конституция 1968 г. в целом воспроизвела сложившуюся систему органов государственной власти и управления. «Верховным властным государственным органом ГДР» провозглашалась Народная палата – единственный законодательный орган (ст. 48). Она состояла из 500 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим равным и тайным голосованием. Никаких ограничений (подобным тем, что были в 1949 г., исходя из принципов «классовой демократии» не предполагалось). Полномочия главы государства оставлены были за Государственным советом, в котором возросла роль Председателя Совета, выполнявшего внешнеполитические и организационные функции самостоятельно. Сохранился прежний статус и за правительством. Несколько расширены были права местных народных представительств.

Наиболее детализированными стали конституционные разделы о правах граждан: здесь были декларированы право на участие в политической, социальной и культурной жизни, на занятия культурой, спортом и т. п. Конституция устанавливала централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством в качестве определяющего принципа деятельности экономики. Значительная часть новых идейно-политических правоположений Конституции была обусловлена необходимостью согласовать государственно-правовые нормы с международными документами, конвенциями ООН, и не имела реального юридического значения во внутригосударственной жизни.

В середине 1989 г. в силу не вполне ясных внутренних причин ГДР оказалась в глубоком социально-политическом кризисе. Застой в экономике, обусловленный социалистической системой хозяйствования, нарастание диктаторских стремлений в государственной практике СЕПГ, отказ руководства СЕПГ даже от формальной либерализации системы (наподобие «перестройки» в СССР) и в связи с этим охлаждение отношений с СССР и руководством КПСС вызвали общественное недовольство. Начался массовый исход граждан ГДР заграницу, главным образом в Западную Германию. Руководство ЦК СЕПГ стало на путь полицейской диктатуры, что предопределило и дальнейший рост недовольства, и внешнеполитическую изоляцию ГДР. В этих условиях определяющим для судеб Германии стал выдвинутый канцлером ФРГ Колем план (из «10 пунктов») государственно-политического объединения Германии. Развитие событий, однако, несколько видоизменило намеченные планом перспективы. Правительство ГДР и руководство СЕПГ практически потеряло управление государством, по стране прокатились народные демонстрации. Исходя из собственных внешнеполитических интересов, СССР отказался от поддержки самостоятельного германского восточного государства, согласился с предложениями ФРГ и прежних союзников о выводе советских войск и соответствующих материальных компенсациях. При согласии четырех держав (США. Великобритании, Франции и СССР) ГДР и ФРГ слились в единое государство.

Создание новой единой Германии опиралось на специальные договоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально экономический союз, в августе 1990 г. – государственно-политический. Попытки сохранившей активность части СЕПГ (преобразовавшейся в Партию демократического социализма) отстоять самостоятельность восточной части окончились провалом, т. к. большинство населения не поддержало партию на выборах в местные органы власти. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические 5 земель, которые получили все права соответственно Боннской конституции. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ. Общегерманские выборы (декабрь 1990 г.) принесли победу единому Христианско-демократическому союзу, который вплоть до конца XX в. сохранил в Германии статус правящей партии.

Объединение сделало ФРГ наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль в структурах объединённой Европы.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Германская Демократическая Республика, или сокращенно ГДР, - страна, находящаяся в Центре Европы и обозначаемая на картах ровно 41 год. Это самая западная страна существовавшего в те времена социалистического лагеря, образованная в 1949 г. и вошедшая в состав ФРГ в 1990 г.

Германская Демократическая Республика

На севере граница ГДР проходила по Балтийскому морю, на суше она граничила с ФРГ, Чехословакией и Польшей. Ее площадь составляла 108 тысяч квадратных километров. Численность населения равнялась 17 миллионам человек. Столицей страны был Восточный Берлин. Вся территория ГДР была разделена на 15 округов. В центре страны находилась территория Западного Берлина.

Расположение ГДР

На небольшой по территории ГДР было море, горы и равнины. Север омывался Балтийским морем, которое образовывает несколько заливов и неглубоких лагун. С морем они соединяются при помощи проливов. Ей принадлежали острова, самые большие из них - Рюген, Узедом и Пель. На территории страны много рек. Самые большие - это Одер, Эльба, их притоки Хафель, Шпрее, Заале, а так же Майн - приток Рейна. Из множества озер самые крупные - Мюриц, Шверинер-Зее, Плауэр-Зее.

На юге страну обрамляли невысокие горы, значительно изрезанные реками: с запада Гарц, с юга-запада Тюрингский лес, с юга - Рудные горы с самой высокой вершиной Фихтельберг (1212 метров). Север территории ГДР располагался на Среднеевропейской равнине, южнее лежала равнина Макленбургского поозерья. Южнее от Берлина раскинулась полоса песчаных равнин.

Восточный Берлин

Он был восстановлен практически заново. Город был разделен на оккупационные зоны. После создания ФРГ восточная его часть вошла в ГДР, а западная часть являлась анклавом, со всех сторон окруженным территорией Восточной Германии. Согласно конституции Берлина (Западного), земля, на которой он был расположен, относилась к ФРГ. Столица ГДР была крупным центром науки и культуры страны.

Здесь располагались Академии наук и искусств, много высших учебных заведений. Концертные залы и театры принимали выдающихся музыкантов и артистов со всего мира. Множество парков и аллей служили украшением столицы ГДР. В городе были возведены спортивные сооружения: стадионы, бассейны, корты, площадки для соревнований. Самым известным парком для жителей СССР был Трептов-парк, в котором был установлен памятник воину-освободителю.

Крупные города

Преобладающая часть населения страны была городскими жителями. В небольшой по площади стране располагалось несколько городов, население которых превышало полмиллиона человек. Большие города бывшей Германской Демократической Республики, как правило, имели довольно древнюю историю. Это культурные и экономические центры страны. К самым крупным городам можно отнести Берлин, Дрезден, Лейпциг. Города Восточной Германии были сильно разрушены. Но больше всего пострадал Берлин, где бои шли буквально за каждый дом.

На юге страны располагались самые крупные города: Карл-Маркс-Штадт (Мейсен), Дрезден и Лейпциг. Каждый город ГДР был чем-то знаменит. Росток, расположенный на севере Германии, - это современный город-порт. Знаменитый на весь мир фарфор производили в Карл-Маркс-Штадте (Мейсене). В Йене находился знаменитый завод «Карл Цейс», на котором производили линзы, в том числе и для телескопов, здесь выпускали знаменитые бинокли и микроскопы. Еще этот город был знаменит своими университетами, научными заведениями. Это город студентов. В Веймаре когда-то жили Шиллер и Гетте.

Карл-Маркс-Штадт (1953-1990 гг.)

Этот город, основанный в XII веке в земле Саксония, носит теперь исконное название - Хемниц. Это центр текстильного машиностроения и текстильной промышленности, станкостроения и машиностроения. Город был полностью разрушен английскими и американскими бомбардировщиками и отстроен заново после войны. Остались небольшие островки старинных зданий.

Лейпциг

Город Лейпциг, расположенный в земле Саксония, до объединения ГДР и ФРГ был одним из крупнейших городов Германской Демократической Республики. В 32 километрах от него расположен другой крупный город Германии - Галле, который находится в земле Саксония-Анхальт. Вместе два города образовывают городскую агломерацию, численность населения которой составляет 1 100 тысяч человек.

Город с давних пор является культурным и научным центром Средней Германии. Он известен своими университетами, а также ярмарками. Лейпциг - один из самых развитых промышленных районов Восточной Германии. Со времен позднего Средневековья Лейпциг - это признанный центр книгопечатания и книготорговли Германии.

В этом городе жил и работал величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, а также знаменитый Феликс Мендельсон. Город и сегодня славится своими музыкальными традициями. С давних времен Лейпциг является крупным торговым центром, до последней войны здесь проходили знаменитые пушные торги.

Дрезден

Жемчужина в ряду Германских городов - Дрезден. Сами немцы называют его Флоренцией на Эльбе, так как здесь много памятников архитектуры в стиле барокко. Первые упоминания о нем были зафиксированы в 1206 году. Дрезден всегда был столицей: с 1485 года - маркграфства Мейсен, с 1547 г. - курфюршества Саксонии.

Он расположен на реке Эльбе. В 40 километрах от него проходит граница с Чехией. Он является административным центром Саксонии. Его население насчитывает около 600 000 жителей.

Город очень пострадал от бомбардировок авиации США и Великобритании. Погибло до 30 тысяч жителей и беженцев, в большинстве своем стариков, женщин и детей. При бомбардировке сильно разрушены замок-резиденция, комплекс Цвингер, опера Земпера. Практически весь исторический центр лежал в руинах.

Чтобы восстановить архитектурные памятники, после войны все уцелевшие части зданий были разобраны, переписаны, пронумерованы и вывезены за город. Все, что не подлежало восстановлению, было расчищенно.

Старый город представлял собой ровную площадку, на которой постепенно было восстановлено большинство памятников. Правительство ГДР выступило с предложением о возрождении старого города, которое длилось практически сорок лет. Для жителей были построены вокруг старого города новые кварталы и проспекты.

Герб ГДР

Как и у любой страны, в ГДР был свой герб, описанный в 1 главе конституции. Герб Германской Демократической Республики представлял собой наложенные друг на друга золотые молот, воплощающий рабочий класс, и циркуль, олицетворяющий интеллигенцию. Они были окружены золотым венком пшеницы, олицетворяющим крестьянство, перевитыми лентами национального флага.

Флаг ГДР

Флаг Германской Демократической Республики представлял собой вытянутое полотнище, состоящее из четырех равной ширины полос, окрашенных в национальные цвета Германии: черный, красный и золотой. Посередине флага располагался герб ГДР, что и отличало его от флага ФРГ.

Предпосылки образования ГДР

История ГДР охватывает очень короткий промежуток времени, но она до сих пор с большим вниманием изучается учеными Германии. Страна находилась в жесткой изоляции со стороны ФРГ и всего западного мира. После капитуляции Германии в мае 1945 г. существовали оккупационные зоны, их было четыре, так как прежнее государство прекратило свое существование. Вся власть в стране, со всеми функциями управления, формально перешла к военным администрациям.

Переходный период осложнялся тем, что Германия, особенно ее восточная часть, где сопротивление немцев было отчаянным, лежала в руинах. Варварские бомбардировки авиации Великобритании и США преследовали цель запугать мирное население городов, которые освобождались советской армией, превратить их в груду руин.

Кроме того, не было согласия между бывшими союзниками в отношении видения будущего страны, именно это и привело впоследствии к созданию двух стран - Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики.

Основные принципы восстановления Германии

Еще на Ялтинской конференции рассматривались основные принципы восстановления Германии, которые были позднее полностью согласованы и утверждены на конференции в Потсдаме странами-победителями: СССР, Великобританией и США. Они также были одобрены странами, участвовавшими в войне против Германии, в частности Францией, и содержали следующие положения:

  • Полное разрушение тоталитарного государства.
  • Полное запрещение НСДАП и всех организаций, связанных с ней.
  • Полная ликвидация карательных организаций рейха, таких как СА, СС, служб СД, так как их признали преступными.
  • Полностью была ликвидирована армия.
  • Отменялись расовые и политические законодательные акты.
  • Постепенное и последовательное проведение денацификации, демилитаризации и демократизации.

Решение германского вопроса, в который входил мирный договор, возлагалось на Совет министров стран победителей. Государствами-победителями 05.06.1945 г. обнародована Декларация о поражении Германии, согласно которой страна была поделена на четыре оккупационные зоны, управляющиеся администрациями Великобритании (самая большая зона), СССР, США и Франции. Также на зоны была разбита столица Германии - Берлин. Решение всех вопросов возлагалось на контрольный Совет, в него входили представители победивших стран.

Партии Германии

В Германии для восстановления государственности было разрешено образование новых политических партий, которые носили бы демократический характер. В восточном секторе акцент был сделан на возрождение Коммунистической и Социал-демократической партии Германии, которые вскоре объединились в Социалистическую Единую партию Германии (1946 г.). Ее целью было построение социалистического государства. Это была правящая партия в Германской Демократической Республике.

В западных секторах основной политической силой стала образованная в июне 1945 года партия ХДС (христианско-демократический союз). В 1946 году в Баварии по этому принципу образован ХСС (христианско-социальный союз). Их основной принцип - это демократическая республика, основанная на рыночном хозяйствовании на правах частной собственности.

Политические противостояния по вопросу послевоенного устройства Германии между СССР и остальными странами коалиции были настолько серьезными, что дальнейшее их усугубление привело бы или к расколу государства, или к новой войне.

Образование Германской Демократической Республики

В декабре 1946 года Великобритания и США, проигнорировав многочисленные предложения СССР, объявили об объединении двух своих зон. Ее сокращенно стали называть «Бизония». Тому предшествовал отказ советской администрации поставлять сельскохозяйственные продукты в западные зоны. В ответ на это были прекращены транзитные перевозки оборудования, вывезенного с фабрик и заводов Восточной Германии и находящегося в Рурской области, в зону СССР.

В начале апреля 1949 г. к «Бизонии» присоединяется и Франция, в результате чего образовалась «Тризония», из которой впоследствии была образована Федеративная Республика Германии. Так западные державы, вступив в сговор с крупной германской буржуазией, создали новое государство. В ответ на это в конце 1949 года создается Германская Демократическая Республика. Ее центром и столицей стал Берлин, вернее его советская зона.

Народный Совет был реорганизован временно в Народную Палату, которой была принята Конституция ГДР, прошедшая всенародное обсуждение. 11.09.1949 г. избран первый президент ГДР. Это был легендарный Вильгельм Пик. В это же время временно создано правительство ГДР, которое возглавил О. Гротевол. Все функции по управлению страной военная администрация СССР передала правительству ГДР.

Советский Союз не желал раздела Германии. Им неоднократно выносились предложения по объединению и развитию страны в соответствии с Потсдамскими решениями, но они регулярно отклонялись Великобританией и США. Даже после раздела Германии на две страны Сталин выносил предложения по объединению ГДР и ФРГ при условии соблюдения решений Потсдамской конференции и не втягивания Германии ни в какие политические и военные блоки. Но западные государства ответили на это отказом, проигнорировав решения Потсдама.

Политический строй ГДР

Форма правления страной носила принцип народной демократии, в которой действовал двухпалатный парламент. Государственный строй страны было принято считать буржуазно-демократическим, в котором проходили социалистические преобразования. В состав Германской Демократической Республики вошли земли бывшей Германии Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания.

Нижняя (народная) палата избиралась всеобщим тайным голосованием. Верхняя палата носила название Земельной палаты, исполнительный орган - правительство, которое составляли премьер-министр и министры. Оно формировалось путем назначения, которое проводила самая большая фракция Народной палаты.

Административно-территориальное деление состояло из земель, состоящих из районов, делящихся на общины. Функции законодательных органов выполняли ландтаги, исполнительными органами были правительства земель.

Народная палата - высший орган государства - состояла из 500 депутатов, которых тайным голосованием избирал народ сроком на 4 года. Она была представлена всеми партиями и общественными организациями. Народная палата, действуя на основе законов, принимала важнейшие решения по развитию страны, занималась отношениями между организациями, соблюдением правил сотрудничества граждан, государственных организаций и объединений; принимала главный закон - Конституцию и остальные законы страны.

Экономика ГДР

После раздела Германии экономическое состояние Германской Демократической Республики (ГДР) было очень тяжелым. Эта часть Германии очень сильно была разрушена. Оборудование заводов и фабрик было вывезено в западные сектора Германии. ГДР была попросту оторвана от исторических сырьевых баз, большинство которых находились в ФРГ. Не хватало таких природных ископаемых, как руда и каменный уголь. Мало было специалистов: инженеров, руководящих работников, которые уехали в ФРГ, напуганные пропагандой о жестокой расправе русских.

С помощью Союза и других стран содружества экономика ГДР постепенно стала набирать обороты. Восстанавливались предприятия. Считалось, что сдерживающим фактором развития экономики служило централизованное руководство и плановая экономика. Следует учесть, что восстановление страны проходило в изоляции от западной части Германии, в атмосфере жесткого противостояния двух стран, открытых провокаций.

Исторически сложилось так, что восточные районы Германии были по большей части сельскохозяйственными, а в западной части ее, богатой каменным углем и залежами металлических руд, была сосредоточена тяжелая промышленность, металлургия и машиностроение.

Без финансовой и материальной помощи Советского Союза добиться скорого восстановления промышленности было бы невозможно. За потери, которые понес СССР в годы войны, ГДР выплачивала ему репарационные платежи. С 1950 года их объем был уменьшен вдвое, а в 1954 году СССР отказался от их получения.

Внешнеполитическая обстановка

Символом непримиримости двух блоков стало возведение Германской Демократической Республикой берлинской стены. Восточный и западный блоки Германии наращивали свои военные силы, участились провокации со стороны западного блока. Дело доходило до открытых диверсий и поджогов. На полную мощь работала пропагандистская машина, используя экономические и политические трудности. ФРГ, как и многие страны Западной Европы, не признавала ГДР. Пик обострения отношений пришелся на начало 1960-х годов.

Так называемый «германский кризис» возник еще и благодаря западному Берлину, который, юридически являясь территорией ФРГ, находился в самом центре ГДР. Граница между двумя зонами была условной. В результате противостояния блоков НАТО и стран, входящих в Варшавский блок, Политбюро СЕПГ принимает решение о строительстве вокруг западного Берлина границы, которая представляла собой железобетонную стену длиной 106 км и высотой 3,6 м и ограждение из металлической сетки длиной 66 км. Она простояла с августа 1961 г. до ноября 1989 г.

После слияния ГДР и ФРГ стена была снесена, остался только небольшой участок, ставший мемориалом «Берлинская стена». В октябре 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. История просуществовавшей 41 год Германской Демократической Республики интенсивно изучается и исследуется учеными современной Германии.

Несмотря на пропагандистскую дискредитацию этой страны, ученые прекрасно понимают, что она дала западной Германии очень много. По ряду параметров она превзошла своего западного брата. Да, радость воссоединения была для немцев неподдельной, но умалять значение ГДР, одной из самых развитых стран Европы, не стоит, и многие в современной Германии это отлично понимают.

23 мая 1949 года в западной оккупационной зоне была основана Федеративная Республика Германии. В этот день Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу Основного закона страны.

Первоначально документ носил временный характер, что обосновывалось тем, что существовала надежда на создание единого немецкого государства. Поэтому вместо "Конституции" он получил название "Основной закон". Вместо Конституционного собрания был созван лишь Парламентский совет из представителей ландтагов.

Проект Основного закона ФРГ был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права, действовавшим на основе указаний премьер-министров земель, в свою очередь уполномоченных губернаторами западных оккупационных зон. Проект был рассмотрен Парламентским советом из депутатов, избранных ландтагами земель. Окончательный проект был принят 8 мая 1949 года и вступил в силу 23 мая.

Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство .

Название "Федеративная Республика Германии" было придуманное Теодором Хейсом, будущим первым президентом страны.

Решая вопрос о государственном флаге, Парламентский совет остановился на черно-красно-желтом триколоре, который был знаменем революции 1848 года, стягом борьбы за объединение Германии.

Что касается герба, то члены Парламентского совета не стали нарушать традицию: с XII века на золотом щите династии Штауфенов красовался черный орел с красными лапами и клювом, ведший свое происхождение от герба Карла Великого. Отцы конституции 1949 года лишь убрали из когтей орла свастику, которую он держал 12 лет при нацистском режиме.

О гимне в конституции решили вообще не упоминать, так как знаменитая "Германская песнь" начиналась словами "Германия, Германия, превыше всего", которые все человечество воспринимало как шовинистический клич. Гимн появился только в 1952 году: им стала третья строфа "Германской песни.

Согласно Основному закону, главой государства является Федеральный президент. Президент выполняет, прежде всего, представительские функции, избирается специально созываемым Федеральным собранием (в него входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами) сроком на 5 лет.

Верховным выборным законодательным органом ФРГ является бундестаг - германский парламент, избираемый на 4 года путем всеобщих прямых и тайных выборов (активное и пассивное избирательное право предоставляются по достижении 18 лет). Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, другая половина - по партийным спискам.

В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по партийным спискам. Если партия этот барьер не преодолела, однако получила три или более прямых мандата, поданные за нее голоса учитываются при распределении мест в бундестаге (в этом случае партия не имеет права образовать фракцию).

Принимая законы, бундестаг взаимодействует с представительным органом земель ФРГ - бундесратом, который не является выборным органом. Его члены (премьер-министры и министры земель ФРГ) назначаются земельными правительствами. Состав бундесрата меняется по мере проведения выборов в ландтаги (парламенты) земель. Каждая земля имеет в бундесрате от 3 до 6 голосов в зависимости от численности населения. В настоящее время в бундесрате 69 мест.

Президент и 3 вице-президента бундесрата избираются сроком на 1 год по принципу ротации из числа глав земельных правительств. С 1 ноября 2008 г. по 31 октября 2009 г. президентом бундесрата является премьер-министр Саара Петер Мюллер (ХДС).

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли).

Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Конституция ФРГ , выработанная в 1948‑1949 годах только для Западной Германии, в 1990 году стала Основным законом для всей Германии. Интеграция Германской Демократической Республики в состав ФРГ, осуществленная 3 октября 1990 года, была проведена путем присоединения. ГДР исчезла как юридический, в том числе и как международно-правовой, субъект. Присоединение произошло на основе ст. 23 Основного закона ФРГ в действовавшей в то время редакции. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что "в остальных частях Германии он (Основной закон) должен вступить в силу по их присоединении".

22-24 мая 2009 года в Берлине состоится празднование 60-летия образования Федеративной Республики . Мероприятия начались с экуменической службы в Берлинском соборе. На службу пришли федеральный канцлер Германии Ангела Меркель с мужем Иоахимом Зауэром, министр иностранных дел и кандидат в канцлеры от СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер, министры и представители различных ведомств и организаций. Затем в Концертном зале на Жандарменмаркт в центре столицы начались праздничные выступления, а перед концертом с речью выступил президент ФРГ Хорст Келер.

В период с 1949 по 1990 год на территории современной Германии существовало два отдельных государства — коммунистическая ГДР и капиталистическая ФРГ. Образование этих государств было связано одним из первых серьёзных кризисов времён холодной войны, а объединение Германии — с окончательным падением коммунистического режима в Европе.

Причины разделения

Основной и, пожалуй, единственной причиной разделения Германии было отсутствие среди стран-победительниц единого мнения относительно послевоенного устройства государства. Уже во второй половине 1945 года бывшие союзники стали соперниками, а территория Германии — местом столкновения двух противоречащих друг другу политических систем.

Планы стран-победительниц и процесс разделения

Первые проекты, касающиеся послевоенного устройства Германии, появились ещё в 1943 году. Этот вопрос был поднят на Тегеранской конференции, где встретились Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Поскольку конференция проходила уже после Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге, лидеры «Большой Тройки» прекрасно понимали, что падение нацистского режима произойдёт в течение нескольких ближайших лет.

Наиболее смелый проект предложил американский президент. Он считал, что на территории Германии необходимо создать пять отдельных государств. Черчилль также полагал, что после войны Германия не должна существовать в прежних границах. Сталин, которого больше беспокоило открытие второго фронта в Европе, считал вопрос о разделении Германии преждевременным и не самым важным. Он полагал, что ничто не сможет в дальнейшем помешать Германии снова стать единым государством.

Вопрос о расчленении Германии поднимался и на последующих встречах лидеров «Большой Тройки». Во время Потсдамской конференции (лето 1945) была установлена система четырёхсторонней оккупации:

  • Англией,
  • СССР,
  • Францией.

Было решено, что союзники будут рассматривать Германию как единое целое и поощрять появление на территории государства демократических институтов. Решение большинства вопросов, связанных с денацификацией, демилитаризацией, восстановлением разрушенного войной хозяйства, возрождением довоенного политического устройства и т. п., требовало сотрудничества всех победителей. Однако сразу после окончания войны Советскому Союзу и его западным союзникам становилось всё сложнее находить общий язык.

Основной причиной раскола среди бывших союзников стало нежелание западных держав ликвидировать немецкие военные предприятия, что противоречила плану демилитаризации. В 1946 англичане, французы и американцы объединили свои зоны оккупации, образовав Тризонию. На этой территории они создали отдельную систему управления экономикой, а в сентябре 1949 было объявлено о появлении нового государства — Федеративной Республики Германия. Руководство СССР немедленно предприняло ответные меры, создав на своей зоне оккупации Германскую Демократическую Республику.

Германия

Германская Демократическая Республика (ГДР, Восточная Германия) - социалистическое государство, основанное 7 октября 1949 года в советской оккупационной зоне Германии и восточном (советском) секторе Берлина. Республика официально прекратила существование и была объединена с ФРГ в 00:00 по центральноевропейскому времени 3 октября 1990 года.

9 июня 1945 года на территории, где находились советские войска, была образована Советская военная администрация в Германии (СВАГ, прекратила своё существование в октябре 1949 г. после провозглашения ГДР и вместо неё была образована Советская контрольная комиссия), первым её главнокомандующим стал Г. К. Жуков.

Провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон ФРГ, 7 октября 1949 провозглашена Конституция ГДР.

Важнейшие вехи истории ГДР:

июль 1952 г. - на II конференции СЕПГ был провозглашен курс на построение в ГДР социализма

Условия восстановления экономики в ГДР были заметно тяжелее, чем в ФРГ: на Восточном фронте Второй мировой войны были более ожесточенные бои, повлекшие огромные разрушения, значительная доля месторождений полезных ископаемых и предприятий тяжелой промышленности оказалась в ФРГ, более тяжелым бременем ложились и репарации СССР.

В начале 1952 г. был поднят вопрос об объединении Германии. По решению ООН была создана комиссия по проведению всеобщих выборов. Однако по решению Сталина представители комиссии не были допущены на территорию ГДР. Смерть Сталина в следующем году не повлияла на ситуацию.

События 17 июня 1953 года привели к тому, что, вместо взимания репараций, СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь. В условиях обострения внешнеполитической ситуации вокруг германского вопроса и массового исхода квалифицированных кадров из ГДР в Западный Берлин 13 августа 1961 года началось возведение системы заградительных сооружений между ГДР и Западным Берлином - «Берлинской стены».

В начале 1970-х гг. началась постепенная нормализация отношений между двумя германскими государствами. В июне 1973 вступил в силу Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ. В сентябре 1973 ГДР стала полноправным членом ООН и других международных организаций. 8 ноября 1973 ГДР официально признала ФРГ и установила с ней дипломатические отношения.

Во второй половине 1980-х в стране стали нарастать экономические трудности, осенью 1989 года возник общественно-политический кризис, в результате руководство СЕПГ вышло в отставку (24 октября - Эрих Хонеккер, 7 ноября - Вилли Штоф). Новое Политбюро ЦК СЕПГ 9 ноября приняло решение разрешить гражданам ГДР частные поездки за границу без уважительных причин, в результате чего произошло стихийное падение «берлинской стены». После победы ХДС на выборах 18 марта 1990, новое правительство Лотара де Мезьера начало интенсивные переговоры с правительством ФРГ по вопросам германского объединения. В мае и августе 1990 подписаны два Договора, содержащие условия присоединения ГДР к ФРГ. 12 сентября 1990 в Москве подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, который содержал решения по всему комплексу вопросов германского объединения. В соответствии с решением Народной палаты ГДР присоединилась к ФРГ 3 октября 1990.